Содержание
Турецкий истребитель TF-X превзойдет американский F-35
Самолет-невидимка турецкого поднимется в небо к 2028 году и быстро займет нишу доступных и передовых истребителей. Как отмечает Asia Times, турецкий истребитель TF-X обретает форму в рамках плана по продвижению страны в элитный клуб средних держав, которым удалось создать и испытать боевой самолет-невидимку. В прошлом месяце госкомпания «Турецкая аэрокосмическая промышленность» (TAI) опубликовала видео строительства истребителя TF-X, тем самым подтвердив намерение страны по созданию собственного боевого самолета.
Хотя мало что известно о характеристиках TF-X, Томас Ньюдик из The Warzone уверен, что истребитель не окажется сразу же в той же лиге, что и американские F-22 и F-35. Он утверждает, что прототип TF-X будет представлен в марте 2023 года, а первый испытательный полет будет осуществлен либо в 2025, либо 2026 году. При этом первая партия поступит на вооружение в 2028-2030 годах.
TAI отмечает, что TF-X изначально разработан для проведения операций класса ”воздух-воздух”, но операции ”воздух-земля” он тоже сможет исполнять. Специально для операций ”воздух-воздух” TF-X будет иметь увеличенную дальность действия за счет новых вооружений, в основном ракет собственного производства Gokdogan, поражающих цели за пределами прямой видимости.
Истребитель с грузоотсеком будет оснащен стелс-технологией и системой ИИ, поддерживающей нейросеть. С 14-метровым размахом крыла, 21-метровым фюзеляжем и высотой в 6 метров TF-X будет меньше, чем F-22, но больше, чем F-35.
TF-X будет приводиться в движение двумя американскими двигателями с форсажной камерой General Electric F110 или созданными по лицензии турецкими двигателями F118 без форсажной камеры.
Вполне возможно, что США не захотят продавать двигатели Турции, учитывая ее отношения с Россией. В связи с приобретением российской системы про С-400 в 2017 году Турция была исключена из американской программы F-35 в 2019 году.
Ньюдик отмечает, что британская компания Rolls Royce может стать потенциальным поставщиком двигателей, однако споры по поводу передачи технологий и прав на интеллектуальную собственность могут осложнить возможную сделку. Россия также могла бы поставить двигатели, хотя это и маловероятно в связи с санкционной угрозой и необходимостью заменять собственные истребители, потерянные на Украине.
Для Турции создание собственного истребителя — серьезное достижение
Успешная разработка эффективного боевого самолета это одно, а его строительство, причем экономически целесообразное, совершенно другое.
Даже такие ведущие военные державы как США, Китай и Россия не застрахованы от финансовых проблем. В частности, программа производства американских F-22, выпущенных в количестве 187 единиц, была прекращена в 2009 году в связи с несоизмеримостью неполадок и затрат. Скорее всего, по той же причине китайских J-20 было произведено только 200. У России, в свою очередь, всего около 15 Су-57.
Турецкий TF-X логично сравнить с японским Mitsubishi X-2 и южнокорейским KF-21 Boramae — у обеих средних держав достаточно ресурсов, знаний и технологий для создания истребителей.
Японский Mitsubishi X-2 был разработан в 2009 году после отказа американцев продать союзнику F-22. Как отмечает Defence Aviation, единственный прототип Х-2 оснащен системой управления вектора тяги, благодаря которой можно осуществлять резкие и быстрые развороты, а также радаром с активной фазированной антенной решеткой.
X-2 по сравнению с TF-X относительно небольшой. Как сообщает Aerotime Hub, его длина составляет 14,2 метра, а размах крыла — 9,1 метр. На X-2 установлены два двигателя IHI XF5-1 с форсажными камерами малой степени двухконтурности. Во время летного испытания в 2016 году истребитель развил скорость в 370 км/ч на высоте в 3,6 тыс. метров.
Хотя Х-2 всего лишь прототип, опыт, полученный при его создании, лег в основу разработки японского истребителя F-X 6-го поколения в партнерстве с Великобританией. Цель новой программы — создать мощный истребитель, превосходящий китайские боевые самолеты 4-го и 5-го поколений к 2035 году.
Южнокорейский KF-21 Boramae — истребитель поколения 4++, напоминающий F-35. У него нет грузоотсека, поэтому оружие будет размещаться на внешних узлах подвески, что снижает его стелс-характеристики по сравнению с другими истребителями 5-го поколения. По сообщениям Корейской аэрокосмической компании (KAI), размах крыла KF-21 составляет 11,2 метра, длина — 16,2 метра, а высота — 4,7 метра.
Истребитель оснащен двумя американскими двигателями US General Electric F414 с форсажной камерой, которые также используются на F/A-18 ”Супер Хорнет” и JAS 39 ”Грипен”. Максимальная скорость боевого самолета 2,250 км/ч. KF-21 может нести широкий арсенал западных и южнокорейских вооружений, в том числе находящиеся в разработке южнокорейские ракеты, поражающие цели за пределами прямой видимости, и Taurus KEPD-350 — немецко-шведские крылатые ракеты.
Для Южной Кореи KF-21 — качественная альтернатива F-35, которая дешевле в два раза. Страна также собирается представить свой истребитель на мировых рынках, как более доступный по сравнению с западными истребителями поколения 4++, в том числе ”Еврофайтерами” и ”Рафалями”. Южнокорейский истребитель будет обладать теми же характеристиками, но стоить на порядок меньше.
Возможно, турецкий TF-X разрабатывается с той же целью, что и японский X-2. Он вполне может служить испытательной платформой для еще более современного истребителя. С другой стороны, TF-X также может последовать и по стопам южнокорейской модели, ориентируясь на экспортные рынки доступных боевых самолетов поколения 4++.
В любом случае TF-X — серьезный стимул для турецкой аэрокосмической промышленности. TRT World отмечает, что Турция в производстве TF-X может опираться на опыт, приобретенный во время участия в программе F-35 до 2019 года (до того как США исключили Турцию из программы).
По данным Военно-морского института США, восемь турецких компаний участвовало в разработке фюзеляжа и двигателя, а Турция была выбрана в качестве первого в Европе центра обслуживания двигателей F-35. Произведенные в Турции запчасти для F-35 планировалось использовать по всему миру, а компании должны были выполнить работу по производству и обслуживанию F-35 на $12 млрд.
С учетом таких потерь программа TF-X — настоящее спасение для турецкой оборонной индустрии, поскольку представляет собой серьезный источник дохода. Истребитель станет доступным боевым самолетом для турецких ВВС, а также внесет существенный вклад в достижение Турцией стратегической независимости.
TF-X – турецкий истребитель 5-го поколения. Начало
2 841
Экспериментальный турецкий истребитель 5-го поколения (TF-X, Turkish Fighter-Experimental) – это одноместный двухмоторный всепогодный многоцелевой боевой самолет, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Генеральным подрядчиком проекта выступает Турецкая аэрокосмическая компания (Turkish Aerospace Industries, TAI), технологическую поддержку оказывает английская BAE Systems. В настоящее время в TAI эту программу называют короче: Turkish Fighter (TF), – исключая литеру «X» и, тем самым, подчеркивая, что разработка более не является экспериментальной.
Эскизная часть проекта TF-X завершилась в декабре 2017 года, а полноразмерный макет истребителя впервые представили широкой публике 17 июня 2019 года во время Парижского авиасалона (PAS 2019). Согласно турецким источникам, его изготовление проходило в Германии и стоило заказчику 2,25 млн. долл. США. Очередная демонстрация национального боевого самолета нового поколения (турецкая аббревиатура MMU) состоялась в сентябре того же года на фестивале «Технофест» в Стамбуле.
Полноразмерный макет TF-X на Парижской авиасалоне
Программа MMU/TF-X приобрела для Анкары особую значимость после того, как правительство США приостановило поставки самолетов 5-го поколения F-35A для ВВС Турции. Согласно открытым источникам, сегодня турецкие ВВС имеют около 30 самолетов F-4E и 238 истребителей F-16C/D, составляющих основу боевой авиации страны. Первые планировалось заменить американской машиной и вывести из эксплуатации в 2020 году. Теперь же, с высокой вероятностью, их списание следует ожидать не ранее 2025 года. Аналогично ситуация обстоит и с F-16C/D: начало их вывода из эксплуатации для замены на F-35A намечалось на 2030 год. В целом, планировалось закупить до 110 F-35A. По оценкам экспертов, после прекращения американо-турецкого сотрудничества по тематике самолета 5-го поколения объем заказа истребителя MMU/TF-X для ВВС Турции составит от 150 до 200 машин, которые в долгосрочной перспективе придут на смену устаревшим F-4E и F-16C/D.
По данным TAI, в воздушном бою истребитель MMU/TF-X сможет поражать противника новым оружием увеличенной дальности, применяемым на сверхзвуковой скорости, при «поддержке искусственного интеллекта и нейронных сетей». Планируется, что самолет будет обладать низкой радиолокационной и ИК-заметностью, высокой степенью ситуационной осведомленности, лучшей маневренностью (чем F-16), передовыми высокоточными системами вооружения, осуществляющими обмен данными между сенсорами и системой управления огнем.
Модель должна поддерживать устойчивую сверхзвуковую крейсерскую скорость (режим суперкруиза), оптимизировать нагрузку на пилота и оценивать степень боевых повреждений. Возможность взаимодействия с другими летательными аппаратами, включая истребители 5-го поколения и беспилотные летательные аппараты, сделает турецкую разработку пригодной для современных совместных операций. Кроме того, машина должна быть устойчивой, простой в обслуживании, обеспечивать быструю подготовку к вылету, гарантировать рентабельность в течение всего жизненного цикла.
Общие тактико-технические характеристики перспективного истребителя Turkish Aerospace первоначально представила в спецификациях в декабре 2017 года. Официально их обнародовали на Парижском авиасалоне в июне 2019 года. Позднее, в декабре 2019 года в ходе конференции «Турецкая оборонная промышленность – диалоги MMU/TF-X» уточненные данные привел заместитель генерального директора TAI, ответственный за программу MMU/TF-X, профессор Мустафа ЧАВКАР (Mustafa CAVCAR). С опорой на указанные источники, очевидно, что истребитель получит следующие ТТХ: длина в интервале 19-21 м (60 футов), высота 6 м, размах крыла от 12 до 14 м (46 футов), площадь крыла от 60 до 70 кв.м. (750 кв.футов), максимальная взлетная масса (MTOW) более 27 215 кг (60 000 фунтов).
На самолете планируется установить два турбореактивных двухконтурных двигателя (ТРДД) местного производства с тягой 12200 кгс (27000 фунтов). Прототипы будут оснащаться парой двигателей семейства F100 с тягой по 13400 кгс (29 500 фунтов) каждый. TF-X должен иметь максимальную скорость 1,8-2 Маха, практический потолок 16700 м (55 000 футов) и боевой радиус около 1100 км (600 морских миль).
Оценивая представленные характеристики, эксперты отмечают, что по своим размерам MMU/TF-X больше существующих истребителей 5-го поколения, включая американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, китайский J-20A/B Mighty Dragon и южно-корейский KF-X. Тем не менее, общий дизайн турецкого макета напоминает конструкцию американского «Раптора». К сходным чертам относят: фиксированные входные патрубки воздухозаборников, дверцы сброса давления воздуха в задней части фюзеляжа, управление вектором тяги и наклонное вертикальное оперение.
Варианты авиационных средств поражения для MMU/TF-X
Подобно F-22 Raptor турецкий MMU/TF-X имеет внутренние отсеки для оружия. Подфюзеляжный оружейный отсек сможет вместить до четырех ракет класса «воздух-воздух» средней и большой дальности (BVR), а также боеприпасы и ракеты класса «воздух-земля» калибром от 110 до 900 кг (от 250 до 2 000 фунтов). В каждом боковом отсеке, слева и справа от фюзеляжа, смогут разместиться две ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности (WVR). Представляя макет истребителя на Парижском авиасалоне президент и генеральный директор Turkish Aerospace Темел КОТИЛ (Temel KOTIL) в качестве примера вероятного оружия для TF-X упомянул ракеты большой дальности METEOR европейского концерна MBDA и некое перспективное оружие турецких производителей.
В состав усовершенствованного комплекта авионики самолета войдут:РЛС с АФАР собственной разработки из нитрида галлия (GaN), интегрированные вычислительный комплекс (компьютер миссии), система инфракрасного поиска и сопровождения (IRST, устанавливается перед кабиной), комплект РЭБ и электрооптическая система наведения (EOTS, по-турецки BEOS, с функционалом аналогичным истребителю F-35).
Интеллектуальную кабину пилота планируется оборудовать, несколькими панорамными дисплеями с графическим интерфейсом, системами данных об окружающей обстановке, цифровыми картами, а также высокотехнологичными устройствами связи и системой прицела на шлеме пилота (HMDS). Функционал кабины также подразумевает распознавание голоса и голосовое управление, высококачественные аудиосистемы и синтетическое зрение.
Продолжение следует…
По материалам журнала Defence Turkey
Метки: Авиационная и космическая техника, Перспективные военные разработки, Турция
потрясающих изображений прототипа турецкого боевого самолета пятого поколения TF-X на сборочной линии загипнотизировали пользователей сети
На видео, обнародованном 23 ноября, можно увидеть прототип турецкого истребителя следующего поколения TF-X на сборочной линии. Турецкая аэрокосмическая промышленность, или TUSAS, разрабатывает самолет.
Реактивный истребитель военно-морского флота Китая J-15 «Летающая акула» наконец оснащен отечественными турбовентиляторными двигателями — СМИ в декабре 2010 года приступила к созданию отечественного боевого самолета пятого поколения.
Кадры были записаны 21 ноября, о чем свидетельствует табличка, прикрепленная к хребту самолета.
В тот же день сборочную линию официально посетили представители ВВС Турции, оборонно-промышленного агентства и министерства обороны.
На видео видно, что фюзеляж и крылья самолета в основном собраны. Однако многие элементы еще предстоит установить на самолеты.
На снимках видно отсутствие горизонтальных стабилизаторов, сдвоенных двигателей, наклоненного наружу хвостового оперения, современной авионики и катапультируемого кресла.
Ожидается, что прототип самолета будет завершен в 2023 году, а первый полет запланирован на 2025 год. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган также подтвердил эти сроки в январе 2022 года.
Истребитель нового поколения TF-X на линии окончательной сборки: Twitter
Однако, похоже, существует некоторая неопределенность в отношении конкретных сроков, в которые ВВС Турции введут самолет в эксплуатацию.
Первоначально предполагалось, что первые образцы из производственного цикла поступят на вооружение уже в 2028 году. Однако в настоящее время ожидается, что ВВС Турции начнут получать самолеты в начале 2030-х годов.
Идея ультрасовременного истребителя-невидимки для завоевания господства в воздухе лежит в основе разработки истребителя TF-X. Самолет TF-X должен был заменить парк турецких истребителей F-16C/D, когда он был впервые концептуализирован в начале 2010-х годов.
Истребитель нового поколения TF-X на линии окончательной сборки: Twitter Программа истребителей и планировала закупить 100 F-35.
Компания даже вложила до 1,4 миллиарда долларов в программу F-35. Однако в 2019 году Вашингтон исключил Турцию из программы F-35 в отместку за более раннее приобретение Анкарой российской системы противоракетной обороны С-400.
Наряду с потерей своих инвестиций в размере 1,4 миллиарда долларов Анкара также упустила 9 миллиардов долларов потенциальной экономической деятельности, которая могла бы возникнуть в результате долгосрочного участия страны в программе F-35.
Программа TF-X в некотором роде служит спасательным кругом для внутреннего военного сектора Турции, который восстанавливается после этих значительных и неожиданных неудач.
Но способность страны разрабатывать самолет также сталкивается с дополнительными проблемами из-за потери F-35.
В 2018 году Турция выбрала ТРДД F110-GE-129 или F110-GE-132 от General Electric для приведения в движение истребителя. Однако ухудшение американо-турецких отношений сделало это маловероятным.
В июле правительство Турции объявило конкурс на разработку отечественного турбовентиляторного двигателя, который будет использоваться в истребителях TF-X. Еще одним вариантом двигателя является Rolls-Royce, от которого сначала отказались в пользу GE в качестве поставщика силовой установки TF-X.
В октябре 2016 года Rolls-Royce предложила Турции заключить соглашение о совместном производстве для поставки будущих платформ в страну и предполагаемых продаж третьим сторонам.
В своем предложении компания предложила построить в Турции завод по производству двигателей, который будет также производить двигатели для вертолетов, танков и ракет в дополнение к двигателям для TF-X.
В 2017 году другая британская компания BAE Systems и TAI заключили контракт на сумму более 100 миллионов фунтов стерлингов (120 миллионов долларов США) на разработку турецкого истребителя. В феврале 2022 года BAE systems написала в Твиттере: «Мы работаем с Turkish Aerospace, чтобы привнести ноу-хау и инженерный опыт в программу TF-X».
Упоминалось также о покупке российского двигателя, но в настоящее время это крайне маловероятно из-за продолжающегося конфликта на Украине и санкций против Москвы.
Тем временем Турция намерена закупить 40 совершенно новых самолетов F-16 Block 70/72 и необходимые комплекты для модернизации еще 80 имеющихся F-16C/D.
Новые и модернизированные F-16 будут служить временным решением до тех пор, пока не будет развернуто большое количество TF-X.
Однако, учитывая напряженные отношения между Анкарой и Вашингтоном, такая сделка далеко не гарантирована.
- Связаться с автором на ashishmichel(at)gmail.com
- Следите за EurAsian Times в новостях Google
Турецкий истребитель пятого поколения TF-X прибыл на пакистанскую оборонную выставку спустя несколько месяцев после сообщений о совместном производстве изображения и отчеты в социальных сетях.
Около 28 турецких производителей оборонной продукции приняли участие в пакистанском мероприятии IDEAS 2022, проводимом раз в два года. Считается, что Турция, наряду с Китаем, занимает наиболее видное место на выставке. Турецкие СМИ также сообщают, что их павильон привлек сотни посетителей, в том числе официальных лиц Пакистана.
В сообщении газеты Daily Sabah говорится, что турецкие производители оборонной продукции демонстрируют широкий спектр продуктов, включая военную технику, тактические мини-БПЛА, легкое вооружение, искусственный интеллект и решения для кибербезопасности.
Однако в нем не упоминалось, что будет представлен истребитель пятого поколения.
Дизайн и технические характеристики также были видны на баннере на изображениях, размещенных в социальных сетях.
Баннер гласил: «Турецкий многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный с использованием национальных технологий и собственных возможностей». Фотографии были размещены 16 ноября, во второй день IDEAS.
#Turkey 🇹🇷 дисплей Масштабная модель истребителя-невидимки 5-го поколения TF-X на #IDEAS2022.#IDEASPakistan #IDEAS22 pic.twitter.com/GmwnD0smkQ
— Defense Weapons⚔️🇵🇰 (@defenseweapons1) 16 ноября 2022 г.
самое значительное.
Ранее в этом году появились сообщения о совместной работе Анкары и Исламабада над истребителем пятого поколения.
В феврале этого года генеральный директор Turkish Aerospace Темел Котил заявил в интервью, что Турция и Пакистан совместно разрабатывают свой самолет пятого поколения.
В то время ходили слухи о том, будет ли Пакистан сотрудничать в проекте TF-X или они вдвоем разработают еще один самолет пятого поколения.
Поскольку интервью вызвало бурю негодования, подтверждения участия Пакистана в проекте не поступало. Однако Пакистану нужен боевой самолет пятого поколения, а его главный соперник Индия продвигает работу над своей программой истребителя пятого поколения AMCA.
Модель AMCA, представленная на выставке Aero India 2021 (Wikimedia Commons) высший орган Кабинета министров по безопасности.
Напротив, пакистанская программа истребителей пятого поколения «Проект Азм» находится в подвешенном состоянии по разным причинам.
Чиновники в Исламабаде не могут позволить себе разрыв в возможностях со своим заклятым врагом Нью-Дели. Однако без четкой связи с Турцией или Пакистаном неясно, будет ли Пакистан приглашен для совместной разработки или самолет будет передан ему на экспорт.
TF-X — двухмоторный многоцелевой самолет, разработанный в первую очередь для полетов воздух-воздух, но он также может использоваться для полетов воздух-земля.
5 августа 2016 года между подсекретариатом оборонной промышленности Министерства национальной обороны Турции (SSM) и Turkish Aerospace был подписан первичный контракт по программе проектирования и разработки TF-X.
Согласно TAI, Турция станет одной из немногих стран с необходимыми технологиями, инженерной инфраструктурой и возможностями, необходимыми для производства истребителя 5-го поколения (или более позднего) после того, как будут реализованы все важные функции (такие как улучшенная ситуационная осведомленность, сенсорное слияние). , малая заметность, оружейный отсек и т. д.) были включены в программу TF-X.
Несмотря на то, что производитель неоднократно подчеркивал эти особенности, на выставке IDEAS 2022 в Пакистане был установлен баннер, раскрывающий более конкретную информацию.
Баннер гласил: «Самолет обеспечит господство в воздухе за счет точных и точных ударов на высокой скорости, высокой производительности радара, радиоэлектронной борьбы, электрооптики, связи и навигации, а также превосходства в воздухе с поддержкой искусственного интеллекта и мультисенсора.
слияние данных».
Макет TF-X на Сингапурском авиасалоне (через Твиттер)
Баннер также раскрывал некоторые конструктивные особенности самолета. TF-X имеет размах крыла 16 метров, длину 21 метр и высоту 6 метров. Самолет будет иметь максимальную скорость 1,8 Маха и практический потолок 55 000 футов.
Ожидается, что будущий национальный боевой самолет Турции TF-X совершит свой первый полет в ближайшие три года, а прототип будет готов к 2023 году. Турция уже привлекает клиентов, демонстрируя макеты на выставках Air Show.
Первый полноразмерный макет был представлен на авиасалоне в Сингапуре, который стал его первым азиатским показом.
Выставка в Пакистане знаменательная, но не шокирующая, поскольку Турция является одним из ее важнейших партнеров в области обороны. Как ранее сообщало EurAsian Times, Пакистан получит передовые турецкие БПЛА, такие как беспилотники Akinci и TB2, которые доказали свою эффективность в Украине.
В дополнение к дисплею TF-X турецкая оборонная фирма X SDT подписала контракт с ВВС Пакистана (PAF) на разработку систем, которые будут предлагать пилотам тактическую подготовку посредством стимуляции на выставке.