Шведские ученые: Среди викингов были женщины-воины. Викинги женщины воительницы


Женщины-гладиаторы, самураи, викинги… | Исторические сюжеты

История складывается из мелочей, о которых многие часто забывают. Иногда современные люди пытаются соединить прошлое по частям, искажая все своей нынешней точкой зрения. Например, до недавнего времени мы предполагали, что древние женщины не воевали и не занимались искусством. Но современная археология доказала ошибочность многих наших предположений. И благодаря этому мы теперь знаем, что…

Женщины сражались как римские гладиаторы

Практически все свои знания о римских гладиаторах мы получили из фильма «Гладиатор». Мужчин, рабов и преступников, отправляли в Колизей драться до смерти для развлечения населения. В фильме была одна женщина, но она ездила на колеснице и выпускала стрелы в остальных гладиаторов, так что ее можно не брать в расчет.

Но на самом деле…

Гладиаторская арена была кровавой мясорубкой не только для мужчин-рабов. На самом деле многие люди, участвовавшие в самом печально известном виде спорта в истории, были добровольцами — обученными солдатами и политиками, желающими повысить свой имидж среди широких слоев населения. И, как выяснилось, многие из них были женщинами.

Письменные упоминания о женщинах-гладиаторах встречаются довольно часто. Становится ясно, что римляне считали это явление несколько странным, поэтому считали важным акцентировать внимание на том, что на арене сражались женщины.

Рельеф с изображением боя женщин-гладиаторов

Гладиаторы-женщины не были результатом решения какого-то прогрессивного императора, верившего в гендерное равенство в смертельных спортивных состязаниях. Все было как раз наоборот — участие женщин было нормой в течение 200 лет, но с некоторыми ограничениями (например, прямые родственницы генерала или сенатора не могли быть гладиаторами), пока император Септимий Северус не положил конец этому безобразию.

Почему же мы не слышали об этом раньше? Это прекрасный пример случайной ошибки. Когда археологи откопали статую женщины-гладиатора, угрожающе размахивающей каким-то оружием в позе воина-победителя, они первоначально описали это орудие как «инструмент для уборки», потому что уборка — это то, что должна делать женщина.

Затем в 2000 году археологи обнаружили могилу титулованного гладиатора, но были сбиты с толку, когда увидели, что внутри было женское тело, и посчитали, что женщина попала в могилу случайно.

Женщины-самураи встречались чаще, чем мы думаем

В феодальной Японии самураи были грубоватыми, благородными и неизменно жесткими мужчинами, целеустремленно идущими по направлению к своей поэтической смерти.

Это было общество, в котором женщины были невероятно скромными хранительницами очага или ярко накрашенными гейшами, основная функция которых в военное время заключалась в оплакивании своих погибших отцов-братьев-мужей. Но ни при каких обстоятельствах они не могли на равных присоединиться к мужчинам в сражении — женщины самураи в то время просто не были культурно приемлемы.

Но на самом деле…

Женщины в феодальной Японии воспитывались по тому же самому кодексу Бусидо, что и мужчины, — лучше смерть, чем бесчестье, что в основном означает «никогда не позволяй взять себя живым» (у женщин всегда наготове были кинжалы, чтобы в любой момент проткнуть грудь врага или свою собственную). Они воевали вовсе не как последняя линия обороны в крайнем случае. Анализ ДНК жертв сражения Senbon Matsubaru в 1580 году показал, что 35 из 105 проверенных тел были женскими.

Женщинам высшего сословия в феодальной Японии преподавали другую, чем мужчинам, форму боевых искусств. В частности, их учили пользоваться оружием с длинной рукояткой и изогнутым лезвием под названием нагината. Это не значит, что женщины были менее опасны, просто обучение определенным методам убийства было разделено по гендерному признаку и зависело от сильных и слабых сторон воинов.

Жены самураев должны были знать о войне так же много, как и их мужья, и даже иногда следовать за ними в бой, если того требовала ситуация. Это был практически закон: в случае невозможности исполнения мужем его обязанностей жена военачальника приняла бы на командование себя.

По аналогии, если бы президент Соединенных Штатов был похищен ниндзя, бразды правления перешли бы не к вице-президенту, а к первой леди. Одна из более популярных легенд про самураев в Японии рассказывает о Томоэ Гозен, женщине-самурае 12-го века, известной количеством отрубленных вражеских голов. Но по сей день при слове «самурай» у всех перед глазами встает образ мужчины.

Легендарные женщины-воительницы Амазонки действительно существовали

Амазонки, неестественно огромные и кровожадные женщины-воины, — мифологическая раса воинов, восходящая к временам греческой античности и поэм Гомера. Это позволяет считать их таким же плодом воображения великого эпического поэта, как циклопы и русалки.

В легендах о женском сообществе воинов обычно говорится, что они были великаншами, убивали младенцев мужского пола при рождении и часто отрезали одну грудь, чтобы лучше владеть луком и стрелой. И по сей день у большинства из нас сам факт, что легендарные воины-амазонки вообще когда-либо существовали, вызывает сомнение.

Но на самом деле…

Современная археология постепенно соглашается с тем, что амазонки существовали на самом деле, даже несмотря на то, что не были трехметрового роста, имели, как правило, две неповрежденные груди и не приходили из джунглей (это в их честь были названы лес и река, а не наоборот).

Греки склонялись к тому, что они происходили из скифских племен с территории современных Ирана и Турции. Этот факт может объяснить, почему значительная часть этой области сегодня так боится женщин.

Ученые в течение большей части 20-го века соглашались с тем, что греки, говоря о «женщинах-воинах», на самом деле имели в виду безбородых женоподобных мужчин, которых они с насмешкой называли женщинами. Это звучит не так уж неправдоподобно. Бородатый воин с огромными трицепсами вполне мог так уничижительно отзываться о гладко выбритом мужчине с тонкими «женскими» костями. Люди поступают так до сих пор.

Но раскопки скифских захоронений в 1990-е годы показали, что среди воинов были в равной степени и мужчины, и женщины. Кроме того, женщины-воины имели не меньше татуировок и боевых ранений, чем их коллеги мужчины. Их даже хоронили вместе с броней и оружием, точно так же, как мужчин. А исследования традиций воспитания показывают, что эти женщины не убивали своих сыновей при рождении.

Вероятно, они не делали этого из биологических соображений. Ведь весьма маловероятно, что амазонки могли размножаться бесполым способом. Сейчас считается, что мальчиков отправляли домой на попечение отцов (или соседних племен, в знак доброй воли), в то время как женщины-воины были сосредоточены на более важной задаче — уничтожении греков.

Викинги часто возили с собой своих жен

Мы уже говорили, что слово «самурай» вызывает в воображении определенно мужской образ, но еще более верно это по отношению к слову «викинг», которое заставляет вспомнить бородатых насильников, плавающих на своих драккарах в поисках новых земель, которые можно уничтожить.

Все знают, что мужчины проводили свои дни, расщепляя топорами головы людей, а женщины сидели дома, толстели, отращивали косички и пели оперные арии (все эти знания почерпнуты из ужасных фильмов о викингах).

Но на самом деле…

Представление о том, что разведка и завоевания были чисто мужским делом, почти целиком основано на романтизированной современной фантастике, а не на реальной истории. На самом деле слово «викинг» само по себе является неправильным, когда речь идет о древних норвежских людях: по словам историка профессора Эрики Хагельберг, это то же самое, что называть всех американцев «морпехами».

В действительности норвежцы намного больше интересовались мирной торговлей и колонизацией, чем избиением людей. И женщины играли намного более активную роль в скандинавском обществе, чем внушает нам большинство современных представлений о викингах.

Долго считалось, что кровожадные скандинавы завоевали Европу и повторно заселили ее посредством сексуального насилия, но современные анализы ДНК показывают, что обычно они привозили с собой свои семьи и основывали новые колонии. В любом случае они больше походили на путешественников, чем на убийц (хотя любое колониальное общество, по крайней мере вначале, без убийств не обходится).

Внесем ясность: существует не так много доказательств, что женщины играли активную роль в этих вторжениях викингов. Но мы знаем, что женщинам отводилось более высокое место в обществе, чем просто роль домохозяек, следящих за тем, чтобы кабан бы равномерно прожарен со всех сторон, и терпеливо ожидающих в Исландии мужей, возвращающихся с битвы.

Художниками в каменном веке были в основном женщины

Когда наступил каменный век и люди внезапно узнали, что их руки можно использовать для чего-то еще, кроме добывания пищи, они научились создавать произведения искусства. Примечательно, что эти шедевры включали в себя наскальные рисунки и миниатюрные скульптуры, которые были невероятным достижением для того времени, даже если, говоря объективно, все они выглядят ужасно.

Скорее всего, вы не знаете, что, когда археологи начали раскапывать эти объекты древнего искусства, они сделали интересное открытие: самое раннее человеческое произведение искусства оказалось порнографией. Мы говорим о наскальных рисунках влагалищ, вырезанных из костей животных гигантских пенисах и известных «статуэтках Венеры» — маленьких фигурках, изображающих женщин в виде безголовых стволов деревьев с комично огромной грудью.

Археологи всегда считали, что эти древние рисунки были сделаны мужчинами, потому что кто еще будет тратить свободное время на рисование примитивной порнографии и создание скульптурных фигурок женской груди?

Но на самом деле…

Недавно многие археологи решили, что большая часть наскальных рисунков была, вероятно, сделана женщинами. Как они это узнали? Обычно у женщины безымянный палец короче, чем указательный (а у мужчин наоборот), и эта разница, как полагают, у древних людей была более выражена. Применяя это знание к отпечаткам рук, оставленным на наскальных рисунках, ученые пришли к выводу, что почти три четверти их были сделаны женщинами.

Картины, возможно, были частью некоего ритуала (в некоторых обществах охотников-собирателей шаманами были женщины), или они, возможно, были созданы от скуки, так как надо было чем-то себя занять в пещере в долгие часы ненастья или холодное время года.

И когда женщины-археологи начали изучать статуэтки Венеры, они заметили, что фигурки кажутся ужасно знакомыми, если смотреть под определенным углом, — то есть сверху вниз. Такими видят себя женщины, особенно беременные, когда смотрят прямо вниз на свое тело, — в общем-то просто линия груди, живота и бедер.

Этот женский взгляд привел к альтернативной теории — статуэтки Венеры предназначались не для мужчин, а были автопортретами беременных женщин, проживающих в пещере, которые создавались для того, чтобы занять свободное время, пока мужчины находились в поисках пропитания, или для того, чтобы отследить ход их беременности, вроде древней диаграммы роста.

 

 

 

 

 

link

storyfiles.blogspot.com

Шведские ученые: Среди викингов были женщины-воины

08:55 11/09/2017

Шведские археологи провели исследования, которые позволили установить, что среди викингов существовали женщины-воительницы. Новые изыскания были проведены учеными из Уппсальского и Стокгольмского университетов. Статья, посвященная данной работе, опубликована в специализированном издании American Journal of Physical Anthropology.

Как сообщается, археологи изучали одну из самых известных могил эпохи викингов, возраст датируется серединой X века. Погребение находится в древнем городе Бирка, считавшемся крупнейшим торговым центром шведских викингов в 800-975 гг.

Это погребение было раскопано еще в 1880-х годах. Тогда археологи обнаружили останки воина с погребальным инвентарем: мечем, стрелами и древним игровым набором. Также в могиле были погребены две лошади. Ученые утверждают, что по особенности некоторых костей еще раньше были догадки, что умерший является женщиной. Однако больше века считалось, что эта могила мужчины-воина, потому что погребальный инвентарь в виде оружия обычно находили в могилах представителей сильного пола.

В новом исследовании археологи вместе с генетиками провели анализ ДНК скелета, который подтвердил догадки. То, что в могиле захоронена женщина, подтвердил также изотопный анализ.

При этом на костях воительницы не нашли следов серьезных травм, нанесенных перед смертью - судя по всему, к ее гибели привели другие причины. Отсутствие таких травм характерно для индивидуальных погребений в этом регионе. Останки тех, кто погиб от ран, чаще находят в массовых захоронениях.

«Письменные источники иногда упоминают женщин-воинов, но это первый раз, когда мы нашли убедительные археологические данные для их существования», - указал профессор кафедры археологии и древней истории Университета Уппсалы Нил Прайс.

Ранее сообщалось, что в археологи в Беларуси обнаружили полностью сохранившиеся мужские украшения викингов. 

mir24.tv

Есть и другие у дев заботы

8 сентября 2017 года в журнале American Journal of Physical Anthropology было опубликовано сообщение об исследовании ДНК викинга из некрополя в шведской Бирке. Само погребение было найдено и изучено еще в XIX веке, но только сравнительно недавно — в 2013 году — останки викинга привлекли внимание антропологов. Они предположили, что кости из могилы Bj 581 принадлежали женщине. Генетический анализ подтвердил эту гипотезу. В скандинавских сагах и ирландском эпосе воительницы встречаются, и не раз, но на археологическом материале это явление не подтверждалось.

Публикация в American Journal of Physical Anthropology вызвала две реакции. С одной стороны, обрадовалась широкая публика, чей интерес к женщинам-воинам подогревается комиксами и сериалами. С другой стороны, огорчились специалисты, потому что работа шведских ученых во главе с Шарлоттой Хеденстирна-Йонсон очень уязвима для критики.

Так, исследование ДНК доказывает, что кости принадлежали женщине, но, напомним, останки были извлечены не из только что вскрытого погребения, а из ящика или пакета, собранного при раскопках Бирки в XIX веке. Никто не может гарантировать, что за сто с лишним лет не произошло путаницы и Хеденстирна-Йонсон действительно анализировала кости из Bj 581, а не из одного из тысячи других раскопанных погребений в Бирке.

Но, допустим, скандинавская тщательность не подвела ученых. Тем не менее, наличие оружия в качестве погребального инвентаря, строго говоря, доказывает высокий статус женщины, но не ее участие в боевых действиях (да простят нам это клише), точно так же как наличие украшений в мужской могиле не указывает на то, что похороненный в ней воин был тщеславен и склонен к излишествам. Предположим все же, что в Bj 581 действительно погребена воительница со своими лошадьми и оружием.

Но со следующим заявлением авторов исследования согласиться труднее. Среди предметов в могиле была настольная игра, возможно, хнефатафл. Ее присутствие рядом с покойницей, по мнению Хеденстирна-Йонсон, означает, что женщина «была офицером, разрабатывала стратегию и тактику, могла вести войско в бой; мы говорим не о валькирии из саг, а о настоящем военачальнике, который, как оказалось, — женщина» (из интервью Хеденстирна-Йонсон). Когда авторы статьи представляют гипотезу свершившимся фактом, то у читателя появляются сомнения: не превратились ли другие гипотезы в готовые факты.

Среди выводов в статье Хеденстирна-Йонсон в журнале American Journal of Physical Anthropology есть такая фраза: «Наши результаты должны предостеречь от широких обобщений, сделанных на основании археологических контекстов и предрассудков». То есть читателю предлагают принять анализ ДНК за аксиому, сделанные на его основании культурно-исторические выводы — за теорему, а об археологии нужно забыть.

Статья Хеденстирна-Йонсон не оставила равнодушной профессора Ноттингемского университета Джудит Джеш (Judith Jesch). Она — один из крупнейших специалистов в мире по викингам вообще и «женскому вопросу» этой эпохи в частности. В своем блоге, который мы горячо рекомендуем всем заинтересованным лицам, Джеш составила поучительный список из шести проблематичных мест в статье Хеденстирна-Йонсон.

В отличие от Хеденстирна-Йонсон, Джудит Джеш оперирует и археологическими источниками, и литературными. Проблеме женщин-воинов она посвятила главу в монографии «The Viking Diaspora» («Диаспора викингов», 2015). В частности, Джеш пишет о том, что устройство мира викингов консервативно, в нем очень строго распределены роли мужчин и женщин. Впрочем, есть и существа, которые пересекают эти границы: валькирии. Эти воинственные девы, посланницы Одина, подбирают на поле битвы павших храбрецов и уносят их в Вальхаллу, где прислуживают героям и разносят мед.

Госфортский крест, фрагменты. Красным кругом обведены женские фигуры в сцене с распятием Христа (слева) и в традиционной сцене с участием валькирии (справа)

Известно довольно много изображений валькирий VIII-IX веков: это женщины в длинных одеждах, подающих воинам рог с питьем. Вот интересный пример: Госфортский крест (Великобритания, X век). На одной из граней креста изображено распятие, под ним стоит сотник Лонгин, пронзивший бок Христа копьем. Обычно рядом с ним должен быть другой солдат — Стефатон, державший губку, смоченную уксусом, но в данном случае это женщина с рогом (Мария Магдалина?). На том же Госфортском кресте есть изображение и собственно валькирии, ничем не отличающейся от женщины в христианской сцене.

В «Старшей Эдде» валькирии на поле боя носят шлемы, кольчуги и копья: ... девы в шлемах с просторов небесныхмчались в кольчугах,обрызганных кровью,свет излучаликопья валькирий. («Первая песнь о Хельги убийце Хундинга», 15, перевод А. Корсуна)

Джудит Джеш в книге «Диаспора викингов» пишет, что по непрямым упоминаниям в других песнях «Эдды» можно предположить, что валькирии могли сражаться мечами и стрелять из луков. Но изображения вооруженных женщин встречаются намного реже, чем валькирии с рогом. Тем не менее чрезвычайно интересная и не имеющая аналогов находка была сделана в южной Дании на острове Фюн совсем недавно, в 2012 году: это серебряная подвеска в виде длинноволосой женщины с мечом и щитом.

Серебряная подвеска с острова Фюн

Но ни кольчуги, ни шлема, ни копья у нее нет. Эта подвеска проблематична как раз своей уникальностью: ее трудно интерпретировать, тем более что обнаружили ее в отвале металлургической мастерской.

Джеш также пишет о том, как выглядит обычная трактовка погребального инвентаря: в женской могиле нашли меч или топор, следовательно, покойница была воительницей; в мужской могиле нашли женскую брошь, следовательно, это сентиментальное напоминание о былой любви. Действительность же была прозаичнее. Например, в Норвегии изучены сотни женских погребений, в которых рядом с останками уложены детали конской упряжи, изготовленные на Британских островах. Значит ли это, что все эти женщины побывали в дальних краях, катались там верхом и вернулись домой с сувенирами? Нет. Скорее всего, с сувенирами после набегов вернулись домой их мужья.

В общем, к истории с погребением Bj 581 нужно относиться с большой осторожностью: в ней много проблемных заявлений и слишком простых объяснений. Так часто бывает, когда археологический материал требуется подвести под литературный источник (таких источников несколько, но самый захватывающий — «Сага о Хервер и Хедрике»).

Юлия Штутина

nplus1.ru

Доказано существование женщин-воительниц среди викингов

 

Генетическое исследование, проведенное учеными из Университета Уппсалы и Стокгольмского университета (Швеция), доказало существование женщин-воинов среди викингов. Более того, можно утверждать, что женщины были не только рядовыми бойцами, но и командирами легендарных скандинавских воителей.

 

Предметом исследования стало одно из самых известных захоронений эпохи викингов. В 1880-х годах на месте города Бирка (современная Швеция) была найдена могила, относившаяся к середине Х в. Там были найдены останки воина, оружие, в том числе меч и бронебойные стрелы, а также скелеты двух лошади. В захоронении также был обнаружен полный набор игровых предметов и игровая доска.

 

Форма скелета уже давно наводила исследователей на мысль, что воином была женщина. Теперь генетики, археогенетики и археологи, проводившие анализ ДНК, полученной из скелета, доказали, что у викинга действительно были две Х-хромосомы, а Y-хромосома отсутствовала, сообщается на сайте Университета Уппсалы.

 

«Это первое формальное и генетическое подтверждение существования женщины-воительницы в эпоху викингов», — говорит профессор Маттиас Якобсон из биологического факультета Уппсальского университета.

 

Изотопные анализы показали, что женщина много путешествовала, что соответствует нашему представлению о стиле жизни скандинавских мореплавателей.

 

«Игровой набор указывает, что она была командиром, кем-то, кто работал с тактикой и стратегией и мог вести войска в бою. Та, кого мы изучали, была не валькирией из саг, а настоящим военным лидером», — говорит Шарлотта Хеденштейн-Джонсон, Стокгольмский университет, которая возглавлял исследование.

 

«Письменные источники иногда упоминают женщин-воинов, но это был первый раз, когда мы действительно нашли убедительные археологические доказательства их существования», — говорит Нил Прайс, профессор кафедры археологии и древней истории Университета Уппсалы.

klascon.ru

Как жилось женщинам в эпоху викингов? — Альтернативный взгляд Salik.biz

В свое время было много разговоров о той роли, которую играли женщины в эпоху викингов. Были ли они воинами, которые орудовали щитами и мечами бок о бок с мужчинами? Отправлялись ли они вместе с ними в знаменитые плавания викингов к таким далеким местам, как Европа, Россия и Северная Америка? Хотя в некоторых случаях трудно отделить миф от реальности, но становится ясно, что скандинавские женщины в обществе эпохи викингов пользовались большей свободой и властью в своих общинах, чем многие другие представительницы прекрасного пола того времени. Недавние исследования показывают, что многие норвежские женщины чаще, чем считалось ранее, путешествовали вместе с мужчинами. Это позволяет предположить, что женщины также играли активную роль в колонизации новых земель.

Почему скандинавских женщин нельзя назвать викингами?

Технически женщин даже нельзя назвать викингами. Дело в том, что древнескандинавское слово vikingar применялось только к мужчинам, как правило, к тем, которые отправились из Скандинавии в своих знаменитых длинных лодках к далеким берегам Великобритании, Европы, России, а также на острова Северной Атлантики и Северной Америки в 800-1100 годах нашей эры.

Но хотя эти викинги стали печально известными как свирепые воины и жестокие захватчики, они также были торговцами, которые установили торговые маршруты по всему миру. Они образовали поселения, основали города (Дублин, к примеру) и оказали воздействие на язык и культуру тех мест, где останавливали свои корабли.

Участие в походах

В то время как ранние исторические исследования о викингах предполагали, что скандинавы-мореходы путешествовали мужскими компаниями, возможно, из-за отсутствия желаемых компаньонок в Скандинавии, более недавнее исследование рассказывает совсем другую историю. В новой работе, опубликованной в конце 2014 года, ученые использовали митохондриальную ДНК в качестве доказательства того, что норвежские женщины присоединялись к своим мужчинам во время путешествий к Англии, Шетландским и Оркнейским островам и к Исландии. Более того, они были важными участниками этих процессов миграций и ассимиляций. Особенно в ранее необитаемых районах, таких как Исландия, норвежские женщины были чрезвычайно важны для заселения новых поселений и их процветания.

Общество эпохи викингов

Как и во многих традиционных цивилизациях, в эпоху викингов, по существу, доминировали мужчины. Они занимались охотой, боевыми действиями, торговлей и сельским хозяйством, в то время как жизнь женщин была сосредоточена на приготовлении пищи, уходе за домом и воспитании детей. Большинство захоронений времен викингов, найденных археологами, отражают эти традиционные гендерные роли: мужчин, как правило, хоронили с оружием и инструментами, а женщин — с предметами домашнего обихода, рукоделием и ювелирными изделиями.

Свобода

Но женщины в Скандинавии эпохи викингов действительно наслаждались необычной степенью свободы для того время. Они могли владеть собственностью, просить развода и возврата своего приданого, если их брак заканчивался. Женщины, как правило, вступали в брак в возрасте от 12 до 15 лет. Его организацией занимались семьи, но женщины имели право голоса в этом вопросе. Если женщина хотела развода, она должна была вызвать свидетелей в свой дом к брачному ложу и объявить перед ними, что она разводится со своим мужем. Брачный договор указывал на то, как семейное имущество будет разделено в случае развода.

Кто был главным в семье?

Хотя мужчина был главой семьи, женщина играла активную роль в управлении как мужем, так и домашним хозяйством. Норвежские женщины имели полную власть в домашней сфере, особенно когда отсутствовали их мужья. Если мужчина в семье умирал, его жена принимала на себя все обязанности и самостоятельно работала на семейной ферме или в торговом бизнесе. Многие скандинавские женщины эпохи викингов были захоронены с кольцами ключей, которые символизировали их роль и власть в качестве домохозяек.

Высокий социальный статус

Некоторые женщины имели особенно высокий статус. Одно из самых больших захоронений, когда-либо найденных в Скандинавии, принадлежит «королеве» — женщине, которая была похоронена в пышно украшенном корабле вместе со многими ценностями в 834. г. н.э. Позднее, в девятом веке, дочь норвежского вождя Гебридов (островов у северной Шотландии) вышла замуж за короля викингов в Дублине. Когда ее муж и сын умерли, она оставила домашнее хозяйство и организовала путешествие на корабле для себя и своих внуков в Исландию, где стала одним из самых важных поселенцев колонии.

Скандинавские женщины-воины

Были ли женщины-воины в обществе эпохи викингов? Хотя относительно немногие исторические записи упоминают о роли женщин в битвах викингов, историк византийской эпохи Йоханнес Скилицы оставил свидетельства о женщинах, которые сражались вместе с мужчинами в битве против болгар в 971. г. н.э. Кроме того, датский историк 12-го века Саксон Грамматик писал об особой женской общине, представительницы которой одевались как мужчины и посвятили себя обучению фехтованию и другим воинским навыкам.

Более того, некоторые из них участвовали в битве при Бровалле в середине восьмого века. В своей знаменитой работе «Деяния данов» Саксон писал о женщине из этой общины по имени Лагерта, которая воевала вместе с известным викингом Рагнаром Лозбруком в бою против шведов, и так впечатлила его своим мужеством, что он решил жениться на ней.

Большая часть того, что мы знаем о женщинах-воинах эпохи викингов, происходит из литературных произведений, в том числе романтических саг Саксона. Рассказы о женщинах-воинах, известных как валькирии, возможно, были основаны на сведениях об этих женских общинах времен викингов, и они, несомненно, являются важной частью древнескандинавской литературы. Учитывая распространенность этих легенд, наряду с более широкими правами, статусом и властью, которыми они пользовались, кажется вполне вероятным, что женщины в обществе викингов действительно иногда брали в руки оружие и боролись, особенно когда кто-то угрожал им, членам их семей и имуществу.

Анна Письменна

salik.biz

Женщины-воины в истории человечества | zviazda.by

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему образ женщины-воина настолько будоражит воображение? У кого-то он вызывает патриархальный гнев и возмущение, у кого-то — любопытство и даже вожделение (фантазии о сексуальной полицейской — из той же серии). Все дело в том, что воительница — это не просто женщина, которой в силу обстоятельств пришлось взять в руки оружие. Это — мощный архетип, который существует столько же, сколько существует цивилизованное человечество. И в истории тому есть масса подтверждений, часто спорных, а потому еще более увлекательных.

Сарматы, кельты и Герардеска

В каменном веке гендерные роли были проще некуда: лохматый и здоровый мужик ловит дичь, пока его лохматая и здоровая женщина сидит в пещере и растит лохматых и здоровых детей или собирает коренья в лесу. Но с развитием общества все становится не так однозначно, особенно у кочевых народов, для которых умение справляться с лошадью стало важнее внешних качеств. Особенно ярким примером тому служат сарматы, ираноязычный народ, две с половиной тысячи лет назад живший на территории современных Украины, России и Казахстана. Их женщины имели высокий социальный статус и участвовали в охоте и войнах наравне с мужчинами.

Они бросали дротики и стреляли из лука, и, как сообщают нам многие из историков Древней Греции, нередко им удаляли правые груди, чтобы все жизненные соки перешли в правую руку, что должно было сделать такую ​​девушку сильной, как мужчина.

Скорее всего, это не более, чем басня, в которую поверили падкие на красочные истории классики. Немного больше доверия вызывает Геродот, который сообщает нам, что замуж сарматская девушка могла выйти, только убив врага. Учитывая воинственность племени, в такое вполне верится. Довольно очевидно, что античным авторам хотелось показать дикость варваров-животноводов, противопоставив их мирным земледельцам, которые прозорливо держали своих женщин в узде.

Вот только сами оседлые народы не всегда придерживались этого правила. Те же кельты были не против того, чтобы их женщины наравне с мужчинами участвовали в боях и походах. Согласно сообщениям античных авторов, кельтские девушки часто бились и боролись друг с другом из-за мужчин, да и с мужчинами вполне могли вступить в бой. Если вспомнить знаменитую Боудикку, возглавившую антиримское восстание, можно сделать выводы, что даже звание военного лидера не было недоступно для женщин. Пожалуй, единственное, в чем были критически ущемлены жены кельтов, так это в том, что им, в отличие от мужчин, не разрешалось драться полностью обнаженными.

 

Кстати, сами римляне, хотя и не пускали своих женщин в битву, были не против того, чтобы те сражались в качестве гладиаторов.

Судя по всему, это было настолько распространено, что даже свободные гражданки были не против рискнуть жизнью на арене. Об этом свидетельствует закон, принятый в 19 году н. э., согласно которому запрещалось вербовать дочерей и внучек членов сенаторского и вершницкого сословий в гладиаторы. Да и декрет императора Септимия Севера, который в 200 году н. э. полностью запретил женщинам участвовать в гладиаторских боях, говорит о том, что до того явление было очень распространено.

Широко известна история Герардески Манутиус, которая присоединилась к восстанию Спартака, правда, скорее в роли наложницы. Когда рабов разбили, ее прелестями соблазнился генерал Красс. Однако по ходу кампании та, видимо, нахваталась азов гладиаторского искусства. Так что полководец, еще сильнее увлекшись этой женщиной (и, скорее всего, испугавшись за свою жизнь), отправил ее в школу гладиаторов. После обучения Герардеска победила на арене, по одним данным, около 200 противников, пока ее саму не убили двое карликов, один из которых воткнул ей сзади трезубец. Стекая кровью, она упала на песок с поднятым пальцем левой руки. Это был жест, который означал просьбу о помиловании, но разгоряченная толпа жаждала финала, и все, что увидела Герардеска в последние минуты своей жизни, это ладони с опущенными вниз пальцами. Она вызывала восхищение только до тех пор, пока получала победы. Однако такого рода легенды — насчет 200 побед — надо просеивать через сито скептицизма. Известно, что самый знаменитый гладиатор — Фламма — становился рудиарием (тот, кто получал свободу, но возвращался на арену) четыре раза, провел тридцать четыре боя, выиграв двадцать один. Девять сражений закончились вничью, и только четыре он проиграл. Это примерно 10 лет, т.е. в среднем — 3-4 боя за год. Так что количество побед Герардески сильно преувеличено, и, скорее всего, в 8—10 раз.

«Девы щита» и онна-бугэйся

В Средневековье с женщинами-воинами все тоже было в порядке. У викингов (хотя женщине запрещалось выступать в роли мужчин, т.е. носить мужскую одежду и оружие) в женские захоронения иногда помещали наконечники стрел, топоры и копья. Ведь в те времена в могилу клали инструменты, которые могли пригодиться в загробном мире и использовались покойным при жизни. То есть ремесленникам не положат меч, а воину — сельхозинвентарь. К тому же в исландских сагах можно поискать упоминание skjаldmær, то есть «девы щита», «щитоносицы». Но и это еще не все.

В начале 20-х годов нынешнего столетия была прочитана ДНК скелета знатного воина-викинга, раскопанного в одном из курганов еще в 1880-х годах в Бирке, крупном торговом центре шведских викингов IX—X веков. Воин оказался женщиной.

Хотя многие исследователи (в том числе и женщины) в целом довольно скептически относятся к женщинам-воинам в письменных источниках, и не без оснований. Skjаldmær встречаются в сагах о легендарных временах и поэтому уже вызывают сомнения — вполне возможно, что это архетипический персонаж из мифологии. Истина, вероятно, как обычно, лежит где-то посередине. Действительно, в дохристианском германском обществе женщины имели значительно больше прав, чем после, — отсюда, вероятно, и спорадические выступления их с оружием в руках. Но маловероятно, чтобы женщины (тем более в большом количестве) были профессиональными воинами на постоянной основе — скорее, это исключение из правил.

На Востоке в это время происходили подобные вещи — в воинственном обществе женщинам тоже приходилось быть воинственными. Женщины из самурайских родов, которые назывались онна-бугэйся, обучались владению холодным оружием на довольно серьезном уровне. Особенно они преуспели в использовании нагинаты — холодного оружия с длинной ручкой и изогнутым клинком. В течение XI—XVII столетий женщины из самурайских родов тренировали искусство боя различными видами оружия и были готовы, в случае чего, защищать свой дом от неприятеля. Если дела шли особенно плохо, жены помогали мужьям совершить ритуальное самоубийство, а затем и сами отправлялись к праотцам. Причем перед этим они предварительно связывали себе щиколотки веревкой, чтобы даже после смерти выглядеть прилично, как и подобает благородной даме.

Интересна и показательна история Томоэ Годзэн, которая принимала участие в войне Гэмпэй (1180-1185) в качестве старшего офицера, а заодно, по разным версиям, либо любовницы, либо жены Минамото-но Ёсинаки, одного из вождей клана Минамото. В сражениях она участвовала и как стрелок из лука, и как боец ближнего боя, причем в полном доспехе самурая. Когда же Ёсинака потерпел поражение, она либо погибла, либо по его просьбе сбежала, наверное, попутно отрубив не одну вражескую голову.

Одной из самых великих воительниц на Востоке стала китаянка Фу Хао. Она была одной из 60 жен императора У Дина (1250—1192 годы до н. э.), А стала первой в китайской истории женщиной-полководцем. Однажды во время одной из войн она попросила мужа отправить ее на фронт — просьба эта для Китая тех пор звучала как безумие. Но, на удивление императора и всего китайского народа, духи дали на это согласие. Через пару месяцев Фу Хао уведомила мужа о своей победе. После этого император разрешил жене управлять десятой частью армии. Постепенно армия Фу Хао увеличилась до 13 000 человек — большая цифра для того времени. Все без исключения солдаты, пусть и по приказу правителя, но подчинялись одной женщине, что для Китая того времени является очень необычным фактом. Кроме того, император настолько преклонялся перед женой, что позволял ей большую часть времени проводить в военных походах, а жить в доме своих родителей. Фу Хао участвовала во множестве сражений и побеждала более чем в 20 странах.

Кроме того, без отрыва от военных будней она родила императору четырех сыновей. Умерла женщина-полководец в возрасте 30 лет.

Екатерина-дуэлянтка

В эпоху Возрождения и в Западной Европе, и в России благородные дамы не только манерничали при дворе и восхищались произведениями поэтов и художников, но и резали друг друга на дуэлях из-за мужчин. Часто такие бои проводили обнаженными, полностью или до пояса, потому что женская одежда была совершенно непригодна для любой физической активности. Та же будущая российская императрица Екатерина Вторая в своей молодости билась на дуэли с троюродной сестрой, да и позже смотрела на женские поединки сквозь пальцы. В период ее царствования в России было проведено как минимум двадцать женских дуэлей, три из которых закончились смертями.

Приблизительно в то же время в самом сердце Африки сложилась совершенно уникальная ситуация. В XVIII-XIX веках личная охрана царя Королевства Дагомея (сегодня это территория Республики Бенин) состояла исключительно из женщин, точнее его псевдо-жен, которых было от четырех до шести тысяч.

Формально гарем (а на деле личные карательные войска или королевская гвардия) составлял до трети всей армии Дагомеи и существовал в том числе и на случай армейского переворота. Считалось, что женщины-воины будут преданы своему мужу до последнего. Чаще всего так и получалось. Назывались эти женские отряды «n'nоnmіtоn», что с местного языка переводится как «наши матери», что было не добродушной кличкой, а вполне формальным названием этих подразделений. Амазонки принимали присягу девственницы, прикосновение к ним каралось смертью. Этим женщинам было запрещено выходить замуж или иметь детей, пока они служили, считалось, что они замужем за королем. Их визитной карточкой было мгновенное отсечение головы.

Только самые сильные, здоровые и смелые девушки избирались для тщательной подготовки, которая превращала их в машины для убийства, наводившие ужас на всю Африку более двух веков. Их учили быть сильными, быстрыми, безжалостными и способными выдерживать нестерпимую боль. Упражнения чем-то напоминали гимнастику и включали в себя прыжки через стены, которые устилались колючей акации. Также женщин отправляли на так называемые голодные игры, где они проводили по 10 дней в джунглях, имея при себе только мачете. После таких тренировок они становились фанатичными бойцами. Чтобы доказать, чего стоят, они должны были стать в два раза выносливее мужчин. Дагомейские амазонки стояли в бою до последнего, и если от короля не поступал приказ отступать, они никогда не сдавались.

Даже после усиления колониальной экспансии Франции в Африке в 1890-е годы амазонки продолжали вызывать страх. Солдат французской армии, которые затягивали кого-нибудь из них в постель, находили утром с перерезанными глотками. Во времена франко-дагомейских войн многие французские солдаты колебались, прежде чем убить женщину. Такая недооценка врага приводила к многочисленным потерям во французской армии, а также воинственные девушки целенаправленно атаковали французских офицеров. Конечно, эта тема не была упущена парижскими журналистами, и с первых полос столичных газет не сходила карикатура, на которой темнокожая амазонка перегрызает зубами горло французскому офицеру.

Последняя дагомейская амазонка по имени Нави ушла из жизни в 1979 году в далекой деревушке в возрасте более ста лет.

Амазонки на ринге и в армии

Пройдя такой долгий и насыщенный путь развития, архетип женщины-воина наконец нашел свое логическое завершение в современных боях гладиаторов — MMА. Причем девушки-бойцы, этакие современные амазонки, часто радуют не только совершенством боевой техники, но и красотой форм, иногда даже совмещая, казалось бы, несовместимое — профессию бойца и модели. Отличный пример — Пейдж ВанЗант, прозванная «12 калибр». Она выступала в самом легком весе, называемом еще «мушиным весом» или «весом соломинки», в самой сильной лиге ММА мира — UFС. При этом успевала принять участие в шоу «Танцы со звездами», где смогла поразить зрителей своей грациозности.

Также во многих государствах мира девушки и женщины проходят службу в армии, а в Израиле, например, она является обязательной. Женщины-солдаты присутствуют в рядах не только медицинских, войск связи и каких-либо войск обслуживания и штабных подразделениях, но и во вполне боеспособных частях, даже в спецназе и десанте. А на волне всеобщей эмансипации только увеличивается количество дам в форме, которые постоянно стремятся доказать и себе, и мужчинам, что они никапли не уступают последним на военной ниве. Не останавливаясь на простой службе, женщины-военнослужащие достигают крупных постов в армии и даже становятся министрами обороны своих стран.

Феминизация оборонной сферы разных стран особенно проявила себя в Европе. Первопроходцем среди женщин-министров обороны стала финка Элизабет Рен, которая занимала этот пост с 1990 по 1995 года. Урсула фон дер Ляйен является действующим министром обороны Германии с 2013 года, причем она первая женщина (кстати, по профессии гинеколог и мать семерых детей) на упомянутой должности в этой стране. Также действующими министрами обороны своих стран являются итальянка Роберта Пинотти (с 2014 года) и испанка Мария Долорес де Коспедаль (с 2016 года). А вот в консервативной Японии, где военное дело практически всегда было уделом только мужчин, Томоми Инада только год занимала эту высокую должность, с августа 2016-го.

Однако, как с тревогой отмечают эксперты, мода на эмансипацию приводит к тому, что ключевые посты, от которых зависит армия государства, занимают женщины, которые не имеют должной подготовки. Например, среди вышеупомянутых дам нет ни одной профессиональной военной. Хотя это, пожалуй, уже тема для отдельного разговора.

Как и во времена Герардески Манутиус, профессия бойца становится все более популярной у женщин, и общество видит такое положение дел вполне приемлемым (к счастью, теперь без смертоубийства). Глядя вглубь веков и наблюдая за различными народами и эпохами, можно понять, что женщины много раз брали на себя долю солдата и бойца, борясь наравне с мужчинами, а потому архетип женщины-воина вполне естественный.

Иван КУПАРВАС

zviazda.by

Персоны: воительницы Средних веков | ЛЮДОТА

Инна Колеватых 09.04.2013

Конечно рыцарю, да и не только рыцарю, а вообще любому мужчине полагается защищать женщин, но история знавала таких дам, которые неплохо справлялись с эти делом сами.

Сначала пример ранний. Пример не одной девы, а многих.

В такой стране, как Дания имел место интересный обычай, согласно которому свободная незамужняя женщина могла вооружиться и стать skjaldmo — «девой со щитом».

Датский летописец Саксон Грамматик в своей хронике «Деяния данов» разобрал древние саги, где собственно и упоминал, что в битве при Бравеллире в середине 8 века на стороне датчан сражалось где-то три сотни «дев со щитом».

Древнеисландская «Сага о Хервёре» рассказывает историю девушки, одевавшейся, как мужчина, и сражавшейся под мужским именем Хервард.

Прошло время. Викинги стали историей.Крестовая идея, двигавшая походами западного воинства на Восток, не обошла и женщин…

12 век. Воительницы Святой Земли

Нет, речь идёт не о тех женщинах, которые сопровождали воинские части, делали лагерь более комфортным местом, готовили и ухаживали за больными. Речь о тех, кто прибыл в Святую Землю чтобы воевать во славу Бога и получить пропуск к ангельским хорам небес.

Кем были эти дамы, что предпочли покинуть дом и отправится в опасный поход? Кто они, сражавшиеся в кольчугах и шлемах не менее достойно, чем храбрые мужи?

Ответов на сей вопрос нет, ибо не сохранилось сведений о них. Но кое-что мы все-таки знаем по скудным упоминаниям восточных летописцев.

Слово Имад ад Дину, биографу легендарного предводителя сарацин Саладина.

После того, как битва закончилась, рассказал он, сарацины вяли пленников и были изумлены, когда воины оказывались воительницами. В  сражении они вели себя как рыцари и несмотря на свой слабый пол проявляли поистине мужскую выносливость.

Судьба этих женщин не известна, однако Имам ад Дин сообщает, что некоторые из них были проданы в рабство пожилым женщинам.

Еще один арабский хронист Беха ад Дин отмечает храбрость франкских женщин во время осады Акры – второго по значению города Святой земли во времена Крестовых походов.

Во время сражения мусульманские бойцы видели женщину, одетую в зеленый плащ. Она стреляла в них из лука и многих убила, прежде чем сама сложила голову под напором сарацин.

Когда воины принесли Саладину ее лук, он был глубоко впечатлен храбростью и упорством погибшей франкской женщины.

13 век. Хозяйка замка Линкольн.

Все знают кто такой шериф? Ага, шериф в Средневековой Англии был главным должностным лицом, выполнявшим административные и судебные обязанности. Объём работы шерифов был весьма и весьма, так что должность их была не из лёгких.

Часто случалось так, что шериф имел крупные земельные участки прямо по месту своей службы.

Самый популярный шериф — это конечно шериф Ноттингемский, прославившийся долгим противостоянием банде головорезов из Шервудского леса. Но речь сейчас не о нём. Принято считать, что шерифские обязанности должен исполнять мужчина. Ан нет! И тут есть исключение.

Шёл 1216 год- время смут и нестабильности. И именно в то неспокойное время шерифом Линкольншира стала Никола де ла Хайе.

О ней расскажу по порядку.

Никола была дочерью барона де ла Хайе, имевшего земли в Нормандии и Линкольшире, наследственного смотрителя замка Линкольн. Родилась она где-то между 1150 и 1156 годами, точности нет, ибо родители были разочарованы и не потрудились записать дату рождения дочери. Какая разница, не сын и не наследник ведь!

Но братьев у Николы так и не появилось, поэтому, когда в 1169 помер её отец, она оказалась наследницей имений и наследственным кастеляном Линкольнского замка. Уже будучи вдовой она предотвратила поползновения французских захватчиков на город, сумев договориться с ними.

Позже король Иоанн посетил Линкольн.Никола, как говорят, подошла к нему и предложил ему ключи от замка, объясняя, что она уже слишком стара для таких нагрузок. Но король ключи не принял.

И незадолго пред кончиной король Иоанн назначил ее на шерифскую должность. Назначение женщины было случаем беспрецедентным и свидетельствовало о крайне высоком отношении короля к своей преданной стороннице.

Но звёздный час Николы был ещё впереди.

Эта пожилая, но решительная леди командовала замком Линкольн в 1217 году. В тот год восставшие английские бароны и Луи, сын французского короля Филиппа, осадили замок. Никола де ла Хайе защитила от них город, сдержав несколько атак восставших.

В Dunstable annals Николу называют «благородная женщина, которая поступала мужественно».

 

14 век. «Ее первая любовь — к оружию…»

Девушка по имени Мария жила в Италии, в середине 14 века. О ней совсем мало данных.

Все что мы знаем о ней – знаем благодаря поэту Франческо Петрарке, описавшему свою встречу с ней в письме к кардиналу Джованни Колонна 23 ноября 1343.

Петрарка говорит, что был поражен, когда шедший ему навстречу воин оказался женщиной, почти неузнаваемой в своей броне. Видимо, девушка была достаточно рослой и физически развитой.

«Из всего, что мы видели в тот день, — пишет Петрарка, — замечательнее всего была сильная женщина из города Поццуоли, крепкая телом и душой. Ее зовут Мария, и, хотя она постоянно находится среди людей, обычно солдат, люди говорят, что она никогда не позорила свое целомудрие.

Ее первая любовь — к оружию, ее душа бросает вызов смерти.

Иногда в одиночестве, но чаще с несколькими спутниками, она совершала налеты на врага, и всегда, вплоть до настоящего времени, победоносно.

Воительница эта нападает агрессивно и умело фехтует. Она с невероятным терпением переносит голод, жажду, холод, жару, недостаток сна, усталость.

Она проводит ночи под открытым небом, спит на земле, используя щит в качестве подушки».

 

14 век.  Упорство Черной Агнесс.

В Средние века быть аристократкой значило быть готовой к обороне своего замка – разумеется, если рядом нету сильного мужского плеча. Конечно в подобной ситуации выбора особо и нет: либо сидеть, кляня злую судьбу, ожидая бесчестья (или даже смерти), либо же собраться с духом и встать на защиту.

Мы это уже видели на примере Николы де ла Хайе, теперь еще один пример.

Черная Агнесс, известная в высшем обществе как леди Агнесс Рэндольф, так же жила в 14-м веке, но только в Шотландии. Она была женой Патрика, четвертого графа Данбара и второго графа Марша. Вся их семья была верным сторонником Роберта Брюса в войнах за независимость от Англии.

Но запомнилась эта женщина позднее, когда её муж вёл сражения где-то на севере. Воспользовавшись его отсутствием, Данбарский замок осадили англичане под предводительством графа Солсбери.

Осада длилась несколько месяцев. Войска англичан разбили под стенами замка лагерь, время от времени обстреливая стены камнями из своих осадных машин.

Замок, обороной которого руководила Агнесс, не сдавался.

Презрев опасность, она часто появлялась на крепостной стене. Штурмы, повторявшиеся время от времени, заканчивались ничем, а зубцы стен и амбразуры каждый раз вычищались от следов сражений, чтобы показать презрение Агнесс к атакующим.

После почти пяти месяцев Солсбери был вынужден снять свою бесплодную осаду замка Данбар.

Один из самых первых авторов исторических романов, сэр Вальтер Скотт, прямо сказал, что никто не сможет стереть Черную Агнесс из летописи шотландских героев.

 

15 век. Воительница с топором.

Приведу один, но зато довольно яркий пример. Жанна Лэнь, которая вошла в историю как Жанна Ашетт.  Ашетт, а вернее, «Hachette», это секира в переводе с французского.

Она жила во Франции, в городке Бове. А славу принёс ей воистину геройский поступок, совершенный ею при обороне родного города от войск герцога Бургундии Карла Смелого.

Было это так.

27 июня 1472 года бургундская армия внушительных размеров захватила предместье Бове и атаковала сам город.

За стенами Бове было лишь три сотни человек гарнизона, во главе с Луи де Баланьи. Им и предстояло противостоять штурму. Штурм был в разгаре. В какой-то момент одному из бургундцев удалось забраться на гребень крепостной стены и установить там штандарт.

Бургундцы взликовали. Но некая девушка подскочила к их герою, сжимая в руках топор, и… Есть ещё одна версия произошедшего, где она отсекла руки злосчастному знаменосцу. Затем Жанна Лэнь сорвала штандарт со стены и отшвырнула его в крепостной ров.

Памятник Жанне «Секире» в спасенном ею городе

Этот поступок хрупкой девушки словно добавил сил защитникам Бове, подняв их боевой дух.  К оставшимся в живых мужчинам присоединились и женщины…

Гарнизону Бове удалось отбиться и продержаться 25 дней до прибытия подкрепления. Воинство Карла Смелого так и не взяло город.

В награду за мужество и решительность, проявленные горожанами во время осады, король Людовик XI снизил жителям налоги, а кроме того, положил начало славной традиции –  он ввел ежегодную благодарственную процессию, возглавляемую женщинами.

К главной героине этого события — Жанне прочно прилепилось прозвище «Секира» (Hachette). Помимо звучного прозвища она была ещё вознаграждена неплохими деньгами, так же она и её потомки навсегда и навечно получили особождение от налогов.

В тот год Жанне было всего шестнадцать лет.

На том и закругляюсь. Совсем немного имён и фактов дошло до дней сегодняшних, но на страницах истории женщины всегда играли далеко не второстепенные роли.

 

Литература

  • Саксон Грамматик «Деяния данов»
  • Сага о Хервёре
  • Франческо Петрарка, письмо к кардиналу Джованни Колонна 23 ноября 1343
  • Грехем МакЛеннан «Женщины-крестоносцы»

 

Фото

Martin Vickers, Panoramas, Brian и из социальной сети «ВКонтакте»

 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ludota.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики