Стратоланч самолет: Самолет Stratolaunch Model 351 совершил свой первый полет

Содержание

самый большой в мире самолет-носитель

В декабре 2011 года в США было официально объявлено о старте проекта Stratolaunch – строительстве специального огромного двухфюзеляжного самолета для запуска ракет со спутниками в космос с воздуха. Реализация замысла осуществлялась в ангаре, выстроенным для этой цели в г. Мохава, штат Калифорния. Предполагалось, что коммерческие запуски с самолета начнутся в 2020 году. Однако, несмотря на успешные испытания, этот раздел программы пока не выполнен. Как строился и для чего все-таки нужен дорогущий гигантский авиалайнер Stratolaunch Model 351, пока никак не используемый?

Начало: что такое воздушный старт

Это концепция, известная с 30-х годов минувшего века. Тогда схема двухфюзеляжного самолета использовалась для размещения ракеты (обтекатель плюс разгонный блок). Однако конкретных успехов в то время эта технология не имела. Вспомнили о ней лишь спустя десятилетия. Первопроходцами в системе «воздушный старт» смело можно назвать компании Virgin Galactic (Великобритания) и Scaled Composites (США). В двухтысячных им удалось разработать, построить самолет с парой фюзеляжей White Knight Two, с помощью которого планировалось регулярно запускать суборбитальные «шаттлы» типа SpaceShipOne. Испытательный полет состоялся в конце 2008-го.

Испытательный полет White Knight Two, между крыльями которого SpaceShipOne. Фото: YoyTube.com

Результаты не удовлетворили разработчиков: пришлось модернизировать систему управления. Второй старт произошел 5.04.2018-го: полет длился полминуты. Трудности не обескуражили конструкторов и работы продолжались.

Проект Stratolaunch

Один из его инвесторов – Пол Аллен, участвовавший в основании Microsoft. Его «толика» в проект – 200 млн. долларов. Бизнесмен заявил, что двухфюзеляжный Stratolaunch станет «аэропортом для спутников». Конструкторское бюро возглавил Бёрт Рутан.

Для чего строили Model 351

Как мыслили разработчики, воздушное судно будет подниматься на девятикилометровую высоту – оптимальный «потолок» для запуска «нагрузки». В момент «Х» ракета активизирует свои двигатели и доставляет в космос находящиеся на ней спутники. Роль полезной нагрузки должны играть легкие Pegasus XL, производимые корпорацией Orbital Sciences Corporation. Одна такая ракета весит 443 кг. Всего Stratolaunch может нести до трех «Пегасов». В общей сложности двухфюзеляжный самолет способствует запуску до 10 спутников.

Проще говоря, Stratolaunch востребован для вывода на орбиту небольших объектов. Многие из них весят совсем мало, буквально десятки кг. Зачастую приходится долго ждать, пока запустят большую ракету-носитель с космодрома, чтобы она взяла «попутный груз».

Минус проекта заключается в ограниченности количества аэродромов под этот самолет. Для его взлета потребуется полоса длиной не менее 4-х км. Перебросить этот летательный аппарат в другое место без предварительной подготовки соответствующей инфраструктуры не получится.

Характеристики

Если брать размах крыла в 117 м, самолет можно считать самым большим на планете. Однако по длине и взлетной массе он уступает Ан-225 («Мрия»): 84 м против 73-х и 590 тонн перед 640 т. Размах крыльев у детища Туполевского КБ – 88,4 м. В воздух Stratolaunch Model 351 поднимают 6 турбореактивных моторов Pratt & Whitney PW4056, которыми оснащают Boeing 747-400. Другие характеристики:

✅ тяга двигателей – 25 тонн
✅ дальность полета – 3800 км
✅ наивысшая скорость – 345 км/ч
✅ шасси имеет 28 колес

Ракета подвешивается между фюзеляжами под самым центром крыла. Воздушный старт происходит на высоте 9000-10500 м.

Полезная нагрузка

Изначально планировалось использовать SpaceX Falcon 9 Air, позже передумали и решили к самолету-носителю подвешивать Orbital ATK Pegasus II. Но и этот вариант разработчиков почему-то не устроил. В итоге выбор пал на «хорошо себя зарекомендовавшую» Orbital ATK Pegasus XL. Эта ракета со стартовой массой в 23,2 т способна нести полезную нагрузку всего 443 кг. Она использовалась еще в начале 90-х и могла стартовать с «обычных» самолетов.

Как и Pegasus XL, ракета Launcher one тоже могла стартовать из-под фюзеляжа самолета. Фото: YouTube.com

Тогда возникает логичный вопрос, зачем нужен Stratolaunch? Разработчики уверяли, что с него возможен пуск сразу трех ракет Pegasus XL. Тем не менее, перспективы проекта не очень ясны – плюс, «масла в огонь» подлила смерть одного из главных энтузиастов амбициозной разработки – Пола Аллена.

Презентация

Впервые Stratolaunch выкатили из ангара и показали публике в мае 2017 года. На торжественном мероприятии глава одноименной компании заметил, что самолет открывает новую эпоху, которая ознаменуется «надежным, быстрым и удобным способом доставки грузов на орбиту».

Гиганта впервые показывают публике, выкатывая из огромного ангара-эллинга. Фото: YouTube.com

В этом же году провели испытания. Сначала запускали двигатель, потом самолет совершал пробежки по взлетно-посадочной полосе. Полученные результаты анализировали, проводили доработки и вновь «гоняли» самолет по ВПП. Подняться в небо Stratolaunch Model 351 удалось только 13.04.2019 года. В ходе испытательного полета, длившегося 2,5 ч самолет развил максимальную скорость в 345 км/ч и поднялся на высоту 5200 м.

На первом этапе испытаний самолет катался по взлетно-посадочной полосе. Фото: YouTube.com

А что говорят эксперты об испытаниях двухфюзеляжного американского самолета? Мнение однозначное – впереди очень много работы. Сейчас фактически всего лишь подняли судно в небо. А предстоят запуски ракет-носителей, множество полетов для сертификации воздушного судна.

В воздух самолет поднимают 6 двигателей от Boeing 747-400. Фото: YouTube.com

На разработку свое отрицательное воздействие оказывают непомерные траты: например, стоимость одной ракеты – сорок миллионов «зеленых». А сколько из запусков будет неудачными? Тоже вопрос. Вывод очевиден: опытно-конструкторский этап протянется на несколько лет, а расходы достигнут миллиардов долларов.

Интересы военных

Одно из информационных агентств, освещавших проект Stratolaunch, как-то обратило внимание своих пользователей на отсутствие потенциальных покупателей Model 351. Это дало повод засомневаться в коммерческих целях разработчиков. У журналистов появилось предположение, что в проекте заинтересовано американское Минобороны, рассматривающее Stratolaunch, как способ борьбы со спутниками. Версия вполне правдоподобна, особенно если вспомнить о посещении объекта главой ВВС и вице-президентом США.

Stratolaunch может использоваться и в военных целях. Фото: YouTube.com

К тому же в совет директоров компании Stratolaunch Systems входил Майкл Гриффин, сегодня занимающий пост главы отдела Пентагона по разработкам и исследованиям. Как уверены многие эксперты, версия создания и продолжения проекта исключительно в коммерческих целях вряд ли соответствует истине, по крайней мере, сегодня. Скорее всего здесь двойное назначение: с помощью Model 351 (сегодня его называют Stratolaunch Roc) можно запускать как спутники, так и баллистические ракеты. А еще самолет подойдет в качестве перевозчика-транспортника для ВВС. Тем не менее, в плане окупаемости перспективы самолета-гиганты туманны.

Что сегодня?

Компанию, уже задумавшуюся о банкротстве, купил концерн Cerberus Capital Management. В минувшем году 29 апреля на аэродроме в Мохаве, где был построен Stratolaunch Roc, состоялся его второй полет. Цель испытаний не озвучивалась, как и будущее предназначение двухфюзеляжного самолета. Однако появилась новая версия дальнейшей судьбы носителя: часть экспертов полагает, что он может стать «площадкой» для проведения испытаний гиперзвукового оружия, которым США, в отличие от России, на данный момент не обладают.

Американский Stratolaunch против украинской «Мрии»: кто больше?

Американский Stratolaunch против украинской «Мрии»: кто больше? — BBC News Русская службаBBC News, Русская служба

Перейти к содержанию

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Американский Stratolaunch против украинской «Мрии»: кто больше?

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Новый американский самолет Stratolaunch Systems Model 351, предназначенный для вывода на орбиту космических аппаратов, стали называть крупнейшим в мире.

Однако по некоторым параметрам он все еще уступает украинскому грузовому гиганту АН-225 «Мрия».

  • Самолеты проиграли ракетам. Зачем тогда нужен самолет-гигант Stratolaunch?

Мы сравнили некоторые параметры двух самолетов.

Читайте также

  1. Украинская «Мрия» становится китайской и грозит потеснить российские «Русланы»

  2. Крупнейший в мире самолет впервые поднялся в воздух

  3. Видео, Крупнейший самолет мира сажать легче, чем другие. Почему?, Продолжительность 1,39

Самое популярное видео

  1. Видео, Победы и поражения на промежуточных выборах в США, Продолжительность 2,21

  2. Видео, Суровикин и Шойгу договорились об отводе российских войск от Херсона, Продолжительность 2,56

  3. Видео, В короля Карла III бросили яйца, но промахнулись, Продолжительность 0,43

  4. Видео, «Это только начало».

    Как протесты в Иране влияют на весь регион юго-западной Азии, Продолжительность 6,38

  5. Видео, «Жить мне не хотелось на тот момент» — истории из Мариуполя, Продолжительность 4,51

  6. Видео, Россия и Украина обвиняют друг друга в подготовке подрыва дамбы Каховской ГЭС. Кому это может быть выгодно?, Продолжительность 6,04

  7. Видео, «Я просто турист, можно сказать». Россиянин месяц скрывается в лесу от мобилизации, Продолжительность 4,32

  8. Видео, Как работает система выборов США. Объясняем за 2 минуты, Продолжительность 2,30

  9. Видео, Армия «эльфов»: как устроено украинское подполье, Продолжительность 11,58

  10. Видео, Трамп уходит, но обещает вернуться, Продолжительность 2,40

Stratolaunch летит на гигантском самолете с зацепленной на нем машиной для испытаний разделения

После взлета можно увидеть треугольную машину для испытаний разделения Talon-A, прикрепленную к пилону между фюзеляжами самолета Stratolaunch Roc. (Stratolaunch через Twitter)

Stratolaunch — компания по запуску с воздуха, основанная покойным миллиардером из Сиэтла Полом Алленом — провела сегодня первые испытания в воздухе тестовой версии своего гиперзвукового транспортного средства.

Транспортное средство для испытаний разделения Talon-A, известное как TA-0, оставалось прочно прикрепленным к своему самолету-носителю Roc на протяжении всего сегодняшнего пятичасового полета, который начался и закончился в воздушно-космическом порту Мохаве в Калифорнии. Это было восьмое летное испытание Roc, но первое, когда полезная нагрузка была прикреплена к пилону крыла, расположенному по центру между двумя фюзеляжами. Roc считается самым большим самолетом в мире с размахом крыльев 385 футов.

На этот раз Stratolaunch сосредоточился на измерении аэродинамических нагрузок на испытательном транспортном средстве Talon-A, соединенном с Roc, в рамках подготовки к будущим испытаниям, в ходе которых будет выпущен функциональный Talon-A, оснащенный ракетой, для гиперзвукового полета.

Roc достиг максимальной высоты 23 000 футов и скорости 185 узлов (213 миль в час) во время летных испытаний, сказал генеральный директор Stratolaunch Закари Кревор.

«С каждым успешно пройденным этапом испытаний мы вселяем уверенность в том, что аппаратное обеспечение будет работать точно так, как было задумано», — сказал Кревор в пресс-релизе. «Очень приятно видеть, как тяжелая работа команды воплощается в жизнь, и видеть, как машины летают как единая система».

Stratolaunch планирует в ближайшие месяцы дополнительные испытания переноски в неволе, кульминацией которых станет испытание транспортного средства ТА-0 на падение над Тихим океаном в декабре.

Компания также приступает к наземным испытаниям своего первого гиперзвукового летно-испытательного аппарата ТА-1 и к производству своих первых многоразовых гиперзвуковых аппаратов ТА-2 и ТА-3. Stratolaunch планирует в следующем году начать предоставлять услуги по проведению гиперзвуковых испытаний государственным и коммерческим заказчикам.

«Сейчас мы очень оптимистично настроены в отношении этой компании», — сказал Кревор журналистам.

Аллен основал Stratolaunch в 2011 году с целью создания универсальной системы запуска, которую можно было бы разместить в любом аэропорту с достаточно длинной взлетно-посадочной полосой. После смерти соучредителя Microsoft в 2018 году право собственности на компанию перешло от Vulcan Inc. Аллена к частной инвестиционной компании Cerberus Capital Management. Кревор сказал, что Аллен и его наследие «определенно всегда были в наших мыслях».

«Мы очень признательны за десятилетие инвестиций, предоставленных Vulcan и Vulcan Estate, и действительно опираемся на невероятный набор достижений», — сказал он GeekWire. «Поэтому мы гордимся тем, что продолжаем и продолжаем реализовывать его видение, но также очень рады работать под знаменем наших новых владельцев, Cerberus Capital Management, и привносить эти возможности в нашу страну».

Самолет-носитель Stratolaunch Roc асы 7-й испытательный полет

Гигантский самолет-носитель Stratolaunch под названием Roc поднялся выше, чем когда-либо прежде, во время своего седьмого испытательного полета 16 июня 2022 года.
(Изображение предоставлено Stratolaunch)

Огромный самолет-носитель Roc компании Stratolaunch вчера (16 июня) совершил свой седьмой испытательный полет, поднявшись выше, чем когда-либо прежде.

Roc, который в конечном итоге будет поднимать в небо гиперзвуковые аппараты разработки Stratolaunch, вчера достиг максимальной высоты 27 000 футов (8 200 метров) во время полета над пустыней Мохаве в Калифорнии, который длился три часа и одну минуту.

«Седьмой полет направлен на дальнейшее расширение диапазона полета Roc с недавним добавлением пилона на центральном крыле самолета», — заявили представители Stratolaunch во вчерашнем заявлении . (Пилон — это точка крепления гиперзвуковых транспортных средств, которые Roc поднимает в воздух. )

Среди других основных задач, поставленных во время полета, — проверка характеристик самолета, управляемости и шасси, сообщили в компании.

Связанные: Тестовые фотографии Stratolaunch: самый большой в мире самолет в действии

Вчерашний полет состоялся всего через неделю после шестого вылета Рока, который закончился вскоре после того, как Stratolaunch заметил «неожиданные результаты». Компания еще не уточнила, каковы были эти результаты.

Массивный самолет с размахом крыльев 385 футов (117 м) предназначен для выброса полезных грузов высоко в небо для таких целей, как гиперзвуковой полет. Одной из таких полезных нагрузок является Talon-A, прототип гиперзвукового транспортного средства Stratolaunch длиной 28 футов (8,5 м). Talon-A рассчитан на полет со скоростью 6 Маха, что в шесть раз превышает скорость звука.

Истории по теме:

Stratolaunch планирует продолжить разработку Talon-A для гиперзвуковых миссий, а эксплуатационные полеты должны начаться в 2023 году, если все пойдет по плану. В своем последнем выпуске компания сообщила, что программа подготовки Talon-A успешно продвигается.

«Компания также добилась значительных успехов в системной интеграции своего первого гиперзвукового летно-испытательного аппарата ТА-1 и в производстве третьего аппарата ТА-2, первого полностью многоразового гиперзвукового испытательного аппарата», — написали представители Stratolaunch. .

Подпишитесь на Элизабет Хауэлл в Твиттере  @howellspace (открывается в новой вкладке) . Следите за нами в Твиттере @Spacedotcom (открывается в новой вкладке) и на Facebook (открывается в новой вкладке) .

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected]

Элизабет Хауэлл, доктор философии, является штатным корреспондентом на канале космических полетов с 2022 года.