Содержание
Трансгуманизм | это… Что такое Трансгуманизм?
Логотип трансгуманизма (один из вариантов)
Трансгуманизм (от лат. trans — сквозь, через, за; лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — изменение и развитие человечества. Мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признаёт возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение человека и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека[1].
Содержание
|
История
Обложка первого выпуска H+ Magazine, ежеквартального издания о трансгуманизме
Идеи, в той или иной степени близкие к трансгуманизму, высказывались задолго до широкого распространения термина «трансгуманизм». Так, о перспективе усиления возможностей разума посредством разработки научных методов и специальных устройств писал ещё С. Н. Корсаков. Позже, в конце XIX века о дальнейшей эволюции человечества мечтали такие философы как Фрэнсис Виллард[2], Николай Фёдоров, Фридрих Ницше.
Сам термин «трансгуманизм» также имеет давние истоки. Впервые слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в своей «Божественной комедии»[3]. Нынешний смысл это слово приобрело только с середины XX века (в 1957 году), когда знаменитый биолог Джулиан Хаксли в своей книге «Новые бутылки для нового вина» назвал трансгуманистом человека, который самосовершенствуется, чтобы овладеть новыми умениями и способностями.
В 1966 году ирано-американский футуролог ФМ-2030 (Ферейдун М. Эсфендиари) назвал трансгуманистами людей, имевших особое мировоззрение и стиль жизни, направленный на самосовершенствование. Это те люди, которые используют современные достижения науки и техники для перехода к «постчеловеку» — существу, обладающему принципиально новыми способностями[4].
Одно из первых определений трансгуманизма ввел философ Макс Мор.
В 1998 году философы Ник Бостром и Девид Пирс основали Всемирную ассоциацию трансгуманистов[5].
Основные цели и задачи трансгуманизма
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён. |
Главной целью трансгуманизма является бесконечное совершенствование человека, основанное на новейших открытиях научно-технического прогресса. Для достижения этой цели трансгуманизм предлагает[источник не указан 166 дней]:
- всячески поддерживать технический прогресс;
- изучать достижения науки и техники, вовремя предотвращать опасности и нравственные проблемы, которые могут сопутствовать внедрению этих достижений;
- расширять свободу каждого отдельно взятого человека, используя научно-технические достижения;
- как можно более отдалить, а в идеале — отменить старение и смерть человека, дать ему право самому решать, когда умирать и умирать ли вообще;
- противостоять учениям и организациям, имеющим цели, противоположные идеям трансгуманизма — энвайронментализм в фанатичной форме (отказ от технического развития, «возвращение к природе»), религиозный фундаментализм, традиционализм, и прочие формы идеологий антимодернизма и антипрогрессизма.
Трансгуманисты поддерживают разработку новых технологий[источник не указан 166 дней]; особенно перспективными они считают нанотехнологию, биотехнологию, информационные технологии[6], разработки в области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера и крионику.
Многие трансгуманисты считают [кто?][источник не указан 166 дней], что непрерывно ускоряющийся технический прогресс уже к 2050 годам позволит создать постчеловека, способности которого будут принципиально отличаться от способностей современных людей. Особенно в этом помогут генная инженерия, молекулярная нанотехнология, создание нейропротезов и прямых интерфейсов «компьютер—мозг».
Также многие трансгуманисты считают[кто?][источник не указан 166 дней], что поскольку скорость развития техники увеличивается экспоненциально, то наступит время, когда важные открытия будут совершаться практически сразу, в одно и то же время (явление технологической сингулярности).
Технологии
Технологии улучшения человека ( (англ.)[1]) — технологии, которые могут быть использованы не просто как компенсирующие или восполняющие недостатки функций инвалидов и больных людей, но также могут повысить способности и возможности человека на новый, недосягаемый ранее уровень.
Существующие технологии
- Репродуктивные технологии
- Преимплантационная генетическая диагностика и отбор эмбрионов.
- Физические:
- Допинг
- Средства, улучшающие производительность ( (англ.) Performance-enhancing drugs)
- Пластическая хирургия
- Экзоскелет
- Допинг
- Ментальные:
- Ноотропы
Ожидаемые технологии
- Генная инженерия человека
- Нейрокомпьютерный интерфейс
Умозрительные технологии
- Загрузка сознания
- Экзокортекс (англ.)русск.
- Изолированный мозг
Критика трансгуманизма
Само понятие и перспективы улучшения человека вызвали множество критики, споров и дискуссий. Так, Френсис Фукуяма назвал трансгуманизм «самой опасной в мире идеей»[7][8]. Критика трансгуманизма и его предложений имеет две основных формы (часто дополняющие друг друга):
- «практическую» — возражения против достижимости целей трансгуманизма;
- «этическую» — возражения против целей и идей трансгуманизма, нравственных принципов и мировоззрения тех, кто поддерживает трансгуманизм либо является трансгуманистом как таковым.
Критики часто видят в целях трансгуманистов угрозу общечеловеческим ценностям, государственным социальным программам и распространению гражданских прав и свобод. Одним из крайних аргументов является сопоставление целей (а иногда и декларируемых методов) трансгуманизма с евгеническими исследованиями.
Также проблема трансгуманизма может рассматриваться как проблема выбора направления пути совершенствования человека. В отличие от религиозного решения этого вопроса через самосовершенствование с использованием инструмента свободной воли, то есть улучшая память, навыки и способности последовательно и постепенно на своём пути, трансгуманизм предполагает в том числе и экзогенное вмешательство, имплантационный апгрейд также и на физическом уровне.
Часто критика программы трансгуманизма в некоторой степени содержится[источник?] в художественных произведениях и фантастических фильмах, которые, однако, часто больше рисуют воображаемые миры, нежели анализируют проблему.
По мнению критиков[источник?], идеи трансгуманизма входят в противоречие с их желаемыми целями: например, бессмертие породит множество проблем, рассматриваемых в антиутопиях, таких как перенаселение планеты, низкий социальный уровень, ограничение свобод. Однако, согласно мнениям сторонников трансгуманизма, все эти проблемы могут быть урегулированы адекватным социальным управлением, в частности, строгим ограничением рождаемости, а также экспансией человечества в космос.
Однако, несмотря на это, «Российское Трансгуманистическое Движение» считает, что большинство трансгуманистов[9] выступает за:
- защиту личных свобод человека, укрепление традиций демократии
- поддержку социальных программ по улучшению системы образования и развития информационных технологий
- поддержку разработок по созданию более совершенных технологий и производств, и за счёт этого — решение проблемы бедности, разрешение экологического кризиса и улучшение качества жизни людей.
Гуманизм, трансгуманизм и постгуманизм
Предметом дискуссий остаётся вопрос, является ли трансгуманизм ветвью «постгуманизма», а также то, как стоит определить постгуманизм, принимая во внимание трансгуманизм. Последний часто характеризуется как разновидность или активная форма постгуманизма, причём как его консервативными, христианскими и прогрессивными критиками, так и про-трансгуманистически настроенными учёными, которые, например, называют его «философским постгуманизмом». Общей чертой трансгуманизма и постгуманизма является предсказание некоего нового разумного вида, в который эволюционирует человек. Этот новый вид пополнит или даже заменит человечество. Трансгуманисты подчёркивают эволюционную перспективу, поддерживают направленную эволюцию, ведущую в «постчеловеческое будущее».
Также на трансгуманизм повлияла идея создания Искусственного Интеллекта, предложенная, в частности, Гансом Моравцем (англ.)русск.. Идеи Моравца и трансгуманизм характеризовались как «апокалипсическая» форма постгуманизма, противопоставленная «культурному постгуманизму» в гуманитарных науках и искусстве. В то время как такой «культурный постгуманизм» направляет усилия на переосмысление отношений человека и всё более усложняющихся машин, трансгуманизм не только не желает отказываться от устаревших концепций «автономного свободного субъекта», но и распространяет их в постгуманистическую область. Самоопределение трансгуманизма как закономерного продолжения идей Эпохи Просвещения согласуется с этой точкой зрения.
Некоторые[кто?]светские гуманисты представляют трансгуманизм результатом движения свободомыслия и указывают, что трансгуманисты отличаются от основного течения гуманизма концентрацией на технологических подходах к решению проблем человека, в том числе проблемы его смертности. Однако другие прогрессивисты указывают, что постгуманизм, будь то его философские или активистские формы, стремится уйти от вопросов социальной справедливости, реформирования социальных институтов и других центральных проблем Просвещения, к нарциссическому стремлению к бесконечному улучшению человеческого тела в поисках лучших форм существования. С этой точки зрения, трансгуманизм отходит от целей гуманизма и Просвещения.
Течения в трансгуманизме
Либертарианский трансгуманизм
Либертарианский трансгуманизм — политическая идеология, объединяющая либертарианство и трансгуманизм[10].
Исследователи, называющие себя либертарианскими трансгуманистами (Ronald Bailey из Reason magazine и Glenn Reynolds из Instapundit) выступают в защиту права на расширение человеческих возможностей. По их мнению, свободный рынок — лучший гарант этого права, так как дает большую личную свободу и процветание, по сравнению с другими экономическими системами[11][12].
Либертарианские трансгуманисты полагают, что принцип самособственности (self-ownership) — фундаментальная идея, объединяющая либертарианство и трансгуманизм. Другие принципы, такие как разумный эгоизм и рациональное отношение к новым технологиям, позволят, по их мнению, достигнуть существенного расширения свобод человека. Благодаря этому станет возможным построить государство, характеризующееся полным физическим, интеллектуальным и социальным благосостоянием, а не просто отсутствием болезней и нищеты[10].
Как непримиримые защитники гражданских прав, либертарианские трансгуманисты считают, что любая попытка ограничить право на расширение возможностей собственного тела является нарушением гражданских прав и свобод. Одновременно с этим, либертарианские трансгуманисты выступают против вмешательства государства в эту область, так как, по их мнению, любое вмешательство государства такого рода ограничивает возможность их выбора.[11][13][14]
Коммунистический трансгуманизм (технокоммунизм)
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён. |
Коммунистический трансгуманизм объединяет гуманизм, сциентизм и рационализм. Эта разновидность трансгуманизма считает, что человечество либо достигнет коммунизма, либо погибнет.
В романе Александра Владимировича Лазаревича Сеть Нанотех описывается цель и путь к её достижению развития человечества в этом направлении. Основной идеей является то, что при помощи наномашин можно создавать любые вещи и предметы из содержащегося в атмосфере диоксида углерода абсолютно бесплатно, что соответствует принципам коммунизма. Далее человек перемещает своё сознание в искусственные каналы связи, достигая бессмертия.[15]
Техногайянизм
Основная статья: Техногайянизм
Техногайянизм (от «techno-» — технология и «gaian» — Гея) — одно из течений защитников природы и трансгуманизма. Представители техногайянизма выступают за активное развитие новых технологий, которые в будущем помогут восстановить окружающую среду. Техногайянисты также утверждают, что создание чистых и безопасных технологий — важная цель всех защитников окружающей среды[16].
Техногайянисты считают, что технологии со временем становятся чище и эффективнее. Более того, такие отрасли как нанотехнология и биотехнология могут дать средства полного восстановления окружающей среды. Например, молекулярная нанотехнология позволит преобразовать скопившийся на свалках мусор в полезные материалы и продукты, биотехнология позволит создать специальные микробы, питающиеся отходами производств.
По мнению техногайянистов, человечество в настоящее время в тупике, и единственный путь для развития человеческой цивилизации — принять принципы техногайянизма и ограничить эксплуатацию природных ресурсов[17]. Только наука и техника позволят человечеству выйти из этого тупика в стабильно прогрессивное развитие и избежать катастрофических последствий глобальных рисков[18].
Исследования философии трансгуманизма
Ряд научных организаций и специалистов занимаются исследованиями в русле философии трансгуманизма. Европейским центром исследований в этом направлении является Оксфордский университет[19], в США таковым является Университет штата Аризона[20].
Трансгуманизм в России
Трансгуманизм в России продвигается и изучается, прежде всего, членами Российского Трансгуманистического Движения (РТД) — крупнейшей в своей отрасли национальной общественной неправительственной организации, принесшей идеи трансгуманизма в Россию. Среди видных деятелей РТД следует назвать выдающегося организатора трансгуманизма Валерию Прайд, футуролога Данилу Андреевича Медведева, писателя и переводчика, эксперта по глобальным рискам Алексея Валерьевича Турчина, основателя фонда «Наука за продление жизни» Михаила Батина.
С точки зрения философии, трансгуманизм обсуждается также на всероссийских и международных научных конференциях, организуемых Институтом философии РАН и Российским философским обществом[21][22]. Междисциплинарный семинар по трансгуманизму и научному иммортализму, созданный и проводимый РТД, был зарегистрирован как первичная организация Российского философского общества[23]. В рецензируемых философских журналах публикуются работы по трансгуманистической проблематике[24][25][26][27]. На философском факультете МГУ читается спецкурс «Биотехнологии и трансгуманизм»[28].
Ряд известных учёных, в частности, директор Российского НИИ геронтологии профессор В. Шабалин, занимаются популяризацией трансгуманизма[29].
В 2011 году в России появилась новая организация, занимающаяся исследованиями в области трансгуманизма: Стратегическое общественное движение «Россия 2045», которую поддерживает ряд учёных и других известных людей[кто?].
Известные философы
- Болонкин, Александр Александрович — Институт технологии Нью-Джерси
- Бостром, Ник — профессор Оксфордского университета
- Вишев, Игорь — доктор философских наук
- Ганс Моравец (англ.)русск. — американский футуролог.
- Мур, Макс — американский философ и футуролог.
- Рейнольдс, Гленн — профессор Теннессийского университета, публицист.
- Курцвейл, Рэймонд — американский изобретатель и футуролог.
- Ульянов, Анатолий — кибер-философ, критик, писатель.
- Фукуяма, Фрэнсис — доктор политических наук, критик трансгуманизма.
- Хаксли, Джулиан — английский биолог, эволюционист и гуманист, политик.
- Юдин, Борис — доктор философских наук, член-корреспондент РАН[30]
- Эттингер, Роберт — американский академик, «отец крионики».
С момента зарождения трансгуманизма создано большое количество художественных произведений различных форм, в которых тем или иным образом отражены трансгуманистические идеи.
Трансгуманизм в фантастике
В современной научной фантастике довольно популярна тема расширения возможностей человека средствами науки, создано множество утопий и антиутопий. Ряд проблем трансгуманизма рассматривался за десятилетия до формирования движения — в произведениях Роберта Хайнлайна («Жизни Лазаруса Лонга»), Артура Кларка («Конец детства»), Станислава Лема («Кибериада») и других. Трансгуманизм упоминается в британском сериале Доктор Кто, не только в отношении людей (Повелителей времени и Далеков), и в американском сериале Грань.
В произведениях жанра киберпанк (и особенно пост-киберпанк) часто затрагиваются вопросы, поднимаемые философией трансгуманизма, популярны «трансгуманистические» технологии и концепции. В качестве примеров таких произведений можно назвать «Нейроманта» Гибсона и «Схизматрицу» Стерлинга. В ряде произведений жанра пост-киберпанка (например, «Трансметрополитен») концепции транс- и постчеловечества описываются в явном виде.
В русскоязычной фантастике можно отметить представленную в некоторых произведениях братьев Стругацких концепцию люденов — людей, у которых открылись способности к переходу на более высокий эволюционный уровень.
Ниже представлены некоторые популярные книги, связанные с трансгуманизмом:
- Трилогия «Золотой век» Джона Райта
- «Трансчеловек», «Сингомэйкеры», «Я — сингуляр» Юрия Никитина
- «Акселерандо», «Небо сингулярности», «Оранжерея» Чарльза Стросса
- «Пламя над бездной», «Глубина в небе», «Конец радуг» Вернора Винджа
- Серия «Космический апокалипсис» Аластера Рейнольдса
- «Вентус», «Lady of Mazes» Карла Шрёдера
- Серия «The Culture» Иэна (М.) Бэнкса
- «Волны гасят ветер» А. и Б. Стругацких
- «Схизматрица» Брюса Стерлинга
- «Are You a Transhuman? Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World» и другие книги Ф. М. Эсфендиари (FM-2030)
- «Сеть Нанотех» и «Технокосм», автор Лазаревич, Александр Владимирович[31]
Начинают выделяются такие поджанры научной фантастики как «singularity fiction» и «transhumanist space opera»[32]. Появляются коллективные научно-фантастические проекты на трансгуманистическую тематику («Рука Ориона»).
Трансгуманизм в музыке
Идеями трансгуманизма вдохновлялись также многие музыканты (особенно это относится к представителям различных направлений индастриала). Возможно, первопроходцами в этом плане были Kraftwerk с их альбомами «The Man Machine» и «Computer World». Из более современных релизов можно отметить альбомы Cyanotic «Transhuman», Cyberya «Mindcontrol» и Vortech «Posthumanism» (все эти группы играют индастриал-метал), а также практически всё творчество отечественного проекта Complex Numbers, а также Unreal.
Политическая борьба за трансгуманизм
В июле 2012 сначала в России[33][неавторитетный источник? 136 дней], а затем в США, Израиле и Нидерландах было объявлено[34] о начале создания трансгуманистических политических партий — партий, направленных на улучшение человека через победу над старением. Актив партий представлен в основном трансгуманистами. Эти партии нацелены на оказание политической поддержки в сфере продления жизни и обеспечение максимально быстрого и одновременно безболезненного перехода общества на следующий этап своего развития с радикальным увеличением продолжительности человеческой жизни, омоложением и остановкой старения для того, чтобы большинство живущих в настоящее время людей успели воспользоваться достижениями науки и увеличить свою жизнь на сколько это будет возможно долгий срок.
См. также
|
|
Примечания
- ↑ Российское Трансгуманистическое Движение
- ↑ Futurisms: «The means to make the man of the future»
- ↑ The transhumanist Culture
- ↑ Ник Бостром. История трансгуманистической мысли (англ.)
- ↑ http://transhumanism.org/resources/survey2005.pdf
- ↑ Известия. Ру: Академик Вячеслав Степин: станет ли человек промежуточным звеном на пути к другой мыслящей субстанции?
- ↑ Bostrom Responds to Fukuyama’s Assertion that Transhumanism is World’s Most Dangerous Idea // World Transhumanist Association, 10.09.2004
- ↑ Bostrom N. A History of Transhumanist Thought // Journal of Evolution and Technology. Vol. 14 (1), April 2005. doi=10.1.1.98.7951
- ↑ Часто задаваемые вопросы по трансгуманизму — Российское Трансгуманистическое Движение
- ↑ 1 2 The Politics of Transhumanism
- ↑ 1 2 Bailey, Ronald (2005). Liberation Biology: The Scientific and Moral Case For the Biotech Revolution. Prometheus Books. ISBN 1-59102-227-4.
- ↑ Reynolds, Glenn (2006). An Army of Davids: How Markets and Technology Empower Ordinary People to Beat Big Media, Big Government, and Other Goliaths. Thomas Nelson. ISBN 1-59555-054-2.
- ↑ amor mundi: Bailey on the CybDemite Menace
- ↑ Transhumanism and the Limits of Democracy — Reason Magazine
- ↑ Александр ЛАЗАРЕВИЧ СЕТЬ «НАНОТЕХ»
- ↑ Hughes, James Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. — Westview Press, 2004. — ISBN 0-8133-4198-1
- ↑ Rosenzweig, Michael (2005). Win-Win Ecology: How The Earth’s Species Can Survive In The Midst of Human Enterprise. Clarendon Press. ISBN 0-19-515604-8
- ↑ Hughes, James (2004). Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. Westview Press. ISBN 0-8133-4198-1
- ↑ Future of Humanity Institute — Research
- ↑ ASU Transhumanism
- ↑ http://www. informika.ru/text/exhibit/papers/2006/c11-1.html
- ↑ Российская Ассоциация Политической Науки
- ↑ Семинар — Российское Трансгуманистическое Движение
- ↑ В. В. Удалова (Прайд), Д. А. Медведев. Феномен NBIC-конвергенции: Реальность и ожидания//Философские науки, 2008г, № 1, с. 97—117
- ↑ В. Ю. Аргонов. Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития?//Вопросы философии, 2008г, № 12. с.22—38
- ↑ Б. Г. Юдин. Сотворение Трансчеловека//Вестник Российской академии наук, 2007, том 77, № 6, с. 520—527
- ↑ С. С. Хоружий. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки, 2008г, № 2
- ↑ Спецкурсы — Кафедра философской антропологии — Философский Факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
- ↑ В Турции перевернулся автобус с российскими туристами — Происшествия и инциденты в России и мире — МК
- ↑ Сотворение Трансчеловека — Российское Трансгуманистическое Движение
- ↑ Сайт А. Лазаревича
- ↑ http://www.orionsarm.com/intro/space_opera.html
- ↑ Anmelden | Facebook
- ↑ A Single-Issue Political Party for Longevity Science
Ссылки
В Википедии есть портал «Трансгуманизм» |
Основополагающие документы
- Часто задаваемые вопросы по трансгуманизму.
- Принципы экстропианства.
- Сайт о FM-2030 на русском языке.
- Манифест альтернативного трансгуманизма.
Организации и движения
- Российское Трансгуманистическое Движение.
- Всемирная трансгуманистическая ассоциация.
- Всемирный культурный центр трансгуманизма.
- Всемирная Ассоциация Трансцендентального Трансгуманизма.
- Стратегическое общественное движение «Россия 2045».
Сайты, сборники статей и блоги по проблемам трансгуманизма
- h+ Magazine — ежеквартальное издание о трансгуманизме.
- Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего — первая научная книга по трансгуманизму в России, 2008 г.
- База данных публикаций и ресурсов, посвященных крионике.
- Будущее человека и цивилизации.
- Бессмертие людей и электронная цивилизация. Сборник статей А. Болонкина(недоступная ссылка).
- Сообщество в «Живом Журнале», посвящённое трансгуманизму.
- Вечный разум — новостной сайт по технологиям трансгуманизма.
- Футурологический интернет-проект «2084».
- Все о продлении жизни вплоть до бессмертия — сайт-памятник Дмитрию Рязанову, основателю Российского Трансгуманистического Движения.
- Сообщество в «Живом Журнале», посвящённое крионике
Рассылки
- Рассылка Российского трансгуманистического движения.
- Дискуссионный лист сайта «Bessmertie.ru».
как жить при победившем трансгуманизме
Трансгуманизм рассматривает пути физического и психического совершенствования человека с помощью достижений науки и техники, причем взгляды философов на него радикально разнятся: например, Фрэнсис Фукуяма считает трансгуманизм «самой опасной идеей в мире», а Ник Бостром уверен, что без его упоминания вообще нельзя говорить о будущем человечества. Подыскивать характеристики, которые позволили бы объявить трансгуманизм «положительным» или «отрицательным», — дело бесперспективное, но собрать аргументы в пользу той или иной точки зрения вполне реально. Именно так поступили участники проекта «Метанексус»: они вывели дискуссию на уровень академических авторов, профессиональных философов, писателей и инженеров, а в качестве итога опубликовали сборник статей — Максимилиан Неаполитанский исследует его в рамках совместного проекта «Горького» и «Просветителя».
Russell Blackford, Nick Bostrom, Jean-Pierre Dupuy, William Grassie… H+/-: Transhumanism and Its Critics. Edited by Gregory Hansell and William Grassie. Metanexus Institute, 2011
Впервые «Метанексус» издал книгу о трансгуманизме еще в 2008 году, однако в нее вошли в основном критические статьи по теме: это вызывало недовольство со стороны сторонников трансгуманистического движения. В итоге было решено предоставить им возможность высказаться и выпустить еще один сборник, в котором на этот раз объединились различные точки зрения, представленные шестнадцатью авторами. Отсюда и структура издания 2011 года — оно разделено на четыре части: введение, статьи «за», «парные» статьи (сравнение различных точек зрения) и статьи «против».
Подобных коллективных изданий с тех пор не выходило ни на английском, ни на других языках. Несмотря на то, что с момента появления книги прошло уже девять лет, все аргументы, собранные в ней, остаются актуальными и четко определяют круг проблем, которыми занимается трансгуманизм. Авторы касаются вопросов реалистичного будущего, генетики, искусственного интеллекта, медицины, экологии, инженерии, а также рисков, связанных с новейшими технологиями. Каждая статья представляет собой введение в эти и другие вопросы, а сборник в итоге становится своеобразным, но очень основательным путеводителем по трансгуманизму.
Трансгуманизм — это что?
Почти каждый из авторов сборника пытается ответить на этот вопрос. Возможно, самое точное определение дает лингвист Скай Марсен, который занимается вопросами новый идентичности. В статье «Играть по правилам или нет? Об идентичности в постгуманистическом будущем» он пишет: «Трансгуманизм — это общий термин, обозначающий набор подходов, которые составляют оптимистический взгляд на технологии как на различные способы помощи людям в построении более справедливого и счастливого общества; главным образом — путем изменения индивидуальных физических характеристик». Важно учитывать, что Марсен выступает «за» трансгуманизм, так что его определение могут легко оспорить противники концепции, отказав, например, в релевантности «оптимистическому взгляду на технологии». Однако такое определение Марсена хорошо выражает настроение оптимистической линии трансгуманистов, которые выступают за морфологическую свободу (то есть свободу изменять изначальные данные человеческого тела), отстаивают права на технологическое преображение человека и ищут пути борьбы с природными недостатками (генетическими заболеваниями, старением, утомляемостью и так далее).
«Путь изменения индивидуальных физических характеристик», упомянутый Марсеном, лежит в основе вопроса об идентичности в трансгуманизме. Кем будет считать себя постчеловек и каким нормам будет отвечать его поведение? Что станет новым идеалом для новых людей? Сам Марсен пытается найти ответы на эти вопросы, анализируя вышедший в конце девяностых фильм «Гаттака», в котором было ярко продемонстрировано возможное будущее генетических технологий и идей трансгуманизма. «Гаттака» рассказывает о главенствующей роли анализа ДНК в структуре общества — с помощью этого анализа осуществляется выбор образования, профессии и партнера для конкретного человека, а также определяется его социальный статус. Правда, даже подробный разбор фильма не приблизил Марсена к ответам на вопросы о возможных сценариях реального будущего.
Постчеловеческое достоинство
Более глубокий анализ будущей морали и нравственности с точки зрения трансгуманизма предоставляет Ник Бостром, оксфордский философ и основатель Института будущего человечества. Бостром размышляет на тему прав постлюдей, важнейшую для моделирования будущего с трансгуманистических позиций. Речь здесь идет об опасности борьбы между двумя видами: улучшенными людьми и людьми обычными (причем последние, как замечает Бостром, наверняка будут проигрывать). «Проигрыш», однако, не является существенным аргументом для ограничения уже упомянутый морфологической свободы. Вполне вероятно, что все сложится наоборот, и обществу придется отстаивать права улучшенных людей, их «постчеловеческое достоинство». Ведь уже сейчас у «обычных людей» есть опыт коммуникации с людьми, которые радикально изменили форму своего тела — например, с транссексуалами. Как замечает сам Бостром, «западной культуре еще есть, над чем поработать, чтобы стать более восприимчивой к разнообразию». Здесь как раз и можно увидеть этическое преимущество трансгуманизма, который рассматривает постчеловеческое и человеческое достоинства как совместимые и взаимодополняющие.
© JOSEFIN JONSSON
Ник Бостром, кстати, один из самых известных авторов, представленных в сборнике: его книги переведены на русский, он часто выступает на научно-популярном шоу TED с многомиллионной аудиторией. Его аргументы можно назвать авторитетными, а представление о самом трансгуманизме — глубоким и полным. Несмотря на это, даже он оставляет в своих размышлениях нерешенной проблему, которую ставят биоконсерваторы: технологии «повсеместного улучшения человека» могут иметь дегуманизирующие последствия. Именно поэтому во всей англоязычной дискуссии о трансгуманизме появляются политические и биополитические теории, которые вновь касаются свободы отдельных людей и их выбора: как государственные структуры будут реагировать на расширение физических возможностей своих граждан? Кто будет контролировать рынок новейших технологий? Какие изменения начнут происходить в социальной иерархии после внедрения туда, например, сильного ИИ или виртуальной и дополненной реальности? Все это — вопросы, от которых напрямую зависит образ будущего, однако вариантов ответов на них слишком много, чтобы говорить об этом образе хоть с какой-то определенностью.
Эстетическая киборгизация
Другая важная часть трансгуманистического дискурса, более отдаленная от политики и общества, — тема «эстетической киборгизации человека». На ней специализируется Наташа Вита-Мор, дизайнер и основатель проекта по «моделированию» человека «Primo Posthuman». В эстетической сфере трансгуманизм начинает тесно граничить с постгуманизмом. Два этих понятия часто смешиваются даже в академических источниках, однако есть важное различие: постгуманизм более теоретичен и направлен на внутреннее преображение человека (например, на идеи «экологичного сознания» или отказа от антропоцентричного взгляда на мир). Трансгуманизм же, оставляя личность человека в центре, говорит о его реальном, физическом преображении, которое связывается с гибридизацией тела и биоартом. Одним из видных представителей биоарта и трансгуманистического дизайна как раз и является Наташа Вита-Мор, которая уверена в том, что человеческое улучшение должно сочетать в себе философско-поэтический и технологический подходы, а в дискуссию о трансгуманизме должны быть внесены вопросы дизайна и современного искусства. С их помощью можно дать более внятный ответ биоконсерваторам: да, технологии действительно предполагают экзистенциальные риски и опасность расчеловечивания, однако синтез с искусством может смягчить многие процессы.
Преодолевая человека
Вернемся к важнейшему в трансгуманистической антропологии вопросу о человеке. Он выходит далеко за рамки сборника и касается других философских направлений — например, постструктурализма. Так, Дон Идэ, американский философ науки и техники, в своей статье «О каких людях мы говорим?» обращает внимание на известное размышление Мишеля Фуко: «Человек, как без труда показывает археология нашей мысли, — это изобретение недавнее. И конец его, быть может, недалек. Можно поручиться: человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке». Действительно, в трансгуманизме очень часто моделируется такой вариант будущего, в котором человек оказывается всего лишь промежуточной стадией, одним из этапов человеческой эволюции. Хотя противники трансгуманизма (в том числе и авторы сборника — Нэнси Кэтрин Хейлз и Жан-Пьер Дюпюи) называют эту проблему выдуманной и нереальной, она имеет под собой некоторые основания, связанные с постантропоцентричной картиной мира и развитием нечеловеческих агентов: умных домов, автопилотов, роботов и тому подобного.
Geumhyung Jeong. Homemade RC Toy
Дон Идэ также замечает: если вопросы о том, что такое человек и каково его положение в мире, по-прежнему остаются без ответа, то и разговор о его будущем становится невозможен. Это важный аргумент, который, если его принять, позволяет значительно расширить само понимание концепции. Сам Идэ вообще уверен, что трансгуманизм — это не новинка в философии: люди всегда мечтали об улучшении самих себя, а желания и фантазии о «прекрасном» новом человеке стары как мир, однако за последние сто лет произошли радикальные перемены, которые позволили взглянуть на «сказки» с новой точки зрения: повсеместное улучшение человека стало доступно.
Истинный трансгуманизм
Самая острая дискуссия разворачивается во второй части книги, которая состоит из «парных» статей. Их авторы все время уточняют, что такое настоящий трансгуманизм и к чему он приведет — и в этом смысле разница между сторонниками и противниками трансгуманизма не столь значительна. Так, общее настроение последователей движения нельзя назвать наивно-восторженным. Скорее, это оптимистический, но сдержанный взгляд на будущее вместе со всем набором опасных событий. Еще один из авторов, Марк Уокер, называющий трансгуманизм одним из лучших путей предотвращения вымирания цивилизации, говорит в большей степени о биологических проблемах и новых заболеваниях, которые стоят за скачком повсеместной технологизации, чем о радостных возможностях улучшенного вида. Это более трезвый подход, который все же не отменяет веру в прогресс, в успех борьбы с болезнями и старостью или в вероятность цифрового продолжения человеческого разума. Аналогично обстоят дела и с критическими замечаниями в сторону трансгуманизма, которые все-таки редко оказываются односторонне-отрицательными.
Однако вернемся к тому, с чего начали: перед тем, как говорить о будущем, неизбежно придется определиться, что же трансгуманизм собой представляет. И здесь будет уместно привести цитату из статьи Макса Мора (она как раз и называется «Истинный трансгуманизм»), которая может добавить последний штрих в общую картину не только сборника, но и всего нашего представления о трансгуманизме:
«Трансгуманизм — это постоянное улучшение, а не окончательное совершенство или наступление рая на земле. Это улучшение хаотичного замысла природы, а не гарантия исключительно совершенных технологических решений. Это морфологическая свобода, а не механизация тела. Это попытка сформировать принципиально лучшее будущее, а не предсказать его».
Трансгуманизм ― новая религия | Батенька, да вы трансформер
Трансгуманизм ― новая религия | Батенька, да вы трансформер
Наука
Текст:
Никита Никовин
Иллюстрации:
Наталья Ямщикова
08 июля 2019
Трансгуманизм ― это движение, которое популяризирует выход на новый уровень эволюционного развития, устранение болезней, страданий, старения и смерти благодаря достижениям науки. Понятие ввёл биолог-эволюционист Джулиан Хаксли, родной брат автора антиутопии «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, в 1957 году. Биолог писал: «Я верю в трансгуманизм: как только наберётся критическая масса людей, которые разделяют эти взгляды, новый человеческий вид будет отличаться от прежнего примерно так же, как мы отличаемся от синантропа». В преддверии фестиваля Geek Picnic, где обсуждаться будет в том числе и тяга человека к бессмертию, автор самиздата разобрался, что это направление предлагает человеку и как оно стало новой религией среди любителей научной фантастики.
Поиском бессмертия человечество занимается давно и всерьёз. Чтобы найти пути к нему, даосы погружались в глубокие медитации, европейские алхимики искали легендарный философский камень, а последователи некоторых религий намеревались получить вечную жизнь. В наши дни поиски продолжаются, их ведут трансгуманисты, которые утверждают, что наука и прогресс смогут победить старение в недалёком будущем. Пока бессмертие остаётся в теории, изобретаются всё новые методы продления жизни и молодости, в действенности которых не устают убеждать их продавцы.
Гиппократ говорил, что причина всех болезней в нарушении равновесия, недостатке или излишке жизненных соков. К балансу прогрессивная наука стремится привести всё ― от микроэлементов и витаминов, суточной нормы гормонов радости и стресса до количества сахара в крови. О дисбалансе сообщают гаджеты, карманные измерительные приборы. Фитнес-браслет проконтролирует пульс и давление, аппаратное приложение к смартфону выдаст кардиограмму, а небольшое устройство позволит диагностировать ряд болезней по капле крови.
Прогресс привёл человечество к третьей индустриальной революции — теперь физиологические параметры доступны для круглосуточного контроля. При желании можно узнать о фазах своего сна, победить храп, о котором сообщит вибрация «умного» ошейника, и отследить овуляцию на специальном сенсоре. Привести в порядок все жизненные показатели может стоить больших денег, особенно для тех, кто хочет для своего организма повернуть время вспять при помощи биохакинга ― системного подхода к оптимизации физиологических процессов для достижения предельного долголетия. Но изначально биохакерами называли учёных-одиночек (DIY, Do It Yourself), которые проводили эксперименты с ДНК в оборудованных дома лабораториях.
Биохакинг
Современные биохакеры в борьбе за вечную молодость стремятся к тому, чтобы их выбор имел научное обоснование и опирался на последние медицинские открытия. Польза и вред избираемых средств определяются ими самими. Если для одного употребление кофе и чая оправдано содержанием антиоксидантов, замедляющих старение, то для другого кофеин ― смерть из-за его свойств вытягивать из организма влагу и кальций.
Самый знаменитый пример биохакера ― предприниматель из Кремниевой долины, основатель сервиса «Островок» и компании по организации видеосвязи Сергей Фаге. Он рассказывает, что занимается биохакингом тела и разума с помощью логики и научного подхода: «Для этого я оптимизировал сон, питание и тренировки, прошёл тысячи тестов, принял десятки разных препаратов и сотни добавок, работал вместе с великолепными врачами, медитировал более тысячи раз, ходил к психотерапевту — и потратил на всё это примерно 200 тысяч долларов». Он говорит, что на женщин и машины потратил больше, убеждён, что нужно регулярно заниматься сексом, и отдаёт предпочтение моделям. Предприниматель не сомневается, что в 80 лет у него будет тело и здоровье 20-летнего и полная постель девушек. А ещё он нанял помощницу, которая помогает ему упорядочить ежедневный приём десятков препаратов и добавок. Большая их часть предназначена для усиления интеллекта.
Фаге с воодушевлением описывает человека будущего, которому уже не нужно обращаться к психотерапевтам и который избавлен от биологических ограничений. Сергей не против поучаствовать в его создании и хочет разработать платформу по внедрению сингулярности, чтобы «помочь людям стать богами».
Его энтузиазм разделяют не все специалисты. Кандидат медицинских наук, эксперт Федерального медико-биологического агентства Андрей Васильков находит методы Фаге сомнительными и рекомендует не повторять их дома. Он считает, что одновременный приём большого количества сильнодействующих препаратов может привести к гормональным сбоям, отравлению печени и раннему инсульту. Медицинский журналист «Медузы» Дарья Саркисян напоминает о риске побочных действий при приёме большого количества БАД и плохо изученных препаратов.
Кстати, про биохакинг мы рассказывали в этом спецпроекте:
Биохакинг сквозь века
Трепанация, железные руки и генная инженерия — как человек пытается сделать себя лучше
Читать
Сейчас об успешности эксперимента Сергея судить сложно — для результата придётся ждать почти век. Но Фаге говорит, что доволен результатами и замечает лишь позитивные изменения. Теперь он качественнее работает, питается и спит. В его планах дожить до 120 лет и остаться бодрым. Это не предел амбиций: некоторые исследователи периодически подогревают интерес к теме, заявляя, что можно жить даже дольше. Сотрудники Университета Копенгагена сообщают об отсутствии предельного возраста и рассчитывают, что продолжительность жизни может достигать нескольких сотен лет. Английский геронтолог Обри Ди Грей убеждён, что человек способен прожить тысячу лет и предлагает инновационную программу омоложения SENS, включающую нанопроцедуры и введение стволовых клеток.
Ещё один биохакер, автор пяти книг о правильном образе жизни и специалист по интеллектуальному развитию Дэйв Эспри намерен прожить до 180 лет. Он называет биохакинг «искусством и наукой того, как стать суперчеловеком». Эспри основал компанию по производству пищевых добавок, продукты называются «Глутатионовая сила», «Нейромастер», «Умный режим», «Незаслуженное преимущество». А ещё он создал рецепт кофейного напитка биохакеров Bulletproof, который тоже продаёт в интернете и в сети кофеен. Рецепт довольно прост: кофе, кокосовое и сливочное масло (а также среднецепочечные триглицериды — особые жиры, которые используются в спортивном питании для ускорения жиросжигания). По словам Эспри, благодаря такому кофе вы забудете о еде на 4–6 часов. На свои исследования биохакинга Дейв потратил 300 тысяч долларов. Он непрерывно экспериментирует, иногда не совсем удачно. Однажды он направил на свою голову инфракрасный луч, уверенный, что это сделает его умнее. Но нет: Эспри несколько часов не мог прийти в себя. Как и Фаге, Дэйв рекомендует чаще заниматься сексом и носить жёлтые очки. А ещё он вводит себе собственные стволовые клетки — недавно вколол их в каждый сустав.
Бессмертие киборгов
Данила Медведев, футуролог и член координационного совета Российского трансгуманистического движения, утверждает, что у человечества нет другого пути, кроме как стать киборгами. Как и Сергей Фаге, Медведев развивает интеллект и принимает стимуляторы мозговой активности, антидепрессанты, геропротекторы (препараты, замедляющие старение), витамины и многое другое. В основанной им криофирме находится несколько десятков тел, но Медведев надеется на пополнение и приглашает всех желающих в свою криолабораторию. Также он заморозил мозг своей бабушки. Религиозная убеждённость в истинности пути, намеченного идеологами трансгуманизма, у Медведева обретает особый пафос, когда речь заходит о будущем. «Обычные люди не врубаются во всё, что сейчас с человечеством происходит. Они даже не щепки, а молекулы соли, растворенные в океане. Понимают это единицы». Футуролог убеждён, что на основе трансгуманизма могут появиться целые религии, но сама философия «гораздо шире».
Медведев считает, что искусственный интеллект может заменить человеку бога: «Надеюсь, к этому времени мы сами станем богами». Веру Медведева разделяет Пётр Левич, основатель просветительского проекта Future Foundation. Он полагает, что в случае обретения бессмертия после киборгизации человек станет богоподобен и займёт высшую ступень на эволюционной лестнице.
Тридцатичетырёхлетний британский художник, композитор и визионер Нил Харбиссон с раннего детства страдает от ахроматопсии — редкого расстройства восприятия, из-за которого весь мир видится серым. Чтобы вернуть в свою жизнь краски, он согласился на эксперимент по вживлению в свой мозг импланта. Так Харбиссон научился различать звуковые частоты цветов и буквально слышать цвет. Художник пошёл дальше и вживил в череп антенну с четырьмя микрочипами, что позволило ему воспринимать ультрафиолетовый и инфракрасный спектры и получать цветовые сообщения от пяти разных людей.
Мы разыгрываем футболки самиздата «Батенька, да вы трансформер». Найдите в тексте по ссылке ответы на вопрос: «Как жить вечно?», отправьте их на почту [email protected] и получите возможность выиграть одну из трёх футболок с Теодором Глаголевым.
Идеального пути к бессмертию вы не найдете, потому что его нет. Поэтому ждем ваши ответы, вдохновленные нашим материалом, до 15 июля.
Как считает Нил, оцифровка сознания и киборгизация повлечёт за собой пересмотр человеком своих потребностей и сделает его разумнее. Например, он сможет экономить на ночном освещении, если после модификации приобретёт функцию ночного видения. Или контролировать температуру тела, чтобы минимизировать затраты на обогрев и охлаждение помещений.
Периодически Харбиссон читает лекции, на которых рассказывает о том, как круто быть киборгом. Он признаётся, что опасается хакеров, которые могут взломать его голову, но уверен ― проблему можно решить на правительственном уровне. Тот же страх испытывает Пётр Левич, ему даже снилось, как он стал обладателем роборуки, которую кто-то взломал, и она его задушила.
Трансгуманизм вместо христианства
Джулиан Хаксли назвал трансгуманизм религией без откровения. Между ней и христианством действительно много общего. Центральные понятия в системе верующего человека ― божья благодать и любовь бога к людям, которую иногда именуют античным понятием «агапе». Для адепта трансгуманизма благодать агапе несёт в себе слово «прогресс», означающее естественное благо, которое существует само по себе и которому по умолчанию всегда придаётся позитивный смысл. Как и пути божия, пути прогресса могут быть неисповедимы и непредсказуемы, но даже если они приводят к негативным последствиям, то устраняются самим прогрессом.
Основной мотив христианина ― избавление от своей греховной природы, которой он наделён со времён первородного греха, так как без этого закрыт путь в рай. Аналогично трансгуманизм рассматривает человеческую психику как первоисточник негатива и энтропии. Как и верующие, апологеты трансгуманизма видят решение проблемы в контроле. Это может быть программа, гаджет или микрочип, которые автоматически создадут оптимальное настроение и заблокируют негатив. В отличие от классического христианства, аналогично использовавшего идею внутреннего контроля в институтах монашества или внешнего — в инквизиции, трансгуманизм стремится решить проблему автоматически, без индивидуального участия.
Трансгуманист хочет стать «постчеловеком» с божественными способностями. В конце концов восхождение по пути прогресса должно окончиться обретением бессмертия и избавлением от земных страданий. Тех, кто противится киборгизации человечества, трансгуманисты называют ретроградами, чей скепсис объясняется страхом перемен.
Среди религиозных людей встречаются те, кто молятся каждый день, и «чуть-чуть» верующие, которые иногда выполняют ритуалы и посещают церковь по праздникам. Среди трансгуманистов есть те, кто решительно настроен оцифровать сознание, как только это будет возможно. Есть и другие, кто не готов рискнуть прежней жизнью ради обретения иного бытия, но при этом верящие во всесилие науки.
Участник сообщества «Трансгуманизм» Денис Иванов осторожен в суждениях о возможности вечной жизни «в цифре» и утверждает, что «жизнь в токе невозможна». А вот член Российского трансгуманистического движения Вячеслав Образцов говорит, что если иных путей к бессмертию, кроме создания своей цифровой копии, нет, то готов хотя бы на это. Популяризаторы философии сходятся в одном: если киборги и цифровые копии будут среди нас, то придётся опять пересмотреть вопрос о том, что такое сознание. Как полагает куратор Вячеслава Образцова Данила Медведев, ничего загадочного в сознании нет, ведь нейронаука «считает его небольшой подпрограммой». Потому вопрос «Кого считать живым?» утратил свою актуальность — адепты трансгуманизма спрашивают иначе: «Кого считать мёртвым?».
Пишем письма читателям
Хотите пообщаться с редакцией? Подпишитесь на наши рассылки: в них редакторы самиздата делятся наблюдениями о жизни, раскрывают секреты рабочей кухни и приглашают читателей стать соавторами
Почему антибиотики вас больше не спасут
Артём Шур, Олег Буевский
От чего нам придётся отказаться в будущем, что безвозвратно потерялось и почему мы уже живём в реальности «Футурамы», но не успели это заметить
Текст
Никита Никовин
Киев
Иллюстрации
Наталья Ямщикова
Санкт-Петербург
Добавьте комментарий
comments powered by HyperComments
{{{description}}}
{{/each}}
{{#if this. split }}
{{/if}}
{{/each}}
Нашли ошибку?
Комментарий
Что такое трансгуманизм? | Брют.
Жить вечно, изменить свой генетический код, стать единым целым с машинами — эти концепции не просто научная фантастика. С трансгуманизмом это может стать возможным раньше, чем вы думаете. 🤖
Сотрудничество человека и машины
Киборги, вечная жизнь и сверхспособности — это не просто футуристические концепты или научная фантастика. С развитием трансгуманизма все это стало возможным при нашей жизни. Трансгуманизм — это движение, выступающее за улучшение условий жизни человека с помощью новых технологий, улучшающих разум и тело. Современные технологии, полученные в результате исследований для практического применения в медицине и бизнесе, ведут к трансгуманизму. Теперь такие технологии, как самодельные роботизированные имплантаты для редактирования генов, взаимодействующие с мозгом и компьютером, стали доступнее, чем когда-либо.
Британский биолог-эволюционист Джулиан Хаксли считается основателем трансгуманизма. Он ввел этот термин в 1957 году для описания резкого изменения качества человеческой жизни, согласно журналу Hplus. Мыслители-трансгуманисты изучают потенциальные преимущества и опасности новых технологий, которые могут преодолеть фундаментальные человеческие ограничения, а также этические ограничения использования таких технологий. Наиболее распространенный трансгуманистический тезис заключается в том, что люди могут в конечном итоге быть в состоянии трансформироваться в других существ со способностями, настолько расширенными по сравнению с нынешним состоянием, что они заслуживают ярлыка постчеловеческих существ.
Вопрос о том, является ли трансгуманизм ответвлением постгуманизма и как следует концептуализировать это философское движение в отношении трансгуманизма, является предметом споров. Последний часто называют вариантом или активной формой постгуманизма его консервативными, христианскими и прогрессивными критиками. В отличие от многих философов, социальных критиков и активистов, придающих моральное значение сохранению природных систем, трансгуманисты считают само понятие специфически естественного в лучшем случае проблематично туманным, а в худшем — препятствием для прогресса. С появлением ИИ трансгуманизм начал включать сотрудничество человека и машины в свою цель преодоления человеческой смертности. Существуют этические проблемы улучшения только разума и тела людей, которые могут себе это позволить. Но сторонники трансгуманизма говорят, что это единственный способ оставаться актуальным, поскольку ИИ продолжает развиваться.
Брют.
- Доля на
Брут.
Сотрудничество человека и машины
Киборги, вечная жизнь и сверхспособности — это не просто футуристические концепты или научная фантастика. С развитием трансгуманизма все это стало возможным при нашей жизни. Трансгуманизм — это движение, выступающее за улучшение условий жизни человека с помощью новых технологий, улучшающих разум и тело. Современные технологии, полученные в результате исследований для практического применения в медицине и бизнесе, ведут к трансгуманизму. Теперь такие технологии, как самодельные роботизированные имплантаты для редактирования генов, взаимодействующие с мозгом и компьютером, стали доступнее, чем когда-либо.
Британский биолог-эволюционист Джулиан Хаксли считается основателем трансгуманизма. Он ввел этот термин в 1957 году для описания резкого изменения качества человеческой жизни, согласно журналу Hplus. Мыслители-трансгуманисты изучают потенциальные преимущества и опасности новых технологий, которые могут преодолеть фундаментальные человеческие ограничения, а также этические ограничения использования таких технологий. Наиболее распространенный трансгуманистический тезис заключается в том, что люди могут в конечном итоге быть в состоянии трансформироваться в других существ со способностями, настолько расширенными по сравнению с нынешним состоянием, что они заслуживают ярлыка постчеловеческих существ.
Вопрос о том, является ли трансгуманизм ответвлением постгуманизма и как следует концептуализировать это философское движение в отношении трансгуманизма, является предметом споров. Последний часто называют вариантом или активной формой постгуманизма его консервативными, христианскими и прогрессивными критиками. В отличие от многих философов, социальных критиков и активистов, придающих моральное значение сохранению природных систем, трансгуманисты считают само понятие специфически естественного в лучшем случае проблематично туманным, а в худшем — препятствием для прогресса. С появлением ИИ трансгуманизм начал включать сотрудничество человека и машины в свою цель преодоления человеческой смертности. Существуют этические проблемы улучшения только разума и тела людей, которые могут себе это позволить. Но сторонники трансгуманизма говорят, что это единственный способ оставаться актуальным, поскольку ИИ продолжает развиваться.
Брют.
Вам также понравится
Она оживляет мертвых животных – с помощью таксидермии
8 простых вопросов об астрологии
Духи Илона Маска
История о том, что первая кошка полетела в космос, 90 Fétlicette 90
Илон Маск заключает сделку с Twitter0038
Будущее по словам Билла Гейтса
Чему Венера может научить нас о глобальном потеплении
Новые изображения Neptune
9003
Астронавты Объясняют «Эффект обзора»
9003
Что такое трансгуманизм или что значит быть человеком?
- Себастьян Энтони, 1 апреля 2013 г. , 13:25
Этот сайт может получать партнерские комиссионные от ссылок на этой странице. Условия эксплуатации.
Что значит быть человеком? У биологии есть простой ответ: если ваша ДНК соответствует ДНК Homo sapiens, вы человек, но все мы знаем, что человечество гораздо сложнее и многограннее. Другие школы науки могут классифицировать людей по их социологическому или психологическому поведению, но опять же мы знаем, что на самом деле быть человеком — это больше, чем просто сумма наших мыслей и действий. Вы также можете смотреть на человека как на скользящую шкалу. Если бы вы построили человека с нуля, снизу вверх, в какой-то момент вы перешагнули порог человечества — если вы верите в эволюцию, в какой-то момент мы перестали быть человекообразными обезьянами и стали людьми. Точно так же, если вы медленно удаляете части человека, вы переходите порог бесчеловечности. Однако мы снова сталкиваемся с той же проблемой: как кодифицировать, классифицировать и ратифицировать то, что на самом деле делает нас людьми?
Делает ли нас добавление эмпатии людьми? Делает ли нас отказ от желания размножаться бесчеловечными? Если я физически изменяю свой мозг, чтобы вести себя по-другому, нестандартно, остаюсь ли я человеком? Если мне оторвут все конечности и прикрепят голову к роботу, я все еще человек? (См. : Обновите свои уши: Избирательные слуховые имплантаты дают вам слух киборга.) На первый взгляд эти вопросы могут показаться подстрекательскими и преувеличенными или, возможно, сюрреалистичными и научно-фантастическими, но не дайте себя обмануть: в следующем десятилетии, учитывая продолжающееся ускорение компьютерных технологий и биомедицины, мы будем вынуждены столкнуться с этими вопросами и попытаться найти некоторые ответы.
Трансгуманизм — это культурное и интеллектуальное движение, которое считает, что мы можем и должны улучшать условия жизни человека с помощью передовых технологий. Одной из основных концепций трансгуманистического мышления является продление жизни: благодаря генной инженерии, нанотехнологиям, клонированию и другим новым технологиям вскоре может стать возможной вечная жизнь. Точно так же трансгуманисты заинтересованы в постоянно растущем числе технологий, которые могут повысить наши физические, интеллектуальные и психологические способности сверх того, на что люди способны естественным образом (отсюда термин 9). 0095 транс человек). Например, транскраниальная стимуляция постоянным током (tDCS), которая ускоряет время реакции и скорость обучения за счет пропускания очень слабого электрического тока через ваш мозг, уже использовалась военными США для обучения снайперов. С другой стороны, трансгуманизм имеет дело с концепциями загрузки разума (в компьютер) и тем, что происходит, когда мы, наконец, создаем компьютер с интеллектом выше человеческого (технологическая сингулярность). (См.: Как создать разум или умереть, пытаясь.)
Помимо очевидных преимуществ вечной жизни или сверхчеловеческой силы, трансгуманизм также исследует потенциальные опасности и этические ловушки улучшения человека. В случае продления жизни, если каждый человек на Земле внезапно перестанет умирать, перенаселение вызовет очень быструю и очень серьезную социально-экономическую катастрофу. Если, конечно, мы не перестанем рожать младенцев, но это лишь вскроет еще одну банку с червями: без рождения и смерти продолжало бы общество и человечество расти и развиваться, или же оно застопорилось бы, задыхаясь от накопленного эго интеллектуалов и демагогов. кто только не умрет ? Точно так же, если бы только богатые имели доступ к препаратам и технологиям, повышающим интеллект и силу, что случилось бы с обществом? Должен ли каждый иметь право повышать свой интеллект? Будет ли общество по-прежнему работать гладко, если у каждого будет IQ 300 и пять докторских степеней?
Как видите, при обсуждении трансгуманистических идей все очень быстро усложняется — а продление жизни, увеличение интеллекта и силы — это лишь верхушка айсберга! Эта философская и этическая сложность проистекает из того факта, что трансгуманизм — это слияние людей с технологиями, а технологии развиваются, совершенствуются и открывают новые горизонты очень и очень быстро. Люди, конечно, всегда использовали технологии — наша способность использовать инструменты и понимать такие понятия, как наука и физика, отличает нас от других животных — но никогда общество не было так тесно связано и подкреплено ими. Как мы видели всего за последние несколько лет, с появлением смартфонов и вездесущих высокоскоростных мобильных сетей, всего несколько новых технологий теперь способны полностью изменить то, как мы взаимодействуем с миром и людьми вокруг нас.
С другой стороны, люди и цивилизации, которые они строят, передвигаются относительно медленно. Нам потребовались миллионы лет, чтобы открыть язык, и еще тысячи, чтобы открыть медицину и научный метод. За несколько тысяч лет с тех пор, вплоть до прошлого века или около того, мы удвоили продолжительность жизни человека, но неврология и физиология были непроницаемыми черными ящиками. Всего за последние 100 лет мы снова удвоили продолжительность жизни, создали бионические глаза и экзоскелеты с электроприводом, начали понимать, как на самом деле работает человеческий мозг, и начали добиваться серьезных успехов, повышая интеллектуальные и физические способности. Мы уже упоминали, как tDCS используется для увеличения объема черепа, и, как мы видели в последние годы, спортсмены определенно продемонстрировали эффективность физического допинга.
Именно из-за этого резкого сопоставления — исторической медлительности человеческой и общественной эволюции и головокружительного темпа современной технологии — многие считают трансгуманизм неприятным. В конце концов, как я уже описал, трансгуманизм — это почти само определение неестественного . Вы имеете полное право находить трансгуманизм немного странным. И это странно, не поймите меня неправильно, но таковы и большинство новых технологий. Как вы думаете, ваши прадедушки и прадедушки не были потрясены первыми телевизорами? Прежде чем он получил название «телевидение», один из его изобретателей дал ему довольно жуткое название «дальнее электрическое зрение». Представляете, с какой настороженностью подходили пассажиры к первым паровозам? Огромные механические звери, которые могли тянуть сотни тонн и двигаться намного быстрее, чем скромные, но современные лошади и повозки.
Беспокойство, окружающее новые технологии, меняющие парадигму, не ново, и оно только усугубляется экспоненциальным ускорением развития технологий, произошедшим в течение нашей жизни. Если бы вы родились 500 лет назад, то, скорее всего, за всю свою жизнь вы не испытали бы ни одной технологии, меняющей общество — сегодня 40-летний человек пережил бы создание ПК, Интернета, смартфона и мозга. имплантаты, и это лишь некоторые из технологий, меняющих жизнь. Мягко говоря, неприятно, когда из-под тебя постоянно вырывают ковер, особенно когда на карту поставлены твои средства к существованию. Просто подумайте о том, сколько отраслей и рабочих мест было уничтожено или поглощено появлением цифрового компьютера, и легко понять, почему мы настороженно относимся к трансгуманистическим технологиям, которые изменят саму ткань человеческой цивилизации.
Хорошая новость заключается в том, что люди почти бесконечно адаптируются. В то время как вы или я могли бы отказаться от идеи интерфейса мозг-компьютер, который позволяет нам загружать наши воспоминания на ПК и, возможно, загружать новые воспоминания а-ля Матрица , наши дети — которые могут пользоваться смартфонами в возрасте 24 лет месяцы и общаются в основном с помощью цифровых средств — вероятно, не будут думать об этом. Для детей завтрашнего дня нормой станет череда прорывных технологий, которые полностью изменят их жизнь. Возможно, какое-то сопротивление все же возникнет, когда я решу присоединить свою голову к роботизированному экзоскелету, но через поколение дети привыкнут видеть, как Железный Себ спасает людей от автомобильных аварий и летает рядом с самолетами.
Дело в том, что трансгуманизм — это всего лишь современный термин для векового явления. С доисторических времен мы дополняем нашу человечность — нашу силу, нашу мудрость, наше сочувствие — инструментами. Нас всегда пугали технологии, которые кажутся неестественными или заставляют нас действовать нечеловеческим образом — это просто человеческая природа. Однако все меняется с появлением современных детей. Для них все, что не является компьютеризированным, цифровым и сенсорным, кажется неестественным. Для них смартфон уже является продолжением мозга; для них загрузка разума, бионические имплантаты и аугментации, а также экзоскелеты с электроприводом будут в порядке вещей. Для них трансгуманизм будет казаться естественной эволюцией, а любой, кто не последует этому примеру, как и те придурки, у которых до сих пор нет смартфона, будут казаться абсолютно бесчеловечными.
Теперь прочитайте: Компьютерщик унаследует Землю
[Изображение предоставлено Darkart.cz]
Отмечен в
Этот сайт может получать партнерские комиссионные от ссылок на этой странице. Условия эксплуатации.
Информационный бюллетень ExtremeTech
Подпишитесь сегодня, чтобы получать последние новости ExtremeTech прямо на ваш почтовый ящик.
Этот информационный бюллетень может содержать рекламу, предложения или партнерские ссылки. Подписка на рассылку означает ваше согласие с нашими
Условия использования и
Политика конфиденциальности. Вы можете отказаться от подписки на информационный бюллетень в любое время.
Еще статьи
Что такое трансгуманизм? — Кукуруза
Трансгуманизм основан на вере в то, что человеческий род может развиваться за пределами своих нынешних физических и умственных ограничений, особенно с помощью науки и технологий.
Хотя трансгуманизм может показаться очевидным философским продуктом эпохи, характеризующейся беспрецедентным технологическим ускорением, он имеет глубокие корни, которые можно обнаружить, перемещаясь назад во времени. Насколько, это спорный вопрос. Шведский философ Ник Бостром восходит к 1700 г. до н.э., ко времени шумерского «Эпос о Гильгамеше» , а за несколько десятилетий до этого — Роберт Эттингер (подробнее о нем позже).
Другими авторами, часто упоминаемыми в качестве примеров прото-трансгуманистов, являются Джованни Пико делла Мирандола ( «Речь о достоинстве человека», , 1486), Фрэнсис Бэкон ( Novum Organum, , 1620) и, прежде всего, Фридрих Ницше, который в Так говорил Заратустра (1883), ввел понятие сверхчеловека: «Человек должен быть побежден… Человек есть веревка, привязанная между зверем и сверхчеловеком, — веревка над бездной… великое в человеке то, что он есть мост и не конец».
При изучении прошлого трансгуманизма можно упомянуть библиотеки, достойные авторов. Жажда бессмертия, в конце концов, стара, как человечество, и веками частично утолялась религией, литературными произведениями и философскими абстракциями. Однако в двадцатом веке все изменилось. Развитие современного индустриального общества означало, что для исследований стало доступно много ресурсов. Наука сделала огромный скачок вперед, и теперь ученые могли обоснованно предположить, что они смогут «активно вмешиваться в создание» людей, создавать новое человечество и поднимать его в другое измерение. Им не нужно фантазировать: у них были инструменты, которые они собирались использовать.
Появление богоподобного человека, наделенного силой технологий, ставит бесконечные этические, юридические и моральные вопросы. Это стало ясно с тех пор, как самый первый зародыш трансгуманистической мысли был выражен в 1924 году британским биологом Джоном Бердоном Сандерсоном Холдейном (1892-1964) в Дедале; или Наука и будущее . Здесь он изображает будущее, в котором ученые с помощью евгеники и эктогенеза (вынашивания плода в искусственных матках) смогут модифицировать и улучшить генетику, чтобы контролировать эволюцию человека. Холдейн считал, что биологи окажутся на переднем крае этой новой границы, даже если их одинокая миссия покажется большинству кощунственной. Однако это была цена, которую пришлось заплатить за путь к лучшему будущему.
Научный работник будущего будет все больше и больше напоминать одинокую фигуру Дедала, по мере того как он будет осознавать свою ужасную миссию и гордиться ею… Химический или физический изобретатель всегда Прометей. Нет великого изобретения, от огня до полета, которое не было бы воспринято как оскорбление какого-нибудь бога. Но если всякое физическое и химическое изобретение — богохульство, то всякое биологическое изобретение — извращение. Вряд ли найдется такое, которое, будучи впервые доведено до сведения наблюдателя из какой-либо нации, ранее не знавшей об их существовании, не показалось бы ему неприличным и противоестественным.
Но Холдейн знал, что человечеству необходимо этическое возрождение, чтобы должным образом овладеть даром, который оно собиралось получить.
Можно возразить, что они годятся только для того, чтобы быть отданными в руки тому, кто научился владеть собой, и что человек, вооруженный наукой, подобен младенцу, вооруженному коробком спичек.
Эссе имело успех и вызвало богатые научные и философские дебаты, обогащенные книгой, написанной Джоном Десмондом Берналом (1901-1970), друг Холдейна, молекулярный биолог и кристаллограф. В книге «Мир, плоть и дьявол » (1929) он предвидел будущее, в котором человеческий мозг и когнитивные способности были улучшены с помощью бионических имплантатов и умственных улучшений, полученных благодаря достижениям в области психологии. В этом мире науке удалось сформировать не только новое общество, но и совершенно новый вид.
Мы еще робко держимся за будущее, но впервые воспринимаем его как функцию наших собственных действий… Но процессы естественной эволюции настолько медленнее, чем развитие контроля человека над окружающей средой, что мы могли бы при таком развивающихся странах до сих пор считают тело человека постоянным и неизменным. Если это не так, то сам человек должен активно вмешиваться в свое собственное творение и вмешиваться в высшей степени неестественным образом. Евгеники и апостолы здоровой жизни могут через весьма значительное время реализовать все возможности вида: мы можем рассчитывать на красивых, здоровых и долгоживущих мужчин и женщин, но они не касаются изменения разновидность. Для этого мы должны изменить либо зародышевую плазму, либо живую структуру тела, либо то и другое вместе.
Никто не может сказать, какая судьба уготована человечеству, и Бернал не рискнет предположить, какой будет исход.
Наконец, само сознание может закончиться или исчезнуть в человечестве, которое стало полностью эфирным, потеряло сплоченный организм, стало массой атомов в пространстве, сообщающихся излучением, и в конечном итоге, возможно, полностью растворилось в свете. Это может быть конец или начало, но отсюда оно вне поля зрения.
Это чередование надежды на светлое будущее и квазиапокалиптических видений не должно нас сильно удивлять. Эти ученые и философы были сынами своего времени. Подъем тоталитарных режимов как в Германии, так и в Советском Союзе, евгенические эксперименты, недавние воспоминания о Первой мировой войне и надвигающийся страх перед новой способствовали распространению идеи о том, что наука может поработить человечество так же, как и освободить его.
Фактически, такие фильмы, как « Метрополис » Фрица Ланга (1927) и книги, такие как «, дивный новый мир», «» Олдоса Хаксли (1932) и « 1984 » Джорджа Оруэлла (1949) с их антиутопическим видением, были основными источниками влияния. для будущего трансгуманистического движения, настоящим основателем которого был брат Олдоса.
Джулиан Хаксли считается отцом трансгуманизма, поскольку этот известный биолог первым придумал слово «трансгуманизм»: он сделал это в 1957, в своей книге «Новые бутылки для нового вина », в которой он выступал за появление Общества реализации, полностью приверженного полному развитию человеческого потенциала.
Начнем с нового помещения. До сих пор человеческая жизнь обычно была, по выражению Гоббса, «отвратительной, жестокой и короткой»; подавляющее большинство людей (если они еще не умерли молодыми) страдают от страданий… мы можем с полным основанием верить, что эти страны возможностей существуют и что нынешние ограничения и жалкие разочарования нашего существования могут быть в значительной степени преодолевается… Человеческий род может, если пожелает, превзойти самого себя — не просто спорадически, индивидуум здесь одним способом, индивидуум там другим образом, но целиком, как человечество. Нам нужно название для этого нового убеждения. Возможно, послужит трансгуманизм: человек останется человеком, но выйдет за пределы самого себя, реализуя новые возможности своей человеческой природы и для нее.
Такую философию лучше всего было бы назвать трансгуманизмом. Он основан на идее человечества, пытающегося преодолеть свои ограничения и достичь более полных результатов; это осознание того, что как индивидуальное, так и общественное развитие являются процессами самопреобразования…
Я верю в трансгуманизм: как только появится достаточное количество людей, которые действительно могут это сказать, человечество окажется на пороге нового вида существования, столь же отличного от нашего, как наше от пекинского человека. Наконец-то оно будет сознательно исполнять свое истинное предназначение
Хаксли ожидал, что эта философия станет поворотным моментом, поскольку она затмит любую другую теорию или убеждение.
Истина трансгуманистического подхода и его центральной концепции шире и универсальнее, чем любая предыдущая истина, и в конечном счете она должна вытеснить меньшие, более частичные и более искаженные истины, такие как марксизм, христианское богословие или либеральное индивидуализм или, во всяком случае, ассимилировать те из их элементов, которые относятся к ней самой.
Если Хаксли ввел понятие трансгуманизма, другой ученый помог прояснить, что такое трансгуманизм. Роберт Эттингер, отец крионического движения, сделал это в своей книге 1970 года «Человек в Супермена ».
..Сейчас мы стоим на пороге эры can-do, когда леопард сможет менять свои пятна. Сверхчеловеческое состояние — это состояние неограниченной жизни — без признанных границ во времени, пространстве или качестве… Происходит разрыв в истории, со смертностью и человечеством на одной стороне — бессмертием и сверхчеловечеством — на другой. Если немного поощрить, многие из нас смогут совершить переход: именно об этом эта книга.
Эттингер помог прояснить, что трансгуманистическое движение было не просто клубом мыслителей, а группой людей, преданных своему делу и готовых вложить важные ресурсы в проект.
«Трагедия» медленного роста иммортализма касается главным образом их, и, возможно, вас — не столько меня или нас, убежденных имморталистов. Мы уже договорились о криостазе после клинической смерти – подписали договоры с действующими организациями и выделили деньги. У нас будет шанс, и, если повезет, мы «попробуем вино нерожденных веков»
В середине шестидесятых родилась менее оптимистичная теория, предвещающая риски, связанные с созданием искусственного интеллекта, который разовьет способность развиваться без какого-либо участия человека, тем самым подвергая опасности де-факто ныне ненужное человечество. Первым, кто написал о таком сценарии, был Ирвинг Джон Гуд, математик и криптолог, который также был консультантом Стэнли Кубрика при написании « 2001: Космическая одиссея ». Гуд предупредил об опасности «интеллектуального взрыва».
Пусть сверхразумная машина будет определена как машина, которая может намного превзойти все интеллектуальные действия любого человека, каким бы умным он ни был. Поскольку проектирование машин является одним из таких видов интеллектуальной деятельности, сверхразумная машина могла бы создавать еще более совершенные машины; тогда, несомненно, произойдет «взрыв интеллекта», и интеллект человека останется далеко позади. Таким образом, первая сверхразумная машина — это последнее изобретение, которое когда-либо понадобится человеку, при условии, что машина достаточно послушна, чтобы подсказать нам, как держать ее под контролем.
Выдающиеся личности внесли свой вклад в развитие теории сингулярности, как известно, ученые, такие как специалист по информатике Марвин Мински, физик-теоретик и космолог Стивен Хокинг и футурист Рэймонд Курцвейл. В 2006 году он опубликовал бестселлер «Сингулярность близка к ».