Содержание
Удовольствие дорогое, но сомнительное. «За» и «против» самолета 6-го поколения В-21
Одни эксперты пророчат новому американскому самолету великое военное будущее, другие утверждают, что это бесполезная трата огромных средств
Александр Сычев
Этому событию предшествовала многодневная рекламная кампания практически во всех средствах массовой информации США, а саму выкатку нового стратегического бомбардировщика В-21 Raider из ангара завода № 42 в Палмдейле (Калифорния) компания Northrop Grumman обставила как шоу: яркая подсветка, громкая музыка, торжествующие авиастроители и много шампанского для почетных гостей. Среди оных были министр обороны США Ллойд Остин, генеральный директор компании Northrop Grumman Кэти Уорден и заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов ВМС США адмирал Кристофер Грейди.
Мероприятию придавалось огромное политическое значение. Оно должно было продемонстрировать американцам и всему миру сохраняющееся лидерство США, в том числе технологическое. Последнее особенно важно в связи с тем, что по целому ряду направлений Америка начала заметно отставать, уступив первенство России и Китаю.
Обсуждать идею создания бомбардировщика шестого поколения в Пентагоне начали на заре 2000-х годов. Довольно долго выбирали подрядчика, среди которых помимо Northrop Grumman были корпорации Boeing и Lockheed Martin, представившие довольно интересные разработки. Но выбрали Northrop. Почему, объяснять общественности не стали.
Планировалось, что первый полет состоится в конце нынешнего года, но, опять же без объяснения причин, его отложили на 2023-й. В настоящее время на разной стадии производства находятся шесть самолетов, которые будут участвовать в испытаниях и доводке. Предполагается, что первый полностью готовый бомбардировщик ВВС получат в 2026 году. Однако компания Northrop Grumman выторговала себе отсрочку на год. На всякий случай – изделие сложное, полностью цифровой проект. Кто знает, что покажут испытания.
Американские авиаконструкторы относят самолет к шестому поколению. Поколение – довольно условное понятие. Можно найти различные списки признаков, которые якобы должны свидетельствовать о принадлежности к тому или иному поколению. Шестое от пятого отличают улучшенная технология снижения радиолокационной заметности, высокие показатели во всех режимах полета от дозвуковой скорости до сверхзвуковой, достигающей нескольких Махов, способность изменять форму, «умное» покрытие, интегрированность в сети связи и обмена данными, многочисленные повышенной чувствительности датчики обнаружения противника, возможность пилотируемого и автономного полета и выполнения задания и, наконец, оружие направленной энергии. Последнее в большей степени относится к истребительной авиации, но может появиться и на бомбардировщике.
Насколько удалось реализовать весь список, покажут испытания. Пока же конструкторы из Northrop Grumman постарались преподнести все достоинства своего детища, конечно же, с максимальным соблюдением секретности. Даже фотографии распространяли с изображением только в фас. Поэтому о его тактико-технических характеристиках, по-прежнему, ничего неизвестно, даже об использованных двигателях, дальности полета, грузоподъемности и просто размерах.
Внешне B-21, построенный по конструкции «летающее крыло», напоминает своего предшественника бомбардировщик B-2 Spirit. На презентации представители компании сказали, что он позаимствовал также технологии из других прошлых разработок компании: Tacit Blue, YF-23 и X-47B.
В отличие от своего предшественника, самолет выкрашен в светло-серый цвет, что может указывать на планы его использования не только ночью, но и днем.
В конструкции применена открытая архитектура, которая, по замыслу разработчиков, должна обеспечить возможность адаптации бомбардировщика к изменяющемуся оружию противника. В отличие от самолетов предыдущего поколения, B-21 не будет подвергаться блочной модернизации. Новые технологии, возможности и вооружение будут встраиваться в него. Такой подход должен позволить B-21 Raider практически непрерывно меняться на протяжении всего срока службы.
«Мы надеемся, что модульные системы с открытой архитектурой будут способствовать тому, что B-21 останется самым передовым самолетом-невидимкой в мире в течение следующих 30-50 лет», — заявил заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов адмирал Грейди.
Самолет получился меньше B-2 Spirit. Соответственно, он получил облегченное шасси – все тележки имеют по два колеса вместо четырех. Крышки люков для шасси открываются вбок и не имеют зубчатых краев, как на B-2.
Планер собран из крупных панелей, сделанных из композитных материалов. Панели корпуса соединены практически бесшовно.
Окна кабины пилотов очень маленькие. Это сделано, чтобы снизить радиолокационную заметность самолета, но в результате в жертву оказалась принесена обзорность. Пилоты могут видеть только вперед и чуть вверх (это необходимо для проведения дозаправки в воздухе), и совсем немного через крошечные боковые окна.
Ограниченность обзора, вероятно, предполагается компенсировать за счет камер. Однако на представленном самолете они не были замечены, как, впрочем, и датчики, которых должно быть очень много, чтобы бомбардировщик соответствовал «шестому поколению».
Воздухозаборники расположены сверху корпуса и предельно сглажены и вписаны в крыло, чтобы эффективнее рассеивать радиолокационный импульс. Сопла также вынесены на верхнюю плоскость планера и оснащены системой охлаждения выхлопных газов. Представители компании заявили, что даже самые передовые системы ПВО с трудом смогут обнаружить B-21.
В связи с выкаткой бомбардировщика и работами над истребителем шестого поколения в США развернулась дискуссия о необходимости стелс-технологий в целом. Дело в том, что системы ПВО развиваются настолько быстро, что технологии малой заметности за ними не поспевают, и особого смысла в их создании в США не видят многие.
К тому же стоимость таких самолетов просто заоблачная. Общая сметная стоимость всей программы В-21 оценивается примерно в 203 млрд долларов в ценах 2019 года. В эту сумму включены около 25 млрд долларов, потраченных на разработку, 64 млрд – на предстоящее производство ста бомбардировщиков и 114 млрд – на 30 лет поддержания и эксплуатации парка самолетов. Судя по нынешнему состоянию американской экономики, пишет Bloomberg, речь уже идет о почти 240,4 млрд долларов.
Сколько еще придется потратить, никто не берется оценивать. В прошлом в Пентагоне вообще планировали приобрести до 145 бомбардировщиков, а, следовательно, велика вероятность кратного увеличения расходов.
Новый самолет будет, скорее, многоцелевой платформой, нежели просто бомбардировщиком, как его предшественники, включая В-52. Он будет обладать значительными возможностями ведения радиоэлектронной борьбы, разведки, наблюдения и рекогносцировки, сможет выполнять роль ретранслятора связи, а также управлять группой беспилотников, обладающих высокой степенью автономности. На нем применены «облачные технологии» хранения и передачи данных.
Кроме того, каждый самолет будет иметь своего цифрового двойника – детализированную модель, которая позволит инженерам не только иметь представление о состоянии всех узлов самолета во время полета, но и заранее планировать ремонтные работы, что сократит время и стоимость их проведения.
Ремонтопригодность вообще была одним из важнейших требований, предъявлявшихся Пентагоном к новому бомбардировщику. Американские военные летчики намучились с обшивкой и конструкцией самолетов-невидимок B-2. Их обслуживание оказалось чрезвычайно дорогим и сложным. В результате самолеты больше времени проводят в ремонтных мастерских, чем в воздухе. B-21 должен преодолеть этот недостаток.
Из того арсенала оружия, которое предполагается размещать во внутренних отсеках бомбардировщика, в разное время упоминались корректируемые противобункерные бомбы GBU-57/B Massive Ordnance Penetrator. Они используются на бомбардировщиках B-2, а также будущая крылатая ракета Long Range Stand-Off (LRSO) с ядерными боеголовками.
ВВС США планируют заменить все существующие стелс-бомбардировщики B-2 Spirit, а также B-1 Lancer. В 2027 году на боевой пост должна заступить целая эскадрилья, восемь самолетов B-21 Raider, местом базирования которой выбрана авиабаза Эллсворт в штате Южная Дакота. В середине следующего десятилетия планируется нарастить выпуск до 80 бортов, а ко второй половине 30-х годов парк стратегических бомбардировщиков должен увеличиться до 220 боевых машин, что станет рекордом для США.
В Вашингтоне рассчитывают, что B-21 Raider станет основой американского бомбардировочного флота, будет играть ключевую роль в поддержке стратегической мощи страны и позволит наносить точные удары оружием с ядерными и обычными боеголовками на большие расстояния в любой точке мира.
Пока, конечно, неясно, насколько B-21 Raider будет соответствовать ожиданиям американского генералитета. Ранее столь же большие надежды возлагались на В-1, потом на В-2. Они не оправдались.
Сегодня некоторые американские эксперты высказывают мнение, что к началу 30-х годов В-21 потеряет все преимущества, на которые указывают в Northrop Grumman. Один из аргументов – скорость развития оборонительных и ударных вооружений потенциальных противников. В качестве наиболее перспективных они называют гиперзвуковое оружие, для запуска которого подходят уже любые носители, даже подводные лодки.
Не забыты также различные дроны, которые становятся совершеннее и многочисленнее. Уже сегодня некоторые из них способны самостоятельно решать задачи в заданных районах. А беспилотники стоят на несколько порядков меньше, чем B-21 Raider. В общем, гонка вооружений идет полным ходом, а значит даже такая перспективная боевая машина, как В-21, может устареть до того, как поступит на вооружение.
Материалы по теме:
В спецоперации РФ применяется лазерное оружие нового поколения
Во Франции принята на вооружение первая в стране атомная подлодка нового поколения
Невидим и универсален: США представили миру боевой самолет шестого поколения (видео)
СШАВВСТехнологиисамолетгонка вооруженийбомбардировщик
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Я так вижу. ВМС США показали концепт-арт истребителя 6 поколения | Армия | Общество
Алексей Козаченко
Примерное время чтения: 3 минуты
1614
Концепция палубного истребителя шестого поколения, разрабатываемого в рамках программы Next Generation Air Dominance (NGAD). NAVY AVIATION VISION 2030-2035.
Военно-морские силы (ВМС) США показали концепцию палубного истребителя шестого поколения, разрабатываемого в рамках программы Next Generation Air Dominance (NGAD) на замену действующему самолету F/A-18E/F Super Hornet. Говорят об этом самолете давно, однако пока дальше публикации планов на машину и ее изображений дело не идет.
В сентябре 2020 года сообщалось, что Пентагон в условиях секретности в рамках программы NGAD спроектировал, построил и по крайней мере один раз поднял в воздух прототип Х-самолета, под которым подразумевается, в частности, беспилотный или пилотируемый летательный аппарат нового поколения, в том числе истребитель шестого поколения.
Однако так ли это? Для чего такая секретность для испытаний самолета? Да и был ли мальчик?
NAVAIR has released new concept art of the F/A-XX, showing canards, a pseudo lambda/delta wing, and, I think, YF-23-style ruddervators (but they might be stabilizers. ) The description also calls for more speed and range than F/A-18E/F Block III. https://t.co/ztebX38Mqo pic.twitter.com/c2LAlGqQSZ
— Steve Trimble (@TheDEWLine) October 29, 2021
Теперь этот факт под еще большим сомнением. Рассказываем, почему. В Twitter редактором журнала Aviation Week было выложено изображение нового истребителя. Картинка похожа на рисунок, взятый из документа, на который приложена ссылка. От самолета ведут стрелочки еще к четырем машинами.
Документ по ссылке представляет собой нечто среднее между дорожной картой развития авиации США и фантазиями на ту же тему. На картинках представлены концепции техники, сопровождающиеся подписями. Там же при желании можно найти и изображение нового истребителя. Абзац напротив него гласит, что, согласно анализу военных, истребитель должен иметь оружие большой дальности, сенсорные технологии и очень крутую систему для связи. Что ж, согласно нашему анализу, все самолеты должны быть беспилотными, а войны — вести роботы.
Комментаторы отмечают, что реальных фото нового дизайна нет, а выложенное похоже скорее на фантазию художника. Впрочем, и этот «концепт-арт» в интернете раскритиковали, сообщив, что у такого самолета будут проблемы с управлением. А кто-то даже сравнил истребитель с китайским J-10. В общем, если автор поста хотел положительных откликов, его надежды не оправдались.
Что же говорят официальные представители Пентагона по поводу истребителя шестого поколения? Ожидается, что самолет F/A-XX, в 2030-х годах должен заменить действующие палубные истребители F/A-18E/F Super Hornet. Новую машину должны отличать, в частности, большие скорость и дальность полета, а также использование современных радаров. F/A-XX сможет выступать в качестве ведущего самолета для группы ведомых беспилотников.
В июне издание The Drive сообщило, что разрабатываемый в рамках программы NGAD для Военно-воздушных сил (ВВС) США истребитель шестого поколения получит дорогую «китайскую» и дешевую «российскую» версии. Согласно публикации, в первом случае речь идет о самолете большой дальности полета, предназначенном для действий в районе Тихого океана. Во втором — об истребителе меньшей дальности для Европы.
NGAD будет частично многоцелевым самолетом, способным поражать воздушные и наземные цели. По своим задачам истребитель шестого поколения напоминает первый в мире самолет пятого поколения F-22 Raptor, от которого Пентагон планирует отказаться.
Издание отмечает, что производство истребителей меньшей дальности обойдется дешевле.
ВМС СШАистребитель 6 поколенияамериканский истребитель
Следующий материал
Новости СМИ2
ВВС «не так уж и далеко», говорит Кендалл. (Northrop Grumman)
ЛОНДОН: ВВС еще предстоит выбрать победителя среди компаний, которые все еще соревнуются за создание самолета шестого поколения для службы, но окончательный выбор «не так уж и далек», сказал главный руководитель службы Breaking Defense. эти выходные.
В то время как министр ВВС Фрэнк Кендалл отказался сообщить, когда служба выберет производителя истребителя, который станет краеугольным камнем семейства систем Next Generation Air Dominance, он предложил небольшую подсказку о траектории строго засекреченного программа.
«Это не скоро, но не так уж и далеко», — сказала Кендалл в эксклюзивном интервью для Royal International Air Tattoo. — Есть небольшая подсказка, которую я тебе дам.
На данный момент ВВС подтвердили три элемента программы NGAD: пилотируемый истребитель шестого поколения, разрабатываемую в настоящее время совместную усовершенствованную тактическую ракету AIM-260 и набор беспилотников, которые Кендалл называет «совместными боевыми самолетами». — что усилит пилотируемый истребитель в бою.
СВЯЗАННЫЕ: Эксклюзив: ВВС отказываются от концепта ведомого беспилотника B-21 генеральный подрядчик программы. Однако позже в том же месяце Кендалл сказал, что конкуренция за NGAD все еще продолжается, что вызывает дополнительные вопросы о статусе программы.
Хотя Кендалл отказался отвечать на большинство вопросов Breaking Defense о NGAD, он заявил, что программа не будет иметь ни одного премьера в «системном интеграторе», который курирует создание семейства систем, и что у ВВС есть отдельные приобретения усилий для каждого из элементов.
«Главным интегратором, вероятно, будет правительство, возможно, с некоторой помощью промышленности», — сказал он. «У самой платформы NGAD будет традиционный главный [подрядчик]».
ВВС не желают обсуждать, какие аэрокосмические компании участвуют в NGAD. Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman потенциально могут производить истребитель шестого поколения, но неясно, все ли трое в настоящее время все еще участвуют в продолжающемся конкурсе.
По крайней мере, один полномасштабный демонстрационный истребитель NGAD совершил свой первый полет в 2020 году. Представители ВВС отказались предоставить дополнительную информацию о производителе самолета или его возможностях, хотя они ясно дали понять, что цифровая инженерия была критически важной технологией. это позволило службе разработать его гораздо быстрее, чем ожидали зрители.
«То, что мы сделали, было экспериментальным прототипом, — сказал Кендалл в июне. «В основном у нас была программа X-plane, которая была разработана для снижения риска некоторых ключевых технологий, которые нам понадобятся для производственной программы».
Кендалл сказал, что ВВС планируют развернуть NGAD «к концу десятилетия». Сколько сервис в конечном итоге купит, пока не сообщается.
Tempest, новый истребитель 6-го поколения, разрабатывается Великобританией, Италией и Японией
Великобритания, Италия и Япония в совместном заявлении, как сообщает Defense News, новый истребитель шестого поколения. До этого релиза ходили слухи о таком проекте в рамках так называемой Global Combat Air Program (GCAP), но больше ничего не было известно, кроме того, что партнеры хотели иметь готовый истребитель к 2035 году9.0003
По сообщению BBC, ожидается, что новый истребитель «Tempest», как его назвали, также сможет нести новейшее передовое вооружение. В конечном итоге он заменит существующий в Великобритании парк FGR4 «Тайфунов», также известных как «Еврофайтер».
Уже началась работа по созданию боевого самолета, который будет быстрым, бесшумным, оснащенным передовыми датчиками и даже может использовать искусственный интеллект, чтобы помочь пилотам, когда они перегружены или находятся в состоянии сильного стресса. Он также может запускать гиперзвуковые ракеты и летать без пилота, если это необходимо.
Но на данный момент это всего лишь предположение.
В то время как Япония работала над своей программой FX следующего поколения, Великобритания, Италия и другие страны ранее работали над ранними разработками своих будущих проектов боевых самолетов.
Если GCAP будет реализована, это будет самая эффективная программа совместной работы Японии и Европы в области обороны. Необходимо сказать, заинтересована ли Швеция в участии в этой инициативе.
Швеция уже несколько лет рассматривает возможность партнерства с Великобританией для будущей системы воздушного боя под названием Tempest. Тем не менее, в последнее время он стал меньше интересоваться этой идеей.
В сообщениях говорится, что переговоры со Швецией о создании партнерства все еще продолжаются, поскольку обе стороны ищут способы развить свою прошлую работу с британцами над такими проектами, как истребитель Saab Gripen.
Самый популярный
По сообщению Defense News, представитель Saab заявил, что компания «сосредоточена на поддержке шведских властей в пересмотре шведской будущей системы боевой авиации».
Шведское правительство заключило с компанией контракт на сумму 250 миллионов шведских крон (24 миллиона долларов) на исследования в области разработки будущих истребителей.#
В другом заявлении премьер-министр Великобритании Риши Сунак сказал, что крайне важно обеспечить безопасность Британии с помощью таких инициатив, как GCAP.
«Мы [должны] оставаться в авангарде достижений в области оборонных технологий, опережая и перехитрив тех, кто стремится причинить нам вред. Международное партнерство, о котором мы объявили сегодня с Италией и Японией, направлено именно на это, подчеркивая, что безопасность евроатлантического и индо-тихоокеанского регионов неделима», — сказал он.
Совместная оборонно-промышленная база будет «дальнейше укреплена» благодаря GCAP, по словам трех правительств, которые заявили, что это «углубит наше оборонное сотрудничество, научное и [технологическое] сотрудничество, интегрированные цепочки поставок и еще больше укрепит».
Предполагаемый макет «Бури» на выставке DSEI в 2019 году. Воздушные возможности далеко в будущем», — говорится в заявлении.
Британский план будущего боевой авиации предусматривал программу Tempest, которая поместит основной самолет в центр сети более продвинутых возможностей, таких как беспилотные самолеты, датчики, оружие и системы данных. Сомнительно, что изменится.
«Мы разделяем стремление к тому, чтобы этот самолет стал центральным элементом более широкой системы боевой авиации, которая будет функционировать в нескольких областях», — говорится в заявлении GCAP.
Марк Гамильтон, управляющий директор Leonardo UK Electronics, говорит, что рынок готов предоставить необходимые навыки.
«Появление единой международной программы, поддерживаемой тремя правительствами, представляет собой важную точку зрелости для нашего общего видения боевой авиации и твердую уверенность в готовности промышленности реализовать программу», — сказал Гамильтон.
В течение некоторого времени Великобритания и Япония развивают сотрудничество в области обороны.
Поскольку две группы работали вместе в декабре, они решили провести демонстрацию двигателя реактивного истребителя. Японская совместная программа создания ракет класса «воздух-воздух» (JNAAM) также реализуется при содействии Министерства обороны Великобритании (МО).
Британское отраслевое партнерство, известное как «Team Tempest», состоящее из BAE Systems, Leonardo, MBDA и Rolls-Royce, возглавило разработку нового истребителя, который заменит боевые реактивные «Тайфун» после 2040 года.
For You
культура
Художественный коллектив пытается провести поддерживаемого ИИ кандидата в парламент Дании в 2023 году. Можем ли мы однажды получить полностью виртуального кандидата?
Пол Ратнер | 23.08.2022
наукаБиогибридные микророботы могут быть вам прописаны однажды
Саде Агард| 23.09.2022
инновации Может ли ИИ спасти лабораторных крыс и морских свинок? Как новые технологии могут решить большую этическую проблему
Баба Тамим| 14.10.2022
Еще новости
Инновации
Благодаря двум компаниям теперь можно перерабатывать все виды пластика
Stephen Vicinanza| 10.