Русские физики великие: 10 самых известных в мире ученых русского происхождения

Содержание

6 русских ученых, которые добились успеха за рубежом — T&P

Когда в 2010 году русские ученые Андрей Гейм и Константин Новоселов получили Нобелевскую премию по физике, это вызвало восторг среди патриотов и энтузиазм в профессиональной среде. Правда, очень скоро выяснилось, что Гейм — подданный Нидерландов, а у Новоселова — британское гражданство. T&P рассказывают истории русских ученых, заслуживших признание на международном уровне, занимаясь наукой за границей.

Андрей Гейм


Достижения: получил Нобелевскую премию по физике, приз «Еврофизика», премию Мотта международного Института физики, награды Джона Карти Национальной академии США, медали имени Хьюза Королевского общества Великобритании. Обладает титулом рыцаря-бакалавра Великобритании.

Страны пребывания: Голландия, Великобритания.

Научная деятельность: имя Андрея Гейма прогремело на весь мир в 2010 году, когда он и его коллега Константин Новоселов были удостоены Нобелевской премии по физике за открытие материала графена — слоя графита толщиной всего в один атом.

К моменту получения премии у Гейма за плечами был многолетний опыт работы за границей. В 1990 году он уехал стажироваться в Ноттингем (Великобритания), а по окончании стажировки занялся непосредственной научной деятельностью в Копенгагене и в Неймегене. Поработав в этих городах, Гейм разочаровался в датском и голландском научных сообществах и выбрал следующим пунктом назначения Манчестер, где совместно со своим учеником Константином Новоселовым и совершил свое открытие. После Нобелевского успеха Гейма приглашали работать в Сколково, но в своих интервью совершенно четко давал понять, что на родину возвращаться не собирается.

Гейм — удивительный изобретатель с отличным чувством юмора. Ровно за 10 лет до Нобелевской премии он получил премию Шнобелевскую, которую дают за сомнительные научные успехи. Гейму ее вручили за научную статью о том, как он заставил с помощью огромного магнита левитировать лягушку.

«На фига, извините за выражение, я России нужен? Я получил свою Нобелевскую премию, мне 50 лет. Вам (нам) нужно искать не нобелевских лауреатов, а поддерживать тех молодых ребят, которые могут что-то новое открыть»

Из интервью Газета.ру.


Константин Новоселов


Достижения: получил Нобелевскую премию по физике, приз «Еврофизика», награду Международного союза фундаментальных и прикладных наук, награжден званием лучшего молодого ученого Манчестерского университета и титулом рыцаря-бакалавра Великобритании.

Страны пребывания: Россия, Великобритания.

Научная деятельность: научная судьба Константина Новоселова тесно связана с личностью Андрея Гейма — его научного руководителя. В 1999 году Новоселов переехал в Голландию, а через несколько лет вслед за наставником — в Великобританию. В 2004 году дуэт русских ученых открыл графен.

Вместе с Геймом Новоселов также трудился над разработкой клейкой ленты, которая обладала бы липкостью языка геккона. В 2010 году комитет Нобелевской премии посчитал графен более важным открытием, чем язык геккона, и именно за изобретение сверхпрочного материала Гейм и Новоселов были удостоены этой премии. Таким образом, в свои 36 лет Константин Новоселов стал самым молодым Нобелевским лауреатом с российским гражданством.

«Мне казалось, что было больше возможностей заниматься наукой на Западе. И это на самом деле так. Сначала я поехал в Голландию и работал там гораздо интенсивнее, чем в России. Потом я приехал в Манчестер. В традиции всех ученых — переезжать с места на место каждые три-пять-семь лет, чтобы не застояться»

Из интервью радио «Свобода».


Владимир Вапник


Достижения: создал теорию Вапника–Червоненкиса, награжден медалью Франклина, является членом американской Национальной Инженерной Академии.

Страны пребывания: США, Великобритания.

Научная деятельность: Владимир Вапник является одним из самых видных специалистов в области машинного обучения. Не дождавшись окончательного развала СССР, в 1990 году Вапник эмигрировал в США, где начал свое восхождение в крупных корпорациях: сначала в AT&T Bell Laboratories, а с 2002 года — в NEC.

С середины девяностых профессор начал работать на две страны: читать лекции в лондонском университете Royal Holloway и Колумбийском университете в Нью-Йорке. Совместно с коллегой Алексеем Червоненкисом разработал теорию Вапника–Червоненкиса, объясняющую принцип минимизации эмпирического риска.


Максим Концевич


Достижения: доказал гипотезу Виттена, открыл интеграл Концевича, получил премии Пуанкаре, Крафорда и математическую премию Филдса.

Страна пребывания: Франция.

Научные достижения: выпускник мехмата уехал в Германию в 1993 году, а чуть позже осел во Франции — где, по его словам, дела с концентрацией математических мозгов обстоят лучше всего. За свою научную карьеру Концевич блестяще доказал не доведенную до ума теорему Виттена и вошел в историю как автор модели Концевича. Далее последовали геометрические открытия, получившие название «инвариантных узлов Концевича». В 1998 году Концевич был удостоен Филдсовской премии, которую часто называют Нобелевской премией для математиков.

Журнал Forbes назвал Максима Концевича одним из десяти самых влиятельных ученых русского происхождения.

«До перестройки по концентрации математических мозгов Москва, безусловно, была главным городом на планете. Далее шел Париж, потом Бостон, Чикаго. Сейчас, на мой взгляд, лидирует Париж. Много хороших университетов в Америке, но там они разбросаны по всей стране. Сегодня математика бурно развивается, жизнь кипит: каждые 15 лет все совершенно меняется»

Из интервью «АиФ».


Евгений Кунин


Достижения: внесен в список Штерна как самый цитируемый русский инженер-биолог.

Страна пребывания: США.

Научная деятельность: Евгений Кунин занимается сравнительной геномикой и исследует паттерны хода эволюции. В рамках своих исследований Кунин разрабатывал математическую модель развития генома, а также работал над поиском минимального генома — набора генов, достаточного для дальнейшей репродукции организма. Евгений с 1991 года живет в США и работает в американском Национальном Центре биотехнологической информации, но при этом часто приезжает с лекциями в родной МГУ.


Андрей Линде


Достижения: стал лауреатом премий Фонда Питера Грубера и Фонда Поля Дирака за работы по теории происхождения Вселенной, получил медаль Оскара Клейна в области физики от Стокгольмского университета, премию Робинсона по космологии Университета Ньюкасла (Великобритания), а в 2006 году — медаль Института астрофизики в Париже (Франция) за разработку инфляционной космологии.

Страна пребывания: США.

Научная деятельность: долгое время ученые полагали, что Вселенная образовалась в результате большого взрыва, что она постоянно расширяется и что однажды прекратит свое существование. Андрей Линде подошел к проблеме с другой точки зрения и своими космологическими теориями доказал, что определенные квантовые процессы делают вселенную вечно существующей и самовоспроизводящейся.

«Сейчас научный язык физики — английский. Хотя и в Америке сейчас есть проблема. Люди отлично понимают, что в той же физике сейчас труднее получить работу. Вполне показателен тот факт, что значительная часть ребят из России, которые приезжают к нам заниматься физикой, после этого ею перестают заниматься, а уходят в математику финансов»

Из интервью Polit.ru.

Великие ученые-физики. Справочник кроссвордиста

Великие ученые-физики

2

Ом, Георг Симон – немецкий ученый. Установил основные законы электрической цепи.

3

Гук, Роберт – английский ученый. Открыл закон, названный его именем. Высказал гипотезу тяготения.

Юнг, Томас – английский ученый. Один из основателей волновой теории света. Сформулировал принцип интерференции, выдвинул теорию о поперечности световых волн.

4

Герц, Генрих Рудольф – немецкий ученый. Один из основоположников электродинамики.

Керр, Джон – шотландский ученый. Открыл электрооптический и магнитооптический эффекты, названные его именем.

Лауэ, Макс фон – немецкий физик. Разработал теорию дифракции рентгеновских лучей на кристаллах.

Ленц, Эмилий Христианович – русский ученый. Установил правило, названное его именем, экспериментально доказал закон Джоуля-Ленца.

Умов, Николай Алексеевич – русский физик-теоретик. Ввел понятие плотности потока энергии, сформулировал уравнение движения энергии.

5

Ампер, Андре Мари – французский ученый, один из основоположников электродинамики, построил первую теорию магнетизма.


Брэгг, Уильям Генри и Уильям Лоренс (отец и сын) – английские физики. Основоположники рентгеноструктурного анализа.

Бугер, Пьер – французский ученый. Один из основоположников фотометрии.

Вебер, Вильгельм Эдуард – немецкий ученый.

Генри, Джозеф – американский ученый. Открыл самоиндукцию, построил мощные электромагниты и электродвигатель.

Кулон, Шарль Огюстен – французский ученый. Один из основателей электростатики.

Малюс, Этьен Луи – французский ученый. Открыл закон, названный его именем.

Мозли, Генри Гвин Джефрис – английский ученый. Основатель рентгеноспектроскопии.

Планк, Макс – немецкий ученый. Один из основоположников квантовой теории.

Попов, Александр Степанович – русский ученый. Один из первых ученых, применивший электромагнитные волны в практических целях.

Рэлей, Джон Уильям – английский физик. Один из основоположников теории колебания.

Савар, Феликс – французский ученый. Установил один из законов электродинамики.

Ферми, Энрико – итальянский физик. Один из создателей ядерной и нейтронной физики.

6

Бройль (де), Морис – французский физик. Труды по атомной и ядерной физике.

Бройль (де), Луи – французский физик. Один из создателей квантовой механики.

Вольта, Алессандро – английский ученый. Один из основоположников учения об электричестве.

Гейгер, Ханс – немецкий физик. Изобрел прибор для регистрации отдельно заряженных частиц. Установил закон, названный законом Гейгера-Неттолла.

Джоуль, Джеймс Прескотт – английский физик. Установил закон, названный законом Джоуля-Ленца, открыл эффект, названный эффектом Джоуля-Томсона.

Доплер, Кристиан – австрийский физик. Указал на существование эффекта, названного позже его именем.

6

Ньютон, Исаак – английский ученый. Создатель классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дисперсию света и т. д.

7

Брюстер, Дейвид – шотландский физик. Открыл круговую поляризацию, установил закон, названный его именем.

Вавилов, Сергей Иванович – русский ученый. Работал в области оптики.

Видеман, Густав Генрих – немецкий физик. Установил эффект, названный его именем, один из авторов закона Видемана-Франца.

Галилей, Галилео – итальянский ученый. Один из основоположников механики, открыл изохронность колебаний маятника и т. д.

Ламберт, Иоган Генрих – немецкий ученый. Один из создателей фотометрии.

Паскаль Блез – французский ученый. Один из основоположников гидростатики.

Фарадей, Майкл – английский ученый. Основоположник учения об электромагнитном поле.

Френель, Огюстен Жан – французский ученый. Один из основоположников волновой оптики.

8

Авогадро, Амедео – итальянский ученый. Установил один из газовых законов, названных его именем.

Больцман, Людвиг – австрийский ученый. Один из основоположников статистической физики и физической кинетики.

Курчатов, Игорь Васильевич – русский физик. Открыл ядерную изометрию, спонтанное деление ядер урана и т. д.

Пойнтинг, Джон Генри – английский ученый. Открыл так называемый эффект Пойнтинга-Робертсона.

Черенков, Павел Алексеевич – русский ученый. Обнаружил новое оптическое явление, названное впоследствии излучением Черенкова-Вавилова.

9

Ломоносов М.В. – русский ученый. Огромное количество трудов в области физики.

Мессбауэр, Рудольф Людвиг – немецкий физик. Открыл эффект, названный его именем.

10

Торричелли, Эванджелиста – итальянский ученый. Изобрел ртутный барометр, открыл существование атмосферного давления и вакуума.

11

Циолковский, Константин Эдуардович – русский ученый. Основоположник космонавтики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Кто такие физики и лирики?

Кто такие физики и лирики?
Вопрос об отношениях физиков и лириков в XX веке сильно волновал людей, по крайней мере в России, и было много дискуссий по этому поводу («Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…» Б. Слуцкий). Кстати говоря, равновесия нет и сейчас. Есть

Основные законы физики

Основные законы физики
Второй закон термодинамики
Согласно этому закону процесс, единственным результатом которого является передача энергии в форме теплоты от более холодного тела к более нагретому, невозможен без изменений в самой системе и окружающей среде. Второй

И великие ученые помогали разведке

И великие ученые помогали разведке
Шли годы и десятилетия. Объектов для промышленного шпионажа все прибавлялось. Постепенно он становился «узаконенным». Так, декрет французского правительства 1791 года, признававший «за всяким, кто привезет во Францию какой–либо

Физики и лирики

Физики и лирики
Название стихотворения советского поэта Бориса Абрамовича Слуцкого (1919—1986), которое было впервые напечатано в «Литературной газете» (1959. 13окт.):
Что-то физики в почете,
что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.
Далее поэт

Разделы физики

Разделы

Физики (Die Physiker)

Физики (Die Physiker)

Комедия (1961)
Действие происходит в начале 60-х гг. XX в. в Швейцарии, в частном сумасшедшем доме «Вишневый сад». Санаторий, благодаря стараниям его хозяйки, горбатой фрейлейн Матильды фон Цанг, доктора медицины, и

русских теоретиков принесут пользу британской физике

  • ПЕРЕПИСКА
  • Томас Финк 0
  1. Томас Финк

    1. Лондонский институт математических наук, Лондон, Великобритания.

    Посмотреть публикации автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed
    Google ученый

Шестьдесят лет назад советский ученый Лев Ландау (1908–1968) получил Нобелевскую премию по физике. Эта годовщина совпадает с объявлением Лондонским институтом математических наук о пяти исследовательских стипендиях Ландау. Они были созданы в честь Ландау, чтобы позволить физикам-теоретикам и математикам из России работать с нами в Лондоне.

Варианты доступа

Подписаться на журнал

Получить полный доступ к журналу на 1 год

199,00 €

всего 3,90 € за выпуск

Подписаться

Расчет налогов будет завершен во время оформления заказа.

Купить статью

Получите ограниченный по времени или полный доступ к статье на ReadCube.

32,00 $

Купить

Все цены указаны без учета стоимости.

Природа 610 , 34 (2022)

doi: https://doi.org/10.1038/d41586-022-03121-9

Конкурирующие интересы

Автор заявляет об отсутствии конкурирующих интересов.

  • Посмотреть больше писем в редакцию

Субъекты

  • Физика
  • Финансирование
  • Политика

Последнее:

Работа

  • Докторант (ж / м / д) в области материаловедения или химии для каталитического осаждения тонких пленок, определения характеристик и испытаний на активацию углекислого газа

    Helmholtz-Zentrum Berlin for Materials and Energy (HZB)

    Берлин, Германия

  • Офис-менеджер/секретарь иностранных языков (ж/м/д) на полную ставку в Институте динамики электронных структур и по демонтажу исследовательского реактора BER II

    Helmholtz-Zentrum Berlin for Materials and Energy (HZB)

    Берлин, Германия

  • Научный сотрудник / постдок (м/ж/х)

    Технический университет Дрездена (TU Dresden)

    01069 Дрезден, Германия

  • Научный сотрудник / аспирант (м/ж/х)

    Технический университет Дрездена (TU Dresden)

    01069 Дрезден, Германия

Почему россияне отличники в математике и физике

В физике существует эффект, называемый гистерезисом, который относится к постоянному обнаруживаемому присутствию магнитного поля после того, как магнит был удален.

В советское время области математики и физики привлекали большое количество талантливых людей. Их мотивировали не столько особые привилегии, которые получала высшая каста академиков и чиновников, ни то, как советские фильмы прославляли их как героев. Основная причина, по которой они выбрали эти дисциплины, заключалась в том, что наиболее талантливым и честолюбивым людям в значительной степени запрещалось заниматься теми областями, которыми они обычно занимались.

Во-первых, этим людям было трудно заниматься бизнесом или политикой. Во-вторых, был запрет на многие творческие и культурные сферы. В-третьих, в академическом сообществе существовал запрет на социальные науки, такие как экономика, политология, социология и современная история.

Эти запреты привели к тому, что большая часть этого таланта была направлена ​​на несколько очень узких специализаций. Поэтому неудивительно, что итоговая работа в этих областях получила международное признание.

После распада СССР и снятия запрета на эти профессии многие студенты и выпускники переключились с упора на математику и физику на другие области интересов. Это перераспределение интеллектуального капитала страны является основной причиной, по которой профессора математики и физики жалуются на низкий уровень студентов, поступающих в эти области. Этот фактор играл большую роль, чем низкое качество гимназического образования в этих областях.

Власти не обратили должного внимания на то, что большая часть общего кадрового резерва предпочитает бизнес, политику и в меньшей степени гуманитарные науки. В результате средний уровень тех, кто остается в математике и физике, намного ниже, чем в советский период.

Кажется, это естественный процесс. В советское время было значительное отклонение от нормы, а сейчас идет постепенный сдвиг в сторону естественного распределения людей по разным специальностям. Но чем дольше я работаю педагогом в области экономики, в том числе среди старшеклассников, вузов и аспирантов, тем больше мне кажется, что сдвиг будет очень медленным. Это связано с тем, что гистерезис очень силен и в человеческих делах.

Многие из поступающих в университеты первокурсников гораздо сильнее разбираются в математике, чем в социальных и гуманитарных предметах. Их впечатляющее знание математики и физики во многом связано с тем, что у них были отличные учителя в средней школе, многие из которых пришли в эти области из-за предыдущего запрета на другие профессии.

В то же время, однако, они мало знают об экономике и других социальных науках. Ведь откуда взяться школам и вузам с сильными экономическими программами, особенно в регионах, если 20 лет назад все учили математику и физику? И студенты, естественно, больше заинтересованы в изучении тех предметов, в которых они уже сильны.

Таким образом, чтобы обратить вспять гистерезис в системе образования России, необходимо ввести новый источник энергии, который будет притягивать студентов, как магниты, в более сбалансированный и прогрессивный диапазон областей.