Содержание
Каким будет трамвай через четверть века, рассказала молодёжь Горэлектротранса | Новости
Молодёжный совет ППО ГУП «Горэлектротранс» организовал необычный научно-технический совет «Трамвай будущего», который прошёл в виде интеллектуально-деловой игры. Накануне Дня российской науки молодые специалисты ГЭТ вместе со студентами и преподавателями Академии транспортных технологий и АО «Научно-исследовательский институт точной механики» спрогнозировали образ, принципы управления и техническое устройство трамвая будущего. Проекты трамвая будущего оценивало жюри под руководством директора СПб ГУП «Горэлектротранс» Дениса Минкина.
Фото:
В целом облик трамвая будущего участники «Научно-технического совета» увидели плавным, обтекаемым, каплевидным, а сам вагон — построенным из современных материалов с использованием алюминия и композитных деталей. При этом команды не стали полностью отказываться и от привычной стальной рамы.
Много интересных идей прозвучало относительно энергоснабжения и принципов движения трамвая будущего. Среди них — отказ от контактной сети в пользу беспроводной передачи энергии, в том числе непосредственно по контактному рельсу. Ещё одна концепция предполагает трамвай полностью автономный, с энергоёмкими батареями, обеспечивающими автономный ход на 400-500 км и заряжающимися на остановках за 15-20 секунд. Другие предложения предусматривают использование в качестве источника питания трамвайного вагона водородный топливный элемент. Интересно, что прототип «водородного трамвая» уже был построен и испытан в Горэлектротрансе в 2019 году.
Большинство участников интеллектуальной игры полагает, что трамвай будущего станет беспилотным: управлять вагоном станет искусственный интеллект, а функционал водителя сместится в сторону обязанностей оператора. Это предполагает переподготовку и повышение квалификации персонала, в результате чего появится больше IT-специалистов. Среди поступивших предложений можно отметить оплату проезда по лицу с помощью биометрии, когда списание средств происходит автоматически при посадке пассажира в салон.
Несколько концепций предложено относительно организации трамвайной системы. Среди них: трамвай в ретростиле в центре города, скоростной вокруг центра, сверхскоростной на периферии (с возможностью передвижения по Финскому заливу на понтонах), а также радиальный принцип, по которому пригороды Петербурга соединяют с городом лучи монорельса.
Всего в «Научно-технической конференции» принимали участие 5 команд, ещё одна шла вне конкурса с подготовленным заранее домашним заданием. Директор Горэлектротранса Денис Минкин отметил, что молодёжный менталитет уже сам по себе служит источником ярких идей: «По разговору было видно, что вы не боитесь дискутировать. С нами в спор вступаете, это классно! Не боитесь в глаза сопернику или собеседнику смотреть, не боитесь отстаивать свои мысли. Это в вас есть, это – супер! Мы продолжим эти дискуссии, придумаем с Молодёжным советом новые интересные формы взаимодействия. У “седых” людей мысли традиционные, а у вас они могут быть нестандартными. А мы говорим про время, которое наступит через 10 – 20 – 30 лет. Для того чтобы его отгадать, мыслить нужно нестереотипно. В этом смысле расчёт только на вас!»
Победителем конференции стала команда № 3, создавшая, по мнению жюри, максимально точный, полный и ёмкий образ трамвая будущего. Эта же команда получила специальный приз за смелую и креативную идею запуска трамвая по Финскому заливу с помощью понтонов. Специальный приз за рационализаторское предложение получила представитель команды № 5 — мастер производственного обучения Учебно-курсового комбината Мария Евтушенко, предложившая создать Центр обучения профессиям ГЭТ.
Также презентации команд оценили представители «ЛЭТИ», с которым в начале февраля Горэлектротранс подписал соглашение о кадровом и научно-техническом взаимодействии.
Новости
Что и говорить, но дизайнеры проекта R1 постарались на славу. Разработчики проекта считают, что трамваи являются частью архитектурного облика города, поэтому они должны нести в себе особую эстетику и красоту. Основным вдохновением при создании облика нового трамвая стали чёрные уральские самоцветы в металлической оправе, отсюда все эти идеально ровные поверхности и грани, отражающие в себе городские улочки и местные достопримечательности.
Дабы избежать отличий конечного продукта от концептуальных эскизов, руководство «Уралтрансмаша» позволило дизайнерам проекта непосредственно сотрудничать с инженерами и рабочими. Благодаря этому, финальный облик R1 практически не отличается от того, что было изображено в виде красивых рендеров. Вы сами можете увидеть на фотографиях, что в реальности трамвай получился столь же впечатляющим, как и на художественных эскизах. Создатели трамвая особенно гордятся этим своим достижением, ведь расхождение финального продукта с концепцией составляет всего 10%, а это невероятно высокий показатель.
Одна из основных задач R1 – это изменить отношения городских жителей к общественному транспорту. На таком трамвае наверняка захочет проехать каждый, ведь R1 в шутку уже прозвали «iPhone среди трамваев». Качественные материалы, стильный дизайн, комфортность и эргономичность в самых мельчайших деталях – всё это делает R1 особенно привлекательным трамваем бизнес-класса.
Особенно радует тот факт, что трамвай на 79,5% изготовлен из комплектующих, разработанных и произведённых в России. 16% комплектующих, в том числе материалы для интерьера трамвая, были импортированы из Австрии, а оставшиеся 4,5% специальных инженерных устройств были доставлены в Россию из Германии. Дизайн, силовой каркас и экстерьер трамвая были с нуля разработаны российскими специалистами.
Габариты трамвая R1 — 24 на 2,5 метра. Он состоит из трёх секций, каждая из которых снабжена четырьмя прислонно-сдвижными дверями. Кабина водителя и салон снабжены кондиционерами, в трамвае предусмотрены качественная аудиосистема, спутниковая навигация, Wi-Fi, даже поручни в салоне антибактериальные. В салоне трамвая расположены три HD-камеры, ещё четыре камеры размещены на наружной поверхности трамвая. При этом массово-габаритные и динамические характеристики вагона полностью соответствуют требованиям, установленным на территории РФ.
Кабина водителя снабжена лобовым стеклом с обратным углом наклона, что позволяет расширить обзорность и уменьшить количество мёртвых зон, а также снизить количество бликов и избежать чрезмерного нагрева кабины солнечным светом.
В данный момент на выставочном стенде в Екатеринбурге представлен полностью рабочий прототип трамвая R1. Первые серийные образцы должны встать на рельсы осенью этого года. Именно тогда начнутся тщательные испытания трамвая в боевых условиях, после чего, в 2015 году, должно начаться массовое производство и поставка трамваев за пределы Екатеринбурга. В первую очередь повезёт жителям Омска, а затем трамваи R1 должны будут появиться в Москве. «Уралтрансмаш» обещает завоевать рынок трамваев уже к 2017 году, когда многие наши города реконструируют свои транспортные системы к началу Чемпионата Мира по футболу.
Ну и, напоследок, о стоимости R1. Ориентировочный ценник на трамвай будет равняться примерно 1 миллиону евро. К слову, Москва сегодня закупает трехсекционные трамваи компании Pesa по цене в 2 миллиона евро за каждый, так что выгода налицо. Будем надеяться, что уже совсем скоро нам удастся ощутить комфорт в салоне передового трамвая, а также почувствовать ни с чем не сравнимую гордость за отечественных дизайнеров, которые, пускай и очень редко, но приятно нас удивляют своими разработками.
Трамвай будущего
- Главная
- О нас
- Журнал покупателя
- 2021
- 2021.5
- Трамвай будущего
- 6
5
В 1885 году пассажиры и зрители праздновали, как первый трамвай пересек бельгийское побережье из Остенде и Ньюпорта. В 1912 году паровой трамвай был модернизирован для работы на электричестве. Возобновился повод для празднования, когда трамвай после более чем столетия недавно получил еще одну серьезную модернизацию. Проект модернизации был выполнен в сотрудничестве между пражской компанией Elektroline и австрийским специалистом по автоматизации B&R.
Как самая длинная трамвайная линия в мире, «Прибрежный трамвай» проходит 68 километров вдоль бельгийского побережья между муниципалитетами Де Панн и Кнокке-Хейст на границе страны с Францией и Нидерландами соответственно. «В прибрежном трамвае есть много интересного, — говорит Микулаш Бургр, руководитель отдела внедрения и проектирования систем управления трамваями в компании Elektroline. «В летний сезон, например, трамвай используется так интенсивно, что им приходится брать трамвайные вагоны в Генте и Антверпене».
Прибрежный трамвай: тогда…… и сейчас.
Развязка в Остенде имеет три платформы и один трамвайный путь. Система очень сложна, так как все двадцать стрелочных переводов должны управляться одновременно, чтобы обеспечить безопасную и бесперебойную работу.
Управление всем движением осуществляется из диспетчерской, расположенной почти в 30 километрах от Брюгге. Диспетчеры могут просматривать всю трамвайную колею, включая кадры с бесчисленных камер наблюдения, на мониторах диспетчерской или на планшетах и других мобильных устройствах.
Безопасность прежде всего
Системному интегратору Elektroline было поручено модернизировать Прибрежный трамвай. «У руководителей транспортной компании была четкая цель проекта модернизации: автоматизировать трамвайное движение таким образом, чтобы это было одновременно безопасным и современным», — говорит Бургр. «Для внедрения технологии безопасности и удовлетворения строгих требований к HMI мы выбрали B&R — решение, основанное на положительном опыте работы с ними в других проектах. Система B&R упрощает разработку программного обеспечения для строгих требований безопасности в в соответствии с SIL 3».
Решение на конечной станции.
После модернизации комплексная система управления и безопасности управляет стрелочными переводами автоматически по беспроводной связи. Для этого проводник вводит номер линии в бортовую систему. У каждого трамвая есть передатчик, установленный на днище вагона, который отправляет идентификационные данные, такие как номер линии и маршрут, на приемник в системе путей. Дирижер может взять на себя ручное управление, если это необходимо, но в остальном ему практически нечего делать. Это гарантирует безопасное движение трамваев, автомобилей, велосипедистов и пешеходов.
Успешное сотрудничество с B&R
«Для такого сложного интеграционного проекта, как проект в Остенде, необходимо хорошее сотрудничество с технологическим партнером», — объясняет Бургр. «Мы использовали технологию B&R для HMI в стрелочных переводах, которые поставляются с нашей системой. Веб-решение HMI, mapp View, играет центральную роль в вводе в эксплуатацию и обслуживании системы. Диспетчерская система, контролирующая поток данных, имеет свою собственное приложение HMI, обеспечивающее полный обзор всего трамвайного движения.Применяется для управления трамвайными вагонными парками и сложными перекрестками вдоль трамвайных путей. Самой сложной задачей было определить множество очень сложных технологических этапов системы, что сделало невозможным использование стандартное универсальное решение. Вот почему мы работали с B&R над созданием индивидуального решения».
Elektroline также поставила систему управления в Пльзень в западной Чешской Республике. Рельсовая цепь хорошо видна на изображении.
Вацлав Правда из B&R добавляет: «Наши клиенты всегда могут рассчитывать на нашу полную поддержку, будь то программное обеспечение HMI, как в этом проекте, или сам контроллер. Наши инженеры-программисты работали вместе с командой Elektroline на протяжении всего проекта. Система автоматизации изначально создавалась для управления машинами, но уже давно зарекомендовала себя во многих других областях — от мониторинга газопровода до энергетики и дорожной инфраструктуры — в чем вы можете убедиться на примере успешного проекта в Остенде».
Микулаш Бургр
Начальник отдела разработки систем управления трамваями, Elektroline
работал с ними над другими проектами. Система B&R упрощает разработку программного обеспечения для жестких требований безопасности в соответствии с SIL 3».
Видение будущего городского трамвая
Победившая концепция «Двойного автономного трамвая» в престижном конкурсе UWB DESING+. Предоставлено UWB/Škoda Group
Представьте себе модульный автономный трамвай, способный перевозить пассажиров в течение дня, а вечером легко трансформируемый в грузовой. Такое видение будущего было недавно подтверждено победителем престижного конкурса DESING+ (промышленный дизайн + инженерный дизайн), организованного Университетом Западной Богемии (UWB), Чехия.
В свой 18-й год конкурс DESING+ предназначен для облегчения межфакультетского сотрудничества в области строительства, промышленного дизайна, здравоохранения и маркетинга для решения проектных задач, поставленных национальными и международными компаниями. В 2022 году в конкурсе приняли участие шесть междисциплинарных команд, состоящих из 56 студентов машиностроительного факультета UWB, факультета дизайна и искусства им. Ладислава Сутнара, факультета медицинских исследований и экономического факультета; почти 1400 студентов UWB приняли участие с 2004 г.
«Нет ограничений в дизайне»
Предоставляя студенческим командам свободу работать с чистого листа бумаги под руководством университетских преподавателей и профессиональных промышленных наставников, проект DESING+ поощряет методологический подход к проектированию, в то же время время, позволяющее студентам выйти из своей зоны комфорта. На протяжении всего проекта в качестве консультанта для студентов выступал отдел исследований и разработок трамваев Škoda Group. Таким образом, представленные технические предложения являются результатом подхода EDSM, поддерживаемого сотрудничеством с клиентом.
В разделе мобильности, назначенном, поддерживаемом и совместно оцениваемом Škoda Group, в этом году темой был «Двойной автономный трамвай». Это поставило задачу разработать легкорельсовый транспорт, который можно было бы использовать для пассажирских перевозок, а также легко конфигурировать для доставки предварительно заказанных посылок. Команда-победитель под руководством Яна Микески из факультета машиностроения представила концепцию, в которой роботы-манипуляторы перемещают груз на трамвайной остановке, чтобы люди могли его забрать, не дожидаясь.
Оценочная комиссия высоко оценила техническое решение проекта и его сложность, продуманность с точки зрения дизайна, значительный вклад членов медицинской бригады, а также критический взгляд маркетологов на экономические аспекты.
В предыдущие годы производитель задавал технические задания на конструкцию системы ограждения подземного перехода рельсовых транспортных средств (2018-19 учебный год), конструкции бесконтактного трамвая (2019-2020) и кабины машиниста (2020-21). Полученные в результате концепции включали инновационный дизайн интерьера для улучшения доступности; автономные трамваи с водородным двигателем, оснащенные системами очистки воздуха для улучшения качества воздуха в городах; и деформируемые конструкции кузова, которые уменьшают последствия столкновений с другими транспортными средствами.
Конфигурируется для перевозки как пассажиров, так и грузов, посылки загружаются и выгружаются роботом в едином процессе. Предоставлено UWB / Skoda Group
Создание полной системы
Люси Шимечкова – выпускница машиностроительного факультета UWB, которая несколько лет назад принимала участие в проекте и сейчас работает в компании Škoda, а также является членом оценочная комиссия – заявила: «Это наше видение будущего транспорта. Если вы живете и работаете в городе, вы в дальнейшем будете ездить на работу не на машине, а на трамвае. Таким образом, вы можете забрать посылку прямо на остановке. Поэтому задача студентов состоит в том, чтобы спроектировать такую систему, включая само транспортное средство и остановку».
Что касается методологии, она объяснила: «Использование передового подхода EDSM (инженерная наука и методология проектирования) поможет вам всесторонне пройти через весь процесс проектирования. Он направляет вас, как карта, где и как можно действовать, но в то же время оставляет вам возможность огромного творчества в доступном пространстве физических ограничений и правил.