Трагедии в космосе: Трагедии в Космосе | lemur59.ru

Трагедии в Космосе | lemur59.ru

 

                    Катастрофы в отечественной космонавтике

Самой первой жертвой советских космических полетов, по-видимому, нужно считать члена первого отряда космонавтов Валентина Васильевича  Бондаренко.

                            

Он погиб 23 марта 1961 года во время тренировок в сурдокамере научного института. Будущему космонавту было всего 24 года. Когда он отцеплял от себя медицинские датчики, то обтер тело ваткой, смоченной спиртом, и выбросил ее. Ватка случайно попала на электронагреватель, и камера, насыщенная кислородом, вспыхнула. Загорелась одежда. Дверь камеры не удавалось открыть в течение нескольких минут.

                                                                                     сурдобарокамера 

                                                                 внутри сурдобарокамеры

От шока и ожогов Бондаренко скончался. После этого случая было принято решение отказаться от проектирования космических аппаратов с обогащенной кислородом атмосферой. Но сам инцидент был скрыт советским правительством. Если бы не эта секретность, то, возможно, удалось бы избежать гибели троих американских астронавтов при аналогичных обстоятельствах.

23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля «Союз-1», в результате чего погиб космонавт Владимир Михайлович Комаров.

                          

Это был испытательный полет «Союза». Корабль, по всеобщему признанию, был еще очень «сырым», запуски в беспилотном режиме заканчивались неудачами.  

28 ноября 1966 года запуск «первого» автоматического «Союза-1» (который позже в сообщении ТАСС был переименован в «Космос-133») закончился аварийным сходом с орбиты. 14 декабря 1966 года пуск «Союза-2» также окончился аварийно, да еще и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом «Союзе-2» не было). Несмотря на все это, советское политическое руководство настояло на срочной организации нового космического достижения к 1 мая. Ракету спешно готовили к старту, первые проверки выявили более сотни неполадок. У космонавта, который должен был отправиться на «Союзе», после сообщений о таком количестве неисправностей поднялось кровяное давление, и врачи запретили отправлять его в полет. Вместо него уговорили лететь Комарова, как более подготовленного (по другой версии, решение, что «Союз-1» будет пилотировать Владимир Комаров, было принято еще 5 августа 1966 года, его дублером назначили Юрия Гагарина). 

                                       Юрий Алексеевич Гагарин и Владимир Михайлович Комаров                    

Корабль вышел на орбиту, но неполадок оказалось так много, что его пришлось срочно сажать (в энциклопедиях советского времени написано, что программа полета была выполнена успешно). По одной из версий причиной катастрофы явилась технологическая небрежность некоего монтажника. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе спускаемого аппарата в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом, который не смог выйти полностью. Комаров выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но капсула начала кувыркаться, первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его. Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял, что обречен, и на всю Вселенную материл наших правителей. Американцы записали его душераздирающие разговоры с женой и друзьями, жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны и крики. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.

Минавиапром, ответственный за парашютную систему, предложил свою версию ее отказа. При спуске на нерасчетной высоте в разреженной атмосфере произошел отстрел крышки стакана, в котором были уложены парашюты. Возник перепад давлений в стакане, вмонтированном в сферу спускаемого аппарата, вследствие этого — деформация этого стакана, защемившего основной парашют (вытяжной меньшего размера раскрылся), что привело к баллистическому спуску аппарата и большой скорости при встрече с землей.                                                                         место гибели В.М. Комарова

 

   Георгий Тимофеевич Добровольский

       Владислав Николаевич Волков

  Виктор Иванович Пацаев

 

30 июня 1971 года при возвращении на Землю погибли советские космонавты Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков.

Космический корабль Союз-11 стартовал с Байконура 6 июня 1971 года. Экипаж, корабля, состоявший из командира Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и космонавта-исследователя Виктора Пацаева, готовился как дублирующий для экипажа Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Однако за два дня до старта медицинская комиссия забраковала Валерия Кубасова: у него были обнаружены признаки аллергии. В связи с этим было решено заменить основной экипаж дублирующим. 

Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией Салют-1 прошли в штатном режиме, 7 июня 1971 года экипаж приступил к расконсервации станции и работе на орбите. 

Во время первого входа на станцию экипаж обнаружил, что воздух сильно задымлён. После ремонта вентиляционной системы космонавты провели следующие сутки в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха.
После этого экипаж приступил к запланированным работам. Пребывание на станции было продуктивным и включало телевилионную связь с Землёй. За время пребывания на станции космонавты ни разу не брились, и на землю должны были вернуься со внушительными бородами. 

                                                      экипаж “ Союз-11 “

29 июня 1971 года, Союз-11 стал готовиться к спуску. При закрытии люка продолжала гореть надпись «Люк открыт». ЦУП предположил поломку датчика на обрезе люка, экипаж заблокировал его и проверил герметичность сбросом давления в бытовом отсеке.
29 июня в 21:25:15 ДМВ Союз-11 отделился от станции. Командир корабля доложил об этом в ЦУП.
30 июня в 01:35:24 ДМВ двигатель корабля был включён на торможение и отработал заданное время. В 01:47:28 ДМВ произошло разделение отсеков корабля,  а связь с экипажем прервалась из-за вхождения корабля в радиотень. В 01:54 ДМВ станции слежения ПВО обнаружили спускаемый аппарат в 2200 км от расчётного места посадки. В 02:02:54 ДМВ на высоте около 7 км раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, и вскоре он был обнаружен встречающими вертолётами. С вертолета Ми-6, который должен был забрать на внешней подвеске спускаемый аппарат, было хорошо видно, как плавно, медленно покачиваясь под куполом большого парашюта, спускалась кабина корабля. Однако экипаж на связь не выходил.

В 02:16:52 сработали двигатели мягкой посадки, полёт завершился в заданном районе: в 245 километрах юго-западнее Караганды и в 176 километрах юго-восточнее Джезказгана.

     

Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Были проведены реанимационные мероприятия, но результатов они не дали.

     

                               

По предварительному заключению врача Анатолия Лебедева, сделанному на месте посадки, экипаж погиб от резкого понижения давления в кабине корабля. 
В кабине Союза-11 были выключены все передатчики и приёмники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстёгнуты, а ремни Добровольского перепутаны и застёгнут только верхний поясной замок.

Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении. Этот клапан открывается при парашютировании для выравнивания забортного атмосферного давления с давлением в спускаемом аппарате. Других отклонений от нормы специалисты не обнаружили.
Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная комиссия под председательством академика Мстислава Келдыша.
Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений Мир показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в кабине спускаемого аппарата стало резко снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Темп снижения давления соответствовал отверстию вентиляционного клапана. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате спускаемый аппарат разгерметизировался, и это привело к гибели космонавтов.
Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку, однако в тумане, который заполнил кабину после разгерметизации, закрыли не тот клапан, и потеряли на этом время. Когда Георгий Добровольский обнаружил истинную причину разгерметизации, ему уже не хватило времени устранить её. 

После катастрофы последовал 27-месячный перерыв в запусках кораблей Союз – следующий пилотируемый корабль Союз-12 был запущен 27 сентября 1973 года. За это время были пересмотрены многие концепции: изменилась компоновка органов управления корабля, став более эргономичной; операции подъёма-спуска стали проводить только в скафандрах, экипаж стал состоять из двух человек. Частично место третьего члена экипажа заняла установка автономного обеспечения жизнедеятельности легких скафандров, в составе которой заметный объем занимала криогенная ёмкость с запасом воздуха.

В 1973 году на месте приземления корабля Союз-11 был установлен мемориальный знак, который уже в наше время был разрушен вандалами. 

                                            То, что осталось от памятника погибшим космонавтам.

5 апреля 1975 года произошла авария третьей ступени ракеты-носителя корабля «Союз-18/1». К счастью, система спасения сработала безупречно. С перегрузкой в 22 g она оторвала космический корабль от ракеты и отбросила его по баллистической траектории. Спускаемый аппарат с космонавтами совершил суборбитальный космический полет. Посадка произошла в труднодоступных районах Алтая на краю обрыва и лишь благодаря случаю закончилась благополучно. 

                                            Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров остались живы.

   

                                  Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров

26 сентября 1983 года при старте космического корабля Союз-Т10 загорелась ракета-носитель. Автоматическая система спасения не сработала. Через двенадцать секунд после появления пламени стартовый персонал нажал кнопку катапультирования (запустить этот процесс можно только при условии, что два человека нажмут каждый свою кнопку: первый — ответственный за ракету, второй — за корабль. Эти двое и спасли экипаж, одновременно нажав кнопки пуска системы спасения). Капсула с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым была отстрелена от ракеты с перегрузкой в 15-18 g и благополучно опустилась в стороне от стартового комплекса, на расстоянии 4 км от ракеты, которая взорвалась через 2 секунды (точнее, 1,8 с) после отделения капсулы.

  

                  Титов Владимир Георгиевич                                                      Стрекалов Геннадий Михайлович

                        

                                                                                            САСК

Система аварийного спасения космонавтов (САСК), разработанная под руководством академика Жукова, спасла жизнь космонавтам. За тот сентябрьский старт летчики–космонавты не получили ни наград, ни очередных званий. Официальная советская пресса этот эпизод проигнорировала.

В постсоветское время, несмотря на плачевное состояние российской космической индустрии, человеческих жертв не было. Впрочем, и летали в космос меньше. Была череда различных технических неполадок, которые уже не были столь надежно спрятаны от публики и журналистов, как раньше. Вопреки высокомерию американцев (чего только стоят кадры из блокбастера «Армагеддон», где русский космонавт, затерянный на «Мире» и похожий на бомжа, поросший щетиной и непрерывно прикладывающийся к бутылке, с помощью монтировки и такой-то матери чинит сложный буржуазный агрегат) космонавтам на орбите каким-то чудом удавалось справиться с одряхлевшей техникой. 

Вероятно, сказываются многолетние «тренировки», к которым безалаберное государство и неистребимая бюрократическая система вынуждает не только каждого нашего космонавта, но и любого гражданина. Ну и всяческая смекалка и дополнительные средства спасения, которыми наши инженеры снабжают космические корабли, не особо надеясь на то, что какой-нибудь очередной механик не просверлит очередное лишнее отверстие в обшивке.

               На пути освоения космоса жертв и аварий не удалось избежать ни нам, ни американцам

27 января 1967 г. Во время наземной подготовки к предстоящему старту к Луне на американском корабле Apollo от случайной электрической искры вспыхнул пожар. Ни астронавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи, ни наземные службы ничего не успели предпринять. 

 

                                                                                       в корабле “ Аполлон “

Это первая официально объявленная потеря.

14 апреля 1970 г. Едва не закончился трагически полет астронавтов Д. Ловелла, Д. Суайгерт,  Ф. Хейса к Луне. На четвертые сутки полета на корабле взорвался бак с кислородом, который повредил двигательную установку служебного модуля. 

 

 28 января 1986 г. Самая крупная трагедия: корабль Challenger взорвался после 75 секунд полета. Миллионы людей, наблюдавшие этот старт по телевизору, увидели, как на высоте около 16 км над Землей вспыхнул огненный шар.  

                                                                    взрыв “ Челенджера “ 

Двадцать восьмого января 1986 года в 11:39 по восточному стандартному поясному времени потерпел катастрофу второй спейс шаттл НАСА. На 73 секунде полета многоразовый транспортный космический корабль «Челленджер» взорвался над водами Атлантического океана, в результате чего погибли все семь членов Экипажа: командор Френсис Скоби, пилот Майкл Смит, а также специалисты Роналд Мак Нэйр, Джудит Резник, Эллисон Онидзука, Криста Мак Олифф и Грегори Джарвис.

                                                              Катастрофа шаттла «Колумбия»: семь жертв

В феврале 2003 года шаттл «Колумбия» возвращался из своего 28-го полета. На борту находилось семь человек. Кроме американцев среди астронавтов были гражданка Индии и израильтянин.

НАСА потеряло связь с кораблем за 16 минут до предполагаемой посадки на мысе Канаверал во Флориде. В это время шаттл начал разваливаться. Катастрофа произошла при скорости 20 тыс. км/час. Все семь космонавтов погибли. 

                                                                                   гибель “ Колумбии “ 

Экипаж корабля: командир Рик Хасбэнд, пилот Уильям Мак Кул, бортинженер Майкл Андерсон, научные специалисты Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и первый израильский астронавт Илан Рамон. Калпана Чавла летела в космос второй раз, она была первой женщиной-астронавтом индийского происхождения. 

Падение обломков сняли на любительские камеры случайные очевидцы трагедии. Почти сразу после катастрофы фрагменты «Колумбии» стали подбирать предприимчивые люди и продавать их на интернет-ауционах.

                                                                  обломок “ Колумбии “

Расследование показало, что еще при старте от «Колумбии» отвалился кусок теплоизоляции и повредил обшивку корабля. Этот инцидент, на который никто не обратил внимания, и возымел трагические последствия спустя 16 дней, во время посадки.

 

 

Трагедии в космосе и на Земле. Никола Крастев – о гибели «Союза-11»

Первая встреча со смертью. Чаще всего это одно из тёмных воспоминаний детства, момент, когда сталкиваешься лицом к лицу с необратимым. Скорее всего, когда осознаешь, что это такое – «необратимость». Мне 10 лет. Пионерский лагерь в Берковице, это буколическая местность в 90 километрах от Софии. В конце июня леса Берковицы кишат крупными жуками-рогачами, у которых как раз период размножения. Огромные чёрные жуки медленно поворачивают свою сияющую хитиновую оболочку, их можно брать руками. Между мальчишками в лагере идет ожесточенное соревнование – у кого крупней. Жука можно повернуть на спину и он будет беспомощно пытаться перевернуться на брюхо. Несмотря на наличие крыльев, эти тяжелые, словно танки, насекомые летать не могут. И вот во время одной из наших лесных вылазок неожиданно зазвучал сигнал сбора, и мы гурьбой помчались обратно в лагерь.

Вожатые построили нас на «линейку», в воздухе ощущалось напряжение, что-то было не так. Потом перед строем вышла начальник лагеря, товарищ Стоева. После короткого затишья она прерывающимся голосом зачитала официальное сообщение о гибели троих советских космонавтов. Сразу после обнаружения безжизненных тел Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева в спускаемом аппарате космического корабля «Союз-11» пришла в движение на удивление эффективная система оповещения дружественных СССР социалистических стран. Болгария занимала в этом списке едва ли не первую строчку. На момент оповещения в нашем лагере, в глубинке страны, прошло менее 24 часов после трагедии. На столе рядом с тов. Стоевой стояла большая фотография погибших космонавтов в красной раме, окаймленная черной лентой.

Крупнейшая катастрофа в истории советской космонавтики отзывалась в братской Болгарии насыщенно трагическими тонами. По злой иронии судьбы через несколько часов после аварии с космонавтами в Болгарии в автокатастрофе погибли две легенды болгарского футбола – Георгий Аспарухов-Гунди и Никола Котков. Гунди для тогдашнего болгарского футбола был примерно тем же, кем являлся Диего Марадона для аргентинского футбола в 1980-х. Автомобиль Гунди на высокой скорости врезался в бензобак тяжелого «ЗИЛ»-а, который неожиданно выскочил на шоссе. От удара передняя часть машины расплющилась, двери заблокировало и водителю с пассажиром не удалось выбраться.

Московское руководство во главе с Брежневым восприняло космическую трагедию спокойно

Весть о гибели Гунди и Коткова прокатилась по всей Болгарии, как цунами, хотя в новостях об этом почти ничего не сообщалось. Из ЦК БКП поступило распоряжение во все СМИ – сообщать на первых страницах только о гибели советских космонавтов. Даже в такую тяжелую минуту механизм болгаро-советской дружбы не давал сбоя. После множества звонков и согласований на следующий день (1 июля 1971 года) была опубликована лишь короткая заметка о гибели футболистов – на последней странице партийного издания «Работническо дело».

Вот поэтому, наверное, голос у начальницы пионерского лагеря прерывался, когда она сообщала о гибели космонавтов. По лицам некоторых вожатых, помню, текли слезы. К тому моменту они уже знали, что Гунди и Котков погибли. А мы, 10-летние девочки и мальчики, впервые, хотя и не напрямую, столкнулись со смертью. Именно тогда я понял, что значит «навсегда» и «необратимо».

Болгарские футболисты Никола Котков (слева) и Георгий Аспарухов-Гунди

За сутки до этого в далёком Казахстане поисковая группа лихорадочно пыталась вернуть к жизни Волкова, Добровольского и Пацаева. История аварии «Союза-11» была хорошо задокументирована. Это один из тех редких случаев, когда кремлевское руководство не пыталось засекречивать или скрывать настоящие причины трагедии, поскольку всё упиралось в чисто техническую проблему. Официальное заключение сводилось к тому, что при разделении отсеков спускаемого аппарата на высоте 150 километров открылся вентиляционный клапан, что привело к внезапному снижению давления в аппарате и утечке кислорода. В такой ситуации в течение нескольких секунд начинается декомпрессионная болезнь. Космонавты находились в тесном спускаемом аппарате без скафандров. При разгерметизации пространство капсулы, скорее всего, окуталось молочной пеленой со свистом выходящего наружу воздуха. Имеются косвенные свидетельства того, что космонавты пытались освободиться от привязных ремней и что Пацаеву даже удалось обраться до вентиляционного клапана, но, к сожалению, не к тому – их в аппарате было два.

В телефонном разговоре советский космонавт Алексей Елисеев, который летал на космическом корабле «Союз-10» за несколько месяцев до трагедии, рассказал мне: «Было проведено много экспериментов в попытках смоделировать ситуацию – не получилось. Таким образом, точная причина трагедии так и не была установлена. Первыми о случившемся узнали члены поисковой группы, приземлившейся на вертолёте рядом со спускаемым аппаратом. Они открыли аппарат снаружи и увидели, что космонавты погибли. Врачи группы даже пытались их оживить, но было уже поздно. Помню, что по имевшейся документации было изготовлено огромное количество клапанов, которые подвергались всевозможным расчётным и нерасчетным нагрузкам. Отказа так и не добились».

Троим погибшим космонавтам посмертно присвоили звания Героя Советского Союза, их прах был захоронен в Кремлевской стене. Московское руководство во главе с Брежневым восприняло трагедию спокойно. К лету 1971 года американцы уже трижды высадились на Луне, точки над «i» были расставлены, победители космической гонки уже были известны. Пилотируемые полеты в СССР были приостановлены более чем на два года, а в новой версии спускаемого аппарата уже было предусмотрено место для скафандров, хотя и всего для двух.

На похоронах Гунди и Коткова в Софии собралось более полумиллиона болельщиков со всей Болгарии (при том что население Софии тогда составляло меньше миллиона). Власти спохватились, за несанкционированное скопление такого количества людей на одном месте министр внутренних дел Ангел Солаков лишился своего поста. Футболисты похоронены рядом друг с другом на центральном кладбище Софии. На их могилах – всегда свежие цветы.

Никола Крастев – болгарский журналист, живёт в США

Высказанные в рубрике «Блоги» мнения могут не отражать точку зрения редакции

НАСА чествует астронавтов, погибших в трех космических трагедиях, в День памяти

Сегодня (30 января) НАСА сделает паузу, чтобы подумать о жизнях, потерянных в ходе исследования космоса во время ежегодного «Дня памяти», когда агентство вспоминает три самых мрачных момента своей жизни.

Последняя неделя января всегда мрачное время для НАСА. В течение шести дней агентство вспоминает три фатальные космические трагедии: пожар «Аполлона-1» 27 января 1967 года, катастрофу шаттла «Челленджер» 28 и 19 января.86 и авария шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 г.

«Администратор НАСА Джим Брайденстайн вместе с другими высокопоставленными должностными лицами агентства проведет церемонию на Арлингтонском национальном кладбище в Вирджинии, начиная с 13:00 по восточному стандартному времени», — заявили представители НАСА в сообщении. заявление (откроется в новой вкладке). «Состоится церемония возложения венков к могиле Неизвестного солдата, а затем поминки для экипажей «Аполлона-1», «Челленджера» и «Колумбии».

Связанный: Павшие астронавты НАСА: фотопамятник

Изображение 1 из 4

День памяти НАСА посвящен памяти астронавтов, погибших во время трагедий космического корабля «Аполлон-1», шаттла «Челленджер» и шаттла «Колумбия». (Изображение предоставлено НАСА) Экипаж «Аполлона-1» (слева направо): Роджер Чаффи, Эд Уайт и Гас Гриссом. (Изображение предоставлено NASA/JPL-Caltech) 28 января 1986 года НАСА столкнулось с первой катастрофой шаттла, потерей орбитального аппарата «Челленджер» и его экипажа из семи астронавтов. Здесь последний экипаж «Челленджера» — члены миссии STS-51L — стоят в Белой комнате на стартовой площадке 39.B после окончания генеральной репетиции запуска. Это (слева направо) учитель-космонавт, Шэрон Криста Маколифф, специалист по полезной нагрузке, Грегори Джарвис, специалист по полетам, Джуди Резник, командир Дик Скоби. Специалист миссии Рональд Макнейр, пилот Майкл Смит и специалист миссии Эллисон Онидзука. (Изображение предоставлено НАСА) Экипаж STS-107. Слева направо: Рик Хазбэнд Уильям МакКул. Стоят слева направо: Дэвид Браун, Лорел Кларк, Калпана Чавла, Майкл Андерсон и Илан Рамон. (Изображение предоставлено НАСА) 900:02 В результате пожара «Аполлона-1» погибли астронавты Гас Гриссом, Роджер Чаффи и Эд Уайт II во время испытаний на стартовой площадке. Астронавты проводили генеральную репетицию первого запуска программы «Аполлон», направленной на отправку астронавтов на Луну.

Семь астронавтов погибли в результате катастрофы шаттла «Челленджер», когда орбитальный аппарат развалился после взрыва. В состав экипажа входили командир Фрэнсис «Дик» Скоби, пилот Майк Смит, специалисты миссии Джуди Резник, Эллисон Онизука и Рон Макнейр, а также специалисты по полезной нагрузке Грег Джарвис и Криста Маколифф, которая должна была стать первым учителем в космосе.

Орбитальный аппарат «Колумбия» развалился при входе в атмосферу из-за повреждения крыла, полученного двумя неделями ранее во время запуска. В этой трагедии погибли командир Рик Хасбанд, командир, пилот Уильям МакКул, командир полезной нагрузки Майкл Андерсон, специалисты миссии Дэвид Браун, Калпана Чавла и Лорел Кларк, а также Илан Рамон, специалист по полезной нагрузке из Израильского космического агентства.

Сегодня НАСА почтит память этих астронавтов и воздаст должное всем астронавтам и сотрудникам НАСА, погибшим при исполнении служебных обязанностей.

Вот список церемоний Дня памяти по всей стране из официального объявления НАСА (откроется в новой вкладке).

Космический центр Кеннеди, Флорида

«Космический центр Кеннеди НАСА в партнерстве с Мемориальным фондом астронавтов и Комплексом посетителей Космического центра Кеннеди проведет мероприятия, посвященные Дню памяти, включая церемонию возложения венка в 10:00 к Мемориалу астронавтов. Мемориал Фонда «Космическое зеркало» в Комплексе посетителей Космического центра Кеннеди. На церемонии выступят Тад Альтман, президент и главный исполнительный директор Мемориального фонда астронавтов, и Кельвин Мэннинг, заместитель директора Кеннеди по техническим вопросам. Эта церемония открыта для публики. »

Космический центр Джонсона, Хьюстон

«Космический центр Джонсона НАСА проведет поминки для сотрудников Мемориальной рощи астронавтов в честь экипажей Аполлона-1, Челленджера и Колумбии.»

Космический центр Стеннис, залив Сент-Луис, Миссисипи

«В Космическом центре Стеннис НАСА пройдет церемония Дня памяти, посвященная членам экипажа миссий Аполлон-1, Челленджер и Колумбия, а также погибшим членам семьи Космического центра Стенниса. В прошлом году будет возложено торжественное возложение венка в память о тех, кто пожертвовал собой в поддержку национальной космической программы9.0003

Центр космических полетов им. Маршалла, Хантсвилл, Алабама

«Центр космических полетов им. Маршалла НАСА отметит День памяти церемонией зажжения свечей для сотрудников в 9 часов утра по центральному поясному времени. Заместитель директора Маршалла Стив Майли и бывший астронавт Ян Дэвис выскажутся. »

Напишите Тарику Малику по телефону [email protected] или подпишитесь на него @tariqjmalik . Следуйте за нами @Spacedotcom , Facebook и Instagram .

Нужно больше места? Подпишитесь на наш родственный журнал «Все о космосе» (открывается в новой вкладке) , чтобы быть в курсе последних потрясающих новостей с последнего рубежа! (Изображение предоставлено All About Space)

(открывается в новой вкладке)

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: community@space. com.

Тарик является главным редактором Space.com и присоединился к команде в 2001 году, сначала в качестве стажера и штатного писателя, а затем в качестве редактора. Он освещает полеты человека в космос, исследования и космическую науку, а также наблюдение за небом и развлечения. Он стал управляющим редактором Space.com в 2009 году и главным редактором в 2019 году. До прихода в Space.com Тарик был штатным репортером The Los Angeles Times, освещая образование и городские события в Ла-Хабре, Фуллертоне и Хантингтон-Бич. В октябре 2022 года Тарик получил премию Гарри Колкума (открывается в новой вкладке) за выдающиеся достижения в области космических репортажей от Комитета Национального космического клуба Флориды. Он также является разведчиком-орлом (да, у него есть значок за заслуги перед космическими исследованиями) и четыре раза ездил в космический лагерь в детстве и пятый раз во взрослом возрасте. Он имеет степень журналиста Университета Южной Калифорнии и Нью-Йоркского университета. Чтобы увидеть его последний проект, вы можете подписаться на Тарика в Твиттере @tariqjmalik (откроется в новой вкладке).

Как трагедия и амбиции повлияли на миссию НАСА «Артемида I»

Кульминацией миссии НАСА «Артемида I » станет дорогостоящая, просроченная, но захватывающая космическая миссия на Луну… когда она будет запущена. Теперь, борясь с очередной задержкой миссии, история Артемиды I распутывалась в течение десятилетий. На самом деле, история миссии, пожалуй, лучше всего определяется неожиданными поворотами и заброшенными планами.

Artemis I — миссия эпохи Аполлона в 21 веке. НАСА снова планирует предпринять ряд смелых, но постепенных шагов, чтобы доставить людей в космос, но теперь оно хочет увести наш вид дальше от нашей планеты и на более длительные отрезки времени, чем когда-либо прежде. Это последнее путешествие на Луну — не просто часто откладываемый шаг в 50 миллиардов долларов на пути к космической экспансии — это также побочный продукт политических амбиций, аэрокосмической трагедии 21-го века и смены парадигмы в культурных представлениях о который отправляется в космос.

«Очень интересно наблюдать, как Артемида достигает результатов», — говорит Томас Эллис, преподаватель международных отношений США в Лондонской школе экономики, Inverse . «Как и долгожданный космический телескоп Джеймса Уэбба, он находится в разработке уже долгое время».

Но, в отличие от Уэбба, Artemis еще предстоит доказать свою успешность — или даже запустить ее вообще. Webb был построен на обещании «раскрыть вселенную», и до сих пор он делал именно это. Выполнит ли Artemis свое обязательство, еще неизвестно. Этот потенциал также поднимает другой вопрос: каково истинное обещание миссии Артемиды? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно понять, откуда взялась Артемида и почему НАСА застряло в этой очень дорогой и сильно затянувшейся миссии. И эта история началась более полувека назад с программы «Аполлон».

Вице-президент Камала Харрис и второй джентльмен Дуг Эмхофф встретились с астронавтами 29 августа 2022 года, в день первой попытки запуска Артемиды I со стартовой площадки 39B в Космическом центре Кеннеди НАСА во Флориде. Kent Nishimura/Los Angeles Times/Getty Images

Очарование Аполлона

Артемида — продукт социального и научного наследия, оставленного людьми-космонавтами, которые летали в рамках программы НАСА «Аполлон», проводившейся с 1961 по 1972 год. На борту Artemis I не будет людей, но если все пройдет хорошо с этим испытательным полетом, его успех позволит выполнить следующие миссии с экипажем: Artemis II и Artemis III. Эллис говорит, что помимо «фантастического» видения людей, стоящих на поверхности другого мира, освоение человеком космоса Луны и за ее пределами «также обещает невероятные научные дивиденды», которые созрели для ученых-планетологов, геологов, астрономов и многих других. Его чувства перекликаются со знаменитыми 1962 из речи в Университете Райса президента Джона Ф. Кеннеди, который считал, что «Аполлон» может обогатить нашу жизнь и породить «новые надежды на знание и мир».

Люди не голосуют по вопросам космической политики. Но президенты поддерживают НАСА, потому что миссии отличаются. Неудивительно, что президент Джо Байден принял обещание Артемиды продолжить с того места, на котором остановился Аполлон. Байден становится лидером, который вернулся на Луну.

Серьезное рассмотрение вопроса о последующей миссии Аполлона началось более трех десятилетий назад.

В августе руководство НАСА объявило, что Artemis I попытается воспроизвести это изображение «Восход Земли», сделанное во время первой миссии космического агентства на орбиту Луны «Аполлон-8» 24 декабря 1968 года. Heritage Images/Hulton Archive/Getty Images

20 июля 1989 года — 20-я годовщина высадки на Луну корабля «Аполлон-11» — президент Джордж Буш-старший. Буш объявил о планах Инициативы по исследованию космоса, об обязательстве постепенно работать над возвращением на Луну, что расширит программу, чтобы астронавты ступили на Марс. Из этого действительно ничего не вышло. «Он был сорван Конгрессом и получил печально известную цену в полтриллиона долларов», — говорит Кейси Дрейер, главный защитник и старший советник по космической политике некоммерческой организации The Planetary Society. 0043 Обратное .

В идеале, НАСА работает как организация, создающая хорошее самочувствие, говорит Драйер. Но когда агентство сталкивается с неудачами, новые перспективы, некогда волновавшие политиков, могут превратиться в головную боль.

«Очень легко стоять на сцене и делать грандиозные заявления о предполагаемом врожденном желании человечества исследовать и чудесах космоса, — говорит Эллис. «Гораздо сложнее финансировать сложную и дорогую программу год за годом, пока она не будет реализована».

Вместо этого трагедия, возможно, стала переломным моментом, когда НАСА и Конгресс США должны были вернуть еще одну миссию на Луну.

«Большое видение»

1 февраля 2003 года, после множества успешных полетов людей в космос, космический шаттл Columbia снова вошел в атмосферу Земли и распался. Все семь членов экипажа на борту погибли. Дрейер говорит, что трагедия заставила лидеров США пересмотреть свои требования к своим отважным космонавтам. Вместо того, чтобы отправлять астронавтов на Международную космическую станцию ​​каждые несколько месяцев для обслуживания проектов, трагедия породила идею о том, что их предприятие должно преследовать более особую цель. Возвращение на Луну предоставит этим смелым людям такую ​​возможность.

Астронавт Калпана Чавла в Космическом центре имени Кеннеди НАСА в январе 2003 года, за несколько недель до полета в космос в качестве специалиста миссии STS-107. Она и ее экипаж космического корабля «Колумбия » погибли при входе в атмосферу. Apic/Hulton Archive/Getty Images

В 2004 году — через год после катастрофы Columbia — президент Джордж Буш объявил «Видение космических исследований США», в котором перед НАСА была поставлена ​​задача создать пилотируемый космический корабль, который « первый в своем роде со времен командного модуля «Аполлон», готовый к использованию всего через несколько лет после ожидаемого завершения программы шаттлов. Компания Vision for Space Exploration назначила дату возвращения экипажа на Луну в 2010 году, за 12 лет до фактической первой попытки запуска Artemis I.

«Мы искали более грандиозное видение, которое сделало бы риск, на который идут астронавты, отправляющиеся в космос, более достойным этого», — говорит Дрейер. «Вам нужно более грандиозное видение, если вы собираетесь поставить на кон свою жизнь».

НАСА ответило на звонок. В 2005 году она учредила программу возвращения на Луну Constellation. Первоначальная концепция заключалась в создании двух космических аппаратов — одной тяжелой ракеты-носителя и одного модуля экипажа. Позже подразделение агентства, известное как «Альтаир», также приступило к проектированию лунных посадочных модулей. (Исследования тяжелой науки, разработанные НАСА для Constellation, были использованы для запуска лунного разведывательного орбитального аппарата, который уже 13 лет занимается изучением Луны.)

В рамках программы Constellation инженеры НАСА разработали ракету Ares I, которая по своим возможностям была аналогична SpaceX Falcon 9. Предполагалось, что это будет решение для доставки людей на низкую околоземную орбиту и за ее пределы. Инженеры сделали так, что Ares I можно было прикрепить к капсуле экипажа Orion, что позволило астронавтам отправиться в космос. Арес I преобразовал твердотопливный ускоритель космического корабля «Шаттл» и, по сути, сделал его длиннее, а сверху установил вторую ступень, которая могла бы достигать низкой околоземной орбиты, Луны или других мест. У Ares I был тяжелый аналог, Ares V. Он достиг только ранней стадии проектирования, что Дрейер объясняет другим перерасходом средств Orion и Ares I.

«Ни одна из этих ракет в том виде, в каком они были спроектированы, никогда не летала, — говорит Дрейер. Ближе всего к Ares I удалось реализоваться, когда в 2009 году прототип без функциональной верхней ступени под названием Ares IX совершил испытательный полет намного ниже границы между нашей атмосферой и околоземным пространством.

Это был «единственный тип физического оборудования, которое действительно появилось в результате этого проекта разработки», — говорит Дрейер.

Идея ракет Ares заключалась в том, чтобы адаптировать старые технологии космических шаттлов к новым целям. Одним из мотивирующих факторов для повторного использования уже существующих в той или иной форме частей ракеты вместо того, чтобы начинать процесс проектирования с нуля, была возможность сэкономить деньги. Тем не менее, у регионов с существующими ракетостроительными предприятиями НАСА также были стимулы пойти по этому пути перепрофилирования.

Администратор НАСА Майкл Гриффин, помощник администратора Скотт Горовиц и менеджер программы Constellation Джеффри Хэнли проводят пресс-конференцию, чтобы обсудить распределение работы между центрами агентств в программе Constellation 5 июня 2006 г. Philip Scott Andrews/CQ-Roll Call, Inc. ./Getty Images

«Но это никогда не работает», — говорит Дрейер. «Пространство жесткое, и все конкретные варианты использования и тонкости возникают из дерева, как только вы начинаете вносить какие-либо изменения в существующий процесс».

Барахтание Созвездия подтолкнуло возвращение на Луну «за пределы любого горизонта, который кто-либо мог видеть», — говорит Дрейер.

Действительно, кажущееся донкихотским желание использовать старые детали для создания новых ракет лежит в основе хронических задержек и перерасхода бюджета, которые теперь характеризуют систему космического запуска НАСА (SLS). Самая мощная ракета из когда-либо построенных, ее нижняя ступень была спроектирована так, чтобы намного превосходить возможности ракеты «Сатурн-5» компании «Аполлон». Он также является прямым потомком Ares V, который так и не взлетел.

Несмотря на то, что SLS вышла за рамки программы Constellation, она столкнулась с аналогичными неудачами. Например, четыре двигателя SLS изначально должны были быть построены с использованием переработанных технологий эпохи шаттлов. Но цели SLS настолько отличаются от целей Shuttle, что нынешние двигатели SLS сделаны из более дешевых и одноразовых ускорителей одноразового использования. Другими словами, космический шаттл был многоразовым кораблем, таким как Falcon 9 компании SpaceX, но система космического запуска — это самодельная ракета.

Это также умопомрачительно дорого. По данным Планетарного общества, оценка НАСА 2022 года показала, что разработка SLS Artemis I стоила на 42 процента больше, чем первоначально планировалось. Организация также заявляет, что цена капсулы Orion на 37 процентов выше, чем первоначально предполагалось. Эти проблемы убили проекты Ares, но SLS и Orion удалось пережить первоначальную программу Constellation с помощью президентов Барака Обамы и Дональда Трампа.

Иллюстрация концепции ракеты NASA Constellation Program. Слева: Ares V, тяжелая ракета, чей нереализованный дизайн в конечном итоге превратился в дизайн системы космического запуска Artemis I. Справа: Ares I, единственная концепция ракеты Constellation, ставшая реальным оборудованием. НАСА

Под увеличительным стеклом

Когда президент Обама вступил в должность в 2009 году, он собрал команду под названием Комитет Августина. Этой группе экспертов из аэрокосмической отрасли было поручено составить мнение о программе Constellation — и в том же году они сочли ее, что неудивительно, неэффективной.

Расследование побудило администрацию Обамы предложить закрыть Constellation. Вместо этого администрация хотела, чтобы НАСА инвестировало в передовые технологии, такие как двигательная установка, использовало НАСА в качестве инкубатора инноваций и работало с частным сектором для обеспечения полетов человека на низкую околоземную орбиту без шаттла. Но получил не все, что хотел. Конгресс взбесился отменой Constellation. Несколько законодателей Флориды, в том числе бывший член палаты представителей США Сюзанна Космас и бывший сенатор США (и нынешний администратор НАСА) Билл Нельсон стремились «защитить рабочие места на космическом побережье» от того, что они считали экономическим риском для своих округов. Эта новость также вызвала гнев политиков в Техасе, Луизиане и Алабаме, где центры НАСА по созданию ракет и технологий пилотируемых миссий поддерживают местную экономику. В результате ключевые части «Созвездия» уцелели: например, капсула «Орион» была построена в 2006 году и по-прежнему будет выполнять большую часть работы по программе «Артемида». Так и не построенный Ares V превратился в SLS, самую мощную ракету из когда-либо существовавших.

«Под руководством сенаторов из Техаса и Флориды Закон об авторизации [2010] обеспечил продолжение разработки Orion и программы создания ракет большой грузоподъемности», — Тизел Мьюир-Хармони, историк технологий и куратор Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия, говорит Инверсия . «Он поручил НАСА использовать бывшие активы космического челнока и Constellation, такие как рабочая сила и существующие технологии».

Президент Обама посещает Космический центр Кеннеди во Флориде. Он машет рукой после выступления в операционно-кассовом здании 15 апреля 2010 г. Билл Ингаллс/Getty Images News/Getty Images

Но некоторые частно-государственные партнерства принесли свои плоды в таких усилиях, как Falcon 9 SpaceX и грузовые и экипажные капсулы Dragon. НАСА и раньше работало с частными компаниями, но когда Обама подписал Закон об авторизации НАСА в 2010 году, эти союзы стали критически важными для деятельности агентства. Они являются важнейшим элементом для всех компонентов программы «Артемида», включая далекое будущее — скафандры, лунную базу и лунные врата.

«Для реализации этой новой стратегии нам потребуется пересмотреть старую стратегию», — сказал Обама в речи в 2010 году в Космическом центре Кеннеди агентства, чтобы успокоить расшатанные нервы. «Отчасти это связано с тем, что старая стратегия, включая программу Constellation, во многих отношениях не выполняла своих обещаний».

Это изменение устранит то, что Обама назвал «нежеланием тех, кто занимает пост, ставить четкие достижимые цели; предоставить ресурсы для достижения этих целей; и оправдать не только эти планы, но и более широкую цель освоения космоса в 21 веке».

Президент США Барак Обама (в центре) приветствует собравшихся после выступления 15 апреля 2010 года, в котором он объявил о новом курсе НАСА. JEWEL SAMAD/AFP/Getty Images

Программа Artemis

К тому времени, когда Трамп вступил в должность в 2017 году, существующие компоненты программы Artemis уже находились в разработке (хотя должны были быть уже завершены). Но то, что сделала администрация — в частности, вице-президент Майк Пенс в качестве главы Национального космического совета — по-новому взглянула на «низкокачественную программу возвращения на Луну», которую проводило НАСА, говорит Дрейер. По сути, он получил полный ребрендинг.

В 2019 году Белый дом запустил свежую и целенаправленную программу НАСА «Артемида», названную в честь греческой богини и сестры Аполлона. У него был график, цель, логотип и миссия.

Строительство Луноходные технологии — это то, для чего было создано космическое агентство. Наследие Аполлона оставило агентство застрявшим в этом наследии и всем, что оно означает для политических органов, которые его финансируют.

«Аполлон» — это тот редкий момент в истории НАСА, когда все было как бы новым, — говорит Дрейер. «Впервые строили инфраструктуру… впервые размещали центры НАСА, новые, создавали их по стране.

«Но с тех пор размер инфраструктуры НАСА не изменился. Все центры НАСА — это те же самые центры НАСА, которые у нас были по большей части за последние 50 лет. И НАСА не может закрывать то, что им больше не нужно».

Группа наземного транспорта НАСА направляет завершенную основную ступень системы космического запуска (SLS) для перемещения из одного центра космического агентства в другой. NASA/Tyler Martin

«Они должны заново собрать то, что у них есть, чтобы работать над новой целью», — добавляет Дрейер.

На местном уровне политики в ракетостроительных штатах, таких как Алабама, Флорида, Миссисипи и Техас, стремятся сохранить космические полеты в списке приоритетов НАСА на благо своих избирателей.

Это не уникально для НАСА. «Подобные вещи — неизбежный результат, — говорит Дрейер, — когда у вас демократическая система представительства в правительстве. Политики заинтересованы в том, чтобы говорить, что их центры должны производить ракеты, особенно когда контракты на миллиарды долларов могут оставить огромный след в сообществах, которые не имеют других отраслей промышленности с такими большими кошельками.

«Если вы читаете законодательство, которое создало SLS, в нем говорится, что НАСА должно использовать существующие контракты, существующие объекты настолько, насколько это возможно, что сохраняет работу этих же людей и переводит их на SLS».

Итак, мы здесь:

  • 54 года с момента первого полета НАСА вокруг Луны
  • три отмененных проекта с названиями
  • две попытки с отменой
  • 12 лет с момента первой намеченной даты для преемника Аполлона
  • шесть месяцев с Артемиды I впервые выкатился на панель запуска
  • четыре (фактически шесть) попыток заправки
  • две недели до открытия следующего доступного окна запуска

Артемида I 1 сентября 2022 года, за два дня до второй попытки запуска. Joe Raedle/Getty Images News/Getty Images

Что Artemis может сделать

Если Artemis SLS добьется успеха, это докажет, что модель может принести огромный доход инженерным центрам Apollo в обозримом будущем. Если он столкнется с большими задержками, SLS может быть узурпирован коммерческими поставщиками. Europa Clipper, например, теперь будет летать на тяжелом транспортном средстве SpaceX вместо SLS из-за задержек.

Лавры Артемиды укрепят и геополитическую мощь США. Как автор «Соглашений Артемиды», Соединенные Штаты контролируют «правила поведения» в исследовании и использовании космоса, — говорит Эллис. Время покажет, как отреагируют его противники в космосе. Китай уже обязался работать с Россией — главным коллегой США по Международной космической станции — по строительству необитаемой лунной базы.

Это также потенциально особенный момент, дающий надежду. Запуск Artemis I в 2022 году будет следовать волатильности последних лет. С начала десятилетия Соединенные Штаты стали свидетелями разрушительных последствий пандемии, восстания в Капитолии, растущей волны устрашающего белого национализма и ужасающей статистики насилия с применением огнестрельного оружия, а также волнового эффекта, который оказало убийство Джорджа Флойда полицией на то, как организации публично борются с расизмом.

НАСА опирается на этот поток рассуждений, когда формулирует ценность Артемиды. «Администрация Байдена стремилась подчеркнуть, что Артемида отправит на Луну первую женщину и первого цветного человека», — говорит Эллис.

«Без сомнения, эти астронавты будут очень вдохновлять зрителей по всему миру».

Женщина в Титусвилле, Флорида, использует флаг Artemis в качестве укрытия от солнца, ожидая запуска Artemis I, 3 сентября 2022 года. MARCO BELLO/AFP/Getty Images

В настоящее время НАСА планирует запуск в 2024 году миссии Artemis II, которая пролетит мимо Луны, но не приземлится, подобно тому, как Аполлосы 8 и 10 вращались вокруг Луны, но не ставили ботинки на землю. Это будет знаменательное событие: новое поколение астронавтов совершит первое возвращение человечества на естественный спутник Земли с 1972 года.

Долгожданная посадка произойдет вместе с Артемидой III не ранее 2025 года. НАСА заявляет, что это создаст новые отрасли промышленности на Земле.