Двигатель танка т 80: Как газотурбинный Т-80 стал «летающим» танком — Оборона

Т-80БВ

Основной танк 

Т-80БВ / «объект 219РВ» разработан СКБ-2 ПО «Кировский завод» (г.Ленинград)  как модернизированный вариант танка Т-80Б с установкой нового комплекта навесной динамической защиты «Контакт-1».

Танк Т-80 с газотурбинным двигателем принят на вооружение в 1976 г. как основной танк Т-80 / «объект 219сп2». Серийное производство первых модификаций велось на ПО «Кировский завод» (ЛКЗ, г.Ленинград) с 1976 по 1978 г.г. В дальнейшем серийное производство велось на ЛКЗ (до 1992 г.) и с 1985 г. на заводе ОЗТМ (г.Омск). Разработка всех модификаций танка (кроме Т-80УК) — СКБ-2 ЛКЗ, модификация Т-80БК, Т-80УК и некоторые другие разработаны КБ ОЗТМ. На базе танка Т-80 в ХКБТМ (г.Харьков) создан танк с дизельным двигателем Т-80УД.

Основной танк Т-80БВ принят на вооружение в 1985 г., серийно производился ЛКЗ. Часть танков Т-80Б прошли модернизацию до Т-80БВ на ремзаводах МО СССР.

Танки Т-80БВ на параде на Красной Площади в Москве, 9 мая 2005 г. (http://kremlin.ru)

 

Танки Т-80БВ в ВС России

По состоянию на 2010 г. в Вооруженных Силах России насчитывалось около 6500 танков Т-80У и Т-80БВ. Количество танков Т-80 в составе действующих частей постепенно сокращается и на 2017 г. насчитывается 450 танков Т-80БВ и Т-80У, Кроме того около 3000 танков Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У находится на на хранении.

Конструкция танка

Танк выполнен по классической схеме — отделение управления в передней части корпуса, боевое отделение в центральной и моторное отделение в кормовой части. Корпус сварной из катанных листов, угол наклона лобового верхнего листа 68 град, установлен V-образный грязеотбойник (аналогично Т-72, на первых модификациях танка).

Башня полусферическая сварная (на Т-80БВ) обтекаемой формы с узкой амбразурой для пушки. Лобовая часть корпуса и башни имеет трехслойное комбинированное бронирование с керамическим наполнителем. На прототипах «объект 219» и серийных Т-80 конструкция башни несколько отличается. На серийных танках Т-80 начиная с 1976 г. в конструкции корпуса используется другая марка броневой стали — БТК-1, что повысило защиту от бронебойных подкалиберных снарядов в 1.2-1.25 раз.

Стабилизатор систем вооружения и механизм вращения башни отключаются при крене танка 15-20 град. (у танков Т-80У разных серий выпуска).

На танках Т-80БВ установлен комплект навесной динамической защиты «Контакт-1». Установка навесной динамической защиты на бортовые экраны не производилась. Конфигурации у разных подсерий и вариантов комплектации танков отличались. После 1985 г. аналогичная навесная защита устанавливается и на ранее выпущенные Т-80Б. На некоторых выпусках Т-80БВ первые три секции бортового экрана увеличенной высоты.

На танках Т-80БВ установлен газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. 

Глубоко усовершенствованный основной боевой танк Т-80БВМ

Серийные машины оснащаются радикально обновлёнными комплексом вооружения и системой управления огнём (СУО), более мощной силовой установкой, а также обладают значительно возросшей эквивалентной стойкостью от бронебойных оперённых подкалиберных и кумулятивных снарядов.

 

Что за необычные российские «реактивные танки» Т-80У замечены на Украине? | Армия | Общество

Алексей Козаченко

Примерное время чтения: 3 минуты

10205

Категория: 
Военная промышленность

На Украине применяется редкий российский танк Т-80, который вооружен сразу двумя пулемётами. Подобный танк был замечен впервые, эксперты считают, что речь может идти о ранее не афишируемой модификации танка Т-80У.

Т-80У считается наиболее совершенной боевой машиной из всего семейства Т-80. В прошлом году появились сообщения о планах модернизации имеющегося в стране парка этих танков (около 3 тыс. находится на хранении), включающего несколько тысяч машин. Официально параметры и сроки выполнения программы объявлены не были.

Т-80У. Фото: Commons.wikimedia.org

Пламенный мотор

Т-80 называют «реактивным танком», поскольку это первый в мире серийно производимый танк с газотурбинным двигателем вместо традиционного дизельного. Первоначально на опытные образцы боевых машин ставились вертолетные двигатели, но во время испытаний выяснилось, что они неспособны нормально работать на земле — облака пыли практически сразу выводили силовую установку из строя. Так что танковый двигатель было решено разрабатывать заново. 

На танк Т-80У устанавливается газотурбинный двигатель ГТД-1250 (мощностью 1250 л. с.). Это довольно быстрый танк, мощность двигателя позволяет развить скорость до 70 км/ч, запас хода составляет около 450 км. Главное преимущество газотурбинного танка в том, что он может трогаться с места уже через 45 секунд после запуска двигателя независимо от температуры окружающего воздуха. Прогрев на выход дизельного танка по тревоге зимой занимает в общей сложности 30–40 минут, что в боевых условиях критично. 

Тем не менее, в 1990-х годах от Т-80 начали отказываться и массово отправлять на хранение. Главной причиной стал тот факт, что эти двигатели имеют большой расход топлива (в 1,6-1,8 раза больше, чем дизели), но в последние годы двигатели были доработаны, их экономичность была повышена. Также эта боевая машина была реабилитирована из-за планов использовать ее в Арктике, где приходится действовать в основном при низких температурах.

Система вооружения

Главным калибром этого танка является 125-мм орудие 2А46М-1, вспомогательными являются комплексы управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» и 1А45 «Иртыш». Также этот танк получил на вооружение два 12,7-мм зенитных пулеметных комплекса «Утес», которые установлены на турелях впереди и сзади танка. 

Эта модификация Т-80 оснащена системой управления огнем 1А45 «Иртыш» с лазерным прицелом-дальномером, цифровым баллистическим вычислителем, комбинированным ночным прицелом и комплексом управляемого ракетного вооружения, способного стрелять ракетами типа «Инвар-М». Показательно, что производитель полностью отказался от использования комплектующих зарубежного производства.

Для маскировки танка используется система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», которая предназначена для постановки аэрозольных дымовых завес. Встроенный модульный комплекс динамической защиты второго поколения «Контакт-5» способен защитить танк от поражающего действия подкалиберных бронебойных и кумулятивных снарядов.

Также за последние годы была усовершенствована система связи, надежную коммуникацию экипажу обеспечивает новый комплекс управления связи «Акведук». В его состав входят танковая радиостанция цифровой связи с шифрованием данных Р-168-25УЕ и программно-аппаратный комплекс внутренней связи, коммутации и управления.

История и современность

Танк Т-80, разработанный предприятием «Кировский завод», находится на вооружении уже более 45 лет. Основные годы выпуска — с 1976 по 1998, всего было построено более десяти тысяч различных модификаций этих боевых машин. Существуют даже варианты с дизельным агрегатом, а всего насчитывается 43 вариации, включая украинскую версию Т-84УД и т. д. Т-80 стоит на вооружении Кипра, Украины, Азербайджана, Йемена, Анголы, Южной Кореи, Белоруссии, Пакистана и России.

танк Т-80вооружение российской армииармия России

Следующий материал

Новости СМИ2

Российский танк Т-80

Самой современной моделью танка Т-80 на вооружении является Т-80У небольшое количество стран.

Т-80 был разработан как замена проблемной серии танков Т-64. Т-80 считался более совершенным основным боевым танком, чем более дешевый Т-72, ​​и был построен в меньшем количестве.

Экипаж — 3 человека, сохранена концепция автомата заряжания Т-64 и Т-72, ​​вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой и мощным газотурбинным двигателем.

После потерь танка Т-80 в ходе Первой чеченской войны, эксплуатационных расходов на эксплуатацию газотурбинного двигателя производство Т-80 было прекращено.

Вместо этого его технология была реализована при модернизации Т-72, ​​в результате чего появился Т-90, стоящий на вооружении Российской Армии.

Тем не менее, танк Т-80 с модернизированной броней «Контакт-5» и ПТРК вызывал большую озабоченность у некоторых танкистов НАТО.

Огневая мощь Т-80

Т-80 оснащен 125-мм гладкоствольной пушкой. это версия серии 2А46, которая была модернизирована в более поздних моделях Т-80. Он способен запускать противотанковые управляемые ракеты через основное орудие, такие как «Кобра» и «Рефлекс».

Т-80 использует такой же автомат заряжания, как и Т-72, ​​с двумя боеприпасами, хранящимися в револьверных магазинах в полу башни. Механизм загружает обе части снаряда непосредственно в брешь по одной за раз.

В стандартной комплектации установлен спаренный пулемет, а еще один пулемет большего калибра установлен на командирской башенке. Его можно поворачивать и поднимать для стрельбы изнутри башенки.

Т-80 имеет фиксированный дневной прицел наводчика и дополнительный прицел ночного видения. В более поздних моделях Т-80 он был модернизирован с помощью Infa-Red, а затем тепловизора.

У командира фиксированный прицел, отсутствует независимый прицел, характерный для танков 3-го поколения.

Защита Т-80

Как и большинство российских основных боевых танков, Т-80 имеет меньшие размеры и более низкий профиль по сравнению с западными танками. Корпус имеет длинную наклонную верхнюю часть перед водителем. Это было улучшено за счет ламинированной брони, приваренной к передней части во время модернизированных моделей.

Башня имеет круглую форму. Основная композитная броня расположена спереди и была улучшена в модернизированных моделях, оставив видимую кромку внизу.

Танк Т-80 может быть оснащен динамической защитой. Сюда входят блоки ERA «Контакт-1» и «Контакт-5», установленные на передней и верхней частях башни, верхней лобовой плите и передних бортах корпуса.

Мобильность Т-80

Ключевой особенностью танка Т-80 было использование газотурбинного двигателя, что в конечном итоге предопределило его судьбу в российской армии. Решение использовать газотурбинный двигатель было основано на увеличении мощности по сравнению с традиционным поршневым двигателем того же размера.

Т-80 стал первым в мире серийным танком (через 3 года за ним последовал M1 Abrams) с газотурбинным двигателем. Это дало танку Т-80 непревзойденную подвижность и скорость на бездорожье для относительно небольшого основного боевого танка и повысило живучесть машины по сравнению с другими российскими танками.

Единственным недостатком газотурбинного двигателя является более высокий расход топлива, что приводит к меньшему рабочему диапазону. В машине использовалась торсионная подвеска, механическая коробка передач и дополнительные внешние топливные баки в задней части корпуса.

Российский танк Т-80 (1976 г.)

Танк Т-80 Первая серийная модель

Первоначальная модель Т-80 была разработана как замена Т-64, однако она будет иметь симбиотические отношения с Т-64. в более поздних обновлениях, включающих многие обновления, разработанные для серии Т-64. Россия обдумывала концепцию газотурбинного двигателя для танка с 1950-х годов.

В 1968–71 годах было построено около 60 опытных танков, в которых изучались различные комбинации подвески и компонентов. Испытания продолжались до 1974, и хотя повышенная мобильность, обеспечиваемая газотурбинным двигателем, оказалась популярной, его высокий расход топлива, короткий срок службы и меньший рабочий диапазон вызывали некоторые опасения.

Несмотря на эти проблемы, отсутствие улучшений по сравнению с серией Т-64 с точки зрения огневой мощи и защиты, производство началось в 1976 году в относительно небольших количествах, пока не была готова усовершенствованная серийная модель «Т-80Б».

Российский танк Т-80Б (выпуск 1978 г.)

Специальная страница модели Подробнее

Танк Т-80Б был первой модернизированной моделью

Российский танк Т-80Б был первой серьезной модернизацией танка Т-80 и самой распространенной серийной моделью. В нем были улучшены огневая мощь, такие как возможность запуска противотанковых ракет с радиоуправлением и улучшения брони машин.

Российский танк Т-80БВ (производство 1985 г.)

Специальная страница модели Подробнее (перенаправляет на страницу Т-80Б)

Т-80БВ был Т-80Б, оснащенным динамической защитой «Контакт-1»

После успешного применения взрывоопасной реактивной брони Blazer Силами обороны Израиля во время войны в Ливане в 1982 году и увидев способность новой брони поражать кумулятивные боеприпасы (HEAT), Россия разработала собственную динамическую защиту под названием «Контакт». Позже он будет известен как «Контакт-1» после разработки «Контакт-5 ERA».

ЛКЗ начал производство Т-80Б с «Контактом» в 1985 году, теперь получившего обозначение Т-80БВ ( «Вызрывной» — взрывной на английском языке).

Российский танк Т-80У (Производство 1987)

Специальная страница модели Подробнее

Танк Т-80У стал второй основной модернизированной серийной моделью

Российский танк Т-80У является третьей серийной моделью Т-80. Имеет новую башню, двигатель мощностью 1250 л.с., реактивную броню «Контакт-5» и ПТРК «Рефлекс».

Российский танк Т-80УК

Специальная страница модели Подробнее (перенаправляет на страницу Т-80У)

Танк Т-80УК — командирская модель Т-80У

Командирская версия Т-80У, имеет дополнительные радиоаппаратура, система наземной навигации, но самое главное система активной защиты «Штора» «Soft-Kill». На передней части турелей установлены два лазерных глушителя.

БРЭМ-80У

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе шасси Т-80У. Выделенный Страница

Т-80УД

Концепция газотурбинного двигателя оказалась популярной в некоторых аспектах с точки зрения мобильности, но отрицательно сказалась на расходе топлива и сроке службы двигателя. Был ряд проектов, экспериментирующих с дизельными двигателями в качестве альтернативы газовой турбине. Украинский производитель (Харьков) Т-80У построил собственную версию с использованием собственного многотопливного двухтактного турбопоршневого 6-цилиндрового дизельного двигателя 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. превратился в Т-84.

Специальная страница модели Подробнее

Т-80УМ-1

Экспортная модель, предложенная Омском (производитель Т-80) до его банкротства. В нем использовалась система активной защиты Arena «Hard-Kill». Арена имеет возможность обнаруживать входящие угрозы, такие как ПТРК, и запускать снаряд на пути угрозы, чтобы уничтожить ее. Автомобиль остался на этапе демонстрации и не экспортировался.

Специальная страница модели Подробнее (перенаправляет на страницу Т-80У)

Т-80УМ-2

Еще одна экспортная модель с более старой системой активной защиты Drozd «Hard-Kill». Автомобиль остался на этапе демонстрации и не экспортировался.

Специальная страница модели Подробнее (перенаправляет на страницу Т-80У)

Черный орел

На базе корпуса Т-80У были построены 2 макета танка Объект 640 Черный орел. У него было 125-мм основное орудие, автомат заряжания, динамическая защита Kaktus и активная защита Arena.

Специальная страница модели Подробнее

T-84

Будет добавлено

Оценка

Китай – Т-80БВ были поставлены в Китай для целей оценки.

Греция – Испытано против нескольких других танков, включая Challenger 2, Leclerc и Leopard 2, который в итоге стал победителем.

Morrocco – 5 были приобретены в конце 1980-х для оценки.

Швеция — Испытан в 1993 году, Швеция в конечном итоге с Leopard 2 (Strv 122).

Великобритания – 1 продан в Великобританию в 1992 году Россией.

Исправный

Беларусь – досталось в наследство 92 Т-80БВ после распада СССР.

Кипр — 41 танк, в том числе 14 Т-80УК поставлено в период с 1996 по 1997 год.

Пакистан — Украина поставила Пакистану 320 Т-80УД в период с 1997 по 1999 год.

Россия – К 1991 году на вооружении находилось 4907 танков Т-80, в основном Т-80Б и Т-80БВ. Это число уменьшилось с покупкой Т-9.0А. В 2017 году было объявлено, что Россия выведет из хранения большое количество Т-80Б/Т-80БВ и модернизирует их.

Южная Корея – 43 автомобиля поставлено партиями. Первый был для x33 поставлен в 1996-97 и x10 2005-06.

Украина – 350 танков Т-80УД остались на складах производителей после распада СССР. Некоторые остались на Украине, а другие были экспортированы в Пакистан.

Огневая мощь
Основной пистолет Гладкоствольный ствол 125 мм 2А46М-1
Высота от -5 до +14
Дополнительное оружие x1 коаксиальный 7,62-мм пулемет, x1 12,7-мм пулемет
Склад боеприпасов x38 125 мм, x1250 7,62 мм, x300 12,7 мм
Мобильность
Двигатель 1100 л. с. ГТД-1000ТФ
Трансмиссия Механическая (5 передач вперед/1 назад)
Максимальная скорость движения по шоссе 70 км/ч
Дорожный полигон 335 км
Топливный бак 1840 литров
Вертикальное препятствие
Водонепроницаемость Фординг 1,8 м, 5 м с комплектом трубок
Переход через траншею 2,85 м
Градиент 60%
Боковой уклон 40%
Размеры
Длина пистолета вперед 9,65 м
Длина корпуса
Ширина
3,58 м
Высота 2,21 м
Дорожный просвет 0,45 м
Вес 43 700 кг, также известный как боевой вес 43,7 тонны
Защита
Защита от ядерного оружия Да
Тип брони Сталь/Наклон/Ламинат/Взрывоопасный Реактивный
Системы активной защиты
Экипаж
Командир Да
Наводчик Да
Погрузчик
Водитель Да
Дополнительный экипаж
Перевозка войск н/д

Ссылки:

  • http://www. primeportal.net/tanks/carrey/t-80b/
  • Стандартный танк Т-80 Автор Steven J Zaloga (Купить на Amazon)
  • Модернизация танка Т-80Б 2017
  • Руководство по распознаванию танков Janes, 2006 г. (купить на Amazon)
  • http://www.vitalykuzmin.net/

Т-80 — самый переоцененный российский танк | Война скучна | War Is Boring

Этот дизайн 80-х стоил слишком дорого и имел серьезный конструктивный недостаток

С.К. AU-YEONG

Т-80 — яркий пример того, почему тяжелобронированные танки могут скрывать серьезные недостатки. Когда-то считавшиеся российским военным истеблишментом танками премиум-класса, Т-80 понесли тяжелые потери от легковооруженных партизан во время Первой чеченской войны. Репутация танка так и не восстановилась.

Так не должно было быть. Т-80 был последним основным боевым танком, выпущенным в Советском Союзе. Это был первый советский танк с газотурбинным двигателем, обеспечивающим максимальную скорость по шоссе 70 километров в час и эффективную удельную мощность 25,8 лошадиных сил на тонну.

Это сделало стандартный Т-80Б одним из самых маневренных танков 1980-х годов.

Боевая доблесть чеченских повстанцев и плохая российская тактика стали причиной потерь Т-80 в большей степени, чем его конструкция. Правда, у него был один существенный недостаток. Но, в конце концов, это было слишком дорого и жрало слишком много топлива. Вместо этого российские военные стали отдавать предпочтение более экономичной серии Т-72.

Т-80 представляет собой эволюцию своего предшественника Т-64. Как самая современная конструкция танка конца 19В 60-х и начале 1970-х годов Т-64 был отходом от советской склонности к простым конструкциям бронированных машин, таким как Т-54/55 и Т-62.

Например, Т-64 стал первым советским танком, в котором автомат заряжания был заменен механическим, что позволило сократить экипаж с четырех до трех человек. Вторым определяющим тренд нововведением Т-64 стало использование композитной брони, состоящей из слоев керамики и стали, что обеспечивает более высокую стойкость по сравнению со сталью только из стали .

Кроме того, Т-64 имел легкие цельностальные опорные катки малого диаметра, в отличие от больших катков с резиновым ободом на Т-55 и Т-62.

Первый серийный вариант, Т-64А, был оснащен огромной 125-миллиметровой пушкой 2А46 «Рапира», которая была настолько популярна, что устанавливалась на все последующие российские танки… вплоть до Т-90. Примечательно, что Т-64А упаковал весь этот потенциал в небольшой 37-тонный корпус — относительно легкий для танка такого размера.

Но какими бы замечательными ни были эти новшества, Т-64 имел чувствительный двигатель 5ТДФ и необычную подвеску — и то, и другое склонно к поломкам. В результате Советская армия сознательно передала танки частям, дислоцированным рядом с заводом-изготовителем в Харькове.

Хуже того, ходили слухи, что новый автомат заряжания Т-64 отгрызает руки членам экипажа, подошедшим слишком близко. Это правдоподобный сценарий, учитывая крошечное внутреннее пространство Т-64.

Устраняя автомобильные недуги Т-64А, Советы заинтересовались разработкой нового танка с газотурбинным двигателем. Газовые турбины обладают высоким ускорением и эффективной удельной мощностью, могут быстро запускаться в холодную погоду без предварительного прогрева, что необходимо в суровые зимы в России, и они легкие.

С другой стороны, газовые турбины поглощают топливо и более восприимчивы к грязи и пыли из-за их прожорливого всасывания воздуха по сравнению с обычными дизелями.

Т-80Б. Wikimedia photo

Исходная базовая модель Т-80 поступила на вооружение только в 1976 году — намного позже, чем планировалось. Советская танковая промышленность усердно отрабатывала недостатки Т-64А и готовилась к выпуску Т-72 в качестве более дешевого резервного варианта. В то же время Советы строили больше Т-55 и Т-62 для арабских союзников, которые потеряли сотни танка во время Войны Судного дня 1973 года.

У Т-80 ранних моделей тоже были свои проблемы. В ноябре 1975 года тогдашний министр обороны СССР Андрей Гречко заблокировал производство танка из-за его расточительного расхода топлива и незначительного улучшения огневой мощи по сравнению с Т-64А. Прошло еще пять месяцев, прежде чем преемник Гречко Дмитрий Устинов разрешил запуск нового танка в производство.

Первоначальная производственная линия Т-80 продолжалась два года — не так долго, — поскольку он уже превзошел танк Т-64Б, который отличался новой системой управления огнем, которая могла стрелять 9Ракеты M112 Kobra из основного орудия. А если серьезно, то Т-80 был почти в три с половиной раза дороже Т-64А.

Т-80Б пришел на смену базовой модели в 1978 году. Будучи самым передовым «премиум-танком» на Востоке, Советы, начиная с 1981 года, направили большинство Т-80Б в наиболее опасный гарнизон — Группу советских войск в Германии.

За свою высокую скорость он получил прозвище «Танк Ла-Манша». По расчетам советских военных учений, Т-80Б могли достичь побережья Атлантического океана в течение пяти дней — при условии, что у них не закончилось топливо.

Этот новый вариант позаимствован у Т-64. Помимо стрельбы обычными подкалиберными, кумулятивными и противопехотными осколочными снарядами, 125-миллиметровая гладкоствольная пушка 2А46М-1 Т-80Б могла запускать те же ракеты 9К112 «Кобра».

Поскольку эта противотанковая управляемая ракета была значительно дороже обычных танковых снарядов, танк нес только четыре ракеты по сравнению с 38 снарядами. Ракеты предназначались для поражения ударных вертолетов или машин с ПТРК за пределами досягаемости обычных артиллерийских снарядов Т-80Б.

Противопехотное вооружение танка дополнили спаренный с ним 7,62 х 54 мм пулемет ПКТ и 12,7 х 108 мм НСВТ «Утес» для командирской башенки.

Несмотря на то, что Т-80Б имел передовую композитную броню, он имел еще большую защиту благодаря динамической защите «Контакт-1» или динамической защиты. Расположенные в тех же горизонтальных слоях, что и танки Т-72А поздних серий, Т-80Б с динамической защитой назывались Т-80БВ.

Т-80БВ в строю. Wikimedia photo

В 1987 году Т-80У сменил Т-80Б в производстве, если не в абсолютных цифрах.

Внешне на Т-80У установлена ​​динамическая защита «Контакт-5». Это было улучшением по сравнению с «Контактом-1», в котором использовался дополнительный массив битумной черепицы, наполненной взрывчаткой. Вместо этого «Контакт-5» представлял собой заводской набор пластин, направленных вперед, чтобы максимально увеличить угол отклонения входящих снарядов. «Контакт-1» был полезен только против кумулятивных боеголовок, в то время как «Контакт-5» также добавлял устойчивости к подкалиберным снарядам с кинетической энергией.

Внутри Т-80У заменил систему управления огнем 1А33 Т-80Б на более совершенную 1А45. Инженеры заменили ракеты «Кобра» на 9 с лазерным наведением.Управляемая ракета К119 «Рефлекс» — более надежное, дальнобойное и мощное оружие. Т-80У напихали на семь выстрелов 125-миллиметровых снарядов больше, чем Т-80Б.

Но в производстве Т-80У продержался недолго. Его новая турбина ГТД-1250 по-прежнему была слишком требовательна к топливу и требовательна к обслуживанию. На смену ему пришел дизельный Т-80УД. Это был последний вариант Т-80, произведенный в Советском Союзе. Кроме того, это был первый в своем роде бой за пределами учебной школы… если под «боевыми действиями» подразумевались обстрелы российского парламента танковыми снарядами для урегулирования конфликта 19 октября. 93 конституционный кризис.

Сепаратистская война в Чечне в декабре 1994 года стала первой акцией для Т-80, где стрельба шла в обе стороны… и это была эпическая катастрофа.

Когда повстанцы в Чечне провозгласили независимость своей страны, президент России Борис Ельцин приказал войскам вернуть бывшую советскую республику силой. Эти войска взяли с собой Т-80Б и БВ. Солдаты никогда раньше не тренировались с Т-80. Не подозревая о прожорливости нового танка к топливу, они работали всухую на холостом ходу.

Стандартный танк Т-80: последний бронетанковый чемпион Советской Армии (новый авангард)

Наступление русских на столицу Чечни Грозный обернулось для оккупантов чуть ли не бойней — с декабря 2019 года погибло около 1000 солдат и было уничтожено 200 единиц техники. 31 декабря 1994 года до следующего новогоднего вечера. Т-80Б и Т-80БВ, как самая совершенная машина российского десанта, понесли ужасающие потери.

Десятки этих танков, невосприимчивых к прямым лобовым попаданиям, были уничтожены катастрофическими взрывами, их башни оторвало после многочисленных ударов реактивных гранатометов РПГ-7В и РПГ-18 чеченских повстанцев.

Т-80УД во время кризиса 1993 года. ИТАР-ТАСС фото

Выяснилось — автомат заряжания Коржина Т-80 имел фатальный конструктивный недостаток. Автомат заряжания хранил готовый порох в вертикальном положении, его частично защищали только опорные катки танка. Попадание РПГ в борта Т-80 выше опорных катков могло привести к взрыву пороха, что привело к взрывному обезглавливанию танка.

В этом отношении танки Т-72А и Б, получившие такое же наказание, имели несколько более высокую вероятность выжить при фланговых ударах, поскольку их автоматы заряжания хранили топливо в горизонтальном положении ниже обода их опорных катков.

Вторым серьезным недостатком Т-80, как и предыдущих российских танков, был минимальный угол возвышения и склонения орудия. Пушка танка не могла вести ответный огонь по боевикам, стрелявшим из комнат верхних этажей или подвалов.

Справедливости ради следует сказать, что потери Т-80 скорее всего произошли по вине плохой подготовки экипажей, недостаточной подготовки и провальной тактики. Спешка России к войне была такова, что Т-80БВ вошли в Грозный без взрывчатого вещества в панелях динамической защиты, что делало броню бесполезной. Утверждалось даже, что некоторые солдаты продавали взрывные вкладыши, чтобы увеличить свое жалованье.

Советская армия давно забыла тяжелые уроки боевых действий в городских условиях Второй мировой войны. Во время холодной войны только коммандос спецназа и берлинский гарнизон готовились к серьезным боям в городе. Ожидая слабого сопротивления, российские войска вошли в Грозный с пехотой, застегнутой внутри своих БМП и БТР. Их командиры заблудились, потому что у них не было подходящих карт.

Поскольку российские солдаты неохотно покидали свои транспорты и зачищали здания комнату за комнатой, их чеченские противники, которые знали слабые места российской техники еще с советских времен, могли свободно превращать танки и другую бронетехнику в крематории.

Российскому высшему командованию было легко обвинить в чеченской катастрофе конструкцию Т-80, а не неумелое оперативное планирование и тактические недостатки. Но, в конечном счете, нехватка денег привела к тому, что более дешевый Т-72 вытеснил Т-80 в качестве предпочтительного выбора для экспортных продаж России и ее постчеченских войн.

Когда распался Советский Союз, Россия уступила завод по производству Т-80УД в Харькове новой независимой Украине. Завод Т-80У в Омске обанкротился, а ленинградский завод ЛКЗ больше не производил прежний Т-80БВ.

Для России иметь три типа танков — Т-72 (А и Б), Т-80 (БВ, У и УД) и Т-90 (ребрендинг Т-72БУ) — не имело ни финансового, ни логистического смысла . Каждый танк имел одинаковую 125-миллиметровую пушку 2А46М и управляемые ракеты аналогичного действия. Но все они имели разных двигателя, системы управления огнем и шасси.

Проще говоря, эти танки предлагали общность возможностей, но разнообразие запчастей, а не общие запчасти и разнообразие возможности . Поскольку Т-80У был намного дороже Т-72Б, для испытывающей финансовые трудности России было вполне логично отдать предпочтение Т-72.