Содержание
Диверсанты взорвали российские вертолеты в сотнях километров от Украины и скрылись. Рассказываем, как это удалось
Едва на прошлой неделе появилась информация о том, что ВСУ уничтожили четверть лучших российских ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор», как невезучие геликоптеры РФ вновь понесли потери — на сей раз на земле. Украинские диверсанты беспрепятственно проникли на аэродром Веретье в Псковской области, установили на базирующихся там «Аллигаторах» взрывчатку и скрылись. Похоже, уничтожено как минимум два вертолета (возможно, три — два Ка-52 и один Ми-28Н «Ночной охотник»). Разбираемся, как такое в принципе стало возможным на охраняемой элитной базе в сотнях километров от Украины.
Вертолеты Ми-28 на аэродроме Веретье. Иллюстративное фото: wikipedia.org
Что произошло
Утром 31 октября российское издание BAZA сообщило, что на неназванном аэродроме в Псковской области взрывом повреждено два вертолета Ка-52. По словам источников «Базы», около 22 часов 30 октября военнослужащие части услышали, как что-то взрывается, а затем увидели обломки фюзеляжей, разбросанные в радиусе 200 метров. По информации источника, оба вертолета находились на ремонте и были небоеспособны. Причину взрыва издание не назвало.
Через несколько часов Главное управление разведки Минобороны Украины также сообщило о взрывах — на сей раз было указано, что инцидент произошел на аэродроме Веретье, а уничтожены были не только «Аллигаторы», но и еще один новейший российский вертолет Ми-28Н «Ночной охотник». Еще два неназванных вертолета, по утверждениям украинского ведомства, пострадали.
Ближе к вечеру 31 октября в украинских телеграм-каналах появилось видео предположительно с места инцидента. На кадрах неизвестный мужчина в камуфляже собирает взрывное устройство продолговатой формы, в кадре появляются взрыватель и детонатор. Затем взрывчатку устанавливают на борт Ка-52.
Утром 1 ноября все то же издание BAZA сообщило, что сотрудники российских спецслужб, работавших на аэродроме, нашли еще одно взрывное устройство. По информации издания, подозрительный предмет размером 40×10 см был прикреплен к фюзеляжу вертолета Ми-28Н, а предварительная мощность взрывчатки составляла 400 граммов тротилового эквивалента.
Российское Минобороны инцидент пока не комментировало. Однако указанные выше факторы (и особенно подробное сообщение о произошедшем от украинского Минобороны) с очень высокой степенью вероятности позволяют утверждать, что инцидент произошел не без участия Украины.
Почему мы верим, что видео действительно было снято на российском аэродроме
На 45-й секунде видео камера меняет ракурс, и в кадре виден вертолет, стоящий по соседству с тем, на который устанавливают взрывчатку. Машина создана по соосной схеме (один винт расположен над другим) — и это очевидно другой Ка-52, его не перепутаешь ни с какой другой моделью.
На кадре, пусть и неважного качества, отчетливо виден вертолет Ка-52. Скриншот видео с канала t.me/orestokratiia
Россия не очень охотно продает «Аллигаторы» за рубеж, и сейчас они стоят только на вооружении самой РФ и Египта. Пейзаж на кадрах видео вовсе не напоминает египетский — так что можно с уверенностью заявлять, что на видео российские машины. Вариант инсценировки украинских спецслужб также маловероятен: за всю войну ВСУ захватили лишь один вертолет этой модели, упавший, но не сгоревший во время атаки на Гостомель.
Где расположен аэродром Веретье и почему часть можно считать элитной
Аэродром Веретье находится недалеко от города Острова Псковской области, в 55 км от областного центра. Российские военные в интервью называли Островской район одним из самых «военизированных» в России — здесь расположен не только аэродром, но и 47-й Межвидовой региональный учебный центр, где готовят специалистов для ракетных войск стратегического назначения (то есть обслуживающих баллистические ракеты с ядерными боеголовками), а также части и подразделения специальных войск, военкомат и военный госпиталь.
Что касается аэродрома, то он был построен еще до Второй мировой войны. С 1950-х здесь базировалась морская авиация — в частности, в Веретье стояла дивизия, на вооружении которой стояли первые советские противокорабельные ракеты для борьбы с флотами НАТО. После развала СССР Россия утратила центры подготовки летчиков морской авиации в Николаеве, а будущее аналогичных баз в Крыму долгое время оставалось туманным. В результате в Острове создали 444-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава, а авиация этого центра стояла на аэродроме в Веретье.
Аэродром имел длинную взлетную полосу (3500 метров), что позволяло принимать самолеты любых габаритов и массы — при желании здесь можно было посадить даже знаменитый Ан-225 «Мрия» (самый большой и грузоподъемный в мире военный транспортник, уничтожен во время отступления российских войск из аэропорта Гостомель в феврале 2022 года). В Веретье стояли ракетоносцы Ту-22М3 (крылатой ракетой с такого россияне уничтожили торговый центр в Виннице, тогда погибли десятки мирных жителей) и дальние противолодочные Ту-142, самолеты радиоэлектронной борьбы на основе тяжелых бомбардировщиков Ту-16 — словом, лучшая флотская авиация, что была у СССР.
Вид со спутника на аэродром Веретье. Карта: Google Maps
В 2009 году 444-й центр «оптимизировали», слив с другой аналогичной организацией и перебазировали в Ейск (где, напомним, недавно Су-34 врезался в жилой дом, приведя к разрушениям и гибели людей). А в Веретье в 2013 году поставили вертолеты вновь сформированной 15-й бригады армейской авиации. Эту часть можно безо всяких скидок считать элитной — сразу же после создания бригада получила вертолеты Ми-28Н, Ми-8МТВ-5 и Ми-35М, а также самые большие серийные транспортные вертолеты в мире — Ми-26Т.
Это фактически лучшее, что могла на тот момент дать вертолетная отрасль России. Позднее часть вошла в тройку первых, получивших новейшие ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор». В базе аэродромов российской организации пилотов АОПА указано, что и сейчас в Веретье базируются только Ми-28Н, Ка-52, Ми-35М, Ми-26Т и Ми-8МТВ-5 — сплошь современные или модернизированные машины.
В России есть буквально единицы военных частей и соединений, которые могли бы снабжаться новой техникой лучше, чем 15-я бригада армейской авиации. Поэтому аэродром Веретье никак нельзя считать объектом, которому военное ведомство России уделяет мало внимания.
Как украинцы смогли проникнуть на аэродром и подорвать вертолеты
Как именно диверсанты Украины попали в район аэродрома — мы, скорее всего, еще долго в точности не узнаем (если Главное управление разведки Минобороны Украины не захочет подробно рассказать об этом, что маловероятно). Веретье находится более чем в 600 километрах от Украины, и желающим подорвать Ка-52 на аэродроме явно пришлось проделать долгий путь (в случае, если это не были агенты из числа местных жителей) — однако миссия удалась.
Что касается взрывного устройства, то оно состояло из взрывчатки и включало взрыватель замедленного действия ВЗД-6ч, а также детонатор МД-5М (модели удалось определить по появившемуся видео). Плюс взрывчатка в 400 грамм тротилового эквивалента, как сообщила «База». Ничего революционного в этих приспособлениях нет — и взрыватель, и детонатор созданы еще в СССР. Во всем этом нас должно интересовать только одно — съемка видео очевидно происходит днем, вокруг очень светло. При этом «База» сообщала, опираясь на свои источники, что взрывы раздались примерно в 22 часа.
На практике это означает, что диверсанты не просто проникли на аэродром и установили на вертолетах как минимум два взрывных устройства (одно сдетонировало, второе обнаружили целым), но и спокойно ушли с объекта, оставив активированным механизм замедленного действия. Ближе к ночи он сработал, уничтожив одни вертолеты и повредив другие (точный масштаб потерь пока неизвестен, поскольку российские официальные лица молчат).
За часы, прошедшие между диверсией и взрывом, никто из охраны аэродрома ничего не заподозрил и не поднял тревогу (в этом случае, несомненно, взрывчатку удалось бы обнаружить и обезвредить).
Как именно охранялся аэродром Веретье, мы не знаем, но получилось очень плохо. Согласно российскому учебнику «Тактика военно-воздушных сил» (раздел 2.3.5. «Организация охраны, обороны и маскировки аэродрома»), для того, чтобы не дать противнику совершить ту или иную атаку на объект, используется несколько уровней защиты. Часть бойцов осуществляет непосредственное охранение на территории объекта, часть — сторожевое охранение, включая посты, патрули и секреты (то есть группы бойцов, размещенные скрытно).
У самолетов, вертолетов, складов с боеприпасами и других важных пунктов должны быть расставлены часовые, периметр нужно обнести колючей проволокой. Личный состав должен быть снабжен техническими средствами, повышающими эффективность охранения (например, системами сигнализации, оптикой и приспособлениями для работы ночью). Подробнее можно прочитать по ссылке выше.
На практике же оказалось, что проникшие на территорию аэродрома Веретье диверсанты чувствовали себя на территории охраняемого объекта настолько вольготно, что даже не поленились снять видео с разных ракурсов. Скорее всего, никаких часовых поблизости просто не было. Объяснить это достаточно просто: российская сторона далеко не первый раз демонстрирует исключительный уровень халатности при охране своих даже самых важных объектов.
В самом верху карты — Остров Псковской области, около которого располагается аэродром Веретье. Внизу — Украина. Расстояние составляет более 600 километров. Карта: Google Earth
Возможно, охраны на аэродроме — по крайней мере, в момент диверсии — не было вообще. Дело может быть в том, что аэродром с огромным количеством новейших вертолетов находится достаточно далеко от линии фронта, чтобы охраняющие его военные чувствовали себя в полной безопасности (за что и поплатились — как за несколько дней до того охрана Севастопольского порта).
При этом тот факт, что на территорию аэродрома в Веретье не особо сложно проникнуть, давно не секрет. Еще в 2019 году члены группы «Экстремальный фотограф» так же беспрепятственно побывали на объекте и без какого-либо противодействия сделали большое количество фотографий вертолетов (включая Ка-52 — возможно, тех же, которые были взорваны 30 октября). Правда, тогда Россия полномасштабной войны не вела, но военный аэродром от этого не становится открытым для посещения каждым желающим. Попадали экстремалы и на другие закрытые объекты — так, блогер Илья Бондарев в свое время проник на космодром Байконур (его также охраняют россияне, несмотря на то, что объект находится в Казахстане).
Учитывая, что 15-я бригада армейской авиации — по меркам российской армии элитная часть, снабженная самой современной техникой, вряд ли прочие российские аэродромы охраняются принципиально лучше. Это не значит, что теперь диверсии будут ежедневными (такие акции готовить долго и сложно, и сейчас охрану авиабаз наверняка попытаются усилить), но многое говорит о состоянии российских войск на девятом месяце полномасштабной войны.
Читайте также
«Ракета убивает себя». Как «яйца жизни» спасают российских пилотов на Украине
Армия
close
100%
Российские военные самолеты и вертолеты в ходе спецоперации на Украине используют Бортовой комплекс обороны (БКО) «Витебск», который летчики неофициально называют «яйцами жизни». Как работает эта система — в материале «Газеты.Ru».
Бортовой комплекс обороны «Витебск» предназначен для предупреждения экипажа вертолета или самолета о радиолокационном или лазерном облучении. Система распознает момент пуска и выхода на цель управляемых ракет противника, а затем в автоматическом или ручном режиме нейтрализует эти ракеты.
Российский «Гиацинт-С» против американских гаубиц М-777. Как проходит артиллерийская дуэль
Миноброны России опубликовало кадры боевой работы расчетов 152-мм самоходных орудий (САУ) «Гиацинт-С» во время. ..
24 мая 15:06
Система разработана и выпускается концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Впервые прототип комплекса представили в июне 2010 в Париже на выставке «Eurosatory». В 2014 году прошли испытания на полигоне под Ахтубинском в Астраханской области. Тогда по вертолету Ми-8, стоящему на земле с установленным на нем «Витебском», были выпущены 20 ракет типа «Игла». Ни одна из них не смогла поразить цель.
«Неофициальное название «яйца жизни» этот комплекс получил за свою форму — полушария на фюзеляже, напоминающие по форме птичьи яйца. А еще за уникальные свойства защиты воздушной машины, спасающие летчикам жизни. Раньше о БКО «Витебск» было мало слышно — его промышленное производство началось в конце 2016 года, а с 2019 года таким комплексом оснастили все строевые транспортно-боевые вертолеты Ми-35М. В ходе спецоперации на Украине вся армейская авиация — вертолеты и штурмовики — имеют на своем борту такие комплексы», — рассказал «Газете.Ru» военный эксперт, летчик-снайпер Николай Вострецов.
Эксперт отметил, что «Витебск» отводит ракеты, в том числе выпускаемые из переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), и блокирует поражение боевой машины.
БКО «Витебск» при обнаружении пусков ракет противника использует как пассивные помехи, а именно ложные тепловые цели (так называемые «отстрелы») и дипольные отражатели (облако металлизированных полосок), так и активную защиту. Последняя, за счет действия в инфракрасном и радиодиапазонах, приводит к нарушению работы систем самонаведения ракет: попросту их «слепит» и приводит к самоподрыву. Одновременно система информирует пилотов о ракурсе атаки и характере угроз при обнаружении пусков, что дает возможность организовать ответный удар.
«Блок НАТО недееспособен. США там может заблокировать обладатель кукурузника»
Финляндия и Швеция подали заявки на вступление в Североатлантический альянс. Против выступили…
22 мая 16:18
«Армейская авиация, особенно вертолеты, всегда была достаточно уязвима именно для ПЗРК. Это связано с их боевым применением на малых высотах и меньшей скоростью, чем у истребителей, что позволяет стрелку-оператору взять цель в прицел и запустить ракету с головкой самонаведения, — рассказал «Газете.Ru» военный эксперт, полковник запаса Александр Дробышевский. — Наши пилоты вертолетов и штурмовиков еще в Афганистане столкнулись с проблемой противодействия переносных зенитно-ракетных комплексов, тех же «Стингеров» и других. Уходили от огня ракет, прижимаясь к земле, но требовалось совершать маневры, подниматься повыше и, соответственно, попадать под пуски ПЗРК».
Дробышевский добавил, что БКО «Витебск» существует в разных модификациях. Для вертолетов используется версия Л-370, для самолетов — «Витебск-25». «Как только ракета ВСУ выходит на цель, комплекс «Витебск» это фиксирует, дает сигнал, и ракета убивает себя», — рассказал эксперт.
Кроме того, эту систему можно установить на различные типы гражданских воздушных судов. По официальным данным, комплекс установлен на «борту №1» Ил-96-300, на котором летает президент России. В экспортном исполнении изделие получило название «Президент-С» (President-S). Этот комплекс стоит на вертолете Ми-17, который использует президент Египта.
«Гражданские лайнеры, как правило, не имеют собственной защиты и могли ранее полагаться на воздушное сопровождение истребителей. Так что не удивительно, что комплексом бортовой обороны оборудован самолет первого лица государства. Теоретически их можно поставить и на магистральные лайнеры»,
— рассказал «Газете.Ru» пилот Владимир Таланов.
Смотреть: Видео показывает предполагаемый саботаж военных вертолетов Путина
Видео показывает предполагаемый саботаж военных вертолетов Путина
00:39
Сейчас играет
— Источник:
CNN
Вирусное видео дочери спасает отцовский бизнес страшных украшений
01:54
Сейчас играет
— Источник:
CNN
Актер взломал криптовалюту как «крупнейшую финансовую пирамиду в истории»
03:13
Сейчас играет
— Источник:
Си-Эн-Эн
Почему некоторые мужчины уходят с работы
02:55
Сейчас играет
— Источник:
CNNБизнес
Илон Маск заблокировал учетную запись Twitter, отслеживающую его частный самолет
03:01
Сейчас играет
— Источник:
Си-эн-эн
Эксперт рассказывает, как лучше всего увидеть метеоритный дождь
Эми Шумер рассказывает о многолетней борьбе с «одинокой болезнью»
01:28
Сейчас играет
— Источник:
Си-Эн-Эн
SNL: Стив Мартин и Мартин Шорт восхваляют друг друга
01:17
Сейчас играет
— Источник:
CNN
Прокурор: основатель FTX совершил «одно из крупнейших финансовых мошенничеств» в истории США
02:41
Сейчас играет
— Источник:
CNN
Эту новую игровую консоль можно взломать, и она меньше кредитной карты
01:59
Сейчас играет
— Источник:
Си-Эн-Эн Бизнес
Основатель FTX «смутно осведомлен» о кредитовании средств клиентов хедж-фонду
02:19
Сейчас играет
— Источник:
Си-Эн-Эн Бизнес
Посмотрите первое появление Эла Рокера на телевидении после возвращения из больницы
01:10
Сейчас играет
— Источник:
Си-Эн-Эн Бизнес
Смотрите лучшие видео TikTok 2022 года
01:40
Сейчас играет
— Источник:
Си-Эн-Эн Бизнес
«Это была дикая поездка»: Тревор Ноа прощается с «The Daily Show»
01:24
Сейчас играет
— Источник:
CNN
В этой игре на выживание игроки сражаются со злым монстром, похожим на поезда Томаса
Неисправность гардероба прерывает неожиданное выступление Мэрайи Кэри
02:00
Сейчас играет
— Источник:
Си-Эн-Эн
вертолетов Ка-52 ‘Hog Limelight’ на китайском авиасалоне; Минобороны Великобритании заявляет, что Россия потеряла 25% своего флота в войне на Украине В то же время выставка предлагает глобальным военным фирмам платформу для демонстрации своих инноваций и привлечения новых клиентов.
Россия, которая также демонстрирует разнообразное вооружение, сообщила, что ее боевые вертолеты, в частности Ка-52, вызывают значительный интерес у участников и посетителей.
Посольство России в Китае заявило 11 ноября, что присутствующие выразили «большой интерес к российским боевым вертолетам, представленным государственным торговцем оружием «Рособоронэкспорт».
В посольстве отметили, что помимо Ка-52 внимание на выставке привлекли и другие российские боевые вертолеты, такие как вертолеты Ми-28НЭ и Ми-171Ш, благодаря их впечатляющим боевым качествам в реальных боевых условиях.
Рособоронэкспорт представляет на своем стенде на выставке Airshow China 2022 широкий спектр российской военной авиационной техники, в том числе истребитель пятого поколения Су-57Э, многоцелевой истребитель Су-35, истребитель-бомбардировщик Су-34Э и МиГ-35. 35 многоцелевых истребителей с одним и двумя пилотами.
Изображение файла: Ка-52 «Аллигатор»
Несмотря на то, что парк вертолетов России практически не изменился с момента окончания холодной войны, страна предприняла значительные шаги по обновлению своего вертолетного парка. Заслуживает внимания ударный вертолет Камов Ка-52 «Аллигатор».
Самолет поступил на вооружение ВС РФ в 2011 году. Является обновленным двухместным вариантом ударного вертолета Ка-50 «Черная акула», представленного в 1995 году и известного в НАТО как «Hokum B».
Ка-52 развивает максимальную скорость 186 миль в час и имеет потолок 18 000 футов. Сиденья в кабине, расположенные бок о бок, и катапультируемые кресла для пилотов — вот некоторые из его замечательных особенностей.
Шесть узлов подвески на крыльях могут вместить более 4000 фунтов оружия, включая ракеты, реактивные снаряды или пушки и боеприпасы. В правой части фюзеляжа установлена 30-мм автоматическая пушка. Некоторые варианты включают переднюю инфракрасную камеру (FLIR), расположенную на носу.
Ка-52 доступен в различных модификациях и постоянно модернизируется новыми камерами, электроникой, конфигурациями кабины и шлема, которые работают с ночным видением.
28 октября государственное издание ТАСС сообщило, что новый прицельный комплекс улучшит боевые возможности Ка-52 и позволит вертолету эффективно применять вооружение ночью.
Боевые характеристики Ка-52, которые понесли тяжелые потери в продолжающейся войне на Украине, прямо противоречат заявлениям России о том, что вертолет может эффективно действовать в зонах современных боевых действий.
На начальном этапе российской агрессии ударные вертолеты Ка-52 штурмовали аэропорт Гостомель, пытаясь захватить взлетно-посадочную полосу. Однако в конце концов русские отступили из аэропорта Гостомель, и атака нанесла ранний и сокрушительный удар элитному российскому десантному корпусу ВДВ.
По данным Oryx, группы экспертов, отслеживающих уничтоженное вооружение в войне на Украине на основе визуальных доказательств, Россия на данный момент потеряла 25 ударных вертолетов Ка-52 в войне с Украиной.
Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 в ходе «спецвойсковой операции» России в мае 2022 года. МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИИ Украина война. В ведомстве отметили, что российские боевые вертолеты особенно уязвимы для украинских переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК).
Несколько видео сбитых Ка-52 и других российских вертолетов широко распространены в социальных сетях. Тем не менее, российское правительство все еще дислоцирует этот вертолет в Украине.
10 ноября Минобороны России опубликовало видео «охоты» российских ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор» в Украине. Подпись к видео гласила: «Экипажи ударных вертолетов Ка-52 уничтожают опорные пункты и бронетехнику ВСУ».
ℹ️🇷🇺➡️⚔️💥🇺🇦💥Войска России уничтожили танки украинских войск, район позиций,
«Аллигаторы» на охоте: кадры боевой работы экипажей российских ударных вертолетов Ка-52
В ХерсонеВо время выполнения боевых вылетов летчики армейской авиации произвели пуски ракет pic.twitter.com/OJotXXnkrq
— 🌐Новости в мире 24 🌍🌎🌏 (@DailyWorld24) 10 ноября 2022
По данным Минобороны, летчики армейской авиации выпустили ракеты в сторону опорных пунктов подразделений ВСУ.