Высшая форма жизни: Недопустимое название | Diversponie вики

Собачка меж полубогами и быками

В конце 1980-х годов ленинградская рок-группа «Телевизор» всерьёз конкурировала с «Алисой» или «Наутилусом-помпилиусом». И вдруг она снова выступает, уже не в Лужниках, а в маленьком зале Центрального дома художников — факт, который есть, по сути, ожившая история.

У колыбели ленинградского рок-клуба, как известно, стоял генерал Олег Калугин, а вот отходную этому воспитательному учреждению пропел в мае 1986-го Михаил Борзыкин со своей группой «Телевизор». Он демонстративно исполнил на официальном рок-клубовском фестивале «незалитованные», то есть не прошедшие цензуру песни, — в этих песнях он навсегда запечатлел, что представлял собою этот самый рок-клуб, где «каскадёры на панели играют в Запад».

Драка за билеты, полно народу.
Кто за кем и кто угодно.
Поэты, писатели, чиновники, торговцы
И просто обыватели в поисках попса.
В общем, мёртвая среда — живые организмы.
И тусовка как высшая форма жизни.
Авангард на коленях, скупые меценаты
И снова унижение, как зарплата.
Но мы идём, идём все вместе
С теми, кто просто ворует песни,
С теми, кто днём дежурит на Невском,
А вечером слушает наши песни.

Борзыкин становится, пожалуй, самым радикальным из лидеров нашей несостоявшейся рок-революции. Он водил молодёжь демонстрацией на Смольный задолго до того, как имена Анпилова с Новодворской стали что-то говорить российскому обывателю. Помню, как на всесоюзном фестивале в Подольске возле пульта разыгрывалось нечто вроде греческих рисунков на вазе: «Бой троянцев с ахейцами за оружие Патрокла». Ахейцы с красными книжками выключали электричество на песне «Телевизора» «Твой папа фашист», а мы включали обратно. Но и среди своих Борзыкин вызывал противоречивые чувства. Музыканты, которые «демократически» голосовали в рок-клубе за запрет на выступления «Телевизора», долго не могли простить Борзыкину своё собственное неприглядное поведение. Бесконечно пережёвывалась тема, что «Телевизор»-де занимается не музыкой, а политической пропагандой, хотя мало было в стране таких сыгранных групп, и при внимательном прослушивании самых экстремистских песен обнаруживались нюансы, которые совершенно не вписывались в жанр политической пропаганды. Песня «Три — четыре гада», вроде бы, антиправительственная вариация на тему евангельского сюжета о бесах, вселившихся в свиней, заканчивается в первом лице: «пойдём на дно… мы пойдём на дно». То же и с другим их хитом перестроечной эпохи:

Есть идеи, покрытые пылью,
Есть — одетые в сталь,
Что в них — не так уж важно.
Гораздо важнее — кто за ними встал.

Не говори мне о том, что он добр.
Не говори мне о том, что он любит свободу,
Я видел его глаза — их трудно любить.
А твоя любовь — это страх.
Ты боишься попасть в число неугодных,
Ты знаешь: он может прогнать, он может убить.
Твой папа — фашист.
Мой папа — фашист.
Наш папа — фашист.
Не смотри на меня так…

Мой папа фашист, наш папа фашист и в конце «не смотри на меня так» — не угроза, а нечто вроде «не бей меня». Это я цитирую отчёт о концерте памяти Башлачёва в Лужниках, Марины Тимашевой и Александра Соколянского, где про Борзыкина ещё сказано так: «изысканный атлет иппохондрик… Казался бы красавцем, если бы не застывшее на лице выражение брезгливого испуга. «Зубная боль в сердце» — это о нём, закручивающем тело в судорожные пируэты и отшатывающемся от осаждающих его невидимок».

Группа «Телевизор» очень хорошо показывает, в чём принципиальное отличие между демократами 80-х годов и 90-х, между эпохами Горбачёва и Ельцина, то самое принципиальное отличие, которое, к сожалению, игнорирует Максим Кантор в своём романе-трактате «Учитель рисования».

В 1990-е Борзыкин отказался участвовать в крысиных гонках и конвертировать своё диссидентство в зелёную валюту. Все годы «Духовного Возрождения» прозябал где-то в стороне. Среди «населения», а не среди «бомонда». И оттуда передавал ехидные приветы своему бывшему учителю Гребенщикову. Песня называется двояко: «Повезло» и «Пронесло».

Прошло-то всего лет двадцать,
И не надо считать морщины,
Ну, зачем же вы в мудрые старцы,
В настоящие вышли мужчины?
Понимаю — детей кормить надо,
И денег не бывает много.
Но зачем же потакать стаду,
Зачем же играть в Бога?
А мне повезло, я недобрый,
И, слава Богу, не гуру,
И героический образ
Не сожрал мою злую натуру,
И можно не выть с волками
О душе такой чуткой и тонкой,
А между быками и полубогами
Бездомной трусить собачонкой.

И весной 2006-го Борзыкин притрусил в Дом Художника (маленький, но исключительно удобный зал) с новым составом «Телевизора»: гитарист Сергей Сивицкий и на ударных — Сергей Русанов.

Честно говоря, не ожидал, что когда-нибудь в этой жизни попаду на то, что 20 лет назад называли рок-концертом. Программа жёсткая и мрачная — настроением похожа на панк, только без мата, натужного фекального эпатажа, на трезвую голову и с качественными текстами. Юные лица в амфитеатре. Но хорошо знакомая полосатая куртка, в которой выходит к микрофону вокалист. И полузабытое ощущение: как бы всех не забрали.

Есть дурацкое словосочетание «молодёжная культура», будто бы культура человечества обновляется каждые 10 лет как обстановка в квартире у тупого мажора, который выбрасывает стол и шкаф, потому что в глянцевом журнале написали: немодненькие. Но если в этой молодёжной культуре и в самом ярком её воплощении — рок-музыке — присутствовал какой-то смысл, он состоял именно в нон-конформизме, в стихийном сопротивлении молодых тому, что им навязывается сверху. Нередко этот мотив зашкаливал, вырождался в самопародию типа «я убрал, но не прекратил», но, всё-таки, в основе лежало здоровое, необходимое для общественного развития стремление к обновлению. Потому-то вдвойне убогое впечатление производит нынешняя «молодёжность», спускаемая из высоких кабинетов: на тебе, деточка, вот это твоя культура, глянцевый суррогат, насквозь пропитанный конформизмом. Я долго ждал, появится ли среди людей с электрогитарами, называющих себя рок-музыкантами, кто-нибудь, кто с гордостью скажет о себе: нет денег. Бросит вызов нынешней партийно-воспитательной работе: представлениям, что о человеке можно судить по количеству денег, что смысл жизни в бесконечном самоублажении.

Хотел к случаю привести известное поучение Конфуция на ту же тему благородной бедности, но случайно попался текст Афзаладдина Хакани Ширвани, 12-й век: «Ты беден сам, и бедным всем иди служи, как надлежит, Ведь солнце наго — а нагим одежды тёплые дарит».

Нет денег на старых друзей,
На водку, на портвейн, на ночные бденья,
На новых знакомых — счастливых людей,
Совсем нет денег.
Нет денег на чистую любовь,
На цветы, на романтику, на увлеченья,
На ласку, на мир с тобой, Да и на грязь-то нет денег.
Нет денег на гавайское солнце,
На индийские храмы, на китайские стены,
На тихий свой угол вдали от тусовок,
На одиночество нет денег.

Это факты, это не жалоба —
Мир всегда принадлежал жлобам.
Просто он устроен так —
Кабак да зона, зона да кабак.
Не дать себя укатать

Спортивным штанам, ларьковым мечтам…
Война здесь не нужна —
Просто взять и послать этот мир на…
И думать о вечном…

Далеко не всё в программе Борзыкина вызывает безоговорочное одобрение. Мне может не нравиться общий гностический подход к мирозданию: «эта планета для виноватых, а другого ада нет», то есть: материальный мир — это и есть ад, а сверху, может быть, скрывается нечто иное, слабым разумом голых обезьянок непознаваемое и неназываемое. Гностики сейчас в моде (после шумной презентации одного из гностических Евангелий). Ещё что не нравится у Борзыкина — нарочитая резкость отдельных формулировок. Но это его подход и его резкость, а не заказ конкурирующей фирмы. Он смотрит на наши игры в купи — продай, на наших «князей и вельмож» оттуда, откуда лица и партийности трудноразличимы. Волхвы не боятся могучих владык. Собственно, это и есть позиция настоящего рок-музыканта, позиция шамана или пророка. Я вдруг осознал, что старая песня «Папа фашист» — не столько «политика» (как эту песню всегда понимали), сколько вольный диалог с евангелистом Лукой. То место, где дьявол с гордостью сообщает, что «слава всех царств земных» предана ему (глава 4). Программа «Телевизора» — вполне кощунственная с точки зрения профессиональных священнослужителей — по сути, ближе всего к религиозному искусству. Если под религией понимать не воинствующую этнографию, а отношения человека с абсолютом.

Звездная пыль столбом.
Нечем почти дышать.
О чём задумался, Бог?
Давай поговорим по душам.
Я из грешных твоих сынов,
Которым свобода дана.
Скажи, если нет у тебя грехов,
Откуда им взяться у нас?
«Не убий», если книги не лгут.
Ты меня, дурака, прости.
Если ты не убьёшь, то тебя убьют.
Так везде, от молекул до птиц…

А какой в песне «Алла Борисна» роскошный выход из разухабистой пародии (её-то, в принципе, мог бы сочинить любой, кто не боится за своё место в шоу-бизнесе), из кафе-шантана — в марш, которым слушателя впечатывают в реальность, совсем не весёлую. Финальные слова: «Вот она, наша самобытность! Я вас научу патриотизму!» И сразу всё становится на свои места. Погонные километры разглагольствований про какую-то особую «духовность», которой мы отличаемся от прочих народов. Зато есть другое: «Остаётся то, что не продается».

Я не доктор, чтобы лечить,
И меня не излечишь ты,
Не осталось почти причин
Для праведной хрипоты.
И незачем больше гадать,
Куда мы вместе идём.
Там, где пасутся стада,
Истина не растёт.

Если телефон молчит,
Незачем себя винить,
Ты стал немного ближе к Богу,
Чем они…

высшая форма жизни – это трансцендирование или адаптация?

Как вы помните, с точки
зрения психосоциальной версии модели
конфликта в ее чистом виде высшей формой
жизни является та, что включает
приспособление к требованиям общества.
Естественно, эта позиция связана с
предположением о неизбежности конфликта
между индивидом и обществом, и защитные
механизмы выступают здесь единственным
прикрытием личности. В соответствии с
этими взглядами зрелость включает такие
личностные черты, как надежность,
великодушие, преданность, уважение к
другим людям и обществу, постоянную
продуктивность и уравновешенность.
Незрелое поведение включает импульсивность,
непокорность, неуважение к другим людям
и социальным институтам и общую
непредсказуемость. И совсем наоборот,
модель самореализации рассматривает
повторяющееся, конформистское,
неизобретательное поведение как признак
проявления защит и незрелости. Это
согласуется с тем, что адаптация к
обществу не рассматривается в качестве
достойной цели жизни. Преодоление
условностей общества (они не считаются
требованиями, обязательными для
исполнения) совершенно необходимо для
активного, зрелого существования. Вполне
понятно, что свойством зрелости с точки
зрения модели самореализации является
освобождение от защит и психосоциального
конфликта. Другие подходы и варианты
модели конфликта оказываются где-то
между теми двумя крайними полюсами, что
я обозначил. Модель согласованности не
имеет особого отношения к этому третьему
вопросу, хотя вариант когнитивного
диссонанса в своем чистом виде склонен
приветствовать надежное, повторяющееся
поведение, в то время как подход
Мак-Клелланда и теория активации включают
некоторый акцент как на повторяющихся,
так и на новых формах жизнедеятельности.

Хотя третий вопрос
можно точно сформулировать, мне неясно,
можно ли его разрешить посредством
эмпирического анализа. Конечно, мы
вполне можем ожидать, что найдем
подтверждения существованию у людей
как приспособительного, так и
трансцендентного поведения. Но какое
из них лучше – это неизбежно вопрос
личного мнения. Сторонник теории
конфликта может убедительно доказывать,
что некто, являющийся хорошим гражданином,
– это превосходная личность, в то время
как сторонник теории самореализации с
тем же красноречием может рассказывать
о человеке, чьи художественные наклонности
вывели его за пределы социальных
условностей. Чтобы эмпирические данные
могли определенно разрешить этот вопрос,
сторонники теорий конфликта и
самореализации должны прийти к согласию
относительно достойных восхищения
качеств одного из выделяемых типов
личности. Последующее рассмотрение
поведенческих черт личности такого
типа могло бы прояснить, являются ли
они адаптивными или трансцендентными.
Пожалуй, ближе всего мы можем подойти
к такому соглашению, если обратимся к
творческой личности. Творческие люди
обычно приветствуются в нашей культуре,
считается, что они достигли вершин
жизнедеятельности. Их превозносят, им
завидуют, с ними соревнуются, их
поддерживают государственными субсидиями.
Сторонники как теории конфликта, так и
самореализации признали бы их
замечательными людьми. Однако нам нужно
соблюдать некоторую осторожность,
поскольку есть люди, до сих пор склонные
подозревать, что творческая личность
на самом деле вздорна, опасна и ленива.
Кроме того, если бы вы попросили
кого-нибудь определить творческие
способности членов вашей группы, вы бы
обнаружили значительные расхождения
в оценках. Тем не менее, изучая поведенческие
черты творческих людей, мы, возможно,
подходим максимально близко к эмпирическому
основанию разрешения третьего вопроса.

Хотя за последнее время
было проведено несколько исследований
творческих личностей, пожалуй, наиболее
тщательно выполненной и всесторонней
из них является работа Мак-Киннона
(MacKinnon, 1962; 1965). Остановив свой выбор на
архитекторах, Мак-Киннон попросил
выдающихся администраторов и теоретиков
в этой области назвать самых творческих
представителей своей профессии. Объединив
полученную таким образом информацию,
Мак-Киннон смог отобрать группу
архитекторов, которые, по общему мнению,
являются творческими людьми. По сравнению
с контрольной группой случайно выбранных
архитекторов творческая группа включала
гораздо большее количество призеров
различных конкурсов и руководителей.
Хотя не совсем понятно, что обозначает
выбранная в этом исследовании мера
креативности, не похоже, что она не
согласуется с современными взглядами
психологии. С общепринятой точки зрения
творческий акт порождает что-то новое
и важное, а творческий человек – это
тот, кто постоянно производит творческие
акты (Bruner, 1926b; Jackson and Messick, 1965; Maddi, 1965).

Творческие архитекторы
из выборки Мак-Киннона сравнивались с
контрольной группой по показателям
множества личностных тестов. Один из
наиболее очевидных результатов этого
исследования заключается в том, что
творческие архитекторы гораздо больше
склонны переступать общепринятые
границы, чем архитекторы из контрольной
группы. Творческие архитекторы в своих
описаниях говорят о своей незаинтересованности
в общении, о том, что их не интересует
популярность и признание со стороны
других людей, о необычности и уникальности
своих привычек и убеждений и в большей
заинтересованности в качестве, а не в
приемлемости или результативности
своей работы. Хотя они считают, что
способны к близким отношениям с друзьями,
прелести социального взаимодействия
мало их привлекают. Кроме того, они не
слишком озабочены собственными
предрассудками и презирают общественное
устройство. Чтобы вы не сомневались,
что эти описания имеют какое-то отношение
к тому, как другие люди со стороны
воспринимают этих творческих архитекторов,
позвольте мне заверить вас, что имеют.
Психологи, работавшие под руководством
Мак-Киннона, на основании личных контактов
с испытуемыми на протяжении нескольких
дней пришли к выводу, что творческие
архитекторы во многом действительно
похожи на себя в их описаниях. Творческие
архитекторы были менее предсказуемы,
типичны и конформны, но в то же время
обладали более богатым воображением,
проявляли большую впечатлительность
и оригинальность, чем архитекторы из
контрольной группы. Подтверждение
наличия трансцендентных качеств,
упомянутых выше, также было получено и
при изучении личных историй творческих
архитекторов. В общем и целом можно
сказать, что они не настолько
приспосабливались к социальным
институтам, сколько изменяли их или же
действовали за их пределами.

Вряд ли есть смысл
описывать остальные исследования
креативности (см. Razik, 1965), поскольку их
результаты согласуются с открытиями
Мак-Киннона, указанными выше. Даже
исторические исследования жизни людей,
прославившихся своим большим творческим
потенциалом (например, Maddi, 1965), подтверждают
трансцендентный характер их поведения.
В великих людях есть даже черта, которую
можно было бы назвать эгоизмом. Большинство
из них глубоко верили в собственное
величие. Даже Фрейд – главный представитель
модели конфликта – разделял подобное
убеждение (Jones, 1955). Эти свидетельства
из различных источников подводят меня
к выводу, что высшей формой существования
является трансцендентность, а не
приспособление.

Очевидно, данный вывод
говорит о преимуществе модели
самореализации над моделью конфликта
в ее психосоциальном варианте. От этих
открытий не особенно страдают
интрапсихический вариант модели
конфликта и модель соответствия. В
классической фрейдистской теории,
которая является прототипом теории
психосоциального конфликта, не приводится
более или менее удовлетворительного
описания креативности. Последняя
рассматривается как нечто, родственное
сумасшествию. В соответствии с классической
психоаналитической теорией при
сумасшествии человек в максимально
возможной степени приближается к утрате
защит. В этом состоянии жизнедеятельность
хаотична, деструктивна и полна тревоги.
Инстинкты находят до некоторой степени
прямое выражение, что наносит ущерб
человеку и его окружающим. Креативность
рассматривалась как нечто менее
интенсивное – психопатологическое, но
находящееся где-то в том же континууме.
Акт творчества считался проявлением
инстинкта, над которым человек в
значительной степени не властен.
Очевидно, что эта попытка объяснения
креативности не выдерживает никакой
критики в свете результатов исследований,
подобных тем, что были здесь описаны.
Только с появлением эгопсихологии
персонологи, принадлежащие к лагерю
психоаналитиков, смогли объяснить
креативность таким образом, чтобы
отличить ее от безумия. Но это объяснение
потребовало добавить к модели
психосоциального конфликта некоторые
аспекты модели самореализации. В
результате родилась совершенно новая
теория, как я показал в главе 2.

Объяснение
креативности, предложенное эгопсихологией,
подразумевает регрессию
в пользу эго

(Kris, 1952). Регрессия – это защитный
механизм, с которым мы уже встречались
ранее. Но в данном контексте мы
обнаруживаем, что отступление на более
ранний уровень развития, составляющее
этот защитный механизм, это не неизбежная,
неосознанная попытка избежать тревоги,
а скорее сознательно ускоренное
возвращение в более детское состояние,
чтобы найти вдохновение, отказавшись
на мгновение от той самой социализации,
которая считается такой полезной в
повседневной жизни. Итак, хотя регрессия
в пользу эго и сохраняет сходство с
защитами в том, что касается искажения
реальности, это не совсем защита,
поскольку она совершается сознательно
и под контролем со стороны личности.
Объяснение креативности, предлагаемое
эго-психологией, подходит максимально
близко к модели самореализации, однако
сохраняет нечто от модели конфликта;
креативность с этой точки зрения не
обязательно носит защитный характер
даже несмотря на то, что она приводит к
некоторому отказу от социальной
реальности.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Документы
  • I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Указ Президента РФ от 07.09.2010 N 1099
(ред. от 29.08.2022)
«О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»
(вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской…

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Государственные награды Российской Федерации (далее также — государственные награды) являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, социально-экономическое и технологическое развитие Российской Федерации, развитие культуры, искусства, науки, просвещения, физической культуры и спорта, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.

Государственных наград могут быть удостоены иностранные граждане и лица без гражданства.

Государственных наград могут быть удостоены объединения Вооруженных Сил Российской Федерации и объединения войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — объединения), соединения, воинские части и корабли Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (далее — воинские части), — за подвиги и отличия в боях по защите Отечества, операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и контртеррористических операциях, за мужество и самоотверженность, проявленные в ходе выполнения учебно-боевых задач, за высокие показатели в боевой подготовке, военные образовательные организации высшего образования и их обособленные структурные подразделения (филиалы) (далее — военные образовательные организации) — за значительные достижения в подготовке квалифицированных кадров, воспитании молодежи в духе патриотизма, уважения к истории и традициям Российской Федерации, готовности к выполнению задач в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства, военно-медицинские организации и их обособленные структурные подразделения (филиалы) (далее — военно-медицинские организации) — за высокие достижения в области охраны здоровья военнослужащих, за большой вклад в развитие здравоохранения в Российской Федерации, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, эпидемий, военных действий и в других обстоятельствах, сопряженных с риском для жизни.

Государственных наград могут быть удостоены федеральные государственные образовательные организации высшего образования системы МВД России и их обособленные структурные подразделения (филиалы) (далее — образовательные организации высшего образования системы МВД России) — за значительные достижения в подготовке квалифицированных кадров, воспитании молодежи в духе патриотизма, уважения к истории и традициям Российской Федерации, готовности к выполнению задач в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства, медицинские организации системы МВД России (за исключением санаторно-курортных организаций) — за высокие достижения в области охраны здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, за большой вклад в развитие здравоохранения в Российской Федерации, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, эпидемий, военных действий и в других обстоятельствах, сопряженных с риском для жизни.

Государственных наград могут быть удостоены коллективы предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности — за высокие достижения в области промышленного и сельскохозяйственного производства, экономики, науки, культуры, искусства, просвещения, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта и за иные заслуги перед государством.

(п. 1 в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2021 N 665)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Устанавливаются следующие виды государственных наград:

а) высшие звания Российской Федерации;

(пп. «а» в ред. Указа Президента РФ от 29.03.2013 N 294)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) ордена Российской Федерации;

б.1) знак отличия ордена Святого Георгия — Георгиевский Крест;

(пп. «б.1» введен Указом Президента РФ от 19.11.2021 N 665)

в) утратил силу с 19 ноября 2021 года. — Указ Президента РФ от 19.11.2021 N 665;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) медали Российской Федерации;

г.1) почетный знак Российской Федерации «За успехи в труде»;

(пп. «г.1» введен Указом Президента РФ от 24.08.2021 N 490)

г.2) знаки отличия Российской Федерации;

(пп. «г.2» введен Указом Президента РФ от 19.11.2021 N 665)

д) почетные звания Российской Федерации.

3. Ордена Российской Федерации, знак отличия ордена Святого Георгия — Георгиевский Крест, медали Российской Федерации могут иметь степени. Ордена Российской Федерации, знак отличия ордена Святого Георгия — Георгиевский Крест, медали Российской Федерации различных степеней являются одноименными государственными наградами.

(п. 3 в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2021 N 665)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Знаки особого отличия — медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации, золотая медаль «Герой Труда Российской Федерации» и орден «Мать-героиня» (далее — знаки особого отличия Российской Федерации), ордена Российской Федерации, знак отличия ордена Святого Георгия — Георгиевский Крест, медали Российской Федерации, почетный знак Российской Федерации «За успехи в труде», знаки отличия Российской Федерации, а также удостоверения к государственным наградам имеют номер.

(в ред. Указа Президента РФ от 15.08.2022 N 558)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации номера не имеют.

5. При представлении к награждению государственными наградами вид награды определяется характером и степенью заслуг награждаемого, которые должны соответствовать положению о высшем звании Российской Федерации, статуту ордена Российской Федерации, положениям о знаке отличия ордена Святого Георгия — Георгиевском Кресте, медалях Российской Федерации, почетном знаке Российской Федерации «За успехи в труде», знаках отличия Российской Федерации и почетных званиях Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2021 N 665)

(см. текст в предыдущей редакции)

Награждение одноименными государственными наградами (имеющими степени) производится последовательно — от низшей к высшей степени государственной награды.

6. Очередное награждение государственной наградой производится за новые заслуги и достижения не ранее чем через пять лет после предыдущего награждения, за исключением награждения за совершение подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу.

По решению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации очередное награждение государственной наградой за активное участие в реализации важных общественных проектов, значимые научные открытия и изобретения в различных сферах, иные выдающиеся заслуги перед государством может производиться без учета установленного срока.

(п. 6 в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2021 N 665)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Повторное награждение одной и той же государственной наградой не производится, за исключением награждения одноименной государственной наградой более высокой степени, а также награждения орденом Мужества, медалью «За отвагу», медалью «За отвагу на пожаре» и медалью «За спасение погибавших» за совершение подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу.

(в ред. Указов Президента РФ от 16.12.2011 N 1631, от 15.09.2018 N 519)

(см. текст в предыдущей редакции)

По решению Президента Российской Федерации повторное награждение лица государственной наградой может быть произведено до истечения 5-летнего срока.

8. Присвоение звания Героя Российской Федерации или награждение орденом Святого Георгия, орденом «За заслуги перед Отечеством» с мечами, орденом Суворова, орденом Ушакова, орденом Жукова, орденом Кутузова, орденом Нахимова, орденом Мужества, орденом «За военные заслуги», орденом «За морские заслуги», орденом Пирогова, знаком отличия ордена Святого Георгия — Георгиевским Крестом, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» с мечами, медалью «За отвагу», медалью Суворова, медалью Ушакова, медалью Жукова, медалью Нестерова, медалью «За отличие в охране общественного порядка», медалью «За отличие в охране государственной границы», медалью «За отвагу на пожаре», медалью «За спасение погибавших» может быть произведено посмертно за совершение подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу.

(в ред. Указов Президента РФ от 19.06.2020 N 404, от 19.11.2021 N 665)

(см. текст в предыдущей редакции)

Награждение иными государственными наградами посмертно, как правило, не производится.

(п. 8 в ред. Указа Президента РФ от 15.09.2018 N 519)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. В случае присвоения лицу звания Героя Российской Федерации и звания Героя Труда Российской Федерации на его родине или по месту фактического проживания на основании указа Президента Российской Федерации в ознаменование подвига устанавливается бронзовый бюст с соответствующей надписью.

(п. 8.1 в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2021 N 665)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Награжденный может быть лишен государственной награды только вступившим в законную силу приговором суда при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

10. В случае установления недостоверности сведений, содержавшихся в документах, внесенных для представления лица к награждению государственной наградой (далее — документы о награждении), Президент Российской Федерации издает указ об отмене указа (о внесении изменения в указ) Президента Российской Федерации о награждении государственными наградами в отношении названного лица, а врученная лицу государственная награда и документы к ней подлежат возврату в Администрацию Президента Российской Федерации.

11. Награжденным государственными наградами предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Незаконное приобретение или сбыт, подделка, незаконное ношение государственных наград Российской Федерации, государственных наград СССР и документов к ним, учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство, влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2021 N 665)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Государственные награды Российской Федерации и государственные награды СССР, изъятые в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также государственные награды Российской Федерации и государственные награды СССР, владелец которых не установлен, подлежат возврату в Администрацию Президента Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2021 N 665)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. На граждан Российской Федерации, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Гражданам Российской Федерации, награжденным государственными наградами СССР и своевременно не получившим названные государственные награды, обеспечивается их вручение.

Президент Российской Федерации может восстановить гражданина Российской Федерации в правах на государственные награды в случае его реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации или изменения приговора суда.

Ходатайство о восстановлении в правах на государственные награды Российской Федерации, государственные награды СССР может вноситься Президенту Российской Федерации высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее — высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации), на территории которого проживает награжденное лицо, или руководителем федерального органа государственной власти, иного федерального государственного органа, представлявшего его к государственной награде, или Генеральным прокурором Российской Федерации, или Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

(абзац введен Указом Президента РФ от 19.11.2021 N 665)

Комментарии к статье

Какие выплаты и льготы положены лицам, награжденным медалью ордена «За заслуги перед Отечеством»Предусмотрены ли льготы и выплаты лицам, награжденным орденом Трудового Красного ЗнамениПредусмотрены ли выплаты лицам, награжденным орденом Красной Звезды

Положение о государственных наградах Российской Федерации
II. Порядок представления к награждению государственными наградами

Человеческая жизнь, самый высокий уровень жизни на Земле | Сэм Кнеллер | Объяснение

Человеческая жизнь превосходит все другие формы жизни на Земле. Человечество является фактором номер один, влияющим на нашу планету. Что такое человеческая жизнь?

Человеческая жизнь, в чем ее сущность? Как бы вы определили, что составляет человеческую жизнь? Мы просто запутанные клетки?

Человеческая жизнь и расширение ее понимания является предметом этой главы. Он переносит нас в последние три главы 9 главы.0008 Аудит Вселенной и следующая книга, Аудит человечества , посвященная человечеству . Так получилось, что человечество уникально в том, что я подробно расскажу в этих главах. Помните, что в центре нашего поиска находится: Как установить мир и процветание на Земле. Человечество, являющееся высшей формой жизни, несет определенную ответственность за поиск этого пути.

Инвентаризация Вселенной углубился в механику человеческой жизни: гены, ДНК, стволовые клетки, репродукцию, хронобиологию и многие другие аспекты человеческого строения . Аудит Вселенной — это краткое изложение (отрывком из которого является эта статья) того, на каком этапе находится человечество в этом поиске. Но Аудит не был бы полным без более глубокого понимания человечества: Мужчины, женщины, дети, семьи, отношения . Как люди, мужчины и женщины, группы, такие как сообщества, расы и нации, функционируют и думают? В следующих главах, здесь и в Audit of Humankind , рассказывается о превратностях человечества.

Начнем с определения того, что такое человеческая жизнь. На протяжении веков люди прилагали все усилия, чтобы попытаться определить человеческую жизнь. Вот как некоторые крупные философы, чьи имена вы узнаете, описывают человечество.

Философия человека о том, что такое человеческая жизнь? Только кто мы?

Платон писал о том, как мы, люди, создали сообщества, чтобы усилить силу нашего разума и общения. У животных борьба за власть или разногласия всегда достается физически сильнейшим в стаде. Человеческая цивилизация, напротив, дает возможность самый умный или наиболее социально адаптированный человек для руководства.

Мы не соревнуемся с животными на физическом уровне, наше общество одновременно поддерживало и поддерживается развитой когнитивной силой, которая отделяет нас от животных.

Аристотель указывал на общение как фактор, определяющий нас . Хотя некоторые животные способны к простому общению, только человеческий язык улавливает абстрактные понятия. Птица может указать местонахождение пищи, но только мы можем сообщить, как выглядело пространство до прибытия пищи, или описать план выращивания еды завтра. Рассуждая об этом существенном различии, Аристотель указал и на другое уникальное человеческое качество — наша способность обсуждать и усваивать моральные кодексы . Мораль и этика по своей сути являются абстрактными понятиями , и только существо, которое может мыслить и общаться абстрактно , может быть моральным или этическим существом.

«Или в моральных и и этических», — указывает Галакти. Напоминая нам, что Аудит Вселенной — это о состоянии Земли сегодня, и каждый из нас должен оценить, становится ли стакан мира и процветания полнее или пустее — более или менее морально-этическим.

Рене Декарт , известный высказыванием «Я мыслю, следовательно, существую», добавил наблюдение, что истинное познание возможно только посредством абстрактного языка . Разговоры, которые мы ведем сами с собой, внутренние мысли, которые так определяют нашу жизнь как людей, возможны только с абстрактными словами и идеями, уникальными для человечества . Он сказал: «Животные — это машины без души. Не имея сознания, они не способны мыслить. Они следуют инстинкту».

Кант соглашается, написав, что из всех существ на земле только мы не слуги инстинкта. Животные знают о своих текущих обстоятельствах, но люди могут вообразить изменения в наших обстоятельствах. Это воображение, уникальное для нашей человеческой жизни, является основой всего, чего мы достигли . Кант также расширил дискуссию, начатую Аристотелем, указав, что только когда мы свободны от инстинктов, мы можем формировать нравственность . Любой отдельный человек среди нас имеет свободу следовать или не следовать этике и морали, в то время как голодный хищник должен убивать. Ему не хватает способности сознательного выбора, которую мы принимаем как должное.

Руссо построил этот разговор, добавив концепцию «совершенства». Под этим он не имел в виду, что мы совершенны или даже можем стать совершенными. Вместо этого он определил людей как единственных существ на земле, которые могут учиться и совершенствоваться . Львы 10 000 лет назад жили и вели себя так же, как сегодня. Акулы были акулами миллионы лет. Но мы, и только мы, можем измениться и трансформироваться как индивидуумы и как вид. Животные подчиняются своему инстинкту, говорит Руссо, и таким образом ничего не приобретают и не теряют из поколения в поколение. Мы используем интеллект, экспериментирование и воображение, чтобы учиться, расти и изменять …и изменять нашу среду посредством строительства, инноваций и изобретений.

В конце 19 века Бергсон определил изобретательность как еще одну уникальную для нас характеристику. Некоторые животные создают инструменты, например обезьяна, втыкающая палку в термитник, чтобы собрать вкусную закуску, но даже самые продвинутые животные используют только один или два инструмента, да и то используют только простые, найденные предметы. Они не производят инструменты. Человечество использует и производит огромное количество инструментов и даже изобретает инструменты специально для создания других инструментов. Это обратная сторона совершенства Руссо. Мы можем изменить не только себя, но и изменить свое окружение.

— Учтите, что то, как мы используем эту изобретательность во благо или во зло, может быть… непоследовательным, — признаю я. Галакти приподнимает одну бровь в знак согласия.

В ХХ веке Хайдеггер обсуждал существование как понятие и определял нас как единственные существа на земле . Он утверждал, что животные обладают сознанием и осознанием, но реальное существование требует трех способностей :

  • Способности видеть далеко идущие возможности
  • Способности анализировать потенциальные последствия
  • это зрение и анализ

Из всех видов на земле только мы продемонстрировали хотя бы одно из этих трех определений.

«На протяжении веков, — резюмирует Галакти, — некоторые из самых разумных умов человечества обсуждали, обсуждали и рассматривали различия между человеком и животными. Они выразили различные точки зрения на то, что отличает их друг от друга, но в целом они едины во мнении, что человечество каким-то образом больше, чем животные ».

«Но как?» Я спрашиваю.

«Пытаясь определить качества, которые делают человека человеком, философы выделили несколько черт: цивилизация, язык, абстрактное мышление, мораль, этика, способность к совершенствованию, технология, анализ. Собранные вместе, они представляют разные граней одного и того же человеческого камня: когнитивные способности за пределами физической механики мозга . У всех животных есть мозги, и они способны на невероятные способности, но только у человека разума».

Эта статья является выдержкой из главы 7.1 Аудита Вселенной.

Вы можете прочитать все книги серии «Объяснение» онлайн. Купите книги в вашем любимом магазине. Сэм еженедельно ведет блог на TheExplanation.com The Explanation осваивает библейский иврит, чтобы помочь вам раскрыть более глубокий смысл Библии. Бесплатные инструменты для чтения и изучения Библии онлайн.

Наслаждение — высшая форма досуга

«Как построить жизнь » — еженедельная колонка Артура Брукса, посвященная вопросам смысла и счастья. Щелкните здесь, чтобы послушать его серию подкастов о счастье во всем, Как построить счастливую жизнь .


В греческой мифологии Эрос и Психея родили дочь по имени Гедона. Демон или второстепенное божество, с ней не связано никаких мифов, но она известна своим единственным даром человечеству: удовольствием. Однако ее дар был также и проклятием. В Риме, где Гедону называли Волюптой, государственный деятель и философ Цицерон считал ее обожествление «порочным и противоестественным», поскольку она «подавляет естественный инстинкт».

Это не так уж далеко от того, как мы видим вещи сегодня. Удовольствие может быть благом или бременем, в зависимости от нашего отношения к нему. Это может заквасить трудные дни или привести нас к их трате. Удовольствие от мягкого стимулятора, такого как кофеин, может быть безвредным или даже полезным, но удовольствие от амфетаминов может быть смертельным.

Это создает загадку для искателя счастья, который должен лавировать между двумя опасностями пуританства и снисходительности, что ведет к очень страшному правилу умеренности, которое более или менее является философией ухода с любой вечеринки, как только она становится действительно полезной. хороший. К счастью, есть лучший способ решить головоломку: чтобы остаться на вечеринке, не позволяя ей выйти из-под контроля, вместо этого выберите удовольствие.

Наслаждение и удовольствие — термины, часто используемые взаимозаменяемо, но это не одно и то же. Удовольствие случается с вами; удовольствие — это то, что вы создаете собственными усилиями. Удовольствие — это головокружение, которое вы получаете от небольшого количества зернового спирта; наслаждение — это удовлетворение от хорошего вина, правильно понятого. Удовольствие вызывает привыкание и является животным; наслаждение является выборным и человеческим.


Хотите быть в курсе того, что пишет Артур? Подпишитесь, чтобы получать электронное письмо каждый раз, когда выходит новая колонка.


В своей книге 1990 года « Flow: The Psychology of Optimal Experience » психолог Михай Чиксентмихайи утверждает, что удовольствие дает вам ощущение усилия, движения вперед и достижения. Или, как написали два психолога в 2021 году, во время удовольствия человек «обязуется смаковать ситуацию и заниматься задачей, чтобы испытать положительные чувства радости и веселья».

Наслаждение лучше удовольствия, потому что оно более осознанное и постоянное. Как отмечает Чиксентмихайи, каждый получает удовольствие от еды, когда голоден, но чтобы получать удовольствие от еды, нужны определенные знания и совершенствование. После того, как вы закончите обед, удовольствие исчезнет, ​​и на самом деле идея еды больше не привлекательна, потому что ваша физическая потребность удовлетворена. Между тем, воспоминание о трапезе, которой наслаждались с друзьями, выходит за рамки непосредственного опыта и может вызывать приятные чувства еще долго после того, как она закончилась.

Удовольствие и наслаждение даже не обязательно должны совпадать. Мне нравится ходить в спортзал, потому что я знаю, что мои добровольные усилия улучшат мое тело и здоровье. Но обычно это не очень приятно, потому что напряжно и часто даже физически больно. Легендарный фитнес-гуру Джек ЛаЛанн, который умер в 2011 году в возрасте 96 лет, как известно, не любил тренировки, но занимался ими по несколько часов в день, потому что ему нравилось быть в форме (и, как я полагаю, богатым). Если бы я искал только удовольствие, я бы остался на своем диване и непреднамеренно лишил себя удовольствия, удовольствовавшись животным и мимолетным комфортом. Это плохая сделка.

Каждый из нас знает, даже не осознавая этого, что удовольствие неполноценно. Когда мы говорим нашим детям: «Выключите компьютер и идите играть на улице», мы призываем их выбирать удовольствие, делая что-то, что требует больше добровольных усилий, не создает зависимости и приносит более длительную пользу. Мы знаем, что этот совет поможет нашим детям жить счастливо, потому что наши собственные счастливые детские воспоминания связаны с игрой в мяч с друзьями, а не с сидением перед телевизором и просмотром повторов Остров Гиллигана .

Выбор в пользу удовольствия — это ошибка ради счастья. Но даже если мы выбираем удовольствие, другие барьеры могут снизить вероятность того, что мы получим то удовлетворение, которое оно может предложить. Некоторые люди разрушают свое удовольствие от жизни, используя его, чтобы показать другим, насколько они счастливы. Например, отправляясь на прогулку в прекрасный день, у вас может возникнуть желание задокументировать свое веселье в социальных сетях. Таким образом, ваши друзья скажут: «У нее прекрасная жизнь!» Напротив, вы гораздо реже документируете свои греховные удовольствия — скажем, смотрите Netflix в потрепанном халате в 16:00.

Проблема в том, что театр удовольствий снижает уровень счастья, который призван доставлять. Например, в исследовании 2018 года, опубликованном в Journal of Consumer Research , ученые попросили сотни студентов Пенсильванского университета описать свои впечатления от отпуска с помощью фотографий. Те, кто добровольно поделился своими фотографиями в социальных сетях, получили на 8% меньше удовольствия, чем те, кто сохранил фотографии на память. Исследователи утверждают, что это произошло из-за того, что размещение фотографий в Интернете создало давление, чтобы представить себя в положительном свете, что плохо для счастья.

Удовольствие также может быть разрушено чрезмерно практичным мировоззрением, в котором мы считаем, что наше время и энергия никогда не должны быть потрачены «впустую». Это особенно верно в отношении досуга, который часто рассматривается как злоупотребление временем, поскольку он непродуктивен в экономическом смысле. Такое отношение снижает удовольствие от досуга: люди, которые считают такие занятия, как общение с друзьями, расточительным, получают от них на 12 % меньше удовольствия, чем те, кто считает их продуктивными.

Далеко не пустая трата времени, удовольствие созидательное и восстанавливающее, поэтому оно стоит времени и ресурсов. Я рекомендую планировать приятные занятия, особенно с любимыми, например, упражнения. Если вы предоставите их на волю случая, вы рискуете позволить им быть вытесненными работой или, что еще хуже, бессмысленными удовольствиями.

В своей книге « Досуг: основа культуры » немецкий философ XX века Йозеф Пипер пишет: «Досуг возможен только тогда, когда человек находится наедине с самим собой». Наслаждение жизнью — будь то «бесполезное» времяпрепровождение с другими, чтение хорошей книги или долгая прогулка — имеет более высокое значение, чем хорошие чувства. Для человека важна свобода действий, жизнь, прожитая с целью. Наслаждение означает отказ от управления удовольствиями и подчинения безрадостной рутине. Преследование его — это декларация независимости от ваших низменных импульсов, будь они распущенными или деспотическими. Это ключевой ингредиент в создании жизни, которую вы действительно хотите.

Слишком мало больниц в горячих точках COVID оборудовано для проведения ЭКМО: прививки

ЭКМО — это высший уровень жизнеобеспечения — помимо аппарата ИВЛ, который нагнетает кислород по трубке через дыхательное горло в легкие. Вместо этого процесс ЭКМО в основном функционирует как сердце и легкие вне тела — направляет кровь по трубке к машине, которая насыщает ее кислородом, а затем перекачивает ее обратно в пациента.

Блейк Фармер / Общественное радио Нэшвилла


скрыть заголовок

переключить заголовок

Блейк Фармер / Общественное радио Нэшвилла

ЭКМО — это высший уровень жизнеобеспечения — помимо аппарата ИВЛ, который нагнетает кислород по трубке через дыхательное горло в легкие. Вместо этого процесс ЭКМО в основном функционирует как сердце и легкие вне тела — направляет кровь по трубке к машине, которая насыщает ее кислородом, а затем перекачивает ее обратно в пациента.

Блейк Фармер / Общественное радио Нэшвилла

День выписки из больницы для Фуа Янг был больше похож на митинг бодрости духа.

По дороге из Медицинского центра Сентенниал в Нэшвилле она расплакалась, когда на нее посыпались ленты и конфетти. Медсестры скандировали ее имя, когда вывозили ее из больницы впервые с тех пор, как она прибыла в феврале с COVID-19, едва дыша.

38-летняя мать является живым доказательством силы ЭКМО — метода насыщения крови пациента кислородом вне тела, а затем ее обратного закачивания. Ее история помогает объяснить, почему не хватает обученного персонала, который может управлять аппаратами. которые выполняют эту экстракорпоральную мембранную оксигенацию, стала такой узким местом, как COVID-19всплеск госпитализаций.

«Сто сорок шесть дней — это много», — говорит Ян о времени, которое она провела на аппарате ЭКМО. «Это было похоже на вечное путешествие со мной».

В течение почти пяти месяцев кровь Ян выкачивалась из отверстия в шее и текла через катящуюся тележку ЭКМО у ее кровати.

ЭКМО — это высший уровень жизнеобеспечения — помимо аппарата ИВЛ, который нагнетает кислород по трубке через трахею в легкие. Процесс ЭКМО, напротив, в основном функционирует как сердце и легкие вне тела.

Этот процесс, который чаще применялся до пандемии для кандидатов на трансплантацию органов, не является лечением. Но это выигрывает время для заживления легких пациентов с COVID-19. Часто они какое-то время находятся на искусственной вентиляции легких. Даже когда аппарат ИВЛ работает хорошо, он может иметь свои побочные эффекты после длительного использования, включая повреждение нервов или повреждение самого легкого из-за чрезмерного давления воздуха.

Врачи часто описывают ЭКМО как способ дать легким «отдохнуть», что особенно полезно, когда даже вентиляция не обеспечивает полного насыщения крови пациента кислородом.

ЭКМО могла бы принести пользу гораздо большему числу людей, чем получают ее, что привело к беспорядочной сортировке лечения, которая может обостриться в ближайшие недели по мере распространения дельта-варианта на юге и в сельских общинах с низким уровнем вакцинации.

ЭКМО требует больших затрат труда и средств

Затруднения с ЭКМО в первую очередь связаны с тем, сколько людей требуется для ухода за каждым пациентом. Требуется медсестра на дежурство 24 часа в сутки. Нехватка персонала, с которой сталкиваются многие больницы в горячих зонах, усугубляет проблему.

Ян говорит, что иногда ей помогали четыре или пять медперсонала, когда ей нужно было совершить ежедневную прогулку по больничным коридорам, чтобы поддерживать работу мышц. Работа одного человека заключалась в том, чтобы следить за тем, чтобы шланги не перегибались, когда она двигалась, поскольку машина буквально поддерживала в ней жизнь.

Из всех пациентов, проходящих лечение в отделении интенсивной терапии, наибольшего внимания требуют пациенты, находящиеся на ЭКМО, говорит медсестра Кристин Нгуен, работающая в отделении интенсивной терапии Медицинского центра Университета Вандербильта.

«Это очень трудоемко», — говорит она нам однажды утром после смены один на один с пациентом ЭКМО, который уже три недели находился в отделении интенсивной терапии.

Ассоциация экстракорпорального жизнеобеспечения сообщает, что средний пациент ЭКМО с COVID-19 проводит на аппарате две недели, хотя многие врачи говорят, что их пациенты в среднем месяц или больше.

«Эти пациенты так долго не выздоравливают, и они съедают наши больничные койки, потому что приходят и остаются», — говорит Нгуен. «И вот где мы попадаем в такое безвыходное положение».

Слишком мало больниц оборудовано для лечения таких пациентов

Дело не в нехватке аппаратов ЭКМО или высокой стоимости, которая оценивается в 5000 долларов в день или значительно больше, в зависимости от больницы.

«Существует множество аппаратов ЭКМО — это люди, которые знают, как ими управлять», — говорит доктор Роберт Бартлетт, хирург на пенсии из Мичиганского университета, один из пионеров этой технологии.

В каждой детской больнице есть ЭКМО, где ее регулярно применяют у новорожденных, у которых проблемы с легкими. Но Бартлетт говорит, что до пандемии не было смысла обучать команды в других местах использованию ЭКМО, когда они могли использовать эту технологию только несколько раз в год.

Это довольно рискованное вмешательство с небольшим шансом на ошибку. А для этого нужна круглосуточная команда.

«Мы действительно не думаем, что в каждой маленькой больнице должно быть ЭКМО, — говорит Бартлетт.

Бартлетт говорит, что его исследовательская группа работает над тем, чтобы ЭКМО можно было предлагать за пределами отделения интенсивной терапии и, возможно, даже отправлять пациентов домой с носимым устройством. Но это годы.

В настоящее время только крупнейшие медицинские центры предлагают ЭКМО, а это означает, что большинство больниц на юге были оставлены в ожидании перевода пациентов в крупный медицинский центр во время недавнего всплеска пандемии. Но нет формального способа осуществить эти переводы. А в более крупных больницах есть свои пациенты с COVID, имеющие право на ЭКМО, которые захотят попробовать ее.

«Нам предстоит сделать трудный выбор. Вот к чему все сводится — насколько вы больны и есть ли свободные места?» — говорит доктор Харшит Рао, главный клинический директор, курирующий врачей отделения интенсивной терапии в фирме Envision, предоставляющей медицинские услуги. Он работает с отделениями интенсивной терапии в Далласе и Хьюстоне.

Официального процесса определения приоритетности пациентов не существует, хотя национальная некоммерческая организация запустила реестр. И есть ограниченные данные о том, какие факторы делают некоторых пациентов с COVID-19 более вероятными для пользы от ЭКМО, чем другие.

Приток молодых пациентов увеличил спрос на ЭКМО

ЭКМО использовалась в Соединенных Штатах на протяжении всей пандемии. Но на раннем этапе не было такой большой нехватки, когда люди, умирающие от COVID-19, как правило, были старше. ЭКМО редко используется для пожилых людей или тех, у кого есть проблемы со здоровьем, которые не позволяют им увидеть большую пользу.

Еще до пандемии велись острые споры о том, является ли ЭКМО просто дорогостоящим «мостом в никуда» для большинства пациентов. В настоящее время выживаемость при COVID-19пациентов на ЭКМО составляет примерно 50% — эта цифра снижается по мере того, как все больше семей более больных пациентов настаивают на жизнеобеспечении.

Но для более молодых людей, которые этим летом составляют большую часть непривитых пациентов с COVID-19 в отделениях интенсивной терапии, расчет отличается. Так что спрос на ЭКМО больше.

«Я думаю, что это на 100% направлено на то, что это более молодые пациенты», — говорит доктор Мани Данешманд, руководитель программ трансплантации и ЭКМО в университетской больнице Эмори.

Несмотря на то, что Эмори большая, больница в Атланте отклоняет несколько запросов в день на перевод пациентов с COVID-19, которым требуется ЭКМО, говорит Данешманд. И звонки поступают со всего юго-востока.

«Если у вас есть 30-летний или 40-летний человек, или кто-то, кто только что стал родителем, вы будете звонить. У нас есть звонки для 18-летних», — говорит он. «Есть много очень молодых людей, которые нуждаются в большой поддержке, и многие из них умирают».

Даже среди более молодых людей, у которых, как правило, больше шансов на ЭКМО, многие после нее слабеют.

Лора Лайонс до пандемии работала комиком в Нью-Йорке. Хотя ей был всего 31 год, когда она заболела COVID-19, она чуть не умерла. ЭКМО, по ее словам, спасло ей жизнь. Но она может никогда не быть прежней.

«Полтора года назад я бегала по Нью-Йорку, а теперь я в инвалидном кресле, — говорит она. «Мои врачи сказали мне, что я всегда буду на кислороде, и я просто предпочитаю не принимать это. Я просто не вижу, чтобы моя жизнь была привязана к пуповине».

Сейчас Лайонс живет в доме своих родителей в центральном Массачусетсе и проводит большую часть дня, занимаясь физиотерапией. Ее борьба за восстановление сил продолжается, но она жива.

Некоторые семьи открыто заявляют о своей просьбе об ЭКМО

Так как это что-то вроде Дикого Запада, чтобы даже получить кому-то кровать ЭКМО, некоторые семьи обнародовали свое отчаяние, пока их близкие ждут на аппарате искусственной вентиляции легких.

Как только в августе жену Тоби Пламли подключили к аппарату искусственной вентиляции легких, он начал давить на ее врачей по поводу ЭКМО.