Три космонавта погибшие при посадке: Улететь и не вернуться: как 50 лет назад погиб экипаж «Союза-11»

«Мы увидели Землю!» Рассекречены переговоры погибшего экипажа Союза-11 | История | Общество

​30 июня 1971 года — скорбная дата в истории космонавтики. В этот день при возвращении с орбиты погиб экипаж космического корабля «Союз-11» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева.

Проблемный полет

Это был первый случай гибели целого экипажа непосредственно во время космического полета, самая большая на тот момент катастрофа в истории мировой пилотируемой космонавтики.

К полувековой годовщине трагедии «Роскосмос» опубликовал материалы, посвященные полету, в том числе рассекреченные переговоры экипажа с измерительным пунктом.

Полет «Союза-11» планировался как вторая экспедиция на борт первой в мире орбитальной станции «Салют-1». Однако в апреле 1971-го экипаж «Союза-10» в составе Владимира Шаталова, Алексея Елисеева и Николая Рукавишникова из-за неполадок в стыковочном узле не смог попасть на борт «Салюта».

Новую попытку в июне должен был совершить экипаж в составе Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Космонавты прибыли на Байконур, но всего за три дня до старта врачи обнаружили у Кубасова затемнение в легких. Как позже выяснится, речь шла о легкой аллергии, но медики заподозрили тяжелый недуг, отстранив его от полета.

Космический корабль «Союз-11» на стартовой площадке за час до запуска. Фото: РИА Новости/ Александр Моклецов

По установленным правилам, если кто-то из основного экипажа выбывает непосредственно перед стартом, производится замена всего экипажа. Однако Алексей Леонов с этим был категорически несогласен, добиваясь замены Кубасова на Владислава Волкова, входившего в дублирующий экипаж.

Знаменитый инженер-конструктор Борис Черток вспоминал слова главного конструктора Василия Мишина: «Ох, какой же тяжёлый был у меня разговор с Леоновым и Колодиным. Леонов обвинил меня в том, что я якобы сознательно не пожелал заменить Кубасова Волковым. Колодин сказал, что он так и чувствовал до последнего дня, что его в космос не пустят под любым предлогом. Колодин говорит: „Я у них — белая ворона. Они все лётчики, а я ракетчик“».

«Поняли, пошла родимая!»

Никогда еще перед стартом обстановка не была столь скандальной и напряженной. Но Государственная комиссия приняла окончательное решение: в космос отправится дублирующий экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаев.

Волков имел за плечами полет на «Союзе-7», а Добровольский и Пацаев были новичками в космосе.

Космодром Байконур. Экипаж космического корабля «Союз-11» в последние минуты перед входом в кабину корабля. Фото: РИА Новости/ Александр Моклецов

После предстартовой чехарды с заменой экипажа сам запуск 6 июня 1971 года прошел на удивление гладко, о чем, в частности, свидетельствуют переговоры экипажа с измерительным центром:

«Заря (позывной измерительного центра — прим. АиФ.ru): Янтарь (позывной членов экипажа — прим. АиФ.ru). У нас есть ваши данные на 6 ч.15 мин. У Вас параметры отличные. И частота дыхания отличная. Пульс не превышает 76 у всех. Имейте ввиду это. Все это очень хорошо.
Янтарь. Поняли вас. Поскорей бы…
Заря. Все идет по программе. Ход пуска буду транслировать.
Янтарь. Вас поняли. Вот сейчас мы слышали какой-то щелчок. Наверное, потянули за веревки там…
Заря. Есть зажигание.
Янтарь. Есть зажигание.
Заря. Предварительная.
Янтарь. Предварительная… Подрагивание. Движение пошло ракеты.
Заря. Промежуточная.
Янтарь. Поехали.
Заря. Подъем!
Янтарь. Поняли, пошла родимая!
Заря. Счастливого пути!
Янтарь. Поняли. Спасибо!»

Командир экипажа Добровольский записал в своем дневнике: «6 июня 1971 г. 8 ч 24 мин 57 с. Участок выведения прошли нормально. Движение устойчивое. Отлично ощущаются все колебания и вибрации. Колебания небольшие. Перед отделением последней ступени нарастают перегрузки. Затем — хлопок и сразу — тишина, светло в кабине. Часы и „Глобус“ начинают идти не сразу — спустя несколько секунд.

Сразу после отделения — много пыли. Собирать ее лучше при работающем вентиляторе влажной салфеткой. Сетка вентилятора временами прогибается внутрь, и крыльчатка задевает за сетку. Выключали вентилятор и нажатием пальцев отгибали сетку. Слышны щелчки коммутатора оперативной телеметрии…»

Пожар и другие неприятности

«Союз-11» благополучно состыковался со станцией, начав работу на борту «Салюта». Хотя экспедиция проходила отнюдь не гладко.

Уже после посадки, при изучении рабочих дневников экипажа нашли запись Добровольского: «Если это совместимость, то тоже что же такое несовместимость?»

Бортинженер Волков, имевший за плечами опыт космического полета, часто пытался брать инициативу на себя, что не слишком нравилось специалистам на Земле, да и коллегам по экипажу.

На 11-й день работы экспедиции на борту возник пожар, и стоял вопрос об экстренном покидании станции, но экипажу все-таки удалось справиться с ситуацией.

Генерал Каманин записал в своем дневнике: «В восемь утра Добровольский и Пацаев еще спали, на связь вышел Волков, который вчера, по докладу Быковского, нервничал больше всех и слишком много «якал» ( «Я решил…», «Я сделал…» и тому подобное). От имени Мишина ему было передано указание: «Все решает командир экипажа, выполняйте его распоряжения», на что Волков ответил: «Мы все решаем экипажем. Мы сами разберемся, как нам быть».

«Завтра встретимся, готовьте коньяк»

Несмотря на большое напряжение, нештатные ситуации, явную физическую и эмоциональную усталость космонавтов, программа полета была выполнена полностью. 29 июня пришло время расстыковки со станцией и спуска на Землю.

Из стенограммы переговоров с экипажем:

«3аря: Дать команду на закрытие переходного люка.
Янтарь-2 (Волков): Даю команду.
3аря: По закрытии переходного люка открыть люк спускаемого аппарата, проверить его еще раз и потом проконтролировать закрытие его.
Янтарь-3 (Пацаев): Транспарант „люк-лаз открыт“ погас.
3аря: Все понятно. Расстыковку разрешаю.
Янтарь-3: Команда „Расстыковка“ подана в 21:25:15.
Янтарь-2: Прошло разделение, прошло разделение… Визуально наблюдаем расхождение. Станция пошла слева от нас, с разворотом.
3аря: Посадка будет происходить за 10 мин до восхода Солнца».

После четырех часов автономного полета в 1:10 мск 30 июня 1971 года была включена система ориентации для направления корабля к Земле. В это время состоялся последний сеанс связи с экипажем «Союза-11»:

«Заря: Как идет ориентация?
Янтарь-2: Мы увидели Землю, увидели!
Заря: Хорошо, не торопись.
Янтарь-2: Начали ориентацию. Справа висит дождь.
Янтарь-2: Здорово летит, красиво!
Янтарь-3: „Заря“, я — третий. У меня виден горизонт по нижнему срезу иллюминатора.
Заря: „Янтарь“, еще раз напоминаю ориентацию — ноль-сто восемьдесят градусов.
Янтарь-2: Ноль-сто восемьдесят градусов.
Заря: Правильно поняли.
Янтарь-2: Горит транспарант „Спуск“.
Заря: Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается. Счастливо!»

Шутник и балагур Волков сказал напоследок: «Завтра встретимся, готовьте коньяк».

«Постучали по стенке — никто не откликнулся»

Во время прохождения плотных слоев атмосферы связи с экипажем нет, она должна была появиться вновь после раскрытия парашюта спускаемого аппарата за счет антенны на стропе парашюта.

В 2:05 с командного пункта ВВС поступил доклад: «Экипажи самолета Ил-14 и вертолета Ми-8 видят корабль „Союз-11“, спускающийся на парашюте». В 2:17 спускаемый аппарат приземлился. Практически одновременно с ним сели четыре вертолета группы поиска.

Все обратили внимание на то, что космонавты не вышли на связь. Теоретически это могло быть вызвано проблемами с оборудованием, однако ни у одного экипажа ранее сложностей со связью на этом этапе полета не возникало.

Врач Анатолий Лебедев, входивший в поисковую группу, вспоминал: «Мы сели вслед за кораблем, метрах в пятидесяти-ста. Как бывает в таких случаях? Открываешь люк спускаемого аппарата, оттуда — голоса экипажа. А тут — хруст окалины, стук металла, стрекот вертолетов и… тишина из корабля».

Из воспоминаний Чертока: «Спускаемый аппарат лежал на боку. Внешне не было никаких повреждений. Постучали по стенке — никто не откликнулся. Быстро открыли люк. Все трое сидят в креслах в спокойных позах. На лицах синие пятна. Потёки крови из носа и ушей. Вытащили их из спускаемого аппарата. Добровольский был ещё тёплым. Врачи продолжают искусственное дыхание».

Врачи продолжали реанимационные мероприятия до появления абсолютных признаков смерти. Наконец, доктор Лебедев сказал: «Передайте, что экипаж приземлился без признаков жизни».

Еще там, на месте посадки, и инженеры, и медики выдвинули главную версию катастрофы: разгерметизация.

«На 110-й секунде после разделения у всех троих не фиксируется ни пульс, ни дыхание»

Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир», своеобразного «черного ящика» космического аппарата показал: с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате стало резко снижаться и в течение 115 секунд упало до 50 миллиметров ртутного столба.

Эти показатели указывали на разрушение одного из вентиляционных клапанов, который предусмотрен на тот случай, если корабль совершит посадку на воду или приземлится люком вниз. Запас ресурсов системы жизнеобеспечения ограничен, и, чтобы космонавты не испытывали нехватки кислорода, клапан «соединял» корабль с атмосферой. Он должен был сработать при посадке в штатном режиме только на высоте 4 км, но это произошло на высоте 150 км, в вакууме.

Судебно-медицинская экспертиза показала у членов экипажа следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждения барабанных перепонок и выделение азота из крови.

Из доклада медицинской службы: «Через 50 секунд после разделения у Пацаева частота дыхания 42 в минуту, что характерно для острого кислородного голодания. У Добровольского пульс быстро падает, дыхание к этому времени прекращается. Это начальный период смерти. На 110-й секунде после разделения у всех троих не фиксируется ни пульс, ни дыхание. Считаем, что смерть наступила через 120 секунд после разделения».

Советские космонавты (справа) стоят в почётном карауле во время прощания с погибшими членами экипажа «Союз-11» Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым. Фото: РИА Новости

Дыра в клапане, через которую выходил воздух, была не более 20 мм, но этого хватило, чтобы погибли космонавты. Сразу после разгерметизации в кабине образовался туман, звучал страшный свист выходящего воздуха. Всего через несколько секунд у космонавтов из-за острой декомпрессионной болезни начались страшные боли по всему телу, а затем они оказались в полной тишине из-за лопнувших барабанных перепонок.

Они боролись до конца

При этом было доказано, что экипаж «Союза-11» боролся до конца. В кабине «Союза-11» были выключены все передатчики и приемники — Пацаев и Волков отключили аппаратуру, чтобы определить место, где нарушена герметичность. Несмотря на то, что времени почти не было, они успели определить, что поврежден вентиляционный клапан. Перекрыть его можно было при помощи вентиля, и Пацаев начал его закручивать.

На Земле Леонов и Рукавишников участвовали в эксперименте, пытаясь установить, сколько времени требуется на то, чтобы закрыть спасительный вентиль на шесть полных оборотов. Стало ясно, что у Пацаева физически не было на это возможности — по словам медиков, члены экипажа начали терять сознание примерно через 20 секунд. В ходе наземного эксперимента выяснилось, что даже в спокойных условиях времени на выполнение этой операции требуется в три раза больше.

Главной загадкой осталась причина, по которой произошло нештатное открытие клапана. Основной версией считалась ударная волна при срабатывании пиропатронов, предназначенных для отделения бытового отсека от спускаемого аппарата. Однако проведенные эксперименты показали, что разрушение клапана в предлагаемых условиях не происходит.

Проверяли разные причины, включая диверсию, но так и не смогли достоверно определить причину разрушения клапана.

Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева похоронили в некрополе Кремлевской стены. Советская пилотируемая программа была приостановлена на 27 месяцев. За это время изменили конструкцию клапанов, укрепив их и упростив систему блокирования в аварийных ситуациях.

Но главное, было введено жесткое правило — взлет, посадка, стыковка и расстыковка проводятся космонавтами только в скафандрах, оборудованных системой жизнеобеспечения. Скафандры были у космонавтов, летавших на «Востоках», но, начиная с «Восхода-1», их отменили, посчитав, что их отсутствие не создает серьезного риска для экипажей. Катастрофа «Союза-11» убедила в обратном.

С 30 июня 1971 года в отечественной пилотируемой космонавтике аварий с гибелью членов экипажей не было.

Опубликованы последние переговоры экипажа «Союза-11» перед гибелью

Наука

close

100%

Роскосмос опубликовал рассекреченные переговоры экипажа космического корабля «Союз-11», трагически погибшего при спуске с орбиты 50 лет назад. «Газета.Ru» ознакомилась с ранее не публиковавшимися документами о самой тяжелой катастрофе в советской космонавтике.

30 июня 1971 года экипаж корабля «Союз-11» погиб при возвращении с орбитальной станции «Салют». В годовщину трагедии были опубликованы последние переговоры космонавтов с Землей.

Запуск первой в истории орбитальной станции «Салют-1» был произведен двумя месяцами ранее — 19 апреля 1971 года.

Станция состояла из трех отсеков – агрегатного, рабочего и переходного, к которому пристыковывался корабль «Союз». На первом этапе полет осуществлялся в автоматическом режиме.

Первая экспедиция на станцию в составе космонавтов Владимира Шаталова, Алексея Елисеева и Николая Рукавишникова на транспортном пилотируемом корабле «Союз-10» стартовала 23 апреля 1971 года. Полностью состыковаться с «Салютом» не удалось — не произошла «стяжка» корабля и станции для образования внутреннего герметичного перехода из-за поломки стыковочного агрегата.

Второй экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева, стартовавший 6 июня 1971 года на транспортном пилотируемом корабле «Союз-11», 7 июня успешно состыковался. На околоземной орбите начала работать первая в мире пилотируемая орбитальная станция с первым экипажем на борту.

Этот полет открыл новую страницу в истории пилотируемой космонавтики.

Космонавты проработали на станции более 22 суток и поставили рекорд продолжительности космического полета человека. Экипаж выполнил большой объем научно-технических, медико-биологических, физических, астрофизических и других исследований. Кроме того, Добровольскому и Пацаеву пришлось ликвидировать первый в истории ОС пожар, вспыхнувший в обитаемом гермоотсеке.

Но успешно начавшаяся экспедиция окончилась трагедией. 29 июня 1971-го была произведена расстыковка, и после выдачи тормозного импульса «Союз-11» начал спуск с орбиты. Однако после разделения отсеков произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Добровольский, Волков и Пацаев погибли при спуске корабля.

В рассекреченных материалах можно прочитать, как шла подготовка к пуску «Янтаря» (позывной экипажа) и переговоры экипажа с «Зарей» (измерительный пункт) во время старта.

close

100%

В них, к примеру, отмечен доклад экипажа о необычной раскачке корабля в тангажной плоскости на четвертой минуте после старта, после отделения головного обтекателя.

—«Здорово раскачивает. Здорово качает», — доложил «Янтарь-2».
— «Поняли. Здорово качает. Ракета идет нормально», — ответила «Заря».

Отстыковка корабля «Союз-11» от станции «Салют» прошла штатно 29 июня в 21:28 по московскому времени. Примерно 4 часа продолжался полет «Союза-11» в автономном режиме до включения автоматической системы ориентации. 30 июня в 01:10 мск была включена система ориентации для направления к Земле, двигательная установка отработала положенное время. Все это время экипаж докладывал в Центр управления полетами о всех своих действиях.

Опубликована и стенограмма последних переговоров экипажа с Землей перед спуском.

—Заря: «Янтарь», еще раз напоминаю ориентацию — ноль-сто восемьдесят градусов.
— Янтарь-2: Ноль-сто восемьдесят градусов.
— Заря: Правильно поняли.
— Янтарь-2: Горит транспарант «Спуск».
— Заря: Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается. Счастливо!

Последнее, что услышали от космонавтов с Земли, было шутливое пожелание Владислава Волкова: «Завтра встретимся, готовьте коньяк».

«Подлинность записи переговоров подтверждаю», подписался на документе 27 декабря 1971 года командир войсковой части 26266 (будущий Российский государственный научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина) инженер-полковник Гуляев.
Судя по имеющимся на первой странице расшифровки отметкам, запись была рассекречена 10 апреля 2013 года.

В момент отделения спускаемого аппарата от приборного и орбитального отсеков на высоте около 150 км радиосвязь с космонавтами прервалась. В те времена спускаемый аппарат не имел телеметрической системы, и на Земле никто не знал, что в данный момент происходит с экипажем.

Прибывшая к месту посадки поисковая группа после вскрытия спускаемого аппарата обнаружила лежащих в креслах космонавтов без признаков жизни. Врачи сразу же приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца, но повреждения тканей из-за декомпрессионной болезни были критическими.

Смертельный клапан

Позднее правительственная комиссия подтвердила, что космонавты погибли из-за разгерметизации спускаемого аппарата в результате преждевременного открытия одного из вентиляционных клапанов. Причиной их смерти стала взрывная декомпрессия. С момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате стало очень быстро снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Темп снижения давления соответствовал открытому вентиляционному клапану.

Как вспоминал ученый-конструктор Борис Черток в своей книге «Ракеты и люди», после катастрофы инженеры провели эксперимент, чтобы смоделировать поведение злополучного клапана. «Пироболты подрывались одновременно по схеме, которая использовалась в полете. Эксперимент проводили дважды. Клапаны не открывались. Истинная причина открытия дыхательного клапана при разделении СА и БО «Союза-11» так и осталась тайной», — писал Черток.

Погибшие космонавты были похоронены в Кремлевской стене. На тот момент это была самая крупная катастрофа в космосе по числу жертв. Трагедия «Союза-11» вынудила отложить на 27 месяцев запуски пилотируемых «Союзов» и внести в корабли дополнительные доработки.

Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Новости

Дзен

Telegram

Картина дня

Военная операция РФ на Украине. День 309-й

Онлайн-трансляция специальной военной операции на Украине — 309-й день

Анастасия Миронова

Семейный выходной в магазине

О том, почему пропал смысл посещать гипермаркеты

Три идеальных подарка для любого владельца iPhone

Какие аксессуары подойдут в подарок почти всем владельцам iPhone

Украинские СМИ сообщают о взрывах в Киеве и в области

СК проводит обыски у бывших мундепов Москвы и доцента МГУ Лобанова

В Киеве и Одесской области наблюдаются экстренные отключения света

Лавров: Россия не будет ни с кем разговаривать на основе «формулы мира» Зеленского

Новости и материалы

Минобороны Турции: Анкара не имеет других целей в Сирии, кроме борьбы с терроризмом

Газинский рассказал о сверхмотивации после подарков Галицкого в «Краснодаре»

В Петербурге сотрудники детского сада забыли ребенка на улице

Шойгу назвал «очень важной» работу парламентской координационной группы по вопросам СВО

В Мариинском театре состоится премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта»

«КамАЗ» возобновляет производство грузовиков нового модельного ряда

В Казахстане подросток спас кота от стаи бродячих собак

Кучеров поднялся на 1-е место в списке лучших ассистенов сезона в НХЛ

Никас Сафронов признался, что не намерен жениться на возлюбленной

Воздушная тревога объявлена по всей территории Украины

Владелец Tesla установил на машину бензиновый генератор

В Ростове отец, швырнувший младенца в бетонную стену, получил девять лет колонии

Провал iPhone 14 Plus заставил Apple задуматься о судьбе iPhone 15

Гарик Сукачев рассказал о победах Ефремова в тюрьме

Расследовавший штурм Капитолия комитет конгресса США официально отозвал повестку Трампу

Хвича попал в топ-10 самых подорожавших игроков в Европе

Беллу Торн чуть не уволили из Disney из-за бикини на пляже

В Карелии пьяный мужчина избил двух мальчиков в заброшенном здании

Все новости

Автомобили по ОСАГО начнут чинить б/у деталями

РСА предложил компенсировать возмещение по ОСАГО б/у деталями

Тест: знаете ли вы, чем опасна новогодняя елка?

Какие опасности таит новогодняя елка

Тест: зачем пионеры поймали Деда Мороза и откуда у него мешок с оружием?

Все ли вы знаете про Деда Мороза и Снегурочку?

9 добрых новогодних фильмов для семейного просмотра

Фильмы, которые можно посмотреть на Новый год всей семьей

Лавров: США по оставшимся дипканалам передали России, что не хотят воевать

Лавров заявил, что США не отправят специалистов по ЗРК Patriot на Украину

2023 год будет решающим: Зеленский назвал военные цели Украины

Зеленский назвал восстановление территориальной целостности Украины целью в конфликте с РФ

Как Москву украсили к новому 2023 году

«Наказывать и сдерживать». В США проанализировали возможный удар по России

RAND: США могут нанести удар в случае агрессии России против одной из стран НАТО

Один из самых богатых украинцев Жеваго задержан во Франции. Его разыскивали 4 года

Украинского миллиардера Жеваго задержали во французском Куршевеле

«Все везде и сразу», «Банши Инишерина», «Бэтмен» и еще 27 лучших фильмов 2022 года

30 лучших фильмов 2022 года

Бекмансурову дали пожизненное. Суд в Перми завершил рассмотрение дела массового убийцы

Суд приговорил к пожизненному заключению стрелявшего в вузе Перми Тимура Бекмансурова

«Золотая эпоха санкций может скоро закончиться». Как Россия и Китай обходят ограничения США

Foreign Affairs: Россия и КНР победили в борьбе с экономическими санкциями США

«Эта война была нам объявлена достаточно давно». Лавров назвал цели спецоперации

Лавров заявил, что Россия будет добиваться выполнения целей спецоперации на Украине

27 января 1967 г.: 3 астронавта погибли в результате пожара капсулы . Это первые американские астронавты, погибшие при исполнении служебных обязанностей.

Командный модуль, построенный компанией North American Aviation, был прототипом тех, которые в конечном итоге будут сопровождать лунные посадочные модули на Луну. Обозначенный НАСА CM-012, модуль был намного больше, чем те, которые летали во время программ «Меркурий» и «Джемини», и был первым, разработанным для ракеты-носителя «Сатурн 1B».

Еще до того, как случилась трагедия, командный модуль подвергся критике за ряд потенциально опасных конструктивных недостатков, включая использование в кабине более горючей, 100-процентной кислородной атмосферы, аварийный люк, открывающийся внутрь, а не наружу, неисправную проводку и сантехника и наличие легковоспламеняющихся материалов.

Что касается атмосферы в кабине и конфигурации люка, это был случай, когда НАСА отвергло рекомендации североамериканских дизайнеров. Компания North American предложила использовать смесь кислорода и азота 60-40, но из-за опасений по поводу декомпрессионной болезни и из-за того, что чистый кислород успешно использовался в более ранних космических программах, НАСА настояло на его повторном использовании. НАСА также отвергло предложение о том, чтобы люк открывался наружу и нес взрывные болты в случае чрезвычайной ситуации, главным образом из-за отказа люка в программе «Меркурий».Капсула 0011 Friendship 7 едва не убила Гаса Гриссома в 1961 году.

Итак, CM-012 был завершен в соответствии с заказом и доставлен на мыс Канаверал.

Трое астронавтов знали, что перед ними потенциальная смертельная ловушка. Незадолго до своей смерти Гриссом сорвал лимон с дерева у себя дома и сказал жене: «Я повешу его на этот космический корабль».

Испытание, проведенное 27 января, представляло собой симуляцию запуска «вне сети», предназначенную для проверки того, может ли космический корабль «Аполлон» работать только от внутреннего источника питания. Это считалось неопасным испытанием. Несколько проблем задержали начало испытания до вечера. Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи были пристегнуты ремнями к своим креслам, когда произошло колебание напряжения. Было слышно, как Гриссом кричал: «Огонь!» и Уайт немедленно последовал за ним: «У нас пожар в кабине».

Все закончилось за 30 секунд, возможно, это были самые длинные полминуты в истории НАСА. Столпотворение вспыхнуло, когда капсула наполнилась пламенем и ядовитым дымом, и можно было услышать крик Чаффи: «Давайте выбираться! У нас сильный пожар! Мы горим!» Крик был слышен до того, как связь прервалась. Командный модуль разорвался.

Из-за пламени и ядовитых паров — их противогазы были неисправны — спасатели не могли открыть люк целых пять минут, и в любом случае идея спасения была тщетной. Трое астронавтов сгорели заживо. На вывоз тел ушло семь часов. У каждого были серьезные ожоги третьей степени, а пламя было настолько сильным, что скафандры Гриссома и Уайта слились воедино.

Следователи установили, что давление в кабине во время пожара не позволило бы открыть люк, даже если бы Уайт, астронавт, которому было поручено управлять люком в чрезвычайной ситуации, смог бы добраться до него. Хотя точная причина пожара так и не была установлена, комиссия по анализу пришла к выводу, что горючий материал внутри модуля почти наверняка способствовал его серьезности.

В результате трагедии командный модуль «Аполлон» подвергся основательной переработке.

Гриссом и Чаффи похоронены на Арлингтонском национальном кладбище. Уайт похоронен в Военной академии США в Вест-Пойнте.

Источник: НАСА, Википедия

Спустя 55 лет после пожара Аполлона-1 уроки НАСА продолжают жить, пока Орион стремится к Луне

27 января 1967 года астронавты НАСА Гас Гриссон, Эд Уайт и Роджер Чаффи погибли во время пожара во время подготовки к Аполлону-1. Уроки трагедии НАСА продолжают жить, поскольку оно стремится вернуться на Луну.
(Изображение предоставлено НАСА)

900:02 Последняя лунная программа НАСА для астронавтов стартовала под сенью фатального инцидента на космическом корабле Аполлон-1, 55 лет назад сегодня (27 января).

Ожидалось, что Аполлон-1 выйдет на околоземную орбиту в конце 1967 года с астронавтами Гасом Гриссомом, Роджером Чаффи и Эдом Уайтом на борту. Однако во время испытаний на стартовой площадке вспыхнул пожар, в результате которого все трое астронавтов быстро задохнулись.

Некоторые из факторов, способствовавших их смерти, включали чистую кислородную атмосферу, которая ускорила пожар, и люк, который астронавты не смогли быстро открыть, хотя причины были сложными.

Причина пожара так и не была полностью установлена, хотя НАСА и его подрядчики приняли многочисленные меры для устранения технических и культурных проблем, связанных с инцидентом. Их усилия позволили Аполлону отправить астронавтов в космос 18 месяцев спустя и добиться успеха в большинстве миссий программы. (Исключением был почти смертельный «Аполлон-13» в 1970 году.)

Поскольку НАСА готовится снова отправить людей на Луну в рамках программы «Артемида», агентству необходимо будет учитывать уроки прошлых космических инцидентов, особенно тех, которые привели к гибели людей. .

Связанный: Фотографии пожара Аполлона-1: первая катастрофа НАСА
Подробнее: Павшие герои космических полетов человека

«Я не могу точно сказать, как мы сравниваем с Аполлоном, но можно с уверенностью сказать, что у них были довольно строгие процессы», — сказал Чак Дингелл, главный инженер космического корабля «Орион» в НАСА. «Но каждый раз, когда случается авария, мы всегда оттачиваем эти [процессы]».

Наследие «Ориона» также во многом связано с распадом «Колумбии» в 2003 году во время входа в атмосферу, в результате которого погибли семь астронавтов незадолго до того, как в 2004 году началось серьезное планирование «Ориона». «Дингелл сказал о тех первых днях.

На самом деле, изначально программа была сосредоточена на аварийных системах и системах прерывания, отметил он. В качестве главного символа этого: первое крупное летное испытание программы, названное Pad Abort 1, запускало систему аварийного сброса экипажа в течение 135 секунд с ракетного полигона Уайт-Сэндс армии США недалеко от Лас-Крусес, штат Нью-Мексико (второе испытание системы аварийного сброса произошло в 2019 году. )

Художественный концепт Artemis 1 с космическим кораблем Orion наверху (под системой прерывания). (Изображение предоставлено Маккензи Кроуфорд для NASASpaceflight)

И НАСА, и Локхид Мартин заявили Space.com, что безопасность остается на первом месте, поскольку они строят космический корабль Орион и другие системы, предназначенные для доставки астронавтов в космос в 2023 году. Аполлон-1, по их словам, является частью сети «извлеченных уроков». » из прошлых миссий, направленных на обеспечение большей безопасности сегодняшних астронавтов во время их миссий.

В Lockheed был нанят менеджер программы Orion Майкл Хоуз после 33 лет работы в НАСА, в том числе работы над программой «возвращения в полет» после фатального инцидента с Колумбией. Он кратко изложил четыре меры безопасности, заложенные в конструкцию Ориона , сосредоточив внимание на ключевых аспектах Artemis, связанных с безопасностью астронавтов.

Люк: Космонавты могут открыть изнутри люк с рычажным приводом. он открывается наружу космического корабля, в отличие от люка Аполлона-1, который открывался изнутри. Ориону требовался люк немного большего размера по сравнению с космическим кораблем Аполлон, который «механически сложнее, чтобы получить правильную уплотняющую поверхность и противовесы», сказал Хоуз. Инженеры Lockheed Martin внимательно изучили более поздний люк программы Apollo, чтобы использовать конструктивные особенности, направленные на быстрое открытие, особенно в непредвиденных случаях.

Атмосфера: НАСА не разрешает использование чисто кислородной среды в космических кораблях на площадке со времен Аполлона-1, вместо этого требуется смесь кислорода и азота, близкая к той, что встречается на уровне моря. «На самом деле у нас также есть требование, чтобы система работала почти в вакууме в случае утечки», — добавил Хоуз, который они тестировали пару лет назад.

Система прерывания запуска «Орион» НАСА запустила свой первый испытательный полет «Падение 1» 6 мая 2010 года на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико. Здесь система эвакуации (слева) переориентировала макет капсулы «Орион» и готова выпустить его после успешного прерывания запуска. (Изображение предоставлено: collectSPACE.com/NASA TV)

Теплозащитный экран: Сломанные плитки теплозащитного экрана были одной из многих причин, приведших к гибели Колумбии. Орион имеет специальный абляционный теплозащитный экран, предназначенный для более высоких скоростей возвращения с Луны. Инженеры смогли протестировать теплозащитный экран в космосе на 80 процентах скорости входа в атмосферу Луны во время полета на околоземную орбиту в 2014 году под названием Exploration Flight Test-1 (EFT-1). Проще говоря, теплозащитный экран Orion представляет собой переформулированную конструкцию, основанную на том, что использовалось в Аполлоне, но без канцерогенных материалов, поскольку наше понимание материалов изменилось с 19-го века.60-х, сказал Хоуз.

Бортовые компьютеры: Бортовая авионика на Орионе имеет гораздо более мощное программное обеспечение по сравнению с тем, что было доступно астронавтам в программе «Аполлон» или даже в программе «Шаттл», в которой сначала использовались компьютеры, разработанные в 1970-х годах. «У них больше программного обеспечения, и они могут реально реагировать на проблему, повторно синхронизировать себя и продолжать полет. Это еще одна большая модификация безопасности, которой не было бы у команды «Аполлон», — сказал Хоуз.

Как и у любого авиакосмического инцидента, у Аполлона-1 были сложные причины. Инцидент породил 256-страничный отчет НАСА и продолжительное расследование Конгресса , включая публичные слушания, среди многих других результатов.

Основные причины изложены на этой сводной странице (открывается в новой вкладке) выводов и рекомендаций из отчета НАСА об Аполлоне-1. Анализ руководства НАСА (открывается в новой вкладке) подрядчика North American Aviation (сегодня часть Boeing) охватывает некоторые культурные аспекты того, что вызвало Аполлон-1.

Для будущих миссий были внесены изменения для решения технических проблем, которые усугубляли проблемы Аполлона-1, такие как удаление горючих материалов из космического корабля, изменение конструкции люка для обеспечения быстрого выходы и устранение ошибок в обучении, конструкции космического корабля (включая проводку), процедурах пожаротушения и контроле качества. Кроме того, НАСА и его подрядчики пересмотрели методы обеспечения безопасности, сосредоточив внимание на инклюзивности и контроле качества.

НАСА было вынуждено дважды пересмотреть свои методы безопасности и стандарты космических кораблей во время программы космических челноков после фатальных инцидентов: взрыв Челленджера в 1986 году и разрушение Колумбии во время входа в атмосферу в 2003 году. космический полет закончился трагедией 28 января 1986 года через 73 секунды после старта. (Изображение предоставлено НАСА.)

В общем, обсуждение этих катастроф космических челноков (которые опять же были очень сложными) говорят о том, что помимо технических проблем, которые приводили к каждой аварии, был набор культуры и практики безопасности, которые были неадекватны. разобраться со сложными космическими аппаратами.

Известно, например, что некоторые несогласные инженеры-подрядчики жаловались, что они не участвовали в принятии решения о запуске «Челленджера», что впоследствии заставило НАСА внедрить надежный процесс принятия решений, чтобы дать подрядчикам и сотрудникам возможность голосовой и основанной на фактах оценки возможных рисков. Этот процесс позволяет проводить проверки на разных уровнях агентства, вплоть до офиса администратора.

Вызов, естественно, продолжает сохранять бдительность. Но Дингелл из НАСА сказал, что агентство улучшило свои организационные процессы до чего-то более сильного, чем даже 10 лет назад, не говоря уже о 55.

Первый космический корабль НАСА «Орион» спускается с парашютом к плавному приводнению в Тихом океане. На этом неподвижном изображении видео, записанное с корабля-спасателя ВМС США «Анкоридж», который извлек капсулу после успешного испытательного полета 5 декабря 2014 г. (Изображение предоставлено NASA/KSC)

Сегодняшняя структура отчетности по вопросам безопасности в НАСА, по словам Дингелла, включает в себя независимые организации с параллельными путями отчетности, ориентированными, среди прочего, на обеспечение выполнения миссии, проектирование, безопасность и медицинские аспекты.

Организации финансируются независимо друг от друга, «поэтому конфликта интересов нет», — сказал Дингелл, и стандарты безопасности, к которым призывают эти организации, «не могут быть отменены независимо».

В конструкцию космического корабля «Орион» также встроена избыточность, сказал он. «Для отказоустойчивости космический корабль … [должен] быть в состоянии выдержать хотя бы один отказ и не быть катастрофическим для миссии или экипажа. У нас есть требования к надежности, которые должны быть подтверждены очень подробными вероятностными оценками риска. »

Кроме того, у всех подрядчиков на Орионе есть подробные требования, касающиеся безопасности, которые им необходимо подготовить для тщательной проверки безопасности НАСА и инженерной группы.

НАСА просматривает отчеты об опасностях, чтобы оценить, что может пойти не так в системе, какие возможные причины могут вызвать эту проблему, и какие средства контроля могут быть реализованы для предотвращения возникновения причин. Агентство также проверяет каждый компонент космического корабля и оценивает влияние отказа этих компонентов либо независимо, либо в сочетании с другими компонентами, чтобы при необходимости внести коррективы.

Художественное представление космического корабля НАСА «Орион» на орбите вокруг Луны. (Изображение предоставлено НАСА)

В целом, по словам Дингелла из НАСА, за десятилетия работы над Орионом в конструкцию космического корабля было внесено не менее 12 крупных изменений. Что касается подрядчика, Lockheed Martin работает над дизайном Orion с 2005 года, поскольку космический корабль трансформировался в рамках нескольких программ НАСА для дальнего космоса (включая, какое-то время, желание повернуться к миссии на астероид).

Хоуз из Lockheed сказал, что с самого начала его компания стремилась информировать о требованиях к системе со всеми достижениями в области инженерии за всю историю НАСА от Меркурия до Международной космической станции.

«Со стороны НАСА они уточнили, что следующая человеческая система должна быть в 10 раз безопаснее или на порядок безопаснее, чем шаттл», — сказал Хоуз, указывая на парашюты «Ориона» и систему прерывания запуска как на некоторые из вещи, которые обязательно требовали наибольшего внимания к безопасности из-за того, что они были критически важными.

Другим инструментом, который использовала компания Lockheed, была вероятностная оценка риска для ранжирования основных рисков программы с использованием статистических инструментов, просто недоступных инженерам Apollo из-за нехватки вычислительной мощности.

Во время EFT-1, добавил он, они нацелились на тестирование 17 из 34 основных рисков программы Orion, чтобы уменьшить количество проблем. Также было проведено много-много лет испытаний отдельных систем и испытаний интегрированных систем на местах, которые легли в основу конструкции Artemis 1.

К могилам астронавтов Вирджила Гаса Гриссома и Роджера Чаффи на Арлингтонском национальном кладбище, сделанным в январе 2017 года, вскоре присоединится мемориал экипажу Аполлона-1. (Изображение предоставлено Джоэлом Ковски/НАСА)

Хоуз хранит миниатюру мемориала Челленджеру с Арлингтонского национального кладбища в своем офисе, чтобы напомнить ему о важности безопасности, отметил он и сказал, что Lockheed Martin использует свой собственный параллельный процесс безопасности даже до пересечения с требуемыми НАСА проверками готовности к полету. В Lockheed, как и в НАСА, также есть независимый наблюдательный совет, занимающийся вопросами безопасности.

«У нас есть очень подробные процессы для отслеживания проблем и несоответствий, когда мы строим космический корабль, которые восходят к конструкции космического корабля. Мы завершаем обзор полета с главой космической компании Lockheed Martin; это называется обзор успеха президентской миссии», — сказал он.

Астронавты участвуют на каждом этапе пути. Хоуз поговорил с Space.com во вторник (26 января) во время деловой поездки в Хьюстон, всего через несколько часов после того, как Orion прошел проверку готовности перед полетом для Artemis 1 с группой людей, включая астронавта НАСА Рэнди Бресника. Хоуз назвал присутствие астронавта «критическим» на всех этапах, которые Lockheed выполняет на Орионе, чтобы убедиться, что «мы делаем то, что обеспечит их безопасность и вернет их домой, к их семьям».

Он добавил, что очень рад приветствовать экипаж Артемиды-2, когда НАСА сделает объявление, которое, как ему сказали, будет через несколько месяцев. «Это люди, которые собираются летать [на Орионе], поэтому я с нетерпением жду этого», — сказал он. Эта миссия должна совершить полет вокруг Луны в 2024 году.

Инженеры устанавливают систему прерывания запуска на космической капсуле Orion, которая в этом году отправится на Луну в беспилотном режиме. (Изображение предоставлено НАСА)

Безусловно, инциденты со смертельным исходом происходят не только в НАСА; Смерти или инциденты с космонавтами произошли и в других странах. Достаточно недавним примером, когда все закончилось хорошо, был американский и российский экипаж, который в 2018 году прервал полет на борту российского космического корабля «Союз». Россия в сотрудничестве с НАСА устранила основную причину в течение нескольких недель, что позволило возобновить запуски.

Методы безопасности НАСА также распространяются на программу коммерческого экипажа агентства, которая доставляет космонавтов на Международную космическую станцию ​​на борту частных такси SpaceX и (в конечном итоге) Boeing. Например, в 2021 году высокопоставленный чиновник НАСА указал на «Челленджер» как на один из ярких примеров момента обучения безопасности, который все еще принимается близко к сердцу инженерами спустя поколение после того, как шаттл развалился.

«У всех организаций есть культура, и это почти как ДНК, связанная с организацией. У него [Челленджера] есть история и память. Даже если люди приходят и уходят, эта ДНК всегда присутствует», — Фил Макалистер, директор НАСА. развития коммерческих космических полетов, рассказал Space.com в 2021 году.0005

НАСА чествует всех погибших космонавтов во время ежегодного дня памяти, который в этом году совпадает с годовщиной Аполлона-1 в четверг.

Подпишитесь на Элизабет Хауэлл в Твиттере  @howellspace . Следите за нами в Твиттере @Spacedotcom или в Facebook .

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: community@space. com.

Элизабет Хауэлл, доктор философии, является штатным корреспондентом на канале космических полетов с 2022 года. Она была автором статей для Space.com (открывается в новой вкладке) в течение 10 лет до этого, с 2012 года. Репортажи Элизабет включают эксклюзив для Office вице-президента Соединенных Штатов, несколько раз выступая с Международной космической станцией, наблюдая за пятью запусками человека в космос на двух континентах, работая в скафандре и участвуя в имитации полета на Марс. Ее последняя книга «Почему я выше?» написана в соавторстве с астронавтом Дэйвом Уильямсом. Элизабет имеет докторскую степень. и магистр наук. получил степень бакалавра космических исследований в Университете Северной Дакоты, степень бакалавра журналистики в Карлтонском университете в Канаде и (скоро) степень бакалавра истории в Университете Атабаски. Элизабет также является инструктором по коммуникациям и естественным наукам с 2015 года. Элизабет впервые заинтересовалась космосом после просмотра фильма «Аполлон-13» в 19 лет.