Разные расы: Расы — урок. География, 7 класс.

Содержание

Расы — Православный портал «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • Как у потом­ков Адама и Евы появи­лись разные расы? Вопросы и Ответы
  • Новое чело­ве­че­ство. Сыно­вья Ноя – Сим, Хам, Иафет прот. Стефан Ляшев­ский
  • Гене­а­ло­ги­че­ское древо от Адама и Евы до Иисуса Христа
  • Биб­лей­ские народы, про­изо­шед­шие от сыно­вей Ноя Схемы и посо­бия

Ра́са – часть чело­ве­че­ства, сово­куп­ность людей, объ­еди­нён­ных общ­но­стью ряда наслед­ствен­ных физи­че­ских осо­бен­но­стей (в том числе внеш­них, как то: цвет кожи, разрез глаз, форма волос, стро­е­ние черепа и др.), обу­слов­лен­ных общ­но­стью про­ис­хож­де­ния и пер­во­на­чаль­ного рас­се­ле­ния.

Сколько суще­ствует рас?

Суще­ствуют разные схемы деле­ния всех людей на расы. В про­цессе раз­ви­тия наук о чело­веке разные школы антро­по­ло­гов по-раз­ному под­хо­дили к реше­нию вопроса о расах и их коли­че­стве: как пра­вило, выде­ля­лось от трёх до семи основ­ных рас и десятки малых антро­по­ло­ги­че­ских типов, среди основ­ных – евро­пео­ид­ная, мон­го­ло­ид­ная, негро­ид­ная и аме­ри­ка­но­ид­ная.

Гово­рится ли в Свя­щен­ном Писа­нии о расах?

В Библии нигде не упо­ми­на­ется поня­тие «раса». Ни этого слова, ни этого поня­тия не найти в Свя­щен­ном Писа­нии. Раса – это термин эво­лю­ци­о­ни­стов. В соот­вет­ствии со Словом Божьим, в хри­сти­ан­ской лите­ра­туре было при­нято выде­лять три основ­ных ветви после­по­топ­ного чело­ве­че­ства: Симиты, Хамиты, Иафе­титы – по именам трех родо­на­чаль­ни­ков, пра­от­цов – трех сынов Ноя: Сима, Хама, Иафета. Разу­ме­ется, на про­тя­же­нии исто­рии раз­ви­тия чело­ве­че­ства про­ис­хо­дило сме­ше­ние пред­ста­ви­те­лей той или иной ветви, с пред­ста­ви­те­лями других. 

Как у потом­ков Адама и Евы появи­лись разные расы?

На этот счёт суще­ствует такая версия. Когда после Все­мир­ного потопа, от сыно­вей Ноя – Сима, Хама и Иафета – стали рож­даться потомки, то пона­чалу они посе­ли­лись в долине Сен­наар, где заня­лись стро­и­тель­ством башни высо­той до небес (Быт.11:1-4). После того, как Бог, осудив эту затею, смешал их единый язык (Быт. 11:6-7), они рас­се­я­лись по разным реги­о­нам Земли (Быт.11:8).  По пре­да­нию, пле­мена сими­тов, хами­тов и иафе­ти­тов засе­лили разные гео­гра­фи­че­ские реги­оны. Раз­ли­чия в физи­че­ских осо­бен­но­стях людей, в том числе про­яв­ля­ю­щихся в их внеш­но­сти, кото­рые впо­след­ствии были арти­ку­ли­ро­ваны как расо­вые осо­бен­но­сти, воз­никли под вли­я­нием кли­ма­ти­че­ских и при­род­ных осо­бен­но­стей, харак­тер­ных для тех тер­ри­то­рий, кото­рые были ими засе­лены.

При­ме­ча­тельно, что уже несколько сто­ле­тий назад расо­вые теории, фор­мально обос­но­вы­ва­е­мые поло­же­ни­ями Свя­щен­ного Писа­ния, исполь­зо­ва­лись для оправ­да­ния экс­плу­а­та­ции одних людей дру­гими. Так, напри­мер, по заме­ча­нию пре­по­да­ва­теля Сара­тов­ской Духов­ной семи­на­рии А. С. Каш­кина, «в сред­ние века для оправ­да­ния прак­тики про­дажи в раб­ство пред­ста­ви­те­лей афри­кан­ского кон­ти­нента был выдви­нут тезис, что афри­канцы про­изо­шли от Хама после того, как Ной про­клял сына Хама Хана­ана (см. Быт.9:20-27). Однако эта версия не выдер­жи­вает кри­тики. В целом же можно при­нять объ­яс­не­ния о вли­я­нии кли­мата и мно­го­лет­ней адап­та­ции людей с опре­де­лен­ными внеш­ними при­зна­ками к той или иной тер­ри­то­рии».

Оче­вид­ный факт: неко­то­рые народы ушли в своем циви­ли­за­ци­он­ном раз­ви­тии куда дальше, чем другие. Думать так, разве это не расизм?

Да, это факт, однако расизм заклю­ча­ется не в при­зна­нии того, что неко­то­рые народы ушли в своем раз­ви­тии куда дальше, чем другие, а в гор­де­ли­вом пре­воз­но­ше­нии пред­ста­ви­те­лей одних наро­дов над пред­ста­ви­те­лями других, уни­чи­же­нии их по расо­вым при­зна­кам. Каждый чело­век – это образ и подо­бие Христа. Не важно, к какой расе, какому народу он при­над­ле­жит и какой у него цвет кожи. Афри­канцы, евро­пейцы, индейцы, азиаты – в каждом есть образ и подо­бие Бога. Если кто гово­рит о непол­но­цен­но­сти пред­ста­ви­те­лей каких-либо рас именно в силу того, что они пред­став­ляют такую-то и такую-то расу, то в этом можно усмот­реть при­знак расизма.  

Когда появился расизм?

Расизм явле­ние не новое. Когда слу­ча­лись войны, и нужно было оправ­дать свою агрес­сию, многие пра­ви­тели, напри­мер, Рим­ской импе­рии, брали за основу идею суще­ство­ва­ния перво- и вто­ро­сорт­ных наро­дов. Во все вре­мена суще­ство­ва­ния чело­ве­че­ства обще­ство дели­лось на «сосло­вия». Какой строй ни возьми, в каждом были люди высо­кого поло­же­ния и низ­кого, что порож­дало очень много кон­флик­тов.

Как расизм соот­но­сится с поня­тием греха?

Расизм – боль­шой грех, кото­рый про­ис­те­кает от гор­дыни. Не слу­чайно гор­дыню счи­тают мате­рью всех поро­ков. Зло пришло в мир именно из-за неё: Ден­ница воз­гор­дился, в резуль­тате чего вос­стал на Бога. От корня гор­дыни выросли злоба, зависть, зло­сло­вие, тще­сла­вие и все другие грехи. Когда мы гово­рим о пре­об­ла­да­нии одного народа над другим не в отно­ше­нии, скажем, эко­но­ми­че­ского раз­ви­тия, а именно в этни­че­ском отно­ше­нии, то нахо­димся на ложном пути, по кото­рому шёл, напри­мер, нацизм.

Что имеет в виду апо­стол Павел, когда гово­рит, что во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол.3:11)?

Апо­стол Павел рас­по­ла­гает думать о том, что чело­век при­зван в Цер­ковь вне зави­си­мо­сти от его наци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти, что все члены Церкви – братья и сестры по вере, братья и сестры во Христе, что между ними не должно быть раз­до­ров по наци­о­наль­ному прин­ципу, что уго­жде­ние Богу дости­га­ется дела­нием добра, жизнью по Христу, во Христе, к какой бы наци­о­наль­но­сти ни при­над­ле­жал хри­сти­а­нин.

  • 101 0

    Расы — это генетическая реальность