Сравнение лучших самолетов (5 поколение). Самолеты 5-го поколения. Самолет пятого поколения российский


Су-57 лучший в мире самолёт пятого поколения

Паника в руководстве НАТО началась, как только истребитель пятого поколения Су-57 поднялся впервые в воздух с новой силовой установкой, позволяющей достигнуть скорости звука без применения форсажа. Издание на немецком языке Contra Magazin признаёт Су-57 выдающейся машиной пятого поколения и большой проблемой для НАТО, поскольку у Североатлантического блока лучшим является истребитель четвёртого поколения Eurofighter, американские F-22 и F-35 из-за их недоработок не берутся в расчёт и даже китайские самолёты нового поколения остаются далеко позади.

Подробнее о характеристиках и вооружении самолёта Су-57 можно прочитать здесь.

Новый двигатель российского истребителя

Январским морозным утром 2010 года под заводским обозначением Т-50 впервые оторвался от бетонки аэродрома и совершил пробный полёт новый самолёт пятого поколения. Общественности он был продемонстрирован на МАКС-2011, а в 2017 году машина получила новый индекс – Су-57, с которым продолжает испытательные полёты.

В конце 2017 года 5 декабря в течение 17 минут продолжался испытательный полёт с мотором второго этапа, так называемым «изделием 30», который прошёл успешно, тестирование и испытания в воздухе нового двигателя будут продолжаться ещё три года.

Накопленный огромный потенциал в авиастроительной области был успешно востребован при создании двигателя второго этапа для Су-57 и это ещё раз доказало, что задел, который российская авиационная отрасль получила в советские времена не растерян и применяется для создания высокоинтеллектуальных цифровых систем.

Двигатель второго этапа для СУ-57

В этой силовой установке сопло имеет внутри ровную поверхность и зубчатую кромку по внешнему контуру, что важно для получения наилучшей незаметности по стелс-технологии и сохранения высоких возможностей при маневрировании.

Смешивание горячего воздуха от силовой установки с внешним холодным потоком происходит интенсивнее при маневрировании машины и заставляет холодную струю проходить между внешней кромкой и внутренней поверхностью, что значительно снижает видимость самолёта в инфракрасном диапазоне.

Сжатие-расширение силового привода является особенностью конструкции сопла двигателя российского Су- 57 и американских машин пятого поколения.

Несмотря на эту схожесть в российской силовой установке крыльчатки компрессора конструктивно выполнены из радиопоглощающих элементов, что наиболее эффективно увеличивает незаметность и повышает маневренность российского самолёта и делает возможным в крейсерском режиме выполнять полёт на сверхзвуке. По мнению экспертов, эти качественные изменения доказывают превосходство Су-57 над «Раптором».

Су-57 оснастили новейшим вооружением

На российском Су-57 начались испытания авиационного вооружения нового поколения. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» разработала и создала новейший комплекс высокоточного вооружения для истребителя пятого поколения, который размещён как внутри фюзеляжа, так и на точках внешней подвески Су-57. В настоящее время оружие проходит испытания в воздухе и результаты будут скоро известны.

В создании высокоточного оружия для новой машины задействованы КБ «Радуга» и «Вымпел», но, по соображениям секретности, пока неизвестно каким именно будет это вооружение. Эти конструкторские бюро предполагают оснастить сверхзвуковой самолёт нового поколения ракетами класса «воздух – воздух» средней и большой дальности РВВ-СД и РВВ-БД.

Новейшее ракетное вооружение Су-57

КБ «Радуга» планирует поставить для Су-57 оружие «воздух – поверхность» состоящее из ракет Х-58УШК и Х-38. НПО «Новатор» имеет планы на поставку оружия сверхдальнего действия класса «воздух – воздух», к которому относится ракета КС-172.

Немного ранее в 2016 году испытывали на макете передней части боевого самолёта пушечную установку ННПУ-50, бомбовая и ракетная нагрузка Су-57 только внутри фюзеляжа составит 4.2 тонны, ещё для авиационного вооружения на внешней поверхности будут задействованы восемь точек подвески. Испытания оружия для истребителя – это заключительный цикл, в 2018 году ожидается поступление в строевые части Су-57, но пока с двигателем первого этапа.

Подробнее о характеристиках и вооружении самолёта Су-57 можно прочитать здесь.

Заключение

Очевидно, что Североатлантический блок ничего не может пока противопоставить нашему самолёту и надо признать, что революция в США в области авиастроения поставила на грань разрушения американскую авиацию, поскольку был нарушен эволюционный процесс создания новых самолётов. В России последовательно разрабатывали всю цепочку машин КБ Сухого от Су-24 до Су-57, а в США этим пренебрегли, за что и поплатились.

The following two tabs change content below.

Информация об авторе

Рекомендуем к просмотру

comments powered by HyperComments

aviarf.ru

Сравнение лучших самолетов (5 поколение). Самолеты 5-го поколения

Бизнес 26 июня 2015

Самолеты 5 поколения – это известные на весь мир три модели: российская Т-50, американская F-22 («Раптор») и китайская J-20 («Черный орел»). Именно эти страны в случае возникновения каких-либо серьезных мировых ситуаций смогут повлиять на геополитическую ситуацию в мире. Какая модель лучше и кто сможет захватить воздушное пространство?

На войне как на войне

Сегодня можно говорить о том, что многие страны ведут крупномасштабную войну, в которой главную роль играет не вооружение, а инновационные технологии и сверхточное оружие. В этом контексте важную роль играет военная авиация, а именно ее 5 поколение. Самолет российского производства Т-50 вполне может стать достойным конкурентом остальным воздушным транспортным средствам. К отличительным особенностям этих ультрасовременных моделей относятся:

  1. Легкое уничтожение стратегических объектов противника.
  2. Способность парализации всей оборонной промышленности той или иной страны.

Рассмотрим эти три транспортных средства подробнее, чтобы понять, что предлагают разные страны в качестве своего надежного вооружения.

Т-50 ПАК ФА (Россия): как все начиналось

Самолеты 5 поколения стали разрабатываться не так давно, а сначала велось проектирование истребительными конструкторскими бюро еще в Советском Союзе. Именно в 80-е годы начались полномасштабные работы по производству многофункционального истребителя. В первую очередь планировалось создать дальний перехватчик, который способен стать достойной заменой Су-27 и МиГ-31. В качестве главных к модели предъявлялись следующие требования:

  • многофункциональность, то есть возможность действовать на любые типы целей – воздушные, наземные и надводные;
  • малая заметность в любых спектрах – от визуального до теплового и электромагнитного;
  • уникальная маневренность, что позволяло бы реализовывать нетрадиционные приемы и тактические элементы воздушного боя;
  • расширенный диапазон возможных режимов полета;
  • сверхзвуковая скорость полета.

Видео по теме

Первый самолет комом

До того как появились российские самолеты 5-го поколения, они претерпели всевозможные совершенствования. Так, сначала в качестве главного истребителя-перехватчика выдвигался Су-47, затем – перспективный истребитель Су-27КМ. Однако ни одна из этих моделей никак не могла относиться к числу пятого поколения. Именно поэтому в 1998 году было составлено новое техническое задание на создание уникального истребителя. За это время было продумано множество моделей, только к 2001 году был продуман перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА.

Успешный ход дела

Первые самолеты 5 поколения России стали производиться в Комсомольске-на-Амуре в 2006 году. К 2009 году было создано три технических образца, после чего были проведены их испытания. Первый полет был осуществлен уже в 2010 году, что позволило выявить проблемы с рулевым управлением, тормозной системой. Как отмечалось в отчетах разработчиков, данная модель отличается простотой и удобством обслуживания, способностью развивать скорость без форсажа, маневренность с большими перегрузками и малозаметность.

В те времена только США и Россия могли похвастаться тем, что в их арсенале вооружения имеются самолеты 5 поколения. Ходили слухи, что и китайцы планируют создать новый продукт. Забегая вперед, скажем, что они его все-таки создали – и по своим характеристикам он ничуть не уступал американским и российским аналогам.

Преимущества Т-50 ПАК ФА

Как отмечалось многими специалистами, пятое поколение самолетов России отличается уникальными особенностями. В первую очередь модели привлекательны тем, что выполняют функции одновременно истребителя и ударного самолета. Кроме того, новый комплекс авионики интегрирует функцию электронного пилота. Самолеты 5 поколения России оснащены перспективной радиолокационной станцией, которая дополнена фазированной антенной решеткой. Ее особенность - в снижении нагрузки на летчика, который может концентрировать и выполнять тактические задачи.

Оборудование ПАК ФА

Сверхновые истребители, созданные в России, оснащаются уникальным бортовым оборудованием. Его особенность в том, что можно обмениваться данными в режиме онлайн, причем связь осуществляется как с наземными системами управлениями, так и внутри авиационной группы. Благодаря применению современных материалов и уникальных технологий военные самолеты России 5 поколения отличаются аэродинамической компоновкой и низким уровнем различных степеней обнаружения. Благодаря этому повышается боевая эффективность действия самолетов по разным видам целей. Конструкция модели выполнена так, чтобы максимально снизить заметность самолета. Двигатель ПАК ФА на 80% состоит из новых деталей, что позволило увеличить надежность и долговечность работы ресурса.

Т-50 – самолет 5 поколения, который относится к тяжелому классу. Новинкой российского двигателестроения является плазменная система зажигания, что обеспечивает бескислородный запуск мотора. Также впервые на самолетах отечественного производства использовано цифровое управление: эта система отличается мобильностью и гибкостью. Что касается вооружения, то ПАК ФА планируется оснащать вооружением снаружи и внутри подвески.

Особенности вооружения

Т-50 – самолет 5 поколения, который сможет вести бой на разных дистанциях. Для этого его оснащают ракетами разного типа. Использование современных достижений позволит обнаружить воздушные и наземные объекты с большей эффективностью. Также модель будет оснащаться единой информационной системой боевого применения и управления, чтобы обмениваться данными с другими самолетами. Из новинок самолет получит навигационную систему на основе GPS/ГЛОНАСС-навигации, а также РЭР, РЭБ и подавления ИК ГСН и дистанционных взрывателей ракет противника, ЭДСУ, систему дозаправки топливом в полете, тормозной двухкупольный парашют.

Зарубежные эксперты пришли к выводу, что новейший самолет России 5 поколения – это подлинный успех инженеров, которые смогли спроектировать такой малозаметный агрегат.

F-22 ("Раптор") США

Этот самолет вполне может считаться лучшим самолетом 21 века. Связано это с тем, что в данной модели разработчики сумели воплотить последние изыски в сфере авиации. Боевой самолет F/A-22 начал проектироваться в 1991 году, причем создавался он на основе современных средств автоматизированного проектирования. Американские самолеты 5 поколения считаются самыми мощными и сильными в мире, поскольку отличаются длительным полетом на сверхзвуковой скорости и могут показывать уникальные тактические приемы.

По сравнению с российским самолетом, F/A-22 имеет систему управления вектором тяги, что выражается в улучшенной маневренности. Это (а также высокий уровень радиоэлектронного оборудования) сделало данную модель самой сильной в мире. Однако многие специалисты отмечают, что российские самолеты 5 поколения вполне могут поспорить с американскими аналогами с точки зрения мощи и надежности.

Отмечается, что оборонительный комплекс российского самолета решает многие проблемы с опознанием объектов с высокой точностью, хотя оснащение "Раптора" напоминает оснащение ударных самолетов. Американский самолет, в свою очередь, может похвастаться оснащением корректируемых авиабомб нового поколения, которые снабжены системой инерциально-спутникового наведения.

Оснащение "Раптора"

Чтобы сделать самолет менее заметным, разработчики оснастили его системой пассивного режима работы. Американские военные самолеты 5 поколения "Раптор" способны обнаружить крупную воздушную цель на расстоянии до 300 км, наземную – до 70 км. Кабина летчика имеет широкоугольный ИЛС с большим полем обзора, что отличает и российский самолет. Из вооружения можно отметить встроенную пушку Мб 1А2 (боекомплект – 480 снарядов), четыре ракеты класса «воздух-воздух», 6 ракет AIM-120C и две ракеты в отсеках. Еще ряд ракет располагается на подкрылках самолета.

Американский самолет стал первым истребителем, который полностью оснащался комплексной системой бортового оборудования. Она включает в себя центральную комплексную систему обработки данных, систему связи, навигацию, опознавание ICNIA и боевой комплекс на электронном управлении.

J-20 ("Черный орел")

Если российские самолеты 5 поколения на слуху, то модели китайского производства пока только завоевывают мир. Так, модель J-20 – это тяжелый истребитель, созданный по схеме "утка". Однако по своим техническим характеристикам он не сравнится ни с российской, ни с американской моделью. Так, специалисты отмечают, что китайский самолет имеет проблемы с аэродинамикой, дальность полета у него небольшая по сравнению с нашей моделью, а не доведенная до ума конструкция увеличивает радиолокационную видимость агрегата. Самая главная проблема китайских истребителей – отсутствие двигателей. Получается, что тяжелый, габаритный и хорошо заметный самолет не обладает ни маневренностью, ни надежностью в эксплуатации. Соответственно, самыми надежными в мире остаются новейший самолет России 5 поколения и американский "Раптор".

Сравнительный анализ

Проведем сравнительную характеристику двух моделей – российского и американского производства:

Тактико-технические характеристики

Российский Т-50

Американский "Раптор"

Экипаж

1 человек

1 человек

Площадь крыла

78,8 кв.м.

78 кв.м

Длительность полета

3,3 часа

3 часа

Максимальная скорость

2,6 Маха

2,4 Маха

Дальность полета

2200 км

5500 км

Максимальная взлетная масса

37000 кг

38000 кг

Боевой потолок

19,2 км

18 км

Выводы: кто же лучше?

Новейшие истребители самой высокой мощности пока доступны только в США и России. Кто же одержит верх, если самолеты столкнутся в воздухе? Ответ на этот вопрос не так уж прост. С одной стороны, американский истребитель состоит на вооружении давно, в то время как наша модель только проходит летные испытания. С другой стороны, российский самолет обладает более совершенной конструкцией, что делает его маневреннее. Российские разработчики также акцентируют внимание на том, что самолет Т-50 может нести на себе больший запас топлива, поэтому будет совершеннее американской модели по практической дальности и боевому радиусу. В любом случае, показатели обеих моделей будут постоянно совершенствоваться, поэтому сделать четкий вывод о том, кто сильнее, пока трудно.

Источник: fb.ru Автомобили Chrysler Town & Country: технические характеристики вместительного американского минивэна 5-го поколения

За всю историю существования минивэна Chrysler Town & Country американский концерн продал порядка 10 миллионов его экземпляров. Этот вместительный и комфортабельный автомобиль недаром стал таким популярным. И сейчас е...

Здоровье Цефалоспорины в таблетках: список. Описание всех поколений цефалоспоринов от 1-го до 5-го

Одна из групп высокоэффективных антибиотиков – это цефалоспорины. Открыты они были еще в середине 20 века, но за последние годы получено множество новых препаратов. Существует уже пять поколений таких антибиотик...

Образование Лучший самолет Второй мировой войны: советские и немецкие истребители

Почти 70 лет прошло со времен Великой Отечественной войны, а воспоминания по сей день не отпускают жителей России. В военное время основным оружием против противника были советские истребители. В небе чаще всего парил...

Дом и семья Плита электрическая настольная с духовкой: какую выбрать? Сравнение лучших моделей и отзывы

Плита электрическая настольная с духовкой является идеальным решением для небольших квартир и дачных условий. Такая портативная техника способна достойно заменить стационарную варочную панель, но при этом она компактн...

Здоровье Эффективные лекарства от синусита: сравнение лучших препаратов и отзывы о них

После перенесенных инфекционных острых заболеваний, возникших в верхних дыхательных путях, гриппа, скарлатины, кори зачастую возникает воспаление носовых пазух, именуется которое синусит. Лечение данного заболевания п...

Технологии Рейтинг микроволновых печей с грилем. Сравнение лучших моделей

Микроволновые печи вот уже долгие годы являются обязательным атрибутом нашей кухни. Многие эксперты этой области до сих пор спорят, стоит ли повсеместно использовать этой устройство или где-то ограничиться. Несмотря н...

Компьютеры Как летать на самолете в ГТА 5: инструкция

Впервые воздушный транспорт появился в данной серии игр после выхода Vice City. В ней в распоряжении игрока имеются вертолеты. В San Andreas вам предлагается большой ассортимент из самолетов и вертолетов одновременно....

Автомобили Газовое оборудование на автомобиль (5 поколение): устройство, принцип работы, установка, цены

В настоящее время большой популярностью пользуется установка ГБО на автомобиль. Это связано в первую очередь с экономией финансовых средств на приобретение топлива для транспорта. Данное оборудование представляет собо...

Автомобили «Крайслер Гранд Вояджер» 5 поколения - что нового?

Американский автомобиль «Крайслер Гранд Вояджер» действительно можно назвать легендарным. Почти за 30 лет своего существования эта модель ни разу не была снята с производства. Она уверенно заняла нишу наде...

Автомобили Дизайн и технические характеристики «Чери-Тиго» 5 поколения (2014 модельный ряд)

Дебюта пятого поколения легендарных внедорожников «Чери-Тиго» ждали многие автолюбители, и вот, наконец, в октябре текущего года компания объявила о скором старте продаж новинки в России. Таким образом, че...

monateka.com

Истребитель пятого поколения Википедия

Истреби́тель пя́того поколе́ния — новое поколение истребителей, представители которого приняты на вооружение в 2005 году в США, а в России готовится к подписанию контракт на поставки в Военно-космические войска[1]. Поиски облика истребителя пятого поколения начались в середине 1970-х годов в СССР и США, когда машины четвертого поколения — такие как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 — ещё только делали первые шаги. К работе были привлечены ведущие отраслевые научные центры и ОКБ. Истребители пятого поколения имеют элементы стелс-технологии малозаметности, но не являются полностью таковыми.

К 2017 году принятыми на вооружение истребителями пятого поколения являются американские F-22 Raptor (2005), F-35A/B (2015) и китайский J-20 (2017). Лётные испытания проходят ещё несколько истребителей: F-35C (США), Су-57 (Россия), J-31 (Китай), X-2 (ATD-X) (Япония). В разработке находятся ещё несколько.

Требования к истребителю пятого поколения

Новые самолёты должны были иметь значительно более высокий боевой потенциал, чем их предшественники.

Основные характеристики истребителей пятого поколения:

  • кардинальное уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;
  • многофункциональность, то есть высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей;
  • наличие круговой информационной системы;
  • полёт на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;
  • сверхманёвренность;
  • способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности;
  • автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех;
  • повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолёта индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;
  • аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;
  • самолёт должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полёта;
  • самолёт должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь летчику».

Отличия российских и американских концепций

Одним из важнейших требований к российскому истребителю пятого поколения является сверхманёвренность — способность самолета сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками, обеспечивающая безопасность боевого маневрирования, а также способность самолета к изменению положения относительно потока, позволяющая наводить оружие на цель вне вектора текущей траектории.

Оба прототипа YF-23 в полёте

Сверхманёвренность первоначально фигурировала и в требованиях к американскому истребителю пятого поколения. Однако в дальнейшем, после ряда экспериментальных исследований, американцы предпочли сконцентрировать внимание на общей динамичности боевой системы истребителя[2]. Отказ ВВС США от достижения сверхманёвренности в абсолютной мере мотивировался, в том числе, быстрым совершенствованием авиационного вооружения: появление высокоманевренных всеракурсных ракет, нашлемных систем целеуказания и новых головок самонаведения позволяло отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника. Предполагалось, что воздушный бой теперь будет вестись на средних дальностях с переходом в маневренную стадию лишь в крайнем случае, «если что-то сделано не так». Сниженная радиолокационная заметность позволяет реализовать задуманную цель — «первым увидел — первым сбил», что также делает отказ от сверхманёвренности вполне оправданным. С другой стороны, постепенное исчезновение американской «монополии» на истребители пятого поколения указывает на важность сверхманёвренности для истребителей пятого поколения, так как при встрече двух малозаметных истребителей (считая возможности их радиолокационных станций одинаковыми) тактика ведения боя будет возвращаться к прошлым поколениям [источник не указан 1246 дней].

Американские самолёты

В 1980-е годы ВВС США объявили конкурс на создание самолёта ATF (Advanced Tactical Fighter), призванного заменить F-15. На первом этапе были отобраны фирмы Локхид и Нортроп, которые построили по два экземпляра предложенных ими самолётов — Локхид YF-22 и Нортроп YF-23. При этом один экземпляр каждой машины был оснащён двигателями Дженерал Электрик YF120, а другой — Пратт-Уитни YF119. Оба самолёта впервые поднялись в воздух в 1990 году. По итогам испытаний ВВС США в апреле 1991 года объявили о победе в конкурсе YF-22 с двигателями Пратт-Уитни.

Поставки серийных машин начались в 2003 году. Первая эскадрилья F-22 вступила в строй 15 декабря 2005 года.

Кроме F-22, в США по программе JSF разработан и принят на вооружение с 2015 года более легкий однодвигательный истребитель F-35 «Лайтнинг» II в трёх вариантах — обычный, с вертикальным взлетом и с укороченным взлетом и посадкой — для ВМС США.

Китайские самолеты

Китай работает над двумя[3] проектами истребителя пятого поколения. По данным американского центра воздушной и космической разведки (NASIC) предполагалось, что Китай может поставить на вооружение свой истребитель пятого поколения уже в 2018 году[4][прояснить]/уже ж принят/.

Первые фото истребителя Chengdu J-20 появились в интернете в конце 2010 года. Этот самолёт впервые поднялся в воздух 11 января 2011 года. В марте 2017 года объявлено, что встали в строй первые самолёты J-20, который, таким образом, стал первым неамериканским истребителем пятого поколения, принятым на вооружение.

Прототип истребителя по другому проекту Shenyang J-31 совершил первый полёт в паре с двухместным J-11BS 31 октября 2012 года[5][6]. Первые его фотографии появились 15 сентября 2012 года[7] с бортовым номером «31001».

Российские самолёты

МАПО МиГ с начала 1980-х годов готовило проект, известный как «1.44». Первый полёт «1.44» (также иногда называют МФИ) состоялся 29 февраля 2000 года на аэродроме в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель Герой России В. Горбунов. По словам лётчика, «полёт, которого мы все так ждали, прошел на удивление буднично. Машина вела себя послушно, хотя очевидно, что по своим пилотажным качествам это принципиально новый самолёт. Так что вся работа ещё впереди». 27 апреля 2000 года «1.44» совершил второй 22-минутный испытательный полёт. В полёте был проведен ряд испытаний самолётных и двигательных систем, кроме того, в отличие от первого полёта, на истребителе выпускалось и убиралось шасси. Из-за недостаточного финансирования в 1990-е годы технологии, применявшиеся на новом истребителе, стали устаревать и все больше уступать американским. Под действием экономических, политических и других факторов программа была закрыта[8].

В июне 2015 года на авиасалоне в Ле-Бурже гендиректор Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Сергей Коротков сообщил о том, что РСК «МиГ» продолжает работать над лёгким истребителем пятого поколения, хотя не имеет соответствующего заказа. В качестве платформы для легкого истребителя пятого поколения «МиГ» рассматривается модель МиГ-35[9].

На данный момент выполнением проекта заказанного истребителя пятого поколения занимается ОКБ Сухого, проект имеет полное название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА)[10], его платформа получила название «Т-50». Первый полёт новый истребитель совершил 29 января 2010 года[11] на Дальнем Востоке, где расположено предприятие-производитель — КнААПО. Опытный образец провёл в воздухе 47 минут и совершил посадку на взлётно-посадочной полосе заводского аэродрома, сообщила пресс-служба «Сухого». Истребитель пилотировал заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан. Всего в КнААПО было выполнено 6 полётов, после чего истребитель был транспортирован в ЛИИ им. Громова, где было выполнено ещё два испытательных полёта. Длительные задержки между каждым испытательным полётом можно объяснить тем, что в лётных испытаниях на начальном этапе участвовала только одна машина. 3 марта 2011 года к первому лётному образцу (б/н 51) присоединился второй лётный экземпляр (б/н 52), имеющий некоторые доработки относительно первого прототипа. Полёт продолжался 44 минуты, пилотировал самолёт Сергей Богдан. 14 марта 2011 года в ходе испытаний самолёт впервые преодолел звуковой барьер. 3 ноября 2011 года состоялся сотый полёт по программе испытаний. 22 ноября 2011 года в Комсомольске-на-Амуре первый полёт совершил третий самолёт Т-50. Всего перед началом серийного производства планируется выполнить не менее 2000 испытательных полётов.

Премьер-министр Владимир Путин в начале 2010 года заявил, что установочная партия авиационного комплекса пятого поколения должна быть поставлена министерству обороны в 2013 году, а с 2015 года должны начаться серийные закупки[12][13].

В 2017 году объявлено, что серийные ПАК ФА T-50 будут поступать в войска с 2018 года[источник не указан 381 день].

В 2017 года с ОАЭ достигнута договорённость о создании совместного лёгкого истребителя пятого поколения[источник не указан 381 день].

30 июня 2017 года было объявлено, что Минобороны России ожидает первую партию из 2 серийных самолетов Су-57 в 2019 году.

Японский самолет

В Японии в 2004 году было принято решение о создании собственного истребителя пятого поколения X-2 (ATD-X) Shinshin, построенного с применением технологии малозаметности. В 2006 году этот проект получил статус перспективной разработки, которая по завершении может быть принята на вооружение. Разработкой Shinshin занимается японская компания Mitsubishi.

Как ожидается, в Shinshin будет использовано несколько технологий малозаметности, включая рассеивающую геометрическую форму, радиопоглощающие материалы и широкое применение композитов. В перспективном истребителе будет реализована технология оптико-волоконной системы дистанционного управления с многократным дублированием каналов обмена данными. Такое решение позволит сохранить управление самолетом в случае повреждения одной из подсистем, а также в условиях радиоэлектронного подавления. В середине 2000-х годов сообщалось, что в ATD-X планируется реализовать технологию самовосстановления управления полётом (SRFCC, Self Repairing Flight Control Capability). Это означает, что бортовой компьютер истребителя будет автоматически определять полученные повреждения и перенастраивать работу системы управления полётом за счет включения в цепь резервных исправных подсистем. Кроме того, предполагается, что компьютер также будет определять степень повреждения различных элементов конструкции самолета — элероны, рули высоты, рули направления, поверхность крыльев — и корректировать работу оставшихся целых элементов, чтобы практически полностью восстановить управляемость истребителем.

В апреле 2010 года правительство Японии объявило тендер на поставку реактивных двигателей для прототипов ATD-X Shinshin. Согласно требованиям, реактивные двигатели должны обладать тягой в 44-89 килоньютонов в бесфорсажном режиме. Силовые установки планируется доработать для установки на них системы всеракурсного управления вектором тяги, который планируется реализовать не при помощи подвижного сопла, а при помощи трех широких пластин. Такая технология была впервые реализована в США в 1990 году на самолете Rockwell X-31. Импортные двигатели будут использованы только для испытания прототипов, а серийные истребители получат двигатели XF5-1 разработки японской компании Ishikawajima-Harima Heavy Industries.

8 марта 2011 года генерал-лейтенант Хидеюки Есиоки, руководитель отдела развития перспективных систем ВВС самообороны министерства обороны Японии, заявил, что испытания первого прототипа ATD-X запланированы на 2014 год. По оценке западных экспертов, в случае, если Япония не откажется от реализации программы Shinshin, новый самолет сможет поступить в войска в 2018—2020 году[14].

Правительство Японии официально объявило 20 декабря 2011 года, что в качестве нового основного боевого самолета своих ВВС выбрало истребитель пятого поколения F-35. Такое решение принято на состоявшемся в Токио заседании Совета национальной безопасности под председательством премьер-министра страны Есихико Ноды. В бюджет на 2012 финансовый год заложены предварительные расходы на закупку первых четырёх F-35. Всего Япония намерена приобрести не менее сорока таких самолетов. В дальнейшем речь может идти и о более крупной партии, поскольку Токио придется постепенно полностью заменять на новые машины все 200 имеющихся у Японии F-15.

Самолеты других стран

Индия проводит совместную с Россией разработку модернизированного истребителя пятого поколения для обеих стран. Бортовые дисплеи и другую электронику проектирует Индия, а остальную часть самолёта — Россия. Параллельно Индия ведет разработку собственного истребителя пятого поколения HAL AMCA и планирует завершить её в 2018 году[15].

Южная Корея заявила о реализации программы создания собственного малозаметного истребителя KAI KF-X, который будет создан совместно с Индонезией[16]. Как ожидается, южнокорейский самолет KAI KF-X поколения «4++/5» с элементами стелс-технологии малозаметности будет принят на вооружение после 2020 года[14].

Иран разрабатывает свой первый такой самолет IAIO Qaher-313, который также именуют как стелс. Опытный образец представлен в 2013 и 2017 годах[17].

Швеция имеет в разработке такой истребитель SAAB Flygsystem 2020.

TF-X, 3 варианта, компьютерная модель

Турция также занимается разработкой собственного такого истребителя TF-X.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Про истребители пятого поколения. Наши и не наши

Я уже писал про американский новейший «суперсамолёт» F-22, в статье: «Про клубнику, редиску и F-22 Raptor». Самолёт хоть и сильно разрекламированный, но в серию так и не запущенный. Не прошёл по критерию стоимость-эффективность. К тому же требует более 30 часов технического обслуживания после каждого часа полетов.

Короче, американский ВПК устроил попил бабла американских налогоплательщиков и отчитался за F-22. Отсюда и реклама этому чудо-изделию. Чтобы пипл схавал. Пипл то может и схавал, а вот Пентагон – нет. Самолёт забраковали. Сейчас вместо F-22 хотят впарить Пентагону его упрощенную модификацию — F-35. Тот же F-22, но с одним двигателем вместо двух.

В РФ тоже показали самолёт пятого поколения. В связи с чем автор статьи подробно разобрал F-35 и за одно весь подход американского ВПК к проектированию и изготовлению истребителей.

Мне показалось интересно и познавательно

Совершенно необязательно, чтобы самолёт пятого поколения оказался лучше и эффективнее в бою самолёта 4-го поколения. Само исчисление поколений в каком-то смысле рекламное, «манипуляционное». Что вообще кроется за термином пятого поколения? Некие новые свойства? Какие? Обычно считается малозаметность и многофункциональность. То есть малозаметный истребитель-бомбардировщик? Обычно все универсальные вещи получаются хуже специальных, оптимизировать устройство приходится по большему числу параметров. Универсальность — всегда компромисс между противоречивыми требованиями.

Например, между бомбовой нагрузкой и максимальной скоростью. Поэтому истребитель-бомбардировщик всегда имеет меньше бомб, чем бомбардировщик и меньшую скорость, чем обычный истребитель. То есть все специфические боевые задачи он выполняет хуже. Тогда зачем он вообще нужен? Правильный ответ: экономия средств. Разные боевые задачи редко необходимо выполнять одновременно. Поэтому один и тот же самолёт может выполнить задачу как перехвата, так и бомбардировки, то есть вместо двух самолётов нужен один.

Один универсальный самолёт эквивалентен двум специализированным на фронте и при этом его очевидно будут заказывать производителю больше чем, бомбардировщиков и истребителей. А это и удешевление производства, там тираж изделия очень сильно влияет на издержки. При нынешних ценах на боевую технику это очень важный аргумент. Но при одном важном условии — универсальный самолёт не должен стоить в два раза дороже специализированных, иначе эффекта экономии средств не будет. Перспективный американский F-35 как раз не слишком удовлетворяет этому требованию. И американцы это заметили сами, правда уже после того, как F-35 поступил на испытания.

Американская корпорация Lockheed Martin продолжит выпуск самолетов серии F-16даже после начала серийного производства истребителей пятого поколения F-35,которые изначально позиционировались в качестве замены F-16. Новые модификации могут быть востребованы на рынках многих стран из-за невысокой по сравнению с F-35 стоимости, сообщает DefPro со ссылкой на данные исследования, опубликованного американским аналитическим центром Forecast International. В частности, как отмечает издание, последние модификации F-16 50/52 и 60/E/F не только доступнее по цене по сравнению с новыми истребителями, но и отвечают самым современным требованиям, предъявляемым к самолетам этого класса. Кроме этого, F-16 до сих пор востребованы потребителями… По мнению экспертовForecastInternational, производство F-16 будет продолжено минимум до 2016года, хотя, не исключено, что и по истечении этого срока Lockheed Martin будет получать заказы на истребители.

Как видим, дело с «многофункциональностью» практически прогорело. Он конечно может и «многофункциональный», но эффекта от этого никакого.Не компенсирует оно увеличение стоимости, значительно дешевле покупать обычные истребители. Хотя конкретную стоимость F-35 Lockheed Martin пока не называет.Зависит от контрактов. Так стоимость первого опытного истребителя F-35 «Лайтнинг-2″ для ВВС Нидерландов составит 114 млн евро. В то время,как поставка в Марокко 24 истребителей F-16 Fighting Falcon обойдётся этой небольшой стране в 841,9 миллиона долларов, то есть примерно в 35 млн долларов за самолёт. Нидерландам вместо одного F-35 можно было бы купить три F-16! И это при том, что F-35 считается недорогой альтернативой F-22 Raptor!

Если же говорить про F-22, то только его себестоимость оценивается в 137,5 млн долларов, а полная цена с учётом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства — 350 млн. Это в буквальном смысле самолёт «на вес золота» — стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в 2006году составляла те же 350 млн долларов! F-35 лишь в три раза дешевле — примерно эквивалентно 6,5 тонн золота. Есть о чём спорить в парламенте, Нидерланды до сих пор не могут этот вопрос утрясти. Израиль, которому удалось сторговаться значительно дешевле — «всего» по цене 80 млн за штуку, так же сомневается.

Но может F-35 сильно лучше по боевым качествам? Если судить по «многофункциональности»? Последние модификации F-16 тоже сделали того»ударным», то есть «многофункциональным», хотя модификации коснулись только систем вооружений. И на истребитель можно навесить бомбы, было бы желание. Может F-35 сильно удачнее в этом плане? F-35 — это облегчённый F-22, его удешевили очень просто — убрав один двигатель. Но что будет, если у нормального самолёта убрать один двигатель? В самих США есть здравые голоса,которые утверждают, что проект F-35 Joint Strike Fighter — крупный просчёт министерства обороны США. Известный конструктор боевых самолётов Пьер Спрей(Pierre Sprey)* и директор проекта Straus Military Reform Уинслоу Уиллер(Winslow Wheeler) отмечают следующие недостатки у F-35:

— Избыточный и некомпенсированный тягой вес: при взлётной массе в варианте»воздух-воздух» 49500 фунтов (22450 кг), тяга двигателя составляет42000 фунтов (19050 кг), и это станет для нового истребителя значительным шагом назад в тяговооружённости.

— При этом весе и площади крыла всего лишь 460 квадратных футов (43 кв.м) в вариантах для военно-воздушных сил и морской пехоты, удельная нагрузка на крыло составит 108 фунтов на квадратный фут (>520 кг/кв.м). Истребителю необходимо иметь крылья большой площади по отношению к весу самолёта, чтобы он могли маневрировать и выживать. F-35 на самом деле менее маневренный, чем крайне уязвимый F-105 Lead Sled, который в большом количестве сбивался над Северным Вьетнамом в период войны в Индокитае.

— С нагрузкой всего лишь в две 2000-фунтовые (907 кг) бомбы во внутреннем отсеке — гораздо меньше, чем у любого американского истребителя периода войны во Вьетнаме — F-35 является практически первым в классе лёгким бомбардировщиком. Если же взять больше бомб и повесить их под крыльями, F-35моментально перестаёт быть «незаметным», и МО не планирует серьёзно испытывать его в такой конфигурации в течение многих лет.

— В качестве самолёта непосредственной авиационной поддержки (НАП), помогающего американским войска, участвующим в боях, F-35 является неприемлемым. Он слишком быстрый, чтобы успеть обнаружить и обстрелять тактические цели; он слишком «деликатный» и легко воспламеняющийся, чтобы выдержать огонь с земли,ему не хватает полезной нагрузки и особенно возможности устойчиво»висеть» над силами США, пока те маневрируют на земле.Специализированные для выполнения подобных задач и имеющиеся у военно-воздушных сил штурмовики A-10 намного превосходят F-35 в этой роли.

Но попробуем сравнить по основным параметрам наши современные отечественные самолёты с американскими самолётами пятого поколения, чьи характеристики уже давно рекламируются. По мнению Шурыгина они не могут конкурировать. Так уж получилось, что у F-35 будет два отечественных противника с похожими названиями- Миг-35 и Су-35 (Су-37 ныне и есть Су-35). Вот что получилось при сравнении:

Здесь указаны и примерные цены на самолёты. 80 млн. долларов для F-35 — это та цена, по которой его собирался закупать сам Пентагон. Ещё в 2001 году Министерство обороны (МО) прогнозировало закупку 2866 единиц за $226 млрд, то есть $79 млн. за каждый самолёт.

Однако последняя официальная оценка даёт меньшее число самолётов (2456 единиц) при большей стоимости ($299 млрд.). Это означает54-процентное увеличение затрат на один самолёт – до $122 млн, а поставки будут идти с двухлетним опозданием. Цены на российские самолёты указаны оценочные — в результате средних цен по контрактам на экспорт Миг-29 и Су-27. При официальном коммерческом экспорте МиГ-29 — разброс цен составлял от 11 до 32 млн. долл,Су-27 от 28 до 36 млн. долл.

Конечно, точные характеристики F-35 пока не известны, сегодня их производитель уже называет несколько иные цифры: 1900 км/ч для максимальной скорости (ранее называлось 1600 км/ч) и более высокая максимальная взлётная масса — до 32700 кг(вместо 22680 кг). Как это удалось добиться при том же единственном двигателе -не совсем понятно, видимо надежды разработчиков связаны с модернизацией двигателя — GE F136 вместо P&W F135, который, в свою очередь, является модернизацией Pratt & Whitney F119, используемый на F-22. Тяга F119 на форсаже составляла 15,875 тонн (35000 lbf) , F135 даёт уже 19,504 тонны (43000 lbf), но F136 даёт меньше F135 — 18,143 тонны.

Тяговооружённость (отношение тяги двигателя к максимальной взлётной массе) F-35 (0,55) значительно хуже, чем у F-22 (0,83) и уступает Миг-35 и Су-35 (0,74 — 0,75). Тут интересно заметить,что версия F-35 для морской пехоты F-35B, (short-takeoff andvertical-landing-STOVL) разрабатывалась с участием КБ Яковлева и использует технологии, разработанные российскими конструкторами для российского самолёта с вертикальным взлётом и посадкой Як-141. Ввиду очевидных недостатков этот самолёт не был принят на вооружение. Основным из них являлся большой расход топлива при вертикальном взлёте — до 30% всего запаса. В результате радиус действия истребителя сокращается всего до 300 км. «Столь низкий показатель означает, что Як-141 не может защищать корабль, на котором он базируется,поскольку дальность действия крылатых ракет «воздух-корабль»превышала 300 км ещё в начале 60-х годов прошлого века».

Тяга двигателя при вертикальном взлёте должна превышать взлётный вес и потому тяговооружённость Як-141 — 1,52 и это не выливается в скоростные показатели истребителя — 1800 км/ч. Что это значит для палубных вариантов F-35? Для самолёта, у которого тяга и так мала? Требование уровнять тягу двигателя с весом самолёта приводит к снижению как боевой нагрузки, так и запаса топлива -до 50%. У Як-141 тяга двигателей была 24 тонны в сравнении с 18 тоннами F-35.Значит и взлётный вес F-35B не будет превышать этих 18 тонн.

Пустой F-35B весит 15,8 тонн и это значит, что для топлива и вооружений остаётся только 2 тонны!Як-141 имел для этого 4 тонны, 3 тонны для топлива и одна — для вооружений.Радиус действия F-35B не будет превышать радиуса Як-141, у которого были лучше тяговые характеристики, то есть не более 300 км. По сути F-35B должен заходить на посадку сразу после взлёта, никакой защиты кораблю от него не будет.

МиГ — это наш «лёгкий», тактический истребитель, и уже его лётные характеристики значительно лучше F-35. Тяжёлый Су-35 существенно мощнее и виртуальные поединки американских F-35 и российских истребителей в рамках секретных учений Pacific Vision-2008, которые были проведены в августе 2008года на авиабазе ВВС США Хикэм на Гавайских островах, показали очевидным образом преимущества российского самолёта.

Результаты тестов стали известны через австралийское военное ведомство, представители которого присутствовали на учениях. По словам австралийского военного аналитика Денниса Дженсена, самолёты F-35 были «биты как пингвины». После этого Австралия засомневалась в целесообразности закупок F-35 и США стоило больших усилий убедить австралийцев всё же не отказываться от них.

Реальную конкуренцию нашим «устаревшим» Су может составить только»золотой» F-22 с максимальной скоростью в 2.3 Маха (2750 км/ч) и максимальной боевой нагрузкой более 8 тонн. Но и этот супер-истребитель имеет существенный недостаток — радиус действия у F-22 всего 750 км. Видимо именно за счёт запаса топлива повышена боевая нагрузка и тяговооружённость. Поэтому можно предположить, что Су-35 с полупустыми баками догонит F-22. По этой же причине F-22 плохо приспособлен для патрулирования, он не может долго находится в воздухе. Боевую эффективность самолёта из-за его сверхвысокой стоимости производителю приходится сильно завышать — раз уж он дороже старых F-16 в десять раз, то должен быть в тридцать раз эффективнее.

Именно поэтому»относительные потери «Рапторов» в воздушном бою с истребителями семейств Су-27 или МиГ-29 – при условии соразмерного уровня подготовки пилотов– оцениваются аналитиками Lockheed Martin и ВВС США как 1 к 30.» Тут трудно ожидать чего-то иного: хочешь продать — убеди покупателя в выгодности покупки.Даже если приходится при этом запредельно врать преувеличивая значение тех»новшеств», которые имеют новые изделия.

Важнейшим новшеством нового поколения боевых самолётов является их малозаметность. Сейчас это качество новых самолётов звучит более скромно,нежели «невидимость», которой обладал известный предшественник этому поколению — F-117. Однако после потерь нескольких F-117, сбитых ракетами ПВО ещё старых советских систем, этот термин потускнел и приобрёл более реалистичное звучание. По поводу «невидимости» F-35 и сами американцы сомневаются.

А что можно сказать по поводу аргументов защитников программы F-35 о его двух наиболее ценных характеристиках: stealth и передовая авионика? Почему ВВС не говорит, что самолёт stealth вполне поддаётся обнаружению при помощи радиолокатора, это просто вопрос типа РЛС и ракурса, с которого наблюдается самолёт? Спросите об этом пилотов двух «невидимых» F-117, которых сербы успешно атаковали с помощью наводимых по радиолокатору ракет в 1999 году,в период воздушной войны в Косово. Что касается весьма сложной электроники для атаки воздушных целей, то F-35, как и F-22 до него, надеется на успех за счёт гипотетической возможности обнаруживать противника на сверх-большой дальности. Однако в реальной воздушной войне количество дальних ракетных боев намного ниже. Электроника, обеспечивающая действия F-35 в режиме»воздух-земля», обещает чуть больше, чем упрощение управления использованием имеющихся боеприпасов.

В связи с упоминанием «невидимок» F-117 стоит припомнить историю появления этой технологии у американцев. Дело в том, что эта технология»невидимости» была разработана советским учёным П.Я. Уфимцевым ещё в70-х годах. Тогда, американцы делали первые опыты по созданию малозаметных самолётов, так, в 1964 г. совершил первый полет Lockheed SR-71 — их первый опыт в этом направлении. И основной идеей их первых попыток было использование радиопоглощающих покрытий. Однако это позволяло снизить интенсивность отражённого сигнала на проценты, но не в разы.

В 1972 году на глаза инженеров Lockheed Martin попал английский перевод книжки П.Я. Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Она указала принципиально новый путь понижения заметности — за счёт изменения формы самолёта. Поскольку в большинстве радарных систем приёмником и передатчиком служит одна и та же антенна (или антенная решётка), то уменьшить видимость самолёта можно, снизив отражение в направлении локатора. Для этого нужно: — убрать плоские в направлении на радар элементы; — убрать перпендикулярные в направлении на радар кромки; — убрать прямые углы, поскольку прямой угол – идеальный отражатель.

Однако честное решение задачи дифракции этим не исчерпывается, и Уфимцев разработал специальную теорию «краевых волн» позволяющую рассчитывать дифракцию радиоволн на сложных объектах. Именно этот инструмент позволил сотрудникам фирмы Lockheed создать истребитель F-117, первый полет которого состоялся в 1981 году.

Однако метод Уфимцева создания «невидимости» нарушал всякую аэродинамику. F-117, который имел максимальную скорость как у пассажирских авиалайнеров- около 990 км/ч, трудно было назвать истребителем. Никакой воздушный бой он бы не выдержал. Его основной задачей стали скрытные рейды в тыл противника с нанесением точечных ударов по «ценным» наземным целям. В Ираке, где средства ПВО были уничтожены обычной авиацией и крылатыми ракетами, он показался полезным. Хотя, по данным МО РФ, во время войны в Персидском заливе один F-117A был сбит иракским ЗРК «Игла».

Самолёт упал в пустыне, в Саудовской Аравии, откуда, по данным еженедельника «Аргументы и факты», некоторые образцы его оборудования и материалов были вынесены на своих плечах офицерами одной из групп спецназа ГРУ Генерального штаба МО РФ. Однако только после Югославии стало известно, что «невидимость» F-117 весьма относительна. Отражение луча радара хоть и меньше в разы, но даже старые советские радары имеют возможность его заметить. После этого открытия стало очевидным, что F-117 совершенно бесполезен и он был немедленно снят с вооружения.

«Министерство обороны США официально признало, что общая стоимость самолётов F-117A с учётом всей программы (64 машины на 1990 год – Г.В.) составила $6,56 млрд., что включает $2 млрд. на разработку, $4,27 млрд.на закупку и $295,4 млн. на оборудование мест базирования и проч. Стоимость одного самолёта по программе составляет $111,2 млн.» И эта программа стоимостью в $6,56 млрд. долларов оказалась тем самым «попилом бабла»,что либеральная оппозиция обычно приписывает нашим государственным проектам.

У метода Уфимцева есть и вполне серьёзный принципиальный изъян — излучение радара всё же не поглощается, а переизлучается в различных направлениях. Поэтому стоит разнести источник радиолокационного сигнала и приёмник отражённого импульса (т.е. использовать бистатическую схему локации) — и»невидимка» становится видимой. Об этом рассказал сам Уфимцев своим американским ученикам в 1990 году, после того, как его пригласили работать в Калифорнийский университет. Наши военные специалисты никогда не считали этот метод достаточно перспективным и потому не секретили работы Уфимцева. Даже позволили тому выехать из страны ещё в советское время.

Нынешнее пятое поколение «невидимок» — это продолжение опыта F-117, но с учётом уже аэродинамики, которой не стали жертвовать в угоду невидимости. Да, формы зализаны, оружие упрятано в корпус, нанесено радиопоглощающее покрытие. Это не эффективно на 100%, но уменьшает ЭРП в несколько раз. Что позволяет сократить дистанцию обнаружения, но не более того. Проекты F-22 и F-35 развивались в виде компромисса между требованием метода Уфимцева и требованиями по аэродинамике самолёта и потому они более видимы, чем F-117 и обладают худшей аэродинамикой,чем обычный F-16.

Нет сомнений, что в России также ведутся подобные разработки, однако в силу их большой секретности конкретные сведения о них практически отсутствуют.

12 января 1999 г. Авиационный научно-промышленный комплекс (АНПК) «МиГ»продемонстрировал на аэродроме в Жуковском самолет под индексом 1.44 -экспериментальный самолёт, созданный в ходе разработки отечественного перспективного многофункционального фронтового истребителя (МФИ) — «проект1.42». Показанному на аэродроме самолёту приписывалось широкое использование технологии «стелс» и достижение значения ЭПР в передней полусфере 0,1 кв.м.Пока на все лады обсуждалось явное отсутствие в самолёте «1.44» признаков каких-либо целенаправленных работ по снижению заметности, в том числе отсутствие РПМ и специальных покрытий, директор Исследовательского центра имени М.В. Келдыша академик РАН Анатолий Коротеев сделал сенсационное заявление.

Суть его заключается в том, что российские учёные разработали новые технологии обеспечения малозаметности летательных аппаратов (ЛА), основанные на иных(нежели у американцев) физических принципах. Вокруг ЛА создаётся специальное плазменное образование, которое, с одной стороны, поглощает энергию электромагнитных волн облучающей РЛС противника, а с другой стороны, заставляет электромагнитные волны огибать облако плазмы. Таким образом происходит резкое снижение уровня отражённого сигнала РЛС, работающих как в непрерывном, так и в импульсном режимах.

Моё резюме: не получаются у амеров истребители. И никогда не получались. Скопировали угнанный из СССР Миг-25 и на его основе создали целое поколение неплохих истребителей. А сейчас тот задел исчерпан, а конструкторская школа в США не готова двигаться дальше.

Сильная сторона амер авиации – бомбардировщики и пассажирские лайнеры. Так сложилось исторически. Для самозащиты за океанами истребители были не нужны. Вот и не уделяли истребителям должного внимания. Сейчас это сказывается.

Ну и бабло в ихнем ВПК пилят немеряно. Так привыкли. И система принятия решений в США способствует. Крадут и пилят в таком количестве, что нашим олигархам и не снилось. Много больше, чем в России. Если не в процентах к бюджету, то уж в абсолютных величинах точно.

Был такой анекдотический пример из 80х. годов. Какой-то сенатор, которому не успели залепить рот зелёным пластырем раскопал смету на новый бомбардировщик. И там были такие перлы: «Деталь индекс ххх хххх хххх хххх ххххх (двадцатизначный номер). Краткая характеристика: выполнена из негорючего ударопрочного пластика. Индекс ххх хххххххх хххх ххххх. Гарантируется сохранность при падении самолёта с высоты не менее 5000 футов. Цена: 21700 долларов».

И что вы думаете из себя представляла эта чудо-деталь, детище передовой американской науки? Ни за что не угадаете: сиденье для унитаза! (Продающееся во всех магазинах за 19,9 доллара.)

Вот так и получаются золотые самолёты.

PS: Кстати: ранее разрекламированный «невидимка» F-117, недавно снят с вооружения как доказавший свою неэффективность. А чего за него держаться? Деньги на него давно освоены и попилены. Пора двигаться вперёд. Ещё что-нибудь такое эдакое предложить конгрессу на предмет финансирования…

/Борис Булочников, continentalist.ru/

army-news.ru

Российский самолет стелс-истребитель пятого поколения Т-50 — РТ на русском

Инновационные технологии, использовавшиеся при создании перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), российского истребителя пятого поколения Т-50, по словам разработчиков, делают его более похожим на летающего робота, нежели на самолёт. Пилот в кабине инновационной разработки отечественных авиаконструкторов лишь дополняет самолётный комплекс. В настоящее время ПАК ФА проходит лётные испытания перед запуском в серийное производство.

Как пишет сегодня английский сайт RT, новую разработку ОКБ Сухого — истребитель ПАК ФА, также известный как Т-50 — в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) называют не иначе как «настоящий российский самолёт-робот».

«Это уже в какой-то степени летающий робот, где лётчик выполняет функцию не столько пилота, сколько является одной из составных частей летательного аппарата, реакция лётчика уже включена в контур управления», — рассказывает советник заместителя руководителя КРЭТ Владимир Михеев.

Благодаря «умной обшивке» — контуру, который кроме функции пилотирования фактически выполняет роль приборов и блоков, стелс-истребитель пятого поколения можно по праву считать «умным самолётом».

«Если мы посмотрим на законцовки крыла, то с одной стороны это крыло, а с другой — станция активной обороны «Гималаи». Она находится в крыле и обеспечивает не только лётные характеристики, но и защиту — ставит помехи, ведёт радиолокацию», — с гордостью отметил Михеев.

Композиционные материалы и инновационные технологии, использованные при строительстве Т-50, позволили ПАК ФА с учётом аэродинамической компоновки истребителя и уникальных характеристик двигателя стать малозаметным как для оптических приборов и устройств радиолокации, так и для инфракрасного спектра.

«Т-50 — флагман не только отечественных ВВС, он также на шаг опережает своих западных конкурентов. Так, например, видимость истребителя пятого поколения F-22 американских ВВС составляет 0,3-0,4 кв. м», — подчеркнул представитель КРЭТ, добавив, что аналогичный показатель у Т-50 составляет 0,1-1,0 кв. м.

На данный момент Т-50 продолжает проходить лётные испытания. Плановое серийное производство новейшего истребителя начнётся в 2016 году. Истребители пятого поколения находятся на вооружении пока только в одной стране мира — это американские самолёты F-22 и F-35.

Т-50 должен прийти на смену истребителям четвёртого поколения Су-27 и МиГ-29, которые поступили на вооружение ВВС РФ в 1985 и 1983 годах. Поиски облика истребителя пятого поколения начались в середине 1970-х годов в СССР и США, когда машины четвёртого поколения ещё только делали первые шаги.

Ожидается, что после запуска в серийное производство российская армия закупит 55 самолётов в период с 2016 по 2020 годы. ПАК ФА — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением ОАК — ОКБ Сухого, где он проходит под обозначением Т-50.

russian.rt.com

Ящик пандоры – Российский истребитель 5-го поколения: лучший в мире?

В чем особенности истребителя 5-го поколения по сравнению с машинами предыдущих поколений? Лучше всего об этом может рассказать тот, кто имел возможность провести сравнение на личном опыте, — заслуженный летчик-испытатель РФ, герой России Сергей Богдан, первый поднявший в воздух Т-50 и выполнивший на этой машине основной объем испытаний.

Олег Макаров, Олег Титков

В чем принципиальное отличие истребителей 5-го и 4-го поколений с точки зрения пилотирования?

По сравнению с самолетами 4-го поколения, такими как Су-27 или МиГ-29, Т-50 имеет заметно облегченное управление. Раньше в пилотировании боевых самолетов очень многое зависело от летчика. Именно летчик, работая ручкой управления, рычагом управления двигателем (РУД), должен был выдерживать режимы полета: не превышать до опасных значений угол атаки, перегрузку. В те времена загрузка на органах управления и величина отклонения ручек имели принципиальную важность. Пилот кинестетически, буквально всем телом мог ощущать пределы, за которые он в управлении переходить не может. Теперь интегральная система управления автоматически выдерживает эти режимы, и нет нужды так сильно «затяжелять» органы управления, ведь при энергичном маневрировании, которое могут выполнять самолеты 5-го поколения, пилотирование может превратиться в очень энергоемкий процесс. Стоит при этом отметить, что на российских истребителях поколения 4++ (Су-35) и 4+ (Су-30СМ) усилия на органах управления были уже существенно снижены по сравнению с Су-27 и пилотирование стало значительно более комфортным. Внешне Су-35 практически неотличим от Су-27. На самом деле это радикально разные самолеты и по управляемости, и по маневренности, и по многим другим показателям. Но когда летчики осваивали Су-35, они легко переучивались и давали машине только восторженные оценки. Нет никаких оснований считать, что переход на Т-50 с точки зрения пилотирования будет сложнее.

А если говорить о физических кондициях пилотов — нужна ли для перехода на Т-50 дополнительная подготовка?

Да, требования к физической подготовке для пилотов машин 5-го поколения выше. Дело в том, что самолеты 4-го поколения могли выходить на перегрузку 9 g, но этот пиковый режим длился не более 1−1,5 с. Дальше при такой перегрузке резко возрастало лобовое сопротивление, скорость самолета падала, а с ней и перегрузка. Однако истребители поколений 4++ и 5 имеют значительно более мощные двигатели, и, как следствие, могут выдерживать 9 g на протяжении гораздо большего времени — например, в течение одной или двух минут. И весь этот временной промежуток пилот должен находиться в тонусе и контролировать ситуацию. Тут к физической подготовке требуется, конечно, очень серьезное отношение.

5-е поколение — это и новая функциональность, новые системы вооружения. Будет ли летчику сложнее управляться со всеми этими системами?

Да, нагрузка на пилота как оператора вырастает значительно. Номенклатура вооружения самолета 4-го поколения не выходила за пределы десятка. Летчику требовалось освоить три операции: работа по земле, работа по воздуху управляемым оружием (несколько видов ракет) и работа по воздуху неуправляемыми средствами (стрельба из пушки). Номенклатура вооружения Т-50 приближается к полусотне абсолютно разных средств с разными принципами наведения. Оружие с телевизионным наведением, радиолокационное прицеливание по морским и наземным целям… Каждый вид оружия имеет свое информационное обеспечение, свои индикаторы. И это еще не все — летчик еще может управлять целой группой самолетов. Ведя свой бой, он должен распределять задачи для подчиненных экипажей.

Пришлось разработать такие алгоритмы выдачи информации, чтобы летчик безошибочно считывал ее и принимал грамотные решения. Только работа ученых из Института космической медицины совместно с конструкторами, летчиками-испытателями, военными летчиками привела к тому, что алгоритмы были оптимизированы, управляющее поле стало неконфликтующим. Но все равно нагрузка на летчика ложится колоссальная. Поэтому на самолетах новых поколений задача пилотирования в целом второстепенна. Выполняя прицеливание, летчик может отвлекаться от пилотирования, бросать ручку управления даже с отключенным автопилотом. Автоматика самолета «знает», что машиной не управляют, и, если истребитель находится, например, в режиме крена и снижения, самолет сам убирает крен и переходит в горизонтальный полет. Главное — управление оружием.

Правда ли, что боевые самолеты будущих поколений будут беспилотными?

Пилот существует не для того, чтобы геройствовать и получать награды. Его главная функция — выполнение боевой задачи. Если та или иная боевая задача может выполняться без участия человека, значит, пилота заменит автоматика, тем более что пилотируемый самолет по определению дороже беспилотника, а рисковать жизнью высококвалифицированного летчика без особой нужды нельзя. Другое дело, что переход на беспилотную боевую авиацию не произойдет одномоментно. БПЛА постепенно будут передаваться те или иные функции (разведка, доразведка, нанесение ударов). Поначалу в небе будут сражаться смешанные группы. Летчик в пилотируемом летательном аппарате станет управлять группой БПЛА, ставить им задачи. Вспомним, что поначалу люди охотились без посторонней помощи, загоняли зверя самостоятельно, но потом приручили собак, и собакам были отданы функции, связанные с наибольшим риском. Так будет происходить и в боевой авиации, пока искусственный интеллект окончательно не вытеснит человека, а пилот не превратится в наземного оператора.

Небо. Человек. Истребитель

Эксплуатация многофункциональных истребителей (МФИ) 5-го поколения ставит человека в условия запредельного уровня перегрузок — физических, психологических, информационных. Не зря говорят, что МФИ будет последним пилотируемым самолетом подобного класса. Далее последуют еще более крутые ЛА, находиться в которых человеку будет небезопасно, да и просто противопоказано.

МФИ 5-го поколения задуман и реализуется как «сетевой солдат» системы C4I (Computers, Command, Control, Communications, Intelligence). По существу, C4I — это глобальная система скоординированных групповых действий, но в ней, несмотря на интеллектуальные компьютерные технологии, главным решающим звеном остается человек: ему разбираться в ситуации, принимать решения и ему же самому их исполнять.

И это в условиях не только запредельных информационных, но и физических, и психологических нагрузок тоже. Перегрузка под 10 g становится обычным режимом маневрирования. Самолет порой принимает необычные пространственные положения: он способен даже неподвижно зависать в небе. Сюда же можно отнести боковые перегрузки во время боковых плоских маневров, с чем прежде не сталкивались. Все эти новые явления стали наблюдаться в авиации после того, как самолет получил систему всеракурсного управления вектором тяги двигателя — УВТ, от чего и приобрел новое качество сверхманевренного «верткого», по английской терминологии (agility), самолета. И на agility-самолетах могут летать только «верткие» agility-пилоты.

Решением является эффективный интерактивный антропоцентричный интерфейс. Он должен обеспечить пилоту возможность справиться с окружающим экстримом, когда пребывание в состоянии психологического стресса и работа с запредельными объемами информации при дефиците времени становятся обычным делом для человека, сидящего в кабине.

Кабина истребителя поколения 5 — это «стеклянная кабина», похожая на кабины многих современных самолетов. Но ее информационно-управляющее поле (ИУП) относится к новому типу. В нем вместо набора многофункциональных индикаторов используется единый сенсорный интерактивный экран, занимающий всю переднюю приборную панель кабины.

Вся необходимая информация от бортовой авионики, а также видеоинформация от бортовых сенсоров, дополненная прицельно-пилотажной символикой, выводится на информационные окна этого экрана. Работа с экраном облегчает представление информации в цветных «картинных» форматах, понятных и наглядных для человека и однозначно быстро воспринимаемых. Большой размер экрана, а это 500 х 200 мм у F-35 и 610 х 230 мм у Су-35С и Т-50, на стандартном расстоянии наблюдения 500−700 мм легко охватывается взглядом. Поддержка бинокулярности и высокая четкость картинки способствуют созданию известного по бытовому HD-телевидению эффекта присутствия внутри события.

Последнее очень важно для пилота как руководителя выполнения сетевого задания, а не просто как оператора при бортовых датчиках. Именно поэтому вся информация выводится на экран в заранее обработанном виде и появляется только в нужные моменты, что удобно для человека и существенно увеличивает своевременную ситуационную осведомленность. Особое место в составе ИУП кабины занимает нашлемная система целеуказания и индикации (НСЦИ), которая также помещает пилота внутрь события.

Вся необходимая информация в удобных для работы бинокулярных формах выводится на смотровой щиток шлема и всегда, несмотря на повороты головы, находится перед глазами пилота, для чего постоянно отслеживается положение его головы. Шлем обладает функцией дополненной реальности, поэтому пилот может как бы видеть сквозь кабину и быть более информированным о том, что происходит вокруг самолета.

Такие шлемы уже есть на головах пилотов F-35 — это HMDS Gen II «Божий глаз» американской компании VSI. А в скором времени они будут и у европейских пилотов: шлем Striker II производит британская компания BAE Systems. Аналогичные разработки ведутся и для наших Су-35С и Т-50.

Особенности воздействия на организм пилота МФИ 5-го поколения

Скольжение и резкие разгоны и торможения на больших углах атаки вызывают новые, ранее неизвестные иллюзии, приводящие к дезориентации, дискомфорту и тошноте.

Маневрирование с перегрузкой 10 g приводит к потере пространственной ориентации и возникновению зрительно-вестибулярных иллюзий при восприятии закабинного пространства: перегрузки нестандартно воздействуют на вестибулярный аппарат, а он в ответ формирует ощущения кажущейся вертикали. Врожденный механизм пространственной ориентации перестает работать.

Полет с высокими перегрузками усугубляется сопутствующими проблемами: ухудшением зрительных функций, травмами мышц спины, связок и позвонков, физическим дискомфортом и болями.

Дефицит времени в скоростных боях с мгновенными переходами из одного пространственного состояния в другое вызывает, как говорят пилоты, ощущение, когда «скорее чувствуешь, чем понимаешь происходящее», что также является новым психологическим феноменом.

Скоротечность воздушного боя может вызвать ощущения когнитивного диссонанса при работе с высокодинамичными форматами кабинных дисплеев вплоть до потери с ними информационного контакта.

Ведение боя в сжатых границах воздушного пространства с резкими изменениями угловых скоростей линии визирования цели требует интенсивных поворотов головы в шлеме с системой прицеливания, от чего возникают добавочные иллюзии пикирования, кабрирования и крена в зависимости от движений головы.

Добавленная реальность на щитке шлема, позволяющая видеть «сквозь кабину», вызывает иллюзию самостоятельного полета вне самолета, что затрудняет работу с кабинными органами управления.

Источник

Источник: matveychev-oleg.livejournal.com

pandoraopen.ru

Истребитель пятого поколения Википедия

Истреби́тель пя́того поколе́ния — новое поколение истребителей, представители которого приняты на вооружение в 2005 году в США, а в России готовится к подписанию контракт на поставки в Военно-космические войска[1]. Поиски облика истребителя пятого поколения начались в середине 1970-х годов в СССР и США, когда машины четвертого поколения — такие как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 — ещё только делали первые шаги. К работе были привлечены ведущие отраслевые научные центры и ОКБ. Истребители пятого поколения имеют элементы стелс-технологии малозаметности, но не являются полностью таковыми.

К 2017 году принятыми на вооружение истребителями пятого поколения являются американские F-22 Raptor (2005), F-35A/B (2015) и китайский J-20 (2017). Лётные испытания проходят ещё несколько истребителей: F-35C (США), Су-57 (Россия), J-31 (Китай), X-2 (ATD-X) (Япония). В разработке находятся ещё несколько.

Требования к истребителю пятого поколения[ | код]

Новые самолёты должны были иметь значительно более высокий боевой потенциал, чем их предшественники.

Основные характеристики истребителей пятого поколения:

  • кардинальное уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;
  • многофункциональность, то есть высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей;
  • наличие круговой информационной системы;
  • полёт на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;
  • сверхманёвренность;
  • способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности;
  • автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех;
  • повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолёта индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;
  • аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;
  • самолёт должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полёта;
  • самолёт должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь летчику».

Отличия российских и американских концепций[ | код]

Одним из важнейших требований к российскому истребителю пятого поколения является сверхманёвренность — способность самолета сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками, обеспечивающая безопасность боевого маневрирования, а также способность самолета к изменению положения относительно потока, позволяющая наводить оружие на цель вне вектора текущей траектории.

Оба прототипа YF-23 в полёте

Сверхманёвренность первоначально фигурировала и в требованиях к американскому истребителю пятого поколения. Однако в даль

ru-wiki.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики