Содержание
Начало космической эры. Роль ученых нашей страны в изучении Вселенной презентация, доклад
«Начало космической эры и роль учёных нашей страны в изучении Вселенной»
Выполнила: Шадрина Н.Н.
г.Екатеринбург
Начало космической эры
Международная федерация астронавтики провозгласила 4 октября 1957 днем начала космической эры человечества. Именно в этот день на околоземную орбиту Земли был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Запуск спутника стал не просто технологическим прорывом. Это был очевидный успех СССР в продолжавшейся уже более 10 лет «холодной войне» с Западом, прежде всего с США.
Первый искусственный спутник
Начало космической эры
12 апреля 1961 года (через четыре года после запуска первого спутника) был совершен первый в мире пилотируемый полет в космос, длительностью 108 минут. За «рулем» ракеты был летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин чье имя после этого полета стало известно на весь мир. В настоящее время, 12 апреля празднуется в России как День Космонавтики.
Юрий Алексеевич Гагарин
Роль Российских ученых в изучении Вселенной.
Сергей Павлович Королёв – российский конструктор и ученный под руководством которого были созданы первый искусственный спутник земли и пилотируемые космические корабли. Огромный вклад в изучении космоса внес Константин Эдуардович Циолковский. Он был первым из современных ученых, кто серьезно заговорил о полетах в космос и начал делать по этому поводу научные вычисления.
Сергей Павлович Королёв
Константин Эдуардович Циолковский.
Российские космонавты в космосе
Алексей Архипович Леонов – советский космонавт и первый человек в мире вышедший в открытый космос. Этот выход продолжался 12 минут и 9 секунд. Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал около 30 л кислорода в минуту при общем запасе в 1666 л, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе.
Ребусы
Российские космонавты в космосе
Валентина Владимировна Терешкова- советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт. Единственная в мире женщина-космонавт, совершившая полет в одиночку и первая в России женщина в звании генерал-майор.
Российские космонавты в космосе
Герман Степанович Титов — второй советский человек в космосе, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт, самый молодой космонавт в истории и первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток).
Вопросы
Что произошло 4 октября 1957 года?
Какая планета Солнечной системы расположена
ближе всего к Солнцу?
Какое название имела ракета на которой совершился первый пилотируемый полет в космос?
Назовите самый первый и крупнейший в мире космодром и его местоположение.
Закончите или дополните слова
Ю….. (Город, основанный Петром I)
М… ( Название шоколадного батончика)
С….. ( Путешествующий странник)
…… ( Уберите из слова «ракетка» 2ю букву «К»)
…ёт ( Предмет, который моет уборщица)
Зв…. ( Она бывает верховой и быстрой)
Вывод
Таким образом в середине 20 века началась космическая эра в ходе которой были получены огромные знания о космосе и ракетостроении, построены первые спутники и ракеты, исследованы другие планеты и даже совершена посадка на Луне.
Спасибо за
внимание
Скачать презентацию
Историческую роль России в освоении космоса обсудили в МГТУ им. Н.Э. Баумана
- Информация о материале
- Опубликовано: 10 апреля 2021
- Просмотров: 7037
Для обсуждения этой темы в преддверии знакового юбилея – 60-летия первого полёта человека в космос – в МГТУ им.
Н.Э. Баумана собрались ведущие историки, инженеры, государственные деятели, а также студенты, которым и предстоит в дальнейшем закреплять лидирующие позиции России в космическом пространстве.
«В 1820 году кругосветная экспедиция Лазарева и Беллинсгаузена завершила эпоху Великих географических открытий, нанеся на карту последний неизвестный материк Земли – Антарктиду. Многим казалось, что человечество достигло пределов своей экспансии. Однако менее чем через полтора столетия выдающиеся успехи советской космонавтики открыли эру освоения межпланетного пространства»,– напомнил Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
После Великой Отечественной войны, остановившей проведение космических разработок, «выдающийся талант наших учёных и конструкторов, готовность идти на оправданный риск и предельная концентрация ресурсов на приоритетных направлениях позволили Советскому Союзу закрепить за собой безоговорочное лидерство в космосе».
«Сергей Павлович Королёв писал, что перспективы космонавтики «беспредельны, как сама Вселенная». Время подтвердило правоту этих слов. Сегодня ракетно-космическая отрасль России – это самые современные технологии и разработки, которые позволяют нашей стране оставаться одним из лидеров научно-технического прогресса»,– сказал Сергей Нарышкин.
Место проведения круглого стола выбрано не случайно, ведь МГТУ им. Н.Э. Баумана – один из центров космических разработок и исследований. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана – один из ведущих российских вузов, в котором закладывается фундамент технологических прорывов и воспитываются новые поколения учёных, инженеров, конструкторов,сказал Сергей Нарышкин.
«Важнейшим преимуществом МГТУ была и остаётся преемственность поколений. Славные традиции его инженерных школ – это неотъемлемая часть истории нашей страны»,
– подчеркнул он.
На фото: Сергей Нарышкин
В ходе заседания Председатель РИО передал ректору Университета Анатолию Александрову копии документов из фондов Российского государственного архива новейшей истории, связанные с присвоением в 1955 году Московскому высшему техническому училищу ордена Ленина и подготовкой к его 150-летнему юбилею в 1980 году.
Ректор поблагодарил за переданные материалы и отметил, что для Университета они имеют огромную ценность. МГТУ относится к истории очень бережно, добавил он, напомнив, что скоро, в 2030 году, Университет отметит свое 200-летие.
«Нужно хранить каждую страницу своей истории, понимать, как мы пришли к сегодняшнему дню, о чем думали наши предшественники, как формировались знаменитые научные школы»,
– сказал Анатолий Александров.
На фото: Анатолий Александров, Сергей Нарышкин
Он, в свою очередь, вручил Сергею Нарышкину тексты лекций легендарного советского конструктора и учёного Сергея Королёва для студентов радиотехнического факультета 1948 года.
Сергей Павлович – один из тех, чья личность и жизненный путь и сегодня являются стимулом для молодого поколения выбирать космическую отрасль в качестве профессионального пути. В своем выступлении Анатолий Александров напомнил, что недавно на киноэкранах страны показывались несколько фильмов, посвященных космосу.
«Пусть это и художественный вымысел, но фильмы демонстрируют самоотверженность людей»,– отметил он.
После проката этих кинолент количество поступающих в Университет увеличилось в несколько раз. И конечно же, «любой успех нашей космической отрасли сразу отражается на конкурсе, на количестве поступающих»,
добавил он.
Активную просветительскую работу как с молодым поколением, так и с более широкой аудиторией ведёт Министерство науки и высшего образования РФ. Заместитель министра Елена Дружинина отметила, что министерство уделяет большое внимание теме сохранения исторической правды и отдельным направлением этой работы является роль России в освоении космоса.
«Достижения России, Советского Союза в космической отрасли неоспоримы»,– подчеркнула она,
напомнив, что Оргкомитетом Года науки и технологий было принято решение определять тематические месяцы, в ходе которых будут проводиться мероприятия, посвящённые определенной сфере. И месяцем освоения космоса стал именно апрель.
На фото: Елена Дружинина
Днём великого триумфа в истории нашей страны назвал первый полёт человека в космос президент Российской академии наук Александр Сергеев. Он поделился личными воспоминаниями о 12 апреля 1961 года, рассказав о царившем тогда «состоянии праздника и воодушевления».
«Это был триумф, связанный с научно-технологическим прогрессом,– добавил он.
– Мы продемонстрировали всему миру, что находимся в числе лидеров самого на тот момент высокотехнологичного направления – космонавтики». Престиж страны во много был и остаётся связан с нашими успехами в науке, технологиях и освоении космоса,
подчеркнул он.
Сегодня космос не только служит обороне страны, не только дает научные открытия, но и стоит на службе человека,отметил Александр Сергеев.
«Может быть, мы уже привыкли к тому, что ездим по навигаторам, непрерывно пользуемся информацией, которую получаем благодаря системе ГЛОНАСС, но это пример того, что мир технически, технологически преобразился именно благодаря освоению космоса»,
– считает он.
На фото: Александр Сергеев
В следующем году исполнится 40 лет с момента запуска космического аппарата «Ураган», положившего начало системе ГЛОНАСС. Об этом напомнил Игорь Милашевский, генеральный директор АО «ГЛОНАСС».
Во время проведения мероприятия с космодрома Байконур был выполнен пуск ракеты-носителя «Союз-2. 1а», которая вывела пилотируемый корабль «Ю. А. Гагарин» («Союз МС-18») на околоземную орбиту. За несколько минут до этого события перед собравшимися выступал Сергей Дубик, статс-секретарь — заместитель генерального директора по осуществлению государственных полномочий Государственной корпорации «Роскосмос», который отметил, что нужно прикладывать все возможные усилия, чтобы наша страна продолжала оставаться ведущей космической державой. Символично, что в этот день в рамках круглого стола Сергей Нарышкин передал Сергею Дубику муляж учетной карточки члена КПСС Юрия Гагарина, которая была обнаружена в фондах Российского государственного архива новейшей истории.
Запуск корабля «Ю. А. Гагарин» олицетворяет достижения нашей страны в области космонавтики, в частности, в области пилотируемой космонавтики. Такое мнение высказал Олег Котов, лётчик-космонавт Российской Федерации, Герой Российской Федерации, заместитель генерального директора Института медико-биологических проблем Российской академии наук.
Ведь перед нами стоит задача не только сохранять, чтить и гордиться своими достижениями, но и анализировать, как удалось в послевоенный период достичь тех колоссальных высот, стать не только космической державой, но и державой, которая смогла запустить человека в космос, добавил он.
На фото: Олег Котов
Вопросы о том, как удалось мобилизовать ресурсы страны на решение этой непростой технической задачи в послевоенный период, какие сложности стояли в реализации космических программ, возникали, вероятно, у каждого, кто знакомился с историей освоения космоса. Искать ответы на них в архивных документах призвал директор Российского государственного архива новейшей истории Игорь Пермяков.
«И непосредственно в бывшем архиве ЦК КПСС – сейчас это РГАНИ. Ведь все основные события и мероприятия по этой тематике проходили через ЦК КПСС: утверждались не только основные положения по развитию науки в космической отрасли, но и такие вопросы, например, как встреча Юрия Гагарина после приземления»,
– добавил он.
На фото: Игорь Пермяков
Сегодня Россия стоит на пороге нового прорыва отечественной космической науки: уже два года на орбите успешно работает рентгеновский телескоп «Спектр-РГ», изучающий самые дальние районы нашей Вселенной, отметил директор Института космических исследований Российской академии наук Анатолий Петрукович. В конце этого года должна быть выполнена первая за несколько десятков лет российская посадка на Луну, открывающая для исследования зону южного полюса.
Такие достижения, которые продолжат великую историю отечественной космонавтики, под силу только высочайшим профессионалам своего дела.
Как отметил ректор Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова Константин Иванов, работа в космосе – это работа в экстремальных условиях, в экстремальных температурах и с экстремальными нагрузками. Он обратил внимание и на вопросы космической безопасности. По его мнению, они «становятся не только вопросом развития нашей страны, но и вопросом безопасности Вселенной, которой нужно уделять достаточно много внимания».
Эти и другие важнейшие вопросы отрасли предстоит решать в том числе и студентам «бауманки». Видно, что у них горят глаза, можно предположить, что в чем-то они догонят и перегонят Илона Маска, отметил в своем выступлении Владимир Кононов, депутат Государственной Думы, вице-президент Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Он также сообщил, что совсем скоро, уже в конце мая, под эгидой РИО из печати выйдет книга «Изобретения, изменившие мир», которая расскажет о российских новаторах, а отдельная глава будет посвящена космосу.
Напомним, 60-летие первого полета человека в космос входит в число приоритетных тем работы Российского исторического общества в 2021 году.
Текст: Вера Марунова
Фото: Александр Шалгин
«Успехи советской космонавтики открыли эру освоения межпланетного пространства»
В Москве состоялась презентация Мариинского Евангелия
Онлайн-проекты РИО и фонда «ИО» — на Молодёжном форуме по управлению Интернетом
Подкованы ли русские в науке? — The Moscow Times
Сергей Киселев / Агентство новостей «Москва»
Долой Галилея
Я закончил среднюю школу в России и вырос на атеистической версии истории Галилея. Согласно советской традиции, его наказали за его теорию о том, что солнце находится в центре вселенной, а не за то, что он поставил эксперимент над словом Божьим.
Может быть, поэтому опросы в России постоянно фокусируются на вопросе «Вращается ли Земля вокруг Солнца?» В 2022 году, по данным ВЦИОМ, 35% дали неправильный ответ на вопрос. Некоторое время назад цифра была немного лучше: в 2007 году только 28% ошиблись.
Много это или мало? Ни, согласно имеющимся данным из некоторых других стран. Опрос Национального научного фонда Америки (2014 г.) показал, что 25% американцев считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Доступные данные из ЕС немного устарели: в 2000 г. 17% немцев считали, что Солнце вращается вокруг Земли, как и 26% европейцев в целом (2001 г.). В Израиле только 19% респондентов не смогли дать правильный ответ. В то время как в Индии (2006 г.) только 52% респондентов заявили, что Земля вращается вокруг Солнца.
Госэкзамены против телевидения
«Третья часть россиян считает, что солнце вращается вокруг земли» — хороший кликбейт, и, как и в случае с кликбейтными заголовками, он не совсем отражает результаты опроса. Во-первых, хотя процент людей, считающих Землю центром Вселенной, вырос с 2014 года (с 28 до 35%), вырос и процент правильных ответов на большинство вопросов. Фактически ВЦИОМ пришел к выводу, что «общий уровень научной грамотности населения постепенно повышается».
Другие вопросы, на которые люди ответили правильно, касались радиоактивности, ГМО и эволюции человека, что говорит о том, что русские дают правильные ответы на вопросы, касающиеся их повседневной жизни. Это еще один положительный знак.
Что еще более важно, научная неграмотность сконцентрирована в группе старше 60 лет, а молодежь — до 24 лет — высокограмотна. Это развенчивает популярный миф о том, что «советское школьное образование было лучшим в мире» и намного лучше нынешнего образования «поколения ЕГЭ». Граждане, учившиеся в советских школах, не знали самых элементарных научных понятий, в отличие от недавних выпускников, чьи знания при выпуске контролировались с помощью централизованного тестирования — ЕГЭ, который так резко критикуют.
Вторым важным пунктом данных является то, что телевидение приносит научные мифы, а не научную грамотность. ВЦИОМ подтвердил, что люди с низкой научной грамотностью в основном называют телевидение источником информации, тогда как высокограмотные получают свои знания в Интернете. Контролируемое государством телевидение не обучает людей, в то время как Интернет, который консервативные политики критикуют как «крайне небезопасный», делает это.
Разве это имеет значение?
Научная грамотность — горячая тема среди специалистов по научным коммуникациям, которые надеются установить гладкие и дружеские отношения между наукой и общественностью. Но почему мы действительно хотим, чтобы люди больше знали о науке, и что именно мы хотим, чтобы они знали?
Конечная цель заключается скорее в доверии, чем в фактах. Мы хотим, чтобы люди доверяли науке в улучшении своей повседневной жизни — например, мы хотим, чтобы они предпочитали доказательную медицину суевериям.
Вот почему постепенно выходит из моды оценка научной грамотности по нескольким простым вопросам. Например, Китай вкладывает много усилий в научное образование. Для контроля ее качества специалисты используют комплексный показатель гражданской научной грамотности (ГНГ). Они гордятся тем, что CSL вырос с 1,6% в 2005 году до 10,56% в 2020 году, и они вкладывают значительные средства в научные музеи и центры, чтобы привлечь общественность к науке, а не просто получать информацию.
Они взяли показатель из работ американских исследователей, которые оценили уровень CSL американцев в 28%. В Европейском Союзе серия исследований Eurobarometer недавно была сосредоточена непосредственно на ценностях, а не на научных фактах. Исследование 2021 года показало, что 86% граждан поддерживают науку, и примерно столько же ожидают положительных изменений в своей жизни благодаря солнечной энергии и вакцинам.
В России соотношение между научным знанием, ценностями и другими знаниями очень резкое. Население с самой низкой научной грамотностью проживает вдали от крупных городов. Это результат систематического пренебрежения государством сельским населением во всем, в том числе и в образовании. Это социальный класс, который отправляет большинство солдат на войну в Украине. Почему они или их родители не отказываются подписывать контракт? Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова объяснила в интервью журналистке Екатерине Гордеевой в программе «Скажи Гордеевой»: «От них ничего не ждешь, — сказала она.
То есть их уровень функциональной грамотности абсолютно недостаточен для совершения каких-либо действий. Они не знают основ физики, но не знают и основ своих гражданских прав, способов защиты или даже того, что у них есть право на свободную волю.
Конечно, я буду счастлив, если люди узнают, что Земля вращается вокруг Солнца. Но как профессиональный научный коммуникатор я задаюсь вопросом, делает ли это научное знание их жизнь лучше. И ответ: нет, есть намного больше.
Мнения, выраженные в авторских статьях, не обязательно отражают позицию The Moscow Times.
Подробнее о:
Наука
Космология: «Социальная» и «Научная» | Международные отношения в реляционной вселенной
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicМеждународные отношения в реляционной вселеннойМеждународные отношенияКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicМеждународные отношения в реляционной вселеннойМеждународные отношенияКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Kurki, Milja,
«Космология: «социальная» и «научная»
,
Международные отношения в реляционной вселенной
(
Оксфорд,
2020;
онлайн Edn,
Oxford Academic
, 19 марта 2020
), https://doi. 10.1093/oso/9780198850885.003.0002,
, по состоянию на 15 декабря 2022 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicМеждународные отношения в реляционной вселеннойМеждународные отношенияКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicМеждународные отношения в реляционной вселеннойМеждународные отношенияКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Эта глава знакомит с изучением космологии в социальных и естественных науках. Мы видим, что изучение космоса имеет глубокие и интересные истоки, но также и то, что то, как мы изучаем космос, не является простым аналитическим вопросом, поскольку то, как мы думаем о космосе, также напрямую связано с тем, как мы думаем о нашей собственной роли во Вселенной. В этой главе утверждается, что мы должны рассматривать подходы социальных и естественных наук к космологии «вместе», а не отдельно друг от друга. Предполагается, что это необходимо как для того, чтобы избежать некритического подхода к научной космологии, с одной стороны, так и для того, чтобы избежать приравнивания космоса к нашим представлениям о нем.
Ключевые слова:
космология, социальная теория, космологическая наука, история науки, философский реализм
Предмет
Международные отношения
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.