Су 25 штурмовик: Самолет-штурмовик Су-25. СССР

чем уникален штурмовик Су-25 «Грач» ВКС России — РТ на русском

Военное ведомство России продемонстрировало кадры боевой работы штурмовиков Су-25 «Грач» в зоне спецоперации. Самолёты нанесли несколько ракетных ударов, уничтожив укреплённые позиции и бронетехнику ВСУ. На Украине российские штурмовики используются для поражения военных объектов неприятеля. Боевые задачи «Грачи» выполняют на малой высоте. После отстрела боеприпасов они совершают противозенитный манёвр с отстрелом тепловых ловушек. Су-25 был принят на вооружение в 1987 году, но в настоящее время на вооружении ВКС находится глубокомодернизированная версия — Су-25СМ3. По словам экспертов, усовершенствованный «Грач» характеризуется надёжностью, точностью и повышенным уровнем защищённости.

Минобороны РФ опубликовало кадры боевой работы звена штурмовиков Су-25 «Грач» в ходе специальной военной операции (СВО) на Украине. Видео размещено в Telegram-канале и на странице военного ведомства на RUTUBE.

На кадрах запечатлена укладка боеприпасов в боевые блоки, полёт двух самолётов на малой высоте, несколько ракетных пусков, отстрел тепловых ловушек и возвращение на аэродром.

«Экипажи штурмовой авиации нанесли ракетные авиационные удары по военным объектам и технике подразделений ВСУ. Пуски ракет выполнялись парами с малых высот», — говорится в Telegram-канале Минобороны РФ.

Как уточнили в военном ведомстве, звено Су-25 уничтожило замаскированные укреплённые полевые позиции и бронетехнику ВСУ.

Специфика применения

 

Штурмовики Су-25 Воздушно-космических сил РФ используются в спецоперации для поражения позиций ВСУ, расположенных вблизи союзных сил. По словам экспертов, на Украине Су-25 действует в основном у линии фронта и в ближнем тылу обороны противника.

«Этот самолёт — средство огневой поддержки наземных подразделений. Боевая работа «Грачей» позволяет уничтожать почти любую технику, артиллерию, живую силу, инженерные сооружения», — пояснил в комментарии RT генерал-майор, заслуженный лётчик РФ Владимир Попов.

В ходе СВО «Грачи» в основном наносят удары по заранее разведанным целями и действуют в классическом звене из двух машин: пока один самолёт обстреливает позицию противника, второй наблюдает за окружающей обстановкой с целью прикрытия, добавил эксперт.  

Также по теме


«Мощнее «Града»: чем уникальна и как модернизируется система залпового огня «Ураган»

Минобороны России продемонстрировало кадры боевой работы расчёта реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Ураган» в ходе…

«Грач» может выходить и на так называемую свободную охоту, но на украинском театре военных действий много ПЗРК, кроме того, пока не уничтожены полностью и другие средства ПВО неприятеля. Чтобы избежать риска потерь, нужны авиаудары по тем целям, которые уже вскрыла наша разведка», — пояснил Попов.

Как следует из информации Минобороны РФ, лётчики Су-25 выполняют полёты на предельно малых высотах, что снижает вероятность их обнаружения и поражения средствами ПВО. Выход на рубеж боевого пуска осуществляется на максимальных скоростях.

Как правило, штурмовики выстреливают неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) и мгновенно совершают противозенитный манёвр с отстрелом тепловых ловушек. Заходы на цель повторяются несколько раз, и потом Су-25 возвращаются на аэродром.

По информации Минобороны, «Грачи» широко применяют НАР С-13 «Тулумбас» калибра 122 мм. Данный боеприпас способен поражать укреплённые и забетонированные объекты, командные пункты, скопления бронетехники, разрушать взлётно-посадочные полосы.

  • Пуски ракет с самолёта Су-25
  • РИА Новости
  • © Виталий Тимкив

С-13 может оснащаться тремя типами боевой части: осколочно-фугасной, двухмодульной осколочно-фугасной бетонобойной и объёмно-детонирующей смесью. В зависимости от модификации ракеты запускаются на скорости носителя в диапазоне от 600 до 1200 км/ч.

В открытых источниках не так много информации о характеристиках семейства С-13. Известно, что российская промышленность выпускает НАР С-13Т. В материалах «Рособоронэкспорта» этот боеприпас характеризуется как «проникающая неуправляемая ракета с осколочно-фугасным действием».

С-13Т имеет две разделяющиеся автономные боевые части: первая — проникающая, вторая — осколочно-фугасная. Масса снаряжённой ракеты составляет 75 кг, дальность пуска — 1,6—3,5 км, толщина пробиваемой преграды может достигать 6 м.

Помимо С-13, Су-25 способны применять пушки, разнообразные бомбы и управляемые ракеты, в том числе по воздушным целям.

Также по теме


«Сберечь жизни военнослужащих»: главный редактор «Беспилотной авиации» — о применении БПЛА в спецоперации на Украине

Российские военные достаточно эффективно задействуют беспилотные летательные аппараты в рамках специальной военной операции на…

«У Су-25 достаточно широкая номенклатура вооружения. Я думаю, что в спецоперации наши штурмовики применяют почти все виды боеприпасов, которые есть в его арсенале: НАРы, пушки, бомбы, управляемые ракеты, причём с высокой точностью», — говорит Попов.

Боеприпасы на штурмовике размещаются на десяти точках подвески. Боевая нагрузка самолёта составляет 4,4 т, дальность действия с полной нагрузкой — 1250 км, максимальная скорость — 970 км/ч.

Напомним, «Грач» был принят на вооружение в 1987 году. Серийное производство Су-25 было развёрнуто на авиазаводах в Тбилиси и Улан-Удэ. Создание самолёта осуществлялось на основе анализа опыта вьетнамской войны (1965—1973), в ходе которой американские ВВС испытывали трудности с поражением малоразмерных целей.

Боевое крещение новый штурмовик получил в афганской кампании (1979—1989), где успешно уничтожал позиции моджахедов. По итогам этого конфликта машина была усовершенствована. Советские конструкторы оснастили Су-25 комплексом отстрела тепловых ловушек, защитили наиболее важные узлы и агрегаты стальными пластинами и установили систему пожаротушения в хвостовую часть фюзеляжа.

  • Взлёт самолёта Су-25 с аэродрома базирования в зоне проведения спецоперации
  • РИА Новости

После распада СССР Россия использовала «Грачей» в обеих чеченских кампаниях, в южноосетинском конфликте и в сирийской операции. По мнению Попова, во всех боевых действиях Су-25 продемонстрировал себя как надёжный и неприхотливый в эксплуатации самолёт.

«Су-25 — это летающий танк, настоящий трудяга в парке нашей авиации. От эффективности его боевой работы в немалой степени зависит успех сухопутных войск. Применение этого самолёта в СВО наряду с другими средствами поражения позволяет нашим подразделениям планомерно продвигаться вперёд, несмотря на численное превосходство ВСУ», — отметил Попов.

Также по теме


«Обеспечивают запрет доступа»: как комплексы «Бал» и «Бастион» защищают прибрежную зону России

Вооружённые силы России провели учения с использованием береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион». В ходе манёвров были…

Помимо широких боевых возможностей, важным достоинством Су-25 является высокий уровень защищённости. В разговоре с RT военный эксперт Сергей Ищенко заявил, что создатели Су-25 очень хорошо поработали над обеспечением живучести самолёта.

«Специфика применения «Грача» такова, что самолёту приходится работать, находясь под огневым воздействием противника, причём весьма интенсивным. По нему могут вести огонь из обычного стрелкового оружия, пушек, зенитных комплексов. Есть угрозы и от авиации противника. В связи с этим у Су-25 бронированная кабина, все основные узлы и бензобаки тоже бронированы», — пояснил Ищенко.

По словам эксперта, «Грач» способен вернуться на аэродром вылета с одним из двух работающих двигателей и при достаточно серьёзных повреждениях других элементов.

«Это действительно очень живучая машина. И дело не только в броне и двигателях. Как показывает практика, степень управляемости бортовым оборудованием после некритичных поражений позволяет опытному лётчику дотянуть до аэродрома», — подчеркнул Ищенко.

«Прекрасная боевая машина»

 

«Грач» неоднократно совершенствовался, и в настоящее время ВКС России эксплуатируют машину в модификации СМ3. Обновлённый самолёт оснащён системой спутниковой навигации ГЛОНАСС и одним из вариантов прицельно-навигационного комплекса СВП-24 «Гефест», который в три раза повысил точность поражения целей и получил высокие оценки со стороны военного ведомства.

«Лётчики оценивали работу СВП-24 на полигонах различных климатических зон, в сложных условиях погоды и при ограниченной видимости. В течение года «Гефест» позволил отработать и довести до совершенства бомбометание со свободного манёвра, без входа в зону поражения средств объектовой ПВО условного противника. Точность поражения целей фактически сравнялась с показателями управляемых средств», — говорится в материалах Минобороны.

  • Лётчик штурмовика Су-25 ВКС России
  • РИА Новости
  • © Министерство обороны РФ

Для улучшения защищённости на Су-25СМ3 установлен бортовой комплекс обороны (БКО) «Витебск», представляющий собой одну из разновидностей авиационного средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). C этой системой живучесть боевых машин увеличивается на четверть.

«Витебск» выполнен в виде блоков, которые могут размещаться как внутри фюзеляжа самолёта, так и на внешних узлах крепления. БКО состоит из аппаратуры разведки, оповещения об угрозах и постановки помех.

Комплекс способен защищать носителя с помощью отстреливаемых и буксируемых ловушек, ложных целей с аэродинамическими качествами, универсальных многоспектральных пиропатронов с управляемыми программами горения. Последние предназначены для защиты от управляемого оружия на ближней дистанции.

По словам Попова, «Витебск» постоянно совершенствуется, так как зарубежные государства стремятся создавать вооружения, способные преодолевать комплексы бортовой обороны российских самолётов.

Также по теме


«Для решения специальных задач»: чем уникален разведывательно-ударный вертолёт Ка-52

25 лет назад первый полёт совершил двухместный разведывательно-ударный вертолёт Ка-52. Широкой публике он больше известен под…

«Витебск» и другие средства защиты Су-25СМ3 в значительной степени могут защитить машину и лётчика, но, конечно же, стоит признать, что 100%-ной гарантии безопасности не существует. Если у противника есть ПВО, то необходимо прикрывать «Грачей» с земли и воздуха», — заявил Попов.

Эксперт предполагает, что Су-25СМ3 будет немного доработан с учётом опыта, полученного в спецоперации. Скорее всего, как рассуждает Попов, штурмовик может быть оснащён некоторым количеством новой электроники и боеприпасов.

«Безусловно, Су-25СМ3 не лишён изъянов, но по соотношению цены и качества это по-прежнему прекрасная боевая машина. И она будет способна выполнять поставленные задачи ещё 15—20 лет. Думаю, что в ближайшей перспективе «Грач» ожидает модернизация, но незначительная. Главное в этом процессе — излишне не утяжелять машину новым оборудованием, сохранить принципы простоты управления и эксплуатации», — говорит эксперт.

Сергей Ищенко также придерживается мнения, что «Грач» остаётся крайне эффективной и при этом недорогой в эксплуатации воздушной платформой.

«Могу предположить, что опыт применения в спецоперации приведёт к новому этапу модернизации и мы получим штурмовик чуть лучше уровня СМ3. В любом случае мы видим, что «Грач» справляется с поставленными задачами и пока ему нет альтернативы», — заключил Ищенко.

«Су-25 — почти бессмертный самолет. Он выдерживает несколько попаданий»

Российская армия при проведении специальной военной операции на Украине активно использует штурмовики Су-25. Минобороны опубликовало видео точечных ракетных ударов этих самолетов по позициям ВСУ. Один из российских штурмовиков попал под огонь украинских ПЗРК, был подбит, но на одном двигателе смог долететь до аэродрома базирования и совершить посадку. «Газета.Ru» разбиралась, в чем секрет живучести Су-25, известного
как «Грач».

Штурмовик Су-25 предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя, а также для уничтожения стационарных объектов с заданными координатами цели. Он является всепогодным, может действовать как днем, так и ночью. Самолет несет большой комплекс вооружений, в том числе неуправляемые и управляемые ракеты «воздух-земля» и артиллерийскую установку ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой.

«Все кричали о супер-Байрактарах. Но чуда на Украине не случилось»

Значительное число беспилотников Bayraktar TB2, которые были в арсенале ВСУ, сбиты российской армией…

16 марта 08:19

Одна из особенностей «Грачей» – их высокая живучесть. Как показал опыт боевых действий, в которых принимали участие штурмовики Су-25, этот самолет выдерживает в 4-6 раз больше попаданий, чем аналогичные модели.

«Су-25 не случайно называют «летающим танком» из-за его бронированной защищенности. Сам пилот штурмовика находится в бронекоробе толщиной 24 мм по фронту и по бокам, спинка и днище прикрыты 10 мм стальными пластинами, есть лобовое бронестекло, – рассказал «Газете.Ru» военный эксперт, летчик, полковник запаса ВВС Александр Дробышевский. – Защищены броней расходный и масляный баки, а также мотоотсек. Сбить «Грача» достаточно сложно, определенную опасность представляют ПЗРК, против которых применяются другие системы защиты, в том числе отстреливаемые тепловые ловушки, уводящие ракеты в сторону от самолета».

Эксперт отметил, что два двигателя Су-25 размещены по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах.

«При выведенном из строя одном двигателе штурмовик в состоянии продолжить полет на втором, в не боевых условиях была даже практика отключения одного двигателя для меньшего расхода топлива и увеличения дальности полета. В конкретном случае это спасло жизнь летчику, а командир прикрыл его от второй ракеты»,

– добавил Дробышевский.

Уникальные качества «Грачей» по живучести были отмечены еще в Афганистане, где штурмовики с весны 1980 года проходили испытания в боевых условиях, а затем их численность была увеличена до полного авиационного полка. На вооружение советских ВВС «Грачи» стали поступать с 1981 года, а в Афганистане были самыми известными и популярными самолетами.

«Порой они возвращались на аэродром базирования с более чем ста пробоинами. На той войне Су-25 выполнили более 6000 боевых вылетов, за 8 лет было потеряно 33 штурмовика – десять из них моджахеды уничтожили на земле. За весь период боевых действий не было случаев взрыва топливных баков», – добавил Дробышевский.

«Не допустить гибели мирных жителей и нейтрализовать противника»

Минобороны РФ при проведении специальной военной операции на Украине использует управляемый снаряд…

14 марта 21:38

Военный эксперт Владислав Шурыгин также отмечает высокую степень защиты этого самолета.

«Безусловно – наши «Грачи» являются надежными и хорошо защищенными самолетами. Это почти бессмертный самолет. Он выдерживает несколько попаданий, – рассказал «Газете.Ru» Шурыгин. – Но вот на что еще хочется обратить внимание – это мастерство российских летчиков, которые ими управляют. Попасть под обстрел ПЗРК достаточно неприятная ситуация – пуски с земли производились вслед штурмовикам. Су-25 попадание выдержал, не потерял живучесть, а пилоты не растерялись, проанализировали ситуацию в воздухе и приняли наиболее грамотное решение. Поврежденная машина стала уходить, а пилот второй организовал ее прикрытие, по сути, прикрыл собой. При этом сумел предотвратить повторную атаку».

Первая модернизация Су-25 с целью увеличения живучести самолета началась еще во время афганской войны, когда у моджахедов появились американские ПЗРК «Стингер».

«Совершенствование штурмовика продолжалось постоянно, и сейчас этот «не убиваемый» самолет модернизирован до уровня Су-25СМ, а потом доведен и до Су-25СМ3, которого назвали «Суперграч». Этот штурмовик внешне не отличим от предшественника, однако имеет ряд внутренних отличий. В кабине СМ3 установлен цифровой дисплей, на котором отображается наземная и воздушная обстановка, установлена новая система управления огнем и спутниковая навигация ГЛОНАСС», – сообщил Шурыгин.

Среди отличий Су-25СМ3 – наличие нового прицельно-навигационного комплекса СОЛТ-25 (система оптическая, лазерная, тепловизионная), позволяющая обнаруживать и отслеживать наземные, надводные и воздушные цели в любых климатических условиях и в любое время суток.

Все обновленные самолеты оснащены двигателями Р-195, которые ранее считались секретными и являются самыми надежными в своем классе. Неизменной осталась бронезащищенность штурмовиков и их повышенная живучесть.

Сухой Су-25 Штурмовик

Страна происхождения Советский Союз
Поступил на службу 1981
Экипаж 1 мужчина

Размеры и вес
Длина 15,35 м
Размах крыла

14. 52
м

Высота

5.20
м

Вес (пустой) ~ 11 т
Масса (максимальная взлетная) 19,3 т
Двигатели и характеристики
Двигатели 2 х МНПК Союз/Гаврилов ТРД Р-195Ш
Тяговый (сухой) 2 х 44,13 кН
Максимальная скорость 950 км/ч
Рабочий потолок (без нагрузки) 7 км
Диапазон 1 000 км
Дальность (с внешними топливными баками 1 850 км
Боевой радиус 400 км
Вооружение
Пушка 1 х 30-мм пушка с боезапасом 200 снарядов
Ракеты Противотанковые управляемые ракеты «Вихрь-М» Х-29Т
Ракеты с телевизионным наведением, ракеты Х-25МЛ и Х-29Л с лазерным наведением, Х-35
противокорабельные ракеты, противорадиолокационные ракеты Х-58У и Х-35П. Р-27Р, Р-77 и
Ракеты Р-73 класса «воздух-воздух» для самообороны
Бомбы Бомбы с лазерным наведением КАБ-500Кр, КМГУ-2
дозаторы суббоеприпасов, 250- и 500-килограммовые кассетные бомбы и 50-500-килограммовые серии ФАБ
бомбы свободного падения
Другое контейнеры с неуправляемыми ракетами

 

Сухой Су-25 (Западный
отчетное имя Frogfoot)
остается опорой российских штурмовиков
полки. Тип в целом аналогичен американскому.
А-10, но был
превратился в более совершенный боевой самолет.

Изготовлен опытный образец Т-8.
свой первый полет 22 февраля 1975, но тип был всесторонне
был переработан до того, как было разрешено серийное производство. Су-25 летали несколько
60 000 боевых вылетов в Афганистане и этот опыт привел к
ряд модификаций серийных самолетов с 1987 года. Су-25 также активно использовались для поддержки российских интервенций.
в Чечне и военные действия в Сирии. Су-25 был широко
экспортировался и использовался в многочисленных военных конфликтах.

В настоящее время ВВС России эксплуатируют около 250 самолетов Су-25.
варианты. Тип играет важную роль в быстром развертывании
группы, сформированные в каждом из шести субъектов Российской Федерации.
военные округа. Более старые самолеты Су-25 используются вместе с
недавно модернизированных модификаций, таких как Су-25СМ3 «Грач», поступивших
службы в 2013 году.

Многие бывшие советские
республики получили дислоцированные на их территории полки Су-25 на
распад Советского Союза. К таким операторам относятся Армения,
Азербайджан, Беларусь, Грузия, непризнанное государство Абхазия, Казахстан,
Туркменистан (на хранении) и Узбекистан.

Су-25 экспортировался в Анголу, Болгарию, Конго, Кот-д’Ивуар, Чехию,
Эритрея, Эфиопия, Ирак, Македония, Северная Корея, Перу, Словакия,
Судан и, возможно, некоторые другие страны.

Текущая стоимость Су-25 в хорошем состоянии составляет около 11 миллионов долларов.

Варианты

Су-25К — экспортный вариант с пониженной оценкой.
системы. У него были менее мощные двигатели, худшая авионика и не хватало
дозаторы соломы. Это было

экспортируется в Анголу, Болгарию, Чехию, Северную Корею, Перу и
Словакия.

Су-25КМ — усовершенствованная экспортная версия.

Су-25УБ двухместный учебно-тренировочный.

Су-25Т

всепогодный и ночной вариант с увеличенным
дальность/выносливость и живучесть. В основном это спец.
вариант, предназначенный для поражения танков. Он создан на базе планера
двухместный учебно-тренировочный Су-25УБ с горбатой задней кабиной
обтекаемый. Второе сиденье было удалено, чтобы вместить больше
авионика. Этот боевой самолет был разработан в 1980-х годах. Первая партия из 20 Су-25Т была построена в течение 1990-1991 в
Тбилиси (Грузия). Впоследствии производство было перенесено в Улан-Удэ.
(Россия). Первый российский Су-25Т поднялся в воздух в 1995 году.

Су-25ТМ — усовершенствованная версия Су-25Т с дальнейшим усовершенствованием.
возможности вооружения.
20
Грузинские Су-25Т были модернизированы в Улан-Удэ до Су-25ТМ.

Необычно,
Су-25ТМ несет РЛС «Копьё-25» снаружи в контейнере под днищем.
фюзеляж. Этот самолет эксплуатировался ограниченно из-за большого количества агрегатов.
цена.

В 1993 российский Улан-Удэнский авиационный завод приступил к подготовке серийных
производство Су-25ТМ. Прототип совершил первый полет в г.
1995 г. В том же году Су-25ТМ официально переименован в
как Су-39.

Су-25ТК — экспортный вариант Су-25ТМ. Он был экспортирован в
Эфиопия и, возможно, некоторые другие страны.

Су-39 — модернизированная версия Су-25ТМ. Пре-продакшн
Су-25ТМ совершил первый полет в 1995 году. В том же году тип
был переименован в Су-39.. Однако этот боевой самолет так и не был
Заказал из-за проблем с финансированием. Только
Всего было построено 4 прототипа.

Су-25УБМ является модернизированной версией двухместного учебно-тренировочного Су-25УБ.

Самолет Су-25УБ модернизировали так же, как и Су-25Т.
были модернизированы до стандарта Су-25ТМ.

Су-25СМ является модернизированной версией оригинального Су-25. Он имеет новый
проекционный дисплей и улучшенные системы управления огнем. Это увеличило
точность управляемых боеприпасов. Су-25СМ не такой технологичный
усовершенствован как варианты Су-25Т и Су-25ТМ, но был значительно улучшен
по сравнению с оригинальной серийной моделью.
Он может нести 4000 кг боеприпасов. Су-25СМ способен
с двумя ядерными бомбами. Они обозначены в России как «особые
авиационные бомбы».
Около 80 самолетов были модернизированы до стандарта Су-25СМ с использованием некоторых
систем, разработанных для Су-25ТМ. У них есть носовая установка Kopyo.
радары.

Су-25СМ3 «Грач» последней версии. Поставлен первый модернизированный самолет
в российскую армию
в 2013 году.

Су-25УТГ был корабельной модификацией, предназначенной для действий с самолетов.
перевозчики. Он был снабжен стопорным крюком и имел усиленный
ходовая часть. Он мог нести противокорабельные ракеты.

Су-25КМ «Скорпион» — грузинская модернизированная версия, разработанная
в основном на экспорт. Скорпион был полностью модернизирован.
авионика. Грузинский производитель объединился с Elbit Systems и
Эльгад Израиля для модернизации самолета. Су-25КМ Скорпион
был произведен в начале 2000-х годов. Производство остановлено в 2010 году. К тому
за это время было выпущено около 12 Scorpion. Этот самолет превратился
оказался слишком дорогим для Грузии и не нашел экспортных покупателей.
Согласно неофициальным источникам, несколько Скорпионов были
переданы Туркменистану в рамках торговой сделки.

Штурмовики Су-25 советского производства несут большие потери в Украине

  • Среди наиболее известных самолетов, используемых как Россией, так и Украиной, является штурмовик Су-25.
  • Су-25 — грубый современник американского А-10, и они выполняют аналогичные задачи.
  • Большие потери как российских, так и украинских Су-25 указывают на то, что такие самолеты, как он и А-10, имеют ограниченное будущее.

LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

В русско-украинской войне обе стороны используют так много техники советских времен, что русские визуально отличали свои машины по теперь известной букве «Z».

Среди наиболее известных самолетов, действовавших на обеих сторонах боевых действий, был реактивный штурмовик Су-25 «Лягушка».

«Лягушка» — грубый современник легендарного американского A-10 «Бородавочник», поэтому мы можем сделать некоторые предварительные выводы о будущем «Бородавочника» на основе опыта «Лягушки».

Су-25 — у Советов есть истребитель танков

Российские Су-25 во время авиашоу, 21 августа 2021 г.

Эрик Романенко\ТАСС через Getty Images

Frogfoot начал производство в СССР в 1978 году, через несколько лет после того, как Конгресс вынудил ВВС реализовать свои планы по разработке и принятию на вооружение собственного штурмовика для борьбы с танками.

Frogfoot и Warthog вряд ли можно назвать одним и тем же самолетом, даже если они выполняют очень похожие задачи. Frogfoot меньше, легче и быстрее, чем Warthog, хотя он имеет многие из тех же характеристик «летающего танка» и был разработан, по сути, для той же миссии.

Frogfoot использует другие боеприпасы и имеет меньшую пушку, но, как и Warthog, он предназначен для атаки скоплений техники и пехоты, которые стали обычным явлением во время российско-украинской войны.

Российские истребители Су-25 на соревнованиях военной авиации «Авиадартс» под Рязанью, Россия, 2 августа 2015 г.

Максим Шеметов/REUTERS

Как и его американский аналог, Су-25 несет ошеломляющее количество боеприпасов, которые были существенно модернизированы за десятилетия службы самолета.

Су-25 летали во время советской войны в Афганистане, летали в различных конфликтах в Африке, летали в давнем нагорно-карабахском конфликте, летали во время вторжения России в Грузию в 2008 году, летали в войне 2014 года между Россией и Украина, и летали по обе стороны войны, которая началась с вторжения России в феврале.

В отличие от А-10, Frogfoot попал в ВВС очень многих стран мира. Отчасти это произошло потому, что Советский Союз проектировал самолет на экспорт, а отчасти потому, что после распада СССР «Фрогфуты» оказались в составе многих различных ВВС, некоторые из которых впоследствии экспортировали их в конечные пункты назначения.

Это означает, что у нас есть существенный объем доказательств его эффективности в конфликтах по всему миру.

Потери

Минобороны России

Нет никаких сомнений в том, что лягушачья лапа может быть использована для разрушительного эффекта при определенных условиях. Вот почему и русские, и украинцы широко использовали их во время этого конфликта. Но на протяжении всей своей истории Frogfoot терпел значительно большие потери, чем его более быстрые и летающие собратья.

Во время советской войны в Афганистане многочисленные Frogfoots, проводившие маловысотные атаки, были потеряны из-за запускаемых с плеча ЗРК. Россия потеряла несколько Frogfoot во время вторжения в Грузию в 2008 году.

В 2014 году Украина потеряла несколько Frogfoot из-за систем ПВО, которые Россия поставила сепаратистам в Донбассе (системы, которые иногда эксплуатировались самими русскими).

В текущей войне Frogfoots в настоящее время лидируют по общему количеству подтвержденных потерь самолетов как для России, так и для Украины.

Что это значит для A-10

A-10C Thunderbolt II на авиасалоне Юма на авиабазе морской пехоты Юма, Аризона, 9 марта 2019 г.

Сержант ВВС США / Штаб. Бетти Р. Шевалье

Как известно большинству читателей, хотя А-10 эффективно проявил себя в многочисленных конфликтах с момента его разработки в начале 1970-х годов, он никогда не был фаворитом ВВС США. Ранние жалобы на A-10 вращались вокруг доктринальных и межведомственных споров между ВВС и армией по поводу важности непосредственной авиационной поддержки (CAS).

Совсем недавно ВВС заявили, что Конгресс должен разрешить списание A-10, потому что Warthog не может выжить в условиях, когда противостоят вражеские ЗРК и вражеские истребители.

Нельзя отрицать, что эти потери, как правило, подтверждают версию ВВС о том, что такие самолеты, как А-10 и Су-25, не могут внести свой вклад в интенсивную войну, не понеся чрезмерных потерь. Нет никаких сомнений в том, что А-10 может оказать разрушительное воздействие на современное поле боя, если его выпустить на свободу; в этом отношении ясен опыт 1991 года и войны с терроризмом.

Однако потери, которые Су-25 понесли над Украиной и в других конфликтах, позволяют предположить, что ВВС могут быть более-менее правы в отношении будущего А-10.

Самолет A-10 ВВС США над Афганистаном после дозаправки в воздухе, 12 марта 2018 г.

DVD

В условиях напряженной воздушной обстановки, даже такой, которая несовершенна, как в случае с Украиной, штурмовики, такие как Warthog или Frogfoot, будут страдать от степени истощения, которая может быстро стать неприемлемой.