Российский истребитель: Как выглядит и сколько стоит российский истребитель пятого поколения Checkmate

Как выглядит и сколько стоит российский истребитель пятого поколения Checkmate

На авиасалоне МАКС-2021 прошла презентация нового военного самолета 5-го поколения Checkmate. Это первый в России легкий многоцелевой истребитель с одним двигателем. Свой первый полет он должен совершить в 2023 году. Спрос на истребители оценивается в 300 машин, а стоимость — в $25-30 млн за единицу. О ключевых особенностях нового самолета и его перспективах на международном рынке — в материале «Газеты.Ru».

Президент России Владимир Путин 20 июля осмотрел новый военный истребитель от конструкторского бюро «Сухой» на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021. Вечером того же дня прошла презентация самолета, который называли главной интригой выставки. Речь идет о «принципиально новой» боевой машине, о чем ранее сообщали в госкорпорации «Ростех».

Это первый в России легкий многоцелевой истребитель 5-го поколения с одним двигателем.

По данным источников РИА «Новости», его взлетная масса не превысит 18 т, а скорость будет более 2 Махов.

Конкурент F-35: каким будет первый российский однодвигательный истребитель

«Ростех» анонсировал премьеру «принципиально нового» боевого самолета, который будет…

19 июля 14:38

Как сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов, новый самолет призван стать «легкой конницей» для совершения неожиданных ходов и решения исхода партии. Он сможет бороться с любыми целями в воздухе, на воде и на суше. На основе истребителя могут создать новый ударный беспилотник. Специально для него создали систему логистической поддержки «Матрешка».

Как отмечает РБК со ссылкой на «Ростех», летный час нового самолета будет в шесть-семь раз дешевле по сравнению с американским истребителем 5-го поколения F-35. Стоимость российской техники будет сравнима со шведским многоцелевым истребителем 4-го поколения Gripen NG.

Максимальная боевая нагрузка этих истребителей, получивших название Checkmate (англ. — шах и мат), составит 7,4 тыс. кг. Без подвесных топливных баков он может летать на 2,9 тыс. км. Самолеты обладают высокими летными качествами, широкими ударными и разведывательными возможностями и оснащены новейшим комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, приводит РИА «Новости» слова директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ Дмитрия Шугаева.

К тому же у самолета снижена радиолокационная заметность. Новейший истребитель может быть не только одноместным, но и двухместным. Кроме того, согласно презентации, возможен его беспилотный вариант.

На новинке будет использоваться ракета малой дальности класс «воздух-воздух» Р-74М (РВВ-МД), а также ее аналог средней дальности РВВ-СД. Кроме того, на вооружение встанут управляемая ракета «воздух-земля» Х-38, противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, управляемая ракета Гром-Э1, корректируемая авиационная бомба с лазерной головкой самонаведения КАБ-250ЛГ-Э и неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-8 и С-13.

Первый полет истребителя запланирован на 2023 год, следует из презентации. По имеющимся данным, первые поставки заказчикам планируется начать через 5,5 лет.

Экспертное мнение

Пока делать конкретные прогнозы о перспективах этой модели рано, поскольку подробностей о ее характеристиках еще нет. Зато есть фундамент и научно-технический задел для успешного испытания этого самолета и впоследствии успешного продвижения на международном рынке, сказал «Газете.Ru» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Он обратил внимание, что внешний вид нового истребителя крайне необычен для российской авиации, но в целом все компоненты, агрегаты, узлы, авиационные средства поражения, бортовое радиоэлектронное оборудование известны — они либо уже используются либо в российской боевой авиации, либо в перспективных моделях.

«Учитывая, что эта ниша на международном рынке боевой авиации практически не закрыта современными моделями самолетов, можно осторожно выдать оптимистичный прогноз, поскольку обстановка меняется. Но сегодня интерес у иностранных заказчиков, которые привыкли ориентироваться на российские авиационные предложения в области боевой авиации, есть», — подчеркнул эксперт.

Особенным этот самолет делает наличие у него только одного двигателя, отметил он.

В российской авиации самолетов, созданных по такой схеме, нет.

Как отметил Виктор Мураховский, однодвигательный самолет с относительно небольшой взлетной массой по сравнению с тяжелыми истребителями должен быть дешевле в эксплуатации.

России, чтобы иметь полный комплект и полный пакет предложений на мировом рынке, не хватает легкого, легко-среднего истребителя, и об этом говорили давно, отметил в беседе с «Газетой.Ru» эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Фролов. Он привел в пример Су-57 — довольно крупный и, соответственно, дорогой истребитель. К тому же, его стоимость увеличивает наличие двух двигателей, что не каждый может себе позволить.

Стоимость новейшего истребителя оценивается в $25-30 млн, заявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Спрос при этом ожидается на уровне 300 машин, сказал в ходе авиасалона МАКС-2021 вице-премьер Юрий Борисов.

Путин на МАКСе: полетал на вертолете, осмотрел истребитель, рассказал о новом лайнере

Владимир Путин на открытии 15-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 заявил, что. ..

20 июля 16:59

«В любом случае это хорошая новость. Это значить, что мы получили боевой самолет, первый за десять лет после Су-57. Теперь, конечно, главное — довести его до этапа испытаний, а потом уже до серии», — подчеркивает эксперт РСМД Андрей Фролов.

Он допустил, что после выхода на международный рынок потенциальными покупателями самолета могут стать, в первую очередь, те страны, которые уже эксплуатируют МиГ-29 — к концу 2020-х годов они устареют и морально, и физически.

Как заявил РИА «Новости» Сергей Чемезов, к потенциальным заказчикам истребителя относятся страны Ближнего Востока, АТР и Латинской Америки.

Главная интрига МАКС-2021

О новейшем самолете говорили на протяжении последних нескольких месяцев, но подробности его создания ранее не раскрывались.

«Ростех» только несколько раз демонстрировал внешний облик нового самолета. Накануне он был показан в видео, опубликованном в Facebook госкорпорации. «Барабанная дробь!!! Вот оно — «лицо» нового самолета», — подписали ролик в соцсети. На видео демонстрируются контуры самолета, разработанного компанией «Сухой». Ранее госкорпорация публиковала снимки нового самолета.

О планах создать легкий однодвигательный истребитель 5-го поколения «в пилотируемом и беспилотном вариантах» в декабре прошлого года рассказал Сергей Чемезов.

«Мы считаем, что это перспективный самолет, и рассматриваем в том числе различные варианты кооперации с зарубежными партнерами», — говорил он.

Работу компания выполняла за собственный счет: Министерство обороны России такие самолеты не заказывало. То есть «Ростех» может продавать свои разработки другим странам. Как подчеркивал Чемезов, в планах было создать универсальную машину, «в пилотируемом и беспилотном вариантах».

Как ранее сообщал «Газете.Ru» источник в оборонно-промышленном комплексе, новый самолет будет оснащен развитой системой управления на базе искусственного интеллекта.

Благодаря ей будет минимизировано участие летчика в пилотировании.

«Беспилотные технологии поведения в пространстве будут активно использованы, так что в случае, например, ранения летчика или потери им сознания самолет продолжит полет и сможет безопасно вернуться на аэродром вылета», — пояснял источник.

Российский истребитель выпустил ракету рядом с британским самолетом-разведчиком над Черным морем

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

По словам Уоллеса, ракета была выпущена около самолета Boeing RC-135 (архивное фото)

Министр обороны Великобритании Бен Уоллес заявил в парламенте, что российский истребитель Су-27 выпустил ракету, находясь недалеко от британского самолета-разведчика Boeing RC-135, который пролетал в международном воздушном пространстве в районе Черного моря.

По словам Уоллеса, инцидент произошел 29 сентября, министр сообщил парламентариям, что произошедшее не рассматривалось как преднамеренная эскалация.

«Мы не считаем это преднамеренной эскалацией с российской стороны. Наш анализ подтвердил, что это был технический сбой», — заявил Уоллес.

«Однако это напоминание о том, насколько это может быть опасно, когда истребители используются так, как это делают русские уже продолжительное время», — подчеркнул министр обороны.

Глава британского оборонного ведомства сказал, что после этого Великобритания временно прекратила полеты своих самолетов в регионе и выразила обеспокоенность чиновникам министерства обороны России, в том числе лично Сергею Шойгу.

Как утверждает Уоллес, министерство обороны России ответило, что ракета была выпущена в результате технической неисправности.

«В ответе российского министра обороны, полученном 10 октября, сказано что они провели расследователи обстоятельств инцидента и заявили, что произошла техническая неисправность истребителя Су-27. Они также признали, что инцидент произошел в международном воздушном пространстве», — сказал Уоллес.

Сейчас Великобритания возобновила разведывательные полеты в этом районе, однако теперь невооруженные самолеты сопровождают истребители, добавил министр обороны Великобритании.

Министерство обороны России собственных заявлений в связи с инцидентом пока не делало.

  • Игра на нервах: что делают военные самолеты НАТО у российских границ?
  • Россия часто заявляет о перехвате военных самолетов. А как это делается?
  • Истребители RAF вылетали на перехват российских Ту-160

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Британские и российские военные самолеты достаточно часто оказываются рядом друг с другом около берегов Великобритании, к которым иногда подлетают российские стратегические бомбардировщики.

По подсчетам газеты Independent, с 2005 по февраль 2022 года британские истребители вылетали на перехват российских самолетов 136 раз.

Разведывательные самолеты Великобритании и других стран НАТО постоянно патрулируют воздушное пространство около Украины, где продолжается полномасштабное российское вторжение.

Министр обороны Бен Уоллес также заверил парламентариев в том, что его недавний срочный визит в Вашингтон не должен вызывать какой-либо тревоги.

«Я посетил Пентагон, Государственный департамент, встретился с советником по национальной безопасности, провел другие встречи и удостоверился в общем понимании нашего процесса планирования действий на случай самого разного развития событий… Я не думаю, что это должно как-то пугать людей», — заявил Уоллес.

Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

  • Telegram
  • Twitter

Подпишитесь на нашу рассылку «Контекст»: она поможет вам разобраться в событиях.

Российский истребитель «выпустил ракету» рядом с невооруженным британским самолетом-разведчиком, заявил министр обороны Великобритании

«В свете этого потенциально опасного столкновения, — сказал Бен Уоллес, — он «сообщил о своих опасениях напрямую российскому коллеге».

истребителя Су-27 летают во время вербовки в Ростове-на-Дону, Россия, в сентябре 2019 г.

ЛОНДОН — Российский истребитель «выпустил ракету» в районе невооруженного британского самолета-разведчика, заявил в четверг министр обороны Великобритании.

Бен Уоллес сообщил законодателям в палате парламента, что инцидент произошел в «международном воздушном пространстве над Черным морем» 29 сентября. Истребитель Су-27», один из которых «выпустил ракету в районе заклепочного соединения Королевских ВВС вне зоны видимости».

Британский самолет завершил патрулирование и вернулся на базу, сказал он.

«В свете этого потенциально опасного столкновения», Уоллес сказал, что он «сообщил о своих опасениях напрямую российскому коллеге», министру обороны Сергею Шойгу и Валерию Герасимову, начальнику штаба обороны России.

«В своем письме я четко указал, что самолет не вооружен, находится в международном воздушном пространстве и следует по заранее объявленной траектории полета», — сказал он.

Он добавил, что Минобороны России ответило, «что они провели расследование обстоятельств инцидента и заявили, что это техническая неисправность истребителя Су-27».

NBC News обратился за комментариями в министерство обороны России.

Уоллес также призвал Иран «воздержаться» от поставок в Россию беспилотных летательных аппаратов, получивших название «дроны-камикадзе», которые Москва использует для нападения на Украину. Иран отрицает поставку России беспилотников.

Сравнив их использование с бомбардировками Великобритании нацистской Германией во время Второй мировой войны, Уоллес сказал Палате общин, что законодатели «не упустили из виду сходство между ракетами Фау-1 и использованием этого».

«Я хотел бы призвать иранское правительство понять, что, безусловно, поставки России для убийства без разбора мирных жителей, женщин и детей, младенцев в колясках — это не та деятельность, с которой Иран хочет ассоциироваться», — сказал он.

«И я призываю их воздержаться как можно скорее», — добавил он. «И нас совсем не убеждают опровержения со стороны иранского правительства в том, что оно не поставляется ими».

Дроны со взрывчаткой терроризировали Киев на этой неделе, когда кремлевские силы открыли смертоносный огонь по гражданским объектам и объектам инфраструктуры по всей стране.

И Вашингтон, и Киев обвинили Тегеран в поставках беспилотников в Москву для использования в Украине. Иран отверг эти обвинения.

«Исламская Республика Иран считает опубликованные новости о поставках беспилотников в Россию для использования в войне на Украине необоснованными и не подтверждает их», — заявил во вторник официальный представитель МИД Ирана.

Генри Остин

Генри Остин — лондонский редактор NBC News Digital.

Наш первый подробный взгляд на российские истребители Су-27 в войне на Украине . Действия Су-27 Flanker-B до сих пор практически не документированы, да и вообще не подтверждены официальными источниками, в отличие от более современных и совершенных модификаций Су-30СМ и Су-35С Flanker.

Последнее видео посвящено Су-27СМ, модернизированной версии оригинального «ванильного» Flanker-B, присутствие которого в ВКС России в целом сокращается.

В коротком ролике, опубликованном на канале Звезда ТВ Министерства обороны России, показано, как Су-27СМ ведет боевое воздушное патрулирование от взлета до посадки, неся вооружение из двух Р-27 средней дальности (AA- 10 Alamo) и четыре ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73 (AA-11 Archer).

На видео показан довольно изношенный самолет, приписанный к 38-му истребительному авиационному полку (38 ИАП, по российской номенклатуре), базирующемуся на авиабазе Бельбек в пригороде Севастополя в оккупированном Россией Крыму.

Скриншот боевого воздушного патрулирования из видео Звезда ТВ . Обратите внимание, что пилот не оборудован нашлемным прицелом. Звезда ТВ screencap

«По приказу командного пункта занимаем зону дежурства в воздухе», — сказал пилот Су-27, идентифицированный только как Александр. «При обнаружении цели мы запускаем управляемые ракеты класса «воздух-воздух». Мы атакуем беспилотные летательные аппараты противника. Мы дежурим круглосуточно».

Пилот проводит предполетную проверку ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности серии Р-73 (AA-11 Archer). Звезда ТВ screencap

Су-27СМ (а также немодернизированные российские Су-27, которые пока не были замечены в контексте войны на Украине) по сообщениям, в первую очередь предназначены для противовоздушной обороны на оккупированном Россией полуострове. Это особенно важно в свете атак беспилотников, которые здесь преследуются по ключевым военным объектам.

Пока кажется, что Бельбеку удалось избежать какого-либо прямого ущерба в результате действий Украины, по крайней мере, о чем нам известно. Поступали сообщения о взрывах вблизи базы в августе, хотя промосковский чиновник заявил, что сам объект не пострадал.

«Средства ПВО сбили… беспилотный летательный аппарат в районе аэродрома Бельбек в Севастополе, сообщил губернатор Михаил Развожаев», — сообщает российское ТАСС информагентство.

Резидентский 38-й ИАП в Бельбеке использует сочетание оригинальных, немодернизированных Су-27, двухместных учебно-боевых Су-27УБ Flanker-C и модернизированных Су-27СМ, но, как ожидается, в конечном итоге будет переоснащен одноместными -сиденье Су-35С Фланкер-Эс. Тем временем несколько двухместных самолетов Су-30М2 также используются для обучения экипажей в рамках подготовки к более совершенным истребителям Flanker. 900:03 Летчик садится в Су-27СМ. Обратите внимание, что кодовый номер сбоку самолета был удален цензором. Звезда ТВ screencap

Хотя видео Звезда ТВ кажется первым официальным документом об использовании Су-27СМ в войне на Украине, есть неофициальное фото одного из самолетов с Р-77-1 ракеты среди его вооружения — появился в августе, хотя изначально его ошибочно идентифицировали как Су-35С.

Вдали от Крыма те же истребители, вероятно, также летают над Черным морем, чтобы следить за действующими здесь разведывательными самолетами и беспилотниками НАТО. В сентябре Су-27 — вероятно, тоже из Бельбека — «выпустил» ракету во время столкновения с самолетом радиоэлектронной разведки RC-135W Rivet Joint британских ВВС над Черным морем. Об этом инциденте можно прочитать здесь. Хотя и британские, и российские официальные лица сочли это случайным, это привело к тому, что истребители Typhoon сопровождали британские ВВС RC-135, когда они действовали над этими водами.

Самолет Су-27 из Бельбека также, скорее всего, был ответственен за так называемый «небезопасный перехват» между одним из этих самолетов и бомбардировщиком B-52 ВВС США, переброшенным в Королевские ВВС Фэрфорд в Соединенном Королевстве летом 2020 года. Этот инцидент произошел 28 августа и включал маневр, который иногда называют «ударом» или «ударом головой», который может быть чрезвычайно опасным в зависимости от того, как он выполняется.

Модернизация Су-27СМ

В 2003 году стартовала программа модернизации Су-27СМ среднего возраста с целью увеличения возможностей и срока службы существующих Су-27СМ, запущенных в серийное производство еще в 1982. Су-27СМ базировался на модернизированной системе управления огнем и совершил свой первый полет в виде опытного образца в декабре 2002 года в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке России.

Первые модернизированные Су-27СМ начали возвращаться в строй в конце 2004 г., а в 2014 г. их начали перебрасывать на авиабазу Бельбек в недавно аннексированном Крыму. Самолет также был доведен до усовершенствованного стандарта в 2009 году. Он известен как самолет Су-27СМ3, иногда также пишется как Су-27СМ (3), и имеет усовершенствованную систему управления огнем и другие модификации. Начиная с 2014 года в строй начали возвращаться и Су-27, модернизированные до того же стандарта Су-27СМ3.

Внешне Су-27СМ очень похожи на старые Су-27, но если заглянуть в кабину (как в ролике Звезда ТВ ) видно, что многие из старых аналоговых приборов и «парометров» устарели. уступили место многофункциональным дисплеям. Два новых дисплея размером 6×8 дюймов и единственная панель ввода данных между ними были скрыты цензурой на видео.

Кабина Су-27СМ. Звезда ТВ screencap

Менее очевидна, конечно, новая система управления огнем, созданная на основе той, что используется в современных самолетах Су-30МК2, построенных для Китая. Это включает в себя слегка улучшенный радар и электрооптическую систему прицеливания, включая инфракрасный поиск и отслеживание, в сочетании с более совершенным компьютером миссии. Результат позволяет создавать карты местности с синтетической апертурой и обнаруживать морские надводные цели.

Ремонтник работает над РЛС Су-27СМ на авиабазе Хотилово в 2011 году. Виталий В. Кузьмин/Wikimedia Commons

Новая система управления огнем также предусматривает значительно расширенный выбор вооружения. В то время как базовый Су-27 ограничивался ракетами класса «воздух-воздух» Р-27 и Р-73, а также неуправляемыми бомбами и реактивными снарядами, Су-27СМ может использовать противокорабельные/противокорабельные ракеты Х-31А/П (АС-17 «Криптон»). — радиационные ракеты, ракеты Х-29Л/Т/ТД (АС-14 Кедж) с лазерным/телевизионным наведением и бомбы с лазерным наведением.

Противокорабельная ракета Х-31А на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) в Подмосковье, 2011 г. Mike1979/Wikimedia Commons Учебный вариант ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29Л с лазерным наведением, ранее находившейся на вооружении Венгрии. KGyST/Wikimedia Commons

Однако Су-27СМ редко можно увидеть с артиллерийским вооружением класса «воздух-земля», что позволяет предположить, что его основной задачей остается противовоздушная оборона. Для этой миссии модернизированный самолет может нести ракету класса «воздух-воздух» Р-77-1 (AA-12 Adder) с активным радиолокационным наведением, что значительно улучшает возможности дальности полета за пределами видимости. Пилоты ВВС Украины говорили об особых преимуществах, которые Р-77-1 дает российским истребителям, с которыми они сталкиваются.

Другие изменения включают улучшенную навигационную систему с GPS-приемником, а также модификации комплекта самозащиты. Приемник радиолокационного предупреждения «Пастель» заменяет более старый «Береза», а блоки помех «Сорбция» на конце крыла заменены более современными «Хибинами».

Двадцать четыре модернизированных Су-27СМ также получили несколько форсированные двигатели для небольшого прироста характеристик.

Су-27СМ, эксплуатируемый 4-м Государственным центром подготовки и военной аттестации авиационного персонала в Липецке. Дмитрий Терехов/Wikimedia Commons

Оккупированная авиабаза

До аннексии Крыма Россией в Бельбеке базировались истребители МиГ-29 Fulcrum ВВС Украины, а также другие самолеты для учений с боевой стрельбой над Черным морем. Море.

После ввода российских войск здесь был создан 38-й ИАП, а старая советская взлетно-посадочная полоса была заменена на более длинную и современную.

Когда Москва начала свое полномасштабное вторжение в Украину в феврале этого года, Бельбек получил приток дополнительных боевых самолетов, переброшенных из подразделений в России. В их число входят образцы Су-30СМ и Су-35С, а также ударные истребители Су-34 Fullback и перехватчики МиГ-31БМ Foxhound. Один из МиГ-31 был списан в результате инцидента в октябре, когда он вылетел за полосу, разбился и полностью сгорел.

Точный состав самолетов в Бельбеке с течением времени менялся, и после разрушительных взрывов, которые вывели из строя несколько самолетов в Саках, еще одной крымской авиабазе, и неподтвержденного взрыва в Гвардейском, в августе начали распространяться сообщения о том, что Россия выводя самолет из Бельбека, предположительно, для собственной защиты.

11 августа Главное управление разведки Минобороны Украины сообщило, что пять истребителей Су-27/30 и пять Су-34 передислоцировались из Бельбека в Гвардейское. Тем временем 17 августа тот же источник сообщил, что 14 самолетов различных типов были перебазированы из Бельбека на различные авиабазы ​​в Краснодарском крае, в собственно России.

Эти сообщения не были полностью проверены, и, хотя авиационная составляющая в Бельбеке могла быть изменена, база остается основным центром для российских истребителей, действующих против Украины.

Что касается того, почему Министерство обороны России представляет изображения Су-27СМ только сейчас, это следует рассматривать в контексте относительно плохой работы ВКС России в конфликте до сих пор, подчеркнутой их продолжающейся неспособностью установить значимое превосходство в воздухе над Украиной.