Зарплата космонавта в россии в 2018 году: «Роскосмос» уточнил размер зарплаты космонавтов в России — РБК

Сколько зарабатывают российские космонавты | Новости рынка труда на ГородРабот.ру

Сколько зарабатывают российские космонавты

Роскосмос назвал оклады кандидатов в космонавты, космонавтов и инструкторов

Роскосмос сообщил, сколько зарабатывают космонавты в России.

Российские космонавты находятся в штате ФГБУ Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Начисление зарплаты происходит согласно «Положению о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации».

В положении указан оклад космонавтов — у кандидатов в космонавты 60 900₽, у космонавтов — 63 800₽, у инструкторов-космонавтов — 88 450₽.

При этом космонавты, которые работают без нареканий, могут рассчитывать на доплату в размере 25% от оклада, а в конце года им полагается тринадцатая зарплата.  

Космонавты, которые летали в космос, получают зарплату в размере 69 600₽. Зарплата космонавта зависит от числа полётов: чем больше, тем выше зарплата.

За один полёт зарплата космонавта и инструктора увеличивается на 55% от оклада каждый месяц до выхода на пенсию, за два — на 75%, за три и более — на 120%. 

При этом космонавты, отработав определённое время, получают следующие доплаты:

  • 10% — за стаж 2-5 лет
  • 15% — за стаж 5-10 лет
  • 20% — за стаж 10-15 лет
  • 25% — за стаж 15-20 лет
  • 30% — за стаж 20-25 лет
  • 40% — за стаж более 25 лет

Источник фото — RusDialog.ru.

  • Зарплата

  • Роскосмос

  • Космонавты

  • Инструкторы-космонавтов

  • Кандидаты в космонавты

«Ракета — это транспорт, а транспорту нужны правила дорожного движения»

Фото: Оксана Сонникова

В космос активно устремились непрофессионалы. Летом мир наблюдал за космической «гонкой миллиардеров» Джозефа Безоса и Ричарда Бренсона. В сентябре Илон Маск запустил четырёх астронавтов-любителей в орбитальный космический полёт в рамках благотворительной миссии Inspiration 4, а родной «Роскосмос» впервые организовал съёмки художественного кинофильма на МКС (правда, не за личный счет туристов, а за государственный). Эти события, а также последние вызовы и технологии космической отрасли «Новый проспект» обсудил с популяризатором космонавтики Александром Хохловым.

Александр, я хочу нашу беседу начать с прошедших на МКС съёмок фильма «Вызов» и вашей заочной дискуссии с актрисой Юлией Пересильд, которая сейчас довольно активно дает интервью. Комментируя переносы полетов космонавтов и с Земли, и с МКС из-за того, что места заняла съёмочная группа, актриса заявила, что астронавты на самом-то деле «не очень из-за этого расстроились». У меня сложилось ощущение, что речь скорее о непонимании проблемы. Что можете ответить Юлии и на что в итоге повлияли эти съёмки?

— У формата видеоинтервью есть особенности в виде ограничения времени и монтажа. В интервью Алексею Пивоварову я рассказал больше, чем вошло в итоговый выпуск. Конечно, нет смысла говорить, что Юлия в чём-то виновата, это результат деятельности «Роскосмоса». Вместо Пересильд могла быть другая актриса, да и план полета российского сегмента МКС был изменён до того, как Юлия была выбрана и утверждена медиками. Но подавая заявку и соглашаясь на полёт, она должна была осознать репутационную цену этому полёту, тем более что моя достаточно известная статья «Кино вместо науки» вышла ещё в октябре 2020 года (тогда ещё не было известно, что режиссёр тоже полетит на МКС).

Действительно, из-за полёта съёмочной группы на МКС и включения в экипаж «Союза МС-18» американского астронавта NASA Марка Ванде Хая (Марк полетел по хитрой схеме: контракт заключила для NASA коммерческая компания Axiom Space, так как у NASA не было разрешения от Конгресса на покупку места у «Роскосмоса») три российских космонавта вынуждены были подвинуться в графике полётов на 2022 год. Речь идёт о бортинженерах Сергее Корсакове и Дмитрии Петелине, а также Андрее Бабкине, который не получил из-за этого нового назначения в экипаж (его заменили на Олега Артемьева. — Прим. «НП»). Космонавт Петр Дубров и Марк Ванде Хай (который, выходит, заменил одного нашего космонавта) стартовали на МКС на «Союзе» весной 2021 года и остались еще на полгода вместе с Антоном Шкаплеровым, который и привез киногруппу на станцию. А именно про Петра Дуброва в своём интервью Юлия сказала, что он «немного ворчал» там, на станции. Но провести целый год на МКС — это непросто.

Насколько полезны с точки зрения популяризации космонавтики эти съёмки и как, на ваш взгляд, следовало сделать «по уму», чтобы все остались в плюсе?

— Это очень сложный вопрос. С одной стороны, конечно, проект «Вызов» привлёк внимание людей, это факт. С другой стороны, часть общества восприняло его очень негативно. Как делать правильно? У меня нет ответа, поскольку эта тема затрагивает многие аспекты российских реалий, на которые не так просто повлиять, а значит, нет мотивации их глубоко обсуждать. Вероятно, если уж так важно было снять фильм вразрез с планами по Федеральной космической программе, нужна была бо́льшая открытость, чёткое обоснование, зачем это нужно, и внимание к космонавтам, которые из-за изменения программы полёта так или иначе пострадали.

Какие слабые стороны российской космонавтики в итоге эти съёмки показали? Хорошо, например, запомнилась ручная стыковка…

— С технической точки зрения, напротив, всё было достаточно хорошо. Переход в ручное управление при стыковке не частое, но обычное явление. Опытный командир Антон Шкаплеров всё сделал «как учили» при отказе системы автоматической стыковки. В общем-то, с новичком киногруппу бы не отправили.

Отмечу, что впервые в корабле «Союз» этой модификации управление было в руках одного человека — командира. Обычно ему помогает бортинженер, это связано с устройством органов управления кораблём. Теперь для командира делают дополнительный выносной пульт на кабеле, чтобы он мог почти всё делать сам. Но у непрофессиональных космонавтов всё равно есть некоторые функции, слева внутри спускаемого аппарата есть тумблеры, до которых командиру не достать.

Все службы, отвечающие за пилотируемые полёты, выполнили свою работу на отлично. Слабые стороны были обнаружены в том, как принимаются решения в нашей космонавтике, и в том, как «Роскосмос» общается с обществом. Фильм, как вы верно заметили, был обоснован именно популяризацией отечественной пилотируемой космонавтики, но сразу после съемок в космосе должности лишился руководитель пресс-службы «Роскосмоса» Владимир Устименко. Насколько связь прямая, я не знаю, но это очень показательно.

Космонавты готовятся к полету по 10 лет, потом совершают его, а затем получают госнаграды и всяческие почести. А тут получается, что непрофессионалы (съёмочная группа) проходят краткие курсы подготовки и — опа! В космос без очереди на недельку-другую. А что? Так можно было? Не девальвирует ли этот прецедент все усилия профессиональных космонавтов? А может, и не надо столько готовиться, ждать десятилетия?

— Этот вопрос может возникнуть только в России, потому что только у нас предусмотрена звезда Героя за первый полёт, а также предусмотрены те или иные почести. Сейчас, кстати, мы следим, как наградят киногруппу. В США такого нет. Там в космос летают за зарплату. А у нас космонавт получает относительно хорошие деньги за полёт отдельно по контракту.

Я смею предположить, что и зарплата у нас не американская…

— Да, поэтому отыграть усилия, которые прилагают космонавты в своей профессии, можно только полетев. А если 10 лет готовился, ждал своей очереди и не полетел, то не отыграл. Зарплата космонавта повышается за классность, а ее дают за полёты. Такова правда жизни, неизвестная многим.

Обидно и то, что когда сравниваешь американских астронавтов и российских, то видишь, что набранные в отряды в одно и то же время летят в космос с большой разницей: астронавты NASA сильно раньше, чем наши ребята.

Наши снимают фильм на МКС, ранее в космос (точнее, как говорят специалисты, почти в космос) один за другим летали миллиардеры Бренсон и Безос. Предстоит и удивительный частный полет японского миллиардера Юсаку Маэдзавы вокруг Луны на корабле от SpaceX с 12-ю астронавтами-любителями. Я правильно понимаю, что космос становится доступнее для простых смертных, или это пока дорогостоящее баловство?

— Я бы не сказал, что произошли какие-то революционные изменения в доступе непрофессионалов в космос. На американских Space-шаттлах непрофессионалы вполне могли летать и летали (другое дело, что эта транспортная система оказалась недостаточно безопасной). На российских «Союзах» тоже космос не раз посещали туристы. Но движение есть. Появление нового игрока, а именно компании SpaceX, расширяет доступность космических полётов. В России немного модифицировали корабль «Союз», и теперь можно брать в полет двух туристов, а не одного, как раньше. И процесс увеличения доступности космоса будет продолжаться. Уже сейчас в США ведутся работы по проектированию трёх-четырёх частных околоземных обитаемых орбитальных станций.

Но, несмотря на то что количество частных астронавтов в ближайшие годы увеличится, пока это ещё дорогостоящее баловство. Позволить его себе могут только очень богатые люди, или те, кому повезет попасть в полёт за деньги какой-то организации или миллиардера.

Кстати, Юсаку Маэдзава уже выбрал добровольцев для своей миссии или ещё можно записаться?

— Судя по новостям и сайту dearmoon. earth, восемь финалистов открытого конкурса на полёт отобраны, но еще не объявлены. Вероятно, Юсаку Маэдзава их объявит в рамках своего космического полёта на МКС (8 декабря он и его ассистент Ёдзо Хирано стартовали на станцию на российском корабле «Союз МС-20» с командиром Александром Мисуркиным). Их туристический полет продлится 12 суток. Для Маэдзавы это важный этап подготовки к полету вокруг Луны.

Насколько высоки риски для таких туристов?

— После того как катастрофа 2003 года с гибелью шаттла «Колумбия» заставила американцев к 2011 году отказаться от этой транспортной системы, они перешли на корабли капсульного типа. Это, к примеру, Crew Dragon компании SpaceX. Корабль создавался по жестким нормативам NASA, поэтому достаточно безопасен. Да, небольшой шанс пережить аварию у туристов есть, но сделано всё, чтобы в любой ситуации они не пострадали. Риск для жизни на обычном автомобиле, в общем-то, больше.

Говоря об астронавтах-любителях, нельзя не вспомнить недавнюю миссию Inspiration 4 от SpaceX с четырьмя членами экипажа на борту. Социальная функция такого полёта очевидна, это большие благотворительные сборы, но какое значение для развития космонавтики и науки он имеет и зачем это Илону Маску?

— Нам всем пора привыкнуть, что космонавтика — это транспорт. Ракета, как и самолёт или автомобиль, может перевозить оружие, учёных, просто людей, научное оборудование или коммерческий груз. Теперь люди могут летать в космос не для научных целей, а для каких-то других. Знания, полученные за первые десятилетия космической эры, это позволяют. Теперь вопрос только в финансировании таких полётов. Миллиардер, который может оплатить космический корабль для себя и других людей, сам вправе выбирать цель и смысловую нагрузку. Джаред Айзекман сделал миссию Inspiration 4 социальной. Этот полет привлёк очень большие средства на благотворительность — для финансирования крупной детской онкологической клиники. Юсаку Маэдзава в будущую миссию DearMoon вкладывает творческое начало, посвящая ее современному искусству.

А для Илона Маска это бизнес, транспортные услуги. Его цель сделать человечество по-настоящему космическим, но это не просто его мечта, это его работа, так он зарабатывает деньги. Кстати, интересно, что ассистент врача Хейли Арсено (фото из её твиттера), которая летала в трёхсуточную автономную космическую миссию Inspiration 4, став самым молодым астронавтом США, присоединилась к медицинской команде SpaceX, обеспечивающей здоровье частных астронавтов.

Руководство России уже не первый год грозится выйти из МКС и создать собственную станцию. Так уже сделал Китай. На новую станцию «Тяньгун» в первую полугодовую экспедицию отправились четыре китайских космонавта (на корабле «Шэньчжоу-13»). Как вы считаете, нужны ли нам такие же, на 100% собственные, проекты? Ведь денег и ресурсов, как мне кажется, у нас на собственное нет…

— Я, если честно, не верю, что Россия выйдет из проекта МКС до самого его конца — слишком выгодно в нём находиться. Но станция не вечна, нужно думать, что делать дальше. В США концепция в основном понятна: это создание второго международного проекта — окололунной станции Gateway и создание трех-четырех коммерческих околоземных станций.

В одиночку крупные проекты тянуть непросто, но коммерческие станции будут привлекать средства не только от потенциальных контрактов NASA, но и от частных заказчиков. Тот же Китай планирует привлечь для работы на своей станции другие страны (с их вложением средств).

Да и «Роскосмос», представляя предварительный проект российской орбитальной служебной станции, показал там модуль для космических туристов, собираясь таким образом привлекать иностранцев и зарабатывать деньги. То есть все понимают, что для дорогих проектов в космосе нужна кооперация или через межгосударственное сотрудничество, или через коммерческую деятельность.

А каково состояние космической отрасли в тех странах, с которыми мы, по недавним заявлениям, планируем сотрудничать в космосе? Я имею в виду Белоруссию и другие страны Евразийского союза.

— Да, буквально 3 декабря в Москве прошёл форум Евразийского экономического союза «Космическая интеграция», где руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин предложил создать Евразийское космическое агентство. Но у меня нет оптимизма по этому поводу. В других странах Евразийского экономического союза космонавтика на зачаточном уровне, есть отдельные организации и оставшаяся со времён Советского Союза инфраструктура. Но этого недостаточно для полноценного роста при объединении усилий. И очень важен вопрос бюджета, который каждая из этих стран будет готова выделить на совместную деятельность. Здесь можно вспомнить желание России развивать космонавтику в рамках БРИКС. Но это ни к чему не привело: страны БРИКС, в первую очередь Китай, Индия и Бразилия, нацелены на свои собственные задачи в космосе. Совместная работа ведётся, но на скромном уровне.

В этом году наконец-то состоялся запуск российского модуля «Наука», который планировали ещё 14 лет назад. С одной стороны, это значимое событие, с другой — получилось не без эксцессов. То был риск схождения с орбиты, то при стыковке модуль развернул МКС (даже NASA из-за этого отложило запуск Starliner). Так насколько критичны эти инциденты и говорят ли они о состоянии нашей космонавтики?

— Многоцелевой лабораторный модуль «Наука» однозначно стал заложником общей ситуации в российской космонавтике и экономике. Это сказалось и на сроке его создания, и на проблемах при его полете к МКС. Но в целом ничего страшного не произошло. Более того, я очень рад, что специалисты из РКК «Энергия», космического научно-производственного центра им. Хруничева и других задействованных организаций справились с теми испытаниями, что выпали на долю «Науки» во время орбитального полета и в первые часы после стыковки с МКС. Сейчас наш экипаж работает над интеграцией модуля в состав станции, это, конечно, очень большой объём работ. Сейчас на станцию на американском корабле прилетел германец Матиас Маурер, который будет работать в открытом космосе в российском скафандре «Орлан», чтобы ввести в эксплуатацию европейский манипулятор ERA.

Вероятно, единственное важное замечание к этому полету — долгое молчание «Роскосмоса» во время нештатных ситуаций. Речь не о том, что нужно было нагнетать ситуацию, но давать грамотные комментарии о происходящем и рассказывать о методах парирования «нештаток» нужно было, на мой взгляд.

А почему в космических проектах часто возникают задержки, в том числе такие длительные, как у нас? Например, наша лаборатория «Спектр-РГ» полетела с «задержкой» в 15 лет. А запуск телескопа Джеймса Уэбба (проект американцев, ЕС и Канады) тоже постоянно откладывают…

— Причины задержек могут быть очень разными. Иногда это ошибка в предварительных расчётах стоимости работ, иногда проект настолько новый по идеям, что необходимый технологический уровень оказывается труднодостижим. Либо в первоначальный проект вкрались ошибки, которые слишком поздно стали очевидны, и многое пришлось переделывать, тратя время сверх плана и повышая стоимость работ. Часто совпадают несколько факторов.

Александр, вы сейчас занимаетесь школьным образовательным проектом по созданию космических аппаратов-наноспутников и, по сути, являетесь амбассадором акции «Отправь своё имя в космос». Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее и о том, для чего это нужно нам, простым землянам?

— Начало XXI века оказалось совсем не таким, как представлялось в 60-70-е годы прошлого века, в начале космической эры. Люди «застряли» на низких околоземных орбитах, а до окраин Солнечной системы долетает редкий автоматический аппарат — слишком дорого, долго в создании. Даже плутония, который необходим для электропитания вдали от Солнца, не хватает для научных межпланетных станций. В таких условиях непросто привлекать молодёжь в космонавтику. А ведь именно те ребята, которые сейчас учатся в школе, будут делать следующий крупный шаг в освоении космоса.

Но интерес всё равно есть, немалую роль в этом играет эксцентричный миллиардер Илон Маск, который через массмедиа транслирует свою мечту о человечестве как межпланетном виде. Но надеяться на одного Маска неправильно, поэтому я тоже принимаю участие в популяризации космонавтики и с недавнего времени в космическом образовании.

В уходящем году в России стартовал проект Space-π, под эгидой Фонда содействия инновациям планируется за 5-6 лет запустить на околоземную орбиту около 100 российских кубсатов (малые искусственные спутники Земли для исследования космоса. — Прим. «НП»), в работе с которыми будут принимать участие студенты и школьники. Вокруг этого проекта будут проводиться разные активности, конкурсы, в том числе такие акции, как «Отправь своё имя в космос». Раньше россияне отправляли свои имена на американских марсоходах, но теперь есть возможность использовать и отечественные космические аппараты. Пусть для кого-то из школьников это будет первый шаг на пути в тысячу ли.

Как вы оцениваете интерес школьников к космосу и космонавтике, уровень знаний в этой области? Просто, когда я училась, а это были 1990-е годы, у нас не было ни астрономии, ни каких-либо близких предметов…

— Астрономия в России возрождается как школьный предмет, может, что-то и сдвинется в лучшую сторону. Шанс есть.

В сентябре была новость с МКС про цветущий там перец чили, что вызвало радость космонавтов. В чём сложность процесса выращивания растений в космосе? Удалось ли создать замену нашей погибшей космической оранжерее?

— Там получилась такая история, что при аварии грузового корабля «Прогресс» в 2016 году погибла оранжерея «Лада-2», созданная Институтом медико-биологических проблем и университетом Юты (США). Электронная часть была в основном американской, а к тому моменту уже были санкции. Повторить оранжерею было невозможно, да и у ИМБП РАН просто не было денег на это. Но сейчас близка к завершению работа над новой российской оранжереей «Витацикл-Т». На американском сегменте МКС сейчас несколько оранжерей, и многим запомнилось, как Скотт Келли во время своего годового полета выращивал цветы циннии.

Несомненно, космические оранжереи имеют большое будущее и как поставщики свежей зелени и овощей к столу астронавтов, и как средство психологической поддержки.

Часто можно услышать, что современная космонавтика ограничена существующими двигателями, которые работают на химическом принципе. Это всё совершенствуется, докручивается по разным направлениям. А как обстоят дела с новыми типами двигателей, например с фантастическим варп-двигателем или солнечным парусом? Есть ли предвестники?

— Сейчас в космонавтике используются ракетные двигатели на химическом топливе и в открытом космосе ионные (плазменные) двигатели. Эксперименты с солнечными парусами проводятся обычно на небольших космических аппаратах, таких как LightSail 2, но до практического применения еще очень долго.

Наверное, сейчас есть два самых ожидаемых направления развития. Первое — это многоразовые корабли-ракеты Starship от SpaceX, но на обычном химическом топливе метан/кислород (их фишка именно в многоразовости, дозаправке на орбите и потенциальной возможности производить топливо на Марсе). Второе — ядерные энергетические установки для космических кораблей и буксиров, которые будут использовать хорошо известные плазменные двигатели, но с большей энергетикой (как пример — космический буксир «Зевс», который для «Роскосмоса» разрабатывает петербургское КБ «Арсенал»).

Астрофизик Борис Штерн в недавней нашей беседе (интервью скоро будет опубликовано на страницах «НП». — Прим. автора) пообещал, что в будущем мы сможем дотянуться нашей аппаратурой до ближайших экзопланет (планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы. — Прим. «НП»). Какие в эту сторону делаются шаги?

— Это тоже очень сложный вопрос. Сейчас проработки этой темы, например, ведут специалисты проекта Breakthrough Starshot, который финансируется эмигрировавшим российским миллиардером Юрием Мильнером. Проект предусматривает создание миниатюрных межзвёздных космических зондов со световым парусом, которые можно отправить к ближайшей к Солнцу звездной системе Альфа Центавра с помощью мощных лазеров. Breakthrough Starshot вызывает у ученых множество вопросов. Борис Штерн даже публично дискутировал с Юрием Мильнером по поводу реалистичности этой затеи. Но долететь до звёзд пока действительно крайне-крайне сложно, и эта тема выходит за рамки моей компетенции.

То там то здесь с завидной регулярностью всплывает информация о «скором запуске» космического лифта для доставки грузов на околоземную орбиту или на Луну (о лунном лифте говорил Дмитрий Рогозин). Что думают о технологии ученые? Доживём?

— Нет, пока это только разговоры и прожекты, а Дмитрий Рогозин вообще назвал космическим лифтом обычную «аполлоновскую» схему посадки на Луну, только говоря про возможный российский пилотируемый лунный проект. Но, наверное, вы читали, что пока эта инициатива не получила финансирования, и лунные перспективы России непонятны.

Как вы считаете, почему из нашего предпринимателя Владислава Филёва (генеральный директор «S7 AirSpace Corporation») не вышло второго Илона Маска? У него были хоть малейшие шансы им стать? И в чём была проблема его «Морского старта»?

— Проблема «Морского старта» в отсутствии ракеты-носителя, которой нет из-за разрушения международных связей. Когда компания S7 покупала морской космодром у РКК «Энергия», экспертное сообщество было крайне удивлено. К сожалению, никаких шансов у Владислава Филёва не было. Как я понимаю, космическая мечта была и у его погибшей в авиакатастрофе супруги Наталии. Очень жаль, что так получилось, но не то место и не то время для «Морского старта».

Я часто предлагаю сделать его музеем, было бы красиво. Космический корабль «Космонавт Виктор Пацаев» в Калининграде и «Морской старт» во Владивостоке — два космических музея на морских окраинах огромной России.

Сбитый российский спутник не обсуждал, кажется, только ленивый, поэтому давайте и мы тоже затронем эту тему. Была ли реальная опасность и могла ли пострадать МКС?

— 15 ноября, почти сразу после испытания противоспутниковой ракеты, обломки уничтоженного российскими военными советского космического аппарата пересеклись с орбитой МКС, и экипажам пришлось укрыться в своих кораблях на случай экстренной расстыковки и эвакуации. У NASA были заявление и пресс-релиз на эту тему. Основная опасность была в том, что на каталогизацию образовавшихся обломков было нужно время, чтобы оценить риск, а они были достаточно близки по высоте к орбите МКС (но с другим наклонением орбиты, это означает высокую относительную скорость и достаточно сильный удар в случае столкновения). К счастью, всё обошлось.

А как проходят подобные испытания противоспутникового оружия в других странах?

— То, что Россия разрабатывает и начинает испытывать противоспутниковое оружие, было понятно из редких сообщений Пентагона. До России три страны продемонстрировали всему миру свое ракетное противоспутниковое оружие: Китай, США и Индия. Каждая из стран сбила свой спутник-мишень, но если США и Индия сбивали аппараты, находящиеся на уже очень низких орбитах (ниже МКС), и обломки космического мусора быстро сгорели в атмосфере, то Китай и Россия уничтожили аппараты на более высоких орбитах, так что угроза станции будет долгой.

А каков масштаб проблемы космического мусора? Например, NASA из-за него даже откладывает свои операции в космосе…

— Сейчас, когда большая часть обломков каталогизирована, особой проблемы не будет. Космическое пространство сканируется в первую очередь США (совместно с Канадой), Россией и Китаем. Космического мусора на низких орбитах много, это неработающие спутники, разгонные блоки, обломки аппаратов (иногда взрываются двигательные установки). Если такой объект в компьютерной модели оказывается в опасной близости от МКС, она делает манёвр уклонения, немного меняет высоту орбиты с помощью двигателей модуля «Звезда» или грузовых кораблей «Прогресс». Это происходит регулярно, но чаще опасность оказывается преувеличенной, и манёвр отменяется. В редких случаях, когда информация о возможном столкновении появляется со слишком малым запасом времени, экипаж просят укрыться в кораблях для эвакуации, если вдруг опасный объект попадет в станцию. Пока такого не случалось, хотя следы столкновений с крошечными по размеру микрометеоритами или обломками космического мусора на МКС зафиксированы.

Что с ним предлагают делать учёные? Я вот слышала о разработках топлива для аппаратов на основе этого мусора. Как вам идея?

— Сейчас активно решить проблему космического мусора очень сложно, и суть проблемы в первую очередь кроется в том, что это очень дорого. Пока основной упор делается на отслеживание космического мусора и использование двигателей для уклонения от столкновений. Старые аппараты, которые завершают свою работу, их владельцы должны либо свести в атмосферу для утилизации на «кладбище космических кораблей» в Тихом океане, либо вывести на орбиту захоронения, если аппарат находится далеко от Земли.

Назрела необходимость некоторого международного свода, «правил дорожного движения в космосе», но пока мировое сообщество для этого не созрело.

После трагического обвинения Ивана Сафронова в госизмене, уже нынешним летом был обнародован список ФСБ о том, распространение какой информации могут расценить как госизмену (там большой раздел о «Роскосмосе»). Кроме того, засекречены закупки «Роскосмоса». Насколько сильно повлияли на вашу просветительскую и журналистскую деятельность эти списки и запреты? Приходится заниматься самоцензурой?

— Там пока речь не о госизмене, а о статусе иностранного агента, что, впрочем, очень неприятно. А самоцензура есть уже давно. Много ли вы знаете в России экспертов и журналистов, которые достаточно честно и открыто рассказывают о том, что происходит в российской космонавтике?

Конечно, запретная тема в первую очередь — военная космонавтика. Я грущу от того, что завеса молчания профессионального и экспертного сообщества над острыми вопросами гражданской российской космонавтики приведёт к окончательной потере обратной связи. Есть ли шанс на положительные изменения? Он всегда есть. Сейчас тем, кто в теме, в это действительно сложно поверить, но история говорит нам, что при определённом стечении обстоятельств ситуация может сильно повернуться в позитивную сторону. Поэтому я в России, поэтому занимаюсь космическим просвещением и образованием.

справка нового проспекта

Александр Викторович Хохлов. Родился 23 июля 1980 года в Пензе.

В 2002 году окончил Пензенский технологический институт. Лейтенант запаса. В 2002—2006 годах работал инженером-технологом и производственным мастером на заводе экспериментального машиностроения (ЗЭМ) РКК «Энергия» им. С.П. Королёва.

В 2005 и в 2010 годах проходил отбор в отряд космонавтов РКК «Энергия», но в состоявшиеся наборы 2006 и 2010 годов не вошёл.

В 2006—2010 годах — инженер в Главной оперативной группе управления (ГОГУ) в ЦУП-М. Работал оператором по системам жизнеобеспечения в группе технических средств обеспечения выхода (внекорабельной деятельности), занимался вопросами материально-технического обслуживания российского сегмента МКС.

В 2007—2008 годах в составе группы специалистов ГОГУ прошёл подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина в объёме требований к участнику космического полёта для лучшего понимания деятельности экипажа на борту.

В 2009 году работал в российской региональной группе управления в ЦУП-Х в Хьюстоне, США.

C 2010 года — инженер-конструктор космического приборостроения в Центральном научно-исследовательском и опытно-конструкторском институте робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) в Санкт-Петербурге.

С 2010 года — внештатный корреспондент журнала «Новости космонавтики» и газеты «Троицкий вариант — Наука».

В 2011 году еще до официального объявления подал документы на первый открытый конкурс в отряд космонавтов РФ, но в 2012 году конкурсная комиссия отказала ему в дальнейшем участии в конкурсе, не допустив до стадии очного отбора.

В 2013 году принимал участие в работе первой российской команды (Crew 129 Team Russia) на Марсианской пустынной исследовательской станции (Mars Desert Research Station) в штате Юта (США), поддерживаемой Марсианским обществом.

С 2017 года избран членом Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

В 2018 году был испытателем в пятисуточной «сухой» иммерсии в Институте медико-биологических проблем РАН (Москва) в рамках эксперимента «Эффективность низкочастотной ЭМС в предотвращении мышечной детренированности, развивающейся в условиях наземного моделирования условий космического полёта».

Руководил молодёжной секцией Северо-Западной организации Федерации космонавтики до 2020 года.

С 2019 года — обозреватель по космонавтике интернет-издания Meduza.

С 11 мая 2021 года — руководитель проекта по образовательным наноспутникам формата CubeSat в группе компаний «Геоскан» (Санкт-Петербург).

Имеет 1-ю степень по шаолиньцюань (Федерация шаолиньских боевых искусств). Отец троих детей. Фанат группы Depeche Mode, научной космической фантастики и шахмат.

космос
наука

Россия сделала своему космическому руководителю серию огромных рейзов

Двойная дача —

org/Person»>
Эрик Бергер

Увеличить / Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин перед началом российско-китайских переговоров в Московском Кремле.

Михаил Метцель/ТАСС через Getty Images

Прошло почти четыре года с тех пор, как Дмитрий Рогозин стал генеральным директором «Роскосмоса», государственной корпорации, которая управляет в стране пилотируемыми и гражданскими космическими программами, ракетостроением и развитием космической техники.

Роскосмос — разросшаяся организация, в различных компаниях которой работает около 170 000 сотрудников, и на нее фактически возложена обязанность продолжать наследие когда-то доминирующей советской космической программы, которая запустила первый в мире спутник, первого космонавта и более половины десятки космических станций.

Однако при Рогозине состояние «Роскосмоса» пошло на убыль. Публичных позоров было предостаточно. Например, после того, как он ранее высмеивал НАСА за отсутствие собственных средств доставки своих астронавтов в космос, Рогозин был вынужден поверить в свои слова после полета SpaceX Crew Dragon в 2020 году9.0007

В декабре государственная газета опубликовала разгромный очерк о деятельности Роскосмоса с тех пор, как Рогозин стал его руководителем в мае 2018 года. В нем описывалось расточительное, все более дряхлеющее предприятие, где почти не вкладываются деньги ни в настоящее, ни в будущее. . Вместо этого, похоже, основное внимание уделяется предоставлению высокооплачиваемых рабочих мест горстке технократов, во главе с Рогозиным.

В статье упоминается «серьезная слабость руководства» Роскосмоса и говорится, что некогда славная космическая программа страны «гниет изнутри».

Рекламное объявление

При всем этом, однако, зарплата Рогозина за время работы в Роскосмосе существенно выросла. Информация о его зарплате поступает от Transparency International и основана на коэффициентах конверсии на начало каждого года. За последний год, за который доступны данные о зарплате, 2020, Рогозину заплатили 1,3 миллиона долларов, и это не включает привилегии за работу, такие как четыре автомобиля, владение недвижимостью, супружеское вознаграждение и, возможно, неучтенный доход. . Перед тюремным заключением российский критик Алексей Навальный опубликовал расследование о Рогозине и коррупции в «Роскосмосе», в котором подробно рассматриваются некоторые из этих преимуществ.

Состояние Рогозина резко увеличилось после прихода в Роскосмос. До своего переезда он зарабатывал около 100 000 долларов в год в качестве заместителя председателя правительства России. В 2018 году его зарплата подскочила до 513 000 долларов, а в 2019 году — до 639 000 долларов.

Для сравнения, NASA, бюджет которого в несколько раз превышает бюджет Роскосмоса, платит администратору Биллу Нельсону годовой оклад в размере 185 100 долларов.

У Рогозина нет специальной квалификации для руководства Роскосмосом, которая могла бы оправдать такую ​​зарплату. Как и автор этой статьи, Рогозин окончил журфак. (Эй, я тоже люблю космос. Но я не уверен, что достоин возглавить многопрофильную космическую корпорацию.) Однако у Рогозина есть один козырь в рукаве — он близкий и верный политический союзник России. Лидер Владимир Путин.

По-настоящему удручает то, что когда-то выдающаяся космическая программа России теперь канула в лету. У него есть отличные инженеры и техники, но им мало платят. Нет средств на очистку или улучшение ветхих объектов. Но для тех, кто на вершине ракеты? Жизнь сладка.

Космонавт понижен в должности, а российское звездное космическое агентство пошатнулось. Опять таки.

Таинственная рукотворная дыра появилась в построенном в России модуле Международной космической станции. Была ракета со спутником, которая потерпела неудачу, потому что она была ошибочно запрограммирована так, как если бы она стартовала на 6200 километров к западу. Произошла аварийная посадка после неудачный пуск ракеты с россиянином и американцем на борту корабля «Союз». Было сообщение о том, что в прошлом году пропало 400 миллионов долларов.

Теперь добавим к списку проблем, охвативших российское космическое агентство, вот что: уважаемый бывший космонавт был понижен в должности в прошлом месяце, как сообщается, после того, как он поставил под сомнение решение агентства разрешить съемку крупного российского боевика на орбитальной станции. Этот шаг вызвал необычную реакцию общественности со стороны профессионального отряда космонавтов России.

В то время как частные компании США спешат строить новые космические аппараты, а космическое агентство Китая расширяет границы исследований, Роскосмос, государственная корпорация, унаследовавшая почтенное научное ноу-хау, которое подарило миру спутник и Юрия Гагарина, напыление в 21 веке.

«Можно сказать, что это неудачное космическое агентство», — сказал Дуглас Ловерро, бывший руководитель программы пилотируемых космических полетов НАСА и бывший чиновник Пентагона, курирующий космическую политику США. Ловерро во многом возлагает вину на Дмитрия Рогозина, который является директором «Роскосмоса» с 2018 года9.0007

«Рогозин устроил бардак. Недостаток финансирования, отсутствие истинной цели… Роскосмоса. Плана не сформулировали. Что они собираются делать с Международной космической станцией? Куда они идут ? Каковы их приоритеты?» Об этом Ловерро сообщил Радио Свобода.

Роскосмос не ответил на электронные письма Радио Свобода со списком вопросов о Рогозине и о деятельности компании.

Ракета «Союз» с российским метеорологическим спутником стартует с космодрома Восточный недалеко от города Углегорск на Дальнем Востоке России.

Workhorse Technology

Ранее известная как Государственная корпорация космической деятельности «Роскосмос», государственная компания в ее нынешнем виде появилась в 2015 году в рамках масштабной реорганизации российской космической отрасли — по сути, консолидации и национализация комбинированная.

Рогозин, бывший журналист, бывший послом в НАТО и заместителем премьер-министра, открыто критиковавший космическую программу страны, через три года занял пост гендиректора. С оценивает бюджет примерно в 2,8 миллиарда долларов, по состоянию на 2020 год компания практически является монополистом в гражданской аэрокосмической отрасли, пересекаясь только с военными потребностями Министерства обороны и вооруженных сил.

Технология рабочей лошадки, используемая в его капсулах и конструкциях ракет, считается старой, но надежной. Впервые разработанные в Советском Союзе в середине 1960-х годов, инженерные разработки позволили осуществить более 1700 пилотируемых и беспилотных запусков, что сделало капсулу «Союз» самой используемой ракетой-носителем в мире.

Большую часть 2010-х годов Роскосмос также обладал монополией на перевозки на Международную космическую станцию ​​(МКС) и обратно. Решение США о посадке своего устаревающего флота космических челноков в 2011 году означало, что американские и европейские астронавты полагались исключительно на капсулы «Союз», чтобы добраться до орбитальной станции. Грузы шли на кораблях «Прогресс» российской постройки.

Это было чрезвычайно прибыльно для «Роскосмоса», поскольку НАСА платило до 100 миллионов долларов за поездку.

Дмитрий Рогозин приветствует членов экипажа МКС Алексея Овчинина из России и Ника Хейга и Кристину Кох из США незадолго до их вылета с космодрома Байконур в Казахстане в марте 2019 года..

Россия в течение многих лет была доминирующим игроком в индустрии коммерческих запусков спутников. И это также был единственный источник ракетных двигателей в другой области: запуск американских коммерческих и военных спутников — то, что беспокоило некоторых представителей Министерства обороны США и членов Конгресса в течение многих лет.

После захвата Россией украинского Крымского полуострова в 2014 году в Конгрессе усилилось давление с целью поскорее отказаться от запусков американских спутников с помощью двигателей, известных как РД-180. Соединенные Штаты должны официально прекратить использование РД-180 в следующем году, что урежет доходы производителя, НПО Энергомаш, которое сейчас является частью конгломерата Роскосмоса.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Россия-США Космическое сотрудничество возвращается на Землю

Появление частных космических компаний, базирующихся в основном в США, таких как SpaceX, Virgin Galactic и Blue Origin, также лишает Роскосмос стабильного потока доходов от американских налогоплательщиков. После доставки американских астронавтов на МКС в марте 2020 года на корабле SpaceX НАСА приняло решение прекратить покупку мест на рейсах «Союз» для американских астронавтов.

Несмотря на напряженные отношения между Вашингтоном и Москвой, космические агентства России и США продолжают сотрудничать; в июне обе стороны продлили до 2030 года соглашение о сотрудничестве , которое в значительной степени сосредоточено на продолжении эксплуатации МКС.

Но Рогозин, который сам находится под финансовыми санкциями США и ЕС, связанными с захватом Крыма, пригрозил досрочно вывести Роскосмос из совместной работы над станцией. «Либо мы будем работать вместе, и тогда санкции должны быть немедленно сняты, либо мы не будем работать вместе, и тогда мы развернем собственную станцию», — сказал он в июне.

Космический корабль «Союз МС-10» стартовал к МКС с космодрома Байконур в октябре 2018 года.

Более показательно то, что Рогозин жаловался, что санкции США мешают развитию российской космической отрасли. Две крупные дочерние компании Роскосмоса — ЦНИИмаш и «Прогресс» — в прошлом году были внесены в черный список Министерством торговли США.

«Ракет у нас более чем достаточно, но запускать нечего», — сказал он российским законодателям в прошлом месяце.

Рогозин также дал понять, что Москва будет искать новых партнеров в другом месте, и в марте агентство подписало соглашение с космическим агентством Китая о строительстве базы на Луне или вокруг нее — отказ на приглашения НАСА к России присоединиться к аналогичному проекту. Лунная экспедиция под руководством США, известная как Artemis.

Роскосмос заявил, что в 2020 году его прибыль составила около 12 миллиардов рублей (160 миллионов долларов), по словам Максима Овчинникова, его главного директора по экономике и финансам. Он также сказал, что с 2019 года компания сократила штат примерно на 10000 сотрудников .

От Байконура до Восточного

подорвало репутацию «Роскосмоса».

Главный космодром России расположен в Казахстане, на Байконуре, наследии Советского Союза, но который заставляет Кремль нервничать из-за потери доступа.

Космодром Восточный в Дальневосточном Приамурье должен дополнить или даже заменить Байконур. Но строительство, начавшееся в 2011 году, изобилует коррупцией, хищениями, задержками производства и забастовками рабочих из-за невыплаты заработной платы. Его бюджет превысил 7,5 миллиардов долларов и продолжает расти.

Прокуратура возбудила ряд уголовных дел в отношении строительных компаний космодрома на фоне обвинений в выводе денег на офшорные счета , оставляя рабочих без оплаты.

С Восточного было предпринято всего восемь попыток пуска. На первом запуске в апреле 2016 года, на котором присутствовал президент Владимир Путин, инженеры отменили запуск за несколько минут до этого, что было сочтено позорным для Путина и «Роскосмоса» .

Ранее в этом году Алексей Кудрин, глава Счетной палаты России и бывший многолетний министр финансов, сказал Путину, что аудиторы обнаружили 30 миллиардов рублей (400 миллионов долларов) в финансовые нарушения в Роскосмосе в 2020 году.

Хотя Кудрин не сообщил подробностей, встреча транслировалась по государственному телевидению, что свидетельствует о ее политической значимости.

Президент России Владимир Путин (в центре), Дмитрий Рогозин и Игорь Арбузов (справа), генеральный директор производителя ракетных двигателей Энергомаш, посещают подмосковный завод Энергомаш в апреле 2019 года.

В июне Юрий Росляк, заместитель директора Роскосмоса, курировавший строительство Восточного, был снят со своего поста после появления в российских новостях новостей о новых

0035 расследований хищений невыполненных контрактов.

2018 год, однако, был знаменательным для агентства.

В августе того же года экипаж МКС обнаружил крошечную дыру диаметром около 2 миллиметров в российском сегменте станции, из-за которой происходила утечка кислорода. Позже Роскосмос объявил, что отверстие оказалось искусственным , хотя было неясно, произошло ли оно в космосе или на земле во время сборки.

Рогозин поднял брови в Вашингтоне, когда предположил, что один из американских астронавтов мог сделать это намеренно ; один американский член экипажа ответил телеинтервью. «Я могу однозначно сказать, что экипаж не имел к этому никакого отношения на орбите», — сказал с борта станции командир Дрю Фойстел американской телекомпании ABC.

«Конечно, мы не хотим, чтобы это повторилось», — добавил он. «И я надеюсь, что команды на земле проявят должную осмотрительность, пытаясь решить эту проблему, потому что последствия огромны для всей космической программы, не только для нас в США, но также в России и на международном уровне для всех партнеров».

Российская ракета-носитель «Союз-2.1а» со спутниками стартует с нового космодрома Восточный в апреле 2016 года.

На сегодняшний день Роскосмос не обнародовал результаты своей проверки. Агентство не ответило на запросы Радио Свобода по этому и другим вопросам.

В апреле НАСА заявило, что расследование завершено, но не сообщило никаких подробностей.

«Роскосмос определил, что дыра находится в модуле «Союз», и проинформировал об этом НАСА, но вам следует связаться с Роскосмосом по конкретным вопросам», — сообщил Азаттыку по электронной почте пресс-секретарь Шон Поттер.

Через два месяца после обнаружения дыры российская ракета, стартовавшая с Байконура с российско-американским экипажем из двух человек, вышла из строя, что привело к аварийной посадке в казахстанской степи . Травм не было.

Именно понижение в должности одного из самых известных российских космонавтов в июне вызвало необычайный общественный резонанс и вновь привлекло внимание к руководству «Роскосмоса».

В мае Роскосмос сообщил, что отправляет известного телережиссера и известную актрису в снять художественный фильм на орбитальной станции . Рогозин был назначен сопродюсером.

Сообщается, что это решение вызвало несогласие, в том числе со стороны Сергея Крикалева, известного космонавта, наиболее известного тем, что он временно застрял на советской космической станции «Мир» в 1991 году, когда распался Советский Союз.

Сергей Крикалев на выставке в Музее космонавтики в апреле.

«Яхты и ярмарка тщеславия»

Крикалёв, который теперь является топ-менеджером «Роскосмоса», как сообщается, возражал против расходования бюджетных средств на проект, особенно с учетом сокращения бюджета. По данным газеты «Новая газета» , этот отпор привел к его понижению в должности 11 июня.

«Кажется, нынешнее руководство Роскосмоса боится иметь массу людей, хорошо разбирающихся в космосе. Поэтому, зная Сергея Крикалева, я не слишком удивлен его Я действительно впечатлен тем, как долго он продержался в этой системе», — рассказал «Новой газете» другой космонавт Федор Юрчихин.

Связаться с Крикалевым для получения комментариев не удалось.

«Рогозин был послан туда, насколько я могу судить, чтобы политически очистить Роскосмос, который стал слишком бюрократичным для его же блага», — сказал Ловерро. «Рогозин следит за тем, чтобы Роскосмос соответствовал политике. Дело не в том, хорошо ли он работает, а в том: «Соответствует ли он национальной политике России?»»

На данный момент в России практически нет частной космической отрасли, а сокращение бюджета означает обращение к другим источникам доходов, таким как партнерство с более активными и амбициозными усилиями Китая.

После того, как 11 июля британский миллиардер Ричард Брэнсон совершил полет к краю космоса на частном космическом корабле, финансируемом его компанией Virgin Galactic, Рогозин призвал российских сверхбогатых магнатов присоединиться к развитию космической отрасли страны.

«Я надеюсь, что когда-нибудь наши олигархи-миллиардеры начнут тратить свои деньги не на большее количество яхт и ярмарок тщеславия, а на развитие космических технологий и знаний о космосе», — сказал он 9 сентября.