Содержание
ТЕОРИЯ | это… Что такое ТЕОРИЯ?
(греч. ϑεωρία, от ϑεωρέω – рассматриваю, исследую) – 1) В широком смысле – форма деятельности общественно развитого человека, направленная на получение знания о природной и социальной действительности и вместе с практикой образующая совокупную деятельность общества. В этом смысле понятие Т. является синонимом обществ. сознания в наиболее высоких и развитых формах его организации; как высший продукт организованного мышления она опосредует всякое отношение человека к действительности и является условием подлинно сознат. преобразования последней. 2) В узком смысле – форма достоверного науч. знания о нек-рой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. В этом смысле Т. противопоставляется эмпирич. знанию и отличается от него, во-первых, достоверностью содержащегося в ней науч. знания, обеспечиваемой получением этого знания в соответствии с существующими науч. стандартами и выражающейся в его внутр. непротиворечивости, реализации его проверки на истинность и т.д.; во-вторых, тем, что Т. дает обобщенное описание исследуемых в ней явлений, формулирование в ее рамках общих законов, к-рые не только описывают определ. круг явлений, но и дают их объяснение и содержат возможность предсказания новых, еще не изученных фактов; в-третьих, выделением в составе Т. множества исходных утверждений и множества утверждений, получаемых из исходных путем вывода, доказательства, причем сам процесс доказательства подчиняется особым логич. закономерностям, к-рые формулируются для данной Т. или для определ. класса Т. Благодаря этим особенностям Т. отличается от др. форм знания тем, что в ней возможен переход от одного утверждения к другому без непосредств. обращения к чувств. опыту; в этом, в частности, коренится источник предсказат. силы Т.
В истории философии термин «Т.» долгое время употреблялся только в широком смысле, в контексте анализа общей структуры человеч. деятельности (историю этого аспекта Т. см. в ст. Практика), хотя методологич. проблематика построения теоретич. систем была поставлена уже в «Началах» Эвклида. Обсуждение проблем Т. в узком смысле начинается с 18 в. (А. Фергюсон, Кант) и приобретает интенсивный характер с конца 19 в. в связи с появлением совр. средств логич. анализа. При этом проблема познават. ценности Т. рассматривается в русле различных концепций теории познания (Мах, Джемс, Пирсон, Оствальд, Пуанкаре, Дюгем, Гуссерль и др.), а второй большой круг вопросов связан с анализом логич. структуры Т. (эта проблематика особенно широко разрабатывается в рамках неопозитивизма.). В наст. время различные аспекты сущности и функций Т. изучаются философией, логикой, историей и психологией науки и др. дисциплинами.
В строении Т., взятой в общем, абстрактно-логич. виде, можно выделить следующие осн. компоненты: 1) исходную эмпирич. основу Τ., в к-рую входит множество зафиксированных в науке (в данной ее отрасли) фактов, проведенных экспериментов и пр. , к-рые хотя и получили уже нек-рое описание, но еще ждут своего объяснения, теоретич. интерпретации; 2) исходную теоретич. основу Т. – множество допущений, постулатов, аксиом, общих законов Т.; 3) логику Т. – множество допустимых в рамках Т. правил логич. вывода и доказательства; 4) совокупность выведенных в Т. следствий, теорем, утверждений с их доказательствами – наибольшая по объему часть Т., к-рая и выполняет основные функции теоретического знания, составляя «тело» Т.
Общая структура Т. по-разному выражается в разных типах Т. Один из наиболее широких классов совр. научных Т. составляют описательные Т. (их иногда называют эмпирическими). Таковы эволюц. Т. в биологии Дарвина, физиологич. Т., созданная И. П. Павловым, различные совр. психологич. Т., традиционные лингвистич. Т. и т.д. Такая Т. непосредственно описывает определ. группу объектов; ее эмпирич. базис обычно весьма обширен, а сама Т. решает прежде всего задачу упорядочивания относящихся к ней фактов. Общие законы, формулируемые в Т. этого типа, представляют собой генерализацию эмпирич. материала и вводятся в Т. не в ее начальных пунктах, а в зависимости от потребностей развертывания Т. Эти Т. формулируются в обычных естеств. языках с привлечением лишь спец. терминологии соответствующей области знания. В них обычно не формулируются явным образом правила используемой логики и не проверяется корректность проводимых доказательств. Описат. Т. носят по преимуществу качественный характер, что определяет их ограниченность, связанную с невозможностью количественно охарактеризовать то или иное явление.
Второй тип Т. – математизированные науч. Т., использующие аппарат и модели математики. В матем. модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий нек-рый реальный объект. Математизированные Т. наиболее специфичны для совр. теоретич. знания. Их ценность повышается в связи с тем, что нередко используемые в них матем. модели допускают не одну, а несколько интерпретаций, в т.ч. и на объекты разной природы, лишь бы они удовлетворяли построенной Т. (напр., модели управления запасами, созданные в исследовании операций, с равным успехом применяются к процессу получения и использования оборотного капитала, найму и обучению рабочей силы, к анализу перспектив расширения производств. мощностей и т.д.). Но и математизированные Т. не связаны с эксплицитным заданием их логики. Широкое использование в этих Т. математич. средств выдвигает сложную проблему их интерпретации (ее решение в самих Т., как правило, не содержится) и ведет к тому, что вопрос об их обосновании может быть решен при условии решения вопроса об обоснованности используемых в них разделов математики.
Задача обоснования математики и др. формальных наук привела к построению Т. третьего типа – их можно назвать дедуктивными теоретич. системами. Первой такой системой явились «Начала» Эвклида, построенные с помощью аксиоматич. метода. Исходная теоретич. основа таких Т. формулируется в их начале и затем в Т. включаются лишь те утверждения, к-рые могут быть получены логически из этой основы. Все логич. средства, используемые в этих Т., строго фиксируются, и доказательства Т. строятся в соответствии с этими средствами. Дедуктивные Т. строятся обычно в особых формальных языках. Обладая большой общностью, такие Т. вместе с тем остро ставят проблему их интерпретации, к-рая является условием превращения формального языка в знание в собств. смысле слова. В совр. науке наиболее употребительны след. виды дедуктивных Т.: 1) аксиоматические, когда ряд предложений Т. принимается без доказательства (аксиомы), входящие в них понятия являются неопределяемыми в данной Т., а все остальное знание выводится из аксиом по заранее формулируемым логич. правилам. Последующее успешное применение аксиоматич. Т. в конечном счете обосновывает истинность ее аксиом. 2) Конструктивные, когда сводят до минимума принимаемые без доказательства утверждения и все объекты и утверждения Т. вводят лишь на основе конструирования, реально осуществляемого или возможного на основе имеющихся средств. 3) Гипотетико-дедуктивные, к-рые удовлетворяют всем принципам аксиоматич. построения, но, кроме того, нек-рому множеству утверждений Т. дается непосредств. эмпирич. интерпретация, а остальные утверждения получают косвенную интерпретацию благодаря своей логич. связи с первыми (этот вид Т. широко применяется при построении Т. в областях знания, основанных на опыте и эксперименте).
Строго построенные дедуктивные Т. удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым теоретич. знанию совр. логикой и методологией науки. Однако существуют принципиальные трудности создания таких Т., определяемые границами возможной формализации предмета Т. Поэтому для теоретич. воспроизведения сложных развивающихся объектов действительности используются др. методы, в частности метод восхождения от абстрактного к конкретному – форма построения Т., разработанная и примененная Марксом в «Капитале» и объединяющая в себе описательные, модельные, строго дедуктивные и др. компоненты.
Кроме приведенной, в совр. логике рассматриваются и др. схемы классификации Т. Одна из них основана на различении Т. по степени их «закрытости». «Закрытые» Т. формулируются т.о., что имеется ограниченное число исходных утверждений и все остальные утверждения Τ. могут быть получены из исходных с помощью нек-рых правил вывода (аксиоматич. Т.). Для достаточно богатых Т. нельзя построить полностью формализованной аксиоматич. системы, т.к. в них всегда имеются содержательно-истинные, но алгоритмически не разрешимые (в рамках данной Т.) высказывания. В «открытых» Т. не налагаются никакие ограничения на число исходных высказываний; по достижении нек-рой степени развития они могут быть переформулированы в «закрытые» Т. Распространенная классификация Т. по предметным областям представляет часть более общей проблемы классификации наук. Иногда Т. делят на объясняющие и описывающие (феноменологические): первые характеризуют в понятиях закономерности нек-рой области мира, а вторые только дают формальный аппарат, позволяющий делать предсказания о вероятности наступления нек-рых фиксируемых в чувств. опыте событий. Как и все другие, эта классификация условна.
Во всех классификациях Т. так или иначе выступает тот факт, что и с формальной, и с содержат. стороны Т. существенно опирается на внетеоретич. средства. Этот факт наиболее исследован с т. зр. отношения теоретич. и эмпирич. знания или, иначе, соотношения «языка Т.» и «языка наблюдения», системы теоретич. объектов и системы эмпирич. объектов. Осн. проблема состоит здесь в том, что построение теоретич. объекта предполагает не только отвлечение от нек-рых сторон действительности, но и приписывание объекту таких свойств, к-рые заведомо отсутствуют у реальных предметов (напр., отсутствие протяженности у точки в математике). Опираясь на эту нетождественность теоретич. объектов с предметами внешнего мира, являющуюся одной из коренных особенностей Т., неопозитивисты пытались найти способы сведения выражений Т. к выражениям, сформулированным на «языке наблюдения», – решить проблему эмпирич. интерпретации Т. Однако эти попытки приводили к выводу, что «сопоставима с опытом» путем интерпретации лишь небольшая часть теоретич. объектов, тогда как др. объектам (напр., электронам) в чувств. опыте нечего сопоставить. Это обстоятельство истолковывалось как свидетельство произвольности теоретич. конструкций, а Т. квалифицировалась как «чистый» язык, не имеющий объективного содержания. Но такое истолкование базируется на рассмотрении «языка Т.» в духе классич. формализма как чисто знаковой формализованной системы, выражения к-рой могут получать познават. значение только путем эмпирич. интерпретации. Ограниченность такого подхода была доказана в ходе развития логики и метаматематики. Неудачу потерпели и попытки построить «язык наблюдения» как формальный аналог «языка Т.».
Иной подход к проблеме «Т. – опыт» основан на отказе от предположения о существовании особого «языка наблюдения». В этом случае данные наблюдения, экспериментальные данные и т.п. должны быть сформулированы на к.-л. ином языке и либо включаются в Т. в качестве выводимых в ней следствий, либо служат дополнит. исходными утверждениями. Проблема установления познават. значения терминов «Т.»уподобляется т.о. проблеме перевода их на нек-рый «понятный» язык.
Важно отметить, что теоретич. объекты неопределимы средствами данной Т.; постулаты об их существовании и наиболее существ. свойствах принадлежат к внетеоретич. средствам. При определении смысла терминов, обозначающих индивидные объекты Т., иногда считают, что этот смысл полностью задается правилами употребления терминов. Однако это слишком сильное допущение.Практически смысл таких терминов задается путем наложения нек-рых ограничений на интуицию (напр., при характеристике материальной точки в механике ей «отказывают» в свойстве протяженности). Постулирование нек-рых особых свойств индивидов в Т. принадлежит к тем «онтологич. гипотезам», к-рые принимаются при построении каждой Т. (хотя обычно существо этих гипотез становится ясным лишь в достаточно зрелой Т.) и, более широко, во всяком человеч. мышлении.
Проблема истинности или ложности утверждения внутри Т. эквивалентна проблеме его доказуемости или опровержимости; исключение может быть сделано для утверждений, недоказуемых и неопровержимых в Т. , несмотря на их содержат. истинность; но для таких утверждений надо искать доказательства в более богатых системах, чтобы принимать их в качестве гипотез. Что же касается Т. в целом, то она как таковая ничего не говорит о своей истинности; Т. истинна, если она обладает предсказат. силой, а установление этого обстоятельства – дело не самой Т., а практики.
Анализ логич. структуры Т. и проводимые в последние годы исследования процесса построения Т. еще раз показали, что нельзя создать «логику открытий», приводящую к автоматич. построению Т. Поэтому гл. задача логич. анализа Т. состоит в выработке логич. стандартов теоретич. знания, реализуемых затем в конкретных науках. При этом наряду с анализом «готового» знания логика переходит к изучению генезиса знания и путей его использования, т.е. наряду с логикой Т. исследуется и логика развития Т.: условия выдвижения определ. системы абстракций (онтологич. гипотез), составляющих основание Т. и определяющих ее эвристич. возможности и границы; факторы, вызывающие необходимость фундаментальной перестройки осн. понятий и даже логич. принципов Т.; причины и условия «миграций» отд. положений и компонентов отвергнутой или устаревшей Т. в новых системах знания и т.д.
Лит.: Маркс К., Капитал, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23–26; Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Гуссерль Э., Логич. исследования, СПБ, 1909; Кузнецов И. В., Принцип соответствия в совр. физике и его филос. значение, М.–Л., 1948; его же, Структура физич. теории, «ВФ», 1967, No 11; Тарский Α., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; Витгенштейн Л., Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958; Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959; Франк Ф., Философия науки, пер. с англ., М., 1960; Гpушин Б. Α., Очерки логики историч. исследования, М., 1961; Котарбиньский Т., Избр. произв., пер. с польск., М., 1963; Садовский В. Н., Проблемы методологии дедуктивных теорий, «ВФ», 1963, No 3; Проблемы логики науч. познания, М., 1964; Логика науч. исследования, М., 1965; Ракитов А. И., Логич. структура науч. теории,»ВФ», 1966, No 1; Ляпунов Α. Α., О нек-рых особенностях строения совр. теоретич. знания, «ВФ», 1966, No 5; Πопович М. В., О филос. анализе языка науки, К., 1966; Швыpев В. С., Неопозитивизм и проблемы эмпирич. обоснования науки, М., 1966; Зиновьев Α. Α., Основы логич. теории науч. знаний, М., 1967; Копнин П. В., Логич. основы науки, К., 1968; Ледников Ε. Ε., Проблема конструктов в анализе науч. теорий, К., 1969; Ауеr Α., Language, truth and logic, L., 193 6; Wittgenstein L., Philosophical investigations, Oxf., 1953; Russell В., Logic and knowledge. Essays 1901–1950, L., 1956; Carnap К., The methodological character of theoretical concepts, в кн.; Minnesota studies in the philosophy of science, v. 1, Minneapolis, 1956; Hempel С. G., The theoretician’s dilemma, там же, v. 2, Minneapolis, 1958; Pap Α., Semantics and necessary truth, New Haven, 1958; Popper K. R., Logic of scientific discovery, L., 1959; Braithwaithe К. В. , Scientific explanation, N. Y., 1960; Bunge Μ. Α., Scientific research, V. 1–2, В.–N. Y.–W., 1967.
M. Попович. Киев, В. Садовский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
Теория | Понятия и категории
ТЕОРИЯ (греч. εωρία, от εωρέω — рассматриваю, исследую), в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории. По словам В. И. Ленина, знание в форме теории, «теоретическое познание должно дать объект в его необходимости, в его всесторонних отношениях. ..» (ПСС, т. 29, с. 193).
Tags:
Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания; другие его формы — законы науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы — генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу её формирования; с другой стороны, они нередко сосуществуют с теорией, взаимодействуя с нею в системе науки, и даже входят в теорию в качестве её элементов (теоретические законы, типологии, основанные на теории).
Tags:
Роль теории в социально-практической деятельности. Основываясь на общественной практике и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях действительности, теория выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности. При этом роль Теории не ограничивается обобщением опыта практической деятельности и перенесением его на новые ситуации, а связана с творческой переработкой этого опыта, благодаря чему теория открывает новые перспективы перед практикой, расширяет её горизонты.
Tags:
Идеология
ТЕОРИЯ — теория научная — это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез. Существует до тех пор, пока не накапливается определенное количество противоречащих ей данных, требующих пересмотра теории или даже отказа от нее. Собственно развитие науки в основном являет собой развитие и смену теорий.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 811.
Tags:
Психология
ТЕОРИЯ (греч. theoria — рассмотрение, исследование, учение) — наиболее сложная и развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории. Поскольку термин «теория» многозначен, в современной методологии науки он определен в узком и специфическом смысле по сравнению с толкованием, которое часто встречается в обыденной речи, когда теория отождествляется с любой совокупностью взглядов и идей, отличающихся от практических действий.
Tags:
ТЕОРИЯ — в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений. В более узком смысле — высшая форма организации некогда разрозненных знаний, дающая целостное (концептуальное) представление об объекте познания. Хорошая теория позволяет множество дополнительных фактов подвести под уже выявленные и описанные общие законы и закономерности, а из общих законов вывести неизвестные дотоле связи между фактами, казавшимися разрозненными.
Tags:
ТЕОРИЯ В ЛОГИКЕ представляет собой логически связную систему предложений. В качестве логической связи используются процедуры дедукции, формализующие отношение выводимости. В зависимости от степени проясненности (выявленности) дедуктивных связей различают несколько типов теорий. К первому типу относятся содержательные теории. В их составе дедукция используется лишь для связи отдельных положений. При этом исходные утверждения в рассуждениях представляют собой некоторые допущения, называемые посылками. Посылки не обязаны быть (и не всегда бывают) истинными, а потому любое предложение, которое дедуцируется с их использованием, считается условно истинным: заключение истинно при условии, что посылки являются истинными. Примером содержательной теории является школьная арифметака…
Tags:
Логика
ТЕОРИЯ — в широком смысле комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснена какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий — исходного базиса теории. В процессе применения теории сформированное в ней знание опосредуется различными промежуточными звеньями, конкретизирующими факторами, что пред полагает живое, творческое мышление, руководствующееся теорией как программой, но мобилизирующее также все возможные способы ориентации в конкретной ситуации. Действенное применение теории требует опоры на непосредственное восприятие исследуемого объекта, использования практического опыта, включения эмоциональных и эстетических моментов сознания, активизации способностей творческого воображения…
Tags:
Философия
Наука
ТЕОРИЯ (греч. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение, буквально — «зрелище», «инсценировка») — высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных (структурных, функциональных, каузальных, генетических) связях определенной области описываемой действительности (предметного поля объяснений и интерпретаций). В классической науке Т. в идеале должна представлять собой систему ее законов и презентировать основной категориально-понятийный аппарат ее описания (понимания, истолкования, интерпретации, объяснения и прогнозирования, при акцентуализации последних двух процедур). Она представляет собой дедуктивно (в большинстве случаев) простроенную систему организации знания, вводящую правила логического вывода более конкретного знания (следствий) из наиболее общих (в пределе — аксиоматических) для данной Т. оснований-посылок. В идеале правильно построенная Т. является открытой как в сторону исследования фактов, так и в сторону метатеоретических исследований, в которых она согласовывается с другими Т., имеющими отношение к данной предметно-проблемной области. Т. различаются по характеру решаемых задач, способам своего построения, типам реализуемых процедур…
Tags:
ТЕОРИЯ (THEORIE). Современное значение слова «теория» далеко ушло от своего греческого «прародителя» (Theoria). Для нас теория — не столько созерцание, сколько труд, не столько радость познания, сколько мыслительное усилие. Так что же такое теория? Принципиально непротиворечивая совокупность понятий и положений, имеющая целью достижение нового знания или осмысления той или иной части реальной действительности. Если положения теории состоят из аксиом и теорем, перед нами — гипотетико-дедуктивная теория.
Tags:
Философия
Наука
Страницы
- 1
- 2
- следующая ›
- последняя »
Научная теория — Психологос
Научная теория — это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях исследуемой области действительности. Термин «теория» происходит от греч. theoria, что значит наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение.
Научная теория представляет собой систему логически взаимосвязанных утверждений, содержит доказательный механизм построения знания, воплощает конкретную программу исследования, что и обеспечивает целостность теории как единой системы знаний. С методологической точки зрения научная теория должна стремиться к максимальной полноте и адекватности описания, целостности и выводимости положений друг из друга, внутренней непротиворечивости.
Компонентами научной теории являются эмпирическая основа (факты, полученные в ходе эксперимента), теоретическая основа (постулаты, законы, в которых описываются идеализированные объекты), логика теории (правила логического вывода и доказательства), совокупность полученных утверждений и результатов.
Научные теории различаются по характеру решаемых ими задач, а также по способам построения и типам реализуемых процедур. Различным формам идеализации и соответственно типам идеализированных объектов соответствуют и различные типы научных теорий. В этой связи научные теории подразделяются на описательные, математизированные, дедуктивные.
Примерами первого типа описательных (эмпирических) теорий являются эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, большинство современных психологических теорий, традиционные лингвистические теории и т. п. На основании многочисленных опытных данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений, что позволяет им сформулировать общие законы, которые становятся базой теории. Теории этого типа формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания.
Второй тип составляют научные теории, активно использующие аппарат и модели математики. В математической модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий некоторый реальный объект. К этому типу теорий относятся теоретическая физика, генетика, математическая лингвистика и др.
Третий тип — дедуктивные теоретические системы. К необходимости их построения привела задача обоснования математики. Первой дедуктивной теорией называют «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода. Сначала формулируется исходная основа таких теорий, а затем те утверждения, которые могут быть логически получены из этой основы. Все логические средства, используемые в данных теориях, строго фиксируются, а доказательства теории строятся в соответствии с этими средствами. Дедуктивные теории используют особый формализованный язык. Обладая большой степенью общности, такие теории вместе с тем остро ставят проблему интерпретации, которая является условием превращения формализованного языка в знание в собственном смысле слова.
К научной теории предъявляется ряд требований: адекватность описываемому объекту, полнота описания изучаемой стороны действительности, взаимосвязь различных элементов теории и их внутренняя непротиворечивость и, конечно, соответствие опытным данным. Научная теория развивается под воздействием внутренних (выявленных в самой теории противоречий) и внешних (противоречия между теорией и практикой, данной теорией и новыми фактами) факторов.
С точки зрения языка научная теория представляет собой логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях. Возникновение научных теорий неразрывно связано с процессами идеализации и абстрагирования, которые выражаются в научных терминах и понятиях. Так, в математике к идеальным объектам относятся геометрическая точка, линия, плоскость; в логике — умозаключение, доказательство, определение; в классической механике — система материальных точек, абсолютное пространство и время; в истории — понятия «всемирная история», «народ», «человечество» и др.
Теоретические модели действительности представляют собой определенные упрощения, схематизацию и идеализацию действительности. Они содержат целый ряд понятий, которые имеют чисто инструментальный характер. Идеализация объектов в науке производится через предельный переход от фиксируемых в опыте свойств эмпирических объектов к крайним, логически возможным значениям.
Методологи видят цель научных теорий в их способности экономно представлять имеющуюся информацию об определенной предметной области. Так, Э. Мах считал, что в самой объективной действительности никаких формально-логических взаимосвязей между ее свойствами и отношениями, да и самих законов не существует. Логические отношения имеют место только в сфере мышления между понятиями и суждениями.
Функциями научной теории являются: описательная, объяснительная, предсказательная и синтезирующая. Описательная функция связана с установлением эмпирических и экспериментальных законов, так как любая теория дает описание изучаемой области знания, напр., теория относительности описывает движение объектов с большими скоростями, а теория элементарных частиц -строение микромира. Помимо описания объектов соответствующей предметной области теория объясняет их генезис, состав, структуру, функции. Например, теория естественного отбора Ч. Дарвина объясняет причины и механизмы приспособления живых организмов к условиям среды. Благодаря предсказательной функции теория становится практически значимой, она способствует предвидению новых явлений, еще не открытых или не описанных наукой (напр., геологические теории приводят к открытию месторождений полезных ископаемых, новых космических объектов и др.). Синтезирующая функция теории заключается в упорядочении огромной массы эмпирического материала, всевозможных теоретических конструкций, гипотез и пр. Теория концентрирует внимание на существенном в эмпирическом материале, выявляет его внутреннее единство, позволяет объяснить разнообразные явления, опираясь на ряд основоположений. Синтезирующая функция способствует тому, что теория одной научной области может оказывать влияние на другие, смежные области знания и в целом на стиль научного мышления конкретной эпохи.
По отношению к научной теории может осуществляться ряд процедур обоснования (верификация, фальсификация, методологическая рефлексия), связанных с критикой оснований теории.
Что такое теория? | SkillsYouNeed
На этой странице рассматриваются основы понимания того, что означает слово « теория » и как разрабатываются теории.
Наряду с описанием теории на странице дается краткое введение в этапы построения теории в академическом или научном контексте.
Теория — это метод, который мы используем, чтобы дать нам понимание.
Одна из основных целей теории — дать ответ на вопрос « почему? ’. Спрашивая, ‘ почему? », чтобы расширить свои знания в предметной области и перестроить свои мысли и мнения, это важный навык для всех, кто хочет учиться и развиваться.
« Почему » — один из самых первых вопросов, которые задают дети:
- «Можете ли вы сейчас подготовиться ко сну?» … « О, , почему ? ”
- “ Почему снег холодный? ”
- “ Почему мне завтра идти в школу? ”
- “ Почему небо голубое? ”
Подобных вопросов от детей может быть бесконечное множество. Часто поиск или предоставление подходящих объяснений может быть утомительным и разочаровывающим — возможно, мы прибегаем к словам: « Ну, это просто так! » В основе таких вопросов, однако, лежат первые попытки ребенка понять окружающий мир и разработать собственные теории о том, почему вещи такие, какие они есть.
Таким образом, определение «теории» должно учитывать вопрос «почему?», но теория глубже этого. Приведенные ниже пункты в некоторой степени помогают с определением.
- Теория — это попытка объяснить, почему и тем самым обеспечить понимание.
- Теория — это не просто «любое» объяснение. Теория возникает, когда ряд идей принимается и принимается более широким сообществом людей.
- Теория не обязательно основана на фактах – то, как мы понимаем и даем объяснения, зависит от нашего культурного происхождения и того, как мы смотрим на мир.
Хотя жестких правил не существует, современная теория обычно разрабатывается академиками и учеными в несколько этапов.
Важно понимать, что этапы разработки теории, перечисленные на этой странице, обычно считаются последовательными — один шаг следует за последним.
В действительности часто одновременно задействовано более одного из этих процессов.
От наблюдения к пониманию
- Наблюдение (обычно эффект)
- Описание
- Возможная теория — гипотеза
- Чтение – размещение индивидуального понимания в контексте
- Исследования
- Подробнее
- Принятие, отклонение или изменение гипотезы
- Теория – понимание почему – и это принимается более широким сообществом людей
Наблюдение и описание
Наблюдение может включать в себя личный или профессиональный опыт и более широкое чтение по предмету. Обычно мы наблюдаем не причину, а следствие. Важным методом исследования является наблюдение.
Следующим шагом после наблюдения обычно является описание; это то, что «кажется» происходит. Описание обеспечивает вид поверхности; подумайте о легендарном простом наблюдении яблока, падающего на землю, которое привело Исаака Ньютона к теории гравитации (которая в конечном итоге стала универсальными законами гравитации).
Гипотеза – вопрос исследования
После наблюдения и описания может быть сформулировано предварительное понимание того, «почему», которое известно как гипотеза или вопрос исследования. Обычно это делается для выяснения причины, т.е. почему яблоко упало на землю?
Чтение и размещение в контексте
Важно читать из самых разных источников; чтение может иметь место на любой стадии этой последовательности событий. Чтение позволяет исследователю помещать информацию в контекст. Как правило, перед тем, как приступить к исследованию, исследователь должен прочитать значительный объем информации.
Также возможно, что чтение по теме приведет к новому исследовательскому вопросу. Изучая предмет для понимания, исследователь может обнаружить «пробел» в текущих знаниях, который он хочет заполнить.
Исследование
Затем проводится исследование для «проверки» гипотезы или изучения исследовательского вопроса. Для естествоиспытателя это обычно включает в себя контролируемые научные эксперименты, которые повторяются снова и снова и должны давать одинаковые (или похожие) результаты.
Для социолога или социолога такие эксперименты более трудны, иногда их невозможно организовать. Однако существует множество исследовательских инструментов, которые социолог может использовать для изучения своего исследовательского вопроса.
Принятие, отклонение или изменение гипотезы:
Вопрос исследования
После проведения научного исследования это может привести к принятию, отклонению или изменению гипотезы. Для социального исследователя может не быть никаких твердых выводов, позволяющих этому процессу иметь место; обычно исследования ведут к дополнительным исследованиям и изучению дополнительных вопросов. Определенные ответы может быть трудно установить — может быть множество причин, и эти причины могут меняться с течением времени. Однако результаты исследований как научного, так и социального сообщества требуют более широкого обсуждения, прежде чем они станут общепринятыми.
Этот процесс обычно начинается с «обсуждения» результатов с более широким сообществом, т.е. другие исследователи и ученые, интересующиеся этой областью. В научных кругах это может включать представление результатов и статей на конференциях и семинарах. Это означает, что результаты проведенного исследования не существуют изолированно. Другие ученые могут пожелать провести аналогичные эксперименты и т. д.
Публикация
Более широкое академическое сообщество существует отчасти для того, чтобы вносить свой вклад и/или тщательно изучать содержание академических материалов, исследовательских журналов, статей или глав в книгах. Важно то, что эти области « рецензируется перед публикацией, и представленное исследование активно обсуждается. Исследователя могут попросить просмотреть свою работу перед публикацией, или она может быть отклонена. После публикации такие идеи могут стать частью «системы идей».
Теории, связанные с конкретными предметами, имеют тенденцию впадать в «моду» и выходить из нее. По мере того, как меняется общество, открывается дополнительная информация или меняются отношения, меняются теории и объяснения «почему». В то время как это так, важно помнить, что даже если со временем теории могут быть дискредитированы (по мере изменения предмета), они могут оказаться очень влиятельными. Хорошим примером здесь может быть работа Зигмунда Фрейда.
Социальное понимание
Получить представление о поведении людей и общества гораздо сложнее (люди непоследовательны, а общество постоянно меняется), чем в естественных науках, где явления природы обычно более последовательны.
Также важно отметить, что в этой сфере легче понять, что созданные понимания и теории специфичны для людей или лиц, которые создают теорию, время и место, в котором они писали, т. е. , культурный и экономический контекст.
Их наблюдения (как и наши собственные) предвзяты, то есть увидены их глазами и поняты с их собственного фона, предположений и т. д. Таким образом, теории и идеи могут быть построены и расширены и могут быть дискредитированы. Тем не менее, некоторые теоретические взгляды оказали огромное влияние на наше мышление, понимание и практику в нашем обществе, например, работы Зигмунда Фрейда.
Наше представление о самих себе меняется и развивается во времени по мере изменения общества.
Целью образования является понимание того, как и почему устроены люди, общество и мир природы. Образование позволяет нам размышлять об окружающем мире и о нашем понимании его, осознавать изменения и никогда не переставать задавать вопрос «почему?»
Теория Определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Синонимы
- Тест
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
- Медицинский
- Научная
- Культурная
Показывает уровень сложности слова.
[те-э-э-э-э-э-э-э-э-э]
/ ˈθi ə ri, ˈθɪər i /
Сохранить это слово!
См. синонимы для: теория / теории на Thesaurus.com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
существительное во множественном числе теории.
связная группа проверенных общих утверждений, обычно считающихся правильными, которые можно использовать в качестве принципов объяснения и предсказания класса явлений: теория относительности Эйнштейна.
предложенное объяснение, статус которого все еще является предположительным и подлежит экспериментированию, в отличие от хорошо зарекомендовавших себя предложений, которые рассматриваются как сообщающие о фактах.
Математика. совокупность принципов, теорем и т. п., относящихся к одному предмету: теории чисел.
отрасль науки или искусства, изучающая их принципы или методы в отличие от их практики: теория музыки.
определенная концепция или взгляд на что-либо, что должно быть сделано, или на метод его выполнения; система правил или принципов: противоречивые теории о том, как детям лучше всего учиться читать.
созерцание или предположение: теория существования жизни на других планетах.
догадка или догадка: Моя теория такова, что он никогда не перестает думать, что слова имеют последствия.
ДРУГИЕ СЛОВА теория
1 принцип, закон, доктрина.
2 идея, понятие, концепция, постулат, тезис.
6 мысль, мнение, суждение, вывод, дедукция, точка зрения.
7 гипотеза, догадка, предположение, презумпция.
См. синонимы слова теория на Thesaurus.com
ВИКТОРИНА
Сыграем ли мы в «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?
Следует ли вам пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!
Вопрос 1 из 6
Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?
Идиомы о теории
в теории, в идеале; гипотетически: теоретически картирование генома человека может привести к тысячам излечений.
Происхождение теории
Впервые записано в 1590–1600 гг. ; от позднелатинского theōria, от греческого theōría «созерцание, созерцание», эквивалентно theōr(eîn) «смотреть» + суффикс существительного -ia; см. -y 3
синоним исследования для теории
1, 2. В техническом или научном использовании Теория, принцип и закон представляют собой установленные, основанные на фактических данных объяснения, объясняющие известные в настоящее время факты или явления или исторически проверенный опыт: теория относительности, микробная теория болезней, закон спроса и предложения, принцип сохранения энергии. Часто слово закон используется в отношении научных фактов, которые можно свести к математической формуле: законам движения Ньютона. В этих контекстах термины «теория» и «право» часто появляются в устоявшихся, фиксированных фразах и не являются взаимозаменяемыми. Как в техническом, так и в нетехническом контексте теория также может быть синонимом гипотезы, гипотезы, выдвинутой в качестве возможного объяснения явлений или отношений, служащей основой для вдумчивого обсуждения и последующего сбора данных или участия в научных экспериментах, чтобы исключить альтернативные объяснения и докопаться до истины. В этих контекстах ранних спекуляций слова «теория» и «гипотеза» часто заменяют друг друга: помните, эта идея — всего лишь теория/гипотеза; Эксперименты Пастера помогли доказать теорию/гипотезу о том, что микробы вызывают болезни. Очевидно, что некоторые теории, которые начинались как гипотетические, в конечном итоге получают достаточно подтверждающих данных и научных открытий, чтобы стать установленными, проверенными объяснениями. Хотя они сохранили в своих названиях термин «теория», они превратились из простых предположений в научно признанный факт.
СЛОВА, КОТОРЫЕ МОЖНО СПУТАТЬ С ТЕОРИИ
гипотеза, закон, теория (см. исследование синонимов в текущей записи)
Слова рядом с теорией
теория, Восток, происхождение видов, теоретик, теоретизировать, теория, теория -laden, теория уравнений, теория всего, теория игр, теория разума
Dictionary.com Unabridged
На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022
Слова, относящиеся к теории
подход, аргумент, предположение, код, концепция, доктрина, идея, идеология, метод, философия, план, позиция, предпосылка, предложение , положение, обоснование, схема, предположение, подозрение, система
Как использовать теорию в приговоре
«Наши прокуроры слишком часто вмешивались в политический процесс, основываясь на самых шатких юридических теориях, — продолжал Барр.
Потрясающее лицемерие Билла Барра|Эндрю Прокоп|17 сентября 2020 г.|Vox
Поверните математическую рукоятку Уилсона, и вы получите родственную теорию, описывающую группы этих фигур — возможно, молекулы бильярдного шара.
Как математический фокус-покус спас физику элементарных частиц|Чарли Вуд|17 сентября 2020 г.|Журнал Quanta
Она также сразу понимает, что эта теория «не только неверна, но и ненавистна, как утверждение о том, что разные расы имеют разный IQ» — и все же «в глубине души я знал, что Уорф был прав», что язык действительно меняет как вы думаете.
Настоящая история любви в романе Элиф Батуман «Идиот» — это роман с языком|Констанс Грейди|11 сентября 2020 г.|Vox
Он применяет разные случайные ошибки к каждой части закодированной информации, что в теории делает ее невозможно взломать, не зная ключа.
Квантовые компьютеры угрожают цифровой безопасности. Вот что делается по этому поводу|Джереми Кан|11 сентября 2020 г. |Fortune
Киндрачук также работает над эболой, и он говорит, что за эти годы многие такие теории были выдвинуты в научных журналах, не вызвав такой реакции .
Ношение маски может защитить вас от COVID-19 больше, чем вы думаете|Кэт Эшнер|10 сентября 2020 г.|Popular-Science
Но в основе этой теории заговора «Правда» лежит идея о том, что « кто-то» хочет уничтожить Билла Косби.
Филисия Рашад и культ Косби Трутерс|Стерео Уильямс|8 января 2015|DAILY BEAST
Это своего рода доказательство гладвелловской теории 10 000 часов?
Кофейная беседа с Фредом Армисеном: о «Портландии», встрече с Обамой и величии Тейлор Свифт|Марлоу Стерн|7 января 2015 г.|DAILY BEAST теория.
Скрытые арийцы в Гималаях|Нина Строхлик|3 января 2015 г.|DAILY BEAST
Но теоретически ситуация начала меняться на прошлой неделе с первой встречей SIX, Государственной инновационной биржи.
Ответ левых ALEC|Бен Джейкобс|15 декабря 2014|DAILY BEAST
Поэтому я был рад видеть, что европейская теория терруара работает, с гордостью продвигая качества конкретного региона.
Пивные страны против винных стран|Клайв Ирвинг|7 декабря 2014|DAILY BEAST
В год несчастий, агонии и страданий в целом, которые он пережил, он остановился на одной теории.
Поселенец|Оскар Мишо
Теоретически Дин Свифт действительно был мизантропом, однако, возможно, он делал исключение для частной жизни.
Путешествия Гулливера|Джонатан Свифт
Другая — новая теория: Библия — это работа многих людей, которых Бог вдохновил говорить или писать правду.
Бог и мой сосед|Роберт Блатчфорд
Теория эволюции утверждает, что они медленно эволюционировали в результате естественных процессов из ранее существовавшей материи.
Бог и мой ближний|Роберт Блэтчфорд
И наше окружение в тот конкретный момент было не самым благоприятным для последовательных размышлений или правдоподобного построения теории.
Raw Gold|Bertrand W. Sinclair
Британский словарь определений для теории
теория
/ (ˈθɪərɪ) /
система правил, множественное число -ries
результат
абстрактное знание или рассуждение
спекулятивное или предположительное мнение или идеяУ меня есть теория об этом
идеальная или гипотетическая ситуация (особенно во фразе в теории)
набор гипотез, связанных логическими или математическими аргументами для объяснения и предсказания большого разнообразия взаимосвязанных явления в общих чертах теория относительности
нетехническое название гипотезы (по опр. 1)
Происхождение слова теория
C16: от позднелатинского theōria, от греческого: взгляд, от theōrein смотреть на
Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г.
© William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins
Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Медицинские определения для теории
теория
[theēə-rē, thîr′ē]
8 .
Систематически организованная совокупность знаний, применимая в относительно широком диапазоне обстоятельств, особенно система предположений, принятых принципов и правил процедуры, разработанная для анализа, предсказания или иного объяснения природы или поведения определенного набора явлений.
Абстрактные рассуждения; спекуляция.
Медицинский словарь Стедмана The American Heritage®
Copyright © 2002, 2001, 1995, компания Houghton Mifflin. Опубликовано компанией Houghton Mifflin.
Научные определения для теории
теория
[thēə-rē, thîr′ē]
Набор утверждений или принципов, разработанных для объяснения группы фактов или явлений. Большинство теорий, которые принимаются учеными, неоднократно проверялись экспериментами и могут быть использованы для предсказаний природных явлений. См. примечание к гипотезе.
Научный словарь American Heritage®
Авторские права © 2011. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Культурные определения для теории
теория
В науке — объяснение или модель, которая охватывает значительную группу явлений в природе и подтверждена большим числом экспериментов и наблюдений. Теория более общая и лучше проверяется, чем гипотеза. (См. теорию Большого взрыва, эволюцию и теорию относительности.)
Новый словарь культурной грамотности, третье издание
Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
За пределами опыта: метафизические теории и философские Ограничения, второе издание , Copyright © Norman Swartz, 2001. Доступно для бесплатного скачивания в http://www.sfu.ca/~swartz/beyond_experience. {страница 24} ГЛАВА ТРЕТЬЯ Теории: Что это такое и чем они не являются В главе 2 я использовал концепцию теории нескольких Теория – это, в самом широком смысле, одна или несколько На этом счету мы все Это может показаться вам Но нет (Вы помните, мгновение
Некоторые авторы любят делать Теория по этому поводу Некоторые теории – напр. Теории такого рода Подчеркиваю. Некоторые креационисты
Теории, которые верны В предыдущей главе I Теоретизация начинается с
В восемнадцатом веке, Некоторые из новаторских
Должно быть ясно, из
С помощью «абстрактного исчисления» Нагель (3.1) F = мА (3.2) I = E/R (3.3) Z = [ R 2 + Такие символические выражения в первую очередь должны Справедливости ради, Нагель Философский
Что касается Философы тоже разные, Возьмите любой учебник Чтобы понять, почему Таким образом, модель Nagel Считается, что Платон Конечно, есть Нагель и другие
Неформалисты
Заманчиво было бы спросить: «Ну, кто же прав, формалисты Если бы только такие вопросы Когда я был намного моложе, Тридцать пять лет спустя Моя неуверенность,
Некоторые современные |