Содержание
«Это страх и ужас всего блока НАТО», — подробности об истребителе МиГ-41
Генерал-майор Владимир Попов сообщил «Газете.Ru» новые подробности об истребителе МиГ-41, который, как уже сообщалось, сможет выполнять задачи в космосе.
Это страх и ужас всего блока НАТО. Самолет, который по своим скоростным характеристикам превышает скорость противовоздушных ракет, уже представляет определенную опасность. При наличии гиперзвуковых ракет, это уже неотразимый убийца для любых целей. МиГ-31 стал уникальной машиной по всем показателям. Новая модификация, в варианте МиГ-41, будет обладать улучшенными характеристиками. Разработки высотного истребителя-перехватчика ведутся с 2013 года. Проект отличается от предыдущих версий — вооружение он будет нести не на пилонах, а внутри корпуса. Кроме того, он будет оснащен мощной РЛС.
Владимир Попов
Основное предназначение перспективного перехватчика МиГ-41 — обнаружение и уничтожение баллистических и крылатых ракет, различных летательных аппаратов, начиная от низко летящих беспилотников и заканчивая низко летящими орбитальными спутниками. Он сможет поражать американские истребители F-22 и F-35. Истребитель-перехватчик будет сбивать воздушные цели, которые можно будет обнаружить на расстоянии до 280 км — благодаря антенне с активной фазированной решёткой, которой в полном комплекте нет ни на одном другом самолёте в мире.
МиГ-41 будет нести до девяти тонн боевой нагрузки, в его арсенал будут входить различные типы боеприпасов, включая ракеты большой дальности, которыми может наносить удары самостоятельно, без внешнего целеуказания. При этом МиГ может быть «летающим командным пунктом».
Ранее сообщалось, что МиГ-41 будет развивать скорость до 4800 км/час, однако ещё в 2018 году генеральный директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко сообщил, что скорость может составлять 4–5 Махов, то есть свыше 6000 км/час. МиГ-41 унаследует от МиГ-31БМ авиационный комплекс «Кинжал» с гиперзвуковой ракетой, которая способна преодолевать все существующие и перспективные системы ПВО-ПРО вероятного противника на дальности до 2000 км.
Ранее экс-главком ВКС России Виктор Бондарев сообщил журналистам, что МиГ-41 будет нести ракеты дальнего действия Р-37 «воздух–воздух» и «совершенно новые ракеты».
Если судить по проектным характеристикам и изображениям перспективных самолетов, истребитель МиГ-41 создается по принципу летающего крыла. Это обеспечит высокую маневренность. Здесь необходимо помнить, что перехватчик МиГ-31 выдерживает длительные динамические и температурные нагрузки за счет конструкции прочного корпуса, состоящего на 50% из стали, на 33% из алюминиевых сплавов и на 16% из титана. Эти характеристики, очевидно, будут сохранены, а возможно, даже улучшены.
Член Коллегии военных экспертов Сергей Белоусов
6 сентября 2022 в 05:40
Автор: Jin
| Источник: Газета
ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, WEAPONS OF THE FATHERLAND. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ПО ОРУЖИЮ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКЕ. INFORMATION RESOURCE ON WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT
ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, WEAPONS OF THE FATHERLAND. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ПО ОРУЖИЮ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКЕ. INFORMATION RESOURCE ON WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT
|
|
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДАЛЬНЕГО ПЕРЕХВАТА (ПАК ДП) PROMISING AVIATION COMPLEX DISTANT INTERCEPT (PAK DP) ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС В 1980 гг. ОКБ «МИГ» вело разработку нового перспективного дальнего истребителя-перехватчика «701″. Он предназначался для замены в начале XXI в. самолета МиГ-31. Реализация программы в 1991 г. приостановлена из-за отсутствия финансирования. Выполнен по схеме «бесхвостка». Рядное расположение летчиков. Двигатели расположены над фюзеляжем (воздухозаборник с вертикальным клином). Генеральный директор АО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В.Тихомирова» («НИИП имени В.В. Тихомирова», находится в Жуковском) Юрий Белый 12 августа 2015 года заявил, что в «НИИП имени В.В. Тихомирова» уже начаты работы по определению облика радиоэлектронного комплекса перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП), который в будущем заменит МиГ-31. Российские военные могут получить новый высотный перехватчик дальнего радиуса действия в середине 2020-х годов, сообщил в среду в интервью «Интерфаксу» глава российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МИГ» Илья Тарасенко. Российские инженеры занимаются проектированием сверхдальнобойной ракеты воздушного базирования, которая способна перехватывать высокоскоростные и маневрирующие цели. К настоящему времени уже были проведены теоретические исследования по сверхдальнобойной ракете «воздух-воздух» с разделяющейся боевой частью, сообщает в среду газета «Известия» со ссылкой на источники в военно-промышленном комплексе. МОДИФИКАЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТРЕБИТЕЛЯ «701″ Максимальный 70580 кг ВООРУЖЕНИЕ Нормальный 3370 кг, 4 К-172 + 2 Р-77 + 2 Р-73 Сверхзвуковой административный самолет «701П» (проект) Источники: aviaport.ru, rusplane.ru, РИА Новости, ИНТЕРФАКС-АВН и др. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДАЛЬНЕГО ПЕРЕХВАТА (ПАК ДП). НОВОСТИ |
Российский истребитель-перехватчик МиГ-41 может сделать невозможное
Новый амбициозный российский истребитель-невидимка «шестого поколения» — дальний бомбардировщик ПАК-ДП, как сообщается, находится в стадии разработки. Будучи преемником советского перехватчика МиГ-31, на ПАК-ДП, также называемом МиГ-41, возлагаются большие надежды.
F-35 + Rafale: как сочетание американских F-35 и французских Rafale для HAF может «нанести ущерб» турецкой обороне?
Бюро Микояна (МиГ) с 2013 года работает над проектированием нового самолета, который, по некоторым утверждениям России, может развивать невероятную скорость в 5 Маха.
Россия давно ищет замену стареющему парк истребителей МиГ-31 для разработки нового дальнего перехватчика, который будет опираться на основную концепцию МиГ-31. Парк истребителей МиГ-31 должен быть выведен из эксплуатации к 2028 году.
В некоторых российских отчетах также утверждалось, что в будущем новый ПАК-ДП может быть преобразован в беспилотный истребитель. Глава завода «МиГ» во время оборонной выставки в 2017 году заявил, что это будет совершенно новый самолет, «где будут применены совершенно новые технологии для работы в арктической сфере».
Он сказал, что ПАК-ДП будет охранять «всю границу нашей родины, потом его переведут в беспилотный проект».
Если верить российской газете «Известия», МиГ-41 станет перехватчиком гиперзвуковых ракет за счет многофункционального ракетного комплекса дальнего перехвата (МПКР ДП), который будет распределять несколько подводных ракет для увеличения шанса перехвата гиперзвукового оружия.
F-35 + Rafale: как сочетание американских F-35 и французских Rafale для HAF может «нанести ущерб» турецкой обороне?
Далее в документе объясняется концепция: «после того, как российские наземные радары или сеть раннего предупреждения обнаружат гиперзвуковой снаряд, МиГ-41 запустит ракету-перехватчик на большую дальность. Эта ракета разделится на более мелкие субракеты, которые затем атакуют снаряд «в лоб».
Глава Российской авиастроительной корпорации Илья Тарасенко однажды заявил, что новый МиГ-41 будет оснащен противоракетным лазером и сможет действовать на очень больших высотах и даже в ближнем космосе. Он даже указал российскому изданию РИА Новости, что ПАК ДП может действовать в космосе.
«ПАК ДП, или МиГ-41, будет иметь «возможность действовать в космосе, новое вооружение, новые скорости, новую дальность действия», — сказал Тарасенко телеканалу «Звезда».
Предшественник истребителя МиГ-31 имеет репутацию дальнего сверхзвукового истребителя-перехватчика, предназначенного для поражения как высотных, так и маловысотных воздушных целей, принятых на вооружение советских вооруженных сил еще в 1980 году. МиГ-41, когда он будет готов, останется основным перехватчиком России вплоть до 2030-х годов.
По словам главкома ВВС России, ввод самолета в эксплуатацию запланирован на 2025 год. быть грозным перехватчиком, ПАК-ДП должен будет обладать сверхвысокой скоростью и способностью летать на предельно большие высоты, чтобы иметь возможность нейтрализовать сверхбыстрые цели на больших высотах. Для этого также потребуются новое вооружение и модернизированные бортовые радиолокационные комплексы.
О вооружении, которое будет нести МиГ-41, известно немного, хотя в этом году глава ВКС России заявил СМИ, что истребитель будет нести ракеты большой дальности Р-37 «воздух-воздух», «а также как совершенно новые ракеты».
Российское информационное агентство «Известия» также сообщило, что МиГ-41 будет нести «многофункциональный ракетный комплекс дальнего действия, способный поражать гиперзвуковые ракеты» с разделяющимися боеголовками.
По сообщениям СМИ, к концу 2019 года проект истребителя уже был доработан., и Тарасенко сообщил журналистам, что разработка ведется в июне этого года. Однако все заявления о том, какими новыми технологиями будет вооружен МиГ-41, вызывают большие сомнения.
Тайвань превращает свои танки и бронетранспортеры в краны, готовясь к возможному китайскому вторжению
техническое обязательство и значительные ресурсы, которых сегодня не хватает в России.
Отсутствие каких-либо брифингов в СМИ о разработке программы истребителя может указывать на задержки или технические трудности в проекте. Пилоты и производители самолетов сделали очень мало заявлений о возможностях этого проекта, что, таким образом, вызвало больше путаницы, чем ответов на какие-либо вопросы.
С другой стороны, если все пойдет по плану, к 2030-м годам Россия будет иметь самый совершенный в мире перехватчик и технически совершенный истребитель.
МиГ-41: программа, самолет, легенда
Новая напряженность, новые проекты
В 90-х и 2000-х у России было мало потребности, а тем более ресурсов в новых перехватчиках. Но на пороге 2010-х ситуация стала меняться, и страна вновь повернулась к вложению крупных денег в свою оборонку.
В апреле 2013 года состоялись важные слушания в Государственной Думе, нижней палате российского парламента. Он был посвящен исключительно вопросу о МиГ-31.
Согласно представленной информации более 30% воздушного пространства России вышло из-под контроля ВВС страны. Районы, нуждавшиеся в прикрытии, в основном находились на Дальнем Востоке, а с ростом напряженности в Арктике — на севере. Перехватчики дальнего действия идеально подходят для этих пробелов, но из примерно 500 выпущенных МиГ-31 менее 120 находились в рабочем состоянии.
При небольших вложениях это число можно было бы увеличить до 300, а титановые планеры существующих МиГов не имели признаков старения. Кроме того, все возможности для возобновления производства «Фоксхаундов» оставались на месте.
Итак, вариантов решения проблемы «30% дыры в воздушном пространстве» было три: начать делать новые МиГи по старой схеме, модернизировать существующие или придумать что-то совершенно новое. Главнокомандующий ВВС Виктор Бондарев решительно отстаивал третий вариант. Но от него отказались в пользу первых двух.
С тех пор парк МиГ-31 обновили, расширили и довели до подготовленного еще в 80-е уровня: Р-37 и противоспутниковых ракет. Тем не менее, несмотря на неприятие идеи Бондарева, есть все предположения считать это слушание началом истории МиГ-41. Это был не только первый раз, когда вопрос о новом российском тяжелом перехватчике был поднят публично, но и положил начало поиску ранее забытых идей в российской инфосфере.
В августе 2014 года Бондарев выступил с заявлением о том, что ВВС проводят исследования по замене МиГ-31: программа ПАК ДП. Согласно представленному графику, разработка должна начаться в 2017 г., а первые самолеты должны быть поставлены в 2025 г. К 2028 г. должен быть заменен весь парк МиГ-31.
В то же время в СМИ начало циркулировать название МиГ-41. Его первые упоминания можно отнести к 2010 году, когда были опубликованы изображения футуристического самолета, вдохновленного МиГ-21 и созданного украинским художником Александром Ярцевым. Этими изображениями позже поделились все, от блоггеров до профессиональных СМИ, несмотря на то, что они не имели никакого отношения к реальному МиГ-41.
Этот номер, как имя собственное ПАК ДП, впервые упомянул в середине 2014 года российский депутат Александр Тарнаев. Он также пояснил, что новый самолет будет глубоко модернизированной версией МиГ-31, и ничего не сказал о характеристиках.
За разъяснением высказываний Тарнаева российские СМИ обратились к Анатолию Ковчуру – известному публичному деятелю и известному летчику-испытателю. Его комментарии о МиГ-41 использовались и повторно использовались почти всеми СМИ того времени и закрепили имидж нового самолета.
Ковчур заявил, что анонсированный Тарнаевым преемник МиГ-31 давно назрел. Это также не может быть просто апгрейд «Фоксхаунда»: самолет должен быть новым, лучше и быстрее. Он должен иметь скорость не менее 4 Маха. По мнению некоторых журналистов, это было связано с тем, что американский SR-71 мог развивать скорость 3,2 Маха, а российский ответ ему не мог уступать.
Тот факт, что SR-71 был снят с вооружения почти два десятилетия и что не было официального заявления о возможностях ПАК ДП на скорости 4 Маха, никого не смущал. Благодаря Тарнаеву ПАК ДП превратился в МиГ-41. Благодаря Ковчуру он стал самолетом со скоростью 4 Маха.
Одно из многих изображений вымышленного самолета МиГ-41, сделанных как минимум за три года до официального старта программы ПАК ДП (Изображение: Александр Ярцев)
Полет в фантастику Приближался 2017 год и начало разработки нового самолета, официальных анонсов становилось все меньше, поэтому, естественно, слухи приходилось усиливать.
Для российских СМИ «должно быть» Ковчура превратилось в «будет»: МиГ-41 будет гиперзвуковым истребителем-невидимкой, потому что все современные истребители малозаметны, и потому что один эксперт сказал, что он должен быть очень быстро.
Бондарев был еще одним неверно истолкованным источником информации, сделавшим несколько новых заявлений. В конце 2017 года он заявил, что ПАК ДП будет иметь боевую дальность до 1500 километров и использовать Р-37 в качестве основного вооружения, а также какую-то другую, еще не разработанную ракету. Он также заявил, что этот самолет станет «самым быстрым истребителем в мире», что в очередной раз СМИ быстро перевели на «гиперзвуковой».
Пожалуй, самый цитируемый фрагмент из уст главного инженера Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергея Короткова, который сообщил, что начало разработки перенесено на 2018 год, и пошутил о готовности компании следовать указаниям политиков: « Если говорят «в космос», будем делать «в космос». Для журналистов эта шутка означала, что МиГ-41 обязательно будет космопланом.
Единственная не преувеличенная информация поступила в 2017 году от главного конструктора МиГа Ильи Тарасенко, который сообщил, что начало разработки перенесено на 2018 год, и что в будущем самолет может быть доработан для выполнения беспилотных полетов.
Так, путем сочетания реальной информации, преувеличений и домыслов сформировался образ МиГ-41. Это должен был быть гиперзвуковой, возможно, беспилотный, самолет-невидимка, способный достигать хотя бы орбитальных высот, если не орбитальных скоростей. Из всей этой информации единственными реальными фактами были беспилотный вариант, дальность полета 1500 километров, вооружение покойного МиГ-31 и начало разработки в 2018 году. Замечание «в космос» можно интерпретировать как возможность противоспутниковое вооружение, которое уже есть у МиГ-31. Примечательно, что название «МиГ-41» никогда не упоминалось ни одним военным чиновником или лицом, связанным с МиГом. Его использовали только журналисты, политики вроде Тарнаева и эксперты вроде Ковчура.
Некачественная окраска Тип 301/321, часто выдаваемая за концепт-арт МиГ-41
Взгляд назад
Еще две особенности публичного имиджа МиГ-41. быть адресовано. Одним из них является его реальный образ. Официальных чертежей, визуализаций или макетов не было, но какая-то иллюстрация все равно должна была появиться в новостях.
Научно-фантастический МиГ-41, разработанный Ярцевым в 2010 году, использовался везде, где это было возможно, и, как признался художник AeroTime, его почтовый ящик завалили просьбами сделать больше рендеров и чертежей. Но самолет, вдохновленный МиГ-21, явно не был тяжелым истребителем, а изображения были слишком драматичными, чтобы быть официальной визуализацией реального военного проекта.
Рендеры советских самолетов Type 301 и Type 7.01 были вездесущи благодаря российскому сообществу авиационных энтузиастов, которые создавали постоянный поток искусства из альтернативной реальности, где Советский Союз никогда не распадался. Эти рендеры в настоящее время иллюстрируют почти всю информацию о МиГ-41 в неофициальных источниках.
Связь с проектами советской эпохи сохраняли и российские СМИ, так как любили упоминать, что планы по замене МиГ-31 уже были в 80-х годах. Во многих статьях, написанных в период с 2013 по 2020 год, нереализованный проект также описывался как гиперзвуковой, несомненно, смешивая Type 301/321 и Type 7.01 в один. Хотя эти проекты в значительной степени заимствовали друг у друга, они были довольно разными, с основным отличием в отсутствии амбициозных гиперзвуковых двигателей на 7. 01, программе, которая фактически должна была заменить Foxhound.
Очередная, вдохновленная МиГ-31 попытка угадать облик ПАК ДП. Это изображение впервые появилось в 2017 году и быстро стало настолько повсеместным, что отследить его источник в настоящее время практически невозможно.
Ни в одном официальном заявлении никогда не упоминалось, что ПАК ДП будет возрожденным проектом советской эпохи или что он будет иметь какую-либо связь с любым предыдущим самолетом, кроме МиГ-31. Тем не менее предположения о гиперзвуковых возможностях МиГ-41 глубоко уходят корнями в непонимание заброшенных советских проектов, впервые популяризированных заявлениями Ковчура в 2014 году9.0005
В официальных заявлениях тоже не было ни гиперзвука, ни скорости 4 Маха. Нет абсолютно никакой информации о разработке амбициозного турбореактивного/прямоточного воздушно-реактивного двигателя, предусмотренного для Тип 301/321, и есть все основания полагать, что такой двигатель был бы совершенно ненужным – сейчас М-37 полностью разработан и, по крайней мере, ограниченное использование, ПАК ДП будет иметь возможность перехватывать цели на более высоких скоростях и на больших расстояниях, чем когда-либо прежде. Также от мысли, что скорость является важнейшей характеристикой истребителя, отказались еще в 70-е годы, что доказывалось каждой последующей новой разработкой. Перехватчикам просто больше не нужно быть такими быстрыми.
Итак, что же это будет?
Очень сомнительно, что МиГ-41 будет называться МиГ-41, если только военные не решат подчиниться воле публики и принять популярное имя.
Есть некоторые признаки того, что этого не произойдет. Ростех, материнская компания ОАК, уже дистанцируется от этого названия. В их первоначальном неправильно понятом пресс-релизе от 22 января 2020 года говорилось, что ПАК ДП предположительно называется «МиГ-41». Позже релиз был отредактирован, чтобы убрать название и оставить только обозначение проекта.
Его гиперзвуковые и космические обтекатели также весьма маловероятны, что оставляет нам возможность беспилотного полета, дальность полета 1500 километров и гиперзвуковое вооружение. Существует также вопрос о том, что это российский истребитель 6-го поколения, тема, которая требует отдельного глубокого изучения.
Если быть точным, поколение реактивного истребителя — это не более чем произвольное число, используемое производителями, журналистами и экспертами, чтобы похвастаться мощью своей страны. МиГ-41 не является исключением: русские обозначают его либо как поколение 5++, либо как поколение 6, и никогда не объясняют, что это значит.
В последнее время, с появлением NGAD, Tempest, FCAS и FX, контуры следующего шага в разработке истребителей начинают проясняться. А МиГ-41, как его рекламируют, вообще в эту канву не вписывается.
Основным принципом американских, европейских и японских программ является интеграция искусственного интеллекта (ИИ), интенсивное использование вспомогательных дронов (верных ведомых) и функционирование в системе систем. Тяжеловесный МиГ-41, сверхзвуковой волк-одиночка, призванный стать прославленной платформой для доставки ракет класса «воздух-воздух», торчит, как больной палец.
Однако в середине 2010-х акцент был сделан на беспилотных операциях, что выразилось в обещании создать специальный вариант с дистанционным управлением. Он был сделан как раз в то время, когда это казалось отличной идеей для 6-го поколения — программа F/A-XX, которая достигла своего пика в то же время, была построена на той же предпосылке. Беспилотный вариант был практически единственным отличием предлагаемого американского самолета нового поколения от 5-го поколения вплоть до изменения требований в 2014 году9.0005
Так что заявление о 6-м поколении ложное, но, честно говоря, ПАК ДП и не особо нужны такие вещи, как верные ведомые. С момента создания в 2013 году и даже с корнем в 80-е годы он должен был заткнуть бреши в ПВО с помощью своих мощных радаров и быстрых ракет, и именно это этот самолет, скорее всего, и сделает.
Поэтому вряд ли он будет сильно отличаться от МиГ-31 во всех видимых аспектах, будь то технические характеристики, вооружение или даже внешний вид.
Итак, когда это будет?
Январская новость 2021 года о начале разработки была недоразумением. Об этом же сообщалось уже несколько раз — в частности, в 2018 и 2017 годах. Вполне вероятно, что примерно в это время исследования закончились, и началась настоящая разработка.
Можно даже сказать, что разработка началась в 2013 году, когда было начато исследование проекта. Конечно, это был другой этап, но работа над самолетом началась тогда же.
Первоначальный график обещал прототип до 2020 года, а серийный самолет — в 2025 году. Такие программы редко бывают вовремя, и поскольку начало собственно разработки было отложено на год, это нормально что первый полет откладывается на год или больше. Что делает 2021 или 2022 год очень хорошими кандидатами на то, чтобы увидеть новый самолет, «не-МиГ-41», воплощенный во плоти.
С другой стороны, если и можно чему-то научиться из истории с Су-57, так это тому, что российским срокам нельзя доверять.