Двигатель су 35: Многоцелевой истребитель Су-35. История и характеристики

Многоцелевой истребитель Су-35. История и характеристики

31 июля 2021, 15:01

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 июля 2021 года пресс-служба Восточного военного округа сообщила, что в Хабаровском крае при выполнении плановых учебно-тренировочных полетов произошел отказ двигателя на самолете Су-35С. По предварительным данным, самолет упал в акватории Охотского моря. Летчик катапультировался, был оперативно обнаружен поисковой группой и доставлен на аэродром базирования, угрозы его здоровью нет.

Су-35 — российский многоцелевой сверхзвуковой сверхманевренный истребитель поколения 4++. Дальнейшее развитие «одноместной» линейки самолетов Су-27. Строевая модификация для Воздушно-космических сил (ВКС) России имеет индекс Су-35С.

История проектирования и испытаний

Работа над модификацией перехватчика Су-27, способной обнаруживать и поражать наземные цели (то есть над полноценным многофункциональным истребителем), началась в ОКБ Сухого еще в середине 1980-х годов. Самолет получил название Су-27М (Т-10М). Он был оснащен новым радиоэлектронным оборудованием (в том числе РЛС заднего обзора), вооружением, системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), многофункциональными индикаторами в кабине пилота, комплексом дозаправки топливом в воздухе и прочим.

Первый полет Су-27М (вскоре получившего наименование Су-35) состоялся 1 апреля 1992 года. Су-35 демонстрировался на различных международных авиасалонах и предлагался на экспорт, но покупателей не нашел. Серийное производство новых истребителей не началось из-за экономических проблем.

Часть новых технических решений, использованных в Су-27М, были затем применены в истребителях Су-30 разных типов и Су-37. Работы над одноместным многофункциональным истребителем на базе Су-27 возобновились в середине 2000-х годов. Он получил шифр «изделие Т-10БМ». Конструкторы установили на истребителе новую авионику, радиолокационную станцию «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой, новые, более мощные двигатели с поворотным вектором тяги. Также на самолете была применена новая информационно-управляющая система, создатели которой были удостоены премии правительства РФ в области науки и техники за 2017 год.

В ходе «перекомпоновки» было решено, в частности, отказаться от переднего горизонтального оперения и аэродинамического тормоза, которые использовались на Су-27М.

Первый полет Т-10БМ был выполнен 19 февраля 2008 года, самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан.

Истребитель серийно производится на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина, КнААЗ). В 2009 году подписан контракт на поставку ВВС России 48 самолетов. Первые 12 истребителей были переданы 12 февраля 2014 года 23-му истребительному авиационному полку (аэродром Дзёмги, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край). Полностью контракт был выполнен в 2015 году, после чего военные заказали еще 50 самолетов. 19 февраля 2020 года в госкорпорации «Ростех» сообщали, что ВКС России эксплуатируют около 70 экземпляров Су-35С.

С 2015 года самолеты этого типа входили в состав группировки ВКС РФ в Сирии. 19 сентября 2017 года пресс-служба Министерства промышленности и торговли РФ сообщила, что истребитель Су-35С принят на вооружение Воздушно-космических сил (ВКС) России.

4 апреля 2018 года на заседании государственной комиссии, рассматривающей ход испытаний Су-35С в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) имени В. П. Чкалова в Ахтубинске, заместитель министра обороны России Юрий Борисов дал высокую оценку качеству выполненных работ по самолету. Он также подчеркнул, что «летный состав, эксплуатирующий Су-35С в Сирии, очень высоко оценивает качество самолетов и его боевые и эксплуатационные характеристики».

Летно-технические характеристики

Аэродинамическая схема самолета — двухдвигательный высокоплан с трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Оборудован двумя турбореактивными двигателями АЛ-41Ф1С мощностью 14 500 кгс (на форсаже) каждый. Эти двигатели с управляемым в одной плоскости вектором тяги разработаны Научно-производственным объединением «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область). Длина самолета — 21,95 м, размах крыла — 14,75 м, высота — 5,92 м.

Максимальная взлетная масса — 34 500 кг, максимальная скорость — 2 500 км/ч (2,35 Маха), максимальная дальность полета без подвесных топливных баков (ПТБ) — 3 600 км, с ПТБ — 4 500 км. Практический потолок — 18 тыс. м. РЛС истребителя способна обнаруживать цели на дальности до 400 км и сопровождать до 30 воздушных целей одновременно. Экипаж состоит из одного человека.

Назначенный производителем ресурс самолета — 6 тыс. часов или 30 лет, ресурс двигателей — 4 тыс. часов.

Вооружение

На 12 узлах подвески может нести управляемые ракеты типа «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», неуправляемые ракеты, авиабомбы различных калибров. Максимальная боевая нагрузка — 8 т. Оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас — 150 патронов).

Экспортные поставки

19 ноября 2015 года государственная корпорация «Ростех» объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24 истребителей Су-35, КНР стала первым иностранным покупателем этих самолетов. Сумма контракта оценивалась в $2,5 млрд. В сентябре 2018 года за эту сделку США применили к Китаю так называемые вторичные санкции — ограничительные меры были наложены на департамент разработки оборудования Центрального военного совета КНР и его начальника Ли Шанфу. В 2016 году российская сторона передала Китаю четыре, в 2017 году — десять и в 2018 году — оставшиеся десять самолетов.

20 февраля 2017 года глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил СМИ, что соглашение о намерениях по закупке Су-35 подписали с РФ Объединенные Арабские Эмираты.

1 марта 2018 года помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Владимир Кожин сообщил о подписании контракта на поставку Су-35 в Индонезию. Ранее в Ростехе сообщали, что Индонезии вручалось коммерческое предложение, где речь идет об 11 самолетах. Сделка оценивалась в $1,1 млрд, по состоянию на июль 2021 года реализация контракта еще не началась.

16 мая 2020 года военно-дипломатический источник сообщил ТАСС, что Россия начала производство Су-35 по контракту с Египтом. По данным источника, «на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Гагарина началось производство Су-35, предназначенных для поставки египетским ВВС по заключенному в 2018 году контракту». Источник отмечал, что «сроки поставки первой партии самолетов египетской стороне в связи с ограничениями, накладываемыми пандемией коронавируса, пока не определены».

Авиапроисшествия

По данным открытых источников, с самолетами этого типа до 31 июля 2021 года произошло только одно авиационное происшествие без жертв. 26 апреля 2009 года в ходе испытаний прототип Су-35-4 (бортовой номер 904, третий летный образец) потерпел аварию на аэродроме Дзёмги. При скоростной пробежке с использованием форсажа самолет сошел с взлетно-посадочной полосы, столкнулся с препятствием и получил значительные повреждения. Летчик-испытатель Евгений Фролов катапультировался и не пострадал. Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, в результате чего не был отключен форсаж.  

ОАК :: Су-35


Начиная с 1992г. под индексом «Су-35» на международных авиасалонах демонстрировались модификации Су-27 — модернизированные истребители Су-27М (Т-10М), созданные по заказу ВВС России в 80-х годах прошлого столетия. В 90-х годах их производство было прекращено из-за недостатка финансирования. На рубеже веков анализ потребностей отечественных ВВС на обозримую перспективу, а также прогнозы развития мирового авиарынка, обозначили необходимость более радикальной модернизации Су-27 с опорой на достигнутые ранее результаты.


Для обеспечения конкурентоспособности с современными и перспективными зарубежными истребителями, было необходимо не только существенно усовершенствовать комплексы бортового оборудования и вооружения, но и внести изменения в конструкцию планера машины и её силовую установку. В результате, к середине первого десятилетия нового века, в целом сформировалась концепция нового многофункционального истребителя — глубоко модернизированной машины семейства Су-27, за которым было сохранено название Су-35. Работы по проекту в ОКБ Сухого возглавил И.М. Дёмин.


Су-35 – это самолет поколения «4++», в котором использованы технологии истребителей пятого поколения. В период 2009–2015 гг. эти новые технологии позволят обеспечить Су-35 преимущество на мировом рынке по сравнению с другими предлагаемыми многофункциональными истребителями 4-го поколения. Новый российский истребитель создается таким образом, чтобы он мог летать и воевать в условиях, где «классические» истребители (поколения «4+») не могут вести боевые действия. Предусматривается, что «большая модернизация» закроет пробел между самолетами Су-27, построенными или доработанными в рамках «малой модернизации», и авиакомплексом 5-го поколения, который должен выйти на рынок в следующем десятилетии.


Первый летный образец самолета Су-35 был собран на КнААПО к августу 2007 г. Накануне начала авиасалона МАКС-2007 транспортным самолетом Ан-124 «Руслан» он был доставлен на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском, где, после демонстрации на авиасалоне, были продолжены завершающие стадии наземной отработки перед началом летных испытаний. В январе 2008 года в подмосковном филиале НПО «Сатурн» успешно завершились испытания всех пяти двигателей типа «117С» опытной партии, предназначенной для установки на Су-35. К середине февраля завершилась наземная отработка бортовых систем самолёта.


Первый полет нового российского истребителя состоялся 19 февраля 2008 года. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации Сергей Богдан. Важность события была подчеркнута визитом 20 февраля на испытательный полигон тогда еще президента РФ Владимира Путина и его будущего преемника Дмитрия Медведева.


В ходе лётных испытаний были подтверждены основные ожидаемые летные характеристики машины. 2 октября 2008 года к испытаниям был подключён второй опытный самолёт. Появление нового истребителя на вооружении отечественных ВВС и на мировом рынке авиатехники укрепит позиции России как одной из ведущих авиационных держав XXI века.

Многоцелевой истребитель Су-35 Flanker-E — Airforce Technology

Су-35БМ — перспективный многоцелевой истребитель завоевания господства в воздухе.

Первый полет самолета состоялся в феврале 2008 года.

Последняя версия Су-35, Су-35БМ (большая модернизация) — многоцелевой истребитель завоевания господства в воздухе с расширенными возможностями, разработанный на основе Су-27.

Самолет обладает высокой маневренностью (+9g) с большим углом атаки и оснащен мощными системами вооружения, которые вносят свой вклад в исключительные возможности нового самолета в воздушном бою.

Детали разработки самолета Су-35

Су-35БМ был представлен на авиасалоне МАКС в Москве в августе 2007 г., а его первый полет состоялся в феврале 2008 г. Су-35БМ поступил в серийное производство как Су-35С для ВВС России в 2010 г.

Самолет разработан, испытан и внедрен в серийное производство ОКБ Сухого, г. Москва, изготовлен КНАППО г. Комсомольск-на-Амуре. Обе компании входят в состав акционерного общества «Авиационный холдинг «Сухой».

Летные испытания Су-35 начались 18 февраля 2008 г. В ходе скоростных наземных испытаний в апреле 2009 г. в Комсомольске-на-Армуре разбился третий прототип программы Су-35. В результате крушения был поврежден новый радиолокационный комплекс НИИП «Ирбис-Э», установленный на Су-35.

Заказы и поставки Истребитель Су-35С

В августе 2009 г. ВВС России заказали 48 истребителей Су-35С, поставки запланированы до 2015 г. Сухой начал производство компонентов, необходимых для сборки самолета в ноябре 2009 г.. На самолете установлена ​​информационно-управляющая система, интегрированная с бортовыми подсистемами, и новая радиолокационная система с фазированной антенной решеткой с дальним обнаружением воздушных целей.

Первый самолет Су-35С передан 929-му Государственному летно-испытательному центру (ГЛИЦ) для проведения летных испытаний в августе 2011 г. Минобороны России получило шесть серийных самолетов Су-35С от Сухого в декабре 2012 г.

В 2015 г. Китай заказал 24 самолета Су-35С для ВВС Народно-освободительной армии Китая. В феврале 2018 года ВВС Индонезии разместили заказ на 11 истребителей Су-35С9.0003

Конструкция и кабина Су-35 Flanker-E

Су-35 имеет длину 21,9 м, размах крыла 15,3 м и высоту 5,9 м. Он способен нести максимальную полезную нагрузку 8000 кг, а управлять им может один человек.

В кабине установлена ​​центральная рулевая колонка и установлено катапультируемое кресло Звезда К-36Д-3,5Э, позволяющее пилоту катапультироваться с нулевой скоростью и нулевой высотой.

Самолет имеет квадруплексную цифровую электродистанционную систему управления разработки ОАО «Московский научно-производственный комплекс «Авионика» (МНПК «Авионика»).

В кабине установлены два жидкокристаллических дисплея высокого разрешения МФИ-35 размерами 230 мм x 305 мм с многофункциональным пультом управления и проекционный дисплей ИКШ-1М с широким полем зрения 20°x30°.

Пилот имеет две системы шифрованной радиосвязи ОВЧ/УВЧ и защищенную от помех военную систему передачи данных между самолетами эскадрильи, а также между самолетом и наземным управлением. Навигационная система основана на цифровом картографическом дисплее с бесплатформенной инерциальной навигационной системой и глобальной системой позиционирования.

Конструкция истребителя на базе Су-27

По сравнению с конструкцией Су-27, диаметр передней части фюзеляжа Су-35 увеличен для размещения антенны Ирбис-Э большего диаметра 900 мм. радар.

Высокопрочные, легкие композитные материалы использовались для неконструктивных элементов, таких как обтекатели, носовое колесо, двери и закрылки передней кромки. Некоторые конструкции фюзеляжа изготовлены из углеродного волокна и алюминиево-литиевого сплава.

Оружие

Самолет имеет 12 узлов подвески для подвесного вооружения и боеприпасов. Каждое крыло имеет по четыре узла подвески — один на законцовке крыла и три подкрыльевых узла. На нижней стороне фюзеляжа по осевой линии есть две точки подвески и по одной под каждым двигателем.

В состав ракет класса «воздух-воздух» могут входить Р-27 «Вымпел» (обозначение НАТО AA-10 Alamo), Р-77 средней дальности с радиолокационным наведением «Вымпел» (AA-12 Adder) и ближней инфракрасной «Вымпел». -управляемая Р-73Э (AA-11 Archer).

В состав ракет класса «воздух-поверхность» входят оперативно-тактические ракеты «Молния Х-29» (АС-14 «Кедж»), противорадиолокационные ракеты Х-31П (АС-17 «Криптон») и дальнобойные ракеты Х-58УШЭ (АС-14 Кедж). 11 килтер) противорадиолокационные ракеты.

В состав противокорабельных ракет Су-35 входят Х-31А, дальнобойная Х-59МК (АС-18 Казу), дальнобойная ракета «Калибр» и тяжелая дальнобойная ракета НПО Машиностроения «Яхонт».

Боеприпасы

Су-35 может быть вооружен целым рядом управляемых бомб, в том числе бомбой с ТВ-наведением КАБ-500Кр, бомбой со спутниковым наведением КАБ-500С-Э, бомбой с лазерным наведением ЛГБ-250, Каб -1500Кр с ТВ-наведением и КАБ-1500ЛГ с лазерным наведением.

Самолет также может быть вооружен 80-мм, 122-мм, 266-мм и 420-мм ракетами.

Средства противодействия и артиллерийское вооружение Су-35

Комплекс РЭБ самолета включает в себя систему предупреждения о радиолокационном воздействии, блокировку радиолокационных помех, совместную систему подавления радиолокационных помех, систему предупреждения о приближении ракет, лазерный сигнализатор, а также дозатор мякины и сигнальных ракет.

В корневой части правого крыла установлена ​​30-мм пушка Грязева-Шипунова ГШ-30-1 с боезапасом 150 снарядов.

Датчики

Многорежимная РЛС с фазированной антенной решеткой Х-диапазона «Ирбис-Э» поставлена ​​Научно-исследовательским институтом приборостроения имени Тихомирова (НИИП) г. Жуковский. «Ирбис-Э» — высокоэффективная РЛС, разработанная для самолета Су-35.

900-мм пассивная фазированная антенная решетка установлена ​​на гидравлическом приводе для механического управления. Электронное рулевое управление обеспечивает охват по азимуту и ​​углу места 60°. Как при механическом, так и при электронном сканировании охват составляет 120°.

РЛС может обнаруживать малозаметные и малозаметные летательные аппараты, беспилотные летательные аппараты и ракеты с площадью радиолокационного сечения 0,01 м² на дальностях до 90км. Режимы радара включают режимы «воздух-воздух», «воздух-земля», «воздух-море», картирование, доплеровский луч и режимы радара с синтезированной апертурой. Он может обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей с площадью радиолокационного сечения (ЭПР) 3 м² на дальности 400 км в режиме «отслеживание во время сканирования».

Инфракрасная поисково-сопровождающая

Инфракрасная поисково-сопровождающая система управления огнем ОЛС-35 ИРСТ включает в себя инфракрасный датчик, лазерный дальномер, целеуказатель и телекамеру. Точность лазерного дальномера составляет 5 м КВО (вероятность круговой ошибки), до максимальной дальности 20 км по воздушным целям и 30 км по наземным целям. OLS-35 — это высокопроизводительная система с точностью ±9Покрытие 0° по азимуту и ​​+60°/-15° по углу места.

Дальность обнаружения системы без форсажа составляет 50 км вперед и 90 км назад. Су-35 также может быть оснащен блоком наведения и лазерного целеуказания УОМЗ «Сапсан».

Двигатель и характеристики

Самолет оснащен двумя ТРДД АЛ-31Ф 117С Sturn/UFA с управляемым вектором тяги, каждый из которых обеспечивает тягу 86,3 кН или 142,2 кН ​​на форсаже. Двигатели разработаны совместно компаниями «Сухой», «Сатурн» и УМПО.

Общий запас топлива 14 350 л. Чтобы увеличить дальность полета без дозаправки и выносливость по сравнению с более ранними моделями, Су-35 включает в себя дополнительные хвостовые и хвостовые баки. Топливные баки имеют алюминиево-литиевую конструкцию и расположены в крыльях, фюзеляже и в сдвоенных хвостовых оперениях с квадратными законцовками. Незаправленный запас хода на внутреннем топливе составляет 1580 км.

Для дозаправки в полете самолет оснащен заправочным штуцером по левому борту носовой части. Два подвесных топливных бака типа ПТБ-2000 обеспечивают дополнительные 4000 л топлива. Дальность перегонки с двумя подвесными баками составляет 4500 км.

Самолет может летать с максимальной скоростью 2390 км/ч. Нормальная и перегонная дальность полета самолета составляет 3600 км и 4200 км соответственно. Максимальная высота 18000 м. Су-35 весит около 18 400 кг, а максимальная взлетная масса составляет 34 500 кг.

Связанные проекты

Темы этой статьи :

Возможности не от мира сего

Демонстрация российской авиации на авиасалоне в Ле Бурже-2013 ошеломила зрителей .  Посетители авиасалона были поражены, увидев управляемость Сухого Су-35С, поскольку самолет выполнял фигуры высшего пилотажа, которых не мог повторить ни один другой реактивный истребитель в мире.

Инженер Кристиан Куновски предлагает ознакомиться с впечатлениями знающего зрителя из первых рук: «Я в этой отрасли уже 22 года, многое повидал, но этот полет был просто невероятным. Это не истребитель, это НЛО!»

Это была первая публичная демонстрация Су-35С за границей, и она стала самым ярким событием авиасалона.

Присмотримся к Су-35 поближе и попытаемся раскрыть секрет его «потусторонних» возможностей.

История

В истории авиации было два разных Су-35; они даже выглядят иначе. Первый реактивный истребитель, получивший это обозначение в начале 19 века.90-х годов на международных выставках был самолет, также известный как Су-27М.

Более ранний Су-35 представлял собой комплексную модернизацию базового Су-27. По сути, это была первая попытка сделать из истребителя-перехватчика многоцелевой истребитель.

Затем модернизированный Су-27 получил новые возможности по управлению высокоточным управляемым оружием. Для реализации этой возможности на самолете был установлен новый бортовой радар. Система управления вооружением и планер также были модифицированы, добавлено крыло «утка».

По ряду причин этот самолет не пошел в серию, а обозначение Су-35 производитель возродил только в 2005 году. Новый Су-35 поднялся в воздух с Раменского аэродрома ЛИИ имени Громова в феврале 2008 года.

Первоначально истребитель получил обозначение Су-35БМ (российский индекс «большая модернизация» или «серьезная модернизация»), а затем был переименован в Су-35 для экспортных рынков. После того, как новой моделью заинтересовались ВВС России, появился вариант Су-35С с индексом S, традиционно обозначающим версию, предназначенную для Минобороны России.

В этот момент Тридцатьпятка стала «мальчиком с плаката» для боевой авиации России: оборонный контракт на поставку 48 истребителей Су-35С стал крупнейшей сделкой по закупке новых боевых самолетов. Минобороны России планирует подписать еще один контракт на поставку самолетов в следующем году.

Thirty-Five предлагает набор функций и производительность, что делает его почти истребителем пятого поколения. Су-35С не соответствует только двум требованиям: отсутствие технологий малозаметности и АФАР (радар с активной фазированной антенной решеткой).

Реактивный истребитель поколения 4++

Су-35С несет 30-мм пушку, имеет 12 точек крепления и может обнаруживать цели на расстоянии более 400 километров, а его радар может одновременно отслеживать до 30 целей. Истребитель имеет дальность полета более 3500 километров без дозаправки. Отличительные особенности самого мощного в мире истребителя четвертого поколения включают новые двигатели, авионику и радар.

Двигатели

Использование двигателей большой тяги является существенным отличием Су-35 от предшественников семейства Су-27. Новые двигатели разработаны НПО «Сатурн», дочерним предприятием ОДК, и известны под индексом 117С.

Новые двигатели представляют собой глубокую модернизацию серийных двигателей АЛ-31Ф с использованием технологий пятого поколения. Модернизация позволила увеличить тягу двигателя на 16 % до 14 500 кгс на форсаже и до 8 800 кгс на максимальной сухой тяге. Двигатель имеет значительно увеличенный ресурс (в 2-2,7 раза) по сравнению с серийным АЛ-31Ф: с 500 до 1000 часов между ремонтами (и до 1500 часов наработки до первого капитального ремонта), при этом общая ожидаемая срок службы увеличился с 1500 до 4000 часов.

Два производителя двигателей — Уфимское моторостроительное предприятие (УМПО) и рыбинское НПО «Сатурн» — будут производить двигатели 117С в кооперации друг с другом. Партнеры-производители, НПО «Сатурн» и УМПО, приняли решение поровну разделить объем работ по изготовлению двигателей 117С.

Авионика и оборудование

Авионика, используемая в новом самолете, представляет собой совершенно новую систему бортовой электроники. Весь состав электроники Су-35 объединен в единую систему.

Авионика и другое оборудование объединены в единую целостную систему системой обработки информации и управления, включающей два цифровых ЦП, системы интерфейса и преобразования данных, а также проекционный дисплей (HUD), реализующий концепцию стеклянной кабины.

На Су-35 установлены два больших цветных многофункциональных ЖК-дисплея МФИ-35, многофункциональная панель со встроенным процессором дисплея, широкоугольный коллимационный проекционный дисплей, накладываемый на лобовое стекло, и пульт управления в кабине.

Эти показатели и ряд других систем авионики самолета разработаны Раменским конструкторским бюро приборостроения, также входящим в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).

Инженеры КРЭТ также разработали для истребителя новую навигационную систему — бесплатформенную инерциальную навигационную систему БИНС-СП-2.

Навигационная система может определять местоположение самолета независимо от спутникового позиционирования и без связи с наземными системами с точностью вдвое выше, чем в более ранних версиях. Ожидаемый срок службы БИНС-СП-2 составляет 10 000 часов, что почти вдвое больше, чем у имеющихся в настоящее время сопоставимых навигационных систем.

Кстати, эта современная навигационная система, созданная с нуля дочерними предприятиями КРЭТ, будет использоваться и в перспективном фронтовом авиационном комплексе пятого поколения.

Бортовая РЛС ИРБИС

При отсутствии АФАР радиолокационный комплекс Су-35 может обнаруживать цели на расстоянии до 400 километров, а также сопровождать воздушные цели и поражать до восьми таких целей одновременно.

Такими возможностями Су-35С обязан своей новой системе управления с фазированной антенной решеткой «Ирбис». Система разработана Тихомировским научно-исследовательским институтом приборостроения, дочерним предприятием КРЭТ, и производится Рязанским государственным приборостроительным заводом, еще одним дочерним предприятием КРЭТ.

Современный комплекс позволяет Су-35С быстро обнаруживать и сопровождать одновременно до четырех наземных или до 30 воздушных целей, а также поражать до восьми воздушных целей одновременно.