Сколько погибло космонавтов: Сколько российских космонавтов погибло при полетах в космос? (ИНФОГРАФИКА)

Читать онлайн «Профессия космонавт», Алексей Стейнерт – ЛитРес

Введение

«Человечество не останется вечно на Земле,

но, в погоне за светом и пространством, сначала

робко проникнет за пределы атмосферы, а затем

завоюет себе все околосолнечное пространство».

К. Э. Циолковский

Когда мне предложили написать эту книгу, я согласился, не раздумывая: что может быть интереснее, чем писать о романтичной и овеянной ореолом героизма профессии космонавта! О ней мечтают дети, задумываются подростки и нет-нет да и фантазируют взрослые, сидя день за днем на работе, уткнувшись в экраны мониторов. Но действительно решаются пройти нелегкий путь к космосу единицы. В чем причина? Неужели желающих приобщиться к этой героической профессии почти нет? Или люди настолько не верят в свои силы, что даже попробовать стать космонавтами боятся? На самом деле, все не так просто и однозначно. Профессия космонавта считается в нашей стране закрытой для посторонних в силу исторических причин, корни которых уходят во времена становления космонавтики в СССР.

…12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полет в космическое пространство. После этого события СССР на некоторое время оставил далеко позади в гонке по освоению космоса своего основного конкурента – США. Гагарин стал национальным героем «Страны Советов», сделав карьеру космонавта мечтой множества советских школьников. Следующие космические рекорды также были за СССР: в том же 1961 году совершил полет самый молодой космонавт – 25-летний Герман Титов. В 1963 году отправилась в космос первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. А в 1965 году первый выход в открытый космос совершил Алексей Леонов. Всех этих событий было более чем достаточно, чтобы СССР получил статус космической сверхдержавы. Профессия космонавта стала в ней элитной, престижной и желанной. США смогли достойно ответить на советские рекорды лишь восемь лет спустя, когда 21 июля 1969 года на поверхность Луны ступили астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Программа, инициированная президентом Джоном Кеннеди, достигла успеха – но оказалась столь сложной и затратной, что после нее американцы ни разу не решились на повторение лунной «авантюры».

Уже в 70-х годах XX века космонавты стали героями всемирного масштаба. Само собой, что получить такое звание было очень непросто. Однако подход к набору космонавтов в СССР и США серьезно отличался. Стать астронавтами НАСА могли люди как гражданских, так и военных специальностей – главное, чтобы они соответствовали ряду критериев и сумели пройти жесткий конкурсный отбор со множеством требований. В целом, это логично: понятно, что военным (особенно летчикам) космическая подготовка будет даваться легче. Но ведь в космосе нужны не только военные: там есть потребность в инженерах и врачах, биологах и физиках – одним словом, в людях разных специальностей. И в НАСА это понимали всегда. Однако в нашей стране еще со времен СССР профессия космонавта считалась уделом избранных счастливчиков из военно-космической отрасли, попасть в которую гражданскому лицу – к примеру, врачу или инженеру – было просто невозможно. И большинству людей оставалось лишь мечтать о космонавтике, периодически пересматривая какие-нибудь «Звездные войны»…

При этом даже если человек принадлежал к военно-космической отрасли, соответствовал всем необходимым требованиям и горел желанием стать космонавтом, не было никакой гарантии, что он вообще сможет принять участие в наборе в отряд космонавтов. Все дело в том, что никто не знал правил игры: их вообще не было. Нельзя было прийти и попросится в космонавты – людей в космос набирали, что называется, указом сверху. Если тебе повезло и ты попал в поле зрения экспертов – тогда возможности были. Шансом на билет в космос могло стать нужное знакомство. Но все равно это было делом случая. И в таком режиме советская, а потом и российская космонавтика существовала десятки лет.

Все изменилось лишь под 2012 год, когда Роскосмос впервые в истории России объявил открытый конкурс на набор в отряд космонавтов. Были обнародованы критерии отбора и требования к кандидатам, перечни личных и медицинских документов, представляемых на рассмотрение конкурсной комиссии. Теперь по правилам судьбу кандидатов решают эксперты Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, представители ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия», а также сотрудники Института медико-биологических проблем Российской академии наук (РАН).

По оценкам Росстата, на 1 января 2017 года в России постоянно проживает около 147 миллионов человек. В 2012 году данные были несколько иными – но это не существенно. Важно другое: сколько человек со всей страны захотело стать космонавтами. Миллионы? Сотни или десятки тысяч? Увы, но нет. 8 октября 2012 года в Роскосмосе, на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов были подведены итоги первого открытого набора. Как оказалось, всего в адрес Конкурсной комиссии поступило 304 заявления от желающих принять участие в конкурсе со всей страны. К очному этапу конкурса допустили 51 человека, из которых все испытания этого этапа с положительным результатом выполнили только девять. При этом к прохождению общекосмической подготовки допустили восемь претендентов, в том числе одну женщину. Вот их имена:

✓ Федяев Андрей Валерьевич, военный летчик;

✓ Игнатов Игнат Николаевич, инженер-испытатель;

✓ Корсаков Сергей Владимирович, менеджер;

✓ Блинов Олег Владимирович, ведущий инженер;

✓ Петелин Дмитрий Александрович, инженер-конструктор;

✓ Чуб Николай Александрович, топ-менеджер;

✓ Дубров Петр Валерьевич, инженер-программист;

✓ Кикина Анна Юрьевна, радиоведущая.

304 человека, желающих стать космонавтами, в стране, занимающей девятое место по населению в мире, – показатель, безусловно, печальный. Конечно, отчасти такое положение дел может объясняться тем, что открытый набор Роскосмоса был первым в своем роде и не все, кто хотел бы полететь в космос, про него узнали. Так ли это, станет понятно во время второго набора: изначально он должен был состояться в 2016 году, но теперь его перенесли на 2017 год. Одним словом, поживем – увидим. Но все равно что-то подсказывает, что радикальной разницы в числе претендентов не будет, даже если набор в космонавты станут рекламировать по всем ключевым телевизионным каналам.

Почему? Ответ прост: закрытость профессии за долгие годы существования космонавтики в СССР, а в последующем и в России, стала отпугивать мечтающих о космосе. Мечтать-то можно о чем угодно – хоть о карьере космонавта, хоть о карьере волшебника. Но чтобы реализовать такие мечты, нужно быть уверенным, что затраты сил, времени и денег если не гарантированно приведут к заветной цели, то хотя бы дадут серьезный шанс на успех. Однако закулисье отечественной космонавтики много лет оставалось таковым, что дорога в космос открывалась везучим, тем, кто сумел оказаться в нужное время в нужном месте. Сегодня, казалось бы, правила игры поменялись (точнее, в игре появились правила). Но людям нужно к этому привыкнуть и это понять. Возможно, отношение к профессии космонавта в России изменится тогда, когда на орбиту действительно полетит первый менеджер, программист или радиоведущая. Когда эти люди будут проводить недели и месяцы на космических кораблях и орбитальных станциях, а потом станут давать пресс-конференции и получать награды из рук первых лиц государства. Все эти вещи станут реальным, конкретным примером того, что космонавтом действительно может стать КАЖДЫЙ житель России, подходящий под необходимые критерии, – и интерес к космонавтике в стране снова начнет возрождаться.

А в самом деле, почему бы и нет? Конечно, профессия космонавта – это настоящая «жемчужина» в списке героических профессий. Но люди, принадлежащие к ней, выполняют точно такую же работу, как и «простые смертные». Они так же, как и все, встают по будильнику, поддерживают гигиену, питаются три раза на дню и читают книги в свободное время (обо всех нюансах жизни в космосе будет подробно расписано в этой книге). Собственно, эта некая рутинность помогает психологически проще перенести суровую и полную испытаний жизнь вдали от родной планеты. Конечно, для работы в космосе необходимы определенные знания и уровень образования – но это приобретается и во время учебы в ВУЗах, и во время занятий в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина в подмосковном Звездном городке.

Так что, пожалуй, единственный критерий, который по-настоящему закрывает человеку путь в космос, – это состояние здоровья. Если желающий стать космонавтом имеет проблемы с организмом, которые нельзя исправить при помощи медицины, тогда путь за пределы Земли ему действительно заказан. Такой человек может физически не перенести перегрузки космического путешествия – и это слишком большой риск. Но речь, опять же, идет именно о недугах. Плохую физическую форму можно сделать хорошей при должном желании и усердии. Одним словом, список причин, которые могут реально помешать человеку стать космонавтом, относительно невелик. Было бы желание и вера в свои силы.

В свое время великие космические достижения СССР обеспечили космонавтике в нашей стране огромную популярность. И сегодня очень важно популяризировать эту тему вновь, чтобы люди опять, как и десятки лет назад, потянулись к космосу. Открытый набор космонавтов – важный шаг в этом направлении. Но нужны и другие меры. Я надеюсь, что эта книга, в которой подробно описаны этапы становления космонавтов, их подготовка, детали работы за пределами Земли и жизнь после полетов, сыграет в этом деле свою роль. Некоторые из отечественных космонавтов любезно согласились побеседовать со мной и поведать о своей профессии: беседам с ними в книге посвящен отдельный раздел. Он расскажет о космосе, что называется, из первых рук. И пусть те, кто прочтет эту книгу, поймут одну, но очень важную вещь: если однажды кто-то смог стать космонавтом, значит, сможете и вы. Главное – верить в себя и не опускать руки даже тогда, когда кажется, что мечта бесконечно далека. Космос куда ближе, чем вы думаете. С этих слов я и хотел бы начать путешествие к нему.

 

Часть I: я бы в космонавты пошел…

Глава I: кто такие космонавты?

Вся правда о людях в шлемах

99 % школьников хоть раз, но говорили о том, что мечтают стать космонавтами. И это неудивительно: аналогов у этой профессии просто нет – ведь те, кто к ней принадлежит, покоряют космические просторы и являются посланниками человечества в огромной и загадочной Вселенной. Именно с рассказа о том, кто эти героические люди, как ими становятся и что представляет собой их первый полет, и начнется эта книга.

Космонавт космонавту рознь

Большая советская энциклопедия гласит, что космонавт – это человек, проводящий испытания и эксплуатацию техники в космическом полете. Впрочем, на практике все далеко не так однозначно. Согласно данным Международной федерации аэронавтики (ФАИ), космический полет – это полет, высота которого превышает 100 километров. У ВВС США другая классификация, согласно которой космонавтом может смело называть себя тот, кто поднялся на высоту 80 километров 467 метров (50 миль). В России же высота не имеет значения: в нашей стране космическим считается лишь тот полет, при котором корабль или станция сделали хотя бы один виток вокруг Земли. Поэтому ничего удивительного, что общее число космонавтов в разных странах считают по-разному.

По состоянию на январь 2017 года насчитывается 549 человек, совершивших орбитальные космические полеты, 60 из них – женщины, а 85 уже нет в живых. К этому времени в космосе побывали представители 37 стран: больше всего – 336 человек – из США. На втором месте (121 человек) идут СССР и Россия, а замыкают тройку лидеров Германия (в том числе ГДР), Япония и КНР: от каждой из этих стран в полет отправились по 11 космонавтов.

Как летчика назовешь…

История термина «космонавтика» насчитывает меньше 100 лет: впервые это слово было использовано в названии труда ученого, одного из пионеров современной космонавтики, Ари Абрамовича Штернфельда «Введение в космонавтику». Работа, посвященная межпланетным путешествиям, в 1933 году была представлена ученым Польши – но не впечатлила их. В 1935 году Штернфельд переехал в СССР – и тут в 1937 году его книгу все-таки издали. Во многом благодаря этому в русский язык вошли такие слова, как «космонавт» и «космодром».

Впрочем, в начале XX века куда привычнее были другие термины – «астронавтика», «астронавт», «ракетодром». Известный популяризатор науки Яков Перельман даже упрекал Штернфельда, что тот подменяет устоявшиеся понятия неологизмами, из-за чего возникает путаница. В словари слово «космонавтика» впервые попало в 1958 году. В художественной литературе оно появилось на восемь лет раньше – в фантастической повести Виктора Сапарина «Новая планета».

СЛОВО «АСТРОНАВТ» ПОЯВИЛОСЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ СЛОВО «КОСМОНАВТ»

Однако решающим стал момент полета Юрия Гагарина. В 1959 году в приказах ВВС СССР была формулировка «произвести набор астронавтов». Однако, когда пришло время определять статус Юрия Гагарина, ведущие специалисты (в том числе Сергей Королев и Мстислав Келдыш) сошлись на том, что слово «космонавт» подходит лучше всего. И с ноября 1960 года во всех официальных документах вместо термина «пилот-астронавт» стали писать «летчик-космонавт». Ну а после полета Гагарина 12 апреля 1961 года слово «космонавт» стало общеупотребительным вначале по отношению к советским, а затем и к российским покорителям космоса.

Слово «астронавт» появилось раньше, чем «космонавт». Считается, что впервые оно было использовано в 1880 году в фантастической книге английского писателя Перси Грега «Across the Zodiac» («Через Зодиак») – им был назван космический корабль. Судя по всему, автор образовал понятие по аналогии со словом «аэронавт» – им с 1784 года называли тех, кто путешествует на воздушных шарах. Почти полвека спустя – в 1925 году – термин «астронавтика» использовал в своей книге «Les Navigateurs de l’Infini» («Навигаторы бесконечности») французский писатель Жозеф Рони-старший.

По-настоящему же популярным понятие «астронавт» стало в 1961 году – после первых американских пилотируемых полетов на орбиту. Впрочем, в советской литературе оно не получило признания – в отличие от слова «космонавт». Астронавтами же в СССР принято было именовать «космонавтов отдаленного будущего, совершающих межзвездные полеты». Таким образом, это слово в Стране Советов стало исключительно достоянием научной фантастики.

Тонкости космического словаря

Сегодня в большинстве языков слова «космонавт» и «астронавт» являются синонимами и используются наравне. Однако так было не всегда: до окончания холодной войны использование того или иного слова объяснялось тем, к какому политическому направлению принадлежит человек. Со временем такое разделение ушло в прошлое – однако некоторые тонкости в том, как называют покорителей космоса, остались. К примеру, в США астронавтами называют тех, кто только приступил к тренировкам по государственной космической программе. В России же звание летчика-космонавта присваивается лишь после того, как человек совершил свой первый полет.

Тех, для кого полеты в космос стали профессией, называют профессиональными космонавтами. Долгое время их подготовка была исключительно государственным делом. Однако после полета в космос в 2004 году корабля Space Ship One ситуация изменилась: впервые в истории появился прецедент, когда космонавтов-профессионалов подготовили представители бизнеса. Кроме того, с развитием космического туризма НАСА и российское Федеральное космическое агентство ввели новый термин – «участник космического полета», т. е. человек, который отправляется за пределы Земли, но не является при этом космонавтом-профессионалом.

Лидеры космоса

До конца 1970-х годов лишь две страны – СССР и США – посылали людей в космос. В 1976 году в Советском Союзе была запущена программа «Интеркосмос», в рамках которой началась подготовка космонавтов – выходцев из социалистических стран. В 1978 году Европейское космическое агентство (ЕКА) отобрало первых четырех человек для выполнения полета в рамках программы Space Lab на космическом корабле Space Shuttle. Это была своеобразная «сборная» космонавтов Европы. В 1980 году собственных космонавтов стала набирать Франция, в 1982 году – Германия, в 1983 году – Канада, в 1985 году – Япония, а в 1988 году – Италия. Со временем космонавты из самых разных стран стали частыми участниками международных полетов кораблей Space Shuttle и «Союз». В 1988 году ЕКА на основе национальных отрядов космонавтов сформировала единый европейский отряд.

Внеземные пионеры

То, что Юрий Гагарин был первым человеком в космосе, сегодня знает любой образованный человек. Однако среди космонавтов было немало и других «пионеров», каждый из которых был первым в своем роде.

Первопроходцы в космонавтике

Опасная профессия

Профессия космонавта – сложная и опасная: те, кто к ней принадлежит, постоянно рискуют, отправляясь за пределы Земли. Некоторым не везет. Так, с начала освоения космоса, во время полетов и при подготовке к ним погибли 23 человека. Первым из них стал космонавт Валентин Бондаренко, входивший в первый отряд космонавтов СССР. 23 марта 1961 года он погиб при пожаре в барокамере, в атмосфере чистого кислорода, где его, как и других космонавтов, 10 суток испытывали одиночеством и тишиной. Бондаренко было 24 года. 20 дней спустя после его смерти Юрий Гагарин совершил свой знаменитый первый полет. 27 января 1967 года при аналогичных обстоятельствах – пожаре в атмосфере чистого кислорода – погибли американские астронавты Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи. Все они готовились на Земле к полету на корабле «Apollo 1». 15 ноября того же года во время суборбитального космического полета в рамках испытаний ракетного самолета «X-15» погиб астронавт НАСА Майкл Адамс. Его ракетоплан попал в гиперзвуковой штопор и разбился.

Одна из самых громких трагедий в истории космонавтики произошла 28 января 1986 года в США, во время взлета многоразового транспортного корабля НАСА Challenger. Он взорвался из-за прогара стенки твердотопливного ускорителя. В результате катастрофы погиб весь экипаж – семеро астронавтов: Фрэнсис Скоби, Майкл Смит, Джудит Резник, Рональд МакНейр, Эллисон Онидзука, Грегори Джарвис и Криста МакОлиф. МакОлиф была первым астронавтом-непрофессионалом – бывшей учительницей, которая выиграла общенациональный конкурс на право лететь в космос, организованный по инициативе президента США Рональда Рейгана. Она стала национальной героиней Америки.

В КАЖДОЙ ИЗ ДВУХ КРУПНЕЙШИХ АВАРИЙ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ В ИСТОРИИ ПОГИБЛИ ПО СЕМЬ АСТРОНАВТОВ

Не только взлеты, но и посадки коcмических кораблей порой оборачиваются катастрофами. Так, 24 апреля 1967 года советский космонавт Владимир Комаров разбился из-за отказа парашютной системы во время возвращения на Землю на корабле «Союз-1». Еще одна трагедия с кораблями этой серии произошла 30 июня 1971 года, при возвращении на землю аппарата «Союз-11». Спускаемый аппарат разгерметизировался на большой высоте, из-за чего трое советских космонавтов, находившихся на борту – Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков, – погибли.

В истории мировой космонавтики были две крупнейшие катастрофы, в каждой из которых погибло по 7 астронавтов; обе произошли в США – и обе с шаттлами. Первая из них случилась в 1986 году с шаттлом Challenger. Вторая – много позже, 1 февраля 2003 года, когда шаттл Columbia разрушился в верхних слоях атмосферы. В результате катастрофы погиб весь экипаж: американские астронавты Рик Хасбанд, Уильям МакКул, Дейвид Браун, Майкл Андерсон, Лорел Кларк и Калпана Чавла, а также Илан Рамон из Израиля.

НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ

Звучит забавно, но именно арбузы помогли разогнаться аналогу орбитального самолета авиационно-космической системы «Спираль», который был построен специально для испытаний в 1960—1970-х годах в СССР. В один из дней исследователи столкнулись в неприятным фактом: тяги двигателей было недостаточно для того, чтобы конструкция сдвинулась с места. Тогда на место прибыли два грузовика с арбузами. Полосатые ягоды разбили на участке протяженностью 70 метров. Этого хватило, чтобы самолет успешно тронулся с места и разогнался до положенной скорости.

Зачем космонавты перед полётом смотрят фильм «Белое солнце пустыни?» — Образовательный центр «Орион»

Версия для слабовидящих

Личный кабинетРегистрация

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики. Именно в этот день в далёком 1961 году Юрий Гагарин совершил свой первый полёт в космическое пространство. И в честь этой памятной даты мы собрали для вас все самые интересные и необычные факты о космосе.

Итак, знаете ли вы, что…

  • Запуск первого искусственного спутника Земли произошёл через 100 лет со дня рождения основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского – 4 октября 1957 года.
  • 25 марта 1961 года на корабле «Восток ЗКА № 2» вместе с манекеном «Иван Иванович» в одновитковый космический полёт успешно слетала собака Удача, которой Юрий Гагарин дал новое имя – Звёздочка.
  • Юрий Гагарин полетел в космос на космическом корабле серии «Восток-1» — первом космическом аппарате, поднявшем человека на околоземную орбиту.
  • Юрий Гагарин провёл  на орбите 108 минут.
  • Полет Юрия Гагарина проходил не в ручном, а в автоматическом режиме, потому что учёные допускали, что невесомость может оказать такое воздействие на психику, что это помешает нормальной работоспособности космонавта.
  • При входе в плотные слои атмосферы во время заключительной стадии полета Юрий Гагарин сообщил: «Я горю, прощайте, товарищи!». Он тогда не знал, что при вхождении в плотные слои атмосферы обшивка космического корабля от трения может загореться. Гагарин вспоминал: «Был уверен, космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд я погибну». Сейчас эта особенность известна всем космонавтам.
  • 12 апреля празднуется в мире с 1969 года под названием Всемирный день авиации и космонавтики, а с 2011 года как Международный день полёта человека в космос.
  • Первый суточный полет вокруг Земли совершил Герман Титов 6-7 августа 1961 года за 1 сутки 1 час 18 минут на корабле «Восток-2».
  • Алексей Леонов первым в истории человечества вышел в открытый космос в 1965 году. Это едва не стоило ему жизни. Внутри скафандра поддерживалось нормальное давление, а в космосе – практически вакуум.  Поэтому скафандр раздулся, и попасть на корабль стало очень трудно. Но Леонов с риском для жизни снизил давление, что позволило ему вернуться.
  • Космонавт Сергей Крикалёв побывал в космосе 6 раз. За время своей космической карьеры он провел в космосе 803 суток 9 часов 39 минут, т.е. находился в космосе более двух лет.
  • «Луноход-1» – первый в мире планетоход, который проработал на поверхности Луны с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года и проехал 10 540 м.
  • Космонавты перед полётом по традиции смотрят фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», потому что эту картину считали эталоном операторской работы. На его примере космонавтам объясняли, как работать с камерой и выстраивать план при съёмке.
  • По традиции в понедельники не назначаются старты космических кораблей, потому что 11 аварий произошло при запусках космических кораблей в эти дни недели. Со времён Сергея Королёва в этот день запуски на Байконуре не производятся.
  • Космонавты по традиции перед стартом пишут на борту ракеты-носителя «Таня». Однажды сотрудник решил увековечить имя любимой девушки и написал на обшивке её имя. А следующей стартовала ракета без надписи и взорвалась. Решили, что это имя оберегает космонавтов.
  • В иллюминатор космического корабля видно египетские пирамиды, мегаполисы и крупные шоссе, а Великую Китайскую стену, напротив, разглядеть крайне сложно.
  • В США космонавтов называют астронавтами, в Китае – тайконавтами, в Германии и Норвегии – раумфарерами (raum – космос, fahrer – водитель, наездник).
  • Для находящихся на орбите космонавтов Солнце восходит и заходит каждые 90 минут, то есть 16 раз в сутки.
  • За всю историю космонавтики ни одного космонавта не погибло в самом космосе. Но 18 космонавтов лишились жизни во время несчастных случаев при стартах или при спуске с орбиты.
  • Ракеты и космические аппараты запускают в восточном направлении, чтобы к стартовой скорости прибавилась скорость вращения Земли. Это требует меньших затрат на топливо и, следовательно, удешевляет запуск.
  • У Земли есть двойник в Солнечной системе. На Землю очень похож Титан – спутник Сатурна. На Титане есть моря, вулканы и атмосфера. В процентном отношении азот в атмосфере Титана составляет 75% — столько же, сколько на Земле.
  • Международная космическая станция (МКС) имеет длину 110 метров. Её начали строить в 1998 году, а первые космонавты поселились 31 октября 2000 года. 23 страны принимают участие в этом проекте. В одно и то же время на МКС могут жить и работать шесть человек.
  • В космосе не храпят. В 2001 году провели эксперимент, который подтвердил этот факт.
  • Если заплакать в невесомости, то слёзы останутся на глазах и лице.
  • Люди в невесомости вырастают примерно на три-пять сантиметров, потому что в космосе гравитация не давит на позвоночник, и он расправляется на всю длину.
  • Возвращение на Землю для космонавтов – второе рождение. За время, проведённое на орбите, их мышцы атрофируются, а потому им приходится снова их развивать. Также в первое время они нуждаются в помощи при хождении.
  • В 1940 году на Московском авиационном карбюраторном заводе № 33 было создано конструкторское бюро, которое начало производить так называемые агрегаты непосредственного вспрыска топлива в цилиндры авиационных моторов. Во время Великой Отечественной войны предприятие эвакуировали в город Бердск, а в 1946 году его перевели в Воронеж, где переименовали в Конструкторское Бюро Химавтоматики. С 1954 году КБХА разрабатывает и производит жидкостные ракетные двигатели, из которых около 30 выпускало серийно для ракет – носителей «Луна», «Восток», «Восход», «Союз» и др.

7 астронавтов космического корабля «Колумбия» погибли в небе над Далласом-Форт-Уэртом

ДАЛЛАС (BP) — Семь астронавтов на борту космического корабля «Колумбия» погибли 1 февраля, когда космический корабль взорвался над Техасом, возвращаясь в атмосферу примерно в 9 часов утра по восточному времени. время — всего в 16 минутах от запланированной посадки во Флориде.

Флаг США в Космическом центре Кеннеди был приспущен до половины вскоре после катастрофы, которая произошла на высоте около 200 000 футов над территорией северного Техаса, охватывающей Даллас и Форт-Уэрт. Было замечено, как обломки летят по небу, а затем падают по всему региону, достигая 150 миль от Хьюстона.

Шеннон Люсид, биохимик НАСА, которая провела в космосе больше времени, чем любой американец в истории, сказала Baptist Press 1 февраля, что, поскольку она является сотрудником НАСА, ей не разрешено говорить о трагедии с шаттлом, но она сказала, что астронавт Рик Муж, командир шаттла, был «сильным, преданным христианином» и «посещал церковь Благодати [Община] у шоссе 3» в Хьюстоне.

Трехкратный астронавт шаттла Дэвид Листма сказал своему пастору Дэвиду Б. Фаннину из баптистской церкви залива Нассау, что специалист по полезной нагрузке Майк Андерсон, как и Хасбенд, был верующим и членом сообщества Грейс.

«Он [Листма] ранее рассказывал мне, что среди отряда астронавтов есть несколько христиан», — сказал Фэннин Baptist Press. Листма, который сейчас базируется в Космическом центре Джонсона, размышлял со своим пастором об опасности, которую он принимал каждый раз, когда летал на космическом челноке в 1992, 1989 и 1984 годах. «Он чувствует, что это было то, что Бог хотел, чтобы он сделал, — сказал Фэннин о том, как Лейтсма справился с беспокойством, с которым сталкиваются астронавты и их семьи.

«Сообщество НАСА — это во многом семья, — сказал пастор, — и любая подобная потеря сродни потере члена семьи. Это влияет на всех».

Также на борту космического корабля находился первый в истории израильский астронавт Илан Рамон.

Колумбия, совершающая 28-й полет, была старейшим из флота НАСА из четырех шаттлов, первый полет которого состоялся в 1981 году, но недавно космический корабль был отремонтирован с использованием самого современного оборудования. Всего в рамках программы космических челноков НАСА за свою 22-летнюю историю было зарегистрировано 113 полетов; до 1 февраля единственной катастрофой был запуск «Челленджера» 1986 года, в результате которого погибли семь астронавтов.

900:04 НАСА сообщило, что шаттл направлялся в Космический центр Кеннеди для посадки, когда потерял связь с экипажем. Во время катастрофы шаттл двигался со скоростью примерно 12 500 миль в час.

Экипаж завершал 16-дневную научно-ориентированную миссию, которую наблюдатели назвали идеальной, начиная с ее запуска в Космическом центре Кеннеди в ясное голубое небо.

НАСА предстоит принять важные решения в ближайшие дни, потому что три астронавта в настоящее время находятся на борту Международной космической станции и должны вернуться на шаттле.

Джек Грэм, президент Южной баптистской конвенции, сказал Baptist Press: «Прежде всего, мы выражаем нашу любовь и сочувствие семьям экипажа шаттла и сообществу НАСА. Я жил во Флориде и из катастрофы Челленджера знаю, что подобный инцидент оказывает огромное влияние на всю семью НАСА.

«Еще раз нам напомнили, насколько хрупка жизнь», — сказал Грэм, пастор баптистской церкви Престонвуд в Далласе. «В то время, когда Америка сталкивается с войной с Ираком, мы как нация должны быть ниц перед Богом, прося Его руки быть на нашем президенте, который служит главнокомандующим. Теперь ему также поручено быть главным утешителем. Важно, чтобы мы молились за него, других лидеров, наших военных и НАСА.

«Я призываю южных баптистов повсюду в это время особенно много молиться и делиться любовью, благодатью и утешением нашего Господа, Иисуса Христа».

Моррис Х. Чепмен, президент исполнительного комитета SBC, повторил горе, выраженное Грэмом, сказав: «Это не только национальная трагедия; это глубоко личное для семей семи астронавтов. Мы глубоко опечалены и глубоко опечалены гибелью этих храбрых людей. Мы поддерживаем их семьи и друзей в этот печальный час. Они в наших молитвах, и мы предаем их всех благодати Божией.

«Южные баптистские церкви состоят из миллионов людей, твердо преданных национальным интересам Америки, и мы чувствуем эту потерю так, как если бы она была нашей собственной», — сказал Чепмен. «Мы обещаем наши постоянные молитвы за семьи тех, кого забрала смерть, и за всех тех, кто работает с национальной космической программой.

«Смерть того, кого мы любим, приносит душевную боль, которую может полностью утешить только благодать Божья, и мы будем молиться, чтобы Он даровал острое утешение Святого Духа каждому из скорбящих.

«Краткость нашей жизни всегда рядом с нами, — сказал Чепмен, — и это печальное событие служит суровым напоминанием всем нам о нашей смертности и о том, что в любое время нас могут неожиданно призвать на встречу с Богом. Как христиане, мы считаем своим приоритетом подготовиться к этому событию и помочь другим подготовиться».

Ричард Лэнд, президент Комиссии по этике и религиозной свободе Южной баптистской конвенции, сказал Baptist Press: «Даже после этой трагедии, если бы они хотели, чтобы я вызвался добровольцем на следующем шаттле, я бы пошел.

«Как большой поклонник и сторонник космической программы и человек, который все равно вызвался бы стать капелланом в любом полете на шаттле, мое сердце разбито, и я скорблю о потерянных космических путешественниках и их семьях», — сказал Лэнд. «Это должно напомнить всем нам о преходящей природе жизни. Мы все должны молиться за семьи во время их утраты. Надеюсь, семьи утешатся тем, что астронавты погибли, занимаясь любимым делом.

«Я надеюсь и молюсь, чтобы наши смелые и продуктивные исследования космоса продолжались», — также сказал Лэнд. «Жизни всегда теряются при исследовании новых и неизвестных границ. Наша обязанность и обязанность — сделать все возможное, чтобы свести эти человеческие жертвы к минимуму, и я уверен, что это цель всех, кто работает в НАСА».

Роберт Э. Реккорд, президент Североамериканского миссионерского совета SBC, сказал: «Члены экипажа «Колумбии» были смелыми пионерами 21-го века. И, как и все первопроходцы, они раздвинули границы безопасности для тех, кто получит пользу от их исследования. Они отдали свои жизни ради научных открытий в поисках способов улучшить жизнь всех нас.

«Сегодня мы молимся с их семьями, а также с их коллегами, переживающими эту великую и трагическую утрату», — сказал Реккорд. «Мы также молимся за военных капелланов и пасторов поместных церквей, которые будут служить семьям и друзьям в предстоящие дни.

«Как и во всех трагедиях, пришло время вспомнить, что каждый из нас стоит на расстоянии одного шага от вечности. Самое важное решение, которое мы можем принять в своей жизни, — это уверенность в вечной жизни после смерти, которая приходит только через Иисуса Христа», — сказал Реккорд.

Президент Буш включил отрывок из ветхозаветной Книги Исаии в обращение к нации во второй половине дня 1 февраля.

«Сегодня в небе мы видели разрушения и трагедии. Но дальше, чем мы видим, есть утешение и надежда», — сказал президент. «По словам пророка Исаии: «Поднимите глаза ваши и взгляните на небо. Кто создал все это? Тот, кто выводит звездное воинство одно за другим и называет их каждого по имени. Благодаря Его великой силе и могучей силе ни один из них не пропал без вести» 9.0005

Буш также заявил: «Дело, по которому погибли [семь астронавтов], будет продолжаться. Человечество ведет во тьму за пределы нашего мира вдохновением открытий и стремлением понять. Наше путешествие в космос будет продолжаться».

Израильский астронавт Рамон, 48 лет, был полковником ВВС Израиля и бывшим летчиком-истребителем, который участвовал в двух арабо-израильских войнах и был самым молодым из восьми пилотов, уничтоживших иракский ядерный реактор недалеко от Багдада в 1981 году.

Три из семи астронавтов летали в космос раньше: Муж, Майкл Андерсон и Калпана Чавла. Остальные четверо, пилот Уильям МакКул, Дэвид Браун, Лорел Кларк и Рамон, совершили свой первый космический полет.

Обломки шаттла упали так далеко, как Накогдочес, штат Техас, в 135 милях к северо-востоку от Хьюстона, а обломок размером с заднюю дверь приземлился примерно в двух кварталах от Первой баптистской церкви. Пастор Аллен Рид сказал Baptist Press, что он и его жена были в своем доме, «когда мы услышали громкий рев. Он звучал как паровоз, и наш дом вибрировал. Это длилось около 30 секунд, а затем исчезло».

«Это повсюду в Накогдочесе», — сказал Ассошиэйтед Пресс местный парикмахер. «Есть несколько маленьких деталей, некоторые части машин… было много частей шириной около 3 футов».

Многие американцы, в том числе многие южные баптисты-миряне, занятые в космической отрасли, остались на всю жизнь печальными воспоминаниями о катастрофе 1986 года.

«Нет более ужасного чувства, чем внезапно увидеть этот большой шар огня и дыма», — сказал Джеймс А. «Джин» Томас, руководитель запуска полета «Челленджера» 1986 года, давая показания летом 2018 года. 2000 г. в церкви Сараленда, штат Алабама.

Томас вспомнил, как тогдашний вице-президент Джордж Буш той ночью прилетел в Космический центр Кеннеди, чтобы поговорить с работниками НАСА.

«Я стоял рядом с ним, и он сказал нам, что американцы по-прежнему поддерживают нас, и президент [Рейган] хотел, чтобы мы выяснили, что произошло, и восстановили космическую программу», — рассказал Томас. «В его глазах были большие слезы, когда он говорил».

Шеннон Люсид, которая провела рекордные 188 дней на борту космической станции «Мир» в 1996 году, рассказала журналу USA Weekend, находясь в космосе: «Всякий раз, когда мы находимся на границе, всегда есть риск.

«Дело не только в космической программе», — сказала Люсид, дочь миссионеров в Китае. «Есть риск просто быть живым. Мы должны признать это и двигаться вперед».
–30–
В подготовке этой статьи участвовали Эрин Карри, Тамми Рид Ледбеттер, Мартин Кинг и Тодд Старнс. (BP) размещены в Фотобиблиотеке BP на http://www.bpnews.net. Названия фотографий: AMERICA MOURNS 7 HEROES, COLUMBIA CREW и COLUMBIA’S WAKE.

    Об авторе
  • Art Toalston

    Art Toalston — писатель из Нэшвилла и бывший редактор Baptist Press.0001

    около
    биография автора
    хвалить
    таблица
    содержание
    СМИ
    награды

    О книге

    Ближе к концу миссии Аполлон-15 Дэвид Скотт и его товарищ по лунному походу Джеймс Ирвин провели секретную церемонию, не санкционированную НАСА: они поместили на лунную почву маленькую жестяную фигурку под названием Падший астронавт , а также табличка со списком имен. Рассказывая истории тех шестнадцати астронавтов и космонавтов, которые погибли, стремясь достичь Луны между 1962 и 1972, эта книга обогащает сагу о величайшем научном начинании человечества, проекте «Аполлон», и рассказывает о человеческих потерях в космической гонке.

    Многие знают о первой пилотируемой миссии «Аполлон», в ходе которой Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи погибли в результате пожара во время наземных испытаний, но мало кто знает о других пяти погибших астронавтах, чьи истории рассказывает эта книга. ну, включая Теда Фримена и К.С. Уильямс, погибший в результате крушения своих самолетов Т-38; «Близнецы Близнецы», Чарли Бассетт и Эллиот Си, погибли, когда их самолет врезался в здание, где строилась их капсула Близнецов; и Эд Гивенс, чья автокатастрофа со смертельным исходом до сих пор была скрыта слухами. Подкрепленные обширными интервью и архивными материалами, выдающиеся жизни и достижения этих и других павших космонавтов, в том числе восьми российских космонавтов, погибших во время тренировок, раскрываются здесь в интимных и убедительных подробностях. Их истории возвращают нас в волнующее время в истории нашей нации и напоминают нам о цене исполнения наших желаний. Это исправленное издание включает расширенные и исправленные биографии и дополнительные фотографии.
     

    Приобретите аудиоверсию.

    Биография автора

    Колин Берджесс является автором или редактором нескольких книг о космических полетах, в том числе Следы в пыли: Эпические путешествия Аполлона, 1969–1975 (Небраска, 2010) и Учитель в космосе: Криста Маколифф и «Челленджер» Наследие (Небраска, 2000 г. ). Кейт Дулан — давний исследователь космоса и писатель. Берт Вис — голландский космический аналитик, занимающийся исследованиями космической программы СССР/СНГ. Капитан Юджин А. Сернан живет и работает в Техасе и является автором Последний человек на Луне .

    Похвала

    «Эмоционально трогательные, детализированные портреты. . . . Fallen Astronauts  должен быть в списке чтения каждого любителя космоса». — Рик В. Стурдевант, История авиации
     

    «Увлекательный, часто грустный, но воодушевляющий рассказ. . . . Хотя многих космонавтов уже нет с нами, их достижения не должны быть забыты. Эта книга имеет большое значение для сохранения памяти о шестнадцати из них», — Дэйв Шейлер, 9 лет.0116 Spaceflight

    «Хорошо написано и понравится любителям истории космических полетов». — Choice

    «Эта замечательная книга, которая вызвала много приятных, а иногда и болезненных воспоминаний у тех немногих, кто, к сожалению, никогда не осознавал их мечты — это давно назревшая дань уважения павшим товарищам из поистине удивительной эпохи в американской истории». — Уолтер М. Ширра-младший, астронавт «Меркурий», «Близнецы» и «Аполлон»

    «В этой прекрасной истории Берджесс и Дулан сделали важный вклад в историю космических полетов», — Скотт Карпентер, астронавт Меркурия 9.0005

    « Fallen Astronauts — это давно назревшая дань уважения группе людей, которые заплатили высшую цену за свои трагически несбывшиеся мечты о космическом полете», — Майкл Кассат, автор книги Who’s Who in Space и соавтор книги We Have Захват
     

    «Открыть путь к звездам — важнейшая миссия человечества. Для меня все космонавты — герои», — Пол Ван Хойдонк, художник, скульптор и создатель статуэтки «Падший астронайт ».0079

    СОДЕРЖАНИЕ

    Список иллюстраций
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Благодарности
    ВВЕДЕНИЕ
    1. Рутинный тренировочный рейс
    Капитан Теодор Корди Фриман, USAF
    2. Gemini Twins
    elliot McKay See Jr.
    2. Capt. II, USAF
    3. Обратный отсчет до катастрофы
        Подполковник Вирджил Иван Гриссом, USAF
        Подполковник Эдвард Хиггинс Уайт II, USAF
        Подполковник Роджер Брюс Чаффи, USN
    4.