Содержание
Половина россиян отказалась верить в высадку американцев на Луну — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 20 января
EUR ЦБ: 74,41
(-0,18)
Инвестиции, 19 янв, 16:20
Курс доллара на 20 января
USD ЦБ: 68,85
(-0,03)
Инвестиции, 19 янв, 16:20
Маск продал акции Tesla на $3,6 млрд перед выходом слабой отчетности
Инвестиции, 17:32
Военная операция на Украине. Карта
Политика, 17:28
«Дом.РФ» оценил рост ставок по ипотеке в 2023 году
Недвижимость, 17:27
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
США объявили о поставках Украине комплексов ПВО NASAMS и Avenger
Политика, 17:26
Появились первые претенденты на покупку криптоиздания CoinDesk
Крипто, 17:19
Военная операция на Украине. Главное
Политика, 17:18
Минкульт объяснил проверки театров после интервью Дмитрия Назарова
Общество, 17:09
Как оставаться востребованным специалистом?
Осваивайте один полезный навык каждую неделю с Программой развития РБК Pro
Узнать подробнее
«Пожиратели жизни»: как прекратить бессмысленные занятия
РБК и Газпромбанк, 17:08
Чайковскую утвердили главным тренером сборной России по фигурному катанию
Спорт, 17:07
В Брянской области обсудили развитие электросетевого комплекса региона
Пресс-релиз, 17:04
ФРГ заявила об отсутствии у Запада единства в поставках Украине Leopard
Политика, 17:03
Боррель заявил о нежелании ЕС быть стороной конфликта на Украине
Политика, 17:03
Оkkо купил права на показ боев американского промоушена с россиянами
Спорт, 17:00
Spiegel узнал об обеспокоенности разведки ФРГ потерями ВСУ в Артемовске
Политика, 16:54
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
В то, что американцы смогли добраться до Луны, согласно опросу ВЦИОМа, верит менее трети россиян. Землю плоской считают только 2%, зато в существование злодеев, пытающихся переписать историю, чтобы навредить России, — 60%
Фото: Nasa / Reuters
Почти половина россиян не верит в то, что американские астронавты в 1969–1972 годах совершили шесть высадок на Луну, свидетельствует опрос ВЦИОМа. За последние два года число скептиков несколько сократилось, однако до сих пор 49% опрошенных уверены, что никакой высадки людей на Луну не было, а власти США попросту фальсифицировали материалы (в 2018 году в это верили 57% участников опроса).
Сокращение доли тех, кто не верит в полет американцев на Луну, произошло после резкого роста — еще в 2011 году с тем, что высадка на спутник Земли была снята в Голливуде, соглашались только 40% опрошенных.
В то, что американцы смогли добраться до Луны, согласно последнему опросу ВЦИОМа, верят 31% россиян (в 2018 году было 24%, а в 2011-м — 41%). Еще 19% не имеют на этот счет определенного мнения.
adv.rbc.ru
Доля скептиков особенно высока среди тех, кому сейчас 45 лет и более, — до 56%. Большая часть молодежи в возрасте 18–24 лет в успехе американцев не сомневается.
adv.rbc.ru
Посадки пилотируемых модулей на Луну производились в 1969–1972 годах в рамках программы «Аполлон». Первым человеком, ступившим на Луну, стал в 1969 году Нейл Армстронг, последним в 1972 году — Юджин Сернан. Всего на Луне побывало 12 астронавтов.
В другие наиболее известные конспирологические теории большинство россиян не верит:
- с тем, что Земля плоская, согласны только 2%;
- с тем, что власти скрывают контакты с инопланетянами, — 13%;
- с тем, что вируса иммунодефицита человека не существует, — 4%;
- с тем, что прививки не приносят пользы и опасны для здоровья, — 9%
В то же время большинство участников опроса уверены в том, что продукты, изготовленные из генно-модифицированных растений и животных, очень опасны, но эту информацию от населения скрывают (66%).
Кроме того, россияне верят в существование злоумышленников, пытающихся переписать историю, чтобы навредить России и уменьшить ее величие (60%), а также тех, кто стремится разрушить духовные ценности, сформированные у россиян, с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений (54%).
США возвращаются на Луну на новом корабле «Орион» и сверхтяжелой (и сверхдорогой) ракете SLS Объясняем, почему многие не в восторге и при чем здесь Дональд Трамп
Ракета SLS с кораблем «Орион» на стартовой площадке 39B в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде. Запуск, назначенный на 29 августа, был перенесен в связи с обнаруженными проблемами с охлаждением одного из двигателей и системой заправки. Новая дата запуска назначена на 3 сентября.
Joel Kowsky / NASA / CNP / Scanpix / LETA
Утром 16 ноября завершился один из важнейших «космических долгостроев» последних лет: самая мощная за всю историю космонавтики ракета SLS отправила новый космический корабль «Орион» в тестовый полет вокруг Луны. Запуск несколько раз переносили — первая попытка старта была предпринята еще 3 сентября, однако не состоялась из-за утечки топлива при заправке ракеты. Несколько следующих попыток исправить проблему с топливом тоже не были успешны — тем не менее, сегодня запуск прошел удачно. На борту «Ориона» пока нет космонавтов, их места заняты манекенами, но тестовый полет корабля должен стать последним перед тем, как уже в ближайшем будущем люди вернутся на Луну. Зачем это всему человечеству и отдельно — США? Почему американские астронавты снова летят на Луну, а не сразу на Марс? Популяризатор космонавтики Александр Хохлов рассказывает, как будет проходить полет и, что еще важнее, объясняет, как устроена новая лунная программа США
Этот текст был впервые опубликован в преддверии первой попытки запуска SLS — 3 сентября.
ЧАСТЬ первая
Что нужно знать про полет
Общая цель первого этапа «Артемиды» — миссии «Артемида-1» — заключается в комплексном испытании космического корабля «Орион», сверхтяжелой ракеты-носителя SLS, стартового стола LC-39B и наземной инфраструктуры в Космическом центре Кеннеди во Флориде. А также всей системы управления и связи для космических полетов (Near Space Network и Deep Space Network).
Важнейшим тестом в ходе этого полета станет проверка теплозащитного щита, когда спускаемый аппарат будет входить в атмосферу Земли со второй космической скоростью (примерно 11,2 км/с) перед приводнением на парашютах в Тихом океане у побережья Сан-Диего (Калифорния). Температура на поверхности теплозащитного экрана в этот момент достигнет примерно 2800 градусов Цельсия. Вместе с основной миссией попутно летят 10 спутников формата CubeSat (кубсаты), установленные в пусковых контейнерах на адаптере между ракетой и кораблем «Орион».
Корабль совершит два гравитационных маневра у Луны: первый чтобы выйти на ретроградную орбиту («Орион» будет двигаться в направлении, противоположной направлению движения Луны вокруг Земли), второй — чтобы вернуться обратно на Землю.
«Орион» проведет на дальней ретроградной орбите до 19 дней, в ходе которых инженеры испытают, как будут работать технические системы корабля на большом расстоянии от Земли. В апогее «Орион» будет удаляться от Луны на 70 тысяч километров. В ходе миссии будет преодолен рекорд дальности полета от Земли «Аполлона-13» (400 170 километров), а значит, и вообще рекорд удаления пилотируемого корабля (пусть пока и без экипажа) за всю историю — максимальное расстояние от нашей планеты для «Ориона» составит примерно 450 000 километров.
Как устроен корабль «Орион» и кто на нем полетит
Корабль «Орион» корпорация Lockheed Martin начала проектировать в середине нулевых годов, поэтому внутренняя компоновка спускаемого аппарата больше похожа на шаттл или «Аполлон», чем на футуристическую эргономику более позднего «Дракона» компании SpaceX. Например, в «Орионе» совсем нет сенсорных экранов, зато много классических тумблеров. Внешняя форма корабля отчетливо копирует форму «Аполлонов», что связано с необходимостью возвращаться на Землю со второй космической скоростью (а не первой, как для полета на МКС). Модуль имеет вид простой капсулы с максимальным диаметром 5 метров, высотой 3,3 метра и обитаемым объемом в 8,95 метра³. Однако, в отличие от возвращаемых капсул «Аполлонов», этот экипажный модуль многоразовый.
Первое испытание корабля и его теплозащиты прошло еще 5 декабря 2014 года. Тогда «Орион» (без полноценного сервисного модуля) отправили в короткий полет EFT-1 (Exploration Flight Test 1) с помощью самой мощной на тот момент американской ракеты, Delta IV Heavy, произведенной компанией United Launch Alliance. Первый «Орион» совершил всего два витка, но на втором поднялся на высоту около 5800 километров, что позволило ему войти в атмосферу на скорости в 8,9 км/с — пусть меньше, чем при возвращении от Луны, но больше, чем первая космическая, на которой обычно летают пилотируемые корабли с МКС. Пиковый нагрев теплозащитного экрана при этом достиг примерно 2200 градусов.
Эксурсия по новому кораблю «Орион»
VideoFromSpace
Сервисный модуль, содержащий двигательную установку с топливом, служебные системы и панели солнечных батарей, был сделан по заказу Европейского космического агентства компанией Airbus Defence and Space на заводе в Бремене. Сделан он на основе грузового корабля снабжения ATV, который раньше использовался для доставки грузов на МКС. В этом же модуле находятся необходимые для экипажа баки с питьевой водой, кислородом и азотом (пусть в первом полете и нет людей).
Впрочем, отсутствие живых астронавтов не оставило «Орион» без «пассажиров». Кресло командира занимает манекен с набором датчиков в штатном спасательном оранжевом скафандре, который назван Moonkin Campos — в честь Артуро Кампоса, инженера, участвовавшего в спасение экипажа «Аполлона-13». Также в корабле располагаются два «женских» исследовательских манекена из Германии, Хельга и Зоар. Их задача — исследовать воздействие радиации в течение всего полета в рамках эксперимента MARE (Matroshka AstroRad Radiation Experiment). Отличаются манекены только тем, что на Зоар надет изготовленный в Израиле защитный жилет AstroRad, а Хельга летит без дополнительной защиты. Кроме них на борту корабля есть две игрушки: «индикатор невесомости» Снупи и шерстяной «астронавт» барашек Шон. Ну и, конечно, статуэтка богини Артемиды, напоминающей о названии миссии.
Не забыли в NASA и о уже традиционном способе привлечения внимания к космическим миссиям — на флешке, помещенной в возвращаемую капсулу «Ориона», записаны имена более трех миллионов человек, которые решили таким образом поучаствовать в миссии.
Что такое сверхтяжелая ракета-носитель SLS, на которой летит «Орион» — и почему она такая дорогая
Американскую двухступенчатую сверхтяжелую ракету-носитель Space Launch System (SLS), на котором «Орион» отправляется на лунную орбиту, корпорация Boeing начала разрабатывать еще в 2011 году. Опирались инженеры компании при этом на нереализованные планы ракеты «Арес-5» (ее создавали в рамках программы «Созвездие», о которой будет сказано ниже) и элементах программы шаттлов. Главное отличие SLS от последних, конечно, в том, что при своей стоимости в миллиард долларов за штуку эта ракета полностью и безвозвратно одноразовая.
Для первой ступени в SLS используются четыре двигателя RS-25, работающие на охлажденных водороде и кислороде. В версии ракеты для тестовой миссии на ней установлены двигатели, уже совершившие несколько полетов в составе шаттлов. Два твердотопливных ускорителя, стоящих по бокам центрального блока первой ступени, также созданы с использованием задела программы «Спейс Шаттл», но отличаются увеличенной длиной.
Важно отметить, что ни использование элементов программы «Спейс Шаттл», ни опора на уже разработанную документацию по ракете «Арес-5», ни привлечение уже действующих производственных мощностей так и не смогли «удешевить проект» ракеты SLS. Очень многое пришлось переделывать заново — и в самом проекте, и в необходимой инфраструктуре, и это не могло не отразиться на общих затратах.
По оценке генерального инспектора NASA, общая стоимость разработки и создания SLS достигнет к 2025 году 27 миллиардов долларов. А суммарно вся программа «Артемида» до 2025 года была оценена в 93 миллиарда долларов. Не удивительно, что Счетная палата США причислила проекты ракеты SLS совместно с кораблем «Орион» к главным долгостроям современности в ближайшей истории NASA, сравнимым только с космическим телескопом «Джеймс Уэбб». Последний, к счастью, уже на орбите и радует нас своими снимками.
В январе 2021 года в Космическом центре имени Джона Стенниса (штат Миссисипи) была совершена попытка «прожечь» двигатели RS-25 в сборке с центральным блоком первой ступени в рамках важнейшего теста Green Run. Процедура закончилась неудачно — двигатели проработали всего 67 секунд вместо запланированных восьми минут. Испытания повторили лишь 18 марта, и на этот раз они завершились успешно.
После этого ракета была доставлена на барже в космический центр Кеннеди во Флориде для общей сборки всей ракеты, корабля «Орион» и системы аварийного спасения. Первый вывоз ракеты в сборке для репетиции заправки состоялся в марте-апреле, но после множества замечаний SLS вернули для доработки.
Дальнейшая хронология подготовки к первому запуску выглядела так:
- В июне доработанную ракету доставили на площадку LC-39B для генеральных предстартовых испытаний.
- 2 июля ее вернули в монтажно-испытательный комплекс для исправления технических замечаний, например, для устранения утечки водорода.
- В среду 3 августа NASA провела пресс-конференцию, на которой подтвердила, что готовится осуществить первый пуск сверхтяжелой ракеты SLS 29 августа.
- 16 августа ракету с кораблем вывезли для установки и итоговых приготовлений перед стартом.
- Первая попытка пуска ракеты 29 августа была отменена из-за возможных неполадок с одним из двигателей центрального блока первой ступени SLS. Расследование показало, что скорее всего работа с двигателем № 3 происходила по программе, а виной остановки пуска стал неоткалиброванный датчик температуры.
- Новая дата запуска была назначена на 3 сентября, 16:15 UTC
ЧАСТЬ вторая, главная и последняя
Что это все значит и зачем вообще сейчас возвращаться на Луну?
Конечно, у всей новой американской лунной программы было и есть множество критиков. Многие уважаемые эксперты не соглашаются и с самим выбором Луны вместо более «достойной» следующей цели — Марса, так и с тем, какой именно подход был выбран для высадки на ее поверхность. Например, аэрокосмический инженер и основатель Mars Society Роберт Зубрин и бывший астронавт Базз Олдрин настаивают на бессмысленности использования окололунной станции для полетов на Луну, считая правильной только прямую схему полета. Тем не менее, решение уже давно принято, США все-таки летят так, как летят, поэтому хорошо бы разобраться с тем, как так вышло. А для этого нужно вернуться в самое начало — к финалу первой лунной программы «Аполлонов».
Завершив полеты к Луне в 1972 году и начав эксплуатировать многоразовую систему «Спейс Шаттл», американцы надолго «приковали» свою пилотируемую программу к низкой орбите вокруг Земли. Челноки летали довольно часто и обеспечивали доставку в космос экипажей, научного оборудования и спутников, однако долгие годы это были лишь кратковременные полеты по несколько суток — ничего хоть сколько-нибудь сравнимого с пилотируемыми полетами на Луну.
Первый шаг к сегодняшнему старту — и, вообще, возвращению на Луну, — был сделан 20 июля 1989 года, когда президент Джордж Буш-старший, в день двадцатой годовщины первой посадки астронавтов, объявил об о новой амбициозной «Инициативе в области исследования космического пространства» (Space Exploration Initiative). Эта космическая программа должна была состоять из трех элементов:
- создания низкоорбитальной долговременной станции у Земли
- построения на Луне постоянной обитаемой базы
- и пилотируемой экспедиции на Марс.
По оценке специалистов, целиком вся программа должна была стоить около 500 миллиардов долларов (в стоимости 1989 года), а ее осуществление могло растянуться на 20-30 лет. Конгресс США тогда не пошел на такие фантастические траты и программа не была принята в своем исходном виде. Но ее элементы на самом деле стали основой следующих космических инициатив нескольких президентов США, и — в том числе — причиной сегодняшнего полета.
Так, первая часть плана была реализована Биллом Клинтоном — США с международными партнерами начали проектировать околоземную станцию «Фридом». Хотя проект оказался сложным и дорогим (и в исходном виде так и не был реализован), в итоге именно он стал основой Международной космической станции. Ключевую роль тут сыграло присоединение к нему в 1993 году России с ее опытом эксплуатации долговременных космических станций. Наработки российских коллег помогли NASA и ее подрядчикам овладеть технологиями долгих пилотируемых полетов, которых у США к тому моменту практически не было.
Построить на Луне обитаемую американскую базу и таким образом реализовать второй пункт программы своего отца попробовал в ходе своего президентства Джордж Буш-младший. В 2004 году он начал программу «Созвездие» (Constellation), задачей которой объявлялось возвращение людей на Луну и начало строительства постоянной базы на спутнике. Это была новая глава в американской космической программе. Годом ранее разбился шаттл «Колумбия», и после долгого расследования катастрофы было решено постепенно свернуть всю программу шаттлов — им оставалось лишь завершить строительство МКС, что и было сделано к 2011 году.
Ключевая часть программы «Созвездие», создание пилотируемого корабля «Орион», была поручена корпорации Lokheed Martin. В этой работе они опирались на опыт программы «Аполлон», а для отправки корабля и других элементов проекта в космос началась разработка отдельного семейства ракет-носителей «Арес». Программа двигалась тяжело, Конгресс США так и не дал значительно увеличить бюджет NASA, и фактически единственным заметным результатом программы стал успешный испытательный старт ракеты «Арес-1» 28 октября 2009 года.
После прихода на пост президента демократа Барака Обамы программа «Созвездие» была в начале 2010 года вовсе закрыта, однако теперь уже Конгресс не дал президенту полностью остановить все работы по проекту. Причина была чисто социально-политической: после сворачивания программы «Спейс Шаттл» большое количество специалистов было бы уволено, а разработка и производство ракеты на базе элементов шаттлов позволило бы сохранить эти рабочие места. Именно так вместо сверхтяжелой ракеты «Арес-V» в качестве носителя «Ориона» появился SLS (Space Launch System) — проект корпорации Boeing, который использует наследие шаттлов.
Второе изменение касалось уже не выбора ракеты, а общей стратегии американской пилотируемой космонавтики. При Бараке Обаме в ней произошел стратегический сдвиг. Был выбран так называемый «гибкий путь»: высадка людей на Луну и Марс были отложены в неопределенное будущее, а ближайшими целями полетов (за пределы низкой орбиты и МКС) были выбраны околоземные астероиды и орбита вокруг Луны. Предполагалось, что именно эти миссии — а не база на поверхности Луны — станут лучшим «трамплином» для перспективных полетов на Марс когда-нибудь в будущем. Кроме того, в NASA понимали, что МКС не вечна и нужны следующие крупные космические проекты, которые можно было бы делать совместно с международными партнерами.
Так в марте 2017 года родилась «Дип Спейс Гейтуэй» (Deep Space Gateway) — идея посещаемой станции на орбите Луны. Подразумевалось, что она станет важным шагом к полетам на Марс, фактически верфью для сборки межпланетного корабля. Ее орбита была выбрана специальным образом для экономичного (с точки зрения необходимого топлива) полета к Красной планете. Все модули станции и корабли «Орион» должны были отправлять к Луне с помощью тех самых «нечуждых шаттлам» сверхтяжелых ракет SLS. Изначально в этот проект была приглашена и Россия: в сентябре 2017 года первый директор Госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров подписал соглашение с NASA о намерении сотрудничать в создании станции на орбите Луны.
Однако всего через месяц после презентации этого проекта его судьба стала сначала медленно, а затем и довольно резко меняться — благодаря амбициям только что избранного нового американского президента, Дональда Трампа.
Как появилась программа «Артемида» и какую роль в ее рождении сыграл Дональд Трамп
24 апреля 2017 года президент Дональд Трамп из Овального кабинета Белого дома по прямой видеосвязи с МКС поздравил астронавта Пегги Уитсон с установлением нового национального рекорда по суммарному пребыванию в космосе.
В разговоре с командиром МКС президент Трамп попробовал пошутить, что хотел бы отправить астронавтов на Марс к концу своего первого срока — ну, или хотя бы к концу второго, на который он явно рассчитывал. Тогда опытный астронавт объяснила новоиспеченному президенту, что для подготовки пилотируемой экспедиции на Марс потребуется, к сожалению, существенно больше времени, чем даже два президентских срока. Как показало дальнейшее развитие событий, Трампа и его администрацию этот ответ не убедил и шутка в итоге зашла довольно далеко — американская стратегия по пилотируемой космонавтике действительно начала с этого времени резко меняться.
Тот самый разговор Трампа с Пегги Уитсон в апреле 2017 года
PBS NewsHour
При Бараке Обаме NASA не позиционировала станцию «Гейтуэй» как возвращение на Луну. Напротив, тогда всячески подчеркивалось, что Луна лишь важный шаг к полетам на Марс, ведь будущий марсианский корабль должен будет стартовать к четвертой планете именно с гало-орбиты вокруг Луны, а не с околоземной опорной орбиты.
Кроме того, у создания станции были и две вполне прагматичные цели: найти применение сверхдорогой и сверхтяжелой ракете SLS, которую NASA делала под давлением Конгресса (надеясь постепенно снизить ее стоимость за счет серийности) и начать новый крупный проект взамен МКС. Высадка на Луну в рамках этих целей вообще не планировалась. Астронавты, которые должны были попасть на орбиту, могли в рамках этой программы разве что дистанционно управлять луноходами на поверхности Луны.
Трамп въехал в Белый дом в январе 2017-го года, а ситуация вокруг «Гейтуэй» начала меняться уже в июле. Тогда вице-президент Майк Пенс заявил, что администрация Трампа будет уделять больше внимания пилотируемой программе, включая пилотируемые полеты на Луну и Марс. Тогда же он анонсировал первое заседание «Национального совета по космосу» при президенте. Совет начал работать ко дню шестидесятилетия запуска в космос первого «Спутника», 5 октября 2017 года. На первом же заседании этого совета вице-президент Майк Пенс заявил, что администрация не просто намерена отправить астронавтов на лунную орбиту — это было бы просто подтверждением уже обозначенных планов NASA, — а планирует именно высадку людей на поверхность Луны, снова. Конечно, утверждалось, что делается это вовсе не для того, чтобы в очередной раз поставить там флаг, а все еще в рамках закладки фундамента для дальнейших полетов на Марс. «Луна станет трамплином, тренировочной площадкой, местом для укрепления нашего коммерческого и международного партнерства, поскольку мы переориентируем космическую программу Америки на исследование космоса человеком», — сказал тогда Майк Пенс.
11 декабря 2017 года, спустя менее года после того апрельского разговора, Дональд Трамп в присутствии вернувшейся с МКС Пегги Уитсон подписал «Космическую директиву № 1», которая предписывала NASA вновь доставить американцев на поверхность Луны, чтобы в дальнейшем продолжить осваивать Солнечную систему. В директиве не указывалась конкретная дата, когда американцы вновь должны будут оказаться на спутнике, но документ дал официальный статус решению, принятому в октябре «Национальным советом по космосу» о пересмотре пилотируемой программы США.
С этого момента амбиции Трампа начали воплощаться в жизнь: специалисты NASA и их подрядчики стали вносить изменения в составленный до его прихода план по созданию окололунной станции «Гейтуэй». Учитывая возможности бюджета и промышленности, была поставлена цель высадить астронавтов на Луну в 2028 году. Планировалось, что тогда экипаж прилетит на станцию на корабле «Орион» и затем совершит кратковременную посадку на поверхность спутника на отдельном посадочном лунном модуле.
Казалось бы, на этом можно было бы завершить перекройку космической стратегии и заняться уже ее реализацией, но к 2019 году измененные планы стали меняться снова. Дональду Трампу хотелось успеть сделать что-то значимое именно в свой первый срок, в том числе ради кампании по переизбранию. В результате президент настоял на высадке астронавтов не в 2028-м, а в 2024 году — эту дату впервые назвал вице-президент Пенс 26 марта 2019 года. «Соединенные Штаты планируют высадить астронавтов на Луну в течение следующих пяти лет», — заявил он на пятом заседании «Национального совета по космосу».
Майк Пенс рассказал, что страна стремилась к посадке на Луну в 2028 году, но «этого просто недостаточно», «мы лучше этого», «нашим лозунгом должна быть срочность».
«Артемиду» могли бы закрыть, но этого не случилось
То, что получилось в результате всех этих многочисленных переделок и «ускорений», стало программой «Артемида» (Artemis), которую директор NASA Джим Брайденстайн объявил в мае 2019 года. Это название имеет двойной символизм, поскольку Артемида — не только богиня Луны, но и сестра-близнец Аполлона, в честь которого названа первая лунная программа США. Так что даже на уровне названия подчеркивалось, что речь здесь идет не о промежуточной цели для путешествия к Марсу, а именно о «возвращении» на Луну. Состоять новая программа должна из трех этапов:
- первый («Артемида-1») предусматривает испытательный беспилотный полет «Ориона» на ракете SLS и его возвращение на Землю
- второй этап («Артемида-2») — облет естественного спутника Земли с экипажем на борту
- не третьем этапе миссии («Артемида-3») на Луну должны будут высадиться астронавты
Хотя, как уже упоминалось выше, последний этап должен был состояться в 2024 году, уже сейчас понятно: высадка случится не ранее 2025-го года.
Отдельным условием программы прописывалось, что в ходе новой программы на поверхность Луны первой ступит женщина. Интересно, что в формулировках NASA времени президентства Дональда Трампа речь шла про «первую женщину и следующего мужчину на Луне». Однако 9 апреля 2021 года временно исполняющий обязанности директора NASA Стив Юрчик, заменивший Джима Брайденстайна, объявил, что мужчиной, который в рамках программы «Артемида» отправится на Луну, станет именно man of color, представитель «цветного» населения США, и что эта цель согласуется с обязательством президента Байдена придерживаться комплексного подхода к продвижению справедливости для всех.
Принятие программы «Артемида» и связанная с ней перекройка лунных планов не могла не повлиять на финансовые ресурсы NASA. Это поставило под угрозу уже вроде бы утвержденные планы — и прежде всего под угрозой оказалась лунная орбитальная станция «Гейтуэй». Из-за финансовых ограничений NASA пришлось выбирать между схемами полета к Луне и высадкой на ее поверхность, и в том числе рассматривался вариант, где орбитальная станция не нужна была вовсе. По задумкам создателей «Гейтуэй» ее должны были использовать как перевалочный пункт для астронавтов, но требование вернуться на Луну как можно скорее подталкивало к использованию старой схемы, схожей с экспедициями «Аполлонов» — а в таком случае от орбитальной станции проще всего было бы вообще отказаться.
Ситуация вокруг орбитальной станции усугублялась еще и тем, что планируемая стоимость запуска на лунную орбиту одной одноразовой сверхтяжелой ракеты SLS выросла вдвое — с расчетных 500 миллионов до 1 миллиарда долларов. В таких условиях судьба (важной, но не слишком нужной для ближайшей цели) орбитальной станции повисла на волоске. В борьбе за «Гейтуэй» свой пост потерял опытный заместитель руководителя NASA Уильям Герстенмайер, непосредственно отвечающий в то время за всю пилотируемую программу США (он, впрочем, не остался без работы и ушел после этого в SpaceX).
Спасти станцию удалось благодаря международному сотрудничеству. Основные партнеры США в космосе — Канада, Япония и Евросоюз — успели заключить соглашения с NASA и выделить средства на орбитальную станцию из своих национальных космических бюджетов. Дополнительную сэкономить NASA удалось благодаря тому, что ранее Европейское космическое агентство в лице своего подрядчика Airbus Defence and Space взяло на себя производство сервисных модулей корабля «Орион», которые требовались для лунной программы. Деньги на них Европа выделила в счет участия в проекте МКС.
В ответ на столь значимую международную помощь и для политического усиления лунной программы США составили проект международных «Соглашений Артемиды» (Artemis Accords), которые устанавливают принципы использования и изучения Луны среди партнеров. Этот документ — альтернатива пятому из основных международных правоустанавливающих космических документов, который был принят еще в 1979 году. У того соглашения оказалась на редкость тяжелая судьба — его подписали всего 22 страны, среди которых не было основных космических игроков: США, Китая, стран Европы и России. В результате по поводу освоения Луны с 1979 года сохранялась юридическая неопределенность, ставшая ярким индикатором неготовности человечества предпринимать какие-то реальные шаги в сторону освоения дальнего космоса. «Соглашение Артемиды» — важный шаг к переменам.
Принципиальным отличием старого и нового документов стало отношение к «природным ресурсам» Луны и астероидов. В «Соглашении» ООН ресурсы небесных тел рассматриваются как общее достояние человечества и не подлежат национальному присвоению, а это делает фактически невозможной коммерческую деятельность. США такая ситуация не устраивает. Поскольку государственное финансирование по освоению Луны ограничено, американские власти считают, что необходимо подготовить всю необходимую инфраструктуру для коммерческой деятельности на Луне, и это должно обеспечить устойчивое развитие лунных поселений и промышленности через экономические инициативы. Поэтому в соглашениях «Артемиды» обозначается приверженность основному «Договору о космосе» (не 1979-го, а 1967-го года) и уточняется, что добыча ресурсов на Луне присвоением отдельной нацией не считается.
«Соглашения Артемиды» на данный момент подписали 21 страна. Россия соглашения не только проигнорировала, но и отказалась от декларированного ранее участия в проекте «Гейтуэй». В октябре 2020 года тогдашний гендиректор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин публично отказался участвовать в проекте станции «Гейтуэй». Мотивировалось это тем, что у России должна быть своя пилотируемая лунная программа со сверхтяжелой ракетой «Енисей» и кораблем «Орел» (ранее Рогозин неоднократно заявлял о ней). Однако после совещания с Владимиром Путиным, состоявшемся менее чем через месяц после отказа от сотрудничества с создателями «Гейтуэй», Роскосмос вынужден был объявить о переносе программы на неопределенный срок.
Тем менее даже без России коллективные международные усилия в итоге помогли сохранить все три главных проекта пилотируемой космонавтики: и МКС, и «Артемиду», и «Гейтуэй». Но дело не только в финансировании «вскладчину». Важно отметить, что никаких международных усилий было бы недостаточно, если бы не второй важнейший фактор, позволивший сохранить эти программы, и не только эти — участие коммерческой космонавтики, а конкретно компании SpaceX.
Так, если до 2019 года планировалось использовать крайне дорогую SLS как для основных полетов к Луне (и пилотируемых, и основных грузовых), так и для другой важной задачи — доставки к Юпитеру тяжелой научной станции «Европа Клиппер». Вскоре, однако, стало понятно, что ракета корпорации Boeing не только дорого стоит, но и очень медленно строится. Поэтому ради «политической» пилотируемой программы сверхтяжелые ракеты решили использовать только для «Артемиды», а остальные задачи решили отдать коммерческим компаниям. Только SpaceX к этому моменту имела отработанную мощную ракету, поэтому в 2021 году компания Илона Маска получила оба контракта: на 178 миллионов долларов для доставки автоматической станции «Европа Клиппер» и на 332 миллиона на выведение к Луне первого модуля станции «Гейтуэй». Оба полета должны будут пройти на ракете-носителе «Фалькон Хеви». В результате SpaceX обеспечила две большие миссии по цене половины стоимости одной (!) SLS.
Кроме того, компания SpaceX выиграла контракт NASA на создание посадочного лунного модуля для миссии «Артемида-3». Он будет сделан на базе проекта сверхтяжелой ракеты «Старшип» за 2,9 миллиарда долларов. Что немало, но значительно дешевле, чем запросил главный конкурент — компания Blue Origin Джеффа Безоса с партнерами («Национальная команда») — 5,9 миллиарда долларов.
Все это позволило не провалиться в финансовую дыру и чудом сохранить «Артемиду» — во многом, как мы помним, детище амбиций Дональда Трампа, даже после его ухода из Белого дома.
Александр Хохлов
Эти шесть стран собираются отправиться на Луну — вот почему
Луна станет одним из самых популярных направлений в Солнечной системе в следующем году. Туда направляются не менее семи миссий из Индии, Японии, России, Южной Кореи, Объединенных Арабских Эмиратов и США, а также несколько компаний.
Программа НАСА «Артемида» стоимостью 93 миллиарда долларов может привлечь к себе всеобщее внимание благодаря своему первому запуску в этом году, потому что это первый шаг к отправке астронавтов на Луну. Но Соединенные Штаты — лишь одна из многих стран и частных компаний, которые вскоре планируют запустить миссии, предвещая то, что, по словам ученых, может стать новым золотым веком исследования Луны.
Наука — не единственная движущая сила. Шквал миссий также сигнализирует о растущем стремлении нескольких стран и коммерческих игроков продемонстрировать свое технологическое мастерство и оставить свой след, особенно сейчас, когда добраться до Луны стало проще и дешевле, чем когда-либо прежде.
Южнокорейский лунный орбитальный аппарат Pathfinder (KPLO), например, «является первым шагом к обеспечению и проверке возможностей Кореи по исследованию космоса и получению новых научных измерений Луны», — говорит Че Кьюнг Сим, планетолог из Корейской астрономии. и Институт космических наук в Тэджоне, Южная Корея, который является членом научной группы, разрабатывающей один из инструментов миссии. «Нам нравится присоединяться к этой новой волне лунных миссий».
Четыре других страны также стремятся достичь Луны в 2022 году. Японский SLIM (Smart Lander for Investigating the Moon), который, вероятно, будет запущен в конце этого года, попытается совершить точную посадку с таким уровнем точности, какой не имеет ни одна другая страна. когда-либо достигал. Эта миссия или миссия токийской компании ispace, запуск которой также запланирован на этот год, станет первым набегом страны на Луну.
Японская миссия SLIM проверит стратегии, направленные на точную посадку на Луну. Фото: JAXA
Индийский «Чандраян-3», запуск которого в настоящее время официально намечен на август, который может быть отложен, станет второй попыткой страны доставить посадочный модуль и луноход на поверхность Луны после провала предыдущей миссии индийского посадочного модуля.
Посадочный модуль России «Луна-25», запуск которого в июле запланирован к южному полярному региону, станет первым полетом страны на поверхность Луны после предыдущей миссии Советского Союза по посадке на Луну в 1976 году. И Объединенные Арабские Эмираты приступают к свою первую лунную миссию с марсоходом по имени Рашид, запуск которой запланирован на конец этого года. Этот полет потенциально станет еще одним первым — как новаторское путешествие на Луну с коммерческой миссией. Рашид будет доставлен на поверхность на спускаемом аппарате, разработанном ispace, который отправится на лунную орбиту на ракете, разработанной SpaceX в Хоторне, Калифорния. Другие компании также отправляются на Луну в рамках программы НАСА, положив начало коммерческим полетам к другим мирам.
План по возвращению астронавтов на Луну стоимостью 93 миллиарда долларов
Некоторые из национальных космических агентств, управляющих этими экспедициями, предоставляют лишь скудную информацию о миссиях и о том, когда они будут запущены, причем графики часто меняются. Ученые также говорят, что война на Украине, скорее всего, задержит российскую миссию и может иметь неожиданные последствия и для других миссий.
Каждый раз, когда они запускаются, миссии стремятся предоставить потоки данных о Луне, лишь малая часть которых была исследована до сих пор. Ученые также говорят, что этот всплеск активности, вероятно, будет стимулировать более частый и дешевый доступ к Луне и повысит международный интерес к лунным исследованиям. Это также могло бы заложить основу для лунных аванпостов с экипажем, которые могли бы стать стартовой площадкой для путешествий на Марс.
Очень интересно и «чрезвычайно важно, чтобы так много стран участвовало в этой армаде космических кораблей, отправляющихся на Луну», — говорит Джеймс Хед, планетарный геолог из Университета Брауна в Провиденсе, Род-Айленд, который участвовал в подготовке НАСА «Аполлон». космонавтов в 1970-х годах. «Существует так много нерешенных вопросов, которые можно решить с помощью множества различных роботизированных и человеческих возможностей».
Золотое дно для исследователей
Ученые едва могут сдержать восторг от результатов всей этой деятельности. «Если миссии, запланированные на 2022 год, увенчаются успехом, это означает более частый доступ к лунной поверхности, больше данных и, в конечном итоге, больше образцов благодаря роботизированному возвращению образцов», — говорит Клайв Нил, лунный геолог из Университета Нотр-Дам в Индиане. Для ученых, таких как Нил, которые пережили относительную засуху лунных миссий после закрытия программы НАСА «Аполлон» четыре десятилетия назад, все это «представляет собой возрождение лунной науки и исследований». По словам Нила, экспедиции дадут гораздо больше, чем просто исследования Луны, «потому что Луна — это ворота в Солнечную систему, особенно для исследований человеком».
Учитывая продолжающийся конфликт в Украине, неясно, сколько таких миссий будет выполнено в этом году. Вполне возможно, что война может вызвать задержки за пределами России, потому что некоторые космические корабли из других стран потребуют транспортировки на больших грузовых самолетах к стартовым площадкам, а атаки России на Украину повредили самый большой грузовой самолет в мире — Антонов Ан-19. 225. Ученые говорят, что его разрушение может иметь волновые последствия для самолетов, доступных для предоставления таких услуг.
Даже если миссии отправляются с Земли по расписанию, нет гарантии их успеха. Последней лунной миссии Индии, Chandrayaan-2, удалось вывести космический корабль на орбиту в 2019 году, но его посадочный модуль и луноход потерпели крушение при попытке приземлиться. Ранее в том же году израильский посадочный модуль «Берешит» врезался в поверхность.
Гораздо более успешными были китайские миссии «Чанъэ-4» и «Чанъэ-5», которые с 2019 года собрали огромное количество данных с поверхности с помощью посадочного модуля и вездехода., и вернул образцы лунного реголита, или почвы, на Землю в 2020 году. Китай планирует запустить свою следующую миссию по возврату образцов, «Чанъэ-6», в 2024 году.
Маловероятно, что все миссии доберутся до Луна в этом году, учитывая смесь прошлых успехов и неудач, говорит Махеш Ананд, планетолог из Открытого университета в Милтон-Кинсе, Великобритания. «Пока все игроки действительно не продемонстрируют, что они действительно могут безопасно приземлиться на Луну и провести важные научные исследования, я думаю, мы должны следить за этим пространством».
Вид Южной Кореи с орбиты
Из всех миссий, запланированных на 2022 год, исследователи особенно увлечены научными данными, которые могут быть получены с KPLO, первой попытки Южной Кореи достичь другого небесного тела. Этот аппарат, запуск которого ожидается в августе, выйдет на орбиту на высоте 100 км над поверхностью Луны и будет работать не менее одного года. В нем будут представлены пять инструментов, созданных и эксплуатируемых командами под руководством Южной Кореи, а также «ShadowCam» — высокочувствительная камера видимого света, предоставленная НАСА.
Как следует из названия, этот инструмент будет вглядываться в глубоко затененные области Луны, обеспечивая «первый в истории вид с высоким разрешением на постоянно затененные области Луны», — говорит Марк Робинсон из Аризонского государственного университета в Темпе, который является главным исследователем этого прибором и камерой NASA Lunar Reconnaissance Orbiter Camera, которая обращается вокруг Луны с 2009 года. ShadowCam поможет в поисках водяного льда в полярных кратерах и будет охотиться за необычными геологическими особенностями, связанными с экстремально низкими температурами.
В этом году Южная Корея планирует запустить свой лунный орбитальный аппарат Korea Pathfinder. На нем будет установлен инструмент НАСА под названием ShadowCam, который может заглянуть в сильно затененные кратеры, как показано на изображении этого художника. Предоставлено: Государственный университет Аризоны/Malin Space Science Systems
.
Ученые также с нетерпением ждут данных от прибора PolCam южнокорейской миссии, который, по словам Сима, предоставит первую карту всей Луны с использованием поляризованного света, чего еще не было сделано для каких-либо лун или планет. Эти данные предоставят подробную информацию о структуре и размере материалов поверхности в зависимости от того, как они рассеивают свет.
Поляризация «не очень часто использовалась для изучения твердых планетных поверхностей, поэтому будет интересно узнать, что данные могут рассказать нам о текстуре, составе и, таким образом, геологии различных мест на Луне», — говорит Дэвид Блюэтт, лунный ученый из Лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса в Лореле, штат Мэриленд, главный исследователь финансируемого НАСА марсохода Lunar Vertex, запуск которого запланирован на 2024 год. , говорит, что карта размера зерен лунного реголита — одна из целей миссии — «облегчит выбор посадочных площадок для будущих лунных посадочных модулей, в том числе корейского». По ее словам, тот же метод может помочь ученым в изучении астероидов и других планет, таких как Меркурий. Она добавляет, что гамма-спектрометр на орбитальном аппарате будет отображать концентрацию примерно дюжины элементов, которые «будут необходимы для определения распределения лунных ресурсов» для потенциальной добычи в будущем.
НАСА должно возглавить возвращение человечества на Луну
Ян Гаррик-Бетелл, планетолог из Калифорнийского университета в Санта-Круз, говорит, что карта текстуры и размера зерен реголита может помочь ученым понять «большую тайну лунной науки» — природу лунной пыли, который покрывает почти всю поверхность. По его словам, картируя, как пыль меняется в зависимости от широты, и изучая другие ее аспекты, исследователи надеются лучше понять, как Луна развивалась на протяжении своей истории.
Гаррик-Бетелл входит в группу, помогающую интерпретировать данные о магнитном поле Луны, полученные с помощью магнитометра KPLO под названием KMAG, который строит и возглавляет Хо Джин, космический ученый из Университета Кён Хи в Сеуле. Гаррик-Бетелл надеется, что KMAG поможет разгадать еще одну лунную загадку: ученые сбиты с толку тем, как Луна имела сильное магнитное поле в своей ранней истории, миллиарды лет назад, учитывая, что вокруг нее никогда не было ядра из жидкого железа. это то, что генерирует магнитное поле Земли.
Крошечное железное ядро Луны «настолько маленькое, что никакая существующая теория не может объяснить, как оно когда-то генерировало сильное магнитное поле», — говорит он. Тем не менее, наблюдения из космоса за древними породами в коре Луны сегодня показывают, что они обладают сильными магнитными свойствами и образовались в присутствии магнитного поля. «Таким образом, существует огромный разрыв между теорией и наблюдениями».
Сим говорит, что KPLO, надеюсь, станет началом серии запланированных южнокорейских вылазок на Луну, включая миссию по возврату образцов к 2030 году.0003
Планы посадки Японии
Японская миссия SLIM, запущенная из Космического центра Танэгасима в какой-то момент до марта 2023 года, ознаменует собой первое достижение этой страной лунной поверхности. Зонд примерно кубической формы, высотой 2,4 метра, предназначен для использования высокоточных технологий лунной посадки, чтобы позволить будущим миссиям с высокой степенью точности садиться в определенных местах — особенно тем экспедициям, которые надеются найти водяной лед в затененных кратерах на полюса Луны.
«Точная посадка является обязательной технологией для исследования Луны следующего поколения», — говорит Шин-итиро Сакаи, руководитель проекта SLIM в Японском агентстве аэрокосмических исследований (JAXA) в Токио.
SLIM предназначен для посадки в пределах 100 м от предполагаемой цели, а не просто в районе с благоприятными условиями для посадки.
Одним из нескольких инструментов на посадочном модуле является многодиапазонная камера, которая будет проводить спектроскопические наблюдения минерального оливина. Первоначально образованный глубоко внутри Луны, оливин может быть обнажён ударами метеоритов.
До сих пор ни одна миссия не собирала эти минералы, и ученые говорят, что они могут пролить свет на состав, структуру и эволюцию недр Луны. «Оливин был идентифицирован в нескольких конкретных точках на поверхности Луны, и возможность точной посадки SLIM позволит проводить такие наблюдения», — говорит Сакаи.
Россия на Луне
Российская миссия «Луна-25» станет первым зондом, отправленным на поверхность после советской миссии «Луна-24» по возврату проб в 1976. В январе российское космическое агентство «Роскосмос» в Москве объявило, что в конце июля оно запустит миссию на ракете «Союз-2 Фрегат» с космодрома Восточный на Дальнем Востоке России. Роскосмос сообщил Nature , что миссия стартует в третьем квартале этого года. Но война против Украины нарушила некоторые космические планы России: 13 апреля Европейское космическое агентство объявило о выходе из миссии «Луна-25».
Если зонд прибудет, как и планировалось, — к северу от кратера Богуславского у южного полюса Луны, — он первым достигнет лунных полюсов, которые считаются возможным источником воды для будущих баз или поселений с экипажем.
На Луне-25 будет восемь инструментов, включая роботизированную руку. Это позволит выкопать полярный реголит в разных местах на глубину 20–30 сантиметров и доставить образцы на спектрометр корабля для анализа элементного и изотопного состава пород. Миссия также направлена на обнаружение воды.
Россия планирует запустить свой посадочный модуль «Луна-25» к Луне в конце этого года. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС/Alamy
Луна-25 — первая из серии лунных миссий, запланированных на ближайшие годы, и предназначена для эксплуатации и сбора данных в течение одного года.
Однако исследователи говорят, что не удивятся, если миссия будет отложена. «Эта война, безусловно, будет иметь серьезные последствия для этих вещей», — говорит Ананд.
Даже если миссия технически может быть выполнена, коллапс российской экономики перед лицом санкций может повлиять на нее, говорит Нил. «Российский рубль упал. Вот почему я говорю, что они не будут запущены. Если бы все было оплачено заранее, был бы шанс, но я настроен скептически».
Коммерческая гонка на Луну
На Луну стремятся не только страны. НАСА поддерживает ряд компаний в выполнении относительно небольших миссий через свои коммерческие услуги по обслуживанию Луны, целью которых является доставка частных посадочных аппаратов и марсоходов на Луну на коммерческих ракетах. Первую из этих коммерческих миссий, которые будут заниматься разведкой ресурсов и сбором данных вместе с программой НАСА Artemis, планируется запустить в конце 2022 года.
Будет гонка за тем, какая компания первой достигнет поверхности Луны. Японская компания ispace планирует запустить миссию M1 своей программы HAKUTO-R в последнем квартале 2022 года и может превзойти миссию SLIM на Луну. Посадочный модуль ispace включает в себя камеры, бортовой компьютер, использующий искусственный интеллект, и твердотельную батарею, и все это будет испытано в экстремальных лунных условиях.
Хидэки Шимомура, главный технический директор ispace, говорит, что успешная доставка коммерческого посадочного модуля станет «значительным научным достижением» и шагом к государственно-частным миссиям, которые снизят стоимость достижения Луны и могут доставить множество научных инструментов.
«Поскольку Луна становится более доступной благодаря более дешевому транспорту, частные коммерческие миссии будут поддерживать частые эксперименты и более научную деятельность», — говорит он. «Коммерческое исследование Луны набирает обороты во всем мире».
Корабль ispace также будет нести небольшие луноходы, построенные Космическим центром Мохаммеда бен Рашида в Объединенных Арабских Эмиратах и JAXA. Ровер «Рашид» немногим больше радиоуправляемой игрушечной машины — он весит 10 килограммов и имеет длину 50 сантиметров, и его планируется эксплуатировать около месяца.
Марсоход Рашид из Объединенных Арабских Эмиратов отправится на Луну на посадочном модуле, построенном японской компанией ispace. Предоставлено: MBRSC
.
Он оснащен набором инструментов, в том числе микроскопом для получения снимков лунного реголита с высоким разрешением. Зонд Ленгмюра на марсоходе будет измерять плотность и температуру ионов и электронов в лунной экзосфере, чтобы выяснить, перемещает ли солнечный ветер пыль по поверхности Луны. Также есть тепловизионная камера для изучения лунной поверхности и эксперимент по оценке того, как различные материалы взаимодействуют с лунным реголитом, что может улучшить конструкцию будущих транспортных средств.
JAXA заявляет, что их вездеход представляет собой небольшой двухколесный «робот-трансформер», который будет работать в течение нескольких часов. Он будет развернут и развернут из посадочного модуля ispace, собирая изображения и данные о лунном реголите и предоставляя информацию об условиях движения, которая может помочь агентству спланировать будущую миссию с герметичным вездеходом для астронавтов.
Заявка Индии на успешную посадку
Многие ученые говорят, что миссия Chandrayaan-3, проводимая Индийской организацией космических исследований (ISRO) в Бангалоре, в основном является второй попыткой доставить посадочный модуль и луноход на Луну. поверхность. И, как и другие миссии этого года, она также направляется в высокогорье у южного полюса.
Посадочный модуль и марсоход будут аналогичны посадочному модулю «Чандраян-2», но будут модифицированы для обеспечения успешной посадки. В миссии будет сейсмометр, эксперимент по измерению теплового потока с Луны и спектрометры.
В феврале ISRO объявила, что миссия начнется в августе, но с тех пор предоставила мало подробностей о миссии или ее статусе. «Я не удивлюсь, если это будет отодвинуто на несколько месяцев», — говорит Ананд, но он очень надеется, что Индия добьется успеха. «Каждый раз, когда мы терпим неудачу, мы учимся чему-то новому».
ISRO не ответила на вопросы Nature , но ее председатель С. Соманат сообщил газете The Times of India в прошлом месяце, что запуск может быть отложен до 2023 года, добавив: «Список испытаний длинный. и мы не хотим ни в чем идти на компромисс».
Индия может поставить себе в заслугу всплеск интереса к Луне. Обнаружение следов воды — частично с помощью прибора НАСА во время индийской миссии «Чандраян-1» в 2008 году — и возможность наличия водяного льда на лунных полюсах стали важным фактором, говорит Ананд, который помог проанализировать образцы лунного реголита, доставленные на Землю китайской миссией «Чанъэ-5» для изучения истории воды на Луне. «История с водой немного изменила правила игры».
Блюэтт говорит, что здесь есть элемент национального престижа и геополитики, учитывая лунные успехи Китая и тот факт, что Соединенные Штаты планируют вернуть людей на Луну в 2025 году.
«Другие страны хотят показать свое Луна, — говорит он, возможно, водрузив флаг на поверхность.
Исследователи также утверждают, что страны и частные лица осознают, что им не нужны большие ракеты, масштабные космические программы или огромные сундуки, чтобы добраться до Луны — и они также видят в этом потенциальную возможность для бизнеса.
«Это накапливалось последние 10 лет, — говорит Ананд. — Но я чувствую, что это только начало.
Высадка на Луну действительно произошла? – DW – 18.07.2019
Изображение: picture-alliance/dpa/S. Штайнах
Наука
Джудит Хартл
18 июля 2019
Двенадцать астронавтов уже побывали на Луне. И все же эти лунные посадки часто ставятся под сомнение. Но кто знает, может быть, этого никогда не было и все не так, как кажется?
https://p.dw.com/p/3MGI7
Реклама
Ни один американец никогда не был на Луне. Это все просто фейк.
Высадка на Луну? Ставили в телестудиях, где сцены даже не были должным образом освещены.
А еще были любительские ошибки, вроде развевающегося флага США. Пфффф. Словно флаги «машут» по луне. Без атмосферы. Подделка. Политический заговор американцев, чтобы показать Советам: «Послушайте, мы поняли, а вы нет. Наши люди могут приземлиться на Луну, а не ваши».
Космическая гонка, холодная война. Иногда нужны специальные методы.
Подробнее: От Аполлона-11 до новой космической гонки
Землетрясение и люди-ящерицы вызывать землетрясения. Он называется HAARP, и он также способен на различные погодные манипуляции, чтобы терроризировать мир. Введите «HAARP» и «землетрясения» в Google и поразитесь количеству совпадений.
Хотите еще? Вот, пожалуйста: химические следы или белые полосы в небе, которые мы все считаем просто безвредными инверсионными следами. Однако на самом деле самолеты распыляют химические вещества от имени злобных правительств, чтобы изменить погоду, климат и отравить нас, людей.
И, конечно же, земля плоская — и полая внутри.
На самом деле им правят люди-ящеры.
Подробнее:О «белых парнях на Луне» и черной Америке
Вопрос перспективы: тени Нила Армстронга и Базза Олдрина находятся под неправильным углом? Изображение: picture-alliance/Heritage Images/NASA/Oxford Science Archive
Мы все любим теории заговора
Вы сейчас смеетесь? Или ты медленно злишься? Такой бред от DW? Хорошо, тогда, очевидно, ты не очень склонен к теориям заговора.
Количество людей, верящих в подобные абсурдные истории, не поддается исчислению. Мы также не знаем, стало ли сегодня, в 2019 году, этих людей больше, чем раньше.
В любом случае, грубые теории заговора стали более заметными в Интернете и социальных сетях, говорят психологи. Последователи этих идей чувствуют поддержку и больше не чувствуют себя частью небольшого меньшинства.
Но научные эксперименты также показывают, что конспирологи любят верить в самые абсурдные вещи, чтобы принадлежать к якобы исключительному, элитарному кругу знаний.
Хотя психологические причины, по которым так много людей до сих пор считают, что высадка на Луну была сфальсифицирована, все еще нуждаются в научном изучении, спусковым крючком стала странная книга американца Билла Кейсинга. Она была опубликована в 1976 под заголовком «Мы никогда не летали на Луну».
И это удалось. Многие люди верили в абсурдные теории. Кайсинг не был ни ученым, ни техником, ни инженером. Он был автором, писавшим о сельском хозяйстве, кулинарии или экономии на налоговых платежах. Он придумал выдуманные доказательства, чтобы доказать, что высадки на Луну на самом деле никогда не было.
Подробнее: Навстречу Луне: почему Европа хочет работать с Китаем
Действительно ли развевается флаг? Конечно нет, он держится на перекладине. Изображение: picture-alliance/Photoshot/Neil A. Armstrong
Вот четыре из его самых популярных теорий:
1. Развевающийся флаг
Теоретики заговора говорят:
Армстронг и Базз Олдрин врезались в лунный реголит на ветру. Но это невозможно, потому что на Луне нет атмосферы.
Наука говорит:
Флаг не развевался. Он сдвинулся только тогда, когда два астронавта коснулись его и врезали в землю. На Земле атмосфера быстро тормозит такие световые колебания. Но на Луне — без атмосферы — колебания продолжаются гораздо дольше. Кроме того, во флаге была закреплена поперечная стойка, чтобы создать впечатление, что он дует.
Подробнее: Почему Джефф Безос и Илон Маск не пытаются колонизировать Луну?
2. На фотографиях звезд нет
Конспирологи говорят:
На лунных снимках звезд не видно. Поэтому они были созданы в студии.
Наука говорит:
Это правда, что на Луне — без атмосферы, которая может мешать вещам — открывается фантастический вид на звездный космос. Но когда астронавты были на Луне, всегда был день. Одно из объяснений состоит в том, что поверхность Луны, посадочный модуль и астронавты были так ярко освещены солнцем, что не было видно слабого света звезд.
3. Фотографии были слишком идеальными
Теоретики заговора говорят:
Камеры Hasselblad, которые астронавты несли на уровне груди, не имели видоискателя. Как астронавты смогли сделать с собой столько прекрасных фотографий?
Наука говорит:
Не все фотографии были идеальными. В архивах НАСА есть множество размытых изображений. Опубликованы только самые красивые. Кроме того, астронавты успели потренироваться с камерами Hasselblad на Земле. Специальный широкоугольный объектив упростил фокусировку и позволил увеличить участки изображения.
Подробнее: 50 лет назад космическая гонка доставила людей на Луну
4. Тени бегут по диагонали
Теоретики заговора говорят:
На некоторых фотографиях видны тени, которые не идут параллельно друг другу Другой. Однако с солнцем в качестве единственного источника света все тени должны идти параллельно. Но это не так. Вот почему должны быть задействованы прожекторы.