Возраст вселенной михайлов: Владимир Михайлов

Владимир Михайлов

Страна: Россия
Родился: 24 апреля 1929 г.
Умер: 28 сентября 2008 г.

Жанры:

Фантастика

99%

ещё >>

Владимир Дмитриевич Михайлов родился в Москве. Окончил юридический факультет Рижского университета им. П. Стучки. До 1950 г. работал следователем в прокуратуре, служил в армии, был на партийной работе. С 1958 г. перешёл на литературное поприще, работал в редакциях ряда рижских изданий и писательских организаций, публиковался в антологиях. Был главным редактором журнала «Даугава», превратившемся под его руководством в годы перестройки в один из самых интересных журналов страны. Известен также как поэт и переводчик. С начала 1990-х гг. жил в Москве.

Сейчас уже трудно в это поверить, но мэтр отечественной социальной фантастики Владимир Михайлов писателем-фантастом становиться не собирался. Входил-то он в литературу вполне «традиционным» маршрутом — через поэзию и сатиру. А фантастом стал, как сам признаётся, по чистой случайности. «Впрочем, ничего случайного в жизни не происходит», — тут же поправляет сам себя В.Д. Михайлов. А произошло вот что: «Знакомые литераторы издавали альманах на русском языке. Чтобы привлечь читателя, им хотелось иметь в альманахе что-нибудь фантастическое. Ну, если есть заказ… Я писал с удовольствием. Сначала рассказ. Рассказ перерос в повесть. Повесть напечатали. Это была грань 50-х и 60-х годов. Может быть потому, что напечатали меня легко, без правки и сокращений, я решил фантастику не оставлять и на реалистическую прозу некоторое время не отвлекаться». Не отвлекался он и впоследствии, за исключением романа «Один на дороге». Для В.Д. Михайлова фантастика оказалась воистину счастливой случайностью, подтверждение чему — его писательский путь длиною почти в пятьдесят лет и три десятка книг.

Как фантаст Михайлов появился на свет в 1962 г., когда в «Искателе» была опубликована дебютная повесть «Особая необходимость». 1962 год — начало яркого прорыва в научной фантастике. Одна из доминирующих тем — освоение космоса, тема самая животрепещущая, ведь всего год прошёл после выхода человека в космос.

Ранняя фантастика Владимира Михайлова — это научная романтика: сильные и умные люди бесстрашно разгадывают загадки Вселенной (например, в повести «Спутник «Шаг вперёд»», 1964). Для 60-х это было как поветрие. Но даже эти ранние вещи выделялись довольно редким для НФ того времени вниманием к психологии поступков героев, остроте ситуаций, заданностью нравственных коллизий. Впрочем, сам писатель к раннему периоду своего творчества относится с изрядной долей иронии: «Начинал я до отвращения банально: с сюжета, обязательно приключенческого, с какой-то фантастической идеи, с открытия, с изобретения — они-то и были «мотором» моих первых книг. Сегодня я себя утешаю: так начинал не один я…». Но в каждой последующей повести, книге В.Д. Михайлова «человеческий фактор» всё больше вытеснял из его научной фантастики собственно науку. Тут необходимо сделать паузу и отметить одно важное свойство, присущее всему творчеству В.Д. Михайлова. Свойство, которое можно выразить одним словом — «преодоление». Не столь уж часто встречающееся в современной литературе качество писателя — способность к преодолению слова и единожды выбранного стиля – от книги к книге. Оставаясь в художественном пространстве фантастики, Владимир Михайлов почти в каждой своей вещи преодолевает её, то и дело стремится выпрыгнуть за «штрафную линию» жанра. Преодолевает, рискуя сорваться в пропасть самоуничтожения целостности текста, замысла. Но риск — также свойство Словотворца.

Первый серьёзный шаг к преодолению научно-приключенческой фантастики был сделан в романе «Дверь с той стороны» (1974), который вывел писателя в число ведущих авторов (наряду со Стругацкими) советской социальной фантастики.

В 70-е и 80-е гг. получили широкую известность его романы о звёздном капитане Ульдемире. Тогда же обнаруживается «визитная карточка» фантастической прозы Михайлова: публицистичность. Каждый его роман напоминает дискуссионный клуб. Персонажи представляют разнообразные общественные группы, философские и политические платформы. Сюжет играет роль спикера, собирающего оппонентов для обсуждения какой-нибудь глобальной проблемы. Так, например, в известном интеллектуальном боевике «Вариант «И»» (1998) стремительная детективная динамика удачно разбавляет диспут-многоходовку на тему о перспективах сращения России с исламским миром. Философия и «драйв» органично дополняют друг друга.

Кроме писательской и редакторской деятельности Владимир Михайлов руководил Рижским семинаром молодых фантастов, был одним из руководителей Малеевского семинара молодых фантастов. Член Литературного Жюри премии «Странник». Лауреат множества литературных премий, входил в Творческий совет журнала «Если».

© Компиляция из статей Евгения Харитонова, Елены Кошары и материалов, найденных в Сети

Статьи и интервью:

  • Действительность удивительнее любой фантастики
  • Евгений Харитонов «Счастливая случайность Владимира Михайлова»

самое короткое описание истории Вселенной — Нож

Время началось после непостижимого, чудовищной силы взрыва — неплохое начало, не так ли? Однако был ли этот взрыв первым моментом существования Вселенной или только Земли, еще сравнительно недавно — до XX в. — не знали. Первые строки Библии гласят: «В начале сотворил Бог небо и землю». В XVII в. ирландский архиепископ Джеймс Ашшер даже вычислил точную дату этого события — 23 октября 4004 г. до н. э.

Некоторые выдающиеся философы эпохи Возрождения, жившие незадолго до Ашшера, придерживались радикального мнения, что у времени вообще не было начала. В том числе знаменитый, в основном из-за своей мученической смерти, итальянский монах-доминиканец и мыслитель XVI в. Джордано Бруно. Он верил в альтернативную по тем временам идею Коперника о том, что Земля не является центром мира, а обращается вокруг Солнца. Бруно пошел дальше Коперника и предположил, что Солнце — всего лишь звезда, такая же, как и те, что мы видим на ночном небе, и вокруг которых также обращаются планеты.

Но самое важное, по крайней мере, для нашей книги, — это утверждение Джордано Бруно о том, что Вселенная неизменна и безгранична во времени и пространстве.

Бруно был не первым европейским мыслителем, высказывавшим такие взгляды, однако именно его идеи католическая церковь объявила еретическими наряду с еще более оскорбляющим веру отрицанием Божественности Христа и таинства Пресуществления. Бруно был схвачен в Венеции и предстал перед трибуналом, затем его увезли в Рим, где вновь подвергли допросам. Пылкий и язвительный Бруно заявил, что не отречется от своих трудов, пока папа римский или сам Господь Бог не скажут ему, что он не прав. Те промолчали, и в первый день великого поста 1600 г. Джордано Бруно был сожжен на костре на площади Кампо ди Фьори в Риме. Сейчас на этом месте стоит его статуя, грозно поглядывающая на веселых туристов, которые обедают в ближайших кафе.

К счастью, с тех пор ученых больше не сжигают на кострах за их идеи (по крайней мере буквально).

Однажды в Риме мы с коллегой, стоя перед впечатляющим памятником Джордано Бруно, задались вопросом, отреклись бы мы от своих научных работ под страхом смерти, как это сделал Галилео Галилей через 33 года после казни Бруно. После короткого раздумья мы рассмеялись и признали, что тут же отреклись бы.

Но независимо от нашей трусости — и от самой идеи умереть за труды, которые никто не читал, — у нас есть возможность оценить прошлое, поэтому мы понимаем, что лженаука умирает вместе с ее авторами, а настоящая наука не умирает никогда. Если наши воззрения погибают вместе с нами, то, вероятно, этого они и заслуживают. Однако Джордано Бруно пожертвовал жизнью ради своих убеждений, став одним из самых известных мучеников науки. В конце концов его идеи оказались пророческими, особенно теория о том, что Земля — всего лишь одна из великого множества планет, обращающихся вокруг одной из многочисленных звезд в безграничной и древней Вселенной.

Однако идея Бруно о том, что Вселенная безгранична не только в пространстве, но и во времени, не верна — у времени было начало. Простейшее доказательство этого — темнота ночного неба. Если бы мы жили в безгранично древней и безгранично обширной Вселенной, каждый клочок ночного неба был бы занят звездами, свет этого беспредельного количества звезд успел бы достичь нашей планеты и все ночное небо было бы освещено этим светом. Еще современники Джордано Бруно немецкий математик Иоганн Кеплер и английский астроном Томас Диггес упоминали этот фотометрический парадокс, однако назван он был в честь немецкого астронома конца XVIII–XIX вв. Генриха Вильгельма Ольберса. Решение парадокса предложил Уильям Томпсон (лорд Кельвин), английский физик XIX–XX вв., а до него верную догадку высказал американский писатель и поэт Эдгар Аллан По: Вселенная должна быть ограничена либо во времени существования (и, таким образом, свет самых далеких звезд до нас еще не долетел), либо в размерах (потому звезды не занимают собой каждый клочок неба), либо в том и другом. Эта важная догадка впоследствии привела к гипотезе Большого взрыва, поскольку из нее следовало, что Вселенная появилась в некий момент прошлого и / или не везде одновременно.

В 1920-х гг. американский астроном Эдвин Хаббл на основании наблюдений в телескоп установил, что за пределами Млечного Пути, который прежде считали единственной галактикой в неподвижной и конечной Вселенной, имеются другие галактики. Расстояние до них Хаббл вычислил по цефеидам — пульсирующим переменным звездам, чей период (время между пульсациями) и светимость (полная излучаемая энергия в виде света) пропорциональны. Благодаря этому можно определять расстояния: у цефеид с одинаковым периодом пульсации светимость одинаковая, если же одна из этих звезд кажется более тусклой, значит, она находится дальше от нас, и наоборот. (Видимая яркость объекта убывает обратно пропорционально квадрату расстояния до него.) Таким образом, наблюдая цефеиды, можно вычислить расстояние до галактик, в которых они расположены. Хаббл также обнаружил, что чем дальше отстоят галактики, тем больше их красное смещение. Красный свет имеет наибольшие периоды колебаний и длину волны в видимой части спектра.

Красное смещение света можно сравнить с понижением звука сирены проезжающей мимо нас машины скорой помощи (звук понижается вследствие снижения частоты звуковых волн или увеличения их длины и периода колебаний). Красное смещение галактик показывает: чем больше расстояние между двумя галактиками, тем выше скорость их взаимного удаления, то есть галактики удаляются друг от друга, разлетаясь в разные стороны.

До того как Эдвин Хаббл обнаружил, что галактики удаляются друг от друга, бельгийский астроном Жорж Леметр и русский физик Александр Фридман независимо друг от друга пришли к выводу, что Вселенная расширяется. Оба ученых использовали общую теорию относительности Эйнштейна, хотя сам Эйнштейн вначале отвергал их расчеты (правда, принял их позднее). Наблюдения Хаббла подтвердили идеи Леметра и Фридмана о расширяющейся Вселенной.

Если Вселенная конечна во времени и пространстве и при этом она расширяется, то, «отмотав назад» ее расширение, мы увидим, что вся ее масса и энергия некогда была сосредоточена в невероятно малой и горячей точке, которую Леметр назвал «космическим яйцом». Начальное расширение этой массы в первые моменты возникновения Вселенной астроном из Кембриджского университета Фред Хойл в насмешку (потому что ему очень не нравилась эта идея) назвал Большим взрывом. Название прижилось, хотя, вопреки фразе, которой я начал главу, слово «взрыв» не совсем подходит для описания этого явления.

Взрыв представляет собой ударную волну, вызванную резким разделением газа с высоким давлением и газа с низким давлением, в то время как Вселенная со всей своей массой и энергией была сжата в одной крошечной точке, то есть Вселенной некуда было распространяться. Расширяясь, Вселенная несет с собой границу нашего мира, за пределами которого нет ни света, ни энергии, ни пространства, ни времени.

Представить это весьма трудно, не правда ли?

Наконец, в 1960-е гг. американцы Арно Пензиас и Роберт Уилсон открыли космическое микроволновое фоновое излучение, или реликтовое излучение, — радиационный шум, равномерно заполняющий Вселенную. Это показало, что космическое пространство не является абсолютно мертвым и холодным, с нулевыми показателями температуры и энергии, оно наполнено реликтовым излучением, которое «разогревает» температуру космоса до −270 °C. Это остаточное тепло является доказательством более горячего состояния Вселенной после Большого взрыва.

Теория Большого взрыва, как и позднейшие наблюдения расширяющейся Вселенной, позволяют вычислить возраст Вселенной. Если мы подсчитаем время, необходимое, чтобы Вселенная выросла с определенной скоростью расширения (названной постоянной Хаббла) из точки до своего сегодняшнего размера, а также учтем ее температуру, то можно предположить, что возраст Вселенной равен примерно 14 млрд лет (плюс/минус 1 млрд). Этот вывод подтверждается астрономическими наблюдениями старейших объектов Вселенной: главным образом это маленькие звезды с низкой скоростью горения. Однако они не могли возникнуть раньше чем через 500 млн лет после Большого взрыва, поэтому по ним нельзя точно определить возраст Вселенной. Сейчас он приблизительно оценивается в 13,8 млрд лет.

Теория Большого взрыва — нечто большее, чем просто описание разрастания Вселенной из крохотной точки до сегодняшнего громадного размера. Череда событий, изменивших ее начальное состояние, определила строение материи и структуру Вселенной.

И все это произошло в интервале между первыми ничтожными долями миллисекунды до одной минуты после Большого взрыва. Не углубляясь в дебри, мы можем допустить, что на начальной стадии Вселенная была невероятно плотной и горячей и представляла собой крошечный шарик чистой колоссальной энергии. По мере его расширения и охлаждения появлялись различные состояния вещества, энергии и даже силы природы. Этот процесс отдаленно напоминает остывание пара и превращение его в воду, а затем в лед. Каждый этап ведет к изменению состояния вещества (газообразное, жидкое или твердое) — это называется фазовым переходом. Но в первые моменты Вселенной переходы были куда более странными, а о начальном этапе, из которого они вышли, мы пока ничего не знаем.


Интересно, что дальше? Эту и другие интересные книги можно купить онлайн со скидкой 10 % специально для читателей «Ножа». Просто введите секретное слово knife в поле промокода, оно действует на любые заказы до 01 ноября включительно.

Журнал Эсален | 90 лет со дня рождения Майкла Мерфи

Джефф Крипал о вехе 90 летия со дня рождения Майкла Мерфи

«Я думаю, что мы не просто празднуем одинокую жизнь. Я думаю, что мы празднуем видение, в котором мир отчаянно нуждается…»

Соучредитель Esalen Майкл Мерфи 3 сентября 2020 года отпраздновал свое 90-летие.

Общество никогда не знает, что делать с провидцами. Это не худшее время для видений. Во многих отношениях это время.

Мое самое глубокое ощущение Майкла Мерфи на протяжении многих лет, сейчас ему 22, заключается в том, что он один из тех редчайших людей: человек с видением, который остался верным, абсолютно верным видению, которое он получил, и клятвам, которые он дал. он взял и кто, что еще реже, был одарен и благословлен семьей, обстоятельствами, природой, медитацией и молитвой (тем, кого мы иногда называем «Богом?») бесчисленными возможностями выразить и исследовать нюансы этого видения, последствия, обещания и проблемы с другими, тысячи других.

Это не делает Майка идеальным. Это также не гарантирует, что его видение будет принято и распространено в более широкой культуре, тем более в ближайшем или далеком будущем этой культуры. Но это делает Майка Майком: американским провидцем эволюции сознания и будущего тела.

Я знаю, что Майк является многими другими людьми для многих других людей (муж, отец, соучредитель, друг, писатель, легенда гольфа), но именно таким он является для меня. Это то, о чем я больше всего думаю, когда Майку исполняется 90 лет. Я думаю, что мы не просто празднуем одинокую жизнь. Я думаю, что мы празднуем видение, в котором мир отчаянно нуждается и на самом деле уже есть. Я также думаю, что пришло время, более чем время, еще больше сфокусировать это видение на всем, что мы делаем и кем являемся сейчас, чтобы сделать человеческий потенциал реальным человеком.

— Джефф Крипал, председатель правления, Эсален

Мак Мерфи о могущественном наследии своего отца

С 90-летием — папа! Я горжусь тем, что я твой сын. Ты чемпион, Майкл Генри Мерфи. Ваше лидерство и видение объединяют нации, выходят за рамки старых парадигм и переплетают возникающие нарративы. На протяжении всей своей жизни я собирал благодарности от людей, чья жизнь была глубоко преобразована Эсаленом и вашими творениями. Это благодарность вам и наследию нашей семьи в связи с землей, с которой мы заключили священный контракт. Спасибо за то, что в раннем возрасте дал клятвы за свою великую работу. Благослови свою жизнь и все жизни, которых ты коснулся.

Я желаю вам более глубоких медитаций, крепкого здоровья, нужного количества смеха и удовлетворения, которое вы создали в этой жизни. Я благодарен за то, что могу нести ваше наследие и участвовать в его эволюции.

Я люблю тебя, папа!

— Mac Murphy

Наследие Майкла Мерфи и Движение за человеческий потенциал

Десять лет назад для сбора дани в честь 80-летия соучредителя Esalen Майкла Мерфи я написал следующие слова:

«С чего мы вообще начинаем говорить о жизни, наследии и вкладе (пока что!) замечательного существа, которого мы знаем как Майкла Мерфи? Авантюрист разума и духа, пионер в исследовании экстраординарных человеческих способностей, бесстрашный исследователь внутреннего пространства, дальновидный соучредитель (вместе с Ричардом Прайсом) Эсаленского института, известный писатель, мечтатель и вдохновитель (вместе с Дульсе Мерфи и другими) Советско-американский проект — ранее Русско-американский центр, ныне Трек второй: Институт гражданской дипломатии, — который в конечном итоге изменил форму холодной войны, основателя (вместе с Джорджем Леонардом) интегральной трансформационной практики (с тех пор как она исследовалась в Национальном институте здравоохранения и Стэнфордском университете и практиковалась по всему миру). мир), вдохновляющий директор Центра теории и исследований Эсалена, спортсмен мирового уровня, легендарный гуру мира гольфа, медитативник с 60-летним стажем, ирландский рассказчик в превосходстве, баскский бонвиван, яростно преданный друг, страстно гордый отец -назвать несколько. Как это и многое другое может быть опытом и работой всего одного человека, даже с такими блестящими сотрудниками и сообщниками.

И это еще одна из суперспособностей Майкла — его несравненный талант придумывать, пробуждать и вдохновлять гениальные команды. Возможно, «оборотень» — лучший термин для Майкла, когда все сказано и сделано, поскольку изменение формы нашего сознания может быть самой глубокой объединяющей темой этого многообразного интеллекта и карьеры».

Извините, что цитирую себя, поскольку мы сейчас празднуем 90-летие Майкла, но мои первоначальные чувства по-прежнему звучат правдоподобно. Между тем, сам Майкл только поднимался с высоты на высоту, включая то, что очень близко его сердцу — и моему как психологу и исследователю эволюции человеческого мозга/разума — что является новаторским сближением между духовным видением, квантовой теорией и когнитивной нейробиологии, порожденной длинной серией приглашенных форумов в Эсалене за эти годы и вылившейся в несколько книг, включая основные тома Нередуцируемый разум: к психологии 21-го века и сопутствующий/продолжительный том За пределами физикализма: к примирению науки и духовности .

В последнем из них вы можете увидеть прекрасное заявление самого Майкла о его собственном радикальном видении разума и вселенной. Поймите: если я не могу улучшить свои слова десятилетней давности, я точно не смогу улучшить его.

Соучредители Esalen Дик Прайс и Майкл Мерфи

Что я могу вам сказать, так это то, что это видение значило для меня в моем собственном путешествии, моих собственных приключениях в тайнах личностного роста, реляционной терапии и социальной активности.

Для меня мой вывод об излиянии творчества, которым является Майкл Мерфи, звучит примерно так: «что-то» (один из любимых терминов Майкла) происходит внутри нашей человеческой психики, во вселенной вокруг нас и через нас. . Что-то большее, чем мы сами, и все же мы являемся полноправными участниками/агентами этого. И это «что-то» куда-то движется — и мы тоже.

Назовите это Разумом, Духом, Сознанием или Творчеством, высшим Я или Богом, если хотите. Каждая когда-либо существовавшая человеческая культура чувствовала это и искала слова, чтобы выразить это. Войны ведутся из-за этих слов, но не из-за самого этого «чего-то», что находится за пределами языка и не может быть зафиксировано. Есть много других, более прямых способов познания, и мы всегда знаем больше, чем можем сказать.

Имя Майкла для этого, по крайней мере, часто, — Эволюционирующее Сознание.

Сознание развивается всякий раз, когда какая-либо часть вселенной усложняется, соединяется, создает большее целое понимания или смысла. Это может происходить внутри нас самих, между людьми или между ними, на уровне общества, в ходе научных прорывов или духовного озарения, а возможно, и на более высоких, даже более инклюзивных уровнях.

Глядя на это с этой стороны, вы можете увидеть, что это глубокое отношение, эта вера в творческий потенциал человека лежат в основе всего, что мы делаем в Эсалене. Когда мы сносим стену между вещами, потенциально связанными на более высоком уровне, мы увеличиваем сложность Вселенной и нашего собственного понимания.

Олдос Хаксли и Майкл Мерфи

Подумайте о стене внутри себя: между вашим разумом и вашими чувствами, скажем, или состояниями вашего тела и вашей когнитивной/эмоциональной системой или системой другого человека (или другой группы или культуры). Снесите стену, и вы получите взрыв, большой или маленький, новой творческой силы. Вы развиваетесь, и, с этой точки зрения, вселенная тоже.

Он объединяет все большую сложность в единое (не монолитное) целое. Один и многие; Многие как динамические компоненты Единого. Это, опять же, могут быть отдельные личности или части нас самих — или такие большие комплексы, как религии и странный мир, который развивает квантовая физика.

Это также означает, что все мы являемся участниками великого приключения. Вселенная вовлечена в великую Игру, а мы не только участники, но и участники этой одиссеи. Таково полное значение для меня фразы «творческий человеческий потенциал». И это основа, точка стабильного баланса всего, что мы предлагаем в Эсалене… без сомнения, включая то, о чем мы не до конца знаем, что мы предлагаем в общении с землей, друг с другом в нашем разнообразии, с самим Творческим Духом.

Спасибо, Майкл, за ваш вклад в изменение нашей культуры за последние 60 лет. Все мы можем прожить большую и богатую жизнь благодаря вам. Десять лет назад я закончил свой рассказ словами: «Оставайтесь с нами: Майклу всего 80 лет — следите за тем, что принесут следующие 10 лет». Сегодня я говорю то же самое, только заменяя «80» на «90».

Много счастливых возвращений, Майкл. И да, мы будем следить за новостями.

До новых встреч — в Эсалене!

В благодарность,

— Гордон Уилер, президент, Эсален

Пожалуйста, наслаждайтесь этой фотогалереей в честь 90-летия Майкла.

Майкл и Дульсе МерфиМайкл, Дульсе и Мак МерфиМайкл и Дульсе Мерфи на Красной площади. Непрерывное наследие.

Майкл Коллинз | Биография, Аполлон-11 и факты

Майкл Коллинз

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
31 октября 1930 г.
Рим
Италия
Умер:
28 апреля 2021 г. (90 лет)
Неаполь
Флорида
Роль в:
Аполлон-11

Просмотреть весь связанный контент →

Майкл Коллинз (родился 31 октября 1930 г. , Рим, Италия — умер 28 апреля 2021 г., Неаполь, Флорида, США), астронавт США, который был пилотом командного модуля Аполлона-11, первого пилотируемая лунная десантная миссия.

Выпускник Военной академии США в Вест-Пойнте, штат Нью-Йорк, Коллинз перевелся в военно-воздушные силы, став летчиком-испытателем на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии. Он присоединился к космической программе в 1963 году.

Викторина «Британника»

Знаменитые астронавты и космонавты

Проверьте свои знания о тех, у кого были нужные вещи для путешествия в космос.

Gemini 10 с экипажем из Коллинза и командира Джона У. Янга был запущен 18 июля 1966 года. После встречи с транспортным средством-мишенью Agena двое мужчин использовали двигатели Agena, чтобы поднять их на рекордную высоту 764 км ( 475 миль), где Коллинз покинул космический корабль, чтобы удалить оборудование, необходимое для эксперимента с микрометеоритом, из кормовой части Близнецов, и безуспешно попытался прикрепить подобное оборудование к Аджене. Ему удалось забрать инструмент с Аджены, но его деятельность была прервана, потому что у корабля Близнецов было мало топлива. Gemini 10 вернулся на Землю 21 июля.0008

16 июля 1969 года Коллинз был отправлен на Луну в рамках миссии «Аполлон-11» с командиром Нилом А. Армстронгом и пилотом лунного модуля Эдвином Э. Олдрином-младшим. Армстронг и Олдрин приземлились на Луне в лунном модуле Орел 20 июля, пока Коллинз оставался в командном модуле Columbia , облетев Луну на высоте 97–121 км (60–75 миль). 21 июля к нему присоединились Армстронг и Олдрин, а на следующий день астронавты покинули лунную орбиту. Они приводнились в Тихом океане 24 июля. Трое астронавтов провели 18 дней в карантине, чтобы защититься от возможного заражения лунными микробами. В последующие дни и во время турне по 21 стране их приветствовали за их участие в открытии новой эры в освоении человечеством Вселенной.

Аполлон-11 был его последней космической миссией; позже, в 1969 году, Коллинз был назначен помощником государственного секретаря по связям с общественностью.