Скоростной вертолет: Скоростной вертолет SB>1 разогнался быстрее 200 узлов

скоростной вертолёт Авиация России

Метка: скоростной вертолёт

Для создания скоростных вертолётов необходимо отказаться от механической трансмиссии и применить электрический двигатель, что позволит изменять частоту вращения несущего винта, считает генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П.И. Баранова Михаил Гордин. «Для вертолетов применение электрических двигателей в составе […]

Подробнее

Вертолёты / Новости авиации

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского прошли экспериментальные продувки вертолётной лопасти с целью отработки технологии гашения колебаний. Полёт вертолёта — крайне сложное аэродинамическое явление: лопасти вращаются и в то же время взаимодействуют с набегающим потоком воздуха. В результате каждая из […]

Подробнее

Вертолёты / Новости авиации / Технологии

Проект перспективного скоростного вертолёта, способного развивать скорость до 400 км/час, успешно защищён в Минобороны России, сообщает РИА Новости. Военное ведомство остановило свой выбор на одноосной схеме машины конструкторского бюро имени Миля. «Проект в Минобороны представили и успешно защитили, в итоге […]

Подробнее

Вертолёты / Новости авиации

Работы по созданию скоростного вертолёта будут вестись в рамках реализации новой государственной программы вооружения (2018-2027 годы), заявил замминистра обороны РФ Юрий Борисов. Об этом сообщает РИА Новости. «В планах министерства обороны на текущую ГПВ запланирована работа по созданию скоростного вертолёта. […]

Подробнее

Вертолёты / Новости авиации

Вертолёт соосной схемы со скоростью свыше 500 км/ч разрабатывается в интересах Минобороны РФ. Об этом сообщил директор департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Сергей Емельянов. «Одновременно проводятся две работы. Уже определились, что на одноосной схеме возможно достичь скоростей 450 км/ч. Все, […]

Подробнее

Вертолёты / Новости авиации

Лётные испытания «летающей лаборатории» Перспективного скоростного вертолёта продолжаются, сообщает журнал «Вертолётная индустрия» в Facebook. Летающая лаборатория ПСВ представляет собой экспериментальный летательный аппарат, созданный на базе вертолёта Ми-24К, который является наиболее оптимальным с точки зрения аэродинамической компоновки для выполнения скоростных полётов. […]

Подробнее

Авиация XXI века / Вертолёты / Новости авиации

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского ведутся исследования по тематике скоростных вертолётов. Изучается схема винтокрылого летательного аппарата с останавливаемым в полёте несущим винтом-крылом, сообщает пресс-служба ЦАГИ. Подробно об этих достижениях рассказал ведущий инженер отделения аэродинамики и динамики вертолётов, штопора и […]

Подробнее

Авиация XXI века / Новости авиации / Технологии

В октябре 2016 года во время испытаний «демонстратора технологий скоростного вертолёта» (ПСВ) на базе Ми-24 была достигнута скорость 405 км/ч, сообщает медиаресурс «Техносфера». Тем самым был превышен предыдущий отечественный рекорд, установленный в 1978 году на версии вертолёта Ми-24 — 368 […]

Подробнее

Авиация XXI века / Вертолёты / Новости авиации

Бортовой комплекс для российского перспективного скоростного вертолёта будет создан в 2018 году, заявил 14 октября в ходе выставки вооружений «АрмХайтек-2016» официальный представитель предприятия-разработчика данных комплексов – Объединённой приборостроительной корпорации, сообщает РИА Новости. Ранее в этом году заместитель гендиректора холдинга «Вертолёты […]

Подробнее

Вертолёты / Новости авиации

Облик перспективного скоростного вертолёта (ПСВ) будет определяться экономической целесообразностью, рассматриваются все варианты. Об этом сообщил ТАСС гендиректор холдинга «Вертолёты России» Александр Михеев в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2016). «Мы смотрим все варианты», — сказал собеседник агентства, отвечая на вопрос, […]

Подробнее

Вертолёты / Новости авиации

В погоне за звуком.

Самые скоростные вертолеты мира

21 ноября 2018, 13:21

Статья

Новая техника ВС РФ

Значительное увеличение скоростных характеристик винтокрылых машин, по словам генерального директора ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского) Кирилла Сыпало, стало возможным благодаря новейшим лопастям, которые снижают негативные аэродинамические эффекты, возникающие у вертолетов классической схемы на больших скоростях. Это может быть применено на уже выпущенных машинах марки «Ми».

Читайте также

Прыжок «Аллигатора»

«Если раньше мы летали с максимальной скоростью где-то 320–330 км/ч, то здесь уже становится достижимым рубеж 400 км/ч и выше, — сказал он. — Уникальные профили и аэродинамическая компоновка лопастей вертолета уменьшают влияние сверхзвуковых скоростей, возникающих на концах лопастей. Это один из источников обеспечения движения с большей скоростью».

Еще в 2016 году шведское издание Expressen составило рейтинг самых быстрых вертолетов в мире, поставив на первое место европейский Eurocopter X3 с максимальной скоростью полета 472 км/ч. По мнению газеты, скорость — одна из важнейших характеристик в бою и спасательных операциях.

В топ-10 вошли и четыре российские винтокрылые машины, стоящие на вооружении Воздушно-космических сил. Самым скоростным среди них был признан разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» — при этом он занял третью строчку рейтинга среди всех машин мира. Также в списке самых быстрых — транспортно-боевой Ми-35, ударный Ми-28 «Ночной охотник» и тяжелый многоцелевой .

Читайте также

Молниеносный боец. Каким будет самый быстрый вертолет будущего

Однако составленный два года назад рейтинг вскоре может быть сильно изменен благодаря уникальным разработкам российских конструкторов в области создания новых лопастей. Также через четыре года в серию может пойти еще одна молниеносная машина для военных — перспективный боевой вертолет (ПБВ), который сможет развивать скорость уже до 500 км/ч. Его разработка ведется сейчас холдингом «Вертолеты России», примерно через год должны стартовать опытно-конструкторские работы. Известно, что эта машина создается на базе вертолета Ми-24, и в декабре 2015 года летающая лаборатория совершила первый успешный полет.

Однако работы по созданию скоростных вертолетов нового поколения ведутся в США и некоторых странах Европы. Проектанты намерены довести максимальную скорость своих машин до 400 км/ч и выше. Пока же рейтинг самых быстрых вертолетов, по мнению шведских журналистов, выглядит таким образом.

1. Eurocopter X3. Максимальная скорость — 472 км/ч

Eurocopter X3

© AP Photo/Francois Mori

Экспериментальный гибридный вертолет (винтокрыл), созданный франко-немецкой компанией Eurocopter. Основной несущий винт состоит из пяти лопастей, на концах крыльев располагаются дополнительные тянущие пропеллеры также с пятью лопастями. Силовая установка состоит из двух двигателей Rolls-Royce Turbomeca RTM322 (мощность каждого — по 2270 л.с.). Машина не производится массово, но работа над ним продолжается. Первый полет состоялся в 2010 году во Франции. 7 июня 2013 года X3 поставил неофициальный рекорд среди вертолетов, развив скорость горизонтального полета до 472 км/ч.

2. AH-64D Apache. Максимальная скорость — 365 км/ч

AH-64D Apache

© Chris McGrath/Getty Images

Основной ударный вертолет армии США с середины 1980-х годов. Впервые применялся в бою в 1989 году во время вторжения США в Панаму. Позже такие вертолеты участвовали в различных операциях на Ближнем Востоке, в Ираке и Афганистане. Особенно хорошо показали себя в ходе войны в Персидском заливе. Существует несколько модификаций вертолета. Имеется навигационное оборудование для полетов ночью и в плохих погодных условиях на высоте менее 30 м. Экипаж — два человека.

3. Ка-52 «Аллигатор». Максимальная скорость — 350 км/ч

Ка-52 «Аллигатор»

© Юрий Смитюк/ТАСС

Многоцелевой ударный вертолет является модернизацией Ка-50 «Черная акула». Первый полет совершил в 1997 году, серийно производится с 2008 года. Экипаж — два человека. Единственный в мире боевой вертолет, в кабине которого пилоты сидят рядом, а не друг за другом. Машина с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси. Существует модификация Ка-52К корабельного базирования.

4. NH90. Максимальная скорость — 324 км/ч

© Alexander Koerner/Getty Images

Многоцелевой вертолет, разработанный франко-германским консорциумом Eurocopter. Машина в двух модификациях — TTH (Tactical Transport Helicopter для транспортировки тактических войск) и NFH (корабельный NATO Frigate Helicopter). Совершил первый полет в 1995 году. NH90 эксплуатируется в самых тяжелых условиях — днем и ночью, над сушей и над водой. Прекрасно зарекомендовал себя в военно-морских операциях. Экипаж — один-два пилота. Пассажировместимость — до 20 военных.

5. BoeingCH-47 Chinook. Максимальная скорость — 315 км/ч

Boeing CH-47 Chinook

© EPA/SYED JAN SABWOON

Американский тяжелый военно-транспортный вертолет продольной схемы. Эксплуатируется с начала 1960-х годов. Состоит на вооружении более 20 стран мира. Кроме США производился с 1970 года в Италии и Японии. Применялся во время войны во Вьетнаме, а позже модернизированные версии побывали в Ираке, Афганистане и на Фолклендской войне. В модификации CH-47D достаточно места для 33 солдат и трех членов экипажа, в CH-47F установлены 55 пассажирских сидений.

6. Ми-35М. Максимальная скорость — 310 км/ч

Ми-35М

© Тина Шапошникова/ТАСС

Является усовершенствованной модификацией вертолета Ми-24, предназначенного для уничтожения бронетанкового вооружения и техники, десантирования и огневой поддержки подразделений сухопутных войск. Может перевозить до восьми десантников или четырех раненых на носилках. Экипаж машины — два-три человека. Серийно производится с 2005 года. Помимо России эксплуатантами вертолета являются Венесуэла, Ирак, Бразилия, Нигерия, Мали, Пакистан, Азербайджан и Казахстан.

7. AgustaWestlandAW101 Merlin (Eh201 до 2007 года).

Максимальная скорость — 309 км/ч

AgustaWestland AW101 Merlin

© Max Mumby/Indigo/Getty Images

Вертолет средней грузоподъемности, используется для военных и гражданских целей. В армиях Великобритании, Дании и Португалии для AW101 используется также наименование Merlin. Экипаж — один-два человека (плюс два оператора — у противолодочных вариантов), пассажировместимость — 30 военных или 16 раненых на носилках. Впервые поднялся в воздух в 1987 году. Спустя десять лет был заключен первый контракт на серийное производство вертолетов для английской армии. Модификации машины производились в четырех странах: Великобритании, Италии, США и Японии.

8. AgustaWestlandAW139. Максимальная скорость — 306 км/ч

AgustaWestland AW139

© Станислав Красильников/ТАСС

Англо-итальянский двухмоторный многоцелевой вертолет. Машина существует в военном и гражданском вариантах и применяется в том числе при морских спасательных операциях. Военный вертолет способен перевозить до десяти военнослужащих в полном вооружении или 50 пассажиров. Первый полет состоялся в 2001 году. Собирали AW139 в разных частях мира, в том числе в американской Филадельфии и в России. Сегодня компания действует в Великобритании и Италии.

9. Ми-28Н «Ночной охотник». Максимальная скорость — 324 км/ч

Ми-28Н «Ночной охотник»

© Ростислав Кошелев/ТАСС

Ударный вертолет впервые поднялся в воздух 14 ноября 1996 года. Серийно производится с 2006 года. Машина обладает хорошей маневренностью и большой ударной мощью. Применялась в Сирии. Сегодня существует новая модификация — Ми-28НМ, которая может применять высокоточное оружие и получила новую систему управления. Также может действовать в «стае» и оперативно взаимодействовать с другими самолетами, вертолетами и дронами над полем боя.

10. Ми-26. Максимальная скорость — 295 км/ч

© Вадим Савицкий/пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

Является самым крупным в мире серийным транспортным вертолетом. По кодификации НАТО — Halo («Сияние»). Оснащен двумя моторами, мощность каждого составляет 11 400 л. с. Длина корпуса — 40 м, диаметр винта — 32 м. Ми-26 способен поднять пассажирский самолет. Эту модель вертолета используют с 1977 года. В августе 2018-го совершил первый полет модернизированный Ми-26Т2В, в котором значительно повышена живучесть за счет установки современного бортового комплекса обороны.

Роман Азанов 

Теги:

ШвецияСШАРоссияФранцияНовая техника ВС РФ

15 самых быстрых вертолетов в мире

Недавно мы рассказывали о самых быстрых самолетах, но в этой статье не было вертолетов. Это заставило меня задуматься о том, какие самые быстрые вертолеты в мире?

Когда люди сравнивают обычные самолеты и вертолеты, они обычно упоминают скорость. Хотя это в основном связано с инженерией, это не значит, что нет быстрых вертолетов!

15. Boeing AH-64 Apache

Apache — самый медленный вертолет в этом списке, однако он по-прежнему остается одним из самых быстрых вертолетов в мире. Апачи прославились в Афганистане — талибы боялись апачей больше, чем танка!

Частично это было связано со всеми технологиями на борту Apache. Частично это также было связано со скоростью апачей — независимо от того, насколько быстрыми были солдат талибов или конвой, они никогда не могли убежать от апачей.

Когда он был выпущен, Apache был самым быстрым ударным вертолетом, выпущенным в то время. Apache может двигаться со скоростью 265 км/ч (165 миль в час, 143 узла), однако при необходимости может летать со скоростью 293 км/ч (182 миль в час, 158 узлов).

Эта скорость была нужна «Апачу» для достижения своей цели — русские делали вертолеты, которые были быстрее, чем все, что было у американцев и британцев. Результатом стал вертолет, который был быстрее, чем все, что было у русских в то время.

14. Ми-26 

Ми-26 известен как самый большой вертолет России. Так что, наверное, удивительно, что Ми-26, даже если он загружен каким-либо грузом, по-прежнему остается одним из самых быстрых вертолетов в мире!

Несмотря на то, что ему уже более 40 лет, на Ми-26 остается еще много невыполненных заказов. Многие из его нынешних эксплуатантов являются одними из крупнейших в мире военных, но есть и несколько гражданских эксплуатантов Ми-26.

Миль спроектировал Ми-26 с большой полезной нагрузкой. Для этого Ми-26 нужно было развивать гораздо большую тягу, чем другие вертолеты. Результатом стала не только большая полезная нагрузка, но и невероятно высокая скорость.

Ми-26 может двигаться со скоростью 255 км/ч (158 м/ч, 138 узлов) и иметь 20 000 кг (44 090 фунтов) груза (или 90 человек, если используется военными)! Это помогает сделать его одним из самых быстрых вертолетов в нашем небе!

13. NHIndustries NH-90

NH-90, пожалуй, самый крупный конкурент UH-60 Black Hawk (подробнее об этом позже). Как и UH-60, NH-90 — очень быстрый вертолет.

Компания NHIndustries (сотрудничество крупнейших европейских производителей вертолетов) разработала NH-90 для выполнения нескольких различных функций, в том числе в качестве среднемагистрального грузового и военно-транспортного вертолета.

Таким образом, NH-90 должен был создать достаточную тягу для взлета с потенциальной прибавкой к весу вертолета на несколько тонн. В результате появился вертолет, способный летать со скоростью 300 км/ч (190 миль в час, 160 узлов).

В результате получился вертолет, который использовался 13 странами в 19 родах войск, не говоря уже об использовании НАТО! Однако у NH-90 меньшая дальность полета, чем у других вертолетов такого же размера.

12. Ми-28

Фото предоставлено Николаем Савченко.

Один из двух российских ответов на американский «Апач», Ми-28 также является одним из самых быстрых вертолетов в мире. Как и многие российские вертолеты (и самолеты), Ми-28 во многом напоминает Apache.

Миль разработал Ми-28, превосходящий его по скорости. Ми-28 развивает скорость на 5 км/ч (3,1 мили в час, 2,7 узла) быстрее, чем у Apache — 270 км/ч (170 миль в час, 150 узлов).

Несмотря на то, что вертолету почти 40 лет (когда он был спроектирован и совершил первый полет), Ми-28 до сих пор остается основным вертолетом в парках многих армий и ВВС, включая ВВС России и Алжира, а также армейскую авиацию Ирака. .

Ми-28 зарекомендовал себя настолько успешно, что замены Ми-28 в настоящее время нет. Единственная реальная замена — предполагаемая переработанная версия Ми-28, но пока ничего конкретного по этому поводу нет.

11. Камов КА-52

Другой из двух российских ответов на американский Apache, также является одним из самых быстрых вертолетов в мире. Камов разработал КА-52 как дальний разведывательно-ударный вертолет.

Таким образом, скорость была одним из важнейших факторов для Камова. В результате Камов использовал элементы каждого вертолета, который он разработал на сегодняшний день, а также разработал КА-52 частично с IAI.

Самая заметная особенность, которая помогает сделать КА-52 быстрым, — это соосный (двойной) несущий винт, позаимствованный у КА-32, что придает ему один из самых странных дизайнов самолетов.

Камов спроектировал КА-52 для крейсерской скорости 270 км/ч (170 миль в час, 150 узлов), однако при необходимости КА-52 может летать со скоростью более 300 км/ч, однако это только на короткие промежутки времени. времени и снижает срок службы КА-52.

10. AgustaWestland AW139

AW139 — самый быстрый гражданский вертолет в мире. Вслед за отдельными успехами Augusta и Westland в секторе перевозки VIP-вертолетов, AW139 стал первым вертолетом, объединившим их опыт.

В результате получился вертолет, который был достаточно большим, чтобы вместить большую группу людей и иметь дальность полета, которую хотели клиенты. Это повлекло за собой создание большой тяги, что также сделало AW139 очень быстрым.

В начале производства компания AgustaWestland усовершенствовала AW139 до такой степени, что он мог развивать крейсерскую скорость 306 км/ч (191 миль/ч, 165 узлов) с максимальной скоростью 310 км/ч (200 миль/ч, 170 узлов).

Частично благодаря скорости AW139, AW139 стал любимцем правительств, военно-воздушных сил, миллиардеров, вертолетных авиакомпаний и новостных групп во всем мире!

9. AgustaWestland AW101 Merlin

В 1980-х годах британцы осознали, что их парки вертолетов в Королевских ВВС, Королевском флоте и армии стареют слишком быстро, на их взгляд. Поэтому они объявили конкурс на разработку новых вертолетов.

Одним из этих вертолетов был AW101, позже названный Merlin. В частности, Королевскому флоту был нужен противолодочный вертолет, а ВВС особенно нуждался в вертолете общего назначения.

Чтобы удовлетворить оба требования, AgustaWestland сделала фюзеляж довольно большим для вертолета того времени. Они также подчеркнули величину тяги, которую будет производить AW101, чтобы она была достаточно быстрой, чтобы ловить подводные лодки, и достаточно мощной, чтобы перевозить тяжелые предметы.

В результате появился вертолет, который мог летать со скоростью 278 км/ч (173 часа в час, 150 узлов), но в редких случаях мог двигаться со скоростью 309 км/ч (192 миль/час, 167 узлов), и все это с довольно большой дальностью полета для своего времени. !

8. Ми-35

Один из многих российских ответов на UH-60, Ми-35 также является одним из самых быстрых вертолетов в мире. Ми-35 представляет собой вариант успешного Ми-8, над которым лично работал Михаил Миль перед своей смертью.

Михаил Миль спроектировал Ми-35 для выполнения множества совершенно разных функций — ударного вертолета, десантного корабля и боевого корабля, а также других ролей, для которых Ми-35 используется в разных странах.

Чтобы выполнять все эти роли в различных возможностях — либо для перевозки дополнительного веса, либо для обхода других вертолетов, Милю пришлось спроектировать Ми-35 так, чтобы он создавал большую тягу. Получилось так, что Ми-35 невероятно быстр!

По сути, Ми-35 — самый быстрый вертолет в российском военном флоте. Миль спроектировал Ми-35 для полета со скоростью 310 км/ч (200 м/ч, 170 узлов), что намного быстрее, чем у Ми-26 и Ми-28.

7. AgustaWestland AW159 Wildcat

Задолго до того, как AgustaWestalnd (сейчас он называется Leonardo) основала NHIndustries вместе с другими европейскими производителями вертолетов, AW159был крупнейшим европейским конкурентом UH-60.

Подобно UH-60, AW159 предназначен для выполнения ряда функций, в основном функций, которые выполнял его предшественник, вертолет Lynx, в частности поисково-спасательных операций среди других функций, принятых Lynx.

Как и в случае с Lynx, британским военным нужен был вертолет, способный за короткое время пролететь сотни миль, чтобы спасти чью-то жизнь — будь то сбитый пилот или гражданский.

В результате получился невероятно быстрый вертолет, хотя и медленнее, чем Lynx, на котором он основан и заменен. Wildcat может летать со скоростью 311 км/ч (193 м/ч, 168 узлов), чтобы выполнить свою миссию.

6. Boeing CH-47 Chinook

Chinook, возможно, является одним из лучших вертолетов в военно-воздушных силах, а также одним из самых быстрых вертолетов в мире! Отчасти благодаря этому Chinook является одним из двух самолетов, выпускавшихся более 50 лет!

Подобно российскому аналогу «Чинука», Ми-26 (хотя Советы сделали свой собственный «Чинук» — Як-24), «Чинук» использовался как военными, так и гражданскими операторами.

Boeing (первоначально Vertol) разработал Chinook для перевозки больших грузов — танков, вездеходов и даже других самолетов! Таким образом, Chinook должен был производить большую тягу, чем любой другой вертолет!

Результатом стало то, что Chinook едет со скоростью 300 км/ч (180 миль/ч, 160 узлов). В редких случаях «Чинук» может летать со скоростью 310 км/ч (200 м/ч, 170 узлов), как и другие вертолеты, многократное использование этого параметра ухудшит срок службы «Чинука».

5. Sikorsky UH-60

Фото предоставлено Хуаном Себастьяном Фьерро.

Sikorsky UH-60, пожалуй, самый известный военный вертолет из когда-либо созданных. При этом UH-60 также является одним из самых быстрых вертолетов, которые когда-либо производились.

Sikorsky спроектировал UH-60 для крейсерской скорости 280 км/ч (170 миль/ч, 150 узлов), однако при определенных обстоятельствах UH-60 может летать со скоростью 294 км/ч (183 миль/ч, 159 узлов), хотя это сократить срок службы UH-60.

В основном это связано с тем, что вооруженные силы США, особенно армия США, хотели иметь вертолет, который мог бы выполнять несколько функций. Эти роли включают в себя грузовой самолет, а также военный транспорт.

Таким образом, Sikorsky разработал UH-60 так, чтобы он обладал большей маневренностью, а также был быстрее, чем любой другой вертолет аналогичной роли. UH-60 также был разработан на основе столь же быстрого гражданского Sikorsky S-70.

4. Westland Lynx

Westland Lynx служит основой для многих вертолетов, появившихся после него, таких как ранее упомянутый AW159 и неудачный VIP-транспортный вертолет Westland 30.

Первоначально Westland планировал использовать Lynx как вертолет как военными, так и гражданскими операторами, они разработали Lynx с такими характеристиками, как скорость.

Военные, однако, видели будущее Lynx в поисково-спасательных операциях из-за скорости Lynx. Таким образом, они разработали Lynx для крейсерской скорости 324 км / ч (201 миль в час, 175 узлов).

Westland Lynx ранее удерживал мировой рекорд как самый быстрый вертолет в мире в течение 46 лет, прежде чем его превзошли другие вертолеты в этом списке!

3. Eurocopter X3

Компания Eurocopter (теперь Airbus Helicopters) разработала X3 (официально стилизованный под Eurocopter X³) для установки нового поколения быстрых вертолетов, которые еще не анонсированы!

X3 бросил вызов условностям обычных вертолетов. Вместо того, чтобы увеличить количество оборотов ротора в минуту, X3 уменьшил количество оборотов в минуту (почти на 15%).

Кроме того, X3 также получил два стабилизирующих винта по бокам фюзеляжа. Эти пропеллеры не только стабилизируют X3, но и увеличивают скорость, уменьшая сопротивление.

В результате X3 может двигаться со скоростью 407 км/ч (253 миль/ч, 220 узлов), а также может двигаться со скоростью 472 км/ч (293 м/ч, 255 узлов) максимум. Однако повторные полеты на такой скорости сократят срок службы Х3.

2. Sikorsky X2

Если мы говорим об обычных вертолетах, конструкция которых напоминает первые вертолеты, то Sikorsky X2 — самый быстрый вертолет на земле — вполне логично, что компания, сделавшая первый вертолет, производит и самый быстрый!

Вертолеты в арсенале вооруженных сил США стареют намного быстрее, чем они надеялись. Таким образом, американские военные запустили программу Future Vertical Lift, чтобы получить семейство новых вертолетов для замены устаревших.

Прототипом Sikorsky для этой программы был Sikorsky X2. Сикорский решил, что он будет использовать соосный (двойной) несущий винт (аналогичный Камову 52), а также один воздушный винт в задней части фюзеляжа, чтобы уменьшить сопротивление и увеличить скорость.

В результате получился прототип, способный летать со скоростью 290 м/ч (460 км/ч, 250 узлов). На сегодняшний день Sikorsky X2 превратился в два основных вертолета: Boeing-Sikorsky SB-1 Defiant и Sikorsky S-97 Raider.

1. Bell Boeing V-22 Osprey

Что касается самых быстрых вертолетов, то V-22, безусловно, самый быстрый, за исключением того, что это вообще не вертолет. Технически V-22 — это конвертоплан — самолет, который всего за 12 секунд может трансформироваться из самолета в вертолет.

Компания Bell разработала V-22, способный парить, приземляться и взлетать как вертолет. Однако технически он может взлетать как обычный самолет, если это необходимо, а также летать, как вертолет в полете, если это необходимо.

При этом V-22 летает (как самолет) со скоростью 565 км/ч (351 миль/ч, 305 узлов). Самая высокая зарегистрированная скорость V-22 (в качестве вертолета) — 509 км/ч.км/ч (316 миль в час, 275 узлов).

V-22 в основном используется вооруженными силами США — ВВС США, ВМС США и морской пехоты США. V-22 также заказан для японских вооруженных сил. Несмотря на то, что он разбивается гораздо чаще, чем другие самолеты, многие пилоты морской пехоты США искренне хотят пилотировать V-22.

Как вы думаете, какой вертолет действительно самый быстрый — V-22 или X2? Или, может быть, что-то еще? Ответь мне в комментариях!

Изображение предоставлено Airwolfhound через Flickr.

Об авторе сообщения

Александр Паск

Александр Паск — заместитель главного редактора штаб-квартиры International Aviation. Он любит летать и летать на различных типах самолетов и является чрезвычайно страстным авгиком!

Смотрите сообщения автора

Самый быстрый вертолет на Земле

В Sikorsky Aircraft Corp. в Стратфорде, штат Коннектикут, в 1970-х годах мы решили построить действительно быстрый вертолет. Цель состояла в том, чтобы разогнаться до 480 км/ч, не жертвуя другими сильными сторонами автомобиля. Почти 40 лет спустя Сикорский близок к достижению этой цели. В августе 2010 года демонстратор технологии, известный как X2, разогнался до 435 км/ч, неофициально побив рекорд скорости вертолета. Прежде чем Sikorsky сможет претендовать на официальный рекорд, который поддерживается Международной федерацией аэронавтики (FAI), всемирной организацией воздушного спорта, остается несколько препятствий. Зайдя так далеко, мы ожидаем, что Sikorsky вскоре начнет производство коммерческих вертолетов с использованием технологий X2.

Чтобы побить рекорд скорости, нам пришлось внести некоторые фундаментальные изменения в конструкцию обычного вертолета. Причина этого становится ясной, когда вы рассматриваете разницу между тем, как летают вертолеты и самолеты.

Когда самолет летит по взлетно-посадочной полосе, воздух проходит над крыльями, создавая подъемную силу. На определенной скорости пилот слегка задирает нос, увеличивая угол наклона крыла к воздуху. Это создает достаточную дополнительную подъемную силу для взлета самолета. Как только самолет находится в воздухе, его скорость ограничивается только тягой, которую могут обеспечить его двигатели.

Вертолет создает подъемную силу совсем по-другому. Он манипулирует потоком воздуха, обтекающим вращающиеся лопасти несущего винта, позволяя корпусу самолета парить. Подъемную силу, создаваемую лопастями несущего винта, можно изменять под углом с помощью органов управления полетом вертолета, что позволяет ему лететь боком, поворачиваться или даже назад.

По сравнению с неподвижными крыльями самолета вращающиеся лопасти вертолета имеют гораздо более сложную конструкцию. Каждая лопасть должна выдерживать силы вращения, которые могут во много раз превышать вес самолета на каждой лопасти. Вертолету также нужен мощный двигатель и большая трансмиссия, чтобы уменьшить скорость вращения двигателя до уровня, подходящего для больших винтов. Например, мощность двигателя UH-60 Black Hawk армии США составляет 20 л.00 оборотов в минуту вращает несущий винт всего 258 раз в минуту, соотношение 81 к 1.

Но вот в чем загвоздка. Когда вертолет летит вперед, скорость вращения лопастей несущего винта резко меняется. В этом легко убедиться, если представить себя в миниатюре на кончике лопасти несущего винта вертолета. Если бы вертолет завис, вы бы чувствовали постоянный ветер со скоростью 800 км/ч, бьющий вам в лицо, когда ротор вращался. Если бы вертолет летел вперед, вы бы заметили, что ветер был сильнее на так называемой наступающей стороне, когда несущий винт двигался в том же направлении, что и вертолет, но был бы заметно слабее, когда несущий винт находился на отступающей стороне. сторона. К тому времени, когда вертолет достигнет скорости 150 км/ч, вы почувствуете скорость ветра в 950 км/ч у наступающей стороны против 650 км/ч у отступающей. Относительная скорость ветра на отступающей стороне становится все ниже и ниже, чем быстрее летит самолет. При скорости 300 км/ч скорость ветра на наступающей стороне достигнет 1100 км/ч, а на противоположной стороне — 500 км/ч.

В конце концов, вертолет достигал точки, в которой разница между подъемной силой наступающей и отступающей сторон несущего винта не могла быть уравновешена, и машина не могла поддерживать горизонтальный полет. Еще больше усложняет ситуацию то, что части кончика движущейся лопасти быстро летящего вертолета могут превышать скорость звука, создавая ударные волны, вызывающие сильные вибрации и создающие значительный шум. По этим причинам большинство вертолетов просто не любят летать быстро.

В 1950-х годах авиаконструкторы начали искать другие конфигурации для достижения вертикального взлета и посадки и достижения скорости более 450 км/ч. Один из подходов заключался в разработке самолета, тягу которого можно было бы наклонять вертикально для взлета и посадки и горизонтально для полета вперед, при этом машина создавала бы подъемную силу за счет неподвижных крыльев. Некоторые из них, такие как Bell X-22, использовали наклонные канальные вентиляторы, в то время как другие использовали наклонные пропеллеры, например, Vought-Hiller-Ryan XC-142A и Canadair CL-84. У некоторых были наклонные реактивные двигатели, например, у EWR VJ 101C. Все они плохо управлялись при зависании и создавали скорость нисходящего воздуха, достаточно высокую, чтобы снести дом и выкорчевать деревья.

Более успешная вариация на эту тему — поворотный винт, в котором вместо воздуховодов или пропеллеров используются лопасти, как у вертолета, с переключением оси вращения с вертикальной на горизонтальную после взлета. Но такое двойное использование неудобно: роторы слишком малы, чтобы самолет мог эффективно зависать, и больше, чем оптимально для полета вперед. Сложный механизм наклона и чрезмерная мощность, которую он требует, также делают вариант наклонного ротора дорогостоящим и сложным.

В другом подходе к высокоскоростному вертикальному взлету использовались специально разработанные подъемные двигатели, которые работали только во время взлета и посадки. Эти тяжелые двигатели создавали большую тягу для вертикального взлета и посадки; в прямом полете они закрывались и закрывались дверями. Одна из таких машин, Dassault Mirage IIIV, могла развивать скорость 2 Маха, что в два раза превышает скорость звука. К сожалению, если бы вы находились на крыше в ожидании спасения, такой самолет мог бы не только не подобрать вас, но и поджечь ваш дом.

Авиаконструкторы также опробовали реактивные двигатели с регулируемыми выхлопными соплами. Hawker Siddeley Kestrel, совершивший первый полет в 1960 году, мог направлять свою тягу в разные стороны, что делало самолет достаточно маневренным в прямом полете и способным взлетать и приземляться вертикально. Но выхлоп снова был слишком горячим и быстрым, чтобы вертолет мог быть пригоден для спасательных целей.

Почти четыре десятилетия назад мы в Sikorsky остановились на проекте, который мы назвали Advancing Blade Concept. В нем используются два жестких ротора, вращающихся в противоположных направлениях, которые вращаются вокруг одной оси, поэтому они известны как соосные роторы. В прямом полете каждый ротор создает избыточную подъемную силу на своей наступающей стороне, освобождая отступающую сторону от необходимости поднимать тяжести, сохраняя при этом хороший баланс. Сикорский запатентовал эту концепцию в 1964, но для того, чтобы поднять что-то подобное в воздух, требовались серьезные инженерные разработки.

Первый полет демонстрационной машины с соосными несущими винтами состоялся в июне 1973 года. Армия США, спонсировавшая летные испытания, назвала ее XH-59A. Летчики-испытатели Сикорского совершили несколько полетов на малой скорости, чтобы проверить, как он себя ведет. Во время одного из таких ранних полетов на малой высоте вертолет внезапно задрал нос. Пилот был вынужден посадить самолет на хвост, повредив при этом шасси. Вертолет накренился примерно на 45 градусов, ударившись кончиками лопастей об асфальт. К счастью, никто не пострадал.

Эта авария вызвала большие вопросы. Во-первых, что могло пойти не так на такой невпечатляющей скорости, как 46 км/ч? Инженеры Sikorsky начали годичное расследование инцидента. Мы узнали, что очень жесткие соосные винты создавали большую, чем ожидалось, силу подъема носа при полете вперед. Неадекватной оказалась и система управления самолетом. Конструкторы опасались, что органы управления будут чрезвычайно чувствительными, поэтому пилотам не дали обычный широкий диапазон для изменения шага лопастей несущего винта. В любом вертолете пилот может маневрировать, изменяя угол атаки лопастей циклическим образом, что означает, что шаг каждой лопасти изменяется по мере того, как она вращается вокруг своей втулки, изменяя подъемную силу, которую она создает в разных точках круга. Но при меньшем контроле над тем, насколько можно изменить угол тангажа, пилот лишался достаточных полномочий для управления носовой частью вертолета.

Когда был построен второй самолет XH-59A, мы модифицировали его систему управления и перенесли центр тяжести вертолета вперед. Мы также встроили электронные механизмы стабилизации для демпфирования тангажа и крена самолета, воспринимая движение самолета и вводя в компьютер соответствующие параметры полета, такие как воздушная скорость, скорость вращения и положение. Если самолет слегка наклонялся вправо, компьютер давал команду сервомеханизмам управления полетом немного откатить его назад влево. Затем команды компьютера механически смешивались с данными пилота.

Этот новый самолет впервые поднялся в воздух 18 сентября 1975 года. В течение следующих пяти лет XH-59A испытывался как в чистом виде, так и с реактивными двигателями, прикрепленными по бокам фюзеляжа для обеспечения дополнительной тяги. Он ловко работал на низких скоростях и сумел развить впечатляющие 445 км/ч в горизонтальном полете и 487 км/ч в мелком пикировании. (Эти скорости не были сертифицированы FAI для установления рекорда.)

Поскольку XH-59 задумывался как недорогое доказательство концепции,У A были особенности, такие как пристегивающиеся форсунки, которых, вероятно, не было бы ни у одного серийного автомобиля. Тяжелые и прожорливые реактивные двигатели разгоняли самолет до высокой скорости, но с некоторыми серьезными проблемами. Например, вертолет так сильно вибрировал на таких высоких скоростях, что пилоты с трудом контролировали его. А при зависании транспортное средство имело раздражающую тенденцию раскачиваться, а не плавно плавать на месте.

В мае 1980 года поддерживающие XH-59A агентства — армия США, флот и НАСА — провели конференцию, чтобы обсудить возможность «XH-59Б.” Но, в конце концов, покупателей не нашлось, и XH-59A был отправлен на пенсию в Музей армейской авиации в Форт-Ракер, штат Алабама. могут ли технологические достижения в области авионики и систем управления решить ранее возникшие проблемы. Инженеров Sikorsky особенно интересовало, сможет ли компания спасти свою концепцию Advancing Blade.

Первым делом нужно было решить проблему с вибрацией. Вертолеты Sikorsky последние пять лет используют систему активного контроля вибрации. Этот метод включает в себя около дюжины датчиков вибрации, расположенных вокруг вертолета, управляющий компьютер и несколько генераторов вибрационной силы, размещенных в определенных точках корпуса. Компьютер отслеживает движения вертолета и активирует генераторы силы, чтобы нейтрализовать вибрации.

Чтобы возрожденный вертолет летал более эффективно на высоких скоростях, специалисты по аэродинамике обратились к инструментам компьютерного проектирования для создания аэродинамических поверхностей, несущих винтов и фюзеляжа. В результате лопасти X2 имеют специально разработанные аэродинамические поверхности с переменной шириной и необычным изгибом. Программное обеспечение для моделирования показало, что этот ротор будет иметь значительно меньшее сопротивление и большую подъемную силу, чем тот, который использовался в XH-59A.

Потом возникла проблема с реактивными двигателями. Простое добавление реактивных двигателей к вертолету ускоряет его, но они шумные и потребляют много топлива. Поэтому команда разработчиков X2 решила использовать толкающий винт с изменяемым шагом в задней части фюзеляжа, чтобы при необходимости обеспечить тягу вперед. Этот винт хорош не только для разгона, но и для быстрого торможения.

Еще одно важное усовершенствование коснулось элементов управления. XH-59A использовал механическую систему управления полетом, которая была тяжелой и чрезвычайно сложной. Он управлял шестью гидравлическими сервоприводами для изменения шага винтов (по три привода на ротор), приводил в действие рули направления и управлял двумя вспомогательными реактивными двигателями. Система управления X2 использует цифровые компьютеры для выполнения всех этих функций, комбинируя входные данные пилота с обратной связью от различных датчиков полета, чтобы гарантировать, что дрон выполняет плавные, хорошо контролируемые движения даже в турбулентных условиях. На всякий случай система содержит три резервных компьютера управления полетом. Если один из них выходит из строя, он моментально отключается, позволяя самолету нормально летать на оставшихся двух компьютерах. Различные датчики, на которые опирается система управления полетом, также установлены в трех экземплярах. Выходные команды для роторов, управление сервоприводами, гасящими вибрации, и другие сложности XH-59.Механическая система А. легко управляется программным обеспечением, что было почти невозможно сделать в начале 1970-х годов.

Двигатель, который Sikorsky выбрал для X2, турбовальный LHTEC T800, представляет собой современную ультрасовременную конструкцию, которая вполне может подойти для серийного автомобиля. Несущие винты, воздушный винт и двигатель соединены вместе с редукторами и валами. Такой подход позволяет распределять мощность двигателя между роторами и винтом по мере необходимости. При зависании или движении на малых скоростях львиную долю мощности потребляют несущие винты, а на высоких оборотах толкающий винт получает наддув. Компьютерное моделирование показывает, что X2 должен достигать от 465 до 490 км/ч с этим двигателем.

Прототип X2 совершил свой первый испытательный прыжок 27 августа 2008 года в Эльмире, штат Нью-Йорк. Еще несколько летных испытаний на малых скоростях также прошли без сучка и задоринки. Чтобы рискнуть достичь более высоких скоростей, Sikorsky отправил испытательную группу в свой летный центр в Уэст-Палм-Бич, штат Флорида, который стал новым домом для X2. Сейчас мы на пути к тому, чтобы поэтапно довести X2 до максимальной скорости. Совсем недавно мы нацелились на 463 км/ч.

В день того полета, в августе этого года, испытательная группа приступила к работе на рассвете. Чтобы гарантировать, что пилоты будут лететь в спокойном воздухе, экипаж должен был быть на месте к 5:00 утра, прежде чем солнце успеет нагреть воздух настолько, чтобы поднялся ветер. Экипаж выкатил самолет на взлетно-посадочную полосу, где патрулировали дюжина сотрудников службы безопасности в ярко-оранжевых комбинезонах и наушниках с шумоподавлением. За испытательным полетом наблюдали две машины преследования — еще один вертолет и турбовинтовой самолет. Последний был необходим, чтобы не отставать от X2, поскольку он разгонялся до более высоких скоростей. Испытательная группа была в состоянии повышенной готовности, поскольку она организовала полеты, чтобы держать три машины на безопасном расстоянии друг от друга.

Нервы у всех были на пределе, но в 6:30 X2 завел двигатель, и вертолет взлетел. За несколько минут X2 разогнался до 350 км/ч. Десяток человек наблюдали с земли, как воздушная скорость подползала сначала к 400, затем к 410 и, наконец, к 435 км/ч — не совсем той цели, которую мы ставили, но достаточно для этого раунда. На земле раздались возгласы и аплодисменты. Пилот замедлил ход X2, развернул его и полетел обратно, чтобы приземлиться на взлетно-посадочной полосе.

Все участники ликовали, но больше всех испытали облегчение, особенно пилот. Чтобы научить пилотов управлять этим совершенно новым транспортным средством, Сикорский создал симулятор, который позволяет им предварительно просмотреть элементы управления и реакцию самолета. Настоящий X2 налетал всего около 14 часов, но его инженеры и пилоты провели сотни часов, летая на симуляторе. Отчасти это потому, что он дает ценную обратную связь дизайнерам, которые посвятили свои первые несколько сессий настройке чувствительности ручки управления, модификации дисплеев на приборной панели и проверке производительности X2 на низких скоростях. Одна из ключевых ролей симулятора теперь заключается в оценке более высоких скоростей полета и маневров, которые являются более агрессивными, чем те, которые выполнял реальный X2.

Мы продолжим стремиться к более высоким скоростям. Если все пойдет хорошо, инженеры Sikorsky планируют применить некоторые технологии, использованные в X2, для новых вертолетов, которые у них есть на чертежной доске. Так что ожидайте кардинальных изменений в конструкции вертолетов.

Развитие этих технологий было необычным для вертолетной индустрии, особенно с учетом решения компании реализовать некогда забытую идею за счет собственного финансирования. Для таких инженеров, как мы, очень приятно видеть, как открываются новые горизонты в отрасли, которая обычно считается зрелой. И, безусловно, приятно видеть, как новая технология может помочь четырехдесятилетней давности решить фундаментальный недостаток вертолета: потребность в скорости.

Томас Лоуренс, технический сотрудник Sikorsky Aircraft Corp.