Ка-92 и Ми-Х1: Догнать и перегнать Сикорского. Вертолет новый
Вертолеты - новости вертолетостроения будущего, фото
Первый раз человек поднялся на вертолете в воздух 13 ноября 1907 года. Этим человеком стал француз Поль Корню. Правда полетом это назвать нельзя, ибо высота была всего 50 см, а продолжительность 20 секунд. Наиболее известным из пионеров вертолетостроения стал наш соотечественник Игорь Сикорский, который в 1939 году создал вертолет VS-300 и после этого неоднократно улучшал свои аппараты.
0 ТехникаАмериканской армии уже в ближайшее время потребуется новый вертолет-разведчик, который должен стать глазами и ушами командования на поле боя. Предполагается, что он поступит на вооружение в 20-х годах. Его условное название FARA (Future Armed Reconnaissance Aircraft). Он должен заменить отслуживший свое…
0 ТехникаПроизводитель ударных вертолетов АН-64 Apache компания «Боинг» намерена продлить им активную «жизнь» до середины XXI века. Уже в скором времени она будет производить и продавать по всему миру до 100 модернизированных машин в год.
В грандиозном соревновании на скорость между тем, что ездит и летает, мы, как правило, безоговорочно отдаем пальму первенства авиации по одной простой причине – меньшего сопротивления воздуха. Но физика – забавная вещь, таящая в себе неожиданные парадоксы. Рассмотрим, к примеру, скоростные возможности вертолета и…
1 ТехникаНе секрет, что авиация в свое время разделилась – хоть и весьма условно – на самолеты и вертолеты. И те, и другие по-своему хороши и незаменимы. Безусловно, «удельный вес» самолетов в авиации несоизмеримо больше: они и летают быстрее, перевозят больше грузов и пассажиров, да и средств в их разработку и производство…
3 ТехникаПосле 40 лет активной службы самый быстрый вертолет Королевских Вооруженных Сил Великобритании Westland Lynx уходит в отставку. Последние 5 машин будут выведены из состава военно-морских сил 31 января. Их заменит более продвинутый и современный вертолет AW159 Wildcat итальянской авиастроительной компании…
В 2012 году Управление военно-морских исследований США (ONR) приступило к реализации пятилетней программы по созданию системы автономного полета для вертолетов ВМС. И вот теперь входящая в состав корпорации Boeing компания Aurora Flight Sciences, один из лидеров в создании беспилотных систем, продемонстрировала свою…
2 ОружиеВ исследовательском центре компании Bell Helicopter в Амарилло впервые были протестированы на полной мощности роторы для нового конвертоплана Bell V-280 Valor. В сравнении с силовой установкой его предшественника, V-22 Osprey, здесь двигатели вынесены за пределы роторных гондол, что дает возможность в критической…
2 ТехникаВице-президент компании PAL-V, Марк Дженнингс-Бейтс, объявил о своих планах облететь земной шар на гироплане модели PAL-V Liberty. Это не экспериментальная, а уже серийная модель, которая поступит в розничную продажу в следующем году. Как раз к окончанию путешествия, которое займет 90 дней, но пилот-авантюрист…
3 ТехникаСпециалисты авиагигантов Boeing и Sikorsky совместно разрабатывают ударный вертолет будущего FVL-M (Future Vertical Lift). Недавно корпорация Lockheed Martin, куда входит компания Sikorsky, продемонстрировала видео с подробным описанием новой машины.
0 ТехникаНа традиционной ежегодной выставке Heli-Expo 2017 в Далласе один из ведущих производителей вертолетов компания Bell Helicopter представила концепцию вертолета будущего, также известного как проект FCX-001. Концепт предполагает использование новейших материалов, гибридной силовой установки, помощника пилота на базе…
0 ТехникаSolar Gamera поднялся над землей всего на 30 см и провел в воздухе менее 10 секунд, однако это новый, официально установленный рекорд в истории авиации. Аппарат вертикального взлета с приводом от аккумуляторов, питаемых от солнечной энергии, впервые самостоятельно парил в небесах. Помимо авиаторов и инженеров триумф…
Процесс создания индивидуальных летательных средств «набирает обороты». Еще один интересный шаг в этом направлении – прототип персонального вертолета Airvinci, который готовится к стадии испытаний, пока в виде тяжелого беспилотника.
0 ОружиеИзвестный принцип создания боевых ударных систем — «выстрелил и забыл» — далеко не единственный. В современной войне даже самое совершенное оружие в любой момент может стать целью, поэтому к вышеупомянутому принципу следует также добавить еще, как минимум два — «выстрелил и при этом остался…
0 ТехникаНемецкая компания e-volo из города Карлсруэ осуществила первый полет персонального летающего транспортного средства – 18-роторного мультикоптера Volocopter. Тестовый полет прошел без замечаний. Разработчики мультикоптера предполагают использовать его в качестве экологически чистого такси.
16 ТехникаВечное стремление человека к превосходству оставило свой след и в истории вертолетов. Сегодня мы расскажем о самых крупных винтокрылых машинах.
0 ТехникаСоветский (ныне российский) вертолет Ми-24 (по натовской кодификации «Hind») стал вторым в мире после американской ударной винтокрылой машины «Кобра» специализированным вертолетом, предназначенным для решения исключительно боевых задач. Сегодня армейский вертолет «Ми-24» и его многочисленные модификации («В», «ПН»,…
9 ТехникаНа сегодняшний день о вертолете Ка-58 «Черный призрак», как о реально существующем, говорить пока рано. А возможно и вовсе не придется. Свидетельством его существования являются некоторые догадки и всего лишь авиамодель для моделистов-конструкторов, выпущенная несколько лет назад компанией «Звезда». Однако ведь не…
0 ОружиеПохоже, тема со срывом контракта о покупке французских «Мистралей» постепенно сходит на нет. Из всего случившегося можно сделать два вывода: первый – вполне можем обойтись; и второй – на возвращенные деньги построим собственный вертолетоносец, который будет ничуть не хуже французского.
Представьте, насколько сложно посадить игрушечный вертолет с дистанционным управлением на моторную лодку, несущуюся по озеру. А если вертолет будет настоящим, моторная лодка — кораблем, а озеро — Атлантическим океаном? Именно такие тесты провели американские военные, испытывая новейший беспилотный вертолет…
0 ТехникаПо мнению многих авторитетных футурологов, в городах будущего вертолёты станут таким же привычным транспортом, как автомобиль. Всё дело в упрощении системы управления.
0 ТехникаВсё большую популярность обретают транспортные средства, сочетающие в себе несколько способов передвижения. Похоже, что скоро к амфибиям и летающим автомобилям присоединится SkyCruiser – удивительный аппарат, который летает, как самолёт и вертолёт, а после приземления становится автомобилем.
На днях компания Sikorsky представила прототип своего нового военного вертолета следующего поколения S-97 Raider. В отличие от большинства военных авиационных программ, S-97 Raider был разработан целиком на деньги частных компаний. 75 % средств были взяты из бюджета Sikorsky, а остальное вложили еще 53 компании.
0 ТехникаКогда военные из армии США хотят развлечься, они просят компанию Sikorsky превратить их 5,2-тонный вертолет UH-60 Blackhawk в беспилотник, дистанционно управляемый с помощью джойстика.
0 АвтомобилиИзвестный французский автогигант Renault принял участие в индийском автосалоне. В рамках мероприятия он представил уникальный концепт-кар автомобиля со встроенным квадрокоптером.
0 РоботыКомпания Festo Engineering из Германии не стала заново придумывать вертолет, а просто взяла то, что до них уже придумала природа. Инженеры компании тщательно проанализировали движения птиц и стрекоз и на их основе создали летающие модели роботов.
До сих пор многие считают, что беспилотники используются исключительно в военных целях. На самом деле им все чаще находят вполне мирные занятия, к примеру, фото и видеосъемку.
0 ТехникаВертолет Ми-28Н «Ночной охотник», недавно принятый на вооружение Российской Армией, усилит свою огневую мощь с помощью ракетного комплекса «Атака-ВН» и пускового модуля «Стрелец».
1 ТехникаКогда заходит речь о летающих машинах, то воображение, как правило, рисует маленький спортивный автомобиль с трансформирующимися крыльями. Что же может получится, если скрестить здоровенный военный джип и вертолет? На этот вопрос ответили инженеры из калифорнийской компании Advanced Tactics.
0 ГаджетыАэрокосмический университет робототехники и управления штата Иллинойс опубликовал видеоролик, в котором демонстрируются возможности роя летающих дронов. Группу из десяти небольших квадрокоптеров научили синхронно выполнять команды оператора.
0 ГаджетыНа помощь британскому контингенту в Афганистане поступил миниатюрный вертолёт-беспилотник Black Hornet (PD-100 PRS), разработанный компанией Prox Dynamics.
1 2 | Следующая → |
www.techcult.ru
Вертолетное будущее | Статьи | Известия
Заместитель министра обороны Юрий Борисов сообщил о намерении военных приобрести еще 114 боевых вертолетов Ка-52. Поставки для вооруженных сил, очевидно, остаются основным источником дохода для «Вертолетов России» — основного производителя этих машин в РФ. Iz.ru разбирался в процессе обновления отечественной армейской авиации и производстве вертолетов в целом.
Перевооружение завершено
В целом к сегодняшнему дню обновление парка армейской авиации, организационно входящей в состав Воздушно-космических сил, завершено. Закупки новых машин для замены Ми-8 и Ми-24 советской постройки начались еще в конце 2000-х. В некоторые годы вооруженные силы получали более 120 новых вертолетов. В сочетании с капремонтом и модернизацией части машин еще советского производства это позволило обеспечить современной техникой подавляющее большинство вертолетных частей.
В качестве транспортных и многоцелевых вертолетчики получали Ми-8 (в основном модификаций МТВ-5 и АМТШ), правда, в новом исполнении — более экономичные, комфортные и с современным электронным оборудованием. Кроме того, возобновились поставки для Минобороны сверхтяжелых Ми-26. Поколение боевых машин тем временем сменилось: основу парка ударных вертолетов армейской авиации Воздушно-космических сил России сегодня составляют Ми-28Н и Ка-52. Вертолеты Ми-35М, представляющие собой глубокую модернизацию уходящего на списание Ми-24, были закуплены в относительно небольшом количестве для облегчения перехода пилотов на новую технику и компенсации недостаточного объема производства боевых вертолетов нового поколения в первые годы.
Вертолеты Ми-8АМТШ
Фото: РИА Новости/Сергей Пивоваров
И Ми-24, еще остающиеся в частях, и Ми-35, и новейшие машины прошли обкатку в Сирии, где подтвердили свои возможности, в том числе в сложных условиях: ночью, в пыльную бурю и с применением управляемого оружия по подвижным малоразмерным целям.
Еще 114 Ка-52, о предстоящей покупке которых сообщил Юрий Борисов, увеличат запланированную численность парка этих вертолетов в войсках почти вдвое (сегодня военные располагают примерно 100 «Камовыми», и еще около 40 должны быть поставлены по действующим контрактам). Это позволит полностью вывести из состава боевых вертолетных частей еще остающиеся Ми-24 и ко второй половине 2020-х поддерживать парк боевых вертолетов на уровне более 400 машин. Из этого числа более 250 придется на Ка-52, а остальные — на Ми-28 различных модификаций и Ми-35М.
Перевооружение не завершено
Боевыми машинами армейской авиации проблема переоснащения парка военных вертолетов, однако, не исчерпывается. В первую очередь это касается морской авиации — действующая программа модернизации палубных вертолетов семейства Ка-27 и его модификаций не позволяет устранить «фамильные» проблемы этого типа вертолетов, корни разработки которого уходят в 1960-е годы. На фоне планов строительства для ВМФ России двух вертолетоносцев получение машин более тяжелого класса, чем предназначенные для взлетно-посадочных площадок эсминцев и сторожевиков «Камовы», становится насущной необходимостью. В то же время принципиальное отсутствие каких бы то ни было новостей (и слухов) о программе разработки нового семейства морских вертолетов «Минога» заставляет подозревать: никаких разработок еще нет, либо же они есть, но лишь на бумаге. Учитывая, что первый вертолетоносец должен быть сдан флоту в 2024 году, это может привести к тому, что современные «среднетяжелые» вертолеты для него придется покупать за рубежом — модернизированные Ка-27 и Ка-29, даже в сочетании с боевым Ка-52К, всех потребностей корабельной авиагруппы не закроют.
Отчасти эта проблема присутствует и в «сухопутной» линейке, но там пробел между Ми-8 и сверхтяжелым Ми-26 в какой-то мере начнет закрываться благодаря поставкам новых вертолетов Ми-38Т, первый из которых Минобороны получит в 2018 году. Впрочем, этот вертолет всё равно не снимает проблемы отсутствия машины с грузоподъемностью 10–12 т. Этот вопрос, видимо, скорее может быть решен с помощью сотрудничества с КНР, где ведется совместная с Россией разработка тяжелого вертолета нового поколения.
Фото: ТАСС/Шарифулин Валерий
В то же время освоение производства вертолетов «Ансат» решило вопрос с отсутствием легких машин и позволяет оснащать учебные подразделения относительно недорогой и в закупке, и в эксплуатации техникой. Наличие модификаций «Ансата», включая медицинский вертолет, в целом делает новое семейство конкурентоспособным, но пока не решенной проблемой остается отсутствие серийного российского двигателя легкого класса.
Поиск рынка
Насыщение новыми машинами вертолетного парка Минобороны в скором будущем означает сужение этой доли рынка. Сокращение закупок идет относительно небольшими темпами, но последовательно — так, в 2018-м Минобороны планирует получить 60 единиц новой постройки вместо 70 годом ранее. Учитывая баланс между сроком службы вертолетов, сегодня составляющим примерно 30–35 лет, возможностями ремонта и необходимой их численностью, можно предположить, что в итоге военные придут к закупке примерно 40 машин ежегодно, что позволит поддерживать парк на уровне около 1,5 тыс. вертолетов. Спрос на остальную продукцию — а мощности холдинга позволяют строить 300 и более вертолетов в год — предстоит искать на других рынках.
Перспективными здесь выглядят несколько направлений.
В России это закупки для других госструктур и учреждений — от пограничников и МВД до санитарной авиации. В частности, в рамках подписанного в июле прошлого года соглашения в 2018-м для медиков будет приобретен 31 вертолет: 12 «Ансатов» и 19 Ми-8. Учитывая, что общий план поставок гражданских вертолетов на текущий год оценивается в 70–80 машин, этот контракт составит значительную часть объема. Предполагается, что закупки будут продолжены также в 2019–2020 годах.
Вертолет «Ансат»
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский
Медицинские «Ансаты» поставляются и на экспорт (первым зарубежным приобретателем стала китайская компания United Helicopters, заказавшая пять «летающих неотложек»), и в целом это говорит о наличии у машины потенциала для дальнейшего роста продаж.
На экспорт стабильно (хотя и в небольших объемах) поставляются и камовские противопожарные вертолеты Ка-32. Причем география их присутствия расширяется — так, в 2017 году «Вертолеты России» сообщили о предстоящей поставке восьми машин этого типа для Таиланда и Турции (без разбивки по странам).
В целом ниша специальных машин — медицинских, противопожарных, полицейских — может обеспечить ежегодный сбыт десятков вертолетов, однако это рынок относительно небольших соглашений и с достаточно острой конкуренцией.
Серьезно продвинуть позиции российских легких машин на мировом рынке способен контракт с Индией на поставку 200 вертолетов Ка-226 с локализацией их сборки. Подобный объем производства, как ожидается, позволит резко сократить себестоимость машины и повысить ее конкурентоспособность.
По-прежнему стабильным остается экспорт боевых (и вообще военных) вертолетов — в середине прошлого года портфель заказов составлял 106 машин разных типов на общую сумму около $4,7 млрд, при этом в ближайшее время планируется подписание контракта на поставку 48 вертолетов Ми-17В-5 для ВВС Индии стоимостью более $1 млрд.
В целом основной проблемой «Вертолетов России» на сегодня остается отсутствие современной гражданской модели — Ми-8 и его экспортный вариант Ми-17, несмотря на серьезную модернизацию, всё же представляют собой развитие платформы 1960-х, и внедрение на них новых технологий, в первую очередь в сфере пассивной безопасности и экономичности, серьезно затруднено. К сожалению, на этом направлении пока похвастаться нечем — перспективы упоминавшегося выше Ми-38 на мировом рынке средних гражданских вертолетов пока сложно оценить, а в более легких классах налаживание в России сборки AW-139 и 189 достаточно ясно говорит об оценках перспектив собственных проектов в этой категории.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
iz.ru
Ка-50 боевой вертолет нового поколения. вертолеты
К середине 70-х гг. у руководства Военно-Воздушных Сил СССР сложилось мнение, что транспортно-боевые вертолеты Ми-24 не в полной мере отвечают требованиям армии. Попытка создать многоцелевой вертолет привела к ухудшению массогабаритных и летно-технических характеристик машины и, как следствие, к снижению ее боевой эффективности. Кроме того, в конце 1972 г. в США развернулись работы по программе ААН, результатом которых стало создание боевых вертолетов Белл 409 (YAH-63) и Хьюз 77 (YAH-64). В связи с этим в декабре 1976 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о разработке нового поколения боевых вертолетов, которым предусматривалось создание на УВЗ им. Н.И. Камова и МВЗ им. М.Л. Миля на конкурсной основе экспериментальных образцов и проведение в дальнейшем их сравнительных испытаний. К началу этой работы опытно-конструкторские бюро уже имели солидный опыт проектирования винтокрылых машин. Вертолеты
Вертолеты: Легкий вертолет Ка-10
ОКБ М.Л. Миля было образовано в декабре 1947 г. Опираясь на результаты эксплуатации армейских боевых вертолетов в нашей стране и за рубежом, ОКБ М.Л. Миля пошло по пути создания двухместной машины с разделением функций пилотирования и применения оружия между летчиком и штурманом-оператором. Эта концепция существенно отличалась от американской, предполагающей двух пилотов в отдельных полностью идентичных по оборудованию кабинах. В компоновке проектируемого вертолета, получившего обозначение "изделие 280", а в дальнейшем - Ми-28, отразилось некоторое влияние технических решений, реализованных при создании прототипа "Апача".
Вертолеты: Многоцелевой вертолет Ка-15
ОКБ Н.И.Камова вновь образовалось в октябре 1948 г. после удачной демонстрации легкого одноместного вертолета соосной схемы Ка-8, созданного группой энтузиастов во главе с Камовым. С этого момента соосная схема стала как бы визитной карточкой фирмы. 30 августа 1949 г. совершил первый полет корабельный вертолет связи и наблюдения Ка-10. На 15 машинах этого типа впервые в нашей стране была организована учебно-боевая подготовка летчиков Военно-Морского Флота, в результате которой был получен ценный опыт применения вертолетов на боевых кораблях. 14 апреля 1953 г. поднялся в небо двухместный корабельный вертолет Ка-15 - первая крупносерийная машина ОКБ. В 1956 г. на ее базе был разработан многоцелевой четырехместный Ка-18. 20 апреля 1960 г. вышел на испытания винтокрыл Ка-22 поперечной схемы - принципиально новый тип летательного аппарата, который сочетал в себе достоинства вертолета и самолета и мог составить серьезную конкуренцию одновинтовому Ми-6.
Вертолеты: Опытный винтокрыл Ка-22
Винтокрыл Ка-22 был запущен в серийное производство, однако после двух катастроф, происшедших в 1964 г., работы по нему были прекращены. В 1961 г. начались испытания Ка-25 - первого в СССР боевого корабельного противолодочного вертолета, который до сих пор состоит на вооружении в нашей стране и за рубежом. 18 августа 1965 г. выполнил первый полет многоцелевой восьмиместный вертолет Ка-26. Его серийное производство развернулось на Кумертауском вертолетном заводе (всего было построено 825 машин). Ка-26 стал самой массовой камовской машиной и экспортировался в 11 стран.
Вертолеты: Противолодочные вертолеты Ка-25 на полетной палубе крейсера
В начале 70-х гг. для оснащения новых авианесущих кораблей в ОКБ был разработан тяжелый многоцелевой палубный боевой вертолет Ка-27. Первое висение опытный Ка-27 выполнил 8 августа, а первый полет по кругу -24 декабря 1973 г. Николаю Ильичу Камову не суждено было увидеть полет своего нового детища - он умер за месяц до этого события. Ка-27 стал вершиной творческой деятельности Н.И. Камова. По уровню концентрации современных технологий и автоматизации процесса решения прицельно-навигационных и боевых задач вертолет не имел аналогов в отечественной практике. В дальнейшем, уже под руководством ученика Камова - Генерального конструктора С.В. Михеева, на базе этой чрезвычайно удачной машины был создан ряд вертолетов, одним из них стал корабельный транспортно-боевой Ка-29, несколько превосходивший по своим летно-техническим характеристикам Ми-24 и принятый на вооружение ВМФ. Вертолеты
Вертолеты:Тяжелый противолодочный вертолет Ка-27
Таким образом, к конкурсу армейских боевых вертолетов ОКБ Н.И.Камова подошло, имея в активе опыт проектирования сложных противолодочных поисково-ударных комплексов, надежной конструкции оригинальной соосной несущей схемы, а также отработанные перспективные технологические процессы. Обладала фирма и определенным опытом проектирования армейских вертолетов. В 1966 г., в рамках конкурса с ОКБ М.Л. Миля по созданию транспортно-боевого вертолета, на базе корабельного Ка-25 был разработан проект Ка-25Ф (фронтовой). Но тогда более перспективным был признан проект "изделия 240" ОКБ М.Л. Миля (впоследствии Ми-24). В конце 60-х гг. камовцами был предложен принципиально новый проект боевого вертолета В-50. Разработки велись под руководством заместителя главного конструктора И.А. Эрлиха, создавшего в свое время хорошо известный вертолет продольной схемы Як-24. В-50 должен был иметь продольное расположение несущих винтов.
Вертолеты: Транспортно-боевой вертолет Ка-29
Расчетная скорость машины составляла 400 км/ч. В середине 70-х гг. был разработан проект боевого винтокрыла В-100 с поперечным расположением несущих винтов и дополнительным толкающим винтом, отличавшийся высокой степенью новизны принятых научно-технических решений. К сожалению, ни той, ни другой разработке не суждено было воплотиться в металл. Проектирование новой армейской боевой машины, получившей обозначение В-80, началось в январе 1977 г. Основной задачей боевого вертолета является уничтожение военной техники, в первую очередь - танков, на поле боя и в ближней прифронтовой полосе. Результаты моделирования показали, что при автономном поиске целей, связанном с длительным пребыванием в зоне интенсивного огневого противодействия средств ПВО противника, шансы вертолета типа Ми-24 уцелеть и выполнить боевую задачу практически сводятся к нулю. Эффективно действовать в этих условиях могут только вертолеты, объединенные системой целеуказания, получающие информацию о противнике от авиационных и наземных разведывательных средств. Следовательно, новый боевой вертолет должен был иметь на борту систему внешнего целеуказания, что позволило бы ему стать ударным элементом авиационно-наземного разведывательно-ударного комплекса.
Модель армейского транспортно-боевого вертолета Ка-25Ф
При отсутствии внешнего целеуказания успешная атака наземных целей может быть также осуществлена с рубежей, расположенных за пределами эффективной зоны поражения ПВО. Таким образом реализовывался основной из постулатов, определяющих концепцию проекта, - летчик должен знать обстановку на поле боя и "работать по целям" выборочно, уничтожая то, что необходимо уничтожить именно в данный момент. При определении облика новой машины прорабатывались различные аэродинамические схемы вертолетов: поперечная, схема винтокрыла и, конечно, соосная. Одновинтовая схема как альтернативная вообще не рассматривалась из-за низкой боевой живучести: опыт локальных войн свидетельствовал о том, что значительная часть боевых потерь вертолетов была вызвана повреждениями рулевых винтов, нагруженных хвостовых балок, длинных проводок управления и сложных трансмиссий. Вертолеты Поперечная схема и схема винтокрыла были признаны неприемлемыми из-за неудовлетворительных массогабаритных характеристик. Конструкторы остановили свой выбор на "фирменной" для ОКБ соосной схеме. Она обладает несомненными преимуществами по сравнению с традиционной схемой с рулевым винтом. Отсутствие потерь мощности на рулевой винт (10 ... 12%), а также более высокий кпд (на 15%) соосных несущих винтов на скоростях полета до 100 км/ч при равной мощности двигателей позволяют получить более высокую тягу (на 30%) несущей системы. Это увеличивает статический потолок на 1000 м и удваивает скорость вертикального набора высоты. Именно эти скорости и предельно малые высоты полета положены в основу тактики современных боевых вертолетов при атаке наземных целей из-за преград, укрытий и засад. Следовательно, боевой вертолет соосной схемы будет существенно превосходить конкурентов одновинтовой схемы с рулевым винтом, особенно в условиях горной местности и при высоких температурах воздуха. Аэродинамическая симметрия и отсутствие перекрестных связей в каналах управления упрощают пилотирование, что особенно важно при полетах на малой высоте вблизи препятствий, за которые скрывается вертолет в бою. Такая машина имеет значительно больший диапазон углов скольжения, угловых скоростей и ускорений во всем диапазоне скоростей полета. Сравнительно небольшие моменты инерции, являющиеся следствием компактности вертолетов соосной схемы, обеспечивают эффективное управление. Благодаря небольшим размерам соосный вертолет имеет меньшую радиолокационную и визуальную заметность.
Модель армейского боевого вертолета продольной схемы В-50
Одной из основных составляющих авиационных боевых комплексов являются системы радиоэлектронного оборудования и вооружения. Отечественное оборудование из-за повышенных требований к нему, обусловленных жесткими условиями эксплуатации, а также некоторого несовершенства элементной базы имеет большую массу, чем аналогичное американское. Уже первые расчеты показали: если разместить комплекс оборудования, близкий по составу к устанавливаемому на американских боевых машинах, то масса вертолета увеличится настолько, что достижение высоких летных характеристик станет весьма затруднительным. Облегчению вертолета, а следовательно, и достижению более высоких летных характеристик должно было способствовать поистине революционное решение: из состава экипажа исключили штурмана-оператора со всеми средствами его защиты и жизнеобеспечения. Возможность создания одноместного боевого вертолета подтверждалась и опытом применения самолетов-штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков, на которых летчик совмещал функции пилота и штурмана.
Модель боевого винтокрыла с толкающим винтом В-100
Обоснование концепции одноместного вертолета в общих чертах сводилось к следующему. Чтобы уменьшить вероятность поражения боевого вертолета средствами ПВО противника, выход в район цели осуществляется на предельно малых высотах (5-50 м). Опыт применения Ми-24 показал, что на этом этапе действует только летчик, поскольку штурман-оператор на такой высоте вести ориентирование практически не может. После выхода в район цели для ее обнаружения и атаки летчик вынужден набирать высоту: для атаки с рубежа 4 км высота полета над равнинной местностью должна быть не менее 35-70 м, а над холмистой - 100-245 м. На таком удалении летчик ничем не может помочь штурману-оператору в поиске целей, если не располагает независимой от него обзорно-прицельной системой. Камовцы считали, что при условии автоматизации поиска и сопровождения целей выполнение одним членом экипажа функций летчика и штурмана-оператора принципиально возможно и не должно быть сопряжено с чрезмерными психологическими и физическими нагрузками. Вертолеты
Модель боевого винтокрыла с толкающим винтом В-100
Следует заметить, что автоматизировать боевые процессы на вертолете камовцы предложили в 1977 г., основываясь на собственном уникальном опыте создания таких систем на вертолетах, предназначенных для флота. Уже на Ка-25 и Ка-27 обеспечивалась автоматизация поиска подводной лодки, находящейся на глубине нескольких сотен метров, решения задач вертолетовождения и организации групповой работы вертолетов с автоматическим обменом информацией о противнике и т.д. Сокращение экипажа позволило бы не только получить значительный выигрыш в массе вертолета, но и в перспективе уменьшить расходы на подготовку летного состава, снизить потери в боевой обстановке, т.е. добиться большой экономии средств на содержание армейской авиации.
Макет двухместного боевого вертолета В-80
Концепция одноместного боевого вертолета стала постепенно вырисовываться, хотя мнения о количестве членов экипажа были далеко не однозначными. Поиск технических решений завершился созданием стендов полунатурного моделирования в ГосНИИАС и ЦНИИТМ, на которых отрабатывались элементы будущего комплекса. На базе серийного Ка-29 была построена летающая лаборатория с имитацией одноместной кабины летчика. Уже к моменту представления проекта результаты испытаний подтвердили возможность создания одноместного боевого вертолета. Таким образом, сомнения в реальности предлагаемого решения отпали. При этом Генеральный конструктор С.В. Михеев справедливо отметил: "Не стоит доказывать, что один летчик работает лучше двух, не требуется доказывать недоказуемое. Но если летчик на нашем вертолете справится с тем, что должны будут сделать двое на вертолете-конкуренте, это будет победа". Итак, один летчик на боевом вертолете - это второй постулат, лежащий в основе нового замысла. За разработку единого прицельно-пилотажно-навигационного комплекса (ПрПНК) для одноместного вертолета взялось ленинградское Научно-производственное объединение"Электроавтоматика", имевшее большой опыт создания комплексов функционально-связанного оборудования для самолетов дальней и фронтовой авиации.
Контейнеры ПТУР Вихрь на УПП-800 и блок НАР Б-8В20А
Одним из направлений снижения боевых потерь является реализация принципа "длинной руки", т.е. оснащение летательного аппарата вооружением, дальность действия которого больше, чем у систем ПВО потенциального противника. В качестве основного вооружения В-80 была принята противотанковая управляемая ракета 9А4172 "Вихрь", созданная тульским КБ приборостроения. Отличительной особенностью ракеты была лазерно-лучевая система наведения, ранее реализованная в противотанковых ракетных комплексах сухопутных войск "Кастет", "Бастион", "Рефлекс", "Шексна" и "Свирь" (ракеты для них были разработаны этим же КБ под руководством чл.-корр. АН СССР А.Г.Шипунова). Дальность пуска ракеты превышала радиус поражения зарубежных ЗРК "Чаппарэл", "Роланд" и "Рапира". Лазерно-лучевая система наведения в сочетании с автоматической системой сопровождения цели гарантировала высокую точность стрельбы, практически не зависящую от дальности. Мощность излучения лазерно-лучевой системы управления, на порядок меньшая пороговой мощности срабатывания зарубежных систем предупреждения о лазерном облучении, обеспечивала высокую скрытность применения. "Вихрь" имеет контактный и неконтактный взрыватели, что в сочетании с мощной кумулятивно-осколочной боевой частью позволяло использовать ракету для поражения как бронетанковой техники, так и маломаневренных воздушных целей. Разработка прицельной системы, способной решать задачи сопровождения цели и наведения ракет без участия летчика, была поручена красногорскому механическому заводу "Зенит". Это предприятие обладало огромным опытом создания прицельных систем, в частности именно на "Зените" была разработана аппаратура управления "Радуга" для ПТУР "Фаланга" и "Штурм". Телевизионный автоматический прицельный комплекс "Шквал" создавался одновременно в двух модификациях: для самолета-штурмовика Су-25Т и боевого вертолета В-80.
Подвижная пушечная установка НППУ-80 с пушкой А242 вертолета В-80
Особое внимание при проектировании вертолета было уделено выбору и конструктивному решению пушечной установки. Конструкторы ОКБ остановились на 30-мм одноствольной пушке 2А42, созданной тульским КБ приборостроения под руководством В.П.Грязева, которая была разработана для бронетанковой техники и использовалась на боевых машинах пехоты и десанта. Решение установить на вертолет "танковую" пушку вместо обычной авиационной поначалу не было воспринято заказчиком и институтами промышленности (кстати, до февраля 1980 г. вариант установки авиационной пушки прорабатывался и для вертолета Ми-28). Однако камовцы сочли применение пушки 2А42 на вертолете оправданным. Она имела двухстороннюю подачу патронной ленты, позволяющую выбирать необходимый тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасно-зажигательный) в зависимости от вида цели и, следовательно, более экономно расходовать боекомплект. Эффективная ПТУР дальнего действия, мощная и высокоточная пушка для стрельбы на средних и малых дистанциях - таков был третий постулат, принятый при проектировании В-80. Пушка БМП, надежно работающая в условиях сильной запыленности, пришлась как нельзя кстати на вертолете, поскольку спецификой его боевого применения является ведение огня с предельно малых высот в условиях пылевых образований и автономное базирование на грунтовых площадках при ограниченных возможностях технического обслуживания. Вертолеты
Пушка А242 вертолета Ми-28 с двумя патронными ящиками на вращающейся турели
Высокая начальная скорость снаряда (960-980 м/с) обеспечивала исключительную точность стрельбы и высокую бронепробиваемость (бронебойный снаряд на дистанции 1500 м под углом 60 ° к нормали пробивает 15-мм стальную броню). Высокая живучесть ствола позволяла производить отстрел всего боекомплекта без промежуточного охлаждения, что в боевой обстановке могло иметь решающее значение. При всех этих положительных качествах танковая пушка имела существенный недостаток - она весила значительно больше, чем аналогичные авиационные. Перед конструкторами встала задача: разместить пушку на вертолете так, чтобы сохранить ее достоинство - высокую точность стрельбы - и компенсировать недостаток. Расчеты показали: в случае размещения пушки в носовой турели отдача при стрельбе будет оказывать существенное воздействие на вертолет, что, во-первых, потребует серьезного усиления конструкции фюзеляжа и , во-вторых, снизит точность стрельбы. Установить пушку под фюзеляжем не представлялось возможным, так как при этом недопустимо увеличилась бы общая высота машины. Решено было поставить ее в районе центра масс со стороны правого борта между подредукторными шпангоутами - в самом прочном и жестком месте фюзеляжа. Такая компоновка уменьшала влияние сил отдачи на вертолет и обеспечивала максимально высокую точность стрельбы, в четыре раза превышающую точность стрельбы вертолетов Ми-28 с такой же пушкой 2А42 и в три раза - АН-64А с пушкой М230 "Чейн-Ган". Ограничение угла отклонения пушки по азимуту при этом компенсировалось способностью вертолета соосной схемы во всем диапазоне скоростей полета выполнять поворот с угловой скоростью, не уступающей скорости поворота оружия существующих установок. Таким образом, обеспечивалась возможность наведения пушки на цель по азимуту корпусом вертолета. Для пушечной установки был выбран гидравлический следящий привод, который, в отличие от электрического, использованного на Ми-28, имел большее быстродействие и меньший удельный вес, а кроме того отчасти демпфировал колебания оружия при стрельбе и, в связи с малым энергопотреблением, не "сажал" электрическую сеть вертолета при работе. Патронные ящики установили в фюзеляже вертолета, что позволило, по сравнению с Ми-28, вдвое увеличить боекомплект и отказаться от гибких рукавов питания - постоянной причины задержек в стрельбе. Расход снарядов не приводил к изменению центровки вертолета.
Модель первого варианта одноместного боевого вертолета с самоустанавливающимся крылом и неподвижной пушкой В-80
Для исследования влияния стрельбы из пушки, дульный срез которой находился рядом с кабиной летчика, на конструкцию вертолета в КБ приборостроения были срочно проведены наземные испытания. На уже существующий стенд для отработки пушки 2А42 на БМП была установлена натурная кабина В-80. Помимо аппаратуры, замеряющей давление, вибрацию и другие параметры, специалисты КБ приборостроения использовали и "домашние" методы оценки: например, проверяли, упадет ли при стрельбе оставленный на кромке приборной доски гаечный ключ. Испытания подтвердили возможность размещения пушки рядом с летчиком - стекло кабины разрушилось только после того, как дульный тормоз пушки был буквально прижат к нему. Помимо ПТУР и пушки заказчик пожелал разместить на вертолете еще ряд систем вооружения. Надо отдать должное Генеральному конструктору, который сразу же категорически отверг требования установить "противо-партизанские" типы оружия - такие, как пулеметные унифицированные вертолетные гондолы, достаточно эффективные при стрельбе по живой силе, но чрезвычайно трудоемкие в обслуживании. Михеев считал, что у дорогостоящего боевого вертолета на войне должны быть достойные цели: танки, полевые укрепления, средства ПВО, вертолеты противника, а задачу поиска и уничтожения мелких групп живой силы могут взять на себя более дешевые машины, например Ми-8. Номенклатуру средств поражения расширили за счет блоков неуправляемого ракетного вооружения, управляемых ракет "воздух-поверхность", пушечных контейнеров УПК-23-250, авиабомб, контейнеров мелких грузов КМГУ, а в дальнейшем - и ракет "воздух-воздух".
Модель боевого вертолета В-80
Надо отметить, что, хотя тактико-техническим заданием ведение вертолетом воздушного боя не предусматривалось, в камовском ОКБ такая возможность учитывалась с самого начала проектирования. В ГосНИИАС был создан полунатурный стенд, на котором моделировался воздушный бой Ка-50 с вертолетом и самолетом противника. Помимо камовских летчиков-испытателей Е.И. Ларюшина и Г.Н. Шишкина, в исследованиях принимали участие на стороне "противника" летчики ОКБ П.О. Сухого. Одним из важнейших направлений работы над проектом вертолета было повышение его боевой живучести. С учетом этого выбиралась компоновка, размещались системы, проектировались агрегаты, отрабатывались конструкционные материалы. Защита В-80 от средств поражения должна превосходить защиту всех существующих боевых вертолетов мира - четвертое отправное положение в основе выбранной концепции. Задача облегчалась тем, что более компактный соосный вертолет имел меньшие, по сравнению с АН-64А и Ми-28, размеры агрегатов трансмиссии и проводки управления. У него полностью отсутствовал уязвимый рулевой винт с промежуточным и хвостовым редукторами и тягами управления. Наличие только одного члена экипажа позволяло повысить уровень его защиты. К реализованным при разработке В-80 мероприятиям по повышению живучести можно отнести: ♦ размещение двигателей по бортам фюзеляжа, что исключало возможность их одновременного вывода из строя одним выстрелом; ♦ возможность продолжения полета на одном двигателе в широком диапазоне режимов; ♦ бронирование и экранирование кабины летчика с применением стальной и алюминиевой комбинированной брони и бронестекол; ♦ бронирование и экранирование отсека гидравлической рулевой системы; ♦ экранирование более важных агрегатов и систем вертолета менее важными; ♦ заполнение топливных баков пенополиуретаном и их протектирование; ♦ применение композиционных материалов, обеспечивающих работоспособность силовых элементов конструкции при поражении; ♦ создание двухконтурной конструкции лонжерона лопасти; ♦ увеличение диаметра тяг управления и размещение значительной их части в бронированной кабине; ♦ противопожарную защиту силовой установки и примыкающих к топливным бакам отсеков; ♦ обеспечение работоспособности трансмиссии в течение 30 мин после поражения маслосистемы; ♦ дублирование и разнесение по бортам системы энергопитания, цепей управления и др.; ♦ возможность применения индивидуальных средств защиты летчика.
Катапультируемое кресло летчика, приборное оборудование, часть проводки управления и элементы прицельно-пилотажно-навигационного комплекса были размещены в полностью бронированной кабине. Броня представляла собой разнесенные алюминиевые плиты общей массой более 300 кг. Прорабатывалась и защита керамическими панелями, как на Ми-28, но после проведения натурных экспериментов от нее отказались. Керамическая плитка размером 100x100 мм или 200x200 мм обеспечивала при разовом попадании более эффективную защиту, чем стальная броня, однако при этом рассыпалась не только поврежденная плитка, но и несколько близлежащих и этот участок кабины оставался незащищенным. Отработка систем защиты велась в ГосНИИАС.
Модель боевого вертолета В-80
Металлическая броня была введена в силовую конструкцию фюзеляжа, что позволило несколько снизить общую массу машины. Впоследствии испытания подтвердили, что защита летчика гарантируется при попадании в борт серии пуль калибра 12,7 мм и осколков снарядов калибра до 20 мм. Общий вес брони в расчете на одного летчика на В-80 составил 300 кг (для сравнения: этот же показатель на американском вертолете "Апач" - 90 кг). Особым, принципиально важным элементом конструкции В-80 является катапультная система спасения летчика. По мнению генерального конструктора ее необходимость диктуется тем, что главной ценностью боевого вертолета является опытный летчик. Эта первая в мире вертолетная катапультная система создавалась под руководством чл.-корр. АН СССР Г.И. Северина в НПО "Звезда", разрабатывающем катапультные системы и оборудование для авиации и космонавтики. Ранее элементы подобной системы испытывались на вертолетах Ми-4 и S-67, но полностью довести систему до работоспособного состояния удалось только коллективу Северина. Сомнения в необходимости катапультной системы на борту вертолета были и остаются, однако очевидно и то, что ее наличие придает уверенность летчику в боевой обстановке. А если учесть, что армейские вертолеты, как правило, летают на малых и предельно малых высотах, где время на аварийное покидание машины крайне ограниченно, то ее значение трудно переоценить. По существу, из всех средств спасения летчика только катапультная система обеспечивает спасение во всем диапазоне режимов полета вертолета. При создании В-80 ставилась задача защиты летчика в аварийной ситуации и другими способами. Решение ее обеспечивалось: ♦ конструкцией шасси и фюзеляжа, способной поглощать большие нагрузки при аварийной посадке вертолета; ♦ компоновкой и конструкцией кабины, исключавшими изменение внутреннего объема более чем на 10-15% при ударах о землю и попадание внутрь кабины других агрегатов при разрушении элементов их крепления; ♦ конструкцией топливной системы, исключавшей возможность возникновения пожара после аварийного грубого приземления вертолета. Эффективность боевых действий вертолетных подразделений во многом зависит от эксплуатационных показателей вертолетов, средств наземного обслуживания. При создании В-80 этому вопросу уделялось внимание уже на ранних этапах проектирования. Активное участие в работе принимали специалисты НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники (НИИЭРАТ) Министерства обороны. При создании системы технического обслуживания вертолета особо учитывалась возможность его автономного базирования на неподготовленных полевых площадках. Таким образом, в ОКБ Н.И. Камова окончательно сложилась концепция нового боевого вертолета В-80: одноместный соосный высокоманевренный вертолет с мощным и разнообразным вооружением, дальность стрельбы которого должна превосходить дальность стрельбы противодействующих систем потенциального противника. Предполагалось оснащение комплексом функционально-связанного оборудования с высоким уровнем автоматизации решаемых задач, обеспечение высокой боевой живучести, выживаемости летчика в аварийной ситуации, длительного базирования на неподготовленных площадках. Вертолет должен был стать частью разведывательно-ударного комплекса, включающего авиационные и наземные средства разведки и целеуказания. К этому моменту в СССР уже имелся опыт создания винтокрылых машин на конкурсной основе. В 1950 г. по единым требованиям ВВС были построены опытные вертолеты Як-100 ОКБ А.С. Яковлева и ГМ-1 (Ми-1) ОКБ М.Л. Миля. При практически одинаковых летно-технических данных предпочтение было отдано Ми-1. В конце 50-х гг. в рамках конкурса строятся вертолет Ми-6 и винтокрыл Ка-22. Путевку в жизнь получил вертолет Ми-6. В 1968 г. на конкурсе аванпроектов первого армейского боевого вертолета институты ВВС отдают предпочтение Ка-25 Ф, однако окончательное решение было принято и на этот раз в пользу ОКБ М.Л. Миля и его боевого вертолета Ми-24. Руководство камовской фирмы в результате анализа ситуации сумело сделать правильный вывод о том, что к предстоящему конкурсу необходимо готовиться заблаговременно. Требовались нестандартные подходы к формированию облика будущего вертолета-конкурента и команда предприятий-единомышленников. В их числе оказались КБ приборостроения, возглавляемое А.Г. Шипуновым, ЦНИИ точного машиностроения под руководством директора В. М. Сабельникова. Поддержал проект и начальник ГосНИИАС Е.А. Федосов. Со стороны министерства обороны проект высокоавтоматизированного В-80 получил одобрение от 30 ЦНИИ МО. Работами на данном этапе лично руководил тогда еще молодой главный конструктор ОКБ СВ. Михеев. Основным соперником нового вертолета считался американский АН-64А "Апач", материалы по созданию которого внимательно изучались. Составить конкуренцию ему было весьма непростой задачей, а решать ее предстояло в рамках конкурса с Ми-28. Одна из целей, которую поставил перед коллективом СВ. Михеев, выигрывать каждый этап конкурса, поскольку неясно было, на какой стадии он может завершиться. Кроме того, СВ. Михеев стремился своевременно привлечь прогрессивно мыслящих военных специалистов, которые смогли бы оценить перспективность проекта, ибо, как бы ни относились к своему детищу его создатели, решающее слово остается за заказчиком - испытателями ВВС и специалистами строевых частей. Практически весь 1977 г. был посвящен отработке концепции новой машины и налаживанию связей с предприятиями-смежниками. Участниками проекта выступили вместе с ОКБ Н.И. Камова крупные организации оборонной промышленности, в том числе ранее не занимавшиеся вертолетной тематикой. Хотя часть смежников была общей и для МВЗ им. М.Л. Миля, и для УВЗ им. Н.И. Камова, подходы к работе с ними различались. Милевцы задавали предприятию смежнику необходимые параметры нужного изделия, устанавливали срок изготовления и ждали результата. Специалисты камовской фирмы, понимая, что смежники зачастую не ориентируются в специфике вертолетостроения, практически постоянно находились на фирмах-подрядчиках и вместе с местными конструкторами участвовали в разработке новых систем. Здесь помог опыт создания противолодочных вертолетов со сложными поисково-ударными системами. Во многом благодаря таким отношениям со смежниками камовская фирма на всех этапах конкурса опережала милевцев по срокам: будь то представление эскизного проекта, первый полет опытной машины, летно-конструкторские испытания, выдача предварительного заключения, государственные испытания или начало серийного производства. В ходе эскизного проектирования ОКБ Н.И. Камова последовательно разработало несколько проектов и соответствующих тактических моделей вертолета, одна из которых представляла собой одноместный легкий соосный вертолет со встроенной пушкой и самоустанавливающимся по потоку крылом с двумя точками подвески. Однако в те времена подобное предложение камовцев показалось слишком революционным. Самоустанавливающееся крыло было исследовано на натурном стенде, разработанном в ОКБ. Прообразом же В-80 послужила созданная к концу 1977 г. исполнительная тактическая модель, представленная на фотографиях. Следующий 1978 г. стал годом дальнейшей отработки принятых технических решений. Была создана аэродинамическая модель в масштабе 1:6, на которой к ноябрю в аэродинамической трубе ЦАГИ были отработаны формы элементов конструкции машины. Исследования в ЦАГИ, которые возглавлял Е.С. Вождаев, подтвердили высокие аэродинамические характеристики вертолета. Позднее для изучения проблем заметности вертолета в научно-исследовательских организациях Министерства обороны была построена модель вертолета в масштабе 1:4. В мае 1981 г. состоялась защита эскизного проекта В-80. Приступив к конструкторской проработке одноместного боевого вертолета, специалисты ОКБ Н.И.Камова обратились к опыту самолетных фирм. У них сложились тесные связи с коллегами из ОКБ П.О. Сухого, которые в это время занимались проектированием штурмовика Су-25Т. Самолетчики охотно делились опытом. Обсуждался даже вариант использования на В-80 кабины Су-25Т без каких-либо изменений, однако от этой идеи в дальнейшем пришлось отказаться - броня кабины Су-25Т оказалась слабой защитой для "вертолетных" условий эксплуатации. Тем не менее изучение "самолетного" опыта помогло решить многие стоящие перед камовцами проблемы. Всего на вертолете В-80 было реализовано около двадцати изобретений. В сущности его разработка вылилась в реализацию нескольких государственных программ: создания систем радиоэлектронного оборудования, вооружения, спасения летчика, отработки средств повышения боевой живучести, технологии производства авиационных материалов и ряда других.
Из книги "Армейские боевые вертолеты Ка-50, Ка-52, Ка-50Н". А.Мазепов, А.Михеев, В. Зенкин, А. Жирнов, А.Фомин.
www.vertopedia.ru
Самые лучшие вертолеты мира
В этой статье обсудим самые лучшие боевые вертолёты мира, составим ТОП-10 самых боеспособных, манёвренных и скоростных машин, которые не раз доказали своё превосходство на полях сражений.
Боевой вертолёт - воздушная боевая единица, обладающая высокой огневой мощью, главные задачи которой - это уничтожение наземных целей, обеспечение прикрытия сухопутных войск и вывод из строя вражеской бронетехники.
Обратимся к нашему списку.
Десятое место
Открывает наш список "Лучшие вертолёты мира" первый китайский ударный боевой вертолёт Z-10, который был принят на вооружение китайской армией в 2009 году.
Вооружение данного вертолёта представляет собой 30-мм пулемётную установку, управляемые противотанковые ракеты марки HJ-9 или же недавно модернизированные HJ-10. Вдобавок к этому вертолёт оснащён блоком авиационных неуправляемых ракет и ракетницей ТУ-90, которая предназначена для уничтожения воздушных целей.
Кабина машины представлена двумя ступенями, в первой располагается стрелок, во второй - пилот.
Девятое место
Продолжает наш ТОП-10 лучших вертолётов мира Ми-24, который оснащён грузовой кабиной, где с лёгкость помещаются восемь бойцов ВВС.
Машина обладает высокой мобильностью, максимальная скорость полёта составляет 335 км/ч, которая достигается благодаря необычной конструкции крыльев.
Сама по себе машина универсальна, на вертолёт может устанавливатся различное боевое оружие, всё зависит от поставленной задачи.
Стандартный набор вооружения представляют собой пулемётная подвижная установка марки ГУВ-1 с пулемётом А-12,7 (количество патронов — 900 штук), блок НУРС С-5 с комплектом НАР УБ-32А и 4 ПТУР 9М17, повзаимствованная от противотанковой установки «Фаланга-М».
Восьмое место
AH-2 Rooivalk с уверенностью занимает восьмое место в списке "Лучшие вертолёты мира", в переводе с английского название означает "красная пустельга".
Максимальная скорость машины составляет 278 км/ч.
Орудия, устанавливаемые на боевую машину:
- Пушка Ф-2, боекомплект 700 патронов, калибр 20 х 139 мм.
- Ракеты класса "воздух-земля" Mokopa ZT-6 (8-16 штук).
- Ракеты класса «воздух-воздух»: Mistral (4 штуки).
- Неуправляемые ракеты FFAr.
Седьмое место
Продолжает наш топ лучших вертолетов мира американец AH-1W, так называемый "Супер кобра".
В отличии от одноклассников, машина имеет два двигателя, мощность которых составляет 1285 кВт. каждый, максимальная скорость вертолёта - 282 км/ч.
Орудие, установленное на машине, ничем не выделяется, 20-мм пушка с вместимостью в 750 патронов, ракетные установки "воздух-земля" и "воздух-воздух". Вдобавок к этому установлен комплекс неуправляемых ракет.
Шестое место
На шестом месте списка "Лучшие военные вертолёты мира" закрепился совместно созданный Италией и Турцией вертолёт Т129/А129. Это была первая боевая машина, полностью созданная в Западной Европе.
Максимально развиваемая скорость машины составляет 250 км/ч, устанавливаемый двигатель Royal-Royce, взлётная мощность которого равняется 881 л. с., разработан итальянской компанией "Агуста".
Пулемёты, которыми оснащается вертолёт, имеют калибр 2 х 7,62 или же 12,7 мм.
Как и все собратья, машина оснащена комплексом противотанковых и противовоздушных ракет.
Пятое место
Следующее место занимает американский штурмовик AH-1Z.
Машина обладает хорошей управляемостью и занимает одно из первых мест по точности ведения огня. Трёхствольная пушка, калибр которой равен 20 мм, отлично подходит для уничтожения наземных целей.
К обычным управляемым и неуправляемым ракетницам в боевой арсенал добавлены пушечные контейнеры. Также есть возможность установки 4 ПТУР TOW.
Количество двигателей - два, марка - AH-1S (-P) (Production). Мощность одного равняется 1285 кВт.
Вертолёт состоит на вооружении у таких стран, как США, Иран, Таиланд, Турция, Китай.
Четвёртое место
Перед лидерами списка разместился штурмовик, созданный немецко-французскими инженерами - Eurocopter Tiger.
Состоит на вооружении таких стран, как Германия, Испания, Франция и Австралия.
В сравнении с одноклассниками машина имеет лучшую маскировку, а шум, издаваемый в движении, снижен до минимума.
Двигатели, установленные на штурмовик, имеют мощность 1303 л. с. каждый, а максимальная скорость полёта равна 278 км/ч.
Орудие представляет собой пушку с калибром 30 мм, также имеются 4 точки для подвески ракетниц различного типа. Вдобавок вертолёт возможно оборудовать 12,7-мм пулемётами, магазин каждого вмещает 250 патронов.
Третье место
Открывает список лидеров "Лучшие вертолёты мира" российская разработка Ми-28-Н, который получил прозвище "опустошитель".
Данная модель - углублённая доработка вертолёта Ми-28. Маневренность и сложность выполняемых воздушных фигур в полёте делает штурмовик труднодосегаемым. Например, так называемую петлю Нестерова или переворот Иммельмана можно выполнить при скорости 100 км/ч.
Все самые необходимые и жизненно важные узлы имеют дубликат и расположены в разных частях вертолёта, что помогает во время боевых действий обеспечивать машине максимальную живучесть.
Двигатель машиныи ВК2500 имеет мощность 2200 л. с., максимальная скорость 300 км/ч.
Пушка, которой снабжен вертолёт, имеет калибр 30 мм, также вертолёт снабжен комплексом управляемых ракет и ракет класса "воздух-воздух".
Второе место
Перед тем как вы узнаете самый лучший вертолёт в мире, обсудим машину, которая расположилась на втором месте.
AH-64 Apache - американский штурмовой вертолёт, во время ведения войны в Персидском заливе зарекомендовал себя только с лучшей стороны. Его боевая мощь - одна из лучших среди вертолётов всех времён, данная модель универсальна в своём классе.
В условиях боевых действий, находясь в различных погодных условиях, машина выполняла самые сложные боевые задачи.
На вертолёт устанавливается 16 ракетниц различного калибра и назначения. Пулемёт имеет калибр 70 мм, что позволяет с лёгкостью поражать многие слабобронированные цели.
Двигатели имеют мощность 1890 л. с. каждый, марка двигателя - AH-64A+/D.
Первое место
Ка-50/52 - самый лучший вертолёт в мире производства России. Получил прозвище "Чёрная акула" из-за своей необычайной скорости передвижения, угрожающей формы, а главным козырем машины является её огневая мощь, которая несравнима ни с одним аналогичным показателем других вертолётов в мире.
Данная модель представляет собой одноместный штурмовой ударный вертолёт, в создание которого вложено немало усилий. Главной задачей конструкторов являлась выроботка наилучшей скорости и манёвренности, по размеру вертолёт в своем классе является самым маленьким, благодоря чему обладает самым высоким уровнем маскировки и способен быстро менять своё местоположение.
Ка-50/52 развивает максимальную скорость 310 км/ч, это в среднем на 20-30 км больше, чем у остальных машин нашего списка. Мощность двигателя составляет 2400 л. с., его марка ТВ3-117ВМА.
Предельная масса вооружения, которое вертолёт может везти за один бой, составляет две тонны.
Орудие представляет собой пушку с калибром 30 мм, пилот имеет возможность быстрого переключения между осколочно-фугасными и бронебойными типами снарядов. Также можно регулировать скорость стрельбы от 350 до 550 выстрелов в минуту. Вертолёт снабжен ракетами "Вихрь", по шесть штук с каждой стороны.
Возможна подвеска ракет Х-25 ("воздух-вемля") и Р-73 ("возду-воздух", самонаводящаяся).
На сегодняшний день Ка-50/52 остаётся 100% лидером среди боевых штурмовых вертолётов.
Заключение
Вот и закончился список "Лучшие вертолеты мира", но с уверенностью можно сказать, что в нашем рейтинге закрепились самые лучшие вертолёты, которые проверены временем и не раз использовались в боевых действиях.
Военная промышленность не стоит на месте, возможно, уже на смену "ветеранам" спешат новые, более модернизированные, вертолёты, но все штурмовики, которые сегодня были упомянуты, уже оставили свой след в истории.
fb.ru
Военное обозрение: Ка-92 и Ми-Х1: Догнать и перегнать Сикорского - Свободная Пресса
Холдинг «Вертолеты России», в котором ведутся работы по созданию перспективного скоростного вертолета (ПСВ) продолжает испытания летающей лаборатории, стремясь довести ее скорость до 450 км/ч. На днях удалось достичь скорости в 400 км/ч, о чем сообщил РИА «Новости» глава холдинга Андрей Богинский.
Это значительное достижение не только для отечественного, но и для мирового вертолетостроения. Быстрее летают лишь два вертолета.
Первый — британский Westland Lynx. Причем серийная машина, принятая на вооружение в 1978 году, имеет максимальную скорость, равную всего лишь 260 км/ч. В 1981 году конструкторы существенно доработали один из серийных вертолетов, увеличив на 40% мощность двигателей, и снабдив его новым винтом. В таком виде Westland Lynx разогнался до 400,87 км/ч. Но на этом эксперименты завершились: ни ВВС, ни ВМС этой модификацией не заинтересовались. Поскольку прорыв в скорости снизил остальные боевые характеристики.
В 2008 году совершил первый полет американский экспериментальный вертолет Sikorsky X2. В последний, 23-полет, он отправился в 2011 году. Была достигнута скорость в 460 км/ч. Программу закрыли, ее результаты решили использовать при создании вертолета Sikorsky S-97 Raider, который находится на стадии разработки.
Читайте также
Новый «Белый лебедь» через 9 месяцев нагонит жути на АмерикуБоевая эффективность модернизированного ракетоносца вырастет в 2,5 раза
Андрей Богинский, доказывая уникальность результатов, полученных в ОКБ Миля, говорит о том, что Х-2 — это, по сути, дорогая игрушка, которая может найти очень ограниченное применение. Поскольку максимальный взлетный вес Х2 — 3,6 тонны. Российская летающая лаборатория превышает эти показатели в 4 раза. То есть речь идет о наработках технологий для построения мощного многоцелевого вертолета, который сможет решать и ударные задачи.
Необходимо сказать, что Х2 построен по гибридной схеме. Два его соосных винтов создают подъемную силу. А полет обеспечивает расположенный сзади самолетный толкающий винт. Вертолет оснащен и самолетным крылом.
Для летающей лаборатории был использован вертолет Ми-24, в котором ряд внешних элементов был изменен для получения лучшей аэродинамики. При этом использован серийный двигатель ВК-2500−01. ОКР по созданию ПСВ должна завершиться в 2020 году. Ожидается, что новые серийные машины, имеющие сейчас индекс Ми-Х1, будут летать со скоростью до 450 км/ч и поднимать в воздух до 4 тонн полезной нагрузки. О схеме ПСВ в холдинге «Вертолеты России» говорят довольно туманно. Может быть, это будет традиционная для Ми схема, а, может, придется привнести в нее некоторые новшества. Логично предположить, что новшества будут представлять собой введение в конструкцию толкающего винта, что позволило бы снизить нагрузку на несущий винт, на который ложится все тяжесть при существенном увеличении скорости полета.
Всякая новая техника в испытательный период постепенно подводится к проверке максимальных режимов. Андрей Богинский сказал, что при достижении вертолетом скорости в 400 км/ч уровень вибрации и нагрузка в несущей системе находились в пределах эксплуатационной нормы. В дальнейшем испытатели будут подводить вертолет к рубежу в 450 км/ч.
Необходимо сказать, что работы по создания российского ПСВ ведутся и в «конкурирующей фирме» — в ОКБ Камова. И камовцы замахнулись на абсолютно фантастическую скорость. 17 мая этого года директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Сергей Емельянов сообщил ТАСС: «Одновременно проводятся две работы. Уже определились, что на одноосной схеме возможно достичь скоростей 450 км/ч. Всё, что выше, пока на одноосной схеме не получается. А на соосной схеме ОКБ Камова отрабатывает машину со скоростью выше 500 км/ч. Это делается в интересах Министерства обороны».
Камовская перспективная машина называется Ка-92. Год назад было принято решение, что ПСВ Миля более интересен для военных. Однако, как видим, спор двух ОКБ продолжается и по сей день.
Несмотря на то, что информация о двух направлениях проектирования ПСВ крайне ограниченная, а к тому же приблизительная, можно попытаться сравнить возможности двух перспективных машин.
ЛТХ Ми-Х1 и Ка-92
Крейсерская скорость, км/ч: 350−370 — 420−430
Максимальная скорость, км/ч: 450 — 500
Максимальный взлетный вес, т: 10−12 — 16
Дальность, км: 1500 — 1400
Боевая нагрузка, т: 3−4 — н/д
Пассажировместимость, чел: 20−24 — 30
При экспериментах с ПСВ особое внимание отведено скоростным качествам. В то же время этот проект существенно шире, он предполагает создание вертолета нового поколения, в котором должны быть существенно усилены все прочие качества винтокрылой машины. Причем ряд экспертов склоняется к тому, что скорость для вертолета — это не самое главное.
У новой машины должна быть снижена заметность. Радиолокационная, тепловая и акустическая. И тут летающая лаборатория на базе Ми-24 мало что может прояснить, поскольку геометрия у «Крокодила» (как называют этот ударный вертолет) классическая, двигатели создают изрядный тепловой фон. Разве что можно поэкспериментировать с малошумящим винтом. Так что после получения от лаборатории необходимых скоростных качеств необходимо будет найти ответы на целый ряд вопросов. На то и НИР, чтобы находить ответы, которых пока еще не существует. Так что можно предположить, что получение опытного образца для проведения войсковых испытаний в 2020 году — это очень оптимистичные планы.
Вертолет нового поколения должен отличаться от ныне существующих и более развитой авионикой. Эти задачи решает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Собственно, тут первая ласточка уже прилетела. Так, недавно принятый на вооружение корабельный многоцелевой вертолет Ка-52К «Катран» уже частично оснащен радиоэлектронным оборудованием завтрашнего дня. Завтрашнего для вертолетостроения, а не для истребительной авиации. На нем установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой «Жук-АЭ», позволяющая обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 300 км, а наземные — до 70 км. Для прочих вертолетов такие дальности недосягаемы.
Предполагается повысить на 8−10% относительно нынешнего уровня защищенность перспективного вертолета. То есть она должна быть еще выше, чем сейчас у вертолетов, использующих новейший бортовой комплекс обороны «Витебск», который включает в себя ультрафиолетовый пеленгатор пуска ракет, аппаратуру обнаружения лазерного и радиолокационного облучения, станцию оптико-электронного подавления, станцию активных радиолокационных помех, устройство выброса ложных тепловых целей.
Ожидаемо и увеличение возможности ракетного вооружения для вертолетов в ударной комплектации. И, прежде всего, должна возрасти дальность стрельбы. Уже сейчас Ка-52К «Катран» при работе по бронированным наземным целям может не входить в зону действия ПВО ближнего радиуса действия, поскольку его противотанковые ракеты имеют дальность в 20 км. Логично было бы и использовать на все сто возможности новых РЛС с дальностью обнаружения наземных целей на расстоянии до 70 км. То есть необходимы и ракеты с соответствующей дальностью, и обслуживающая их система управления вооружением. И тогда стрельба будет выполняться за пределами зоны ПВО среднего радиуса действия. Это еще больше повысит защищенность перспективной машины.
Читайте также
Ракетные автопоезда СССРСекретные машины, которые могли преодолеть любое бездорожье
В построении бортового радиоэлектронного оборудования вертолета нового поколения, разумеется, будет использован и модульный принцип, что позволит проводить модернизацию непосредственно в летных частях без участия настройщиков высокой квалификации. Эти задачи КРЭТ в последнее время успешно решает. Повысится и «интеллект» системы управления, которая должна будет решать уже более сложные задачи, чем автоматический взлет и посадка при любых метеоусловиях и в любое время суток или привод машины на базу в случае ранения пилота.
svpressa.ru
Будет ли у России боевой вертолет пятого поколения?
Буквально на днях в некоторых средствах массовой информации появились сообщения о том, что российский вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» приступил к созданию боевого вертолета пятого поколения. В создание новой боевой машины будет вложен 1 млрд долларов. Пока это деньги частных инвесторов, но они надеются, что если проект будет успешным, со временем последует госзаказ. Так, например, по данным агентства «Интерфакс», об этом 14 мая заявил исполнительный директор холдинга Андрей Шибитов.
При этом он не назвал конкретные технические характеристики новой боевой винтокрылой машины, а только заметил, что вертолетостроительная компания «активно работает над концепцией боевого вертолета пятого поколения».Помимо создания боевого вертолета нового поколения, компании, входящие в состав холдинга «Вертолеты России», занимаются также разработкой перспективного скоростного вертолета. Работы ведутся одновременно в конструкторских бюро «Миля» и «Камова». По словам А.Шибитова, сейчас данные разработки находятся на стадии активных предпроектных исследований.На сегодняшний день самым скоростным перспективным вертолетом считается американский вертолет Sikorsky X-2, который, по утверждениям разработчиков, будет способен развивать скорость до 460 километров в час. По словам А.Шибитова, российский прототип «получил серьезные замечания по редуктору и трансмиссии» и эти конструктивно-технические сложности пока не устранены.В России сразу разрабатываются три модели скоростных вертолетов: Ми-X1 конструкторского бюро «Миля», а также Ка-90 и Ка-92 конструкторского бюро «Камова». Кстати, по словам разработчиков, вертолет Ка-90 предположительно сможет развивать скорость свыше 800 километров в час. Прогнозируемый срок создания новых винтокрылых машин оценивается в пять–восемь лет.
/ nvo.ng.ru /
• Александр Корнуков, бывший главком ВВС России, сказал, что новый вертолет должен будет обладать тремя важными качествами — легкость, малошумность и невидимость. Вертолет должен управляться двумя пилотами, которые будут сидеть друг за другом.
• Константин Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, среди других важных критериев вертолетов пятого поколения назвал:— увеличенную дальность полета,— интеллектуальную система управления вооружением,— возможность ведения воздушного боя с самолетами,— скорость до 600 км/ч,— наличие системы гиперспектрального химического анализа поверхности, которые позволяют отследить, например, тропу, по которой прошли наркоторговцы.• Вертолетов пятого поколения в настоящее время в мире нет, активно над их созданием работают сейчас в США._______________________________• Но тут возникает резонный вопрос. Пройдут 5-8 лет, холдинг «Вертолеты России» наконец-то решит все конструктивные проблемы и создаст новый боевой вертолет. Но когда и сколько этих новых вертолетов появится у наших славных ВВС? И появятся ли вообще!• Ведь практика оснащения новой боевой техникой Вооруженных сил России за последние 15-20 лет выглядит весьма плачевно. Да, мы проектируем и делаем очень хорошую, а порой и лучшую боевую технику. Но не для себя, а на продажу.• Взять, например, замечательные боевые вертолеты Ка-52 и МИ-28Н. В строевых частях ВВС этих сравнительно новых машин насчитывается буквально единицы, в то время как за рубеж их продают десятками. А основу парка вертолетов армейской авиации до сих пор составляет Ми-24 различных модификаций. Хорошая боевая машина, отлично зарекомендовала себя в боевых действиях в Афганистане и других военных конфликтах. Но, друзья мои, не забывайте, что Ми-24 стоит на вооружении уже почти 40 лет.• Аналогичная ситуация с поставкой новой современной боевой техники наблюдается и в других видах и родах Вооруженных сил.
army-news.ru
Новый вертолет "Микрон" | CBS MEDIA
Одним из самых интересных образцов техники, представленных на выставке HeliRussia 2017, прошедшей в КрокусЭкспо, можно назвать сверхлегкий вертолет Micron, созданный всемирно известным авиаконструктором Валерием Шоховым при поддержке компании AIRLANE и техкоманды Gyroplane.ru
Впервые он был представлен как опытный образец широкой публике на HeliRussia 2016, где вызвал огромный интерес как простых посетителей , так и профессионалов. И вот теперь он, уже прошедший все летные испытания, выставлен как модель, готовая к серийному производству сразу в нескольких комплектациях, включая вариант БПЛА (беспилотного летающего аппарата).
Вариации «Микрона».
Несмотря на свои размеры, Микрон — полноценный вертолет, способный нести серьезную для своей мощности нагрузку, и пригодный для эксплуатации в разных погодных условиях.
Модель полностью складная, компактная настолько, что его можно перевозить в багажнике большого автомобиля или в небольшом прицепе, раскладывается он в течении нескольких минут и так же легко складывается даже одним человеком.
Соосная схема винта делает данный летательный аппарат очень устойчивым в воздухе. Диаметр винта чуть более четырех метров и колесные трехточечные шасси дают возможность посадки и взлета практически в любых условиях. Все это позволяет применять миниатюрный вертолет не только для небольших любительских полетов, но и в рабочих целях, таких как мониторинг пожаров, поисковые работы, доставка небольших грузов в труднодоступные места.
Грузоподъемность вертолета — до 130 кг, высота полета около 3000. Как и все вертолеты, он способен к висению в воздухе и обладает высокой маневренностью.
Сейчас Микрон оборудован двигателем Rotax 503, работающем на автомобильном бензине АИ-92, но вероятно, что в скором времени появятся и гибридные варианты двигателя.
Приборная панель крупным планом
Узнать больше подробностей о вертолете удалось из разговора с представителем компании Gyroplane, деманстрирующим модель на выставочном стенде.
Корр.: — Это вертолет, который нами визуально сначала был принят за автожир, по габаритам и дизайну он очень интересен. Что это такое?
Представитель компании: — Вы видите, у него два ротора. Это вертолет с полноценной соосной схемой.
Корр.: — Да, мы даже заметили, что у него нет этого самого винта сзади, который отличает автожиры, поэтому стало интересно.
П.к. :- Это самый настоящий, полноценный, без всяческих изъянов вертолет, просто очень маленький, и по весу, и по размеру. Вес 115 кг.
Корр.:- Сверхлегкая авиация.
П.к.: — Да. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Пока по нашему законодательству не требует регистрации, не требует сертификации типа, но даже, хотя пока это весьма сложно, нет прямого указания на наличие пилотского удостоверения.
Корр.: — Это является еще одним плюсом этой модели?
П.к.:- Это не совсем плюс, скорей непонятка, а непонятки не всегда бывают плюсами… Лучше снижать неопределенность. Но пока мы констатируем как факт, что это возможно.
Корр.: — То есть формально человек, который освоит пилотирование на нем, имеет право на нем летать, даже не получая каких-то документов? Как на скутерах ездить.
П.к.: — Очень-очень формально — да. Но если человек немножко заботится о своей жизни, о своем здоровье, то он, бесспорно, сначала получит какие-то элементарные знания о пилотировании вертолетов малых масс. Например, 10 часов 22го Робинсона.
Корр.: — Не то что сел, 2 часа отлетал и…
П.к.: — Иначе ничего не получится. Причем соосная схема винта сама по себе более устойчива, более проста в управлении, притом что данная конкретная реализация очень хорошо себя ведет, очень устойчива в полете, но тем не менее человек должен понимать, что это маленькие массы и маленькие массы в воздухе. Человек живет на земле, поэтому для нас воздух — агрессивная среда. И надо к ней адаптироваться.
Корр.: — А вот как-то сказывается на поведении аппарата в воздухе, на ощущении пилота то, что не то что полностью открытая кабина, просто сиденье и педали?
П.к.: — Не больше чем это сказывается на мотоциклисте, который едет с той же скоростью, а крейсерская скорость 90 км/ч. Максимальная — 120 км/ч. Одели шлем и вперед. Ну и костюмчик, чтобы не промокнуть.
Микрон в воздухе.
Корр.: — А дальность полета?
П.к.: — у этого конкретного — час. На крейсерской скорости расход 19 л в час. Соответственно, бак минимальный 20 л. Возможно и больший бак установить.
Корр.: — А он сейчас уже в продаже или еще не сертифицирован?
П.к.: — Этот образец не будет сертифицирован. На сегодняшний день полностью готовы к сборке все его последующие младшие братья, закончены летные испытания, сейчас убирают все детские болезни, и вперед. Но этот мальчик уже продан.
Корр.: — И когда ориентировочно он выйдет из стадии детских болезней? Поступит в открытую продажу?
П.к.: — Он уже в открытой продаже, мы принимаем предзаказы, более того, у нас этих предзаказов уже на год вперед. Поэтому когда люди подходят, начинаем разговаривать с ними о второй половине 2018 года.
Корр.: — А дело в габаритах и упрощенной документации или в стоимости он тоже выигрывает?
П.к.: — Если вы приходите ко мне, показываете пилотское удостоверение, я угощаю вас кофе и делаю все, чтобы он стал стоить вам 2,5 млн. Но оптимум где-то около 3,5 млн. Вот на нем сейчас стоит один двигатель, а опционально может появиться другой. Другие приборы можно поставить. Приборная панель тут минимально достаточная. Но кто-то захочет жидкокристаллическую…
Корр.: — Получается, он совершенно открыт для модификации?
П.к.: — Конечно. Если вы посмотрите внимательно, — это конструктор. И юридически мы не продадим вам вертолет. Мы продаем его как кит-набор. А дальше вы купите у нас услугу по сборке этого вертолета, если заботитесь о своей безопасности. И есть некоторые аналогичные нюансы.
Корр.: — А для тех, кто не может показать пилотское, удостоверение, но может показать летную книжку с подтвержденным налетом, условия те же самые?
П.к.: — Могут быть текущие пилоты самые разные — и опытные, и начинающие. Как я сказал, для меня важно понимание человеком всех нюансов пребывания в воздухе… Наличие пилотского удостоверения — условие попадания в эти 2,5 млн. это участие в некой инсайдовской программе. Мы будем просить всех участников, чтобы они нам описывали каждый свой час полета, весь свой опыт с «Микроном», таким образом мы будем продолжать работать над вертолетом, над новыми его вариациями.
Корр.: — То есть вести, по сути, полноценный полетный дневник. Продолжать рабочие испытания в разных условиях.
П.к.:- Да, и постоянно быть с нами на связи. То есть что-то не нравится, что-то зашумело…
Корр.: — Или что-то показалось неудобным.
П.к.: — Да, в том числе и это. Мы хотим, чтоб вертолет наш удовлетворял все потребности покупателей в рамках возможного.
cbsmedia.ru