Падение Илона Маска началось: СМИ наконец подсчитали его убытки. Spacex прибыль


СМИ впервые раскрыли финансовые показатели SpaceX

Как отмечает издание, SpaceX не является публичной компанией, поэтому не публикует свою финансовую отчетность. 

Финансовые показатели

По данным WSJ, в 2013 и 2014 годах компания вышла на «небольшую» операционную прибыль за счет контрактов с NASA и коммерческими спутниковыми операторами, а годовая выручка SpaceX составила $680 млн и $1 млрд соответственно.

По итогам 2015 года, однако, годовая выручка упала на 6% до $945 млн, и компания вышла на убыток в $260 млн за год. По данным WSJ, это было связано с аварией ракеты Falcon 9 в июне 2015 года, когда компания потеряла вместе с ракетой две тонны предназначавшегося для МКС полезного груза и приостановила полеты на несколько месяцев. В целом компания планировала осуществить более 12 запусков за год, но из-за аварии получилось только шесть, отмечает издание.

График, который WSJ опубликовал на основе финансовых документов SpaceX от начала 2016 года. Желтым показана выручка компании от космических запусков, синим – операционная прибыль. В левой шкале – миллиарды долларов.

На балансе компании по итогам 2015 года было $1,3 млрд свободных средств за счет контрактов и инвестиций (Alphabet и Fidelity вложили в SpaceX примерно $1 млрд в 2015 году), однако сам бизнес генерировал значительно меньше денег, чем в него инвестировалось, отмечает издание.

На сайте SpaceX вплоть до взрыва ракеты Falcon 9 в сентябре 2016 года говорилось, что компания прибыльна, а ее денежный поток – положительный. Документы, однако, говорят об обратном, отмечает WSJ: все четыре квартала 2015 года компания несла убытки, а денежный поток по итогам года ушел в минус примерно на $15 млн.

Из-за того, что сентябрьская авария также заставила компанию приостановить запуски на время расследования, вместо запланированных 20 пусков SpaceX осуществила только 8 за 2016 год. Поэтому запланированная цель в $1,8 млрд выручки и $55 млн прибыли вряд ли была достигнута, отмечает WSJ.

В разговоре с WSJ директор по финансам SpaceX Брет Джонсон (Bret Johnson) отказался комментировать детали статьи, однако отметил, что у компании готовы контракты на $10 млрд, включающие 70 запусков. Джонсон добавил, что SpaceX обладает более чем $1 млрд свободных средств и не имеет каких-либо долгов, и в целом находится в хорошем финансовом состоянии и предрасположена к росту.

Планы компании

Согласно приобретенным WSJ документам, SpaceX строит достаточно амбициозные планы. В 2019 году, например, компания собирается запустить 52 спутника, то есть в среднем по одному в неделю.

Также компания рассчитывает, что ее еще не запущенный бизнес по предоставлению дешевого интернета со спутников принесет 40 млн подписчиков и более $30 млрд выручки к 2025 году. В целом компания намерена запустить для этого четыре тысячи спутников – то есть больше аппаратов, чем имеет любая современная спутниковая группировка. В Техасе компания строит отдельный космодром, который планирует использовать в том числе для реализации этого проекта, отмечает WSJ.

В целом компания рассчитывает, что ее спутниковый бизнес уже к 2020 году будет приносить больше денег, чем космические запуски для сторонних компаний. К 2025 году операционная прибыль должна составить от $15 млрд до $20 млрд, ссылается WSJ на планы SpaceX.

Ранее сообщалось, что по результатам инвестиций Alphabet оценка SpaceX составила $12 млрд. Глава компании Илон Маск владеет 54% акций (78% от голосующих акций) SpaceX. Таким образом, стоимость доли Маска в SpaceX на 2015 год составляла более $6 млрд.

Если у вас есть новости, пишите на [email protected]. Мы читаем все письма.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

rb.ru

Тернистый путь до Марса: Насколько прибыльна SpaceX | Финансы

В прошлом месяце журналисты Wall Street Journal опубликовали выдержки из внутренней финансовой документации SpaceX. А побеседовав с бывшими сотрудниками компании, WSJ составили финансовую картину SpaceX. И картина, надо признать, получилась безрадостная.

SpaceX любит пускать пыль в глаза и охотно примеряет на себя роль сильно соперника таких гигантов рынка, как Boeing (LSE: BA), Lockheed Martin (NYSE: LMT), Orbital ATK (NYSE: OA) и Airbus (NYSE: AIR). Но по факту рост ее доходов «завис» еще в 2014 году. Два провальных запуска ракет за последние два года знаменовали черную полосу для компании и сильно ограничили ее свободу действий. В результате самым доходным так и остался 2014 год, когда объем доходов приблизительно достиг 1 млрд долларов.

Выручка SpaceX сократились до 945 млн долларов в 2015 году, когда было запущено всего шесть ракет-носителей. Возможно, в 2016-м доход вырос — но узнать об этом пока невозможно, документы в распоряжении WSJ ограничиваются данными за более ранние периоды.

Вот что можно сказать наверняка: независимо от дохода, зафиксированного в отчетах, чистая прибыль SpaceX все равно невелика.

Как говорится в статье Wall Street Journal, лишь крохи от выручки в 1 млрд долларов за 2014 год можно отнести к операционной прибыли, и еще меньше — к чистой. Графики WSJ не демонстрируют конкретные цифры, но тем не менее показывают процент операционной прибыли: она составила 0,2% от 1 млрд долларов дохода. Эта цифра существенно ниже коэффициента рентабельности Boeing (10%) или Lockheed Martin (12,6%).

Ситуация только усугубилась в 2015 году, когда небольшой спад доходности от запусков спровоцировал убыток в 260 млн долларов на фоне 945 млн дохода.

В прошлом месяце SpaceX триумфально вернулись в космос. Это позволяет надеяться, что в 2017 году ситуация для компании стабилизируется. Как показывают документы, до взрыва ракеты-носителя в сентябре SpaceX была нацелена на 1,8 млрд долларов дохода и 55 млн долларов чистого заработка. В 2016-м компании, вероятно, не удалось взять эту отметку, но 2017-й выглядит оптимистично: есть шанс, что операционная прибыль пересечет трехпроцентный рубеж.

В настоящий момент все показатели свидетельствуют не в пользу SpaceX — компания терпит убытки. Только если в 2017 году дела пойдут в гору, можно надеяться на положительную динамику операционной прибыли.

Даже если SpaceX это удастся, в фонд компании все еще будет идти вдвое меньше, чем у подразделения Airbus Defence and Space: по данным аналитиков S&P Global Market Intelligence, операционная рентабельность последнего держится на отметке 5,7%. Но и запланированные 55 млн долларов прибыли SpaceX смотрятся невзрачно в сравнении с 400 млн ежегодной прибыли ULA, совместного предприятия Boeing и Lockheed. С другой стороны, SpaceX в этом может затмить Arianespace, целевую дочернюю компанию Airbus, которая едва выходит за порог самоокупаемости. SpaceX может увеличить выручку в будущем, если сможет реализовать планы по повторному использованию ракет.

Каков же вывод для инвесторов SpaceX, которые однажды надеются вложиться в ее IPO, а также для инвесторов, которые уже сегодня имеют долю в SpaceX за счет вклада в акции Alphabet (NASDAQ: GOOGL)? Если коротко, то добытые аналитиками Wall Street Journal документы четко показывают, что SpaceX не сулит прибыли, на которые изначально так уповали инвесторы.

Учитывая нехватку прибыли от операций по запуску ракет, SpaceX будет тяжело осуществить полет на Марс, анонсированный на следующий год. А ведь этот полет мог бы вдохновить космические корпорации по всему миру и подтолкнуть их к скорейшему развитию своих технологий.

Каким же образом SpaceX планирует финансировать свой первый полет на Марс в 2018 году и десятки других запусков в будущем? Этот вопрос пока остается без ответа.

Подготовила Тая Арянова

ru.insider.pro

Прибыльные спутники: опубликованы финансовые показатели SpaceX

The Wall Street Journal получила доступ ко внутренним финансовым документам компании, а также собрала сведения из бесед с бывшими сотрудниками SpaceX. Анализ источников с 2011 по 2015 годы и прогнозов показал, что в начале десятилетия дела компании шли успешно. С 2013 по 2014 годы доходы SpaceX выросли с $680 млн до $1 млрд, а компания стала получать прибыль. Главным фактором роста стали контракты с NASA и спутниковыми компаниями.

В июне 2015 года ракета Falcon 9 взорвалась вскоре после запуска. На ее борту находились грузы массой две тонны, предназначенные для доставки на МКС. Инцидент привел к убыткам на сумму $260 млн и к падению доходов на 6%. На несколько месяцев полеты пришлось отложить.

История повторилась в сентябре прошлого года, когда SpaceX потеряла еще одну ракету. Falcon 9 взорвалась на пусковой площадке в ходе испытаний на мысе Канаверал. На ее борту находился спутник Amos-6 для раздачи бесплатного интернета в рамках инициативы Facebook, его стоимость составляла $200 млн. Убытки SpaceX возросли, компания потеряла несколько клиентов, а новый запуск смогла совершить только в минувшую субботу. Более того, через три недели после сентябрьского инцидента компания убрала со своего сайта заявление о том, что SpaceX «приносит прибыль и обладает положительным денежным потоком».

Согласно обнародованным документам, SpaceX каждый квартал терпит операционные убытки, а отрицательный денежный поток составляет $15 млн. Представители SpaceX отказались комментировать финансовые показатели, обнаруженные WSJ. Финансовый директор компании Брет Джонсон заявил, что у SpaceX нет долгов, зато есть наличные в размере $1 млрд и контракты на сумму $10 млрд.

В 2017 году компания планирует осуществить 27 запусков, а к 2019 запускать по одной ракете каждую неделю. При этом пока SpaceX не проводила более 8 космических запусков в год.

Приоритетным бизнесом для компании Илона Маска оказались не ракеты, а спутники для раздачи интернета. Согласно документам, компания планирует получить от спутников к 2025 году доход в размере $30 млрд и операционную прибыль $15-20 млрд. Для сравнения — крупнейшая телекоммуникационная компания Comcast, предоставляющая услуги высокоскоростного интернета, в 2015 году заработала только $12 млрд.

Илон Маск планирует запустить 4000 телекоммуникационных спутников для раздачи интернета по всему миру и привлечь 40 млн клиентов. На данный момент SpaceX еще не построила завод по производству спутников и не собрала команду разработчиков, а первая фаза проекта будет реализована только в 2018 году. Как отмечает WSJ, прибыль от спутниковых сервисов позволит реализовать самый амбициозный проект Маска — полет на Марс, который должен состояться уже в 2023 году.

hightech.fm

состояние бизнес империи Илона Маска

Все уже знают, что Tesla теряет много денег, а в цену ее акций интегрированы впечатляющие ожидания будущего роста. Вопреки этим очевидным проблемам цена акций продолжает повышаться в надежде на то, что технологическое преимущество компании позволит ей доминировать в растущем рынке электромобилей и играть большую роль на рынке аккумуляторных батарей.

2018 год может стать годом, когда рынок наконец увидит, что стоит за этим «бычьим» настроением. В действительности технологическое преимущество компании неубедительно, или даже не существует, и теперь она встретилась лицом к лицу с конкурентами, обладающими более значительными запасами ресурсов и большим опытом работы в отрасли.

Поскольку конкуренты «въедаются» в долю ее рынка, Tesla не уйдет от своих проблем путем одних громких обещаний.

Технологии Tesla остаются рекламной шумихой: технология автовождения от Tesla – худшая из всех

Функция автовождения имеет большое значение в деле продажи существующих моделей автомобилей, и компания недавно объявила о производстве своего чипа с искусственным интеллектом, о котором Илон Маск сказал «будет лучшим в мире». Однако, исследование ведущих 19 компаний, разрабатывающих технологию автовождения, проведенное консалтинговой фирмой Navigant показало, что среди своих конкурентов Tesla занимает последнее место.

Navigant оценивает Tesla как «дальнего» конкурента в области автовождения, а лидерами являются такие автомобильные компании, как GM, Ford и Waymo (Alphabet). В то время, как Tesla рекламирует свои автомобили с автовождением, GM готовится выпустить полностью автономные автомобили в следующем году.

Технология аккумуляторов не демонстрирует никаких признаков будущих прибылей

В отношении аккумуляторных батарей Tesla продолжает делать заявления, которые не может подкрепить. Некоторые ее обещания, такие как сделать грузовик, грузоподъемностью в 80 тыс. фунтов и энергоресурсом, позволяющим преодолеть расстояние в 500 миль, реализуемы в том случае, если технология аккумуляторных батарей продолжит развиваться теми же темпами. Некоторые другие обещания Tesla и вовсе представляются невыполнимыми. Например, зарядная станция, которая может зарядить упомянутые грузовики за 30 минут объемом электроэнергии достаточным на покрытие 400 миль. Для достижения этой цели зарядным станциям Tesla нужно в десять раз повысить эффективность.

Хотя, такие обещания могут внушить мысль, что Tesla сделала какое-то значительное открытие в технологии аккумуляторов, подтверждения этим утверждениям нет.  Кроме того, даже если у компании и есть незначительное преимущество, благодаря усовершенствованию процесса производства и его масштабам (если ей удастся как следует наладить производство), некоторые эксперты полагают, что конкуренты догонят ее очень скоро.

Tesla подкрепляет свою заявку на лидерство в отрасли путем построения самой большой аккумуляторной батареи в мире

Преимущество Tesla в масштабах будет сведено на нет довольно быстро. Tesla называет свой проект Гигазаводом потому, что объем производства батарей составляет несколько гигаватт-часов емкости батарей. Однако по сравнению с китайскими производителями этого мало. Китайские конкуренты Tesla планируют создание нескольких Гигазаводов для производства батарей суммарной мощностью производства более 120 Гигаватт-часов к 2021 году. Этого достаточно для обеспечения батареями 1,5 миллионов автомобилей Tesla Model S в течении года. Два бывших директора Tesla Петер Карлсон и Паоло Церрити, при поддержке Volkswagen, организуют собственное производство батарей.

Без непредвиденного технологического прорыва трудно увидеть каким образом Tesla может иметь долгосрочное конкурентное преимущество в области производства батарей.

Забудем о технологиях: Tesla не может справиться с организацией производства

Tesla не может наладить бесперебойное производство на своем Гигазаводе. Совсем недавно американский кабельный телеканал бизнес-новостей CNBC сообщил, что компания до сих пор производит определенные компоненты батарей вручную и предпринимает усилия для того, чтобы занять этим сотрудников компании Panasonic, так как производство Tesla Model 3 отстает от графика. Вследствие этой задержки Model 3 пополнила список электромобилей компании, которых на этапе производства преследовали многочисленные проблемы:

  • Запуск в первого автомобиля компании Roadster был перенесен с 2007 года на 2008из-за задержек в производственном процессе.
  • Покупателям пришлось долго ожидать свою Model S, вследствие того, что компания неудачно попыталась удовлетворить глобальный спрос на нее.
  • Запуск Model X был сопряжен с многочисленными задержками, вызванными отсутствием запчастей и дверей “Falcon Wing”, что задержало поставку почти на два года. Эти проблемы вынудили Маска пообещать, что Tesla «пересмотрит план производства».
  • Сейчас Tesla обещает, что к концу июня будет производить 5 тыс. Model 3 в неделю. Эти целевые показатели первоначально планировалось достичь еще к концу 2017 года.
  • Проблемы с Model 3 привели к задержке дебюта грузовых электромобилей Tesla.

Если Илон Маск не может обеспечить достижение простых производственных целей, трудно воспринимать всерьез его заявления о большом технологическом прорыве.

Теперь Илон Маск обещает покорить Луну (и Марс) для того, чтобы отвлечь от проблем с  производством и того факта, что конкуренты догнали его компанию, или даже  превзошли ее на нескольких фронтах. Тем не менее отметим, что как раз с космосом у Илона дела обстоят куда как благополучней, но об этом будет рассказано ниже, а пока продолжим перечислять многочисленные слабости Tesla Motors.

Преимущество первопроходца давно утрачено

В свое время Tesla имела преимущество над конкурентами будучи единственным на рынке производителем качественных (и «почти» доступных по цене) электромобилей. Этого преимущества давно уже нет, так как одна Chevy Bolt от конкурирующей Chevrolet в октябре прошлого года обогнала по продажам все вместе взятые модели компании Tesla.

Недавно журнал Motor Trend провел сравнительный обзор Tesla Model 3, Chevy Bolt, и Nissan Leaf. Только один из задействованных обозревателей выбрал Tesla. Они отметили определенные функции, такие как, например, вождение с помощью одной педали, по которым, конкуренты определенно превзошли Tesla. Примечательно то, что обозреватели сравнивали базовые версии Leaf и Bolt ценою в $30-35 тыс. с полной версией Model 3 ценой более $60 тыс. К текущему моменту Tesla не отгрузила ни одного электромобиля Model 3 базовой версии, стоимостью в $35 тыс.

Учитывая то, что на рынке присутствуют несколько конкурирующих электромобилей, стоит поразмыслить о том, как много людей захочет подождать еще год или даже больше чтобы заполучить Model 3. Если Tesla не сможет наладить производство в самом ближайшем будущем, можно ожидать, что заказчики покинут ее и перейдут на более дешевые и доступные варианты.

В долгосрочном плане усиливающаяся конкуренция еще больше усилит давление на и без того небольшую норму прибыли за вычетом налогов (NOPAT) Tesla. Ограниченные возможности по манипулированию ценой и прекращение субсидирования индустрии электромобилей федеральным правительством, которое ожидается вскорости, сделает еще более затруднительным и без того шаткий путь компании к выходу на прибыльность.

Компенсации управленцам задают опасные стимулы

В начале этого месяца Tesla сообщила о новом плане компенсации для Илона Маска, который Нью Йорк Таймс описывает как «самый смелый в корпоративной истории план оплаты». «Смелый», это, конечно, не совсем подходящее название для 12 все возрастающих траншей грантов на получение акций, выплачиваемых в случае достижения определенных целевых показателей рыночной капитализации компании, ее доходов и доналоговой прибыли. Более подходящим названием для такой схемы вознаграждения, пожалуй, будет «безрассудно смелый».

Во многих отношениях компенсационный план Маска напоминает плохо продуманные схемы стимулирования руководства, которые привели к печальным последствиям компанию Valeant. Оба плана используют регулируемые, основанные на «разводненных» акциях показатели и чрезмерные оценочные целевые показатели, которые поощряют чрезмерный риск и манипуляции прибылями. План Tesla может стимулировать воспроизводство в компании таких уже имеющихся управленческих практик, которые сильно напоминают практики руководства Valeant:

  • Приобретение активов, разрушающих оценочную стоимость компании: Tesla уже сделала одно такое приобретение, речь идет о приобретении SolarCity за $7,5 млрд.
  • Разводнение акций: Бонусы сотрудникам в форме акций и приобретение SolarCity начиная с 2015 года увеличили число акций, находящихся в обращении на 34%.
  • Управление вознаграждением за акции: Tesla периодически извлекает выгоду от неоперационного дохода, сведения о котором не разглашаются инвесторам. Утечка информации в третьем квартале 2016 года показала, что несмотря на то, что Tesla позиционирует себя как компанию, нацеленную на долгосрочные перспективы, она слишком увлечена краткосрочными выгодами.
  • Направленность на отвлечение внимания, а не на операционную деятельность компании: Придание особого значения цене акций над оперативными целями побуждает Маска к «игре на публику», вместо того, чтобы сосредоточиться на достижении производственных целей и повышения прибыльности компании.

Новый компенсационный план Tesla находится в разительном контрасте с предыдущей схемой, которая требовала от Маска достижение целей в отношении выпуска новых моделей, совершенствования производства и увеличения валовой прибыли. Руководители должны быть сосредоточены на этих операционных целях, и на эффективном управлении капиталом, вместо того, чтобы постоянно пытаться накачать курс акций.

Отрицательный поток денежных средств – еще один серьезный недостаток

Давление конкурентов на Tesla начинает увеличиваться и в этой ситуации, у нее есть ключевой недостаток по сравнению с более устоявшимися автопроизводителями. В то время, как эти конкуренты производят устойчивые денежные потоки, Tesla теряет деньги, пытаясь нарастить производство и продавая свои электромобили по цене ниже себестоимости, чтобы привлечь покупателей. Таблица ниже показывает, как на протяжении последних 12 месяцев Tesla отставала от своих конкурентов по показателям свободного потока денежных средств (Free Cash Flow) и наличности, находящейся в распоряжении (Excess Cash).

Негативный поток денежных средств ограничивает инвестиционные возможности компании в сравнении с ее конкурентами и делает ее более зависимой от финансовых рынков. Операционные проблемы, которых у компании было предостаточно, могут привести к тому, что привлекать капитал станет трудней, что только усилит в будущем эффект от любых проблем, с которыми бы не столкнулась Tesla.

Оценка стоимости акций Tesla обнаруживает серьезный потенциал для падения цены

Акции Tesla столь очевидно переоценены, что даже Илон Маск говорит об этом. Нет нужды напоминать, что цена акции компании отражает прогнозы ее колоссального роста, но определить насколько нереалистичны эти ожидания действительно стоит.

Если предположить, что Tesla сможет показать чистую операционную норму после уплаты налогов (NOPAT margin) в 8% – показатель нормы, находящийся между показателями нормы, характерными для автопроизводителей, ориентированных на массовый рынок и теми же показателями, характерными для производителей автомобилей премиум-сегмента, то компании все еще надо будет продемонстрировать ежегодный рост прибыли в 30% на протяжении следующих 10 лет, чтобы оправдать текущую (на момент написания статьи) стоимость акций в районе $345 за штуку. Для компании, прибыльность которой никогда не выходила в плюс, эти цели мягко говоря амбициозные.

Если же компании получится показать норму NOPAT максимум в 4%, а ее прибыль будет расти на 25% в год на протяжении десятилетия, то реальная стоимость ее акции сегодня всего лишь $45. Это на 87% меньше, чем они стоят сейчас, при том, что для оправдания такой цены Tesla придется продемонстрировать все еще довольно внушительные операционные результаты.

Факторов, которые могут обусловить снижение цены акций – предостаточно

Учитывая многочисленные проблемы, с которым пришлось столкнуться недавно Tesla Motors, все еще существует достаточно факторов способных оказать негативное влияние на котировки ее акций в ближайшее время:

  • Дальнейшие проблемы с производством
  • Отказ клиентов от предзаказов и их бегство к конкурентам
  • Анонсирование конкурентами значимых технологических достижений и выпуск новых продуктов
  • Отрицательные показатели денежного потока могут принудить компанию привлечь капитал, который разводнит акции или увеличит ее долг
  • Новые происшествия, которые могут нанести ущерб репутации компании, такие как, например, аварии с участием ее технологии автопилотирования

Можно утверждать с достаточно высокой степенью правдоподобности, что в течении ближайших нескольких месяцев любой из этих факторов может негативно повлиять на цену акций компании.

Инсайдерская торговля минимальна, а доля акций в коротких позициях огромна

За последние 12 месяцев инсайдеры Tesla приобрели 211 тыс. акций и продали 501 тыс., избавившись таким образом от 290 тыс. акций. Задействованные в торгах акции составляют менее 1% от всех имеющихся в обращении акций.

Количество акций компании, задействованных в коротких позициях — 29.8 млн., что составляет 23.8% от числа акций, имеющихся в свободном обращении, при среднем сроке на покрытие в 5 дней. Доля акций Tesla в коротких позициях оставалась стабильной на протяжении прошлого года – это показатель того, что короткие позиции не чувствительны к перепадам цены, и, следовательно, риск «короткого сжатия» (ситуация, при которой дефицит предложения ведет к повышению цен на ценные бумаги) не велик.

В отличие от Tesla Motors у другого детища Илона Маска – компании SpaceX, будущее выглядит оптимистичней

6 февраля SpaceX успешно запустила свою самую тяжелую на данный момент ракету Falcon Heavy с миссией вывеси на орбиту вокруг солнца электромобиль Tesla Roadster с манекеном по имени Starman в скафандре собственного производства. Эта несерьезная на первый взгляд задача, значит для SpaceX очень много, ведь она тем самым доказала, что ее ракеты могут напрямую выводить на заданную орбиту полезную нагрузку.

Обычно вывод спутника на постоянную орбиту выполняется в два этапа. На первом этапе ее выводят на переходную орбиту с помощью ракеты-носителя, затем, на втором этапе, когда спутник достигает максимальной точки переходной орбиты, включается установленный на спутнике двигатель, который выводит его на заданную орбиту. Конструкция второй ступени Falcon Heavy позволяет выводить спутник на орбиту напрямую, без необходимости устанавливать на нем отдельный двигатель. Это позволяет существенно снизить массу спутника, так как масса двигателя и необходимого для его работы топлива обычно составляла половину от всей массы спутника.

По мнению Тодда Харрисона, ведущего аналитика Центра стратегических и международных исследований и директора направления Aerospace Security Project, «Это поможет значительно сократить массу спутника, что в конечном итоге значит, что на него можно будет установить больше оборудования, или сделать его настолько небольшим, что можно будет запустить два или три за один раз».

SpaceX подыскивает заказчиков для Falcon Heavy, и демонстрация возможностей ракеты для ВВС США является ключевым фактором в успехе решения этой задачи. На данный момент – это самая мощная ракета в мире, которая может вывести в космос полезной нагрузки в два раза больше, чем ее ближайший конкурент. Учитывая, что компании и государства для своих нужд теперь ориентируются на спутники небольшого размера, рыночный потенциал коммерциализации такого объема полезной нагрузки представляется довольно неочевидным.

Однако, есть еще рынок запусков для военных нужд. Он относительно небольшой, но потенциально прибыльный и как только Falcon Heavy будет сертифицирован военными, SpaceX может начать участвовать в тендерах на запуск самых дорогих и засекреченных спутников. Спутники-разведчики, снаряженные телескопами для съемки в высоком разрешении и набором антенн для передачи данных, обычно требуют для своей доставки на орбиту мощной ракеты. И хотя Пентагон так же планирует ориентироваться на небольшие спутники, очевидно, что их ограниченные возможности не смогут вполне удовлетворить потребности военного ведомства США.

«Есть ряд задач, для выполнения которых Департаменту обороны все еще требуется доставлять на орбиту большой вес», утверждает Харрисон, «Полагаю, что небольшие спутники хорошо дополняют возможности более крупных, но не способны их заместить».

На данный момент только совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, компания под названием United Launch Alliance, обладает сертифицированной ракетой для доставки тяжелых грузов. По словам Харрисона, военным нужен альтернативный подрядчик. SpaceX может рассчитывать только на два или три запуска Falcon Heavy за год, но заказы от военных оплачиваются очень хорошо.

Харрисон так же упомянул, что среди заказчиков Falcon Heavy может оказаться и NASA. Кроме того, коммерческие компании могут воспользоваться ею для запуска нескольких спутников одновременно.

В SpaceX полагают, что первый коммерческий запуск Falcon Heavy состоится в промежутке от трех до шести месяцев после первого полета. У компании уже есть три коммерческих заказчика: операторы спутниковой телекоммуникации Arabsat, Inmarsat и Viasat.

Известно, что ВВС США планирует использовать Falcon Heavy в своей программе Space Test Program-2, в рамках которой будет осуществлен вывод на орбиту ряда военных и исследовательских спутников. Но это станет возможным, как было упомянуто ранее, только в случае успешной сертификации спутника.

Харрисон полагает, что процесс сертификации Falcon Heavy пройдет легче, чем ее младшего брата – Falcon 9. Falcon Heavy – это по сути три модифицированных Falcon 9 работающие вместе. Впрочем, Харрисон считает вполне возможным вариант развития событий, при котором прежде чем сертифицировать Falcon Heavy, ВВС предпочтет подождать пока SpaceX осуществит три успешных коммерческих запуска ракеты.

Мы в Telegram.

smart-lab.ru

«SpaceX стоит $28 млрд и давно приносит прибыль»

Пока принадлежащая Илону Маску Tesla едва сводит концы с концами, другой проект предпринимателя — SpaceX — не испытывает финансовых трудностей. Компания оценивается в $28 млрд и уже не первый год приносит прибыль, а также стабильно штампует ракеты и ракетные двигатели. Однако ракетный бизнес — не главное для SpaceX. 

В сентябре 2016 года SpaceX понесла существенные потери после взрыва ракеты Falcon 9, на борту которой находился спутник стоимостью $200 млн. В тот год компании пришлось на четыре месяца приостановить запуски и вложить деньги в реконструкцию поврежденной пусковой площадки во Флориде. По некоторым данным, из-за взрыва потери в доходах компании составили $740 млн, однако это не помешало SpaceX в итоге остаться в плюсе.

В интервью CNBC президент аэрокосмической компании Гвинн Шотвелл рассказала, что SpaceX приносит прибыль уже несколько лет подряд. Ранее финансовый директор компании Брет Джонсон заявил, что у SpaceX нет долгов, зато есть запас наличных в размере $1 млрд и контракты на сумму $10 млрд. Последние раунды финансирования увеличили оценку компании до $28 млрд, что делает ее одним из самых дорогих частных предприятий на рынке.

Производство ракет и комплектующих также идет полным ходом, утверждают в SpaceX. На фабрике в Готорне (США) одновременно ведется разработка 30-40 ракетных двигателей. В теории SpaceX может выпускать по одному двигателю Merlin в день и по две усовершенствованных ракеты Falcon 9 Block 5 в месяц.

Несмотря на впечатляющие финансовые показатели и отработанные производственные процессы, SpaceX пока не готова выходить на IPO. Компания не будет продавать свои акции до тех пор, пока не наладит регулярные полеты на Марс на ракете Big Falcon Rocket, которая пока находится на ранней стадии разработки. Испытания компонентов BFR начнутся в следующем году, а первые полеты на Марс запланированы на 2024 год.

Однако SpaceX не делает ставку на ракетный бизнес. Еще в начале 2017 года журналисты The Wall Street Journal выяснили, что основным источником прибыли для компании Илона Маска должны стать спутники для раздачи интернета. Ожидается, что к 2025 году ежегодная выручка от спутникового бизнеса составит $30 млрд.

Эту информацию подтвердила и Гвинн Шотвелл: «Рынок космических запусков по размеру значительно уступает телекоммуникационному рынку». Согласно последним отчетам, в 2016 году рынок орбитальных запусков спутников оценивался в $5,5 млрд. В то же время рынок услуг спутниковой связи оценивался в $127,7 млрд.

В феврале SpaceX вывела на орбиту два прототипа спутников сети Starlink, а полноценный сервис Илон Маск рассчитывает запустить через два года. По словам Шотвелл, все проекты Маска будут связаны между собой. Спутники будут передавать сигнал в электромобили Tesla, а бурильные системы The Boring Company помогут строить первые поселения на Марсе.

Параллельно с космическим и автомобильным бизнесом Илон Маск занимается строительством городской инфраструктуры. Предприниматель планирует построить в Лос-Анджелесе подземный тоннель с электрокапсулами Loop, который позволит добраться до международного аэропорта LAX за 8 минут. При этом билет будет стоить всего $1.

hightech.plus

Падение Илона Маска началось: СМИ наконец подсчитали его убытки

08:0007.11.2017

(обновлено: 08:16 07.11.2017)

9959054652

Ирина Алкснис, для РИА Новости

Текущие события вокруг, возможно, самого известного бизнесмена в мире Илона Маска любопытны в первую очередь не экономическими деталями и финансовыми показателями его деятельности, а очередной демонстрацией могущества медиа и особенностей человеческой индивидуальной и массовой психологии.

Автомобиль Tesla Motors Model 3. Архивное фотоTesla не вывезла: c чем связан провал главного инноватора современности

О том, что бизнес Маска представляет собой пузырь, надутый с помощью блистательного (без всякого ерничества — блистательного) пиара, колоссальных государственных субсидий и использования чужих технических достижений, за последние годы писали много. Счет текстам, посвященным подробному техническому и финансовому разбору (и разоблачению) проектов Маска — от Tesla до SpaceX, от SolarCity до Hyperloop — идет уже на сотни, причем на всех основных языках мира.

Практически все эти тексты заканчивались негативными прогнозами относительно его бизнеса, твердыми заявлениями, мол, сколько веревочке не виться, все равно конец будет и так далее. В качестве аналога неизбежного будущего Маска приводилась Элизабет Холмс, основательница медицинского стартапа для анализа крови Theranos, чей фантастический взлет и не менее грандиозное крушение можно было наблюдать совсем недавно.

Автомобиль Tesla X

Правда, у всех этих обличающих текстов до недавнего времени была одна особенность. Они не публиковались в самых влиятельных, популярных и респектабельных медиа мира — от Financial Times до The Washington Post. Там Илон Маск неизменно именовался гениальным бизнесменом-изо

бретателем-визионером, совершающим технологический и предпринимательский прорыв в будущее.

Предприниматель и основатель SpaceX Илон Маск"Вас ждет производственный ад": как Tesla вселяет уверенность в инвесторов

В результате сложилась абсурдная, но в то же время вполне распространенная ситуация. Критики Илона Маска годами твердили о катастрофических финансовых показателях деятельности бизнесмена, о серьезных проблемах на его производствах, о противоречии ряда его инициатив банальным законам физики. А их либо игнорировали, либо подвергали насмешкам за зависть к чужому успеху и гению.

А вот теперь свежие события обещают давно прогнозируемый перелом в отношении к Маску со стороны мейнстрима.

Можно спорить, почему именно новый квартальный отчет Tesla стал соломинкой, переломившей горб верблюду, и почему многочисленные предыдущие отчеты, также демонстрировавшие многомиллионные убытки компании, не вызывали подобной реакции.

Однако факт остается неизменным. Выпущенный Tesla на днях отчет за третий квартал 2017 года произвел — и в СМИ, и на рынках — эффект разорвавшейся бомбы. Новость об убытках в 671 миллион долларов за три месяца не просто обрушила котировки компании и лишила самого Илона Маска 800 миллионов долларов личного состояния.

Сборка автомобилей Tesla роботами на заводе в Фремонте, Калифорния

Спиннеры. Архивное фотоЧетверка обреченных: спиннеры, биткоин, Илон Маск и госдолг США

Куда важнее то, что на страницы мейнстримной западной прессы наконец выплеснулись давно и хорошо известные всем интересующимся факты, которые, однако, до того медиа-столпы предпочитали игнорировать: о проблемах на производствах Маска, о катастрофическом отставании от графиков в выпуске продукции, о госсубсидиях, которые только и поддерживают разнообразные детища бизнесмена на плаву, о явной авантюрности высокоскоростного вакуумного поезда Hyperloop и о многом-многом другом.

Нет, пока Илона Маска еще не "топят", но тональность публикаций о нем изменилась кардинально. Вместо восторженного восхищения вдруг появилась дистанцированность и даже ирония. Для этого достаточно ознакомиться с заголовками свежих публикаций: от "Модель 3 сжигает другие проекты Tesla" у Bloomberg Businessweek до "Компании Tesla нужна магия Илона Маска как никогда раньше" британской Telegraph.

Согласимся: это уже совсем не та восторженно-уверенная интонация, что сопровождала Маска в мейнстримных СМИ передовых стран в течение десятилетия.

Инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор Илон Маск. Архивное фото"Нас снова обманули, ура". Почему России не нужно своих Илонов Масков

Аврааму Линкольну приписывают афоризм: "Можно все время дурачить некоторых, можно недолго обманывать всех, но нельзя бесконечно обманывать всех". Последние двадцать лет безудержного развития медиа- и виртуальных технологий создали впечатление, что благодаря им будет возможно бесконечно водить вокруг пальца всех. Однако сейчас все больше примеров того, что реальность всегда пробивает себе дорогу сквозь наведенный медиа-, PR- и пропагандистский морок.

…Теперь реальность постучалась в дверь Илона Маска, а в его случае после очень долгого пути наверх это означает начало движения обратно.

ria.ru

Финансы и планы SpaceX в трёх картинках : verola

Перед стартом. Вот неточное с Эха Москвы — "авария при запуске ракеты Falcon 9 в июне 2015 года стоила SpaceX Элона Маска более четверти миллиарда долларов". Ничего подобного не известно. А что на самом деле Wall Street Journal выяснил про финансы SpaceX?

Картинка 1. График продаж и прибыли с 2011 до 2015 в цветах Украины — жёлтым объём поступлений, синим — прибыль (если в минус — то убыль).

— Заметим, как стремительно возрастал объём продаж при сохранении доходности компании. Это вообще уникально в истории: вырасти в 10 раз по обороту, сохраняя маленький плюс по доходности.— SpaceX приносил прибыль с 2011 до 2014.— В 2015 — потери составили $250 миллионов долларов. Это не только авария, 6 месяцев не было полётов, которые приносят деньги.— Тем не менее, после аварии объём продаж упал всего на 6%, до $945 миллионов с $1 миллиарда, то есть убытки могут объясняться, например, значительным ростом затрат (новый космодром, огромные R&D работы, раскрутка спутниковой системы). Сколько "стоила" авария из этих цифр сказать нельзя.

Картинка 2. А это прогнозы по продажам и прибылям на будущее. Слева продажи (жёлтое — запуски, малиновое — доход от спутникового интернета)

— К 2023 запланирован чистый доход в $13 миллиардов долларов— Вообще соотношение оборота и доходов запланировано довольно запредельное— Оборот от запусков растёт умеренно, вполне реалистично

Картинка 3. Запланированные запуски и состоявшиеся в прошлом. Красными квадратами аварии.

— На 2017 запланировано 27 запусков— На 2019 уже 52!!— Наверное, не успеют они вовремя. Но траектория движения понятна )

А вот состояние дел на сегодня:— Стоимость компании ~ $16 миллиардов;— У них на руках наличных денег на $1 миллиард;— Нет вообще никаких долгов;— Есть портфель заказов общей стоимостью в $11 миллиардов на ближайшие 4 года;

Наконец-то вата успокоится про материальное положение SpaceX ))

Оглавление и помощь блогу — здесь

verola.livejournal.com


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики