Судно на подводных крыльях ракета: Государственная архивная служба Нижегородской области

История судов на подводных крыльях

Новости компаний.   09:35 30.12.2019
  // новости партнеров, судно на подводных крыльях

Компании: «Красное Сормово», ПАО, «КБ «Ситех», ООО

Значительное увеличение скорости движения водного транспорта стало возможным с появлением пассажирских судов на подводных крыльях. В короткий срок СПК становятся одним из наиболее популярных видов транспорта. Скорость, мореходность, высокая экономичность позволяют крылатым судам конкурировать с другими видами транспорта.

В 1957 г. введен в эксплуатацию теплоход «Ракета» — первое пассажирское судно на подводных крыльях, спроектированное и построенное коллективом Центрального конструкторского бюро завода «Красное Сормово».

В 1958 г. построен катер «Волга», удостоенный Золотой медали на Брюссельской выставке.

В 1960 г. появился теплоход «Метеор», а в следующем году — первый морской теплоход на подводных крыльях «Комета».

В последующие годы построены теплоходы «Спутник», «Вихрь», «Чайка» и газотурбоход «Буревестник».

Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов. На водных просторах использовалось более 1000 катеров «Волга», сотни теплоходов «Ракета», десятки теплоходов «Комета», «Метеор» и «Беларусь». Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию.

РАКЕТА

Теплоход «Ракета» предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 500 км, с заходом в водохранилища

  • Длина — 27м
  • Ширина — 5м
  • Осадка на плаву — 1,8м
  • Осадка при ходе на крыльях — 1,1м
  • Скорость — 60 км/ч
  • Мощность — 850 л.с.
  • Пассажиры — 64 чел.


 




СПК «Ракета» / «Си Тех», ГК


ВОЛГА

Катер «Волга» предназначен для прогулок, водного туризма и служебно-разъездных целей. Можно использовать на прибрежных морских линиях, а также на реках, озерах и водохранилищах протяженностью до 180 км

  • Длина — 8,5м
  • Ширина — 2,1м
  • Осадка на плаву — 0,85м
  • Осадка при ходе на крыльях — 0,55м
  • Скорость — 60 км/ч
  • Мощность — 70 л.с.
  • Пассажиры — 6 чел.




СПК «Волга» / «Си Тех», ГК


МЕТЕОР

Теплоход «Метеор» предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 600 км

  • Длина — 34,6 м
  • Ширина — 9,5 м
  • Осадка на плаву — 2,3 м
  • Осадка при ходе на крыльях — 1,2 м
  • Скорость — 65 км/ч
  • Мощность — 2×850 л.с.
  • Пассажиры — 124 чел.




СПК «Метеор» / «Си Тех», ГК


КОМЕТА

Теплоход «Комета» предназначен для скоростных пассажирских перевозок на прибрежных морских линиях протяженностью до 230 миль

  • Длина — 35,1 м
  • Ширина — 9,6 м
  • Осадка на плаву — 3,2 м
  • Осадка при ходе на крыльях -1,45 м
  • Скорость — 60 км/ч
  • Мощность — 2×850 л. с.
  • Пассажиры — 118 чел.




СПК «Комета» / «Си Тех», ГК

СПУТНИК

Теплоход «Спутник» предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на транзитных и местных линиях рек и водохранилищ протяженностью до 600 км

  • Длина — 47,3 м
  • Ширина — 11,7 м
  • Осадка на плаву — 2,7 м
  • Осадка при ходе на крыльях — 0,9 м
  • Скорость — 65 км/ч
  • Мощность — 4×850 л.с.
  • Пассажиры — 256 чел.




СПК «Спутник» / «Си Тех», ГК


ВИХРЬ

Теплоход «Вихрь» предназначен для скоростных пассажирских перевозок на прибрежных морских линиях протяженностью до 235 миль

  • Длина — 47,5 м
  • Ширина — 11,4 м
  • Осадка на плаву — 4,1 м
  • Осадка при ходе на крыльях — 1,5 м
  • Скорость — 65 км/ч
  • Мощность — 4×850 л. с.
  • Пассажиры — 260 чел.




СПК «Вихрь» / «Си Тех», ГК


ЧАЙКА

Теплоход «Чайка» предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 400 км

  • Длина — 26,3 м
  • Ширина — 3,8 м
  • Осадка на плаву — 1,1 м
  • Осадка при ходе на крыльях — 0,3 м
  • Скорость — 86 км/ч
  • Мощность — 900 л.с.
  • Пассажиры — 30 чел.




«Чайка» / «Си Тех», ГК

БЕЛАРУСЬ

Теплоход «Беларусь» предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 320 км

  • Длина — 18,5 м
  • Ширина — 3,2 м
  • Осадка на плаву — 0,9 м
  • Осадка при ходе на крыльях — 0,3 м
  • Скорость — 65 км/ч
  • Мощность — 600 л. с.
  • Пассажиры — 40 чел.

 




СПК «Беларусь» / «Си Тех», ГК


БУРЕВЕСТНИК

Газотурбоход «Буревестник» предназначен для скоростных пассажирских перевозок на транзитных и местных линиях рек и водохранилищ протяженностью до 500 км

  • Длина — 43,2 м
  • Ширина — 7,4 м
  • Осадка на плаву — 2,0 м
  • Осадка при ходе на крыльях — 0,6 м
  • Скорость — 90 км/ч
  • Мощность — 2×2700 л.с.
  • Пассажиры — 150 чел.




СПК «Буревестник» / «Си Тех», ГК

— Не понравилось0+ Понравилось

Поделиться новостью

«Красное Сормово», ПАО

Нижний Новгород+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05

«КБ «Ситех», ООО

Нижний Новгород+7 (831) 273-19-19
Подписка Корабел. ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Предыдущая новость

Днепр без «Ракет»: куда ушли катера на подводных крыльях

сухопутная Ракета из Речпорта

Я до сих пор вспоминаю, как мальцом катался на «Ракете». СССР, Одесса, горжусь отцом– стоим в очереди за билетами на технологическое чудо, сверхскоростной крылатый корабль. Час спустя по левому борту нас обходит другое судно. «– Ух ты, как это «Ракету» обогнали?! – Нет, сынок, на неё слишком длинная очередь была, мы плывем на теплоходе…» Вот как популярны были «Ракеты».

Первое советское СПК – судно на подводных крыльях – появилось в 1957 (только через 4 года нечто подобное сделали в США). Называлось оно «Ракета-1». Почти 100 км/ч – рекорд скорости для речного судна с пассажирами на борту. В 60-80-е «крылатые» правили реками. Серийно производились СПК «Ракета», «Метеор», «Комета», «Беларусь», «Буревестник», «Восход», «Полесье», «Колхида», «Циклон». Но в народе все они назывались «ракетами» – по имени первенца. Десятки стран закупали эти корабли, не имея аналогичных технологий. Но гордость СССР умерла вместе с ним.

Полесье = Ракета

подводные крылья

«Наш Киев» расспросил о киевских «Ракетах» близкого к «Укрречфлоту» человека, попросившего не называть его имя. По его словам, транспортная компания обескрылена с 1996. Тогда флот передавался Фонду госимущества, а тот, в свою очередь, сплавлял «крылышки» за бугор. Греческие, китайские, вьетнамские, голландские коммерсанты по дешевке скупали в постсоветских странах огромное количество «Ракет». Почему мы избавлялись от чудо-техники? Да потому что чудеса дорого стоят.

«Ракеты» потребляли чрезвычайно много топлива. Сам момент «взлета» – выхода судна на несущие крылья – был немногим менее энергозатратен, чем старт космического корабля «Союз-1». Неспроста на них ставили движки от тяжелых самолетов, а на «Метеоры» по 2 на каждый. Поэтому СПК нерентабельны на коротких маршрутах. При СССР хороших дорог было мало, зато наладили развитую сеть речного транспорта. Плюс топливо по 30 коп/тонна. Это делало крылатый флот удобным и дешевым. Строились дороги, рос автопарк и цены на энергоносители – так «Ракеты» отошли тихонько умирать в сторонке.

В судоходной компании «Киев» СПК продержались на плаву до 2003. И поныне там работают два капитана, некогда летавшие на них над Днепром. Мы встретились с одним из них, Александром Вознюком, для ностальгической беседы.

капитан Вознюк когда-то летал на Ракетах

Как долго вы ходили на «Ракетах»?

С 70-х, около 25 лет. Не только по Днепру – по Десне, по Припяти. Каждые полчаса была отправка. А последние рейсы провел в 2003.

Как менялось использование «Ракет» от 70-х годов к 2000-м? При СССР скоростной флот занимал важное место в перевозке пассажиров. Мы ходили набитыми под завязку – популярность «крыльев» огромная была. Не могу сказать, что в 2003-м загруженность была меньше, просто «Ракет» меньше стало. В 70-е в Киеве было около 40 судов на подводных крыльях, и постоянно в портах находились транзитные «Ракеты» из других городов. В 2003 осталось только 2 СПК, так что без загрузки не стояли, ходили на Канев.

Ваши самые яркие впечатления, связанные с «Ракетой»? Самые яркие – первые. Тогда когда в Киев пригнали самую первую «Ракету», у нее даже название было космическое – «Гагарин». До сих пор помню, как кричали «Уводи колесный с причала, «Ракета» идет!» Так все ждали это чудо техники, готовились списать колесный пароход в утиль. Только «Ракет» уже нет, а колесный вон до сих пор стоит, правда уже не паро-да теплоход.

Позже, когда плавали в Канев, часто возили школьников на могилу Шевченко. Как-то слышал, когда учительница спрашивала их о впечатлениях. Хоть бы кто-то о поэте вспомнил, все взахлеб кричали о «Ракете»…

«Ракеты» умерли из-за неэкономичности. Проблема в прожорливости или нужно было особенное дорогое топливо? Развить большую скорость на воде очень непросто. До 100-120 км/ч дошло только благодаря гибриду корабля и самолета – крылатому флоту. На «Ракеты» даже двигатели ставили от бомбардировщиков. Уникальный агрегат, суперлегкий, полностью из алюминия, 1000 лошадиных сил как-никак. А питались они обычной солярой, дизтопливом, ничего особенного. Правда, аппетит – 103 кг/ч на крейсерской скорости. Сейчас такого зверя не прокормишь…

______________________________

Закрома родины – такое место, где выживают даже тупиковые ветви эволюции. Именно там припрятана последняя в Киеве действующая «Ракета». «Хвиля» живет на закрытой территории у Рыбальского острова и предназначена для служебного пользованиями чиновниками Минтранса. Говорят, в этом году она раза 4 плавала в Канев – по служебным делам.

министерская Ракета

тяжеловооруженных судов на подводных крыльях необходимы против Китая и Ирана

Бюджетные ограничения в сочетании с надвигающейся китайской угрозой в Южно-Китайском море и Иране требуют нестандартного мышления.

Военно-морской флот Народно-освободительной армии (НОАК) имеет преимущество с точки зрения численного превосходства и домашнего поля в Южно-Китайском море. Кроме того, появление китайских гиперзвуковых ракет и противокорабельных баллистических ракет делает более крупные боевые единицы потенциально более уязвимыми. Сокращение бюджета означает, что ВМС вскоре столкнутся с дефицитом ракет по сравнению с растущим флотом Китая, насчитывающим более 350 кораблей. Это может стать особенно верным, когда речь идет о возможности запретить китайским военным кораблям доступ к водам у своего побережья.

Небольшие бойцы с большим ударом могут заполнить пустоту. Во времена холодной войны именно этим и занимались суда на подводных крыльях типа «Пегас», сочетавшие в себе скорость с восемью противокорабельными ракетами «Гарпун» и 75-мм пушкой. У них была радиолокационная сигнатура рыбацкой лодки.

Их небольшие размеры в сочетании с системами радиоэлектронной борьбы могут помочь ВМС США и их союзникам в атаках на военно-морские и сухопутные силы Китая в Южно-Китайском море. Они могли двигаться быстро, нанести сильный удар, а затем отступить до того, как военно-морской флот Народно-освободительной армии НОАК [N] сможет отреагировать, особенно если они совершат ночные налеты на китайские цели.

В 1980-х годах катера класса «Пегас», официально известные как патрульные катера с ракетами на подводных крыльях (PHM), легко объезжали скоростные катера, используемые контрабандистами наркотиков. Их преемники, несомненно, смогут сделать то же самое с теми, которые используются Корпусом стражей исламской революции (КСИР) или против китайских патрульных катеров в Южно-Китайском море. КСИР заявляет, что у него есть 112 военных кораблей для слежки за кораблями ВМС США в Персидском заливе.

PHM в сопровождении хорошо вооруженных высокоскоростных беспилотных кораблей могут помочь обеспечить прикрытие между более крупными кораблями, такими как эсминцы, крейсера и авианосцы, и скоростными катерами КСИР. Предоставление военно-морскому флоту возможности опережать, перехитрить и перехитрить иранцев может стать психологическим фактором, позволяющим сохранить импульс в пользу Соединенных Штатов.

Первоначальные PHM начинались как любимый проект покойного начальника военно-морских операций Элмо Зумвальта в начале 1970-х. Цумвальт предложил их на фоне бюджетных ограничений и необходимости противостоять советским и другим патрульным катерам Восточного блока на Балтике. Первоначальное планирование предусматривало 30 PHM, но это число сократилось из-за смены администрации ВМФ, которая хотела сорвать программу. Конгресс настоял на его сохранении, и было построено шесть.

Италия и Германия должны были купить PHM, но выбыли из программы. Класс Pegasus был снят с вооружения ВМФ в 1919 г.93 главным образом потому, что адмиралы больших кораблей не придумали для них подходящей роли. Они опередили свое время.

Они эксплуатировались с меньшими затратами, чем более крупные фрегаты класса «Перри», и доказали свою высокую надежность, резко контрастируя с прибрежными боевыми кораблями (LCS) двадцать первого века, которые терпели ужасные неудачи. PHM могли двигаться со скоростью 48 узлов (55 миль на нее) на своих подводных крыльях без постоянных поломок, которые преследовали LCS. Они были одними из самых быстроходных кораблей, когда-либо появлявшихся на вооружении ВМФ.

Новый класс PHM может обеспечить скорость, маневренность и огневую мощь, которые могут атаковать вражеские цели в сочетании с небольшими, маневренными и хорошо вооруженными кораблями-дронами. Такие корабли-беспилотники могли бы стать военно-морским эквивалентом верных ведомых ВВС, доставляя большое количество боеприпасов, и ими могли бы управлять пилотируемые PHM. Эти беспилотные корабли могли сбить с толку вражеские датчики относительно того, какие корабли были укомплектованы людьми и управляли флотилией, а какие были роботами. Это может спасти жизнь в перестрелке.

Мы столкнулись с противником, приверженцем нетрадиционных методов ведения войны. Коммунистическая партия Китая использует свою военно-морскую милицию, чтобы усилить свои возможности по проецированию силы и претендовать на воды в Южно-Китайском море, угрожая Вьетнаму и Филиппинам, например, на рифе Уитсан в апреле.

Борьба за военно-морское превосходство Китая в Южно-Китайском море требует переосмысления морской войны с точки зрения своего рода партизанской войны на море. Флот PHM мог бы дать флоту и флоту союзников, таких как Филиппины или Тайвань, быстрые, маневренные корабли, которые могли бы проводить операции «бей и беги» против китайских военно-морских подразделений.

Будущие PHM также могут быть оснащены ракетами, такими как противокорабельные ракеты большой дальности (LRASM), «Томагавки» или «Гарпуны», в зависимости от миссии.

Лодки класса «Пегас» были первыми легкоуправляемыми кораблями, спроектированными и построенными за десятилетия до того, как флот начал уделять меньшему количеству экипажа основное внимание при планировании войны.

PHM были ограничены миссиями по перехвату наркотиков в Карибском море, сфера, традиционно предназначенная для Береговой охраны США.

ВМС США должны вернуться к будущему, чтобы найти решения для проецирования морской мощи в двадцать первом веке.

Джон Россомандо — старший аналитик оборонной политики и восемь лет работал старшим аналитиком по борьбе с терроризмом в Исследовательском проекте по терроризму. Его работы были представлены в многочисленных публикациях, таких как The American Thinker, Daily Wire, Red Alert Politics, CNSNews.com, The Daily Caller, Human Events, Newsmax, The American Spectator, TownHall.com и Crisis Magazine. Он также работал старшим управляющим редактором The Bulletin, ежедневной газеты в Филадельфии с тиражом 100 000 экземпляров, и в 2008 году получил награду управляющих редакторов Associated Press Пенсильвании за первое место за свои репортажи.

Изображение: Reuters.

ПРОДАЕТСЯ: первый действующий корабль на подводных крыльях ВМФ

Недатированная фотография USS High Point (PCH-1). Фото Командования военно-морской истории и наследия.

По низкой-низкой цене загруженного Chevy Tahoe Premier вы можете стать счастливым обладателем первого действующего корабля на подводных крыльях ВМФ — бывшего USS High Point (PCH-1).

115-футовый High Point поставляется с 450-сильным дизельным двигателем Detroit Diesel, нуждающимся в новой гидравлике, и тремя подводными крыльями, которые, как сообщается, аккуратно спрятаны под кораблем, стоящим у пирса в Астории, штат Орегон. Хэл Палмер, брокер, занимающийся продажей , сказал USNI News High Point нужно хорошо поработать, прежде чем он снова начнет летать над водой.

Спущенный на воду в 1962 году , Hight Point не для слабонервных (или кошельков), но потенциальные владельцы будут обладать уникальной частью истории борьбы с подводными лодками ВМФ.

« High Point  является первым из серии судов на подводных крыльях, предназначенных для оценки характеристик этого типа силовой установки в современном военно-морском флоте», — говорится в истории судна Командования военно-морской истории и наследия.

Построенный JM Martinac Shipbuilding Corp. и Boeing, High Point мог развивать скорость более 50 узлов на своих трех подводных крыльях, содержащих двигательные гондолы и гребные винты. High Point также мог двигаться на своем корпусе, как обычный корабль.

В судостроительной корпорации J.M. Martinac Shipbuilding Corporation, Такома, Вашингтон, близится к завершению строительство первого в ВМС США охотника за подводными лодками на подводных крыльях USS High Point (PCH-1). На этой фотографии видны ахтерфольг и гондола правого борта. Фото Командования военно-морской истории и наследия.

В 1950-х и 1960-х годах идея High Point заключалась в том, чтобы предоставить военно-морскому флоту скоростной корпус для отслеживания советских подводных лодок, которые становились все быстрее и быстрее, как писал Уильям Эллсуорт в Twenty Foilborne Years, The U.S. Navy Hydrofoil High Point (PCH). -1), подробная история ранней программы подводных крыльев.

«Проблема заключалась в том, что не было ни одной военной миссии, требующей этой возможности. Были некоторые размышления о том, для чего его можно использовать и в какую нишу он впишется. Из-за угрозы со стороны более высокоскоростных подводных лодок возникло противолодочное судно. То, что у вас было, было высокоскоростным охотником за подводными лодками, слишком шумным, чтобы его можно было слушать на подводных лодках, но который мог остановиться, выключить гидролокатор и прислушаться, зафиксировать положение и продолжить преследование подводной лодки. Джон Нахтсхейм, один из военно-морских архитекторов в программе судов на подводных крыльях, сказал Эллсворту в 1984 интервью.

Военно-морской флот провел большую часть десятилетия, тестируя High Point , оценивая, насколько хорошо судно работает в различных морских условиях, и выясняя, как превратить корабль в противолодочную силу. Эллсуорт писал, что гидроакустическое оборудование не работало должным образом, когда High Point двигался на высоких скоростях, и операции корабля почти постоянно совершенствовались.

«Испытания показали, что технология судов на подводных крыльях еще недостаточно развита, чтобы производить надежное судно на подводных крыльях для пополнения флота, и необходимы дополнительные исследования. Тем не менее, благодаря этим испытаниям многое было изучено», — говорится в описании корабля Командованием истории и наследия ВМФ.

Нанус, Канада — охотник за подводными лодками на подводных крыльях USS High Point (PCH-1) запускает противокорабельную ракету AGM-84A Harpoon во время испытаний прототипа системы запуска контейнеров на платформе с подводными крыльями. Январь 1974 года. Фотография Национального управления архивов и документации.

High Point был доставлен с двумя торпедными установками MK 32 на миделе. По словам Эллсворта, трубы были направлены на 45 градусов от носовой части с нулевым углом депрессии. Постоянно беспокоясь о весе, конструкторы урезали удобства для экипажа, чтобы освободить место для вооружения, двигательной установки и гидроакустического оборудования. Санитарные помещения для офицера и типичного экипажа из 12 рядовых матросов были объединены, чтобы уменьшить вес трубопроводов и арматуры. Каюта дежурного офицера была полуприватной. На камбузе одновременно могла разместиться только часть экипажа.

High Point действовал на западном побережье и принимал участие в различных военно-морских учениях. Но в 1975 году ВМС передали High Point Береговой охране США, которая оценила технологию судов на подводных крыльях для использования в качестве прибрежного патрульного корабля. Однако превращение High Point в патрульное судно было почти прервано с самого начала из-за значительных периодов обслуживания и бюджетных ограничений.

High Point был выведен из эксплуатации в начале 1985 года и использовался компанией Boeing в качестве испытательного судна, прежде чем перейти к частным владельцам и прибыть на свое нынешнее местонахождение в Орегоне.

Сегодня военно-морской флот, по-видимому, проводит переоценку технологии судов на подводных крыльях. Ранее в этом году клип с экспериментальным судном на подводных крыльях появился в одном из рекламных роликов ВМФ, как сообщает The Drive . Отвечая на вопрос USNI News в ноябре, представитель начальника отдела закупок ВМФ не располагал какой-либо дополнительной информацией о состоянии судов на подводных крыльях.

Военно-морской флот применил уроки, извлеченные из High Point , при разработке ракетных кораблей на подводных крыльях класса Pegasus, использовавшихся в 1970-е и 1980-е годы, — писал Эллсворт. Через год после того, как High Point присоединился к береговой охране, USS Pegasus (PHM-1) завершил свои эксплуатационные испытания в Сан-Диего.

Однако, в то время как флот применял технологические уроки High Point к классу Pegasus, Эллсуорт считал программу High Point поучительной историей, с которой флот, похоже, все еще борется.

«Во-первых, и это наиболее важно, опыт PCH убедительно продемонстрировал ошибочность рассмотрения первой в своем роде, единственной в своем роде сложной аппаратной системы, готовой к развертыванию в качестве актива парка до того, как она будет была тщательно отлажена», — написал Эллсворт. «Даже когда такая система была тщательно отработана, модифицирована и переработана, можно ожидать дальнейших проблем с ростом при ее первом внедрении в реальную операционную среду».