Российские космические аппараты: Минобороны уточнило количество российских спутников на орбите — РБК

Минобороны уточнило количество российских спутников на орбите — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 18 ноября
EUR ЦБ: 62,57

(-0,1)

Инвестиции, 17 ноя, 16:12

Курс доллара на 18 ноября
USD ЦБ: 60,39

(+0,04)

Инвестиции, 17 ноя, 16:12

Интеллигентность 2.0: как воспитать в себе тягу к прекрасному

РБК и ГАЛС, 15:58

Daily Mail узнала о намерении МЮ расторгнуть контракт с Роналду

Спорт, 15:52

Как развиваются сервисы для малого бизнеса

РБК+, 15:52

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

Более 90% россиян высказались против отказа от новогодних елок

Общество, 15:50

«Транснефть» опровергла атаку дрона ВСУ на нефтегавань в Новороссийске

Политика, 15:49

В цене всегда: на какую недвижимость стоит обратить внимание

РБК и Амарант, 15:47

Budweiser отреагировала на запрет продажи пива на стадионах ЧМ-2022

Спорт, 15:38

Объясняем, что значат новости

Вечерняя рассылка РБК

Подписаться

Один из лидеров криптоотрасли в Гонконге прекратит работу из-за краха FTX

Крипто, 15:38

Экс-чемпион Bellator не смог назвать россиянина фаворитом в титульном бою

Спорт, 15:36

Как сэкономить на деловых поездках, когда все постоянно меняется

РБК и Smartway, 15:35

Иллюзия тревоги: как ум заставляет человека беспокоиться без причины

Pro, 15:34

Белгородский губернатор сообщил об обстреле приграничного села

Политика, 15:34

Цена нефти Brent впервые за месяц опустилась ниже $89 за баррель

Инвестиции, 15:34

Военная операция на Украине. Главное

Политика, 15:31

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Вклад «Стабильный»

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

Фото: Роскосмос / Global Look Press

Российская орбитальная группировка включает в себя более 160 космических аппаратов, которые ежедневно обслуживают тысячи человек. Об этом в интервью газете «Красная звезда» заявил начальник штаба Главного испытательного космического центра имени Титова полковник Роман Винокуров.

«В составе орбитальной группировки космических аппаратов России сегодня более 160 космических аппаратов, из которых около 70 процентов находится на управлении нашего центра», — сказал он.

Он пояснил, что группировку составляют космические аппараты связи, навигации, топогеодезического и метеорологического назначения, дистанционного зондирования Земли и мониторинга состояния на ее поверхности. По его словам, более тысячи военнослужащих и гражданских ежедневно обеспечивают бесперебойную работу системы. «[Ежедневно] проводится свыше 1500 сеансов управления орбитальной группировкой», — добавил Винокуров.

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Ранее в этот день Минобороны сообщило о четырех запусках ракет «Союз-2» с военными спутниками, а также об одном пуске межконтинентальной баллистической ракеты в течение этого года. По информации ведомства, всего с космодромов Плесецк, Восточный и Байконур было произведено 15 пусков космического назначения с выводом на орбиту 258 отечественных и иностранных космических аппаратов. В то же время дежурные силы наземного комплекса управления провели свыше 520 тыс. сеансов управления космическими аппаратами российской орбитальной группировки.

В конце сентября президент России Владимир Путин раскритиковал срыв сроков по поручениям в космической отрасли. Тогда он обратил внимание, что комплекс мер по достижению Россией долгосрочных целей в космической сфере должен был быть утвержден к концу августа, однако на деле это не сделано до сих пор. Это, по мнению президента, «подвергает риску наши планы по развитию отрасли в целом». В ответ глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что проект создания ракетно-космического комплекса сверхтяжелого класса и многоспутниковой орбитальной группировки «Сфера» был внесен в правительство вовремя, и подчеркнул, что надеется: после совещания с президентом правительство согласует объемы финансирования программ.

Вклад «Стабильный»

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

ВЗГЛЯД / Российские спутники будут строиться по новому принципу :: Общество



Отечественная космическая промышленность должна радикально изменить подходы к созданию орбитальных аппаратов, заявляет глава Роскосмоса Юрий Борисов. Как устроены сегодня российские спутники, в чем их недостатки по сравнению с зарубежными конкурентами и каким образом спутники предлагается изменить?

Глава Роскосмоса Юрий Борисов заявил о том, что проект «Сфера» по созданию многоспутниковой орбитальной системы требует от России перехода на новые технические принципы создания и управления космическими группировками. «Сфера» – это гигантский государственный проект по созданию сотен многофункциональных спутников различного назначения.

Ранее Борисов уже высказывался на данную тему. В частности говорилось, что «Роскосмос сильно задолжал российской экономике. Сегодня нельзя представить современный мир без космических услуг. Это и цифровое телевидение, связь, передача данных, навигация, метеоинформация, картография, знание поверхности Земли, анализ чрезвычайных ситуаций и прочее. Сегодня просто невозможно представить без космических услуг ту или иную сферу нашей экономики».

Глава Роскосмоса признал отечественное отставание в данной сфере. По его словам, американцы, европейцы и китайцы – основные игроки на этом рынке – «давно нас в этом плане обогнали», и «Роскосмосу необходимо перестроить работу так, чтобы научиться выпускать спутники совершенно в другом количестве. Это потребует коренной перестройки основных процессов технологического цикла – разработки, производства, испытаний, увеличение сроков активного существования…»

За этими заявлениями стоит коренное изменение всей концепции производства спутников в России.

Шесть-шесть-шесть

В советские времена, во множестве разных вариаций ходило правило создания космического аппарата – «шесть-шесть-шесть». Вес – шесть тонн, цена – шесть миллионов, срок создания – шесть лет. Это шутка, в которой не нужно искать реальные данные, а вот принципы тут очень четкие. Космический аппарат нужно делать долго, он должен быть большим «комбайном» со множеством разных приборов и инструментов, ну и цена должна быть соответствующей, чтобы хватило на все работающие над проектом структуры.

Похожего принципа придерживались примерно до конца прошлого века и США в лице НАСА и военных структур. Большие космические аппараты, не совсем частые запуски, зато возможность воткнуть множество функций на один спутник. Причины такой стратегии понятны – запуски в космос дороги и желательно за один пуск, если уж он состоится, вывести космический аппарат, который может больше. В настоящее время такие космические аппараты тоже остались, из показательных вариантов – JPSS и Landsat. Такие аппараты несут на себе больше топлива и могут работать дольше.

Еще одной причиной такой архитектуры космических аппаратов была ставка на герметичные приборные контейнеры. То есть вся электроника и большинство приборов в аппаратах того времени находились в герметичном объеме, как правило, заполненном инертным газом. Внутри контейнеров ставили рамы с бортовой аппаратурой, приборами, которые работали в газовой среде, это делалось во многом для предотвращения перегрева и переохлаждения приборов.  

Например, именно по такой схеме создавались космические аппараты для дистанционного зондирования Земли «Метеор» и «Ресурс». В их основе герметичный бак длиной почти три метра, внутри него поддерживается давление на уровне 100 миллиметров ртутного столба, циркуляция газовой смеси на основе азота обеспечивается с помощью четырех вентиляторов, подогрев газа – с помощью электронагревателей, а за охлаждение отвечают радиаторы на корпусе. 

Естественно, что вся эта система сама по себе дорогая и энергоемкая. Естественно и желание разработчиков: раз уже делается на основе этой платформы космический аппарат, запихнуть в него как можно больше самых разных приборов. Из-за этого случались ситуации, когда у таких «спутников-комбайнов» один из приборов мешал работе других. Еще одна проблема в том, что случайное попадание микрометеорита и разгерметизация контейнера приводили к потере всего дорогостоящего аппарата. 

Большие, но по пять, маленькие, но по три

Начало нового тысячелетия принесло с собой миниатюризацию электроники, снижение требований по энергопотреблению, общее удешевление компонентов. Снизилось и общее тепловыделение. Появилась возможность создавать космические аппараты открытого типа, без использования герметичного объема.

Большинство современных космических аппаратов не имеет герметичного объема. Вся электроника устанавливается прямо на термостабилизирующее основание, внутри которого проходят трубы с теплоносителем для охлаждения компонентов. Тепло передается от приборов к радиаторам, где и рассеивается в космосе.

Все это в итоге позволило упростить конструкцию космических аппаратов и привело к созданию наноспутников – кубсатов. Один юнит кубсата (1U) – это алюминиевый корпус размером 10 на 10 на 10 сантиметров, вес его около килограмма. И такие космические аппараты – это теперь не только студенческие поделки. 

К примеру, спутники дистанционного зондирования Земли Dove-2, принадлежащие компании Planet Labs, имеют размер 3U (100 мм × 100 мм × 340 мм). Вес вместе с аккумуляторами и солнечными батареями, раскрываемыми снаружи корпуса, всего 5,8 килограмма. При этом снимает такая космическая «цифромыльница» на редкость прилично (3,5 метра на пиксель). Небольшая цена позволила компании запустить несколько сотен таких космических аппаратов и обеспечить съемку всей поверхности Земли с ежесуточным обновлением.

Но это все равно небольшие космические аппараты. Для лучшего качества съемки и для других целей требуются спутники большего размера. И вот тут умение ставить на поток производство показали компании SpaceX и Airbus. SpaceX для создания группировки Starlink по обеспечению широкополосного доступа в интернет создала спутники Starlink 1 и 1,5, которых с 2019 года выпустили более 3000 штук.

200-килограммовые спутники и выпуск более чем по три штуки в сутки. Еще недавно это казалось просто нереальным, однако SpaceX поставила производство космических аппаратов на поток. Возможность запускать сразу по 64 «старлинка» за один пуск ракеты-носителя Falcon 9 позволили компании создать самую массовую спутниковую группировку в истории человечества.

У Airbus пока успехи меньше, но тоже впечатляют. Для проекта OneWeb была разработана спутниковая платформа Airbus Arrow, которая тоже позволяет производить по несколько космических аппаратов в неделю. Более того, Airbus Arrow многофункциональна и позволяет на основе платформы строить самые разные космические аппараты: спутники связи, спутники оптического наблюдения, спутники-радары. Все это на стокилограммовой платформе, адаптированной для запуска сразу большого количества аппаратов за один пуск. 

Вдогонку

В настоящее время первая фаза российского проекта «Сфера» опирается на космические аппараты «Скиф», «Ямал» и «Экспресс», отвечающие за разные телекоммуникационные проекты. Это хорошие аппараты. Проблема ровно одна – выпускать их сотнями в год у России пока нет возможности и вряд ли будет. Но их и нужно меньше, всего около двух десятков.

Но с 2025 года предполагается массовый выпуск аппаратов «Марафон» для интернета вещей и серии космических аппаратов «Беркут» для самых разных задач по дистанционному зондированию Земли. И вот их уже нужны сотни. 

Поэтому у России другого пути нет. Только переход на поточное производство платформ для космических аппаратов, выход на массовый выпуск и затем создание на их основе конкретных спутников или даже семейства спутников. Как в случае с «Беркутом» – когда нужны аппараты для оптической съемки, для высокодетальной съемки, для радиолокационной съемки.

Да, у этих космических аппаратов будет более узкая специализация, чем при создании спутников по индивидуальным проектам. Зато это будет гораздо более устойчивая к выходу из строя нескольких аппаратов система, с возможностью создавать на ее основе готовые сервисы как для предприятий, так и граждан страны. 

Другие плюсы этого решения тоже очевидны – возможность массового создания космических аппаратов, их унификация, возможность насыщения отраслей, которым сейчас нужны как воздух новые спутники. Но это получится, только если в ближайшее время будет создана универсальная платформа и налажено ее массовое, поточное производство.

Причем у Роскосмоса нет возможности отдать весь процесс в частные руки – придется создавать платформу и контролировать ее выпуск самостоятельно. Никакие другие решения отставание в количестве аппаратов сократить не помогут. 

ESA — Российский космический корабль «Союз»

Включение и поддержка

59434 просмотра
162 лайков

«Союз» в переводе с русского означает «союз». Программа «Союз» — самая продолжительная программа пилотируемых космических кораблей в истории освоения космоса. Первый пилотируемый полет в космос состоялся 23 апреля 1967 года. Хотя космические корабли «Союз» были задуманы Советским Союзом в начале шестидесятых годов, они все еще используются сегодня, но с важными модификациями. Они доставили российские экипажи на советские станции Салют и Мир. В настоящее время «Союз» — единственный космический корабль, доступный для перевозки экипажей на Международную космическую станцию ​​и обратно.

Запуски кораблей «Союз» осуществляются одноименными российскими ракетами, на счету которых в общей сложности уже более 1680 успешных пусков, включая спутники и пилотируемые космические аппараты. Ни ракеты «Союз», ни корабли «Союз» не являются многоразовыми.

Космический корабль «Союз» массой 7 тонн; они имеют длину 7,2 м и диаметр 2,7 м. С открытыми солнечными панелями (во время запуска они остаются закрытыми) размер «Союза» составляет 10,6 м в поперечнике. Корабль «Союз» может перевозить до трех космонавтов.

«Союз» состоит из трех модулей: служебного, орбитального и возвращаемого. Орбитальный модуль («головка» космического корабля) несет оборудование, необходимое для стыковки с Международной космической станцией. Служебный модуль (нижняя часть) перевозит, среди прочего, телекоммуникационное оборудование и оборудование для контроля высоты, а также соединение солнечных батарей. Спускаемый модуль (посередине) — это место, где путешествуют астронавты, и это единственная секция, которая возвращается в атмосферу — орбитальный модуль разрушается при входе в атмосферу.

Инфографика космического корабля «Союз МС» — Модули и характеристики

Путешествие корабля «Союз» к Международной космической станции может длиться от шести часов до двух дней в зависимости от профиля миссии. Обратный путь, напротив, длится всего 3 часа. Обычно приземляющийся модуль приземляется со скоростью менее 2 м/с.

Обитаемый объем спускаемого аппарата составляет всего 4 кубометра. Приличный модуль весит 2.9тонн.

Предыдущей версией корабля «Союз» был ТМА, пришедший на смену ТМ. «А» соответствует «антропометрическому», так как в этой модели устранены ограничения по высоте для экипажа. Первый полет ТМА (ТМА-1) состоялся 30 октября 2002 г. По возвращении на Землю в мае 2003 г. проблема вынудила его повторно войти в баллистический режим и приземлиться в 460 км от запланированного места посадки. Космонавты не пострадали, в том числе благодаря системе «мягкой посадки», снижающей ударную нагрузку при посадке с 12 до г (как было в серии «Союз ТМ») до 5 г .

Текущая версия корабля «Союз» — космический корабль МС. «MS» обозначает самое последнее обновление четвертого поколения этого давно работающего космического корабля. Это означает «модифицированные системы» со множеством небольших технологических улучшений, которые делают космический корабль легче и современнее. Например, галогенные лампы были заменены светодиодами и новыми и большими солнечными панелями для увеличения выработки электроэнергии.

Стыковка корабля «Союз»

Спасибо за лайк

Вам уже понравилась эта страница, вы можете поставить лайк только один раз!

Россия запустила грузовой корабль к космической станции (видео)

Очередной российский грузовой корабль направляется к Международной космической станции.

Ракета «Союз» запустила неуправляемый грузовой корабль «Прогресс-82» к Международной космической станции (МКС) с российского космодрома Байконур в Казахстане сегодня вечером (25 октября) в 20:20. EDT (00:20 по Гринвичу и 5:20 утра по местному времени Байконура 26 октября).

«Прогресс-82» несет почти 3 тонны продовольствия, топлива и других материалов для членов экипажа орбитальной лаборатории Экспедиции 68. (инфографика) )

Грузовой корабль будет преследовать МКС в течение двух дней, наконец поймав ее и пристыковав в четверг (27 октября) в 10:49.вечера. EDT (02:49 по Гринвичу 28 октября), если все пойдет по плану. Вы можете посмотреть прибытие здесь, на Space.com, любезно предоставлено NASA TV. Начало трансляции запланировано на 22:15. EDT (02:15 по Гринвичу, 28 октября).

«Прогресс» — один из трех автоматических космических кораблей, которые в настоящее время выполняют грузовые миссии на МКС. Два других — частные американские аппараты — капсула Dragon компании SpaceX и аппарат Cygnus компании Northop Grumman.

«Дракон» можно использовать повторно, а «Прогресс» и «Лебедь» — это расходные материалы, которые сгорают в атмосфере Земли, когда их время нахождения на орбите истекает. Корабль «Прогресс-80» недавно испустил дух, фактически вылетев с МКС в воскресенье вечером (23 октября) и вскоре после этого совершив преднамеренное смертельное погружение.

Истории по теме:

Однако на МКС остается еще один корабль «Прогресс»: «Прогресс-81», прибывший в июне.

В настоящее время к орбитальной лаборатории пристыкованы два пилотируемых корабля. Один из них — российский космический корабль «Союз», прибывший в сентябре. Другой — капсула Crew Dragon Endurance компании SpaceX, которая выполняет миссию компании Crew-5 для НАСА. Endurance стартовал на ракете SpaceX Falcon 9 5 октября и через день достиг МКС.

Примечание редактора: эта история была обновлена ​​в 20:40. EDT 25 октября с новостями об успешном старте.

Майк Уолл — автор книги « Out There » (Grand Central Publishing, 2018; иллюстрировано Карлом Тейтом) о поисках инопланетной жизни. Подпишитесь на него в Твиттере @michaeldwall (открывается в новой вкладке) . Подпишитесь на нас в Twitter @Spacedotcom (открывается в новой вкладке) или на Facebook (откроется в новой вкладке) .

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Майкл Уолл — старший космический писатель Space.com (открывается в новой вкладке) , присоединился к команде в 2010 году. В основном он освещает экзопланеты, космические полеты и военный космос, но, как известно, увлекается космическим искусством. Его книга о поисках инопланетной жизни «Out There» была опубликована 13 ноября 2018 года. Прежде чем стать научным писателем, Майкл работал герпетологом и биологом дикой природы. У него есть докторская степень.