Сколько вертолетов в российской армии: Сколько самолетов в России — ВСУ рассказали о запасах врага

Военно-воздушные силы России: 110 лет на высоте


Сегодня в России замечательный праздник – день Военно-воздушных сил. В этом году ВВС России отмечают свое 110-летие. Отечественная военная авиация родилась 12 августа 1912 года, когда был учрежден Штат воздухоплавательной части Генерального штаба русской армии.


В истории российской военной авиации немало славных страниц − становление в дореволюционные годы, прорывы первых пятилеток, героизм Великой Отечественной, «холодное» послевоенное противостояние и восстановление после распада СССР. Военные успехи каждого из этих периодов неотделимы от успехов авиастроителей. Многие предприятия, сегодня работающие в составе Ростеха, внесли свою лепту в становление отечественной военной авиации и продолжают обеспечивать ВВС России лучшими образцами авиатехники.
 

 

У истоков воздушного флота  


Интересный факт: первое военное применение авиации в Российской империи могло состояться в ходе Бородинской битвы 1812 года. Тогда проект немца Ф. Леппиха в виде боевых аэростатов в прямом смысле не взлетел, и еще долгое время такое ведение войны в наших широтах считалось как минимум неблагородным. Только в 1885 году при Главном инженерном управлении формируется первая штатная команда воздухоплавателей, и военное воздухоплавание становится частью славного русского войска. 


Летающая лодка Франца Леппиха. Фото: wikimedia.org


В 1904 году в Русско-японскую войну воздушные шары впервые участвуют в боевых действиях − в качестве средств разведки и наблюдения. В дальнейшем военачальники все больше задумываются об охране воздушных границ и неба над страной. Стоит отметить, что один из первых натурных самолетов в мире был создан именно в России военным и изобретателем Александром Можайским еще в 1882 году. А в 1904 году при содействии профессора Николая Жуковского открывается в Подмосковье первый в Европе Аэродинамический институт. 



Таким образом, к моменту, когда 12 августа 1912 года военная авиация перешла в ведомство Генерального штаба и была сформирована специальная воздухоплавательная часть, история военной авиации в нашей стране насчитывала уже несколько десятков лет. В 1913 году российская авиация была окончательно отделена от воздухоплавания и насчитывала 263 самолета. 



Начало Первой мировой войны стало стимулом к укрупнению и реорганизации военной авиации. Заведовал организацией авиационного дела тогда сам великий князь Алексей Михайлович Романов. В 1914 году авиация была разделена на тяжелую и легкую, разворачивается воздушная оборона. Самолет «Илья Муромец» стал первым русским тяжелым бомбардировщиком. Истребительная авиация, как отдельный род войск, была сформирована к 1916 году. В эти годы набирает славу русская школа воздушного боя, пионером которой стал знаменитый пилот Петр Нестеров. 


К началу Гражданской войны в военно-воздушном флоте уже сложилась разветвленная структура и были заложены основы будущих родов авиации. В составе Красной армии за годы противостояния участвовало около 2,5 тыс. самолетов. После поражения белых сил большинство летчиков эмигрировали за границу, авиапарк значительно пострадал.

 

Первые годы советской власти и Великая Отечественная война



В первые десятилетия советской власти военная авиация переживает бурный рост. Восстанавливается и расширяется производство, создаются первые полностью отечественные самолеты − истребители, разведчики, бомбардировщики. Растет роль противовоздушной обороны. В эти годы стартует карьера прославленных авиаконструкторов − Н.Н. Поликарпова, А.Н. Туполева, П.О. Сухого, А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, С.В. Ильюшина, В.М. Петлякова, А.И. Микояна и М.И. Гуревича. Свои первые авиационные двигатели создает В.Я. Климов.




1920-30-е годы − время рекордов в мировой авиации: это и первый межконтинентальный перелет, и первый трансатлантический, и первый трансарктический перелеты – и многие из них были поставлены советскими пилотами и экипажами. Формируется система подготовки и обучения летных кадров в масштабах всей страны. 


В самом начале Великой Отечественной войны ВВС Красной армии понесли большие потери, но несмотря на это сумели сохранить боевой дух и восстановиться. С первых дней пилоты массово проявляли невероятный героизм, совершая тараны и дерзкие атаки. Уже в июле 1941 года начинаются бомбардировки аэродромов противника, а в августе − и его глубоких тылов. Истребители и зенитная артиллерия ПВО успешно защищают Москву и Ленинград от авианалетов гитлеровцев. 



С началом войны большинство авиационных предприятий европейской части страны было эвакуировано, процесс затронул сотни заводов и КБ, миллионы человек. В тяжелейших условиях в короткие сроки удалось пополнить ВВС новыми машинами − истребителями Як-7б, Як-9, Ла-5, штурмовиками Ил-2, а также значительно увеличить выпуск успешных моделей. К середине 1943 года ВВС Красной армии смогли переломить превосходство противника в воздухе, и это стало огромной победой не только военных, но и авиационной промышленности. 


К концу войны советский авиапром представлял собой передовую отрасль, идеально отлаженный механизм, выпускавший до 100 и более самолетов в сутки. Всего же за годы войны в СССР было создано более 115 тыс. самолетов. Великая Отечественная война подтвердила решающее значение военной авиации, а победа в ней стала подлинным триумфом советского авиастроения.

 

Послевоенные годы и золотая эпоха авиации 


Развитие ВВС в послевоенные годы проходило под знаком холодной войны. В это время было создано большое количество новой техники, сформировались принципиально новые подходы к ее разработке, появились новые направления. Первые послевоенные годы ознаменовались переходом от поршневой к реактивной авиации. В 1946 году создаются первые реактивные самолеты − истребители МиГ-9 и Як-15. За ними следует целый ряд новой реактивной техники − истребители МиГ-15, Ла-15, Як-23, бомбардировщики Ил-28, Ту-14. Вырастает количество авиационных КБ и НИИ, и в целом увеличивается доля научной составляющей в авиастроении. 



С появлением первых ядерных бомб ставится задача по созданию тяжелых бомбардировщиков, выпускаются такие стратегические и дальние бомбардировщики, как М-4/3М, Ту-95, Ту-16. В начале 1950-х годов появляются первые серийные вертолеты для военных целей. После завершения войны многие заводы переориентируются на гражданскую технику, причем нередко пассажирские самолеты разрабатываются на основе военных. 


В период правления Н.С. Хрущева упор делается на развитие ракетного вооружения, что приводит к сокращению производства бомбардировщиков. Многие авиационные КБ и заводы переводятся на ракетную тематику, что не могло не сказаться на новых разработках в авиации. Тем не менее в 1950-е годы создается целый ряд самолетов нового поколения: МиГ-21, Су-7, Су-9, Як-28.     


Фото: wikimedia.org


1960-е годы ознаменовались появлением большого количества принципиально новой техники: самолеты вертикального взлета и посадки Як-36 и Як-38, истребитель с крылом изменяемой стреловидности МиГ-23, гигант Ан-22 «Антей», самолеты-амфибии ОКБ Г.М. Бериева. Основу советских военно-воздушных сил и ВВС стран восточного блока тогда составляли истребители-бомбардировщики МиГ-27, МиГ-23, МиГ-25, Су-17.


1970-80-е годы принято считать золотой эпохой в истории отечественной авиации. В это время создаются военные самолеты и вертолеты, которые до сих пор применяются во многих странах. Продолжая удерживать паритет между войсками НАТО и военными силами стран − участниц Варшавского договора, Советский Союз создает новые поколения военной авиатехники: бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25 и его модификации, истребители МиГ-31, МиГ-29, Су-27, стратегический бомбардировщик Ту-160, сверхтяжелый транспортник Ан-124. В эти годы СССР производит больше военных самолетов, чем США, Великобритания и Франция, вместе взятые.


На защите новой России 


Еще в конце 1980-х годов правительством СССР был взят курс на сокращение вооружения, а распад Союза привел к практически полной остановке производства военной авиатехники. Большинство предприятий лишились государственных заказов и выживали, как могли: переходили на гражданскую продукцию, отправляли технику на экспорт. Одновременно с этим сокращался состав ВВС. 


Однако государство, как и раньше, нуждалось в защите границ, в мощной и современной авиации. С наступлением 2000-х годов начинаются обратные процессы − кропотливое восстановление войск и оборонно-промышленного комплекса. В 2006 году указом президента создается Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), в состав которой входят практически все авиазаводы страны. Ее задачей обозначается восстановление российского авиапрома. В 2007 году вертолетные предприятия страны объединяются в холдинг «Вертолеты России» в составе Госкорпорации Ростех. С 2004 по 2009 год объем финансирования отрасли увеличивается в 20 раз. В 2009 году объем закупок авиатехники Министерством обороны РФ приблизился к показателям времен Советского Союза. 



Техническое перевооружение ВВС началось с поступления в войска истребителя-бомбардировщика поколения 4++ Су-34. На смену устаревшей технике поступают новые модификации и современные самолеты и вертолеты: многоцелевые истребители Су-35 и Су-30СМ, модификации истребителя-перехватчика МиГ-31, транспортник нового поколения Ил-76МД-90А, модификации вертолета Ми-8, многоцелевой вертолет Ми-38, боевые вертолеты Ми-28 и Ка-52. В 2010 году впервые в небо поднимается ПАК ФА, будущий истребитель пятого поколения Су-57. 


В 2020 году ОАК была интегрирована в Госкорпорацию Ростех. Кроме ОАК и «Вертолетов России» активное участие в реализации авиационной части гособоронзаказа принимают Объединенная двигателестроительная корпорация − поставщик силовых установок и другие холдинги и предприятия в контуре управления Ростеха. 



В 2015 году ВВС включаются в Воздушно-космические силы РФ. Сегодня в состав ВВС входит дальняя, военно-транспортная, оперативно-тактическая и армейская авиация. По численности авиапарка и личного состава ВВС России занимают второе место в мире после ВВС США. Современная военная авиация России охраняет границы Родины, защищая ее целостность, выполняет боевые задачи в горячих точках, участвует в учениях и ликвидации природных катастроф. Российский авиапром развивает новые военные направления, например беспилотную технику, продолжается обновление и модернизация авиапарка ВВС.     

Минобороны объявило об увеличении численности армии до 1,5 млн человек

Владимир Путин рассказал военачальникам, какими методами планирует укреплять российскую армию / Пресс-служба президента России

Открывая коллегию Минобороны, президент России Владимир Путин призвал учитывать в строительстве Вооруженных сил (ВС) опыт специальной военной операции (СВО). После минуты молчания в память о погибших президент поблагодарил военнослужащих всех родов войск, принимающих участие в СВО, и заявил, что стали понятны вопросы, над которыми надо «особо поработать». «Имею в виду связь, автоматизированные системы управления войсками и оружием, тактику контрбатарейной борьбы, целеуказание и так далее», – заявил Путин.

По его словам, беспилотниками армия должна быть оснащена начиная от отделения, все военнослужащие должны получить надежные системы связи и получения информации, личный состав должен быть обеспечен качественной экипировкой и медицинскими средствами. Потенциал авиации в зоне действия современных средств ПВО, как на Украине, должен быть увеличен. Продвигать по службе следует в первую очередь офицеров и сержантов, имеющих боевой опыт, отметил президент. Выявленные в ходе частичной мобилизации недостатки следует решить с помощью цифровизации военкоматов и укрепления их взаимодействия с местными властями.

«У нас нет никаких ограничений по финансированию. Страна, правительство дают всё, что армия просит, всё. Надеюсь, что ответ будет должным образом сформулирован и соответствующие результаты будут достигаться», – заявил президент. При этом Минобороны должно быть открыто к критике со стороны общества, в том числе и эмоциональной.

Министр обороны Сергей Шойгу, рассказав о ходе СВО и результатах деятельности ведомства в уходящем году, заявил, что ВС следует увеличить до 1,5 млн военнослужащих (сейчас численность установлена в 1,151 млн человек. – «Ведомости»). При этом возраст призыва на срочную службу следует поэтапно поднять с 18 до 21 года, а предельный возраст призыва – с 27 до 30 лет. Призывникам следует предоставить право заключать контракт с первого дня службы, считает министр обороны. Численность контрактников – солдат и сержантов – в ВС должна достигнуть 695 000 человек.

Увеличение возраста призыва и предельного возраста службы потребуют закрепления в законодательстве, заявил «Ведомостям» председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов («Единая Россия»). По его словам, сейчас есть три варианта: такие поправки может внести президент, Минобороны (через правительство) либо то же военное ведомство – через депутатов. «Как захочет это сделать Минобороны, я пока не готов сказать. Самый простой вариант, на мой взгляд, через депутатов», – считает он. Сам Картаполов согласен с предложенными Минобороны инициативами о повышении возраста призыва: «Вместо сопляка, которого призывают сразу после школы, будут призывать достаточно взрослого человека: он закончил школу, отучился либо в среднем специальном учебном заведении и получил профессию, либо он уже поработал, либо он поступил в вуз и принял решение пойти в военный учебный центр или нет. Такой подход мы поддерживаем». А увеличение предельного срока призыва объясняется тем, что если нижний край увеличивается на три года, то и верхний край увеличивается на тот же период, добавляет Картаполов.

По мнению Шойгу, новые вызовы безопасности требуют вместо Западного военного округа (ЗВО) создать Московский и Ленинградский военные округа – ранее ЗВО был создан путем слияния этих округов.

Наиболее интересными стали объявленные министром планы по формированию новых соединений. По его словам, необходимо сформировать три мотострелковые дивизии, в том числе в составе армий в Херсонской и Запорожской областях, а также армейский корпус в Карелии.

В мотострелковые дивизии планируется переформировать семь мотострелковых бригад в Западном, Центральном, Восточном военных округах и на Северном флоте. В Воздушно-десантных войсках необходимо дополнительно сформировать две десантно-штурмовые дивизии, а в береговых войсках Военно-морского флота на базе существующих бригад морской пехоты следует сформировать пять дивизий морской пехоты.

Для каждой общевойсковой (танковой) армии нужно содержать смешанную авиационную дивизию и бригаду армейской авиации численностью 80–100 боевых вертолетов. Кроме того, дополнительно сформировать три управления авиационных дивизий, восемь бомбардировочных авиационных полков, один истребительный авиационный полк, шесть бригад армейской авиации. А для создания артиллерийского резерва на стратегических направлениях сформировать пять артиллерийских дивизий военных округов, а также артиллерийские бригады большой мощности. Сроков изменения возраста призыва, достижения новых уровней численности ВС и укомплектования новых соединений Шойгу не назвал. Но сказал, что к концу этого года число контрактников должно достигнуть 521 000 человек.

Картаполов напоминает, что сейчас призывники могут подписывать контракты после трех месяцев службы, «но это делают 18-летние люди», но после принятия соответствующих изменений будет возможность подписать контракт сразу – но для 21-летних. «Увеличение возраста призыва не соотносится с увеличением численности Вооруженных сил, это связано только с тем, что нужно призывать людей более старшего возраста. За счет срочников армию увеличивать не будут, это будет происходить за счет увеличения числа контрактников, о чем и было сегодня сказано», – отметил депутат.

Не только дивизии морской пехоты и семь мотострелковых бригад, но и все прочие новые соединения будут сформированы, а частично уже формируются на базе существующих бригад и полков – соединений и частей меньшей численности и слабее вооруженных, говорит главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Ранее, во время военной реформы 2008–2011 гг., почти все дивизии были переформированы в более компактные бригады, но после прихода Шойгу на должность министра обороны в 2012 г. из бригад было восстановлено 12 мотострелковых и танковых дивизий. По словам Мураховского, процесс формирования новых соединений, как и перехода к новым возрастам для призыва и увеличения численности ВС до 1,5 млн человек, не закончится в 2023 г. – он займет несколько лет. Но чтобы обеспечить все новые соединения штатным вооружением, придется существенно нарастить его выпуск, заявляет эксперт.

В общем, заявленные преобразования напоминают движение к восстановлению Советской армии мобилизационного образца, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. Но для таких ВС при условии сохранения обещанных крупных расходов на флот и ракетные войска стратегического назначения могут возникнуть проблемы с ресурсами.

В ВС сейчас имеется около 10 общевойсковых и танковая армия, если для каждой из них создавать бригаду армейской авиации в 80–100 ударных вертолетов, то всего потребуется не менее 800 машин, а по данным справочника Military Balance за 2021 г., таких имеется около 400, говорит источник в оборонной промышленности. При этом их производство за постсоветское время пока никогда не превышало сотни в год, приводит пример с вертолетами в качестве иллюстрации собеседник «Ведомостей». Оснащение новых соединений по штату потребует серьезного увеличения военных расходов и вряд ли возможно за ближайшие два года, заключает он.

В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на сайте

вертолетов украинской армии пересидели последний поход.

Они точно не отсидятся.

Ми-8 украинской армии.

Министерство обороны Украины photo

Пока российские войска концентрировались вдоль границ Украины в конце 2021 и начале 2022 года, оставался открытым вопрос, будут ли пилоты вертолетов украинской армии играть какую-либо значимую роль в грядущей более широкой войне.

Были веские основания полагать, что они этого не сделают. Четыре вертолетные бригады армии — по одной на севере, западе, юге и востоке — понесли такие тяжелые потери в боях над Донбассом на востоке Украины в 2014 году, что в 2015 году командиры отвели их от линии фронта.

Но по мере того, как более масштабная война длится уже девять месяцев, авиационные бригады не только играют огромную роль в украинской кампании, они на самом деле стали сильнее, чем в феврале, когда российские батальоны пересекли границу.

Четыре украинские авиационные бригады схожи по структуре, каждая из них на бумаге имеет около 16 транспортных Ми-8 и 10 боевых вертолетов Ми-24. На практике распределение планеров неравномерно. По бригадам разбросано несколько учебных вертолетов Ми-2 и тяжелых транспортных Ми-26.

Это не огромная сила вертолетов, особенно по сравнению с собственным вертолетным арсеналом России, который включает около 400 боевых кораблей и около 600 транспортов.

И он уязвим. Обстановка ПВО над украинским фронтом — одна из самых опасных в мире. В 2014 и 2015 годах русские и их союзники-сепаратисты сбили или серьезно повредили не менее 17 украинских вертолетов, в результате чего погибло большинство экипажей и почти на одну пятую сократился вертолетный флот Украины.

Поскольку в феврале война расширилась, было разумно ожидать, что украинские авиационные бригады будут держаться подальше от фронта и вместо этого будут выполнять вспомогательные функции в безопасности на дружественной территории. Перемещение людей и припасов между тыловыми базами.

Этого не произошло. Украинские вертолетные бригады участвовали в боевых действиях с самого начала, даже несмотря на то, что по крайней мере одна из них — 11-я отдельная армейская авиационная бригада — была вынуждена эвакуировать свою базу в Херсоне на юге страны из-за приближения российских войск. Бригады понесли тяжелые потери. . Но они ввели достаточно нового оборудования, чтобы компенсировать свои потери.

Ми-8 выполняли задания по снабжению и медицинской эвакуации. Ми-24 присоединились к Ми-8 в характерных бомбардировочных миссиях, приближаясь низко, а затем под углом, чтобы обстреливать российские войска ракетами с расстояния в несколько миль.

Звездные часы Ми-8 наступили этой весной, когда экипажи совершили дерзкие дневные боевые вылеты в оккупированный русскими Мариуполь на побережье Черного моря, чтобы доставить припасы и вывести наиболее тяжелораненых членов крошечного гарнизона, державшегося в культовый сталелитейный завод города. Боевые вылеты закончились после того, как русские сбили три Ми-8, в результате чего погибло много членов экипажа и пассажиров.

Всего русские сбили 19 украинских вертолетов, что могут подтвердить независимые аналитики: 16 Ми-8 и их модификаций плюс три Ми-24. Но уцелевшие экипажи выстояли, летая так низко, чтобы избежать противовоздушной обороны России, что колеса их вертолетов чуть не задели крыши автомобилей на дорогах, по которым они следуют для навигации.

Девятнадцать списаний — это много для винтокрылой машины, которая до войны, вероятно, имела не более 100 планеров. Но иностранные союзники Украины активизировались. Соединенные Штаты, Чехия, Словакия, Хорватия и Латвия отправили в Украину или скоро отправят 40 Ми-17 и как минимум два Ми-24. Ми-17 — модификация Ми-8.

С этими новыми планерами у украинцев фактически будет больше вертолетов, чем было в феврале. А отточив свою низколетнюю тактику и выдержав мариупольский кризис, они снизили уровень потерь до уровня, который должен быть устойчивым в течение многих лет.

Иными словами, было ошибкой предполагать, что вертолетные бригады украинской армии просидят большую войну. Они упорно сражаются с первого дня.

Следите за мной в Твиттере. Посетите мой веб-сайт или другие мои работы здесь. Отправьте мне безопасный совет.

Какие потери российской авиации в Украине в 2022 году?

По
Почта Киева .

By Kyiv Post

Каковы потери российской авиации во время вторжения в Украину в 2022 году? До того, как Российская Федерация (РФ) начала свое полномасштабное вторжение в Украину в феврале, большинство военных аналитиков предсказывали, что огромный парк российских истребителей и ударных вертолетов сотрет своих противников с неба и быстро возьмет под контроль воздушное пространство Украины.

Прошло девять месяцев, и еще больше кремлевских военных цыплят вернулись домой на насест. Заявить о полном уничтожении каждого украинского военного самолета, как оказалось, гораздо проще, чем сделать это на самом деле.

По данным военного онлайн-сайта Oryx, который отслеживает потери техники с обеих сторон с начала войны, к настоящему моменту Россия вывела из строя 286 самолетов: 61 самолет, 72 вертолета, 4 боевых беспилотных летательных аппарата. (БПЛА) и 147 разведывательных БПЛА уничтожено или захвачено.

Цифры Oryx основаны на визуально подтвержденных потерях, обычно это фотографии самолетов, уничтоженных в воздухе или на земле из открытых источников.

Правительство Украины подсчитало несколько больше: 280 российских самолетов и 261 вертолет были выведены из строя.

Oryx также подтвердила уничтожение или захват 128 украинских самолетов.

Россия, со своей стороны, неоднократно заявляла, что сбила все ВВС Украины.

Согласно последнему заявлению Минобороны России, силы Москвы уничтожили не менее 334 украинских боевых самолетов и 177 боевых вертолетов.

По сути, Кремль заявляет, что уже более двух раз сбивал всю украинскую авиацию.

Согласно сводке международной наблюдательной группы World Air Forces за 2023 год, украинские вооруженные силы на бумаге насчитывали 107 боевых самолетов и 89 ударных вертолетов.

За 48 часов после заявления Кремля о том, что украинских боевых самолетов не осталось, ВВС Украины нанесли 35 ударов с воздуха по позициям РФ, поразив российские зенитные части, штабы и передовые позиции, сбив самолет Об этом говорится в сообщении Генерального штаба сухопутных войск (АГС) от 2 декабря.

28 ноября подразделения ПВО ВСУ, дислоцированные на Донбассе, в один день сбили российский бомбардировщик Су-24М и штурмовик Су-25, сообщает АГС.

В первые дни вторжения Соединенные Штаты помогли Украине, предоставив подробную информацию почти в режиме реального времени о том, где и что русские намеревались нанести удар, тем самым дав Киеву возможность защитить свои активы и перебросить самолеты-перехватчики и ракеты ПВО и радары в угрожаемые сектора.

Пилот украинского МиГ-29 «Джус», выступая в августовском интервью на YouTube, сказал, что попытки России сломить господство в небе над Украиной зашли в тупик из-за этой тактики, потому что планировщики ВВС Кремля, не зная, где именно безопасно летать, у них не было другого выбора, кроме как рассматривать все воздушное пространство Украины как потенциально опасное.

По его словам, самый простой способ сбить российский самолет — это заставить российских летчиков прощупывать слабые места или преследовать самолеты ВСУ в воздушной засаде.

Австрийский блогер Том Купер, широко известный исследователь воздушной войны, предположил, что военно-воздушные силы обеих сторон «все не смогли оснастить свои военно-воздушные силы а) средствами эффективного подавления противовоздушной обороны противника, б) вооружением, позволяющим их воздушным силам силы для надежного поражения целей и в) системы самозащиты пилотов и самолетов».

С лета военно-воздушные силы обеих сторон в значительной степени отказались от высокоточных бомбардировок наземных целей вдоль или позади линии боевых действий, вместо этого предпочитая сбрасывать неуправляемые ракеты на максимальную дальность.

Юрий Игнат, высокопоставленный представитель ВВС Украины, заявил на брифинге 21 ноября, что российские ВВС в настоящее время практически отказались даже от попыток оспорить контроль над воздушным пространством Украины, а вместо этого сосредоточили свои усилия на нанесении ракетных ударов большой дальности. бомбардировщиками и кораблями, иногда находящимися за тысячи километров.

Стратегия ознаменовала отказ Кремля даже от притворных попыток проникнуть в воздушное пространство Украины с помощью самолетов и пилотов, но, с точки зрения Москвы, обладала превосходным преимуществом, позволяющим атаковать украинские дома и предприятия, а также гражданскую электросеть, не рискуя русскими боевыми самолетами и еще более трудными для замены пилотами.

Кампания Москвы по уничтожению энергетической инфраструктуры Украины с помощью ракет дальнего радиуса действия создала для Кремля новую военную проблему: чем больше высокоточных боеприпасов обрушивается на электростанции и электрические подстанции, тем сильнее становится украинская ПВО.

Юрий Игнат, высокопоставленный представитель ВВС Украины, в своем комментарии в ноябре сказал, что с каждой неделей становится все труднее проникнуть в воздушное пространство Украины.

Созданная на основе советских ракетных и артиллерийских систем, ПВО Украины сейчас, по словам Игната, усилена всем, от американских и польских ручных ракет до американских ракет времен холодной войны Hawk и немецких Gephard.