Самолеты 6 поколения: Российские истребители шестого поколения будут взаимодействовать с беспилотниками, спутниками и наземными системами управления

Содержание

Секретный истребитель 6-го поколения ВВС США официально находится в разработке

ВВС США официально разрабатывают истребитель 6-го поколения
Представители ВВС США официально объявили, что их истребитель следующего поколения находится в стадии разработки

Согласно последним новостям из области оборонной промышленности, ВВС США официально объявили о разработке истребителя следующего (шестого) поколения. Во время мероприятия Heritage Foundation министр ВВС Фрэнк Кендалл сказал: «Мы начали программу (проектирования, производства и разработки) по созданию самолетов, которые мы запустим в производство». 

Первоначальный эскиз истребителя шестого поколения от компании Boeing, приблизительно за 2013 год. Boeing/Wikimedia Commons

«Мы думаем, что к концу десятилетия у нас будет такая возможность», — добавил он.

Поскольку программа находится на ранней стадии и, очевидно, является совершенно секретной, на мероприятии было представлено лишь ограниченное количество дополнительной информации. Известно лишь, что это будет пилотируемый аппарат, который станет центральным элементом так называемого семейства систем Air Dominance следующего поколения ВВС.

Эти машины также будут оснащены новым оружием, сенсорами и различными беспилотниками, которые будут работать в команде с новым истребителем.

В рамках реализации этой программы ВВС впервые осуществили полет прототипа истребителя NGAD в 2020 году. Однако в то время официальные лица отказались раскрывать информацию о самолете или его производителе.

«То, что мы сделали, было экспериментальным прототипом», — пояснил Кендалл. «По сути, у нас была программа X plane, которая была разработана для снижения риска некоторых ключевых технологий, которые нам потребуются для серийной программы».

«Недавний анонс, вероятно, является явным признаком того, что ВВС определились с проектом, победителем которого стал один единственный генеральный подрядчик», сказал Ричард Абулафия, аэрокосмический аналитик из AeroDynamic Advisory. Этот подрядчик также пока неизвестен, но эксперты делают ставки Lockheed Martin, Boeing и Northrop Grumman.

Последняя, однако, очень занята созданием бомбардировщика B-21, поэтому, возможно, им будет не под силу взяться за такой амбициозный проект, как разработка нового истребителя. По мнению отраслевых экспертов, таких как Абулафия, наиболее вероятным сценарием является то, что проект возглавит Lockheed Martin, поскольку у них уже есть большой опыт в разработке стелс-самолетов пятого поколения F22 и F35. Впрочем, не следует забывать о компании Boeing.

«Ходили слухи, что Boeing не отказался от проекта. И в ответ на эти слухи можно сказать, что они могут создать прототип, но могут ли они действительно построить боевой самолет с чистого листа?». сказал Абулафия в интервью Breaking Defense. «Если это Boeing, то это подразумевает, что они совершили настоящее чудо. Поэтому я бы, наверное, выбрал Lockheed Martin», — добавил он. Lockheed Martin, Boeing и Northrop Grumman как обычно отказались давать комментарии по этому вопросу.  

Интрига закручивается. 

Как мы уже говорили выше, на сегодняшний день общественности было представлено очень мало информации об этом проекте. Однако в последнее время высшие чины ВВС всё таки поделились с журналистами кое-какими данными. 

Например, в апреле начальник штаба ВВС генерал К. К. Браун сообщил в интервью репортерам, что программное обеспечение управления полетом истребителя NGAD было изолировано от программного обеспечения системы задач. Благодаря такому подходу аппарат можно будет легче модернизировать в будущем с учетом новых технологий, что намекает на модульную конструкцию будущих самолетов.

Позже, в апреле, Кендалл сообщил представителям прессы, что истребитель NGAD будет стоить «несколько сотен миллионов долларов» за самолет и будет оснащен беспилотниками и другими системами, которые «не являются столь дорогостоящими и обеспечивают более широкие возможности для выполнения миссий».  Если это правда, стоимость программы нового истребителя, по всей видимости, превзойдет даже стоимость невероятно дорогого F-22.  

Также пока неясно, каким образом новый истребитель заменит 183 F-22 Raptor, эксплуатируемых в настоящее время. Если самолет будет таким дорогим, как об этом говорят, то проблемы с бюджетом могут ограничить амбиции проекта или даже конечное число приобретаемых самолетов.

«Сложность в том, что (Кендаллу) может понадобиться полная производственная программа, но стоимость (за единицу) может этому помешать», — пояснил Абулафия. Кроме того, до сих пор остается много вопросов о возможностях предлагаемых истребителей, их вооружении и т.д.

Вероятно, в ближайшие месяцы , а возможно и годы, мы получим больше информации. А пока можно только догадываться, что планируют ВВС США относительно истребителя следующего поколения.

рекомендации

Источники: Breaking Defense, The Drive
(https://breakingdefense.com/tag/frank-kendall/)
(https://breakingdefense.com/2022/06/the-air-forces-secret-next-gen-fighter-has-reached-development-phase/)
(https://www.thedrive.com/the-war-zone/air-forces-next-generation-air-dominance-fighter-program-enters-new-stage)

Этот материал написан посетителем сайта, и за него начислено вознаграждение.

Истребитель 6 поколения. Реактивный истребитель: фото и технические характеристики

Военно-воздушные силы — один из крупнейших родов войск России. Технологическое превосходство самолетов — важнейший критерий боеспособности ВВС. И потому армии передовых держав мира — России, США, Китая — стремятся в этом отношении быть на шаг впереди остальной планеты. И потому стремятся не только вооружать свои войска современнымии образцами техники, но также и заниматься перспективными разработками. В том числе и в сфере авиации.

Сейчас в недрах многих мировых конструкторских бюро создается истребитель 6 поколения. Машины «младших» рангов уже вовсю летают и производятся. Их успели выпустить и россияне, и американцы, и, по некоторым данным, китайцы. И потому ключевым фактором конкурентоспособности национальных армий государств будет пополнение состава ВВС истребителем поколением выше. Когда ожидать появления таких машин?

Критерии 6 поколения

Собственно, исходя из каких критериев, новый истребитель может быть отнесен к самолетам 6 поколения? В числе основных, что называются экспертами — автономность полета. То есть машиной будет управлять не человек, а компьютер — в автоматическом режиме или посредством дистанционного взаимодействия с людьми. Вместе с тем, есть специалисты в области авиации, которые говорят о том, что истребитель 6 поколения может быть и пилотируемым. Вполне возможно, допускают эксперты, что машины новейшего класса будут выпускаться в двух технологических реализациях одновременно.

Есть версия, что американским авиаторам ближе беспилотная концепция, а российским, в свою очередь, та, в которой самолет будет управляться человеком. Конструкторы из США, как отмечается в ряде источников, рассчитывают тем самым придать истребителям невероятно высокую устойчивость к перегрузкам, так как робот их сможет выдерживать без проблем. Россияне же, в свою очередь, склонны считать, что ни один компьютер не способен управлять машиной на уровне человека. Однако в среде авиаконструкторов из РФ немало сторонников также и беспилотных концепций. Правда, как отмечают некоторые специалисты, по этой части российские инженеры несколько уступают западным коллегам. В подтверждение тому приводятся неудачные тесты последних моделей беспилотных аппаратов, созданных в РФ. И потому истребитель 6 поколения Россия, считают эксперты, с определенной вероятностью создаст на базе концепции, где управлять самолетом будет человек.

В числе других важнейших критериев перспективных машин эксперты называют также чрезвычайную малозаметность. Сегодняшний уровень технологий «стелс» обеспечивает защищенность самолетов от средств ПВО далеко не на 100%. Более того, если брать самые современные ЗРК, такие как, например, российский С-400, то «стелс» на существующем уровне — едва ли помеха для них. Однако истребитель 6 поколения, как ожидают эксперты, сможет оставлять не у дел даже самые технологичные средства ПВО за счет малозаметности. Кстати, дополнять вышеуказанный критерий могут средства защиты от ПВО (противоракеты, ложные цели и т.д.).

Следующий критерий — несоизмеримо более высокая скорость истребителя в сравнении с машинами предыдущих поколений. Если сейчас самые быстрые военные самолеты летают с показателем порядка 3 Мах, то разработки 6 поколения, как ожидается, смогут преодолевать порог в 5. Крейсерская скорость (без включения форсажной тяги) новейших истребителей, считают эксперты, будет определенно сверхзвуковой. Также набираться она сможет гораздо быстрее. Вполне возможно, крейсерская скорость истребителей будущего будет идентична сегодняшним форсажным скоростям — 1,5-2 Маха. Одна из вероятных характеристик двигателей, что будут установлены на сверхбыстрых истребителях — очень высокая экономичность. Благодаря ей самолеты смогут долго летать без дозаправки, и потому нести патрулирование на больших относительно своих баз расстояниях.

С конструкционной точки зрения машины 6 поколения, как полагают эксперты, будут очень эргономичными. Вполне возможно, что крыло, к примеру, будет в большей части вмонтировано в фюзеляж. Есть вероятность, считают специалисты, что принадлежащие к 6 поколению истребители мира не будут оснащены вертикальным оперением. Возможно, в основе конструкции самолетов будет концепция «летающее крыло» (подобно футуристически выглядящему B-2, что стоит на вооружении ВВС США).

Как же будут выглядеть новейшие истребители? Фото, которое ниже, может дать нам примерные ориентиры.

Машины 6 поколения, вероятно, будут сверхманевренными (в том числе при условии полета на огромных скоростях). Для этого во всех моделях будут установлены двигатели с отклоняемым вектором тяги. Самолет должен будет легко маневрировать на углах порядка 60 градусов. Зачем самолету такое качество, если ближние воздушные сражения, скорее всего, будут маловероятны? Основная точка зрения на этот счет — сверхманевренность позволяет истребителям двигаться в рамках так называемых «противоракетных» траекторий. То есть, когда на подлете поражающая головка от ЗРК, машина может резко уйти в сторону. Зенитная ракета, тем самым, не успев просчитать этот маневр, попадает мимо цели.

Что еще добавится в новейших истребителях? Вполне можно ожидать появления в них более совершенного, в сравнении с существующими, механизма взаимодействия с наземными объектами. И не только наземными, но также и морскими, космическими, или даже подводными. Лучший истребитель в новейшем поколении, считают эксперты — это тот, который, прежде всего, сможет быстрее остальных обмениваться тактическими и стратегическими данными с командным пунктом и другими самолетами, получать информацию со спутников. Все это позволит пилоту опередить противника в принятии ключевых решений, влияющих на успешность выполнения боевой задачи.

Также, скорее всего, военные истребители 6 поколения будут оснащаться оружием с гораздо большим радиусом боевого применения, чем позволяют сегодняшние образцы. Есть версия, что именно за счет ресурсов для поражения целей с дальнего расстояния машины смогут выдержать противостояние с новейшими средствами ПВО. Например, будет возможен вариант с запуском боевой ракеты еще до того, как радар зенитного комплекса обнаружит самолет. Вероятно, новейшие машины будут оснащены не только ракетным оружием, которое в основном используется сейчас, но также и лазерными установками. Причем самого разного назначения: как тех, что предназначены для радио-электронной борьбы (выведение из строя вражеской авионики), так и тех лазеров, которые могут сами поражать цели. Вполне возможно, что оружие будет также и электромагнитным. А те ракеты, что предполагается ставить на машины 6 поколения, будут летать с такой скоростью, что системы ПВО попросту не смогут за ними «угнаться».

Будет ли лучший в мире истребитель?

Еще один интересный вопрос. Некоторые эксперты полагают — маловероятно, что кто-то из авиаконструкторов сможет создать объективно лучший в мире истребитель. К моменту, когда машины 6 поколения будут вводиться в строй, уровень технологий в них, как предполагается, будет примерно одинаковым. Примерно такая ситуация сейчас с истребителями 5 поколения. Российский Т-50 и американский F-22, в целом, по мнению многих специалистов, обладают очень схожим потенциалом и сопоставимым уровнем технологий. И это при том, что истребители 3 и 4 поколения, выпускаемые в РФ (а до этого — в Советском Союзе) в ряде случаев, как считают многие эксперты, были на голову выше американских аналогов и наоборот. Касательно 6 поколения, то, как полагают специалисты, если даже одни самолеты будут лидировать, скажем, в скорости, то нет никакой гарантии, что в других компонентах (например, в маневренности) они не уступят конкурентам. Очень важным будет фактор поддержки машин со стороны иных родов войск — космических, ПВО, ВМФ, в определенных задачах — также и сухопутных.

Нужен ли России самолет 6 поколения?

В среде экспертов в области авиации есть мнение, что истребитель 6 поколения и не нужен современным армиям, в том числе российской. В подтверждение приводится два основных типа аргументов. По первому из них — средства ПВО будут развиваться все-таки более интенсивно, чем крылатая техника. И потому совершенно нецелесообразно, полагают эксперты, создавать парк из новейших и, скорее всего, невероятно дорогих истребителей, раз их с высокой вероятностью собьют в ходе сражений.

Другой аргумент — технологии строительства современных военных самолетов, в принципе, достигли такого уровня, что сделать машину, которая была бы реально сильнее, проблематично. Российские машины Т-50, американские истребители F-22, а также, что вероятно, уже готовящиеся к выпуску китайские самолеты 5 поколения, в принципе, в достаточной мере технологичны, чтобы обеспечивать потребности армий на десятки лет вперед, считают эксперты. В частности, такой параметр как отклоняемый вектор тяги, который будет, как ожидается, обязательным для самолетов 6 поколения, присутствует на многих современных машинах. А та самая сверхманевренность, о которой мы говорили выше, присутствует даже на некоторых истребителях 4 поколения. Не говоря о современных Т-50 и F-22. Кроме того, крейсерсая скорость обоих самолетов, как считают некоторые эксперты, вполне может достигать сверхзвуковых значений.

Опередившие свое время

Есть версия, что текущие модели истребителей рассчитаны на несение службы в течение 50 лет. Это косвенно подтверждается тем фактом, что самолеты даже предыдущего, 4 поколения, разработанные в середине 60-х, успешно служат в армиях ведущих военных держав мира до сих пор. Базовые их характеристики — скорость истребителя, вооруженность, маневренность — вполне отвечают, полагают эксперты, современным задачам. К таковым, в частности, относятся такие машины, как российский Су-30, американский F-14.

Есть также мнение, что даже некоторые самолеты 4-го поколения могут вполне успешно конкурировать в каких-то компонентах с перспективными разработками. В частности, к таковым некоторые эксперты причисляют истребители России — Су-35, МиГ-29 в новейших модификациях. К тому же существующие машины (как 4, так и 5 поколения) обладают, как считают многие специалисты, колоссальным потенциалом для модернизации. И потому многие функции из числа тех, что ожидается увидеть в перспективных самолетах, вполне можно «привинтить» к образцам предыдущего поколения истребителей.

Когда появятся новые машины?

Когда же появятся самолеты нового класса? По прогнозам экспертов, тестовые испытания таких машин возможны в пределах ближайших 10 лет, запуск в производство реален в течение 20. Есть версия, что первый истребитель 6 поколения построят американцы. Тому способствует прежде всего колоссальный военный бюджет США, в разы превосходящий тот, который есть в распоряжении у России и Китая, даже если их суммировать. Также у США есть завидный, по мнению многих экспертов, технологический потенциал.

Хотя, как отмечают некоторые специалисты, не все у американцев настолько позитивно. В частности, многие эксперты критикуют существующие передовые разработки из США — тот же F-22, а также перспективный F-35 (который, к слову, не относится к 5 поколению, что может косвенно подтвердить отсутствие заинтересованности конструкторов в выходу на 6 уровень).

Существующие прототипы: американские концепции

Какие есть прототипы машин 6 поколения? Каким предполагает быть лучший в мире истребитель новейшего класса?

К таковым некоторые эксперты причисляют проект F/A-XX, разрабатываемый компанией Boeing. Предполагается, что это будет палубный истребитель для ВМФ США, который можно будет задействовать в широком спектре боевых задач. Прототип машины был представлен миру инженерами Boeing еще в 2008 году. Особенность конструкции самолета заключается в том, что у него нет вертикального оперения, в то время как им обладают почти все современные истребители. Фото необычного F/A XX ниже.

Крылья аппарата, как отмечают эксперты, похожи на таковые элементы F-22. В кабине перспективного самолета, исходя из представленного макета, предусмотрено два места для пилотов. Первый, как полагают специалисты, будет управлять истребителем, а второй — наводить беспилотные летательные аппараты, входящие в комплект вооружения. Многих экспертов, вместе с тем, смутил большой заявленный вес машины — 45 тонн. Впрочем, есть мнение на этот счет — на тяжелый корпус можно установить более мощный двигатель, за счет чего увеличить общую тяговооруженность аппарата. Двигатель, который, возможно, будет стоять на F/A-XX — тот же, что установлен на F-35. Что еще раз подтверждает тот факт, что многие сегодняшние технологии уже соответствуют критериям 6 поколения. Ожидаемый запуск F/A-XX в производство — середина 2020-х годов.

Спустя несколько лет после первого показа F/A-XX публике компания Boeing ознакомила мир с обновленной версией своей концепции машины 6 поколения. Согласно проекту, самолет предполагает выпускаться как раз таки в двух технологических версиях — беспилотной и той, где управлять аппаратом будет человек. Предполагается, что самолет сможет заменить истребители четвертого поколения типа F-18 в течение ближайших десятилетий.

Корпорация Boeing, между тем, имеет еще одну концепцию истребителя 6 поколения. Это машина F-X. Предназначена она уже не для ВМФ, а конкретно для военно-воздушных сил США. Предполагается, что данный самолет заменит F-22. Главным преимуществом машины называют очень высокую скорость.

Известно, что другой американский авиагигант — Lockheed Martin — также подготовил свою концепцию. Правда, фактов о перспективном самолете от этой фирмы пока очень немного. Есть, разве что, только сведения о том, что машина будет выпускаться по интегральной аэродинамической концепции.

Американцы, как считают некоторые эксперты, имеют примерные ориентиры по срокам ввода истребителей 6 поколения в строй. Максимум, сколько готовы ждать США — до конца 2030-х годов. В свою очередь, переоснастить армию американцы планируют в течение 20 лет после запуска самолетов в серийное производство.

Самолет из Европы

В числе заметных европейских прототипов самолета 6 поколения — разработка концерна Dassault nEUROn. Правда, все, чем пока могут похвастаться инженеры этой фирмы — неплохой беспилотник, созданный с применением «стелс»-технологии. Он был показан миру в 2012 году. Однако те инженерные наработки, что были в нем реализованы, полагают эксперты, могут стать основой для создания полноценной машины 6 поколения.

Китайский проект

В данный момент авиаконструкторы из КНР дорабатывают истребители 5 поколения. Речь идет о самолетах J-20 и J-31. Пока, как считают эксперты, китайские инженеры не будут сильно отвлекаться на перспективные разработки, однако есть факты, подтверждающие некоторую заинтересованность конструкторов из КНР в создании машины 6 поколения. Так же как и европейцы, инженеры из КНР создали высокотехнологичный беспилотник, который был назван Lijian, характеризующийся низкой заметностью для радаров. На основе этой разработки, считают эксперты, вполне может быть сконструирован перспективный реактивный истребитель. Возможно, что он в определенной степени будет соответствовать критериям 6 поколения.

Японский прототип

Конструкторы из Японии, как сообщается в ряде источников, также занимаются вопросами создания истребителя новейшего класса. Считается, что основой для машины будет экспериментальный летательный аппарат ATD-X. Есть версия, что истребитель 6 поколения японцы будут строить в союзе с конструкторами из США. Эксперты называют машину ATD-X образцом, который вполне может стать основой для реализации самых передовых технологий будущего. Включая разработку истребителя 6 поколения.

Российская концепция

Как обстоят дела в отечественной конструкторской школе? Есть ли шанс, что в скором времени появится российский истребитель 6 поколения? Известно только то, что планы по созданию такой машины есть у военного руководства страны. Есть некоторые сведения о том, что разработками в этом направлении занимается компания «Сухой». Правда, о возможных сроках начала разработки и ввода подобного самолета в производство пока мало что известно. Сегодня все ресурсы отечественных разработчиков брошены на другие истребители России — Т-50, относящийся к 5 поколению, а также на модернизацию машин, принадлежащих к более старшим моделям. Но в среде экспертов есть версия, что именно Т-50 может стать основой для создания самолета 6 поколения.

Выше мы уже сказали, что российские конструкторы могут начать создание перспективной машины как на беспилотной основе, так и на базе технологий, предусматривающих участие в управлении самолетом человека. Если приоритетным будет выбран первый вариант, то в качестве базы наработок может быть использован аппарат типа «Скат», созданный ОКБ МиГ. Использованные в нем технологии, как считают специалисты, вполне могут содействовать тому, чтобы российский истребитель 6 поколения появился в обозримом будущем.

При этом в СМИ есть сообщения о том, что первый прототип машины 6 поколения, созданный инженерами из РФ, появится в ближайшие 10-12 лет. Этим, вероятнее всего, будет заниматься Объединенная авиастроительная корпорация. При этом отмечается, что у российских авиаконструкторов есть шанс обогнать США, которые запланировали создать самолет аналогичного класса на 2030-е годы. Вместе с тем, как отмечают эксперты, инженеры из РФ еще не определились с точной концепцией перспективного истребителя, считая, что ее разработка — вопрос в большей степени научный, чем конструкторский.

Истребитель США VI поколения, или «Волшебный пепелац»

«Волшебные» блеск и нищета американского авиапрома

Роупер считает, что испытанный тайно полномасштабный «демонстратор» — заметьте, даже не прототип (!) (в тексте full-scale flight demonstrator) — полностью оправдал надежды тех, кто в своё время одобрил программу его создания. Кстати, название проекта тоже достаточно красноречиво — Next Generation Air Dominance, что буквально означает «Достижение превосходства в воздухе в следующем поколении» (статья в оригинале: The US Air Force has built and flown a mysterious full-scale prototype of its future fighter jet).

Однако в суровом мире военно-промышленных реалий если и случается волшебство, то это неожиданная премия под Новый год или, к примеру, фильм «Кин-дза-дза», где летают ну очень волшебные пепелацы художника Теодора Тэжика. Всё остальное поверяется расчётами и испытаниями.

Но о чём говорить с людьми, которые открыто заявляют, что «построили и облетали прототип на основе «виртуальной версии будущего истребителя»» («the Air Force has proven it can use cutting-edge advanced manufacturing techniques to build and test a virtual version of its next fighter — and then move to constructing a full-scale prototype and flying it with mission systems onboard»)? При этом Роупер отказался сообщить, кто разработчик чудо-аппарата, где и когда он был испытан.

© defensenews.com Статья Уилла Роупера в издании Defense One.
Между тем не могу не отметить, что большинство российских изданий и даже многие обозреватели «купились» на лживую информацию из авторитетного источника. Несколько дней подряд из любого утюга раздавались голоса экспертов, на полном серьёзе обсуждающих возможные достоинства и недостатки мифического американского аппарата. А всё почему? Да потому, что никому не пришло в голову заглянуть в первоисточник и посмотреть, ЧТО конкретно испытали американцы и КАК они ЭТО называют. Просто кто-то первый написал, что речь идёт о «прототипе», и другие издания, боясь опоздать, немедленно подхватили общий рефрен.

А теперь давайте поговорим серьёзно!

О начале работ над самолётом шестого поколения Вашингтон заявил достаточно давно.

Справка

Первые публикации на эту тему появились в профессиональной англо- и иноязычной прессе ещё на рубеже 2016 и 2022 годов. Фактически логика разработки нового боевого самолёта вписывается в общую стратегию обновления самолётомоторного парка заокеанской державы до 2035-2040 гг.

Однако эксперты не получили никаких данных, которые позволили бы хоть как-то понять, какой именно летательный аппарат так громогласно анонсировали американцы. Сами виновники торжества категорически отказались предоставить конкретные тактико- или лётно-технические характеристики или хотя бы фото «волшебного пепелаца». Иными словами, человечеству предложили порадоваться за американского кота в мешке, видеть которого никому не дано.

По сути, англосаксы играют в свою любимую национальную игру — покер. То есть декларациям Уилла Роупера можно верить, но можно и не верить. Ибо никто этой техники не видел — даже в виде «полномасштабного демонстратора», как его обозвал сам Уилл Роупер.

Что вполне совпадает с линией американского президента, который тоже пугает всё человечество какой-то американской «супер-пупер» ракетой, которую — опять-таки — тоже никто нигде никогда не видел.

И вот тут было бы вполне уместно задаться вопросом: чем отличается истребитель пятого поколения от истребителя шестого поколения. Также было бы правильно спросить: а что, разве, в отличие от американцев, другие страны не ведут изысканий в области создания боевого самолёта шестого поколения? Почему американцы так уверены в уникальности своих НИР?

Справка

В 2022 г. Великобритания, в лице Терезы Мэй, заявила о начале работ над истребителем шестого поколения Tempest, который призван прийти на замену находящемуся ныне на вооружении европейскому истребителю Eurofighter Typhoon. В проект должно быть вложено порядка двух миллиардов фунтов стерлингов.

Также над подобным проектом работают совместно Франция и Германия.

Аналогичный проект существует и в России, о чём ещё 2 года назад сообщил занимавший в то время пост вице-премьера Дмитрий Рогозин.

Свой проект в области создания истребителя шестого поколения есть в Китае, хотя, с учётом опыта разработки J-20, ждать чудес в этой области от союзного нам Пекина пока не приходится.

© baesystems.com

Великобритания рассчитывает создать собственный истребитель шестого поколения Tempest.

Дело в том, что всего лишь каких-то 5-6 лет назад профессионалы не могли сойтись в чётких критериях определения истребителя пятого поколения. В результате, таковыми были признаны американский астрономически дорогой F-35 категорий А и B, F-22 Raptor, российский Су-57 и китайский J-20. Последний не обладает полноценно управляемым вектором тяги. Силовая установка китайского истребителя также не позволяет ему всю полноту манёвров, на которые способны его российский и американский собратья.

Ни Франция, ни Швеция, ни, в целом, Европа, ни Корея или Япония, несмотря на все свои потуги, подобной техники сегодня не имеет. Что не мешает некоторым странам делать амбициозные заявления и пытаться перепрыгнуть через одну ступеньку.

«США опередили нас навсегда. Мы даже не понимаем, что они делают»

Проект американского истребителя шестого поколения поставил в тупик российских экспертов

Генерал ВВС США Марк Келли рассказал, что американская программа истребителя шестого поколения будет состоять не только из самого самолета, но также из беспилотников, космических аппаратов и киберплатформ. Военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок разбирался, почему эта тема почти не обсуждается в российском экспертном сообществе.

Глава боевого авиационного командования ВВС США генерал Марк Келли в интервью порталу Defense News рассказал о секретной программе создания истребителей шестого поколения под названием Next Generation Air Dominance (Воздушное превосходство нового поколения, NGAD). В сентябре прошлого года представитель ВВС США уже сообщал, что полномасштабный демонстратор NGAD совершил первый полет, при этом якобы «программа продвинулась значительно дальше, чем предсказывали многие аэрокосмические аналитики».

Программа NGAD, по словам генерала, включает в себя развертывание целого «семейства связанных систем» для ведения боевых действий в воздушном пространстве, которые могут включать истребители, беспилотные летательные аппараты, спутники в космосе и платформы в киберпространстве. В этой связи NGAD иногда называют «системой систем». Генерал Марк Келли — главный сторонник программы в Пентагоне.

«Я стремлюсь раскрыть как можно больше информации по программе NGAD с учетом требований по сохранению военной и государственной тайны. Честно говоря, я думаю, что чем больше людей узнают о наших возможностях, тем лучше мы будем выглядеть с точки зрения реализации данной программы», — объяснил генерал Келли.

Ранее на бюджетных слушаниях в Конгрессе начальник штаба ВВС США генерал Чарльз Браун раскрыл некоторые детали проекта NGAD.

В частности, истребители должны быть способны заходить в так называемые районы A2/AD – Anti-Access/Area-Denial (зоны повышенной опасности, в которую войска НАТО не могут проникнуть без неприемлемого для них ущерба даже при превосходящих силах), прорывая любые системы ПВО, уничтожая авиацию и важнейшие цели противника.

В апреле 2022 года портал Defense News писал, что истребитель пятого поколения F-35A Lightning II не способен без воздушной дозаправки преодолевать значительные расстояния над Тихим океаном, потому в последних военных играх ВВС США оказался бесполезным для проникновения вглубь воздушного пространства Китая.

Издание отмечало, что как раз эту задачу и должен выполнить самолет, создаваемый в рамках программы NGAD, тогда как F-35A Lightning II должен лишь «атаковать китайские береговые объекты и надводные корабли, защищать американские и тайваньские объекты от китайских самолетов и обеспечивать защиту от крылатых ракет».

«В России, к сожалению, программа NGAD не обсуждается в публичном поле. Нам непонятны цели, которые поставили перед собой американцы. Непонятно, насколько они далеко продвинулись в их реализации, к примеру, в области той же радиофотоники, то есть в изучении оптического излучения и ВЧ/СВЧ сигналов для целей радиолокационного слежения. То есть мы не знаем, можем ли мы видеть американцев, и не знаем, что видят они», — рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный представитель российского авиапрома.

Эксперт считает, что тема NGAD в России не обсуждается по причине «незнания фактуры».

«Остается только надеяться, что на некоем секретном уровне у нас в стране подобное обсуждение все же идет. Однако на экспертном уровне по поводу NGAD — практически полное молчание. За исключением озвучивания некоторых самых общих фраз. И это большая проблема. США тут нас опередили навсегда. Мы сейчас даже не понимаем, что они делают», — заключил собеседник «Газеты.Ru».

При этом в США рассчитывают при помощи NGAD стимулировать оборонную промышленность.

«Поскольку передовые производственные технологии, которые имеют решающее значение для создания NGAD, были впервые применены в коммерческом секторе, то программа могла бы открыть дверь новым подрядчикам для серийного производства этого самолета», — заявлял помощник министра ВВС США по закупкам, технологиям и логистике Уилл Ропер на конференции по воздуху, космосу и киберпространству, проведенной Ассоциацией ВВС США.

Ропер даже предлагал «дать шанс» Илону Маску поучаствовать в разработке этого самолета.

«Я могу себе это вообразить! Что будет много инженеров, возможно, с хорошо известными именами, с миллиардами долларов для инвестиций, которые решат основать крупнейшую в мире авиастроительную компанию для создания величайших самолетов в мире», — рассказал тогда Ропер.

Михаил Ходаренок

Параметры истребителей 5-го и 6-го поколений

В принципе, крылатую технику пятого поколения характеризует использование стелс-технологий, фазированная антенная решётка, определённый набор вооружений, силовая установка, позволяющая не только запредельную скорость в 1,5-2 Маха, но и маневрирование при помощи управляемого вектора тяги сразу в нескольких плоскостях, определённый уровень БРЭО и ещё очень и очень многое другое.

А что можно сказать про ЛТХ и ТТХ крылатых аппаратов, стоящих на следующей — шестой — ступени эволюции?

В отсутствие пока ещё чётко и однозначно утверждённых и международно-признанных параметров, можно всё же сказать, что истребитель шестого поколения должен быть также управляемым искусственным интеллектом, то есть его может пилотировать как пилот, находящийся в кокпите, так и оператор, который, находясь на земле, скорее, призван контролировать и ограничивать действия бортового компьютера, обладающего многими степенями свобод.

Согласно некоторым предварительно заявленным критериям, можно сказать, что подобная техника способна также управлять роем дронов. Именно такова концепция современной войны в воздухе, где присутствует один ведущий и стая ведомых, вступающих в непосредственное боестолкновение и, в случае необходимости, принимающих удар на себя.

В России такими «роевыми» БПЛА являются, например, боевые летающие роботы «Куб» и «Гром». Впрочем, номенклатура отечественных дронов гораздо шире — от барражирующих боеприпасов «Ланцет» до супер-робота «Охотник», который в скором времени должен начать поступать в строевые полки.

© РИА Новости

Скоростной ударный беспилотный летательный аппарат «Гром» на выставке вооружений Международного военно-технического форума «Армия-2020».

Также все эксперты сходятся во мнении о возможности полёта аппарата 6-го поколения на запредельных скоростях — называется даже цифра в 4-5 Махов — и даже выхода в ближний космос на суборбитальную высоту, что предполагает соответствующий уровень двигателестроения, так как атмосферный двигатель функционировать на высотах, превышающих 30 километров, не может.

Также все американские разработчики крылатой техники шестого поколения, будь то Northrop Grumman или Lockheed Martin, сошлись во мнении о необходимости интегрировать в систему вооружения подобной техники инновационные технологии. Изначала предполагалось включить в арсенал «самолёта будущего» боевой лазер. Однако уже летом 2022 г. появилась информация, что такой самолёт будет вооружён не импульсной пушкой, способной нанести ущерб другой боевой технике, а всего лишь лазерной системой РЭБ, которая будет ослеплять ракеты «воздух-воздух» вероятного противника. В этом, естественно, для сегодняшней техники ничего сверхъестественного нет.

Их ответ «Шах-и-мату»

И выход найден. Или его, по крайней мере, пытаются найти в новом «цифровом проектировании» (digital design/engineering) — в том, чем сейчас бредят весь «закупочный» отдел Пентагона и особенно его авиационная часть. Детали не раскрываются, но если продраться сквозь лозунги и декларации, часто слепленные из слов-паразитов, то речь идет о максимальной цифровизации процесса и изменении подхода к разработке систем вооружения за счет массированного заимствования принципов работы у коммерческого сектора. В частности, из IT-сферы и автомобилестроения. Последняя отрасль, к слову, приводилась в вышеупомянутом отчете DAPRA как раз как пример сокращения времени на разработку.

По новым стандартам, например, создается стратегический бомбардировщик B-21 Raider, который должен быть показан публике и начать полеты в следующем году. Американские военные на словах хвалят темпы его разработки, хотя крайне оптимистичный срок постановки нового «стратега» на вооружение (2026-27 годы) выдержать удастся едва ли.

Отличает сделанные «по-новому» самолеты и то, что их будущая модернизация (например, внедрение новых систем вооружения) станет более простой — за счет того, что зачастую будет ограничиваться обновлением программного обеспечения, а не «железа». Вероятно также, что сроки начала поставок планируют снизить за счет сдачи машин в упрощенном облике (тут, правда, неплохо бы вспомнить, что с F-35 поступили так же, получив в итоге болезненную по стоимости проблему доводки ранних машин).

Наиболее радикально настроенные эксперты даже начали мечтать о возвращении к временам «вековой серии» (Century Series, условное объединение истребителей 1950-60-х годов, F-100/101/102/104/105/106), когда передовые машины создавались очень быстро и почти одновременно. Говорится, в частности, о том, что вместо долгой разработки истребителя, рассчитанного на закупки в масштабах нескольких тысяч единиц (а значит, неизбежно устаревающего в процессе производства этого количества), прекрасно было бы быстро разрабатывать машины под меняющиеся условия, выпускать их несколькими сотнями и переходить ко следующей.

В широком смысле NGAD, судя по всему, представляет из себя именно создаваемую «по-новому» совокупность систем и подпрограмм, связанных общей темой создания нового средства завоевания господства в воздухе. Краткий справочный отчет для Конгресса США (один из немногих официальных документов по программе), говорит о том, что ВВС в рамках NGAD изучает сейчас применение в истребителях нового поколения новейших технологий по пяти направлениям, из которых официально сообщено только о новых двигателях (возможно, вкупе с энергообеспечением). Уверенно можно занести в этот список еще как минимум сетецентрические технологии, искусственный интеллект, кибероружие и оружие направленной энергии.

Столь же уверенно можно сказать, что американский истребитель шестого поколения должен будет действовать совместно с продвинутыми БПЛА-ведомыми, которые станут выполнять роль как удаленных сенсоров, так и платформ для вооружения. Истребитель, пилотируемый летчиком, станет в этом случае выполнять роль командной машины, управляющей легкими дронами (включая запускаемые в воздухе) и беспилотными версиями полноразмерных истребителей. Самостоятельно вступать в бой ему придется только в случае крайней необходимости или при возможности минимизации риска. Об этом можно говорить в контексте уже идущих испытаний ранних прототипов БПЛА-ведомых, работающих программ создания дронов, запускаемых с воздуха и вооруженных ракетами «воздух-воздух», а также и по более открытому облику европейских программ перспективных истребителей.

Программы разработки беспилотных ведомых идут и в России. И можно рискнуть спрогнозировать, что создание эффективной связки пилотируемых и беспилотных платформ станет крупнейшим прорывом в сфере борьбы за господство в воздухе со времени создания нормально работающих управляемых ракет.

Что нам известно

Прежде всего, для создания полноценного истребителя шестого поколения необходимо разработать соответствующую силовую установку. А создание нового авиационного двигателя занимает до двух десятков лет (что отнюдь не предел). Тем более, когда речь идёт о принципиально новом агрегате.

В принципе, у американцев ведутся изыскания в области создания опытной силовой установки, работающей на паре «водород-кислород». По сути, это две установки в одной, причём одна из них «трудится» в атмосфере, а другая — в ближнем космосе, на суборбитальной высоте.

Самое интересное, что российский проект «Игла» на более чем десятилетие опережает в этой области американский аналог. Как известно, США не обладают сплавами, способными выдержать температуру камеры сгорания водородного двигателя. Нет у них и соответствующих материалов для лопаток силовой установки. Американская разведка не раз пыталась перекупить формулы соответствующих веществ в России, но, слава богу, пока безрезультатно.

© Фото из архива

Макет гиперзвукового летательного аппарата «Игла».

В области развития искусственного интеллекта для истребителя 6-го поколения российской стороне известно, что испытания прототипа «полноразмерного демонстратора» показали недостаточную управляемость американского летательного аппарата и сбой при выполнении манёвров набора высоты. Также не выполнялись и некоторые команды с удалённого пульта оператора.

F-15EX: США получили лучший истребитель четвёртого поколения?

Цитата: Вадим237

А с нашими всё отлично Циркон на завершающей стадии испытаний

Давайте всё же дождёмся окончания испытаний и постановки на вооружение . Пока «Циркон» подтвердил возможность полёта на дальность 400 — 450 км и поражения стационарных целей . Дождёмся подтверждения возможности поражения морских подвижных целей на дальности «свыше 1000 км» и применения с подводных носителей , и тогда будем радоваться . Я бы очень хотел испытать такую радость .

Цитата: Вадим237

новая тактическая ракета воздух земля авиационного базирования на начальных испытаниях

Ну , а тут курочка вообще ещё в гнезде . На такое изделие можно только помолиться или пожелать удачи , но результат ещё далёк .

Цитата: Вадим237

Как не крути а США в плане постановки гиперзвуковых комплексов на вооружении мы уделали

На самом деле ценность имеет лишь «Кинжал» , который находится в опытной эксплуатации и в данных момент его носители разворачивают на всех основных ТВД . По сути это аэробаллистическая ракета на ТТД , дальностью 2000 км и маневрированием на конечной траектории — замена запрещённых прежде БРСД . Возможность поражения подвижных морских целей пока не подтверждена , но её учат , есть ГСН . Если удастся научить работать по морским подвижным целям , это будет действительно прорыв … Но пока — только аэробаллистическая ракета СД .

Цитата: Вадим237

боевой блок Авангард

Изделие штучное — количество оных можно сосчитать пальцами одной руки , да и нет у США в настоящий момент ПРО , способной противодействовать нашим МБР прежнего поколения , ибо их комплекс преодоления расчитан как раз на такую ПРО , которую Штаты недавно себе построили . Поэтому польза «Авангарда» на настоящий момент сомнительна , ибо вместо шести(!) ББ на УР-100УТТХ , стоит один , правда маневрирующий и очень сложный в перехвате . Так что в реальном раскладе погоды он не делает .

США действительно серьёзно отстали в перевооружении своих СЯС , но не потому , что не могли , а потому , что решили , что уже всех победили и на планете соперников им не осталось . Они просто расслабились с конца 90-х — начала 00 , когда поняли , что СССР уже не воскреснет и надо лишь дождаться , когда сгниют последние советские ракеты . И взять всё сразу . Но они ошиблись . И уже осознали это . И стали предпринимать очень энергичные меры . И задел у них для этого есть и всегда был . А главное — есть деньги и воля правящей элиты . Создать аналог нашего «Кинжала» они смогут уже в ближайшие годы . И вот тогда в войска он пойдёт очень быстро и в больших количествах . Наработки и действующие образцы по ПВРД у них есть и возродить программу — продолжения Х-51 они смогут . И на будущих МБР , которые у них разрабатывают , наверняка будут в качестве боевых блоков маневрирующие глайдеры , работы по которым у них велись с 90-х , а испытания проводились с конца «нулевых» . Мы обошли их из-за спины на повороте , но теперь они осознали свои косяки , да и поднимающийся Китай , не даст им больше жить на «расслабухе» — мы перед фактом новой гонки вооружений . И та фора , которую мы взяли на её старте , нам поможет ненадолго — ресурсы у нас с США несравнимы … и старых советских конструкторов в живых уж не осталось … а новых … НЕ НАРОЖАЛИ . Нарожали эффективных мэнэджэров и их сынков с дочками , которые не имея нормального образования и морально-деловых качеств херят всякое дело , за которое берутся . Посмотрите на Рогозина и его отпрыска — успехи Роскосмоса и Ильюшина тому свидетели . Так что для «уря» поводов не много . Мы просто упредили их в начале разработок данных видов оружия . Но не подтвердили возможности доводить дело до конца(готового изделия на вооружении) и организации серийного его производства . Бравурная речь президента о новых видах вооружения была аж 4 года назад ! И ? … 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест тоже нам обещали … тот же самый человек . А ещё он обещал , что пока он у власти , повышения пенсионного возраста не будет . ЧЕЛОВЕК СЛОВА ! Я уже молчу про «крылатую ракету с прямоточным ядерным двигателем неограниченной дальности полёта» … о чём это было ? «Посейдон» — как раз всё понятно … непонятно , зачем ему подводные носители ? С такой-то дальностью ? Пускали бы «от пирса» , или с любой баржи — дешевле , проще и быстрей …

… Очень надеюсь , что «Циркон» успешно завершит испытания и будет принят на вооружение с заявленными прежде характеристиками . И что «Кинжалы» развернут на МиГ-31К на всех направлениях в необходимых количествах . А если он ещё и по морским целям сможет … буду просто счастлив .

Цитата: Вадим237

А с нашими всё отлично
Отлично ли у нас с нашими : — самолётами ДРЛОиУ ? — самолётами(и вертолётами) ПЛО ? — самолётами разведки и целеуказания ? — самолётами радиотехнической разведки и РЭБ ? — с самолётами военно-транспортной авиации ? — с самолётами топливозаправщиками ? — с морской ракетоносной и вообще — с Морской Авиацией в целом ? — с МАПЛ — многоцелевыми атомными ПЛ ? «Ясени» не называть — это о другом(ПЛАРК) . … можно и ещё долго перечислять вопросы о том , насколько «у нас всё отлично» … Но пропаганду такими вопросами не перекрикнеш … у неё сегодня просто запредельный размах .

Можно ли перейти к VI поколению в России?

Российский Су-57 является самолётом с открытой архитектурой. Иными словами, он модульный и позволяет создание новых инновационных модификаций, что, например, невозможно для американского F-22. Кроме того, Су-57 ещё и неприхотлив при боевой эксплуатации, то есть способен показать результат даже в жёстких условиях, приближённых к боевым.

По этому поводу можно заключить, что в нынешнем Су-57 уже содержится возможность быть доработанным до уровня шестого поколения.

© sukhoi.org

Су-57 неприхотлив при боевой эксплуатации, способен показать результат даже в жёстких условиях, приближённых к боевым.

В том, что касается беспилотников (вспомним, что США намерены делать шестое поколение сразу в двух модификациях — с пилотом и без), то в России уже проводились испытания дронов, которые, при помощи искусственного интеллекта, управляли дистанционно находящимся рядом в воздухе Су-57. Заметим, что, в отличие от американцев, российская сторона не скрывает, где и что конкретно было испытано. То есть верить на слово в данном случае не надо — всегда есть возможность перепроверить.

В заключение можно сказать, что, конечно, «волшебство» в духе Уилла Роупера — это, наверное, хорошо, но для взрослых людей как-то… недостоверно.

А вот российские самолёты — в отличие от американских «пепелацев» — можно вполне потрогать и пощупать, и коммерческая цена их, как правило, не в пример дешевле западных аналогов, хотя и обладают наши аппараты нередко более совершенными технологиями.

Всё хорошо, прекрасные маркизы?

Сегодняшнее состояние боевой авиации США представляет собой довольно противоречивую картину. С одной стороны, это огромная армада, намного превосходящая численно всех потенциальных противников. Так, по оценкам издания FlightGlobal, в вооруженных силах США числится 13 232 самолета и вертолета всех типов — это не только больше, чем у кого-либо другого, но и примерно равно сумме шести следующих мест в первой десятке самых авиационно-укомплектованных стран.

Однако, это достаточно лукавая цифра, не обеспечивающая полного спокойствия американскому военно-политическому руководству. Во многом она определяется огромным количеством вертолетов (что, разумеется, тоже важно и полезно, но лежит за пределами сегодняшней темы), а вот по боевым самолетам Россия и Китай в сумме уже имеют численное превосходство.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что американская мощь «размазана» почти по всему земному шару. Обеспечивает это глобальное присутствие огромный парк самолетов-заправщиков (625 или ¾ от всех, имеющихся в мире), конечно, вносящий свою лепту в общий размер военно-воздушных сил и их мобильность, но не всегда способный помочь в бою. В результате получается, что локально — например, в западно-тихоокеанском регионе — в сравнении с Китаем американцы окажутся, скорее, в меньшинстве. Отчасти ситуацию для Штатов улучшают союзники, но полностью положиться на них нельзя.

Впрочем, при провозглашении самими США эпохи «противостояния великих держав» (Great-Power Competition, обязательное сегодня для любого американского доктринального документа) куда более чувствительным оказалось не отсутствие количественного превосходства, а ненадежность качественного.

В начале 2020-х годов основным истребителем ВВС США остается «рабочая лошадка» F-16, последний из которых получен в 2005 году, а большинство было выпущено и вовсе в 1990-х. Программы модернизации ведутся, но ограничено, и американские F-16 уступают по боевым возможностям тем, что поставлялись на экспорт последние десять лет.

На флоте парк боевой авиации практически унифицирован: за всех (даже за заправщиков) трудится такая же верная «рабочая лошадка» F/A-18E/F — достойный представитель поколения 4+, но никак не превосходящий на голову потенциальных противников — Су-35 или J-16. А между тем именно качественного превосходства — на уровень, на поколение — требуют американские военные. Между тем, национальный военно-исторический миф твердит, что Америка всегда (по крайней мере после Второй мировой) давала своим — конечно же, лучшим в мире — летчикам технику, превосходящую аналоги противников. В мифе иначе быть не может. Но реальную текущую ситуацию это делает совершенно неприемлемой.

С летчиками, кстати, ситуация тоже противоречивая. С одной стороны, американская авиация уже тридцать лет практически непрерывно участвует в боевых операциях — например, в 1991-2003 годах над Ираком было ежедневное так называемое патрулирование бесполетных зон, во время которого были выполнены сотни тысяч полетов и сотни ударов по наземным целям. Однако все это были конфликты низкой интенсивности, в которых авиация действовала в лучшем случае против примитивной и малочисленной наземной ПВО. Последний полноценный бой с полноценным и технически хотя бы близким противником американцам дали иракцы как раз тридцать лет назад.

Разумеется, у российских и тем более китайских летчиков за тот же период времени не было такого опыта. Но, с другой стороны, в боевой подготовке они могли позволить себе концентрироваться на борьбе с серьезным противником, а не изнурять личный состав многомесячными командировками с рутинным забрасыванием очередных врагов свободного мира корректируемыми авиабомбами.

Американский футуристический истребитель 6-го поколения, вероятно, будет иметь отдельный вариант для России и Китая — глава ВВС США

быть совместимым с новыми технологиями, которые могут быть включены в него с течением времени, не нарушая основную систему полета самолета.

Программное обеспечение управления полетом для истребителя нового поколения ВВС создается отдельно от программного обеспечения, которое управляет его системами миссии, уникальная функция, которая, как утверждает главный генерал службы, позволит обновлять самолет новыми технологиями быстрее.

Во время круглого стола с журналистами 12 апреля начальник штаба ВВС генерал К. К. Браун заявил, что подход к Программе господства в воздухе нового поколения (NGAD) не применялся ни в одном из предыдущих истребителей.

«Если вы можете взять программное обеспечение управления полетом и отделить его от программного обеспечения системы миссии… [и] я подключу дополнительный черный ящик с любой вычислительной мощностью, он не будет мешать управлению полетом», — сказал Браун. «[В] F-16, на котором я летал, программное обеспечение миссии и программное обеспечение управления полетом были переплетены. Поэтому каждый раз, когда вы выполняли обновление миссии, вам приходилось возвращаться и убеждаться, что самолет безопасен для полета».

Исследовательская лаборатория ВВС США выпустила концепт самолета шестого поколения, NGAD.

Истребитель NGAD 6-го поколения из Соединенных Штатов недавно получил поддержку в недавнем предложении по оборонному бюджету, которое требует большего финансирования исследований и разработок, потенциально для поддержки новомодного военного самолета.

Эта «щедрость» может позволить ВВС США и ВМС представить футуристический самолет, намного опережающий своих соперников — Китай и Россию.

В открытом доступе очень мало информации о NGAD. В то время как статус NGAD как сверхсекретной «программы специального доступа» является одной из очевидных причин отсутствия информации о ней, программный подход программы с независимым программным обеспечением повышает вероятность того, что даже те, кто обладает инсайдерскими знаниями о самолете NGAD, не смогут предсказать, какие новые технологии будут развернуты.

По словам Брауна, разделение программного обеспечения управления полетом и системы миссии позволит ВВС внедрить новые технологии, которые уже находятся в разработке, если они подходят для самолета и соответствуют требованиям по массе, мощности и охлаждению.

«Тогда мы можем изменить системы миссий и позволить различным поставщикам конкурировать, если они встречаются, соответствуют друг другу и функционируют», — сказал Браун. «И поскольку это стимулирует конкуренцию, вы получаете лучший конечный продукт, и в идеале это также снижает цену».

Авиамеханик из 121-й штурмовой эскадрильи истребителей морской пехоты (VMFA) проводит предполетные проверки самолета #F35B Lightning II на авиабазе морской пехоты Ивакуни, Япония. ВВС США сообщили, что они спроектировали, построили и испытали сверхсекретный истребитель всего за год. Этот истребитель является частью программы NGAD ВВС, которая намеревается заменить F-22 Raptor к 2030 году.

Недавно было объявлено, что служба планирует вывести из эксплуатации 33 своих старых истребителя F-22. Сообщается, что эти самолеты больше не являются боеспособными и используются исключительно для обучения.

В рамках программы NGAD ВВС США решили перераспределить эти расходы на исследования передовых конструкций боевых реактивных самолетов, особенно NGAD, как ранее отмечалось в EurAsian Times.

Изображение файла: F-22 Raptor

В показаниях перед комитетом Палаты представителей по вооруженным силам по бюджету на 2022 финансовый год начальник штаба ВВС генерал Чарльз К. Браун-младший заявил, что может быть два варианта NGAD, один с длинным миссии дальности для Индо-Тихоокеанского региона (для операций Китая) и другие с более короткими дальностями между возможными районами боевых действий в Европе (для операций России).

ВВС США и ВМС США имеют отдельные программы NGAD. Художественная визуализация самолета показывает военный самолет треугольной формы без вертикального оперения. В программе NGAD будет истребитель с улучшенной скоростью, маневренностью, технологией малозаметности и обработкой данных с помощью искусственного интеллекта.

Кроме того, NGAD разрабатывается для выполнения беспилотных миссий и участия в пилотируемых и беспилотных командах, в которых пилоты-люди работают вместе с дронами и беспилотными платформами, включая самолеты Loyal Wingman.

Loyal Wingman Aircraft (через Твиттер)

NGAD — один из «семи оперативных императивов», намеченных для будущего ВВС США. В этих рамках NGAD имеет решающее значение для противостояния трудностям, связанным с растущими угрозами со стороны Китая и России.

К этой категории можно отнести, например, способность нести гиперзвуковое оружие, которое США активно разрабатывают.

Помимо США, только Китай и Россия имеют боевые истребители пятого поколения, в то время как несколько других стран находятся в процессе разработки и запуска собственных истребителей.

Хотя Китай, вероятно, уже работает над своим истребителем шестого поколения, он потенциально отстает от США, которые уже разработали и испытали прототип.

  • Свяжитесь с автором по адресу [email protected]
  • Следите за новостями EurAsian Times в Google News

Китай «на пути к разработке истребителя 6-го поколения»; США должны развернуть свой NGAD до того, как НОАК сделает это

Ходят слухи, что Китай может работать над программой создания самолетов шестого поколения, как и его коллеги на Западе. По мере усиления соперничества между двумя сторонами высшие эшелоны вооруженных сил США начинают повышать ставки.

Китай На линии огня! США отправляют в Азию «самый совершенный» ракетный эсминец-невидимку класса Zumwalt


Логика «скорости THAAD» — Китай недоволен развертыванием THAAD в Южной Корее, но не замечает очень похожие опасения Индии в Бутане

Начальник Боевого авиационного командования США (ACC) генерал Марк Келли заявил, что ВВС США должны убедиться, что они первыми разместят свой истребитель следующего поколения, поскольку Китай «на пути к производству истребителя шестого поколения». .

На прошлой неделе он выступил на конференции Ассоциации Воздушно-космических сил по воздуху, космосу и кибербезопасности, отметив: «Я не могу сказать вам сегодня, что происходит в Китае, за исключением того, что они планируют провести свой 20-й Национальный съезд партии [в октябре] . Но я могу сказать вам, чего не происходит. Они не спорят об актуальности господства в воздухе шести поколений. И я также могу сказать вам, что они на верном пути».

Эти комментарии прозвучали, когда Соединенные Штаты со всей серьезностью осуществляют программу «Доминирование в воздухе следующего поколения» (NGAD). В основе NGAD лежит пилотируемый истребитель-невидимка шестого поколения с передовыми и невиданными ранее возможностями.

ВВС США должны «убедиться, что мы добьемся господства в воздухе шести поколений как минимум на месяц раньше наших конкурентов», — сказал Келли. Это свидетельствует об обеспокоенности высшего руководства ВВС США по поводу неизвестной китайской программы шестого поколения, о которой ничего не известно.

Изображение файла: NGAD Concept

Китай активно работает над своим вторым истребителем пятого поколения, FC-31 Gyrfalcon, двухмоторным самолетом пятого поколения, который в настоящее время находится на стадии прототипа.

Китай скрывал свои инициативы даже больше, чем большинство стран, включая Соединенные Штаты, которые предоставили мало информации о своей программе создания истребителей шестого поколения.

Американский NGAD был описан как система систем, что означает, что пилотируемый самолет будет объединен или поддерживаться множеством вспомогательных и вспомогательных самолетов. Мы знаем, что он будет совместим с новыми технологиями, которые со временем можно будет внедрить, не нарушая основную систему полета самолета.

По словам министра ВВС Фрэнка Кендалла, ВВС США в настоящее время находятся на пути к тому, чтобы к концу десятилетия внедрить семейство систем нового поколения Air Dominance, став первым пользователем истребителя шестого поколения. В 2020 году служба успешно испытала пилотируемый прототип NGAD.

Начальник штаба ВВС генерал Чарльз К. Браун-младший заявил, что могут быть две версии NGAD, одна с дальними миссиями для Индо-Тихоокеанского региона (для операций в Китае), а другая с более короткими дальностями между потенциальными боями. области в Европе. У ВМС и ВВС США есть свои программы NGAD.

Келли заявил во время круглого стола, что китайская идея истребителя шестого поколения оказалась похожей на американскую.

По его словам, в целом китайцы видят примерно так же, как и США, в плане экспоненциального снижения сигнатуры и экспоненциального ускорения вычислительной мощности и смысла, а также возможности итерации в плане открытой миссии системы, чтобы иметь возможность перепрограммировать по существу со скоростью релевантности.

Главный конструктор Chengdu Aerospace Corporation Ван Хайфэн заявил в 2019 г.интервью о том, что Китай проводит предварительные исследования истребителя следующего поколения, который к 2035 году будет готов к «защите моря и неба». отличать истребительные возможности США в будущем, включая возможность работы с беспилотниками, использование искусственного интеллекта, достижения в области малозаметности и всенаправленные датчики.

Он добавил, что в проектах могут использоваться «менее определенные» прорывные технологии, такие как рои дронов, лазеры и адаптивные двигатели.

Отвечая на вопрос об истребителе шестого поколения, военный эксперт сказал Global Times: «Китайская традиция состоит в том, чтобы иметь одно поколение на вооружении, новое в разработке и следующее поколение в стадии изучения. Теперь, когда J-20 уже находится на вооружении, также ведется разработка нового самолета».

Изображение файла: J-20

Хотя признание США потенциала Китая в области создания истребителя шестого поколения имеет большое значение, они часто обвиняют Пекин в создании истребителя пятого поколения путем кражи военных технологий США. На этом фоне военные эксперты с недоверием относятся к способности Китая создать истребитель следующего поколения.

Военный эксперт и старший научный сотрудник Института изучения мира и конфликтов (IPCS) Абхиджит Айер Митра сказал EurAsian Times: «Китайцы до сих пор не освоили технологии пятого поколения в полном смысле этого слова. Мы даже не знаем, из каких компонентов будет состоять истребитель шестого поколения. Когда США определят их, Китай будет только играть в догонялки. Они будут заявлять, что обладают всеми этими возможностями, не раскрывая, что вообще представляет собой самолет следующего поколения».

EurAsian Times ранее сообщала, что в рендеринге художника боевой самолет NGAD изображен треугольной формы без вертикального оперения. В программе NGAD будет истребитель с улучшенной скоростью, маневренностью, технологией малозаметности и обработкой данных с помощью искусственного интеллекта.

Изображение файла: Исследовательская лаборатория ВВС США представила концепт самолета шестого поколения NGAD

NGAD также разрабатывается для выполнения беспилотных миссий и участия в пилотируемо-автономном объединении, в котором пилоты-люди взаимодействуют с дронами и беспилотными платформами, такими как Loyal Wingman самолеты. Можно ожидать, что китайский истребитель шестого поколения будет обладать теми же характеристиками, что и ВВС США.

По словам военного аналитика из Филиппин Мигеля Миранды, «Китай действительно разрабатывает новый двухмоторный палубный истребитель под названием J-35, который является усовершенствованием более раннего J-31, который предлагался на экспорт в качестве ФК-31.

Однако я не вижу никаких доказательств того, что в разработке находится другой многоцелевой истребитель, кроме расплывчатых комментариев о китайских аэрокосмических исследованиях и разработках. J-20 здесь, чтобы остаться. Многие из его будущих функций уже известны: объединение с боевыми беспилотниками, аналогичное программе Boeing «Loyal Wingman»,

Новые возможности атаки обеспечиваются интерактивными данными в режиме реального времени, поступающими на интерфейс пилота, внешними изменениями планера и кабины (обратите внимание на тестируемый двухместный вариант) и двигателями 100% китайского производства.

Какими бы успешными ни были разработка, испытания и производство NGAD, это не может умалить реальность наращивания военно-воздушной мощи Китая во всех аспектах — боевые действия, логистика, точечные удары в тупике».

По словам генерала ACC США Келли, Китай часто постепенно трансформирует один вариант истребителя в другой, как это было с J-16, самолетом местного производства, созданным по образцу российских Су-27 и Су-30. Американская авиаконструкция, напротив, отличается значительным увеличением возможностей.

«Мы, как нация, склонны отказываться от трапеции и прыгать на следующую ступеньку. Наши китайские заклятые враги склонны повторяться», — сказал он, добавив: «Это облегчает им захват ступени, когда они выходят за рамки поля».

Бывший пилот Jaguar и ветеран ВВС Индии, командир эскадрильи Виджандер Тхакур (в отставке) сказал EurAsian Times: «Возможно, проще строить предположения о возможностях 6-го поколения, которых не будет у китайского истребителя.

Китай отстает от Запада по авиадвигателям. Так что можно смело сказать, что у китайского истребителя шестого поколения не будет возможностей, требующих мощного и экономичного двигателя. Эти функции включают в себя исключительный диапазон и расширенные возможности по выработке электроэнергии.

«У США будет мощное оружие направленной энергии. Основываясь на достижениях Китая в области авионики, вполне вероятно, что его истребитель шестого поколения будет оснащен системой управления дроном, многоспектральной радиолокационной и оптической системой, дополнительным пилотированием и унифицированной системой радиоэлектронной борьбы. Истребитель также, вероятно, будет оснащен инфракрасной и широкополосной РЧ-невидимкой, а также ракетами класса «воздух-воздух» большей дальности».

Несмотря на амбициозность, способность Китая запустить самолет 6-го поколения к середине 2030-х годов, вероятно, не дотягивает до того, что может быть доступно к тому времени в Великобритании или США. Пекин, вероятно, продолжит наверстывать упущенное, поскольку он делает свои самые значительные шаги вперед.

  • Свяжитесь с автором по адресу [email protected] 
  • Следите за новостями EurAsian Times в Google News

Истребители 4-го поколения, 5-го поколения и 6-го поколения – в чем разница? — Идет бой!

Авторы видео: Destiny

Стенограмма видео:

[Примечание: стенограмма была создана с помощью компьютера, поэтому НЕ является 100% точной. Извиняюсь за это, но со временем это исправится.]

Что мы имеем в виду, когда говорим об истребителях пятого поколения? Современный мир сейчас находится в переходном состоянии. Срок службы боевых истребителей, которые мы все знаем и любим на протяжении многих лет, подходит к концу. Для некоторых из этих самолетов было проведено множество программ обновления, но военно-воздушные силы отменили эти дорогостоящие обновления, поскольку теперь более целесообразно построить совершенно новую платформу благодаря значительным достижениям в области технологий. Есть несколько концептов шестого поколения, и, конечно же, наши последние истребители пятого поколения продолжают следить за ними. Вы можете быть удивлены тем, что на самом деле работает, чтобы получить представление о том, где мы сейчас находимся. Это хорошая идея, чтобы взглянуть на истребители четвертого поколения, просто чтобы увидеть, как далеко мы продвинулись. Это реактивные истребители, находившиеся на вооружении с 1980 и представляют собой конструктивные решения 1970-х годов, которые резко и опасно устарели с вооружением, установленным снаружи самолета.

Создается значительное сопротивление, которое мешает маневренности, и хотя может показаться логичным постоянно обновлять реактивный самолет, старые конструкции планера устарели по сравнению с новыми технологиями. Истребители пятого поколения — это самолеты, которые ассоциируются с технологиями, разработанными в первой половине 21 века. Конечно, точные характеристики истребителей пятого поколения противоречивы и расплывчаты. Lockheed Martin определяет их как обладающие всеми аспектами малозаметности, даже когда вооружение и LPI имеют низкую вероятность перехвата или радара, что позволяет самолету избежать обнаружения пассивным радиолокационным оборудованием обнаружения. Пока он ищет цель. «Локхид Мартин» [неразборчиво] «Раптор» — это одноместный двухмоторный самолет пятого поколения. Всепогодный тактический истребитель-невидимка, разработанный для ВВС США. Самолет имел различные обозначения F 22 и FAA 22, прежде чем официально поступил на вооружение в декабре 2005 года как F 22 a. Самолет был разработан в первую очередь как истребитель для завоевания превосходства в воздухе, но также имеет возможности для наземных атак, радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки, где он может принимать любые сообщения.

Сочетание [неразборчиво] звездного модернизированного корпуса, обеспечивающего исключительные аэродинамические характеристики и ситуационную осведомленность. Сделайте его одним из самых опасных истребителей в мире, и, как ни странно, это один из трех самолетов пятого поколения, находящихся в эксплуатации. Это не только самый совершенный самолет в мире, но и самый дорогой истребитель на сегодняшний день. При стоимости каждого самолета 150 миллионов долларов общая стоимость программы составляет 67 целых 3 миллиарда долларов. Немногие страны могут себе это позволить. Имеют 35 молний для постройки. Lockheed Martin — одноместный однодвигательный, всепогодный, стелс, многоцелевой истребитель. Его работа заключается в выполнении миссий по наземной атаке и завоеванию превосходства в воздухе. Самая очевидная разница между [неразборчиво] и f 35 заключается в том, что f 22 должен иметь F1 19Турбовентиляторные двигатели PW 100. Две вещи отличают двигатели F 22 от двигателя [неразборчиво].

Печать и Whitney F1 19 дают [неразборчиво] возможность суперворона, что означает, что он работает на сверхзвуковых скоростях без использования дожигателей. Во-вторых, F 22 имеет сужающиеся сопла с изменяемым вектором тяги, которые направляют вверх или вниз максимум на 20 градусов, обеспечивая [неразборчиво] маневренность, с которой F 35 просто не может сравниться. Другая очевидная и неупомянутая вещь заключается в том, что если кто-то 19выдает 35 000 фунтов тяги, два двигателя дают [неразборчиво] от 65 000 до 70 000 фунтов тяги. Есть три основные модели. У вас есть 35 восемь, использующих обычный взлет и посадку, но F 35 B может взлетать с коротким взлетом и конвертировать Holy Land, как старые реактивные прыжковые самолеты Harrier. А еще есть [неразборчиво], который был разработан с использованием катапульты для взлета, но с задержкой подъема для использования на авианосцах. Первый полет 35-го истребителя состоялся 15 декабря 2006 года. Программа закончилась на семь лет позже запланированного и превысила бюджет на 163 миллиарда долларов, но к июлю 2015 года морские пехотинцы США объявили свою первую эскадрилью истребителей F 35 B готовой к развертыванию.

Самолет имеет массу улучшений пятого поколения, включая низкие эксплуатационные расходы, технологию невидимости, интегрированную авионику и слияние сенсоров, что повышает ситуационную осведомленность пилота. Истребитель также оснащен автономной логистикой, глобальной информационной системой поддержки и автономной логистики, а также компьютеризированной системой управления техническим обслуживанием, чтобы гарантировать, что самолет может оставаться в рабочем состоянии с минимальными силами обслуживающего персонала и легкими и мощными литий-ионными батареями. По сути, самолет может сам о себе позаботиться и управлять своими системами без полноценной ремонтной бригады. В нем много других невероятных технологий, но многие из них остаются совершенно секретной информацией. Двигатель и f 35 — это двухзолотниковый f one 35 после сжигания турбовентилятора, построенный Праттом и Уитни. В настоящее время это самый мощный из когда-либо созданных двигателей для реактивных истребителей. Реактивный реактивный самолет с обычным взлетом и посадкой создает тягу в 28 000 фунтов и до 43 000 фунтов на форсаже.

Эта новая конструкция двигателя фактически была разработана на основе проверенного двигателя Pratt and Whitney F1 19 PW 100, который используется в ВВС США 22 Raptor. Единственным действующим истребителем пятого поколения в настоящее время является китайский Jang Du j [неразборчиво], представляющий собой одноместный двухместный реактивный самолет. Всепогодный истребитель-невидимка, разработанный китайской аэрокосмической корпорацией Chengdu Aerospace Corporation для ВВС Народно-освободительной армии Китая. Третье оперативное пятое поколение. Chengdu J 20 был разработан как истребитель для завоевания превосходства в воздухе с возможностью нанесения точечных ударов в соответствии с программой j x x 19-го века. 90-х годов он совершил свой первый полет 11 января 2011 года, но не был раскрыт до 2016 года, к марту 2017 года самолет находился на военной службе. Итак, как это соотносится с [неразборчиво]? J 20 длиннее, но имеет более короткий размах крыльев, но оба имеют максимальную скорость 1534 мили в час, превышающую скорость звука. Одной из проблем J 20 является его зависимость от двигателей китайского или российского производства, которые серьезно влияют на маневренность и скрытность на сверхзвуковых скоростях.

Двигатели и [неразборчиво] позволяют ему развивать сверхкрейсерскую скорость 1,8 Маха, и, конечно же, у [неразборчиво] есть управляемые сопла, которые позволяют выполнять маневры даже на сверхзвуковых скоростях. [неразборчиво] обладает отличными возможностями скрытности спереди, но задняя часть самолета, возможно, из-за двигателей, считается более уязвимой для радаров по сравнению с F 20, а J 20 имеет больший отсек, позволяющий ему нести больше ракеты дальнего действия для высокоточных бомб с лазерным наведением. Интересно, что у истребителя не было подтверждено наличие какого-либо оружия. Конечно, это не значит, что у него нет пушки где-то в крыле или носу или даже может быть лазерное оружие. У нас есть 22, с другой стороны, имеет 20-миллиметровую пушку em 61 82 Vulcan и может нести восемь ракет малой или средней дальности и ракеты воздух-воздух-воздух-земля.

Вооружившись этой информацией, похоже, что [неразборчиво] сможет выстоять против J 20, но есть еще один истребитель пятого поколения, который должен поступить на военную службу и начать боевые действия во второй половине 2019 Российская секвойя Су 57 — это обозначение малозаметного одноместного двухмоторного многоцелевого истребителя, разработанного для завоевания господства в воздухе и проведения атак. Это первый российский реактивный истребитель, в котором используются неподвижные технологии, обладающие другими чертами пятого поколения, такими как сверхкрейсерский полет, сверхманевренность и усовершенствованная авионика. Этот новый истребитель призван преуспеть в 29а Су 27 в ВВС России при том, что в строю и на вооружении их всего три. Реактивных истребителей пятого поколения в мире человек с приходом на вооружение российского истребителя производит всего четыре модели. Деньги. Страны уже смотрят в будущее самолетов шестого поколения.

Военно-воздушные силы США занимаются разработкой и приобретением истребителя шестого поколения в рамках программы противовоздушной обороны, чтобы заменить существующие самолеты завоевания превосходства в воздухе, такие как McDonald Douglas F 15 Eagle, и дополнить существующие надводные платформы, такие как Lockheed Martin [ неслышно] хищник. Где-то в марте 2018 года США опубликовали видео, показывающее концептуальный истребитель шестого поколения под названием f x, который представляет собой очень современный дизайн, и одним из продемонстрированных видов оружия был лазерный луч, который может разрезать другой, реактивный истребитель, на две части. С 2015 года ВВС США планировали установить лазеры на современные самолеты и реактивные самолеты, такие как 15 и F 16, а также AC One 30s. Компания Lockheed Martin недавно получила контракт на сумму 26 миллионов долларов на разработку лазера для истребителя. Неясно, какими возможностями истребитель шестого поколения будет обладать по сравнению с истребителем пятого поколения, который уже продвинулся семимильными шагами по сравнению с истребителем четвертого поколения, таким как доверенное лицо F 16 или F 15 Fighting Eagle.

Но эти новые истребители могут быть пилотируемыми или беспилотными. Скорее всего, они будут использовать искусственный интеллект для сортировки данных и анализа угроз, что даст пилоту возможность сосредоточиться на задачах. Современные реактивные самолеты также могут контролировать и организовывать рои беспилотных транспортных средств, когда они летают вокруг самолета пилотов, обеспечивая оборонительные и наступательные возможности. Но удивительно много предложенных моделей. Россия разрабатывает планы МиГ-4, однако эта программа является строго секретной, и о ней мало что известно. Великобритания представила модель самолета следующего поколения, но согласно концепции Tempest в июле 2018 года этот самолет будет иметь два двигателя, спрятанных глубоко внутри планера, чтобы максимально снизить его радиолокационную и инфракрасную сигнатуры. В настоящее время Rolls-Royce работает над конструкцией двигателя с использованием композитных материалов в качестве передового производственного процесса, чтобы двигатель был сверхлегким и лучше управлял температурой.

Все эти штуки, предназначенные для защиты двигателей от радаров. Самолет также должен получить много наступательного и оборонительного оружия, запертого внутри зала, а оборонительное оружие направленной энергии, такое как лазеры, получит крутой самолет, и будет интересно увидеть, как все это объединится. То есть, если страна может позволить себе программу. В настоящее время США работают над двумя моделями шестого поколения. Boeing fa x x и американский истребитель AAF FX Япония также вступает в игру шестого поколения с истребителем RDI I из трех или Mitsubishi из трех, который основан на технологии, разработанной для Mitsubishi X to Shinjin. Несмотря на это, очень мало сообщений о прогрессе в этих программах, и интересно, что мы перескочили с пятого поколения сразу на шестое, и в 2019 году на вооружении находились только четыре истребителя. вполне возможно, что наши технологии настолько развились, что создание истребителей пятого поколения было бы пустой тратой времени.

Одно можно сказать наверняка. Война меняется так же быстро. Россия и Китай заявляют, что у них есть новые гиперзвуковые ракеты и они работают. Эти ракеты настолько быстры, что могут преодолеть 450 миль всего за шесть минут. Китайцы хвастаются тем, что у них есть первая в мире электромагнитная рельсовая пушка, и они могут стрелять дешевыми управляемыми снарядами невероятно быстро и точно на невероятные расстояния. И все проверяли лазеры на их способность сбивать беспилотники, приближающиеся ракеты и другие летательные аппараты. Будущее может принадлежать беспилотникам, гиперзвуковым скоростям и искусственному интеллекту, скайнету, любому, независимо от будущего технологических стран, нам придется идти в ногу, создавая реактивные истребители, способные справиться со многими новыми угрозами. Надеемся, вам понравилось это видео. Что вы думаете о будущем технологии реактивных истребителей? Если вам понравилось видео, не забудьте подписаться и включить уведомления, чтобы первыми узнавать о появлении нового видео.