Содержание
Самолет СУ-25 российский штурмовик фото видео
Тип | Дозвуковой штурмовик |
Максимальная скорость | 950 км/ч |
Практический потолок | 7 км |
Боевой радиус | 300 км |
- История
- Конструкция
- Вооружение
- Модификации
- Боевое применение
- Характеристики (ТТХ)
Су-25 — советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, для уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых погодных условиях. В российских и украинских войсках получил прозвище «Грач».
Самолет впервые взлетел 22 февраля 1975 года. Данные самолёты эксплуатируются с 1981 года, участвовали во множестве военных конфликтов. Самолеты будут состоять в строю ВВС России как минимум до 2020 года. В 2009 году Министерство обороны РФ объявило о возобновлении закупок штурмовиков этого типа для ВВС России.
История
Работа по созданию Су-25 началась в ОКБ П. О. Сухого в середине 70-х годов в инициативном порядке, когда стало понятно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче её функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. Главным конструктором Су-25 являлся бывший командир танка Т-34, один из самых лучших авиаконструкторов XX века, Олег Сергеевич Самойлович (1926—1999).
При разработке штурмовика были произведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, сделано и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, получивший рабочее обозначение Т-8, взлетел, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в составе 12 машин уже принимала участие в боевых действиях в Афганистане.
Конструкция
Двигатели
Двигатели Су-25 размещены по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Двигатели оснащены нерегулируемыми соплом и воздухозаборником. Межремонтный ресурс составляет 500 часов.
Ранние версии Су-25 были оснащены двумя бесфорсажными одноконтурными турбореактивными двигателями Р-95Ш тягой по 4100 кгс каждый. Двигатели обладали средним удельным расходом топлива в 1,28 кг/кгс час, а так же автономным электрическим запуском.
Позже на штурмовики стали устанавливать более совершенные Р-195 с увеличенной до 4300 кгс тягой. Двигатели Р-195 долгое время являлись секретными, в частности, в показанном на авиасалоне во Франции в 1989 году самолёте Т-8-15 двигатели Р-195 были заменены на Р-95Ш. Конструкция была усилена по сравнению с прототипом Р-13. Двигатель способен выдержать прямое попадание 23-мм снаряда и сохраняет свою работоспособность при многочисленных менее серьёзных повреждениях. Так же было снижено ИК излучение, что делает самолёт менее уязвимым для ракет с инфракрасными головками самонаведения.
Двигатели Р-95 и Р-195 были признаны самыми надёжными в своём классе.
Большое внимание уделено живучести конструкции и экранированию систем с тем расчётом, чтобы одним попаданием средств поражения невозможно было вывести из строя оба двигателя. При выводе из строя одного двигателя самолёт способен продолжать полёт на другом.
Основным топливом для этих двигателей является авиационный керосин. Двигатели снабжаются топливом из 4 встроенных баков (2 в фюзеляже, по одному в каждом из полукрыльев) с общим объёмом до 3660 литров, также допускается подвеска до 2 подвесных топливных баков (ПТБ-800) ёмкость каждого по 840 литров. Таким образом, общий объём топливных баков может составлять до 5300 литров.
Защищённость, система жизнеобеспечения и спасения
Су-25 является высокозащищённым самолётом, на системы обеспечения боевой живучести приходится 7,2 % нормальной взлётной массы или 1050 кг. Жизненно важные системы штурмовика дублируются и экранируются менее важными.
Очень большое внимание уделено защите критически важных узлов и элементов — кабины пилота и топливной системы.
Кабина пилота делается сварной из авиационной титановой брони АБВТ-20. Толщина бронеплит составляет от 10 до 24 мм. Лобовое остекление обеспечивает противопульную защиту и представляет из себя стеклоблок толщиной 55 мм. Сзади пилот защищён бронеспинкой сделанной из стали толщиной 6 мм. Пилот почти полностью защищён от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — калибром до 30 мм.
При критическом поражении самолёта безопасность и спасение пилота обеспечивается катапультным креслом К-36Л, обеспечивающем спасение пилота на всех режимах, скоростях и высотах полёта. Перед катапультированием фонарь кабины отбрасывается. Управление катапультированием осуществляется вручную с помощью управляющих ручек, за которые нужно потянуть обеими руками.
Вооружение
Су-25 оборудывается мощным комплексом вооружения — авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на Су-25 может устанавливаться 32 вида вооружений. Штурмовик обладает встроенной 2-ствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2, остальное вооружение размещается на самолёте в зависимости от типа поставленных задач. Самолёт снабжён 10 точками подвеса дополнительного вооружения и грузов (по 5 под каждым полукрылом). Для подвеса вооружений «воздух-поверхность» используются пилоны БДЗ-25, а для подвески управлемых ракет (УР) «воздух-воздух» — АПУ-60 (авиационные пусковые устройства).
Артиллерийское вооружение
Штурмовик вооружён ВПУ-17А (встроенной пушечной установкой) с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2 (индекс ГРАУ 9А623), сделанной по схеме Гаста. Авиапушка предназначается для поражения бронетехники, живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Пушка относительно компактна для орудий такой скорострельности и калибра: длина ствола составляет 1,5 м, а её масса без боезапаса 105 кг. ГШ-30-2 закреплена неподвижно относительно планера, наведение осуществляется с помощью маневрирования самолёта. Питание пушки — ленточное. Управление стрельбой осуществляется с помощью электровоспламенения, с использованием постоянного тока напряжением 27 вольт. Полный боезапас составляет 250 патронов, причём авиапушка может израсходовать весь боезапас одной непрерывной очередью. Ствол позволяет произвести до 4000 выстрелов без ухудшения характеристик. Начальная скорость снаряда 900 м/с. Темп стрельбы данной авиапушки составляет 3000 выстрелов в минуту.
Пушка может вести огонь следующими типами боеприпасов:
-Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФЗ-30,
-Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд ОФЗТ-30,
-Бронебойно-разрывной снаряд БР-30,
-Многоэлементный снаряд МЭ-30.
-Также возможна установка на Су-25 дополнительного артиллерийского вооружения в виде подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый из которых снабжён двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23, выполненной по схеме Гаста. Боекомплект каждого пушечного контейнера составляет 260 патронов. На самолёт может быть установлено до 4 подобных контейнеров.
Неуправляемые авиабомбы
В базовом варианте Су-25 может использовать следующие неуправляемые авиабомбы:
-ФАБ-100 одна или четыре бомбы (с использованием МБД2-67У) на подвеске
-ФАБ-250
-ФАБ-500
-САБ-100
-БетАБ-500
-БетАБ-500ШП
-РБК-250
-РРБК-500
-КМГУ-2
-ЗБ-500
-ОДАБ-500П
Неуправляемое ракетное оружие (НАР)
Су-25 может использовать блоки НАР со следующими ракетами с различными БЧ (боевой частью):
-С-5
-С-8
-С-13
-НАР по одной на подвеске:
-С-24Б
-С-25
Высокоточные бомбы и ракеты
Для применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» Су-25 (а также Су-17М4) снабжён лазерным дальномером-целеуказателем (ЛД) «Клен-ПС». После захвата цели и пуска ракеты пилот должен подсвечивать цель до её поражения. Из-за расположения ЛД в носовой части самолёта угол обзора направлен в переднюю полусферу, а не в нижнюю, именно поэтому в базовой модификации Су-25 не использует управляемые авиабомбы. Управляемые ракеты:
-С-25Л
-Х-25МЛ
-Х-29Л
Оружие «воздух-воздух»
Для самозащиты и борьбы с вертолётами Су-25 оснащён двумя управляемыми ракетами Р-60 малого радиуса действия с ИК головками самонаведения. Ракеты прикрепляются к авиационным пусковым устройствам АПУ-60, размещённым под крылом.
Поскольку ракеты Р-60 уже сняты с производства, а сроки их хранения заканчиваются, то при модернизации самолётов Су-25 ВВС России в версию Су-25СМ и Су-25СМ пилоны, предназначенные для пусковых устройств АПУ-60, демонтируются. На модернизированных штурмовиках Су-25СМ применяются ракеты Р-73, ПУ (пусковое устройство) которой подвешивается на крайние держатели БДЗ-25.
Навигационное и вспомогательное оборудование
-БКО «Талисман» — бортовой комплекс обороны для индивидуальной защиты боевых самолетов от управляемых ракет.
Модификации
-Су-25- боевой одноместный штурмовик
-Су-25К (коммерческий)- экспортный вариант Су-25. В преиод 1984-1989 построенно 180 машин. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта штурмовика.
-Су-25Т- Спроектированный в 1984 году на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, в гаргроте вместо второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, а так же добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметична.
-Су-25УБ- Учебный двухместный штурмовик. Состоит на вооружении ВВС Грузии.
-Су-25СМ- Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Обновлена авионика (от авиация и электроника, оно же БРЭО — бортовое радиоэлектронное оборудование), добавлен ИЛС (индикатор на лобовом стекле- система летательного аппарата, предназначенная для отображения символьной навигационно-пилотажной и специальной информации на лобовом стекле, на фоне закабинной обстановки. Использование ИЛС позволяет в значительной степени снизить вероятность информационной перегрузки пилота, вынужденного следить одновременно как за окружающим пространством, так и за показаниями многочисленных приборов. Эта технология, первоначально разработанная исключительно для военной авиации (в первую очередь для реактивных истребителей и вертолётов), в настоящее время находит применение в гражданской авиации и автомобилестроении.) и МФД (Многофункциональный индикатор/дисплей (англ. multi-functional display — MFD) — общий термин для многорежимного устройства отображения различной служебной графической и теле-информации в кабине летательного аппарата, выдаваемой бортовыми системами и датчиками. Режимы отображения информации могут переключаться как автоматически, так и вручную пилотом (оператором). Однорежимные устройства, как правило, имеют более конкретизированные названия, например «экран тактической обстановки»).
-Су-25КМ- Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, плюс добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
-Су-28- Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производится.
-Су-25УТГ- Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлёту и посадки на корабельную палубу
-Су-39- Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Снабжён радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
-Су-25УБМ- Модернизированный двухместный штурмовик, созданный в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. В самолёте реализованы все наработки предыдущих модификаций. Базой для нового самолёта стал двухместный Су-25УБ. Радиоэлектронное оборудование дополнено комплексом бортового оборудования «Барс-2», а также планировалось добавить РЛС «Копьё» (на прототипе РЛС отсутствует). Предполагается, что самолёт может использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы. Причём в последнем случае Су-25УБМ сможет производить разведку, наведение и координацию действий, превращаясь в воздушный командный пункт. Первый испытательный полёт новый самолёт совершил 6 декабря 2008 года на подмосковном аэродроме Кубинка. В 2011 году завершён первый этап ГСИ самолёта. Впервые самолет будет оборудован мощной системой РТР и РЭБ (радиоэлектронная борьба), а также комплексом БКО (бортовой комплекс обороны является средством радиоэлектронной борьбы и предназначен для индивидуальной защиты боевых самолетов от ракет класса «воздух-воздух» и «поверхность-воздух»).
-Су-25М1- Украинская модернизация Су-25. Снабжён модернизированным оборудованием украинских производителей — спутниковая навигация, новая система СВС (система воздушных сигналов современных летательных аппаратов представляет собой программно-аппаратную систему, предназначенную для измерения, вычисления и выдачи на индикацию экипажу ЛА и в бортовые системы (потребителям) информации о высотно-скоростных параметрах, а также о других параметрах, таких как температура воздуха, углы атаки и скольжения. Состоит из большой группы датчиков — приёмников воздушного давления (приёмников статического давления, динамического давления или комбинированных приёмников полного давления), датчиков заторможенного потока (скоростного напора) и ряда других датчиков, а также трубопроводов передачи давления (т.н. статических «С» и динамических «Д» линий), приборов обработки и преобразования, которые преобразуют получаемую информацию в электрические сигналы ( на которых работает основная масса оборудования самолёта). В децентрализованной СВС на борту самолёта имеется большая группа разнообразных приборов — КВ (корректор высоты), ИЧМ (индикатор числа маха), КЗСП (корректор-задатчик приборной скорости), измерительный комплекс реле давлений (ИКДРДФ) и т.д. Централизованная СВС, как правило, имеет единый вычислитель (например — централь скорости и высоты ЦСВ), который получаёт информацию от приёмников, преобразует её в пропорциональные электрические сигналы и выдаёт потребителям. В децентрализованной СВС в кабине экипажа применяются анероидно-мембранные приборы и указатели: высоты (например, высотомер ВД-20), скорости (например КУС-1500), вариометры и т.д. В централизованной СВС применяются электрические указатели скорости, высоты и других полётных параметров, либо информация выводится на МФИ. Как правило, даже в самом современном цифровом приборном оборудовании самолёта имеется место для резервного барометрического высотомера и указателя скорости, подключенные непосредствено к приёмникам давления), модернизированная радиостанция, современные счетчик прицела. Аналоговый прицел заменен на цифровой, что позволило повысить точность прицеливания приблизительно на 30%. Самолет способен теперь использовать штатное вооружение по наземным целям в любое время суток, в условиях плохой видимости и не выходя из-за облаков. Очень существенно, почти в 3 раза, повышен «потолок» применения вооружения. Установлен модуль воздушных параметров и бортовой регистр цифровых параметров БРЦП. Модернизированные одноместные штурмовики Су-25М1 оснащены новым ««цифровым» камуфляжем. Производство по модернизации штурмовика, происходит в Запорожье, на аэродроме Государственного предприятия «Запорожский государственный авиаремонтный завод».
-Су-25УБМ1- Украинская модернизация Су-25УБ аналог Су-25 М1.
Боевое применение
Гражданская война в Анголе (1975—2002)
ВВС Анголы получили небольшое количество Су-25 в конце 1980-х годов и активно применяли их против подразделений УНИТА на протяжении 1990-х годов.
Афганская война (1979—1989)
Весной 1980 года четыре Су-25 проходили в Афганистане боевую оценку, показав полное превосходство над своими конкурентами Як-38. С середины 1981 года в Афганском конфликте участвовала одна эскадрилья Су-25, в 1984 году она была увеличенна до авиаполка. Боевые действия обнаружили высокую живучесть и манёвренность штурмовика. Сравнительно невысокая скорость позволяла ему наносить очень точные удары, чего обычно лишены истребители-бомбардировщики. В Афганистане Су-25 получил своё прозвище «Грач», став самым известным самолётом той войны. После появления у моджахедов ПЗРК «Стингер» в 1987 году штурмовик подвергся модернизации с целью увеличения живучести.
Одним из пилотов «Грачей» в Афганистане был Александр Руцкой(будущий вице-президент Российской Федерации). За время участия в боевых действиях он был дважды сбит — в апреле 1986 года огнём с земли и в августе 1988 года пакистанским истребителем F-16.
В среднем на каждый сбитый Су-25 приходилось по 80-90 боевых повреждений, известны случаи, когда на базу возвращались самолёты со 150 пробоинами! Большинство источников говорит о потере в Афганистане 23 штурмовиков Су-25 и 8 пилотов, при этом замечено, что не было зафиксированно ни одного случая потери самолёта из-за взрыва топливных баков или гибели пилота (хотя существует мнение, что самолёт ст. лейтенанта Шумихина был потерян в результате поражения пилота огнём с земли). Исследователь Виктор Марковский считает эти данные неполными и, ссылаясь на документы ВВС 40-й Армии и КП ВВС ТуркВО, информирует о потере 33 штурмовиков и 12 пилотов, замечая, что при этой оценке он не учитывал несколько самолётов, списанных из-за боевых и небоевых повреждений. В книгах Марковского и Ильдара Бедретдинова, а также в некоторых других источниках можно найти описание обстоятельств потери в Афганистане 34 штурмовиков (в том числе 24 в воздухе и 10 на земле) и имена 12 погибших пилотов Су-25.
Ирано-иракская война (1980—1988)
Су-25 поступили на вооружение Ирака во второй половине 1980-х годов. По одним данным, они учавствовали в войне очень интенсивно, по другим — произвели буквально несколько боевых вылетов. Об эффективности их применения, а так же возможных потерях ничего не известно.
Война в Персидском заливе (1991)
Иракские Су-25 не совершили ниодного боевого вылета в ходе этой войны, но понесли боевые потери. Семь самолётов перелетели в Иран, где были зачисленны в состав местных ВВС, ещё два были сбиты американскими истребителями F-15 во время попытки перелёта и некоторое число уничтожено авиацией НАТО на земле. Всего Ирак потерял 31 Су-25.
Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)
В ходе войны действовали Су-25 ВВС России и Узбекистана.
Абхазская война (1992—1993)
Грузия применяла в войне свои Су-25. Несколько самолётов было уничтоженно абхазской ПВО. Так же известен по крайней мере один случай участия в войне Су-25 ВВС России.
Карабахская война (1991—1994)
Су-25 был первым боевым самолётом, принявшим участие в Карабахской войне. В апреле 1992 года пилот ВВС России азербайджанец Вагиф Курбанов угнал свой штурмовик в Азербайджан и совершал на нём боевые вылеты, пока его не сбили. Позднее Азербайджан получил ещё несколько самолётов. К концу войны своими Су-25 располагала и Армения.
Первая чеченская война (1994—1996)
Су-25 являлся основным боевым самолётом, использовавшимся ВВС России в Чеченском конфликте. В самом начале боевых действий штурмовики Су-25 уничтожили на земле всю чеченскую авиацию. Наиболее активно эти самолёты действовали зимой и весной 1995 года; в дальнейшем авиация применялась эпизодически из-за характера войны после июньского перемирия. Штурмовики снова подтвердили свою высокую эффективность. Боевые потери составили 5 самолётов (четыре сбиты и один списан из-за полученных боевых повреждений). Несмотря на высокую боевую живучесть Су-25, один из самолётов был потерян в результате гибели пилота от огня противника из крупнокалиберного станкового пулемёта ДШК — пули пробили небронированное боковое стекло кабины.
Война в Конго (1997—2002)
8 штурмовиков были закуплены Республикой Конго в 1999 году. Все боевые вылеты совершались наёмными пилотами из России, Украины и Белоруссии (т.к. в национальных ВВС Республики Конго отсутствовали подготовленные пилоты).
Эфиопо-эритрейский конфликт (1998—2000)
Обе стороны имели на вооружении Су-25 к началу третьей части боевых действий (май—июнь 2000 года). Замечено применение эфиопскими штурмовиками управляемых ракет Х-25 и Х-29.
Вторая чеченская война (1999—2000)
Как и в первой войне, Су-25 часто использовались для оказания непосредственной авиационной поддержки наземным подразделениям федеральных сил, а так же совершали вылеты на «свободную охоту». Активность действий авиации резко снизилась после завершения основной части боевых действий весной 2000 года. К середине 2001 года было потеряно 6 самолётов.
Другие конфликты
18 июля 2000 года перуанский Су-25 уничтожил самолёт, перевозящий наркотики.
Конфликт в Македонии (2001)
Непосредственно во время боевых действий ВВС Македонии получили из Украины несколько Су-25 и использовали их для ударов по позициям албанцев.
Французско-Ивуарский конфликт (2004)
Днем 6 ноября самолёт Су-25 Ивуарских ВВС, атаковал позиции французских миротворцев, в результате чего 9 человек были убиты, 31 ранен. Через несколько часов французская авиация нанесла ответный удар по аэропорту Ямусукро и уничтожила на земле оба имевшихся у Кот-д’Ивуара Су-25.
Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
Штурмовики Су-25 интенсивно применялись ВВС России и Грузии. В ходе конфликта официально подтверждённые потери ВВС России составили три Су-25, ещё четыре были довольно серьёзно повреждены, что значительно превысило потери и повреждения остальных типов применённых самолётов. Южноосетинской и российской сторонами в разное время было заявлено об уничтожении ряда грузинских самолётов.
В войне были применены Су-25СМ, но из-за того что на этих самолетах отсутствовала система РЭБ, они довольно часто попадали под огонь противника. Устаревший прицельный комплекс не позволял самолету работать в плохих метеоусловиях, а также применять ракеты Х-25/29 ночью, в основном штурмовик использовал НАР и авиабомбы.
Дарфурский конфликт
По данным международной организации Amnesty International, Судан неоднократно применял Су-25 для атак как на военные так и на гражданские объекты в Дарфуре. Штурмовики были поставлены из Белоруссии в 2008—2010 годах; согласно условиям эмбарго, наложенного на Судан ООН, поставляемое в страну оружие не должно быть использованно в боевых действиях в Дарфуре.
Вооружённый конфликт на востоке Украины (с 2014)
Штурмовики Су-25 применяются в составе ВВС Украины в ходе гражданской войны на востоке Украины. По состоянию на 22 августа 2014 г., подтвержденные украинской стороной потери данных самолетов составили: уничтоженными в результате боевых действий — 3 единицы, поврежденными — 3 единицы. Информация о сбитом 20 августа Су-25 является ошибочной, на самом деле, по уточненной Советом национальной безопасности и обороны Украины информации, был сбит фронтовой бомбардировщик Су-24М.
Вооружённый конфликт на севере Ирака (2014)
Приобретённые Ираком у России и поставленные в конце июня 2014 года Су-25, совершили первые боевые вылеты 25 декабря в небе над окрестностями иракского города Тикрит в провинции Салах-эд-Дин, тем самым обратив в бегство боевиков экстремистской организации «Исламское государство»
Характеристики (ТТХ)
Технические характеристики Су-25
-Экипаж: 1 пилот
-Длина: 15,36 м (с ПВД)
-Размах крыла: 14,36 м
-Высота: 4,8 м
-Площадь крыла: 30,1 кв. м.
-Коэффициент удлинения крыла: 6
-Коэффициент сужения крыла: 3,38
-Угол стреловидности по передней кромке: 20 град
-Поперечное V крыла: -2,5 град
-База шасси: 3,57 м
-Колея шасси: 2,51 м
-Масса пустого: 9315 кг
-Масса снаряжённого: 11 600 кг
-Нормальная взлётная масса: 14 600 кг
-Максимальная взлётная масса: 17 600 кг
-Масса топлива во внутренних баках: 3000 кг
-Масса броневой защиты: 595 кг
-фонарь: 48,5 кг лобовое (бронестекло)
-кабина пилота: 424,9 кг
-топливная и масляная системы: 121,6 кг
-Масса протектора: 160 кг
-Силовая установка: 2 х ТРД Р-95Ш
-Тяга: 2 х 4100 кгс (40,2 кН)
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
Крейсерская скорость: 750 км/ч
-Посадочная скорость: 210 км/ч
Боевой радиус: 300 км
Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)
-на высоте:
-без ПТБ: 640 км
-с 4х ПТБ-800: 1250 км
-у земли:
-без ПТБ: 495 км
-с 4х ПТБ-800: 750 км
Перегоночная дальность: 1950 км
Практический потолок: 7000 м
-Максимальная высота боевого применения: 5000 м
-Радиус виража: 680 м (при норм. боевой нагрузке на 1500 м при 555 км/ч)
-Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1000 кг)
-Нагрузка на крыло: 485 кг/кв.м. (при норм. взлётной массе)
-Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе)
Длина разбега:
-на бетонной ВПП: 550 м
-на грунтовой ВПП: 600 м
Длина пробега: (без тормозного парашюта)
-на бетонной ВПП: 600 м
-на грунтовой ВПП: 700 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
-с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5g
-с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g
Вооружение
Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 250 патронов
Точки подвески: 10
Боевая нагрузка:
-нормальная: 1400 кг (4х ФАБ-250, 2х Р-60, боезапас пушки)
-максимальная: 4400 кг
Управляемые ракеты:
-ракеты «воздух-воздух»: 2 х Р-60 (АА-8)
-ракеты «воздух-поверхность»: 4 х Х-25МЛ или Х-25МЛП или С-25Л или 2 х Х-29Л
Неуправляемые ракеты:
-256 (8 х 32) х 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
-160 (8 х 20) х 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
-40 (8 х 5) х 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
-8 х 240 мм С-24 или 266 мм С-25
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
-8 х 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
-8 х 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
-8 или 32 х 100 кг или
-8 х контейнеров КМГУ-2
Пушечные контейнеры: 4 х СППУ-22-1 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 с 260 патронов
Авионика
-Лазерная станция подсвета: «Клен-ПС»
-Масса: 82 кг
-Точность измерения дальности: +…- 5 м
-Угол отклонения лазера:
-по высоте: ?30 град/+6 град
-по азимуту: +…- 12 град
-Спутниковая система навигации ГЛОНАСС (для Су-25СМ)
Состоит на вооружении
-Россия: в строю находится около 200 самолётов этого типа и ещё около 100 находится на хранении.
-Азербайджан: 19 Су-25 поставлены из Белоруссии и из Грузии + 5 Су-25 поставлены из Украины.
-Ангола
-Армения
-Белоруссия
-Болгария
-Гамбия
-Грузия
-Демократическая Республика Конго
-Ирак
-Иран
-Казахстан
-КНДР
-Перу
-Судан
-Туркмения
-Узбекистан
-Украина
-Чад
-Экваториальная Гвинея
-Эритрея
-Эфиопия.
Су-25 Грач Размеры.
Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок / Военные самолеты / Авиация / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф
Су-25 — советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Во время испытаний в ДРА в ВВС СССР получил прозвище «Грач».
Су-25 Грач в Сирии — видео
Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 года, принимали участие во множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России как минимум до 2020 года. 8 октября 2009 года Министерство обороны Российской Федерации объявило о возобновлении закупок штурмовиков этого типа для ВВС России.
История создания
Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П. О. Сухого в середине 70-х годов в инициативном порядке, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче её функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. Главным конструктором в группе создателей Су-25 являлся бывший командир танка Т-34, один из самых блестящих авиаконструкторов XX века, Олег Сергеевич Самойлович (1926—1999)
При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в марте 1981 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25.
С апреля по июнь 1980 года две машины Су-25 проходили в Афганистане испытание в боевых условиях (операция «Ромб»). Под прикрытием самолетов Су-17 работали по целям фугасными и бетонобойными бомбами, а также НУРСами, совершая по 3-4 вылета в день. Всего на двух машинах было выполнено 100 испытательных полетов, в том числе — 44 боевых.
С июля 1981 по октябрь 1982 года в Афганистане была проведена операция «Экзамен» (иногда встречается название «Ромб-2»): в 80-м Ситал-Чайском штурмовом полку в конце была сформирована 200-я отдельная штурмовая авиаэскадрилья (командир А. М. Афанасьев). За весь период эскадрилья выполнила более 2000 боевых вылетов, из-за ошибки пилота была потеряна одна машина.
Конструкция
Двигатели
Двигатели Су-25 размещаются по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Двигатели обладают нерегулируемыми соплом и воздухозаборником. Межремонтный ресурс составляет 500 часов.
Ранние версии Су-25 оснащались двумя бесфорсажными одноконтурными турбореактивными двигателями Р-95Ш тягой по 4100 кгс каждый. Двигатели обладали средним удельным расходом топлива в 1,28 кг/кгс час и автономным электрическим запуском.
Позднее на штурмовики начали устанавливать более совершенные Р-195 с увеличенной до 4300 кгс тягой. Двигатели Р-195 долгое время были секретными, в частности, в представленном на авиасалоне во Франции в 1989 году самолёте Т-8-15 двигатели Р-195 были заменены на Р-95Ш. Конструкция была усилена по сравнению с прототипом Р-13. Двигатель выдерживает прямое попадание 23-мм снаряда и сохраняет работоспособность при многочисленных менее серьёзных боевых повреждениях. Так же было снижено инфракрасное излучение, что делает самолёт менее уязвимым для ракет с ИК-головками самонаведения.
Двигатели Р-95 и Р-195 были признаны самыми надёжными в своём классе. Особое внимание уделено живучести конструкции и экранированию систем с тем расчётом, чтобы одним попаданием средств поражения нельзя было вывести из строя оба двигателя. При выводе из строя одного двигателя самолёт может продолжать полёт на другом.
Основным топливом для двигателей является авиационный керосин. Двигатели обеспечиваются топливом из 4 встроенных топливных баков (2 в фюзеляже, по одному в каждом из полукрыльев) с общим объёмом до 3660 литров, также возможна подвеска до 2 подвесных топливных баков (ПТБ-800) ёмкостью по 840 литров каждый. Таким образом, общий объём топливных баков может составлять до 5300 литров.
Защищённость, система жизнеобеспечения и спасения
Су-25 является в целом высокозащищённым самолётом, на системы обеспечения боевой живучести приходится 7,2 % нормальной взлётной массы или 1050 кг. Жизненно важные системы штурмовика дублируются и экранируются менее важными. Особое внимание уделено защите критически важных узлов и элементов — кабины пилота и топливной системы.
Кабина пилота выполняется сварной из авиационной титановой брони АБВТ-20. Толщины бронеплит составляют от 10 до 24 мм. Лобовое остекление обеспечивает противопульную защиту и представляет собой стеклоблок толщиной 55 мм. Сзади пилот защищён стальной бронеспинкой толщиной 6 мм. Пилот практически полностью защищён от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — калибром до 30 мм.
Спасение пилота при критическом поражении самолёта обеспечивается катапультным креслом К-36Л, обеспечивающем спасение пилота на всех режимах, скоростях и высотах полёта. Перед катапультированием фонарь кабины сбрасывается. Управление катапультированием осуществляется вручную с помощью управляющих ручек, за которые необходимо потянуть обеими руками.
Вооружение
Су-25 оснащается мощным комплексом вооружения — авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений. Самолёт обладает встроенной 2-ствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2, остальное вооружение размещается на самолёте в зависимости от типа решаемых задач. Самолёт обладает 10 точками подвеса дополнительного вооружения и грузов (по 5 под каждым полукрылом). Для подвеса вооружений «воздух-поверхность» используются пилоны БДЗ-25, а для подвески УР «воздух-воздух» — авиационные пусковые устройства АПУ-60.
Артиллерийское вооружение
Штурмовик вооружён встроенной пушечной установкой ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2 (индекс ГРАУ 9А623), выполненной по схеме Гаста. Авиапушка предназначена для поражения бронетехники, открыто расположенной живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Пушка является относительно компактной для орудий такой скорострельности и калибра: длина ствола составляет 1,5 м, а её масса без боезапаса 105 кг. ГШ-30-2 закреплена неподвижно относительно планера, наведение осуществляется маневрированием самолёта. Питание пушки — ленточное. Управление стрельбой — с помощью электровоспламенения, с использованием постоянного тока напряжением 27 вольт. Полный боезапас составляет 250 снарядов, причём авиапушка может израсходовать боезапас одной непрерывной очередью. Ствол позволяет сделать до 4000 выстрелов без ухудшения характеристик. Начальная скорость снаряда 900 м/с. Темп стрельбы авиапушки составляет 3000 выстрелов в минуту.
Пушка может вести огонь следующими типами боеприпасов:
— Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФЗ-30,
— Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд ОФЗТ-30,
— Бронебойно-разрывной снаряд БР-30,
— Многоэлементный снаряд МЭ-30.
Также возможна установка на штурмовик дополнительного артиллерийского вооружения в виде подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый из которых оснащён двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23, выполненной по схеме Гаста. Боекомплект каждого пушечного контейнера составляет 260 снарядов. На самолёт может быть установлено до 4 подобных контейнеров.
Неуправляемые авиабомбы
В базовом варианте Су-25 может применять следующие неуправляемые авиабомбы:
— ФАБ-100 одна или четыре бомбы (с использованием МБД2-67У) на пилоне
— ФАБ-250 одна бомба на пилоне
— ФАБ-500 одна бомба на пилоне
— САБ-100
— БетАБ-500
— БетАБ-500ШП
— РБК-250
— РРБК-500
— КМГУ-2
— ЗБ-500
— ОДАБ-500П
Неуправляемое ракетное оружие
Су-25 способен использовать блоки НАР со следующими ракетами с различными БЧ:
— С-5
— С-8
— С-13
— НАР по одной на подвеске: С-24Б, С-25
Высокоточные бомбы и ракеты
Для применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» Су-25 (а также Су-17М4) оснащён лазерным дальномером-целеуказателем (ЛД) «Клен-ПС». После захвата цели и пуска ракеты пилот должен подсвечивать цель до её поражения. Из-за расположения ЛД в носовой части самолёта угол обзора направлен в переднюю полусферу, а не в нижнюю, поэтому в базовой модификации Су-25 не использует управляемые авиабомбы.
Управляемые ракеты:
— С-25Л
— Х-25МЛ
— Х-29Л
Оружие «воздух-воздух»
Для самозащиты и борьбы с вертолётами штурмовик оснащается двумя управляемыми ракетами Р-60 малого радиуса действия с инфракрасными головками самонаведения. Ракеты крепятся к авиационным пусковым устройствам АПУ-60, расположенным под крылом.
Поскольку ракеты Р-60 сняты с производства, а сроки их хранения подходят к концу, то при модернизации самолётов Су-25 ВВС России в версию Су-25СМ и Су-25СМ(3) пилоны, предназначенные для пусковых устройств АПУ-60, демонтируются. На модернизированных штурмовиках Су-25СМ применяется ракета Р-73, пусковое устройство которой подвешивается на крайние держатели БДЗ-25.
Навигационное и вспомогательное оборудование
— БКО «Талисман» — бортовой комплекс обороны для индивидуальной защиты боевых самолетов от управляемого ракетного оружия.
Авионика
Лазерная станция подсвета: «Клён-ПС»
— Масса: 82 кг
— Точность измерения дальности: ± 5 м
— Угол отклонения лазера по высоте −30°/+6°; по азимуту: ± 12°
Спутниковая система навигации: приёмник ГЛОНАСС (для Су-25СМ)
Пуск ракет Су-25
Модификации Су-25
Су-25 — Боевой одноместный штурмовик.
Су-25УБ — Учебно-боевой двухместный штурмовик.
Штурмовик Су-25К ВВС Чехии
Су-25К — Коммерческий — экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 годов построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта.
Су-25Т — противотанковый вариант
Су-25Т — Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, в гаргроте на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.
Су-28
Су-28 — Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.
Су-25УТГ — двухместный самолет морского базирования
Су-25УТГ — Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.
Су-39
Су-39 — Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
Су-25КМ — Модернизированный Израилем штурмовик ВВС Грузии. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
Штурмовик Су-25СМ на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2011
Су-25СМ — Обновление серийных Су-25. Обновлено БРЭО, АО и системы АВ, добавлен ИЛС и МФИ.
Су-25УБМ в Кубинке
Су-25УБМ — Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. В самолёте реализованы все наработки предыдущих модификаций. Основой для нового самолёта стал двухместный Су-25УБ. Радиоэлектронное оборудование пополнено комплексом бортового оборудования «Барс-2», а также планировалось дополнить РЛС «Копьё» (на прототипе РЛС отсутствует). Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы. Причём в последнем случае Су-25УБМ сможет проводить разведку, наведение и координацию действий своих одноместных собратьев, превращаясь в воздушный командный пункт. Первый полёт новый самолёт совершил 6 декабря 2008 года в подмосковной Кубинке. В 2011 году завершён первый этап ГСИ. Впервые самолёт будет оборудован мощной системой РТР и РЭБ, а также БКО.
Су-25М1 — Украинский вариант модернизации Су-25, который выполняет Запорожский авиаремонтный завод «МиГремонт». Установлено модернизированное оборудование украинских производителей — спутниковая навигация, новая система СВС, модернизированная радиостанция, современные счетчик прицела. Аналоговый прицел заменен на цифровой. Это позволяет повысить точность прицеливания приблизительно на 30 %. Самолет способен теперь использовать штатное вооружение по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости и не выходя из-за облаков. Существенно, почти в 3 раза, повышена высотность применения вооружения. Установлен модуль воздушных параметров и бортовой регистр цифровых параметров БРЦП. Модернизированные одноместные штурмовики Су-25М1 получают новый «цифровой» камуфляж.
Су-25УБМ1 — Украинская модернизация Су-25УБ аналогично Су-25М1.
Су-25СМ2 — Вариант обновления серийных штурмовиков.
Су-25СМ3
Су-25СМ3 — Обновлённый одноместный штурмовик. Добавлена система спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS) с возможностью программирования конечной точки с точностью до десяти метров, позволяет автономно действовать лётчику при «нулевой» видимости. Оснащается ПНК СВП-24-25 (вариант СВП-24 «Гефест» для Су-25), позволяющим повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия.
На вооружении ВВС РФ
В ВВС России самолетами Су-25 всех модификаций вооружены полки:
— 368-й штурмовой авиационный полк — Будённовск;
— 960-й штурмовой авиационный полк — Приморско-Ахтарск;
— Авиационная группа 3-го командования — Черниговка;
— 266-й штурмовой авиационный полк — Степь;
— 279-й отдельный истребительный авиационный полк — Североморск-3;
— 37-й смешанный авиационный полк — аэродром Гвардейское), эскадрилья Су-25СМ;
— 4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава (Липецк) — штурмовая эскадрилья.
Боевое применение Су-25
Афганская война (1979—1989). Весной 1980 года четыре Су-25 проходили в Афганистане боевую оценку, показав полное превосходство над своим конкурентом Як-38. С середины 1981 года в Афганской войне принимала участие одна эскадрилья Су-25, в 1984 году увеличенная до авиаполка. Боевые действия выявили высокую живучесть и манёвренность штурмовика. Относительно невысокая скорость полёта позволяла ему наносить очень точные удары, чего были лишены истребители-бомбардировщики. В Афганистане Су-25 получил своё прозвище «Грач», став самым известным самолётом этой войны. После появления у моджахедов ПЗРК «Стингер» в 1987 году штурмовик подвергся модернизации с целью увеличения живучести.
Одним из пилотов «Грачей» в Афганистане был Александр Руцкой, будущий вице-президент Российской Федерации. За время участия в боевых действиях он дважды был сбит — в апреле 1986 года огнём с земли и в августе 1988 года пакистанским истребителем F-16.
Су-25 показал в Афганистане высокую живучесть. В среднем на каждый сбитый Су-25 приходилось по 80-90 боевых повреждений, были описаны случаи, когда на базу возвращались самолёты со 150 пробоинами. Ряд источников говорит о потере в Афганистане 23 штурмовиков Су-25 и 8 пилотов, при этом отмечается, что не было ни одного случая потери самолёта из-за взрыва топливных баков или гибели пилота (хотя есть предположение, что самолёт ст. лейтенанта Шумихина был потерян в результате поражения пилота огнём с земли). Исследователь Виктор Марковский считает эти данные неполными и, ссылаясь на документы ВВС 40-й Армии и КП ВВС ТуркВО, сообщает о потере 33 штурмовиков и 12 пилотов, указывая, что при этой оценке он не учитывал несколько самолётов, списанных из-за боевых и небоевых повреждений. В книгах Марковского и Ильдара Бедретдинова, а также в некоторых других источниках можно найти описание обстоятельств потери в Афганистане по крайней мере 34 штурмовиков (в том числе 24 в воздухе и 10 на земле) и имена 12 погибших пилотов Су-25.
Ирано-иракская война (1980—1988). Штурмовики поступили на вооружение ВВС Ирака во второй половине 1980-х годов. По одним данным, они применялись в войне очень интенсивно, по другим — выполнили буквально несколько боевых вылетов. Об эффективности их применения и возможных потерях ничего не известно.
Война в Персидском заливе (1991). Иракские Су-25 не совершали боевых вылетов в ходе этой войны, но понесли боевые потери. Семь самолётов перелетели в Иран, где были включены в состав местных ВВС, ещё два были сбиты американскими истребителями F-15 во время попытки перелёта и некоторое число уничтожено авиацией международной коалиции на земле. Всего Ирак потерял 31.
Гражданская война в Таджикистане (1992—1997). В ходе конфликта действовали Су-25 ВВС России и Узбекистана.
Абхазская война (1992—1993). Грузия применяла в войне свои Су-25. Несколько самолётов было сбито абхазской ПВО. Известен по крайней мере один случай участия в войне Су-25 ВВС России.
Карабахская война (1991—1994). Су-25 стал первым боевым самолётом, принявшим участие в Карабахской войне. В апреле 1992 года пилот ВВС России азербайджанского происхождения Вагиф Курбанов угнал свой штурмовик в Азербайджан и совершал на нём боевые вылеты, пока не был сбит. Позднее Азербайджан получил ещё несколько самолётов. К концу войны своими Су-25 располагала и армянская сторона. В целом в ходе войны Азейрбайджан потерял 7 Су-25, Армения — 1.
Первая чеченская война (1994—1996). Су-25 был основным боевым самолётом, использовавшимся ВВС России в боевых действиях в Чечне. В самом начале боевых действий штурмовики этого типа уничтожили на земле всю чеченскую авиацию. Наиболее интенсивно Су-25 действовали зимой и весной 1995 года; в дальнейшем авиация применялась эпизодически в силу характера войны после июньского перемирия. Штурмовики вновь подтвердили свою высокую эффективность. Боевые потери составили 5 самолётов (четыре сбиты и один списан из-за боевых повреждений). Несмотря на высокую боевую живучесть Су-25, один из штурмовиков был потерян в результате гибели пилота от огня противника из крупнокалиберного станкового пулемёта ДШК — пули пробили небронированное боковое стекло фонаря кабины.
Война в Конго (1997—2002). 8 штурмовиков были закуплены Демократической Республикой Конго в 1999 году. Из-за отсутствия в национальных ВВС подготовленных лётчиков все боевые вылеты совершались наёмными пилотами из России, Украины и Белоруссии.
Эфиопо-эритрейский конфликт (1998—2000). Обе стороны располагали Су-25 к началу третьего раунда боевых действий (май—июнь 2000 года). Отмечено применение эфиопскими штурмовиками управляемых ракет Х-25 и Х-29.
Вторая чеченская война (1999—2000). Как и в первой войне, Су-25 активно использовались для оказания непосредственной авиационной поддержки наземным подразделениям федеральных сил и совершали вылеты на «свободную охоту». Интенсивность действий авиации резко снизилась после завершения основной фазы боевых действий весной 2000 года. К середине 2001 года было потеряно 6 штурмовиков.
Конфликт в Македонии (2001). Непосредственно в ходе боевых действий ВВС Македонии получили от Украины несколько Су-25 и использовали их для ударов по позициям албанских боевиков.
Французско-Ивуарский конфликт (2004). Днем 6 ноября самолёт Су-25, принадлежащий Ивуарским ВВС, атаковал позиции французского миротворческого контингента, в результате чего 9 миротворцев были убиты, 31 ранен. Также погиб 1 американский гражданин. Через несколько часов французская авиация совершила ответный налёт на аэропорт Ямусукро и уничтожила на земле оба имевшихся у Кот-д’Ивуара Су-25.
Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008). Штурмовики активно применялись ВВС России и Грузии. В ходе конфликта официально подтверждённые потери ВВС России в боевых действиях составили три Су-25, ещё четыре были серьёзно повреждены, что значительно превысило потери и повреждения остальных типов применённых самолётов. Южноосетинской и российской сторонами в разное время было заявлено об уничтожении ряда грузинских самолётов (см. подробнее).
В войне были применены Су-25СМ, но так как на этих самолетах отсутствовала система РЭБ, они часто попадали под огонь противника. Устаревший прицельный комплекс не позволяет самолету работать в плохих метеоусловиях, а также применять ракеты Х-25/29 ночью, в основном штурмовик использует НАР и авиабомбы.
Дарфурский конфликт (с 2003). По данным международной организации Amnesty International, Судан неоднократно применял Су-25 для атак на военные и гражданские объекты в Дарфуре. Самолёты были поставлены из Белоруссии в 2008—2010 годах; согласно условиям эмбарго, наложенного на Судан Организацией Объединённых Наций, поставляемое в страну оружие не должно использоваться в боевых действиях в Дарфуре.
Вооружённый конфликт на востоке Украины (с 2014). В 2014 году штурмовики Су-25 ограниченно применялись в составе ВВС Украины в ходе вооружённого конфликта на востоке Украины. По состоянию на 1 ноября 2015 года, подтвержденные украинской стороной потери самолётов этого типа составили: уничтоженными в результате боевых действий — 5 единиц, повреждёнными — 1 единица.
Вооружённый конфликт на севере Ирака (2014). Закупленные Ираком у России и доставленные в конце июня 2014 года Су-25, совершили первые боевые вылеты 25 декабря в небе над окрестностями иракского города Тикрит в провинции Салах-эд-Дин, обратив в бегство боевиков экстремистской организации «Исламское государство».
Военная операция России в Сирии (2015). с 30 сентября 2015 года самолёты Су-25СМ используются в составе смешанной авиагруппы ВКС России в Сирии в рамках оказания помощи в операциях против террористической организации ИГИЛ.
Другие конфликты. 18 июля 2000 года перуанский Су-25 сбил самолёт, перевозящий наркотики.
Тактико-технические характеристики Су-25К
Экипаж Су-25
— 1 лётчик
Размеры Су-25
— Длина: 15,36 м (с ПВД)
— Размах крыла: 14,36 м
— Высота: 4,8 м
— Площадь крыла: 30,1 м²
— Коэффициент удлинения крыла: 6
— Коэффициент сужения крыла: 3,38
— Угол стреловидности по передней кромке: 20°
— Поперечное V крыла: −2,5°
— База шасси: 3,57 м
— Колея шасси: 2,51 м
Вес Су-25
— Масса пустого: 9315 кг
— Масса снаряжённого: 11 600 кг
— Нормальная взлётная масса: 14 600 кг
— Максимальная взлётная масса: 17 600 кг
— Масса топлива во внутренних баках: 3000 кг
Масса броневой защиты: 595 кг
— фонарь: 48,5 кг лобовое (бронестекло)
— кабина пилота: 424,9 кг
— топливная и масляная системы: 121,6 кг
— Масса протектора: 160 кг
Двигатель Су-25
— Силовая установка: 2 × ТРД Р-95Ш
— Тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН)
Скорость Су-25
— Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
— Крейсерская скорость: 750 км/ч
— Посадочная скорость: 210 км/ч
Практическая дальность Су-25
(с норм. боевой нагрузкой)
— на высоте: без ПТБ: 640 км
— на высоте: с 2× ПТБ-800: 950 км
— на высоте: с 4× ПТБ-800: 1250 км
— у земли: без ПТБ: 495 км
— у земли: с 2× ПТБ-800: 620 км
— у земли: с 4× ПТБ-800: 750 км
Перегоночная дальность Су-25
— 1950 км
Практический потолок Су-25
— 7000 м
— Высота боевого применения с максимальной боевой нагрузкой: 5000 м
— Радиус виража: 680 м (при норм. боевой нагрузке на 1500 м при 555 км/ч)
— Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1000 кг)
— Нагрузка на крыло: 485 кг/м² (при норм. взлётной массе)
— Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе)
Длина разбега Су-25
— на бетонной ВПП 550 м; на грунтовой ВПП 600 м
Длина пробега Су-25
— (без тормозного парашюта) на бетонной ВПП 600 м; на грунтовой ВПП: 700 м
Максимальная перегрузка Су-25
— с нормальной боевой нагрузкой + 6,5g; с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g
Вооружение Су-25
— Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 250 снарядов
— Точки подвески: 10
Боевая нагрузка
— нормальная: 1400 кг (4× ФАБ-250 + 2× Р-60 + боезапас пушки)
— максимальная: 4400 кг
Управляемые ракеты
— ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
— ракеты «воздух-поверхность»: 4 × Х-25МЛ или Х-25МЛП или С-25Л или 2 × Х-29Л
Неуправляемые ракеты
— 256 (8 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
— 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
— 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
— 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
Бомбы
— свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
— 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
— 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
— 8 или 32 × 100 кг или
— 8 × контейнеров КМГУ-2
Стрелково-пушечные контейнеры
— 4 × СППУ-22-1 с отклоняемой в вертикальной плоскости двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 260 снарядов, СППУ-30 и СППУ-687 с 30-мм пушками ГШ-30, и другие.
Поврежденные Су-25 ракетами ПЗРК в грузино-осетинском конфликте в 2008 году
Фото Су-25
Су-25 чешских ВВС
Кабина Су-25СМ
Sukhoi Su 25 Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
Beste Übereinstimmung
Neuestes
Ältestes
Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
Lizenzfrei
Lizenzpflichtig
RF и RM
Durchstöbern Sie 301
sukhoi su 25 Stock-Photografie und Bilder. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. 900:29 Самолеты Су-25 оставляют след в цветах российского флага, пролетая строем над памятником Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, а св. Истребитель -30 МКИ на авиабазе Лохегаон в … Президент Индии Пратибха Патил показывает большой палец вверх перед тем, как забраться в кабину истребителя Су-30 МКИ ВВС Индии в … Президент Индии Пратибха Патил показывает большой палец жест вверх перед тем, как забраться в кабину истребителя Су-30 МКИ ВВС Индии на … Модель позирует с масштабной моделью российского самолета Су-30МКИ на базе ВВС Елаханка в четвертый день аэрокосмической Индия 2009…Истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-30 ВВС Индии пролетает мимо хвостового оперения KDC-10 Omega Tanker в течение третьего дня Aero India… Истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-30 ВВС Индии пролетает мимо во время демонстрация полетов на базе ВВС Елаханка во время третьего… Истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-30 ВВС Индии пролетает мимо во время демонстрации полета на базе ВВС Елаханка во время. .. 30 истребителей выполняют маневры во время визита министра обороны Индии А.К. Энтони в ВВС Индии … Индийские истребители Мираж 2000 и Сухой-30 принимают участие в учебных учениях на базе ВВС Индии в Гвалиоре, 25… Истребитель Су-30 выставлен вместе с истребителями Ягуар и Мираж 2000 на базе ВВС Индии в Гвалиоре, 25 августа… Истребитель Су-30 выставлен на базе ВВС Индии в Гвалиоре , 25 августа 2007 г. База ВВС в Гвалиоре, создана… Министр обороны Индии А.К. Энтони проходит мимо истребителя Су-30 на базе ВВС Индии в Гвалиоре, 25 августа 2007 г. офицер проходит мимо истребителя Су-30 на базе ВВС Индии в Гвалиоре, 25… Президент Венесуэлы Уго Чавес, сидя рядом с министром обороны Исаисом Бадуэлем, смотрит в бинокль на самолет 25 мая 2007 г. …Президент Венесуэлы Уго Чавес произносит речь во время церемонии 25 мая 2007 года в штате Ансуатеги, примерно в 220 км от Каракаса, по случаю… Су-25 ВВС Перу на Международном салоне технологий для Оборона, SITDEF 2017, в штабе перуанской армии. …Сухой СУ-25 ВВС Перу на Международном салоне оборонных технологий, SITDEF 2017, в штабе перуанской армии….Сухой СУ -25 ВВС Перу на Международном S Alon of Defense Technology for Defense, SITDEF 2017, в штабе перуанской армии….Сухой Су-25 перуанских ВВС на Международном салоне оборонных технологий, SITDEF 2017, в штабе перуанской армии.. ..Российские штурмовики Су-25БМ выпускают дым в цветах российского флага, пролетая над Красной площадью во время репетиции… На этой фотографии, сделанной 24 сентября 2016 года, показаны самолеты Су-25, выступающие во время первого Вонсана. Фестиваль воздуха Дружбы в Вонсане. Всего несколько недель… На этом снимке, сделанном 24 сентября 2016 года, самолет Су-25 приземляется во время первого Вонсанского авиафестиваля дружбы в Вонсане. Всего несколько недель… Самолет Су-25 приземляется во время первого Вонсанского авиафестиваля дружбы в Вонсане 24 сентября 2016 года. Всего через несколько недель после его пятого… Самолет Су-25 совершает облет во время первого Вонсанского авиафестиваля. Фестиваль авиации Дружбы в Вонсане, 24 сентября 2016 г. Всего через несколько недель после перелета пары Су-25 болгарских ВВС над авиабазой Граф Игнатиево, Болгария. — Су-25 сток-фото и фотографии пара болгарских ВВС Су-25 пролетел над авиабазой Граф Игнатиево, Болгария. — Су-25 стоковые фото и фотографии два самолета Су-25С ВВС Болгарии пролетел над авиабазой Граф Игнатиево, Болгария. — Су-25 сток-фото и фотографии Су-25 болгарских ВВС в полете над Болгарией. — Су-25 сток-фото и бильдерболгарские ВВС Су-25К. — sukhoi su 25 stock-fotos und bilderСолдаты Национальной гвардии Нигера стоят рядом с штурмовиком Су-25 и ударным вертолетом Ми-35П ВВС Нигера на взлетно-посадочной полосе в…Солдаты Национальной гвардии Нигера маршируют рядом с Су-Су Штурмовик В-25 на взлетной полосе в Диффе, юго-восток Нигера, во время визита в Нигер двух бомбардировщиков Су-25 ВВС России на российской военной базе Хмеймим в провинции Латакия, на северо-западе Сирии, 16 декабря. , 2015….Бомбардировщик Су-25 ВВС России совершает посадку на российской военной базе Хмеймим в провинции Латакия, на северо-западе Сирии, 16 декабря. ..Четыре российских истребителя Су-27 выступают на Международном авиационном мероприятии и Космический салон «МАКС-2007» на аэродроме Жуковский, Подмосковье, 25 августа…Российский Су-27 Flanker выступает на Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2007» на аэродроме Жуковский, Подмосковье, 25 августа.. .Российский штурмовик Су-25 выпускает дым в содружестве Часов российского флага над Красной площадью в Москве, 9 мая….Российский штурмовик Су-25 выпускает дым в цветах российского флага, пролетая над Красной площадью в Москве, 9 мая… Российский штурмовик Су-25 выпускает дым в цветах Российского флага во время полета над соборами Кремля в Москве,… Штурмовик Су-25 армянской армии ведет огонь во время учений на полигоне в Армении 11 сентября 2015. ФОТО AFP /… Армянская армия Штурмовик Су-25 ведет огонь во время военных учений на полигоне в Армении 11 сентября 2015 года. ФОТО AFP /…Российская пилотажная группа «Русские витязи» выступает на Су-27 во время Московского международного авиационно-космического салона МАКС -2015 в городе. ..Выступление пилотажной группы «Русские Витязи» на Су-27 во время Московского международного авиационно-космического салона МАКС-2015 в городе…Выступление пилотажной группы «Русские Витязи» на Су-27 во время стажировки в Москве Национальный авиационно-космический салон МАКС-2015 в городе…Выступление российской пилотажной группы «Русские Витязи» на Су-27 на Московском международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 в городе…Выступление российской пилотажной группы «Русские Витязи» на истребителях Су-27 на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015,…Выступление российской пилотажной группы «Русские витязи» на истребителях Су-27 на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015. ..Выступление российской пилотажной группы «Русские витязи» на истребителях Су-27 на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015,…Выступление российской истребителя-бомбардировщика Су-34 на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 Шоу, Жуковский, Подмосковье, август. .. Российский истребитель Су-35С выступает на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 в Жуковском, Подмосковье, 25 августа… Российский Су-35С 33 одноместных ши Истребитель СТОБАР на базе р выступает в день репетиции Международного авиационно-космического салона МАКС-2015, в… Международный авиационно-космический салон, в… Иракские сотрудники службы экстренной помощи осматривают последствия аварии с бомбой военного самолета в районе Багдада Джадида к востоку от столицы Багдада 6 июля… Иракские сотрудники службы экстренной помощи осматривают последствия аварии с бомбой военного самолета в Багдад, район Джадида к востоку от столицы Багдада, 6 июля, … Иракские сотрудники службы экстренной помощи осматривают последствия аварии военного самолета в Багдаде, район Джадида к востоку от столицы Багдада, 6 июля… Иракские сотрудники службы экстренной помощи осматривают последствия инцидента с бомбой военного самолета в багдадском районе Джадида к востоку от столицы Багдада 6 июля. .. иракские сотрудники службы экстренной помощи осматривают последствия аварии военного самолета в районе Багдад Джадида к востоку от c апиталь Багдад, 6 июля, … Иракские сотрудники службы экстренной помощи осматривают последствия аварии военного самолета в районе Багдада Джадида к востоку от столицы Багдада, 6 июля, … Реактивные истребители Су-25 грузинской армии летят во время военного парада в честь Дня Независимости в Тбилиси 26 мая 2015 года. ФОТО AFP / ВАНО ШЛАМОВ В этом раздаточном изображении предоставлено фотоагентством Host / РИА Новости, Микоян-Гуревич МиГ-29Истребители Fulcrum и штурмовики Су-25 Frogfoot… фон 6
У него глупое кодовое имя, но этот прочный военный самолет советской эпохи оказывает большое влияние на Украину
Опубликовано вРуководство по оружию и снаряжению
Frogfoot — проверенный самолет непосредственной авиационной поддержки в руках русских. К несчастью для россиян, на Украине тоже есть.
Джон Гуттман
Российский Су-25. (Фото: Федор Леухин)
Поделиться этой статьей
Нынешний конфликт в Украине стал свидетелем удивительного столкновения передовой технической сложности и устаревших основ. Большинством новейшего оружия украинцы обладали с несоразмерным успехом, в то время как русские захватчики, кажется, были наиболее эффективны с большим количеством более старого, более простого, но все же смертоносного оружия.
Случай последнего — Су-25. Бронированный самолет непосредственной авиационной поддержки, или CAS, фактически реактивный потомок штурмовика Ильюшина Ил-2, сыгравшего столь важную роль в победе во Второй мировой войне, но Су-25 известен как Грач («Грач»). ладья») своим российским пилотам, которые выразили некоторое недовольство кодовым названием Организации Североатлантического договора: Frogfoot.
ПОЛУЧИТЕ САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ИСТОРИИ ПРЯМО В СВОЙ ВХОДЯЩИЙ ЯЩИК
Подпишитесь на нашу HistoryNet прямо сейчас! информационный бюллетень о лучшем из прошлого, доставляемый каждую среду.
История Су-25
Су-25 был разработан Павлом Сухим и его акционерным обществом «Конструкторское бюро Сухого» в Москве для тактического реактивного самолета нового поколения. Он впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 г. и после того, как его предпочли конкуренту Ил-102, запустили в производство на заводе Сухого и в Новосибирском авиационном объединении. Вступил в строй 19 июля., 1981 г., и вскоре был использован для поддержки советских и афганских правительственных войск в борьбе с моджахедами.
Су-25 играли заметную роль в советских операциях в Афганистане, но 23 из них были сбиты различными зенитными средствами, использованными моджахедами, и такое же количество составило небоевые потери. Су-25, сбитый под Кабулом в январе 1989 года, стал последней потерей советских самолетов перед их выводом из Афганистана.
Экспортный вариант Су-25К был продан в 17 стран и использовался примерно в таком же количестве войн. Во второй половине ирано-иракской войны 69 г.Су-25К использовались ВВС Ирака и совершили 900 боевых вылетов. Только два самолета были потеряны, и один из них показал причину: несмотря на попадание иранской зенитной ракеты MIM-23 Hawk, ее пилоту удалось вернуть свой самолет.
Несмотря на свое старение, Су-25 участвовали в многочисленных конфликтах 21 -го -го века. В 2014 году иракские Су-25 совершили 3562 вылета в период с июня 2014 года по декабрь 2017 года, сыграв жизненно важную роль в изгнании Исламского государства из северного Ирака. В Сирии около дюжины Су-25 помогли вытеснить Исламское государство из Сирии, совершив 1600 вылетов и сбросив 6000 бомб к 15 марта 2016 года. И армяне, и азербайджанцы использовали Су-25 в войне 2020 года за Нагорный Карабах, но не хватило, чтобы сыграть решающую роль.
Характеристики Су-25
Отличительной особенностью Су-25 является внимание, уделяемое защите пилота и компонентов. Планер состоит из 60% алюминия, 19% стали и 13,5% титана. Кабина в принципе аналогична «бронированной ванне», защищавшей экипаж Ил-2, цельносварной из титанового сплава толщиной 24 мм. Резервные органы управления и бронированные топливопроводы позволяют самолету выдерживать повреждения и по-прежнему иметь возможность вернуться на базу, но если ничего не помогает, пилот может прибегнуть к своему катапультному креслу К-36Л «Звезда».
Су-25К имеет размах крыла 47 футов 1 дюйм, площадь крыла 365 квадратных футов и длину 50 футов 11 дюймов. Пустой вес составляет 21 605 фунтов, а максимальный взлетный вес — 42 549 фунтов. Оснащенный турбореактивными двигателями Союз/Гаврилов Р-195, каждый из которых развивает 9930 фунтов тяги, он может развивать скорость 606 миль в час (0,79 Маха) с максимальной дальностью 620 миль в час и боевой дальностью 470 миль. Скорость набора высоты составляет 11 400 футов в минуту до максимального потолка 23 000 футов.
Наступательный удар Су-25 в основном наносится на любой из 10 подкрыльевых пилонов, включая управляемые ракеты, ракеты с лазерным наведением и простые «железные бомбы». Он также может нести 30-мм двухствольные пушки Грязева-Шипунова ГШ-30-II или 23-мм двухствольные пушки ГШ-23 с боезапасом по 250 снарядов каждая. Хотя полеты «воздух-воздух» не являются сильной стороной самолета, его пилоны также могут нести ракеты класса «воздух-воздух» Р-3С (обозначение НАТО AA-2D Atoll) или Р-60 (код НАТО AA-8 Aphid). Последний вариант, Су-25СМ, оснащен навигационным компьютером, комплексом средств противодействия, СУО-39.система управления огнем и РЛС «Фазотрон-Копьё-25М».
Хотя его дальность полета меньше, а грузоподъемность меньше, чем у его американского аналога, A-10 Thunderbolt II (более известного как Warthog), Су-25 может действовать на более неровных полях ближе к зоне боевых действий и в совокупности доставлять больше снаряд быстрее. Оба самолета неоднократно демонстрировали преимущества наличия двух двигателей в тех случаях, когда один из них выходил из строя, а другого было достаточно, чтобы доставить самолет домой.
В период с 1978 по 2017 год было произведено 1024 самолета Су-25 в различных улучшенных моделях CAS и двухместных учебно-тренировочных самолетах. С авианосца «Адмирал Кузнецов» также имеется двухместный военно-морской флот с аэрофинишером.
Су-25 в российско-украинской войне
Излишне говорить, что «Грач» принимал активное участие в российской «специальной военной операции» на Украине — буквально с самого начала, когда Москва объявила о потере одного из своих Су- 25 с 24 февраля 2022 г. из-за «ошибки пилота». Случайно или нет, но в интернете распространилось видео, якобы снятое в тот же день, на котором запечатлен украинский МиГ-29 имени Микояна-Гуревича.истребитель, преследующий российский Су-25 на малой высоте, классическая дуэль скорости против маневренности, исход которой не выглядит таким окончательным.
Украина имела или приобрела 92 Су-25 различных подтипов с момента обретения независимости и 17 боеспособных к моменту вторжения, распределенных в 299 -ю -ю Тактическую авиабригаду в Кульбакино Николаевской области, 456 -я Штурмовая полка в Чоткове и 4070 -й -й резервной базы. Однако 26 февраля три из этих украинских Су-25 были сбиты под Херсоном, двое пилотов погибли, а третий, Андрей Максинов, попал в плен.
Кое-что о живучести Су-25 и эффективности противовоздушной обороны с обеих сторон говорит тот факт, что к середине августа русские сообщили о потере восьми Су-25, а Украина — о потере восьми. Потери русских включали генерал-майора в отставке Канамата Боташева 24 мая и полковника в отставке Николая Маркова 27 , оба убиты. Чем занимались в бою два старших офицера в отставке, остается неизвестным. Среди украинских потерь 14 апреля под Изюмом был сбит и убит капитан Егор Середык, впоследствии награжденный орденом Героя Украины. Сбитый и захваченный русскими в тот же день Роман Василюк был освобожден в результате обмена пленными через 10 дней.
Поскольку война продолжается, вполне вероятно, что в ближайшие дни, недели или месяцы о деятельности Су-25 и подвигах пилотов одной или обеих сторон станет известно больше.
журналы historynet
Наши 9 самых продаваемых исторических изданий содержат подробное повествование и культовые образы, чтобы привлечь внимание и рассказать о людях, войнах и событиях, которые сформировали Америку и мир.
Поделиться этой статьей
Джон Гуттман
more by Джон Гуттман
Погрузитесь глубже
Информация для цитирования
APAMLAHarvardVancouverChicagoIEEE
Джон Гуттман (26.12.2022) Сухой Су-25: у него глупое кодовое имя, но этот прочный военный самолет советской эпохи имеет большое значение в Украине . HistoryNet Получено с https://www.historynet.com/sukhoi-su-25-it-has-a-silly-codename-but-this-rugged-soviet-era-warplane-is-having-a-big-impact. -на Украине/.
» Сухой Су-25: у него глупое кодовое имя, но этот прочный боевой самолет советской эпохи оказывает большое влияние на Украину. com/сухой-су-25-у него-глупое-кодовое-но-этот-прочный-советский-военный самолет-имеет-большое-влияние-в-украине/
Джон Гуттман 9/ 6/2022 Сухой Су-25: у него глупое кодовое название, но этот прочный военный самолет советской эпохи оказывает большое влияние на Украину.