Су-57 — российский истребитель пятого поколения | [окт. 19, 2021|06:17 am] Gelio (Степанов Слава) |
Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 предназначен для уничтожения всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных и надводных целей. При этом самолёт может преодолевать системы ПВО, контролировать воздушное пространство на дальнем расстоянии, разрушать системы управления действиями авиации противника. 1. Су-57 — универсальная машина, которая сочетает в себе функции ударного самолёта и истребителя. В конструкцию глубоко интегрирован новый комплекс авионики с высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. 2. Самолёт разработан специалистами опытно-конструкторского бюро П. О. Сухого. За многие десятилетия инженеры ОКБ разработали около 100 типов самолётов и их модификаций — истребители, истребители-перехватчики, бомбардировщики, разведчики-корректировщики огня, штурмовики, пассажирские и десантно-грузовые, спортивные, грузовые, сельскохозяйственные. Более 60 типов самолётов выпускались серийно. Су-57 стал первым сверхзвуковым истребителем пятого поколения. 3. Концепция применения Су-57 разрабатывалась с учетом ведения сетеориентированных действий — этот самолёт может согласованно работать как с однотипными истребителями, так и с другими видами боевых машин. Бортовое оборудование нового самолёта позволяет обмениваться данными в режиме реального времени и координировать действия с наземными системами управления, в составе авиационной группы, а также выполнять задачи автономно. 4. Комплекс технических решений, заложенный в Су-57, позволил получить качественно новый уровень характеристик и обеспечить превосходство над современными самолётами данного класса. Основные преимущества — многофункциональность, повышенная выживаемость в условиях реального боя, оперативность применения и автоматизация решения задач. 5. История самолёта начинается в начале 2000-х – именно тогда было принято решение о разработке истребителя пятого поколения. При этом в Су-57 заложены самые современные составные части комплекса бортового оборудования, которые позволят ему, на протяжении многих десятилетий, оставаться современным истребителем. В дополнении к этому, платформа имеет открытую архитектуру и позволяет применять широкий спектр новых технологий с минимальными изменениями базового решения. 6. Су-57, как с двигателем 1-го, так и 2-го этапа обладает выдающимися характеристиками в классе. Решения, заложенные в двигателе второго этапа позволяют ему по отдельным направлениям иметь характеристики уже следующего поколения. 7. Евгений Марчуков, генеральный конструктор-директор ОКБ имени А. М. Люльки, называет новые двигатели поколением 5+, потому что они выдают максимальную удельную тягу, имеют минимальный удельный расход и вес. Таких показателей нет ни у одного двигателя этого класса в мире. 8. Двигатели имеют управляемый вектор тяги – это дает колоссальное преимущество во время пилотирования. «Можем вертеться вокруг хвоста на минимальной скорости и контролировать все перемещения противника» — говорят пилоты. 9. 10. Одно из требований к истребителям пятого поколения — малозаметность. В Су-57 защиту от радаров обеспечивает специальная форма, наклон всех поверхностей в чётко ограниченном диапазоне. Кроме того, в обшивке используются материалы, которые поглощают радиоволны. Соблюдение этих требований повлияло на форму и конструкции истребителя. 11. Су-57 стал звездой парада на День Победы в 2018 году, но большая часть технических характеристик держится в секрете. Известно, что самолёт может подниматься на высоту до 20 км и развивает скорость до 2600 км/ч — в 2,2 раза больше скорости звука. 12. Экспортный вариант истребителя называется Су-57Э. Ввиду высоких характеристик имеет высокий экспортный потенциал. 13. Кабина Су-57 эргономичней, комфортней, чем в Су-27. Внутри – новая система жизнеобеспечения, подачи кислорода и снаряжение. В конструкции предусмотрено обновленное катапультное кресло с автоматическим анализом высоты, скорости и углового движения самолёта, а так же роста и веса пилота. 14. В истребителе используется встроенная кислорододобывающая установка — время полета практически не ограничено, заправка кислородом на стоянках не требуется. 15. Для отображения информации используется два 15-ти дюймовых экрана. 16. Двигатели с управлением вектором тяги повышают манёвренность истребителя, облегчают взлет, позволяют выполнять в воздухе сложные фигуры, резко менять крен и тангаж. 17. Приблизится к истребителю на дальность эффективного выстрела сложно – в комплектацию входит радиолокационная станция и оптико-электронные системы обнаружения, которые отслеживают самолёты противника на большом расстоянии. 18. Одно из отличий двигателя пятого поколения — возможность полёта в крейсерском режиме на сверхзвуковой скорости. 19. Первый Су-57 (тогда еще под заводским названием Т-50) встал на крыло в 2010 году. В последующие годы разработчики улучшали конструкцию. В 2021 году завершился очередной этап государственных совместных испытаний, планируются поставки первых серийных самолётов. 20. На самолёт устанавливают управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», корректируемые авиабомбы, авиационную пушку, которая способна стрелять очередями со скоростью до 1500 выстрелов в минуту. Такой набор вооружения позволяет решать любые истребительные и ударные задачи. 21. Окраска истребителей не случайна — с ней невидимый для радаров самолёт сложнее обнаружить визуально. Камуфляжная окраска помогает самолёту сливаться с фоном или зрительно искажает форму истребителя. 22. В настоящее время первые опытные самолёты используются в качестве летающих лабораторий в новых проектах ОКБ Сухого. 23. Впервые Су-57 был представлен на статической экспозиции Международного авиа-космического салона (МАКС) в 2019 году. До этого самолёт участвовал только в лётной программе — с 2011 года пилоты демонстрировали участникам авиасалона возможности истребителя. 24. Су-57 участвовал и в программе МАКС-2021 — с опытным пилотом истребитель плавно проходил сложные фигуры, резко менял направление полета, разворачивался почти на месте. 25. На МАКС-2021 был представлен не только истребитель, но и его цифровая версия — VR-тренажер, который точно имитирует обстановку внутри и снаружи кабины. Такие тренажеры уже поставляют в войска и используют для подготовки лётчиков. 26. За счёт установленного радиолокационного оборудования истребитель Су-57 может обнаружить вражеские самолёты на большом расстоянии, а маневренность и современное вооружение уменьшают шансы противника скрыться или провести успешную атаку. Лётчики говорят: «Одно из главных преимуществ воздушного боя – кто первый увидел, тот и победил». 27. 28. Су-57 — одноместный самолёт. Вторым пилотом разработчики называют автоматический комплекс авионики, который снижает нагрузку на лётчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. 29. В зарубежных СМИ истребитель Су-57 часто называют угрозой и считают, что самолёт будет доминировать в любом сражении, а особенно — если использовать его в связке с беспилотными ударными дронами. 30. Су-57 и в одиночку идеальная машина для военного использования, но возможность согласованного использования в паре с беспилотным ударным дроном увеличивает возможности истребителя. 31. Беспилотники работают по принципу «верные ведомые», увеличивают боевую мощь, принимают на себя огонь противника, помогают подавить средства ПВО и сохранить истребитель, снижают риски для пилота. 32. Использование беспилотников в связке с пилотируемым истребителем — один из трендов ведения боя будущего. Ведомый дрон может нести арсенал для воздушного боя и наземных атак, помогает проникнуть во вражеский тыл и наносить точные удары. В 2019 году Су-57 совершил первый совместный полет с С-70 «Охотник». 33. Крыло Су-57 имеет корневой наплыв с поворотной передней частью. Такая конструкция улучшает аэродинамические показатели, особенно на больших углах атаки. 34. По терминологии НАТО, Су-57 называется Felon — «преступник». Все кодовые обозначения истребителей военные Североатлантического Альянса называют на «F»: Су-47 — Fishpot («горшочек для рыбы»), Су-17 — Fitter («слесарь»). В России эта терминология используется редко и уж точно не отображает характеристик и возможностей техники. 35. В СМИ постоянно появляются новости о возможном усовершенствовании конструкции: использовании голосового управления и считывателя движения глаз для управления механизмами, разработке двухместной версии Су-57 для работы в связке с беспилотниками, установке нового вооружения. 36. Одна из возможных новинок – система контроля технического состояния в режиме реального времени. Система встроенного контроля состоит из датчиков деформации и акустической эмиссии, которые собирают данные на протяжении всего жизненного цикла самолёта. 37. В Су-57 используются композитные материалы – датчики акустической эмиссии будут считывать измерения, которые происходят при эксплуатации. Когда материал изнашивается, звуковых импульсов становится больше – это поможет локализовать зону разрушения и вовремя выполнить обслуживание самолёта. Датчики деформации устанавливают на высоконагруженных элементах. 38. В истребителе широко используются композиционные материалы — они занимают около 24% веса в конструкции и примерно 70% площади наружной поверхности. 39. Разработчики внесли в проект максимум крупногабаритных деталей, чтобы облегчить сборку и повысить надежность самолёта. По сравнению с Су-27 в планере нового истребителя в 4 раза меньше деталей. 40. 41. Точные параметры Су-57 держатся в секрете. Можно посмотреть на самолёт снаружи, увидеть пилотирование на авиасалоне и даже попробовать себя в роли пилота на VR-тренажёре — но разработчики не разглашают технические характеристики. 42. Главный инженер Шэньянского института авиастроения Ван Ёнцин поделился впечатлениями о новом российском истребителе: «Пилотам противника при встрече в небе с Су-57 нужна не пушка, а безотказная катапульта». 43. Су-57 идеально подходит как для дальнего так и для ближнего боя – это отличает его от большинства истребителей-невидимок, которые хорошо проявляют себя только на дальних дистанциях. Высокая маневренность истребителя на сверхзвуковых скоростях дает Су-57 огромное преимущество в реальном бою. 44. Серийное производство Су-57 уже начато, в Министерство обороны переданы образцы установочной партии. Лётно-технические характеристики и возможности бортового оборудования, вооружения и малой заметности подтверждены в ходе реальных боевых действий – дважды пара истребителей была переброшена в Сирию на авиабазу Хмеймим в провинции Латакия. 45. Разработчики не останавливаются на достигнутом Су-57 развивается в сторону наращивания боевых возможностей и внедрения современных технологий. Конструкторы позаботились о том, чтобы платформа Су-57 была универсальной и позволяла реализовывать различные задачи. Смотрите также: Мой instagram: @stepanovslava | |
Истребитель Су-57: пятое поколение на взлет!
На авиасалоне МАКС-2019 широкая публика впервые смогла увидеть отечественный истребитель пятого поколения Су-57. Группа самолетов поразила зрителей сложнейшим пилотированием, а на статической экспозиции у гостей была возможность рассмотреть новейший истребитель вблизи. В рамках салона была представлена экспортная версия Су-57Э, которой заинтересовались зарубежные делегаты.
В 2019 году началось серийное производство Су-57. Это, без сомнения, новая эпоха в развитии российской военной авиации. С началом поставок Су-57 для ВКС Россия вступает в элитное сообщество стран – обладательниц боевых самолетов пятого поколения. Об истории создания и особенностях Су-57 – в нашем материале.
Смена поколений
Основные требования, предъявляемые к истребителям пятого поколения – это применение стелс-технологий, крейсерский сверхзвуковой полет и более совершенная по сравнению с предыдущими поколениями авионика, обеспечивающая высокую автоматизацию и интеллектуализацию комплекса. Частично этим требованиям соответствовали самолеты четвертого поколения, поэтому были введены дополнительные градации, такие как поколения 4+ и 4++. Например, предшественник Су-57 истребитель Су-35 может развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа и обладает продвинутой авионикой.
Таким образом, основы для создания пятого поколения были заложены еще советскими конструкторами при создании предыдущих моделей истребителей. На рубеже 1980-1990-х гг. были закреплены технические требования к перспективному самолету фронтовой авиации, и два КБ – Микояна и Сухого − приступили к работе. В 1994 году был готов проект МиГ 1.44, который пришлось закрыть из-за недостатка финансирования. КБ Сухого предложило истребитель Су-47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности. Он также не стал основной для пятого поколения, но на опытной модели Су-47 были отработаны многие использованные позже технологии.
В 2002 году работы по перспективному авиакомплексу фронтовой авиации (ПАК ФА) были возобновлены. Исполнителем программы был выбран комплекс Сухого. Первый проект и макет будущего самолета были готовы в 2004 году. Первый летный экземпляр Т-50-1 (название опытного образца Су-57) поднялся в воздух в 2010 году. Сборка самолета проходила в Комсомольске-на-Амуре. На опытном истребителе были установлены двигатели АЛ-41Ф1. Этот турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги стал результатом 14-летней работы Уфимского моторостроительного производственного объединения (входит в ОДК). В августе 2017-го стало известно официальное название самолета – Су-57.
«Начинка» Су-57: невидим и невредим
В декабре 2017 года опытная модель Т-50-2 совершила первый полет на двигателях второго этапа под условным названием «изделие 30», которыми будут укомплектовываться серийные Су-57. Именно этот двигатель обеспечивает выполнение технического задания Минобороны. «Изделие 30» является полностью новым двигателем, а не модернизацией предыдущих. Головным предприятием по его разработке стало ОКБ им. А.М. Люльки.
Двигатель АЛ-41Ф1
Разработчиком радиоэлектронной системы Су-57 является НИИП им. В.В. Тихомирова. Многофункциональная радиоэлектронная система с активными фазированными антенными решетками (АФАР) дополняется оптико-электронной локационной системой, которая позволяет обнаруживать в передней полусфере воздушные цели с низкой эффективной площадью рассеяния. Таким образом, Су-57 может отслеживать и поражать цели по всем направлениям.
Система «электронного пилота» оказывает летчику всестороннюю информационную поддержку, в режиме реального времени производя большое количество вычислений на современных многопроцессорных системах. Полагаясь в критических ситуациях на гипотезный анализ системы, обрабатывающей всю входящую информацию, пилот может более качественно сосредоточиться на тактических задачах.
Фото: оргкомитет авиасалона МАКС
Су-57 отлично справляется с еще одной задачей истребителей пятого поколения – быть невидимым для противника. Самолет отличается низким уровнем заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Бортовое электронное оборудование и вооружение Су-57 надежно защищены от помех даже в режиме работы с автоматизированными системами управления войсками, когда идет непрерывный обмен информацией между всеми участниками процесса.
Встроенный бортовой комплекс обороны и система радиоэлектронной борьбы эффективно защищают Су-57 от атак зенитных ракет и управляемых ракет, выпущенных истребителями противника. При этом сам самолет оснащается самым современным вооружением: модернизированной 30-мм авиапушкой и новейшими образцами управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Самолет для будущего
До недавнего времени полноценными серийными образцами истребителей пятого поколения могли похвастаться только ВВС США. Соединенные Штаты серийно поставляют в войска две модели: F-22 с 2005 года и F-35А/В с 2015 года. Китайский самолет J-20 хоть и принят официально на вооружение в 2017 году, но все еще находится в статусе предсерийного образца.
Появление Су-57 вызвало предсказуемую критику и обвинения в несоответствии истребителя критериям пятого поколения со стороны специалистов НАТО и США. В ее основе – нежелание конкурентов делиться мировыми рынками сбыта вооружения. Мнения западных экспертов строятся на различиях в требованиях, предъявляемых к новому поколению самолетов. Американские истребители, насыщенные современной электроникой и сделанные с упором на технологию stealth, получились очень дорогими. Су-57 при практически полном соответствии западному пониманию пятого поколения вышел гораздо более маневренным и, что немаловажно, не таким дорогостоящим, как американские аналоги.
Фото: оргкомитет авиасалона МАКС
В 2018 году истребитель Су-57 получил опыт ведения реальных боевых действий в Сирии и подтвердил заявленные высокие характеристики. Однако военные не спешат массово закупать новый истребитель, так как предыдущая модель Су-35 отвечает большинству актуальных требований и считается одним из лучших боевых самолетов в мире. Тем не менее в мае 2019 года Владимир Путин дал указания к 2028 году перевести три авиационных полка на новые самолеты, и уже в июне было подписано соглашение между компанией «Сухой» и Минобороны на поставку 76 истребителей пятого поколения. Производство Су-57 запущено на Авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.
На международном авиасалоне МАКС-2019 участники форума и гости впервые смогли увидеть новейший истребитель вблизи. На статической экспозиции была представлена экспортная вариация Су-57Э, поставками которой заинтересовались президент Турции, представители Китая и Индии.
Экспортный Су-57Э на МАКС-2109. Фото: Александр Уткин
Реализация такого глобального проекта, как ПАК ФА, смогла состояться только в тесном сотрудничестве всего оборонно-промышленного комплекса. Холдинги Ростеха и предприятия ОАК проделали гигантскую работу, которая обеспечила задел для развития российской авиапромышленности на долгие годы. Кроме таких очевидных результатов, как наращивание военной мощи страны и рост экспортных возможностей, новейшие наработки и технологии, полученные в процессе создания истребителя пятого поколения, безусловно, обогатят и сферу гражданского авиастроительства.
Пятый элемент. Российский Су-57 — лучший в мире истребитель пятого поколения. Как он изменит войны будущего?
27 сентября
Lenta. ruиещё 2
Фото: Lenta.ruLenta.ru
Российский истребитель пятого поколения Су-57 — один из самых высокотехнологичных и грозных самолетов в мире. При его создании использовали весь накопленный советской авиационной промышленностью опыт, в результате чего получился самолет, по ряду характеристик не имеющий аналогов в мире. Встреча с ним в качестве противника ничего хорошего другому самолету, включая американский истребитель F-22, не сулит. О старых и новых поколениях российских истребителей, а также их задачах и возможностях в конфликтах прошлого, настоящего и будущего в рамках проекта «Оружие России» рассказывает «Лента.ру».
Видео дня
Невидимый бой
Конец дня, зашло солнце, пара истребителей Су-57 поднялась в воздух. Обычный облет — такой же, как вчера. Но вдруг радар одного из Су-57 за сотню километров обнаружил вражеский истребитель и передал его координаты в пункт управления войсками. К наблюдению за самолетом противника подключились наземные радиолокационные станции (РЛС) и спутники.
Пилотам Су-57 дана команда направить к самолету противника ведомые беспилотники. Один из них, подлетев к нему на несколько десятков километров, зафиксировал пуск ракеты класса «воздух — поверхность» и тут же направил данные об этом ведущему истребителю. Через него эту информацию передали наземным системам противоракетной обороны (ПРО), которые успешно перехватили вражескую ракету. Пилот Су-57 уничтожил противника, и для этого ему даже не пришлось заходить во вражеское воздушное пространство.
Примерно таким образом может выглядеть применение истребителя пятого поколения в потенциальном конфликте будущего. Превращаясь в малозаметный вооруженный высокопроизводительный компьютер, этот самолет способен действовать с минимальным риском для пилота, практически не оставляя шансов менее технологичному противнику.
Благодаря интеграции с наземными и спутниковыми системами экипаж современного истребителя не только получает максимум возможной информации практически в режиме реального времени, но и управляет рядом сложнейших электронных систем, вооружений и целой армией беспилотников.
Задачи, которые ранее решали несколько самолетов, сейчас под силу одному истребителю пятого поколения
Разработка и производство такого самолета требует развитой авиастроительной отрасли, поэтому позволить себе его могут лишь несколько стран в мире. Помимо России, США и Китая, уже располагающих истребителями пятого поколения, потенциально возможностями создания подобной техники обладают Франция, Япония, Южная Корея и Великобритания.
Тем не менее именно российский Су-57, американские F-22 и F-35, а также китайские J-20 и J-31 оказались впереди всех, задавая тренды развития мировой истребительной авиации (ИА) на десятилетия вперед.
Первые истребители
Истребители в России появились во время Первой мировой войны, когда в составе Императорского военно-воздушного флота (ВВФ) для обороны самых важных пунктов страны были сформированы первые авиаотряды. В основном они состояли из тех же самолетов, что использовались для разведки, но штурман брал с собой не фотокамеру, а пушечные ядра, металлические бруски или гири. Все это использовалось для уничтожения вражеских самолетов: пилот подлетал к противнику сверху, а штурман сбрасывал на него груз. Вскоре после этого штурманы стали брать с собой ручные пулеметы и пистолеты.
Русская школа воздушного боя получила всемирное признание
Для эффективной борьбы в небе важнейшую роль играет не только умение точно стрелять, но и мастерски маневрировать — и в этом российским асам не было равных.
Петр Нестеров внес огромный вклад в теорию и практику боевого маневрирования. Он первым, еще в августе 1914 года, придумал закрепить в задней части самолета нож, которым планировал разрезать оболочку дирижаблей противника, и прикрепил к хвосту летательного аппарата длинный трос с грузом, которым надеялся сбить винт вражеского самолета, пролетая перед его носом.
В начале Первой мировой войны воздушные бои проходили без пулеметов: командование считало авиацию средством разведки, а не наступления, поэтому пилоты сражались с помощью револьверов и карабинов
В такой ситуации самым эффективным способом уничтожения врага был таран, и Петр Нестеров первым исполнил этот опасный маневр при попытке сбить австрийский аэроплан, ежедневно круживший над позициями российских войск. Российскому летчику удалось уничтожить самолет врага ценой своей жизни.
Первый таран без фатальных последствий для пилота исполнил Александр Казаков в марте 1915 года, спустя семь месяцев после гибели Петра Нестерова. Лишь после этого самолеты начали оснащать оружием, и подобные приемы воздушного боя ушли в прошлое.
«Что было делать? Два фронта, 40 тысяч глаз, русских и немецких, смотрят на нас из окопов. Уйти, не сделав ничего, находясь в нескольких метрах от противника, испытать позор? — вспоминал Казаков. — Проклятая «кошка» зацепилась и болтается под днищем самолета… Тогда я решил ударить «альбатрос» колесами по фюзеляжу. Недолго думая дал руль вниз… Что-то рвануло, толкнуло, засвистело. В локоть ударил кусок крыла моего «морана». «Альбатрос» наклонился сначала на один бок, потом сложил крылья и полетел камнем вниз… Я выключил мотор — одной лопасти на моем винте не было. На планировании потерял ориентировку и только по разрывам шрапнелей догадался, где русский фронт. Садился парашютируя, но на земле перевернулся. Оказывается, удар колесами был настолько силен, что шасси поломалось…»
30 000 вылетов совершила авиация Императорского ВВФ до революции 1917 года
Летчики играли на фронтах Первой мировой немаловажную роль. В стране было 15 истребительных авиаотрядов, куда входили 502 самолета и 443 летчика.
С 1924 года уже в СССР началось строительство первых советских истребителей И-1 и И-2, а с 1926-го стартовало серийное производство И-2бис, так как первые модели имели слишком много недостатков. Конечно, и модернизированная версия считалась по меркам того времени отсталой, но других самолетов у страны в тот момент не было.
«Самолет И-2бис, имея малую скорость, скороподъемность, потолок и слабую маневренность, не может быть признан современным истребителем. По сравнению с И-2 он уступает по своим летным данным, но конструктивные и эксплуатационные улучшения делают самолет И-2бис более желательным», — говорилось в заключении по итогам военных испытаний И-2бис.
Всего в 1926-1929 годах было выпущено 211 единиц различных вариантов И-2бис.
Скачок в развитии советских истребителей произошел с переходом от И-2бис на самолет смешанной деревянно-металлической конструкции И-3. Первый советский цельнометаллический истребитель — И-4 — поднялся в воздух в 1927 году и считался настоящим прорывом для своего времени.
Тем не менее он получился достаточно дорогим, поэтому первым советским массовым истребителем стал компромиссный И-5. Его созданием занимались конструкторы Дмитрий Григорович и Николай Поликарпов в КБ, которое организовали в Бутырской тюрьме. За такие заслуги смертный приговор Поликарпову заменили на десять лет лагерей, а впоследствии наказание и вовсе сделали условным. Но клеймо «врага народа» за ним закрепилось до самой смерти.
Впрочем, И-5 стал основой ВВС Красной армии и использовался вплоть до начала 1940 годов, пока ему на смену не пришли И-15 и И-16, тоже сконструированные Поликарповым. Последний стал первым в мире серийным истребителем-монопланом с убираемыми шасси. Преимуществом И-16 была высокая скорость, биплана И-15 — большая маневренность. На поле боя маневренный биплан и быстрый моноплан дополняли друг друга и давали наилучший результат.
Нулевое поколение
К середине 30-х Николай Поликарпов уже получил неофициальный титул короля истребителей, так как на протяжении почти десяти лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами. Первые версии И-15 воевали в небе Испании, Монголии и Китая, но уже тогда уступали по скорости немецким монопланам. А вот третья модификация И-15 — И-153 «Чайка» — считается лучшим бипланом в мире и успешно участвовала во множестве конфликтов того времени благодаря усиленной конструкции, двигателю на 1100 лошадиных сил и новому вооружению.
За счет этого «Чайка» смогла проявить себя в легендарных боях на реке Халхин-Гол. Тогда японские летчики приняли их за И-15 и понесли серьезные потери. В ходе Советско-финской войны несколько И-153 стали финскими трофеями и использовались ВВС страны вплоть до 1942 года. Но уже тогда было понятно, что для истребителя важнее скорость, поэтому время бипланов подошло к концу.
Моноплан И-16 также начал терять свою актуальность, и в 1940 году ему на смену пришли сразу три новых истребителя Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3. Все они были одноместными скоростными монопланами с двигателями водяного охлаждения. Уже тогда МиГ-3 демонстрировал рекордную для своего времени скорость 640 километров в час на высоте более 7000 метров.
МиГ-3 оказался самой удачной из этих трех машин, и к началу войны их произвели значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1. Учитывая особенности самолета, он применялся как высотный ночной истребитель в системе ПВО, где его большой потолок и скорость на высотах были решающими. Так, он активно применялся во время защиты Москвы и других важных городов. На фронтах МиГ-3 успешно уничтожал истребители-бомбардировщики врага.
Советские истребители оказались одними из самых боеспособных в мире. От немецких и американских самолетов их отличало оптимальное сочетание простоты конструкции, легкости в управлении и высокой надежности.
С завершением Великой Отечественной войны закончилась эпоха поршневых самолетов, на смену которым пришла реактивная авиация.
Первый советский турбореактивный двигатель РД-1 был создан Архипом Люлькой еще в 1940 году. Обладая приемлемой мощностью и сравнительно небольшим расходом топлива, он был, однако, недостаточно надежным. Ситуация улучшилась, когда СССР получил доступ к немецким технологиям: 24 апреля 1946 года в Советском Союзе сразу в один день впервые поднялись в воздух два новых истребителя — МиГ-9 и Як-15. Первый получил пару силовых агрегатов BMW-003 (РД-20), второй — один Jumo-004 (РД-10).
В том же году в конструкторском бюро Павла Сухого был создан истребитель Су-9, напоминавший первый в мире серийный турбореактивный самолет — немецкий Messerschmitt Me-262. Су-9 первым в СССР получил катапультируемое кресло, бустерное устройство, необходимое для уменьшения усилий при управлении самолетом, и тормозной парашют.
Преодоление скорости звука стало важнейшей задачей для авиации
Дальнейшие разработки привели инженеров и летчиков к новой преграде. Многие пилоты того времени рассказывали, что с достижением скорости 1000 километров в час они словно упираются в невидимую стену. На тот момент у конструкторов не было представлений о том, как поведет себя самолет при достижении скорости звука, поэтому все открытия происходили методом проб и ошибок. Так, выяснилось, что при достижении этого звукового барьера падает подъемная сила, появляется вибрация, повышается лобовое сопротивление.
«Сэр, наши самолеты уже сейчас очень требовательны в управлении. Если появятся машины с еще большими скоростями, мы не сможем летать на них. На прошлой неделе я на своем «Мустанге» спикировал на Me-109. Мой самолет затрясся, словно пневматический молоток, и перестал слушаться рулей. Я никак не мог вывести его из пике. Всего в трехстах метрах от земли я с трудом выровнял машину», — отчитывался о действии волнового кризиса летчик ВВС США перед генералом Арнольдом еще в годы Второй мировой войны.
Многие попытки превысить скорость звука закончились трагически, поэтому хватало тех, кто считал, что звуковой барьер преодолеть невозможно. Однако уже в 1947 году американский летчик-испытатель Чак Йегер на экспериментальном самолете Bell X-1 набрал скорость пикирования выше 1200 километров в час. 26 декабря 1948 года советский пилот Иван Федоров смог преодолеть звуковой барьер на Ла-176.
Этот истребитель оснащался разработанным Владимиром Климовым силовым агрегатом ВК-1 с тягой 2700 килограмм-сил — советским вариантом британского турбореактивного двигателя Rolls-Royce Nene. Этот силовой агрегат впоследствии получил истребитель первого поколения МиГ-15 — наиболее массовый реактивный боевой самолет в истории мировой авиации.
От МиГ-15 до Су-35
Истребители первого поколения, в отличие от машин нулевого, могли развивать околозвуковую скорость и были вооружены первыми неуправляемыми ракетами. Машины второго поколения, появившиеся в конце 1950-х — начале 1960-х годов, развивали сверхзвуковую скорость, имели стреловидное крыло, радары для обнаружения целей, турбореактивные двигатели с форсажем и управляемые ракеты. Первым в истории российской авиации серийным сверхзвуковым истребителем и представителем второго поколения стал МиГ-19.
В период с середины 1950-х до начала 1980-х господство в воздухе занимали истребители третьего поколения, среди которых одним из лучших стал советский МиГ-25. Этот самолет отличала не только огромная скорость в 2,83 числа Маха, но и большая высота полета, выводящая его из зоны поражения большинства современных истребителей четвертого поколения. Это обстоятельство позволило еще в 1970-х на основе МиГ-25 создать сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 — первый советский боевой самолет четвертого поколения.
Другие советские машины этого же поколения — Су-27 и МиГ-29 — выделяют не только отличные показатели маневренности и скорости, но и современные авионика и радары. А такие российские истребители, как МиГ-35 и Су-35, и вовсе вплотную приблизились к самолетам пятого поколения: они могут выходить на сверхзвуковую крейсерскую скорость. Впрочем, по ряду требований (вроде малозаметности для радаров в сантиметровом диапазоне длин волн) они не могут относиться к пятому поколению.
Шах и мат
К работам над истребителями пятого поколения приступили еще в конце XX века. В США первые такие самолеты — F-22 — начали разрабатывать в 1986-м и завершили только в 2001-м. Но за четыре года до этого в воздух поднялась российская машина — экспериментальный палубный истребитель Су-47. А в феврале 2000 года — снова раньше американцев — опытно-экспериментальный самолет МиГ 1.44.
Тем не менее в России отказались от дальнейшего развития этих машин, спроектированных еще в 1980-х годах в пользу современного и технологичного Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), как до августа 2017-го назывался Су-57.
Первый полет этого истребителя состоялся 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре. По сравнению с машинами предыдущих поколений, Су-57 сочетает в себе функции ударного самолета и истребителя. Российская машина имеет распределенные по всей поверхности самолета активные фазированные антенные решетки (АФАР), обеспечивающие круговой обзор. Этим может похвастаться лишь истребитель F-35, но не F-22. С другой стороны, оба американских самолета уступают в маневренности Су-57, а F-35 и вовсе не способен к продолжительному полету на сверхзвуковой крейсерской скорости.
В остальном Су-57 — типичный тяжелый истребитель пятого поколения. Благодаря геометрии корпуса, внутрифюзеляжному вооружению и радиопоглощающему покрытию самолет малозаметен в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Истребитель также оснащен комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Это снижает нагрузку на летчика и позволяет ему концентрироваться на выполнении тактических задач. За счет бортового оборудования Су-57 может в режиме реального времени обмениваться данными как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также решать задачи автономно.
В августе 2019 года в воздух поднялся первый российский тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) С-70 «Охотник», который должен расширить возможности Су-57.
В первую очередь «Охотник» сможет взять на себя целеуказание и тем самым позволит Су-57 поражать противника, не заходя в зону действия противовоздушной обороны (ПВО). Для взаимодействия с ударным звеном из двух-четырех беспилотников предполагается задействовать разрабатываемый двухместный вариант Су-57, в котором один из членов экипажа будет отвечать исключительно за работу С-70 «Охотник». Этот БПЛА выполнен по схеме «летающее крыло» и, как и Су-57, изготовлен с использованием стелс-технологий.
Су-57 — тяжелый двухдвигательный истребитель, и прогресс отечественной боевой авиации пятого поколения этим направлением не исчерпывается. Так, новый российский легкий тактический самолет Checkmate («Шах и мат»), образец которого был презентован в ходе Международного авиационно-космического салона 2021 года (МАКС-2021), получил один силовой агрегат.
Скорость легкого истребителя пятого поколения составит 1900 километров в час, дальность — около 3000 километров. Истребитель сможет переносить более семи тонн различных видов вооружения — управляемые ракеты, авиабомбы и пушку. Бортовое оборудование самолета со встроенным радаром с АФАР позволит атаковать шесть и отслеживать до тридцати воздушных целей. Поскольку Checkmate создается на основе задела от Су-57, то с последним у него ожидается унификация как по авионике, так и по вооружению. Первый полет Checkmate намечен на 2023 год.
Однодвигательный стелс-самолет создается прежде всего для экспорта, делая доступной истребительную авиацию пятого поколения для развивающихся стран. В США предполагают, что санкции здесь не станут помехой, так как основными покупателями могут выступить Индия, Вьетнам и Аргентина, которые не ввели ограничений против России. К тому же, как рассказывают разработчики, в самолете предусмотрено использование только отечественных комплектующих.
Преимущество Checkmate состоит в применении в его конструкции комплектующих только российского производства, в то время как большинство иностранных боевых самолетов создаются в кооперации, что значительно ограничивает их экспорт
Главными конкурентами нового российского самолета пятого поколения станут французские (Rafale) и шведские (Gripen) истребители четвертого поколения, а также американский самолет F-35. В отличие от западных самолетов, стоимость которых оценивается в 60-90 миллионов долларов, российский истребитель зарубежным заказчикам обойдется в разы дешевле — в 25-30 миллионов. Разработчики Checkmate уверены, что спрос на новый истребитель на международном рынке составит 300 самолетов на 15 лет. Ведущими покупателями истребителя могут выступить арабские страны, Индия и государства Юго-Восточной Азии.
Темная лошадка
Тактико-технические характеристики и модернизационный потенциал Су-57 получают высокие оценки в зарубежных СМИ. «Ожидается, что более поздние серийные модели смогут использовать возможности шестого поколения с рядом новых технологий, которые в настоящее время разрабатываются для них», — пишет американский журнал Military Watch. Издание подчеркивает, что интеллектуальное обеспечение самолета уже сейчас снижает нагрузку на пилота, позволяя ему максимально сосредоточиться на поиске и уничтожении целей.
Разбирая критику российского Су-57, издание The Drive признало этот истребитель «темной лошадкой» и «недооцененным самолетом», который от западных аналогов отличается повышенной маневренностью. Также американские специалисты обратили внимание на защиту истребителя. За счет радаров и антенных решеток вокруг истребителя образуется «умная обшивка», и «у самолета есть все шансы слиться с подстилающей поверхностью».
В США Су-57 называют темной лошадкой
В журнале The National Interest, в свою очередь, отметили широкий спектр ракетного вооружения, которое способен переносить российский истребитель. Так, издание опасается, что с обретением гиперзвукового оружия Су-57 получит «новый уровень скорости и смертоносности».
Авторитетный сайт 19FortyFive, посвященный военному делу, признает, что российский Су-57 крупнее, тяжелее и быстрее американского F-35: первый самолет может нанести удар по второму и успеть быстро скрыться. Американское издание напоминает, что и по дальности полета Су-57 более чем в два раза превосходит F-35. Если сравнивать Су-57 и F-22, становится понятно, что эти тяжелые истребители пятого поколения похожи друг на друга, но Су-57 при этом попросту современнее. Кроме того, F-22 сняли с производства еще в 2011 году, и российский самолет более чем вдвое превосходит американский по дальности полета.
Оценивая возможность использования Су-57 в связке с ведомым С-70 «Охотник», издание выражает уверенность, что американским военным тактикам придется внимательно изучить перспективы вероятной встречи с этим истребителем и сопровождающим его беспилотником где-нибудь в небе недалеко от Аляски. Иначе их ожидает предсказуемо печальный сценарий: Су-57 поднимается в воздух, получает сигнал радара и обрушивает всю свою технологическую мощь на вражеский самолет, у которого нет никаких шансов выстоять в такой схватке. Как минимум — по причине заметного отставания боевых возможностей: равных российскому истребителю на вооружении у конкурентов пока нет.
Оружие,Николай Поликарпов,Архип Люлька,Павел Сухой,Петр Нестеров,Александр Казаков,Дмитрий Григорович,Владимир Климов,Иван Федоров,МиГ,
13 фотографий Су-57, скрытый ответ России на F-22 Raptor
13 фотографий Су-57, скрытый ответ России на F-22 Raptor
Значок поискаУвеличительное стекло. Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск».
Логотип InsiderСлово «Инсайдер».
Значок шевронаОн указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие параметры навигации.ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА
Военные и оборонные
Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.
Скачать приложение
Объединенная авиастроительная корпорация
Су-57 может стать будущим российской военной авиации, но вокруг первого в стране истребителя-невидимки до сих пор висит много вопросов.
В то время как Россия недавно объявила о своем желании превратить свой первый истребитель-невидимку в самолет шестого поколения, Су-57 все еще проходит испытания и еще не запущен в серийное производство.
Москва, тем не менее, рекламирует Су-57 как более боеспособный истребитель, чем F-22 Raptor, несмотря на то, что большая часть его возможностей до сих пор засекречена.
Несмотря на то, что два самолета-невидимки похожи по дизайну и другим характеристикам, они также имеют много различий.
Вот что известно на данный момент о Су-57:
Су-57, первоначально называвшийся Т-50, совершил первый полет в январе 2010 года.
knaapo.ru
Источник: Объединенная авиастроительная корпорация
Президент России Владимир Путин даже проверил Су-57 после его первого полета.
Путин осматривает Су-57 после его первого полета в 2010 году.
Ассошиэйтед Пресс
Самый современный прототип Су-57 оснащен двигателем «Изделие-30», но, как сообщается, он оказался проблематичным и должен быть испытан ближе к концу 2017 года.
Ассошиэйтед Пресс
Истребителю также требуется всего около 1100 футов длины взлетно-посадочной полосы для взлета.
Источник: ТАСС, globalsecurity.org, The National Interest.
Объединенная авиастроительная корпорация
Источник: globalsecurity.org
А также крейсерская скорость около 800 миль в час.
Объединенная авиастроительная корпорация
Источник: globalsecurity. org
И максимальная скорость около 1616 миль в час.
Дмитрий Терехов/Flickr
F-22, с другой стороны, развивает максимальную скорость около 1500 миль в час.
900:06 Су-57 также может летать на высоте около 65 000 футов, в то время как F-22 имеет потолок около 50 000 футов.
Источник: Sputnik, globalsecurity.org
В двух больших внутренних отсеках вооружения Су-57 находится множество бомб и ракет.
Ассошиэйтед Пресс
Источник: The National Interest, Sputnik, globalsecurity. org
На приведенном ниже рисунке показаны все ракеты и бомбы, которые может нести Су-57.
Антон Егоров
Однако на рисунке не показаны две внутренние 30-мм пушки самолета.
Этот рисунок от Sputnik дает хорошее представление о возможностях Су-57.
Су-57 также невероятно проворный и маневренный — некоторые говорят, что больше, чем F-22 Raptor — и поэтому может уворачиваться от ракет и относительно легко занимать стратегические огневые позиции.
Ассошиэйтед Пресс
Сообщается, что Су-57 оснащен реактивными двигателями с трехмерным вектором тяги, в то время как F-22 имеет только двухмерные реактивные двигатели с вектором тяги.
Однако некоторые скептически относятся к маневренности Су-57.
Посмотрите маневренность Су-57 ниже:
Источник: The National Interest
Ассошиэйтед Пресс
Источник: The National Interest
Однако малозаметность Су-57 подвергается сомнению, а некоторые аналитики даже сомневаются, что это истребитель пятого поколения.
Объединенная авиастроительная корпорация
В то время как российские СМИ рекламируют Су-57 как «воздушный призрак», один ученый, работающий над самолетом-невидимкой для США, назвал его «грязным самолетом» со множеством вопиющих недостатков, которые засветят радары, сканирующие самолет.
Москва даже недавно заявила, что собирается превратить Су-57 в истребитель шестого поколения, то есть, как минимум, с беспилотными возможностями.
Ассошиэйтед Пресс
900:06 На снимке выше показан Су-57, летящий под Су-34 во время авиасалона МАКС-2017.
Источник: The Diplomat, The National Interest.
Ассошиэйтед Пресс
Сообщается, что Су-57 быстрее, но F-22 более незаметен. Два бойца также чрезвычайно проворны, но есть разногласия по поводу того, кто двигается лучше.
Также сообщается, что F-22 более смертоносен, чем Су-57, на дальних дистанциях, что дает ему преимущество на начальных этапах боя. Однако маневренность Су-57, инфракрасная система и система слежения могут дать ему преимущество в ближнем бою.
Источник: The National Interest, globalsecurity.org, The National Interest
Однако Су-57 все еще проходит испытания, и Россия получит свою первую партию из 12 истребителей только в 2019 году. С другой стороны, «Раптор» эксплуатируется с 2005 года.
Путин уходит от Су-57 в 2010 году.
Ассошиэйтед Пресс
Источник: The National Interest, Business Insider
Читать далее
LoadingЧто-то загружается.
Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
Россия
Су-57
Т-50
Подробнее…
900:00 Российский тяжелый истребитель-бомбардировщик Су-57: действительно ли это самолет пятого поколения?
Блог RAND
комментарий
(Блог RAND)
Российские истребители Су-57 выполняют показательные полеты на авиасалоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском, Россия, 29 августа 2019 г.
Фото Татьяна Макеева/Reuters
Райан Бауэр и Питер А. Уилсон
17 августа 2020 г.
Самолет Су-57 находится в разработке с 2002 года и считается ключевой частью российского экспорта вооружений в качестве истребителя пятого поколения, способного конкурировать с конкурирующими системами. Например, американский самолет F-35. Самолет совершил свой первый полет около десяти лет назад, однако широко разрекламированная система до сих пор не принята на вооружение ни российской, ни иностранной армии, несмотря на обещания России об обратном. Недавно была проведена серия испытательных полетов самолета, в том числе отправка нескольких прототипов в Сирию в 2018 и 2019 годах.. Судя по всему, самолеты не выполняли боевые стрельбы или боевые вылеты, в то время как Кремль утверждает обратное, не приводя доказательств. Кроме того, проблемы разработки и недавние аварии продолжали откладывать начальную боевую готовность (IOC) усовершенствованного истребителя-бомбардировщика самое раннее до середины 2020-х годов. Глава Авиакомпании Сухого, разрабатывающей Су-57, ушел в отставку в начале этого года из-за задержек с разработкой, в том числе из-за крушения в декабре 2019 года первого «действующего» самолета Су-57 во время испытательного полета.
Корпорация RAND, некоммерческая исследовательская организация, собрала и проанализировала информацию из открытых источников о продажах российского оружия по всему миру по запросу правительства США для поддержки обучения и информирования иностранной помощи. Одним из неоднократных выводов анализа является множество проблем и неудач, с которыми столкнулся российский Су-57, что снижает вероятность того, что Россия экспортирует самолет до середины 2020-х годов.
Основной задачей является разработка реактивного двигателя второго поколения. Хотя они разработаны с двигателем «Изделие 30» второго поколения, нынешние прототипы оснащены более старым двигателем. По словам бывшего авиаинженера Сухого, который впоследствии стал независимым авиационным экспертом, 76 «боевых» моделей, которые, как ожидается, получат ВВС РФ в течение 2020-х годов, не будут иметь предполагаемого двигателя второго поколения. Пока неясно, когда будет завершен двигатель второго поколения. Помимо усовершенствованного двигателя, Су-57 рекламируется как обладающий всеазимутальной, то есть 360-градусной способностью обнаружения, аналогичной F-35. В конце концов, истребитель-бомбардировщик пятого поколения отличается не только малозаметностью (LO), но и усовершенствованным комплексом всех азимутальных датчиков. В настоящее время только F-35 обладает обеими этими характеристиками и находится в серийном производстве.
Успешная разработка этой передовой авионики была и будет оставаться серьезной задачей для российской аэрокосмической промышленности. Отрасли A&D в Российской Федерации имеют наследие безуспешных попыток в полной мере воспользоваться плодами революции в области информационных технологий, происшедшей после окончания холодной войны. Это еще больше усугубилось западными санкциями и разделением российской и украинской отраслей A&D в этом отношении. После крымского кризиса, начавшегося зимой 2014 года, российское военно-политическое руководство заговорило о ренационализации и реформировании российского сектора ПВО, но результаты были в лучшем случае скромными.
Большая часть проблемы связана с тем, как финансируется российский сектор A&D. Крупные конгломераты должны брать кредиты в российском банковском секторе для финансирования разработки следующего поколения высокотехнологичных боевых машин, таких как истребитель-бомбардировщик Су-57. Эти конгломераты неоднократно влезали в долги перед российскими банками после того, как основные программы разработки вооружений столкнулись с трудностями. Время от времени путинскому режиму приходилось «выручать» эти отрасли, тем более что общие расходы на оборону были привязаны к доходам от экспорта нефти и природного газа. Этот поток доходов был ограничен во время войны за долю рынка, инициированной Саудовской Аравией в 2015 году с появлением в Северной Америке фракционной энергетики. Восстановление после того периода относительной экономии расходов на оборону было серьезно замедлено недавним спадом российской экономики, которая пострадала из-за падения цен на нефть и газ, вызванного глобальными экономическими потрясениями, вызванными появлением COVID-19. пандемия.
Неудивительно, что российское правительство активно продвигает свои боевые машины текущего поколения и получает финансовую поддержку в рамках различных проектов совместной разработки передового оружия. Маркетинг и совместная разработка Су-57 стали примером этого явления. Индия была единственной страной, которая ранее выражала заинтересованность в покупке самолета и вступила в совместную программу разработки с Россией в 2007 году. Однако к 2018 году Индия вышла из программы из-за продолжающихся задержек в разработке, в первую очередь из-за того, разработки двигателя второго поколения, а также разногласия по поводу передачи технологий.
Хотя Россия продолжает ухаживать за Индией, правительство Моди объявило о планах разработки собственного самолета пятого поколения, продемонстрировав, что оно не планирует закупать Су-57. Индия указала, что планирует разрабатывать свои двигатели на основе французских, британских и американских моделей, учитывая отставание России в технологиях двигателей. Это не означает, что индийский рынок передовых боевых машин и вооружений для России иссяк. В последнее время россиянам удалось продать относительно небольшое количество Су-30 МКИ и МиГ-29.s в Индию, продажа была вызвана ожесточенными пограничными столкновениями между Индией и Китаем летом.
Россия продолжает поиск других рынков для Су-57 или партнеров по совместной разработке. К ним относятся Китай, Турция, Вьетнам и Алжир. В настоящее время эти инициативы не увенчались успехом. В декабре 2019 года поступали различные сообщения о том, что Алжир подписал контракт на поставку 12 самолетов Су-57, что сделает Алжир первым экспортным заказчиком. Однако несколько источников выразили скептицизм по поводу того, состоится ли сделка. Одна из причин заключается в том, что, учитывая, насколько далеко Сухой отстает в поставках Су-57 российским военным, России, вероятно, будет трудно уложиться в срок до 2025 года для Алжира. Другая причина заключается в том, что алжирский закон требует, чтобы импортированные военные самолеты сначала проходили летные испытания в стране, чего, по словам Тома Купера, эксперта по российским военным самолетам, русские никогда бы не допустили.
Несмотря на постоянные усилия России по продаже самолетов, маловероятно, что полностью разработанный и готовый к производству Су-57 появится в продаже до конца 2020-х годов. Даже полностью разработанный Су-57, вероятно, будет иметь атрибуты другого модернизированного тяжелого истребителя-бомбардировщика четвертого поколения, F-15EX, лишенного характеристик LO, как у F-35, но обладающего способностью обнаружения по всему азимуту этого боевого самолета пятого поколения. самолет.
Райан Бауэр — аналитик по вопросам обороны, а Питер Уилсон — адъюнкт-старший международный исследователь в области обороны в некоммерческой беспартийной корпорации RAND.
Этот пост также доступен на арабском языке.
Комментарий предоставляет исследователям RAND платформу для обмена идеями, основанными на их профессиональном опыте и часто на их рецензируемых исследованиях и анализе.
Авторы
Райан Бауэр
Защитный аналитик
Будьте в курсе
Актуальная политика RAND
Получайте еженедельные обновления от RAND.
Использовала ли Россия Су-57 на Украине?
Сухой Су-57 Фелон — новейший истребитель на вооружении Воздушно-космических сил России. Прототип взлетел в 2010 году и сразу же стал предметом слухов и спекуляций.
Единственный в стране истребитель пятого поколения и единственный самолет-невидимка. Россия утверждает, что Су-57 может конкурировать с американским Lockheed Martin F-22 Raptor и китайским Chengdu J-20.
Недавно на новостных сайтах и в социальных сетях по всему миру появилась лавина заявлений о том, что Су-57 использовался во время вторжения России в Украину. Кроме того, неподтвержденные сообщения, наблюдения и видео были опубликованы как украинскими, так и российскими СМИ. Но насколько надежны эти утверждения и каковы их источники? Давайте взглянем.
Официальные источники
В первую очередь следует отметить отсутствие официальных заявлений об использовании модели ни российскими, ни украинскими вооруженными силами. Несмотря на стремление продемонстрировать свои истребители, взлетающие для бомбардировки Украины, ВВС России никогда не показывали Су-57 вблизи зоны боевых действий.
Это резко контрастирует с использованием прототипов Су-57 в Сирии, где развертывание самолета длилось всего два дня, но получило широкую огласку.
Видео
Почти все сообщения о Су-57 в Украине основаны на предполагаемых наблюдениях очевидцев и видео. Из последних один получил много внимания.
Впервые опубликованный в ряде российских каналов Telegram в начале марта, хотя до середины апреля на различных веб-сайтах он все еще упоминался как «новость», он довольно убедителен.
На видео показан одинокий самолет, летящий на малой высоте. Вскоре после того, как он проходит, вдалеке можно увидеть несколько больших взрывов.
Хотя подлинность видео не подтверждена, есть несколько факторов, которые можно принять во внимание, в том числе то, что видео было привязано к Бердичевскому мосту возле Житомира, к западу от Киева, где в начале марта часто происходили нападения.
Но давайте посмотрим видео поближе.
Визуальное сравнение
Форма самолета четко видна только на нескольких кадрах в начале. Оно маленькое и размытое, а сам самолет едва ли в дюжину пикселей в поперечнике.
Изображение: bmpd_cast/Telegram/AeroTime News
Давайте сравним силуэт, показанный на этих скриншотах, с некоторыми российскими истребителями. К счастью, есть много кадров, которые позволяют нам это сделать: например, это видео от 2020 года показывает пролеты российских истребителей во время парада 9 мая в Москве. Он был снят под тем же углом, что и выше, хотя и в гораздо лучших условиях освещения, что привело к гораздо более четким изображениям. Взгляните на силуэты Су-57, а также некоторых модификаций Су-27 – Су-34 и либо Су-35, либо Су-30М2 (из-за отсутствия канардов с земли они выглядят одинаково).
Изображение: bmpd_cast/Telegram/Lessony/Youtube/AeroTime News
Силуэты трех самолетов выглядят очень отчетливо с земли, но легко заметить, что все они довольно похожи на загадочный самолет, запечатленный в видео. Сходство становится еще более очевидным, если мы уменьшим качество. В приведенном ниже сравнении изображения струй были минимизированы и размыты, поэтому они имеют размер и пикселизацию, как на скриншоте из видео.
Изображение: bmpd_cast/Telegram/Lessony/Youtube/AeroTime News
Невозможно точно воспроизвести артефакты и искажения, присутствующие в исходном видео. Но и без них понятно, что реактивный самолет на видео нельзя достоверно распознать ни в одном из трех самолетов: слишком уж неразличимы черты.
Отсутствие доказательств
Итак, какие еще аргументы приводились в пользу применения Су-57 в Украине? Откровенно говоря, ни одного. Сообщения в социальных сетях и новостные статьи либо ссылаются на это видео, либо на средства массовой информации, в которых оно представлено, либо вообще не содержат никаких источников.