Содержание
Что из себя представляет новый российский боевой самолет
Интрига вокруг, наверное, самой громкой сенсации ХХI века в области боевого авиастроения, сохраняется и даже усиливается. Появились первые фотографии секретного самолета, укрытого брезентом, на рулежной дорожке аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова. Машину закатывают в ангар, где будет проходить его то ли закрытая, то ли открытая презентация.
Сам ангар разрисован креативно — фигурой шахматного коня и надписями на английском языке: The Chekmate и Turn the Chessboard, что в переводе значит — шахматный мат и переворачивая шахматную доску. Многие усмотрели в этом отсыл к литературному авантюристу Остапу Бендеру. Устраивая сеанс одновременной игры в Васюкинском шахматном клубе, этот великий махинатор, не умевший играть в шахматы, выигрывал партии и скандально переворачивал доски.
Скорее всего, смысл в другом. Нашим конструкторам, возможно, удалось совершить такой непостижимый ход конем, что мировая авиационная шахматная доска действительно может быть перевернута, боевое авиастроение начнется с чистого листа.
Пока же мы лишь предполагаем, что весь мир увидит завтра.
С большой долей уверенности можно говорить о том, что автор проекта боевого самолета нового поколения — Никитин Николай Федорович — один из немногих реально работающих авиационных конструкторов. И вот почему.
В феврале 2017 года Россия и Объединенные Арабские Эмираты в ходе работы военно-технического салона IDEX 2017 подписали соглашение о совместной разработке легкого истребителя пятого поколения. Это было заявлено официально. А фактически речь шла о начале работ по перспективному боевому самолету с открытой платформой, на базе которой можно реализовать истребитель любого поколения. В дальнейшем никакой новой информации по этому интересному проекту не озвучивалось. Но это не значит, что работы не велись.
Перспективный боевой самолет имеет открытую платформу, на базе которой можно реализовать истребитель любого поколения
Главным инициатором российско-эмиратского соглашения в области авиации и мотором всего проекта был как раз Николай Никитин. Летом 2017 года уже в Москве он рассказал мне, что в Объединенной авиастроительной корпорации планируется сформировать рабочую группу высокопрофессиональных конструкторов и технологов. Они могут быть выходцами из самых различных КБ и не только авиационных. Задача группы — провести комплекс концептуальных исследований по возможности создания истребительной системы, которая сможет ответить на все вызовы ХХI века. Включая бои в ближнем космосе. Предполагалось разработать алгоритм оперативного создания истребителей 7-го, 8-го, 9-го, 10-го и последующих поколений, если такая необходимость возникнет.
Работы, стоит повторить, должны были идти по проектированию открытой платформы, на базе которой можно реализовать самые смелые технические решения.
Никитин с головой погрузился в это дело, больше никаких комментариев не давал. Но судя по тому, что готовится показать ОАК, работы шли успешно.
Четыре года назад было также сказано, что предполагается одновременно начать проектирование двух версий истребителя — пилотируемого и беспилотного. По классу они должны относиться к легким и средним, быть одномоторными.
Если все так и шло, то можно утверждать, что с принятием на вооружение пилотируемых самолетов и их клонов-дронов должна измениться сама концепция выполнения боевых задач. Пилотируемый истребитель будет идти в бой в окружении точно таких же по конфигурации беспилотников. Именно истребители-дроны станут прокладывать курс, вести разведку, защищать пилотируемый самолет от вражеских истребителей и средств ПВО.
Естественно, беспилотник сможет решать самостоятельные задачи — вести тактическую воздушную разведку, если потребуется, наносить удары в опасных средах с высокой интенсивностью угроз всем комплексом оружия, имеющегося на борту. В программу полета беспилотника, в ходе выполнения им боевой задачи, могут оперативно вноситься изменения, перенацеливание его на новые объекты.
Дополнительную защиту обеспечит радиоэлектронная борьба нового уровня. Пилотируемые и беспилотные летательные аппараты окружат роем полноразмерных виртуальных имитаторов, что сделает уничтожение реальной воздушной эскадры весьма проблематичным делом.
В новой боевой машине предполагалось реализовать еще ряд ноу-хау. К примеру, сверхдальнее обнаружение в режиме радиолокации, инфракрасного и ультрафиолетового излучений, обеспечение непрерывного сферического обзора. С постоянным обменом информации между самолетами.
Вооружение истребителя — классическое ракетно-пушечное. При этом ракеты смогут размещаться как во внутренних отсеках, так и на внешних подвесках.
Крейсерская сверхзвуковая скорость позволит быстро наращивать количество боевых самолетов на опасном направлении. В ходе сближения с противником применение оружия будет упреждающим и непрерывным. Такая тактика минимизирует возможность ответного удара. Если же противник его нанесет, то защитную роль сыграют беспилотники, приняв огонь на себя.
Боевые авиационные системы нового уровня, естественно, войдут в единое сетецентрическое информационное пространство: борт-борт, борт-земля, земля-борт и даже борт-космос-земля-борт. Это позволит быстро реагировать на характер изменяющихся угроз и осуществлять перенацеливание воздушной группировки.
Самолеты — пилотируемые и беспилотники — будут иметь искусственный интеллект. Кстати, российского происхождения — здесь мы своих зарубежных конкурентов уже опережаем.
Поскольку истребители предполагается вооружать в том числе гиперзвуковыми ракетами, они будут способны поражать цели, находящиеся в ближнем космосе. А с оснащением самолетов гиперзвуковыми двигателями они сами смогут взлетать на околоземные орбиты, выполнять там боевые задачи и возвращаться на Землю.
Презентация нового боевого самолета пройдет не от авиационных КБ «Сухой» или «МиГ», а от ОАК, поэтому название он получит не МиГ или Су. Имя пока не выбрано. Устроим конкурс?
Совершенно невероятно то, что рождение принципиально новой боевой машины прошло в режиме абсолютной секретности. Никакие вездесущие блогеры и даже сотрудники пресс-службы ОАК об интенсивных работах, которые велись в недрах Объединенной авиастроительной корпорации, ничего не знали.
Интересная деталь. В рекламном ролике, посвященном новой боевой машине и распространенном «Ростехом», появляется множество иностранцев, с интересом вглядывающихся в летящий российский истребитель нового поколения. Объяснение простое. Россия предлагает создавать истребитель будущего в широкой международной кооперации. Каждая из стран сможет выбрать самый приемлемый для себя вариант и построить такой боевой самолет, который отвечает именно ее интересам — по цене, техническому качеству и боевым возможностям.
Главная интрига, которая раскроется 20 июля, — в каком виде будет представлен самолет. В виде макета, летающего демонстратора или уже готового к летным испытаниям экспериментального истребителя.
И еще. Презентуемый самолет нельзя отнести к какому-то поколению. Это, стоит повторить, открытая платформа, которая может стать истребителем любого поколения, даже шестого и седьмого.
АрмияАвиатранспортРостехМеждународный авиационно-космический салон МАКС-2021Наука и технологииОружие с Сергеем Птичкиным 2021 — Год науки и технологий
Названы сильнейшие военно-воздушные силы будущего
22 июля 2016, 13:58
Экспорт российского вооружения
МОСКВА. 22 июля. /ТАСС/. Американское издание National Interest назвало пять стран, военно-воздушные силы (ВВС) которых станут самыми мощными к 2030 году. В этот список вошли США, Россия, Великобритания, Китай и Израиль.
Читайте также
Названы самые мощные армии будущего
Издание отмечает, что первые три страны смогут действовать в различных сценариях, начиная с воздушных кампаний против небольших целей и заканчивая ведением масштабных военных действий.
Россия, США и Великобритания владеют самыми современными и усовершенствованными ВВС, которые способны обеспечить национальную безопасность этих стран.
Американский след
По мнению военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, если внимательно взглянуть на этот рейтинг стран, в глаза бросается тот факт, что две страны — Великобритания и Израиль — вооружены практически полностью американскими самолетами.
Если у Лондона есть еще и европейские истребители, к примеру Tornado, то Тель-Авив летает исключительно на американских F-16. США выделяют ежегодно Израилю довольно значительный кредит, в пределах $3 млрд, в первую очередь на закупку только американской высокотехнологичной техники. В том числе F-16 и F-35
Виктор Литовкин
Военный обозреватель ТАСС
Эксперт рассказывает, что Израиль, как и десяток других стран, вложился в создание самолета пятого поколения, но США «сделали все, чтобы они отказались от этой затеи».
У Тель-Авива была попытка создать свой многоцелевой истребитель Lavi (в переводе «молодой лев» — прим. ТАСС). По данным из открытых источников, проект был закрыт в конце 1980-х гг. в пользу американского самолета F-16. В некоторых программах по созданию истребителей в других странах, по некоторым данным, использованы результаты исследований, проведенных при создании израильского Lavi.
Сейчас такой истребитель, только под названием J-10, стоит на вооружении китайских ВВС. И публикация в американском журнале подспудно пытается показать, что в 2030 году в воздушном пространстве и на оружейном рынке будут доминировать только США, Россия и Китай, у которого, кстати, много самолетов с «русской биографией»
Виктор Литовкин
Военный обозреватель ТАСС
Китай — новичок в этом рейтинге стран. Он продолжает наращивать военно-воздушную мощь, призванную соответствовать статусу второй экономики мира, сообщается в статье National Interest.
Неполный список
Читайте также
Make in India: зачем оружию России индийская прописка
По мнению Литовкина, в этот список не включили Францию, которая имеет собственную мощную авиационную промышленность и многофункциональные истребители Rafale и Mirage.
Также в топ-5 не вошла Индия. Основу ее боевого авиационного парка составляют российские истребители Су-30МКИ, а к 2030 году у нее на вооружении, полагает Литовкин, может быть и российско-индийский истребитель пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) на базе российского ПАК ФА (Т-50).
Поэтому, делает вывод эксперт, американское издание «не хочет ставить Индию в ряд выдающихся авиационных держав, чтобы таким образом не возвышать Россию».
США
Истребитель F-35B Lightning II
© Jeff J Mitchell/Getty Images
Читайте также
«Золотой самолет» ВВС США: когда истребитель F-35 отправят в бой
Как полагает издание, к 2030 году у американцев останутся 187 многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor, а также 178 всепогодных истребителей четвертого поколения F-15C, у которых будут существенно доработаны радиолокационная система и система инфракрасных датчиков.
Кроме того, в распоряжении США будут почти 1800 истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35, которые придут на смену легким истребителям F-16C и штурмовикам A-10 Thunderbolt. ВВС США будут иметь военные самолеты-заправщики Boeing KC-46 и бомбардировщики B-21.
РОССИЯ
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50
© AP Photo/Misha Japaridze
Как сообщает издание, ВВС России в 2030 году могут стать «второй сильнейшей огневой мощью на Земле».
Читайте также
Стальные крылья армии России
Две важнейшие разработки в России — истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50) и стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации).
По мнению автора статьи, Россия не может постоянно полагаться на истребители Су-27, Су-30, Су-34 и МиГ-29. При этом Т-50 станет новым конкурентом для американского F-22. Новый ПАК ДА должен заменить сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 и дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22.
КИТАЙ
Истребитель J-31
© AP Photo/Xinhua, Liu Dawei
Как пишет National Interest, на вооружении этой страны к 2030 году будут стоять истребители четвертого поколения Су-30, Шэньян J-11, J-15 и J-10. При этом Китаю придется постараться, чтобы догнать другие страны в разработке истребителей пятого поколения (самолеты Chengdu J-20 и J-31).
Также в распоряжении китайцев есть Y-20 — собственный тяжелый военно-транспортный самолет. Страна увеличивает парк самолетов-заправщиков, развивает производство дронов и других летательных аппаратов для разведывательных миссий.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Eurofighter Typhoon
© AP Photo/Sang Tan
К 2030 году в ВВС Великобритании будет примерно 160 многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon, оснащенных управляемыми авиационными бомбами с лазерным наведением серии Paveway. Кроме того, к этому времени страна получит боевой беспилотник, а 138 американских F-35B придут на смену боевым реактивным самолетам Panavia Tornado.
Через 15 лет британские ВВС будут иметь около 300 истребителей и станут самыми мощными в Западной Европе.
ИЗРАИЛЬ
Истребитель F-15
© AP Photo/Mindaugas Kulbis
Как пишет издание, сейчас ВВС Израиля включает 58 истребителей F-15A и F-15C, 25 истребителей F-15I и 312 машин F-16.
Автор статьи не исключает, что военная авиация этой страны и через несколько лет будет самой мощной на всем Ближнем Востоке, но при этом она будет сильно нуждаться в модернизации. Для F-15C пока нет адекватной замены, поскольку производство F-22 в США закончилось в 2011 году. Израиль будет вынужден максимально долго пользоваться F-15C или переложить их функции на новейшие американские самолеты F-35.
Читайте также
Видимые невидимки: самые известные самолеты-«стелс»
Теги:
СШАИндияВеликобританияРоссияКитайФранцияИзраильЭкспорт российского вооружения
Будущие истребители NGAD могут стоить «сотни миллионов» за штуку сотни миллионов долларов.
Отвечая на вопрос о цене NGAD во время выступления в среду перед комитетом Палаты представителей по вооруженным силам, министр ВВС Фрэнк Кендалл не уточнил, сколько может стоить отдельный самолет, но сказал, что служба говорила о «нескольких» сотнях самолетов. миллионы.
«Этот номер привлечет ваше внимание», — сказал Кендалл. «Это будет дорогой самолет».
Это более чем в два раза превышает цену F-35, составляющую не менее 80 миллионов долларов за штуку.
Кендалл сказал, что NGAD будет «невероятно эффективным», но для расширения его досягаемости в бою его должны будут сопровождать менее дорогие платформы, которые он представляет в виде групп автономных ведомых дронов.
У ВВС нет оценки того, сколько могут стоить автономные ведомые NGAD. Но в своем программном выступлении на мартовской конференции Ассоциации ВВС в Орландо, штат Флорида, Кендалл сказал, что служба хочет, чтобы эти боевые беспилотники стоили не более чем вдвое дешевле, чем их пилотируемые аналоги.
Но если пилотируемый компонент NGAD будет стоить несколько сотен миллионов долларов за штуку, это означает, что ведомые могут стоить столько же или больше, чем F-35.
Программа NGAD до сих пор предпринимает надлежащие шаги на этапе разработки, чтобы снизить расходы на содержание в долгосрочной перспективе, сказал Кендалл. Это достигается за счет использования модульных конструкций и интерфейсов, контролируемых правительством, чтобы самолеты могли легко получать обновления и техническое обслуживание.
Кендалл сказал, что эта стратегия также приведет к конкуренции, что еще больше снизит затраты.
«Время и усилия на ранних этапах такой программы, как NGAD, стоят того, чтобы сделать все правильно, потому что вы будете платить за то, что сделали гораздо позже, гораздо большими деньгами», — сказал Кендалл. «И судя по тому, что я видел в программе NGAD, этот подход был принят».
В ответ на опасения, высказанные представителем Дональдом Норкроссом, штат Нью-Джерси, по поводу того, что график NGAD может «смещаться вправо», Кендалл сказал, что ВВС рассчитывают развернуть NGAD в начале 2030-х годов. До тех пор служба планирует продолжать летать на модернизированных самолетах F-22.
О Стивене Лоузи
Стивен Лоузи — репортер Defense News, посвященный воздушной войне. Ранее он освещал вопросы руководства и персонала в Air Force Times и Пентагон, специальные операции и боевые действия в воздухе на сайте Military.com. Он ездил на Ближний Восток, чтобы освещать операции ВВС США.
Поделиться:
Подробнее In Air Warfare
Космические силы готовят запрос на узкополосную спутниковую связь
В начале 2023 года служба планирует запросить предложения по снижению рисков в рамках программы продления жизни MUOS стоимостью 3,7 миллиарда долларов.0029
Проект «Конвергенция» демонстрирует соответствие JADC2, говорят лидеры трех служб
Около 300 технологий проходят испытания, включая дальнобойные пожары, беспилотные авиационные системы, автономные боевые машины и сенсоры.
Космические силы могут запросить коммерческий флот для увеличения нужд военного времени
Служба проведет в январе день промышленности, чтобы услышать отзывы о своей концепции коммерческого резерва увеличения космического пространства.
ВМС США делятся информацией о проекте Overmatch с международными союзниками
«Мы должны быть инклюзивными, — сказал начальник военно-морских операций адмирал Майкл Гилдэй, — иначе мы не сможем сражаться вместе».
Palantir получает контракт на помощь армии в быстрой обработке данных с полей сражений
All Source II является частью более крупной программы Intel Apps, которая включает в себя программы разведывательной поддержки при наведении на цель и погодные оперативные эффекты.
Каково будущее истребителя?
С момента создания Королевских ВВС 100 лет назад истребитель был основным элементом воздушной службы. Используемые в вооруженных силах по всему миру, истребители эволюционировали и изменили способ ведения сражений.
Но угрожает ли истребителям опасность устаревания из-за новых технологий?
Недавно в США разбился истребитель F-35, из-за чего министерство обороны Великобритании приостановило заказ на другие модели и остановило свой парк из 16 самолетов. Планируется, что полный парк будет состоять из 138 самолетов F-35 Lightning II.
Производство этих самолетов терпит неудачи. Первоначальный дизайн и производство начались еще в 2001 году, а в 2012 году они должны были поступить на вооружение вооруженных сил США. На самом деле они поступили на вооружение только четыре года спустя. Полная стоимость разработки и производства выросла с 233 миллиардов долларов в 2001 году до 379 долларов.млрд в этом году.
F-35 оснащен стелс-технологией для уклонения от радаров, что побудило Дональда Трампа назвать самолет «невидимым». В ноябре прошлого года он сказал:
«Вы этого не видите. Вы буквально этого не видите».
Это, конечно, неправда. Самолет с меньшей вероятностью будет обнаружен радаром из-за его меньших размеров. У него также есть технология создания помех, которая потенциально может позволить ему летать в воздушном пространстве противника незамеченным.
Но с учетом того, что новые технологии развиваются быстрее, чем когда-либо прежде, как долго нам в действительности будут нужны самолеты этого типа и какова их стоимость?
Будущее воздушной войны может вскоре стать больше зависящим от сопутствующих систем, чем от самого самолета. Данные и разведданные более ценны в долгосрочной военной стратегии, поэтому акцент на модернизацию датчиков, технологий обработки изображений и распознавания лиц, вероятно, будет иметь более высокий приоритет, чем новые модели самолетов.
Новые самолеты попадут в категорию истребителей «шестого» поколения. До сих пор неясно, какими возможностями будет обладать истребитель шестого поколения. Некоторые предполагают, что он может двигаться с гиперзвуковой скоростью, переключаться между пилотируемым и беспилотным самолетом или даже стрелять лазерами.