Содержание
Какими были советские суда на подводных крыльях. Инфографика | Инфографика | Вопрос-Ответ
Елена Слободян
Примерное время чтения: 2 минуты
4874
Категория:
Транспорт
25 августа 1957 года пассажирское судно на подводных крыльях (СПК) «Ракета» отправилось в первый рейс — из Горького в Казань, преодолев расстояние в 420 километров за семь часов. На его борту находилось тридцать пассажиров.
«Ракеты» были очень популярны в СССР, ими даже часто называли все суда подобного типа — «Метеоры», «Кометы», «Восходы», «Колхиды» и т.д. Ежегодно они перевозили на регулярных линиях более 20 млн. пассажиров. После спуска на воду теплоходы сдавались различным пароходствам и портам, их можно было встретить практически на всех судоходных реках.
После распада СССР производство этого вида транспорта закончилось. Практически все суда данного типа были выведены из эксплуатации, списаны или проданы частным фирмам из-за высоких эксплуатационных расходов, а также из-за сокращения речных пассажирских линий. Одним из последних СПК стало судно «Олимпия», построенное в 1993 году в Крыму. В июне этого года министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что Россия запустила производство обновленных пассажирских судов «Комета-120М» на подводных крыльях. Судно рассчитано на 120 пассажиров. Оно предназначено для перевозки пассажиров в прибрежной морской зоне.
Смотрите в инфографике АиФ.ru, какие были скоростные суда на подводных крыльях во времена СССР.
Нажмите для увеличения
- Что случилось с проектом российского двухпалубного самолёта? →
- Какие бывают самолёты и как они устроены? Инфографика →
- Пассажирский самолет Ил-86. Инфографика →
пассажирское судно
Следующий материал
Также вам может быть интересно
. ..Зачем в в «Сколково» проектируют гибрид самолёта и дирижабля?
Основа парка гражданской авиации РФ. Инфографика
Что представляет собой пассажирский самолёт Ту-334?
Почему самолёты возвращаются из Сирии, группируясь по принципу косяка птиц?
Какие самолёты производят в России?
Новости СМИ2
Как в СССР строили корабли на подводных крыльях и куда они исчезли
Zefirka > Наука и технологии > Как в СССР строили корабли на подводных крыльях и куда они исчезли
В Советском Союзе суда с подводными крыльями были популярным видом путешествий. На Ракетах, Метеорах и Восходах проводили экскурсии. Их успешно использовали и в качестве обычного транспорта между городами. Хотя стоимость билетов была дороже, чем на поезда, удобство поездки и возможность любоваться видами делала поездки популярными.
Кто придумал корабли на подводных крыльях? В чем было их преимущество? И почему сегодня в России они практически не используются?
1.
Любопытный студент
Экспериментировать с судами на подводных крыльях начали ещё в конце XIX – начале XX веков. Опыты проводили многие учёные, даже известный изобретатель Александр Белл.
Идея похожа на принцип водных лыж и крыльев самолета. На воде корабль удерживается, как и любое судно, за счёт закона Архимеда. А при движении тонкая плоскость создавала подъёмную силу, и при определенной скорости тело за счёт гидродинамических свойств начинает выталкиваться вверх.
Наибольшего успеха в разработке судов на подводных крыльев добился немец Ганс Фон Шертель и его команда в годы Второй мировой. Экспериментальные прототипы строили в США, Японии, Италии, Германии. Свои проекты появились в СССР во время Великой Отечественной войны.
Идеей заинтересовался юный советский студент Ростислав Алексеев. По его воспоминаниям, он прочитал статью об аэродинамических свойствах крыльев. Мысль использовать их для кораблей была очень соблазнительной.
2.
Ростислав Евгеньевич Алексеев, советский учёный и кораблестроитель.
Если судно приподнимется над водой, то оно многократно выиграет в скорости. Ведь сопротивление воздуха в 800 раз меньше, чем сопротивление жидкости.
Конечно, корабль с дополнительной конструкцией в виде подводных крыльев становился тяжелее и глубже уходил под воду. Но крылья можно было сделать складными или поработать над их минимальным весом. Алексеев начал разработку конструкции и представил ее в качестве своего дипломного проекта в 1941 году.
Летим над водой
В 1957 году первое судно на подводных крыльях – Ракета, была сдана в эксплуатацию. 400 км она преодолела за 7 часов, что по тем временам было отличным результатом. Сначала судно сидело в воде как обычный корабль. Но разогнавшись, оно приподнималось над водой. Сопротивление снижалось, Ракета буквально летела над волнами.
3.
Позднее появились новые модификации – Метеор и Восток. В Советском Союзе они успешно курсировали между целой сетью речных и морских вокзалов и станций по всей стране. Всего были выпущены сотни кораблей.
Конец крылатой эры
Как и многие достижения советской эпохи, суда на подводных крыльях пришли в упадок в начале 80-ых и практически исчезли после развала СССР. Изобретателя Алексеева не стало в 1980 году. Без него модернизацией судов перестали интересоваться.
Их основным недостатком был повышенный расход топлива в момент разгона. В советские времена это не имело большого значения – нефть с учётом внутренних цен была недорогой. Дальнейшее подорожание ресурсов требовало пересмотра конструкции судна, но делать это было уже некому.
4.
А в других странах эта идея набрала популярность: корабль Barca Foilcat, построенный в Гонконге.
После развала СССР система речных вокзалов и станций фактически закрылась, перевозчики разорились. Немногочисленные оставшиеся суда продавались за рубеж – на металлолом и в качестве интересной диковинки для туристов и богатых людей.
Сегодня судов на подводных крыльях осталось несколько десятков. Они ходят в качестве прогулочного транспорта в крупных городах. Хотя к идее пытаются вернуться: в 2017, 2019 и 2021 годах создавались новые проекты – «Комета 120М», «Метеор-2020» и другие. Однако дальше создания нескольких судов дело не пошло.
К слову, весь отечественный речной транспорт с 80-ых находится в упадке. В России ежегодно падает внутренний пассажирооборот кораблей, курсирующих по рекам страны. Денег на модернизацию судов, а также расчистку и углубление рек не нашли. У властей другие приоритеты.
Наука и технологии
16 декабря, 2022
179 просмотров
Советский флот на Темзе (Часть 1)
Что общего между российскими судами на подводных крыльях, Темзой, ЦРУ, секретным городом в Советском Союзе и Каспийским морским чудовищем? Два индивидуалиста по обе стороны железного занавеса, которые объединились. В Лондоне.
Стартуем в закрытом советском городе Горьком (позднее переименованном в Нижний-Новгород), где было создано Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях. Ростислав Евгеньевич Алексеев был одаренным советским корабельным инженером, любил быстро путешествовать. Моряк и лихой молодой человек, он был заинтригован судами на подводных крыльях, типом надводного корабля, который может двигаться в два раза быстрее, чем обычная лодка, поднимаясь из воды с помощью подводных крыльев. Алексеев спроектировал несколько судов на подводных крыльях для Рабоче-Крестьянского Красного флота в годы Великой Отечественной войны, но боевые суда на подводных крыльях так и не были построены. Алексеев был основателем ОКБ, а работу над гражданским судном на подводных крыльях начал в конце 1940-х годов для перевозки пассажиров вверх и вниз по тысячекилометровым рекам страны, так как дороги были ограничены, а железные дороги после Великой Отечественной войны находились в плачевном состоянии.
Его первая конструкция называлась «Ракета» (по-русски «Ракета») и была спущена на воду в 1957 году. Она легко разгонялась до 60 км/ч — в три раза больше скорости корабля такого же водоизмещения. Он принес Алексееву Ленинскую премию 1957 года от советского премьера Хрущева. Этот класс имел большой успех: за 20 лет в Горьком было построено почти 400 экземпляров. Хотя большинство из них эксплуатировалось в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР), они также экспортировались в 13 европейских стран по обе стороны железного занавеса. Многие Ракеты все еще находились на вооружении в начале 2000-х годов.
Ростислав Евгеньевич Алексеев со своими медалями
Алексеев, основатель, главный конструктор и руководитель советского конструкторского бюро по судам на подводных крыльях, также спроектировал 11 других классов пассажирских судов на подводных крыльях различных размеров, дав им названия космической эры, такие как Комета (Комета), Метеор и Спутник. Советский Союз был крупнейшим в мире производителем судов на подводных крыльях, построив более трех тысяч судов, некоторые из которых отправлялись в океан. Они эксплуатировали 45 судов на подводных крыльях в России, перевозя три миллиона пассажиров в год. Они были обтекаемыми и элегантными, напоминая советские аэрокосмические конструкции 19-го века.50-х и 1960-х годов. Одно судно на подводных крыльях с реактивными двигателями на самом деле достигло скорости более 100 км/ч и, возможно, вдохновило Алексеева на более поздний скачок в дизайне (подробнее об этом во второй части).
Западная параллель
Запад тоже проектировал суда на подводных крыльях, но не в таком количестве и не с таким успехом. Примечательно, что ряд таких футуристических и инновационных судов работал на Темзе с начала 1960-х до начала 1980-х годов, курсируя по реке для местных и даже континентальных пассажирских перевозок.
Но первым кораблем на воздушной подушке, который регулярно перевозил пассажиров по Темзе, был корабль на воздушной подушке.
Мое судно на воздушной подушке полно угрей – 1963
Британец Кристофер Кокерелл изобрел судно на воздушной подушке в 1956 году, и всего семь лет спустя началось регулярное движение судов на воздушной подушке вдоль Темзы, связывающее Вестминстер с Тауэрским мостом и Гринвичем.
Denny D2 Hoverbus
Шотландский Denny Hovercraft D2 Hoverbus, который мог перевозить 70 пассажиров со скоростью до 21 узла, был введен в эксплуатацию в июле 1963 года компанией Thames Launches. До октября ежедневно выполнялось три рейса в час. Как ни странно, ховербусу действительно требовалось разрешение на «полет» вдоль Темзы, поскольку он был официально классифицирован как самолет в соответствии с Приказом аэронавигации 19.60. В первый день службы Hoverbus «прилетело» 500 клиентов. Обычный тариф составлял 1 фунт стерлингов для взрослых и 10 шиллингов для детей, что значительно выше, чем стоимость проезда в метро: 3 пенса, 6 пенсов, 9 пенсов и 1 шиллинг (в зависимости от расстояния).
Основное преимущество судов на воздушной подушке перед обычными лодками заключалось в том, что они в основном плавали прямо над водой, поэтому могли развивать гораздо более высокие скорости, но оставляли гораздо меньший след, что является проблемой, которая ограничивает скорость лодки на Темзе и по сей день. . Тем не менее журнал New Scientist описал Hoverbus как «возможно, слишком шумный, слишком закрытый, а его брызги визуально слишком мешают».
К сожалению, несмотря на технологический успех, тарифы и расписание не были интегрированы с метро, железной дорогой или автобусами, так что услуга была оставлена на произвол судьбы. Проблема, которая несколько сохраняется и по сей день.
Из-за этих проблем служба Hoverbus стала коммерчески неудачной, и в следующем году строитель Denny Hovercraft обанкротился. В конце концов, Hoverbus был продан в 1970 году, чтобы начать лучшую жизнь на Карибах.
Для энтузиастов латыни судно на воздушной подушке, полное угрей, — это состояние, известное как mea navis aëricumben sanguillis abundat .
Советы на Темзе – 1968
В этом британском фильме Pathé от 21 января 1968 года показано новое советское судно на подводных крыльях класса «Волга» Hydro Sky 1 у Вестминстерского пирса, хвастающееся полетом по Темзе. Русские были заинтересованы в продаже своих судов на подводных крыльях на Запад. Это привело как минимум к одной продаже, но, что более важно, посеяло семена идеи, которую подхватили другие лондонские компании.
Введите Герберта Снежка
Герберт Сноуболл владел отелем Clarendon и ночным клубом в Шанклине, остров Уайт, в конце 1960-х годов. Он также был одним из спонсоров поп-фестивалей на острове Уайт в 60-х и 70-х годах и принимал многих артистов в отеле во время фестиваля.
Прочитав небольшое объявление в газете, ищу агента, который станет дистрибьютором советских судов на подводных крыльях в Великобритании и на Западе. Снежок был заинтригован возможностями. Возможно, он также читал о Демонстрационный запуск Hydro Sky 1 на Темзе. В любом случае Снежок связался с SudoImport, советской экспортной компанией, и совершил серию рейсов в Москву, чтобы лично оценить суда на подводных крыльях и обсудить условия. Неизвестно, встречался ли Снежок со своим советским коллегой-новатором Ростиславом Алексеевым в Москве — маловероятно, поскольку Алексеев в то время проектировал совершенно секретные корабли для советских вооруженных сил.
Герберт Снежок, похожий на адмирала Королевского флота прошлой эпохи. Предоставлено Пенни Сноуболл.
Снежок не только приобрел эксклюзивные права на судно на подводных крыльях Советского конструкторского бюро на подводных крыльях в Великобритании, странах Содружества, Скандинавии, Западной Европы и Дальнего Востока, но и приобрел Hydro Sky 1 , 5-местное судно на подводных крыльях класса «Волга» для своего собственного использования в Шанклине. Он был настолько очарован этим кораблем, что принял участие в гонке моторных лодок из Коуса в Торки и отбуксировал его на прицепе для участия в ежегодном карнавальном параде в Шанклине. Позже он также представил его на бот-шоу в Эрлс-Корт в 19 веке.70-х.
До переезда на остров Уайт в 1967 году он руководил грузовыми и пассажирскими авиаперевозками в Гатвике, которые в начале 1960-х обеспечивали питание в Гатвике. Затем в 1968 году он учредил Airavia Ltd, чтобы импортировать на Запад суда на подводных крыльях советского производства. Именно Airavia организовала демонстрацию 120-местного подводного крыла Kometa вверх по Темзе в центр Лондона в августе 1968 года.0002 Таким образом, в то время как другие страны время от времени разрабатывали и строили суда на подводных крыльях для гражданских и военных целей в течение двадцатого века, только в 1970-х годах регулярная служба судов на подводных крыльях начала работать в столице.
В GLC лелеяли идею использования Темзы в качестве пассажирской магистрали, как это было на протяжении веков, в качестве решения проблемы увеличения дорожного движения. Возможно, он считал, что речные перевозки можно реализовать быстрее и с меньшими затратами, чем финансирование строительства 2-й и 3-й очереди Флит-Тюбе.
В 1970 году компания GLC поручила Hover Projects Ltd. провести технико-экономическое обоснование скоростного паромного сообщения на Темзе. В этом отчете оценивались доступные суда на воздушной подушке и на подводных крыльях и рекомендовалось пилотное обслуживание пяти советских высокоскоростных судов на подводных крыльях «Ракета». Поклонникам парламентских актов будет интересно отметить, что правительство добавило закон о судах на подводных крыльях в Закон о судах на воздушной подушке 1968 года.
Thames Arrow Express Суда на подводных крыльях – 1972
Однако именно итальянцы предоставили первое высокоскоростное пассажирское судно для плавания по Темзе. 19 мая Thames Arrow Express открыла пригородное паромное сообщение между Тауэрским пирсом и Гринвичем.72 с использованием двух подводных крыльев Rodriguez итальянского производства: Freccia di Reggio и Freccia del Vesuvio (Freccia по-итальянски означает стрела). Промежуточных остановок не было, чтобы обеспечить конкурентоспособное время в пути благодаря их максимальной скорости 32 узла.
Freccia di Reggio в 1972 году. Кредит Кит Лонг
Вот видеоклип, на котором поезд Thames Arrow Express покидает Тауэрский пирс. Однако услуга не имела коммерческого успеха и была закрыта 8 декабря 1972 г. менее чем через шесть месяцев, а суда были сданы в аренду Red Funnel в Соленте в конце 1919 г. 73.
London Hoverservices Ferries – 1973
Hovermarine Transport Ltd из Саутгемптона запустила следующий пригородный рейс корабля на воздушной подушке Thames, используя 65-местный корабль на воздушной подушке HM.2, который обещал низкий уровень промывки и большую экономию топлива. Эта конструкция представляла собой немного другое судно на воздушной подушке с «боковой стенкой», со сплошной боковой стенкой корпуса, которая врезалась в воду, вмещая гребные винты, и только передняя часть лодки имела традиционную резиновую юбку на воздушной подушке, в то время как конструкция боковой стенки сводила к минимуму разбрызгивание, след, и шум.
Оператор London Hoverservices Ltd начала пригородные и туристические перевозки с двумя судами на воздушной подушке между Гринвичем, Тауэрским пирсом и Вестминстером 1 июля 1973 года. Необычно, что эта компания вызвала интерес как со стороны GLC, так и Министерства окружающей среды (DoE) в форме капитальных грантов на общую сумму 100 000 фунтов стерлингов, чтобы помочь запустить сервис. Однако одним из требований гранта Министерства энергетики было то, что пригородные поездки были установлены на уровне 15 пенсов между Гринвичем и Тауэрским пирсом и 20 пенсов до Вестминстера, чтобы соответствовать эквивалентным тарифам на пригородные поездки British Rail. Тарифы на полуденные туристические поездки не были ограничены.
Однако после летнего туристического сезона у компании начались финансовые трудности, усугубляемые инфляционным ростом стоимости рабочей силы, топлива и запчастей. Компания обратилась в DoE и GLC за дополнительной помощью, при этом последний предоставил дополнительный грант на обслуживание в течение зимы.
Чтобы укрепить службу, в марте 1974 года GLC профинансировал первоначальный взнос на покупку третьего корабля на воздушной подушке HM.2, который был доставлен двумя месяцами позже в качестве запасного для достижения 99-процентная надежность обслуживания.
Однако требование Департамента энергетики США о низких тарифах означало, что оператор получал небольшой доход от пассажиров пригородной зоны. Таким образом, они зависели от туристов, которые пытались компенсировать операционный и капитальный дефицит. Статистические данные GLC отмечают, что HM.2 перевезли 20 процентов посетителей, следующих по реке в Гринвич, и 250 000 пассажиров в целом за 15 месяцев эксплуатации.
Однако количество мусора и обломков на Темзе запутало операции, что сказалось на надежности и, в конечном счете, на доверии пассажиров. К сожалению, как и их трансканальные кузены, катера на воздушной подушке HM.2 были довольно громкими, что также подавляло количество пассажиров. GLC отключил услугу в конце 19 октября.74, несмотря на прогнозы компании, которые предполагали, что к 1977 году рост продаж и количество заказов туроператоров сделают их прибыльными. В связи с растущим развитием Canary Wharf трудно понять, как London Hoverservices могла выйти на уровень безубыточности. В то время просто не было достаточно большой пригородной или туристической базы.
Эйравиа – 1974
В 1972 году Снежок начал осуществлять свою мечту. Его компания Airavia организовала поездку на океанском судне на подводных крыльях Kometa по Западной Европе; от Черного моря до Балтийского моря с заходом в порты Италии, Северной Африки, Франции, Великобритании и Скандинавии.
В феврале 1974 года Airavia получила первые две 64-местные Ракеты (по-русски Ракета), заказанные в Советском Союзе, первоначально предназначенные для туристических экскурсий по Темзе между Баттерси и Гринвичем.
Первая поставка «Ракеты» с советским послом и женой, 1973 г. Предоставлено Пенни Сноуболл
«Ракеты», первое серийное производство которых состоялось в 1957 г., были основным экспортным судном на подводных крыльях Советского Союза и перевозили до 65 пассажиров по рекам, озерам и защищенным водным путям со скоростью до 32 узлы.
Британские приемочные и пассажирские сертификационные испытания – 1974
Первые две Ракеты прибыли советскими грузовыми кораблями, но из-за проблем с визами их советские экипажи не прибыли. Чтобы обучить британские экипажи управлению этими иностранными судами, Р.Э. Крауч, управляющий директор Catamaran Cruises Ltd, должен был взять на себя роль капитана судов для сертификационных испытаний пассажирских судов Департамента торговли и промышленности (DTI), таким образом, на Raketas были британские экипажи, а на берегу находились российские инженеры и судовые консультанты. Мешки с песком использовались для имитации пассажирской нагрузки.
Thames Greenwich готов к крупному плану
Raketas имел осадку корпуса 1,3 м, но осадку на крыле всего 0,5 м и оставлял лишь небольшой след, так что это были идеальные речные суда. Raketas хорошо управлялись на Темзе, хотя и были немного мощнее, редко достигая максимальной скорости в 32 узла из-за многолюдной реки. Хотя их боковые подруливающие устройства, предназначенные для озер и неприливных рек, были недостаточно мощными для Темзы, они требовали модернизации.
Мостик и штурвал «Ракета» списанного советского корабля
Модификации также были необходимы, чтобы приспособить Raketas от дальних поездок к коротким поездкам с высокой интенсивностью. Кроме того, наличие восьмидюймового раструба является уникальным британским требованием. Airavia Ltd также провела адаптацию судов для соответствия требованиям других морских лицензирующих органов Западной Европы. Затем судам на подводных крыльях были выданы британские сертификаты на эксплуатацию гражданских пассажиров компании Speed Hydrofoils Ltd, операционному подразделению Airavia Ltd. По оценкам Airavia, обновление, оснащение и испытание каждой Raketa для получения британского пассажирского сертификата обошлось в 435 000 фунтов стерлингов.
После крещения г-жой Памелой Прескотт в присутствии лорд-мэра Вестминстера, советского посла и супруги, и достопочтенного члена парламента Джона Прескотта, парламентского секретаря министра торговли, первый рейс HS Raketa Greenwich проходил 30 мая 1974 года от Тауэрского моста до Вестминстера и обратно. Таким образом, Airavia Ltd, занимавшаяся бизнесом под названием Speed Hydrofoils, начала управлять вторым сервисом Thames на подводных крыльях с 1973 по 1974 год, затем под названием Umo Leasing 19. 75-76. (Конечно, гораздо позже Прескотт стал заместителем премьер-министра и поддержал правительственное празднование тысячелетия, в рамках которого были задействованы семь причалов тысячелетия, используемых тогда еще новым катамараном River Bus.)
Ракета Темза фольгорожденный. «Гринвич Сервис на подводных крыльях» над пассажирскими окнами
Три катера класса «Ракета», спроектированные и построенные в России, были импортированы Airavia: Ракета Гринвич , Ракета Темза и Ракета Вестминстер . Цель заключалась в том, чтобы организовать пригородное сообщение Темзы в период пиковой нагрузки с поездками туристов в непиковые периоды. По оценкам компании, они могли перевозить 2000 пассажиров в день между Вулиджем / Темзмидом и центром Лондона, используя в общей сложности пять Raketas, но две из них были проданы в другие города, включая уже окрещенный Raketa Westminster для паромного сообщения в Маниле. . К сожалению, к тому времени, когда Airavia запустила свои услуги, GLC уже не мог оказывать финансовую или иную помощь, например, добиваться интеграции судов на подводных крыльях с лондонскими транспортными услугами. Вероятными причинами были инфляция и усталость от очередной денежной ямы.
Если бы вы смотрели любой эпизод 5-го сезона ситкома 1970-х годов « Человек о доме », вы бы увидели пассажирское судно на подводных крыльях на 25-й секунде заставки.
Ракета Гринвич от Лондонского моста. Credit Barry C Austin
Kometa World Trader
Airavia также импортировала более крупное советское судно на подводных крыльях для чартера. При полном водоизмещении 56 тонн 35-метровый Kometa World Trader может перевозить 116 пассажиров в трех зонах. Несмотря на свои размеры, она могла разогнаться до 30 узлов всего за 90 секунд. Три воздушных стабилизатора обеспечивали комфортную езду, но британские власти не допускали ее для обслуживания пассажиров в открытом море. Также из-за британских правил на этом судне, по-видимому, была русская команда под палубой, но под командованием британского капитана, помощников и бортпроводников.
World Trader в дикой природе в Грейвсенде. Предоставлено: George of Dufton
Speed подводные крылья эксплуатировали World Trader для частных чартеров, а также для поездок на пирс Саутенда в течение короткого периода времени. У нее была секция 1-го класса впереди и секция эконом-класса на корме, с тележкой для напитков, баром и смотровой площадкой наверху. Airavia планировала ее как демонстратор для рейсов на дальние расстояния, которые лучше использовали бы высокую скорость судов на подводных крыльях.
Советское фото салона 1-го класса, на котором пассажиры в последней советской одежде World Trader отталкиваются от пирса Тауэрского моста. Courtesy Penny Snowball
Home Dock
Airavia работала в доке St Katharine Dock, который в начале 1970-х только что потерял смысл своего судоходного существования и находился несколько заброшенным, но, находясь в городе, он был идеальным домашним доком для Речное пригородное сообщение. Отель «Башня» также находился прямо рядом с доком, поэтому Снежок разместился в трех гостиничных номерах для себя, своего офиса и своей семьи. Он также инвестировал в развитие складов, которые позже стали домом из слоновой кости, и в конечном итоге в нем была большая квартира.
Служба Airavia Thames Raketa включала 3 на 2 кресла, бар для чая и кофе в задней части салона, а также британский экипаж и стюардов. Два корабля обеспечивали 30-минутную частоту в час пик с меньшим обслуживанием в течение дня в соответствии с туристическим спросом.
HS Raketa Greenwich на пирсе Гринвич 1974
Дочь Герберта Пенни, которая в то время была подростком, вспоминает, что летом «Ракеты» были полны, и что они не были ужасно шумными на малых скоростях.
Рождественская открытка Airavia Ltd 1974, Courtesy Penny Snowball
Royalty выбирает службу на подводных крыльях
Hovering Craft & Hydrofoil сообщила в 1975 году (лучше всего читать голосом британского пате):
«20 мая Ее Величество Королева и Ее Королевское Высочество принц Филипп Эдинбург посетил Гринвич в связи с Годом архитектурного наследия. По просьбе королевы их обратный путь из Гринвича в Вестминстер был осуществлен на рейсовом судне на подводных крыльях российского теплохода «Ракета Темза». Говорят, что королевская чета была «в восторге» от 15-минутной поездки».
К сожалению, для Герберта Сноуболла это было так хорошо.
Продолжение следует…
Статья посвящена памяти Герберта Снежка и Ростислава Евгеньевича Алексеевых.
Благодарность Пенни Сноуболл за ее воспоминания об отце и ее личные фотографии, а также Грэму Фикинсу, куратору видео LR, за его помощь в поиске множества ссылок на видео.
Другие статьи из серии «Речной транспорт Reconnections»:
Приквелы
Советский флот на Темзе (Часть 1)
Капиталистические суда на подводных крыльях наносят ответный удар! (Часть 2)
Первая серия лондонских шоссе:
Часть 1. Падение и подъем лондонских речных автобусов
Часть 2. Удивительный успех речных автобусов
Часть 3. Отведи меня к реке. Политика речного пассажирского транспорта
Часть 4 – Давление на пристани и ограничения скорости
Часть 5 – Речные перевозки
«QUANTUM SHOT» #781 Ссылка — статья Ави Абрамса С романтическими названиями, такими как «Буревестник», «Спутник», «Комета» и «Комета» , это были настоящие ракеты рек Мы уже много писали о фантастических советских экранопланах, но сегодня у нас для вас особое угощение. Речные ракеты! Стремительные и обтекаемые, как парящие чайки или порхающие ласточки, эти грациозно уравновешенные, вздымающиеся стрелы (все эти характеристики отразились и в их названиях) — эти красивые скоростные суда на подводных крыльях большой пассажировместимости были гордостью и радостью Советского Союза. в 1960-е-1980-е годы. А потом… в отрасли произошел затяжной спад, и сегодня на российских водных путях используется все меньше и меньше этих машин. Невероятно поэтичные и, да, грустные фотографии брошенных судов на подводных крыльях мы увидим далее в этой статье. Но сначала был золотой век «Ракетных» судов на подводных крыльях — белых, громких, мощных судов, некоторые из которых развивали скорость до 150 км/ч и могли перевозить более 300 пассажиров. Возможно, самое красивое быстроходное судно на подводных крыльях из всех: Буревестник (Stormbringer), с двумя авиационными газотурбинными двигателями по бортам: (изображение через) Кабины этих судов были стилизованы под автомобили 1950-х годов, с меньшим количеством хрома, но с такими же обтекаемыми формами: На этой редкой фотографии мы видим их в Одесском порту на Черном море, еще в 1984 году: Вот две из этих красавиц сидят в порту и выглядят, насколько нам известно, как японцы Скоростные поезда Синкансэн! — Все на борт! Вот хороший вид сбоку на «Метеор»: Некоторые из уцелевших приборных панелей: Шведский стол симпатичных моделей на подводных крыльях (В Советском Союзе их, конечно, было много: всего в России и на Украине эксплуатировалось более 3000 судов на подводных крыльях. ) Большинство из них спроектировано и построено Ростиславом Алексеевым и его Бюро в г. Горьком (Нижний Новгород) на р. Волге. Ниже вы можете увидеть памятный портрет Алексеева и памятник ему (правое изображение внизу): Проект «Ракета» Проект («Ракета») — первое советское пассажирское судно на подводных крыльях, спроектированное в 1957 году фирмой «Красное Сормово». ЦКБ (производство продолжалось до середины 1970-х). За этим судном вскоре последовал малогабаритный катер на подводных крыльях конструкции «Волга» (награжден Золотой медалью на выставке в Брюсселе) — действительно просто спасательный катер на спортивных подводных крыльях. Впервые «Ракету» увидели в Москве в 1957 году во время Международного молодежного фестиваля. «Ракеты» сразу стали очень популярными, и даже Никита Хрущев лихо сказал: «Хватит спотыкаться по рекам в каких-то ржавых кадках. Поедем стильно!». Вскоре имя «Ракета» стало синонимом всех кораблей этого типа, вне зависимости от названия модели. «Давай возьмем Ракету на выходных, а?» часто можно было услышать на Москве-реке, Волге, Ладожском озере и т. д. (изображения через) Эпоха «Метеоров» «Метеор» (построен с 1961 по 1991 год) использовался для речного судоходства (его близнец «Комета» использовался для морского маршруты), был быстрее «Ракеты» и вмещал 160 пассажиров. Всего было построено почти четыреста «Ракет» и более четырехсот «Метеоров»! Довольно много… «Метеоры» были излюбленны семьями для коротких круизов к излюбленному «уединенному» пляжному месту, как этот (какой красивый озерный пейзаж тоже!): Вот несколько редких фотографий «Метеора» 1970-х годов на Волге: «Метеоры» также успешно использовались для речных круизов в Санкт-Петербурге: 72image 902 ) «Комета» (Комета) — морская модификация «Метеора». Всего на Феодосийской верфи в период с 1964 по 1981 год было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт, плюс в течение 1962-1992 годов на Потийских верфях было построено тридцать девять «Комет». (фото А. Веселова) Вот «Комета», плывущая в сторону Валаамских островов (архипелаг в Ладожском озере): «Комета» появилась в 1961 году и имела максимальную 70 км/ч. Вот красочная версия 1973 года: «Восход» (Восход) был построен для замены устаревающего флота «Комет» и «Метеоров» (первый построен в 1973 году, всего 150 судов). «Восход» также экспортировался в восемнадцать других стран, в частности в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию. (изображение предоставлено Ivan90) Новый проект «Катран-М» и более крупное судно на подводных крыльях «Восток», спроектированное фирмой Seatech: (изображение через) Построен как «Комета-44» в 1979 году это судно теперь используется в Турции как «Ege Princess»: (изображения предоставлены Frank Behrends, via) «Stormbringer», возможно, самое красивое речное судно, когда-либо созданное! Футуристический, романтичный, стремящийся в будущее! «Буревестник» (Буревестник) был шедевром промышленного дизайна, и было невероятно приятно прокатиться на нем или просто понаблюдать за ним, мчащимся по нетронутым российским (в основном тихим) водным путям: Быстроходное судно «Буревестник» (называемый также «газо-турбоход», так как работал на турбовальном газотурбинном двигателе) эксплуатировался на Волге в 1964-1979 гг. : (справа меньший «Беларусь», вместимостью 40 чел. ) Могучий «Буревестник» нес на бортах два авиадвигателя Ил-18… Он использовался на линии Куйбышев-Ульянов-Казань-Горький на Волге; единственный уцелевший корабль был разобран на металлолом в 1993; какой позор! — Был еще 1962 «Спутник» (Спутник): такое же внушительное, мощное судно (двигатели 4х850 л.с.), способное принять почти 300 пассажиров! Конечно, рекорд… «Вихрь» («Вихрь») — его морская версия: «Чайка» («Чайка») — очень своеобразный прототип; было изготовлено только одно судно, но оно прослужило два года на речном пути: Он перевозил всего 30 пассажиров, но развивал скорость до 100 км/ч: Обтекаемый «Олимпия» конструкции КБ Матвеева: Также КБ Матвеева есть «Катран» 9003 на подводных крыльях: Из журнала «Морской флот», 1973 год: «Капитан» и «Комета-7» пришвартовались на ремонт в Сочи: Даже сегодня эти грозные по форме и мощности катера выглядят поистине вдохновляюще, работая на водных путях круизными корабли или суперяхты: (изображение через) «Циклон» — современный впечатляющий «двухэтажный» корабль на подводных крыльях, который в настоящее время используется в Крыму (справа — уцелевшая «Комета», видна в Сочи): Значительно менее известны и редко вспоминаются Тайфун (Тайфун) и его воплощение Стрела (Стрела): . .. и не забывайте Ласточка (Маленькая Ласточка): 233 это Колхида модель начала 90-х годов вместимость 150 пассажиров (подробнее): Текущее состояние уцелевших 1960-х-1980-х Суда: Плохое. Определенно нехорошо (за редким исключением) Сегодня некоторые из этих кораблей содержатся в довольно плачевном состоянии, некоторые заброшены, некоторые ждут своего шанса, чтобы их спасла какая-нибудь частная речная туристическая компания: Серьезно потрясающее зрелище : отставные «герои-речники», ржавеющие в осеннем лесу — у Камского водохранилища (Заозерская верфь, под Пермью): (изображения предоставлены Ратмиром) Это теперь ресторан? Заброшенный «Спутник», видели в Порту Самара: Один из «Метеоров» переоборудовали в бар в городе Канев, Украина: И вот мы видим, что весь заводской двор усыпан ими : Они были замечены в Валаамской бухте (слева) и полностью заброшены где-то в Казахстане: Некоторые трансформируются в супер-яхты, как эта в Красноярске: (изображение через) Эти «Метеоры» до сих пор в строю (фото 2010 года в Череповце): А эта речная туристическая компания с большим эффектом использует отреставрированное судно «Ракета»: Этот оказался в Китае (в Чанг Цзян): (изображение предоставлено Питером) Добро пожаловать на борт Советской Речной Машины Времени! Вот несколько впечатляющих снимков этих судов, используемых в настоящее время в Финском заливе: (изображение через) И, наконец, очень поэтичный кадр — «Метеор», скользящий по тихим водам. |