Крылатые «хищники» Пентагона. Раптор беспилотник
MQ-1B Predator
Predator переводится, как Хищник.
Средневысотный телеуправляемый беспилотник. Первоначально разведывательный (RQ-1), позднее был модифицирован до многоцелевого (MQ-1). Выпускаются модификации: RQ-1A, RQ-1K, RQ-1B, RA-1L, MQ-1A, MQ-1B, Predator XP, MQ-1C Grey Eagle.
Выпускается в составе комплексов: 4 беспилотника и наземная станция управления.
Беспилотник не оснащен технологией Stealth, а потому не предназначен для ведения боевых действий против стран, где ПВО и ВВС отсутствуют или устарели.
Применялся в операциях США в Афганистане, Пакистане, Ираке (один был сбит иракским МИГ-25, два - иракским ПВО), Йемене, Ливии, Сомали, Сирии, Филиппинах.
Predator лицензирован для продаж в Египет, Марокко, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. Кроме США, Хищники стоят на вооружении ВВС Италии, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Марокко.
В 2017 году ВВС США объявили о решении отказаться от использования беспилотников MQ-1B Predator в начале 2018 года.
Внешний вид
MQ-1 Predator
Видео
Производитель
General Atomics Aeronautical Systems, США
Статус
В 2017 году ВВС США объявили о решении отказаться от использования беспилотников MQ-1B Predator в начале 2018 года.
2015. Беспилотник RQ-1/MQ-1 выпускается уже 10 лет подряд, произведено 360 моделей (285 RQ-1 и 75 MQ-1). За период с 1996 по 2015 года ВВС США по официальным данным закупили 269 беспилотников Predator. Большинство из них вышли из строя или были утрачены по различным причинам. Кроме ВВС США, беспилотник использует также ЦРУ. Дальнейшим развитием MQ-1B стал дрон MQ-9 Reaper.
2002. Были проведены испытания запуска с RQ-1 мини-беспилотников Finder. Два таких беспилотника могут помещаться под крыльями RQ-1.
2001. Если до 2001 года выпускалась только модификация RQ-1 (без вооружения), то с 2001 года начался выпуск отдельных моделей с вооружением на борту, как MQ-1, с 2 ракетами AGM-114 Hellfire воздух-земля. Также может быть вооружен 2 или 4 ракетами AIM-92 Stinger, 6 ракетами Griffin воздух-земля.
1994.07.03 Первый полет
Краткая спецификация
Тип: самолетного типа
Длина: 8.22 м
Размах крыльев: 14.8 м, есть модификация 16.84 м
Высота: 2.1 м
Вес без горючего и полезной нагрузки: 512 кг
Максимальный взлетный вес: 1020 кг
Беспосадочный полет: от 14 часов до 24 часов
Дальность действия: 675-1100 км
Потолок высоты: 7620 м
Взлет и посадка: на ВВП длиной не менее 1500 м.
Силовая установка: 1 двигатель Rotax 914F турбированный 4-х цилиндровый двигатель, 86 кВт
Максимальная скорость: 217 км/ч, круизная 130-165 км/ч
Бортовой локатор: с синтезированной апертурой антенны (0.3 м разрешение)
ТВ-камеры DLTV
ИК-система
Лазерный дальномер-целеуказатель
Аппаратура РТР/РЭБ
Оценочная стоимость: $4-4.5 млн ; один полет - порядка $3 тыс. или более.
Новости
В 2017 году ВВС США объявили о решении отказаться от использования беспилотников MQ-1B Predator в начале 2018 года.
2015.10.11 Сообщается, что беспилотники MQ-1 замечены в Краматорске, Украина в количестве 3 экземпляра. / dialog.ua.
2015.09.08 Дроны ВВС США MQ-1 Predator на этой неделе будут летать не только над Латвией, но и над Эстонией.
2015.05.21 Lockheed Martin's Skunk Works Is Cooking Up a Revolution in Drone Technology.
+ +
robotrends.ru
Крылатые «хищники» Пентагона | Армейский вестник
• В своей нынешней афганской кампании США сделали ставку на применение ударных БЛА. Кроме того, США не воюют с Пакистаном, однако масштаб использования ударных беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве этой суверенной страны наводит совсем на другие мысли.• За восемь месяцев 2010 года БЛА американских ВВС нанесли по целям на территории Пакистана 54 ракетных удара, в то время как за весь 2009 год таких атак было предпринято 53. Объектами ударов декларируются укрытия боевиков «Аль-Каиды», группировки Джалалуддина Хаккани и движения «Техрик Талибан-и-Пакистан».
• Представители Пентагона заявляют, что анализ действий БЛА свидетельствует о высокой эффективности их применения. Однако независимые эксперты указывают на тот факт, что большая часть погибших при бомбардировках людей – в лучшем случае, рядовые боевики, а часто – и мирные жители.
• Из более чем 850 человек, уничтоженных беспилотниками на территории Пакистана с 2008 года, 14 являются командирами высшего звена, около 20 – среднего звена. Остальные – рядовые, фактически – вооружённые крестьяне. При этом по официальным пакистанским оценкам, на одного уничтоженного боевика приходится 25 убитых мирных жителей.
• Надо отметить, что большая часть информации об интенсивности и эффективности боевой работы БЛА в Пакистане имеет неофициальный характер. Поэтому она весьма приблизительна. Так, в соответствии с исследованием фонда New America Foundation, с 2004 г. по начало 2010 г. было осуществлено 114 атак БЛА по целям на территории Пакистана. При этом убито от 834 до 1216 человек. Как указано в докладе фонда, две трети из них «похоже, были боевиками», а одна треть – мирными жителями.
• Заметим, что New America Foundation придерживается довольно консервативных позиций и заподозрить доклад этой организации в «очернении» ВС США довольно трудно. Тем не менее, в Пентагоне приводят другие цифры. По данным МО США под ударами беспилотников с 2008 г. по май 2010 г. погибли не более 30 гражданских лиц, в то время как потери боевиков превысили 500 человек. Правда, совершенно не ясно, кто и как подсчитывает для США количество потерь мирных пакистанцев.
• Однако в любом случае, кто бы и как не подсчитывал потери, ясно одно – мирные граждане гибнут и будут гибнуть при ударах по боевикам. Это, естественно, ведёт к дальнейшему озлоблению населения на северо-западе Пакистана и к росту антиамериканских настроений в целом. Очевидно, что часть пакистанцев, родственники которых погибли под американскими ракетами и бомбами, берутся за оружие, чтобы воевать на стороне «Талибана», «Аль-Каиды» и других радикальных движений.
• Однако в руководстве США потери среди мирных жителей Пакистана, какими бы они ни были, видимо, считают приемлемой ценой за снижение эффективности управления террористическими группировками. В частности, в соответствии с официальными заявлениями представителей Госдепартамента, постоянные атаки дронов заставили руководство «Аль-Каиды» и «Талибана» передислоцироваться с «территории племён» значительно южнее, вплоть до Карачи.
• Один из весьма любопытных доводов представителей американских спецслужб в пользу дальнейшего наращивания активности атак БЛА против руководства террористических организаций состоит в том, что из-за ликвидации секретных тюрем ЦРУ и возможного закрытия тюрьмы Гуантанамо, спецслужбы просто не имеют возможности где-то содержать плененных полевых командиров, поэтому рациональнее их уничтожать.
УДАРНЫЕ «ХИЩНИК» И «ЖНЕЦ»
• Основной беспилотной ударной силой ВВС США в настоящее время являются БЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. При этом Predator, наиболее известный и успешный на сегодняшней день беспилотник в мире, уже считается устаревшим, планируется постепенное снятие его с вооружения.
• Общее количество MQ-9, который представляет собой увеличенный вариант MQ-1, в перспективе будет доведено до 329 единиц. Первые комплексы RQ-1 Predator стали поступать на вооружение в 1995 году, тогда же началось их боевое использование на Балканах.
• Predator («Хищник») разработан авиационным подразделением компании General Atomics. Первоначально этот БЛА создавался исключительно как разведывательная платформа, на что указывает его обозначение: буквой R, в соответствии со стандартами Пентагона, обозначаются разведывательные самолеты, Q – беспилотные летательные аппараты. Но в 2002 году, после того, как Predator был адаптирован для применения вооружения, он получил обозначение MQ-1, что, в соответствии с уже упомянутыми стандартами, обозначает многофункциональный БЛА.
• Идея дооснастить RQ-1 для применения управляемых ракет и другого вооружения возникла после того, как был создан и испытан многоцелевой БЛА MQ-9 Reaper.
• MQ-1 Predator построен по обычной аэродинамической схеме. Он имеет обращенное вниз V-образное хвостовое оперение, заднее расположение силовой установки с толкающим винтом. Двигатель – поршневой, четырёхцилиндровый оппозитный Rotax 914F мощностью 115 л.с. Старт и посадка осуществляется по-самолётному.
• Длина аппарата – 8,22 м, размах крыльев – 14,8 м. Максимальный взлётный вес – 1020 кг. Максимальная скорость БЛА – 217 км/ч, крейсерская – 130-165 км/ч. Практический потолок – 7620 м, дальность полёта 3700 км, хотя учитывая конструкцию системы управления, она ограничивается исключительно продолжительностью полёта, которая в серийном варианте составляет 24 часа (в ходе экспериментальных полетов Predator держался в воздухе до 40 часов).
• В конструкции MQ-1 Predator применены стандартные для американской авиапромышленности механические, электрические и электронные узлы и агрегаты. Такая концепция создания БЛА позволила добиться снижения стоимости производства и довольно высокой надежности комплекса.
• «Хищник» оснащен мультиспектральной системой наведения AN/AAS-52. В её состав входят инфракрасный, телевизионные (цветной и черно-белый) каналы, лазерный дальномер и прибор лазерной подсветки цели. Также на борту имеется РЛС с синтезированной апертурой фирмы Westinghouse.
• Для связи с наземным пунктом управления и для трансляции разведывательной информации потребителям Predator использует радиосигнал, транслирующийся через спутники. Хотя управление может осуществляться и напрямую, но на дальность, не превышающую 270 км (первоначально, до 2000 г., это был единственно возможный вариант управления БЛА Predator).
• Управление БЛА по спутниковому сигналу осуществляется с помощью мобильных станции спутниковой связи AN/TSQ-190 Trojan SPIRIT-II. Станция представляет собой два стандартных контейнера с оборудованием, установленных на шасси HMMWV, и двух прицепов с антеннами.
• Наземный пункт управления представляет собой контейнер длинной 9,15 м и шириной – 2,5 м. В нём расположены рабочие места пилота и оператора оборудования и вооружения. Комплекс состоит из четырех беспилотников и одной станции управления. Численность обслуживающего комплекс персонала – 55 человек.
• Каждый комплекс MQ-1 может быть разобран на 6 частей для быстрой доставки в любую точку мира. Самая крупная составная часть – кабина наземного пункта управления.
• Среди отзывов военнослужащих о вверенном им вооружении, попадавших в разное время в американскую прессу, можно встретить упоминания о недостаточно продуманном расположении органов управления в наземном пункте. Например, кнопки запуска ракет и выключения двигателя аппарата находятся рядом друг с другом, что в критической ситуации может привести к фатальной ошибке.
• Кроме того, ВВС испытывают острый дефицит пилотов-операторов и вынуждены привлекать на помощь Национальную гвардию и даже отставников. Это во многом объясняется резким ростом численности БЛА Predator и Reaper в ВВС, а также стремительно нарастающей нагрузкой на них. По результатам 2009 года в Ираке и Афганистане беспилотники ежедневно совершали 34 вылета, в то время как в 2006 году поднимались в воздух 12 раз в день.
• 70-80% времени операторы БЛА тратят на сканирование дорог для противодействия минированию. Остальное время занимает наблюдение за лагерями боевиков и оказание поддержки войскам на поле боя.
• Схема применения БЛА типа Predator примерно такая: аппарат выполняет полёт по заданному маршруту, непрерывно передавая «картинку» на командный пункт в Афганистане или Ираке. Офицеры на КП просматривают материал и в случае обнаружения цели дают команду экипажу, который может работать дистанционно, то есть с территории США, на применение оружия.
• В планах ВВС США – модернизация пунктов управления беспилотниками. Основная задача этой работы – упростить процесс управления летательным аппаратом. Это позволит, во-первых, одному пилоту управлять стразу несколькими дронами, а, во-вторых, сократить объём подготовки пилотов.
• MQ-9 Reaper («Жнец») впервые был поднят в воздух в 2001 году. Он является увеличенным вариантом MQ-1 и очень похож на него внешне. Основным визуальным отличием «Жнеца» от «Хищника» является перевернутое вверх хвостовое оперение. Длина аппарата – 11 м, размах крыльев – 20 м. Он оснащен турбовинтовым двигателем TPE331-10 разработки фирмы Garret мощностью 900 л.с.
• Максимальный взлётный вес – 4760 кг. Максимальная скорость БЛА – 482 км/ч, крейсерская – 276-313 км/ч. Практический потолок – 15000 м, дальность полета – 5920 км. Запас топлива на борту позволяет MQ-9 держаться в воздухе от 14 (с максимальной загрузкой) до 28 часов, а с двумя подвесными топливными баками – до 42 часов.
• Аппарат оснащен мультиспектральной системой наведения AN/AAS-52. На борту также установлена радиолокационная станция с синтезированной апертурой AN/APY-8 Lynx II. Беспилотник имеет шесть точек подвески вооружения и дополнительного оборудования. Два пилона расположены во внутрифюзеляжном отсеке. На них может размещаться как вооружение, так и дополнительные топливные баки массой до 680 кг на каждом. Также БЛА имеет 4 подкрыльевых пилона. Первая, расположенная ближе к фюзеляжу, пара предназначена для размещения полезной нагрузки общей массой до 270 кг на каждом бомбодержателе, вторая пара – до 90 кг.
• В состав вооружения MQ-9 могут входить:— управляемые бомбы GBU-12 Paveway II;— корректируемые бомбы GBU-38 JDAM;— ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-114 Hellfire II;— ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder (в перспективе ВВС США намерены добавить к номенклатуре вооружения MQ-9 Reaper ракеты класса «воздух-воздух» AIM-92 Stinger).
• Ещё одним пополнением в семействе американских беспилотных летательных аппретов, ведущих свою родословную от MQ-1 Predator, стал MQ-1C Gray Eagle. Эту модель в ходе конкурса, объявленного в 2002 году, выбрала армия США в качестве основного многоцелевого средневысотного БЛА с повышенной дальностью полета. Пока армия заказала 11 комплексов Gray Eagle, каждый из которых имеет в своем составе 12 БЛА и пять пунктов управления, то есть, всего – 132 летательных аппарата. Общая стоимость программы составляет $1 млрд. Четыре первых БЛА Gray Eagle должны быть переброшены в Афганистан в конце 2010 г.
• MQ-1C Gray Eagle («Серый орел») представляет собой фюзеляж аппарата MQ-1 Predator с крыльями большего размаха, новой силовой установкой и бортовым оборудованием. Размах крыльев MQ-1C составляет 17 м, максимальный взлетный вес – 1450 кг. Максимальная скорость – 250 км/ч, максимальная дальность полета – 400 км, продолжительность полета на высоте до 7600 м – 36 часов.
• Полезная нагрузка БЛА – 360 кг, на четырёх узлах подвески могут размещаться ракеты AGM-114 Hellfire II, управляемые бомбы GBU-44/B Viper Strike, ракеты класса «воздух-воздух» AIM-92 Stinger. По сравнению с «Хищником» «Серый орел» имеет носовой обтекатель большего размера. Там размещается система обнаружения движущихся наземных целей (SAR-GMTI), построенная с использованием РЛС с синтезированной апертурой, и мультиспектральная система наведения AN/AAS-52.
• На MQ-1C Gray Eagle установлен дизельный двигатель Thielert Centurion с рабочим объемом 1,7 л мощностью 135 л.с. Семейство Thielert Centurion построено на базе автомобильных моторов компании Mercedes-Benz. Все они имеют турбонаддув, электронную систему управления и могу работать как на дизельном топливе, так и на авиационном керосине. Применение дизельных двигателей в лёгкой авиации позволяет добиться лучшей топливной эффективности и тяговооруженности по сравнению с бензиновыми поршневыми моторами аналогичной мощности. Кроме того, применение двигателей, построенных на базе массовых автомобильных моторов, позволяет снизить эксплуатационные расходы.
• Армия США намеревается эксплуатировать свои MQ-1C Gray Eagle исключительно в удаленном режиме, то есть пилоты и операторы этих БЛА будут находиться на территории США. Такое решение должно повысить оперативность применения Gray Eagle, поскольку в таком случае при передислокации исчезает необходимость транспортировать на новое место наземный пункт управления, который является самым громоздким элементом комплекса.
• Пока основными эксплуатантами БЛА, разработанных компанией General Atomics, являются ВВС США. По состоянию на 2009 год на вооружении состояло 195 комплексов MQ-1 Predator и 28 – MQ-9 Reaper. Также они имеются у Национальной гвардии и Таможенной и пограничной службы США. ЦРУ использует только MQ-1.
• В ВВС «хищниками» и «жнецами» полностью оснащено 432-е экспедиционное авиакрыло. В состав этой части входят четыре разведывательных эскадрильи, эксплуатирующих MQ-1 Predator, и одна ударная эскадрилья, вооруженная аппаратами MQ-9 Reaper. В составе 49-го крыла имеются ударная, разведывательная и учебная эскадрильи, вооруженные MQ-1 и MQ-9. В составе командования Специальных операций ВВС в настоящее время имеется одна эскадрилья, вооруженная MQ-1, организационно входящая в 3-е крыло специальных операций.
• С момента начала боевого использования этих БЛА было потеряно 70 аппаратов. 55 из них – из-за отказа оборудования, ошибок пилотов-операторов или в сложных погодных условиях. 4 аппарата были сбиты противником в ходе боевых действий на Балканах и в Ираке. 11 упали в ситуации, когда обстановка требовала немедленной поддержки наземных войск, а горючее на борту дрона оказалось на исходе.
АДСКИЙ ОГОНЬ ВОЗМЕЗДИЯ
• Основным антитеррористическим «инструментом» MQ-9 является комплекс с ракетой AGM-114 Hellfire II. Противотанковая ракета AGM-114 разрабатывалась с середины 70-х годов для использования с различных носителей, но основным предназначением комплекса являлось вооружение боевых вертолётов. На вооружение армии и корпуса морской пехоты США Hellfire приняли в 1984 году.
• Ракета имеет модульную конструкцию, что фактически снимает ограничения на её модернизацию в соответствии с растущими требованиями заказчика. В начале 90-х гг. была проведена коренная модернизация комплекса, в результате чего появилась ракета, получившая обозначение AGM-114 Hellfire II.
• Несмотря на внешнее сходство с AGM-114A, она фактически была сконструирована заново – большинство систем заменено на более совершенные. В частности, ракета получила обновленную полуактивную лазерную головку самонаведения, лучше работающую в условиях электронно-оптических помех, задымления и при наличии паразитных бликов от водной поверхности.
• Пуск ракет может осуществляться прямой наводкой по настильной траектории с захватом цели перед пуском или по навесной траектории с захватом цели после пуска. Процесс наведения контролируется бортовой системой автоматизированной обработки данных с математическим обеспечением на основе языка программирования Ada. Hellfire II имеет в составе бортового оборудования автопилот, применение которого улучшает процесс наведения ракеты на малых дальностях, повышает точность наведения, позволяет увеличить скорость полета ракеты.
• Hellfire II оснащается малодымным твёрдотопливным двигателем, который разгоняет ракету до скорости 425 м/с. Максимальная дальность пуска последних модификаций ракет этого типа с малых высот (около 900 м) – 8 км, а при пуске с БЛА, находящемся на высоте около 7,5 тыс. м, AGM-114 Hellfire II способна поразить цель на расстоянии до 11 км. В состав комплекса Hellfire входят пусковые установки типа M272 и M-299/M-310. M299/M-310 имеет цифровой интерфейс MIL-STD-1760 и стандартные натовские 356-мм узлы подвески.
• В настоящее время на вооружение поступили несколько вариантов ракет Hellfire II, отличающихся главным образом типом боевой части (масса БЧ 8 кг). Имеются варианты с тандемной, фугасной и термобарической БЧ. Наиболее совершенным считается созданный в 2009 году вариант AGM-114R Hellfire II с универсальной БЧ, предназначенный для уничтожения блиндажей, транспортных средств, в том числе бронированных, поражения людей, находящихся в зданиях и естественных природных укрытиях таких, как пещеры.
• Сравнительно недавно в США на вооружение поступил новый тип боеприпаса – компактная ракета SSW (Small Smart Weapon – малое высокоточное оружие). Она разработана компанией Lockheed Martin с учётом опыта применения существующих авиационных средств поражения, созданных для классической войны, против террористов в Ираке и Афганистане.
• Ракета SSW имеет массу около 14 кг, длина – 546 мм, диаметр – 108 мм. Максимальная дальность пуска – около 20 км. Ракета имеет модульную конструкцию с использованием готовых коммерческих решений, за счёт чего достигается невысокая стоимость этого боеприпаса. Она оснащена складывающимся крылом для увеличения дальности полёта и улучшения маневренности.
• SSW может комплектоваться различными типами боевых частей и систем наведения. В частности, на ракету могут быть установлены полуактивная лазерная, инфракрасная или радиолокационная головки самонаведения. В составе бортового оборудования имеется модуль GPS, что позволяет вносить коррективы в целеуказание уже в полёте. Как и AGM-114 Hellfire II, ракета SSW запускается с захватом цели на носителе или уже в полете.
• Ракета SSW предназначена для поражения людей на местности, в легких полевых укрытиях или домах, уничтожения движущегося автотранспорта и легкобронированных машин, а также огневых точек, артиллерийских позиций.
• SSW запускается с пусковых установок M-299/M-310, предназначенных для ракет Hellfire. При этом на одну направляющую могут быть установлены три SSW. Также ракеты могут заряжаться в стандартные блоки для пуска неуправляемых ракет. В таком варианте в каждую трубу блока помещается две ракеты SSW.
• Вероятное отклонение от цели ракеты SSW, по заявлению компании-разработчика, не превышает одного метра. Таким образом, она позиционируется как дешевый и эффективный ответ на вызовы глобальной войны с терроризмом. Надо отметить, что нынешняя охота за боевиками радикальных исламских движений, похоже, стала генеральной репетицией бесконтактных и беспилотных воздушно-космических операций будущего, а Пакистан и Афганистан – полигоном для отработки оперативных и тактических приемов ведения таких войн.
• В ближайшие 10 лет МО США намеревается в 4 раза увеличить количество БЛА, способных выполнять функции поиска и уничтожения целей. Таким образом, к 2020 году парк беспилотников типа MQ-9 Reaper или аналогичных ему достигнет 800 единиц. Учитывая планы Пентагона по конвертации к 2035 г. всех имеющихся вертолетов в беспилотные машины (правда, с сохранением возможности управления ими человеком), а также активную работу по созданию полноценного беспилотного боевого самолета, конфигурация боевой авиации будущего вырисовывается вполне однозначная.
/Илья КЕДРОВ, «Национальная оборона»/
__________________________________________________________Полезная информация:• Хотите окунуться в напряжённую атмосферу нервного напряжения и сковывающего всё тело страха? Если вам по вкусу холодящие кровь крики и отчаянные вопли несчастных жертв, которые непременно сопровождают все страшные фильмы ужасов, то мы рекомендуем посетить сайт Xfolders.ws.• Зачем покупать многочисленные диски с записями, если страшные фильмы можно скачать прямо с сайта. Для этого вам нужно просто зайти на сайт Xfolders.ws и выбрать понравившийся фильм. Скачивание страшных фильмов абсолютно бесплатно и без отправки СМС. Кстати, помимо фильмов ужасов на данном сайте представлены разнообразные программы, новинки музыки и игры для компьютеров.
army-news.ru
Американский Раптор грозен и сплошная инновация ! Но белорусский беспилотник - самый безжалостный !
Среди беспилотников самые лучшие - американские (их там у них видов тридцать, а самые ударные - MQ-9 Reaper
и Х-47 В
Они найдут, опознают и пустят в твою бороду ракету с 30 кг тротила. Принимай !
Европейцы хопом создали красавца
А вообще БПЛА делают почти все - и украинцы, и автрийцы, и болгары, и канадцы, и бельгийцы и всякие шведы, наши прошлогодние друзья. Лучшие после американцев - израильтяне
Россияне, конечно, думают, что они лучшие
Но все перечисленные не знают, что самые крутые в мире - это белорусские беспилотники.
И не эта кроха
а вот эта громадина
И все потому, что они находят самогонные аппараты в Налибокской пуще.
Это там, где фашисты партизан не доставали. А тут беспилотник заложил - и полицаи тут как тут. Сразу - яйки, сало, хлеб.
Вы только на самогонный аппарат посмотрите. Это ведь завод по производству ВВП ! Он дарит щасце. Он мог бы осчастливить тысячу жаждущих в месяц.
Но безжалостный белорусский беспилотник "Аист" против щасця.
maxpark.com
БПЛА «Predator» | Армия и вооружение
Беспилотный летательный аппарат “Хищник” (“Predator”), обозначаемый RQ-1, является детищем компании General Atomics Aeronautical Systems, Inc. (GA-ASI). Данный БПЛА запущен в январе 1994 года в качестве демонстрации концепции передовых технологий (ACTD). Армейская версия, которая появилась вслед за RQ-1, названа MQ-1. Проект был основан на модификации беспилотника Gnat 750, также созданного компанией General Atomics Aeronautical Systems. Стоит отметить, что Gnat 750 не имел спутниковой связи. Американские вооруженные силы получили первый образец БПЛА “Хищник” в 1994 году и активно использовали его в Боснии в 1995-1996 годах. Затем данные аппараты под индексом RQ-1A появились на вооружении военно-воздушных сил и центрального разведывательного управления США.В конце зимы 2001 года прошли испытания лазерноуправляемой ракеты Hellfire-C с борта БЛА Predator. Пуски осуществлялись на авиабазе Неллис, Невада. Уже в 2002 году во время проведения операции “Несокрушимая свобода” в Афганистане был успешно опробован “Хищник” с подвесками ракет “Хеллфайр”, получивший обозначение MQ-1. Зимой того же года “Хищник” при помощи ракеты “Хеллфайр” уничтожил машину в Йемене, по сведениям разведки в ней находились террористы. Помимо ракет, компания Northrop Grumman опробовала запуск суббоеприпаса со снарядо-фомирующим зарядом Bat с БПЛА “Хищник”.Официально, система “Predator A” была объявлена как действующая лишь в 2004 году, через 10 лет после появления в армии. БПЛА “Predator” в настоящий момент находятся на вооружении итальянских и американских ВВС. К сентябрю 2007 года “Хищник” уже совершил около 300000 часов полета, 80% из которых относятся к боевым операциям и доля их только возрастает. Только в октябре 2007 года эти БПЛА налетали 12000 часов. Недавно у военно-воздушных сил США появился новый аппарат “Жнец” (“Reaper ”), он базируется на увеличенной платформе “Хищника”.
Каждая система “Predator” состоит из 4 БПЛА, наземной станции управления, терминала спутниковой связи и 55 человек обслуживающего персонала. Беспилотный летательный аппарат “Хищник” оборудуется разведывательными системами и оружием для обеспечения возможностей интеллектуального поиска, наблюдения и разведки. Он создан для выполнения загоризонтных, дальних, высотных операций, включающих разведку, наблюдение и нанесение точечных ракетных ударов в течение отведенных 40 часов полета. “Хищник” также может использоваться вместе с поисковыми мини-БЛА, что позволяет ему выполнять невысотную разведку без снижения и опасности встречи с вражеским огнем.
MQ-1 «Predator»
MQ-1 «Predator» с ракетами AGM-114 «Hellfire». Авиабаза Белед (Balad), Ирак, после выполнения операции в рамках кампании «Свобода Ирака». 2007
Пилот и оператор датчиков БПЛА MQ-1 «Predator» осуществляют пилотирование аппарата, находящегося в радиусе 25 миль от базы. Авиабаза Белед, Ирак
Аппарат “Predator” оборудован четырёхцилиндровым двигателем с турбонаддувом “Rotax 914” мощностью 105 л.с. Планер построен по нормальной аэродинамической схеме с однобалочным фюзеляжем и задним расположением воздушного винта, имеет длину 8,22 метров, высоту 2,1 метра и размах крыльев – 14,8 метров. Хвостовое оперение — перевёрнутое V-образное. Аппарат весит 512 кг без нагрузки и 1043 при максимальной нагрузке. Традиционными для данного БПЛА являются операции, проводимые на высоте 7400 метров при скорости полета 217 км/час. Беспилотник способен выполнять патрулирование огромной территории в течение 24 часов на удалении от базы равного 640 км. Полезная нагрузка составляет 204 кг во внутренних отсеках, 136 кг на внешних подвесках, а также 286 кг топлива. Собранные из унифицированных авиационных электрических, механических и радиоэлектронных узлов, используемых на традиционных самолётах, беспилотники “ Predator” является надежной машиной.Усовершенствование БПЛА включает замену оригинального электрооптического/инфракрасного датчика на систему, включающую лазерный целеуказатель/дальномер, подкрепление крыльев для посадки на грунт и введение электропроводки и подвесок для ношения и запуска ракет “Хеллфайр”.
Выделяют несколько этапов модификации беспилотных аппаратов “Predator”. Представленная на испытаниях по программе демонстрации концепции передовых технологий (ACTD) версия аппарата обозначалась как RQ-1K, при этом вся система (включая наземную станцию управления) известна как RQ-1A. Аппарат имел поршневой двигатель Rotax 912 UL, двулопастной толкающий винт и V-образное хвостовое оперение. Обладая полностью убирающимся шасси, БЛА взлетает и приземляется с взлетной полосы по самолетному. Для дистанционного пилотирования аппарат снабжался цветной видеокамерой, и GPS- полуавтоматической инерциальной навигационной системой. Первостепенным оборудованием для выполнения разведывательных миссий являлась турель с установленными на ней AN/ZPQ-1 TESAR (тактический радар TESAR с синтезированной апертурой) компании Northrop Grumman и камера Wescam Versatron 14TS IR/EO (ИК/электрооптическая).RQ-1K.Наземное оборудование системы RQ-1A включало RQ-1P GCS (наземная станция управления), которая использовала данные, передаваемые с помощью спутниковой связи с КУ- и C-диапазоном. Дальность непрямой связи, то есть эффективный радиус проведения операций, составлял около 740 км. Непрямая связь первых трех систем “Predator” осуществлялась через AN/TSQ-190(V) Trojan SPIRIT II SATCOM, которая в номенклатуре БЛА “Predator” обозначалась как RQ-1U. RQ-1K способен программироваться на автоматическое возвращение и посадку при потере связи.
Первый этап (блок 1) модификации “Predator” проходил в период 1998-2001 года. Названная RQ-1B, система блока 1 включала усовершенствования планера и систем связи. БПЛА RQ-1L был снабжен 4-хцилиндровым двигателем с турбонаддувом Rotax 914 UL и оборудованием для борьбы с обледенением. Он достигал высоты 7920 метров, где при скорости 110-130 км/ч совершал полет в течение 20-24 часов. На поздних аппаратах RQ-1L камеры Wescam 14TS были заменены на электрооптическую стабилизированную турельную установку Рейтеон AN/AAS-52 Multisensor Tactical System (MTS), которая имела лазерный целеуказатель. Усовершенствование наземного оборудования включало внедрение надежного голосового переключателя ATC (Организация воздушного движения), второго канала передачи данных с наземной станции, для одновременного управление двумя БПЛА, станции боевого обеспечения (AFMSS) и др. Блок 1 усовершенствований назывался RQ-1Q, тогда как спутниковая связь с “Хищником” (которая была заменена Trojan SPIRIT II) известна как RQ-1W PPSL (Первичная спутниковая связь “Predator”).RQ-1L.Дальнейшее улучшение системы “Хищника” обозначалось блоками 10 и 20. Изменения блока 10 касались удлинения законцовки крыла для повышения характеристик на больших высотах и в условиях жаркого климата. Вследствие данного улучшения размах крыльев увеличился с 14,8 м до 16,84 м (MQ-1B). В блоке 20 вводилась станция MD-1A, при этом, обозначение MD-1B приписывалось одноименной Predator LRCS (станции управления запуском и посадкой), которая использовалась только на аппаратах MQ/RQ-1 и MQ-9 “Predator B”. Кроме того, появилась станция MD-1C — CDCS (контейнерная двойная станция управления), являющаяся полностью функциональной после запуска. MD-1D представляет собой станцию управления, которая контролирует 4 БПЛА одновременно. Она включает одного пилота и 4 оператора датчиков.
Вероятно, наиболее важным улучшением “Predator ” являлось вооружение его управляемыми ракетами. Программа стартовала в 2000 году, а в феврале 2001 противотанковая ракета с лазерным наведением AGM-114C “Hellfire” уже запускалась с пилонов, расположенных на крыльях RQ-1L, который также был оборудован лазерным целеуказателем AN/AAS-52(V). Ударные аппараты, которые носят ракеты “Hellfire”, получили название MQ-1L, а станция, управляющая ими — MQ-1B. Помимо ракет “Hellfire”, беспилотный летательный аппарат “Predator ” способен нести ракеты FIM-92 Stinger класса “воздух-воздух”.MQ-1L.
Последние версии боевых аппаратов “Predator” выступают мультисенсорной платформой, исходя из этого они оборудуются инфракрасными (EO/IR) многоспектральными датчиками и радиолокатором синтетического апертурного радарного режима (SAR) отображения для обнаружения. Для дневного/ночного видения система использует электрооптическую стабилизированную турельную установку Рейтеон AN/AAS-52 Multisensor Tactical System (MTS). Когда условия погоды ограничивают её возможности, для открытия большей области видения используется радар TESAR с синтезированной апертурой компании Northrop Grumman.Турель Рейтеон AN/AAS-52 Multisensor Tactical System (MTS).БПЛА получает и отправляет данные о местности, объектах и задачах по линиям прямой связи или с помощью спутниковой связи. Информация может передаваться беспилотнику непосредственно из любой точки мира с помощью дистанционного терминала управления “Rover”. Данные сканирования местности распространяются через оборонные спутники связи или коммерческие сервисы, использующие вспомогательную сеть DCGS и станции, связанные со спутниковой системой связи Trojan Spirit II.
Данные разведки могут использоваться непосредственно войсками. Аппараты оборудуются радиорелейными линиями УВЧ и ОВЧ, радиосвязью, которые работают на 278 км, УВЧ и спутниковой связью. На таком расстоянии радиовидимость обеспечивается только при больших высотах, не менее 7 км.Наземная станция управления вмещается в 9-ти метровый грузовик, включает пилота и его пульт управления, три консоли планирования операции и использования данных Boeing и две станции радаров синтетической апертуры. К оборудованию бортовой связи относятся станции спутниковой и наземной линий связи.
Во время операций в Ираке ВВС США использовали наземные станции управления, находящиеся внутри театра боевых действий и, находящиеся вне его, что исключало управление БПЛА напрямую. Это давало войскам удивительную гибкость, они имели 5 станций, разнесенных по миру. Три орбиты контролировались дистанционно из США. Четыре синхронизированные с “Хищниками” орбиты располагались над Ираком и дополнительная орбита над Афганистаном. Уделенное управление такими БПЛА как “Global Hawk” и “Predator” в проведении операций значительно снижало вовлеченность персонала, в том числе, в охрану станций управления, и повышало экономическую готовность системы.В данном контексте работа военной машины характеризовалась перемещением информации от одного участка земли к другому, а не солдат, что демонстрировало “сетевую” составляющую. Последняя, в свою очередь, сокращала спектр целей, которые могли быть уничтожены вражеским оружием. В частности, станции управления и аэродромы находились далеко от театра боевых действий.Во время проведения операции в Ираке и Афганистане операторы БПЛА находились на авиабазе Неллис в Калифорнии. Аппараты и их вооружение контролировалось через спутниковую связь.
Вооружение:2 точки подвески:2 × AGM-114 Hellfire (MQ-1B)4 × AIM-92 Stinger (MQ-1B)6 × ракеты Griffin класса «воздух-земля«——www.military-informer.narod.ru/Predator.htmldefense-update.com/products/p/predator.htmwww.designation-systems.net/dusrm/app2/q-1.html
warinform.ru
Беспилотник «Дозор-600» превзошел «MQ-1 Predator»
Будущее, где умные машины убивают людей, наступило гораздо раньше, чем думали герои «Терминатора». Сейчас представить воздушные силы современного государства без беспилотников невозможно. До последнего времени гегемоном в области строения и использования БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) были Соединенные Штаты Америки, но, кажется, их лидерству скоро придет конец. А точнее прилетит — на крыльях российского разведывательно-ударного БПЛА «Дозор-600».
Идеи добавить к разведывательной функции беспилотных летательных объектов еще и задачу уничтожения целей возникали у мировых конструкторов еще на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Например, легендарный Никола Тесла сконструировал небольшой радиоуправляемый планер, способный сбрасывать небольшие бомбы, но его устройство никого в то время не заинтересовало.
Первым серийным ударным БПЛА стал американский «MQ-1 Predator», который в 2001 году в рамках тренировочных полетов удачно поразил требуемые цели. С этого момента необходимость создания подобного вооружения для нужд российской армии стала очевидна.
В 2009 году на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском был представлен публике первый прототип нового российского БПЛА. Беспилотник «Дозор» совершил показательный полет длительностью всего несколько минут, но разговоры о его технических характеристиках и сравнения с зарубежными аналогами не утихают уже более пяти лет.
Строение корпуса у «Дозора» и его заокеанского коллеги «MQ-1 Predator» схожее, оба они имеют нормальную аэродинамическую схему с однобалочным фюзеляжем. Размахам крыльев отечественного БПЛА уступает «MQ-1 Predator» почти на треть — 12 метров против 17. Скромность в габаритах прослеживается и в небольшой массе полезной нагрузки и максимальной взлетной массе. На первый взгляд такая компактность кажется недостатком, ведь меньший взлетный вес означает меньше ракет, что для ударного беспилотника является определяющим фактором. Но это только на первый взгляд. Меньшие размеры означают и меньшую заметность для систем обнаружения. Малая взлетная масса, которая теоретически ограничивает тип и количество ракет, может нивелироваться специальными компактными ракетами «воздух-земля» или ПТУР (противотанковыми ракетами), которые по слухам уже разрабатываются конкретно для «Дозора-600». Да и без специальных ракет возможна установка, например, четырех ПТУР типа «Штурм» или «Атака», масса которых не превышает пятидесяти килограмм. В свою очередь «Predator» имеет на вооружении две противотанковые ракеты AGM-114 «Хеллфайр», которые неплохо себя зарекомендовали в Ираке и Афганистане.
Интересное, что мощность двигателей на российском и американском БПЛА одинакова и равна 115 лошадиным силам, а это значит, что при меньшей массе и габаритах «Дозор-600» будет чувствовать в небе более комфортно: больше максимальная скорость (150 километров в час против 130 у «Predator»), выше маневренность. Эти показатели также можно назвать определяющими, ведь помимо потенциального уничтожения цели задачами беспилотника является разведка и обнаружение, а уж тут такая «проворность» остро необходима. Например, в войне НАТО против Югославии в 1999 году уже устаревшие зенитно-ракетные комплексы 9К31 «Стрела-1″ югославской армии сбили минимум два «MQ-1 Predator».
Для наблюдения местности и разведки «Дозор-600» будет располагать целым комплексом устройств: оптико-тепловизионная гиростабилизированная система (видеокамера и тепловизор), РЛС переднего и бокового обзора, фотокамера высокого разрешения со сменными объективами, система целеуказания и автосопровождения. Вообще, список оборудования, которое можно будет установить на «Дозор-600″, довольно обширен, так как аппарат может быть использован и в гражданском секторе, например, для съемок очагов пожаров или составления карт труднодоступных мест.
В 2013 году глава Минобороны Сергей Шойгу поручил конструкторам ускорить темпы выполнения работ по перспективному беспилотнику, примерными датами поступления БПЛА «Дозор-600» в войсковые части называются 2017-2018 годы.
Источникdiscussio.ru
ВВС США получают новые БПЛА "Predator C Plus" » Военное обозрение
General Atomics заключил контракт с ВВС США на постройку третьего прототипа малозаметного беспилотного летательного аппарата Predator C Avenger. General Atomics уже построил два таких аппарата и планирует построить еще два, по крайней мере, производство одного из них в настоящее время финансируется правительством США. По словам Дейвида Фалгхама (David A. Fulghum) из Aviation Week, новая версия "Avenger" (Мститель) будет более мощной и сможет нести больше полезной нагрузки, чем первые два прототипа, выпущенные в 2009-м. Второй Avenger совершил первый полет в апреле 2010 года. ВВС выделили $ 15 миллионов на первый самолет, но, как ожидается, стоимость программы увеличится.
General Atomics сообщил ВВС, что готов быстро нарастить производство в случае заказа БПЛА военно-воздушными силами или другими государственными организациями. Закупки находятся под контролем специальной секретной организации Big Safari, отвечающей за оперативные приобретения для ВВС США.
ВВС планируют отправить этот самолет в Афганистан, где он будет использоваться для оценки "следующего поколения датчиков, оружия, тактики, методов и процедур использования БПЛА", позволяя ускорить дальнейшее его принятие на вооружение. Испытания также помогут определить требования к снижению радиолокационной заметности аппарата.
Avenger разработан для выполнения высокоскоростных полетов большой продолжительности для ведения скрытной многоцелевой разведки, наблюдения и рекогносцировки и проведения высоко точных ударов на суше или на море. Он может нести различное вооружение во внутреннем отсеке, в том числе 2000-фунтовые высокоточные бомбы JDAM, электрооптические/инфракрасные датчики, всепогодную РЛС GA-ASI Lynx с синтезированной апертурой и бортовой индикатор переднего обзора для обнаружения движущихся целей. General Atomics сообщает, что разведывательная система основана на испытываемой в настоящее время на F-35 системе ночного видения от корпорации Lockheed Martin и видеодатчиках собственной разработки. Для поддержания малозаметности на Avenger, вероятно, будут использованы специализированные интегральные, конформные или выдвижные подвески.
Predator был одним из самых успешных в войне дронов, которую начало ЦРУ с международным терроризмом в Азии, на Ближнем Востоке и Африке. Новый и более продвинутый Predator “C-plus”, обладающий большей грузоподъемностью для размещения нескольких более тяжелых датчиков и высокоточного оружия, мог бы расширить оперативные возможности для проведения операций во вражеском воздушном пространстве. Фалгхам сообщает, что закупка ВВС серийных дронов может освободить Пентагон от обязательств совершить закупки по новой программе "MX", "в свете бюджетной политики, гарантирующей аннулирование новых программ." Predator С/Avenger также рассматривается в качестве будущей американской морской разведывательной платформы, известной как UCLAAS.
Решение было обнародовано через несколько дней после потери другого дрона-невидимки - RQ-170 Sentinel - над Ираном. Тем не менее, согласно Фалгхаму, новое заявление не имеет отношения к нынешнему инциденту. ВВС планировали заключить контракт в ноябре 2011 года, но из-за бюджетных осложнений он был заморожен. Чиновники заявили, что проект велся и до потери дрона-невидимки четвертого декабря в районе Kashmar на северо-востоке Ирана.
topwar.ru
Военные технологии - F-22 Raptor
F-22 Raptor
Lockheed Martin / Boeing F-22 Raptor одноместный, двухмоторный истребитель пятого поколения разработанный с использованием стелс-технологии. В первую очередь разрабатывался для полного превосходства в воздухе, но он также имеет дополнительные возможности, которые включают функции штурмовика, самолета радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки. Конструкторы Lockheed Martin является главным подрядчиком и отвечает за большую часть планера, систем вооружения и окончательной сборки F-22. Самолет до официального ввода в ВВС имел несколько обозначений F-22 и F/A-22, в декабре 2005 года принят на вооружение под наименованием F-22A. Несмотря на длительный и дорогостоящий период развития, ВВС США считает, что F-22 один из важнейших компонентов американской военной мощи тактической авиации, и утверждает, что самолет не имеет аналогов из любых известных или прогнозируемых истребителей, а Lockheed Martin утверждает, что комбинация технологий в Raptor, скорости, ловкости, точности и ситуативности, в сочетании с боевыми возможностями воздух-воздух и воздух-земля, делает его лучшим истребителем в мире.Маршал авиации Ангус Хьюстон, бывший начальник австралийских сил обороны, заявил в 2004 году, что "F-22 станет самым выдающимся истребителем когда-либо созданным».
Высокая стоимость самолетов, отсутствие четких боевых задач в связи с задержками разработок в России и Китае программ истребителей пятого поколения, запрет в США на экспорт F-22 Raptor, и поступательное развитие запланированных более дешевых и более универсальных F-35 с призывом положить конец F-22 усложняли задачу производства В апреле 2009 года Министерство обороны США предложило прекратить размещение новых заказов, с учетом одобрения Конгресса, для окончательного подсчета на закупку 187 боевых самолетов. Национальный закон Авторизация обороны на 2010 финансовый год не хватало финансирования для дальнейшего развития F-22. Последний F-22 сошел с конвейера 13 декабря 2011 во время церемонии в Доббинс Air Reserve Base.
С 2010 года F-22 страдает от множества нерешенных проблем с системой подачи кислорода, которые способствовали одной аварии и гибели пилота.
Для выполнения боевых задач самолет имеет самое совершенное радиоэлектронное оборудование. Его основу составляет комплекс управления оружием с многофункциональной РЛС, имеющей дальность действия до 150 км, с системой радиоэлектронной борьбы. На самолете также установлен центральный комплекс обработки данных и комплексная система связи, навигации и опознавания. Для непосредственного управления самолетом используется цифровая электродистанционная система управления с волоконно-оптическими линиями данных.
Кроме одноместного самолета F-22A разработана его двухместная учебно-тренировочная модификация F-22B. Для ВВС США планируется построить 750 самолетов F-22. Предполагалось ежегодно, начиная с 1999 года, выпускать по 72 таких самолета, но в настоящее время это число уменьшено до 48, и такой темп будет достигнут только в 2001 году. Американские специалисты считают, что истребитель F-22A будет существенно превосходить по боевой эффективности современные самолеты аналогичного назначения.
7 сентября 1997 г. поднялся в воздух первый из опытной серии истребителей пятого поколения Lockheed Martin/Boeing F-22A Raptor. Вспоминая этот 58-минутный полет, летчик-испытатель Пол Метц (Paul Metz) не скрывал восторга. Он сказал, что новый самолет «по скорости вращения и разгонным характеристикам значительно превосходит F-15, в то же время он очень устойчив и обладает прекрасной управляемостью. Я пережил чудесные минуты». В начале 1998 г. разворачивается 5000-часовая программа летных испытаний F-22A, в которой примут участие 9 машин.
Появление F-22A вызвало множество статей в авиационных изданиях во всем мире. Проанализировав эти публикации, редакция «АиВ» решила поместить в этом номере одну из наиболее типичных статей, дающую общее представление о машине. Как нетрудно заметить, многие положения этой статьи носят рекламный характер. Автор не скупится на эпитеты, называя F-22 «Рэптор» сверхскоростным, свехманевренным, малозаметным самолетом с новым уровнем технологии производства т.д и т.п. А между тем не все так просто. Редакционная статья, помещенная следом, содержит попытку анализа некоторых технических решений, положенных в основу F-22A.
F-22 открыл новую эру в развитии истребительной авиации. Хотя жесткие бюджетные ограничения постоянно тормозили программу, а дебют первого из девяти самолетов опытной серии состоялся через семь лет после полетов двух опытных образцов YF-22, командование USAF с оптимизмом смотрит в будущее. F-22 принес наибольшее увеличение крейсерской скорости полета с начала реактивной эры: он может долго лететь и маневрировать на скоростях, на которых другие современные истребители с трудом летают по прямой линии в течение короткого времени. F-22A построен с использованием всех элементов технологии «стелc», обеспечивающих снижение заметности в широком диапазоне радиочастот и инфракрасного излучения. Его электронное оборудование и система отображения информации в кабине летчика превосходят все аналогичное оборудование, прошедшее испытания где-либо.
Базовый облик F-22 был разработан за три месяца лихорадочной работы после того, как в 1987 г. фирма «Локхид» решила, что ее предыдущая концепция истребителя, выигравшая предварительный конкурс USAF, будет технически трудно реализуема и недостаточно конкурентоспособна. Главная трудность состояла в том, чтобы найти компромисс между противоречивыми требованиями низкой заметности, сверхзвуковой крейсерской скорости и сверхманевренности. В результате многолетних поисков первый в мире истребитель пятого поколения приобрел следующий облик. Взлетная масса – около 27 т. Крыло – близкое к треугольному с умеренной (42°) стреловидностью по передней кромке. Оно сочетает низкую относительную толщину для сверхзвукового полета с достаточной площадью для удовлетворения требованиям маневренности и обладает необходимым объемом. Большие предкрылки и изменение кривизны профилей по размаху делают крыло более эффективным на низкой скорости и больших углах атаки, чем треугольные крылья, построенные раньше. Самолет имеет интегральную компоновку: 1/3 размаха приходится на фюзеляж, вмещающий отсеки вооружения и большую часть топлива. Хвостовое оперение F-22 спроектировано так, чтобы самолет мог достигать предельных углов атаки, полностью сохраняя управляемость. Для расширения диапазона возможных режимов полета применяется изменение вектора тяги, что особенно полезно на низких скоростях. Но F-22 управляем на любом режиме и без отклонения сопел двигателей.
F-22 создан с применением технологии «стелc», основанной на преобладании плоских наклонных поверхностей с острыми кромками, и в этом смысле он является развитием F-117. Дальнейший прогресс в этой области позволил ввести в конструкцию «Рэптора» и некоторые криволинейные поверхности, а также с особой тщательностью выполнить зазоры между управляющими поверхностями. Хотя применение композиционных материалов (КМ) на самолетах F-22 способствует снижению заметности самолета, конструкция F-22 содержит их меньше, чем планировалось изначально. Тем не менее, цель – снижение массы на 25% по сравнению с полностью алюминиевой конструкцией – достигнута. Титан составляет 41% массы планера.
Сердцевиной конструкции является центральная часть фюзеляжа, построенная Lockheed Martin Tactical Aircraft Systems. Она включает отсеки для размещения вооружения и главных опор шасси, а также воздушные каналы двигателей. Остальной объем этой секции отдан под интегральный топливный бак. К центральной части крепятся консоли крыла, двигательные отсеки и хвостовые балки, построенные Boeing. Носовая часть фюзеляжа F-22 содержит кабину и электронное оборудование, созданное Lockheed Martin.
Размерность установленных на F-22 двигателей Pratt&Whitney F119-PW-100 продиктована требованием сверхзвуковой крейсерской скорости. Хотя F119 схож по габаритам с F100 и рассчитан на приблизительно такой же (около 125 кг/с) расход воздуха, степень его двухконтурности составляет около 0,2:1, в то время, как у F100 этот параметр – 0,7:1. Таким образом, через горячий контур F119 проходит по крайней мере на 50% больше воздуха, чем у F100. Хотя официальные источники указывают, что новый двигатель находится в «классе тяги 155 кН», действительная тяга на полном форсаже может быть даже более 170 кН. Это предполагает существование промежуточного режима в 113 кН для сверхзвукового крейсерского полета. Плоские сопла F-22 могут отклонять реактивную струю на полном форсаже вверх и вниз со скоростью до 20° в секунду. Створки сопел могут занимать согласованное с другими кромками самолета положение с целью уменьшения радиолокационной заметности и формируют выхлоп таким образом, чтобы снизить его температуру.
Основное вооружение F-22 состоит из шести перспективных ракет «воздух-воздух» средней дальности AIM-120С (AMRAAM) – по три в каждом из двух центральных отсеков на пневмо-гидравлических катапультных установках. В двух боковых отсеках содержится по одной ракете ближнего боя А1М-9Х. Выход ракет из отсеков происходит автоматически, как только F-22 приближается к точке пуска, позволяя головкам самонаведения захватить цель. 20-мм пушка М61А2 фирмы General Dynamics – облегченная версия известного «Bулкана» с удлиненными армированными КМ стволами и модифицированной казенной частью – расположена у корня крыла справа. Дульный срез выведен в небольшой закрывающийся шарнирной крышкой желоб в фюзеляже.
Еще в 1994 г. USAF поставили перед Lockheed задачу обеспечить F-22 возможность нанесения ударов по наземным целям, для чего отсеки вооружения были переоборудованы для размещения 450-кг боеприпасов GBU-32 Joint DirectAttack Munition (универсальное управляемое средство поражения) JDAM разработки McDonnel Douglas. F-22 может нести два JDAM, две AMRAAM и две А1М-9Х. Когда скрытность не требуется, F-22 может нести до 2270 кг боевой нагрузки снаружи на каждом из четырех подкрыльевых пилонов. Для перегоночных полетов на каждом из них можно размещать по 2280-литровому топливному баку и по паре AMRAAM, уменьшая тем самым потребность в количестве самолетов-заправщиков и транспортных самолетов.
Но, пожалуй, самым значительным технологическим достижением, примененным на F-22, является сложная система датчиков, компьютеров и дисплеев, которые, как предполагается, позволят пилоту лучше справиться со своей работой. Пол Метц как-то сказал: «Если обратиться к истории, то нетрудно заметить, что очень мало летчиков-истребителей действовали эффективно. В войне 1939-45 гг. только один летчик из пяти сбивал хотя бы один самолет противника… С того времени мало что изменилось. Наша задача в том, чтобы увеличить число летчиков, поражающих цель, с одного из пяти до одного из двух».
Скорость и скрытность F-22 сделают будущие воздушные бои чрезвычайно скоротечными, что выдвигает новые требования к обеспечению ситуационной уверенности летчика. С этой целью самолет оснащен новым суперкомпьютером с центральным процессором разработки GM-Hughes. Его математическое обеспечение общим объемом около 1,7 млн. строк обрабатывает данные, поступающие от РЛС APG-77 производства Northrop Grumman, системы P35ALR-94 фирмы Lockheed Sanders, а также по каналам передачи данных от других самолетов, например, AWACS. Система сводит в единое целое всю поступающую информацию, комбинируя ее со сведениями из базы данных, тем самым давая возможность летчику ориентироваться в тактической обстановке. Значение этого трудно переоценить, т.к. 90% сбитых и оставшихся в живых летчиков потом говорили, что не заметили, что поразило их. Компьютер постоянно просчитывает дальность до любой РЛС ПВО в районе полета и, если летчик F-22 производит маневрирование таким образом, что вероятность обнаружения возрастает, масштабное кольцо вокруг отметки данной РЛС на индикаторе в кабине расширяется. Собственную РЛС F-22 «Рэптора» предполагается использовать только в случае абсолютной необходимости: когда нужно атаковать или идентифицировать самолет, приблизившийся к F-22 достаточно для того, чтобы составить для него угрозу. Компьютер отслеживает положение и скорость целей, определяет их принадлежность и выдает рекомендации, как и когда использовать оружие.
Фазированная РЛС F-22 уникальна. Ее антенна состоит из почти 2000 модулей размером в палец, каждый из которых представляет собой крошечный радарный приемо-передатчик. Электронный луч может перескакивать с цели на цель гораздо быстрее, чем движется радарный диск обычной РЛС. Радар F-22 будет более надежным, поскольку он содержит единственный высоковольтный кабель, и в нем отсутствует механизм поворота антенного зеркала, который у обычного радара повреждается наиболее часто.
Еще одной особенностью F-22 является отсутствие двухместной модификации; F-22B был отклонен в прошлом году с целью экономии денег. ВВС верят, что оборудование F-22 сделает его безопасным в полете, а каналы передачи данных совместно с электронной памятью позволят инструктору, сидя на земле за монитором, контролировать курсанта так же хорошо, как если бы он находился на заднем сидении. Имеется лишь одно «но»: не будет бесплатных катаний для генералов, конгрессменов и представителей СМИ.
Огромная тяга двигателей обеспечивает F-22 «Рэптору» замечательные разгонные характеристики. Данные, опубликованные в 1991 г., показывают, что даже на максимальном режиме F-22 превосходит по скорости F-15C на полном форсаже, когда оба самолета имеют на борту восемь ракет «воздух-воздух». Форсажные камеры нового истребителя будут задействованы в основном для маневрирования. «Мы ожидаем, что это будет одна из вещей, которая удивит ВВС,» – говорит Метц. Он верит, что «форсажная камера будет в основном невостребованной». Во время типовой миссии F-22 сможет поддерживать скорость от М=1,1-1,2 до М=1,5 и более в течение всего полета над вражеской территорией. По продолжительности такого полета он в 3-6-раз превосходит любой истребитель четвертого поколения.
Сверхзвуковая крейсерская скорость является источником многих преимуществ. Более быстрый самолет обладает инициативой в бою, он сможет маневрировать вокруг более медленного противника, чтобы нанести удар из задней полусферы или вступить в бой с большей энергией. Скорость «Рэптора» дополняется его скрытностью: ведь цель состоит не в том, чтобы стать абсолютно «невидимым» для ПВО, а чтобы уменьшить дальность обнаружения до такой, когда противник уже не сможет выполнить перехват быстролетящей цели. Уменьшенная эффективная поверхность рассеивания F-22, особенно в передней полусфере, гарантирует его летчику возможность первым увидеть противника и первым нанести удар.
USAF не исключают возможности и ближнего воздушного боя, хотя Пол Метц предпочитает не пускаться в дебаты относительно боевой ценности низкоскоростных маневров на сверхбольших углах атаки, продемонстрированных Су-37. Некоторые летчики верят, что возможность вести огонь ракетами «воздух-воздух» ближнего действия почти в любом направлении путем изменения ориентации фюзеляжа независимо от траектории полета, будет решающей в будущих воздушных боях. Другие не соглашаются, аргументируя это тем, что маневры, связанные со срывом потока, приводят к такой большой потере скорости, что они являются убийственными в групповом воздушном бою. К чему бы не привел спор о значимости сверхманевренности на низкой скорости, на этих режимах F-22 сможет хорошо за себя постоять. Углы атаки в 60° были продемонстрированы в ходе испытаний YF-22. На углах атаки 15° и выше самолет показал угловую скорость вращения по крайней мере в два раза выше, чем F-15, и преимущество это расширяется до тех пор, пока F-15 не упирается в свое ограничение в 30°, до которых он еще управляется по крену. Угловая скорость изменения тангажа F-22 в два раза превосходит этот показатель у F-16.
ammokor.ucoz.ru