Теория что это: Теория – Гуманитарный портал

Научная теория — Психологос

Научная теория — это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях исследуемой области действительности. Термин «теория» происходит от греч. theoria, что значит наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение.

Научная теория представляет собой систему логически взаимосвязанных утверждений, содержит доказательный механизм построения знания, воплощает конкретную программу исследования, что и обеспечивает целостность теории как единой системы знаний. С методологической точки зрения научная теория должна стремиться к максимальной полноте и адекватности описания, целостности и выводимости положений друг из друга, внутренней непротиворечивости.

Компонентами научной теории являются эмпирическая основа (факты, полученные в ходе эксперимента), теоретическая основа (постулаты, законы, в которых описываются идеализированные объекты), логика теории (правила логического вывода и доказательства), совокупность полученных утверждений и результатов.

Научные теории различаются по характеру решаемых ими задач, а также по способам построения и типам реализуемых процедур. Различным формам идеализации и соответственно типам идеализированных объектов соответствуют и различные типы научных теорий. В этой связи научные теории подразделяются на описательные, математизированные, дедуктивные.

Примерами первого типа описательных (эмпирических) теорий являются эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, большинство современных психологических теорий, традиционные лингвистические теории и т. п. На основании многочисленных опытных данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений, что позволяет им сформулировать общие законы, которые становятся базой теории. Теории этого типа формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания.

Второй тип составляют научные теории, активно использующие аппарат и модели математики. В математической модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий некоторый реальный объект. К этому типу теорий относятся теоретическая физика, генетика, математическая лингвистика и др.

Третий тип — дедуктивные теоретические системы. К необходимости их построения привела задача обоснования математики. Первой дедуктивной теорией называют «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода. Сначала формулируется исходная основа таких теорий, а затем те утверждения, которые могут быть логически получены из этой основы. Все логические средства, используемые в данных теориях, строго фиксируются, а доказательства теории строятся в соответствии с этими средствами. Дедуктивные теории используют особый формализованный язык. Обладая большой степенью общности, такие теории вместе с тем остро ставят проблему интерпретации, которая является условием превращения формализованного языка в знание в собственном смысле слова.

К научной теории предъявляется ряд требований: адекватность описываемому объекту, полнота описания изучаемой стороны действительности, взаимосвязь различных элементов теории и их внутренняя непротиворечивость и, конечно, соответствие опытным данным. Научная теория развивается под воздействием внутренних (выявленных в самой теории противоречий) и внешних (противоречия между теорией и практикой, данной теорией и новыми фактами) факторов.

С точки зрения языка научная теория представляет собой логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях. Возникновение научных теорий неразрывно связано с процессами идеализации и абстрагирования, которые выражаются в научных терминах и понятиях. Так, в математике к идеальным объектам относятся геометрическая точка, линия, плоскость; в логике — умозаключение, доказательство, определение; в классической механике — система материальных точек, абсолютное пространство и время; в истории — понятия «всемирная история», «народ», «человечество» и др.

Теоретические модели действительности представляют собой определенные упрощения, схематизацию и идеализацию действительности. Они содержат целый ряд понятий, которые имеют чисто инструментальный характер. Идеализация объектов в науке производится через предельный переход от фиксируемых в опыте свойств эмпирических объектов к крайним, логически возможным значениям.

Методологи видят цель научных теорий в их способности экономно представлять имеющуюся информацию об определенной предметной области. Так, Э. Мах считал, что в самой объективной действительности никаких формально-логических взаимосвязей между ее свойствами и отношениями, да и самих законов не существует. Логические отношения имеют место только в сфере мышления между понятиями и суждениями.

Функциями научной теории являются: описательная, объяснительная, предсказательная и синтезирующая. Описательная функция связана с установлением эмпирических и экспериментальных законов, так как любая теория дает описание изучаемой области знания, напр., теория относительности описывает движение объектов с большими скоростями, а теория элементарных частиц -строение микромира. Помимо описания объектов соответствующей предметной области теория объясняет их генезис, состав, структуру, функции. Например, теория естественного отбора Ч. Дарвина объясняет причины и механизмы приспособления живых организмов к условиям среды. Благодаря предсказательной функции теория становится практически значимой, она способствует предвидению новых явлений, еще не открытых или не описанных наукой (напр., геологические теории приводят к открытию месторождений полезных ископаемых, новых космических объектов и др.). Синтезирующая функция теории заключается в упорядочении огромной массы эмпирического материала, всевозможных теоретических конструкций, гипотез и пр. Теория концентрирует внимание на существенном в эмпирическом материале, выявляет его внутреннее единство, позволяет объяснить разнообразные явления, опираясь на ряд основоположений. Синтезирующая функция способствует тому, что теория одной научной области может оказывать влияние на другие, смежные области знания и в целом на стиль научного мышления конкретной эпохи.

По отношению к научной теории может осуществляться ряд процедур обоснования (верификация, фальсификация, методологическая рефлексия), связанных с критикой оснований теории.

Теория | Понятия и категории

ТЕОРИЯ (греч.  εωρία, от  εωρέω — рассматриваю, исследую), в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории. По словам В. И. Ленина, знание в форме теории, «теоретическое познание должно дать объект в его необходимости, в его всесторонних отношениях…» (ПСС, т. 29, с. 193).

Tags: 

Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания; другие его формы — законы науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы — генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу её формирования; с другой стороны, они нередко сосуществуют с теорией, взаимодействуя с нею в системе науки, и даже входят в теорию в качестве её элементов (теоретические законы, типологии, основанные на теории).

Tags: 

Роль теории в социально-практической деятельности. Основываясь на общественной практике и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях действительности, теория выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности. При этом роль Теории не ограничивается обобщением опыта практической деятельности и перенесением его на новые ситуации, а связана с творческой переработкой этого опыта, благодаря чему теория открывает новые перспективы перед практикой, расширяет её горизонты.

Tags: 

Идеология

ТЕОРИЯ — теория научная — это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез. Существует до тех пор, пока не накапливается определенное количество противоречащих ей данных, требующих пересмотра теории или даже отказа от нее. Собственно развитие науки в основном являет собой развитие и смену теорий.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 811.

Tags: 

Психология

ТЕОРИЯ (греч. theoria — рассмотрение, исследование, учение) — наиболее сложная и развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории. Поскольку термин «теория» многозначен, в современной методологии науки он определен в узком и специфическом смысле по сравнению с толкованием, которое часто встречается в обыденной речи, когда теория отождествляется с любой совокупностью взглядов и идей, отличающихся от практических действий.

Tags: 

ТЕОРИЯ — в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений. В более узком смысле — высшая форма организации некогда разрозненных знаний, дающая целостное (концептуальное) представление об объекте познания. Хорошая теория позволяет множество дополнительных фактов подвести под уже выявленные и описанные общие законы и закономерности, а из общих законов вывести неизвестные дотоле связи между фактами, казавшимися разрозненными.

Tags: 

ТЕОРИЯ В ЛОГИКЕ представляет собой логически связную систему предложений. В качестве логической связи используются процедуры дедукции, формализующие отношение выводимости. В зависимости от степени проясненности (выявленности) дедуктивных связей различают несколько типов теорий. К первому типу относятся содержательные теории. В их составе дедукция используется лишь для связи отдельных положений. При этом исходные утверждения в рассуждениях представляют собой некоторые допущения, называемые посылками. Посылки не обязаны быть (и не всегда бывают) истинными, а потому любое предложение, которое дедуцируется с их использованием, считается условно истинным: заключение истинно при условии, что посылки являются истинными. Примером содержательной теории является школьная арифметака…

Tags: 

Логика

ТЕОРИЯ — в широком смысле комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснена какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий — исходного базиса теории. В процессе применения теории сформированное в ней знание опосредуется различными промежуточными звеньями, конкретизирующими факторами, что пред полагает живое, творческое мышление, руководствующееся теорией как программой, но мобилизирующее также все возможные способы ориентации в конкретной ситуации. Действенное применение теории требует опоры на непосредственное восприятие исследуемого объекта, использования практического опыта, включения эмоциональных и эстетических моментов сознания, активизации способностей творческого воображения…

Tags: 

Философия

Наука

ТЕОРИЯ (греч. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение, буквально — «зрелище», «инсценировка») — высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных (структурных, функциональных, каузальных, генетических) связях определенной области описываемой действительности (предметного поля объяснений и интерпретаций). В классической науке Т. в идеале должна представлять собой систему ее законов и презентировать основной категориально-понятийный аппарат ее описания (понимания, истолкования, интерпретации, объяснения и прогнозирования, при акцентуализации последних двух процедур). Она представляет собой дедуктивно (в большинстве случаев) простроенную систему организации знания, вводящую правила логического вывода более конкретного знания (следствий) из наиболее общих (в пределе — аксиоматических) для данной Т. оснований-посылок. В идеале правильно построенная Т. является открытой как в сторону исследования фактов, так и в сторону метатеоретических исследований, в которых она согласовывается с другими Т., имеющими отношение к данной предметно-проблемной области. Т. различаются по характеру решаемых задач, способам своего построения, типам реализуемых процедур…

Tags: 

ТЕОРИЯ (THEORIE). Современное значение слова «теория» далеко ушло от своего греческого «прародителя» (Theoria). Для нас теория — не столько созерцание, сколько труд, не столько радость познания, сколько мыслительное усилие. Так что же такое теория? Принципиально непротиворечивая совокупность понятий и положений, имеющая целью достижение нового знания или осмысления той или иной части реальной действительности. Если положения теории состоят из аксиом и теорем, перед нами — гипотетико-дедуктивная теория.

Tags: 

Философия

Наука

Страницы

  • 1
  • 2
  • следующая ›
  • последняя »

Что такое теория? | SkillsYouNeed

На этой странице рассматриваются основы понимания того, что означает слово « теория » и как разрабатываются теории.

Наряду с описанием теории на странице дается краткое введение в этапы построения теории в академическом или научном контексте.

Теория — это метод, который мы используем, чтобы дать нам понимание.

Одна из основных целей теории — дать ответ на вопрос « почему? ’. Спрашивая, ‘ почему? », чтобы расширить свои знания в предметной области и перестроить свои мысли и мнения, это важный навык для всех, кто хочет учиться и развиваться.

« Почему » — один из самых первых вопросов, которые задают дети:

  • «Можете ли вы сейчас подготовиться ко сну?» … « О, , почему ?
  • Почему снег холодный?
  • Почему мне завтра идти в школу?
  • Почему небо голубое?

Подобных вопросов от детей может быть бесконечное множество. Часто поиск или предоставление подходящих объяснений может быть утомительным и разочаровывающим — возможно, мы прибегаем к словам: « Ну, это просто так! »  В основе таких вопросов, однако, лежат первые попытки ребенка понять окружающий мир и разработать собственные теории о том, почему вещи такие, какие они есть.

Таким образом, определение «теории» должно учитывать вопрос «почему?», но теория глубже этого. Приведенные ниже пункты в некоторой степени помогают с определением.

  • Теория — это попытка объяснить, почему и тем самым обеспечить понимание.
  • Теория — это не просто «любое» объяснение. Теория возникает, когда ряд идей принимается и принимается более широким сообществом людей.
  • Теория не обязательно основана на фактах – то, как мы понимаем и даем объяснения, зависит от нашего культурного происхождения и того, как мы смотрим на мир.

Хотя жестких правил не существует, современная теория обычно разрабатывается академиками и учеными в несколько этапов.

Важно понимать, что этапы разработки теории, перечисленные на этой странице, обычно считаются последовательными — один шаг следует за последним.

В действительности часто одновременно задействовано более одного из этих процессов.

От наблюдения к пониманию

  • Наблюдение (обычно эффект)
  • Описание
  • Возможная теория — гипотеза
  • Чтение – размещение индивидуального понимания в контексте
  • Исследования
  • Подробнее
  • Принятие, отклонение или изменение гипотезы
  • Теория – понимание почему – и это принимается более широким сообществом людей

Наблюдение и описание

Наблюдение может включать в себя личный или профессиональный опыт и более широкое чтение по предмету. Обычно мы наблюдаем не причину, а следствие. Важным методом исследования является наблюдение.

Следующим шагом после наблюдения обычно является описание; это то, что «кажется» происходит. Описание обеспечивает вид поверхности; подумайте о легендарном простом наблюдении яблока, падающего на землю, которое привело Исаака Ньютона к теории гравитации (которая в конечном итоге стала универсальными законами гравитации).

Гипотеза – вопрос исследования

После наблюдения и описания может быть сформулировано предварительное понимание того, «почему», которое известно как гипотеза или вопрос исследования. Обычно это делается для выяснения причины, т.е. почему яблоко упало на землю?

Чтение и размещение в контексте

Важно читать из самых разных источников; чтение может иметь место на любой стадии этой последовательности событий. Чтение позволяет исследователю помещать информацию в контекст. Как правило, перед тем, как приступить к исследованию, исследователь должен прочитать значительный объем информации.

Также возможно, что чтение по теме приведет к новому исследовательскому вопросу. Изучая предмет для понимания, исследователь может обнаружить «пробел» в текущих знаниях, который он хочет заполнить.

Исследование

Затем проводится исследование для «проверки» гипотезы или изучения исследовательского вопроса. Для естествоиспытателя это обычно включает в себя контролируемые научные эксперименты, которые повторяются снова и снова и должны давать одинаковые (или похожие) результаты.

Для социолога или социолога такие эксперименты более трудны, иногда их невозможно организовать. Однако существует множество исследовательских инструментов, которые социолог может использовать для изучения своего исследовательского вопроса.



Принятие, отклонение или изменение гипотезы:

Вопрос исследования

После проведения научного исследования это может привести к принятию, отклонению или изменению гипотезы. Для социального исследователя может не быть никаких твердых выводов, позволяющих этому процессу иметь место; обычно исследования ведут к дополнительным исследованиям и изучению дополнительных вопросов. Определенные ответы может быть трудно установить — может быть множество причин, и эти причины могут меняться с течением времени. Однако результаты исследований как научного, так и социального сообщества требуют более широкого обсуждения, прежде чем они станут общепринятыми.

Этот процесс обычно начинается с «обсуждения» результатов с более широким сообществом, т.е. другие исследователи и ученые, интересующиеся этой областью. В научных кругах это может включать представление результатов и статей на конференциях и семинарах. Это означает, что результаты проведенного исследования не существуют изолированно. Другие ученые могут пожелать провести аналогичные эксперименты и т. д.

Публикация

Более широкое академическое сообщество существует отчасти для того, чтобы вносить свой вклад и/или тщательно изучать содержание академических материалов, исследовательских журналов, статей или глав в книгах. Важно то, что эти области « рецензируется перед публикацией, и представленное исследование активно обсуждается. Исследователя могут попросить просмотреть свою работу перед публикацией, или она может быть отклонена. После публикации такие идеи могут стать частью «системы идей».

Теории, связанные с конкретными предметами, имеют тенденцию впадать в «моду» и выходить из нее. По мере того, как меняется общество, открывается дополнительная информация или меняются отношения, меняются теории и объяснения «почему». В то время как это так, важно помнить, что даже если со временем теории могут быть дискредитированы (по мере изменения предмета), они могут оказаться очень влиятельными. Хорошим примером здесь может быть работа Зигмунда Фрейда.

Социальное понимание

Получить представление о поведении людей и общества гораздо сложнее (люди непоследовательны, а общество постоянно меняется), чем в естественных науках, где явления природы обычно более последовательны.

Также важно отметить, что в этой сфере легче понять, что созданные понимания и теории специфичны для людей или лиц, которые создают теорию, время и место, в котором они писали, т. е. , культурный и экономический контекст.

Их наблюдения (как и наши собственные) предвзяты, то есть увидены их глазами и поняты с их собственного фона, предположений и т. д. Таким образом, теории и идеи могут быть построены и расширены и могут быть дискредитированы. Тем не менее, некоторые теоретические взгляды оказали огромное влияние на наше мышление, понимание и практику в нашем обществе, например, работы Зигмунда Фрейда.

Наше представление о самих себе меняется и развивается во времени по мере изменения общества.

Целью образования является понимание того, как и почему устроены люди, общество и мир природы. Образованность позволяет нам размышлять об окружающем мире и нашем понимании его, осознавать изменения и никогда не переставать задавать вопрос «почему?»

Что такое научная теория?

научная теория: рисунок на доске.
(Изображение предоставлено: Witthaya Prasongsin через Getty Images)

Научная теория — это структурированное объяснение для объяснения группы фактов или явлений в мире природы, которое часто включает в себя научная гипотеза и научные законы . Научное определение теории контрастирует с определением, которое большинство людей использует в обычном языке.

«То, как ученые используют слово «теория», немного отличается от того, как оно обычно используется в обычной публике», — сказал Джейми Таннер, профессор биологии в Колледже Эмерсон в Бостоне. «Большинство людей используют слово «теория» для обозначения чьей-то идеи или догадки, но в науке слово «теория» относится к тому, как мы интерпретируем факты».

Родственный: 5 научно-фантастических концепций, которые возможны (теоретически)

Процесс превращения в научную теорию

Каждая научная теория опирается на научный метод . Ученый может сделать наблюдение и разработать гипотезу для объяснения этого наблюдения, а затем спланировать эксперимент для проверки этой гипотезы. Если окажется, что гипотеза неверна, ученый разработает новую гипотезу и начнет процесс заново. Если гипотеза подтверждается результатами эксперимента, она будет проверена снова. Если гипотеза не опровергнута или не превзойдена лучшим объяснением, ученый может включить ее в более крупную теорию, которая поможет объяснить наблюдаемое явление и свяжет его с другими явлениями в соответствии с 9.0149 Полевой музей (откроется в новой вкладке).

Научная теория не является конечным результатом научного метода; теории могут быть доказаны или отвергнуты, как и гипотезы. И теории постоянно совершенствуются или модифицируются по мере сбора дополнительной информации, так что точность прогноза со временем становится выше.

Теории являются основой для развития научных знаний и практического использования собранной информации. Ученые используют теории для разработки изобретений или поиска лекарства от болезни.

Кроме того, научная теория является основой для наблюдений и фактов, сказал Таннер. Теории могут измениться или способ их интерпретации может измениться, но сами факты не меняются. Таннер сравнивает теории с корзиной, в которой ученые хранят факты и наблюдения, которые они находят. Форма этой корзины может меняться по мере того, как ученые узнают больше и включают больше фактов. «Например, у нас есть достаточно свидетельств того, что черты в популяциях становятся более или менее распространенными с течением времени (эволюция), поэтому эволюция — это факт, но всеобъемлющие теории эволюции, способ, которым мы думаем, что все факты связаны друг с другом, могут меняться по мере того, как новые наблюдения 9

Характеристики хорошей теории

Калифорнийский университет в Беркли определяет теорию как «широкое, естественное объяснение широкого диапазона явлений. Теории кратки, последовательны, систематичны, предсказуемы и широко применимы, часто объединяя и обобщая множество гипотез». означает, что она состоит из ограниченного числа стратегий решения проблем, которые могут быть применены к широкому кругу научных обстоятельств. Во-вторых, хорошая научная теория ведет к новым вопросам и новым областям исследований. Это означает, что теории не нужно объяснять все, чтобы быть полезной И, наконец, хорошая теория формируется из ряда гипотез, которые можно проверить независимо от самой теории9. 0005

Разница между теориями, фактами и законами

Любая научная теория должна основываться на тщательном и рациональном изучении фактов. Факты и теории — разные вещи. В научном методе существует четкое различие между фактами, которые можно наблюдать и/или измерить, и теориями, которые представляют собой объяснение и интерпретацию фактов учеными.

Некоторые думают, что теории становятся законами, но теории и законы играют отдельные роли в научном методе. Закон — это описание наблюдаемого явления в мире природы, которое остается верным каждый раз, когда его проверяют. Это не объясняет, почему что-то верно; он просто утверждает, что это правда. С другой стороны, теория объясняет наблюдения, полученные в ходе научного процесса. Таким образом, хотя право и теория являются частью научного процесса, они представляют собой два разных аспекта, согласно Национальный центр научного образования (открывается в новой вкладке).

Хорошим примером различия между теорией и законом является случай с Грегором Менделем. В своем исследовании Мендель обнаружил, что два отдельных генетических признака появляются независимо друг от друга у разных потомков. «Тем не менее, Мендель ничего не знал о ДНК или хромосомах . Лишь столетие спустя ученые открыли ДНК и хромосомы — биохимическое объяснение законов Менделя», — сказал Питер Коппингер, доцент кафедры биологии и биомедицинской инженерии. в Технологическом институте Роуза-Халмана. «Только тогда ученые, такие как Т. Х. Морган, работавший с плодовыми мушками, объяснили закон независимого распределения, используя теорию хромосомной наследственности. До сих пор это общепринятое объяснение [теория] закона Менделя».

Дополнительные ресурсы

  • Когда теория становится фактом? В этой статье из Университета штата Аризона (открывается в новой вкладке) говорится, что вы задаете неправильный вопрос!
  • Изучите разницу между повседневным и научным использованием слов «теория» и «закон» (открывается в новой вкладке) из мультяшных звезд Сестер Амеба на Youtube.
  • Можно ли опровергнуть научную теорию? В этой статье журнала Scientific American (открывается в новой вкладке) говорится, что нет.

Библиография

Кеннет Ангелчик, «Что мы подразумеваем под «теорией» в науке?» Field Museum, 10 марта 2017 г. https://www.fieldmuseum.org/blog/what-do-we-mean-theory-science (открывается в новой вкладке)

Калифорнийский университет, Беркли, «Наука в несколько уровней». https://undsci.berkeley.edu/article/0_0_0/howscienceworks_19 (открывается в новой вкладке)

Филип Китчер, «Злоупотребление наукой: дело против креационизма», MIT Press, 1982.

Национальный центр научного образования, «Определения фактов, теории и права в научной работе», 16 марта 2016 г. https://ncse.ngo/definitions-fact-theory-and-law-scientific-work ( открывается в новой вкладке) 

Эшли Хамер — автор статей для Live Science, которая пишет обо всем — от космоса и квантовой физики до здоровья и психологии.