Светло или темно в космосе: Почему в космосе темно, если светит Солнце?

10 популярных заблуждений о космосе

23 февраля 2015

Образование

Тут и там встречаются любители поболтать о теории Большого взрыва и тёмной материи, не знающие при этом элементарных вещей. Как не выглядеть космическим дурачком и не валиться на простейших истинах и фактах? Мы расскажем о 10 самых распространённых заблуждениях о космосе.

Человек в космосе взрывается

Типичный пример заблуждения, созданного кинематографом ради зрелищности. Ну вы знаете, эти вылезающие из орбит глаза и раздувающееся тело, после чего человек лопается, как мыльный пузырь. Кровь и кишки во все стороны добавляются опционально, если позволяет возрастной рейтинг фильма. Попадание в открытый космос без специального скафандра действительно убивает, но не так зрелищно, как мы видим в фильмах.

На самом деле человек без защиты может пробыть в открытом космосе примерно 30 секунд, не получив при этом необратимых нарушений здоровья.

Это будет далеко не мгновенная смерть. Человек умрёт от удушья из-за отсутствия кислорода. Если хотите увидеть, как это происходит на самом деле, посмотрите «Космическую одиссею 2001 года» Стэнли Кубрика. Вот в этом фильме тема раскрыта вполне реалистично.

Венера и Земля похожи

Когда речь заходит о космической колонизации, то кандидата на роль нового дома для человечества два: Марс либо Венера. Венеру называют сестрой Земли, но только из-за схожести этих планет по размеру, силе гравитации и составу.

Вряд ли нам понравится жить на планете с густыми плотными облаками из серной кислоты, отражающими весь солнечный свет. Атмосфера — почти чистый углекислый газ, атмосферное давление в 92 раза выше нашего, температура на поверхности равна 477 градусам по Цельсию. Не очень дружелюбная сестра.

Солнце горит

На самом деле оно не горит, а светится. Можно подумать, что особой разницы нет, но горение — это химическая реакция, а свет, испускаемый Солнцем, является результатом ядерных реакций.

Солнце жёлтое

Попросите ребёнка или даже взрослого нарисовать Солнце. Результатом обязательно будет жёлтый круг. И правда, можно посмотреть на Солнце собственными глазами — оно жёлтое.

На самом деле мы видим Солнце жёлтым из-за атмосферы Земли. Тут можно поспорить, указав на снимки Солнца из космоса, где оно тоже жёлтое. Действительно, только зачастую такие снимки предварительно обрабатывают, чтобы сделать нашу звезду узнаваемой.

Настоящий цвет Солнца — белый. И чтобы убедиться в этом, совсем не обязательно лететь в космос, достаточно лишь знать температуру. Более холодные звёзды светятся коричневым или тёмно-красным светом. С повышением температуры цвет смещается к красному. Самые горячие звёзды с температурой поверхности в 10 тысяч градусов по Кельвину излучают свет, близкий к противоположной границе спектра видимого света, и дают голубой цвет.

Наше Солнце с температурой поверхности 6 тысяч градусов по Кельвину находится примерно в середине спектра и даёт чистое белое свечение.

Летом Земля ближе к Солнцу

Кажется вполне логичным, что температура на поверхности Земли тем выше, чем ближе она к телу, дающему тепло, то есть к Солнцу. Но причина смены времён года кроется в том, что ось вращения Земли наклонена. Когда ось, выходящая из северного полушария, наклонена в сторону Солнца, в этом полушарии лето, и наоборот. Именно поэтому говорят, что в Австралии зима летом.

При этом не становится заблуждением мысль о том, что Земля периодически отдаляется от Солнца и приближается к нему. Орбита Земли эллиптическая, как и у большинства других планет. Среднее расстояние от Земли до Солнца считается равным 150 миллионам километров. Однако в момент наибольшего приближения планеты к звезде расстояние уменьшается до 147 миллионов километров, а при наибольшем удалении увеличивается до 152 миллионов километров. То есть Земля действительно бывает ближе и дальше от Солнца, но этот факт не влияет на времена года.

Тёмная сторона Луны

Луна действительно всегда обращена к Земле одной стороной, потому что её вращение вокруг собственной оси и вокруг Земли синхронизировано. Однако это не значит, что другая её сторона всегда в темноте. Вы наверняка видели лунные затмения. Угадайте, если сторона, всегда обращённая к нам, закрывает часть Солнца, то куда попадает в это время свет звезды?

Луна всегда обращена одной стороной к Земле, но не к Солнцу.

Звук в космосе

Ещё один миф кинематографа, который, к счастью, используют не все режиссёры. В той же «Одиссее» Кубрика и нашумевшем «Интерстелларе» всё правильно. Космос — безвоздушное пространство, то есть там звуковым волнам просто не через что распространяться. Но это не значит, что Земля — это единственное место, где можно слышать звуки. Везде, где есть какая-то атмосфера, будет и звук, но он покажется вам странным. Например, на Марсе звук будет выше.

Сквозь пояс астероидов нельзя пролететь

Привет «Звёздным войнам». Там мы видели пояс астероидов как очень плотное скопление, пройти сквозь которое под силу лишь таким крутым пилотам, как Хан Соло.

В реальности космос другой. Он больше. Гораздо больше. Несоизмеримо больше. И расстояние между объектами в поясе астероидов тоже гораздо больше. По факту, чтобы пролететь сквозь пояс и врезаться хоть в один астероид, нужно быть самым невезучим человеком во Вселенной.

Для примера можно обратиться к поясу астероидов в нашей системе. Самый большой объект в нём — Церера, карликовая планета — имеет диаметр всего 950 километров. Расстояние между двумя объектами в поясе колеблется в пределах сотен тысяч километров. На данный момент на исследование пояса было отправлено уже 11 зондов, и все они благополучно прошли его без каких-то инцидентов.

Великая Китайская стена видна из космоса

Миф появился ещё до того, как человек побывал в космосе. А ещё до первого полёта на Луну некто утверждал, что стену будет видно и с естественного спутника Земли. Ну что же, вот снимок даже не с Луны, а с довольно низкой орбиты. Найдите Великую Китайскую стену.

Где стена?

На космические технологии тратят четверть бюджета страны

Конечно, не у нас, а в США, но и это чушь. Да, расходы на космическую программу в Штатах выше, чем у любой другой страны, но ни о каких 25% речи не идёт. Вот ссылка на предлагаемый бюджет NASA на 2015 год. Это 0,5% федерального бюджета США. Наибольшие средства в отрасль вкладывались во время космической гонки в шестидесятые годы, но и тогда расходы достигали среднего уровня лишь в 1% от федерального бюджета. Рекорд составляет 4,41% в 1966 году, но то были очень специфические времена.

Мы надеемся, что данная подборка получилась интересной и познавательной. Предлагайте тематики следующих подборок в комментариях.

Клим Шипенко о впечатлениях от космоса и сложностях съёмки на МКС — РТ на русском

В октябре на Международной космической станции прошли съёмки картины «Вызов» — первого в истории полнометражного игрового фильма, снимаемого в космосе. Для работы над проектом Первого канала, «Роскосмоса» и студии Yellow, Black and White на МКС отправились актриса Юлия Пересильд и режиссёр Клим Шипенко. В интервью RT постановщик поделился впечатлениями от полёта в космос и рассказал, как проходили съёмки и какие сложности возникали у группы при работе в невесомости.

 Итак, мой первый вопрос: где лучше — там, наверху, или здесь, внизу?

— Там совсем по-другому. Совсем другая атмосфера, условия. И вообще всё совершенно другое. Прежде всего, там люди летают, а здесь нет. Здесь они просто ходят — действует гравитация. Так что ощущения совсем иные, и мне уже их не хватает. Я уже по этому скучаю. Ведь такого, что ты не чувствуешь никакого веса — можешь слегка оттолкнуться и полететь, пока сам не остановишься, — здесь, на Земле, не испытаешь.

 — Возможно, вам это так понравилось потому, что стало для вас чем-то новым. Но, пробудь вы в космосе полгода, сказали бы: «Пожалуйста!.. Мне уже хочется почувствовать силу земного притяжения».

— Уверен, отчасти это так. И если бы я провёл там полгода, мне не хватало бы Земли и хотелось бы вернуться как можно скорее. Но другие космонавты, с которыми я там беседовал, обычно стремятся летать и находиться в космосе как можно больше. Моя ситуация несколько иная. К определённым аспектам жизни там пришлось привыкать — и в полной мере я так и не привык. Например, как там умываться, питаться, ходить в туалет. Там это очень некомфортно. Человек может привыкнуть практически к чему угодно, но к этим аспектам привыкнуть там труднее всего. В остальном же это состояние полёта и такой вид на Землю, с которым ничто здесь, внизу, не сравнится.

 — Для вас, наверное, это было чем-то потрясающим, ведь вы не проводили всю жизнь в тренировках, не мечтали стать космонавтом. Или всё-таки мечтали? Внезапно стать обычным человеком, который полетел в космос, — такого и представить себе невозможно!

 — Ну технически я космонавт. Но не чувствую себя на том же уровне подготовки и компетентности в том, что касается космоса и Международной космической станции, что и те, кто готовился к полёту по десять лет. Мечта такая у меня, кстати, была, я мечтал об этом в детстве. В России в восьмидесятые годы, когда мне было лет пять-шесть-семь, дети часто грезили космосом. Космонавты в те годы были большими героями, их знали по именам — жаль, что сейчас не так… Я об этом мечтал, у меня была огромная книга о космосе — вот такой толщины! Я её смотрел, пытался читать сам и в чём-то разобраться, просил других прочитать мне что-то из неё. Потом на много лет эта мечта из моей жизни ушла. Но помню, как она была у меня в детстве.

Позже космос вернулся ко мне с моим фильмом «Салют‑7». Так эта тема вновь появилась в моей жизни и заняла там значительное место, ведь я был одним из авторов сценария — я его переписывал. А прежде чем за это взяться, нужно было провести большое исследование. Нельзя просто так начать о чём-то писать, нужно более глубокое понимание данной области, её истории. И я жил с космосом внутри меня. А потом я снимал фильм и постоянно думал: «А как оно там?» — и пытался имитировать эти условия на земле. Так что мыслей о космосе — и особенно о полёте в космос — у меня было немало.

 Кстати, хотела спросить. Когда вы пришли домой и объявили своей жене, матери и детям: «Папа летит в космос!», — как они изначально на это отреагировали?

— Они хорошо меня знают, а потому в каком-то смысле ожидали чего-то подобного. Поэтому они не отреагировали в духе: «Вот это да! Как же так получилось?» Нет-нет-нет. Скорее было так: «Ну понятно…»

 Очередная безумная идея?

— Нет-нет, не безумная. Они знали, что я серьёзно. Они хорошо меня знают. И знают: если я говорю, что что-то будет, так обычно и бывает.

 Мы беседовали с вашей мамой. Она сказала, что совершенно не удивилась. По её словам, вы всегда были человеком, который стремится что-то делать, стремится двигаться вперёд.

— Да.

 Как думаете, вы унаследовали эту тягу к приключениям от неё?

— Разумеется. И от неё тоже.

 Она сказала, что тоже хотела бы полететь в космос, если бы могла.

— Она любит приключения.

 По-вашему, из неё вышла бы хорошая космическая туристка?

— Да, путешествовать ей нравится.

 «Нравится путешествовать!» А был ли на МКС момент (может, когда вы заглянули в иллюминатор), который врезался в память, когда вы в полной мере осознали, извините за каламбур, космический масштаб своей затеи?

— Это произошло в самом начале, в первый же день. .. В первый день, когда мы прибыли на МКС, мы, конечно, очень устали после старта и стыковки, но в то же время были совершенно ошеломлены, и потрясены, и переполнены впечатлениями. Помню, как мы с Юлией летали по станции. Тома Песке устроил нам экскурсию по всей МКС.

 И по американскому сегменту?

— В том числе и по американскому. В конце экскурсии мы посетили «Купол». Помню, мы с Юлией просто замерли. Перестали летать и смотрели (в иллюминаторы. — RT), заворожённые этим зрелищем. Думаю, это был тот самый момент, когда мы впервые осознали: «Господи! Мы в космосе».

— «Мы в бесконечной тьме».

 — «Мы наконец-то здесь!» Конечно, люди годами к этому готовятся, но наша подготовка тоже заняла немало времени. И с каждым новым днём осознание этого факта становилось всё более глубоким. Примерно к середине нашего пребывания на МКС мы уже пообвыклись, но тот, первый момент подарил нам невероятный взгляд на мир.

  • Актриса Юлия Пересильд, космонавт Олег Новицкий и режиссер Клим Шипенко на Международной космической станции
  • РИА Новости
  • © Пресс-служба Роскосмоса / РКК «Энергия»

 Наверное, съёмки на земле теперь должны казаться вам очень скучными. Но здесь у вас есть светотехники, звукорежиссёры — целая команда. На МКС же вам со всем приходилось справляться самому. Там были только вы и Юлия — и, конечно, космонавты и астронавты, которые вам помогали. Было труднее? Или вы, напротив, чувствовали большее удовлетворение от того, что всё сделали сами от начала и до конца?

— Конечно. Смотрите: вот мы записываем сейчас это интервью, (за кадром. — RT) работают четыре человека.

 Пользуясь случаем, выразим им признательность.

— Да. Четыре человека… И мы тут не летаем и никуда не перемещаемся. Если бы мы были в движении, то где-то там бы поставили свет, подготовили пространство, проверили звук, слышимость. Если бы мы ходили по офису, людей было бы ещё больше и процесс стал бы ещё сложнее. Так что — да, разумеется… Даже простое интервью (требует участия определённого числа профессионалов. — RT). А у нас там были съёмки фильма с живыми актёрами и при художественном освещении, как я и хотел.

Просто «Включили свет — и поехали!» — это не то. Я добивался кинематографичной атмосферы, следил, чтобы моя тень не падала на актёров… Старался, чтобы Юлия в кадре смотрелась красиво. Она красивая женщина, и я хотел подчеркнуть в том числе и это… Работать было нелегко. Я также занимался звуком, съёмочной аппаратурой, делал резервные копии материалов, отправлял их на Землю для сверки с монтажёром и чтобы художник по цвету мог убедиться, что я правильно выдерживаю все технические моменты: что картинка не слишком тёмная и не слишком яркая и что фокус выставлен как надо…

— Большая ответственность для одного человека.

 Вот тут ребята не мучаются с фокусом, но если бы мы были в движении, им пришлось бы решать ещё и проблемы с фокусировкой, с которыми сталкивался я, когда мы снимали на кинокамеру без автофокуса. Я летал и настраивал фокус… И я не хочу показать себя героем: я знал, что так и будет. Если в будущем технический прогресс позволит отправить в космос человек десять, то снимать там кино будет легче.

Я к этой работе готовился, тренировался. В кинотеатрах вы увидите, на что я способен в космосе, работая сам и, конечно же, с помощью Юлии. Она здорово меня выручала. Сама себя гримировала — я её гримом, разумеется, не занимался. А ещё заведовала реквизитом. Мы снимали медицинскую операцию, реквизит был медицинский, и она прекрасно в нём разбиралась. Она была как мастер по реквизиту — взяла эти обязанности на себя, помогала с этим… Космонавты тоже помогали, и они же были актёрами…

 Как раз об этом хотела спросить…

— Космонавты выступали в роли актёров. При написании сценария учитывалось, что я не смогу взять туда ещё каких-то актёров. Я знал, что там будет одна актриса плюс космонавты, которым предстоит, по сути, играть самих себя.

 И как они справились?

— Хорошо справились. Они привыкли постоянно быть перед камерами, выступать на телевидении, поздравлять, приветствовать кого-то на Земле… В общем, присутствие камер для них привычное дело. Так что, когда они не были в кадре, а я там летал со своей камерой, кто-то из них мог меня подстраховать, чтобы я не ушибся головой о лампу или что-то другое. Да, это ещё одна проблема: когда я смотрю в видоискатель, я вижу только его и не вижу, куда я улетел. Когда ходишь по земле…

 …есть ориентация в пространстве.

— Как бы да. А там не понимаешь, где потолок, где стены, потому что там любая поверхность может быть и потолком, и стеной, и полом.

 У съёмок в космосе были также и преимущества? Они дали вам как режиссёру что-то, чего здесь вы сделать не можете?

— Конечно, да! За этим мы туда и полетели. Я много времени потратил на имитацию невесомости и условий МКС, так что знаю пределы возможностей того, что можно сделать даже с огромным бюджетом. Даже если у тебя $200 млн, есть границы. Но там, в космосе, то, что ты месяцами пытался воссоздавать, существует просто само по себе. Всё это для них (космонавтов.  — RT) естественно.

Когда на земле режиссируешь фильм о космосе, очень трудно так вывернуть мозг в четырёх измерениях, чтобы выстроить или представить себе сцену с невесомостью. Если есть сцена, где два человека как-то общаются, на Земле они в общем-то стоят друг перед другом на полу. Весьма странно, если кто-то будет стоять на стене или на потолке. Но там это очень естественно.

Я снял там некоторые сцены, которые, я понимал, на земле и представить бы себе не мог: мозг просто так не работает.

Снимать чисто технически трудно. Трудно двигаться, нужно к этому привыкнуть. На земле говоришь: «Ты входишь в дверь и встаёшь здесь». Обычно никакой проблемы с этим нет. А там человек проходит через дверь и оказывается там — «Ой, ну бывает… Ещё один дубль!» Это космос…

Индустрия развлечений расширяется, охватывая многие другие аспекты человеческой жизни. Получается взаимное продвижение. Так люди поймут, что космос и МКС могут быть к ним ближе, им станет проще до них дотянуться, эта тема будет для них интереснее. Обычно, рассуждая о космосе, люди думают: «О, это что-то невероятно далёкое. Я даже отдалённо с этим никак не связан». Может быть, этот фильм и наш полёт после четырёх месяцев подготовки смогут изменить взгляд на космос. И люди скажут: «Ну, может быть, и я там смогу кино снимать. Может, и я в космос полечу. Не обязательно идти к этому десять лет».

 Ещё один аспект, который обсуждался, что сейчас идёт кинематографическая космическая гонка. Ведь в космос осенью собирался и Том Круз. Приятно ли побывать там первым?

— Конечно!

 Есть чувство удовлетворения?

— Я очень люблю состязательность. Я играл и играю в спортивные игры. И всегда приятно оказаться первым.

 Может ли это вызвать очередную серию проектов?

— Надеюсь! Мне не казалось, что я каким-то образом закрыл МКС как объект для съёмок и больше там никому делать нечего. Нет-нет-нет, я думаю, это только начало! Люди будут смотреть на снятые мною там материалы и думать: «Так, хорошо, теперь мы понимаем, что там можно сделать». И я, конечно, буду разговаривать с теми кинематографистами, которым будет интересно также вести съёмки на МКС, делиться с ними своим опытом: что там можно, что нет. Второму кинематографисту будет уже значительно проще.

 Вы проторили дорогу.

— Я ведь не знал, чего ждать во многих отношениях. А сейчас могу рассказать коллегам, как там обстоят дела с точки зрения кинематографии, чего ожидать, чего даже не пытаться сделать — многие такие вещи. Космос сам по себе даёт тебе перспективу, какой на земле себе даже и не вообразишь. Взять и освещение…

 Канадский астронавт Крис Хэдфилд на наш вопрос сказал: «Думаю, труднее всего им придётся с освещением».

— Не то чтобы прямо «труднее всего». Просто приходилось иногда ждать света. Через каждые сорок минут становится темно, а затем опять светло. Но эти изменения просто волшебные! Это не просто как закат солнца. И это также трудно себе вообразить. Солнце начинает играть радужными цветами. У нас была сцена, где Юлия сидит у иллюминатора и просто разговаривает с Землёй. Солнце начинает меняться, и эти метаморфозы настолько многообразны, что создают волшебное, космическое освещение! Имитировать его здесь возможно, но просто придумать такое я бы не смог!

 Идея фильма «Вызов» и то, как она родилась, — вы всегда знали, что хотите сделать нечто подобное, и воспользовались представившейся возможностью? Или же адаптировались под эту возможность?

— Вообще-то, когда мне предложили срежиссировать фильм в космосе, я знал, что мы будем ограничены тем, что туда могут полететь только двое. Я не хотел, чтобы в фильме было слишком много компьютерной графики, я хотел снимать всё по-настоящему. Так что я придумал историю, держа в уме эти условия, но это оригинальная задумка, и продюсерам она понравилась. Все три компании сразу же её одобрили. Так что я не знаю, как ответить. Может, в некотором смысле я адаптировался к условиям, а во многом воспользовался представившейся возможностью.

 Сколько времени прошло с того момента, как у вас зародилась эта идея, до старта ракеты с Байконура?

— Чуть больше года.

 Ясно, год… Значит, вы долгое время вынашивали эту идею.

— Думаю, год и месяц.

 Роскосмос также оказал вам поддержку.

— Они в числе продюсеров фильма.

 Именно. Можно ли сказать, что они действительно помогли и вложили время и ресурсы в успех фильма?

— Без их помощи и вклада всё это было бы невозможно. Так что — да, конечно. Они сделали всё, что могли, чтобы мне помочь. Конечно, сделать больше того, что в их силах, они не могли. Нужно учитывать, что МКС — не съёмочная площадка, это научно-исследовательский объект, где космонавты занимаются работой. Они там очень заняты — и не съёмками, а своими делами. Они сделали всё, что в их силах, я считаю.

 Мы много внимания уделяем вам и Юлии, потому что вы снимали первый полнометражный фильм в космосе и вас, конечно, можно назвать первопроходцами. Но, очевидно, те, кто наблюдали за вами с Земли, волновались за вас. Ваши дети, наверное, были очень взволнованы, узнав, что вы полетите в космос?

— Да. Моя дочь немного переживала, плакала при запуске. Старший сын держался очень уверенно — по крайней мере, выглядел таким: страха за меня он не показывал. А младший сын пока ещё слишком мал, чтобы понимать, что происходит.

 Вы поддерживали с ними связь из космоса?

— Да, я им звонил. А ещё один раз мы говорили по видеосвязи. Там у меня не было времени часто кому-то звонить. Вы могли заметить, что, когда я приземлился, у меня была борода, хотя улетал я без неё. У меня там не было времени бриться. Там на это уходит в пять раз больше времени, и я думал: «А обязательно ли мне бриться? Может, лучше раньше начать съёмку?»

 Да и всего-то 12 дней.

— Да. Там всё требует больше времени. Если бы я пробыл там, скажем, пару месяцев, то я бы начал скучать по ним. А за такой короткий промежуток, когда нужно было успеть сделать так много работы, скучать времени не было.

 Взлёт или приземление — что было тяжелее? И на что это было больше похоже?

— Это было больше похоже на американские горки — потрясающая поездка на американских горках. Приземление. Взлёт был не таким тяжёлым, как принято считать. У нас там было, кажется, только 2,5 g.

 Перегрузка?

— Да, перегрузка. Но всего, кажется, в 2,5 g, что совсем не плохо. При приземлении — кажется, более 4 g, может, 4,5 g. Но нас готовили к 8 g, так что было совсем не плохо.

Нет, мы приземлялись, когда раскрылся парашют, капсулу начало вот так мотать. (Показывает руками.) Но опять же: я думал, она будет вращаться на триста шестьдесят градусов. До этого американский астронавт Шейн сказал, что приземлялся дважды и это была какая-то бешеная скачка. Бешеная скачка, конечно, была, но я думал, что она будет в десять раз более бешеной. Но да, ощущения те ещё!

  • Член съёмочной группы фильма «Вызов» режиссёр Клим Шипенко после посадки спускаемого аппарата транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-18»
  • РИА Новости
  • © Сергей Савостьянов

 Как вы уже отмечали, подготовкой к полёту всё не заканчивается. По возвращении на Землю вас, кажется, отвезли в Звёздный городок для повторного привыкания, адаптации к земной жизни.

— Верно. Это заняло два-три дня.

 Трудно было? Например, первые шаги после приземления.

— Трудности были. Ведь нужно приспособить гироскоп в своей голове. Мне было трудно разобраться, где пол, где потолок. Так что мне потребовалось два-три дня на то, чтобы начать ходить уверенно.

 Но выглядели вы по приземлении непринуждённо. По крайней мере, на фотографиях. Было в них что-то кинематографичное: Юлия сидела в солнечных очках, вы — положив ногу на ногу. Выглядели так, словно: «А, мы просто вернулись из поездки!» Был ли у вас по приземлении вздох облегчения: «Все в безопасности, всё, что задумано, сделано»?

— О да.

 Всё, на что рассчитывали?

— О да. Как по завершении масштабной, трудной работы чувствуешь удовлетворение от того, что всё сделано. Ты через всё прошёл и всё сделал. Я был доволен тем, что план по съёмкам на МКС полностью выполнен: всё, что я планировал, я снял. Смотрится, думаю, очень хорошо. Продюсерам нравится. Было чувство удовлетворения от того, что сделано большое дело.

 Ясно, что вам как режиссёру на Земле теперь слишком скучно. На орбите вы уже побывали, там поработали, что дальше? Ничего уже не осталось, кроме, наверное, Марса, Луны?

— Ну, это не значит… что я просто буду продвигаться дальше во Вселенную, а потом улечу в другую галактику. Нет, так я не рассуждаю. У меня есть другие проекты. И мне совершенно не скучно снимать кино на земле. Меня ждут многочисленные проекты, которыми я займусь по завершении работы над фильмом «Вызов».

Нет, меня очень интересуют просто человеческие истории. Может быть, мой опыт полёта как-то их насытит, может, я раскрою их как-то иначе, чем думал. Но это не значит, что теперь я будут летать и готовлюсь снимать на Луне или Марсе. Таких планов нет.

 Когда нам ждать выхода картины?

— Определённо раньше конца будущего года.

 То есть нам придётся подождать…

— Да, это было только начало.

 …чтобы увидеть результаты вашей двенадцатидневной работы в космосе? Вы считаете, что это было испытанием?

— Конечно.

— Для вас как для режиссёра это было величайшим испытанием?

— О да, и как для человека. Как для кинематографиста — безусловно. Как для человека — конечно, жизнь теперь разделится на «до полёта» и «после полёта».

 Напоследок спрошу: если вам предложат полететь ещё раз, полетите?

— Да. Не на этой неделе, но, может, в следующий четверг готов. На этой неделе нужно просто…

 …привыкнуть к силе притяжения.

— Да, и нужно доделать кое-какие дела, прежде чем я вновь туда отправлюсь.

Видеоверсию интервью смотрите на RTД 31 октября.

У нас наконец есть идея, как темное пространство может получить

Провод SYFY

Syfy Insider Exclusive

Создайте бесплатный профиль, чтобы получить неограниченный доступ к эксклюзивным видео, лотереям и многому другому!

Зарегистрируйтесь бесплатно для просмотра

Автор
Элизабет Рейн

Хаббловский снимок далеких звезд. Предоставлено: NASA

«Космос. Последний рубеж». То, как Патрик Стюарт произносит эти слова во вступлении к Star Trek: The Next Generation выглядит почти зловеще, из-за чего путешествие на «Энтерпрайзе» кажется путешествием в непроницаемую пустоту. Этот голос всегда будет вызывать у вас мурашки по коже.

Между планетами и звездами, появляющимися ночью, космос может выглядеть как обширное пространство тьмы, но оно все еще освещено фоновым свечением звезд и галактик. Это космический оптический фон (КОФ). В отличие от невидимого космического микроволнового фона или реликтового излучения (остатков Большого взрыва), COB сообщает нам обо всех галактиках, которые сформировались с момента после Большого взрыва до 450 000 лет спустя. Эти галактики удерживают Вселенную от полного затемнения.

Далекие звезды и галактики также могут дать нам представление о том, сколько галактик возможно существует, что-то, что может сказать нам, насколько темно там на самом деле.

Поскольку новое исследование с использованием данных космического корабля New Horizons обнаружило гораздо меньше таких галактик, чем предполагалось, космос может быть темнее, чем мы думали. В отличие от Хаббла, который, несмотря на все свое далекое видение, все еще вращается вокруг Земли, космический корабль «Новые горизонты» находится достаточно далеко, чтобы по-настоящему оценить темноту космоса. Если бы он мог наблюдать Аррокот, он мог бы видеть вещи, о которых Хаббл (который запечатлел далекие звезды выше) не может даже мечтать. Данные New Horizons показали, что самые темные области космоса в десять раз темнее, чем самые темные области, которые Хаббл может видеть. Вместо триллионов невидимых галактик подумайте о сотнях миллиардов.

«Космический оптический фон (COB) — это средний поток фотонов видимого света, усредненный по объему наблюдаемой Вселенной», — сказал астроном Марк Постман, соавтор исследования, недавно опубликованного в The Astrophysical Journal . «Он отражает, по крайней мере частично, интеграл космологической истории звездообразования, происходящего в узнаваемых галактиках, протогалактиках и звездных скоплениях, а также массовую аккрецию черными дырами».

Даже черные дыры поддерживают свет — или, по крайней мере, их аккреционные диски, состоящие в основном из светящегося звездного материала. Фотоны, или частицы света, вращаются вокруг аккреционного диска черной дыры, пока, наконец, не преодолевают ее горизонт событий. Это точка невозврата. Считается, что за этой опасной зоной находится настоящая чернота, потому что даже свет не может убежать.

COB трудно наблюдать. Видение Хаббла часто искажается из-за светового загрязнения вокруг Земли. Либо солнечный, либо искусственный свет может отражаться от частиц космической пыли (в основном остатки разбившихся комет и астероидов), вызывая блики, которые мешают наблюдениям, а телескопы, очевидно, не могут щуриться. Для чего-то, вращающегося вокруг нашей планеты, зодиакальный свет или неземной белый свет, который исходит между планетами и появляется примерно за час до рассвета или после захода солнца, также является неприятностью. New Horizons не так сильно на это отвлекаются. У любого телескопа или космического корабля возникнут проблемы с измерением COB.

Если вы действительно хотите знать, насколько ярким является COB, вы должны исключить все эти отвлекающие факторы. Для этого нужно уйти дальше от внутренней Солнечной системы. Именно здесь New Horizons особенно полезен, потому что он находится на расстоянии более 4 миллиардов миль, где небо может стать намного темнее. Получение точных показаний COB также означало исключение любого света от галактик, которые, как считается, существуют, но слишком слабы, чтобы их существование можно было подтвердить. Световое загрязнение от звезд в нашей собственной галактике было самой неприятной проблемой для астрономов, которые должны были не допустить, чтобы оно искажало реальную яркость COB.

Выяснилось, что когда все другие шумы были подавлены, COB стал довольно слабым. Так что же это за свет? Может быть, галактический мусор. Может быть, звезды-изгои. Может быть, ни то, ни другое. Когда космический телескоп НАСА имени Джеймса Уэбба, наконец, взлетит, он, наконец, сможет лучше понять тьму последнего рубежа.

Это дело фанатов

Присоединяйтесь к SYFY Insider, чтобы получить доступ к эксклюзивным видео и интервью, последним новостям, лотереям и многому другому!

Бесплатная регистрация

Все сообщения о

Новости

Наука

Астрономия

НАСА

New Horizons

Хаббл

космос

Похожие истории

Последние новости SYFY WIRE

Все новости

Выбор редакции

Как осветлить темную комнату

Помните, что фотограф-любитель и Beetlejuice любовный интерес Лидия Дитц сказала отцу, когда он предложил построить ей фотолабораторию в подвале? «Вся моя жизнь — темная комната. Один. Большой. Темный. Номер.» Ну, каждому свое и все такое, но для большинства из нас предпочтительнее иметь светлый дом. Однако это не всегда легко. На самом деле, осветление темного пространства — обычная задача при проектировании комнаты. К счастью, есть надежные приемы, которые профессионалы в области интерьеров, такие как Джессика Шустер, Дэн Мазарини и Гэри МакБорни, используют для добавления света через детали. От покраски потолка до наслоения аксессуаров — мы попросили их дать несколько советов, которые помогут вам впустить свет.

1

Покрась пол в белый цвет

Предоставлено Дэном Маццарини

Как будто вам нужна была причина, чтобы покрыть эти паркетные полы середины века, которые поставлялись с квартирой. «Белые окрашенные полы отражают свет по всему пространству», — говорит Мазарини. «Мне нравится Armorseal Rexthane от Sherwin-Williams». Здесь дизайнер соединил белоснежные полы с черной мебелью и акцентами для создания резкого графического образа.

2

Выбрать яркий ковер

Ricardo Labougle

Большой разноцветный ковер, подобный этому в pied-à-terre Джулианы Лимы Васконселлос, — это не просто решение для выделения определенной зоны в доме. «Я люблю красочные ковры, — говорит Макборни. «У них есть способность как привлечь вас, так и отвлечь».

3

Откажитесь от тяжелых штор

Douglas Friedman

«Я отказываюсь от использования драпировок и вместо этого использую солнцезащитные или римские шторы, чтобы создать впечатление меньшего количества ткани при отделке окон», — говорит Шустер. А именно: избавьтесь от тяжелых темных штор, поглощающих свет. Здесь, в собственной квартире дизайнера, вид без занавесок подчеркивает естественное освещение, проникающее внутрь.

4

Выберите яркое искусство

Douglas Friedman

Хотя темные комнаты могут быть уютными, добавление ярких произведений искусства поднимет настроение и внешний вид помещения. Что касается дополнительных осветляющих свойств, МакБурни говорит: «Не забудьте добавить несколько источников света или прожекторов».

В этом уютном кабинете в Сан-Франциско дизайнер Николь Холлис сделала яркое произведение искусства Дуга Эйткена завораживающим центром темной комнаты.

5

Повесить зеркало

Stephen Kent Johnson

Удвойте количество солнечного света в вашей комнате, отражая свет от отражающих поверхностей. «Полезно полностью зеркально отразить стену или добавить декоративное зеркало напротив окон, чтобы привлечь свет», — говорит Шустер — точно так же, как это сделал Габриэль Хендифар в своей душной нью-йоркской квартире, показанной здесь.

6

Попробуйте глянцевый потолок

Roger Davies

Одним из лучших способов добавить в комнату больше света является глянцевая краска, а потолок — идеальное место для экспериментов с этим выбором дизайна. «Глянцевая краска может добавить еще одну отражающую поверхность в темную комнату», — говорит МакБурни. Здесь, в доме в Беверли-Хиллз, дизайнер Оливер М. Ферт покрасил потолок глянцевым лаком Pratt & Lambert цвета пороха.

7

Измерьте температуру в вашей комнате

Стивен Кент Джонсон

Когда дело доходит до освещения, цветовая температура имеет большое значение! И, по словам Мазарини, лампочки 2700K рекомендуются, когда вы входите в мир светодиодных фонарей. «Если позволяет бюджет, используйте диммерную лампу с технологией теплого свечения», — добавляет он.

Художник по свету Линдси Адельман должна была знать: здесь, в своем таунхаусе в Бруклине, она выбрала собственную люстру Drop System, чтобы создать нужную атмосферу.

8

Включить металлики

Annie Schlechter

Использование мерцающих золотых или серебряных аксессуаров — простой способ преобразить темное и унылое пространство. «Я успешно использовал металлик на стенах, потолках, светильниках и акцентах мебели», — говорит МакБурни. «Просто будь осторожен: слишком много хорошего — это слишком хорошо». Например, в спальне дома в Южной Флориде дизайнер Родни Лоуренс добавил нужное количество серебристых акцентов в лампы и обои de Gournay.

9

Выбирайте полы из светлого дерева

Ник Глименакис

Когда помещение нуждается в дополнительном освещении, лучше всего выбрать пол из светлого дерева, чтобы осветлить комнату. «Светлый пол в контрасте с яркой стеной может помочь «раздвинуть стены» и увеличить пространство», — говорит МакБурни. Дизайнер Делия Кенза сделала именно это в своей недавней реконструкции таунхауса в Бруклине, показанной здесь.

10

Обнимите белый абажур

Philippe Garcia

Белая бумага обертывает камни… и все остальное, когда нужно осветить комнату. «Белая бумага — ваш друг», — говорит Мазарини. Он предлагает не сдерживаться от внесения в темное пространство белых бумажных абажуров, фонарей и подвесных светильников. Возьмем, к примеру, эту светлую спальню в бельгийском доме, спроектированную Оливье Двеком.

11

Выбирайте белую или нейтральную цветовую схему

Сильвия Фоз

Темная комната — не место для экспериментов с мрачной темной цветовой палитрой. «Светлые оттенки на стенах и потолке действительно могут помочь осветлить естественно темное пространство», — говорит Шустер. Если ваши стены нейтральные, покрасьте потолок на тон светлее, чтобы свет отражался по комнате. Эта стратегия помогла этой нью-йоркской квартире, спроектированной ветераном моды Карли Кашни, стать более воздушной.

12

Дополните свой дневной свет

Джошуа МакХью

Непрямое освещение, направленное вверх, может компенсировать недостаток света на потолке, особенно в конце дня. «Это возможность проявить творческий подход, — говорит МакБурни. «Для внутренней библиотеки нью-йоркской квартиры я создал и стратегически разместил искусственный световой столб с железной решеткой на центральной стене».

Еще один отличный пример? Здесь, на кухне размером с пинту, спроектированной Cochineal, винтажные бра заменяют скучное рабочее освещение.

13

Регулярно мойте окна

Эми Нойнсингер

Да, мы знаем. Это кажется очевидным, но простое мытье окон сильно повлияет на количество солнечного света, попадающего в комнату. «Удивительно, что чистые окна могут сделать для комнаты», — говорит МакБорни. «Я рекомендую делать это каждую весну и осень или чаще». Вы можете увидеть, как стратегия окупается в этой светлой гостиной, спроектированной Ники Кехо.

14

Наймите дизайнера по свету

Эти жалкие светильники, которые ваш домовладелец, вероятно, вытащил из мусорного бака, не приносят вам — или этой темной комнате — никакой пользы. «Часто художник по свету может обмануть зрение, чтобы свет казался более объемным в более темном пространстве», — говорит Шустер.