Содержание
Россия потеряла два современных истребителя за неделю. Разбираемся, что происходит с авиацией РФ в Украине
За последние дни Россия, похоже, потеряла сбитыми два самых современных серийных истребителя. Причем оба могли быть сбиты не украинской стороной, а собственной ПВО. Разбираемся, почему авиация РФ по прошествии пяти месяцев войны по-прежнему не чувствует себя уверенно в небе над Украиной, хотя о завоевании господства в воздухе заявлялось буквально в первые дни после начала вторжения.
Российский Су-35 приземляется в Барановичах, январь 2021 года. Возможно, впоследствии этот самолет стал одним из тех, которые атаковали 24 февраля Украину. Скриншот из видео Минобороны Беларуси
Что случилось
17 июля в районе Алчевска на территории самопровозглашенной ЛНР потерпел крушение российский истребитель-бомбардировщик Су-34М — это последняя версия основного самолета этого класса в воздушно-космических силах России.
Согласно сообщениям некоторых российских телеграм-каналов, самолет был сбит по ошибке дружественным огнем — ПВО России якобы пыталась сбить реактивные снаряды системы HIMARS, которыми украинцы за последние недели уничтожили десятки складов с боеприпасами. Наиболее авторитетный блог Oryx, фиксирующий потери сторон в российско-украинской войне, также подтвердил крушение самолета — согласно информации ресурса, это единственный Су-34М, уничтоженный в Украине.
19 июля в Сети распространилось видео, на котором видно падающий самолет, объятый пламенем, — предположительно, это самый современный серийный российский истребитель Су-35С. О потере этого борта написали и некоторые российские каналы — причем, опять-таки, допустили возможность сбития самолета из собственного ПВО, пытающегося перехватить украинские ракеты. Авторы Oryx зафиксировали уничтожение самолета, однако указали, что это мог быть и Су-35, и Су-30СМ, и Су-34 (все эти самолеты сделаны на базе истребителя Су-27 и несколько похожи, особенно с дальнего расстояния). Версию, что был сбит Су-35С, официальные лица России не стали ни подтверждать, ни опровергать.
Согласно сообщению Генштаба ВСУ, к 25 июля российская авиация потеряла 222 самолета и 188 вертолетов, кроме того, было уничтожено 719 БПЛА.
Блог Oryx дает более скромные цифры: по их данным, РФ потеряла уничтоженными безвозвратно 37 самолетов, 48 вертолетов и 99 беспилотников (еще один самолет и один вертолет были повреждены).
Численность боевой авиации в ВКС России бюллетень Military Balance в 2021 году оценивал в 1160 военных самолетов, около 400 ударных и более 300 транспортных вертолетов.
Первый несокрушительный удар
Теоретически именно воздушно-космические силы являлись на 24 февраля наиболее боеспособной частью российской армии. С 2015 года Россия вела боевые действия в Сирии, действуя по преимуществу авиацией. Правда, опыт летчики ВКС получали довольно специфический — у их противников не было ничего, хотя бы отдаленно напоминающего современное ПВО, как и боевой авиации.
В основном сирийская война для пилотов России сводилась к бомбардировкам и ракетным ударам по противникам, которые могли ответить разве что из пулеметов, малокалиберной артиллерии и переносных зенитно-ракетных комплексов. Потери несли в основном штурмовики Су-25 и вертолеты — они обычно летают и воюют на низких высотах, на которых уязвимы для ПЗРК.
В первые дни войны российские ВКС были задействованы в нанесении так называемого МРАУ — массивного ракетно-авиационного удара. Это достаточно типичная тактика в современной войне. Нападающая сторона скрытно или не очень концентрирует свою авиацию сравнительно недалеко от границ государства, на которое хочет напасть. В заранее определенный момент по разведанным объектам выпускаются десятки и сотни ракет, в том числе и с самолетов.
Первые удары приходятся по центрам управления, радиолокационным станциям, комплексам ПВО, складам боеприпасов, нефтебазам, расположению наиболее боеспособных войск противника.
Противорадиолокационная ракета Х-31. Источник: wikipedia.org
Истребители атакующей стороны расчищают небо от самолетов противника, успевших подняться в воздух. Когда основные системы ПВО подавлены, в бой идет ударная авиация — бомбардировщики, штурмовики, даже ударные вертолеты и боевые беспилотники. Позади истребителей и бомбардировщиков висят «летающие радары» — самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, обеспечивая ситуационную осведомленность и обнаруживая новые цели, которые затем уничтожаются.
Если все проходит по плану, в течение нескольких часов или дней непрерывного воздушного наступления организованная оборона противника или перестает существовать, или оказывается крайне ослабленной. После этого можно или навязывать ошеломленному обороняющемуся условия капитуляции, или наступать наземными войсками, окружая и принуждая к сдаче разрозненные, потерявшие связь между собой части армии противника.
В 5 утра 24 февраля 2022 года российская авиация вместе с ракетными войсками начала войну именно так. Системы ПВО, аэродромы, радиолокационные станции, склады и нефтебазы Украины подверглись массированным ракетным ударам. Наиболее известными ракетами России стали «Калибры», запускаемые с кораблей и подводных лодок, и «Искандеры» наземного базирования, летевшие в том числе из Беларуси. Однако ВКС также выпустили множество других ракет, включая противорадиолокационные Х-31 — чтобы ослепить украинскую ПВО.
Особо можно отметить вертолетный десант на Гостомель: взлетев из Беларуси, российские Ми-8 с десантниками под прикрытием ударных Ми-24/35 и Ка-52 долетели до аэропорта Антонов под Киевом, высадились там и попытались быстро взять объект под контроль, после чего завязались бои.
Вероятно, готовился значительно более крупный десант под Киевом: во всяком случае, рейд на Гостомель явно имел целью захват объекта, на который можно было бы затем сажать военно-транспортные самолеты с войсками и бронетехникой. Украинской стороной сообщалось о вылете из Пскова сразу 18 Ил-76 с десантом, которые могли высадиться в Гостомеле, но так и не сделали этого.
Долететь, десантироваться с вертолетов и на время занять аэродром российским военным удалось, но ни один транспортник в Гостомеле так и не сел. В июне в сети появились фото, на которых видны Ил-76, которые якобы должны были везти десант на Киев, но подтвердить или опровергнуть эту версию пока невозможно. В любом случае, высадка с вертолетов на гостомельский аэропорт хоть и не привела к полному разгрому десанта, но и не позволила добиться никаких успехов — если не считать за достижение уничтожение самого большого самолета в мире Ан-225.
МРАУ российской армии, как известно, не удался. Какое-то количество украинской авиации определенно удалось уничтожить, в том числе на аэродромах — но о полном истреблении речи не было. В некоторых случаях российские ракеты попадали по стоящим на аэродромах «кладбищам самолетов» — стоявшим на земле бортам, которые давным-давно списаны (как фронтовые бомбардировщики Су-24 в Беларуси, до сих пор стоящие на аэродроме 61-й ИАБ в Барановичах). Например, «прилет» по аэродрому в Ивано-Франковске поразил именно такие МиГ-29, которые в любом случае не поднялись бы в воздух. Секретом такие «кладбища» ни для кого быть не могут, самолеты стоят там годами, для их «разведки» достаточно посмотреть, например, на соответствующий район в Google Maps или Google Earth.
Небоеспособные МиГ-29 на аэродроме в Ивано-Франковске. Скриншот с сайта Google Earth
Возможно, в прямом бою Су-35С России при равной выучке пилотов намного превосходит основательно устаревшие истребители Украины — так, украинский пилот «Джус» рассказывал, что противостоять Су-35 на МиГ-29 очень тяжело из-за более продвинутых ракет и радаров российского истребителя. Однако, чтобы захватить господство в воздухе, мало сбить авиацию — нужно еще подавить ПВО. В противном случае даже сравнительно слабые военно-воздушные силы могут действовать из-под «зонтика» своей противовоздушной обороны, в зону действия которой вражеская авиация просто не рискнет войти.
Не сумев ликвидировать авиацию Украины одним внезапным сокрушительным ударом, российские военные только 6 марта заявили о ее практически полном уничтожении. А 25 марта рассказали об этом еще раз. Правда, когда 1 апреля украинские вертолеты нанесли удар по нефтебазе в Белгороде, ВКС никак им не помешали.
Удалось ли подавить украинскую ПВО?
Нет, хотя россияне несколько раз заявляли об обратном.
Говоря об украинской ПВО, обычно вспоминают переносные комплексы, в первую очередь, «Стингеры». Однако такие системы не составляют и не могут составлять основу серьезной противовоздушной обороны. Они способны сбивать противника на сравнительно небольшой высоте — до 5 000 метров.
Соответственно, все истребители и бомбардировщики, летающие выше, могут чувствовать себя в безопасности и наносить удары по позициям противника. Настоящую опасность для авиации России представляла ПВО среднего и дальнего радиуса действия — зенитно-ракетные комплексы «Бук-М1» и С-300. Их подавление было одной из главных задач российской армии, справившись с которым, ВКС России захватили бы полное господство в воздухе.
ЗРК «Бук-М1» на параде в Киеве, 2018 год. Источник: wikipedia.org
На начало войны Украина располагала довольно значительным количеством С-300 — ежегодный бюллетень с обзором армий стран мира Military Balance в 2021 году оценивал количество пусковых установок С-300 в 250 штук, а «Буков» — в 72. Однако все эти системы достались Украине от СССР и весьма устарели за 30 лет. Так же количество полностью исправных систем наверняка было меньше, чем 250. Российское военное командование оценивало реальное число боеготовых ЗРК на 24 февраля 2022 года в 180 единиц.
Однако для подавления ПВО не нужно уничтожать каждую пусковую. Дивизион С-300, например, включает в себя 12 пусковых установок, но всего одну радиолокационную станцию (РЛС) и одну машину управления. Уничтожение как первого, так и второго, делает дивизион практически небоеспособным — ракеты становится просто невозможно наводить на цель. Для подобного и требуются противорадиолокационные боеприпасы, которые в ходе первого удара активно использовала Россия. В первый же день Минобороны РФ было заявлено об уничтожении 18 РЛС украинских С-300 и «Буков» — этого, очевидно, оказалось достаточно, чтобы доложить о том, что ПВО Украины подавлена.
После этого, казалось бы, российской авиации остается только подняться на недосягаемые для ПЗРК высоты и бомбить неподавленные военные объекты. 28 февраля МО РФ заявило, что господство в воздухе над всей Украиной завоевано. Однако и в конце февраля, и в начале марта никаких признаков усиления активности ВКС над Украиной не последовало.
1 марта российская армия потеряла первый истребитель-бомбардировщик Су-34. А 5 марта стал черным днем для авиации России: в Николаевской области был сбит многоцелевой истребитель Су-30СМ, над Черниговом — Су-34, а в Куликовском районе Черниговской области — еще один такой же самолет.
Обломки сбитого над Черниговом 5 марта истребителя-бомбардировщика Су-34. Фото: Reuters
Все эти машины, в отличие от штурмовиков, могут наносить эффективные удары со средних высот, недоступных для «Стингеров». Тем не менее, «подавленная» ПВО Украины исправно сбивала их. Оказалось, что ни в первый, ни в последующие дни противовоздушная оборона ВСУ не была уничтожена (хотя очевидно понесла какие-то потери).
Впоследствии стали доступны и видео с камер беспилотников «Байрактар», один из которых 15 марта корректировал огонь украинской артиллерии по аэродрому в Чернобаевке, где было потеряно много российской техники. 25 марта, в день, когда Минобороны РФ вновь рассказало об уничтожении авиации и ПВО Украины, ведомство предоставило статистику: согласно ей, из 180 ЗРК С-300 и «Бук-М1», имевшихся у Украины, уничтожено 148, то есть осталось 32.
В дальнейшем оборонное ведомство постоянно рапортовало об уничтожении пусковых установок этих комплексов. Мы изучили все сводки с 25 марта по 23 июля — за это время российские военные успели насчитать примерно 100 уничтоженных пусковых установок. Учитывая, что из-за рубежа Украине ЗРК С-300 поставляла только Словакия (у которой имелся всего один такой комплекс), у Украины довольно давно должно быть отрицательное количество пусковых, и никакой ПВО страна иметь не должна. Впрочем, как и авиации, и многих других вооружений, уничтоженных, согласно сводкам МО РФ, более чем на 100 процентов.
Как ведет себя российская авиация сейчас?
Уже несколько месяцев ВКС России используют, насколько можно понять, три основные тактики. Первая — запуск различных ракет с очень дальней дистанции по стационарным объектам: заводам, мостам, зданиям в городах и тому подобным сооружениям, чье расположение хорошо известно. Так разрушили ракетой Х-22 торговый центр в Кременчуге, так запускали крылатые ракеты Х-101 по Одессе, так выпустили противокорабельную ракету Х-35, которая упала 7 апреля в Столинском районе Брестской области Беларуси.
Проект «Беларускі Гаюн» опубликовал в июне перехват переговоров, предположительно, российских летчиков, пускавших ракеты с территории Беларуси — на этом видео, помимо прочего, есть визуализация их тактики ведения войны (в воздушное пространство Украины самолеты не заходят).
Вторая тактика ВКС — атака обычными свободнопадающими бомбами. Такими разрушали завод «Азовсталь» в осажденном Мариуполе. Теоретически, на российских самолетах может стоять прицельная система «Гефест», позволяющая рассчитывать, куда примерно упадет боеприпас. На практике это может работать лишь с небольших высот, когда время полета невелико (после сбрасывания бомба в полете не корректируется).
Учитывая, что ПВО средней и большой дальности Украины уничтожить так и не удалось, то бросать бомбы без риска быть сбитым можно только взлетев как можно выше (тот же «Бук» достает ракетами цели на высоте более 20 километров). Поэтому практически это могло работать только в Мариуполе — городе, находящемся к моменту штурма «Азовстали» в глубоком тылу, где никакой украинской ПВО не было. На Донбассе или под Херсоном это не сработает — правда, подобным образом российские самолеты отбомбились по острову Змеиному уже после эвакуации оттуда своих войск.
Неразорвавшаяся авиабомба ФАБ-500 на улице Чернигова, март 2022 года. Источник: Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям
Наконец, третья тактика — полеты вертолетов и штурмовиков Су-25 на малых и сверхмалых высотах. Так как чем выше поднимается самолет, тем уязвимее он для ПВО, российские пилоты стараются летать над самой землей, скрываясь от зенитчиков за рельефом местности. Правда, на небольшой высоте самолет или вертолет уязвим для ПЗРК (и даже для противотанкового комплекса «Стугна», которым украинцы сбили новейший вертолет Ка-52). Однако если быстро прилететь и быстро улететь, можно попробовать избежать попадания зенитной или противотанковой ракеты. Или вообще не заходить в зону поражения ПЗРК, стреляя с так называемого кабрирования.
Его суть заключается в том, что в полете вертолет или штурмовик резко задирает нос и выпускает сразу несколько неуправляемых ракет (НАР), как правило, 80-миллиметровых С-8. Снаряды уходят в небо по дуге, что позволяет им пролететь большее расстояние и дать возможность летчику не беспокоиться о переносных зенитных комплексах противника.
Проблема такой стрельбы в том, что о какой-то точности огня можно забыть в принципе — самолет или вертолет бьет НАР-ами куда-то в сторону позиций противника, и шанс, что он накроет цель, не очень высок. Фактически, летательный аппарат превращается в очень маломощную (из-за малого калибра ракет) и очень дорогую (учитывая расход топлива) РСЗО. Насколько велико рассеивание снарядов при стрельбе с кабрирования, можно посмотреть на этом видео, снятом через тепловизор.
Все вышеперечисленные тактики практически никак не помогают авиации эффективно поддерживать свои войска на линии фронта и реализовать огромное превосходство российских ВКС в численности современных машин.
Ситуацию могли бы исправить дешевые управляемые боеприпасы вроде небольших противотанковых ракет (как у «Байрактара») или корректируемых авиабомб (американцы делают такие, устанавливая на обычные бомбы комплект оборудования JDAM, значительно повышающий точность, в России корректируемые бомбы КАБ-500 есть, но их очевидно мало).
Российский истребитель сбрасывает корректируемую авиабомбу КАБ-500 в Сирии. В Украине такие боеприпасы ВКС практически не используют. Источник: wikipedia.org
Подобные виды вооружений у России есть, но, похоже, в единичных количествах, и применяются очень редко — как, например, ракеты «Изделие 305». Кроме того, для поражения цели с большой высоты нужно хорошо видеть ее издалека — значит, на самолеты нужно ставить особые контейнеры обнаружения и целеуказания, а их тоже нет. Поэтому воевать, не заходя в зону действия ПВО, российская авиация может в основном крылатыми ракетами. А это значит, что бить истребители и бомбардировщики способны практически только по стационарным объектам.
А, пытаясь подавить ПВО, ВКС России сталкиваются с той же проблемой — чем по ней бить? «Бук-М1» имеет гусеничное шасси и достаточно мобилен, крылатой ракетой за сотни километров его не поразишь. Если подлететь настолько близко, чтобы разглядеть украинский ЗРК, существует огромный риск получить зенитную ракету раньше, чем куда-либо выстрелишь. Потому сейчас номинально сильная авиация России далека от полноценного господства в воздухе — так как подавить украинскую ПВО, несмотря на все заявления, так и не получилось. В результате тактика российских наземных войск практически стала идентична таковой во время Первой мировой войны: подтянуть побольше артиллерии, создав подавляющее численное превосходство, и постараться задавить украинские войска огнем.
США заманивают к себе европейские предприятия, которые не могут существовать в условиях энергетического кризиса. Конца и края которому не видно. США даже узаконили свои желания. Германия и Франция обещают ответить тем же. Кто выиграет в этом разворачивающемся противостоянии Европы и Нового Света? Подробности…
В преддверии конфликта на Украине Владимир Путин требовал от НАТО гарантий безопасности. Теперь дипломаты должны возобновить эту дискуссию, чтобы украинский конфликт не перерос в нечто большее. К такому выводу пришли зарубежные СМИ, анализируя выступление Владимира Путина на «Валдае». Они отмечают миролюбивый тон российского лидера, «чего не было в последние месяцы», и не исключают союз Москвы с западными консерваторами. Подробности…
Севастопольская бухта подверглась многочасовому массированному террористическому налету украинских беспилотников. Их целью стали корабли Черноморского флота. Атака была отбита, но пострадал тральщик «Иван Голубец». Кроме того, был уничтожен вражеский подводный дрон. Пока шел бой, в нейтральных водах над Черным морем кружил американский беспилотник-разведчик Global Hawk, который, как считают эксперты, имеет прямое отношение к атаке на Севастополь. Подробности…
Пентагон отправляет в утиль свою самую мощную термоядерную бомбу – В83. Созданная в 1970-х бомба теперь бесполезна. При современной ПВО ни один бомбардировщик не успеет донести ее до цели. Но расставшись с В83, США тут же пообещали ускоренно перебросить в Европу другую, более современную ядерную авиабомбу – B61. Пентагон этим шагом хочет напугать Россию или успокоить Европу? Подробности…
Истребитель Су-30 во время приемо-сдаточного полета упал на жилой дом в Иркутске, оба члена экипажа погибли, и лишь по случайности обошлось без жертв среди гражданского населения. Менее недели назад похожая авиакатастрофа произошла в Краснодарском крае, где бомбардировщик Су-34 упал в Ейске. Чем можно объяснить серию падений военных самолетов на жилые дома? Подробности…
|
|
В Сочи выбрали «Красу России – 2022»
В Сочи прошел финал конкурса «Краса России – 2022». На корону победительницы претендовала 51 участница из разных регионов страны. Главная награда досталась 19-летней Дарье Луконькиной из Нижнего Новгорода. Девушка получит возможность представить Россию на международном конкурсе «Мисс Земля – 2023»
Подробности…
|
Как россияне следили за солнечным затмением
Во вторник днем жители России, а также Азии, Африки, Ближнего Востока наблюдали частное солнечное затмение – поверхность Солнца закрывалась не полностью, а примерно на 80%. На фото: затмение и кресты Благовещенского собора Казанского кремля
Подробности…
|
Россиянам предложили выбрать облик отечественного скоростного поезда
На фото – один из вариантов внешнего облика перспективного российского скоростного поезда. Компания РЖД предложила всем желающим проголосовать за то, какой из этих вариантов выглядит лучше всего
Подробности…
Обсуждение:
8 комментариев
Перейти в раздел…
21:02
собственная новость
|
Центр реставрации книг решили создать в Кирове
Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности…
20:39
собственная новость
В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I
Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности…
19:30
собственная новость
Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье
Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности…
Перейти в раздел…
|
Какое сейчас самое тревожное направление на фронтах СВО?
|
|
Британский премьер Лиз Трасс ушла в отставку через 44 дня после начала работы на этом посту. Каким был ваш самый короткий срок работы на одном месте?
|
|
До какой степени Россия должна уничтожать энергетическую инфраструктуру Украины?
|
Перейти в раздел…
НОВОСТЬ ЧАСА:Минфин Германии предложил добывать газ запрещенным методом
|
Латвия собирает армию для противостояния с Россией Болгарский злодей хочет «отмыться» за счет России
Сначала о самом самолете. KF-21 Boramae («Молодой ястреб», или «Сражающийся ястреб», можно перевести по-разному) – это двухдвигательный самолет с серьезными конструктивными мерами по снижению заметности в радиолокационном диапазоне. Он чем-то напоминает и китайский J-31, и американский F-35. К пятому поколению самолет не относится, эта машина на технологической базе четвертого поколения, но с малозаметным планером. Для компании-создателя – Korea Aerospace Industries (KAI) – это не первый самолет. Эта корейская компания – единственный в мире производитель самолетов, предлагающий своим покупателям сверхзвуковые учебно-тренировочные самолеты Т-50. Но сделать УТС это одно, а сделать истребитель – другое. KAI сделала. Хотя испытания машины только начинаются, и пока нельзя точно сказать, всё ли корейцы сделали правильно. Почти не хуже пятого поколения Истребитель имеет широчайший выбор ракетного оружия, в том числе самых эффективных типов: как, например, MBDA Meteor для воздушного боя. Должны на самолете «прописаться» и все перспективные корейские ракеты. В отличие от многих западных моделей, KF-21 может нести и противокорабельные ракеты, пока только «Гарпуны». Скорость у самолета мала, 1,81 звуковой, он чем-то напоминает в этом плане F-18, и не зря: двигатели у этих двух машин – это две модификации из одного и того же семейства. А вот что обещает точно быть высококлассным, так это бортовое радиоэлектронное оборудование – оно тут на уровне пятого поколения. Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой, оптические прицельные системы и оборудование для обмена информацией с другими тактическими единицами тут обещают с самого начала.
В общем, если у корейцев не обнаружится грубых ошибок в конструкции, то самолет будет уступать истребителям с лучшей тяговооруженностью и управляемым вектором тяги только в маневренном бою. Но до него противники с лучшей маневренностью, но худшими электроникой и оружием еще должны дожить. Изначально планируется начать производить самолет как истребитель для воздушного боя, превратив его позже в многоцелевую машину, способную и воевать в воздухе, и уничтожать цели на земле. Машина может оказаться по-настоящему массовой и не очень дорогой. Электронику Южная Корея будет производить сама, двигатели ни к дорогим, ни к дефицитным не относятся. И вот в этот момент и выясняется то, что значение этого самолета совсем не в том, насколько у него высокие характеристики. Международная кооперация Создание этой машины стартовало еще в 2001 году, а в 2010-м, когда появились ее первые наброски, проект стал международным. В него «включилась» Индонезия. На первый взгляд, это не особо важно, так как никакими значимыми технологиями в авиации Индонезия не обладает. Да, не обладает, но по итогам будет обладать. А главное, что свое налаженное производство пусть не самых «заряженных», но вполне хороших самолетов получит Южная Корея.
Британия и остальные страны Европы уже что-то могут только в консорциумах, отдельно ни одна из европейских стран самостоятельно истребитель создать не может. Британцы сейчас пытаются «оживить» себя с проектом «Темпест», но пока они демонстрируют следующее: отдельные компоненты истребителя британцы могут создать на уровне выше среднемирового, а самолет целиком – пока никак. Может создать свой истребитель Япония. Но изолированность этой страны от мирового оружейного рынка и неспособность обеспечить своему авиапрому стабильные заказы приводит к тому, что самолеты у японцев получаются очень дорогими. В итоге кроме разработанного на базе F-16 самолета Mitsubishi F-2 в строю своих боевых самолетов у них нет, да и когда появятся – непонятно. Пытается создать свой истребитель Индия с проектом Tejas – однодвигательным самолетом без каких-то выдающихся особенностей. Этот самолет увидел серию только для того, чтобы поддержать национальных разработчиков и производителей самолетов, будущее вне Индии для него возможно только чудом, да и в Индии он поставляется в ВВС вынужденно. Сборку JF-17 в Пакистане вообще за производство можно не считать, пакистанцы их просто собирают из китайских комплектующих. Вот собственно и все, до последнего времени. Теперь в клуб входит Южная Корея с ее гигантскими промышленными возможностями и самолетом, который, окажись он сконструирован без ошибок, в бою окажется точно лучше, чем F-16 в большинстве модификаций, F-18, Су-30 в любом виде, МиГ-29 и любые старые американские или советские самолеты, не говоря уже о разной экзотике. А Индонезия, которая до этого только собирала старые европейские транспортники и пыталась начать работы в области беспилотников, получит к этой технологии доступ – индонезийские инженеры уже давно работают над этим проектом в Южной Корее. И вот это и есть тот тренд, который в будущем может изменить все. На рынке оружия Большинству стран в мире сверхистребители типа Су-35 или F-22 просто не нужны. Нужно то, что принято называть «рабочей лошадкой», простой и без изысков самолет, который мог бы решать и задачи по борьбе с авиацией противника, и ударные задачи выполнять. Желательно подешевле. Южная Корея только что начала такой самолет испытывать. И KF-21, в отличие от индийского Tejas, обещает быть успешным и на рынке тоже. А это значит, что странам, предлагающим свои ультрадорогие машины, придется потесниться. На самом деле, процесс освоения бывшим «третьим миром» военных технологий начался давно. Прогнозы о том, что мировой рынок оружия будет «ссыхаться», звучат с 1990-х. С тех пор в сегменте беспилотников и ракет появилась та же Турция. Южная Корея экспортирует артиллерию и бронетехнику. В целом те страны, которые ранее только покупали оружие, сегодня могут произвести значительную его часть сами.
Южнокорейский истребитель – знак того, что «новые» производители способны зайти в самый высокотехнологичный сегмент военного производства. Подобно тому, как почти любая страна может сегодня произвести стрелковое оружие, KF-21 показывает, что скоро страны, до этого покупавшие иностранные самолеты, будут делать свои. Та же Индонезия обеспечивает себя транспортными самолетами, а теперь получит десятки инженеров, которые знают, как сделать истребитель. Открытый рынок комплектующих, таких как двигатели и радиолокационные станции, приведет к тому, что создавать «с нуля» новым производителям надо будет очень немного – всё, что ставится в планер, можно просто купить. А уже потом, сделав самолет из покупных комплектующих, можно будет переработать его под что-то другое, если старые комплектующие окажутся недоступны (например, из-за санкций). Главное – сделать первый раз, потом будет намного проще. Корейцы этот барьер только что преодолели – и многие другие уже на подходе. Какой вывод из этого стоит сделать в нашей стране? Вывод простой. Рынок боевой авиации будет сокращаться, авиационные технологии уже начали распространяться по миру, и это явление будет нарастать. Обеспечить себя самолетами собственного производства смогут в перспективе все больше и больше стран. Это произойдет не завтра, но произойдет неизбежно. Необходимо учитывать этот факт при анализе любых рыночных перспектив и готовиться делать такие предложения покупателю, которые «средней руки» производитель сделать просто не сможет.
Новости СМИ2 Подписывайтесь на ВЗГЛЯД в |
Новости СМИ2
Новости СМИ2
О газете | Вакансии | Реклама на сайте
Россия теряет 24 своих лучших истребителя и переходит на устаревшие самолеты: Украина
Мир
Джейсон Лемон
Мир
Россия
Украина
Москва
Киев
По сообщениям, Россия обращается к «устаревшим» истребителям после того, как потеряла около двух десятков самолетов Су-35 в ходе продолжающегося нападения на Украину, говорится в сообщении в социальной сети в четверг.
В своем посте в Facebook Генштаб ВСУ сообщил, что Россия собирается начать использовать «старые» бомбардировщики Су-24М после того, как силы Москвы потеряли в войне «две эскадрильи».
«Самолеты СУ-35 также показали низкий уровень живучести. В ходе полномасштабной агрессии оккупанты потеряли две эскадрильи таких самолетов — это около 24 единиц», — сообщил украинский бригадный генерал Алексей Громов, сообщается в сообщении.
24 февраля московские войска по приказу президента России Владимира Путина начали полномасштабное вторжение в Украину, что вызвало быстрое и широкое международное осуждение. Хотя Путин и его советники, как сообщается, считали, что смогут быстро взять под контроль и свергнуть правительство в Киеве, первоначальная атака была отражена украинской армией и простыми гражданами, сопротивлявшимися агрессии.
Украина заявила в четверг, что 24 истребителя Су-35 были уничтожены в результате вторжения России. Вверху российские истребители Су-35 и МиГ-29 Микояна на авиашоу во время Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 20 июля 2021 года в подмосковном Жуковском, Россия.
Михаил Светлов / Getty Images
Бригадный генерал Алексей Громов, как сообщается, заявил, что Россия «планирует использовать устаревшие бомбардировщики Су-24М». Громов также заявил в четверг, что точность недавних ударов Москвы была низкой, поскольку ее пилоты, как сообщается, хотят избежать сбития.
«Самолеты и вертолеты противника избегают залетов в зону действия наших ПВО, в связи с чем точность этих ударов низкая», — сказал генерал, передает Reuters.
Newsweek не подтвердил заявления Украины о российских самолетах.
Newsweek обратился в МИД России за комментариями.
Москва продолжает заявлять, что ее «военные действия» на Украине идут по плану, несмотря на отсутствие существенных успехов и значительный отказ от своих первоначальных амбиций по установлению контроля над страной. Силы Путина теперь сосредоточили свои усилия гораздо более узко на юго-восточном регионе Донбасса в последние месяцы после того, как не смогли добиться значительного прогресса в первые несколько недель войны.
Путин и другие кремлевские лидеры заявили, что их вторжение необходимо для «денацификации» Украины, президент которой Владимир Зеленский является евреем и был избран почти тремя четвертями голосов в 2019 году. В то время премьер-министр Украины тоже был евреем. Члены семьи Зеленского погибли во время Холокоста.
В среду ВСУ заявили, что на базе в Крыму уничтожено девять российских военных самолетов. Крым был признан частью Украины в соответствии с международным правом и договорами, но Москва аннексировала этот регион в 2015 году, поскольку она также поддерживала сепаратистских повстанцев в восточных областях Украины. Россия отрицала, что самолеты были уничтожены, а Украина не брала на себя ответственность за их уничтожение.
Адмирал США в отставке Джеймс Ставридис, ранее занимавший пост верховного главнокомандующего объединенными силами НАТО в Европе, назвал уничтожение девяти самолетов «большим шагом» для Украины в комментарии MSNBC в среду. Ставридис также заявил, что Украина «готовится к наступательным операциям на юге».
В середине июля украинские военные заявили, что сбили «предположительно» истребитель Су-35 недалеко от города Новая Каховка. Видео сбитого самолета широко распространено в социальных сетях. На видео видно, как самолет врезался в поле и взорвался при ударе, в результате чего в воздух поднялись густые клубы черного дыма.
Силам Киева в оборонительных усилиях очень помогли высокомобильные артиллерийские ракетные системы (HIMARS), присланные США в рамках военной помощи на миллиарды долларов. Союзники США и НАТО сплотились вокруг Украины, предоставив существенную гуманитарную помощь, а также оружие. По мнению некоторых военных аналитиков, HIMARS изменил правила игры для Украины.
Запрос на перепечатку и лицензирование, внесение исправлений или просмотр редакционных правил
Загадочное дело о пропаже ВВС России
Основное изображение предоставлено российским самолетом Су-34, фото 2017 года. Предоставлено Дмитрием Тереховым / Wikimedia Commons / CC BY-SA 2.0
На пятый день российского вторжения в Украину один из многих оставшихся без ответа вопросов: почему Россия запустила военную кампанию с огромными затратами с максималистскими целями, а затем отказался использовать подавляющее большинство своих боевых самолетов с неподвижным крылом.
Российское вторжение в Украину началось, как и ожидалось, ранним утром 24 февраля: крупный залп крылатых и баллистических ракет уничтожил основные наземные радары дальнего обнаружения по всей территории Украины. В результате удалось эффективно ослепить ВВС Украины (УкрАФ), а в некоторых случаях также препятствовать движению самолетов, создавая воронки на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках на основных авиабазах. Удары также поразили несколько украинских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) большой дальности С-300П, которые имели ограниченную мобильность из-за длительного отсутствия запасных частей. Эти первоначальные тупиковые удары следовали схеме, наблюдаемой во многих интервенциях под руководством США после окончания холодной войны. Логичный и широко ожидаемый следующий шаг, наблюдаемый почти в каждом военном конфликте с 19 века.38, предполагалось, что Воздушно-космические силы России (ВКС) предпримут крупномасштабные ударные операции по уничтожению УкрВФ. Из-за того, что его система раннего предупреждения была ослеплена, а некоторые взлетно-посадочные полосы были покрыты воронками, УкрВФ оставался уязвимым для налетов ударных самолетов, таких как Су-34 с управляемыми боеприпасами, или даже многоцелевых истребителей Су-30 с преимущественно неуправляемыми боеприпасами. Если бы они присутствовали в значительном количестве, истребители сопровождения Су-35 и Су-30 сокрушили бы украинские истребители, даже если бы им удалось взлететь на боевые вылеты на очень малых высотах с ограниченной осведомленностью об обстановке. Этого не произошло.
Вместо этого примерно 300 современных боевых самолетов, которые ВКС разместили в пределах легкой досягаемости основных зон соприкосновения на севере, востоке и юге Украины, в основном оставались на земле в течение первых четырех дней боев. Это позволило УкрВФ продолжать выполнять маловысотные оборонительные противовоздушные (DCA) и штурмовые вылеты, и, похоже, они добились определенных успехов в перехвате российских ударных вертолетов. Тот факт, что украинские военнослужащие и гражданские лица смогли увидеть (и быстро мифологизировать), что их собственные пилоты продолжают совершать боевые вылеты над крупными городами, также стал важным фактором повышения морального духа, который помог укрепить необычайный дух объединенного сопротивления, демонстрируемый по всей стране. . Отсутствие вылетов российских истребителей и ударных самолетов также позволило украинским операторам ЗРК и военнослужащим с ПЗРК, такими как ракеты американского производства Stinger, поражать российские боевые вертолеты и транспортные средства со значительно меньшим риском немедленного возмездия. Это, в свою очередь, способствовало значительному отсутствию успеха и большим потерям в ходе российских десантно-штурмовых операций.
Кроме того, почти полное отсутствие российских наступательных средств противовоздушной обороны (OCA) сочеталось с очень плохой координацией между движениями российских сухопутных войск и их собственными системами ПВО средней и малой дальности. Многочисленные российские колонны были отправлены за пределы досягаемости их собственной ПВО, а в других случаях сопровождающие батареи ЗРК были застигнуты в бездействии в военных пробках, не предприняв никаких видимых усилий для обеспечения ситуационной осведомленности и защиты от украинских воздушных средств. Это позволило уцелевшим украинским БПЛА Bayraktar TB-2, оснащенным вооружением, эффективно действовать на некоторых участках, нанося значительные потери колоннам российской техники.
quote
Неизбирательная форма воздушного нападения, которая была стандартной практикой для операций российских и сирийских ВВС над Алеппо и Хомсом, к сожалению, вероятно, будет применена ВКС над Украиной в ближайшие дни
Возможные объяснения
Есть Есть несколько факторов, которые могут способствовать неспособности России достичь и использовать превосходство в воздухе, несмотря на их огромные преимущества в количестве самолетов, возможностях оборудования и средствах обеспечения, таких как ДРЛО, по сравнению с УкрВФ. Во-первых, это ограниченное количество авиационных высокоточных боеприпасов (ТБО), имеющихся на вооружении большинства истребительных подразделений ВКС. В ходе боевых действий над Сирией только парк Су-34 регулярно применял МПГ, и даже эти специализированные ударные самолеты регулярно прибегали к неуправляемым бомбовым и ракетным ударам. Это не только указывает на очень ограниченное знакомство с PGMs среди большинства экипажей российских истребителей, но также подтверждает широко распространенную теорию о том, что российские запасы PGMs, доставляемых по воздуху, очень ограничены. Годы боевых действий в Сирии еще больше истощат этот запас, и это может означать, что большая часть из 300 боевых самолетов ВКС, сосредоточенных вокруг Украины, может использовать только неуправляемые бомбы и ракеты для наземных боевых вылетов. Это, в сочетании с отсутствием модулей наведения для обнаружения и идентификации целей на поле боя с безопасного расстояния, означает, что возможности пилотов ВКС по оказанию непосредственной авиационной поддержки своим силам ограничены. В результате руководство ВКС может не захотеть направить основную часть своей потенциальной ударной силы против украинских войск до того, как будет получено политическое одобрение на использование неуправляемых боеприпасов для бомбардировки удерживаемых Украиной городских районов. Эта неизбирательная форма воздушного нападения была стандартной практикой для операций российских и сирийских ВВС над Алеппо и Хомсом и, к сожалению, вероятно, будет применена ВКС над Украиной в ближайшие дни.
Отсутствие PGM, однако, не является достаточным объяснением общего отсутствия активности VKS с неподвижным крылом. Относительно современная авионика на большинстве их ударных платформ означает, что даже неуправляемых бомб и ракет должно было быть достаточно, чтобы нанести серьезный ущерб украинским самолетам на их авиабазах. ВКС также имеют около 80 современных и боеспособных истребителей господства в воздухе Су-35С и 110 многоцелевых истребителей Су-30СМ(2), которые могут проводить зачистку ОСА и ОСА. Таким образом, невозможность установить господство в воздухе нельзя объяснить исключительно отсутствием подходящих ПГМ.
Другое возможное объяснение состоит в том, что ВКС не уверены в своей способности безопасно устранять конфликты крупномасштабных боевых вылетов с действиями российских наземных ЗРК Сухопутных войск. Инциденты с дружественным огнем наземных ЗРК были проблемой как для западных, так и для российских военно-воздушных сил в многочисленных конфликтах с 1990 года. Создание совместных зон боевых действий, в которых боевые самолеты и ЗРК могут одновременно вести огонь по силам противника в сложной обстановке без дружественных действий. пожарные инциденты трудно; это требует тесного межведомственного сотрудничества, отличной связи и регулярного обучения для освоения. До сих пор российские силы продемонстрировали крайне плохую координацию по всем направлениям, от базовых задач тылового обеспечения до координации воздушных десантов с действиями сухопутных войск и организации ПВО для прикрытия движущихся колонн. В этом контексте, возможно, было принято решение оставить задачу лишения УкрВФ возможности действовать наземным ЗРК, с явным пониманием, что это будет вместо крупномасштабных действий ВКС. . Однако, опять же, само по себе это не является достаточным объяснением, так как с учетом ограниченного количества истребителей и ЗРК, имеющихся у украинских сил на данном этапе, ВКС все еще могли проводить масштабные боевые вылеты по ключевым целям в заранее оговоренное время, в течение которым российским ЗРК можно было дать указание вести огонь.
quote
Руководство ВКС может колебаться в отношении крупномасштабных боевых операций, которые выявят разрыв между внешним восприятием и реальностью их возможностей часов, которые пилоты ВКС получают каждый год по сравнению с большинством их западных коллег. Хотя точные цифры по каждому подразделению найти сложно, в периодических официальных российских заявлениях указывается, что в среднем по ВКС в целом приходится 100–120 часов в год. Налет истребительных подразделений, вероятно, будет ниже, чем у транспортных или вертолетных подразделений, поэтому реальная цифра, вероятно, немногим меньше 100. Летчики-истребители Королевских ВВС и ВВС США часто жалуются, что им трудно поддерживать многоцелевую боевую готовность с примерно 180–240 часами. летных часов в год, доступ к современным высокоточным тренажерам для дополнительного обучения, лучшую эргономику кабины и интерфейсы вооружения, чем у российских аналогов. Таким образом, вполне возможно, что, несмотря на впечатляющую программу модернизации, в ходе которой за последнее десятилетие было приобретено около 350 новых современных боевых самолетов, пилотам ВКС будет сложно эффективно использовать многие теоретические возможности своих самолетов в сложной и напряженной воздушной среде. Украины. Если это так, то руководство ВКС может не решиться на крупномасштабные боевые действия, которые выявят разрыв между внешним восприятием и реальностью их возможностей.
Однако важно помнить, что впереди всего пять дней кампании, которая легко может превратиться в затяжную. Тот факт, что было зафиксировано лишь несколько подтвержденных полетов российских самолетов над Украиной, не должен затмевать того факта, что флот истребителей ВКС остается потенциально очень разрушительной силой, которая может быть использована против воздушных и стационарных наземных целей в кратчайшие сроки. в ближайшие дни.
Мнения, выраженные в данном Комментарии, принадлежат его автору и не отражают точку зрения RUSI или какой-либо другой организации.
У вас есть идея для комментария, который вы хотели бы написать для нас? Отправьте короткое сообщение по адресу [email protected] , и мы свяжемся с вами, если это соответствует нашим исследовательским интересам. Полное руководство для участников можно найти по телефону здесь .
Боевая воздушная конференция RUSI – 17 марта 2022 г.
Российское вторжение в Украину наглядно продемонстрировало необходимость адаптации ВВС, чтобы помочь восстановить боевой авторитет НАТО.