Содержание
Топливо космических кораблей — Официальный сайт компании ООО ИннТехТрейд
Извечная мечта человека о космосе стала реальностью благодаря химии. Хотя топливо, которое используется для запуска ракет, такое же углеводородное, как и то, что наши предки сжигали в кострах и светильниках.
Важное отличие ракеты от самолёта состоит в том, что она должна нести не только топливо, но и окислитель, который нужен для его сгорания. Вещества из окружающей среды она не применяет.
Скорость полета ракеты определяется скоростью и объемом выбрасываемой в полете массы. То есть летит она тем быстрее, чем более тяжелое вещество может отбрасывать и чем с большей скоростью может это делать. Чтобы обеспечить этот процесс, нужно максимально эффективно преобразовывать энергию горючего и окислителя в реактивный выброс.
Сколько лет ракетам на самом деле?
«Меньше сотни», – уверенно ответит почти каждый человек. И ошибется, потому что еще две тысячи лет назад попытки создания ракет были сделаны в Китае. Тогда ракеты пытались запускать на смеси угля (топливо), селитры (окислитель) и серы (катализатор).
Разумеется, никаких впечатляющих результатов это не принесло.
По мере развития науки становилось очевидно, что твердое топливо вообще не подходит для этой цели: его эффективность слишком мала, а горение почти нельзя контролировать в летящей ракете.
Новейшие ракетные теории
В начале XX века появились первые разработки ракетных двигателей на жидком топливе с управляемой тягой. В теории все получалось отлично: берем спирт и окислитель, строим специальную камеру. Вещества горят и с огромной скоростью выбрасываются из сопла, давая нужную степень реактивной тяги. Управляем тягой, регулируя подачу веществ.
Но как быть с тем, что топливо требуется дважды? Ведь ракета сначала выходит на земную орбиту, а потом возвращается на землю. Для этого ее сначала нужно разогнать, а потом затормозить, на все это необходимо топливо, и ракета должна нести его с собой. А чем больше вес, тем более мощная первая ступень требуется, иначе ракета вообще не оторвется от земли.
Вскоре пришли к мысли, что для эффективного запуска нужны разные носители с разным топливом. Выбор был между керосином и спиртом, а в качестве окислителя должны были выступать азотная кислота или жидкий кислород. В СССР для пилотируемых запусков использовали смесь керосина и жидкого кислорода, именно она применялась для вывода первого спутника и первого запуска человека в космос.
Потом появились и другие варианты. Гептил с азотной кислотой и сейчас используется для заброски грузов на орбиту. В США при запуске «Аполлона» применяли сочетание керосина с кислородом на первой ступени, а для второй и третьей использовали тандем жидкого водорода и жидкого кислорода. Последний вариант показал отличную эффективность и широко применяется по сей день.
Как развивалась эта отрасль?
Работы по улучшению эффективности керосина велись с 1950-х годов. Их результат – появление синтина, который, однако, тоже имеет определенные проблемы, да и ресурсы для получения керосина не бесконечны. К тому же, топливные баки требуют очень много места и объема, и эта проблема стоит тем острее, чем более длительный полет планируется.
Когда появилась идея применять сжиженный газ вместо керосина, внимание ученых привлек метан. Одно из его достоинств – при сгорании он не образует нагара, что дает возможность создавать многоразовые ракетные двигатели.
Изменился и взгляд на используемые окислители. Получили распространение перекись водорода, азотная и хлорная кислоты и другие окислители, содержащие кислород. Собственно, самым выгодным окислителем является жидкий кислород – в составе кислот и других окислителей его содержится не более ¾, остальное, по сути, является балластом.
Начиная с 70-х годов начали широко применяться катализаторы горения с целью увеличить полноту сгорания топлива, исключить недожоги и поднять КПД двигателя.
Чем заняты химики сегодня?
Попытками получить еще более эффективные и дешевые варианты топлива. Пробовали даже составы на основе чистого фтора, кобальта и бериллия.
На самом деле, сейчас само понятие ракетного топлива становится немного неточным. Речь уже идет не о веществах, которые могут гореть и давать выбросы, а о новых составах, новых источниках энергии, которые выделяют ее без собственно горения.
Так, если взять атомарный (разделенный на атомы) водород в количестве одного килограмма, а потом снова соединить его атомы в молекулы, то можно получить гигантский тепловой выброс, достаточный для кипячения пятисот литров воды. Хорошо звучит? Да, но есть и минусы – крайняя неустойчивость атомарного водорода и сложности с его получением в больших количествах.
А конструкторы продолжают требовать «компактных» решений, которые позволят уменьшить объемы топливных баков ракет.
Чего ждать в ближайшем будущем?
Уже десять лет ведутся разработки и испытания двигателей, которые летают на природном газе. Достоинство этого топлива – в широкой доступности, невысокой цене и практически неисчерпаемых его запасах.
Уже работают ионные и плазменные двигатели и всерьез ведутся разговоры о системах, работающих на атомной энергии.
Судя по всему, грядет эра нового космического топлива – это вопрос буквально одного десятилетия. И, вероятно, эти новые составы станут стартовой площадкой для широкого применения ядерного горючего в качестве ракетного топлива.
заправлять до полного? / Хабр
Запуск ракеты «Протон» в 2010 не удался не потому, что ей не хватило топлива, а потому, что его было слишком много
Автор статьи – Уэйн Элиазер, проработал в ВВС США 25 лет, был менеджером программы «Тор», директором испытаний ракет семейства «Атлас», главой отдела космических запусков в управлении по снабжению ВВС секретариата Пентагона.
Одна из самых распространённых проблем, приводивших к крушениям самолётов, заключалась в том, что пилот спокойно сидел в кабине, пока топливо в машине не заканчивалось. С космическими запусками подобные неудачи происходят реже, однако в некоторых особо показательных случаях во время первых запусков были зафиксированы отключения двигательных установок ввиду нехватки топлива.
У большинства из запускавшихся ракет-носителей на жидком топливе отсутствовала система отслеживания уровня горючего – даже такая несложная, как сбитый с толку пилот, пялящийся на падающие показатели датчика топлива. Двигатели испытывали, их потребление записывали, и необходимое количество топлива и окислителя подсчитывали по простым формулам. Аппаратам с жидким кислородом в качестве окислителя заливали просто полный бак – это было необходимо, поскольку кислород испарялся до последних секунд перед стартом, когда закрывали клапан. Топлива грузили расчётное количество плюс ещё немного, на всякий случай. Таким образом работали ракеты семейств «Тор», «Титан» и «Дельта», как и большая часть ракет вне США.
«Атлас» работал по-другому – в нём использовалась система утилизации топлива, измерявшая количество топлива и окислителя в баках, и подстраивавшая тягу двигателя с целью максимизировать эффективность. Однако запускалась она только во время работы маршевых двигателей – сразу после того, как большие разгонные двигатели достигли расчётных уровней тяги в первые пару минут полёта. Система включалась, когда аппарат двигался за счёт центрального маршевого двигателя. Именно эта система позволила ракете «Атлас 19F» восстановиться после серьёзной потери скорости во время миссии NOAA-B 29 мая 1980 года.
Сложность задачи подсчёта правильного количества топлива хорошо проиллюстрировала неудача миссии «Тор LV-2F F34» по запуску военных метеорологических спутников, запуск которой проходил на военно-воздушной базе Ванденберг 19 февраля 1976. В то время при запуске метеорологических спутников на ракетах «Тор» использовали слишком упрощённый процесс подсчёта количества топлива. Стартовая бригада использовала данные эксплуатационных испытаний двигателя первой ступени ускорителя для расчета необходимой топливной нагрузки, а для измерения количества топлива, загруженного в ракету, использовался счётчик. И всё. В бак разгонного двигателя загрузили требуемое количество топлива, начался обратный отсчёт, произошёл взлёт. Однако полезная нагрузка не дотянула до стабильной орбиты, и вернулась в атмосферу после первого витка.
Последующее расследование обнаружило, что данные эксплуатационных испытаний двигателя были неверными. Двигателю требовалось больше топлива для достижения нужных показателей, чем следовало из данных. Ситуация была похожей на то, как если бы вы зашли в автосалон, и выбрали бы новый автомобиль, тратящий 6 литров бензина на 100 км, хотя у всех остальных машин точно такой же марки, модели и с такими же опциями этот показатель равнялся бы 7 литрам на сотню; и вы бы даже не задумывались над тем, почему эта машина настолько экономичнее других. Для оставшихся запусков в рамках проекта «Тор» были проведены тщательные исследования и более подробный анализ.
Ещё одна авария произошла на военно-воздушной базе Ванденберг 3 августа 1981 года с ракетой «Дельта 3914» миссии Dynamics Explorer. Нормальный порядок запуска предполагал, что вторую ступень ракеты заправляли топливом во время обратного отсчёта. В той миссии заправочному оборудованию добавили новинку: «мельничку», крутившуюся в заправочном шланге в качестве индикатора подачи топлива, похожую на то колёсико, что крутится на некоторых заправочных станциях. К сожалению, новое колёсико заклинило и произошла утечка топлива, из-за чего заправочная команда решила, что вторая ступень полностью заправлена. Топливо закончилось у неё на 16 секунд раньше срока, из-за чего полезный груз недотянул до нужной орбиты 160 км. Потом оказалось, что касательно нужной высоты орбиты шли споры, поэтому приверженцы более низкой орбиты остались довольны, в отличие от всех остальных.
18 апреля 2001 года для индийской космической программы был большой день – тогда произошёл запуск первой ракеты для вывода спутника GSAT 1 на ракете-носителе для запусков геосинхронных спутников GSLV. Праздник по поводу достижений длился недолго. Третья ступень использовала двигатель российского производства, не летавший ранее, и ему не хватило тяги. Спутник вышел в космос с дефицитом скорости в 0,5%, из-за чего он не смог достичь нужного места на орбите. Спутник работал нормально, однако быстро снижался, пересекая орбиты других спутников и вмешиваясь в их работу. Это было неприемлемо, и его отключили всего через несколько дней.
6 декабря 2010 года новая версия славного разгонного двигателя «Протон» подняла ракету с космодрома Байконур, несущую спутники ГЛОНАСС. На верхней ступени использовался новый разгонный блок ДМ-03. Полезная нагрузка так и не вышла на орбиту, и упала в Тихий океан. Ситуация оказалась противоположной случаю с Dynamics Explorer. Объём баков нового разгонного блока был значительно больше, чем у предыдущих моделей, и при заправке этот момент не учли. Хотя для миссии дополнительного топлива не требовалось, его всё равно залили – на 2000 кг больше, чем было нужно. И вместо недостатка топлива, как у миссий «Тор F34» и «Дельта» Dynamics Explorer, у «Протона» его оказалось слишком много.
Почему же излишек топлива стал проблемой? В случае с аварией «Тор F34» проблема была не просто в том, что топлива на борту не хватило. Во время запусков военных метеорологических спутников у ракеты «Тор» и верхних ступеней баки были слишком малы, а масса всего корабля с каждой миссией возрастала. Одним из решений данной проблемы была замена топлива RP-1 на RJ-1. Топливо RJ-1, предназначенное для прямоточных воздушно-реактивных двигателей, было плотнее RP-1, благодаря чему в ограниченное пространство топливного бака «Тор» можно было впихнуть больше топлива на единицу объёма – а, значит, и больше энергии.
Якобы большая тяга двигателя, использовавшегося на миссии «Тор F34» была отмечена за несколько лет до этого, поэтому его и выбрали специально для самой тяжёлой миссии в этой серии ракет. Однако на деле такой тяги не было не только у этого двигателя – подобной тяги в принципе не мог дать ни один двигатель подобного устройства. В бак «Тор» невозможно было впихнуть столько топлива, чтобы эта миссия успешно взлетела – поскольку увеличение веса топлива только уменьшало тягу двигателя.
Та же проблема была и у ДМ-03. Топлива у верхней ступени было полно, однако в итоге оно оказалось слишком тяжёлым для того, чтобы ракета смогла выйти на расчётную траекторию. При проектировании ракет «Дельта-4» и «Атлас-5» главными параметрами были стоимость разработки и производства, и двигатели стоили явно больше, чем хранящееся в баках горючее. Предыдущие ракеты, в верхних ступенях которых использовались двигатели RL-10, таких двигателей было минимум по два, но можно было рассчитать траекторию так, чтобы использовать только один двигатель. Траектория должна идти почти вертикально вверх во время работы первой ступени, тем самым избегая как аэродинамического сопротивления, так и гравитационных потерь, которые есть у более низких и эффективных траекторий. Поднявшись достаточно высоко, верхняя ступень RL-10 могла работать довольно долго, гораздо медленнее набирая скорость, но зато экономя много денег на дорогостоящем оборудовании. Такой подход вызвал некоторые опасения, связанные с дальностью полёта, но, поскольку ракеты с американских полигонов пролетают над океаном, это препятствие не было непреодолимым.
Возможно, «Протон» с разгонным блоком ДМ-03, запущенный 6 декабря 2010 года, смог бы выйти в космос по похожей траектории, и вывести верхнюю ступень на такую высоту, на которой она могла бы воспользоваться дополнительным топливом. Но никто не подумал о такой возможности, поскольку в эту ступень не предполагалось закачивать столько горючего.
Итак, до вылета нужно не лить горючку до краёв, а следить, чтобы объём топлива соответствовал конфигурации полёта. А перед тем, как выбрать автомобиль, почитайте сначала характеристики нескольких экземпляров.
Стартовый комплекс «Союза» на Восточном переведут на новое топливо
https://ria.ru/20210627/toplivo-1738773084.html
Стартовый комплекс «Союза» на Восточном переведут на новое топливо
Стартовый комплекс «Союза» на Восточном переведут на новое топливо — РИА Новости, 01.02.2022
Стартовый комплекс «Союза» на Восточном переведут на новое топливо
Стартовый комплекс ракеты-носителя «Союз-2» на космодроме Восточный планируют полностью перевести на использование нового топлива к февралю 2022 года, сообщили… РИА Новости, 01.02.2022
2021-06-27T03:12
2021-06-27T03:12
2022-02-01T11:32
наука
ростех
роскосмос
союз
космос — риа наука
цэнки
восточный (космодром)
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e5/04/1a/1729915856_0:161:3071:1888_1920x0_80_0_0_2d182bf71f9481f362944cb5a937fc62.jpg
МОСКВА, 27 июн — РИА Новости. Стартовый комплекс ракеты-носителя «Союз-2» на космодроме Восточный планируют полностью перевести на использование нового топлива к февралю 2022 года, сообщили РИА Новости в пресс-службе Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (предприятие «Роскосмоса»).Как сообщалось, необходимость перевода ракет «Союз-2» на Восточном с керосина (Т-1) на нафтил (РГ-1) связана с истощением Анастасиевско-Троицкого месторождения в Краснодарском крае. В настоящее время нафтил используется только на третьей ступени ракеты «Союз-2.1б», но планируется заправлять им все ступени «Союзов», для чего уже проведены испытания модернизированных двигателей.По его словам, специалисты филиала «ЦЭНКИ» — космического центра «Восточный» приступят к работам по завершению монтажа, наладке и автономным испытаниям оборудования предварительно в октябре 2021 года. «Готовность к проведению комплексных испытаний стартового комплекса после перевода на нафтил планируется обеспечить в феврале 2022 года», — добавили в пресс-службе предприятия.Ранее исполнительный директор «Ростеха» Олег Евтушенко сказал, что переход на нафтил является частью программы модернизации ракеты, которая позволит уменьшить вредные выбросы и заметно увеличить выводимую на орбиту полезную нагрузку.Нафтил — экологически безопасный тип углеводородного горючего с применением полимерных присадок.Как сообщал источник РИА Новости в ракетно-космической отрасли, испытательный пуск ракеты «Союз-2.1а» со всеми ступенями, работающими на нафтиле, планируется осуществить с космодрома Восточный при выведении на орбиту радиолокационного спутника дистанционного зондирования Земли «Кондор-ФКА». В настоящее время он намечается в 2022 году.
https://ria.ru/20210625/raketa-1738692082.html
https://ria.ru/20210605/kosmodrom-1735757818.html
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/1a/1729915856_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_51c00b1081ddc4e4536cdcdbfc9e7ee1.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
ростех, роскосмос, союз, космос — риа наука, цэнки, восточный (космодром)
Наука, Ростех, Роскосмос, Союз, Космос — РИА Наука, ЦЭНКИ, Восточный (космодром)
МОСКВА, 27 июн — РИА Новости. Стартовый комплекс ракеты-носителя «Союз-2» на космодроме Восточный планируют полностью перевести на использование нового топлива к февралю 2022 года, сообщили РИА Новости в пресс-службе Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (предприятие «Роскосмоса»).
Как сообщалось, необходимость перевода ракет «Союз-2» на Восточном с керосина (Т-1) на нафтил (РГ-1) связана с истощением Анастасиевско-Троицкого месторождения в Краснодарском крае. В настоящее время нафтил используется только на третьей ступени ракеты «Союз-2.1б», но планируется заправлять им все ступени «Союзов», для чего уже проведены испытания модернизированных двигателей.
«Для перевода стартового комплекса (СК) космического ракетного комплекса «Союз-2″ на горючее нафтил необходимо завершить монтаж оборудования, провести автономные испытания дорабатываемого оборудования и комплексные испытания СК. Все необходимое оборудование для этих целей поставлено на космодром, часть уже смонтирована», — сказал собеседник агентства.
По его словам, специалисты филиала «ЦЭНКИ» — космического центра «Восточный» приступят к работам по завершению монтажа, наладке и автономным испытаниям оборудования предварительно в октябре 2021 года.
25 июня 2021, 23:05
Ракету-носитель «Союз-2.1б» успешно запустили с космодрома Плесецк
«Готовность к проведению комплексных испытаний стартового комплекса после перевода на нафтил планируется обеспечить в феврале 2022 года», — добавили в пресс-службе предприятия.
Ранее исполнительный директор «Ростеха» Олег Евтушенко сказал, что переход на нафтил является частью программы модернизации ракеты, которая позволит уменьшить вредные выбросы и заметно увеличить выводимую на орбиту полезную нагрузку.
Нафтил — экологически безопасный тип углеводородного горючего с применением полимерных присадок.
Как сообщал источник РИА Новости в ракетно-космической отрасли, испытательный пуск ракеты «Союз-2.1а» со всеми ступенями, работающими на нафтиле, планируется осуществить с космодрома Восточный при выведении на орбиту радиолокационного спутника дистанционного зондирования Земли «Кондор-ФКА». В настоящее время он намечается в 2022 году.
5 июня 2021, 10:08Наука
Новым директором космодрома Восточный стал Валинур Агишев
Экологически чистое топливо для запусков ракет в космос
Космические исследования, возможно, дали нам фотографии нашей первозданной голубой планеты Земля и повысили осведомленность о необходимости защиты окружающей среды, но это бесполезно, если ракеты, выводящие нас на орбиту, основаны на старых, токсичные пропелленты.
На протяжении десятилетий наиболее распространенным ракетным топливом был гидразин, токсичное соединение азота и водорода, которое входит в список веществ, вызывающих серьезную озабоченность ЕС. Это также является предполагаемой причиной аномально высокого уровня гормональных нарушений и нарушений крови во всем районе космодрома Байконур в Казахстане.
Вот почему ученые из Немецкого аэрокосмического центра (DLR) в Лампольдсхаузене работают над новыми, более экологичными видами топлива, которые могут сделать методы освоения космоса перспективными и сделать их экологически безопасными.
Усилия сосредоточены вокруг соединения, известного как динитрамид аммония (АДН), которое при нагревании разлагается только на азот, кислород и воду.
«АДН был солью-окислителем, впервые обнаруженной в Советском Союзе, но вновь обнаруженной в Швеции в 1990-х годах, где у них возникла идея превратить его в жидкое топливо», — сказал д-р Мишель Негри, руководитель проекта космических двигателей под названием RHEFORM. .
Проблема в том, что ADN — это соль, поэтому она твердая. Хотя его можно растворить в других видах топлива, таких как метанол или аммиак, для воспламенения требуется высокая температура — более 1500ºC.
‘Гидразиновые двигатели не требуют предварительного прогрева, если просто открыть клапаны, то они начинают стрелять. С другой стороны, с подруливающим устройством ADN, если вы просто откроете клапан, смесь выйдет в жидкой форме. Он не будет реагировать», — сказал доктор Негри.
В рамках проекта RHEFORM изучалось топливо LMP-103S на основе ADN, используемое шведской космической компанией ECAPS, которая была партнером проекта и уже запустила 13 двигательных установок на основе соединения.
“
‘АДН был солью-окислителем, впервые обнаруженной в Советском Союзе, но вновь обнаруженной в Швеции в 1990-х годах, где у них возникла идея превратить ее в жидкое топливо’.
Д-р Микеле Негри, Немецкий аэрокосмический центр, Лампольдсхаузен, Германия
Легкое воспламенение
Для решения проблемы легкого воспламенения в рамках проекта рассматривалась разработка улучшенного, более реактивного катализатора, чтобы топливо могло реагировать при комнатной температуре. . Гидразин пошел по тому же пути раннего развития.
«В самом начале 60-х годов они не могли вести огонь при комнатной температуре, но затем они разработали достаточно хороший катализатор, — сказал доктор Негри.
Такие катализаторы работают за счет увеличения площади поверхности для протекания реакций, облегчая их протекание при более низких температурах, или, возможно, путем добавления соединения, такого как металл, для повышения реакционной способности.
«Катализатор в виде гранул состоял только из носителя (фазы), который представляет собой сами гранулы — обычно это керамический материал с высокой удельной поверхностью», — сказал он. «Поверх этого вы можете поместить активную фазу, которая обычно представляет собой металл».
После тестирования многих материалов ученые-ракетчики обнаружили, что гексаалюминат является лучшим базовым материалом.
Но что, если бы простые гранулы можно было улучшить, чтобы они имели еще более идеальную площадь поверхности, чтобы сделать их более реакционноспособными?
3D-печать
Чтобы выяснить это, они использовали компьютерное моделирование и 3D-печать для создания сложных сотовых структур, известных как монолиты, и таким образом увеличивая площадь поверхности.
‘Это в основном было сделано в автомобильной промышленности (при создании каталитических нейтрализаторов), заменив гранулы монолитной конструкцией. Благодаря ноу-хау нашего партнера по проекту (компания 3D-печати) LITHOZ мы смогли напечатать очень сложные структуры из керамики, а затем использовать их в качестве катализатора», — сказал доктор Негри.
Каталитическая керамика находится внутри камеры тяги ракетного двигателя, через которую впрыскивается топливо перед выходом из сопла двигателя во время запуска.
«Мы смогли заставить их реагировать в лабораторных условиях, при температуре чуть выше 100 градусов», — сказал он. «В идеале было бы, если бы они могли запускаться в нормальных условиях окружающей среды, не требуя предварительного нагрева».
Доктор Негри говорит, что следующим шагом для достижения воспламенения ADN при комнатной температуре, вероятно, будет использование пропеллентов, не содержащих воды.
Вода делает топливо более стабильным и безопасным для транспортировки, но также делает его менее реактивным.
«Вы можете много играть с составом, чтобы найти хороший компромисс между различными факторами, например производительностью, такими как удельный импульс, способность к хранению или взрывоопасность», — сказал он.
Дешевле
Помимо экологичности, ADN также может быть дешевле. «Заправлять спутник LMP-103S намного проще, чем гидразином, поскольку при первом запуске вы тратите всего треть рабочей силы, необходимой для более опасного гидразина», — сказал он. Доктор Негри добавляет, что даже если топливо немного дороже, общая стоимость жизни может быть ниже.
Американское космическое агентство НАСА, не участвовавшее в проекте RHEFORM, соглашается с тем, что существует потребность в экологически чистом ракетном топливе, и работает над более безопасной в обращении двигательной установкой.
«Хотя гидразин эффективен, он очень токсичен и требует особых мер для надлежащего обращения», — сказала Дайна Исе, руководитель программы миссий НАСА по демонстрации технологий.
«Нетоксичное, «зеленое» топливо и совместимые системы предлагают более безопасную и эффективную альтернативу ракетам-носителям и космическим кораблям следующего поколения».
Исследование в этой статье финансируется ЕС. Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею в социальных сетях.
Возобновляемое ракетное топливо — экологичность и полет в космос
функция
15 минут чтения
21 авг 2020
Автор Рами Мандоу
Доступ к космосу становится дешевле и более частым благодаря возможности повторного использования, а предстоящие запуски группировок спутников, вероятно, оставят больше ракетных выбросов в атмосферу. Не пора ли нам начать рассматривать варианты зеленого топлива и возможны ли они?
Предоставлено: Asgardia Space.
Одним из ключевых элементов повышения доступности космоса для большей части населения, будь то прямой доступ к нему глобальной космической промышленности или применение данных, услуг и продуктов для экономики в целом, является возможность повторного использования ракет.
В 2019 году основатель SpaceX Илон Маск назвал многоразовое использование ракет «Святым Граалем», подчеркнув, как это снизит стоимость и доступность космических путешествий и исследований, сравнив это с возможностью повторного использования наземных Jumbo Jumbo Jumbo Jumbo Jumbo Jet — систем пассажирских перевозок, которые мы использовать снова и снова.
Космические агентства, производители ракет и поставщики пусковых услуг по всему миру с тех пор начали разрабатывать и внедрять инновационные решения, учитывающие многократное использование ракет и их компонентов.
Компания Маска SpaceX, лидер в этой области, с 2015 года даже повторно использует компоненты системы запуска Falcon 9, демонстрируя изображения нижних ступеней гигантских ракет Falcon 9, которые часто называют «посадками из учебника». они приземляются на плавучих баржах в море.
Историческое возвращение ракеты-носителя Falcon Heavy из испытательной миссии SpaceX стало важным поворотным моментом в возможности повторного использования ракет. Кредит: SpaceX.
В то время как повторное использование ракет приносит пользу науке, исследованиям и пилотируемым космическим полетам, одним из важнейших факторов, влияющих на заинтересованные стороны в сегменте глобальных запусков, являются масштабы и спрос на орбитальные активы со стороны промышленности и экономики, подпитываемые в тандеме резко падающими затратами и размерами спутников (например, CubeSats), контрольно-измерительных приборов и даже услуг платформы для совместного использования.
Однако упущено одно обстоятельство. В связи с тем, что в небо поднимается все больше ракет, в настоящее время предметом обсуждения становится влияние ракетных выбросов и, в частности, то, как выбросы ракет могут вызывать аномалии в более высоких слоях атмосферы.
Атмосферное воздействие ракет
В 2018 году в отчете «Научная оценка истощения озонового слоя» (исследование, спонсируемое Всемирной метеорологической организацией, атмосферные ракетные выбросы) действительно воздействуют на атмосферу, в частности на более чувствительную область над озоновым слоем.
Одним из примеров такого воздействия является накопление частиц черного углерода (сажи, обычно образующихся в системах на основе керосина), которые остаются на высоте от 30 до 50 км, а затем переносятся в глобальную циркуляцию.
Другим примером являются более крупные и тяжелые частицы алюминия — одного из обычных компонентов топлива твердотопливных ракетных ускорителей — которые также имеют тенденцию попадать в глобальную циркуляцию. Интересно, что в северном полушарии наблюдается более высокая концентрация этого материала из-за того, что большинство пусковых установок работает к северу от экватора. Но по мере того, как страны к югу от экватора начинают рассматривать свои собственные возможности запуска на практике или при планировании (например, Ракетная лаборатория Новой Зеландии или предстоящие запуски в Австралии), ожидается, что эти значения изменятся .
Проблема атмосферного воздействия возникает из-за того, что частицы сажи и алюминия поглощают и отражают поступающую солнечную радиацию в стратосфере, тем самым изменяя температуру и уровни радиации как на этих высотах, так и на поверхности Земли (и тропосферы между ними). И именно эти изменения могут причинить вред озоновому слою (например, более теплая стратосфера может увеличить скорость химических реакций, уменьшающих содержание озона).
Международное законодательство (например, Монреальский договор), направленное на снижение вредного воздействия на озоновый слой, не касается конкретно выбросов из таких источников, как ракеты и самолеты, чьи частицы и загрязняющие вещества выбрасываются непосредственно в стратосферу, а не из земли, где им нужно подняться выше тропосферы. Фактически, несколько экологических исследований пришли к выводу, что выбросы ракет воздействуют на стратосферу так, как никакая другая промышленная деятельность — реальность, которая заключается в стоимости вывода полезной нагрузки на орбиту с использованием химического двигателя.
Земная гравитационная тюрьма
Двухмерное представление гравитационного поля, искривления пространства-времени, вызванного массами Земли и Луны. Кредит: Би-би-си.
Земная гравитация — это глубокий колодец. Требуется много сил, чтобы оторваться от него, а затем продолжить подниматься из него, чтобы выйти на орбиту. Понятие довольно простое и, вероятно, знакомое понимание, с которым мы все сталкивались (на гораздо более медленных скоростях) в нашей повседневной жизни. Третий закон Ньютона гласит, что на каждое действие есть равное ему противодействие.
Когда ракетное топливо попадает в камеры сгорания транспортного средства, оно воспламеняется, что приводит к его расширению с большой энергией. Стенки камеры сгорания рассчитаны на то, чтобы выдерживать эту огромную силу, и включают небольшую секцию для выхода газов и энергии в основании камеры. Позволяя этому нисходящему выходу энергии, ракета противодействует и движется вверх. Действие-Реакция.
Чтобы выйти на орбиту, улетучивающиеся газы и энергия должны двигаться со скоростью 11 км/с (или в повседневном исчислении примерно 39 км/с).,000 км/ч) от основания камеры сгорания. Чтобы оттолкнуться еще дальше и выше от поверхности Земли, требуется еще больше энергии, хотя на орбите сопротивление воздуха сводится к минимуму, а гравитации противостоит скорость.
В настоящее время используются ракетные топлива на химической основе, потому что они обеспечивают самую высокую плотность энергии, то есть обеспечивают максимальное количество энергии, сохраняемой при минимальном объеме памяти. Например, очищенный керосин (известный как RP-1) в сочетании с жидким кислородом (известный как LOX) представляет собой очень энергоемкую и плотную комбинацию топлива, которая при воспламенении создает высокий поток выходной энергии.
Таким образом, чтобы сделать ракеты более экологичными, инженеры, химики, ученые-ракетчики, защитники окружающей среды и многие другие должны рассматривать материалы с высокой плотностью энергии, небольшими по объему/массе (поскольку увеличение веса ракеты означает, что ей нужно больше топлива) и низкое воздействие на окружающую среду во всех частях атмосферы Земли.
Косвенно, производство этих видов топлива также может способствовать уменьшению чистого углеродного следа.
Возобновляемое ракетное топливо
Списанный сейчас космический шаттл (Атлантис). Шаттл использовал твердое топливо на основе алюминия в двух боковых ускорителях и смесь жидкого водорода и кислорода от трех основных двигателей. Кредит: НАСА.
Хотя до замечательных двигателей с вертикальным взлетом и посадкой, которые мы видим в научно-фантастических технологиях (таких как термоядерные двигатели), еще далеко, и значительное количество экспериментов, проведенных за последние 60 лет, определило лучшие виды топлива с удельной энергией, которые используются. в ракетах сегодня кажется, что топливо, используемое для выхода из гравитации Земли, может не быть полностью зеленым с нулевым воздействием на окружающую среду в течение некоторого времени.
Но это не означает, что они не могут быть углеродно-нейтральными.
Профессор Войцех Липински, руководитель группы Solar Thermal Австралийского национального университета (ANU), недавно рассказал о новых методах создания углеродно-нейтрального топлива для аэрокосмической и авиационной промышленности, предназначенных для компенсации воздействия углерода/климата.
Профессор Липински описывает углеродно-нейтральное топливо как синтетическое топливо, полученное из солнечной энергии, воды и возобновляемых источников углерода (таких как биомасса или двуокись углерода, захваченная в воздухе), что обеспечит устойчивый аэрокосмический транспорт, совместимый с существующей инфраструктурой.
«Австралия обладает большим потенциалом для развития отечественной аэрокосмической промышленности и производства возобновляемого топлива. Это связано с географическим положением страны и местными климатическими условиями. Австралия всегда будет зависеть от воздушного и морского транспорта, чтобы оставаться на связи с миром».
«Наши условия географически благоприятны для запуска миссий, и растет отечественное космическое стремление работать с зарубежными партнерами по космической отрасли. Возобновляемые энергетические ресурсы Австралии, в частности солнечная и ветровая, не имеют себе равных в глобальном масштабе, но еще не используются эффективно. Таким образом, развитие устойчивого сектора аэрокосмического топлива может повысить национальную энергетическую безопасность, экономическое процветание и, в контексте экспорта возобновляемого топлива, защитить глобальную окружающую среду», — сказал профессор Липински.
Производство источников топлива из возобновляемых источников может уменьшить углеродный след двигательных установок через производственный трубопровод. Предоставлено: Focus Малайзия.
Синтез топлива из возобновляемых источников энергии для использования в ракетах может осуществляться различными методами. Одним из примеров является производство больших объемов водорода и кислорода (которые образуют источники топлива гидролокс для ракет) с использованием солнечной энергии для проведения крупномасштабного электролиза (расщепление воды на ее компоненты водорода и кислорода посредством фотохимического процесса).
Учитывая большую площадь Австралии и благоприятный климат (для производства возобновляемой энергии солнечной и ветровой энергии), профессор Липински считает, что мы могли бы использовать наш географический потенциал, чтобы стать мировым лидером по производству возобновляемого топлива.
«Солнечная энергия, собранная с площади 600 км х 600 км где-то в австралийской глубинке, могла бы покрыть весь глобальный спрос на энергию во всех формах. Это требует технологий преобразования, которые выходят за рамки электричества для создания энергоносителей, таких как химическое топливо», — сказал он.
Углеродно-нейтральное топливо может использоваться в производстве ракетного топлива и может косвенно уменьшить чистое воздействие ракет на климат, но весь их производственный процесс должен считаться действительно «углеродно-нейтральным».
«В случае с углеродно-нейтральным углеводородным топливом необходимо также рассмотреть возможность разработки устойчивых технологий обработки воды и фиксации углерода в атмосфере. Для действительно углеродно-нейтрального топлива все процессы в производственной цепочке должны управляться возобновляемыми источниками энергии», — сказал он.
Профессор Липински также считает, что устойчивая топливная промышленность может принести пользу такой стране, как Австралия, учитывая ее способность производить возобновляемую энергию.
«Экологически безопасное топливо, производимое внутри страны, может превратиться в значительный промышленный сектор. Это может иметь и другие положительные последствия, такие как спрос на программы передового инженерного образования в Австралии. Это может привести к привлекательным возможностям трудоустройства для специализированных технологов и предотвратит утечку мозгов в будущем».
«Австралия имеет длинную береговую линию и обширные территории вдали от сельскохозяйственных и населенных земель, где такие технологии могут быть развернуты в беспрецедентных масштабах. Однако воздействие на окружающую среду необходимо учитывать на любом этапе такого развития, чтобы избежать будущей деградации местных земельных и водных ресурсов». сказал профессор Липинский.
Общее воздействие
Инверсионные следы самолетов в атмосфере. Предоставлено: Carbon Brief.
Сейчас мы подошли к историческому моменту — месту, где у нас есть очень глубокое понимание антропогенного воздействия на климат Земли, с одной стороны, и возможность запускать тысячи ракет в год, с другой — чтобы начать задавать вопросы о нашем общем воздействии на системы Земли посредством постоянной миграции нашего вида за пределы нашего защитного пузыря.
Профессор Анна Мур, директор Института космоса ANU, считает, что именно сейчас долгосрочные преимущества устойчивых методов — даже для ракет — могут быть посеяны и встроены в процессы развивающихся отраслей.
«Австралия занимает уникальное положение как один из новейших игроков в мировой космической отрасли. Теперь, когда мы участвуем в космической гонке, мы не можем позволить себе игнорировать устойчивость. Рост и устойчивость совместимы, и мы можем обеспечить создание культуры устойчивого развития в наших отраслях и новых стартапах. В конечном итоге это станет конкурентным преимуществом и принесет реальную пользу Австралии и всему миру», — сказала она.
Несмотря на то, что каждый запуск ракеты оказывает минимальное вредное воздействие на глобальный климат, это незначительное изменение оказывает большое влияние на различные регионы нашей атмосферы. Сюда входит ряд выбросов, которые считаются загрязнителями, озоноразрушающими веществами и парниковыми газами.
Например, твердое ракетное топливо может производить оксид алюминия, хлористый водород, оксид азота, сажу и двуокись углерода в виде выбросов – все они могут воздействовать на атмосферу. Как и двигатели на керосине и гиперголическом топливе, которые выделяют CO2, оксиды азота, соединения серы и водяной пар.
Однако некоторые двигатели считаются более чистыми, например, двигатели Hydrolox, которые сжигают водород и кислород, производят в основном водяной пар и небольшое количество оксидов азота. Однако водяной пар по-прежнему является очень сильным парниковым газом.
Тогда возникает вопрос: достаточно ли плохих веществ попадает в атмосферу, чтобы нанести ущерб? Да и нет. По сравнению с данными пассажирских авиакомпаний за 2018 год, космическая отрасль произвела около 23 000 тонн CO2, что примерно в 40 000 раз меньше, чем глобальная авиационная отрасль (на которую приходится примерно 2% воздействия на климат) за тот же год, так что это незначительное влияние.
Однако реактивные самолеты не пролетают через несколько слоев атмосферы, поэтому их воздействие ограничено меньшими высотами, в то время как ракеты производят загрязняющие вещества, которые оказывают прямое воздействие на более высокие уровни атмосферы, даже если это воздействие минимально. Именно по этой причине запуски ракет обычно планируют разносить, чтобы дать озоновому слою возможность восстановиться.
Означают ли эти удары, что нам нужно будет прекратить все космические запуски? №
Более высокая польза от спутниковых активов почти во всех аспектах нашей жизни (например, наблюдение за Землей для управления погодой и стихийными бедствиями или GPS-позиционирование) перевешивает пагубное воздействие аэрозолей ракетного топлива на наши атмосферные слои.
Но это не значит, что мы не можем быть умнее и устойчивее в отношении атмосферных воздействий запусков ракет — именно этой области исследований изучает Вивьен Уэллс, студентка четвертого курса инженерных исследований и разработок из ANU.
«Мой проект направлен на производство возобновляемой энергии путем преобразования метана, полученного в результате деятельности человека, в синтез-газ, смесь водорода и монооксида углерода, который затем можно использовать для производства жидких углеводородов, таких как ракетное топливо».
«Эта реакция протекает при высоких температурах, чего можно достичь с помощью концентрированной солнечной энергии и может использовать биогаз из ряда различных источников, таких как отходы жизнедеятельности человека или побочные продукты сельского хозяйства. Эта технология все еще имеет ряд технико-экономических проблем, которые необходимо решить, но мы надеемся, что использование недавно разработанных катализаторов станет значительным улучшением этого процесса», — сказала она.
Наряду с учебой в ANU, где она интересуется производством солнечной тепловой энергии и топлива, обработкой сигналов и машинным обучением, Вивьен также является представителем ACT Австралийской молодежной аэрокосмической ассоциации, а также работает руководителем проекта в команде ANU InSpace. .
«Следующие десятилетия ждут огромные изменения в том, как мы получаем доступ к космосу. С увеличением числа запусков спутников из-за потенциала созвездий спутников на низкой околоземной орбите (НОО) и потенциала коммерческих космических полетов и дальних путешествий Земля-Земля количество ракет, которые мы используем, значительно возрастет».
«Нынешний уровень использования ракет означает, что выбросы невелики по сравнению с другими видами транспорта и деятельностью человека. Однако с прогнозируемым увеличением использования ракет необходимо уменьшить их индивидуальное воздействие на окружающую среду, чтобы гарантировать, что деятельность ракет не окажет значительного воздействия на окружающую среду», — сказала Вивьен.
Еще одной областью возможностей для разработки синтетического топлива посредством углеродно-нейтральных процессов является улавливание метана как побочного продукта человеческой и сельскохозяйственной деятельности в надежном цикле рециркуляции углерода, который может производить устойчивое топливо, которое можно использовать для авиации или аэрокосмических целей.
«Благодаря использованию метана, полученного из побочных продуктов человеческой деятельности, производимое топливо устойчиво перерабатывает углерод в углеродном цикле. Потребление углеводородного топлива приводит к выбросу углекислого газа в атмосферу. Часть этого углекислого газа затем используется растениями для производства углеводов в процессе фотосинтеза. Этот растительный материал затем используется в качестве корма для животных или людей и становится органическими отходами, которые можно ферментировать для получения биогаза — смеси углекислого газа и метана. Затем этот биогаз может быть преобразован в топливо для деятельности человека, и цикл начинается снова». она сказала.
«Хотя уровень производства биогаза в результате деятельности человека недостаточен для обеспечения всей нашей деятельности, у него есть потенциал для того, чтобы определенные отрасли, основанные на двигателях внутреннего сгорания, такие как авиация и космос, могли использовать устойчивое топливо»
Улавливание метана как побочного продукта деятельности человека и его использование в углеродном цикле для снижения общего воздействия. Фото: Вивьен Уэллс (прилагается).
Инновации на помощь
Австралийская космическая промышленность, после нескольких лет отставания от остального мира, когда дело дошло до возможностей запуска, теперь начинает набирать силу. Ряд различных стартовых комплексов (таких как Equatorial Launch Australia и Southern Launch Australia) и компаний-производителей ракет (таких как Gilmour Space Technology) продвигают свои цели в отношении собственных возможностей запуска.
Подающие надежды таланты STEM, такие как Вивьен, которые выросли в мире, где изменение климата имеет для них первостепенное значение, решают новые проблемы, по-новому взглянув на возможности, которые космические возможности открывают для экономики и общества, постоянно оценивая, как сделать практику более устойчивой для нашего общего будущего.
Мы построили части нашей цивилизации до такой степени, что нам нужно использовать космические приложения и услуги для удовлетворения потребностей нашей повседневной жизни, объединяя наши технологии и эффективность с данными, которые сыплются на нас дождем.
Ракеты не перестанут запускаться, а плотность энергии ракетного топлива означает, что нам потребуется много топлива, чтобы подняться из гравитационного колодца Земли. Побочным эффектом этого являются затраты на выбросы ракет в атмосферу.
Как и во всем, что требует прогресса и эволюции, теперь нам нужно разумнее относиться к нашему доступу к космосу. Именно в эти новаторские дни масштабируемости и коммерциализации мы должны задуматься о наших текущих практиках, чтобы оценить наше место и влияние на общие системы Земли и постоянно искать улучшения.
Вот что касается космоса. Как только вы доберетесь туда, вы оглянетесь вниз и увидите одну вещь, когда льется целая жизнь осознания, подобно каскадному водопаду.
Космический корабль Земля.
Есть только один из них.
Видео о запуске ракеты SpaceX: Джесси Уотсон/Vimeo
Что такое ракетное топливо и как оно работает? — Fun Kids
Каждому действию сопутствует равное и противоположное противодействие!
5 главных фактов – Ракетное топливо
1. Твердое топливо – используется для очень больших тяг, например, для ухода с орбиты Земли. Твердотопливные двигатели очень просты в конструкции, хотя после зажигания их нельзя отключить, и поэтому они горят до полного истощения.
2. Гибридные ракетные топлива – представляют собой комбинацию твердого и жидкого топлив с жидким окислителем, впрыскиваемым в твердое топливо. Гибриды намного чище твердотопливных.
3. Гидразин. Широко известный как гиперголическое ракетное топливо. Гидразин просто нуждается в азотной кислоте для воспламенения и часто используется для приведения в движение в космосе.
4. Нефть. Не дайте себя обмануть, вы не заправите этим материалом свою машину! Нефть ракетного качества называется РП-1 и состоит из керосина высокой степени очистки, смешанного с жидким кислородом.
5. Спирт. Ранние ракеты, такие как немецкая ракета Фау-2 времен Второй мировой войны, использовали смесь жидкого кислорода и этилового спирта, хотя вскоре после этого были обнаружены более эффективные виды топлива.
Ракетное топливо работает на основе третьего закона движения Ньютона, который гласит, что «каждое действие сопровождается равной и противоположной реакцией». При выбрасывании топлива из задней части ракеты эта сила толкает ее вверх с ускорением, равным силе, с которой выбрасывается топливо. Это почти идентично тому, как реактивный самолет может летать в атмосфере. Однако одно отличие состоит в том, что реактивные самолеты используют кислород в атмосфере для воспламенения своего топлива, в то время как ракета должна нести свой собственный окислитель.
В современных ракетах используется два основных типа ракетного топлива: жидкое и твердое. Жидкое топливо разделяет топливо и окислитель, и они объединяются в камере сгорания, где они сгорают и выбрасываются из основания ракеты. Хотя это и сложнее, чем твердое топливо, возможность управления потоком топлива означает, что двигатель можно дросселировать до определенной скорости. Жидкое топливо далее подразделяется на нефть, криогены или гиперголы. Нефть — это топливо, полученное из сырой нефти и углеводородов, криогены — это те, которые хранятся при очень низких температурах (например, жидкий водород), а гиперголы способны самовоспламеняться при контакте между топливом и окислителем.
Твердое ракетное топливо – это топливо, в котором горючее и окислитель уже объединены. Большинство из них используют алюминиевый порошок в качестве топлива и перхлорат аммония в качестве окислителя, а железный порошок используется в качестве катализатора реакции. Все, что требуется, это искра, чтобы они загорелись. Хотя они намного проще, чем их жидкие аналоги, их нельзя остановить после воспламенения. По этой причине большинство современных ракет имеют гибридные двигатели, в которых используется комбинация ускорителей на твердом и жидком топливе. Твердое топливо обычно используется больше для начальной последовательности запуска, когда скорость должна быть максимальной, тогда как жидкое топливо используется позже, чтобы можно было отрегулировать скорость, чтобы вывести полезную нагрузку ракеты на правильную траекторию.
Ракетное топливо работает на основе третьего закона движения Ньютона, который гласит, что «каждое действие сопровождается равной и противоположной реакцией».
При выбрасывании топлива из задней части ракеты эта сила толкает ее вверх с ускорением, равным силе, с которой выбрасывается топливо.
Это почти идентично тому, как реактивный самолет может летать в атмосфере. Однако одно отличие состоит в том, что реактивные самолеты используют кислород в атмосфере для воспламенения своего топлива, в то время как ракета должна нести свой собственный окислитель.
В современных ракетах используются два основных типа ракетного топлива: жидкое и твердое:
Жидкое
- Жидкое топливо разделяет топливо и окислитель, и эти два топлива объединяются в камере сгорания, где они сгорают и выбрасываются из основание ракеты.
- Хотя это и сложнее, чем твердое топливо, способность управлять потоком топлива означает, что двигатель можно дросселировать до определенной скорости.
- Жидкое топливо далее подразделяется на нефть, криогены или гиперголы.
- Нефть – это топливо, полученное из сырой нефти и углеводородов. Вы бы не заправили свою машину этим материалом! Нефть ракетного качества называется РП-1 и состоит из керосина высокой степени очистки, смешанного с жидким кислородом.
- Криогены хранятся при очень низких температурах (например, жидкий водород)
- Гиперголы способны самовоспламеняться при контакте между топливом и окислителем. Этим видам топлива нужна азотная кислота, чтобы воспламениться, и они часто используются для приведения в движение в космосе.
- Другим жидким топливом является спирт. Ранние ракеты, такие как немецкая ракета Фау-2 во время Второй мировой войны, использовали смесь жидкого кислорода и этилового спирта, хотя вскоре после
года были обнаружены более эффективные виды топлива.
Твердое
- Твердое ракетное топливо – это топливо, в котором горючее и окислитель уже объединены.
- Большинство из них используют алюминиевый порошок в качестве топлива и перхлорат аммония в качестве окислителя, а железный порошок используется в качестве катализатора реакции.
- Все, что нужно, это искра, чтобы они загорелись.
- Хотя они намного проще, чем их жидкие аналоги, их нельзя остановить после воспламенения. По этой причине большинство современных ракет имеют гибридные двигатели, в которых используется комбинация ускорителей на твердом и жидком топливе.
- Твердое топливо, как правило, больше используется для начальной последовательности запуска, когда скорость должна быть максимальной, тогда как жидкое топливо используется позже, чтобы можно было отрегулировать скорость, чтобы вывести полезную нагрузку ракеты на правильную траекторию.
Нажмите здесь, чтобы перейти в штаб-квартиру Deep Space High!
Получите бесплатный подкаст Deep Space High: Kids Guide to Space
Хотите узнать больше о космосе? Подпишитесь на наш бесплатный подкаст Deep Space High и получите его прямо на свой компьютер, iPhone или iPad
ПОДПИСАТЬСЯ НА ITUNES СЕЙЧАС
Узнайте больше от Deep Space High!
Вернуться к началу
Будьте в курсе событий в мире Fun Kids, где бы вы ни находились.