Интуризм. Вай фай в самолете есть
Связь с землей: Интернет в самолете
Wi-Fi в самолете. Фото: multisanti / flickr.com
Раньше самолеты были убежищем. В небе никто не достает звонками с работы, рядом никто часами не разговаривает со своим пупсиком — тишина да и только. Но эра свободы в полете заканчивается: сейчас на бортах самолетов все чаще появляется Wi-Fi и возможность совершать звонки.
В 2008 году Emirates стали первыми, кто разрешил звонить во время полета. Virgin Atlantic в мае этого года тоже ввели услугу звонков на борту. Через три года мобильный не придется выключать на рейсах Lufthansa, Etihad, Turkish Airlines, Cathay Pacific, SAS и Gulf Air. По данным компании Gogo, которая оборудует самолеты техникой для связи, в 2011 году было 15,6 млн соединений с Интернетом в самолете, а в 2015 году эта цифра вырастет до 96,9 млн.
Как насчет российских и украинских авиалиний? «Трансаэро» в этом году собирается оборудовать 35 своих самолетов Wi-Fi-передатчиками. Бесплатно сходить в Интернет на борту можно будет с любого устройства уже в следующем году. «Аэрофлот» разрешает отправлять и получать SMS во время полета (кроме периода взлета и посадки) и в скором времени обещает Wi-Fi. В Украине вай-фаем в самолетах пока не пахнет.
Половина авиапарка Norwegian, которая объявила о выходе на украинский рынок и уже летает из Осло в Санкт-Петербург, оснащена доступом к Wi-Fi. Они стали первыми в Европе, у кого появился беспроводной Интернет на борту. Причем бесплатный.
Не только авиакомпании России задумались над внедрением беспроводной связи на борту. Air France и KLM в феврале 2013 года предоставят возможность зайти в Интернет и отправить сообщение с мобильного. О звонках ничего не говорится. На нескольких самолетах тестируют Wi-Fi Turkish Airlines, Air China, Singapore Airlines, австралийские Quantas и Virgin Australia и даже южноафриканский лоукост Mango.
Пока некоторые только тестируют и планируют, авиалинии США уже предлагают абонементы на пользование Wi-Fi. У Delta в месяц это стоит 35 долларов, в сутки – 12. Если полет длится до 90 минут, доступ к Интернету обойдется в 5 долларов, и 10 долларов за полет до 3-х часов. Можно прикупить годовой абонемент за 400 долларов. Lufthansa берет 11 евро за час и 20 за 24 часа. У Delta есть и бесплатные Интернет-услуги: шоппинг на Amazon и собственный портал, где можно посмотреть информацию о полете и приблизительное время прибытия. Кстати, предоставление Интернета в небе влетает авиакомпаниям в копеечку: чтобы экипировать один самолет беспроводной связью, нужно больше 100 000 долларов.
Пока Wi-Fi пользуется только 8% населения США, по данным исследовательской компании In-Stat. Джек Голд, аналитик J. Gold Associates называет несколько причин такой низкой популярности связи. Прежде всего это дороговизна и ненадежность. Стоит подключиться большому количеству людей — и скорость падает. Также беспроводное соединение садит аккумуляторы, а индивидуальные розетки в самолетах отсутствуют.
Хотя пользуется пока мало людей, уже появились проблемы из-за все большего доступа к Всемирной паутине в самолетах. Участились случаи, когда обиженные пассажиры выплескивали свое недовольство в Twitter или Facebook, не удосужившись сообщить о проблеме стюардессе. Больше всего такого рода проблем возникает у чемпиона по внедрению Wi-Fi — компании Virgin America, у которой 100% флота имеет доступ к Интернету. В исключительных случаях приходилось даже передавать жалобы пассажиров бортпроводникам через пилотов.
inturism.com
СКОЛЬКО СТОИТ И КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАВИЛЬНО * Govza
WI-FI В САМОЛЕТЕ: СКОЛЬКО СТОИТ И КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАВИЛЬНО
Мобильный интернет в воздухе — это не прихоть, а насущная необходимость для большинства авиапутешественников сейчас. Но одно неосторожное подключение может с легкостью опустошить ваш кошелек на 20-30$, вы же, при этом, даже ни куда не успеете зайти. А, оказывается, вы просто не умеете контролировать свой интернет трафик. WiFi на борту — это дорого и медленно, этот стереотип также широко распространен.
В последние пару лет ситуация на рынке беспроводного доступа к сети интернет на борту самолета значительно улучшилась, все больше авиакомпаний предлагают доступ к интернету по вполне доступной тарифной сетке, опции динамично меняются и становятся более гибкими, а некоторые авиакомпании и вовсе предлагают мобильный беспроводной интернет на борту бесплатно и для всех!
Сегодня поговорим о WiFi на борту самолета, ценах и, главное — правилах использования и разумном потреблении трафика!
КАК РАБОТАЕТ WIFI НА БОРТУ
Air-to-Ground
Нельзя просто так взять и установить Wi-Fi, это сложно и дорого. Первый способ организации магистрального канала называется Air-to-Ground, то есть, «с воздуха на землю». На земле установлены базовые станции, направленные вверх — причем можно использовать уже существующие вышки сотовых операторов. На самолете снизу располагается антенна, внутри — модем, и все. Крупнейшая в мире сеть Air-to-Ground работает в Северной Америке, называется она GoGo (она же AirCell). Всего 200 с небольшим базовых станций достаточно для покрытия всей территории США и Канады, ведь распространению сигнала в воздухе практически ничего не мешает. Поскольку базовые станции расположены на расстоянии 10-12 км, то скорость летящего самолета относительно базовой станции невелика, а эффективная зона охвата одной соты составляет несколько тысяч квадратных километров.
Минус у технологии ровно один: она работает только при полетах над сушей, в то время как на долгих трансконтинентальных маршрутах значительная часть пути пролегает над океаном, где базовые станции поставить нельзя. Вот именно поэтому наибольшее распространения технология получила в США.
Спутниковый интернет
Второй способ — это спутниковый интернет. Существует несколько различных спутниковых провайдеров, предоставляющих доступ в интернет для пассажиров воздушных судов, технология у всех в целом одинаковая, отличаются только используемые спутники и диапазоны частот. Чем выше частота — тем меньше может быть антенна и тем выше может быть мощность сигнала, а значит, соотношение сигнал/шум и, в итоге, скорость передачи данных. Работает она по очень простому принципу: на геостационарной орбите (то есть условно неподвижной относительно Земли) летают спутники-ретрансляторы, которые одновременно связаны с наземной станцией и самолетами. Зона покрытия каждого спутника может измеряться сотнями тысяч квадратных километров. Сейчас непосредственные поставщики услуги Интернета на борту, как правило, арендуют емкость у спутниковых операторов, работая, например, дистрибьюторами Inmarsat Global Xpress и других существующих сервисов спутниковой связи.
Вполне логично, что в существующих условиях мобильный доступ к сети интернет на борту не может стоить также, как дома. И мы с вами не можем ожидать сравнимых скоростей такого интернета, однако некоторые авиакомпании предлагают доступ к WiFi на борту бесплатно, безусловно, из маркетинговых соображений.
СКОЛЬКО СТОИТ WI-FI НА БОРТУ
Это одна из самых актуальных инфографик, показывающих спектр авиакомпаний и цен на мобильный интернет в 2017м году. Конечно, оценка стоимость «дорого/дешево» — это факт субъективный и не всегда верный, но в целом картина выглядит именно так. Стоимость меняется динамично, поэтому не имеет смысла приводить чарты с подробными цифрами. Да и я, как авиапутешественник, совершающий более сотни перелетов в год, ранжирую для себя стоимость мобильного интернета в категориях бесплатно/адевкатно/дорого.
Попробую объяснить ниже, что это значит для меня, ну и сфокусируюсь на авиакомпаниях, которые ближе к нам с вами.
БЕСПЛАТНО
Среди авиакомпаний, которые предлагают бесплатный WiFi на борту, безусловно лидирует Norwegian. Скандинавская сетевая авиакомпания и дальнемагистральный лоукостер — крупнейшая в мире аваикомпания, предлагающая бесплатный интернет для всех.
Естественно, что «бесплатно» означает нецелевое использование многими, ограничением скорости и прочими нюансами.
ДОРОГО
Все авиакомпании, которые предлагают интернет с помегабайтной оплатой я считаю неадекватно дорогими. Мегабайты стремительно улетают в воздух вместе с десятками долларов с вашего счета… Ведь вы вряд ли отключили автоматические обновления на ваших гаджетах (и вообще знаете, что это такое). Именно это и нужно тем, кто создает тарифные планы с помегабайтной оплатой трафика на борту самолета…
В среднем по рынку стоимость пакета трафика до 20 MB составляет 8-10$, 50 MB — 12-15$, 100 MB до 20-30$.
К примеру, однажды на рейсе из Нью-Йорка в Мадрид я получил вот такой ваучер на 4 мегабайта бесплатного интернета.
ЧЕТЫРЕ мегабайта — это много или мало? Это НИЧТО в современном мире смартфонов! В моем смартфоне есть масса приложений, которые обновляются в фоновом режиме и это обновление нельзя лимитировать одним общим рубильником, этот меня очень раздражает в современных программах в целом. К примеру, можно лимитировать автоматические фоновые обновления или обновления программ только wi-fi сетью, но ведь в самолете — это и будет wi-fi сеть, но стоимость трафика — золотая.
Я выгрузил все программы, отключил фоновые обновления в настройках и нажал заветную кнопку «старт»… зашел в фейсбук-мессенджер, написал супруге «привет, я пишу из самолета», получил короткий ответ, отправил фото и ответа уже не получил… 4Мб израсходованы. Пакет из 25Мб у них стоит 20$, к примеру на дальнемагистральных рейсах.
Вот такой печальный скриншот про израсходованные 4Мб:
АДЕКВАТНО
Самый оптимальный, прогнозируемый и удобный для использования тариф интернета на борту самолета — это повременной тариф (с возможной ограничением максимальной скорости).
Наиболее интересное предложение в данном сегменте — это авиакомпании, входящие в Lufthansa Group, к примеру, Austrian Airlines и Lufthansa. Стоимость мобильного интернета отличается на внутриевропейских и дальнемагистральных рейсах.
— Тарифы для внутриевропейских рейсов:
FlyNet Message: 1 час — 2 EUR (скрость до 150 kBit/s)FlyNet Surf: 1 час — 7 EUR (скрость до 600 kBit/s)FlyNet Stream: 1 час — 12 EUR (скрость до 15 MBit/s)
— Тарифы для дальнемагистральных рейсов:
1ч — 9 EUR4ч — 14 EURFull flight (до 24ч) — 17 EUR
Но самое главное в этой модели — эта тарификация позволяет вам пользоваться мобильным интернетом на борту даже на двух-трех стыковочных рейсах в течении дня, оптимальный подход для сетевых авиакомпаний. Вы оплачиваете пакет доступа на сутки и после пересадки продолжаете использовать Wi-Fi автоматически!
В среднем по рынку 1 час стоит до 6-10$, 4 часа — до 10-15$, 12-24 часа — до 20$.
КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ WI-FI НА БОРТУ
Важно знать перед тем, как войти в сеть на борту самолета:
— отключите любые автоматические обновления программ и приложений— отключите синхронизацию облачных хранилищ данных (Dropbox, Google Drive)— установите и сконфигурируйте firewall для более точного контроля соединения и, соответственно, трафика.— не пользоваться видео-сервисами (YouTube) или видео-звонками, отключить автоматическое воспроизведение видео в соцсетях.
Я отлично понимаю, что большинство пользователей не представляют себе, что такое трафик, когда и дома и на мобильном устройстве у нас с вами есть постоянный и, фактически, безлимитный доступ к сети интернет. Но, как видите, именно тщательная подготовка к рейсу даже в таком вопросе как доступ к интернету на борту сможет сделать эту задачу наиболее оптимальной с точки зрения комфорта и стоимости. Вы получите наибольшую скорость канала исключительно для нужных вам задач, а не на бесполезную синхронизацию приложений (к примеру).
Сколько трафика вы израсходуете, если в течении 1 часа буду пользоваться:
Viber звонок — 14 MBPodcasts — около 60MBWeb Browsing — около 60MBFaceTime — около 85MBFacebook — около 80MBMusic Streaming — около 150MBInstagram — около 720MB
Приятных вам путешествий! Летайте чаще!
Интересно!? Обязательно поделитесь!
—
Дешевые билеты с удобными фильтрами наличия багажа в тарифе и многим другим я ищу только здесь: Aviasales! Aviasales ищет перелеты везде, а вы выбираете, где купить выгоднее. Честно, просто и прозрачно.
—
Мои репортажи про авиацию смотрите по тегу по тегу aviation
—
Нет аккаунта в ЖЖ? Следите обновлениями в социальных сетях:
Я всегда онлайн на Facebook и в Instagram. Мой тревел-влог на YouTube.
| Подписаться на блог в ЖЖ | Twitter | ВКонтакте | Google+ | RSS-лента | 500px | alexcheban.livejournal.com
Wi-Fi в самолетах. Проект GOGO в США.
Wi-Fi в самолетах. Проект GOGO в США.
Несколько лет назад в США был запущен необычный проект GOGO, цель которого состоит в предоставлении сервиса Wi-Fi-доступа на борту самолетов одноименным оператором связи(GOGO). Первая авиакомпания, где услуга начала массово предоставляться, стала Delta. Сейчас сервис от GOGO доступен также на American Airlines и на нескольких других авиакомпаниях.
О техническом решении
Технически решение состоит из Wi-Fi компонентов корпоративного уровня компании Cisco на борту самолета. Транспортный канал с борта самолета формируется с помощью двух подходов:1. Первый и наиболее широкоиспользуемый вариант это канал CDMA, EVDO Rev A с борта на наземные приемные станции, антенны которых направлены в небо. Сейчас идет миграция к EVDO Rev B. Такая наземная сеть базовых станций CDMA специально формировалась для данного проекта и обеспечивает качественную передачу данных на внутренних рейсах на всей территории США и населенной части Канады. Верхний средний уровень полосы пропускания агрегированного канала земля-самолет составляет 3Мб/с. Естественно для широкой реализации проекта потребовалась доработка самолетов в части размещения специальной внешней антенны с обтекателем на самолете и прокладка дополнительных кабелей для присоединения точек доступа. Первой массовую доработку поставляемых самолетов начала компания Боинг. В настоящее время известно о планах поставки и самолетов Airbus с соответствующей доработкой.2. Второй вариант, который запустили сравнительно недавно, это спутниковый канал с борта самолета. Этот вариант уже дает возможность отойти от привязки к наземной инфраструктуре базовых станций и начать предоставлять сервис Wi-Fi на новых маршрутах или, что более ценно, на трансокеанских маршрутах. Процесс стартовал с использования Ku-диапазона, с последующим расширением к Ka-диапазону в 2014 году.
Распределение частотных каналов(1): Решили воспользоваться услугой, вошли в сеть с SSID: gogoinflight и(2) ...
Подключения к сети GOGO на борту(3): Как видно большинство устройств от Apple, что и подтверждает статистика самого оператора, которая представлена дальше в статье.
Если необходимо выяснить вендора Wi-Fi решения, то BSSID дают нам четкое понимание, что это инфраструктура Wi-Fi от Cisco(4):
Для тех случаев когда нет автоопределения вендора удобно использовать соответствующие доступные инструменты(5): Пример on-line инструмента для поиска вендора по MAC-адресу. Вводите первые шесть шестнадцатеричных цифр из MAC.
О бизнес-модели
Бизнес-модель предполагает гибридный подход, при котором за услугу взимается оплата по нескольким тарифным планам. Например 1 час доступа: 10 долларов и т.д.. Но также присутствуют возможности бесплатного доступа к определенным ресурсам, на данный момент к популярным торговым площадкам, например: eBay, Amazon. Здесь, вероятно, используются механизмы совместного распределения доходов(revenue sharing) между оператором и торговой площадкой после покупки в течении полета.
Пример доступа к услуге от GOGO и тарифные планы на борту самолета Дельты(6). Пример доступа к бесплатному ресурсу(eBay) с борта самолета Дельты(7): eBay, на шаг глубже(8)
Накопленная статистика в проекте GOGO
По результатам работы сервиса на борту уже доступны некоторые интересные статистические данные.
(9)
На март 2013 года оператор GOGO сообщил, что предоставляет сервис на борту 1800 самолетов, принадлежащих 10 авиаперевозчикам. Около 84% всех мобильных устройств, присоединяющихся к сети Wi-Fi, составляют устройства на базе Apple iOS . Устройства на базе Android составляют 16%.
При этом интересен факт, что устройства на базе Apple iOS составляли 96,8% в 2011 году. Доля устройств на Android растет на 400% в год.
Если смотреть статистику по устройствам, то смартфоны и планшетные компьютеры составляют 67% от всех устройств на борту. Планшеты составляют наибольшую категорию: 35%, в то время как лаптопы и смартфоны составляют 33% и 32% соответственно.
Продукция компании Apple доминирует, при этом iPhone составляет 73% от всей представленной популяции смартфонов на борту. В то же время смартфоны на базе Android составляют 26% от всех смартфонов. Устройства на BlackBerry и Windows не превысили 1%.
Пользователи в основном пользуются доступом в Интернет с борта через веб-браузеры. Другие популярные услуги это: отправка электронной почты, доступ в социальные сети, проверка результатов спортивных игр и шоппинг на борту.
Не пропускайте новости Wi-Fi, которые мы публикуем в Новостной Ленте.
Для получения анонсов по выходу новых статей или появлении новых материалов на нашем сайте предлагаем подписаться на рассылку.
Присоединяйтесь к нашей группе на Facebook: www.facebook.com/Wi.Life.ruМы публикуем интересные новости о Wi-Fi со всего света, информацию о выходе новых статей и расширении контента основных модулей ресурса Wi-Life.ru
Wi-Life.Team
Использование материалов сайта Wi-Life.ru разрешено только с согласия Wi-Life.ru и при наличии прямой ссылки на Wi-Life.ru.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. blog comments powered bywi-life.ru