Содержание
Учитель — робот/ учитель — человек
На самом деле уже достаточно много обязанностей учителей перешло к роботизированным системам. Взять хотя бы поиск информации к уроку. Учитель делает это исключительно через интернет. Следовательно, часть профессиональной нагрузки уже легла на роботы-поисковики. Преподаватели уже практически не пользуются бумажными носителями, а используют только интернет–ресурсы.
Точно также дело обстоит и с проверкой тестовых работ – в 99% случаев это делает не человек, а компьютерная система. Исправляет ошибки она очень даже неплохо! А при проверке работ человеком может возникнуть погрешность из-за обычных человеческих факторов, таких как усталость, недомогание и т. д. А с помощью техники этот процесс происходит автоматизированно.
То есть мы уже видим достаточно много плюсов, которые нам приносят так называемые роботы-учителя. Робототехника также сможет искоренить такую проблему в школах, как личная неприязнь к ученику. Здесь, при выставлении оценки, не будет играть роль человеческий фактор и отношение к ребёнку учителя. У ребенка будет стоять такая оценка, которую он полностью заслужили.
Роботы содержат в себе гораздо больше информации, чем может в себе содержать один человек. И им не свойственно чувство усталости, что тоже немаловажно. И ещё одно заблуждение состоит в том, что искусственный интеллект не выражает тех эмоций, которые выражают учителя для стимулирования ученика к новым познаниям. Но если ребёнку не интересна и не нужна учёба, то никакой учитель не сможет ему привить к ней любовь. Тут либо есть заинтересованность, либо полное её отсутствие.
А интернет — умная штука, он умеет завлекать внимание детей и с его помощью происходит познание новой информации. Здесь используются различные видео и аудио форматы, презентации и т. д.
Ну и самый главный плюс роботов-учителей это то, что ученик не привязан к какому-либо месту или времени. Он может заниматься в любое удобное для него время, уделяя учёбе ровно столько времени, сколько ему нужно. В то время как в стандартном школьном обучении у детей есть строгое расписание, что забирает достаточно много времени и сил. А на воплощение других идей уже просто не остаётся человеческих ресурсов.
Для государства вариант внедрения робототехники в систему образования выгоден тем, что:
Экономит огромные суммы денег на зарплату педагогам. Ведь в каждом учебном заведении (школах, университетах) десятки, а то и сотни преподавателей, которым полагаются обязательные выплаты.
Но обучение в онлайн-школах или на интернет-платформах подойдёт не каждому человеку.
Смело могут браться за этот вариант те, кто достаточно дисциплинированный и умеет распределять грамотно свой день.
Придётся ежедневно уделять какую-то часть свободного времени на обучение, не забрасывая учёбу.
Не подойдёт такой вариант людям, которые не организованные и ленивые, и которым нужен постоянный стимул в виде распорядка дня и обязательного посещения учебного заведения. У каждой из этих систем, как и у традиционной школьной, так и у современной роботизированной, есть свои достоинства и недостатки. А зависят они исключительно от вас. Кому-то удобнее ходить на занятия, кому-то обучаться всему удалённо и не тратить время на посещение учебных заведений и дорогу до них.
Но абсолютно точно одно! Высокие технологии рано или поздно захватят большую часть нашей жизни. В технопарке «Вертикальный взлет» точно знают, что за ними стоит наше будущее. Научный прогресс – это всегда хорошо, и в данном случае прекрасно, что для людей появились альтернативные методы обучения. Теперь каждый человек сможет найти себе то, что именно ему подходит, а мы подскажем как найти себя в этом новом, роботизированном образовательном процессе. Ваши дети будут в восторге, уверяем!
Может ли робот заменить учителя?
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Наталия Киселева, по образованию — учитель математики и информатики, а ныне — заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы, делится мыслями о том, какие перспективы в педагогике есть у искусственного интеллекта.
Может ли робот заменить учителя?
Вопрос этот задают мне ежегодно уже лет десять. И каждый раз я уверенно отвечаю: «НЕТ!». В период пандемии он звучал очень часто, в последние месяцы — реже. Но тема не исчезает, обновляется, дополняется новыми аргументами и возникает в образовании снова и снова. И каждый раз удивляюсь: «Что, опять?». Вот вроде сотни раз говорим: «Нет, не заменит робот учителя!». И наша общая задача не допустить этого! Однако, каждый новый виток развития технологий и роботизации, активного их внедрения во все сферы жизни человека, порождает новые размышления, дискуссии и гипотезы на эту тему.
К слову сказать, в последние годы в мире не раз предпринимались попытки внедрить роботов в образование. Например, в 2009 году японцы представили робота-учителя науки и техники в начальной школе Saya, которая могла выражать шесть основных эмоций — радость, страх, печаль, гнев, отвращение, удивление и имела способность улыбаться. В 2019 году подобный эксперимент прошел в индийским городе Бенгалуру, где в одной из школ «приняли» на работу трех роботов-помощников модели Eagle 2.0, которые обучали детей физике, химии и биологии.
Известный британский аналитик и футуролог Ян Пирсон, чьи прогнозы сбываются с точностью до 80%, предсказывает, что к 2030 году роботы и физически, и умственно превзойдут людей. Однако, даже он утверждает, что профессия учителя относится к категории тех профессий, в которых робот не может в полной мере заменить человека. Кроме учителей, недостижимыми профессиями для роботов называют профессии военных, полицейских и менеджеров.
Выбирайте для себя и своей команды
Повышение квалификации и доп. образование для педагогов
Подробнее на edu.pedsovet.org →>
Самый важный навык, неподвластный роботу, — критическое мышление, то есть определенная система суждений, с анализом вещей и событий, с формулированием обоснованных выводов и умением отличать правду от вымысла, даже очень убедительно и красиво упакованного. Критическое мышление позволяет выносить оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Критическое мышление — один из важнейших навыков в наши дни, который требует постоянного развития у детей и у взрослых.
Роботам неподвластно творчество. Невозможно заменить те сферы жизни человека, где есть хоть капля творчества, потому что творческий процесс невозможно автоматизировать. А значит, совместное творчество учителя и обучающихся останется процессом взаимодействия людей, а не людей и машин. Совместное творчество, совместная деятельность — отличный способ сплочения взрослых (семьи и школы) ради детей.
Невозможно запрограммировать всё, что относят к креативности и креативным индустриям. Артистизм, любопытство, воображение — это качества, присущие только человеку, а они являются важными составляющими образовательного процесса. И с развитием технологий всё большее внимание будет уделяться развитию творчества, креативности.
Коммуникативным навыкам (навыкам качественного устного и письменного общения, умению говорить публично и внимательно слушать) способны научить лишь люди, а не роботы. Рассмотрим на примере изучения языков: при всем многообразии существующих ресурсов, разговорную диалоговую речь можно тренировать только с партнером-человеком, подключая элементы невербального общения, которые доступны только людям. Просто потому что на практике, в жизни, вы ее будете применять с таким же точно партнером-человеком.
Психологи утверждают, что мы не запоминаем точно информацию, которую говорит нам человек, но запоминаем эмоции и ощущения, которые получаем при этом общении. Взаимодействие между учеником и учителем проходит по этим же правилам. Зачастую личность учителя, харизма играют решающую роль в отношении ученика к учебному предмету, да и к процессу обучения.
Этот перечень можно продолжать еще долго.
Чем больше автоматизируется наша жизнь, тем больше мы становимся эмоционально уязвимыми. И я не открою новых истин, говоря, что от знаниевых доминант мы всё больше переходим к эмоциональному развитию и воспитанию, к умению работать с различной информацией, к построению сбалансированной системы обучения и воспитания. И это совсем непростой путь, как может показаться.
Это понимают и ученые-теоретики, и педагоги-практики, родители, да и дети. Делаются определенные шаги, вот только скорость развития и применения технологий, роботизация в разы быстрее, чем строится качественно новое взаимодействие учителей и учеников, семьи и школы, содержания образования и технологий передачи этого содержания. Даже с опорой на опыт десятилетий, столетий развития образования.
Несомненно, изменяются роли и характер взаимодействия «учитель-ученик». Будут изменяться школы, появляться другие образовательные организации, но всегда образовательный процесс будет оставаться сотворчеством людей, площадкой общения и взаимодействия, диалога и развития.
И да, нужно заметить, что учитель — это значимый взрослый для учеников. Учитель — человек, который способен поддержать и посочувствовать, порадоваться за своего ученика и испытать чувство гордости за каждое его даже самое маленькое достижение. Вот об этом хорошо бы вспоминать и говорить чаще, понимать как изменяется деятельность учителя, урок, школа.
Практика показывает, что интернет-ресурсы, инструменты автоматизации и роботизации для образования будут активно развиваться, рутинные процессы автоматизироваться. Но все многообразие образовательных ресурсов не заменит процессов совместной деятельности и развития учеников и учителей. Все, что имеет дело с личностью, мотивацией, творчеством, критическим мышлением — вне зоны риска быть замененным роботами полностью. Если мы хотим жить среди людей, мы должны помнить о том, что человека образовывает человек.
Материалы по теме:
- Чат-боты — будущее образования;
- Будущее уже здесь? Как выглядит образование в метавселенной.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Станут ли роботы-учителя будущим образования
Некоторые эксперты предполагают, что к 2027 году, то есть менее чем через десять лет, роботы заменят преподавателей. Некоторые утверждают, что роботы никогда не смогут заменить учителей, потому что они вдохновляют нас. Другие, однако, считают, что «вдохновляющие роботы» жизнеспособны и что их можно адаптировать к уникальному стилю обучения каждого учащегося. Социальная связь между студентами, преподавателями, администраторами и родителями усиливается за счет тесного сотрудничества. Дети учатся, наблюдая и копируя поведение и влияние других в социальных условиях. Людям требуется чувство принадлежности и значимые связи, которые не могут быть обеспечены машиной. Правда в том, что чем больше люди связаны с технологиями, тем больше они отделены от других людей.
Образование — это не только знания
Источник
На некоторых уровнях идея учителей-роботов может быть привлекательной, потому что учителя стоят дорого и их становится все меньше. Роботы не нуждаются в оплате, медицинском обслуживании или пенсиях, они довольно надежны и не имеют предвзятых предубеждений о расе или поле, которые могут повлиять на то, как знания и ожидания будут реализованы. С другой стороны, образование — это нечто большее, чем просто приобретение знаний; это также о построении отношений и формировании молодых умов. Настоящий учитель прививает своим ученикам жажду знаний и учит их, как эту жажду удовлетворить. Учителя также поощряют учеников думать самостоятельно и выдвигать новые идеи, чего не может сделать искусственный интеллект. Иными словами, работа требует практически сверхчеловеческого уровня эмпатии, выдержки и организованности. Может быть трудно создать учителей-роботов, которые смогут оправдать все эти ожидания, но могут ли эти существа с улучшенным ИИ, в конце концов, ответить на наши самые распространенные и системные образовательные проблемы?
Роботы могут улучшить обучение в классе
Источник
Подавляющее большинство учителей, 84 процента, не согласны с тем, что большее количество школьных инструкторов, использующих роботов с искусственным интеллектом, работающих с ними в качестве помощников в классе, вероятно, улучшит обучение учащихся. Рассмотрим случай профессора информатики Технологического института Джорджии. У этого профессора, по данным Global Education & Skills Forum, было несколько онлайн-помощников, все из которых были людьми, кроме одного. Вопросы можно направлять ассистентам преподавателей по электронной почте. Только один ученик в классе считал, что одна из помощниц не была человеком, потому что она отвечала на вопросы значительно быстрее, чем другие. Этот студент был абсолютно прав, полагая это.
KeeKo
Сотни классов детских садов по всему Китаю теперь используют KeeKo, маленького робота, который рассказывает истории, ставит логические задачи и отвечает выражением лица, когда ученики понимают темы. Роботы являются частью основного стремления страны сделать технологии на основе ИИ мировым лидером.
Tega
Tega, управляемый искусственным интеллектом робот размером с плюшевого мишку, был протестирован в школах в районе Бостона со значительным количеством учащихся, изучающих английский язык, в рамках рандомизированных контрольных испытаний. Роботы предназначены для того, чтобы помочь 5- и 6-летним детям развить свои языковые навыки и навыки грамотности. Исследователи сравнивают использование учителей-людей и роботов с искусственным интеллектом в школах по сравнению с обучением без роботов с точки зрения словарного запаса и развития устной речи у детей.
Типы роботов в классе
Источник
Роботы-гуманоиды в классе — это шаг вперед по сравнению с телеприсутствием, в котором учителя могут использовать робота, чтобы оставаться на связи со студентами удаленно. В этом сценарии инструктор может виртуально участвовать в сеансе обучения через устройство отображения. Тип роботов, которые можно использовать в классе, обычно определяется возрастной группой учащихся и курсом обучения. В классе многие виды роботов используются в качестве учителей.
Роботы Boe-bot
Это простые роботы, основным компонентом которых является микропроцессор, установленный на колесах. Boe-боты могут определять расстояние до предмета, маневрировать и управлять, чувствуя свет, благодаря программе, встроенной в их систему. Эти роботы также имеют световые и звуковые механизмы для индикации состояния контактных датчиков и краев выхода из комнаты.
Усовершенствованные наборы инструментов
Уроки робототехники или информатики обычно проводятся меньшими роботами, оснащенными современными наборами инструментов. Студенты смогут физически обращаться с наборами инструментов, чтобы получить практический опыт обучения по различным темам.
Гуманоиды
Гуманоиды — это роботы, похожие на людей, с которыми учащимся легче взаимодействовать. Они обычно используются для предложения языковых курсов, поскольку они могут обеспечивать обратную связь в режиме реального времени. Физическая форма роботов (сравнимая с человеческой) имеет решающее значение для решения таких проблем, как застенчивость, нежелание, уверенность и разочарование среди учеников.
Роботы, которые прививают мышление роста
В одном эксперименте маленькие дети играли в игру-головоломку с роботом, похожим на сверстника. Социальные роботы были автономны и запрограммированы либо на «менталитет развития», либо на «нейтральное» отношение. По сравнению с детьми, которые работали с нейтральным роботом, было обнаружено, что дети, которые играли с роботом с мышлением роста, были более настойчивы в своих попытках ответить на головоломки.
Заменят ли роботы учителей?
В настоящее время роботы не используются для полной замены инструкторов в классе, а скорее для их частичного усиления или во время их отсутствия. Роботы, а не учителя, скорее всего, будут использоваться в качестве учебных ресурсов в колледжах и университетах. Учебные классы, основанные в первую очередь на робототехнике, имеют ряд социальных недостатков, включая проблемы конфиденциальности, проблемы развития, рост безработицы и технические недостатки. Поскольку это требует установки дорогостоящих технологий, образовательный робот может быть использован при разработке дизайна и структуры обучающих программ. Использование таких технологий в качестве замены человеческого образования во всем мире может оказаться сложной задачей. Кроме того, если вся учебная программа основана на компьютерных программах, обучение человека может оказаться излишним. Это связано с соответствующими технологическими ограничениями, такими как неточность распознавания голоса или эмоций. Хотя роботы могут быть полезными инструментами обучения в классе, маловероятно, что они когда-либо заменят людей в качестве учителей.
Могут ли роботы заменить учителей в школьных классах? | by Jean-marc Buchert
Фото Ochir-Erdene Oyunmedeg на Unsplash
Роботы, обучающие студентов в классе, кажутся вам далекой мечтой?
Текущее состояние инноваций в сфере образования доказывает, что вы правы. Но даже в этом случае автоматизация набирает обороты в классах более дискретно. Будь то рекомендации по содержанию, оценка оценок или программное обеспечение для создания учебных программ, растущие образовательные решения удовлетворяют очень специфические потребности учителей.
Заменят ли они когда-нибудь учителей-людей? Чтобы ответить на этот вопрос, мы могли бы рассмотреть роль учителей в классе, ценности, которые они передают своим ученикам, и то, где могут вмешаться технологии.
Вот история образовательных роботов и того, как они могут сотрудничать с учителями, чтобы делиться человеческими знаниями.
Сая первый робот-учитель
Поставить робота в класс может показаться сумасшедшей идеей. Но исследователи и инженеры уже давно пытаются это сделать. Прежде чем создать самоподдерживающийся образовательный опыт, эти новаторские изобретатели сначала стремились доказать, что такое взаимодействие человека и машины возможно.
В 2000-х годах инженеры из Токийского научного университета разработали Сая, робота-гуманоида, который мог полностью автономно реагировать на поведение студентов. С человеческой позицией, эмоционально выразительными чертами лица и способностями к вокализации робот мог объявить перекличку, провести урок и следить за действиями учеников. Иллюзия была настолько впечатляющей, что учащиеся начальной школы могли чувствовать реальное присутствие, несмотря на очевидные несовершенства Сая.
Это первое успешное экспериментирование дало другим изобретателям идеи для проверки концепции на менее амбициозных приложениях, но с более реалистичными целями. Например, компании, занимающиеся робототехникой, разработали роботов, похожих на товарищей по играм, чтобы обеспечить интерактивное обучение младших пользователей.
Поддерживая зрительный контакт со студентами, NAO SoftBank привлекает их внимание образовательными играми. Одно конкретное упражнение может побудить учащихся вычислить вес объекта, который они держат, чтобы научить их важным физическим понятиям. Точно так же, благодаря небольшому размеру и гибкости, Sota от Vstone может напрямую привлекать пользователей с помощью языка тела и вести с ними структурированные беседы на определенные темы.
Возможности этих роботизированных моделей для маленьких детей еще больше. Воплощая животных или милых существ, они могут взывать к своему врожденному чувству заботы. Японская компания AIST, например, разработала PARO, робота, похожего на тюленя, для снижения стресса и улучшения социализации детей-аутистов. Так как он допускает нежные прикосновения и объятия, реагирует на них и поддерживает тесный зрительный контакт, этот автоматизированный щенок учит детей заботиться о другом живом существе.
Таким образом, все эти образовательные роботы по-другому смотрят на преподавательскую работу, используя игры, эмпатию и личные беседы. Тем не менее, они по-прежнему отвечают на узко определенные потребности учителей.
На это есть причина: учителя преподносят ценности, которые роботам трудно воспроизвести.
Пользовательский интерфейс AutoTutor
Инженеры в сфере образования не ждали, пока роботы создадут обучающие решения. Отнюдь не.
С 1990-х годов они использовали графические возможности персональных компьютеров для разработки интерактивных обучающих систем.
Основываясь на структуре знаний и расширенных правилах рассуждений, так называемые педагогические агенты могли вести контролируемые беседы с пользователями. Эти агенты часто принимают форму человекоподобных анимаций с лицом и руками, чтобы обеспечить увлекательное взаимодействие.
Например, исследователи из Университета Мемфиса разработали интеллектуальную обучающую программу AutoTutor для обучения передовым концепциям критического мышления. Он обеспечивает поэтапные упражнения на понимание прочитанного на основе заранее заданных уроков.
Но одна из его самых замечательных особенностей заключается в том, что он использует два визуальных аватара, отвечающих двум совершенно разным целям. Первый терпеливо учит новым понятиям, а второй учится на ошибках учеников. Хотя пользователи могут обратиться за помощью к первому аватару, им предлагается соревноваться с другим аватаром в теоретических и практических упражнениях. Это повышает вовлеченность учащихся и улучшает удержание, как в реальном классе.
Тем не менее, несмотря на очевидную производительность этих систем, инженеры заметили, что на разработку и внедрение новых путей обучения в программном обеспечении уходит много времени. Педагогам особенно необходимо учитывать каждый способ решения математической задачи или преподавания академического предмета. Кроме того, они не могли адаптироваться к стилю обучения каждого ученика.
Сосредоточившись на этих ограничениях, исследователи из Университета Карнеги много работали над системой обучения, которая учит так же, как учится средний студент. Основываясь на алгоритмах машинного обучения, программное обеспечение проверяет все способы решения проблемы и, таким образом, автоматически генерирует все возможные образовательные пути. Эти эксперименты породили MATHia.
Эта система обучения обучает студентов математическим знаниям с помощью упражнений, адаптированных к их уровню знаний и навыков. Это позволяет учителям настраивать процесс обучения в соответствии со своим видением предмета и трудностями ученика. Они также получают тщательно отобранные данные, чтобы быть в курсе успеваемости своего ученика. Это также позволяет им персонализировать свои оценки, давать советы учащимся, испытывающим затруднения, и экономить время на личных беседах.
Но достаточно ли всех этих признаков, чтобы сказать, что учителей можно заменить?
Фото ThisisEngineering RAEng на Unsplash
Учителя больше, чем когда-либо, могут полагаться на технологии, которые помогают им в их образовательной работе. Это интерактивное программное обеспечение позволяет им предоставлять актуальную и адаптированную информацию своим ученикам.
Тем не менее, роль учителей-людей в классе остается центральной. Учитель по-прежнему несет ответственность за то, чтобы их ученик рос и учился, и никакие приложения не могут нести за это ответственность. Это особенно верно, поскольку эти новые технологии демонстрируют фундаментальные ограничения.
Прежде всего, оценка. Какими бы точными и глубокими ни были автоматические системы оценивания, им не хватает гибкого суждения учителей-людей. Профессиональный педагог лучше всех понимает не только интеллектуальные препятствия учеников, но и их личные проблемы.
Машины могут не понимать, что учащиеся часто больше отвлекаются перед обедом или что один учащийся изо всех сил пытается сосредоточиться, потому что он или она не может положиться на друзей в классе. По этим причинам учитель должен иметь возможность вручную редактировать автоматически выставленные оценки и комментировать их. Объяснение оценок особенно важно для поощрения и указаний, и роботам может не хватать эмоциональной окраски этого упражнения.
Во-вторых, какими бы блестящими ни были эти системы, им всегда будет трудно рассуждать и учиться так, как это делает человек. В то время как модели, основанные на машинном обучении, обрабатывают огромные объемы данных без прозрачных рассуждений, студент полагается на идеально объяснимые модели мышления. В связи с этим учителю хорошо указывать, как он понял данную задачу и как он рассуждал. Они также могут легче признавать области невежества и разъяснять учащимся неопределенные или неоднозначные знания. В отличие от машины, он также способен сопереживать и связываться с образами мышления, отличными от его собственных.
Это связано с третьим пунктом — межличностными отношениями со студентами. Учителя известны тем, что поддерживают тесные отношения со студентами, ручаясь за их успехи. Они также могут общаться, используя свою позу и жесты, что значительно увеличивает их способность к самовыражению по сравнению с менее проворным роботом. Студенты гораздо больше реагируют на анимированный язык тела.
По всем этим причинам маловероятно, что программы или роботы заменят учителей-людей в ближайшее время. Это еще менее вероятно, если учесть, что внедрение роботов в класс экономически не масштабируется и не приносит больших финансовых выгод.
Вдобавок ко всему, эта работа связана с большим вниманием к политике и культуре. Образование передает важнейшие ценности, которые помогают обществам и сообществам сохраняться. Машины могут не выражать эти цели с достаточной самоотверженностью и мудростью, чтобы вырастить благонамеренных людей.