Содержание
Женщины-викинги: какими на самом деле были средневековые воительницы
27 октября 2018
Русская семерка
Лагерта из популярного сериала «Викинги» телеканала History могла не только существовать на самом деле, но и быть одной из многих скандинавских воительниц.
Фото: Русская семеркаРусская семерка
Образ легендарной жены викинга Рагнара Лодброка Лагерты был перенесен в популярный сериал из средневековых легенд. В хрониках Саксона Грамматика повествуется о женщине с храбрым сердцем, которая на поле брани с мечом бьется в первых рядах воинов. Средневековый историк писал и о других женщинах-викингах, регулярно участвующих в сражениях и изнуряющих себя тренировками: «…Были женщины, которые одевались так, чтобы выглядеть как мужчины, и каждую минуту посвящали упражнениям в воинских занятиях, они не хотели утратить силы своих доблестных мышц и предаться изнеживающей роскоши».
Видео дня
В 1789 году датский драматург Кристен Хенриксен Прам написал по хроникам историческую драму «Лагерта». До последнего времени к рассказам о средневековых женщинах-воинах историки относились как к художественной литературе, легендам, эпосу. Однако археологические раскопки на территории Швеции поменяли представление об этом явлении.
Важная находка
О существовании реального прообраза легендарной королевы викингов до недавнего времени никто не думал всерьез, однако в 2017 году были сделаны крайне важные открытия. Еще в конце XIX века недалеко от старинного города Бирки были обнаружены останки древнескандинавского воина, похороненного вместе с двумя щитами, ножом, копьями и мечом. Принадлежность погребенного к высокому сословию подчеркивало то, что в его могиле также находились останки двух лошадей и предметы для игры, напоминающей шахматы. Это захоронение стало считаться одним из самых важных исторических памятников эпохи викингов.
Во второй половине ХХ века в научном мире заговорили о том, что структура найденного скелета, скорее всего, женская. В начале XXI века шведский антрополог Анна Кьеллстрем с уверенностью подтвердила данные предположения. Точка в этом вопросе была поставлена осенью 2017 года: ученые из Стокгольмского университета опубликовали в American Journal of Physical Anthropology результаты исследований ДНК викинга. Анализ показал, что в разных костях скелета отсутствовали Y-хромосомы, а значит, скелет принадлежал женщине.
К выводу о существовании в средневековой Скандинавии женщин-воительниц подталкивают и сведения о более широких (по сравнению со другими обществами того времени) правах, которыми обладали женщины этого региона. Их не выдавали замуж против их воли, они наравне с мужчинами считались наследницами имущества и не переставали им владеть, вступая в брак. В скандинавском эпосе героини — как и мужчины, полноправные участники действия.
Насколько верно авторам сериала удалось воссоздать образ женщин-викингов
В эпопее «Викинги» жена короля норманнов Рагнара Лодброка вместе с другими воительницами носит меч и кожаные доспехи, доблестно сражается. После смерти Рагнара она занимает его трон, к ней переходит власть над землями мужа.
Вот что пишет о королеве норманнов Саксон Грамматик: «…Опытная в ратном деле женщина по имени Ладгерда, которая имела мужественное сердце, хотя и была лишь девушкой. С распущенными по плечам волосами она сражалась в числе первых среди самых отважных воинов. Все восхищались её непревзойдёнными подвигами, так как её развевавшиеся за спиной волосы выдавали, что она женщина».
[irp]
Отдельно средневековый хронист выделяет силу духа воительницы, которая в битве за власть убивает своего второго мужа Харальда: «…В чьём нежном теле скрывался несравненно более суровый дух, примерами своей выдающейся отваги смогла уберечь своих уже было дрогнувших воинов от желания бежать. Совершив обходной манёвр, она вышла в тыл ничего не подозревавшего врага, посеяв в его лагере страх и смятение. Под конец войско Харальда пришло в замешательство, а сам он, видя гибель своих воинов, бежал. Вернувшись после боя домой, Ладгерда ночью вонзила в горло своего мужа наконечник копья, который она спрятала в своём платье, присвоив, таким образом, себе всю его власть и звание. Эта своенравная женщина считала более для себя удобным править королевством без мужа, чем быть вынужденной делить его с ним».
В историческом сериале роль Лагерты исполняет актриса украинского происхождения с канадским паспортом Кэтрин Винник. Известно, что она имеет лицензию телохранителя.
Другое,
Женщины-воины в истории древнего мира и средневековья
В ученической исследовательской работе по истории на тему «Женщины-воины в истории древнего мира и средневековья» автор ставит перед собой цель, изучить примеры женщин-воительниц в истории древнего мира и средневековья. Для этого ученицей была изучена справочная литература по теме, рассказывающая о женщинах-воинах средневековья в разных уголках планеты.
Подробнее о проекте:
В готовом исследовательском проекте по истории на тему «Женщины-воины в истории древнего мира и средневековья» ученица 6 класса школы собирает информацию о женщинах-воительницах, которые известны древней истории, выясняет, как они выглядели, какую функцию в обществе выполняли и какое отношение к ним было, чем они прославились и к чему привела их деятельность.
В исследовательской работе (проекте) на тему «Женщины-воины в истории древнего мира и средневековья» автор изучает, как передан образ амазонок в исторических источниках и мифах, а также исследует работы древнегреческих историков об амазонках. В работе содержатся интересные сведения о славянских амазонках — поляницах, о женщинах-гладиаторах, а также о кельтских женщинах-воинах, нубийских царицах-воительницах и других.
Оглавление
Введение
1. Амазонки в исторических источниках и мифах.
1.1 Древнегреческие историки о женщинах-воинах.
2.1 Поляницы — славянские амазонки.
2. Женщины-воительницы древней истории.
1.2 Женщины-гладиаторы.
2.2 Кельтские женщины–воины.
3.2 Нубийские царицы-воительницы.
3. Воительницы средневековья.
1.3 Женщины — участницы крестовых походах.
2.3 «Девы Щита» Викингов.
3.3 Женщины-самураи и ниндзя.
4. Женщины-воительницы в средневековой Европе.
Заключение
Литература
Введение
Не так давно, на уроках истории изучали тему Столетней войны, в которой французская народная героиня Жанна Д Арк спасает страну от англичан, возглавив освободительное движение. Свято хранит Франция память о великом патриотическом подвиге Орлеанской героини войны. Жанна поражает своим мужеством и бесстрашием.
В настоящее время довольно часто в художественных фильмах, компьютерных играх видим женщин — воительниц. Они носят тяжелую броню, хорошо управляются с мечом и другими видами оружия.
В новой книге Памелы Толер «Женщины-воительницы: неожиданная история» рассказывается о нескольких тысячелетиях истории человечества, на протяжении которых женщины скачут на лошадях на поле брани, отрубают головы врагам, отдают приказы о казнях, организуют атаки и командуют десятками тысяч солдат. «Женщины воевали всегда, – утверждает Толер, – но мы склонны упускать это из виду».
Современные методы, такие как экспертиза ДНК, а также повторное изучение артефактов и исторических документов, дают историкам новое понимание жизни женщин, сражавшихся наравне с мужчинами (или даже без мужчин). По словам Толер, «многие женщины были лидерами, и для них битва не воспринималась метафорой».
Мне стало интересно, когда впервые появились женщины – воительницы? А были ли на нашей русской земле такие женщины?
Социологический опрос показал, что учащиеся лицея знают имена женщин, участниц Великой Отечественной войны. Других примеров не прозвучало.
Тема работы: Женщины- воины в истории древнего мира и средневековья.
Цель: изучить примеры женщин-воительниц в истории древнего мира и средневековья
Задачи:
- изучить исторические источники о женщинах-воительницах
- рассмотреть примеры женщин-воительниц в древней истории;
- проанализировать факты участия женщин в военных действиях в период средневековья
Древнегреческие историки о женщинах-воинах
Само слово «амазонка» древнегреческого происхождения. После нескольких лет обучения молодая воительница должна была продемонстрировать свое воинское мастерство в настоящей битве. Тех, кто выдерживал испытание, принимали в ряды амазонок. На тело воительницы ставили огненное тавро – знак принадлежности к женскому воинству. [1]
Мировая история полна примеров, когда женщины брали в руки оружие и совершали подвиги. Были представительницы прекрасной половины рода человеческого, которых язык бы не повернулся назвать «слабым полом», женщины — профессиональные воины, наравне с мужчинами несущие ратную службу и сражающиеся с врагами. Греки называли ихамазонками. На Руси же такие девы-воительницы назывались поляницами.
Еще древние греки в свое время слагали легенды о женщинах-воинах, или амазонках. Якобы жили они где-то на северо-востоке Малой Азии, на южном побережье Черного моря. Амазонки жили отдельно от мужчин, в боях были храбры, попавших в плен мужчин, пожив с ними, убивали. Родившихся мальчиков калечили или превращали в рабов. Девочек же учили верховой езде, владению оружием.
Подробно об амазонках писал греческий историк Геродот. Он сообщал о том, что когда-то в бою амазонок захватили в плен греки в Малой Азии. По пути в Грецию амазонки восстали, перебили охрану, но оказалось, что они не умели управлять кораблями. В конце концов, три мятежных корабля прибило к побережью Меотиды (Азовского моря).
Амазонки нашли свободные земли на левом берегу Танаиса (Дона) и стали жить там. На другом же, правом берегу обитали скифы. Как-то раз скифы сразились с незнакомыми воинами, нападавшими на их земли.
Амазонки, лютые враги древних греков, однажды они напали даже на Афины и разграбили город.[2]
Можно не доверять тому, что сообщил древний историк. Но современные археологи во время раскопок в местах, где, по данным Геродота, обитали савроматы, находят женские погребения, в которых, как и в мужских, находится оружие. [3]
Таким образом письменные и вещественные исторические источники говорят о существовании амазонок- женщин воительниц. Они были очень смелы и воинственны, многие народы, в том числе и греки опасались их.
Поляницы — славянские амазонки
Между тем, об амазонках как о реально существующих людях, рассказывает, и Повесть Временных Лет. На первый взгляд это может показаться странным. Откуда автор Повести Временных Лет почерпнул свои сведения об амазонках? Однако ничего удивительного нет.
В русских былинах поляницы описаны как могущественные воины, гордые и благородные женщины. Кстати, название этих воительниц происходит от старинного слова «поляковать». Под данным обычаем подразумевалось «боевое крещение» всякого воина. Так называли обычай, который заключался в следующем: ищущий чести и славы воин в одиночку выезжал в чисто поле и искал там «поединщика» себе под стать. В случае победы пленных не брали, трофеи -тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные напоказ.
Едет поляница удалая, Удалая поляничища великая, Конь под нею как сильна гора, Поляница на коне будто сена копна, Она палицу булатную покидывает Да под облако, под ходячее, Одною рукой палицу подхватывает, Как пером-то лебединым ею поигрывает.
Вот как в былинах выглядит северная амазонка. По преданиям, с воинственными поляницами остерегались связываться даже такие прославленные богатыри, как Алёша Попович и Добрыня Никитич. Хотя Добрыня даже женился на полянице . Это была дочь богатыря землепашца Микулы Селяниновича Настасья Микулишна. Их «знакомство» произошло в битве, которую, по преданиям, Добрыня проиграл Настасье. По описаниям, Настасья Микулишна была под стать своему отцу богатырю, была хорошо сложена, сильна и обучена владению оружием.
В эпоху раннего Средневековья прославилась мордовская княгиня Бориславна, жившая около Самарской Луки. Она была известна своей воинственностью и силой. До сих пор местные жители Самарской Луки хранят легенды об усольках — бесстрашных амазонках, которые контролировали местное соляное месторождение.
В историческую эпоху, о которой мы можем судить не по народным преданиям, а по письменным документам, в Западной Европе традиции жен-щин-воительниц постепенно исчезли. Однако у славян в целом и на Руси в частности они пережили века.
В походах князя Святослава, согласно историкам Льву Диакону и Иоанну Скилице, принимали участие сначала русские, а затем и болгарские женщины-воительницы. Об их существовании враги узнавали лишь после сражений, когда, мародерствуя, снимали с убитых доспехи и одежду.
Русские летописи сообщают о женщинах, принимавших участие в обороне осажденных татаро-монголами, крестоносцами, литовцами и поляками городов. Причем участвовали они, не только поднося стрелы или поливая врагов со стен кипятком и смолой, но и с оружием в руках.
Также необходимо отметить, что среди героев, победивших врага на Куликовом поле (1380 г.), были и две русские амазонки — Дарья Андреевна Ростовская и Феодора Ивановна Пужбольская.
Примечателен и тот факт, что амазонки-телохранители просуществовали при дворе московских царей вплоть до 18 века. О них много рассказывали иностранные путешественники, побывавшие в России.
Например, один из сопровождающих датского принца Иоанна, приехавшего свататься к московской княгине Ксении, так описывал стражу царевны Ксении: ««…Все горничные женщины ехали верхом, как мужчины. На головах у них были белоснежные шляпы, подбитые телесного цвета тафтой, с желтыми шелковыми лентами, с золотыми пуговками и кистями, спадавшими на плечи. Лица их были покрыты белыми покрывалами до самого рта, они были в длинных платьях и желтых сапогах. Каждая ехала на белой лошади, одна возле другой (попарно). Всех их было 24».
В русских былинах достаточно часто встречаются амазонки — поляницы и некоторые историки долгое время сомневались в их реальном существовании. Однако множество исторических источников доказывают обратное.
Славянские женщины – воительницы проявляли себя в момент серьезной опасности и наравне с мужчинами защищали свою честь, свой дом.
Женщины-гладиаторы
Римляне, любившие жестокие зрелища, первыми осознали, что женский пол обладает великим состязательным духом и яростью, которые могут рождать великолепные (по их представлениям) зрелища. Древние римляне обожали гладиаторские бои, а женщинам-гладиаторам была присуща особая привлекательность для болельщиков, они сражались даже более свирепо, чем мужчины и умирали не менее мужественно, чем они. Женщины на арене были редкостью, поэтому каждое их появление обставлялось с помпой как особо изысканное зрелище.
Женские гладиаторские бои, в отличие от мужских, не так хорошо изучены историками, однако их существование можно считать установленным фактом. Известно, что женщины боролись либо друг с другом, либо со зверями, смешанные бои не допускались. Судя по всему, не всем мужчинам нравились подобные развлечения. Так, например, Ювенал высмеивал женские бои: «Ей бы участвовать в играх под трубы на празднике Флоры; Вместо того не стремится ль она к настоящей арене? Разве может быть стыд у этакой женщины в шлеме, Любящей силу, презревшей свой пол?»
Доказательства существования гладиаторш содержатся в правительственных указах и в произведениях римских авторов тех времен. Например, сохранилось несколько правительственных эдиктов, ограничивающих участие женщин в гладиаторских боях.
Помимо письменных источников, существуют археологические данные, неопровержимо доказывающие существование в Древнем Риме женщин-гладиаторов.
Резной мраморный барельеф из Галикарнасса (совр. Бодрум, Турция), изображающий двух женщин-гладиаторов, датируется археологами первым или вторым столетием нашей эры. Барельеф, находящийся теперь в Британском музее — один из самых убедительных доказательств существования женщин-гладиаторов.[4]
Имена гладиаторш выгравированы по-гречески, под их изображениями подтверждая еще раз, что это женщины — Амазония и Ахиллия. Надпись вверху по-латински означает «missae sunt», что значит, что гладиаторши (или одна из них) получили почетное освобождение от дальнейшей борьбы или «пощаду» (missio). Это освобождение, впрочем не означает свободу от службы гладиаторами.
Самым удивительным является то, что в смертельных схватках на арене участвовали не только рабыни и пленницы, у которых не было выбора, но и свободные римские женщины, порой даже из знатных семей. Вероятно, в момент расцвета женских игр — в I веке нашей эры при императорах Нероне и Домициане — это развлечение стало просто модным.
Кельтские женщины–воины
Женщины издревле считаются в первую очередь хранительницами домашнего очага, но по ходу истории это не мешало им проявлять отвагу, которая временами превосходила мужество мужчин. На волне современной эмансипации нам порой кажется, что женщины в старину всегда были «слабым полом» — рожали детей и прислуживали мужчинам. Однако в разных странах и в разные времена существовали женщины-воины. Иногда они даже составляли действующие боевые подразделения, которые наводили ужас на противников не только из-за необычности бойцов, но и из-за их невиданной жестокости.
Те же кельты были не против того, чтобы их женщины наравне с мужчинами участвовали в боях и походах. Согласно сообщениям античных авторов, кельтские девушки часто бились и боролись друг с другом из-за мужчин, да и с мужчинами вполне могли вступить в бой. [5]
Если вспомнить знаменитую Боудикку, возглавившую антиримское восстание, можно сделать выводы, что даже звание военного лидера не было недоступно для женщин.
Боудикка была женой вождя независимого бриттского племени иценов. Во время вторжения римских войск в Британию по приказу императора Клавдия в 43 году нашей эры ицены добровольно перешли на сторону римлян, надеясь таким образом сохранить свою независимость. Рим тут же объявил земли иценов аннексированными, всю казну вождя, перешедшую Боудикке, римские солдаты тут же разграбили, имущество конфисковали. И возмущённые ицены восстали. Оскорблённая Боудикка выказала свою готовность возглавить эту войну.
Армия Боудикки двинулась из Восточной Англии, победоносно прошла через такие города. За своей спиной мятежная королева оставляла дымящиеся развалины и бесчисленные трупы (по некоторым источникам, количество жертв достигало семидесяти тысяч.
Однако в последнем сражении римлянам удалось одержать победу. Боудикка приняла яд и погибла. Так закончилось последнее восстание племен на юго-востоке Англии.
Нубийские царицы-воительницы
К самым влиятельным женщинам Древнего мира относятся кандакии, царицы, которые правили 2 000 лет назад в Нубии, королевстве Куш, на севере современного Судана.
Особенностью этих цариц, которые нередко передавали власть дочерям, было то, что они сами командовали армией и возглавляли военные экспедиции. Античный историк Страбон представляет кандакию, которая правила в конце I века до н.э. как яростную и опасную военачальницу, которая потеряла глаз в бою.
Сделанные на севере Судана находки, судя по всему, подтверждают его слова.
На фасаде храма в городе Нака кандакия Аманиторе (правила в начале I века н.э.) изображена как великанша, которая обезглавливает сразу нескольких врагов, держа их за волосы.
Аманиторе отличается на изображении мощным телосложением, широкими плечами и сильными ногами. Быть может, это просто пропаганда? В любом случае, можно представить себе церемонию казни пленных в Наке или где-то еще. В таком случае кандакия могла официально выполнить роль убийцы врагов своего королевства.
Женщины древней истории не только были хранительницами домашнего очага, они проявляли отвагу и решительность, которая временами превосходила мужество мужчин. Археологические раскопки и письменные свидетельства, говорят о том, что женщины воительницы не вымысел.
Участвуя в гладиаторских боях, восстаниях и войнах они умело пользовались разными видами оружия и сражались наравне с мужчинами.
Женщины — участницы крестовых походах
Существуют сведенья об участии женщин в крестовых походах. Имад ад Дин, биограф легендарного предводителя сарацин Саладина, пишет, что после того, как битва закончилась, сарацины вяли пленников и были изумлены, когда воины оказывались воительницами. В сражении они вели себя как рыцари и несмотря на свой слабый пол проявляли поистине мужскую выносливость. [6]
Судьба этих женщин не известна, однако Имам ад Дин сообщает, что некоторые из них были проданы в рабство пожилым женщинам. Еще один арабский хронист Беха ад Дин отмечает храбрость франкских женщин во время осады Акры – второго по значению города Святой земли во времена Крестовых походов. Во время сражения мусульманские бойцы видели женщину, одетую в зеленый плащ. Она стреляла в них из лука и многих убила, прежде чем сама сложила голову под напором сарацин. Когда воины принесли Саладину ее лук, он был глубоко впечатлен храбростью и упорством погибшей франкской женщины.
Кроме того, в период с XI по XVI век известно несколько десятков случаев, когда женщины, сестры, дочери и жены аристократов и рыцарей, брали на себя руководство обороной родового замка или города, если на него нападали враги, пока сам владетельный сеньор был в отъезде.
Для Средневековья это была обычная «военная хитрость», увы. Считалось, что женщины не в состоянии организовать оборону и дать отпор — но многие давали, да еще как!
«Девы Щита» Викингов
Благодаря канадско-британскому сериалу «Викинги» и компьютерным играм «Скайрим» и «Ведьмак 3», в последние годы стал очень популярен образ скандинавской девы-воительницы. «Боевые подруги» с копьем и щитом, готовые пойти в бой бок о бок со своими мужчинами (и лично проверить их верность в походе). Но существовали ли они на самом деле? И главное — могли ли они существовать с учетом раннесредневекового менталитета, религии и традиций?
Существование женщин-воительниц у древних викингов долгое время вызывало у историков сомнения. Однако новые данные позволяют делать такие смелые выводы. Еще в XIX веке на юго-востоке Швеции было раскопано крупное захоронение на территории древнего города Бирка. Погребение Bj 581 было описано как могила знатного воина. В последний путь с ним положили меч, топор, копье, стрелы, боевой нож, два щита, двух лошадей и даже набор игральных фишек.
Рисунок погребения Bj 581 из Бирки, сделанный в 1889 году Однако в 70-х годах XX века антропологи заподозрили неладное – кости из захоронения оказались женскими. Современные методы ДНК-тестов подтвердили этот шокирующий факт: мужественный воин и явный военный лидер был, несомненно, женщиной. Ученым пришлось вспомнить о неких «Девах со щитом» — skjаldmær, которые упоминались в северных сказаниях. Например, «Рыжая женщина», возглавлявшая флот викингов в Ирландии. Можно здесь вспомнить, конечно, и о Валькириях – грозных девах, собирающих на полях сражений души доблестных воинов. [7]Сказка, конечно, ложь, но намеки на давние и забытые уже традиции она вполне может отражать.
Женщины-самураи и ниндзя
На Западе не очень известен факт, что в средневековой Японии женщин из семей самураев тоже обучали боевым искусствам. Обычно они не были воительницами, но должны были, в случае нужды, защитить дом и своих детей от врагов. Если для самурая главным было служение его господину, то для женщины единственной целью становилось служение своему мужу. Из оружия Онна-бугэйся учили пользоваться главным образом нагинатой (холодное оружие с изогнутым клинком на длинной рукояти), а также копьем яри, цепями и веревками.
Вместо катаны они имели танто – короткий меч самурая. За поясом или рукавом такой грозной домохозяйки всегда был спрятан короткий кинжал кайкэн, который при необходимости мастерски пускался в ход. Этот нож вручался девушке в 12 лет, в день совершеннолетия.
Женщины-самураи, как и мужчины, были хранителями чести своей семьи, поэтому при необходимости они тоже должны были без раздумий провести ритуал самоубийства. История сохранила до наших дней имена многих доблестных женщин-самураев, которые даже командовали войсками, защищая свою страну.[8]
Томоэ Годзэн была несравненной воительнице, она прославилась своим умением укрощать диких, необъезженных коней и без промаха стрелять из лука на полном скаку. Она также блестяще владела мечом и алебардой и была одним из самых опасных воинов своей эпохи. Ей был дарован почетный титул «равной тысяче воинов».
В XVI веке в Японии возник странный и таинственный орден женщин-ниндзя, которые скрывали свою опасность под маской кротости и покорности и от этого становились ещё более опасными. В школу ниндзя попадали по-разному: одних отправляли в неё после плена, другие оставались без родителей, третьих покупали у разорившихся крестьян.
Сначала в них воспитывали безграничную преданность к благодетелям, а затем обучали азам шпионажа. Убить мужчину куноити могли и собственными ногтями: девушки отращивали их, покрывая разными составами для жёсткости, и затачивали.
Но чаще использовали нэкодэ — напёрстки с острыми когтями из закалённой стали. Таким напёрстком куноити могла вскрыть врагу сонную артерию и даже пробить череп. Самым частым оружием были яды. Ниндзя было известно не менее трёхсот различных составов: одни убивали мгновенно, другие медленно, третьи парализовали жертву или вызывали сердечный приступ.
Таким образом в средние века женщины принимали участие в военных походах, совершали подвиги и жертвовали собой ради защиты чести своей семьи. Женщин- воительниц отличались храбростью и выносливостью, что позволяло им наравне с мужчинами защищать интересы своего народа.
Женщины-воительницы в средневековой Европе
Женщины брались за оружие в Средние века по разным причинам. Как феодальные сеньоры, они могли отстаивать свои права и права семьи. Могли участвовать в сражении, защищая дом, родину или религиозные идеалы. Даже простые женщины могли участвовать в судебных поединках, отстаивая свою честь, что уж говорить про дворянок.
Случалось, что на войне женщина оказывалась гораздо опаснее мужчины. Грубой силе воительницы противопоставляли хитрость и расчет.
Шла столетняя война, и Францию могло спасти от поражения только чудо. И вот, в измученный трехлетней осадой англичанами Орлеан приходит весть, что к дофину явилась дева, которая утверждает, что избрана Господом, чтобы спасти Францию и возвести его на престол. Это была 17 – летняя Жанна.
С оружием в руках она вела отряды в бой, и люди следовали за ней беспрекословно.
Жанну сожгли на костре по обвинению в колдовстве, когда в ней отпала надобность, и она стала помехой для достижения дофином своих целей
Гвендолен была легендарной королевой Британии и женой короля Локрина. После смерти ее отца, воина Корина, Локрин провозгласил своей женой другую женщину. Однако Гвендолен не смирилась с решением мужа, а собрала в Корнуолле войско и выступила против него. Гвендолен победила в этой войне и единолично правила Британией в течение пятнадцати лет.
Жанна Лэнь, вошла в историю как Жанна Ашетт. Она жила во Франции, в городке Бове. А славу принёс ей воистину геройский поступок, совершенный ею при обороне родного города от войск герцога Бургундии Карла Смелого.
Было это так.
27 июня 1472 года бургундская армия внушительных размеров захватила предместье Бове и атаковала сам город. За стенами Бове было лишь три сотни человек гарнизона, во главе с Луи де Баланьи. Им и предстояло противостоять штурму. Штурм был в разгаре. В какой-то момент одному из бургундцев удалось забраться на гребень крепостной стены и установить там штандарт.
Бургундцы взликовали. Но некая девушка подскочила к их герою, сжимая в руках топор, и… Есть ещё одна версия произошедшего, где она отсекла руки злосчастному знаменосцу. Затем Жанна Лэнь сорвала штандарт со стены и отшвырнула его в крепостной ров.
Этот поступок хрупкой девушки словно добавил сил защитникам Бове, подняв их боевой дух. К оставшимся в живых мужчинам присоединились и женщины…
Гарнизону Бове удалось отбиться и продержаться 25 дней до прибытия подкрепления. Воинство Карла Смелого так и не взяло город.
К главной героине этого события — Жанне прочно прилепилось прозвище «Секира» (Hachette). Помимо звучного прозвища она была ещё вознаграждена неплохими деньгами, так же она и её потомки навсегда и навечно получили освобождение от налогов.
В средневековой Европе некоторые женщины воительницы, защищая независимость своей Родины, не просто участвовали в военных действиях, а возглавляли войска. Благодаря их героизму и стойкости, они остались в народной памяти до сих пор.
Заключение
На волне современной эмансипации нам порой кажется, что женщины в старину всегда были «слабым полом» — рожали детей и прислуживали мужчинам. Однако в разных странах и в разные времена существовали женщины-воины.
Иногда они даже составляли действующие боевые подразделения, которые наводили ужас на противников не только из-за необычности бойцов, но и из-за их невиданной жестокости.
В разные исторические периоды, женщины принимали участие в военных походах, совершали подвиги и жертвовали собой. Женщин- воительниц отличались храбростью и выносливостью, что позволяло им наравне с мужчинами защищать интересы своего народа, своей семьи.
Совсем немного имён и фактов дошло до дней сегодняшних, но на страницах истории женщины всегда играли далеко не второстепенные роли.
Литература
- Скрипник Т.A. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного музея краеведения, 1988
- Дьяконов М. М. Архаические мифы Востока и Запада. М, 2001
- Пеллегрино Ф., Нартские амазонки и сарматский «матриархат». М: 2002
- Пеллегрино Ф., Полетти Ф. Литературные сюжеты и персонажи в произведениях изобразительного искусства. 2007.
- Мифы народов мира. М., 1991. Т.1
- Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., 1990.
- Очерки из прошлого и настоящего Японии. Сост.: Т. Богданович. СПб., 1905.
- Перну Р. Крестоносцы. СПб.: Евразия, 2001.
Приложение №1. Сравнительная таблица
№ | Амазонки | Женщины — самураи |
1. | Обучалась военному делу несколько лет | Женщин из семей самураев тоже обучали боевым искусствам. |
2. | Сдавали экзамен в ходе битвы | Наравне с самураями- мужчинами проходили специальное обучение владению оружием |
3. | На тело воительницы ставили огненное тавро – знак принадлежности к женскому воинству | — |
4. | Многие жили отдельно от мужчин | Честь клана и звание самурая часто было для онна-бугэйся более почетным, чем звание жены |
5. | Сражались в доспехах как мужчины, хорошо управляли лошадью | Одетые в хакама девушки повязками на головах |
6. | Оружие: мечи, лук, стрелы | Оружие: цепи, веревки, копье и лук, короткий меч, самурая,нож |
7. | Обладали искусством рукопашного боя | «Женщины боевых искусств» |
8. | Принимали участие в битвах, служили телохранителями у правителей | Принимали участие в битвах, хранили честь своего клана |
9 | Амазонки жили с XV века до н. э. до II века до н. э | Женщины—самураи в XI-XVII вв. |
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Десять легендарных женщин-воинов-викингов
В 2017 году н.э. археолог Упсальского университета Шарлотта Хеденшерна-Джонсон опубликовала свое исследование могилы викингов, обнаруженной в Бирке, Швеция, в 1800-х годах н. э., которую она и ее команда повторно посетили. Она утверждала, что то, что раньше считалось могилой воина-викинга, было могилой женщины, что было подтверждено тестами ДНК, и что это доказывает, что женщины-воины-викинги существовали в эпоху викингов (ок. 790–1100 гг. Н. Э.). Однако утверждения Хеденшерна-Джонсон быстро развеялись, когда ее оспорила профессор Джудит Йеш, эксперт не только по викингам, но и по женщинам эпохи викингов, которая указала на многочисленные проблемы с задействованными процедурами и выводы, к которым пришла команда.
Смерть Хервора
Питер Николай Арбо (1831-1892) (общественное достояние)
Мнение Йеша, которое также совпадает с мнением большинства ученых, заключается в том, что не было женщин-воинов-викингов, поскольку это противоречило бы духу викингов. Несмотря на то, что женщины имели равные права с мужчинами (они могли владеть землей, инициировать развод, служить духовенством и вести собственный бизнес), их сфера влияния была в основном внутренней. Женщины заботились о доме, пожилых родственниках и детях, и вряд ли они допускали отказ от этих обязанностей ради того, чтобы присоединиться к мужчинам в бою. Однако скандинавская литература и мифология изображают множество легендарных женщин, которые поступают именно так.
Удалить рекламу
Реклама
Эти женщины описаны либо в исландских сагах XII и XIII вв. н.э., либо в работах Снорри Стурлусона (1179-1241 гг. н.э.) – исландского мифографа, записавшего и сохранившего более ранние скандинавские произведения, которые передавались устно, – либо в исторические и полуисторические произведения других писателей, таких как датчанин Саксон Грамматик (ок. 1160–ок. 1220 г. н.э.). Все эти рассказы, конечно, датируются более поздней эпохой викингов и особенно сагами, считаются ненадежными, поскольку они часто связаны с магическими или мистическими событиями, которые не могут быть подтверждены. Тем не менее, они отражают скандинавское восхищение сильной женщиной, которая берет на себя ответственность за то, чтобы получить то, что она хочет, и пойти туда, куда ей заблагорассудится.
Самый известный тип смертной женщины-воина, известный из саг, — это воительница, женщина, которая брала в руки оружие и доспехи и сражалась в бою вместе с мужчинами.
Девы щита, валькирии и героини
Самый известный тип смертной женщины-воина, известный из саг, — это воительница, отражением которой в духовном царстве загробной жизни являются валькирии. Воительницей якобы была женщина, которая брала в руки оружие и доспехи и сражалась в бою вместе с мужчинами. Самый известный отчет об этом исходит от Саксона Грамматика в его описании битвы при Бровалле (или Бравеллире) (около 750 г. н.э., хотя ее историчность подвергается сомнению) в его начале 13 века н.э. Gesta Danorum , где он утверждает, что 300 воительниц сражались за датчан. Валькирии, конечно же, были сверхъестественными женщинами-воинами, которые выбирали мертвых в бою и приводили их в чертог Одина в Валгалле.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Эта концепция сильной женщины-воина воплощена в шведской легенде Blendasägnen , в которой рассказывается о героине Бленде из Смоланда (ок. 500 или ок. 750 г. н.э.), которая спасает свою страну от вторжения датчан, пригласив датских воинов устроить пир, напоить их и вместе со своей армией женщин убить их всех, пока они спят. Эта история впервые появляется в печати в 17 веке нашей эры, хотя считается, что она намного старше. Проверить его историчность нет никакой возможности, но что касается образа женщины-воина, то в этом нет необходимости. Действительно ли Бленда победила датчан, не так важно, как тот факт, что легенда существует и была достаточно популярна, чтобы ее повторяли. Ясно, что если легенда действительно так стара, скандинавская культура достаточно уважала женщин, чтобы возвысить их до уровня великих героев.
Эту же парадигму можно увидеть в исландских сагах и скандинавских мифах, и она воплощена в десяти скандинавских женских образах:
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
- Скади – богиня охоты и катания на лыжах.
- Фрейя — богиня плодородия, любви и удачи.
- Брюнхильд – Валькирия, ставшая смертной, мстит за себя.
- Лагерта – победоносная воительница.
- Хервор — владелец волшебного меча Тюрфинг.
- Фрейдис Эйриксдоттир — исследовательница и защитница своего отряда.
- Гудрид Торбьярнардоттир – исследователь Северной Америки (Винланд).
- Сигрид Гордая – правила самостоятельно, убивали женихов.
- Унн Глубокомыслящая – заселила Исландию, командовала собственным флотом.
- Ольга Киевская – правительница Киевской Руси, отомстившая за смерть мужа.
Skadi & Njord
Фридрих Вильгельм Гейне (1845-1921) (общественное достояние)
Скади
Скади — дочь великана Тиаци, убитого богом Асгарда Тором. Поскольку у ее отца не было мужчин, чтобы отомстить за него, Скади «взяла шлем и все боевое оружие и отправилась в Асгард, чтобы отомстить за своего отца» (Линдоу, 268). Таким образом, появившись у ворот во всеоружии, она успокаивается предложением асгардцев выбрать себе мужа из их числа, но должна сделать это, только посмотрев им под ноги. Она выбирает того, кто, по ее мнению, будет красивым Бальдром, но им оказывается Ньёрд, бог моря.
Удалить рекламу
Реклама
Скади наслаждается горами, где она охотится и катается на лыжах, а Ньёрду нравится его темная сырая пещера у воды. Они пытаются найти компромисс, живя в доме друг друга девять дней подряд, но Скади не может этого вынести и оставляет его в своем доме в горах. Возможно, она мать двух самых важных скандинавских богов, Фрейра и Фрейи, но не упоминается, что она принимала участие в их воспитании. После того, как она расстается с Ньордом, она преследует свои собственные интересы, в том числе заводит ряд романов с Одином.
Фрейя
Фрейя — одна из самых популярных богинь скандинавского пантеона, богиня плодородия, удачи, любви, вожделения, загробной жизни и защиты. Она едет по небесам в своей карете, запряженной кошками, и щедро отдает человечеству все, что у нее есть. Как богиню плодородия, викинги призывали ее для хороших урожаев, а также для сильных детей и стабильных браков, которые, как считалось, приносили пользу от ее благословений.
Амулет Фрейи
Гуннар Кройц (общественное достояние)
Ее связь с войной и сражениями связана с ее царством в загробной жизни. Фрейя возглавляет Фольквангр («Поле людей») и, как говорят, собирает себе половину павших на поле боя; другая половина собрана Одином для Валгаллы. Фолькванг редко упоминается в скандинавской литературе, но из того немногого, что есть, кажется, что Фрейя может также наблюдать, как воины участвуют в вечном бою, или, по крайней мере, есть часть Фолькванга, отведенная для этих состязаний.
Удалить рекламу
Реклама
Брюнхильд
Брюнхильд (также известная как Брюнхильда, Брюнхильд, Брунгильда или Брунгильда) — валькирия, которая после поддержки не того героя в состязании под наблюдением Одина становится смертной и заточена в замке за стеной щитов, спит внутри кольца. огня, пока его не спас чемпион. Герой Сигурд спасает ее и дарит ей кольцо, обещая жениться на ней, но должен сначала отправиться ко двору короля Гьюки. Жена Гьюки, волшебница, хочет, чтобы Сигурд женился на ее дочери Гудрун, и дает Сигурду зелье, которое заставляет его забыть Брюнхильду.
Когда Брюнхильд едет с Сигурдом в загробную жизнь, великанша упрекает ее за такое поведение, но Брюнхильд не раскаивается: теперь она и Сигурд будут жить вместе, как и предполагалось.
Волшебница также организует спасение Брюнхильды своим сыном Гуннаром, который затем женится на ней, но Гуннар не может пересечь огненное кольцо. Сигурд принимает форму Гуннара, спасает Брюнхильд, и она выходит замуж за Гуннара, полагая, что именно он ее спас. В споре с Гудрун Брюнхильд узнает, что это Сигурд спас ее, но затем бросил ее, и клянется отомстить им всем. Она убивает маленького сына Сигурда, а затем убивает Сигурда во сне. Когда зажигается его погребальный костер, она прыгает в него и умирает вместе с ним. Когда она едет с ним в загробную жизнь в Хель, она встречает великаншу, которая упрекает ее за ее поведение, но Брюнхильд не раскаивается, говоря, что она и Сигурд теперь будут жить вместе, как и было задумано. Согласно сагам, среди всей этой драмы у них как-то родилась дочь: Аслауг, одна из жен Рагнара Лодброка.
Лагерта
Лагерта (также известная как Ладгерда) известна только из IX главы Saxo Grammaticus Gesta Danorum («История датчан»). Легендарный герой Рагнар Лодброк приезжает в Норвегию, чтобы отомстить за смерть своего деда Сиварда и унижение своих жен и родственников от рук Фрё, короля Швеции. Его приветствует несколько женщин, одетых как мужчины, которые добровольно помогают ему и, как пишет Саксо,
Удалить рекламу
Реклама
…среди них была Ладгерда, опытная женщина-воин, которая, хотя и была девушкой, но обладала смелостью мужчины и сражалась впереди среди самых смелых с распущенными волосами. Все дивились ее несравненным подвигам, потому что локоны, слетавшие ей на спину, выдавали, что она женщина. (IX).
Рагнар настолько впечатлен ею (он даже приписывает победу именно ей), что решает сделать ее своей женой, но Лагерта выставляет возле своего дома медведя и собаку, чтобы защититься от него. Рагнар убивает обоих животных, женится на ней, и у них рождаются две дочери, но позже, когда он вспоминает, как она пыталась натравить на него медведя и собаку, он разводится с ней и женится на другой женщине, Торе. Больше о Лагерте ничего не известно.
Кэтрин Винник в роли Лагерты
Бернард Уолш (Авторское право, добросовестное использование)
Хервор
Хервор — героиня 13 века н.э. Сага о Хервараре ок Хейдрекс , а также имя ее внучки, дочери ее сына Хейдрека. У отца Хервора, Ангантыра, был волшебный меч по имени Тюрфинг, но он был убит на дуэли, и меч был похоронен вместе с ним. Хервор отправляется со своей командой на остров Самсё в районе Каттегат, где похоронен Ангантыр, и вызывает его дух, требуя меч. Призрак ее отца умоляет ее отказаться от своих поисков, но ей не откажут. Наконец, он открывает свою могилу и дает ей волшебный меч.
Меч не приносит своему владельцу ничего, кроме неприятностей, и Хервору предстоит немало приключений, прежде чем он остепенится и женится. Ее сын Хайдрек унаследовал меч, который доставляет ему столько же проблем, сколько и его матери. После его смерти меч переходит к его дочери Хервор, которая погибает в бою. Самая впечатляющая часть саги — это вызов Хервор условностям и отказ отступить на могиле своего отца, пока ей не дадут то, за чем она пришла.
Фрейдис Эйриксдоттир
Фрейдис Эйриксдоттир (ок. 970–ок. 1004 г. н. э.) была либо великой женщиной-воином, либо злой коварной убийцей, в зависимости от того, какую из двух историй о ней читать. Она появляется в «Саге об Эрике Красном» (где она — героиня) и «Сага о гренландцах» (злодейка). В году. Сага об Эрике Рыжем Фрейдис, дочь Эрика Рыжего, сопровождает группу в Винланд (Ньюфаундленд, Северная Америка). На них нападает группа туземцев, и члены группы отступают, оставляя Фрейдис одну. Она взывает к ним: «Зачем бежать от таких ничтожных существ, толстяков, когда вы, как мне кажется, можете зарезать их, как скотину? Дайте мне только оружие, я думаю, что смогу лучше любого из вас» (глава 12). Несмотря на то, что она нездорова (возможно, беременна) и одна, Фрейдис выхватывает меч у мертвого товарища и, разорвав на себе рубашку и ударяя себя лезвием в грудь, бросает вызов врагу, который отступить от нее, тем самым спасая свою группу.0003
Фрейдис Эйриксдоттир
Люк Ван Брекель (CC BY)
В Сага о гренландцах она сопровождает своего мужа, его людей и двух братьев/деловых партнеров в Винланд. Она не любит братьев и считает их слишком самонадеянными, поэтому подставляет их, говоря мужу, что они оскорбляли и били ее, и что она разведется с ним, если он не отомстит за оскорбление. Ее муж и его люди убивают братьев и их группу, но не причиняют вреда женщинам, поэтому Фрейдис сама убивает всех женщин топором. Вполне вероятно, что этот второй рассказ, написанный позже первого, является попыткой дискредитировать сильную женскую фигуру из более ранней саги. В отличие от более явно мифологических и легендарных персонажей, о которых говорилось выше, у Фрейдис больше шансов отразить реальное историческое лицо, поскольку все согласны с тем, что эти две саги, в которых упоминается Винланд, помнят реальных людей и события, которые, по крайней мере, частично сохранились в устной традиции.
Гудрид Торбьярнардоттир
Гудрид Торбьярнардоттир (970/980 г. до н.э.) была одним из первых исследователей Северной Америки, согласно как «Саге о гренландцах» , так и «Саге об Эрике Рыжем» . Она была родом из Исландии, но вместе со своим отцом и Эриком Рыжим отправилась заселять Гренландию. В Гренландии умер ее муж, и вскоре после этого она вышла замуж за младшего брата Лейфа Эриксона, Торстейна, и сопровождала своего мужа и зятя в их экспедиции в Северную Америку, где она исследовала Винланд вместе с другими участниками группы.
Торстейн умер там, а Гудрид вернулась в Гренландию, где вышла замуж за Торфинна Карлсефни и через некоторое время вернулась с ним в Винланд, чтобы основать там постоянное поселение. Их сын, Снорри Торфиннссон, был первым европейским ребенком, родившимся в Северной Америке. Как и Фрейдис, Гудрид из саг, вероятно, восходит к реальной исторической личности.
Сигрид Гордая
Сигрид Гордая (ок. 927-ок. 1014 н.э., также известная как Сигрид Надменная, Сигрид Сторрода или Сигрид Тостадоттир) была шведской королевой, отказавшейся жить по чужим правилам. Она была замужем за Эриком Победоносцем, королем Швеции (ок. 9 г. до н. э.).70-995 н.э.), а после его смерти предпочел править единолично. За ней ухаживали Харальд Гренске из Норвегии и Виссавальд из Киевской Руси, но они признали, что оба интересовались ею только из-за ее земли и богатства. Она пригласила их на вечеринку, где после того, как они и их мужчины заснули от слишком большого количества выпивки, она заперла двери зала и сожгла их заживо, чтобы отпугнуть будущих женихов. Ее историчность оспаривается, и поэтому эта пикантная история может быть не более чем легендой.
Печально известный Олаф Трюггвасон (р. 995-1000 гг. н.э.), который обратил население Норвегии в христианство с помощью пыток, якобы также искал ее руки, но настаивал на том, чтобы она сначала обратилась в христианство. Когда она отказалась, он публично ударил ее, и Сигрид поклялась отомстить. Говорят, что затем она вышла замуж за Свейна Вилобородого из-за его связей и власти и организовала битву при Свольдере (около 1000 г. н.э.), в которой Олаф был убит.
Унн Глубокий
Унн Глубоководный (9 век н.э., также известный как Ауд Глубокий и Унн- или Ауд Кетилсдоттир) была дочерью Кетила Плосконосого из Норвегии, бежавшего в Шотландию после возвышения Харальда Прекрасноволосого (годы правления 850–859).33 г. н.э.) в Норвегии. Когда ее отец и сын Торстейн умерли, она поняла, что ее положение в Шотландии шатко, и отправилась сначала на Оркнейские острова на севере, а затем в Исландию, которую она исследовала, прежде чем осесть. Она командовала командой мужчин, которые были настолько преданы ей, что ни один из них не стал бы заключать брачные контракты, которые могли бы поставить под угрозу собственность или власть Унн.
Кажется очевидным, что скандинавская культура достаточно ценила женщин, чтобы включать женские божества в свой пантеон и приписывать им те же боевые навыки, что и мужчинам.
Она руководила своей семьей и землями на юге Исландии буквально до самой смерти. В день свадьбы своего внука, Олафа Фейлана, она наблюдала за приготовлениями и службой, а затем благородно удалилась в свою спальню, где и умерла во сне.
Ольга Киевская
Ольга Киевская более известна как Святая Ольга (ум. 969 г. н.э.) Киевской Руси. Хотя ее определенно понимают как реальную историческую фигуру, рассказ о ее раннем правлении в качестве регента при ее сыне Святославе I (г. 945-972 гг. н.э.) в Русской Первичной хронике (составленной около 1113 г. н.э.) содержит ряд мифических/легендарных элементов, которые помещают ее в число легендарных женщин-воительниц-викингов (варягов).
Ольга была женой Игоря Киевского (годы правления 912-945 н.э.), который был сыном Рюрика (годы правления 862-879 н.э.) и приемным сыном Олега Пророка (годы правления 879-912 н.э.). Чрезмерная жадность Игоря привела к его убийству древлянским племенем (племя ранних восточных славян). Впоследствии древляне хотели, чтобы Ольга вышла замуж за их князя Мая, чтобы объединить регион, но Ольга была заинтересована только в том, чтобы отомстить за своего мертвого мужа.
Сначала она потребовала от древлян эмиссаров, которых она обманом заставила доставить «в честь» на лодке к ее резиденции, а затем бросила их в яму и похоронила заживо. Затем она попросила самых мудрых из древлян прийти к ней во дворец и, пригласив их искупаться перед обедом, подожгла бани и сожгла их заживо. Затем она попросила древлян приготовить большие поминки в честь Игоря, позволила всем там напиться и приказала своим солдатам убить их всех.
Последним актом ее мести было изгнание древлян в город Искоростень, где был убит Игорь, а затем осада. Когда она поняла, что не может взять город, то предложила самые легкие условия: потребовала по три голубя и по три воробья с каждого дома. Когда они были доставлены, она приказала своим солдатам прикрепить к когтям серу и выпустить их, а когда они вернулись в свои гнезда в городе, они все подожгли. Весь город был сожжен, а те, кто выжил, были убиты или проданы в рабство, но Ольга пощадила определенное количество людей, чтобы они могли продолжать платить ей дань.
Ольга Киевская
Неизвестно (общественное достояние)
Заключение
Все эти женщины, будь то активные воины или сильные женщины-правительницы, воплощали идеал независимости и личной силы викингов, хотя в основном они были идеализированными женщинами; нет никаких доказательств существования настоящих воительниц. Джудит Йеш отметила, что интерпретация Шарлоттой Хеденшерна-Джонсон могилы шведского воина Бирки как могилы женщины-воина является симптомом общего увлечения 21-го века нашей эры женщинами-воинами-викингами. Она комментирует:
Я всегда думал (и до некоторой степени до сих пор считаю), что увлечение женщинами-воинами, как в массовой культуре, так и в академическом дискурсе, сильно, возможно, слишком сильно, зависит от желаний 20-го и 21-го веков. (Ньюиц, 1)
Хотя это может быть, очевидно, что в прошлом было столь же сильное увлечение, о чем свидетельствуют работы Саксона Грамматика и скандинавские саги. Кажется очевидным, что скандинавская культура достаточно ценила женщин, чтобы не только включать женские божества в свой пантеон, но и приписывать им такие же боевые навыки и способность определять свою судьбу, как и мужчинам.
Разумеется, в литературе и мифологии многих древних цивилизаций есть сильные женские божества. У греков были свои амазонки и могущественные богини, такие как Афина, а у римлян — ее двойник, Минерва и другие божества, такие как Фортуна, которые решали, удачлив человек или нет в жизни. Тем не менее, настоящие женщины в Греции и Риме не обладали таким же уровнем автономии, как скандинавские женщины. Среди древнейших цивилизаций, поклонявшихся женским божествам, только Египет признавал права женщин наравне с мужчинами.
В скандинавской культуре, однако, даже после прихода христианства, которое печально известно и неоднократно отрицало равенство женщин, женщины не только ценились, но и концептуально возвышались до статуса, которого они сами не могли достичь. Женщина, сварившая эль, никогда не была бы Фрейей или Лагертой, но знание того, что женщины могут быть так высоко почитаемы, вероятно, было бы большим утешением.
Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Легендарные женщины-воины-викинги — Туры по фьордам
Фото: Pixelyoursoul/Фердинанд Б. Альст
Когда вы думаете о викингах, что приходит на ум — их легендарная свирепость, преданность чести, огромные корабли и желание вторгаться и завоевывать новые земли? Одна вещь, которая почти наверняка упущена, это тот факт, что некоторые из самых легендарных викингов на самом деле были женщинами.
Поскольку большинство самых известных викингов, воспитанных в скандинавской мифологии, — мужчины, большинство людей даже не подозревают о существовании женщин-викингов. Тем не менее, женщины-викинги, сражающиеся на поле боя в эпоху викингов, — очень хорошая историческая возможность.
На самом деле, некоторые исследования показывают, что некоторые из самых впечатляющих викингов всех времен были женщинами и вселяли страх в сердца всех, кто их видел, мужчин и женщин. Вот несколько самых легендарных женщин-воительниц-викингов, которые когда-либо жили.
Фото: Hurtigruten AS
Лагерта
Благодаря Gesta Danorum Саксона Грамматика мы знаем о легендарной женщине-викинге, известной как Лагерта или Ладгерда. Эта невероятная женщина была частью большой группы женщин-воинов, которые вызвались помочь известному герою Рагнару Лодброку отомстить за смерть своего деда. Она бросилась в бой и перебила бесчисленное количество врагов, что привело к победе.
Из-за ее невероятных навыков и непреодолимой храбрости Лодброк влюбился в нее и решил попытаться сделать ее своей новой женой. Будучи сильным воином, Лагерта отказалась от этого предложения и вместо этого попыталась удержать Лодброка в страхе, поставив медведя и собаку перед своим домом. К сожалению, эта защита не сработала, потому что в конце концов она вышла замуж за Лодброка.
Фото: Hurtigruten AS
Воительница
В отличие от двух других записей в этом списке, девы-воительницы — это не один человек, а скорее группа из многих женщин. Эти легендарные фигуры были группой женщин, которые вышли на поле битвы вместе со своими коллегами-мужчинами, чтобы принять участие в некоторых из крупнейших сражений в истории викингов.
Например, считается, что воительницы участвовали как в битве при Бровалле, так и в осаде Доростолона. Хотя последняя из этих битв закончилась поражением воительниц, их храбрость остается легендарной.
Фото: Krystkowiak Photography
Фрейдис Эйриксдоттир
Пожалуй, самое лучшее мы приберегли напоследок, учитывая тот факт, что Фрейдис Эйриксдоттир упоминается во многих исторических отчетах и поэтому считается самой известной женщиной-воином-викингом.
В отличие от дев-воительниц и Лагерты, Эйриксдоттир взяла на себя роль женщины-воина даже без помощи своих коллег-мужчин. Фактически, первоначальный план заключался в том, чтобы Эйриксдоттир сражался вместе с другими мужчинами-воинами-викингами, но как только отряд викингов высадился на берегах Винланда (теперь известного как восточное побережье Северной Америки), они быстро отступили от группы разгневанных туземцев.
Этот вариант не подходил Эйриксдоттир. Вместо этого легенды говорят нам, что она выхватила оружие у одного из своих павших товарищей, разорвала себе верх и вызвала разгневанных туземцев на битву. Полностью потрясенные и, возможно, даже напуганные этой смелой стратегией, туземцы быстро отступили, и Эйриксдоттир был объявлен победителем.
Фото: Томас Халтнер
Что делает эту и без того невероятную историю еще более впечатляющей, так это тот факт, что некоторые версии включают тот факт, что Эйриксдоттир, возможно, даже была беременна в то время и в результате страдала от некоторых последствий для здоровья.
Вот так; в следующий раз, когда вы представите себе викингов, вы представите женщин-воинов, которые были ничуть не менее крутыми, чем их коллеги-мужчины.