Вооружение су 35: Многоцелевой истребитель Су-35. История и характеристики

ОАК :: Су-35


Начиная с 1992г. под индексом «Су-35» на международных авиасалонах демонстрировались модификации Су-27 — модернизированные истребители Су-27М (Т-10М), созданные по заказу ВВС России в 80-х годах прошлого столетия. В 90-х годах их производство было прекращено из-за недостатка финансирования. На рубеже веков анализ потребностей отечественных ВВС на обозримую перспективу, а также прогнозы развития мирового авиарынка, обозначили необходимость более радикальной модернизации Су-27 с опорой на достигнутые ранее результаты.


Для обеспечения конкурентоспособности с современными и перспективными зарубежными истребителями, было необходимо не только существенно усовершенствовать комплексы бортового оборудования и вооружения, но и внести изменения в конструкцию планера машины и её силовую установку. В результате, к середине первого десятилетия нового века, в целом сформировалась концепция нового многофункционального истребителя — глубоко модернизированной машины семейства Су-27, за которым было сохранено название Су-35. Работы по проекту в ОКБ Сухого возглавил И.М. Дёмин.


Су-35 – это самолет поколения «4++», в котором использованы технологии истребителей пятого поколения. В период 2009–2015 гг. эти новые технологии позволят обеспечить Су-35 преимущество на мировом рынке по сравнению с другими предлагаемыми многофункциональными истребителями 4-го поколения. Новый российский истребитель создается таким образом, чтобы он мог летать и воевать в условиях, где «классические» истребители (поколения «4+») не могут вести боевые действия. Предусматривается, что «большая модернизация» закроет пробел между самолетами Су-27, построенными или доработанными в рамках «малой модернизации», и авиакомплексом 5-го поколения, который должен выйти на рынок в следующем десятилетии.


Первый летный образец самолета Су-35 был собран на КнААПО к августу 2007 г. Накануне начала авиасалона МАКС-2007 транспортным самолетом Ан-124 «Руслан» он был доставлен на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском, где, после демонстрации на авиасалоне, были продолжены завершающие стадии наземной отработки перед началом летных испытаний. В январе 2008 года в подмосковном филиале НПО «Сатурн» успешно завершились испытания всех пяти двигателей типа «117С» опытной партии, предназначенной для установки на Су-35. К середине февраля завершилась наземная отработка бортовых систем самолёта.


Первый полет нового российского истребителя состоялся 19 февраля 2008 года. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации Сергей Богдан. Важность события была подчеркнута визитом 20 февраля на испытательный полигон тогда еще президента РФ Владимира Путина и его будущего преемника Дмитрия Медведева.


В ходе лётных испытаний были подтверждены основные ожидаемые летные характеристики машины. 2 октября 2008 года к испытаниям был подключён второй опытный самолёт. Появление нового истребителя на вооружении отечественных ВВС и на мировом рынке авиатехники укрепит позиции России как одной из ведущих авиационных держав XXI века.

Многоцелевой истребитель Су-35. История и характеристики

31 июля 2021, 15:01

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 июля 2021 года пресс-служба Восточного военного округа сообщила, что в Хабаровском крае при выполнении плановых учебно-тренировочных полетов произошел отказ двигателя на самолете Су-35С. По предварительным данным, самолет упал в акватории Охотского моря. Летчик катапультировался, был оперативно обнаружен поисковой группой и доставлен на аэродром базирования, угрозы его здоровью нет.

Су-35 — российский многоцелевой сверхзвуковой сверхманевренный истребитель поколения 4++. Дальнейшее развитие «одноместной» линейки самолетов Су-27. Строевая модификация для Воздушно-космических сил (ВКС) России имеет индекс Су-35С.

История проектирования и испытаний

Работа над модификацией перехватчика Су-27, способной обнаруживать и поражать наземные цели (то есть над полноценным многофункциональным истребителем), началась в ОКБ Сухого еще в середине 1980-х годов. Самолет получил название Су-27М (Т-10М). Он был оснащен новым радиоэлектронным оборудованием (в том числе РЛС заднего обзора), вооружением, системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), многофункциональными индикаторами в кабине пилота, комплексом дозаправки топливом в воздухе и прочим.

Первый полет Су-27М (вскоре получившего наименование Су-35) состоялся 1 апреля 1992 года. Су-35 демонстрировался на различных международных авиасалонах и предлагался на экспорт, но покупателей не нашел. Серийное производство новых истребителей не началось из-за экономических проблем.

Часть новых технических решений, использованных в Су-27М, были затем применены в истребителях Су-30 разных типов и Су-37. Работы над одноместным многофункциональным истребителем на базе Су-27 возобновились в середине 2000-х годов. Он получил шифр «изделие Т-10БМ». Конструкторы установили на истребителе новую авионику, радиолокационную станцию «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой, новые, более мощные двигатели с поворотным вектором тяги. Также на самолете была применена новая информационно-управляющая система, создатели которой были удостоены премии правительства РФ в области науки и техники за 2017 год.

В ходе «перекомпоновки» было решено, в частности, отказаться от переднего горизонтального оперения и аэродинамического тормоза, которые использовались на Су-27М.

Первый полет Т-10БМ был выполнен 19 февраля 2008 года, самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан.

Истребитель серийно производится на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина, КнААЗ). В 2009 году подписан контракт на поставку ВВС России 48 самолетов. Первые 12 истребителей были переданы 12 февраля 2014 года 23-му истребительному авиационному полку (аэродром Дзёмги, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край). Полностью контракт был выполнен в 2015 году, после чего военные заказали еще 50 самолетов. 19 февраля 2020 года в госкорпорации «Ростех» сообщали, что ВКС России эксплуатируют около 70 экземпляров Су-35С.

С 2015 года самолеты этого типа входили в состав группировки ВКС РФ в Сирии. 19 сентября 2017 года пресс-служба Министерства промышленности и торговли РФ сообщила, что истребитель Су-35С принят на вооружение Воздушно-космических сил (ВКС) России.

4 апреля 2018 года на заседании государственной комиссии, рассматривающей ход испытаний Су-35С в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) имени В. П. Чкалова в Ахтубинске, заместитель министра обороны России Юрий Борисов дал высокую оценку качеству выполненных работ по самолету. Он также подчеркнул, что «летный состав, эксплуатирующий Су-35С в Сирии, очень высоко оценивает качество самолетов и его боевые и эксплуатационные характеристики».

Летно-технические характеристики

Аэродинамическая схема самолета — двухдвигательный высокоплан с трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Оборудован двумя турбореактивными двигателями АЛ-41Ф1С мощностью 14 500 кгс (на форсаже) каждый. Эти двигатели с управляемым в одной плоскости вектором тяги разработаны Научно-производственным объединением «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область). Длина самолета — 21,95 м, размах крыла — 14,75 м, высота — 5,92 м.

Максимальная взлетная масса — 34 500 кг, максимальная скорость — 2 500 км/ч (2,35 Маха), максимальная дальность полета без подвесных топливных баков (ПТБ) — 3 600 км, с ПТБ — 4 500 км. Практический потолок — 18 тыс. м. РЛС истребителя способна обнаруживать цели на дальности до 400 км и сопровождать до 30 воздушных целей одновременно. Экипаж состоит из одного человека.

Назначенный производителем ресурс самолета — 6 тыс. часов или 30 лет, ресурс двигателей — 4 тыс. часов.

Вооружение

На 12 узлах подвески может нести управляемые ракеты типа «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», неуправляемые ракеты, авиабомбы различных калибров. Максимальная боевая нагрузка — 8 т. Оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас — 150 патронов).

Экспортные поставки

19 ноября 2015 года государственная корпорация «Ростех» объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24 истребителей Су-35, КНР стала первым иностранным покупателем этих самолетов. Сумма контракта оценивалась в $2,5 млрд. В сентябре 2018 года за эту сделку США применили к Китаю так называемые вторичные санкции — ограничительные меры были наложены на департамент разработки оборудования Центрального военного совета КНР и его начальника Ли Шанфу. В 2016 году российская сторона передала Китаю четыре, в 2017 году — десять и в 2018 году — оставшиеся десять самолетов.

20 февраля 2017 года глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил СМИ, что соглашение о намерениях по закупке Су-35 подписали с РФ Объединенные Арабские Эмираты.

1 марта 2018 года помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Владимир Кожин сообщил о подписании контракта на поставку Су-35 в Индонезию. Ранее в Ростехе сообщали, что Индонезии вручалось коммерческое предложение, где речь идет об 11 самолетах. Сделка оценивалась в $1,1 млрд, по состоянию на июль 2021 года реализация контракта еще не началась.

16 мая 2020 года военно-дипломатический источник сообщил ТАСС, что Россия начала производство Су-35 по контракту с Египтом. По данным источника, «на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Гагарина началось производство Су-35, предназначенных для поставки египетским ВВС по заключенному в 2018 году контракту». Источник отмечал, что «сроки поставки первой партии самолетов египетской стороне в связи с ограничениями, накладываемыми пандемией коронавируса, пока не определены».

Авиапроисшествия

По данным открытых источников, с самолетами этого типа до 31 июля 2021 года произошло только одно авиационное происшествие без жертв. 26 апреля 2009 года в ходе испытаний прототип Су-35-4 (бортовой номер 904, третий летный образец) потерпел аварию на аэродроме Дзёмги. При скоростной пробежке с использованием форсажа самолет сошел с взлетно-посадочной полосы, столкнулся с препятствием и получил значительные повреждения. Летчик-испытатель Евгений Фролов катапультировался и не пострадал. Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, в результате чего не был отключен форсаж.  

Глубокий анализ того, почему Су-35 является самым разрекламированным истребителем 4-го поколения

Поделиться этой статьей самолеты, некоторые аспекты которых до некоторой степени раскручены, но ни один из них не приближается к степени шумихи с Су-35 и семейством Flanker в целом.

Сухой Су-35 — модификация истребителя Су-27, прошедшая глубокую модернизацию с целью значительного повышения его боевой эффективности по воздушным, наземным и надводным целям. В конструкции Су-35 реализованы наиболее удачные инженерные решения, ранее хорошо зарекомендовавшие себя на самолетах семейства Су-27/Су-30.

По данным Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), Су-35 «сочетает в себе качества современного истребителя (сверхманевренность, превосходные активные и пассивные средства обнаружения, высокая сверхзвуковая скорость и дальность полета, возможность управления действиями боевой группы и т. д.). .) и хороший тактический самолет (широкая номенклатура переносимого вооружения, современная многоканальная система РЭБ, пониженная радиолокационная заметность и высокая боевая живучесть)».

Тем не менее, Су-35 удерживает звание самого раскрученного истребителя поколения 4++. 92, в то время как на самом деле это только поиск по сигналу в крошечном поле зрения. О чем редко говорят, так это о том, что при обычном объемном поиске этот диапазон сокращается до 200 км.

‘Что еще более важно, радар Су-35 имеет максимальную дальность наведения 250 км — даже для целей типа B-52.

‘Мы также видим это на видео летных испытаний «Ирбис-Э», где он якобы обнаружил единственную цель с 268 км, но не смог отследить до 100 км – при этом имея только одну цель для сопровождения.

‘Это показывает, насколько обманчива цифра в 350 км в реальном мире. В режиме воздух-земля радар Су-35 не может поразить эсминец за пределами 100 км и авианосец за 200 км. Это в эпоху, когда у вас есть радар F-16 APG-83 с дальностью действия 160 морских миль (300 км) только для создания карт SAR с высоким разрешением.

‘Не говоря уже о том, что Ирбис-Э имеет сравнимое разрешение синтетической апертуры (3 метра) с радаром F-15E APG-70 1980-х годов. OLS-35, продаваемый как «анти-стелс», является наименее способным IRST на любом современном истребителе, поскольку OLS-35 использует ИК-датчик без изображения, что вы можете сказать по количеству целей, которые он может отслеживать — 4.

‘ ИК-датчик Imaging позволяет отслеживать двузначные или трехзначные числа. Например, «Пират Тайфуна» может отслеживать 500 целей».

Сенгупта продолжает;

‘Су-35 позиционируется как обладающий превосходными характеристиками в дальности видимости — что часто игнорируется, так это то, что у Р-73М / Р-74 Су-35 отсутствует инфракрасная ГСН — ограничение до 60° вне прямой видимости по сравнению с западными аналогами (ЦЕЛЬ-9x, ASRAAM, Python-4) с углом отклонения от оси визирования >90 °, а также гораздо лучшими IRCM и подавлением помех.

‘Ракеты вне прицеливания играют гораздо большую роль, чем чисто кинематические характеристики в сегодняшнем визуальном бою. Аналогичная история с ракетами БВР, AIM-120D и Meteor имеют большую дальность более чем на 60% и значительно лучшие ECCM, чем Р-77-1.

‘Это до того, как вы поймете, что большинство Су-35 летают со старыми ИК и полуактивными вариантами Р-27, потому что Р-77 в дефиците. Отсутствие грамотного вооружения ставит Су-35 в существенное невыгодное положение.

‘Су-35, безусловно, самый боеспособный истребитель ВВС России, и нет сомнений, что он представляет серьезную угрозу для любого самолета 4-го поколения. Но сказать, что он находится на том же уровне, что и сегодняшние F-15E, F/A-18E/F, Typhoon или Rafale, а тем более «превосходит», — значит бросать вызов реальности.

‘Помимо и без того плохих характеристик, «Ирбис-Э» уязвим для глушения современными комплексами РЭБ из-за меньшей пропускной способности, что видно по низкому разрешению SAR. В сочетании с ракетами существенно малой дальности Су-35 ставили Су-35 в невыгодное положение в бою с БВР. Особенно против противника с мощным радаром с АФАР, обеспечивающим не только превосходную дальность, но и высокую устойчивость к помехам DRFM от самолета Су-35 Л-175В «Хибины»9.0003

Сенгупта заключает;

‘Есть много 4-го поколения. самолеты, некоторые аспекты которых до некоторой степени раскручены, но ни один из них не приближается к степени шумихи с Су-35 и семейством Flanker в целом. Загляните под пропаганду, и они действительно ничем не выделяются, кроме, может быть, авиашоу». Российский экспорт военных самолетов стремительно падает

Исправление: Подпись к этому изображению ранее неверно идентифицировала самолет.

Перед вторжением в Украину российское аэрокосмическое руководство планировало продать тяжелый истребитель-бомбардировщик нового поколения Су-57 и его широко разрекламированную модификацию Су-75 нескольким иностранным военным покупателям. Эти планы теперь, похоже, лежат в руинах.

У Су-57 низкая производительность. Экспортные модели вряд ли появятся до конца десятилетия. Что касается среднемассивного Су-75, так называемого самолета «Шах и мат», то он пока реализован только в моделях и компьютерной графике. У него еще не было ни одного успешного испытательного полета.

Иностранным покупателям остается Су-35 (Су-35), единственный российский военный самолет серийного производства. Это фирменный российский тяжелый истребитель-бомбардировщик, хотя его боевой послужной список в небе над Украиной неоднозначен. Но даже Су-35 в этом десятилетии не удастся экспортировать в значительных количествах.

Еще до российского вторжения в Украину Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) был важным фактором сдерживания потенциальных покупателей Су-35, таких как Египет, Алжир и Индонезия. Чтобы отговорить страны от покупки российского оружия и лишить Россию доходов от этих продаж, Конгресс принял закон о санкциях в отношении третьих сторон, требующий от исполнительной власти налагать на них санкции в случае их совершения. Несколько стран отменили контракты на закупку российского оружия и запросили аналогичные оборонные возможности у других стран, чтобы не столкнуться с перспективой санкций США.

Война на Украине и последовавшие за ней санкции оказывают разрушительное воздействие на российский аэрокосмический сектор. Санкции подрывают способность России завершить разработку, а тем более серийное производство боевых машин нового поколения, таких как Су-57 и Су-75. Многие российские производители зависят от импортных передовых станков. А анализ остатков российских ракет, беспилотников и самолетов, сбитых на Украине, показал, что они содержат западные компоненты и подсистемы, которые больше нельзя законно экспортировать в Россию.

Воздушно-космическим силам России также необходимо заменить боевые самолеты, потерянные в бою, в том числе некоторое количество Су-35.

Действительно, военная репутация Воздушно-космических сил России была сильно запятнана их плохими действиями во время вторжения в Украину — и это отразилось на самолетах. Даже имея явное численное и количественное превосходство над ВВС Украины, России не удалось добиться какого-либо оперативного или тактического превосходства над полем боя с воздуха.

Кроме того, военная привлекательность Су-35 как многоцелевого истребителя-бомбардировщика снизилась, так как Россия, как сообщается, потеряла две эскадрильи в Украине из-за различных дефектов.

Как украинские, так и российские ВВС понесли потери самолетов и вертолетов над полем боя, заполненным широким спектром средств противовоздушной обороны. Менее дорогие системы, такие как артиллерия, ракеты и беспилотники, оказались более важными системами вооружения в конфликте. Сообщается, что Россия продала Ирану более 60 Су-35 в обмен на несколько тысяч беспилотников, которые они теперь используют для запугивания украинских мирных жителей и выведения из строя элементов критически важной инфраструктуры Украины.

Зажатый санкциями и вынужденный заменить уничтоженное российское оборудование, российский аэрокосмический сектор вряд ли сможет продавать самолеты, даже если захочет. Если страны-покупатели начнут менять свое мнение и инвестировать в беспилотники и другие менее дорогие высокоточные боеприпасы, рынок российских боевых самолетов может начать быстро сокращаться.

Питер А. Уилсон — адъюнкт-международный исследователь в области обороны, а Джон В. Парачини — старший международный исследователь в области обороны в некоммерческой беспартийной корпорации Rand.

Поделиться:
Подробнее в комментариях
Космические силы готовят запрос на узкополосную спутниковую связь
Служба планирует запросить предложения по снижению рисков в рамках проекта по продлению жизни MUOS стоимостью 3,7 миллиарда долларов в начале 2023 года.
Project Convergence показывает Соответствие JADC2, руководители трех служб говорят
Около 300 технологий проходят испытания, включая дальнобойные стрельбы, беспилотные авиационные системы, автономные боевые машины и датчики.