Судна на подводных крыльях: Государственная архивная служба Нижегородской области

В России ведётся строительство судна на подводных крыльях

Back to Articles

22 мая 2015

Источник: «Военное обозрение»

В России полным ходом идет строительство гражданского судна на подводных крыльях (СПК) по-новому, первому со времен Советского Союза проекту. Речь идет о корабле, рассчитанном на перевозку 120 пассажиров. Постройка гражданского судна ведется в городе Рыбинске Ярославской области на судостроительном заводе «Вымпел». Предназначенное для скоростных морских перевозок судно строится по проекту 23160 «Комета 120М».

ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» специализируется на производстве мало- и среднетоннажных морских и речных судов и катеров как гражданского, так и военного назначения. С момента основания предприятия в 1930 году в Рыбинске было собрано и спущено на воду более 30 тысяч разнообразных кораблей всех типов. За последние 40 лет более 1800 судов и катеров, построенных в Ярославской области, были поставлены в 29 стран Европы, Азии, Африки, Южной Америки, страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Судно строится по проекту, который был создан конструкторами известного в России нижегородского «ЦКБ судов на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева». Сам факт строительства символизирует то, что скоростное гражданское судостроение начинает просыпаться от длительной спячки и периода упадка в 90-е годы XX века. Источник в судостроительной отрасли России в интервью РИА Новости подчеркнул, что в 1990-е годы имевшиеся в наличии пассажирские скоростные суда продавались за границу: в Грецию, Китай, страны Прибалтики, где они на тот момент времени были востребованы местными заказчиками. Но теперь такие корабли востребованы и в самой России. Они очень пригодились бы сегодня на Черном море, где существуют реально большие сложности с обслуживанием пассажирских потоков. По еще советским проектам такие корабли строились в России примерно до середины 90-х годов прошлого века.

Новый корабль по проекту 23160 был заложен на судостроительном заводе «Вымпел» в городе Рыбинске 23 августа 2013 года. В торжественной церемонии закладки морского пассажирского судна на подводных крыльях «Комета 120М» приняли участие губернатор области Сергей Ястребов и министр транспорта Максим Соколов. На церемонии закладки корабля были озвучены примерные сроки строительства нового судна — 9-10 месяцев. Как выяснилось сроки, появившиеся тогда в прессе, оказались весьма оптимистичными.

Возможно, именно столь долгий перерыв накладывает свое влияние на сроки строительства в целом небольшого судна. По информации предприятия изготовителя, 13 марта 2015 года строящийся корабль был перемещен из стапель-кондуктора с первой построечной позиции на вторую. В Рыбинске отмечают, что это важный момент, который означает окончание большого этапа строительства. Теперь на второй достроечной позиции судно будет находиться еще примерно месяц.

Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» — это однопалубное судно, оснащенное двухвальной дизель-редукторной энергетической установкой. Судно предназначено для осуществления скоростной перевозки пассажиров в светлое время суток в новых креслах авиационного типа. Основное предназначение данного корабля перевозка пассажиров в прибрежной морской зоне. Сообщается, что корабль сможет развивать скорость хода в 35 узлов. Основным его отличием от ранее строящихся в нашей стране СПК будет обеспечение высокого уровня комфорта для пассажиров. С этой целью на корабле должна будет появиться автоматическая система умерения качки и перегрузки.

Просторные салоны бизнес- и эконом-класса на новой «Комете» получат удобные пассажирские кресла авиационного типа, максимальное количество пассажиров — 120, предусмотрена установка в салонах системы кондиционирования воздуха. К особенностям корабля можно отнести размещение пассажиров в носовом и среднем салонах. В кормовом салоне будет расположен бар. Также в помещениях ходовой рубки и бара предусмотрено двойное остекление. Судно получит современные средства связи и навигации.

Водоизмещение73 тонны
Габаритные размерыдлина — 35,2 м
ширина — 10,3 м
осадка — 3,5 м
Скорость хода эксплуатационная35 узлов (на тихой воде)
Пассажировместимость 120 человек (22 бизнес-класс, 98 эконом-класс)
Дальность хода200 миль
Автономность (продолжительность рейса)до 8 часов
Мощность основной силовой установки2х820 кВт
Расход топлива320 кг/час
Мореходность (высота волн):при походе на крыльях — 2 м
в водоизмещающем положении — 2,5 м
Экипаж5 человек

СУДА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

  • Типы подводных крыльев.
  • Конструкции судов на подводных крыльях.
  • Силовая установка.
  • Кавитация.
  • Другие проблемы.

СУДА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ, речные или морские суда, использующие устройство в форме крыла для того, чтобы поднять корпус судна над водой и уменьшить силы трения и сопротивления, ограничивающие скорость передвижения обычных судов.

При движении в воде подводное крыло создает подъемную силу точно так же, как крыло самолета в воздухе. Профиль подводного крыла изогнут таким образом, что при перемещении в воде он создает суммарную силу, направленную вверх и выталкивающую судно из воды. Катера и корабли на подводных крыльях как бы летят над водой, и под водой остаются только подводные крылья и гребные винты. Корпус корабля соединяется с подводными крыльями стойками, также имеющими обтекаемую форму.

При движении тела в жидкой среде возникают силы трения и другие возмущения, препятствующие движению, которые порождают суммарную силу сопротивления движению (силу торможения). Так как плотность воды в 800 раз больше, чем плотность воздуха, то при одной и той же скорости движения крыло самолета в воздухе и уменьшенное в 800 раз (по площади) подводное крыло будут создавать одинаковую подъемную силу.

Типы подводных крыльев.

Существуют два типа подводных крыльев, предназначенных для выталкивания корпуса судна из воды: частично погруженное крыло и полностью заглубленное крыло. Чем глубже в воде находится частично погруженное крыло, тем большая площадь его движется под водой и тем больше создаваемая им подъемная сила. Это свойство обеспечивает устойчивость движения судна по волнам. В случае полностью заглубленного крыла подъемную силу можно изменять, либо поворачивая все крыло (изменяя угол атаки), либо отклоняя закрылки, расположенные вдоль задней кромки неподвижного крыла (управление с помощью закрылков). В случае аппарата с заглубленными крыльями система автоматического управления регулирует наклон и высоту судна над водой и обеспечивает его балансировку. Устройство такого судна сложнее, чем устройство судна с частично погруженным крылом, однако первая конструкция более эффективна и обеспечивает плавное движение транспортного средства при волнении. Закрылками, отклоняемыми с помощью системы автоматического управления, можно снабдить и частично погруженное крыло, улучшая с их помощью плавность движения судна при сильном волнении. Подводные крылья нашли применение в конструкциях гибридных морских судов. Одной из наиболее удачных гибридных конструкций является катамаран с подводными крыльями, расположенными между корпусами.

Конструкции судов на подводных крыльях.

Суда на подводных крыльях различаются расположением крыльев. В самолетной (обычной) схеме большое крыло располагается впереди центра тяжести, подобно крылу на самолете. Несущая поверхность меньшей площади располагается сзади. В схеме «утка» крыло меньшей площади помещается впереди основного крыла. В тандемной схеме несущие крылья располагают на одинаковых расстояниях спереди и сзади от центра тяжести. В каждой из этих схем могут использоваться как частично погруженные, так и полностью заглубленные крылья. Обычная схема и схема «утка» применяются в конструкциях небольших судов на подводных крыльях; для судов большего водоизмещения предпочтительнее тандемное расположение подводных крыльев.

Силовая установка.

Для создания тяги на судах с подводными крыльями используют гребной винт или водомет (струя воды, создающая реактивную силу). Винт, располагающийся в хвостовой части гондолы, приводится в движение судовым двигателем с помощью системы передаточных шестерен и валов (редуктора). В случае водомета тягу создает реактивная сила струи воды, накапливаемой внутри корпуса и с помощью насоса выбрасываемой с большой скоростью через отверстие в транце корабля. На большинстве гражданских судов с подводными крыльями используются дизельные двигатели. На судах большого водоизмещения с движителями обоих типов для повышения скорости движения часто применяют газотурбинные установки. См. также СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДВИЖИТЕЛИ.

Кавитация.

При понижении давления (что происходит, например, на верхней поверхности подводного крыла, движущегося с большой скоростью) в жидкости образуются воздушные пузырьки. Это явление называется кавитацией. Кавитация оказывает неблагоприятное воздействие на подъемную силу и сопротивление подводного крыла. Кроме того, схлопывание пузырьков может привести к повреждению поверхности крыла и разрушению конструкции. Подводные крылья, у которых максимальная скорость недостаточна для того, чтобы вызвать кавитацию, называются бескавитационными крыльями. Предназначаемые для более высоких максимальных скоростей подводные крылья специально профилируют. Подводные крылья, вызывающие кавитацию и схлопывание пузырьков вдали от поверхности крыла, называются суперкавитирующими. См. также КАВИТАЦИЯ.

Другие проблемы.

Судно на подводных крыльях часть времени движется, как и обычный корабль, с погруженным в воду корпусом. Стойки, подводные крылья и гребные винты, расположенные под днищем корпуса, увеличивают осадку корабля. Чтобы устранить связанные с этой особенностью проблемы, подводные крылья можно сделать убирающимися. Однако и неубирающиеся подводные крылья находят широкое применение в конструкциях судов.

Как и в случае самолета, каждая дополнительная единица веса судна на подводных крыльях требует соответствующего увеличения мощности двигателя и расхода топлива. По этой причине в конструкции судов на подводных крыльях находят широкое применение легкие высокопрочные материалы (алюминий, пластмассы, композиты) и высокоэффективные силовые установки большой мощности. Наряду с обычными судовыми дизелями используются газотурбинные двигатели и вспомогательные устройства, аналогичные тем, которые применяются в авиации. Стойки и профили крыла изготавливают из лучших сортов стали. Для судов на подводных крыльях были разработаны уникальные трансмиссии, гребные винты и системы управления.

Александр Грэм Белл и суда на подводных крыльях [1906–1921]

Александр Грэм Белл и суда на подводных крыльях [1906–1921]

Александр Грэм Белл и
Суда на подводных крыльях [1906-1921]

Кейси Болдуин [управляющий поместьем и лабораторией Александра Грэма Белла]
склонность к плаванию на лодке, возможно, способствовала изменению моря в экспериментальных исследованиях Белла.
интересы в последние годы жизни. Кейси уже некоторое время был на сцене.
месяцев, когда Белл спросил себя в октябре 1906 года: «Почему бы нам не
машины тяжелее воды и легче воды? я считаю
изобретение гидроплана как самое значительное за последние годы».
несколько недель спустя он нарисовал то, что сейчас называется лодкой на подводных крыльях.

Фраза Белла «тяжелее водяной машины» относится к факту
что такая лодка при движении поддерживается не своим водоизмещением, как
воздушном шаре, а благодаря подъемной силе его подводных крыльев — пластин или лопастей, действующих в воде как
крылья самолета делают в воздухе. Уже в 1861 году идея была успешно проверена.
путем буксировки по английскому каналу. Белл, вероятно, читал « Scientific» за март 1906 г.
Статья American
американского пионера судов на подводных крыльях по имени Уильям Э. Мичем,
пояснение основного принципа. С увеличением скорости катера на подводных крыльях
подводные суда поднимают корпус до полного выхода из воды,
поддерживается вертикальными стойками, к которым прикреплены суда на подводных крыльях. ‘Если
при дальнейшем увеличении скорости суда на подводных крыльях сами всплывают из воды на
точка, в которой их подъемная сила снова сокращается до веса лодки. Этот
автоматическое уменьшение площади действующей поверхности называлось «рифлением»
Белл и Болдуин, по аналогии с парусами. Поскольку соотношение между горизонтальной и
вертикальные силы фиксируются углом установки подводных крыльев,
горизонтальная сила — сопротивление движению вперед — также имеет тенденцию сохраняться
постоянная «подпитка» подводных крыльев по мере увеличения скорости; тогда как
сопротивление обычной лодки увеличивается пропорционально квадрату скорости.

Белл и Болдуин не начинали эксперименты с подводными крыльями до лета
1908 г., да и то лишь как возможное средство для взлета самолета с воды. Но
как Болдуин изучил работы итальянского изобретателя Энрико Форланини и начал
тестируя модели, он и Белл также обратились к судам на подводных крыльях. Белла
интерес был активным, а его предложения проницательными. Продолжались буксировочные испытания.
падала, хоть и преследовала неприятности, в том числе выход деталей из строя под нагрузкой.
В мышлении Болдуина было странное, постоянное слепое пятно, как у Белла.
пренебрежение аэродинамическим сопротивлением; хотя он как обученный инженер Болдуин навсегда
переоценка прочности элементов конструкции или недооценка нагрузки на
их. Тем не менее, корпус двух буксируемых лодок на подводных крыльях оторвался от
вода с Болдуином на борту. А Болдуин разработал лестницу из
лопасти на подводных крыльях были скошены так, что нижний конец одной находился на уровне
верхний конец другого, таким образом делая рифление непрерывным, а не
нервный.

Испытания очередного катера на подводных крыльях прошли в конце лета и осенью
1909 г. Кругосветное путешествие 1910-1911 гг. прервало новую линию экспериментов, но
во время путешествия Белл и Болдуин беседовали с Форланини в Италии. «Оба
Отец и Кейси прокатились на лодке [Форланини] на подводных крыльях по озеру Маджоре.
со скоростью экспресса», — писала [жена Белла] Мэйбл своей дочери Элси в
весной 1911 года. «Они описывали ощущение как самое чудесное и
восхитительный. Кейси сказал, что это было так же гладко, как летать по воздуху. Лодка . .
. около 45 миль в час скользит над водой. . . поддерживается на
стройные гидросамолеты, почти не оставляющие ряби».0003

ХД-1,
16 июля 1921 г.

Когда Белл и Болдуин вернулись в Бейнн Бри в конце лета 1911 года,
Болдуин спроектировал и построил лодку на подводных крыльях, которую они с Беллом назвали
«Гидродром» и получил обозначение HD-1. Его воздушный винт и короткий
крылья биплана для дополнительной подъемной силы делали его похожим на низкорослый гидросамолет
через озеро, которые падают в серии незаконченных взлетов. После того, как
переработанный и перестроенный зимой, он снова был испытан с июля по
19 октября12; и прежде чем он треснул по неизвестным причинам, он сделал пятьдесят
миль в час. Перестроен как HD-2 и получил неподходящее имя Иона ,
ему не удалось побить этот рекорд скорости, прежде чем он был отключен структурным
неудача в декабре.

Тем временем, в сентябре 1912 года, у Белла было заманчивое видение корабля на подводных крыльях.
парусники. Болдуин, опытный моряк, указал, что самый быстрый
парусному судну не хватило скорости, необходимой для подъема корпуса над водой.
на подводных крыльях. Белл просто предложил добавить аэродинамическую подъемную силу за счет
горизонтальные паруса, и он продолжал мечтать о больших пассажирских судах на коньках
бездымный через Атлантику на крыльях ветра. Итак, летом
1913 лет Кейси усердно работал с Беллом над тестовыми моделями.

ХД-3,
1913

В начале 1913 года по настоянию Белла Болдуин спроектировал и построил HD-3,
Еще один коренастый маленький квази-самолет. Его самый впечатляющий момент наступил, когда
структурный отказ привел к тому, что он превратился в черепаху во время демонстрации для
принц Монако, чья яхта вошла в залив Бадиек. Испытания HD-3, которые
падение было разочаровывающим; и Кейси считал, что сдать лодку в эксплуатацию в
1914 отвлекло бы слишком много времени и денег от дальнейших испытаний
идеи парусника на подводных крыльях.

Хотя мечта о паруснике на подводных крыльях умерла в 1914 году после второго лета
бесплодные испытания, начавшаяся в августе война в Европе удлинила
гидродромный мораторий на два года. Болдуин чувствовал, что личный кошелек не может
финансировать такой дорогой проект, как гидродромы, и что
правительство в военное время не будет. Сам Белл решил как гражданин нейтральной
власть, он не должен проводить эксперименты в Канаде, которые могут иметь военно-морское применение. Так
чтобы сохранить рабочие места рабочих, он заставил Кейси использовать лабораторию
возможности постройки небольших лодок для местного населения и дачников.

* * *

В 1915 году Беллу не удалось заинтересовать военно-морское министерство США в
HD-3 Болдуина. Его надежды возродились после вступления Америки в войну, когда
ведомство призвало к постройке охотников за подводными лодками. После предложения
построить для этой цели два корабля на подводных крыльях, Белл и Болдуин с удовольствием
старые отчеты об испытаниях буксировки и обсуждении новых конструкций.
отказ от предложения. Он «упал, как бомба, в лагерь и разбился вдребезги».
все наши планы», — записал Белл. Но Мейбл предложила вложить деньги
так или иначе, и Белл заставил военно-морской флот пообещать взаймы два 400-сильных «Либерти».
двигатели. Возобновились работы по проектированию того, что должно было стать HD-4.

ХД-4,
1919

HD-4 вобрал в себя все, чему научились благодаря успехам и
неудач своих предшественников. Это был гладкий серый великан с сигарообразным корпусом.
шестьдесят футов в длину, на двух рифовых подводных крыльях впереди и на корме.
С каждой стороны был небольшой корпус, прикрепленный к прочному обтекаемому аутригеру, для
балансировать во время плавания в состоянии покоя. Каждая опора также несла двигатель и антенну.
пропеллер. Позже брызговики с каждой стороны были сужены к выносной опоре.
корпуса к носу, придавая ремеслу крылатый вид и фактически способствуя
некоторая дополнительная аэродинамическая подъемная сила. Военно-морской флот не мог или не хотел снабжать
обещали двигатели Liberty, и даже два 250-сильных двигателя Renault это
отправлено не прибыло до 19 июля18. (К тому времени кто-то предположил, что
«HD» означало «Отложенная надежда».) Таким образом, первые испытания не
начать до октября 1918 г.

С двигателями Renault максимальная скорость составляла всего 54 мили в час.
Тем не менее, HD-4 показал себя хорошо, легко поднимаясь, быстро ускоряясь,
без труда берет волну, хорошо рулится, показывает хорошую устойчивость. Белла
гордый доклад флоту в начале 1919 года, наряду с послевоенным наличием
Двигатели «Либерти» наконец заставили флот отправить два 350-сильных «Либерти» в
19 июля19. С этими двумя воздушными винтами HD-4 в сентябре
9 сентября 1919 года был установлен мировой морской рекорд скорости 70,86 миль в час.
который стоял десять лет.

Одно только зрелище было волнующим, а сама поездка еще более волнующей. «В
на пятнадцати узлах вы чувствуете, как машина поднимается из воды, — писал
один посетитель, «и как только встала и освободилась от бремени, она едет вперед с
ускорение, которое заставляет вас вцепиться в сиденье, чтобы не остаться позади.
ветер в лицо подобен давлению гигантской руки .и случайному рывку
мелкие брызги жалят, как птичий выстрел. . . . Она, кажется, не имеет степени, как
она делает поворот. Это невероятно — это противоречит законам физики, но это
правда.» Сам Белл никогда бы не поехал на ней. Фотограф кинохроники (один
из нескольких, появлявшихся в Баддеке в тот сезон Jubilant), усадил Белла в
кабину пришвартованного корабля, но Белл настоял на том, чтобы маленький сын Болдуина
рядом с ним, чтобы опровергнуть любое ложное обвинение в смелости. Мэйбл была в ярости
себя позже за то, что не спустилась, чтобы заставить своего мужа немного покататься
он был в лодке.

Год спустя Беллу удалось получить наблюдателей от Британского Адмиралтейства
и ВМС США для наблюдения за демонстрациями. Обе делегации сделали
восторженные отчеты. Но после того, как долго откладывались надежды, ни один из флотов не счел нужным
разместить заказ. Департамент ВМС США посчитал такой корабль слишком хрупким.
для морских действий на море и предпочли комбинацию гидросамолетов и моторных лодок.
к любому такому гибриду двух. Конференция по военно-морскому разоружению 1921 г.
Британский интерес. Осенью 1921 [за год до смерти Белла в возрасте
75], HD-4 был демонтирован. Его большой серый корпус десятилетиями лежал без присмотра.
берег в Бейнн Бреах.

(Перепечатано из Bell: Александр Грэм Белл и
Завоевание Солитьюда

Роберт В. Брюс, опубликовано Little, Brown & Company, 1973)


Гидроплан
Домашняя страница истории
Это
последняя редакция страницы: четверг, 1 апреля 2010 г.
.
Ваши комментарии и предложения приветствуются. Напишите нам по адресу [email protected]
Лесли Филд, 2000

Судно на подводных крыльях Определение и значение — Merriam-Webster

гидро ·​дро·​фольга

ˈhī-drə-ˌfȯi(-ə)l 

1

: тело, похожее на аэродинамический профиль, но предназначенное для действия в воде или на воде

2

: моторная лодка с металлическими пластинами или плавниками, прикрепленными распорками вперед и назад для отрыва корпуса от воды при достижении скорости

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете

Вдобавок ко всему, Noy оснащен полностью электрической двигательной установкой и новейшими на подводных крыльях тех.

— Рэйчел Кормак, , отчет Робба , 19 декабря 2022 г.

Alte Volare является частью растущей тенденции тендеров на электрические суда на подводных крыльях , которые за последние пару лет разработали как Navier, так и Candela.

— Джулия Зальцман, Robb Report , 13 октября 2022 г.

По мере того, как лодка набирает скорость, вода переливается через верх и низ подводное крыло оказывает различное давление (отчасти благодаря правилу в физике, называемому принципом Бернулли).

— Джеймс Гейнс, Discover Magazine , 15 марта 2022 г.

Искья, остров, который часто называют старшей сестрой Капри, расположен в Неаполитанском заливе, и добраться до него можно только на частной лодке, пароме или катере на подводных крыльях .

—Кристофер Эллиотт, Forbes , 22 окт. 2021 г.

Где покататься: на впечатляюще простом, но ослепительном дисплее Fliteboard переносит в операционную систему eFoil (электрический , подводное крыло ).

— Джули Дагдейл, Outside Online , 10 июня 2022 г.

Судно на подводных крыльях действует как крыло самолета, поднимая доску и райдера над водой.

— Уильям Финнеган, 9 лет.0107 The New Yorker , 23 мая 2022 г.

Варианты продолжают расти: от электрических досок для серфинга на подводных крыльях до гидроциклов стоимостью 1 миллион долларов.

—Майкл Вердон, , отчет Робба , 2 апреля 2022 г.

— спрашивает Макдональд, ссылаясь на вирусное видео Меты, f.k.a. Facebook, основатель корабля на подводных крыльях , держащего американский флаг.

— Элис Хайнс, 9 лет. 0107 Rolling Stone , 26 апреля 2022 г.

Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «подводное крыло». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1919, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование подводного крыла было
в 1919 году

Посмотреть другие слова того же года
фтористоводородная кислота

судно на подводных крыльях

гидроформиат

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись
«На подводных крыльях».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/hydrofoil. По состоянию на 12 января 2023 г.

Copy Citation

Kids Definition

Судно на подводных крыльях

сущ.

гидро ·​дро·​фольга

ˈhī-drə-ˌfȯil 

: лодка с плавниками, прикрепленными к днищу расчалками для подъема корпуса над водой и увеличения скорости

Britannica.com: статья в энциклопедии о судне на подводных крыльях

Последнее обновление: