Сколько людей погибло в космосе: Погибшие космонавты и аварии в космосе, реальные и мифические | Космос, Наука

Первые космонавты

Первые космонавты

О том, что существовали лётчики-космонавты, погибшие на испытаниях при попытке полётов человека в космос мне довелось узнать не по интернету и не во время «гласности», а гораздо раньше — на школьном уроке истории в застойном 1981 году. Тогда наша учительница истории, ортодоксальная коммунистка, вдруг «к слову» проговорилась, что до Гагарина вернувшегося из космоса живым, было несколько (она упоминала трёх) лётчиков-космонавтов, погибших на испытаниях. Наша учительница истории оказалась лично знакомой с родственниками одного из погибших. Так что первый раз для меня эта информация прозвучала из коммунистических уст в настоящей советской стране.

(Прим. составителя)

Далее приведены сведения, которые можно найти в интернете на данный момент.

Казалось бы, о Юрии Алексеевиче Гагарине, Гражданине Вселенной, уже рассказано все. Однако многие факты из его непродолжительной, но яркой жизни по-прежнему остаются в тени истории

Скафандр создавала… монахиня


Автором скафандра, в котором Юрий Алексеевич отправился на орбиту, была… игуменья Серафима. Правда, монахиней, а впоследствии и настоятельницей Новодевичьего монастыря, Варвара Васильевна Черная (мирское имя этой удивительной женщины) стала в 1994 году, после завершения своей научной карьеры.

В конце 40-х годов о Черной писали как о женщине-герое, возглавлявшей во время войны сразу несколько эвакуированных предприятий. Невероятно, но факт, возвеличивая трудовой подвиг Варвары Васильевны, тогдашняя пресса не афишировала, что она – внучка расстрелянного митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова).

Наша справка


В ноябре 1937 года святитель Серафим был арестован сотрудниками НКВД. Прикованного к постели восьмидесятидвухлетнего старца доставили в Таганскую тюрьму на машине ‘скорой помощи’. Во время допросов владыка Серафим осудил новых гонителей Церкви и не признал ни одного из навязываемых ему обвинений.

11 декабря 1937 года митрополит Серафим был расстрелян в деревне Бутово, на полигоне КГБ, который стал безымянным кладбищем многих тысяч жертв коммунистического террора. После многолетних поисков Варваре Васильевне удалось обнаружить место захоронения своего деда и получить необходимые документы для реабилитации митрополита Серафима.

Будучи потомком древнего дворянского рода (которому принадлежит и знаменитый адмирал Чичагов), Варвара Васильевна не была репрессирована. Напротив – стала гордостью советской науки. Ей доверили работу по созданию скафандра для космонавтов. После того как полет завершился благополучно, на ученого обрушились все существующие земные блага.

Но! Вдруг Варвара Васильевна, презрев многочисленные почетные должности, ушла торговать церковными принадлежностями в храме Пророка Илии в Обыденском переулке. Видя своего научного руководителя за свечным ящиком, бывшие сослуживцы недоумевали…

В канун 2000 года игуменьи Серафимы не стало. Проститься с ней пришли все члены первого отряда космонавтов, включая ученых, трудившихся над созданием первых советских космических аппаратов. В тот день у ее гроба был весь свет российской науки, высшее духовенство и обычные ‘земные’ люди…

Космонавты-фантомы


Правящей верхушкой СССР советская космонавтика всегда рассматривалось как своего рода парадная витрина, символ. Именно она была призвана настойчиво, наглядно и убедительно демонстрировать всему миру успехи Советского Союза в покорении космоса. Однако истинный героизм и самоотверженность одних соседствовали с авантюризмом и гнусным политиканством других, сидящих в кремлевских кабинетах. И воспоминания известнейшего специалиста в области космического кораблестроения академика В. Мишина – лучшее тому подтверждение: ‘… Хрущев позвонил С. П. Королеву и приказал запустить троих космонавтов сразу. Но разместить экипаж из трех человек, да еще в скафандрах, в кабине ‘Восхода’ было невозможно. Значит – долой скафандры! И космонавты летали без них… Нельзя было сделать и три люка для катапультирования. Значит – долой катапульты. Идея лететь в космос без скафандров и катапульт принадлежит Феоктистову. Он сам и полетел для психологической поддержки Комарова и Егорова. Получалось так, что трехместный корабль вроде бы и был, но в то же время его и не было. На самом деле это был цирковой номер! На Западе даже в голову никому не могло прийти, что мы отправили экипаж на орбиту без соответствующих средств спасения. ..’ Подобным примерам несть числа. Вернувшись из полета живыми, что удавалось далеко не всем, космонавты не имели возможности поделиться пережитым и увиденным в полной мере даже со своими домашними и друзьями, поскольку очень хорошо знали, что все обстоит совсем не так великолепно, как о том на весь мир вещают официозные глашатаи.

Знали, в частности, и о том, что первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин был на самом деле далеко не первым! Сколько же космонавтов погибло до знаменитого полета Гагарина? В 1957 году, во время запуска экспериментального орбитального аппарата с испытательного ракетного полигона ‘Капустин Яр’ в Астраханской области погиб летчик Ледовских. Другой пилот – Шаборин – погиб в 1958 году при аналогичных обстоятельствах. Третья попытка отправить человека на орбиту была предпринята в 1959 году. На этот раз оборвалась жизнь летчика Миткова.

Полностью подтвердив эти факты, бывший старший инженер-экспериментатор ОКБ-456 Михаил Руденко добавил, что эти летчики участвовали в так называемых суборбитальных полетах – то есть они должны были не совершать целый виток вокруг планеты, что впоследствии выполнил Гагарин, а лететь по параболе. Причем Ледовских, Шаборин и Митков были обычными летчиками-испытателями и не проходили никакой специальной подготовки… Еще одна трагедия произошла в мае 1960 года. Капсула с космонавтом, имя и фамилия которого пока так и остались неизвестными, по непонятным причинам изменила направление полета и ушла в космическую бездну…

В сентябре того же года при взрыве ракеты-носителя погиб космонавт Петр Долгов. Трагедия разыгралась прямо на стартовой площадке из-за отказа главной ступени. 4 февраля 1961 года некий загадочный советский спутник довольно длительное время транслировал по одному из телеметрических каналов… человеческое сердцебиение, которое через некоторое время изменило свой ритм и частоту, а затем вообще перестало прослушиваться. В связи с этим, согласно некоторым просочившимся сведениям, назывались даже фамилии тех, кто мог находиться в этом спутнике, – Грачев, Качур, Лобов… Кто-то из них и был там, внутри… Еще один случай датируется апрелем 1961 года. Речь идет о летчике Владимире Ильюшине. Космический корабль, на котором он летел, сделал три витка вокруг Земли, но потерпел аварию при возвращении. В свое время исследователь В. Лесников подтвердил тот факт, что в отряде космонавтов находился летчик, причем достаточно известный, имя и фамилия которого были Владимир Ильюшин. Но вот погиб он якобы за месяц до старта Гагарина – в автомобильной катастрофе…

Имеются достаточно достоверные данные о том, что 14 октября 1961 года в СССР был осуществлен секретный групповой полет, который закончился трагически – неправильно сработала система ориентации, и корабль ушел в пространство… А в ноябре 1962 года радиолюбители из Италии поймали сигналы гибнущего корабля. Как полагают, это последнее, что успел передать на Землю космонавт Белоконь…

Роковая ‘спарка’


Тайну смерти Гагарина ‘вероятно, мы не узнаем никогда’. Такое мнение высказал бывший координатор групп по расследованию причин гибели космонавта, полковник в отставке, бывший начальник Управления по безопасности полетов ВВС Иван Рубцов.

…30 марта 1968 года летчикистребитель первого класса Гагарин собирался поехать к родителям на празднование дня рождения своего отца. Поездка не состоялась: именно в этот день полковника Гагарина и его командира полковника Серегина хоронили на Красной площади. 27 марта их учебно-тренировочный истребитель (‘спарка’) МИГ15 врезался в землю неподалеку от села Новоселово Владимирской области…

Очевидцы вспоминали, что этот день с самого начала не сулил Юрию Алексеевичу ничего хорошего. На аэродром он поехал не на машине с личным шофером, а на автобусе. Едва тронулись, Гагарин попросил остановиться: забыл пропуск. Сослуживцы зашумели: зачем пропуск, тебя же весь мир знает! Но Гагарин сказал, что не хочет ставить дежурного по КПП в неловкое положение, и все-таки вернулся…

О другой примете рассказал писатель Юрий Нагибин. ‘В столовой, где питались космонавты, официантка Настя забыла отдать Гагарину талон на обед. Она догнала его, когда он уже пошел к самолету:

– Юрий Алексеевич, вы талон на обед забыли!

Космонавт взял голубой билетик, на котором было написано ‘Гагарин Ю. А’

– Ну а обед хоть стоящий? Беляши будут? Мы быстро обернемся. Только уговор – двойная порция! – сказал Гагарин.

– Будет сделано, товарищ полковник!

Насте почему-то стало грустно. Потом на месте катастрофы в разорванной куртке Гагарина найдут этот талон.

Приняв доклад техника, космонавт сел в кабину, проверил замки, связь, пристегнул ремни, подключил к аппарату кислородную маску… Его инструктор и командир полка Владимир Сергеевич Серегин задерживался. После выяснения отношений по телефону с большим начальством, он появился перед самым вылетом и далеко не в лучшем расположении духа…

‘Спарка’ с бортовым номером 625 взлетела в 10 часов 19 минут. Пилотам предстояло выполнить несколько упражнений: выводы с боевым разворотом и бочки, витки малой спирали, виражи, пикирование. В 10.25 Гагарин доложил, что к выполнению задания готов, на это ему потребовалось бы минут 20. Но уже через пять минут последовал доклад: задание выполнено.

На земле такой спешке не удивились: в кабине находился командир полка, он имел право вносить любые коррективы, не запрашивая разрешения земли…

Затем связь с 625м пропала. Руководитель полетов приказал всем бортам, находящимся в небе, связаться с Гагариным и Серегиным. Подняли в воздух несколько вертолетов и транспортный ИЛ14. Кто-то из них доложил: ‘Южнее поселка – дым и пожар’…

Позже было установлено, что стрелки гагаринских наручных часов замерли ровно на половине одиннадцатого. От последней связи с землей до катастрофы прошло меньше минуты. МИГ не был оборудован ‘черным ящиком’, поэтому тайна этих нескольких секунд не разгадана до сих пор…

Комиссию по расследованию возглавили член политбюро Дмитрий Устинов и заместитель главкома ВВС генерал-полковник Кутахов. Привлекли всех – от спецов по авиапроисшествиям до орнитологов. 600 человек по сантиметру прочесывали территорию в районе катастрофы. Когда сошел снег, батальон солдат еще несколько раз проверял местность, заглядывая под каждую былинку.

…В ходе любого расследования количество версий должно сводиться к минимуму. В истории этой катастрофы все наоборот – с каждым годом их становилось все больше. Но все они сходятся в одном: в свой последний полет Гагарин и Серегин отправились на абсолютно исправной машине.

Бытовало мнение, что самолет погиб от столкновения с инородным телом – метеозондом, птицей, другим самолетом. Действительно, когда пилоты взлетели, в небе находились и другие машины, однако понятно, что при настоящем столкновении была бы не одна катастрофа, а две…

Отрабатывалась версия попадания МИГа в след летящего впереди истребителя, но практика показывала, что в подобных случаях вход в штопор ни разу не отмечался, поскольку ‘пребывание в следе кратковременно, а при выходе из следа его влияние на самолет практически прекращается’.

Орнитологи сразу отмели ‘птичью’ версию, хотя неподалеку от места падения нашли мертвую сойку. Но эта птичка выше 100 метров не поднимается, а падение 625го началось с высоты примерно трех с половиной километров.

Все дискуссии об инородном теле прекратились, когда собранные за несколько месяцев железные и стеклянные частички наклеили на деревянный макет МИГа и убедились, что самолет столкнулся с землей, не получив повреждений в воздухе.

Высказывались предположения, что в тренировочных целях Гагарин и Серегин несанкционированно вошли в штопор. Но эта версия отпала сразу после осмотра места катастрофы. При штопоре самолет должен был бы воткнуться в землю, а характер воронки и расположение обломков указывали на то, что пилоты пытались перевести машину в горизонтальный полет.

И наконец в крови Гагарина и Серегина эксперты не обнаружили адреналина. По магнитофонной записи последнего доклада Гагарина врачи установили, что за неполную минуту до гибели Юрий Алексеевич был спокоен, дышал ровно. В его останках обнаружено много кислорода, а это значило, что пилот был абсолютно здоров. Кажется, что Гагарин даже не успел подумать о смерти…

По мнению Ивана Рубцова, причина гибели Гагарина весьма прозаична. После эпохального полета, вместо того, чтобы утвердиться в небе, космонавт оказался на ‘школьной скамье’ – в кресле учебного МИГа.

В апреле 1961 года он в одночасье стал кумиром, идолом, богом. Его, как чудо света, возили по всему миру. Но за всей этой эйфорией вызревала трагедия: Гагарин перестал летать. Целых два года после 1961го он не садился за штурвал самолета, после – лишь изредка. Летчикиспытатель Саратовского авиазавода Владимир Серов признался: ‘Я, например, сейчас могу взять отпуск на полгода. Но я не беру. Почему? Даже после месячного отпуска я вхожу в летный режим около трех месяцев’. Наверное, нетрудно понять, что два года – это почти полная дисквалификация. Кроме как в ‘спарке’, Гагарина летать не допускали.

Срыв произошел 15 ноября 1967 года. Американцы, снимавшие фильм ‘Советы в космосе’, очень удивились тому, что асГагарин летает в учебном самолете, и полезли с расспросами. Тут, может быть, впервые в жизни, Гагарин поступил невежливо – молча раздвинул руками толпу, сел в машину и уехал. На следующий день обратился к начальнику генералу Кузнецову: ‘Товарищ командир, прошу возбудить официальное ходатайство перед командованием, чтобы прекратили мои бесчисленные поездки по стране и за границу. Прошу планировать меня на полеты вместе со всеми. А подлетывать от случая к случаю не хочу. Не намерен больше позориться!’

Начали срочно ‘принимать меры’. За две недели марта 1968 года Гагарин налетал семь часов – для этого срока вполне достаточно. Но катастрофически мало для того, чтобы в нештатной ситуации суметь за долю секунды принять единственно правильное решение…

Высочайшая комиссия не обнародовала результаты расследования: их попросту не было. Поиск истины продолжается до сих пор, хотя надеяться на какуюто определенность очень трудно, почти невозможно. Пожалуй, самым надежным объяснением являются слова Германа Титова: ‘Разбиваются в достаточно простых условиях и самые высокие профессионалы. Летать – всегда дело опасное’.


Текст взят с сайта emigration. russie.ru


Юрий Гагарин, официально считающийся первым космонавтом Земли, не был первым. До его полета при попытке покорить космос погибли три советских летчика, сообщил в интервью «Интерфаксу» бывший старший инженер-экспериментатор ОКБ-456 Михаил Руденко.

По словам Руденко, в 1957, 1958 и в 1959 годах с космодрома «Капустин Яр» в Астраханской области были запущены космические корабли, пилотируемые летчиками Ледовских, Шабориным и Митковым. Все эти летчики погибли, и их фамилии никогда официально не упоминались, утверждает Руденко.

По сведениям Руденко, эти летчики участвовали в так называемых суборбитальных полетах — то есть они должны были не совершить целый виток вокруг планеты, что впоследствии выполнил Гагарин, а лететь по параболе. Причем Ледовских, Шаборин и Митков были обычными летчиками-испытателями и не проходили никакой специальной подготовки.

«По-видимому, после серии трагических запусков руководство проекта полета человека в космос решило кардинально изменить программу и более серьезно подойти к вопросу подготовки пилотов — создать отряд космонавтов», — заключил Руденко. www.ntv.ru

Полет в космос Юрия Гагарина, как выясняется, сопровождался происшествиями, которые долгое время были засекречены и составляли государственную тайну. 12 апреля 1961 года полковник Николай Мартемьянов обеспечивал связь с первым космонавтом. Никогда после этого он не давал интервью, однако сегодня, в честь Дня космонавтики, согласился рассказать НТВ неизвестные ранее подробности полета Гагарина.

По словам Мартемьянова, подготовка к первому полету была авральной. Гагарина посадили в кабину космического корабля за 2 часа до старта и тут начались неприятности. Выяснилось, что не закрылся входной люк. Затем Гагарин забыл переключить тумблер и пропал из эфира. Мартемьянову удалось сделать невозможное — с помощью небольшой радиостанции он наладил трансляцию. До полета оставалось еще достаточно времени, и генеральный конструктор Сергей Королев попросил включить скучающему космонавту музыку. Теперь точно известно, что перед полетом Гагарин слушал песни Булата Окуджавы.

И вот начинается стартовый отсчет. Гагарин говорит свое знаменитое: «Поехали!». Примитивная антенна, сделанная из армейского прожектора, исправно передает сигналы в космос. Связисты же готовят акцию прикрытия. Если ракета взорвется, они должны сбить с толку американских разведчиков. «Нашей обязанностью было продолжать счет, — рассказывает Николай Мартемьянов. — «30 минут — полет нормальный» и т.д. Даже если б ракета уже на земле догорала».

Космического телевидения в те времена еще не было. Руководители полета слышали Гагарина, но не видели его. За время нахождения Юрия Гагарина в космосе было записано 40 км магнитной пленки. Катушки опечатали и под грифом «совершенно секретно» передали на вечное хранение.

Текст взят с сайта taina.aib.ru



Одним из первых с инициативой восстановить разрушенный большевиками храм Христа Спасителя выступил в 1964 году первый космонавт Земли Юрий Гагарин, сообщил «Интерфаксу» близкий товарищ Гагарина, полковник запаса ВВС Валентин Петров.

По его словам, с таким предложением Гагарин выступил после их совместной поездки в Троице-Сергиеву лавру и посещения там Церковно-археологического кабинета. «Когда мы подошли к макету храма Христа Спасителя, Юра заглянул внутрь, посмотрел и говорит мне: «Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!» — рассказал полковник.

Вскоре после этого, продолжил он, Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи, открыто предложил восстановить храм. «Мотив у Гагарина был очень простой: нельзя поднимать патриотизм, не зная своих корней. Поскольку храм Христа Спасителя — это памятник воинской славы, то люди, которые идут защищать Родину, должны это знать», — отметил Петров.

По его словам, реакция на предложение первого космонавта была «потрясающая, раздались бурные аплодисменты. Президиум, конечно, был серьезно напуган, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они, разумеется, не могли».

Текст взят с сайта www. rol.ru

Используются технологии uCoz

Ученые рассказали, от чего чаще всего умирают космонавты

https://ria.ru/20210327/kosmonavty-1603092300.html

Ученые рассказали, от чего чаще всего умирают космонавты

Ученые рассказали, от чего чаще всего умирают космонавты — РИА Новости, 27.03.2021

Ученые рассказали, от чего чаще всего умирают космонавты

Российские ученые проанализировали данные более сотни побывавших на орбите советских и российских космонавтов, около трети из которых уже нет в живых, и… РИА Новости, 27.03.2021

2021-03-27T10:42

2021-03-27T10:42

2021-03-27T16:45

юрий гагарин (космонавт)

космос — риа наука

здоровье — общество

институт медико-биологических проблем ран

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/13/1590042993_147:0:3646:1968_1920x0_80_0_0_d31cacd2173cc3e1d2045358acecb333. jpg

МОСКВА, 27 мар — РИА Новости. Российские ученые проанализировали данные более сотни побывавших на орбите советских и российских космонавтов, около трети из которых уже нет в живых, и установили, что чаще всего (почти в половине всех случаев) они умирали от сердечно-сосудистых заболеваний.Как известно, первый космонавт планеты Юрий Гагарин умер не от болезни. Он трагически погиб ровно 53 года назад — 27 марта 1968-го, выполняя тренировочный полет на самолете МиГ-15УТИ. По стрелкам бортовых часов впоследствии было установлено, что трагедия произошла ориентировочно в 10:31 мск.Данные о смертях космонавтов приводятся в тезисах совместного доклада (имеется в распоряжении РИА Новости) исследователей из НИИ медицины труда имени Измерова, Федерального медицинского биофизического центра имени Бурназяна и Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН. Свой доклад ученые собираются представить на международном симпозиуме «Человек в космосе», который пройдет с 5 по 8 апреля в Москве.Отмечается, что в исследовании были проанализированы данные 118 советских и российских космонавтов, а период «наблюдения» составил почти 60 лет (с 1 января 1960 года по 31 декабря 2018-го). К концу периода скончались 37 человек, отмечают ученые.Выяснилось, что 48,65% умерли от сердечно-сосудистых заболеваний, а 27,03% — от злокачественных новообразований. Достаточно много смертей связано с внешними причинами — 16,22%. Другие причины наблюдались в 5,41% случаев смертей, а один случай произошел по неизвестной причине. Средний возраст смерти составил 64,4 года.Ученые сформировали группы исследуемых космонавтов до 1989 года. Скончавшиеся провели на орбите 2155 дней из 14 749 дней, которые приходятся на 118 космонавтов.Авторы статьи пришли к выводу, что все умершие космонавты совершили свои полеты на заре космонавтики, поэтому они были короткими, но пока данных недостаточно, чтобы оценить влияние космических полетов на здоровье в долгосрочном периоде.

https://ria.ru/20210316/kosmos-1601528968.html

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4. 7

96

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/13/1590042993_772:0:3504:2048_1920x0_80_0_0_4dbc3deffbc5512c74a9a901da205659.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

юрий гагарин (космонавт), космос — риа наука, здоровье — общество, институт медико-биологических проблем ран

Юрий Гагарин (космонавт), Космос — РИА Наука, Здоровье — Общество, Институт медико-биологических проблем РАН

МОСКВА, 27 мар — РИА Новости. Российские ученые проанализировали данные более сотни побывавших на орбите советских и российских космонавтов, около трети из которых уже нет в живых, и установили, что чаще всего (почти в половине всех случаев) они умирали от сердечно-сосудистых заболеваний.

Как известно, первый космонавт планеты Юрий Гагарин умер не от болезни. Он трагически погиб ровно 53 года назад — 27 марта 1968-го, выполняя тренировочный полет на самолете МиГ-15УТИ. По стрелкам бортовых часов впоследствии было установлено, что трагедия произошла ориентировочно в 10:31 мск.

Данные о смертях космонавтов приводятся в тезисах совместного доклада (имеется в распоряжении РИА Новости) исследователей из НИИ медицины труда имени Измерова, Федерального медицинского биофизического центра имени Бурназяна и Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН. Свой доклад ученые собираются представить на международном симпозиуме «Человек в космосе», который пройдет с 5 по 8 апреля в Москве.

Отмечается, что в исследовании были проанализированы данные 118 советских и российских космонавтов, а период «наблюдения» составил почти 60 лет (с 1 января 1960 года по 31 декабря 2018-го). К концу периода скончались 37 человек, отмечают ученые.

16 марта 2021, 17:51Наука

Космонавт на МКС обнаружил в российском «грузовике» деревянную пыль

Выяснилось, что 48,65% умерли от сердечно-сосудистых заболеваний, а 27,03% — от злокачественных новообразований. Достаточно много смертей связано с внешними причинами — 16,22%. Другие причины наблюдались в 5,41% случаев смертей, а один случай произошел по неизвестной причине. Средний возраст смерти составил 64,4 года.

Ученые сформировали группы исследуемых космонавтов до 1989 года. Скончавшиеся провели на орбите 2155 дней из 14 749 дней, которые приходятся на 118 космонавтов.

Авторы статьи пришли к выводу, что все умершие космонавты совершили свои полеты на заре космонавтики, поэтому они были короткими, но пока данных недостаточно, чтобы оценить влияние космических полетов на здоровье в долгосрочном периоде.

Взгляд на людей, погибших во время космических полетов

Авария SpaceShipTwo компании Virgin Galactic доказала то, что астронавты и их семьи слишком хорошо знают: космос может быть смертельным.

Пилот, погибший в пятницу, станет 20-м человеком, погибшим в полете либо в ходе космической миссии, либо во время летных испытаний. Добавьте трех астронавтов Аполлона-1, которые погибли в результате пожара 1967 года во время наземных испытаний, и число погибших достигает 23. Добавьте пилотов, погибших во время более рутинных тренировочных полетов, и гражданских лиц, погибших на земле в результате несчастных случаев при запуске, и цифры, вероятно, уже далеко позади. 150, по словам историка космоса Роджера Лауниуса, заместителя директора Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне.

Это были люди, которые «раздвигали границы» космических полетов, сказал Лауниус.

КОСМИЧЕСКИЕ ШАТЛЫ

Два катастрофических происшествия с космическими шаттлами унесли жизни 14 человек, что на сегодняшний день является самым смертоносным из космических происшествий.

1 февраля 2003 года космический шаттл «Колумбия» разрушился над Техасом, возвращаясь домой, в результате чего погибли семь человек. Позже расследование показало, что пена, которая упала с внешнего бака шаттла во время запуска, повредила тонкие плитки, которые защищают шаттл от перегрева при входе в атмосферу. В состав экипажа входили командир Рик Хасбенд, Уильям МакКул, Майкл Андерсон, Дэвид Браун, Каплана Чавла, Лорел Б. Кларк и израильский астронавт Илан Рамон.

28 января 1986 года неисправное уплотнение в ракете-носителе привело к взрыву космического корабля «Челленджер» через 73 секунды после запуска. Семь человек погибли. Это были командир Ричард Скоби, Майкл Дж. Смит, Джудит Резник, Эллисон Онидзука, Рональд Макнейр, Грег Джарвис и Криста Маколифф, которая была выбрана первым учителем в космосе.

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

30 июня 1971 года на корабле «Союз-11» после расстыковки с космической станцией «Салют-1» погибли трое космонавтов. Когда их корабль приземлился, он был открыт, а Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков были мертвы. За полчаса до приземления корабля открылся ключевой клапан, что привело к декомпрессии и внезапной смерти.

Космонавт Владимир Комаров стал первым известным советским космонавтом, погибшим, когда парашют его корабля «Союз-1» не раскрылся при возвращении на землю 24 апреля 1967 года.

X-15

проект, который исследовал ближний космос и временами преодолевал отметку в 50 миль (80 километров), считавшуюся началом космоса. Майкл Адамс умер 15 ноября 1967 года во время испытательного полета X-15, который достиг 50,4 миль (81,11 км), и ему посмертно были присвоены звания космонавта.

APOLLO 1

Хотя технически он не находится в полете, большинство экспертов, включая Лауниуса, считают экипаж Аполлона-1 погибшим в космосе. Гас Гриссом, Эдвард Уайт II и Роджер Чаффи погибли, когда пламя охватило их корабль во время ключевого наземного испытания.

ДРУГИЕ

Цифры неясны, но в результате аварии советского запуска в 1960 году на земле погибло около 160 человек, в том числе несколько видных российских космических деятелей, сказал Лауниус. Также были десятки людей, погибших в китайских и российских космических авариях, о которых сообщалось лишь отрывочно. И несколько рабочих погибли в Космическом центре Кеннеди НАСА во время подготовки к запуску.

Несколько астронавтов и космонавтов, в том числе первый человек в космосе Юрий Гагарин, погибли во время тренировочных полетов на реактивных самолетах, несчастных случаев наземных тренировок или обычных полетов в рамках своей космической программы.

Три человека даже погибли в США во время взрыва в воздушно-космическом порту Мохаве в 2007 году во время испытаний ракетного двигателя SpaceShipTwo.

© 2014 Ассошиэйтед Пресс. Все права защищены.

Цитата :
Взгляд на людей, погибших во время космических полетов (2014, 1 ноября)
получено 9 ноября 2022 г.
с https://phys.org/news/2014-11-people-space-missions.html

Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие
часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.

Что происходит с вашим телом, когда вы умираете в космосе?

21 ИЮЛЯ 1969, , когда экипаж «Аполлона-11» должен был покинуть лунную поверхность после 22-часового пребывания, на столе президента Ричарда Никсона лежали две речи. «Судьба распорядилась так, что люди, отправившиеся на Луну для мирных исследований, останутся на Луне, чтобы покоиться с миром», — говорится в речи на случай непредвиденных обстоятельств. Проживут ли Базз Олдрин и Нил Армстронг остаток своих дней, глядя на голубое сияние Земли с расстояния в 250 000 миль?

Мы потеряли всего 18 человек в космосе, включая 14 астронавтов НАСА, с тех пор, как человечество впервые привязало себя к ракетам. Это относительно мало, учитывая нашу историю запуска людей в космос без полного понимания того, что произойдет. Когда были жертвы, вся команда погибла, и не осталось никого, кто мог бы спасти. Но чем ближе мы приближаемся к миссии человека на Марс, тем выше вероятность того, что люди умрут — будь то в пути, живя в суровых условиях или по какой-то другой причине. И любые проблемы, которые возникают на Марсе — например, технические проблемы или нехватка еды — могут оставить весь экипаж или колонию в затруднительном положении и позаботиться о себе.

Никакие планы урегулирования не обсуждаются в НАСА (оставьте их пока частным группам, таким как «журавль в небе», таким как «Марс-1»), но миссия с экипажем уже некоторое время находится на рассмотрении и может приземлиться уже в ближайшее время. 2040-е годы. В «Путешествии на Марс» НАСА указано примерное трехлетнее путешествие туда и обратно, что оставляет достаточно времени для того, чтобы что-то пошло не так.

«Действительно интересный вопрос заключается в том, что происходит во время миссии на Марс или на лунной космической станции, если [смерть] произошла», — говорит биоэтик из Университета Эмори Пол Вольпе. «Что происходит, когда могут пройти месяцы или годы, прежде чем тело сможет вернуться на Землю, или когда вообще нецелесообразно возвращать тело?»

Современные космонавты отправляются в космос на российских кораблях «Союз», а затем проводят несколько месяцев на Международной космической станции. Поскольку на момент запуска астронавты находятся в безупречном состоянии здоровья, гибель экипажа МКС, скорее всего, наступит в результате несчастного случая во время выхода в открытый космос.

«В худшем случае что-то случится во время выхода в открытый космос», — говорит Крис Хэдфилд, канадский астронавт и бывший командир МКС. «В вас может внезапно попасть микрометеорит, и вы ничего не можете с этим поделать. Он может пробить дыру в вашем костюме, и через несколько секунд вы потеряете дееспособность».

У этого гипотетического астронавта будет около 15 секунд, прежде чем он потеряет сознание. Прежде чем они замерзнут, они, скорее всего, умрут от удушья или декомпрессии. 10 секунд воздействия космического вакуума заставят воду в их коже и крови испариться, в то время как их тело расширится наружу, как воздушный шар, наполненный воздухом. Их легкие разрушились бы, и через 30 секунд они были бы парализованы, если бы к этому моменту еще не были мертвы.

Вероятность гибели на МКС низка, и раньше такого не было. Но что бы сделали выжившие астронавты, если бы это произошло?

Готовьтесь к худшему

Астронавт МКС и шаттла Терри Виртс участвовал в двух экспедициях на космической станции и в одной миссии на космическом челноке. Всего он провел в космосе 213 дней. Но астронавт говорит, что его никогда не учили обращаться с мертвым телом в космосе. «Я прошел небольшую медицинскую подготовку, чтобы спасать людей, но не для этого».

Официальное заявление НАСА Popular Science по этому поводу оставляло желать лучшего:

«НАСА не готовит планы действий в чрезвычайных ситуациях для всех удаленных рисков. Реакция НАСА на любую незапланированную ситуацию на орбите будет определяться в режиме реального времени совместным процессом между Управлением полетов, Управлением здоровья человека и производительности, руководством НАСА и нашими международными партнерами».

«За 16 лет работы астронавтом я не помню, чтобы я говорил с другим астронавтом о возможности смерти, — говорит Виртс. «Мы все понимаем, что это возможно, но слон в комнате просто не обсуждался».

Хоть об этом и не любят говорить, астронавты НАСА готовятся к смерти члена экипажа. НАСА

Но политика НАСА в отношении смерти вне поля зрения, вне разума, возможно, не является нормой. Командир Хэдфилд сообщает Popular Science , что все международные партнеры, которые готовятся к полетам на МКС (включая JAXA и ESA), на самом деле готовятся к смерти члена экипажа.

«У нас есть вещи, называемые «симуляциями непредвиденных обстоятельств», когда мы обсуждаем, что делать с телом, — говорит он.

Хэдфилд обсуждает эти «симуляции смерти» в своей книге «Путеводитель по жизни для космонавтов ». Он устанавливает сцену: «Центр управления полетом: «Мы только что получили известие со станции: Крис мертв». Люди сразу же начинают решать проблему. Хорошо, что мы будем делать с его трупом? На Станции нет мешков для трупов, так что стоит засунуть его в скафандр и засунуть в шкафчик? Но как насчет запаха? Должны ли мы отправить его обратно на Землю на корабле снабжения и позволить ему сгореть вместе с остальным мусором при входе в атмосферу? Выбросить его во время выхода в открытый космос и позволить ему уплыть в космос?»

Как отмечает Хэдфилд, труп в космосе создает серьезные проблемы с логистикой. Тот факт, что мертвое тело представляет собой биологическую опасность, безусловно, является самой большой проблемой, и поиск места для его хранения занимает второе место.

Поскольку у НАСА нет протокола внезапной смерти на МКС, командир станции, вероятно, решит, как обращаться с телом. «Если кто-то умирал во время выхода в открытый космос, я сначала заносил его в шлюз», — говорит Хэдфилд. «Я бы, наверное, держал их в герметичном костюме; на самом деле в скафандре тела разлагаются быстрее, и нам не нужен запах гниющего мяса или выхлопных газов, это негигиенично. Так что мы будем держать их в скафандре и хранить его в каком-нибудь холодном месте на станции».

Если подводная лодка потеряла члена экипажа и не может сразу приземлиться, тела складируют рядом с торпедами — там, где холодно, и отдельно от жилых помещений. Экипаж МКС уже хранит мусор в самом холодном месте станции; это удерживает бактерии от них и делает запах менее проблемой. «Вероятно, я бы хранил их там до тех пор, пока корабль не отправится домой, где они займут третье место на «Союзе», — говорит Хэдфилд. Они также могли хранить тело в одном из шлюзов.

Лиофилизированные похороны

У НАСА может и не быть конкретных планов на случай внезапной смерти, но агентство работает над этим; в 2005 году они заказали исследование шведской эко-захороненной компании Promessa. Результатом исследования стал дизайн, который еще предстоит протестировать, под названием «Спина тела». Жутко звучащая система использует технику, называемую промессией, которая, по сути, вымораживает тело. Вместо пепла традиционной кремации замороженный труп превратился бы в миллион маленьких кусочков ледяной плоти.

Во время исследования создатели Promessa Сюзанна Виг-Масак и Питер Масак вместе со студентами-дизайнерами обдумывали, как может выглядеть этот процесс на пути к Марсу. На Земле процесс продвижения будет использовать жидкий азот для замораживания тела, но в космосе роботизированная рука будет подвешивать тело за пределами космического корабля, заключенного в сумку. Тело оставалось снаружи в ледяной пустоте в течение часа, пока не становилось хрупким, затем рука начинала вибрировать, раскалывая тело на пепел. Теоретически этот процесс может превратить 200-фунтового астронавта в 50-фунтовую глыбу размером с чемодан, которую можно хранить на космическом корабле годами.

«Body Back» может обеспечить морозные похороны астронавтов. Promessa

Если лиофилизированная кремация невозможна, вы всегда можете «выбросить» тело на вечный путь в пустоту. В то время как в ООН есть правила о мусоре в космосе, правила могут не применяться к человеческим трупам. «В настоящее время в политике планетарной защиты ни на уровне НАСА, ни на международном уровне нет конкретных руководящих принципов, которые касались бы «погребения» умершего астронавта путем выпуска в космос», — говорит Кэтрин Конли из Управления планетарной защиты НАСА.

Но в этом случае законы физики могут превзойти законы человечества. Если мы не привяжем к покойнику мини-ракету, они в конечном итоге будут следовать по траектории космического корабля, из которого они были выброшены. Шли годы, а тела накапливались, и это превратилось в болезненное путешествие на Марс и обратно.

Марсианские погребальные ритуалы

Но риск умереть по пути ничто по сравнению с неизбежностью смерти, когда вы туда доберетесь. Продвигая свои собственные планы будущего освоения космоса, Илон Маск из SpaceX открыто предупредил: «Если вы хотите отправиться на Марс, приготовьтесь умереть». Напрашивается вопрос: если кто-то умрет на Красной планете, куда вы его поместите?

Если кто-то погибнет на космическом корабле по пути на Марс (или за его пределы), то хорошим решением может стать хранение в холодильнике или коммерческое предложение. Но на поверхности Марса нет морга, а космическим кораблям обычно не хватает лишнего места.

Так что же марсианские исследователи сделали бы с телом? «Я ожидаю, что если член экипажа умрет на Марсе, мы скорее похороним его там, чем доставим тело домой», — говорит Хэдфилд.

Это имеет смысл из-за долгого обратного пути, но создает некоторые потенциальные проблемы с загрязнением. Даже марсоходы, исследующие Марс, по закону обязаны не доставлять земных микробов на свою пыльную новую планету. Космические корабли перед запуском неоднократно очищаются и дезинфицируются, чтобы помочь защитить потенциально обитаемые места от нападения бесстрашных земных микробов. Но жуки на марсоходе ничто по сравнению с бактериями, которые ездят автостопом по мертвому телу.

Это делает вопрос планетарной защиты еще более тонким, но марсианское кладбище может быть не таким уж надуманным. «Что касается захоронения органических материалов (включая тела) на Марсе, — говорит Конли из НАСА, — мы не накладываем никаких ограничений, если все земные микробы уничтожены, поэтому кремация будет необходима. Хотя планетарная защита требует документации об утилизации, чтобы гарантировать, что будущие миссии не будут застигнуты врасплох».

Но не со всеми, кто умирает в космосе, будут обращаться как с неудобным грузом. Некоторые из этих трупов действительно спасут жизни.

Наихудший сценарий

Космос может быть последней границей, но так было не всегда. Человечество провело тысячелетия, путешествуя по сложным ландшафтам и ставя себя в причудливые и опасные ситуации во имя открытий. В этой погоне были потеряны тысячи жизней, а иногда погибшие действительно спасали жизни своих товарищей. Заметьте, не актами смертоносного героизма, а актами каннибализма.

Ни на секунду не думайте, что это не могло произойти в космосе. В книге Марсианин , автор Энди Вейр написал в сцене (спойлер), в которой экипаж Ареса решает вернуться на Марс, чтобы спасти застрявшего Марка Уотни. Йохансен, системный оператор Ares и самый маленький член экипажа (требующий наименьшего количества калорий) в миссии, говорит ее отцу, что у экипажа есть последний план, чтобы добраться до Марса, если НАСА не отправит им припасы для поездки. . «Все умрут, кроме меня, все примут таблетки и умрут. Они сделают это сразу, так что им не придется тратить еду», — объясняет она. — Так как бы ты выжил? — спрашивает ее отец. «Припасы не будут единственным источником пищи», — говорит она.

План экипажа покончить жизнь самоубийством, чтобы один член спас Уотни, хотя и является экстремальным, не является чем-то неслыханным. «Это освященная веками традиция, — говорит биоэтик Пол Вольпе. «Люди совершали самоубийства, чтобы спасти других, и на самом деле с религиозной точки зрения это вполне приемлемо. Мы не можем вытащить соломинку, чтобы увидеть, кого мы собираемся убить, чтобы съесть, но много раз мы считали людей героями, которые прыгают на гранату, чтобы спасти своих приятелей».

Вольпе говорит, что взгляды на каннибализм для выживания разделились. «Есть два подхода к этому. Кто-то говорит, что хотя мы и обязаны телом с огромным уважением, жизнь первична, и если единственный способ выжить — это поедание тела, то это приемлемо, но нежелательно».

Марс может похвастаться таким бесплодным и мертвым ландшафтом, что он посрамил бы замерзшие горы, которые довели знаменитую группу Доннеров до каннибализма. Если что-то прервет снабжение миссии продовольствием, у них быстро закончатся альтернативы.

Но ни у одного космического агентства нет официальной политики в отношении марсианского каннибализма — пока.

Путешествие в пустоту

Люди путешествовали в космос совсем недолго по сравнению с нашим существованием, но мы раздвигали границы исследований на протяжении тысячелетий — и мы, без сомнения, продолжим это делать, несмотря на риски. Каждый астронавт или космический турист, желающий отправиться в путешествие на Марс, в конечном итоге будет вынужден столкнуться с реальностью смертей, как внезапных, так и медленных.

НАСА никогда официально не публиковало план действий в чрезвычайных ситуациях для луноходов Аполлон, но они были готовы потерять экипаж. В своей биографии спичрайтер Никсона Уильям Сэфайр вспомнил слабый старт Аполлона-11. «Мы знали, что катастрофа не произойдет в виде внезапного взрыва», — написал он. «Это означало бы, что люди застряли бы на Луне на связи с Центром управления полетами, пока они медленно умирали от голода, или намеренно «закрыли связь» — эвфемизм для самоубийства».

На самом деле НАСА планировало прекратить связь с застрявшими астронавтами и выдать им официальное «похороны в море». Но даже при таком болезненном гипотетическом повороте событий все знали, что они продолжат летать на Луну. «Другие последуют за ним и обязательно найдут дорогу домой», — гласила резервная речь Никсона. «В розыске человека не будет отказано. Но эти люди были первыми, и они останутся главными в наших сердцах».

Земля поднимается. НАСА

По мере того, как мы вступаем в эпоху освоения космоса, которая обязательно будет наполнена запусками ракет и полетами с экипажем, мысль о смерти нависает над каждым членом экипажа и лицом, принимающим решения.

Астронавт Терри Виртс, возможно, никогда не болтал с друзьями о смерти за чашкой кофе, но он знал, что поставлено на карту, отправляясь в космос. «Я считаю, что это того стоит, и что любое великое начинание сопряжено с риском», — говорит он. «Мы сознательно принимаем неизбежные опасности, с которыми сталкиваемся».

Как и большинство исследователей, астронавт шаттла Майк Массимино быстро говорит, что риск оправдан. «Речь идет о расширении нашего понимания», — говорит он PopSci . «Я думаю, что это стоит того риска, на который мы пошли. Исследования всегда уносили жизни, и я уверен, что так будет всегда».

Реальные варианты для умершего члена экипажа — каннибализм, хранение в холодильнике в мусорном отсеке, лиофилизация и встряхивание в миллион замороженных хлопьев — лишены того достоинства, которое мы связываем с величественным космическим полетом. Но Вольпе не думает, что человечеству будет трудно приспособиться к суровым реалиям посмертного лечения в космосе. Мы уже согласны с тем, что приземленные исследователи могут пострадать, если погибнут в полевых условиях. Вольпе видит Эверест идеальным земным аналогом будущих марсианских миссий: когда люди умирают, их тела просто остаются там. Навсегда.

Мы всегда стремимся к следующему гигантскому прыжку НАСА

Каждый год около 800 человек пытаются достичь вершины горы. Каждый год некоторые из этих людей умирают. А затем еще 800 человек пробуют в следующем году. Эти люди хотят быть первыми, быть лучшими, исследовать что-то удивительное и редкое. И с этой решимостью приходит риск заплатить окончательную цену.

«Если вы поднимаетесь на Эверест, вы знаете, что если вы умрете, вы останетесь там», — говорит Вольпе. На Эвересте нет причудливого метода кремации, нет почтительного мрачного места для хранения тела, нет способа разумно забрать труп для захоронения дома. На горе лежало более 200 тел, некоторые из них все еще видны в дни, когда снежный покров невелик.