Содержание
самые масштабные космические катастрофы в истории
28 января 2001 года исполняется 35 лет со дня гибели американского космического корабля «Челленджер». К этой траурной дате мы вспомнили о самых масштабных космических катастрофах в истории.
В американской астронавтике есть траурная неделя: в последние дни января – начале февраля раз за разом с промежутком в несколько лет происходили катастрофы, уносившие жизни лучших астронавтов США. Но, конечно, не только они гибли в результате несчастных случаев: российская космонавтика насчитывает ничуть не меньше жертв.
Сейчас уже мало кто помнит, что самый маленький, и в то же время самый величественный мемориал погибшим космонавтам установлен в 1971 году на Луне. Это алюминиевая фигурка космонавта размером всего 8,5 см и табличка с перечислением 14 погибших на тот момент покорителей космоса, среди которых имена Юрия Гагарина и Владимира Комарова. Памятник «Погибший космонавт» стал первым в истории человечества внеземным мемориалом: его установил на юго-восточной окраине Моря Дождей командир миссии «Аполлон-15» Дэвид Скотт.
«Аполлон-1», 1967 год, США
26 января 1967 года погиб экипаж, который должен был лететь к Луне первым. «Аполлон -1» загорелся не в космосе, а на Земле, во время тренировочной подготовки к старту.
Американцы очень спешили с реализацией своей программы «Аполлон». Они знали, что СССР тоже строит свой лунный челнок и считали делом чести первыми высадиться на Луну. В 1966 году были успешно проведены запуски беспилотных «Аполлонов-1», на конец февраля 1967 года был запланирован первый запуск пилотируемой версии аппарата.
Но первая версия командного модуля корабля была серьезно недоработана. Инженеры только и делали, что устраняли постоянные неполадки: то отключалась связь, то не работали приборы, то астронавты чувствовали странный запах в кабине. На 27 января была назначена тренировка экипажа в командном модуле: предполагалось проверить работоспособность приборов перед запуском.
Фото: NASA
Астронавты заняли места в модуле приблизительно в час дня. Их было трое: Вирджил Гриссом – первый в мире астронавт, в тот момент уже дважды побывавший в космосе; Роджер Чаффи, который готовился полететь в космос впервые, и Эдвард Уайт – «американский Леонов», который первым из граждан США выходил в открытый космос. Но дело в том, что на американских «Аполлонах» использовалась только кислородная атмосфера, поэтому при любой искре вспыхивал пожар. Так и случилось. Во время очередной проверки датчики зафиксировали скачок напряжения (вероятно, при коротком замыкании).
Короткое замыкание в атмосфере из чистого кислорода мгновенно переросло в бушующее пламя. Сложная конструкция замков люка не позволила экипажу спешно открыть люк изнутри. Пожар бушевал всего 15 секунд, воспламенив внутреннюю обшивку корабля, после чего его удалось погасить.
Последнее, что слышали радиооператоры в Центре управления, – предсмертный крик самого молодого из членов экипажа, 31-летнего Роджера Чаффи: «Мы горим! Вытащите нас отсюда!». Эти три человека стали первыми астронавтами, погибшими в космическом корабле.
«Союз-1», 1967 год, СССР
24 апреля 1967 года из-за аварии космического корабля «Союз-1» погиб советский космонавт Владимир Комаров. Он стал первым человеком, погибшим в ходе космического полета.
Советский космонавт Владимир Комаров. Фото: Министерство культуры РФ
Работа над кораблем «Союз» продолжалась пять лет. Было три беспилотных запуска «Союзов» и ни один не прошел без неполадок. Фактически эта трагедия произошла из-за космическая гонки СССР и США, которая в тот момент была в самом разгаре. Обе супердержавы готовили свои экспедиции на Луну, и обе в стремлении стать первыми выводили в космос не до конца готовые к работе космические аппараты.
Трудности в полете Комарова, для которого этот полет в космос был вторым, возникли с первых минут. Сначала не раскрылась одна из панелей солнечной батареи, потом не прошла команда на ориентацию корабля на Солнце, отказала коротковолновая связь.
В Звездном городке потом говорили, что Владимир Комаров знал «Союз» досконально. Ему почти удалось вывести взбунтовавшийся корабль из критического положения. Но когда уже казалось, что самое трудное позади, автоматика в момент посадки отказалась выдавать тормозной импульс. «Союз-1» со скоростью около 60 метров в секунду врезался в Землю и взорвался. Это была первая гибель нашего космонавта во время полета! Говорят, что Юрий Гагарин лично взял на себя заботы о том, чтобы семья Комарова получила нужный статус и ни в чем не нуждалась.
«Аполлон-13», 1970 год, США
Это был полет, который несмотря на по-настоящему серьезную аварию космического корабля и множество опасных моментов, грозивших астронавтам гибелью, тем не менее обошелся без человеческих жертв.
Эта по-настоящему захватывающая история даже стала основой для фильма «Аполлон-13» с Томом Хэнксом в главной роли. Многим этот фильма запомнился по знаменитой фразе «Хьюстон, у нас проблемы!». Проблемы действительно были. Во время полета произошла авария, заставившая руководство прервать миссию и начать разрабатывать сложную операцию по спасения астронавтов. А им самим пришлось буквально выживать.
Космический корабль «Аполлон-13» с экипажем из трех человек стартовал 11 апреля 1970 года. Командиром корабля был опытный астронавт Джеймс Артур Ловелл, который выполнял уже четвертый космический полет и повторно летел к Луне. Двое других астронавтов – Джон Суайгерт и Фред Хейз – были новичками.
Двое из команды должны были высадиться на Луну, поблизости от кратера Фра Мауро. Однако во время полета к Луне произошел взрыв в кислородном баке, который повредил приборно-агрегатный отсек и батареи топливных элементов, кислород продолжал вытекать из остальных баков. Миссия прилунения аппарата была немедленно отменена, основной задачей стало спасение экипажа. Было принято решение вернуть людей на Землю в лунном модуле, который был предназначен для посадки на Луну и возвращения исследователей на корабль.
Реплика командного модуля, использованная во время съемок Аполлона-13. Фото: Википедия
Для экономии энергии все приборы были отключены, двигатель включался лишь на время, чтобы скорректировать траекторию полета. К тому же, пострадали системы жизнеобеспечения, в том числе регенерации воздуха и поддержания теплового режима. Экипаж чуть не погиб от переохлаждения. Кроме того, остро ощущался недостаток воды, а поломка канализации на борту сделала их жизнь еще более невыносимой. Короче, все, что происходило в реальности, было намного менее эффектным и более страшным, чем показано в фильме.
Не было и уверенности, что модуль позволит благополучно войти в земную атмосферу и выдержать высокие температуры. Земные службы более чем на 6 минут потеряли связь с экипажем, но в результате все астронавты вернулись живыми.
«Союз-11», 1971 год, СССР
После того, как советская «лунная программа» была свернута, ее участники были переведены на другой проект – полеты на первую мире обитаемую орбитальную станцию. Полет «Союза-11», начавшийся 6 июня 1971 года, был второй экспедицией в рамках этого проекта. Программа полета к орбитальной станции была рассчитана на 24 дня. Главной задачей космонавтов было успешно провести стыковку со станцией. Кроме того, командир корабля Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков и инженер-исследователь Виктор Пацаев должны были провести различные научные эксперименты.
Члены экипажа космического корабля «Союз-11» инженер-испытатель Виктор Иванович Пацаев, командир корабля Георгий Тимофеевич Добровольский и бортинженер Владислав Николаевич Волков (слева направо) после завершения тренировки на корабле-тренажере в центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина в Звездном городке. Фото: Владимир Мусаэльян/ТАСС
7 июня 1971 года корабль успешно пристыковался к орбитальной станции «Салют-1». Космонавты пробыли на станции до 29 июня, полностью выполнив программу полета. Отстыковка «Союза-11» от станции также прошла в обычном режиме и корабль взял курс к Земле. Все это время экипаж докладывал в Центр управления полетами о своих действиях.
Однако так благополучно проходившая экспедиция все же окончилась трагедией. Спускаемый аппарат благополучно вошел в плотные слои атмосферы, все процедуры снижения и посадки прошли в штатном режиме. Но в последние полчаса с космонавтами не было связи, и их обнаружили в спусковом аппарате мертвыми. Оказалось, что в трагедии виноват один из вентиляционных клапанов, необходимых для выравнивания давления при спуске в земной атмосфере. Он открылся преждевременно, поэтому произошла разгерметизация спускаемого аппарата, и экипаж погиб от взрывной декомпрессии.
Если бы космонавты были в скафандрах, они остались бы живы. Но в то время скафандры для полета в спускаемом аппарате еще не были предусмотрены.
Зато после этой трагедии все космонавты во время полета находились всегда в скафандрах. Отчасти поэтому в следующие 15 лет все нештатные ситуации, которых в космосе и на Земле хватало, обходились без человеческих жертв.
Шаттл «Челленджер», 1986 год, США
Многоразовый транспортный космический корабль «Челленджер» («Бросающий вызов») был построен в 1982 году, по американской программе Space Shuttle. До трагического полета он совершил целых девять успешных экспедиций. Но десятый старт в январе 1986 года стал для «Челленджера» гибельным.
По программе полет должен был продлиться шесть дней. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи и автономный научный аппарат Spartan для наблюдения кометы Галлея, а также провести серию экспериментов на борту корабля.
В программе был и полет космос первого в мире космического туриста. Это была учительница Шарон Кристи Маколифф, которая победила в конкурсе среди 11 тыс. учителей США. Она стала первым участником проекта NASA «Учитель в космосе» и должна была провести два урока в прямом эфире.
Последний старт «Челленджера». Фото: NASA
В состав экипажа входили 6 первоклассных астронавтов: командир корабля Фрэнсис Скоби; пилот Майкл Смит; а также космонавты-исследователи Джудит Резник, Рональд Макнейр, Эллисон Онидзука и Грегори Джарвис.
Утром 28 января время старта немного отложили, так как все конструкции стартового комплекса были покрыты ледяной коркой и приходилось ждать, пока лед растает. Но наблюдатели и участники экспедиции были настроены весьма оптимистично.
Когда «Челленджер» стартовал, еще минуту казалось, что полет проходит благополучно. На 57-й секунде полета центр управления сообщил, что все системы функционируют нормально, двигатели работают с полной нагрузкой. Голосовая связь с экипажем работала. Никаких аварийных сигналов из кабины экипажа не поступало.
На 73-ей секунде полета, достигнув высоты 14 километров, челнок практически распался на части, одна из которых, пробив топливный бак, вызвала взрыв. Как выяснилось позже, причиной трагедии стала техническая неисправность. Отказ кольцевого уплотнителя ускорителя вызвал разрушение креплений модуля, а обломки пробили топливный бак.
Гибель сразу семерых астронавтов – лучших из лучших покорителей космоса – потрясла американское общество. Трагедия привела к прекращению полетов шаттлов на 2,5 года и к их существенной доработке.
Шаттл «Колумбия», 2003 год, США
Еще одна космическая катастрофа, которая также унесла целых семь человеческих жизней, произошла в 2003 году.
Рейс STS-107 шаттла «Колумбия» стартовал с космодрома на мысе Канаверал 16 января 2003 года. Это был уже 28-й полет космического аппарата, и все предыдущие прошли успешно. Экипаж был международным и состоял из опытных астронавтов: командир Рик Хасбанд, пилот Уильям Маккул, а также астронавты-исследователи Майкл Андерсон, Дэвид Браун, Лорел Кларк, Калпана Чавла (женщина-астронавт индийского происхождения) и Илан Рамон (первый космонавт Израиля).
Ничто не предвещало проблем: 1 февраля 2003 года после 16-дневного успешного полета астронавты возвращались на Землю. Посадка должна была состояться на мысе Канаверал.
Космический шаттл «Колумбия», взлетающий со стартовой площадки 39A в ходе миссии STS-107. Фото: NASA
За несколько минут до планируемой посадки были зафиксированы аномальные значения датчиков температур на левом крыле шаттла, а связь с экипажем была утеряна. На экранах мониторов в ЦУП NASA было видно, что след корабля распался на множество более мелких линий. Причем один из телеканалов в Хьюстоне даже продемонстрировал кадры разрушения шаттла в прямом эфире.
Последовательность событий удалось выяснить благодаря записям на уцелевшем магнитном носителе шаттла. Причиной катастрофы стало повреждение теплоизоляционного слоя на левом крыле аппарата, вызванное падением на него куска теплоизоляции кислородного бака еще при старте корабля. В результате перегрев пневматики левой стойки шасси привел к его взрыву, дальнейшему разрушению конструкции крыла и гибели шаттла.
Все находившиеся на борту «Колумбии» шесть астронавтов NASA и первый космонавт Израиля моментально погибли. Эта трагедия настолько сильно ударила по престижу американской космонавтики, что тогдашний президент США Джордж Буш объявил мораторий на полеты Шаттлов. Именно в этот период американцы впервые были вынуждены обратиться к России с просьбой о доставке астронавтов на МКС с помощью российских «Союзов».
Все ради космоса, или Погибли на Земле
Конечно, перечисленные катастрофы – это далеко не вся дань освоению космического пространства. Человеческие жизни космос забирал на протяжении более чем 50 лет. Среди его жертв были и испытатели новой техники, и астронавты, и люди, работавшие на космодромах. Вот только четыре страшных трагедии, каждая из которых унесла сразу десятки жизней.
Катастрофа на Байконуре, 1960 год, СССР
24 октября 1960 года, всего за полгода до легендарного полета Гагарина, на Байконуре (а в то время – Тюра-Таме) произошла трагедия столь ужасная, что все данные были надежно засекречены, несмотря на огромное количество жертв. Эта катастрофа до сих пор считается самой страшной в истории освоения космического пространства. Она унесла жизни 126 человек: испытателей, разработчиков и самого главнокомандующего ракетными войсками стратегического назначения Митрофана Неделина.
Взрыв ракеты Р-16. Фото: Википедия
Первая ракета Р-16, именуемая «изделие 8К64», перед самым запуском заработала в нештатном режиме. Очевидцы утверждают, что Митрофан Неделин с окружением специально расположился всего в 17 метрах от ракеты, давая пример того, что бояться запуска не стоит. Была объявлена 30-минутная готовность, но вскоре произошло преждевременное включение одного из двигателей ракеты, пламя которого прорвало пиромембраны топливных баков. Начался лавинообразный пожар, волны огня расходились во все стороны. Все люди, работавшие в радиусе нескольких десятков метров, фактически сгорели заживо. Аварийные работы удалось начать лишь через два часа, когда пламя поутихло.
А ровно через три года, в тот же день, 24 октября 1963 года на космодроме в одной из боевых шахт ракеты Р-9 произошел еще один пожар, стоивший жизни восьми военным испытателям. С тех пор 24 октября считается черным днем в космонавтике. В этот день принято вспоминать тех, кто пожертвовал жизнью ради покорение космоса.
Пожар в ракетной шахте Серси, 1965 год, США
8 августа произошел еще один страшный пожар в одной из пусковых ракетных шахт около поселения Серси. Там велись работы по программе модернизации. При этом внутри 7-этажной шахты было решено оставить межконтинентальную баллистическую ракету LGM-25C Titan-2. Правда, в целях безопасности с нее сняли боеголовку.
Ракета «Титан 2» с головной частью Mk.6, оснащённая боеголовкой W53, в пусковой шахте. Фото: Википедия
Трагедия произошла из-за того, что один из рабочих случайно повредил резаком гидравлический шланг. Из него начал вытекать кислород, который стал распространяться по шахте. После этого любая искра могла привести к мгновенному самопроизвольному воспламенению кислорода. Это и произошло: сильнейший пожар унес жизни 53 рабочих. Лишь двоим удалось вовремя покинуть шахту и спастись.
К слову, ракета так и не взорвалась, но на то, чтобы устранить результаты пожара, потребовалось больше года.
Катастрофа на космодроме Плесецк, 1980 год, СССР
18 марта на космодроме Плесецк шла подготовка к запуску ракеты «Восток» со спутником «Икар» на борту. На разном расстоянии от нее в радиусе двух десятков метров находилось более 100 человек. Шла заправка различным топливом – керосином, жидким кислородом, водородом.
На последнем этапе в результате случайной искры произошло возгорание, а потом – детонация 300 тонн топлива. В сильнейшем пожаре погибли 44 человека. Еще четверо скончались от получения ожогов. Спасти удалось 39 человек, ожоги которых оказались не фатальными.
Кладбище-мемориал в память о катастрофе на въезде в город Мирный. Фото: Михаил Притчин/Википедия
Причем только через 16 лет в результате расследования удалось установить, что причиной трагедии стало применение опасных, каталитически активных материалов в конструкции топливных фильтров. Именно они стали причиной взрыва. До этого вся вина за катастрофу была возложена на боевой расчет, осуществлявший запуск ракеты. То есть на погибших в результате аварии людей.
Катастрофа на космодроме Алкантара, 2003 год, Бразилия
Назначенный на 25 августа 2003 г. запуск ракеты VLS-3 с двумя спутниками на борту должна была превратить Бразилию в первую космическую державу Латинской Америки.
Стартовый комплекс VLS-1 после взрыва. Фото: Википедия
22 августа проводились уже заключительные тесты, вблизи от ракеты работало несколько десятков человек. Внезапно включился один из четырех двигателей первой ступени ракеты, начался пожар, который вызвал взрыв топливных баков. Ракета и 10-этажная конструкция стартовой площадки были полностью уничтожены взрывом. В огне погиб 21 человек, остальные во время взрыва находились дальше и пострадали меньше.
Точная причина технического сбоя, который привел к трагедии, установлена так и не была.
18 марта в истории Космонавтики
Год | 18 марта |
1964 | Запуск спутника «Космос-26» для изучения магнитного поля Земли. |
1965 | Советский космонавт Алексей Архипович Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос с борта космического корабля «Восход-2» пилотируемого лётчиком-космонавтом Павлом Ивановичем Беляевым. |
1980 | На космодроме «Плесецк» при подготовке к пуску на стартовой позиции взорвалась ракета «Восток-2М», в результате чего погибли 48 человек, множество пострадавших. |
2001 | С плавающей платформы «Одиссей» в Тихом океане успешно запущена российско-украинская ракета-носитель «Зенит-3SL», доставившая на орбиту американский спутник ХМ-2 Rock. |
2003 | Спутником SOHO впервые были засняты два одновременных протуберанца с противоположных сторон диска Солнца. |
2004 | Рекордно близко от Земли (43 тыс. км) пролетел астероид. |
18 марта 1965 года Алексей Леонов совершил полёт в космос совместно с Павлом Беляевым в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал не только работе, но и его возвращению в космический корабль. Продолжительность полёта — 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.
Гагарин был первым космонавтом, но до него летали собаки, и какое-то представление о том, что его ждёт в космосе, уже имели. Выход Леонова в открытый космос, конечно же, подготовили десятки учёных-специалистов самых разных областей – врачи, инженеры, конструкторы и др. Они предусмотрели всё, что можно было предусмотреть на Земле, но неприятностей избежать не удалось. Когда Алексей Леонов вышел в открытый космос, скафандр раздулся из-за избыточного давления (внутри 35 сотых атмосферы, снаружи — ноль).
«Руки у меня выскочили из перчаток, а ноги из ботинок», — рассказывал потом Леонов. Это значит, что он оказался внутри скафандра, надутого, как воздушный шарик, во «взвешенном» состоянии! И в таком положении ему надо было двигаться и работать! Алексей прикинул, что с момента, как он «закрыл скафандр» прошёл уже час, и рискнул уменьшить давление в скафандре, не спросив разрешения у специалистов и даже не доложив на Землю, нарушил важное правило: космонавт на любые действия должен спрашивать разрешение у Земли. Но спрашивать было некогда, у него закончился бы кислород, которого и так оставалось лишь на 20 минут!
Когда скафандр сдулся и снова стал нужного размера, сразу стало легче, можно было двигаться и работать с фотоаппаратом и кинокамерой, что он и делал, сообщая обо всем своему командиру и на Землю.
Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе – в глухой пермской тайге. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе». После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. С Пермского аэродрома был поднят гражданский «Ми-1». С этого вертолёта в район посадки спустили двух лесников, которые в 17 часов 19 марта, пробравшись сквозь тайгу около 4 километров, были уже рядом с героями. На следующее утро, 20 марта, к месту посадки подоспели 3 вертолёта. Сесть они не могли, но сбросили всё необходимое. Чтобы посадить вертолеты и вывезти космонавтов, нужно было повалить большое количество деревьев. И вот, 21 марта, по прокатанной лыжне, космонавты, с помощью сопровождающих, добрались до вертолёта. Спускаемый аппарат был эвакуирован 22 марта.
Только три человека погибли в космосе
19 апреля 1971 года Советский Союз запустил первую в истории космическую станцию «Салют-1». Несколько дней спустя миссия «Союз-10» провалилась из-за проблемы со стыковочным люком, из-за которой экипаж фактически не мог садитесь на станцию. Не желая, чтобы «Салют» томился, «Союз-11» стартовал 6 июня, и Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев стали первыми людьми, которые жили на борту околоземной орбитальной станции. Их миссия не обошлась без проблем, но проблемы только начинались, когда экипаж вернулся домой на неделю раньше. Клапан открылся рано во время спуска, и экипаж, подвергшийся воздействию космического вакуума, погиб от декомпрессии.
Для советских ученых в начале 1970-х годов космические станции рассматривались как главная артерия в космосе, исследовательские стенды, такие как сейчас МКС, а также точки запуска для миссий в дальний космос. Именно с таким дальновидным мышлением развивалась программа «Салют». 19 апреля 1971 года Советский Союз запустил первую в истории космическую станцию — космическую станцию «Салют». Три дня спустя, 22 апреля, был запущен «Союз-10» с экипажем из трех человек на борту с намерением обслуживать станцию в течение 30 дней. Но миссия провалилась; Экипаж смог состыковаться со станцией, но проблема с люком означала, что они не могли подняться на борт.
Чтобы компенсировать потерянную миссию, советские планировщики запланировали еще две миссии на станцию в этом году. Следующим был «Союз-11». Основной экипаж «Союза-11» был дублирующим экипажем «Союза-10», но этого не произошло. За несколько дней до запланированного запуска судмедэксперты обнаружили опухоль в правом легком космонавта Валерия Кубасова. Согласно постановлениям Министерства здравоохранения СССР в то время, они не заменили одного человека его дублером, как это произошло на Аполлоне-13, когда Джек Свигерт заменил Чарли Дьюка в 11-й час. Вместо этого они поменяли весь экипаж.
На палубе находились Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков. Они стартовали под позывным «Янтарь» 6 июня 1971 года.
Они успешно поднялись на борт станции и начали свою научную миссию. Они проводили сердечно-сосудистые эксперименты, тестировали остроту зрения и измеряли радиационное воздействие. Они также проводили эксперименты на головастиках, водорослях и даже ухаживали за небольшими растениями в оранжерее, встроенной в станцию! Они также провели некоторые наблюдения, в основном телескопические наблюдения Земли и других небесных тел. В общей сложности они провели более 140 экспериментов за 24 дня; их миссия была прервана, когда настроение и настроение начали ухудшаться после некоторых стрессовых сбоев, в том числе странного запаха дыма на станции. Никто не хотел рисковать экипажем, который отказывался от режимов учений и принимал все более небрежные решения, поэтому их вернули домой на шесть дней раньше.
29 июня экипаж перешел из «Салюта» в «Союз», который должен был вернуться на Землю. Они совершили еще три витка, прежде чем попрощаться с наземными экипажами, которые ответили, что скоро увидят их на Матери-Земле.
В 1:35 ретроактивные ракеты запустили семиминутный вход в атмосферу. Все выглядело хорошо. Парашюты раскрылись вовремя, корабль совершил мягкую посадку, а спасатели с воодушевлением отправились встречать космонавтов домой. Но центру управления полетом не удалось установить контакт с экипажем, и когда спасательная группа открыла люк, они обнаружили, что все трое неподвижны, с синими лицами и кровью, стекающей из их ушей, в своих кушетках. Они были все еще теплыми, достаточно теплыми, чтобы реанимационные бригады пытались реанимировать их с помощью сердечно-легочной реанимации, но усилия были напрасными. Экипаж был мертв.
Немедленно возникли предположения о причине. Некоторые думали, что они поддались невесомости — в то время еще шли споры о том, может ли человек находиться в невесомости длительный период времени, что сердце медленно, но верно отказывало в космосе. Другие подозревали, что причиной была декомпрессия. Космонавты не были в скафандрах, совершенно нормальных и стандартных для входа в атмосферу, и были пристегнуты ремнями к своим кушеткам. Казалось, ничего не случилось, пока что-то не пошло не так и быстро: декомпрессия. Другие теории включали токсичную утечку в космическом корабле.
Пока советские следователи расследовали смерть троих мужчин, возникло много вопросов о продолжении полета человека в космос.
Советская Специальная государственная комиссия по расследованию авиакатастрофы опубликовала 12 июля заявление, подтверждающее, что причиной стала декомпрессия. В отчете говорится, что за 30 минут до приземления космонавты оказались в вакууме из-за резкого падения давления, что почти мгновенно убило их.
Неисправность оказалась в элементе спускаемого аппарата.
Орбитальный и приборный модули разошлись примерно в 80 милях над землей, и давление в спускаемом модуле быстро упало; потребовалось чуть менее двух минут, чтобы в кабине не осталось атмосферы. Виновником было либо преждевременное открытие одного из двух клапанов в верхней части космического корабля, оба из которых управляются одной и той же схемой, либо утечка в люке, но первый сценарий был более вероятным.
Положение тел предполагало, что Добровольский и Пацаев пытались расстегнуться, чтобы закрыть вентиль, но не смогли действовать достаточно быстро. Биомедицинские данные подтвердили это: у всех трех космонавтов частота сердечных сокращений резко возросла через несколько мгновений после разделения, когда они впервые оказались в стороне от утечки. Менее чем через минуту все трое показали опасно низкую частоту сердечных сокращений, свидетельствующую о нехватке кислорода, а еще через минуту у них вообще не было сердцебиения.
Отчеты о вскрытии остаются засекреченными, но это был не самый лучший способ умереть. У всех троих были бы боли в голове, груди и животе. Тогда у них лопнули бы барабанные перепонки и из носа и рта потекла бы кровь, как их и нашли в космическом корабле. И потребовалась бы целая минута, чтобы они совсем потеряли сознание, хотя и не были бы активны; они будут обездвижены, но осознают.
Как и все несчастные случаи, наследие «Союза-11» в том, что он сделал космический полет более безопасным. В связи с гибелью космонавтов были внесены изменения в правила полета. Клапаны были переработаны, чтобы сделать их более стабильными и с системой быстрого закрытия на случай новой утечки, и теперь космонавтам было приказано носить скафандры «Сокол» при входе в атмосферу. Костюм, питаемый от космического корабля или его собственного источника кислорода, был последней защитой от декомпрессии.
С момента полета корабля «Союз-11» ни один космонавт или астронавт не погиб от декомпрессии в космосе.
*Этот пост был обновлен полным текстом статьи 5 сентября 2017 г. Источники: НАСА; НАСА; Space.com;
Что произойдет, если вы умрете в космосе, в том числе когда вас законсервируют или бросят в бездну
ЕСЛИ у вас будет достаточно денег, такие люди, как Илон Маск и Джефф Безос, захотят отправить вас в космос.
Перспективы космического туризма впечатляют, но они также вызывают много юридических и моральных вопросов о том, что происходит, когда что-то идет не так.
1
Космический туризм и более длительные космические путешествия могут привести к большему количеству смертей в космосеКредит: Гетти
Virgin Galactic Ричарда Брэнсона и Blue Origin Безоса — это всего лишь две компании, предлагающие космические полеты знаменитостям и гражданским лицам.
Компания SpaceX Илона Маска также доставила в космос группу гражданских лиц в прошлом году.
Космос может стать более доступным, но доступность означает, что людям больше не нужно проходить ту же строгую подготовку и медицинский контрольный список, что и космонавтам.
Космические агентства также надеются отправить астронавтов в гораздо более длительные космические миссии, чем мы когда-либо видели.
Один из основных вопросов, который возникает при этом, — что произойдет, если кто-то умрет в космосе?
Самое читаемое в News Tech
ДЫРА В ОДНОМ
Ученые «выращивают черную дыру в лаборатории» — и она начинает вести себя странно глобальный сбой», поскольку пользователи жалуются на проблемы с приложением
СЕРЬЕЗНЫЕ СЛОВА
Илон Маск дал сотрудникам Twitter два дня на то, чтобы они согласились на «крайние условия» или были уволены
Сколько людей погибло в космосе?
Космос опасен по многим причинам, но только около 30 астронавтов и космонавтов погибли при попытке полёта в космос.
Семь астронавтов погибли, когда космический челнок НАСА «Челленджер» взорвался вскоре после запуска в 1986 году.
Еще семь астронавтов погибли, когда шаттл НАСА «Колумбия» разбился при возвращении на Землю в 2003 году.
Эти трагические события потрясли и убили весь экипаж на борту.
Ни один космический полет не научил нас тому, что произойдет, если один член экипажа погибнет во время миссии, а все остальные живы и достаточно здоровы, чтобы продолжить.
Что будет, если ты умрешь в космосе?
Международное космическое право требует, чтобы отдельные страны несли ответственность за разрешение и надзор за национальной космической деятельностью.
Если кто-то умрет во время космического туристического полета, это может привести к большим юридическим проблемам у конкретной компании и расследованию по делу об обязанности проявлять осторожность.
Юридические проблемы будут наименьшей из забот экипажа, так как им нужно решить, что делать с телом.
Если это короткий космический полет, было бы достаточно просто сохранить тело и доставить его на Землю.
По словам космических экспертов Кристофера Ньюмана и Ника Каплана, тело необходимо хранить в прохладном месте, чтобы предотвратить разложение, и хранить в месте, которое не заразит других членов экипажа.
При длительных миссиях возникает больше проблем.
Эксперты написали в The Conversation, что, по их мнению, труп во время годичного путешествия на Марс необходимо заморозить, возможно, снаружи космического корабля, чтобы благополучно доставить его обратно на Землю.
Это также может уменьшить вес мертвых тел и сэкономить место в корабле.
Космические исследователи также предполагают, что по мере того, как мы колонизируем космос, тела, возможно, придется утилизировать, а не сохранять.
Захоронения загрязнят планеты, но катапультирование тел в бездну космоса приведет к проблемам с моралью и космическим мусором.
По мере того, как мы приближаемся к новой эре освоения космоса, космическим агентствам придется заняться технологиями хранения или утилизации человеческих тел.
Узнайте больше о науке
Хотите узнать больше о странном и удивительном мире науки? От Луны до человеческого тела, мы охватили вас…
Из других новостей: марсоход НАСА Curiosity обнаружил на Марсе странный камень, похожий на цветок или кусочек коралла здесь, на Земле.