Самолеты пассажирские будущего: Авиация будущего: как мы будем летать через несколько лет

О ситуации на рынке региональных «турбопропов»

№9-10/2018
сентябрь-октябрь

• Вертолеты «Камов» над морем
• Гидросамолетостроение-2018
• Евроистребитель будущего
• МиГ-31 в Казахстане
• Премьеры Farnborough 2018

 

В продаже с 24 сентября

где купить?

Так в прошлом году в бразильской компании Embraer представляли себе облик их будущего турбовинтового пассажирского самолета, название которого пока еще не объявлено. Официальный старт программы ожидается в конце 2022 года или в начале следующего.

Андрей Фомин
06 июля 2022

Пока мы ожидаем возобновления летных испытаний прототипа Ил-114-300 и завершения сборки первого такого самолета российской постройки, а также изготовления первых опытных ТВРС-44 «Ладога» ежегодный серийный выпуск которых, согласно недавно принятой программе развития авиатранспортной отрасли, уже через 4 года должен достигнуть 12 и 25 машин соответственно, интересно посмотреть на ситуацию на мировом рынке турбовинтовых пассажирских лайнеров аналогичного класса.

По данным «Взлёта», полученным на основе анализа различных источников, за первое полугодие 2022 года авиакомпании получили четыре новых самолета канадского производства De Havilland Canada DHC-8-402 (Q400) на 71–74 пассажира (еще одна такая машина была поставлена во Францию в противопожарном варианте), три 46–48-местных франко-итальянских ATR-42-600 и пять ATR-72-600 на 70–78 кресел, а также два грузовых ATR-72-600F. Таким образом, объем поставок западных «турбопропов» за первые 6 месяцев этого года ограничился всего 15 самолетами.

За весь прошлый год к заказчикам отправилось 39 турбовинтовых лайнеров: восемь канадских Q400 и 31 западноевропейский ATR. При этом серийный выпуск DHC-8, неуклонно снижавшийся в последние годы, фактически уже прекращен (последний Q400 взлетел в Торонто в июле 2021 года, и в наличии у компании остается всего шесть таких самолетов, которые еще не успели поступить в эксплуатацию). Франко-итальянский производитель из Тулузы, в свою очередь, постепенно преодолевает последствия удара, нанесенного его бизнесу пандемией: если в «доковидном» 2019 году он сдал заказчикам 68 самолетов, то в 2020-м – всего 10.

На рынке пассажирских «турбопропов» сейчас есть еще и третий игрок – китайская корпорация AVIC, производящая на заводе в Сиане самолеты МА60 и МА600 на 48–60 пассажиров (оба являются дальнейшим развитием советского Ан-24) и готовящаяся запустить в серию свой новый 68–86-местный МА700. Но достоверных данных о поставках МА60 и МА600 найти не представляется возможным, скорее всего они ограничиваются штучными количествами, а МА700 пока не вышел из стадии постройки опытных экземпляров: по некоторым данным, первый его прототип поднялся в воздух в сентябре 2021 года, но официальных подтверждений этому до сих пор не было.

Кроме того, во второй половине нынешнего десятилетия на рынок турбовинтовых пассажирских самолетов после более чем четвертьвекового перерыва может вернуться бразильская компания Embraer, возобновившая исследования в этом направлении в 2020 году. Но официальный старт программе нового бразильского «турбопропа» пока еще не дан.

Традиционный подробный ежегодный обзор рынка региональных самолетов «Взлёт» планирует опубликовать на своих страницах в августе.

Печатная версия материала опубликована в журнале «Взлёт» № 7-8/2022

Наверх

Быстрее звука – Бизнес – Коммерсантъ

45 лет назад, 1 ноября 1977 года, в первый пассажирский рейс отправился советский самолет Ту-144. Два борта — СССР-77109 и СССР-77110 — менее года совершали регулярные полеты по маршруту Москва—Алма-Ата, которые были прекращены из-за авиакатастрофы. История сверхзвуковой гражданской авиации — в фотогалерее «Ъ».






Предыдущая фотография



Разработка сверхзвукового пассажирского самолета началась сразу в нескольких странах в начале 1960-х годов


Фото:
Reuters



Британская BAC и французская Sud Aviation, первоначально разрабатывавшие свои проекты по отдельности, в 1962 году объявили, что объединяют их. Поэтому самолет и получил название Concorde, что в переводе с французского означает «согласие»


Фото:
Reuters / Peter Morgan



В США разрабатывалось сразу два проекта сверхзвуковых пассажирских самолетов — Boeing 2707 (макет на фото) и Lockheed L-2000. Но до производства ни один не дошел: финансирование из-за затрат США на войну во Вьетнаме и космическую программу было небольшим, и в 1971 году стало понятно, что конкуренты ушли далеко вперед, и программа была свернута


Фото:
tekku. ru



Советский Ту-144 начал проектироваться позже «Конкорда». Вопрос о том, были ли в советском проекте прямые заимствования, до сих пор остается спорным. Но первый полет Ту-144 совершил на два месяца раньше «Конкорда» — 31 декабря 1968 года


Фото:
Ю.Чуприков / ТАСС



Из-за форсирования сроков Ту-144 в целом получился более «сырым», чем европейский конкурент, но со своими преимуществами. Считалось, что двигатели, тормоза и электроника лучше у «Конкорда», а аэродинамика — у Ту-144


Фото:
Ю.Чуприков / ТАСС



В эксплуатацию Ту-144 ввели только в 1977 году. За 10 лет испытаний с ним успела произойти первая катастрофа — прямо на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 году. По официальной версии, причиной стал резкий маневр Ту-144, уклонявшегося от подлетевшего близко французского самолета, с которого велась фотосъемка


Фото:
Борис Корзин / ТАСС



В 1977 году Ту-144 впервые поставили на регулярную линию Москва—Алма-Ата. Время в полете составляло 2 часа (сейчас в среднем 4 часа 15 минут). Но самолет пролетал на линии только семь месяцев: в Подмосковье во время тестового полета упал уже второй лайнер, и дорогостоящую имиджевую программу решили закрыть


Фото:
Виктор Великжанин и Виталий Созинов / ТАСС



В 1983 году на одном из «Ту-144» были установлены 13 мировых рекордов дальности и скорости полетов. Тогда же поднимался вопрос о возобновлении эксплуатации сверхзвукового авиалайнера «Аэрофлотом», но на линии его так и не вернули. До 1999 года некоторые экземпляры использовались в качестве лабораторий
На фото: учебный аэродром Самарского национального исследовательского университета имени академика Королева


Фото:
Коммерсантъ / Игорь Евдокимов
 /  купить фото



Судьба «Конкорда» складывалась более удачно. Самолет 25 лет обслуживал престижные трансатлантические маршруты, и, несмотря на цену билетов в несколько тысяч долларов, в США, Британии и Франции находилось достаточно состоятельных пассажиров, готовых заплатить за то, чтобы долететь из Лондона в Нью-Йорк за три часа


Фото:
Reuters



После снятия с рейсов Ту-144 «Конкорд» остался единственным в мире сверхзвуковым самолетом. При крейсерской скорости 2135 км/ч он мог перевезти до 120 пассажиров на расстояние до 7250 км


Фото:
Reuters / Russell Boyce



Черным днем для «Конкорда» стало 25 июля 2000 года. Тогда при взлете в парижском аэропорту Шарль де Голль у лайнера в воздухе загорелся бензобак, самолет потерял управление и рухнул над пригородом Парижа Гонесс. Все 100 пассажиров и девять членов экипажа погибли


Фото:
Reuters / Andras Kisgergely



Как выяснилось позже, причиной катастрофы стала чистая случайность — небольшая титановая пластина, оторвавшаяся от двигателя взлетавшего незадолго до этого самолета компании Continental. При разбеге «Конкорд» зацепил деталь колесом. Покрышка лопнула, и ее фрагменты, разлетаясь, пробили бензобак, что и вызвало пожар


Фото:
Reuters



То, что причина катастрофы была случайной, «Конкорд» не спасло. После падения самолета под Парижем продажи билетов стали падать. А после 11 сентября 2001 года весь мировой рынок авиаперевозок оказался в глубоком кризисе


Фото:
Reuters



Стареющий парк «Конкордов» не мог больше конкурировать с дозвуковыми, но более современными моделями. В 2003 году British Airways и Air France приняли решение вывести самолет из эксплуатации


Фото:
Reuters



Оставшиеся экземпляры сверхзуковых пассажирских самолетов теперь можно увидеть только в музеях и на авиашоу

На фото: Ту-144 на авиасалоне МАКС в 2009 году


Фото:
Коммерсантъ / Павел Головкин
 /  купить фото



В 2006 и 2008 годах Международной организацией гражданской авиации были приняты новые стандарты авиационного шума. В результате полеты сверхзвуковых самолетов над сушей попали под запрет. Решением проблемы шума заинтересовались ведущие космические агентства, чем снова всколыхнули интерес к сверхзвуковым планерам. В июле 2015 года Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) совместно со Шведским национальным космическим агентством провело ряд испытаний нового сверхзвукового самолета D-SEND-2 (на фото)


Фото:
JAXA



15 ноября 2016 года компания Boom Technology из США и британский бизнесмен Ричард Брэнсон представили демонстратор XB-1 будущего сверхзвукового пассажирского самолета Overture. Пока создатели показали уменьшенную в масштабе 1:3 копию серийной модели. По расчетам конструкторов, воздушное судно сможет преодолевать расстояние между Лондоном и Нью-Йорком за 3,5 часа, ориентировочная цена билета — около $5 тыс.


Фото:
Boom Technology



В июле 2021 года у Boom Technology появился потенциальный покупатель: американский авиаперевозчик United Airlines объявил о планах купить 15 самолетов Overture. В январе 2022 года компания заявила, что готова приступить к строительству завода в Северной Каролине, где будут собираться сверхзвуковые пассажирские лайнеры. Выкатка полноразмерного воздушного судна запланирована на 2025 год, а завершение сертификации — на 2029-й


Фото:
Alyson McClaran / Reuters






Следующая фотография


1
/
18

Разработка сверхзвукового пассажирского самолета началась сразу в нескольких странах в начале 1960-х годов


Фото:
Reuters

Британская BAC и французская Sud Aviation, первоначально разрабатывавшие свои проекты по отдельности, в 1962 году объявили, что объединяют их. Поэтому самолет и получил название Concorde, что в переводе с французского означает «согласие»


Фото:
Reuters / Peter Morgan

В США разрабатывалось сразу два проекта сверхзвуковых пассажирских самолетов — Boeing 2707 (макет на фото) и Lockheed L-2000. Но до производства ни один не дошел: финансирование из-за затрат США на войну во Вьетнаме и космическую программу было небольшим, и в 1971 году стало понятно, что конкуренты ушли далеко вперед, и программа была свернута


Фото:
tekku.ru

Советский Ту-144 начал проектироваться позже «Конкорда». Вопрос о том, были ли в советском проекте прямые заимствования, до сих пор остается спорным. Но первый полет Ту-144 совершил на два месяца раньше «Конкорда» — 31 декабря 1968 года


Фото:
Ю.Чуприков / ТАСС

Из-за форсирования сроков Ту-144 в целом получился более «сырым», чем европейский конкурент, но со своими преимуществами. Считалось, что двигатели, тормоза и электроника лучше у «Конкорда», а аэродинамика — у Ту-144


Фото:
Ю.Чуприков / ТАСС

В эксплуатацию Ту-144 ввели только в 1977 году. За 10 лет испытаний с ним успела произойти первая катастрофа — прямо на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 году. По официальной версии, причиной стал резкий маневр Ту-144, уклонявшегося от подлетевшего близко французского самолета, с которого велась фотосъемка


Фото:
Борис Корзин / ТАСС

В 1977 году Ту-144 впервые поставили на регулярную линию Москва—Алма-Ата. Время в полете составляло 2 часа (сейчас в среднем 4 часа 15 минут). Но самолет пролетал на линии только семь месяцев: в Подмосковье во время тестового полета упал уже второй лайнер, и дорогостоящую имиджевую программу решили закрыть


Фото:
Виктор Великжанин и Виталий Созинов / ТАСС

В 1983 году на одном из «Ту-144» были установлены 13 мировых рекордов дальности и скорости полетов. Тогда же поднимался вопрос о возобновлении эксплуатации сверхзвукового авиалайнера «Аэрофлотом», но на линии его так и не вернули. До 1999 года некоторые экземпляры использовались в качестве лабораторий
На фото: учебный аэродром Самарского национального исследовательского университета имени академика Королева


Фото:
Коммерсантъ / Игорь Евдокимов
 /  купить фото

Судьба «Конкорда» складывалась более удачно. Самолет 25 лет обслуживал престижные трансатлантические маршруты, и, несмотря на цену билетов в несколько тысяч долларов, в США, Британии и Франции находилось достаточно состоятельных пассажиров, готовых заплатить за то, чтобы долететь из Лондона в Нью-Йорк за три часа


Фото:
Reuters

После снятия с рейсов Ту-144 «Конкорд» остался единственным в мире сверхзвуковым самолетом. При крейсерской скорости 2135 км/ч он мог перевезти до 120 пассажиров на расстояние до 7250 км


Фото:
Reuters / Russell Boyce

Черным днем для «Конкорда» стало 25 июля 2000 года. Тогда при взлете в парижском аэропорту Шарль де Голль у лайнера в воздухе загорелся бензобак, самолет потерял управление и рухнул над пригородом Парижа Гонесс. Все 100 пассажиров и девять членов экипажа погибли


Фото:
Reuters / Andras Kisgergely

Как выяснилось позже, причиной катастрофы стала чистая случайность — небольшая титановая пластина, оторвавшаяся от двигателя взлетавшего незадолго до этого самолета компании Continental. При разбеге «Конкорд» зацепил деталь колесом. Покрышка лопнула, и ее фрагменты, разлетаясь, пробили бензобак, что и вызвало пожар


Фото:
Reuters

То, что причина катастрофы была случайной, «Конкорд» не спасло. После падения самолета под Парижем продажи билетов стали падать. А после 11 сентября 2001 года весь мировой рынок авиаперевозок оказался в глубоком кризисе


Фото:
Reuters

Стареющий парк «Конкордов» не мог больше конкурировать с дозвуковыми, но более современными моделями. В 2003 году British Airways и Air France приняли решение вывести самолет из эксплуатации


Фото:
Reuters

Оставшиеся экземпляры сверхзуковых пассажирских самолетов теперь можно увидеть только в музеях и на авиашоу

На фото: Ту-144 на авиасалоне МАКС в 2009 году


Фото:
Коммерсантъ / Павел Головкин
 /  купить фото

В 2006 и 2008 годах Международной организацией гражданской авиации были приняты новые стандарты авиационного шума. В результате полеты сверхзвуковых самолетов над сушей попали под запрет. Решением проблемы шума заинтересовались ведущие космические агентства, чем снова всколыхнули интерес к сверхзвуковым планерам. В июле 2015 года Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) совместно со Шведским национальным космическим агентством провело ряд испытаний нового сверхзвукового самолета D-SEND-2 (на фото)


Фото:
JAXA

15 ноября 2016 года компания Boom Technology из США и британский бизнесмен Ричард Брэнсон представили демонстратор XB-1 будущего сверхзвукового пассажирского самолета Overture. Пока создатели показали уменьшенную в масштабе 1:3 копию серийной модели. По расчетам конструкторов, воздушное судно сможет преодолевать расстояние между Лондоном и Нью-Йорком за 3,5 часа, ориентировочная цена билета — около $5 тыс.


Фото:
Boom Technology

В июле 2021 года у Boom Technology появился потенциальный покупатель: американский авиаперевозчик United Airlines объявил о планах купить 15 самолетов Overture. В январе 2022 года компания заявила, что готова приступить к строительству завода в Северной Каролине, где будут собираться сверхзвуковые пассажирские лайнеры. Выкатка полноразмерного воздушного судна запланирована на 2025 год, а завершение сертификации — на 2029-й


Фото:
Alyson McClaran / Reuters











Боинг: Обзор коммерческого рынка

Обзор коммерческого рынка Boeing (CMO) — это наш долгосрочный прогноз коммерческих авиаперевозок и спроса на самолеты, включая глобальный и региональный анализ. CMO является отраслевым стандартом для понимания будущего авиаперевозок с 1961 года и ежегодно предоставляет ценный анализ авиакомпаниям, поставщикам и авиационному сообществу.

Директор по маркетингу на 2022 год отражает, что мировой рынок восстанавливается, как и прогнозировал Boeing в 2020 году. Спрос на внутренние авиаперевозки значительно восстановился в ряде регионов, при этом международные перевозки набирают обороты по мере ослабления ограничений, отслеживая возвращение к допандемическому уровню. уровня к 2023–2024 гг.

Ключевые прогнозы CMO на 2022 год включают:

  • Анализ динамики рынка, проведенный Boeing, показывает устойчивость отрасли: многие внутренние рынки почти или полностью восстановились после воздействия пандемии, в то время как международные перевозки набирают обороты по мере ослабления ограничений.

  • Директор по маркетингу прогнозирует рыночную стоимость поставок новых самолетов в размере 7,2 трлн долларов, при этом мировой парк самолетов увеличится на 80% к 2041 году по сравнению с допандемическим уровнем 2019 года. Рынок коммерческих услуг для удовлетворения этого спроса оценивается в 3,6 триллиона долларов.

  • Примерно половина поставленных пассажирских самолетов заменит сегодняшние модели, что повысит топливную эффективность и экологичность глобального флота.

  • Продолжая свою историю активного роста, на азиатские рынки приходится примерно 40% долгосрочного мирового спроса на новые самолеты. На Европу и Северную Америку приходится чуть более 20% спроса, при этом 15% поставок приходится на другие регионы.

  • Директор по маркетингу также прогнозирует постоянный устойчивый спрос на специализированные грузовые суда для поддержки глобальных цепочек поставок и растущих сетей экспресс-доставки. Всего перевозчикам потребуется 2800 дополнительных грузовых судов, в том числе 940 новых широкофюзеляжных моделей в дополнение к переоборудованным узкофюзеляжным и широкофюзеляжным грузовым самолетам в течение прогнозируемого периода.

Нажмите на интерактивную табличку ниже, чтобы получить дополнительные данные и анализ эволюции мирового флота до 2041 года, с интерактивными визуальными эффектами, показывающими эволюцию отрасли по сегментам рынка, а также региональную динамику и профили роста.

Лучше всего просматривать на настольных компьютерах или планшетах

Прогноз коммерческого рынка на 2022 год
Презентация CMO 2022
Прогнозные данные CMO на 2022 год

Особенности

  • Ознакомьтесь с 20-летним прогнозом Boeing по поставкам коммерческих самолетов и эволюцией мирового флота
  • Ознакомьтесь с показателями и анализом роста спроса на пассажирские и грузовые авиаперевозки до 2041 г.
  • Перемещайтесь по интерактивным изображениям, чтобы увидеть развитие отрасли по сегментам рынка, включая региональные, узкофюзеляжные, широкофюзеляжные и грузовые самолеты.
  • Сравнивайте региональную динамику и профили роста, включая анализ, уникальный для каждой операционной среды.
  • Боинг Обзор рынка
  • Оборона и космос
  • Услуги
  • Уорлд Эйр Карго
  • Финансы самолетов
  • Пилот и техник

6 Авиационных тенденций в пассажирских самолетах будущего — мы в толпе

Тенденции бизнеса

Алиса

Конструкция пассажирских самолетов практически не изменилась за последние несколько десятилетий. Материалы и двигатели улучшились, а самолеты стали больше и быстрее, но сегодня они выглядят почти так же, как и в 19-м веке.90-е.

Но какое будущее у пассажирских самолетов? Ожидается ли, что они будут выглядеть одинаково в течение следующих десятилетий, или их дизайн будет развиваться в разных направлениях? С быстрым развитием программного обеспечения для технического обслуживания самолетов мы также можем ожидать появления новых технологических инноваций в пассажирских самолетах будущего.

Давайте рассмотрим шесть авиационных тенденций, которые представляют собой будущее пассажирских самолетов:

1. Электрические самолеты будут использоваться как летающие такси

В то время как многие пассажирские самолеты становятся больше, чтобы вместить больше пассажиров, меньшие самолеты в конечном итоге будут использоваться так же, как летающие такси, что позволит нескольким пассажирам путешествовать между разными точками.

Эти небольшие самолеты будут приводиться в движение электродвигателями, что сделает их менее шумными и более доступными в эксплуатации, чем обычные самолеты. Эти летающие такси смогут преодолевать короткие расстояния, а значит, со временем смогут заменить автомобили, автобусы и такси.

Когда-нибудь люди смогут сесть на электрический самолет и добраться из одного города в другой или даже из одного района в другой всего за несколько минут.

2. Окна могут становиться все больше и больше

Еще одно будущее пассажирских самолетов — окна могут стать больше. Возможность смотреть за пределы своего салона улучшает впечатления пассажиров, которые могут чувствовать себя в ловушке внутри самолета без окон.

На самом деле, некоторые самолеты в настоящее время проектируются с большими иллюминаторами, а некоторые другие со временем могут позволить пассажирам пользоваться полностью прозрачными салонами. У каждого было бы место у окна, если бы стена каюты была не чем иным, как большим окном.

Конечно, в ближайшее время в небе не будут летать прозрачные самолеты, но это определенно нововведение, которое может стать реальностью в будущем.

3. Конструкция корпуса со смешанным крылом может улучшить впечатление пассажиров

Самолет со смешанной конструкцией крыла определенно выглядит футуристично. Он напоминает нам космический корабль или гигантского ската манта.

Правда в том, что эта идея существует уже некоторое время, но очень скоро она может вернуться и стать реальностью. Такая плавная конструкция может помочь сэкономить топливо, но также ожидается, что она улучшит комфорт пассажиров.

В нем может разместиться больше пассажиров, чем в узкофюзеляжном самолете, но отсутствие иллюминаторов на стенках кузова со смешанными крыльями для некоторых может стать проблемой. Однако эту проблему можно было решить, проецируя изображения на стены большого салона этого футуристического самолета.

4. Беспилотные пассажирские самолеты могут стать реальностью

Поскольку в будущем ожидается рост объемов воздушного движения в мире, потребуется больше пилотов самолетов. Однако некоторые авиакомпании могут со временем перейти к автоматизации, а это значит, что беспилотные пассажирские самолеты, способные летать сами по себе, могут стать реальностью в будущем.

Эти беспилотные самолеты будут доступны по цене, поскольку авиакомпании не нужно будет платить ни одному пилоту, но они также могут быть безопаснее. Кроме того, воздушный терроризм не может быть угрозой для автоматизированного самолета.

Однако некоторые говорят, что автоматизированный пассажирский самолет может на самом деле полагаться на пилота-безопасника: пилота-человека, который сможет взять на себя управление самолетом, если во время полета произойдет что-то неожиданное.

Только будущее покажет, увидим ли мы когда-нибудь самолет, который сможет работать без помощи или вмешательства человека-пилота.

5. Сверхзвуковые и гиперзвуковые самолеты могут стать нормой

Вы когда-нибудь слышали о Concorde, сверхзвуковом пассажирском самолете, который впервые поднялся в воздух в 1969 году? Все самолеты Concorde были списаны в 2003 году, но сейчас некоторые компании думают о разработке новых моделей сверхзвуковых самолетов, которые позволили бы пассажирам пользоваться той же скоростью, что и Concorde, но с меньшими затратами.