Содержание
Концы света
- Временами людьми разных эпох, религий и культур овладевало резкое беспокойство в ожидании скорого конца света, иногда самого скорого.
- Конец света ожидали к 1000-му году в средневековой Европе. Ожидали его и совсем недавно, в 2012-м, уже по всему миру.
- Ранние христианине не боялись конца света, мечтали о нем, но приходилось смириться с тем, что он все не наступает.
- После того как люди придумали различные виды оружия массового поражения, конец света стали объявлять с завидной регулярностью.
Алексей Юдин: Ничто не вечно под луной — человечество знало об этом всегда — в том числе и само человечество с его миром. Время от времени людей обуревает какое-то странное нервозное беспокойство в ожидании конца света.
Корреспондент: Человечество с давних времен говорило о конце света. И если сначала это были катастрофы религиозно-мистического характера, то с освоением новых технологий люди обнаружили массу способов уничтожения всего живого. Из реальных опасностей самые популярные сегодня: глобальная война, пандемия, катастрофические изменения климата, падение астероида и прочие напасти.
Первый крупный конец света средневековая Европа ожидала в 1000-м году. Страхи основывались на буквальном толковании строк «Апокалипсиса», говорящих о том, что ангел пленил дракона на тысячу лет, но по прошествии этой тысячи лет дракон, то есть сатана, будет освобожден на малое время. И к концу первого тысячелетия от рождения Иисуса Христа горячие головы стали проповедовать, что даже этого малого времени будет достаточно, чтобы наступил конец света.
В 1182 году итальянский монах Иоахим Флорский, философ и мистик, назвал другую дату. Основываясь также на «Апокалипсисе», он предрек, что 1260 год станет времен крутых перемен, после чего установится тысячелетнее царство святого духа. На место алчности, насилия и бесправия придут евангельская бедность, справедливость и любовь. Учение Иоахима Флорского было крайне неоднозначно воспринято в Католической церкви, однако под его влиянием находились Данте и Петрарка, а дальние отголоски его прозрений ощутимы даже в философии истории Шеллинга и Гегеля.
Наряду с религиозными, были и астрономические концы света – например, Томмазо Кампанелла говорил о столкновении Солнца с Землей в 1603 году.
Перечислять различные апокалиптические астрономические пророчества можно бесконечно. Особое место в этом списке занимает комета Галлея, которая возвращается к солнцу раз в 75-76 лет, так что следующий конец света можно ждать где-то в 2061 году.
Впрочем, после того как люди придумали различные виды оружия массового поражения, и им уже не нужна была помощь в самоуничтожении, конец света стали объявлять с завидной регулярностью. А после технической революции в копилку потенциальных причин апокалипсиса добавилось восстание машин.
Помимо прочего довольно популярными остаются пророчества французского астролога и алхимика Нострадамуса и календарь майя, согласно которому все мы должны были увидеть конец света 21 декабря 2012 года, но проглядели. Хотя у нас еще есть шанс — американский конспиролог Давид Монтень полагает: реальная дата Апокалипсиса сдвинулась с 2012-го на декабрь 2019 года.
Алексей Юдин: У нас в студии — историк-медиевист, профессор факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики Олег Воскобойников, и историк религии Константин Михайлов. Откуда мы знаем про то, что должен быть конец света? Что или кто нам об этом говорит?
Олег Воскобойников: Насколько я себе представляю, в большинстве нормальных религиозных систем есть начало и конец.
Константин Михалов: Далеко не во всех религиозных системах есть проработанная концепция конца света. Циклическое время может и не предполагать конца в чистом виде. То же самое мы видим у древних греков, которые говорили, что железный век может кончиться катастрофой, и снова наступит золотой.
Алексей Юдин: Где мы видим четкий, однозначный конец — в христианстве?
Олег Воскобойников: Вроде как. Но, опять же, нет даты, конкретный день неизвестен.
Константин Михайлов: Чтобы был конец и начало, нам нужно разомкнуть это циклическое время и получить линейное. Традиционно принято полагать, что это идея, появляющаяся в зороастризме и иудаизме: к VI-V веку до нашей эры и там, и там она определенно уже начинает фиксироваться. У зороастритов уже есть Страшный суд, глобальная катастрофа, в конце времен должен прийти мессия, лидер сил добра в сражении с силами зла.
Перечислять различные апокалиптические астрономические пророчества можно бесконечно
Алексей Юдин: Кто-то должен прийти в конце, и после его прихода занавес опускается.
Константин Михайлов: Наступают последние дни. После этого хорошее, может быть, только начинается.
Алексей Юдин: Говорят, что раннее христианство эсхатологично, то есть насыщено ожиданием скорого конца. Пришел мессия, началось христианство, и он должен прийти второй раз. А что говорила ранняя христианская традиция о том, как скоро это может произойти?
Олег Воскобойников: Первые поколения действительно ждали, что он сейчас вернется, и настанет царство божье. Но он все не приходил и не приходил. Где-то в конце I века появляется текст, который мы знаем как Откровения Иоанна Богослова, весь наполненный ожиданиями конца света, с ярким его описанием. Как известно, христиане следующих поколений сложно относились к этому тексту, он далеко не сразу вошел в канон. Более того, православная церковь по-прежнему не читает этот текст в церкви, потому что это слишком сложный текст, и читать его, как читают Евангелие, опасно для людей. На Западе «Апокалипсис» может читаться в церкви.
Августин по многим вопросам по-своему расставил точки над «i» около 400 года. Это еще Римская империя, он римлянин, но уже во многом средневековый христианин. С одной стороны, он видел 410 год, первое падение Рима. А с другой стороны, он утвердил идею, что церковь — это уже царство божье на земле, здесь, среди нас, то есть можно жить дальше. Рим погибнет, но внутренний Рим в нас останется, потому что мы — хранители этого.
Константин Михайлов: Текст действительно очень сложный, изначально спорный, не подлежащий простой трактовке, и он подвергался очень серьезным дискуссиям, в том числе и на соборах. Кроме того, «Апокалипсис» рисует нам отчасти пугающую картину конца света. Между тем для раннего христианства этот момент страха, может быть, не был таким. Ранние христианине не боялись конца света, они надеялись на него, мечтали о нем, но приходилось смириться с тем, что он не наступает и не наступает.
Алексей Юдин: Для ранних христиан это не кошмар, не травма, а ожидание изначально заповеданного.
Константин Михайлов: Интересного воскресения, которое последует за ним. Это продолжение будет даже лучше, чем все, что происходило с нами до этого момента.
Алексей Юдин: Почему в конце первого тысячелетия христианства, около 1000 года возникают эти тревожные ожидания конца?
Олег Воскобойников: Они немножко преувеличены, прежде всего, религиозными мыслителями XVI века, когда шла полемика между католицизмом и протестантизмом. Два этих великих лагеря ловили друг друга на всяких глупостях, все высмеивали, как могли. В жаре полемики возникает и какая-то критическая мысль. Историки XIX века подхватили мифы Средневековья. Ожидания, страхи, коллективные фобии тысячного года — это, конечно, миф. Предположим, однин из умных хронистов первой половины XI века Радульф Губастый пишет о 1000 годе и 1033-м: рождение и смерть.
Олег Воскобойников
Я думаю, что в 1000 году конца света ждали не больше людей в процентном отношении, чем сегодня или в 2000 году. Я был в Париже с 1999-го на 2000-й: что там только не вытворяли люди!
Алексей Юдин: В 1000 году, наверное, воспринимали всерьез, не было таких игрищ с концом света?
Олег Воскобойников: Конечно, это не игрушечная тема. Что-то такое бродило, но это очень трудно зафиксировать, в источниках мы находим очень немногое. Сложно говорить, что былокакое-то поветрие, что это летало в воздухе. Есть отдельные миниатюры в рукописях того времени. Не случайно лучшие иконописцы работают над апокалиптической темой. Это в какой-то степени сигнал для историков, но это еще не поветрие. Наша источниковая база узка: три хрониста, два с половиной иллюстрированных «Апокалипсиса» еще не делают погоды.
Алексей Юдин: Кстати, этот сигнал принят в современной массовой культуре, а может быть, даже в науке? Есть отсылки к тысячному году в текущем времени?
Константин Михайлов: Исключая какие-то масскультурные тексты, рассказывающие про страхи Средневековья, я, пожалуй, этого не встречал. Все современные страхи Апокалипсиса, как правило, отсылают нас не к средневековому опыту: мне представляется, что все рассуждения про тысячу лет представляют собой инверсию тысячелетнего царства: мы тысячу лет ждем, а потом наступает тысячелетнее царство Христа. Но все современные поиски основаны на расчетах нововременного типа со сложными астрономическими выкладками. Мне представляется, что боязнь конца света — в большей степени нововременное, чем средневековое явление.
Алексей Юдин: Меня очень интересует фигура Иоахима Флорского: по-моему, это христианский по сути, полноценный религиозный проект конца света. Это же 1182 год, когда он предсказывает… Почему именно 1260 год — поворотный к концу света?
Олег Воскобойников: У него были не бог весть какие хитрые вычисления. Он, конечно, мистик, хотя к слову «мистика» тоже нужно относиться аккуратно. Иоахим жил в Калабрии (сейчас это самая малоразвитая и труднодоступная область Италии, она лежала между Сицилией и центральной Италией), возглавлял там аббатство.
Алексей Юдин: Это были пугалки?
Олег Воскобойников: Да, но к ним относились серьезно. Крестовые походы, например, в какой-то степени связаны с этими ожиданиями, с недовольством самими собой, с комплексом вины. Религиозное движение, безусловно, было. Я не говорю, что все бежали вычислять, искать у кого-то ответы, когда он настанет, это все равно единичные голоса. Но некоторые из них находили отклик как у пап римских, так и у императоров, кардиналов, у Данте. Христианин любой эпохи должен быть готов в концу света хоть через секунду.
Алексей Юдин: Но это все-таки радостное или уже устрашающее ожидание?
Олег Воскобойников: Оно пессимистическое. Иначе непонятно, почему возникают разного рода движения покаяния. Те движения, которые мы называем еретическими, они же тоже за чистоту, чтобы подготовиться к концу света.
Алексей Юдин: Есть такой персонаж Джон Уэсли, он назвал точную дату: 18 июня 1836 года.
Свидетели Иеговы почти угадали, они назначали конец света в 1914 году
Константин Михайлов: Точную дату Уэсли взял у Бенгеля, немецкого текстолога, предшествовавшего ему на несколько десятилетий. В XVII, а особенно в XVIII веке начинается тщательное подневное вычисление конца света. Это стало довольно популярной темой. За почти столетие до Уэсли этим занимается, например, Исаак Ньютон. Конец XVII века — это поворот, то, что мы обобщенно называем научной революцией. Но в этой научной революции всегда была очень мощная теологическая составляющая. Ньютон занимался богословскими вопросами, толкованием «Апокалипсиса», книги пророка Даниила, именно из нее он высчитывал свои даты конца света. У него получается несколько вариантов: по-моему, 2093 год и еще какие-то (мы не доживем, можно не беспокоиться). Возникает по-настоящему точная астрономия, возможность предсказания движения небесных светил, тех же комет, и в значительной степени человек, который открыл, как работают планеты, тот же самый Ньютон, именно с этого начинает свою систему мира, свою небесную механику. С этого момента начинается одержимость вычислением точного дня.
Уникальность Уэсли, основателя методизма, действительно очень крупного и интересного человека, в том, что он не просто называет эту дату (это делали многие), а в том, что эту дату, названную им, слышит огромное количество людей. Ньютон пишет для самого себя, рассказывает об этом в письмах друзьям. Уэсли, опирающийся на опыт гигантского протестантского пробуждения конца XVIII века, сразу рассчитывает на огромную массу слушателей, которые все вместе включатся в этот опыт ожидания конца света. Сам Уэсли не занимается расчетами, он скорее популяризирует эту дату.
Константин Михайлов
Но после этого возникают Адвентисты седьмого дня, Свидетели Иеговы — список бесконечный, и это совершенно точное ожидание конца света. Поразительная история: Свидетели Иеговы почти угадали, они назначали конец света в 1914 году, и ближе к концу света за последнее время действительно ничего не случилось. Расплывчатость ожиданий в конце XVIII века была нестерпима человеку, ему хотелось знать время, место, какую-то конкретику.
Олег Воскобойников: Кстати, в Евангелии от Матфея тоже есть такое место, где Спаситель сам говорит: что вы вечно спрашиваете, когда. Не надо лезть.
Константин Михайлов: К концу Средневековья, к началу Нового времени время начинает уточняться. Если мне не изменяет память, Данте — первый крупный европейский автор, описывающий нам механические часы в раю: он сравнивает движение райских сфер с часами. После этого происходит уточнение времени, уточнение пространства в процессе колонизации, уточнение режима работы общества. Культура Нового времени вообще стремится к конкретности, и конец света — часть этого стремления.
Олег Воскобойников: Я бы добавил, что это наследие схоластического способа мышления, которое все упаковывает. Но при этом схоластика вовсе не чужда ожиданий. Мы сейчас склонны немножко механически поделить религиозное и обмирщенное. В особенности при переходе от Средневековья к Новому времени все это совсем неясно. Если мы назовем Ньютона равным нам, это будет страшным анахронизмом, потому что он религиозный мыслитель, в том числе, другое дело, что он за механику этого творения.
Но механику творения, в том числе механику времени, пытаются осмыслить и разложить по полочкам уже в XII-XIII веках. Фома Аквинский ждал конца света, комментировал соответствующие тексты. Философы-схоласты все равно общаются с теми же самыми проповедниками, к которым приходит с вопросами их паства: слушайте, тут на 1260 год назначен то ли конец света, то ли, наоборот, приход мессии — что скажете? Они смотрят на часы: поскольку евреи еще не обратились в христианство, как нам обещал псевдомефодий, то рановато, сначала все евреи должны креститься.
XIII-й — это очень антииудейский век, может быть, даже больше антииудейский, чем XII-й. Я даже читал в одной рукописи еврейско-латинский словарь, где объясняется, что значат еврейские буквы, и латинский автор не нашел аналога какой-то буковке в привычной ему орфоэпии, и говорит: обозначим это знаменьем нашего спасения — крестом, потому что, как мне верно сказали надежные люди, не пройдет и пары лет, как все крестятся. Это совершенно очевидный признак того, что люди чего-то ждут, поэтому жгут Талмуд, выгоняют евреев. Хотят как лучше, а получается как хуже. Ради этого многое кладется на алтарь неведомой победы, неведомого дня.
Алексей Юдин: В XIX веке тоже торопили? Как ожидали по этим несостоявшимся пророчествам конца света в бытовой реальности?
Константин Михайлов: Главные, кто в конце XVIII – начале XIX века ждет конца света, — это новые протестантские движения этой эпохи. Это повод призвать к обновлению, к духовному самосовершенствованию, к пробуждению, к лично переживаемой встрече с творцом, которая должна подготовить тебя к этому новому состоянию. У нас все трясутся, как бы его отложить, а у них все наоборот: поскорее организовать это дело.
Алексей Юдин: Здесь попахивает каким-то новым проектом в духе коммунистического. Религиозное трансформируется, конвертируется во что-то другое, наступает такая механистичность…
Константин Михайлов: Сам коммунистический проект с ожиданием обновления царства святого духа называется по-другому, но де-факто оно наступает.
Олег Воскобойников: Они даже не скрывают этого. Манифест Коммунистической партии начинается призраком, а заканчивается всеобщим объединением — вполне эсхатологический текст. Он написан талантливым человеком, немцем, идеалистом по определению.
Алексей Юдин: Новый поворот темы, уже ближе к нашим сегодняшним дням и сегодняшнему концу света, в комментарии Сергея Малика, автора проекта «Гнездо параноика».
Сергей Малик: Тематика выживания как таковая возникла как массовое явление в 2012 году. Какие-то первые адепты появились, может быть, лет 20 назад: современные спецэффекты позволяют снимать очень впечатляющие картины, фильмы-катастрофы. Сужу по своему сообществу: молодые люди приходят с очень романтичным взглядом на конец света, почему-то считают, что именно на их плечи ложится честь спасения человечества.
Зомби-апокалипсис — это хорошо, ядерная война неминуема, но при этом есть риск просто не дойти до ближайшего перекрестка
Для нашей страны эта тема очень новая, поэтому неудивительно, что она претерпевает какие-то изменения: она все еще на этапе становления. В тех же США этой теме лет 50 или больше, со времен Карибского кризиса: когда наши ракеты появились на Кубе, там начали рыть бункеры, запасаться консервами и питьевой водой. Если честно, я вижу очень мало угроз, при которых этот бункер понадобится. Все-таки выживание — это командный вид спорта: нужно, наверное, объединяться с людьми, готовиться, знать все то, что нам когда-то преподавали на уроках ОБЖ. И я считаю, что человек должен быть готов реагировать на те угрозы, которые его окружают в обыденной жизни. Зомби-апокалипсис — это хорошо, ядерная война неминуема, но при этом есть риск просто не дойти до ближайшего перекрестка, потому что у нас в стране больше двух тысяч человек в год гибнут или страдают в ДТП.
Алексей Юдин: Итак, от спущенного сверху и сотворенного богом конца света мы переходим к концам света, созданным руками человечества. За прошедшее тысячелетие было несколько таких объявленных по разным причинам концов света. Самый известный — это, конечно, 2000 год. Еще были пророчества Нострадамуса о 1999 годе.
Константин Михайлов: Нострадамуса аккуратно переписывают каждые десять лет, чтобы внести новые даты конца света. Можно было бы добавить к нему целый ряд условных пророков, которым задним числом приписываются предсказания конца света. Для русской публики, на мой взгляд, более актуальна Ванга, чем Нострадамус. Ванге все время приписывают очередное предсказание такого рода.
Алексей Юдин: 2000 год — еще одно тысячелетие, миллениум: это была реплика на 1000 год, по тому же сценарию?
Олег Воскобойников: В какой-то степени сработал эффект трех нулей. Это был год, когда я начал учиться в Париже, и в декабре прямо под Рождество был страшный ураган. Народ напрягся. В новогоднюю ночь на Елисейских полях кто-то грохнул серьезную петарду, был сильный запах гари, толпа шелохнулась, и нам пришлось смыться, потому что было немножко страшно. Но я бы не сказал, что это было связано с эсхатологией или попыткой наведения царства небесного на земле в отдельно взятом городе.
Я помню, у нас все обсуждали слезы Ельцина, передававшего Россию новому исполняющему обязанности. Сегодня, 20 лет спустя, ты смотришь на это немножко эсхатологически, но корень зрел… Наверное, архетипическая мифологема сидит в нашем коллективном разуме (или неразумии), нам нужны эти мифы. Точно так же сидит и то, что есть две модели времени — циклическая и линейная, и мы непонятно где. Нам повсюду говорят, что Россия без будущего, у нас нет идеологии будущего, Евросоюз без будущего. А что, Соединенные Штаты знают, что делать? Другое дело — Япония, где эры сменяются одна за другой, и каждая — эра благоденствия, либо доброты, либо еще чего-нибудь такого.
Алексей Юдин: 2012 год — это попытка прописать циклическое в линейное?
Константин Михайлов: Это немножко другая история. В мезоамериканской культуре действительно существовала идея повторяющихся концов света. Майя говорят о пяти концах света, причем четыре уже прошли, люди превратились кто в рыб, кто в обезьян, кто еще в кого. У ацтеков конец света ожидался чуть ли не раз в 49 лет. Мезоамериканская культура была очень на это нацелена, очень интересовалась проблемой смерти, что, кстати, современная мексиканская культура с культом святой смерти замечательно унаследовала, у них это очень популярные вещи. Для мезоамериканской культуры это не проблема, а нормальный ход событий, так и должно быть. В прежние времена это решалось парой-тройкой человеческих жертвоприношений. Для североамериканской публики это была другая история: с одной стороны, реализация наших экологических, политических и каких угодно страхов, а с другой, вечная надежда на то, что наконец-то все закончится, встанет на свои места. В страхе конца света, атомной войны и всего прочего в ХХ веке очень важна эта составляющая конца света как освобождения от текущих проблем. Не случайно выживание стало такой популярной идеей: скорее бы все это рухнуло, мы бы перешли к нормальному миру.
Алексей Юдин: Есть такая мысль, что мы уже ничего не можем изменить своими собственными руками, и скорее бы все это гикнулось.
Константин Михайлов: Самый типичный, самый канонизированный страх конца света — это снова история про телесное воскресение, только это телесное воскресение без души: зомби встают телами, но души у них нет.
Если говорить о современном протестантском пасторе, который обещает нам Страшный суд завтра, то это история про жажду, про ожидание, про надежду. Американские пасторы каждый год обещают нам очередной конец света. Это, конечно, приметы искренней веры, буквальное чтение Святого писания.
Олег Воскобойников: В христианской культуре и искусстве, по крайней мере с 1600 года, Страшный суд, то есть конец света — это, прежде всего, учебник морали, это всегда источник вдохновения для проповедника и его паствы: подумай, посмотри сюда. В любой современной православной церкви ты причащаешься, и перед тобой иконостас, который рассказывает тебе всю историю мироздания. Ты принял причастие, внутри тебя бог, ты поворачиваешься, выходишь из церкви — перед тобой Страшный суд. Каждый день ты должен быть готов.
Алексей Юдин: Есть не только разные предсказания концов света во времени, но и типологически разные сценарии концов света. Конец света как конец мира, конец света постоянно обновляющийся (конец-начало), техногенные катастрофы со всеми ужастиками, что-то еще. Конец света постоянен, он длится и длится, работает сам на себя. Сегодня у нас не получилось конца света: это не означает, что мы его отменяем, но и бояться его, пожалуй, не стоит.
Как я провёл бы конец света: письма со всего мира
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Подпись к фото,
Древняя цивилизация майя не знала даже железа, но ее календарю поверили люди XXI века
В преддверии 21 декабря во Всемирной службе Би-би-си спросили читателей на разных континентах, как они бы провели «последний день» и верят ли они апокалиптическим предсказаниям.
Русская служба Би-би-си завела для этого новый хэштэг
#какяпровелконецсвета.
Вот что пишут об этом слушатели и читатели языковых служб Би-би-си.
BBC Russian (хэштег #какяпровелконецсвета)
Полдня отдали на просмотр программы о конце света.. <bold>@JulinaBilan</bold>
cобираемся всей группой и смотрим в окно, в ожидании чего-то происходящего. <bold>@Julia_duvet</bold>
Завтрашний конец света станет большим подарком, так как не придётся сдавать ЕГЭ. <bold>@_Uccellina_</bold>
В #самара на 21 декабря проданы все билеты в бункер Сталина. <bold>@Go2Berlin </bold>
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Я думаю только об одном, если что то и произойдет, чтобы это настигло меня только неподалеку от дома. <bold>@edjelica </bold>
Завтра конца света не будет, я ещё замуж не вышла. <bold>@AnnaBondareva18</bold>
Какой еще конец света в 2012, у нас олимпиада в 2014, Вова не допустит. Александр Ларионов, на
странице Русской службы Би-би-си «ВКонтакте»
Ни начало ни конец, продолжаем ЖИТЬ. Наталья Солонина, на
странице Русской службы Би-би-си «ВКонтакте»
Вова сказал не будет — значит не будет. Кто не согласен — вперед на очередной марш)) Влад Мурашов, на
странице Русской службы Би-би-си «ВКонтакте»
Отметить!! Такой всенародный конец света — впервые в жизни)))) Nata Takkun, на странице
Русской службы Би-би-си в Facebook
BBC Mundo
Если бы наступал конец света, я бы пошел на улицу, на площадь и рассказал бы как можно большему числу людей, как прекрасна жизнь и как хорошо я её прожил. <bold>Джон Адриано, Эквадор</bold>
Я бы просто села со своим лабрадором Чоко, взяла сладкого вина, сыра и баранины, и ждала бы в своем патио рядом с моими цветами, слушала бы джаз 50-х и ждала конца. Но сначала сказала бы Богу спасибо за всё. <bold>Аура Изабель Альваре, Колумбия</bold>
Приняла бы душ, оделась удобно и просто любовалась рассветом или закатом на красивом пляже, которых много в моей стране. <bold>Джессика, Венесуэла</bold>
К концу света я запланировал заниматься любовью целый день, и если ничего не произойдет, то буду спать весь следующий день, как младенец. <bold>Хосе Кос, Перу</bold>
Если мир подойдет к своему концу, я соберу свою семью. С женой и детьми вспомним все прекрасные моменты нашей жизни. Пусть они будут последним, что я увижу, прежде чем закроются мои глаза. <bold>Маурисио Варгас Лисана, Чили</bold>
Я пойду на крышу – попробую посмотреть, каким способом будет уничтожен мир: будет ли это огонь или землетрясение. <bold>Росио Вильегас, Мексика</bold>
BBC Africa
Честно, я не понимаю, чем это отличается от того факта, что мы все умрем когда-нибудь… Суетиться не о чем… Когда придет конец, тогда и придет. <bold>Мозес Мфатсо, Малави</bold>
Ничем не примечательное событие. <bold>Баньюйу Азель Кеньюфун, Камерун</bold>
Если уж даже Иисус Христос не знает, откуда какой-то монумент знает? <bold>Престиж Неду, Нигерия</bold>
Аллах знает, когда придет конец вселенной. <bold>Ахмед Хабиб Мохаммед, Нигерия</bold>
Уже поздно что-то делать, меня заранее не предупредили и я не знаю, что делать, скажите, пожалуйста, богу майя отложить дату. <bold>Мустафа Кавойе, Нигерия</bold>
В этот день я буду делать только праведные вещи. <bold>Каурин Би Нийянг, Нигерия</bold>
Я бы наверное, в этот день посмотрел фильм «Послезавтра» LOL. <bold>Иэн Мбилиши</bold>
BBC Türkçe
Если бы люди признали, что завтра — судный день, они бы жили свободно, честно и реалистично. <bold>Хасан Туракине, Турция</bold>
Время последнего дня известно только Богу. Это наша вера, я не могу комментировать действия тех, кто не верует и ждет конца света. <bold>Салим Генджер, Турция </bold>
BBC Arabic
Только Бог знает, когда наступит последний день. <bold>Заид аль-Тимими</bold>
Я пойду спать. <bold>Рувейда аль-Араби</bold>
Я бы прочел весь Коран, полил сад, навестил родителей и бабушку с дедушкой. <bold>Мустафа аль-Сувейзи</bold>
Это глупо. Мы никогда не достигнем прогресса, пока некоторые люди верят в эти смешные вещи. <bold>Мутасим Осман</bold>
Я буду радоваться. <bold> Мурад Адам</bold>
<italic>Комментарии читателей Арабской и Турецкой служб Би-би-си присланы через Facebook.</italic>
Бюллетень ученых-атомщиков
Что такое Часы Судного дня?
Collapse
Часы Судного дня — это конструкция, которая предупреждает общественность о том, насколько мы близки к тому, чтобы разрушить наш мир опасными технологиями собственного производства. Это метафора, напоминание об опасностях, с которыми мы должны справиться, если хотим выжить на планете.
Когда в 1947 году были созданы Часы Судного дня, наибольшая опасность для человечества исходила от ядерного оружия, в частности от перспективы того, что Соединенные Штаты и Советский Союз движутся к гонке ядерных вооружений. Бюллетень впервые рассмотрел возможные катастрофические последствия изменения климата при обсуждении ручной настройки в 2007 году.
Кто создал Часы Судного дня?
Expand
Соредактор Хайман Голдсмит попросил художника Мартила Лангсдорфа придумать дизайн для обложки июньского номера Bulletin за 1947 год, первого номера, опубликованного в виде журнала, а не информационного бюллетеня. Мартил, как ее называли в профессиональном плане, была замужем за физиком Александром Лангсдорфом, который работал над Манхэттенским проектом во время учебы в Чикагском университете.
Сначала художник хотел использовать символ урана. Но когда она слушала ученых, работавших над Бомбой, когда они страстно обсуждали последствия новой технологии и свою ответственность за информирование общественности, она чувствовала их чувство безотлагательности. Поэтому она нарисовала часы, чтобы показать, что у нас осталось не так много времени, чтобы взять под контроль атомное оружие.
В 2007 году графический дизайнер Майкл Берут переосмыслил культовое изображение.
Какое время отображалось на оригинальных часах Судного дня?
Expand
Мартил установила исходные Часы на семь минут до полуночи, потому что, по ее словам, «на мой взгляд, это выглядело хорошо».
Кто решает, который час?
Expand
В первые дни Бюллетень Редактор Юджин Рабинович решал, следует ли двигать руку. Сам ученый, свободно говорящий по-русски, и лидер международного движения за разоружение, он постоянно беседовал с учеными и экспертами в правительствах и за их пределами во многих частях мира. Основываясь на этих обсуждениях, он решил, где должна быть установлена стрелка часов, и объяснил свое мышление в Страницы бюллетеня .
Когда Рабинович умер в 1973 году, Совет по науке и безопасности Bulletin взял на себя ответственность и с тех пор собирается дважды в год, чтобы обсудить мировые события и при необходимости переустановить часы. Совет состоит из ученых и других экспертов, обладающих глубокими знаниями в области ядерных технологий и климатологии, которые часто предоставляют экспертные консультации правительствам и международным агентствам. Они широко консультируются со своими коллегами по целому ряду дисциплин, а также интересуются мнениями Bulletin Совет спонсоров, в который входят 13 лауреатов Нобелевской премии.
Когда стрелка часов впервые двинулась?
Expand
После того, как в 1949 году Советский Союз успешно испытал свою первую атомную бомбу, Рабинович перевел часы с семи минут до полуночи на три минуты до полуночи.
Когда стрелки были ближе всего к полуночи?
Expand
В 2020 году Совет по науке и безопасности установил время на 100 секунд до полуночи, в основном из-за неэффективности правительства во всем мире в борьбе с глобальными угрозами. До 2020 года ближайшая к полуночи стрелка была установлена на две минуты; в 1953, после того, как Соединенные Штаты и Советский Союз испытали свое первое термоядерное оружие с интервалом в шесть месяцев друг от друга, и в 2018 году, в основном из-за ядерных рисков и растущей угрозы изменения климата.
Когда стрелки были максимально удалены от полуночи?
Expand
В 1991 году, с окончанием холодной войны, Соединенные Штаты и Советский Союз подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, первый договор, который предусматривал глубокие сокращения арсеналов стратегических ядерных вооружений двух стран, что побудило Бюллетень чтобы установить стрелку часов на 17 минут до полуночи.
Двигались ли руки во время кубинского ракетного кризиса в 1962 году?
Expand
Нет. Они не были перемещены во время 10-дневного кризиса, потому что в то время было слишком мало известно об обстоятельствах противостояния или о том, каков будет результат. Фактически, после кризиса лидеры США и СССР установили прямую телефонную линию для связи и в течение нескольких месяцев подписали Договор о частичном запрещении ядерных испытаний, запрещающий подземные испытания ядерного оружия — первый договор, касающийся угрозы ядерного оружия. На основе этих шагов Бюллетень перевел часы с семи минут до полуночи на 12 минут до полуночи в 1963 году.
Где я могу посетить Часы Судного дня?
Расширить
По состоянию на февраль 2019 года Часы Судного дня находятся в вестибюле Чикагского университета по адресу 1307 E 60th Street, Chicago Doomsday Clock. Нажмите на ссылку «Хронология» на странице «Часы судного дня», чтобы увидеть интерактивную хронологию истории часов и причины каждого сброса.
Похоже, вы пытаетесь предсказать будущее. Какой у вас опыт в прогнозировании?
Expand
Часы Судного дня не являются инструментом прогнозирования, и мы не предсказываем будущее. Скорее, мы изучаем уже произошедшие события и существующие тенденции. Наш Совет по науке и безопасности отслеживает цифры и статистику, рассматривая, например, количество и виды ядерного оружия в мире, количество частей на миллион углекислого газа в атмосфере, степень кислотности наших океанов и скорость подъем уровня моря. Совет также учитывает усилия лидеров и граждан по уменьшению опасности, а также усилия институтов — будь то правительств, рынков или организаций гражданского общества — по выполнению достигнутых договоренностей.
Бюллетень немного похож на врача, ставящего диагноз. Мы смотрим на данные, как врачи смотрят на лабораторные анализы и рентгеновские снимки, а также принимаем во внимание факторы, которые труднее поддаются количественной оценке, как это делают врачи, разговаривая с пациентами и членами их семей. Мы учитываем как можно больше симптомов, измерений и обстоятельств. Затем мы приходим к суждению, которое резюмирует, что может произойти, если лидеры и граждане не примут меры для лечения условий.
Разве Часы Судного дня не просто тактика запугивания, используемая для продвижения политической программы?
Expand
Обеспечение выживания нашего общества и человечества не является политической повесткой дня. Сотрудничество с другими странами для получения контроля над чрезвычайно опасными технологиями не должно быть связано с партийной политикой. Если ученые, участвующие в Бюллетене , критикуют текущую политику в отношении ядерного оружия и изменения климата, то это потому, что эта политика увеличивает вероятность самоуничтожения.
Бюллетень переводил стрелки часов от полуночи почти так же часто, как и к полуночи, и так же часто во время правления республиканцев в Соединенных Штатах, как и во времена правления демократов. Он переместил руку дальше всего за 1991, когда президент США Джордж Буш-старший Администрация Буша подписала с Советским Союзом Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Бюллетень вот уже 73 года двигает стрелку Часов туда-сюда, и мы не взорвались. Неужели так много опасений?
Expand
Пока существует и может применяться ядерное оружие, существует и риск того, что мы можем уничтожить цивилизацию. Такое бедствие произошло не потому, что национальные лидеры до сих пор прислушивались к предупреждениям и потому, что в критические моменты за последние 73 года они установили каналы связи с противниками, заключили договоры о контроле над вооружениями, предприняли шаги по радикальному сокращению арсеналов и вовлекал бывших врагов в совместные проекты. Предотвращение ядерной войны требует постоянной дипломатии, большего обмена информацией и открытого общения, которое порождает доверие.
Точно так же, пока климат Земли продолжает меняться, мы рискуем столкнуться с потенциальными последствиями, в частности с нарушениями в окружающей среде, такими как продолжительные засухи, изменения вегетационного периода, повышение уровня моря и вымирание рыбных промыслов— которые угрожают выживанию человечества.
Люди изобрели как ядерное оружие, так и машины, работающие на ископаемом топливе, которые способствуют изменению климата; мы знаем, как они работают, поэтому, по-видимому, мы можем найти способы уменьшить или устранить вред. Но нам нужно согласованное сотрудничество во всем мире, чтобы предотвратить бедствие.
Что опаснее: ядерное оружие или изменение климата?
Expand
Каждая из этих угроз может уничтожить цивилизацию и сделать Землю непригодной для жизни людей. Они также взаимосвязаны: некоторые выступают за увеличение ядерной энергии для сокращения выбросов углекислого газа, но увеличение количества ядерных реакторов и количества обогащенного урана и плутония, необходимого для их работы, также увеличит риск распространения ядерного оружия. Точно так же, если мы не сократим выбросы, некоторые природные ресурсы, такие как пресная вода, могут стать более дефицитными, что приведет к конфликтам, которые могут перерасти в войну и возможное применение ядерного оружия.
Мы не можем позволить себе устранить одну угрозу, не устранив другую. И на самом деле, международное сотрудничество, необходимое для сокращения и запрещения ядерного оружия, скорее всего, также приведет к сотрудничеству, чтобы спасти нас от смертоносного нарушения климата. В конце концов, пытаться ответить на этот вопрос — все равно что стоять в горящем доме и спорить о том, лучше ли умереть от дыма или от падающего дерева.
Что могут сделать обычные люди, чтобы справиться с трудностями, о которых предупреждают Часы Судного дня?
Expand
Во-первых, разберитесь с проблемами. Может показаться, что ядерное оружие и изменение климата находятся за пределами нашего повседневного опыта и находятся вне нашего контроля, но все мы заинтересованы в том, чтобы избежать преждевременной смерти. Мы хотим прожить свою жизнь свободной от разрушения ядерным оружием и от растущей нехватки природных ресурсов, вызванной потеплением планеты. Эти интересы выживания должны побуждать нас узнавать как можно больше о мощных технологиях, которые могут разрушить наш образ жизни.
Во-вторых, поделитесь тем, что вы узнали, с другими — в вашей семье, на работе, в церкви, школе или в социальных сетях. Чем больше мы говорим друг с другом о самом важном — выживании и процветании, — тем больше у нас будет уверенности в выражении наших интересов.
В-третьих, скажите представителям своего правительства, что вы не хотите, чтобы еще больше ваших налоговых денег тратилось на ядерное оружие или на субсидирование технологий производства ископаемого топлива, производящих углекислый газ. Пишите письма, расскажите им об этом на собраниях в мэрии, отправьте электронное письмо в их офисы и сообщите им, что ваша безопасность зависит от избавления от ядерного оружия и от поиска способов сделать нашу планету пригодной для жизни человечества.
Как сделать сумку для отпугивания насекомых
Что такое сумка для отпугивания насекомых
Как сделать Сумка для отпугивания насекомых — это одна из самых первых вещей, которую должен научиться делать любой выживальщик, а также одна из ключевых предметы в их арсенале готовности. Короче говоря, сумка для отпугивания насекомых представляет собой относительно легкий, автономный комплект, хранящийся в доме или в транспортном средстве для отпугивания насекомых, который позволит вам или вашей семье выжить в течение 72 часов по пути к цели. Местоположение ошибки. Сумка для защиты от жуков является важным элементом для любого выживальщика и должна быть легко развернута в любой момент.
Сумка для защиты от насекомых
Сумка, которую вы выберете, может оказать такое же влияние, как и все остальное в вашем снаряжении для выживальщиков. Он должен быть относительно легким, с присущей ему прочной структурой и способностью выдерживать тяжелые условия, например, походы в течение нескольких дней под дождем и снегом. У нас есть коллекция рюкзаков и сумок, которые вы можете выбрать в разделе «Рюкзаки и сумки». Вот несколько наших любимых сумок:
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
139,99 $ 129,99 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
$99,99 – $139,99
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
129,99–169,99 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
$169,99 – $249,99
Что входит в сумку для сбора насекомых
Комплектация и содержимое сумки для сбора насекомых сильно различаются от преппера. Климат, окружающая среда для выживания, размер семьи и опыт выживания — все это факторы, которые следует учитывать при создании сумки для насекомых. Даже с учетом всех факторов, которые необходимо учитывать, существует ряд повторяющихся категорий и тем, присутствующих во всех сумках для устранения ошибок, и они (в порядке важности):
- Water
- Food
- Одежда
- Укрытие
- Основные инструменты
- Первая помощь
- Оружие
Water Water For For For Water Water Water Water Is Water Is Water Is Water Id Armemire
0501010101010101010 гг. ; это необходимо для самого нашего существования. Активному взрослому человеку требуется 640 унций (1,89 литра) воды в день, в сумме это означает, что каждому взрослому человеку потребуется 192 унции (5,67 литра) воды в течение 72 часов; однако минимальный минимум, который следует учитывать, составляет примерно половину этого количества или 32 унции (1 литр) в день.
В качестве альтернативы вы можете взять с собой минимальный запас пресной воды, который будет пополняться из природных источников во время вашего похода, для этого, очевидно, потребуется система фильтрации или очистки воды, а также какая-либо форма хранения воды. Обойти это невозможно, хранение и фильтрация воды является обязательным требованием для любого мешка для сбора насекомых. Вот некоторые из наиболее ценных предметов, которые вы поместите в сумку для защиты от насекомых:
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
С рейтингом 5,00 из 5
84,99 $ 79,99 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
39,99 $ 34,99 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
39,99 $ 34,99 $
+
Быстрый просмотр
29,95 $ 27,95 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
16,95 $ 15,49 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
199,50 $ 165,00 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
14,95 $ 14,49 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
19,99 $ 17,50 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
14,95 $ 14,49 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
14,95 $
+
Быстрый просмотр
24,95 $ 22,95 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
29,00 $ 26,99 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
29,00 $ 26,99 $
+
Быстрый просмотр
29,95 $ 27,95 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
39,99 $ 34,99 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
39,99 $ 34,99 $
Еда и продукты длительного хранения
, готовые к употреблению) или энергетические батончики. MRE или любую другую сублимированную еду готовят, просто добавляя кипящую воду, это регидратирует еду и подготавливает ее к употреблению.
В дополнение к тому, что эти типы блюд отлично подходят для краткосрочного хранения в сумке для отпугивания насекомых, они также могут быть включены в качестве решения для длительного хранения продуктов для всей вашей семьи в месте отлова насекомых. Вот некоторые из продуктов, которые мы все храним в нашей сумке для защиты от жуков в Подготовке к Судному дню.
+
Быстрый просмотр
300,00 $ 260,00 $
+
Быстрый просмотр
565,00 $ 499,99 $
+
Быстрый просмотр
830,00 $ 749,99 $
+
Быстрый просмотр
1 650,00 $ 1 499,99 $
Одежда и одежда
Еще одна вещь первой необходимости, необходимая для выживания. Одежда, необходимая для выхода из дома, зависит от климата и окружающей среды каждого выживальщика. Хорошее эмпирическое правило для одежды в любом сумке для насекомых состоит в том, что одежда должна быть легкой и водонепроницаемой или как минимум водостойкой. Ниже приведен список товаров, подходящих для любого климата, но, пожалуйста, не забудьте изучить и изменить этот список в зависимости от вашего климата и региона.
- Пара ботинок (Обратите внимание, что мы указали ботинки, а не обычные туфли.)
- Пара длинных тактических штанов (Обратите внимание, что мы указали тактические штаны, а не синие джинсы и т.п.)
- 2 пары шерстяные носки (носки должны состоять не менее чем на 50 % из шерсти с примесью синтетических материалов. Не берите с собой простые хлопчатобумажные носки.)
- 2 рубашки (1 с длинным рукавом и 1 с коротким рукавом, они предназначены для наслоения для всех климатических условий.)
- A Куртка (Куртка должна согревать вас зимними ночами и защищать от непогоды: дождя, мокрого снега и снега. )
- Длинное и/или термобелье
- Шляпа (90% тепла тела уходит через голову)
- Бандана или маска для лица
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
14,99 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
15,99 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
17,40 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
17,99 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
24,99 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
44,99 $ 39,99 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
49,99 $ 44,99 $
Убежище
В сумке для насекомых должно быть хотя бы одно укрытие. Те, кто живет в более теплом климате, могут обойтись меньшим, чем те, кто живет на севере, но основное укрытие — еще одна необходимость для выживания, и ее не следует пренебрегать при подготовке. Квалифицированные и вдумчивые сборщики часто упаковывают предметы, которые могут служить более чем одной цели, поскольку вес и пространство ограничены. Мы предлагаем упаковать как минимум два утилитарных синтетических брезента.
Брезент может служить многим целям, один из них, скорее всего, послужит наземным брезентом (чтобы сохранить снаряжение и укрытие сухим от влаги на земле), другой может использоваться как импровизированная палатка. Большинство выживальщиков также берут с собой простую скатку или спальный мешок. Более формальное средство укрытия, то есть палатка, не должна находиться в сумке от насекомых; однако, если у вас есть транспортное средство, которое вы планируете использовать, компактная палатка станет отличным местом для хранения. Вот несколько предметов первой необходимости для приюта:
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
+
Быстрый просмотр
22,99 $ 19,99 $
+
Быстрый просмотр
25,00 $ 22,99 $
+
Быстрый просмотр
29,99 $ 27,99 $
+
Быстрый просмотр
101,00 $ 90,99 $
+
Быстрый просмотр
99,99 $ 94,99 $
Базовые инструменты
Удивительно, сколько инструментов мы считаем само собой разумеющимся в нашей повседневной жизни, не попадайте в беду и не обнаружите, что вам нужен инструмент, которого у вас нет. Для всех сумок от жуков нужен один прочный многофункциональный инструмент. Мультитулы — это всего лишь несколько инструментов (консервные ножи, отвертки, ножницы, ножи, плоскогубцы и т. д.), упакованные в очень компактный форм-фактор и невероятно полезные. Обязательно включите некоторые, если не все из следующего:
- Многофункциональный инструмент
- Поджигатель или кремень со сталью (Спички можно использовать один раз, и ваш Bic будет бесполезен после хождения по мокрой местности.)
- Компас (Не обязательно иметь колокольчики и свистки , но очень полезен простой компас.)
- A Нож с фиксированным лезвием (При SHTF крепкий нож с фиксированным лезвием будет на вес золота.)
- Приготовление пищи (Базовый набор для приготовления пищи в стиле костра и портативная бутановая плита.)
- 2 фонарика (После того, как батареи разрядятся или станут недоступны, вы будете благодарны за то, что выбрали фонарь на солнечной энергии или с ручным приводом. )
+
Быстрый просмотр
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
+
Быстрый просмотр
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
+
Быстрый просмотр
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
11,99 $
+
Быстрый просмотр
14,9 $9 13,99 $
+
Быстрый просмотр
14,99 $
Первая помощь
Несчастные случаи случаются, особенно когда вы живете не очень уютной и плюшевой жизнью; Аптечка первой помощи обязательна в любой сумке от насекомых. Небольшой по сегодняшним меркам порез может быть опасен для жизни при ВТФ и отсутствии средств для дезинфекции или защиты открытой раны или ожога. Поскольку вы будете проводить много времени на улице, вы можете также включить небольшой набор для укуса змеи, который можно использовать для извлечения яда в худшем случае.
При желании вы можете приобрести готовую аптечку первой помощи, однако вы можете потратить время и вручную выбрать каждый предмет, а затем создать свою собственную. Это упражнение даст вам высший уровень контроля, адаптированный к вашему запланированному существованию и окружающей среде. Есть так много статей и предметов, которые мы можем перечислить здесь, но это самое необходимое, что мы стараемся держать в наших сумках:
+
Быстрый просмотр
11,99 $
+
Быстрый просмотр
Нет в наличии
С рейтингом 5.