Сколько погибло космонавтов в космосе: Сколько российских космонавтов погибло при полетах в космос? (ИНФОГРАФИКА)

Гибель экипажа космического корабля «Союз-11»

https://ria.ru/20210630/ekipazh-1738890582.html

Гибель экипажа космического корабля «Союз-11»

Гибель экипажа космического корабля «Союз-11» — РИА Новости, 30.06.2021

Гибель экипажа космического корабля «Союз-11»

30 июня 1971 года при возвращении на Землю погибли советские космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Они отправились в полет в… РИА Новости, 30.06.2021

2021-06-30T00:26

2021-06-30T00:26

2021-06-30T00:26

справки

москва

центр управления полетами

алексей леонов

валерий кубасов

виктор пацаев

земля

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/06/1c/1738886923_0:0:2980:1677_1920x0_80_0_0_e0b7d954f3655ebe6eabd0bf9e4ed975.jpg

30 июня 1971 года при возвращении на Землю погибли советские космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Они отправились в полет в начале июня того же года на корабле «Союз-11» для проведения стыковки с первой в мире пилотируемой орбитальной станцией «Салют-1», выведенной на орбиту 19 апреля 1971 года. К работе на ней была подготовлена группа космонавтов, из которой сформировали несколько экипажей. Первым к станции 24 апреля 1971 года отправился экипаж Владимира Шаталова, но во время стыковки со станцией был поврежден стыковочный узел корабля. Из-за неполного стягивания космических аппаратов не была обеспечена герметичность стыка. В такой ситуации переход космонавтов на борт станции был невозможен. Пробыв в состыкованном состоянии более пяти часов, корабль удалось отстыковать от станции. Так и не начав работу на ней, экипаж «Союза-10» вернулся на Землю.В связи с данной ситуацией было принято решение запустить следующий экипаж в июне 1971 года на корабле «Союз-11». Для выполнения этой программы стали готовиться дублеры экипажа «Союза-10» – Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Петр Колодин. В дублирующем экипаже для этого полета подготовку проходили Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. За три дня до старта Валерия Кубасова по медицинским показателям отстранили от полета. За 10 часов до него на заседании Госкомиссии было объявлено, что экипаж Леонова от полета отстраняется, на космическом корабле «Союз-11» полетит дублирующий экипаж. Стартовав 6 июня 1971 года, космический корабль, пилотируемый командиром Георгием Добровольским, бортинженером Владиславом Волковым и инженером-испытателем Виктором Пацаевым, на следующей день штатно состыковался со станцией «Салют-1». Впервые на борт научной орбитальной станции транспортным кораблем был доставлен экипаж. С этого времени в космосе стала функционировать первая пилотируемая орбитальная научная станция. Командир станции Георгий Добровольский доложил на Землю о начале работы экипажа на борту «Салюта». Космонавты пробыли на орбите до 29 июня, справившись со всеми проблемами, возникшими на борту станции. При входе на «Салют-1» они обнаружили, что вентиляционная система вышла из строя, и ее пришлось чинить. Помимо этого, на 11-й день их пребывания на модуле произошло возгорание. Но даже в таких условиях Добровольскому, Пацаеву и Волкову удалось выполнить основной объем работ, провести эксперименты и научные исследования. Они провели астрофизические наблюдения, испытания в различных режимах работы бортовых систем, агрегатов и научной аппаратуры. В полете были отработаны методы и автономные средства ориентации и навигации, системы управления космическим комплексом при маневрировании на орбите. Особо важное значение для народного хозяйства страны имели визуальные наблюдения космонавтов и фотографирование геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, метеорологической обстановки. Космонавты провели исследование акватории Мирового океана в интересах рыбного хозяйства, картографирование звездного неба с помощью ультрафиолетового телескопа «Орион» (такие работы не могут проводиться на Земле из-за поглощающих свойств атмосферы в ультрафиолетовой области), разносторонние медико-биологические исследования. Кроме того, экипаж осуществил измерения уровня радиации на борту станции. По установленному графику космонавты регулярно проводили телевизионные репортажи с борта «Салюта». По их докладу все бортовые системы корабля и станции работали нормально. Данные медицинской информации указывали на то, что члены экипажа на всем протяжении полета чувствовали себя хорошо.29 июня 1971 года на борт орбитальной научной станции с Земли поступило указание о завершении полета и подготовке к посадке. Космонавты, убедившись в нормальной работе всех систем корабля и станции, приготовились к этому. Они перенесли бортовые журналы и другие материалы научных исследований из станции «Салют» в корабль «Союз-11». Космонавты заняли свои рабочие места, привязались ремнями и после этого проверили работу всех бортовых систем корабля. В отсеках «Союз-11» давление и температура были в норме. Вся аппаратура работала нормально. Радиосвязь с Землей была устойчивой. После этого была успешно проведена расстыковка корабля со станцией. Около четырех часов продолжался полет «Союза-11» в космическом пространстве. Примерно в один в час 10 минут 30 июня 1971 года была включена система ориентации корабля, а через 25 минут – тормозная двигательная установка, проработавшая расчетное время.Все это время экипаж докладывал в Центр управления полетами о своих действиях. Дальше наступил момент отделения спускаемого аппарата от приборного и орбитального отсеков, которое произошло на высоте около 150 километров, и радиосвязь с космонавтами внезапно прервалась. Спускаемый аппарат, в котором находились Добровольский, Волков и Пацаев, по данным телеметрии, штатно вошел в плотные слои атмосферы, в расчетное время сработала парашютная система, включились двигатели мягкой посадки, и приземление произошло в заданном районе. Однако прибывшая почти сразу к месту приземления поисковая группа после вскрытия спускаемой капсулы обнаружила лежащих в креслах космонавтов без признаков жизни. Как выяснилось позже, причиной страшной катастрофы стал открывшийся на высоте около 150 километров от Земли вентиляционный клапан в спускаемом аппарате, предназначенный для поддержания системы жизнеобеспечения на борту. Его штатное открытие для выравнивания давления внутри аппарата должно было произойти в автоматическом режиме на высоте четыре километра от Земли. Несколько секунд, прежде чем потерять сознание, космонавты пытались устранить поломку. Экипаж определил, что у них «течет» клапан дыхательной вентиляции. Как установили позже, Виктор Пацаев пытался исправить положение. Космонавт сумел отстегнуть привязную систему, чтобы дотянуться до крана-«барашка» (для его закрытия нужно было сделать шесть с половиной оборотов), который был расположен прямо над его головой, но не успел. Через 40 секунд давление внутри космического корабля упало, и космонавты погибли.Спасти Добровольского, Волкова и Пацаева могли полетные скафандры, но они находились без них. «Союз-11», как и «Союз-10», мог вмещать до трех космонавтов, но при этом размеры кабины не позволяли им находиться в скафандрах. Записи, сделанные Добровольским, Волковым и Пацаевым в бортовых журналах, личные доклады, записанные на магнитную пленку, большое количество кинокадров, заснятых в космосе, были изучены учеными. Исследования, проведенные космонавтами на станции, внесли крупный вклад в развитие длительных орбитальных пилотируемых полетов и принесли важные научные результаты. После трагедии программа космических полетов была остановлена на более чем два года, а корабль «Союз» доработан. За это время были разработаны дополнительные меры по обеспечению безопасности экипажей: изменили компоновку органов управления кораблем, на злополучном клапане заменили кран-«барашек» заслонками, которые можно закрыть одним движением, приняли решение об обязательном использовании скафандров «Сокол» при выведении корабля на орбиту и при возращении космонавтов на Землю, экипажи сократили до двух человек, чтобы разместить обеспечивающее их безопасность оборудование. Полеты экипажей из трех космонавтов возобновились с конца 1980-х годов на кораблях следующей модификации. Гибель космонавтов Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева является самой страшной трагедией за все время советско-российской космонавтики. Погибшие члены экипажа посмертно награждены званиями Героя Советского Союза (Волкову, совершившему в 1969 году первый космический полет на корабле «Союз-7», – во второй раз). Урны с прахом погибших космонавтов захоронены в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. Память героев космоса достойно увековечена в истории. Их именами названы кратеры на Луне, малые планеты Солнечной системы. Многие годы их имена носили суда Академии наук СССР. Установлены бюсты и памятные доски в местах, связанных с жизнью и деятельностью космонавтов.Материал подготовлен на основе информации открытых источников

москва

земля

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/06/1c/1738886923_249:0:2980:2048_1920x0_80_0_0_0cdc429d4261bcd6ee69c3aac852a15b.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, москва, центр управления полетами, алексей леонов, валерий кубасов, виктор пацаев, земля

Справки, Москва, Центр управления полетами, Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Виктор Пацаев, Земля

30 июня 1971 года при возвращении на Землю погибли советские космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Они отправились в полет в начале июня того же года на корабле «Союз-11» для проведения стыковки с первой в мире пилотируемой орбитальной станцией «Салют-1», выведенной на орбиту 19 апреля 1971 года. К работе на ней была подготовлена группа космонавтов, из которой сформировали несколько экипажей.

Первым к станции 24 апреля 1971 года отправился экипаж Владимира Шаталова, но во время стыковки со станцией был поврежден стыковочный узел корабля. Из-за неполного стягивания космических аппаратов не была обеспечена герметичность стыка. В такой ситуации переход космонавтов на борт станции был невозможен. Пробыв в состыкованном состоянии более пяти часов, корабль удалось отстыковать от станции. Так и не начав работу на ней, экипаж «Союза-10» вернулся на Землю.

В связи с данной ситуацией было принято решение запустить следующий экипаж в июне 1971 года на корабле «Союз-11». Для выполнения этой программы стали готовиться дублеры экипажа «Союза-10» – Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Петр Колодин. В дублирующем экипаже для этого полета подготовку проходили Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. За три дня до старта Валерия Кубасова по медицинским показателям отстранили от полета. За 10 часов до него на заседании Госкомиссии было объявлено, что экипаж Леонова от полета отстраняется, на космическом корабле «Союз-11» полетит дублирующий экипаж.

Стартовав 6 июня 1971 года, космический корабль, пилотируемый командиром Георгием Добровольским, бортинженером Владиславом Волковым и инженером-испытателем Виктором Пацаевым, на следующей день штатно состыковался со станцией «Салют-1». Впервые на борт научной орбитальной станции транспортным кораблем был доставлен экипаж. С этого времени в космосе стала функционировать первая пилотируемая орбитальная научная станция. Командир станции Георгий Добровольский доложил на Землю о начале работы экипажа на борту «Салюта».

Космонавты пробыли на орбите до 29 июня, справившись со всеми проблемами, возникшими на борту станции. При входе на «Салют-1» они обнаружили, что вентиляционная система вышла из строя, и ее пришлось чинить. Помимо этого, на 11-й день их пребывания на модуле произошло возгорание. Но даже в таких условиях Добровольскому, Пацаеву и Волкову удалось выполнить основной объем работ, провести эксперименты и научные исследования. Они провели астрофизические наблюдения, испытания в различных режимах работы бортовых систем, агрегатов и научной аппаратуры. В полете были отработаны методы и автономные средства ориентации и навигации, системы управления космическим комплексом при маневрировании на орбите. Особо важное значение для народного хозяйства страны имели визуальные наблюдения космонавтов и фотографирование геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, метеорологической обстановки. Космонавты провели исследование акватории Мирового океана в интересах рыбного хозяйства, картографирование звездного неба с помощью ультрафиолетового телескопа «Орион» (такие работы не могут проводиться на Земле из-за поглощающих свойств атмосферы в ультрафиолетовой области), разносторонние медико-биологические исследования. Кроме того, экипаж осуществил измерения уровня радиации на борту станции.

По установленному графику космонавты регулярно проводили телевизионные репортажи с борта «Салюта». По их докладу все бортовые системы корабля и станции работали нормально. Данные медицинской информации указывали на то, что члены экипажа на всем протяжении полета чувствовали себя хорошо.

29 июня 1971 года на борт орбитальной научной станции с Земли поступило указание о завершении полета и подготовке к посадке. Космонавты, убедившись в нормальной работе всех систем корабля и станции, приготовились к этому. Они перенесли бортовые журналы и другие материалы научных исследований из станции «Салют» в корабль «Союз-11». Космонавты заняли свои рабочие места, привязались ремнями и после этого проверили работу всех бортовых систем корабля. В отсеках «Союз-11» давление и температура были в норме. Вся аппаратура работала нормально. Радиосвязь с Землей была устойчивой. После этого была успешно проведена расстыковка корабля со станцией. Около четырех часов продолжался полет «Союза-11» в космическом пространстве. Примерно в один в час 10 минут 30 июня 1971 года была включена система ориентации корабля, а через 25 минут – тормозная двигательная установка, проработавшая расчетное время.

Все это время экипаж докладывал в Центр управления полетами о своих действиях. Дальше наступил момент отделения спускаемого аппарата от приборного и орбитального отсеков, которое произошло на высоте около 150 километров, и радиосвязь с космонавтами внезапно прервалась. Спускаемый аппарат, в котором находились Добровольский, Волков и Пацаев, по данным телеметрии, штатно вошел в плотные слои атмосферы, в расчетное время сработала парашютная система, включились двигатели мягкой посадки, и приземление произошло в заданном районе. Однако прибывшая почти сразу к месту приземления поисковая группа после вскрытия спускаемой капсулы обнаружила лежащих в креслах космонавтов без признаков жизни.

Как выяснилось позже, причиной страшной катастрофы стал открывшийся на высоте около 150 километров от Земли вентиляционный клапан в спускаемом аппарате, предназначенный для поддержания системы жизнеобеспечения на борту. Его штатное открытие для выравнивания давления внутри аппарата должно было произойти в автоматическом режиме на высоте четыре километра от Земли. Несколько секунд, прежде чем потерять сознание, космонавты пытались устранить поломку. Экипаж определил, что у них «течет» клапан дыхательной вентиляции. Как установили позже, Виктор Пацаев пытался исправить положение. Космонавт сумел отстегнуть привязную систему, чтобы дотянуться до крана-«барашка» (для его закрытия нужно было сделать шесть с половиной оборотов), который был расположен прямо над его головой, но не успел. Через 40 секунд давление внутри космического корабля упало, и космонавты погибли.

Спасти Добровольского, Волкова и Пацаева могли полетные скафандры, но они находились без них. «Союз-11», как и «Союз-10», мог вмещать до трех космонавтов, но при этом размеры кабины не позволяли им находиться в скафандрах.

Записи, сделанные Добровольским, Волковым и Пацаевым в бортовых журналах, личные доклады, записанные на магнитную пленку, большое количество кинокадров, заснятых в космосе, были изучены учеными. Исследования, проведенные космонавтами на станции, внесли крупный вклад в развитие длительных орбитальных пилотируемых полетов и принесли важные научные результаты.

После трагедии программа космических полетов была остановлена на более чем два года, а корабль «Союз» доработан. За это время были разработаны дополнительные меры по обеспечению безопасности экипажей: изменили компоновку органов управления кораблем, на злополучном клапане заменили кран-«барашек» заслонками, которые можно закрыть одним движением, приняли решение об обязательном использовании скафандров «Сокол» при выведении корабля на орбиту и при возращении космонавтов на Землю, экипажи сократили до двух человек, чтобы разместить обеспечивающее их безопасность оборудование. Полеты экипажей из трех космонавтов возобновились с конца 1980-х годов на кораблях следующей модификации.

Гибель космонавтов Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева является самой страшной трагедией за все время советско-российской космонавтики. Погибшие члены экипажа посмертно награждены званиями Героя Советского Союза (Волкову, совершившему в 1969 году первый космический полет на корабле «Союз-7», – во второй раз). Урны с прахом погибших космонавтов захоронены в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Память героев космоса достойно увековечена в истории. Их именами названы кратеры на Луне, малые планеты Солнечной системы. Многие годы их имена носили суда Академии наук СССР. Установлены бюсты и памятные доски в местах, связанных с жизнью и деятельностью космонавтов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Мифы космонавтики — Гагарин, гибель космонавтов, инопланетяне / Интересное / Статьи / Еще / Обо всем

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, совершив виток вокруг Земли на космическом корабле «Восток», открыл новую эру в истории человечества. Человек проложил дорогу в космос. Это было главным поводом для гордости в советской стране. При этом советскую космическую программу всегда сопровождала строжайшая секретность.

В последние годы докосмической эры и первые годы космической не было в стране большего государственного секрета, чем всё, что было связано с этой программой. Такая секретность порой приводила к появлению самых невероятных легенд и мифов, муссировавшихся в западной прессе и подхватываемых конспирологами. Лайф вспомнил самые невероятные мифы и легенды о советской космической программе.

Нулевые космонавты

Так называемые нулевые космонавты — это люди, якобы отправленные СССР в космос ещё до полёта Гагарина. Однако эти запуски закончились неудачно, поэтому советское руководство из соображений престижа якобы строжайше засекретило не только факт запусков, но и личности нулевых космонавтов. О них ничего не известно, поэтому их ещё иногда называют космонавтами-призраками, поскольку ни в одном архиве нет даже упоминаний о них.

Похожее по теме…

Мифы о космосеО мифах и заблуждениях, связанных с космосом, космонавтикой и астрономией. Лунный заговор, колонизация Марса, смена времен года на Земле и т.п.

Сенсацию об этих космонавтах запустило в 1959 году итальянское информационное агентство Continentale. Источником информации послужил некий неназываемый чехословацкий коммунист, который по большому секрету поведал корреспонденту страшную тайну, — на самом деле СССР уже несколько раз запускал человека в космос, но каждый запуск заканчивался катастрофой, поэтому в Кремле было принято решение строго засекретить эти запуски.

Издание тем временем сообщало всё новые подробности. Стали известны имена погибших космонавтов и даже обстоятельства их гибели. Первый — Алексей Ледовский — погиб во время запуска пилотируемой баллистической ракеты с полигона Капустин Яр 1 ноября 1957 года. 1 февраля 1958 года погиб Сергей Шиборин. 1 января 1959 года — Андрей Митков. Все они якобы погибли при попытке совершить пилотируемый суборбитальный полёт. Четвёртой погибшей стала Мария Громова, якобы разбившаяся при запуске орбитального самолёта с ракетным двигателем.

Возможно, в тех условиях информация итальянцев, переданная через «чешского коммуниста», выглядела вполне правдоподобно. Однако сейчас можно с уверенностью сказать, что это утка. СССР действительно осуществлял суборбитальные полёты с начала 50-х годов, правда, непилотируемые. Пассажирами этих ракет были собаки.

Вероятно, какие-то сведения о советских запусках до западных разведчиков и аналитиков доходили, хотя и в искажённом виде. Так, все названные итальянцами даты не совпадают с реальными датами запусков ракет с Капустина Яра.

Проект суборбитального пилотируемого полёта в космос действительно существовал (проект ВР-190), и собак запускали как раз в рамках подготовки к нему. Однако после запуска спутника в космос Королёв потерял интерес к «ненастоящим» суборбитальным полётам и загорелся идеей осуществить настоящий полёт с выходом на орбиту и витком вокруг Земли. И с начала 1959 года вся советская космическая программа переключилась на подготовку первого пилотируемого полёта в космос.

Несколько сомнительно, что Королёв, совершив несколько неудачных суборбитальных запусков и не совершив ни одного удачного пилотируемого, вдруг переключился бы на полноценный космический полёт, осуществить который было на порядок сложнее.

В конце концов, в архивах нет вообще никаких упоминаний об этих людях. Они не упоминаются ни как лётчики, ни как космонавты. Нет ни единого их следа. О них никто не упоминает в мемуарах. Даже с наступлением гласности и раскрытием архивов никто не обмолвился об этих людях, хотя ещё были живы многие имевшие отношение к советской космической программе.

Конспирологи могут сказать, что эти люди просто чрезвычайно засекречены, но добиться такой секретности очень сложно и, главное, незачем. Но СССР было очень важно первенство именно с имиджевой точки зрения. Важен был сам факт осуществления полёта.

Известно, что перед полётом Гагарина заранее было заготовлено три шаблона: первый извещал весь мир о первом полёте человека в космос, второй был обращением ко всем государствам с просьбой оказать помощь в поисках космонавта (на случай его приземления в непредусмотренном месте), третий извещал о гибели первого космонавта в истории человечества.

То есть подготовка к полёту была тщательно засекречена, но сам полёт делать секретом никто не планировал даже в случае его неудачи. Поэтому не очень понятно, что могло бы заставить советское руководство так тщательно скрывать пилотируемые суборбитальные полёты, ведь они были бы в любом случае первыми.

В российских СМИ к 40-летней годовщине гагаринского полёта появилась сенсационная информация. Некий Михаил Руденко из ОКБ-46 подтвердил факт трёх суборбитальных полётов, завершившихся неудачно. Однако в его заявлении настораживают несколько моментов. Во-первых, он не сообщает никаких подробностей свыше тех, что упоминались в жёлтой прессе.

Во-вторых, не существует ни одного интервью Руденко, за исключением этого невероятно короткого, состоявшего буквально из двух-трёх предложений. Хотя, несомненно, человек, действительно что-то знавший, выступал бы в СМИ значительно чаще. В-третьих, в разных источниках путается его должность. Одни называют его инженером-экспериментатором, другие — старшим инженером, третьи — главным инженером.

По всей видимости, «заявление Руденко» было либо чьей-то шуткой, либо мистификацией какого-то журналиста. Поскольку Владимир Молодцов, один из создателей корабля «Восток», позднее утверждал, что никакого Руденко в ОКБ-46 он никогда не видел, и, кроме того, оспорил и пилотируемые суборбитальные запуски, заявив, что присутствовал почти при всех таких запусках лично и ни разу в них не принимали участия пилоты.

Точку в истории с космонавтами-призраками поставил знаменитый американский историк космоса Джеймс Оберг, который в своё время подробно изучал легенду о нулевых космонавтах и ещё в 80-е годы пришёл к выводу, что истории о советских суборбитальных космонавтах являются не более чем легендами.

Другие потерянные космонавты

Тем не менее потерянные космонавты появлялись и позднее. На этот раз, правда, их гибель увязывалась с неудачными запусками советских кораблей и спутников, которые действительно имели место. На роль погибших космонавтов также назначались реально существовавшие люди.

В мае 1960 года СССР произвёл запуск прототипа «Востока». Полёт был экспериментальным, в качестве пассажира был отправлен «Иван Иванович» — манекен человека, необходимый для отработки системы жизнеобеспечения. Однако корабль отклонился от курса, и в результате его обломки упали не в СССР, а в Америке. Сохранить это в тайне, разумеется, было невозможно.

Вновь отличились итальянцы из того же самого агентства, сообщавшего о погибших космонавтах. На этот раз они уверенно сообщили о том, что при запуске корабля погиб советский космонавт Геннадий Завадовский.

Осенью 1960 года сенсационные известия сообщила уже американская пресса. СССР совершил сразу два неудачных запуска человека в космос: в сентябре взорвался на старте корабль с космонавтом Иваном Качуром, а в октябре на орбите взорвался космический корабль, на борту которого находился космонавт Пётр Долгов.

Чуть позже на арену вышли итальянские братья Юдика-Кордилья. Эти двое радиолюбителей якобы слышали и даже записывали на определённых радиочастотах переговоры советских космонавтов с центром управления. И каждый раз, когда братья их слушали, происходило что-нибудь страшное. То космонавт сообщал, что его корабль уходит в открытый космос, то задыхался, то извещал о пожаре. В феврале 1960 корабль Геннадия Михайлова унесло в открытый космос.

В ноябре того же года аналогичная судьба постигла и корабль Алексея Грачёва, потерявшегося в космических дебрях после ухода с орбиты. Также сообщалось о гибели некой женщины-космонавта Людмилы и ещё трёх космонавтов во главе с Алексеем Белоконовым, задохнувшихся из-за разгерметизации корабля.

Стоит отметить, что поначалу подробно сообщались имена погибших космонавтов, а в последних случаях их имена уже не сообщались. Всё дело в том, что за советских космонавтов приняли совсем не тех людей. В конце 50-х в «Огоньке» опубликовали фотографии техников-испытателей Института авиационной и космической медицины. Кое-какое отношение к космосу они имели, но вот в космос не летали. В отличие от первого отряда космонавтов, строго засекреченного, их имена не были секретными. Их звали: Алексей Белоконов, Геннадий Завадовский, Иван Качур, Пётр Долгов, Алексей Грачёв и Геннадий Михайлов.

Кто-то из заграничных аналитиков увидел их фотографии в журнале и пришёл к выводу, что это и есть первые советские космонавты, готовящиеся к полёту. Эта информация была подхвачена заграничными СМИ, которые в дальнейшем и «запускали» их в космос, а полёты, как правило, были приурочены к реальным запускам.

Так, утверждалось, что Иван Качур погиб при взрыве во время запуска в сентябре 1960 года. В действительности в сентябре была запущена ракета Р-2 с собаками по кличке Малёк и Пальма. Запуск был успешным. А вот Долгова «похоронили» в связи с неудачным запуском космического аппарата к Марсу. Михайлов стал «жертвой» неудачного запуска станции к Венере.

На самом деле все эти люди были живы и вполне здоровы и продолжали работать в Институте авиации. Сын Белоконова уже после распада СССР с большим удивлением рассказывал о том, что, будучи подростком, услышал по заграничному радио, вещавшему на территории СССР, информацию о том, что его отец задохнулся на орбите. И это в то время, когда он мирно спал в соседней комнате.

Пётр Долгов действительно погиб, но через два года после его мнимой гибели. В отличие от остальных техников, он был парашютистом-испытателем и погиб при прыжке со стратостата с высоты 28 километров (из-за треснувшего гермошлема).

Итальянские братья Юдика-Кордилья в первой половине 60-х стали настоящими звёздами итальянских СМИ, однако через несколько лет по мере снижения уровня секретности советской программы их записи стали подвергаться всё большей критике. Указывалось, что космонавты на них разговаривают на русском языке, грамматически неверно строя предложения, что просто невозможно, если говорить о людях, для которых русский язык является родным с рождения.

По мере развития космической техники стало ясно, что в то время было просто невозможно попасть в открытый космос, ибо двигатели первых кораблей не имели достаточной мощности, чтобы уйти с орбиты. Для выхода в межпланетное пространство корабль должен был достигнуть как минимум второй космической скорости, а для ухода из сферы притяжения Солнца и выхода в межзвёздное пространство — третьей космической. Поэтому «потеряться» в межпланетном пространстве для нулевых космонавтов было очень проблематично.

После серии критических отзывов итальянские братья перестали «слышать» советских космонавтов, сейчас их фамилия упоминается только в разного рода конспирлогических исследованиях.

Первый советский космонавт в плену у китайцев

В апреле 1961 года английское издание Daily Worker сообщило сенсационное известие: СССР запустил человека в космос, им стал Владимир Ильюшин — сын знаменитого советского авиаконструктора, создавшего самолёты Ил. СССР сразу же выступил с опровержением этой информации, но со временем она была подхвачена конспирологами и обросла самыми невероятными деталями.

Оказывается, Ильюшин совершил первый полёт на «Востоке» ещё в апреле 1960 года, но траектория его приземления была рассчитана неверно, — и он упал на территории Китая.

Космонавт сильно пострадал при приземлении и был захвачен в плен китайцами, которые приняли его за шпиона и арестовали. Советскому руководству только через несколько месяцев удалось добиться от китайцев возвращения космонавта, но история приняла такой оборот, что Ильюшина решили засекретить, а космонавтом назначить Юрия Гагарина, в действительности не бывавшего в космосе. Гагарин якобы очень тяготился этим и хотел рассказать миру правду, но его убили, подстроив авиакатастрофу.

В качестве подтверждения своей версии авторы указывали на тот факт, что Ильюшин на костылях был принят в Кремле и награждён звездой Героя Советского Союза.

История, бесспорно, получилась интересной и захватывающей. В жизни всё было куда прозаичнее. Лётчик-испытатель ОКБ Сухого Владимир Ильюшин в 1960 году действительно был награждён званием Героя Союза, действительно передвигался при помощи костылей и действительно некоторое время провёл в Китае.

Однако награждён он был за работу лётчика-испытателя, награду он принимал после тяжёлой автокатастрофы, в которой получил травму обеих ног, и после лечения в Москве действительно провёл некоторое время в Китае, где проходил реабилитацию. Он никогда не входил в состав отряда космонавтов, хотя в настоящее время известны все его члены, включая тех, кто по различным причинам не побывал в космосе.

Гагарин погиб на Луне

Это значительно более поздняя и откровенно маргинальная теория, строящаяся на огромном числе умозрительных предположений. Она заключается в следующем. СССР стремился во что бы то ни стало взять верх и в лунной гонке, для чего в спешке отрабатывалась лунная программа. Хорошо известно, что Гагарин очень хотел снова побывать в космосе и уговорил руководство позволить ему принять участие в лунной программе.

Однако программа была ещё не обкатана, поскольку готовилась поспешно. Тем не менее желание обогнать американцев было столь велико, что было решено пойти на риск и отправить Гагарина на Луну в начале марта 1968 года на аппарате «Зонд-4».

2 марта состоялся старт аппарата под управлением Гагарина, однако из-за сбоя в системе навигации корабль полетел не к Луне, а в другую сторону. При возвращении на Землю корабль также сбился с пути и совершил неудачное приземление в Гвинейском заливе. Гагарин погиб 9 марта. Все люди, которые видели его в промежутке между 9 марта и 27 марта, на самом деле видели специально подобранного двойника, чтобы скрыть неудачный полёт на Луну.

А, чтобы обман не был раскрыт, 27 марта была инсценирована гибель Гагарина в авиакатастрофе.

Легенда базируется на откровенно слабых аргументах: Гагарин хотел лететь в космос, Гагарин был на космодроме в день запуска «Зонда-4», Гагарин был капитаном отряда советских космонавтов. Всё остальное — домыслы и вымыслы.

Гагарин действительно хотел отправиться в космос ещё раз и даже уговорил руководство включить его в программу «Союз». Он готовился к полёту и был назначен дублёром космонавта Комарова. Однако «Союз» ещё был сырым и недоработанным, произошла катастрофа, Комаров погиб. После этого руководство и слышать не хотело о полётах Гагарина, боясь потерять живой символ советской космической победы. Гагарин был на космодроме, как и другие космонавты, наблюдавшие за запусками аппаратов.

СССР действительно запускал к Луне беспилотные аппараты «Зонд» для отработки лунного полёта. Была даже назначена предварительная дата первого полёта человека к Луне — 8 декабря 1968 года. Однако полёт так и не состоялся в связи с ненадёжностью техники. Начиная с 1964 года, СССР совершил 18 запусков «Зонда» — и почти все они оказались неудачными. Были серьёзные проблемы как с ракетой-носителем, грешившей неполадками, так и с системой навигации.

Вследствие неудачных запусков пилотируемый полёт был перенесён из-за практически гарантированной гибели космонавта. Первый удачный запуск был осуществлён лишь в августе 1969 года, через две недели после высадки американцев на спутник Земли.

Кроме того, стоит отметить, что Гагарин не входил в число космонавтов лунного отряда. Первыми должны были лететь Быковский и Рукавишников, которые не совершали бы высадки на Луне, а просто облетели её и вернулись. Высадиться должен был Леонов, летевший в паре с Макаровым. Но ни один советский космонавт к Луне не отправился. После высадки американцев лунная гонка была проиграна и больше не было целесообразности в подготовке рискованного полёта.

3 астронавта Аполлона погибли в огне

28 января 1967 г.

Ассошиэйтед Пресс

ЭЙП КЕННЕДИ, штат Флорида. Экипаж из трех астронавтов миссии «Аполлон-1» погиб сегодня вечером во время вспышки пожара на борту огромного космического корабля, предназначенного для доставки человека в космос.
Луна.

В результате пожара на стартовой площадке погибли:

Вирджил И. Гриссом, 40 лет, подполковник ВВС, один из семи первых астронавтов Меркурия.

Эдвард Х. Уайт, 2 года, 36 лет, подполковник ВВС, первый американец, «вышедший» в космос.

Роджер П. Чаффи, 31 год, лейтенант-коммандер ВМС, ожидавший своего первого космического полета.

Астронавты были первыми американскими космонавтами, погибшими на работе, и, по иронии судьбы, погибли на земле. Тела были вывезены через несколько часов, и представитель космического агентства сказал, что смерть наступила «мгновенно».

Трое других астронавтов погибли в авиакатастрофах при исполнении служебных обязанностей, но сегодняшняя трагедия связана с первой гибелью «на месте» в американской космической программе — впервые кто-то погиб, находясь в космическом оборудовании.

Идет симуляция

Первый разразился в 18:31. в то время как трое мужчин принимали участие в полномасштабной симуляции запланированного на 21 февраля запуска, который должен был доставить их в небо на 14 дней обращения вокруг Земли.

По данным Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, они оказались в ловушке за закрытыми люками.

[Официальные лица заявили, что чистый кислород в салоне воспламенился от электрической искры, сообщает United Press International.]

Пол Хейни, представитель американских астронавтов, сказал, что, как ему известно, в кабине произошел пожар. Он сказал, что во время пожара наблюдатели не получали ни слова от космонавтов.

Г-н Хейни сказал, что 26 членов экипажа стартовой площадки лечились от отравления дымом. По его словам, 24 человека были освобождены, двое госпитализированы в хорошем состоянии.

По словам Хейни, представители космического агентства были предупреждены кем-то на земле о том, что начался пожар. Он сказал, что аварийные бригады пытались добраться до астронавтов, но были заблокированы густым дымом, вывалившимся из кабины.

Официальные лица на мысе Кеннеди заявили, что трое астронавтов сидели в ракете в ряд во время учений, как и в реальном полете: полковник Гриссом занимал место командира слева, а полковник Уайт — посередине.
и командир Чаффи справа.

В Вашингтоне президент Джонсон оплакивал смерть астронавтов. Он сказал, что трое мужчин отдали свои жизни на службе нации.

Представитель Джозеф Э. Карт, демократ из Миннесоты, сказал, что в Вашингтоне проходил обед с руководителями космических программ, когда было объявлено, что произошел «вспышка пожара в результате использования чистого кислорода…».
Он сказал, что на ужине не было дано никаких дополнительных объяснений.

О пожаре сообщили во время испытания ракеты-носителя и корабля «Аполлон-1» на отключение. Хейни сказал, что испытание означало, что ракета-носитель и космический корабль работали на собственных энергосистемах, а не на наземной.

Позже официальные лица НАСА заявили, что система спасения Аполлона не могла быть использована. Система требовала, чтобы астронавт запускал ракету, прикрепленную к верхней части «Аполлона». Ракета оторвет космический корабль от ракеты-носителя.

Представитель сказал, что во время сегодняшнего испытания вокруг всей ракеты была обернута платформа, закрывающая спасательную ракету. Он сказал, что единственный способ спастись астронавтам — это открыть люки и выбраться наружу.

Г-н Хейни сказал, что репетиция достигла минус 10-минутной отметки, что означает, что до имитации старта оставалось 10 минут. Люки были запечатаны.

Официальный представитель НАСА сказал, что во время обратного отсчета возникли небольшие трудности с двумя системами, системой связи и системой контроля окружающей среды.

Причина пожара неизвестна

Официальные лица заявили, что не знают, произошел ли пожар из-за двух проблемных систем. Все данные были сохранены в ожидании расследования.

Космические чиновники заявили, что трое пострадавших, возможно, не знали о серьезной проблеме на борту. Космический корабль и ракета не были заправлены топливом, а взрывные устройства на борту космического корабля были обезврежены и не могли стать причиной катастрофы.

ВВС и НАСА совместно конфисковали все данные. Космическое агентство заявило, что журналисты не будут допущены на место происшествия до завтрашнего утра, а любые фотографии инцидента, которые могут раскрыть подробности, также не разглашаются.

Запасные астронавты запланированного 14-дневного полета, отложенного на неопределенный срок, теперь становятся основными пилотами Аполлона-1.

«Была вспышка»

Мыс Кеннеди, штат Флорида, 27 января. Космический корабль находился на стартовой площадке 34 на двухступенчатой ​​ракете «Сатурн-1». Замкнутая телевизионная камера на борту корабля транслировала фотографии астронавтов, которые пять часов находились в решающем испытании корабля, когда
вдруг «вспышка и все».

Представитель, наблюдавший за экраном блокпоста «Сатурн» в нескольких сотнях ярдов, сказал: «В то время связи с членами экипажа не было». Больше о них ничего не было слышно.

Первому члену наземной команды потребовалось от 10 до 15 минут, чтобы подняться на скоростном лифте и попытаться спасти астронавтов.

«Экипажи аварийно-спасательных служб столкнулись с густым дымом при снятии люков» на космическом корабле, сообщил представитель Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства.

«Мы продолжим программу космических полетов», — сказал в Вашингтоне администратор НАСА Джеймс Э. Уэбб.

Доктор Эдвард С. Уэлш, исполнительный секретарь агентства, сказал, что Советский Союз, возможно, потерял некоторых из своих астронавтов в подобных катастрофах, «но мы не знаем, были ли они».

«Хотя все понимали, что когда-нибудь космонавты погибнут, кто мог подумать, что первая трагедия будет на земле?» — сказал Уэбб.

Обычная процедура в случае пожара в кабине: астронавты распахивают три люка, бегут по люку к красной башне по бокам ракеты и спускаются на землю на скоростном лифте.

По словам официального представителя, огонь ударил так быстро и с такой силой, что астронавты «по-видимому, погибли мгновенно».

Павшие герои космических полетов человека

Живая наука поддерживается своей аудиторией. Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот почему вы можете доверять нам.

27 января 1967 года экипаж корабля «Аполлон-1».
(Изображение предоставлено НАСА)

С 19В 60-х годах космические полеты привели к случайной гибели более 20 астронавтов. Самая последняя катастрофа, произошедшая незадолго до завершения миссии космического корабля «Колумбия» STS-107 в 2003 году, заставила НАСА приостановить свою программу шаттла более чем на два года.

Вот список мужчин и женщин, погибших во время космического полета.

Миссия: Аполлон 1 Дата: 27 января 1967 Погибшие: Гас Гриссом, Эдвард Уайт II, Роджер Чаффи Что произошло: Во время репетиции запуска миссии НАСА AS-204 «Аполлон» кабина была заполнена чистым кислородом в рамках системы контроля окружающей среды. Из-за неисправности электрооборудования в салоне произошло возгорание. Огонь быстро распространился в атмосфере чистого кислорода, в результате чего все три члена экипажа «Аполлона-1» задохнулись от дыма. Испытательный полигон на стартовой площадке был переименован в «Аполлон-1» в честь экипажа, и авария привела к серьезным конструктивным и инженерным модификациям, а также к пересмотру операций планирования испытаний и производственных процедур.

Миссия: Союз-1 Дата: 24 апреля 1967 года Погибших: Владимир Комаров Что произошло: Союз-1, однодневная миссия советской космической программы, запущенная 23 апреля 1967 года, но вскоре начала испытывать из-за различных механических проблем солнечные панели не раскрывались, и у судна возникли проблемы со стабильностью. После повторного входа модуля «Союз» в атмосферу 24 апреля его парашют не раскрылся должным образом, в результате чего он почти на полной скорости упал на Землю. Космонавт Владимир Комаров погиб при ударе.

Миссия: Союз 11 Дата: 30 июня 1971 Погибшие: Георгий Добровольский, Виктор Пацаев, Владислав Волков на трехнедельное пребывание. Когда корабль отстыковался, на корабле «Союз-11» случайно открылся клапан, что привело к утечке давления в кабине. Трое космонавтов погибли в результате разгерметизации капсулы во время подготовки к входу в атмосферу 30 июня. Неисправный клапан был обнаружен только тогда, когда спасательная группа открыла модуль.

Миссия: STS-51-L Дата: 28 января 1986 г. Погибшие: Грег Джарвис, Криста Маколифф, Рональд Макнейр, Эллисон Онизука, Джудит Резник, Майкл Дж. Смит, Дик Скоби Что произошло: Во время 10-й миссии космического корабля «Челленджер», STS-51-L, ракеты, приводившие в движение корабль, взорвались через 73 секунды после запуска из Космического центра Кеннеди во Флориде. Все семь членов экипажа погибли. Президент Рональд Рейган сформировал Комиссию Роджерса для расследования аварии, и ее анализ пришел к выводу, что она была вызвана выходом из строя уплотнительного кольца на одном из твердотопливных ракетных ускорителей.